Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды представительства в административном судопроизводстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Понятие представительства
- Когда представительство необходимо?
- Кто может стать представителем в суде?
- Полномочия судебного представителя
- Виды представительства
- Добровольное
- По назначению суда
- Законное представительство
- Общественное
- Как стать судебным представителем — порядок оформления полномочий
Представительство в суде и роль самого представителя сложно недооценивать. Это не просто лицо, представляющее интересы стороны по делу, это главный защитник его прав перед оппонентом в споре. Насколько будут убедительны и основаны на законах его доводы, настолько положительным будет решение суда по делу.
В зависимости от вида судопроизводства – арбитражного или гражданского – могут отличаться и некоторые нюансы оформления полномочий представителя и отдельные его действия.
§ 8. Представительство в делах административного судопроизводства
Юридическое представительство интересов в суде – это совершение доверенным лицом определенных процессуальных действий, а также реализация прав и обязанностей своего доверителя в судебном процессе.
Действующее гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство предоставляет гражданам, организациям возможность вести свои дела через представителей, привлекаемых в установленном законом порядке.
Направление в судебный процесс своего представителя – это право, но никак не обязанность стороны по делу. В большинстве случаев необходимость участия в деле представителя обусловлена отсутствием необходимых юридических познаний, навыков для эффективной защиты своих прав.
Если нет возможности лично принимать участие в судебном заседании, сторона может направить в суд свое доверенное лицо. Так же это не лишает ее права участвовать в судебном заседании наравне со своим представителем.
В судебном процессе нередко принимают участие общественные организации, выступающие от имени общества и в интересах неопределенного круга лиц.
Общественная организация и ее члены вправе защищать не только интересы своей организации, но и отдельных граждан, организаций.
Как пример: правозащитная организация «Агора», известная по многочисленным случаям предоставления на бесплатной основе общественных представителей по различным гражданским, административным и уголовным делам. Основной профиль организации – защита граждан по спорам с органами власти, правоохранительными структурами и в иных, вызывающих высокий общественный резонанс, случаях.
Представитель, действующий в общественных целях, обладает всеми теми же правами и полномочиями, что и привлекаемый в рамках добровольного представительства. Однако вопреки воли представляемого действовать он не может и в любом случае допускается в дело лишь при подтверждении полномочий и согласия доверителя.
Глава 5. Представительство в суде (ст. 54 — 58)
- К вопросу о судебном представителе: некоторые теоретические и практические проблемы 2017 / Казиханова Светлана Сергеевна
- Представительство в административном судопроизводстве (дискуссионные вопросы) 2016 / Татьянин Дмитрий Владимирович
- О полномочиях представителя в административном судебном процессе Российской Федерации 2017 / Соловьёв Андрей Александрович
- Право на судебную защиту в контексте применения статьи 208 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации 2018 / Папуша Анна Александровна
- Представительство по назначению суда как самостоятельный вид судебного представительства 2015 / Казиханова С.С.
1. Понятие и классификация субъектов административного судопроизводства. Рассмотрение административного дела невозможно без привлечения самого разного круга его участников, каждый из которых сообразно своему процессуальному положению наделяется определенным кругом прав и обязанностей, обладает возможностью либо не имеет возможности влиять на динамику административного судопроизводства.
Таким образом, субъекты административного судопроизводства — это участники возникающих при рассмотрении и разрешении дел административного судопроизводства процессуальных отношений.
1. Состав суда по административному делу. В соответствии со ст. 28 КАС состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы. Административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.
По общему правилу административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Коллегиальным может быть состав из трех судей в суде первой и апелляционной инстанций. Состав суда в кассационной и надзорной инстанциях определяется по правилам для данных стадий по пересмотру судебных актов. При этом в случае коллегиального рассмотрения административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.
В суде первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех судей:
- административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
- административные дела о расформировании избирательных комиссий;
- административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов Президента РФ, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, о результатах референдума Российской Федерации;
- административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;
- административные дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
- административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией ВС РФ.
Замена судьи или нескольких судей возможна в случаях:
- заявленного и удовлетворенного самоотвода или отвода судьи;
- длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, учебы, служебной командировки;
- прекращения или приостановления полномочий судьи по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
В случае замены судьи или нескольких судей в процессе рассмотрения административного дела судебное разбирательство производится с самого начала.
2. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении административного дела. В качестве дополнительной гарантии объективности судей в ст. 32 КАС установлены ограничения на повторное участие судьи в одном и том же деле. В частности, судья, принимавший участие в рассмотрении административного дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Такие же ограничения действуют в отношении судей вышестоящих инстанций, которые после этого не вправе участвовать повторно в рассмотрении того же самого дела в любой из судебных инстанций — первой и любой инстанции по пересмотру судебных актов. Например, судья, принимавший участие в рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой, кассационной и надзорной инстанций и т.д.
3. Отводы. Право отвода является одной из гарантий, обеспечивающих действие принципа независимости судей, поскольку позволяет устранить сомнения в их беспристрастности и объективности. Этим же целям служит право отвода прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика.
В частности, согласно ст. 31 КАС судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и подлежит отводу, если он:
- участвовал в предыдущем рассмотрении данного административного дела в качестве судьи и в соответствии с требованиями КАС его повторное участие в рассмотрении административного дела является недопустимым;
- участвовал в предыдущем рассмотрении данного административного дела в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, специалиста, переводчика или свидетеля;
- является членом семьи, родственником или родственником супруга кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
- лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе административного дела.
Судья также не может участвовать в рассмотрении административного дела и подлежит отводу, если имеются иные, не указанные выше обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности, например, судья работал ранее вместе с одной из сторон в одной и той же организации, находясь в отношениях соподчинения.
Административное дело о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не может рассматриваться судьей, если он ранее принимал участие в рассмотрении дела, в связи с которым возникли основания для предъявления таких требований. В состав суда, рассматривающего административное дело, не могут входить лица, которые состоят в родстве между собой, являются членами одной семьи, родственниками или супруги которых являются родственниками.
1. Понятие сторон в делах административного судопроизводства. Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.
Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:
1) стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту; стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
2) наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
3) субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.
Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик», а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица» (при этом термин «заинтересованные лица» получил в КАС совершенно новое смысловое наполнение — подробнее см. § 4 данной главы учебника). Далее по тексту настоящей главы мы будем именовать стороны «административный истец» и «административный ответчик».
Административный истец — это лицо, обратившееся в суд за защитой своих публичных прав, свобод, законных интересов, а также лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином.
Действующее процессуальное законодательство к административным истцам также относит и субъектов, которые обращаются для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, — прокурора, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностных лиц (ч. 2 ст. 38, ст. 39 КАС, ст. 52, 53 АПК). Здесь необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, строго говоря, в этих случаях материально-правовые последствия возникают для соответствующего публичного образования (например, если контрольный орган обратился в суд с требованием о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, то материально-правовые последствия судебного решения будут распространяться не на сам орган, а непосредственно на Российскую Федерацию как публичное образование). Однако законодатель отступает от доктринальных положений и в подобных ситуациях правами и обязанностями административного истца наделяет соответствующий орган либо должностное лицо.
Во-вторых, следует учитывать, что в некоторых случаях прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица уполномочены обращаться в защиту публичных прав, свобод, законных интересов частных субъектов (граждан, юридических лиц и др.). Здесь статусом административного истца будут обладать именно эти частные субъекты, а публичные субъекты, обратившиеся в их интересах, хотя и наделяются процессуальными правами административного истца, в процессе тем не менее занимают совершенно самостоятельное положение (подробнее см. § 5, 6 данной главы учебника).
Административных истцов можно разделить на две условные группы:
1) субъекты, для наделения которых статусом административного истца не требуется специального указания в законе:
- граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства;
- российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации;
- общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами;
2) субъекты, возможность наделения которых статусом административного истца связана с прямым указанием закона:
- органы государственной власти, иные государственные органы;
- органы местного самоуправления;
- избирательные комиссии, комиссии референдума;
- иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица (например, Председатель ВС РФ при обращении в Дисциплинарную коллегию по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка будет наделен статусом административного истца в соответствии с ч. 2 ст. 229, ч. 2 ст. 230 КАС).
Административный ответчик — это лицо, к которому в судебном порядке предъявлено материально-правовое требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений.
Понятие «заинтересованное лицо», используемое в КАС, тождественно понятию «третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора», которым оперирует ст. 51 АПК. К сожалению, законодатель не всегда придерживается единой терминологии для аналогичных правовых конструкций. Дополнительную путаницу вносит то, что понятие «заинтересованное лицо» используется и в АПК, притом в разных значениях:
- как имеющее правовой интерес лицо, привлекаемое по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, делам о несостоятельности (банкротстве) и делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
- как субъект, обращающийся в арбитражный суд с каким-либо заявлением;
- как лицо, чья заинтересованность в определенном разрешении дела предполагается, но которое к участию в деле еще не привлечено;
- как лицо, которому направляется копия судебного акта.
Обратим внимание, что в настоящей главе мы рассматриваем заинтересованных лиц исключительно как лиц, участвующих в деле, как аналог имеющегося в гражданском и арбитражном процессах понятия «третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора».
Итак, заинтересованные лица — это такие участники процесса, которые вступают в дело на стороне административного истца или административного ответчика для охраны собственных интересов, поскольку судебное решение по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Соответственно, можно выделить следующие признаки заинтересованных лиц:
1) отсутствие у заинтересованных лиц самостоятельного материально-правового притязания;
2) заинтересованные лица не являются субъектами спорного публичного материального правоотношения;
3) отсутствие материально-правовых притязаний к заинтересованным лицам со стороны административного истца.
Важным следствием этого является невозможность возложения на заинтересованных лиц каких-либо материально-правовых обязанностей либо разрешения вопросов, касающихся непосредственно субъективных прав заинтересованных лиц (это недопустимо ни на основании судебного решения, ни на основании определения суда об утверждении соглашения о примирении сторон либо мирового соглашения);
4) вступление заинтересованных лиц в уже возбужденное другими субъектами дело.
Данный признак, однако, не исключает возможности для административного истца указать заинтересованное лицо прямо в тексте административного искового заявления;
5) участие заинтересованного лица в деле на стороне административного истца или административного ответчика;
6) наличие материально-правовой связи с тем лицом, на стороне которого заинтересованное лицо выступает;
7) цель участия в административном деле заинтересованного лица — отстаивание собственных материально-правовых интересов, на которые судебный акт по делу может определенным образом повлиять. Одновременно привлечение заинтересованных лиц преследует и чисто процессуальную цель — исключить вынесение противоречивых судебных актов.
В качестве примера привлечения к участию в административном деле заинтересованных лиц можно привести ситуацию, когда одной из сторон исполнительного производства (взыскателем или должником) оспаривается законность решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, — в этом случае в качестве заинтересованного лица должна привлекаться другая сторона исполнительного производства.
Процессуальные права заинтересованных лиц идентичны правам сторон. Однако заинтересованные лица в силу отсутствия непосредственной связи со спорным материально-правовым правоотношением не обладают правом:
- на изменение основания или предмета административного иска;
- на увеличение или уменьшение размера исковых требований;
- на отказ от административного иска;
- на признание административного иска;
- на заключение соглашения о примирении (мирового соглашения);
- на предъявление встречного административного иска;
- требовать принудительного исполнения судебного акта.
Инициаторами привлечения в процесс заинтересованных лиц могут выступать как сами указанные субъекты, так и иные лица, участвующие в деле. Суд может привлечь заинтересованных лиц к участию в деле по собственной инициативе. О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом судом выносится определение.
Хронологически возможность вступления в процесс для заинтересованных лиц ограничена моментом принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции.
В случае если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются с начала.
Глава 5 КАС РФ. Представительство в суде (действующая редакция)
1. Понятие и основания участия прокурора в административном судопроизводстве. Участие прокурора основано на ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
Прокурор, согласно ст. 39 КАС, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса. Указанные две формы участия прокурора в судебном административном процессе имеют определенное сходство с участием прокурора в гражданском (ст. 45 ГПК) и арбитражном (ст. 52 АПК) процессах. Общими являются цели участия, а также статус лица, участвующего в деле. Однако различаются категории дел, основания участия прокурора в том или ином процессе.
Таким образом, статус прокурора в судебном административном процессе проявляется в нескольких качествах. Во-первых, прокурор в административном судопроизводстве защищает публичные интересы в формах и по основаниям, которые предусмотрены КАС. Участие прокурора в административном судопроизводстве представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и должностными лицами. При этом защита публичных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает прямо из ч. 1 ст. 39 КАС. Во-вторых, прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле. Об этом прямо сказано в ст. 35 вышеупомянутого Закона, согласно которой полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.
2. Обращение прокурора с административным исковым заявлением. Указанное обращение возможно в порядке универсальной компетенции в защиту следующих субъектов российского права:
- прав, свобод и законных интересов граждан;
- неопределенного круга лиц;
- интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Кроме того, обращение прокурора с административным исковым заявлением возможно в рамках его специальной компетенции в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При применении указанных положений важно обратить внимание на следующее. Основания для обращения в суд для прокурора носят двоякий характер. Во-первых, часть оснований носит оценочный характер и определяется необходимостью защиты прав граждан, неопределенного круга лиц, интересов публично-правовых субъектов. При этом прокурор сам определяет характер и степень интереса, подлежащего защите, с правом окончательной оценки со стороны суда.
Например, в соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» прокурор в случае, предусмотренном ст. 39 КАС, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
При обращении в суд в защиту прав граждан необходимым условием является невозможность для гражданина по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам самостоятельно обратиться в суд. Поэтому соответствующие обстоятельства должны быть приведены в административном исковом заявлении прокурора.
Обращение в защиту неопределенного круга лиц может быть связано с оспариванием нормативного или ненормативного правового акта, который нарушает права этих лиц, например, в сфере организации городского и коммунального хозяйства, строительства и т.д.
Обращение в защиту публичных образований (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) осуществляется в случаях особой социальной значимости и важности, например в связи с изданием субъектом РФ правового акта, нарушающего права муниципальных образований.
Во-вторых, предъявление административного искового заявления возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом. В этой ситуации прокурор имеет безусловное право на обращение в суд в порядке административного судопроизводства, поскольку здесь нет необходимости, в отличие от обращения в защиту прав граждан, неопределенного круга лиц, интересов публичных образований, обосновывать наличие интереса в возбуждении дела прокурором.
1. Понятие и формы участия лиц, защищающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы. В административном судопроизводстве в соответствии со ст. 40 и 42 КАС возможно обращение ряда субъектов с административным исковым заявлением с целью защиты «чужих» либо коллективных интересов. При этом в судебном административном процессе, как и в арбитражном процессе (в отличие от ст. 47 ГПК), не предусмотрена такая форма участия субъектов, защищающих «чужие» интересы, как дача заключения по делу.
В отличие от участия прокурора обращение всех лиц, перечисленных в ст. 40 КАС, в защиту «чужих» интересов возможно только в случаях, предусмотренных федеральными конституционными и (или) федеральными законами. Субъекты, названные в упомянутой статье, не наделены полномочием по обращению в суд только исходя из выявленной ими необходимости защиты «чужих» интересов. Обязательным условием является наделение их законом правом на обращение в суд в порядке административного судопроизводства. В этом смысле основания, указанные в ст. 40 КАС, носят бланкетный характер, поскольку необходимо правовое основание иска в виде наделения истца правом на обращение в суд в защиту «чужих» интересов.
Защита неопределенного круга лиц предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, например лиц, права которых нарушены изданием не соответствующего закону акта органа местного самоуправления. Таким образом, иском о защите неопределенного круга лиц защищается только их общий интерес, интересы отдельных лиц должны защищаться с помощью отдельных исков каждого гражданина, входящего в неопределенный круг лиц.
Защита публичных интересов предполагает, что в данном случае государственные органы, должностные лица, уполномоченные по правам человека, разного уровня реализуют свою компетенцию и полномочия. При этом обратившиеся в суд лица не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению суда, поскольку предъявленный ими административный иск направлен на защиту публичных интересов. Однако защита публичных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска).
Понятие публичного интереса является оценочным и не тождественным понятию публичного права. Речь идет о защите публичного интереса, выражающегося в необходимости защиты интересов всего общества, определенных групп граждан и организаций исходя из различных признаков — территории, места проживания, рода занятий и т.д.
Например, согласно ч. 1 ст. 286 КАС органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В данном случае защищаются публичные интересы всего общества, связанные с необходимостью исполнения налогового законодательства и принуждением к исполнению обязанностей по уплате платежей и санкций.
В качестве лиц, которым дано право обращения в защиту неопределенного круга лиц и публичных интересов, названы:
- государственные органы;
- должностные лица;
- уполномоченные по правам человека федерального и регионального уровней, органы, организации, включая общественные объединения, и граждане.
Защита других лиц осуществляется в случаях, предусмотренных КАС и другими федеральными законами, по обращению в суд органов, организаций и граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Право организаций и граждан на обращение в суд в защиту других лиц может быть реализовано при наличии специального указания в федеральных законах, но без специального уполномочения со стороны лиц, в интересах которых подается административный иск.
Такой порядок связан с тем, что в силу принципа диспозитивности правом на обращение в суд обладают только сами заинтересованные лица, а иные лица — только в случаях, предусмотренных КАС (ч. 1 ст. 4 КАС). Поэтому согласно ч. 2 ст. 128 КАС в принятии административного искового заявления будет отказано, если оно подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым КАС или другими федеральными ��аконами не предоставлено такое право.
1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.
Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.
При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.
Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката.
2. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.
Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства. В частности, законное представительство возникает в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия.
Поэтому права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста 18 лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.
При этом законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае если КАС предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.
Договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов могут в соответствии со ст. 2 Закона об адвокатуре выступать лица, получившие установленный данным Законом статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Трудовой договор (контракт) лежит в основе представительства юрисконсультом и другими работниками интересов организации, где они работают. В условиях трудового договора (контракта) может быть предусмотрено условие о необходимости представления интересов орга��изации в судах.
- Беспалов Ю.Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный научно-практический). М.: Проспект, 2016. 768 с.
- Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А.А. Муравьева. М.: Проспект, 2015. 408 с.
- Парфирьев Д.Н. Несоответствие целей назначения и полномочий адвоката ответчика, место жительства которого неизвестно // Адвокатская практика. 2015. N 2. С. 20 — 24.
- Пешкова Т.В. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: значение, проблемы, дальнейшие перспективы // Российский судья. 2015. N 9. С. 14 — 16.
- Чудиновская Н.А. Институт представительства в современном цивилистическом процессе: некоторые аспекты // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 10. С. 17 — 22.
Порядок оформления полномочий адвоката в различных видах судопроизводства
- О журнале
- Порядок доступа к материалам
- Цели публикации
- Правила публикации
- Редакционная коллегия
- Авторы
- Обратная связь
- Колонка редакции
- 4/2018
- 3/2017
- 2/2017
- 1/2017
- 4/2016
- 3/2016
- 2/2016
- 1/2016
- 2/2015
- 1/2015
- 1/2014
- 2/2015
Автор: Леонова Л.Ю.Краткая информация об авторах:
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры права и правовых проблем управления Московского городского педагогического университета
Аннотация:
В настоящей статье автором проводится сравнительно-правовой анализ представительства в гражданском процессуальном законодательстве и административном судопроизводстве. В процессе исследования автор исследует мнения учёных правоведов, анализирует нормы отечественного законодательства. В заключение автор отмечает, что нормы, регулирующие представительство в административном судопроизводстве имеют довольно прогрессивный характер и смогут обеспечить высокий уровень представительства в суде.
Ключевые слова:
закон, право, судопроизводство, процесс, анализ, Россия, РФ.
Ведение административных дел в суде через представителя повышает шансы представляемого на максимально благоприятный исход в деле. Так, статья 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) прямо указывает, что гражданин, обладая административной процессуальной дееспособностью вправе самостоятельно вести свои дела лично или через представителей.
Однако нередким случаем является отсутствие или ограничение дееспособности у граждан. В таком случае в качестве представителей могут выступать их законные представители (т.е. лица, наделенные этим правом в силу закона и состоящие в определенном родстве или определенной правовой связи), а именно: родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
Между тем, законные представители вправе выбрать для представления интересов недееспособного иное лицо, предпочтительно профессионального юриста. При этом законодатель закрепил противоречивое положение о том, что КАС РФ может предусматривать случаи, когда участие представителя (а не законного представителя) является обязательным. Встает вопрос, что делать в ситуации, если родители ребенка являются профессиональными юристами, т.е. вполне могут удовлетворять требованиям, предъявляемым к представителю. Могут ли они в таком случае выступать в роли представителя?
Аналогичный порядок представления интересов предусмотрен и для ограниченных в дееспособности.
В перечисленных выше случаях представителя выбирает или сам представляемый или представитель определен в силу закона, однако часть 4 статьи 54 КАС РФ предусматривает случаи, например, когда решается вопрос в отношении административного ответчика о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в недобровольном порядке, в которых суд сам назначает представителя (адвоката).
Если говорить о делах, где в качестве ответчика выступает организация, то права последней может защищать единоличный орган управления организации (например, генеральный директор) или уполномоченное таким органом лицо.
Если же рассматривать вопрос о представлении интересов в суде органов публичной власти, то здесь речь пойдет о руководителях либо представителях указанных органов. В статье 54 КАС РФ также представлены иные случае представления интересов в административном деле.
В качестве представителей в административном деле согласно статье 55 КАС РФ могут быть адвокаты либо иные лица, которые обладают полной дееспособностью, а также не состоят под опекой (попечительством) и имеют высшее юридическое образование. Таким образом, можно видеть, что КАС РФ первым реализовал на практике ограниченную монополию профессиональных юристов на представление интересов в суде в качестве представителей.
Важно отметить, что законодатель не предъявляет к законным представителям требований по наличию высшего юридического образования, достаточно наличия полной дееспособности.
КАС РФ содержит классический перечень лиц, которые не могут быть представителями физических и юридических лиц (ИП) в суде, хотя и удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним. К таким лицам относятся судьи, прокуроры, следователи и иные лица.
Говоря об объеме полномочий необходимо сказать, что он обладает всеми процессуальными правами представляемого и может совершать все процессуальные действия, которыми наделен представляемый (статья 56 КАС РФ). Между тем, КАС РФ устанавливает и определенные исключения из данного правила. Так, представитель не может давать объяснения и пояснения суду, которые должен дать представляемый (можно сказать, что такие объяснения тесно связаны с личностью, могут быть известны только ей или, например, суд интересует отношение лица к совершенному деянию).
Кроме того, законом предусмотрен перечень прав, который должен быть отдельно отражен в доверенности, выдаваемой представителю представляемый. К таким правам относится:
1) право на подписание административного искового заявления и возражений, подачу их в суд;
2) полномочие на подачу встречного административного искового заявления;
3) право на полный или частичный отказ или признание административного иска;
4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;
5) право на обжалование судебных актов;
6) и иные права.
Статья подготовлена: 12.12.2016
Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «БРАС»
- Судебные разбирательства и разрешение споров
- Сопровождение коммерческой деятельности
- Международное торговое право и иностранные инвестиции
- Недвижимость
- Государственные и корпоративные закупки
- Антимонопольное право
- Здравоохранение и фармацевтика
- Торговля
- Транспорт и логистика
- Банки и финансовые институты
- Технологии, медиа и телекоммуникации (TMT)
- Энергетика
- Строительство
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
В.13. Представительство в административном судопроизводстве.
Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства. В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.
При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:
- на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
- ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
- представление встречных требований;
- подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
- отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
- изменение предмета или основания иска;
- передоверие своих полномочий другому субъекту;
- подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- оспаривание принятого судом акта;
- представление исполнительной документации к взысканию;
- получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).
Обратите внимание! Законодатель указывает, что вышеперечисленные полномочия должны быть в обязательном порядке отражены в доверенности на представителя или ином документе, подтверждающем правомочия последнего (п. 2 ст. 56 КАС РФ).
Важно! Фиксация в доверенности правомочия представителя на подписание искового заявления и передачу его в судебный орган означает и наличие у него правомочия на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа (п. 21 ППВС № 36).
Суд обязан провести проверку полномочий лиц — участников процесса, а также их представителей и законных представителей (п. 1 ст. 58 КАС РФ). Такая проверка производится посредством исследования документов, подтверждающих личность и полномочия названных субъектов (перечень таких документов был рассмотрен нами выше).
Важно! Полномочия представителя могут быть озвучены в устном заявлении представляемого субъекта во время судебного заседания, что подлежит отражению в протоколе. При этом указанные полномочия будут действовать только в течение того судебного заседания, во время которого они были заявлены (п. 20 ППВС № 36).
Если к представителю устанавливаются определенные квалификационные требования, то соответствие им должно быть надлежащим образом подтверждено (например, дипломом, адвокатским удостоверением и т. д.).
Суд не допустит лицо к участию в административном процессе в качестве представителя, если:
- такое лицо не представит документацию, подтверждающую его полномочия;
- предъявленные документы не будут соответствовать установленным КАС РФ и иным законами требованиям;
- будут нарушены правила о представительстве, установленные КАС РФ.
Если не обладающий процессуальной дееспособностью в рамках КАС РФ субъект не имеет представителя или его законный представитель не правомочен вести по законным основаниям дела от имени такого лица, то суд по собственной инициативе приостанавливает производство и поручает уполномоченным органам назначить представителя или заменить законного представителя такого лица. В первом случае уполномоченными органами являются адвокатские палаты субъектов РФ, во втором — органы опеки и попечительства (п. 23 ППВС № 36).
***
Итак, представитель в административном процессе должен отвечать следующим требованиям:
- быть полностью дееспособным;
- не находиться под опекой и попечительством;
- иметь высшее юридическое образование;
- не занимать определенные должности в госорганах, кроме регламентированных законодательством ситуаций.
Полномочия представителя должны быть подтверждены надлежащим образом, в противном случае соответствующие субъекты не будут допущены судом к участию в процессе в названной роли. КАС РФ разграничивает понятия «представитель» и «законный представитель».
Статьей 118 Конституции РФ предусмотрено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Административное судопроизводство в рамках действующей судебной системы осуществляется помимо судов общей юрисдикции также и арбитражными судами РФ.
Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, представляет собой рассмотрение споров, связанных:
— с административной ответственностью организаций и граждан-предпринимателей, а также
— с обжалованием значительного числа актов органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Следует отметить, что административные правоотношения характеризуются:
— неравным процессуальным положением сторон;
— особенностями форм защиты нарушенного права и
— отличиями в последствиях нарушения прав.
Поэтому административному судопроизводству в арбитражных судах присущи следующие признаки:
1) неравноправное положение участников (сторон) в этих правоотношениях, поскольку с одной стороны в них выступает орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями, с другой стороны – организация или гражданин, не обладающие ими;
2) суд осуществляет специфическую функцию, состоящую не только в разрешении спора, как в исковых делах, но и в производстве судебного контроля за законностью действий органов и должностных лиц;
3) производство по этим спорам включает дела не только из административных отношений, но и по спорам, возникающим из налоговых, конституционных, бюджетных и прочих публичных отношений.
[3]
В этой ситуации сама процессуальная форма административного судопроизводства по рассмотрению споров, возникающих из этих отношений, способствует выравниванию положения сторон.
Виды административного судопроизводства:
— рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов, а также дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности,
— рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности,
— рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
2.
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Производство по делам административного судопроизводства в суде первой инстанции
Раздел III. Особенности производства по отдельным категориям административных дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах
Раздел IV. Производства по пересмотру судебных актов
Некоторые проблемы представительства в административном судопроизводстве *
Вопросы для подготовки
1. Понятые и классификация субъектов по делам административного судопроизводства.
2. Суд как субъект по делам административного судопроизводства. Секретарь судебного заседания.
3. Стороны административного дела. Замена ненадлежащей стороны.
4. Процессуальные права и обязанности сторон в административном деле.
5. Процессуальное соучастие и процессуальное правопреемство.
- Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
- Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
- История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
Представительство в суде осуществляется профессиональным юристом и включает в себя оказание следующих услуг:
- первичная консультация;
- изучение материалов дела, имеющихся доказательств и оценка перспектив дальнейшего разбирательства;
- сбор дополнительных доказательств, поиск свидетелей и ведение с ними переговоров о привлечении их к участию в процессе;
- поиск сведений о любых нарушениях, допущенных должностными лицами;
- подготовка процессуальных документов и передача их на рассмотрение в суд;
- участие в судебном процессе на всех его стадиях;
- обжалование вынесенного судебного акта в вышестоящих судебных инстанциях.
Законодатель не запрещает участнику административного разбирательства самостоятельно защищать свои интересы в суде. Однако привлечение представителя может оказать положительное влияние на рассмотрение дела:
- юрист обладает необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, которые позволят ему найти правильные ответы на все возникающие материально- и процессуально-правовые вопросы;
- участие юриста позволитповысить вероятность положительного исхода дела или минимизировать негативные последствия судебного акта, вынесенного не в пользу доверителя.
Чтобы воспользоваться помощью представителя в суде Москвы, необходимо заключить соглашение об оказании юридической помощи с адвокатским бюро в Москве. В документе фиксируется перечень оказываемых услуг, их точная стоимость и сроки предоставления. Связаться с бюро можно по телефону, электронной почте или лично посетив московский офис.
Особенности судебного представительства
1. Понятие и формы участия лиц, защищающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы. В административном судопроизводстве в соответствии со ст. 40 и 42 КАС возможно обращение ряда субъектов с административным исковым заявлением с целью защиты «чужих» либо коллективных интересов. При этом в судебном административном процессе, как и в арбитражном процессе (в отличие от ст. 47 ГПК), не предусмотрена такая форма участия субъектов, защищающих «чужие» интересы, как дача заключения по делу.
В отличие от участия прокурора обращение всех лиц, перечисленных в ст. 40 КАС, в защиту «чужих» интересов возможно только в случаях, предусмотренных федеральными конституционными и (или) федеральными законами. Субъекты, названные в упомянутой статье, не наделены полномочием по обращению в суд только исходя из выявленной ими необходимости защиты «чужих» интересов. Обязательным условием является наделение их законом правом на обращение в суд в порядке административного судопроизводства. В этом смысле основания, указанные в ст. 40 КАС, носят бланкетный характер, поскольку необходимо правовое основание иска в виде наделения истца правом на обращение в суд в защиту «чужих» интересов.
Защита неопределенного круга лиц предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, например лиц, права которых нарушены изданием не соответствующего закону акта органа местного самоуправления. Таким образом, иском о защите неопределенного круга лиц защищается только их общий интерес, интересы отдельных лиц должны защищаться с помощью отдельных исков каждого гражданина, входящего в неопределенный круг лиц.
Защита публичных интересов предполагает, что в данном случае государственные органы, должностные лица, уполномоченные по правам человека, разного уровня реализуют свою компетенцию и полномочия. При этом обратившиеся в суд лица не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению суда, поскольку предъявленный ими административный иск направлен на защиту публичных интересов. Однако защита публичных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска).
Понятие публичного интереса является оценочным и не тождественным понятию публичного права. Речь идет о защите публичного интереса, выражающегося в необходимости защиты интересов всего общества, определенных групп граждан и организаций исходя из различных признаков — территории, места проживания, рода занятий и т.д.
Например, согласно ч. 1 ст. 286 КАС органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В данном случае защищаются публичные интересы всего общества, связанные с необходимостью исполнения налогового законодательства и принуждением к исполнению обязанностей по уплате платежей и санкций.
В качестве лиц, которым дано право обращения в защиту неопределенного круга лиц и публичных интересов, названы:
- государственные органы;
- должностные лица;
- уполномоченные по правам человека федерального и регионального уровней, органы, организации, включая общественные объединения, и граждане.
Защита других лиц осуществляется в случаях, предусмотренных КАС и другими федеральными законами, по обращению в суд органов, организаций и граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Право организаций и граждан на обращение в суд в защиту других лиц может быть реализовано при наличии специального указания в федеральных законах, но без специального уполномочения со стороны лиц, в интересах которых подается административный иск.
Такой порядок связан с тем, что в силу принципа диспозитивности правом на обращение в суд обладают только сами заинтересованные лица, а иные лица — только в случаях, предусмотренных КАС (ч. 1 ст. 4 КАС). Поэтому согласно ч. 2 ст. 128 КАС в принятии административного искового заявления будет отказано, если оно подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым КАС или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личн��е участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.
Суд не допустит лицо к участию в административном процессе в качестве представителя, если:
- такое лицо не представит документацию, подтверждающую его полномочия;
- предъявленные документы не будут соответствовать установленным КАС РФ и иным законами требованиям;
- будут нарушены правила о представительстве, установленные КАС РФ.
Если не обладающий процессуальной дееспособностью в рамках КАС РФ субъект не имеет представителя или его законный представитель не правомочен вести по законным основаниям дела от имени такого лица, то суд по собственной инициативе приостанавливает производство и поручает уполномоченным органам назначить представителя или заменить законного представителя такого лица. В первом случае уполномоченными органами являются адвокатские палаты субъектов РФ, во втором — органы опеки и попечительства (п.
23 ППВС № 36).
Например, согласно ч. 1 ст.
286 КАС органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При сравнительном анализе можно указать ряд существенных отличий, выделяющий судопроизводства административной направленности от:
- конституционных;
- уголовных;
- гражданских;
- арбитражных и т.д.
Такой нюанс, как определение участников административного судопроизводства, как и многие другие, регулируется специализированным документом — Кодексом Административного судопроизводства нашей страны
Одним из таких отличий выступает обязательное определение перечня граждан, участвующих в рассмотрении дела. В частности, в каждом случае производится непеременное обозначение так называемых сторон процесса – участников, противоборствующих друг другу в рамках судопроизводства.
Выступать в роли главных членов спора, разрешаемого при помощи суда в рамках правовых норм в области административного права и публичной морали, могут:
- заявители (выше обозначенные стороны спора);
- лица, заинтересованные в результатах процесса.
Таким образом, можно подытожить, что участие в делах административного судопроизводства любые лица принимают для того, чтобы защитить присущие им права, коими они наделены, будучи гражданами нашей страны.
Что такое административное производство: определение
Административное расследование – это комплекс установленных законом действий по установлению возникших обстоятельств, приведших к административному правонарушению.
Как и любое другое расследование, этот процесс требует определенного времени.
Чтобы разобраться, о чем пойдет речь в рассмотрении процесса административного расследования, необходимо знать, какие действия относятся к административным нарушениям. О них и поговорим в специальной статье.
Что касается предмета производственного процесса, проходящего в рамках судебного разбирательства, необходимо указать определенные позиции, сформировавшиеся относительно него на сегодняшний день. О каких позициях идет речь, смотрите далее в таблице.
Таблица 1. Предмет судопроизводственного процесса административного характера
Дела данной категории подразумевают отсутствие спора о праве | Ввиду обозначенной особенности, административное судопроизводство можно отнести к явлениям уникального характера, так как в нем:
|
Рассмотрение споров определенной категории | Второй важный нюанс состоит в том, что в ходе судопроизводства интересующего нас типа, производится рассмотрение споров:
|
Исполнение роли судебного контроля | Административный судебно-производственный процесс выступает своего рода инструментом отслеживания законности действий, предпринимаемых органами государства и муниципальных образований. |
Обратите внимание! Представитель в административном процессе по определению из Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) — это субъект, участвующий в судебном процессе от имени и в интересах иного лица и при этом соответствующий нижеприведенным требованиям:
- является полностью дееспособным (п. 1 ст. 55 КАС РФ);
- не состоит под опекой или попечительством;
- имеет высшее юридическое образование;
- не является судьей, следователем, прокурором или иным субъектом, участие которого в судебном процессе законом не регламентировано (кроме тех ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей).
Кроме того, его полномочия должны быть надлежащим образом подтверждены (см. ниже).
Важно! КАС РФ разделяет понятия «представитель» и «законный представитель». Так, если законом определено, что в процессе непременно требуется участие представителя, то законный представитель выбирает представителя и поручает ему участие в процессе (пп. 2–3 ст. 54 КАС РФ).
Правовой статус данных субъектов в понимании КАС РФ различен, также отличаются и основания возникновения их полномочий. Законный представитель, в отличие от представителя, не должен подтверждать свои полномочия доверенностью и не обязан иметь высшего юр. образования (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).
Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства.
В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.
При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:
- на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
- ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
- представление встречных требований;
- подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
- отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
- изменение предмета или основания иска;
- передоверие своих полномочий другому субъекту;
- подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- оспаривание принятого судом акта;
- представление исполнительной документации к взысканию;
- получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).
Обратите внимание! Законодатель указывает, что вышеперечисленные полномочия должны быть в обязательном порядке отражены в доверенности на представителя или ином документе, подтверждающем правомочия последнего (п. 2 ст. 56 КАС РФ).
Важно! Фиксация в доверенности правомочия представителя на подписание искового заявления и передачу его в судебный орган означает и наличие у него правомочия на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа (п. 21 ППВС № 36).
Суд обязан провести проверку полномочий лиц — участников процесса, а также их представителей и законных представителей (п. 1 ст. 58 КАС РФ). Такая проверка производится посредством исследования документов, подтверждающих личность и полномочия названных субъектов (перечень таких документов был рассмотрен нами выше).
Важно! Полномочия представителя могут быть озвучены в устном заявлении представляемого субъекта во время судебного заседания, что подлежит отражению в протоколе. При этом указанные полномочия будут действовать только в течение того судебного заседания, во время которого они были заявлены (п. 20 ППВС № 36).
Рассмотрение по административному делу осуществляется по иску государственных структур, муниципальных и налоговых органов, частных лиц в судах общей юрисдикции.
Например, ГИБДД или ФССП, другие органы подают иск для наказания нарушителей административного кодекса РФ.
Ответчиками могут быть граждане или юридические лица, которые имеют возможность привлечь представителя для защиты своих интересов.
Согласно гл.5 КАС РФ, защищать права своих доверителей можно по следующим правилам:
- ст.54 указывает на возможность привлечь юриста для представления интересов и ведение дела через представителя;
- ст.55 процессуальные требования, которым должен удовлетворять представитель;
- ст.56 полномочия лица, выступающего от лица участника процесса;
- ст.57 указывает на требования по документальному подтверждению полномочий юридического субъекта.
Если юрист не будет удовлетворять требованиям КАС или будет нарушен регламент по срокам или иным требованиям, то представителя суд отведет от участия по делу. Будет пропущен срок, и участник дела останется без профессиональной защиты. Полномочия проверяются судьей в начале заседания, в документах не должно быть формального повода для отклонения кандидатуры.
Присутствие защитника на заседаниях суда позволит снизить риски взыскания для доверителя или в полной мере наказать противную сторону. Главным требованием по КАС является высшее юридическое образование для представителя, но он не обязательно должен иметь статус адвоката. Кроме того, действуя в интересах иного лица, субъект должен удовлетворять определенным требованиям:
- являться дееспособным, не иметь гражданских ограничений;
- не находить��я под опекой и попечительством;
- будучи юристом, не занимать государственных постов в судопроизводстве.
Говоря об объеме полномочий необходимо сказать, что он обладает всеми процессуальными правами представляемого и может совершать все процессуальные действия, которыми наделен представляемый (статья 56 КАС РФ). Между тем, КАС РФ устанавливает и определенные исключения из данного правила. Так, представитель не может давать объяснения и пояснения суду, которые должен дать представляемый (можно сказать, что такие объяснения тесно связаны с личностью, могут быть известны только ей или, например, суд интересует отношение лица к совершенному деянию).
Кроме того, законом предусмотрен перечень прав, который должен быть отдельно отражен в доверенности, выдаваемой представителю представляемый. К таким правам относится:
1) право на подписание административного искового заявления и возражений, подачу их в суд;
2) полномочие на подачу встречного административного искового заявления;
3) право на полный или частичный отказ или признание административного иска;
4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;
5) право на обжалование судебных актов;
6) и иные права.
Статья подготовлена: 12.12.2016
Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «БРАС»
- Судебные разбирательства и разрешение споров
- Сопровождение коммерческой деятельности
- Международное торговое право и иностранные инвестиции
- Недвижимость
- Государственные и корпоративные закупки
- Антимонопольное право
- Здравоохранение и фармацевтика
- Торговля
- Транспорт и логистика
- Банки и финансовые институты
- Телекоммуникации и IT
- Энергетика
- Строительство
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….. Глава 1. Теоретико-правовые основы представительства в административном судопроизводстве…………………………………………. § 1. Административное судопроизводство в России: современное состояние и перспективы развития……………………………..…… § 2. Представительство в российском судопроизводстве: понятие, виды, правовое регулирование ….……………………………………. § 3. Субъекты представительства в административном судопроизводстве………………………………………………………. Глава 2. Процессуальное положение представителя в административном судопроизводстве…………………………………………………………………. § 1. Представительство в судебном рассмотрении дел в порядке административного судопроизводства в системе арбитражных судов и судов общей юрисдикции:
сравнительно-правовой анализ……………………………………….. § 2. Представительство в судебном рассмотрении дел об административных правонарушениях….…………….………… § 3. Совершенствование института представительства в административном судопроизводстве…………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………..………………. 2 Список принятых сокращений АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РСФСР – Кодекс РСФСР об административных правонарушениях Проект КАС – Проект Кодекса административного судопроизводства ФКЗ – Федеральный конституционный закон ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации КС РФ – Конституционный Суд Российской Федерации СССР – Союз Советских Социалистических Республик РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….. Глава 1. Теоретико-правовые основы представительства в административном судопроизводстве…………………………………………. § 1. Административное судопроизводство в России: современное состояние и перспективы развития……………………………..…… § 2. Представительство в российском судопроизводстве: понятие, виды, правовое регулирование ….……………………………………. § 3. Субъекты представительства в административном судопроизводстве………………………………………………………. Глава 2. Процессуальное положение представителя в административном судопроизводстве…………………………………………………………………. § 1. Представительство в судебном рассмотрении дел в порядке административного судопроизводства в системе арбитражных судов и судов общей юрисдикции:
сравнительно-правовой анализ……………………………………….. § 2. Представительство в судебном рассмотрении дел об административных правонарушениях….…………….………… § 3. Совершенствование института представительства в административном судопроизводстве…………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………..………………. 2 Список принятых сокращений АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РСФСР – Кодекс РСФСР об административных правонарушениях Проект КАС – Проект Кодекса административного судопроизводства ФКЗ – Федеральный конституционный закон ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации КС РФ – Конституционный Суд Российской Федерации СССР – Союз Советских Социалистических Республик РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая
судопроизводство как один из видов судопроизводства, установленных Конституцией Российской Федерации, осуществляется по правилам нескольких нормативных актов: ГПК РФ (Подраздел III. «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений»), АПК РФ (Раздел III.
возникающим из административных и иных публичных правоотношений») и КоАП РФ (Раздел IV. «Производство по делам об административных правонарушениях»). Реализации института судебного представительства в перечисленных процессуальных законах посвящены: в ГПК РФ – глава «Представительство в суде»; в АПК РФ – глава 6 «Представительство в арбитражном суде»; в КоАП РФ – глава 25 «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности».
осуществления представительства в рамках данных процессуальных законов, административного судопроизводства.
Однако многоотраслевое правовое регулирование представительства в административном судопроизводстве имеет существенные отличия и не представителя во всех видах судопроизводства. Необходимость единообразного правового регулирования вопросов представительства в административном судопроизводстве обусловлена, прежде всего, тем, что осуществление административного судопроизводства разными видами судов не приносит надлежащего эффекта единства правоприменительной практики и системы как совокупности органов, осуществляющих функции судебной власти. Правоприменительная практика убедительно доказывает, что требуются более эффективные способы организации института представительства в административном судопроизводстве при соблюдении баланса интересов государства и граждан.
В свою очередь, в новом административном процессуальном законодательстве (в том виде, в котором оно прогнозируется как интеграция частей гражданского, арбитражного процессов и процессуальной части законодательства об административных правонарушениях) инкорпорация данных норм обеспечит унифицированный подход к применению института представительства в административном судопроизводстве.
Проблемам правового регулирования института представительства в гражданском, гражданско-процессуальном и уголовном праве посвящены многочисленные научные публикации и монографические исследования, но до настоящего времени, комплексное исследование и анализ правового регулирования представительства в административном судопроизводстве не проводилось.
Актуальность избранной темы определяется необходимостью теоретического осмысления практико-прикладных проблем правовой регламентации представительства в административном судопроизводстве и определения приоритетных направлений развития данного института в условиях реформирования административного законодательства.
Законные представители В порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин признается судом недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени гражданина, признанного недееспособным, выступает его опекун. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, ограничен судом в дееспособности.
Над ним устанавливается попечительство. При этом ограниченно дееспособный гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношении с любыми лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Обратите внимание! Представитель в административном процессе по определению из Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) — это субъект, участвующий в судебном процессе от имени и в интересах иного лица и при этом соответствующий нижеприведенным требованиям:
- является полностью дееспособным (п. 1 ст. 55 КАС РФ);
- не состоит под опекой или попечительством;
- имеет высшее юридическое образование;
- не является судьей, следователем, прокурором или иным субъектом, участие которого в судебном процессе законом не регламентировано (кроме тех ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей).
Кроме того, его полномочия должны быть надлежащим образом подтверждены (см. ниже).
Важно! КАС РФ разделяет понятия «представитель» и «законный представитель». Так, если законом определено, что в процессе непременно требуется участие представителя, то законный представитель выбирает представителя и поручает ему участие в процессе (пп. 2–3 ст. 54 КАС РФ).
Правовой статус данных субъектов в понимании КАС РФ различен, также отличаются и основания возникновения их полномочий. Законный представитель, в отличие от представителя, не должен подтверждать свои полномочия доверенностью и не обязан иметь высшего юр. образования (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).
Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства. В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 55 КАС РФ представительство в суде юриста предполагает участие в процессе защитника, в качестве которого может выступать адвокат или иное лицо, обладающее высшим юридическим образованием, полной дееспособностью и не находящееся под опекой/попечительством. Прокуроры, следователи и судьи выступать в качестве представителя не могут.
Перечень полномочий представителя в рамках административного судопроизводства определен ст. 56 КАС РФ. В частности, представительство предполагает предоставление представителю права на осуществление следующих действий:
- подписание искового заявления, составление и подписание возражений на поданный иск, а также их передача на рассмотрение в суд;
- подача встречного административного иска;
- заключение соглашения о примирении с противостоящей стороной разбирательства;
- признание административного иска, поданного в отношении представляемого им лица, или отказ от такого иска;
- изменение предмета или основания иска;
- передача приобретенных им полномочий представителя третьему лицу и пр.
Основанием для возникновения у представителя определенных полномочий является доверенность, подписанная представляемым им лицом. В документе должен быть указан перечень полномочий, которые приобретает представитель.
Обратите внимание! Полномочия и статус представителя и законного представителя должны быть надлежащим образом подтверждены. При этом закон четко определяет, какие документы могут послужить для этих целей (ст. 57 КАС РФ):
- для законных представителей — документы, определенные соответствующими нормами закона в зависимости от гражданско-правовой категории, к которой относится представляемый (например, паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении представляемого — несовершеннолетнего лица и т. д.);
- руководителей госорганов — документы, подтверждающие их служебное положение (например, удостоверение и т. д.);
- руководителей организации, выступающих от имени такой организации, — учредительная документация юрлица и документы, подтверждающие служебное положение (например, приказ о назначении, трудовой договор и др.);
- адвокатов — адвокатским ордером и в некоторых случаях доверенностью;
- иных представителей — доверенностью.
Представительство в суде осуществляется профессиональным юристом и включает в себя оказание следующих услуг:
- первичная консультация;
- изучение материалов дела, имеющихся доказательств и оценка перспектив дальнейшего разбирательства;
- сбор дополнительных доказательств, поиск свидетелей и ведение с ними переговоров о привлечении их к участию в процессе;
- поиск сведений о любых нарушениях, допущенных должностными лицами;
- подготовка процессуальных документов и передача их на рассмотрение в суд;
- участие в судебном процессе на всех его стадиях;
- обжалование вынесенного судебного акта в вышестоящих судебных инстанциях.
Законными представителями физического лица могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители.
Внимание Второй вид — представительство, основанное на законе Такой вид представительства возникает, когда есть прямое указание закона, без участия воли представляемого лица, в случае, если оно является недееспособным. Примером является представительство несовершеннолетних их родителями.
Важно Их полномочия основаны на фактах отцовства и материнства. Точно такую же роль играют попечители, усыновители и ряд подобных юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение представительства.
Особенности такого представительства: • Оно возникает вне зависимости волеизъявления представляемого; • Все полномочия по представительству определяются, непосредственно, законом; • Объем возможных полномочий также определяет закон.
Представительство, в основании которого лежит договор – относится к третьему виду. Такое представительство относится к добровольному типу представительства.
Присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении законных представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, лишенных возможности в силу своего физического или психического состояния самостоятельно осуществлять свои права, обязательно. Исключениями являются случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении законных представителей о месте и времени рассмотрения дела и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрении дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Вместе с тем не требуется обязательного присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении законных представителей несовершеннолетних лиц (если только они ни признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными).
Понятия добровольного и обязательного представительства в гражданском праве Выделяют два основных вида представительства: 1)Законное (обязательное) 2)Добровольное Первый вид представительства возникает в случаях, когда лицо полностью лишено дееспособности, а представительство направлено на восполнение данного недостатка. Такое представительство защищает, прежде всего, интересы несовершеннолетних и людей, страдающих психическими недугами.
- Представительство в административных отношениях
- Представительство в гражданском праве
- Представительство в административном судопроизводстве гречкин николай сергеевич
- Кодекс об административных правонарушениях, n 195-фз / ст 25.5 коап рф
- Законные представители
- Представительство в административном праве
- Представительство в административном праве это
- Виды представительства в административном праве
- Институт представительства в административном праве
Представительство в административных отношениях В отличие от опекуна, попечитель может лишь представлять своего подопечного в суде иди других учреждениях в случаях болезни, которая не дает возможность совершить представляемому сделку лично.
Законные представители В порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин признается судом недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени гражданина, признанного недееспособным, выступает его опекун.
Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, ограничен судом в дееспособности.
Над ним устанавливается попечительство. При этом ограниченно дееспособный гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.
Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношении с любыми лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.