Платят ли бюджетные организации налоги

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платят ли бюджетные организации налоги». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Поскольку основные принципы, следовать которым требуется при организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, изложены в законе № 402-ФЗ, общем для всех организаций, остановимся подробнее на структуре счетов и составлении проводок.

В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для сопоставимости показателей бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. На ее основе разработаны счета бухучета в бюджетных учреждениях.

В Указаниях приведена структура кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). КБК состоит из 20 разрядов, номер счета бухучета — из 26 разрядов. С помощью разрядов 1–17 номера счета бюджетного бухучета кодируется классификационный признак поступлений и выбытий. Они соответствуют разрядам 4–20 КБК. На схеме ниже это показано наглядно.

Разряды

КБК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Счет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Согласно п. 2.1 приказа № 174н бюджетные учреждения в разрядах 1–17 могут отражать 0. Разряды 18–26 используются в бухучете учреждения.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), а также таблице плана счетов для бюджетных учреждений и п. 2.1 инструкции к нему (приказ № 174н).

Уплата налогов бюджетными учреждениями

Учет в бюджетных структурах подчиняется Бюджетному кодексу РФ и строго регламентирован. Бюджетная система страны подразумевает использование специальных кодов, знать которые необходимо и бухгалтерам бюджетных структур, поскольку они задействуются непосредственно при составлении рутинных проводок.

Бюджетные учреждения ведут не только бухгалтерский, но и налоговый учет, соблюдают порядок оформления законодательно утвержденных форм первичных документов и сдают отчетность.

При возникновении объектов налогообложения, осуществлении операций, подлежащих обложению налогами, казенные учреждения могут выступать в роли как налогоплательщиков, так и налоговых агентов. В соответствии с Указаниями № 65н расходы по уплате налогов относятся на следующие КВР и подстатьи КОСГУ:

Вид налогового платежа

КВР

КОСГУ

Налог на доходы физических лиц*:

– с заработной платы работников и с пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни работника, выплачиваемого за счет средств работодателя

111 «Фонд оплаты труда учреждений»

211 «Заработная плата»

– с пособия по временной нетрудоспособности, выпла-

119 «Взносы по обязательному социальному страхованию

213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

чиваемого за счет средств ФСС

на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»

– с иных выплат персоналу

112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»

212 «Прочие выплаты»

Налог на прибыль организаций
Налог на добавленную стоимость
Транспортный налог

852 «Уплата прочих налогов, сборов»

291 «Налоги, пошлины и сборы»

Налог на имущество организаций
Земельный налог

851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»

291 «Налоги, пошлины и сборы»

* Приведены КВР и подстатьи КОСГУ в отношении облагаемых НДФЛ выплат работникам, состоящим в штате учреждения. В целом расходы по уплате НДФЛ подлежат отражению по тем КВР и подстатьям КОСГУ, по которым отражается налогооблагаемый доход.

Для учета расчетов по налогам, которые учреждение начисляет в соответствии с законодательством РФ и уплачивает в качестве налогоплательщика (налогового агента) в бюджет, предназначены соответствующие счета аналитического учета счета 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (п. 103 Инструкции № 162н):

Счет аналитического учета

Вид налогового платежа

0 303 01 000

Налог на доходы физических лиц

0 303 03 000

Налог на прибыль организаций

0 303 04 000

Налог на добавленную стоимость

0 303 05 000

Транспортный налог

0 303 12 000

Налог на имущество организаций

0 303 13 000

Земельный налог

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

После принятия изменений возникает вопрос: а что тогда учреждения должны включать в налоговую базу по налогу на прибыль?

Согласно прямому толкованию пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что в налоговую базу по данному налогу не включаются именно средства, полученные от приносящей доход деятельности. А что с имуществом либо иным доходом, полученным в натуральной форме?

Так, согласно ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами и учитываются при исчислении налога на прибыль следующие доходы:

  1. п. 8 – безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 251 НК РФ. Например, имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8), или имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности (пп. 22));
  2. п. 13 – стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже либо разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  3. п. 14 – использованные не по целевому назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, кроме бюджетных средств;
  4. п. 20 – стоимость излишков МПЗ и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

По мнению автора, исходя из прямого толкования норм НК РФ, поскольку в перечисленных случаях идет речь о получении не денежных средств, а нефинансовых активов (или прав на них), то по отношению к перечисленным доходам, пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется. То есть с таких доходов казенные учреждения будут по-прежнему исчислять налог.

Как было указано ранее, новая редакция пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ действует с 1 января 2019 г. То есть законодатели ввели изменения задним числом.

Что делать с теми суммами налога, исчисленными и уплаченными казенными учреждениями, к примеру с доходов от реализации имущества, в течение 2019 г. (до принятия № 325-ФЗ)?

Согласно общему порядку исчисления налога на прибыль и авансовых платежей по нему, установленному ст. 286 НК РФ, налог определяется как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода рассчитывается самостоятельно налогоплательщиками.

Исходя из ставки налога и прибыли, облагаемой налогом, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового до окончания отчетного периодов, по итогам каждого отчетного периода (квартала) налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа. Ежемесячный авансовый платеж исчисляется в порядке, предусмотренном ст. 286 НК РФ.

На основании вышеизложенного, по нашему мнению, казенные учреждения вправе возвратить излишне исчисленную и уплаченную в бюджет сумму налога. Однако, скорее всего, сделать это они смогут уже после сдачи налоговой декларации за 2019 г. Ее нужно будет предоставить по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 г. № ММВ-7-3/[email protected] Именно в ней учтены актуальные изменения налогового законодательства, в том числе внесенные ФЗ № 325-ФЗ.

Внесенные изменения значимы для казенных учреждений, поскольку освобождают от обложения налогом почти все доходы, полученные ими от деятельности, приносящей доход. Однако также возникает целый ряд неясностей. Надеемся, что порядок возврата налога, а также иные разъяснения по применению обновленной нормы НК РФ будут доведены ФНС до налогоплательщиков в ближайшее время.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены статьей 321.1 Налогового кодекса РФ, положениями которой предусмотрено, что налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц, по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В налоговой учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Введение1. Бюджетная организация как участник налоговых отношений1.1 Сущность и правовые основы деятельности бюджетных организаций1.2 Налоги, уплачиваемые бюджетными организациями1.3 Налоговые льготы и преференции, предоставляемые бюджетным организациям2. Анализ практики налогообложения бюджетных организаций (на примере МОУ СДЮСШОР по греко-римской борьбе г. Южно-Сахалинска)2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации2.2 Порядок исчисления и уплаты налогов 2.3 Порядок декларирования налогов3. Совершенствование системы налогообложения бюджетных организацийЗаключение Список использованных источниковПриложенияВведение

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.

К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Доходы бюджетных организаций от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций.

Налоговый кодекс не исключает бюджетные организации из числа налогоплательщиков, однако в ряде случаев налогообложение таких организаций осуществляется в льготном режиме.

Бюджетные организации, имеющие доходы от платных услуг и иные доходы, связанные с предпринимательской деятельностью, уплачивают налог на прибыльв общеустановленном порядке без каких-либо льгот.

Вопросы налогообложения бюджетных организаций становятся особенно актуальными в 2006 г., так как впервые в этом году поручено органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству РФ, областным и местным администрациям, исполнительным комитетам обеспечить повышение не менее чем на 10% заработной платы работникам подчиненных им организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций), за счет средств, получаемых этими организациями от приносящей доходы деятельности, осуществляемой ими в соответствии с учредительными документами.

Особенности учета налоговых обязательств

  1. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.
  2. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
  3. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
  4. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.

Первый вариант: бюджет компенсирует налогоплательщику его затраты на закупку имущества, работ или услуг. В этом случае сумму компенсации облагать НДС не нужно. Но вот по активам, которые были приобретены за счет такой субсидии, входной НДС принять к вычету нельзя. Это запрещено пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ. А если налог уже был принят к вычету, его придется восстановить (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Второй вариант: компания получает субсидию в качестве компенсации выпадающих доходов. Сумму такой компенсации нужно учесть в выручке и обложить НДС (п. 1 ст. 162 НК РФ). Зато уплаченный за счет такой субсидии входной НДС можно принять к вычету (ст. 171 и 172 НК РФ).

Третий вариант: налогоплательщик получает компенсацию выпадающих доходов из-за того, что применял государственные регулируемые цены или давал скидки покупателям по требованию законодательства. Это как раз тот случай, по поводу которого налогоплательщик обратился за разъяснением в Минфин России. При этих обстоятельствах платить НДС с субсидии не нужно. А по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет субсидии, можно получить вычет входного НДС.

Бывают еще и довольно экзотические субсидии. Каждую такую ситуацию нужно рассматривать отдельно. Например, в письме Минфина России от 05.06.2020 № 03-07-11/48581 чиновники рассказали о том, как они видят ситуацию, когда за счет средств субсидии, предоставленной бюджетом субъекта РФ в виде безвозмездного вклада в имущество организации, та оплачивает покупку основного средства. Можно ли в таком случае принять входной НДС к вычету?

Согласно НК РФ (подп. 6 п. 3 ст. 170) восстановлению подлежат суммы НДС, принятые к вычету по приобретенным товарам, в том числе основным средствам, в случае получения налогоплательщиком из бюджетов РФ субсидий на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение таких товаров. Документами о предоставлении данных субсидий должно быть предусмотрено возмещение затрат на оплату приобретенных товаров с включением в состав таких затрат предъявленных сумм НДС. При этом указанные суммы налога подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором получены суммы субсидий.

Суммы НДС, восстановленные в указанном случае, не включаются в стоимость товаров, в том числе основных средств, а учитываются единовременно в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

В связи с этим суммы НДС, принятые к вычету по объекту основных средств, подлежат восстановлению, если затраты на оплату данного объекта возмещаются за счет средств субсидии, полученной налогоплательщиком в виде безвозмездного вклада в имущество организации. При этом суммы налога, восстановленные при получении указанной субсидии, не включаются в стоимость основного средства, а учитываются единовременно в составе прочих расходов. И только если документами о предоставлении вышеуказанных субсидий из бюджета предусмотрено возмещение затрат на оплату приобретенных товаров без включения в состав таких затрат сумм входного НДС, суммы налога по таким товарам можно все-таки возместить.

Бюджет налогов и сборов в разных источниках называют по-разному — налоговый бюджет, бюджет налоговых обязательств, бюджет налоговой нагрузки и т. п.

Степень детализации этих бюджетов, количество оцененных налогов, методики расчета зависят от требований руководства, специфики деятельности, но по факту можно говорить о тождестве названный финансовых форм, отражающих и оценивающих одни и те же финансовые показатели.

Бюджет налогов и сборов — это финансовый отчет, по данным которого можно оценить эффект от схем налоговой оптимизации, а также величину налоговых обязательств компании и сроки их погашения.

Особенности бюджета налогов и сборов:

• налоговые обязательства компании можно выводить как в целом по предприятию, так и по видам деятельности, по подразделениям, региональному признаку и т. п.;

• этот бюджет может быть как самостоятельной финансовой формой, так и итоговой формой, результирующей иные бюджеты;

• значительная часть итоговых данных бюджета налогов и сборов — регулируемые, т. е. они меняются в зависимости от исходных данных;

• данные бюджета налогов и сборов — основа для формирования других бюджетов. Например, рассчитанные налоговые обязательства должны быть обязательно включены в бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов (если источником их формирования будет являться себестоимость продукции, в частности, транспортный налог, или внереализационные расходы в отношении налога на имущество), в бюджет дебиторской, если есть переплата, и кредиторской задолженности и другие связанные бюджеты.

В бюджет налогов и сборов предприятия включили:

• расчет земельного налога;

• расчет страховых взносов с сумм заработной платы.

Расчет земельного налога не зависит от других бюджетов (если речь не идет об инвестиционном проекте), он рассчитывается на основе кадастровой стоимости земли и величины налоговой ставки.

Если не учитывать какую-то специфику момента (например, переоценку кадастровой стоимости), то по общему правилу эти данные Бюджета налогов и сборов не будут зависеть от неких финансовых параметров, генерируемых компанией.

А чтобы рассчитать величину страховых взносов, необходимо обратиться к Бюджету расходов по оплате труда. То есть Бюджет налогов и сборов будет являться в этом случае результирующим, а также регулируемым. Величина налоговых обязательств предприятия будет меняться в зависимости от запланированной суммы оплаты труда. Например, планы по повышению оплаты труда, выплате премий будут прямо влиять и на величину страховых взносов.

Счет-фактура: ликбез для бюджетников

Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные — финансируют себя сами.

ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.

Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

  • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
  • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
  • религиозные структуры.

К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным

Ведение учёта в НКО, работающих с целью получения материальной выгоды, считается непростой задачей, поскольку бухгалтеру необходимо сосредоточить внимание на:

  • распределении доходов и расходов между деятельностью, связанной с благотворительностью, социальной работой и предпринимательством;
  • отслеживании формулировок назначения получаемых и направляемых финансовых потоков в договорах и документах, являющихся первичными.

Пример неправильного определения назначения средств в учётной политике выглядит следующим образом.

Бухгалтеру необходимо принять деньги, поступившие в качестве вознаграждения за проведение мероприятия. Они могут быть записаны двумя способами – правильным и неправильным. Неправильно писать следующее: «Плата за проведение развлекательного мероприятия». Правильно: «Целевой взнос на организацию и проведение развлекательного мероприятия». В первом случае налоговая служба требует НДС, а вот целевые взносы в НКО налогами не облагаются, поэтому никаких дополнительных расходов организация не понесёт. Отметка по НДС является обязательной.

Бухгалтеру необходимо максимально сосредоточиться на выборе формулировок: нельзя допускать использования в официальных документах размытых, неточных определений. Пример неточности – назначение «Покупка одноразовой посуды». Точная формулировка должна звучать так: «Приобретение одноразовой посуды для проведения благотворительного мероприятия на природе с участием детей». Если речь идёт о приобретении канцтоваров, то вместо простого «Покупка канцтоваров» пишут «Приобретение канцтоваров для административного отдела». Точное указание целевых трат помогает бухгалтеру не запутаться во время налогового учёта расходов и доходов, быстрее определить, какой счёт будет правильным для направления на него денег.

Кроме того, бухгалтер обязан проверить, обоснованы ли понесённые затраты. Для этого необходимо проверить, есть ли:

  • приказы на распределение финансов;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения со стороны граждан и организаций за средствами в виде помощи от некоммерческой организации;
  • иные документы.

Чтобы раздельно вести налоговый учёт, составляют два разных субсчёта. Для основной общественной деятельности 20-1 и 26-1, для предпринимательской деятельности ‒ 20-2 и 26-2.

В 2022 году финансовые результаты фиксируются следующим образом:

  • основная общественная работа – счёт 86;
  • предпринимательство – счёт 90, убыток и прибыль списываются каждый год на счёт 86;
  • продажа активов и выполнение прочих операций – счёт 91, в конце года этот счёт закрывается на счёт 86.

В конце года НКО обязательно сдаёт две формы (касается и тех организаций, что коммерческую деятельность не ведут) – это бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то, как и прежде, она отчитывается о финансовых результатах.

Важно! НКО по-прежнему не нужно заявлять о том, куда и как осуществлялось движение денежных средств в 2022 году. Исключением являются организации, работающие в узкоспециализированной сфере, чья деятельность регламентируется отдельными законами.

Некоммерческие организации могут перейти на упрощённое ведение налогов. УСН можно выбрать в момент подачи заявления в налоговую о регистрации НКО или же изменить принятую систему налогообложения уже в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Ограничения для УСН, действующие в 2022 году:

  • количество сотрудников (участников НКО) – не более 100 человек;
  • доход за ближайшие 9 месяцев – до 45 млн рублей;
  • остаточная цена фондов – до 100 млн рублей;
  • нет филиалов;
  • НКО не производит продукцию, считающуюся подакцизной.

В конце года НКО сдаёт единую упрощённую декларацию. Организация не платит налоги на прибыль, имущество, НДС, для неё рассчитывают единый налог. Если налогообложение ведётся по доходам, величина его составляет 6 %, при «Доходы минус расходы» забирают 15 % от разницы, а если её нет, то 1 %.

Деньги (доходы), использованные на прописанные в уставе цели, налогами не облагаются. Пример таких доходов:

  • грант;
  • членский взнос;
  • пожертвование;
  • субсидия на целевые нужды.

НКО, работающие по УСН, распределяют доходы и растраты целевых сумм отдельно.

Важно! УСН для некоммерческих организаций обладает массой преимуществ и в 2022 году их не утратил. Так, руководитель НКО всё ещё выступает в роли главного бухгалтера. По этой схеме выгодно работать организациям, продающим товары, работающим за плату и владеющим облагаемым налогом имуществом.

Каждый год НКО придётся формировать декларацию по НДС. При этом седьмой пункт декларации заполняется, если организация занимается деятельностью, не облагаемой НДС, ею выполняются операции, не облагающиеся НДС, а также:

  • результаты деятельности проявляются вне пределов территории РФ;
  • производится или поставляется продукт, на создание или доставку которого уходит более полугода.

При обычной системе налогообложения совершаемые НКО операции достаточно обширны. Пример налогообложения при ОСНО выглядит так.

НКО занимается защитой редких животных. Это основной вид деятельности. Но при этом организацией был получен доход за оказанные ею образовательные услуги, что не является основным видом деятельности. Деньги были потрачены на приобретение сыворотки для вакцинации дикой кошки. Новички в области налогового учёта постараются сразу же вычесть из оставшейся суммы налоги. Но в реальности налогами средства, полученные не от основного вида деятельности, не облагаются, поскольку важным представляется именно способ их расходования. В данной ситуации он является целевым, соответствует уставу, способствует достижению закреплённых в нем целей. Это правило и в 2022 году осталось неизменным.

Существует ряд ошибок, считающихся в бухгалтерской среде типичными. Их совершают почти все бухгалтеры, неважно при этом, работает НКО по упрощённой схеме налогообложения, ведёт предпринимательскую деятельность или же существует исключительно на благотворительных началах. Распространены следующие виды ошибок.

  1. Некоммерческая организация безвозмездно передаёт подакцизный товар, но не платит НДС. Это является нарушением ФЗ РФ № 135-ФЗ от 11.081995. Этот федеральный закон применяется, если НКО передаёт товары или выполняет работы на благотворительной основе. Кажется, всё подходит, но подакцизных товаров закон не касается. Они облагаются налогом по общим правилам.
  2. Физические лица, не являющиеся сотрудниками НКО, получили пожертвования, с которых не отчислили НДФЛ. В налоговом кодексе (ст. 217) указывается на то, что такие выплаты не облагаются налогами. Но при этом также отмечается, что источником выплат должно быть государство, а никак не НКО. В ряде случаев налогом могут не облагаться деньги, направленные в качестве помощи семье сотрудника, в том числе единовременная помощь (до 2 000 рублей) и подарки (до 2 000 рублей). Налоги рассматриваемой категории не платят организации, включённые в официальные перечни, разработанные Правительством РФ. Но все остальные организации НДФЛ отчислить обязаны.
  3. НКО не задумывается о правильном бухучёте, у бухгалтера нет отчёта за квартал, полугодие и девять месяцев, при этом организация не работает по упрощёнке. Это также является ошибкой. В упрощённом составе разрешается отчитываться только бюджетным и общественным организациям при условии, что они не занимаются деятельностью, приносящей материальную выгоду, не реализуют товары и услуги.

Эти ошибки считаются самыми распространёнными, помимо элементарной путаницы с проводками и счетами.

В 2022 году в части распространённых вопросов, требующих ответов, всё осталось по-прежнему. Часто у НКО нет средств для найма опытного бухгалтера, и эту роль выполняет руководитель. Кроме того, регулярные изменения в законодательстве не уменьшают, а лишь увеличивают поток вопросов. Вот только некоторые из них.

  1. В каких случаях НКО оплачивает НДС в 2022 году? Отвечая на этот вопрос, специалисты привлекают внимание к операциям, которыми занимается организация. Если НКО работает с товарами, облагаемыми налогом, то НДС оплачивается независимо от целевого назначения полученного дохода.
  2. Может ли НКО принимать НДС к вычету по товарам, приобретённым для осуществления коммерческой деятельности? Да, может, но при наличии облагаемых и не облагаемых налогами операций ведётся раздельный налоговый учёт. Отказ от двух разных учётов является нарушением, руководителя могут привлечь к ответственности за целенаправленное занижение налога.
  3. Может ли НКО удерживать НДФЛ со средств, направленных в качестве помощи вдовам военных? Да, НДФЛ удерживается, поскольку вдовы не являются сотрудниками организации. Если в качестве помощи выдавались товары, с которых невозможно удержать налог, то налоговая служба извещается об этом в течение месяца после акции.
  4. Облагается ли налогом на прибыль продажа ранее полученных в дар ценных вещей? Если ценности получены не на целевые нужды, то с них также берётся налог на прибыль при продаже. Стоимость имущества в расходы на уменьшение налоговой базы при этом не включается.
  5. Каков лимит расчётов между НКО, если речь идёт о наличных средствах? По одному договору лимит в 2022 году составляет 100 тысяч рублей. При этом лимит для расчётов с физлицами не установлен.

Бухгалтерский учёт и налогообложение в организации должен вестись раздельно по разными видам деятельности – целевой и коммерческой. Подобное поможет избежать проблем с налоговой в 2022 году.

Прибыль без налога для казенных учреждений

Если вы работаете в некоммерческой организации или являетесь её руководителем, предлагаем вам 17 февраля 2022 года посетить семинар «НКО в 2022 году: сдаём годовой отчёт, анализируем изменения законодательства, разбираем горячие вопросы с экспертом»

В рамках которого будут рассмотрены такие темы, как:

  • бухгалтерский отчёт в НКО;
  • бухгалтерская отчётность за 2022 году;
  • письма Минфина по НКО, практика арбитражных споров;
  • налогообложение НКО.

Участники семинара смогут задать все интересующие их вопросы ведущему эксперту по бюджетному учёту и НКО Баханьковой Екатерине Рудольфовне. Екатерина Рудольфовна является действующим членом экспертного совета при ИПБР, преподавателем и научным сотрудником Центра современных образовательных технологий Института повышения квалификации Российской академии госслужбы. Кроме того, Екатерина Рудольфовна также работает аудитором, является директором департамента учёта и налогообложения НКО.

Также можно получить 30 академических часов обучения и пройти семинар по программе 1С:Бухгалтерия.

Бухгалтерскую отчётность в 2022 году НКО сдаёт по иной схеме, так как появились изменения. НКО могут сдавать отчётность по УСН или привычным образом. Изменились правила внесения организаций в реестр, правила предоставления отчётности, обновились бланки.

Ставка налога для самозанятых зависит от контрагентов (статья 10):

  • 4% с доходов от физических лиц;
  • 6% с доходов от юридических лиц.

Не переживайте, в ближайшие годы государство не увеличит налоговые ставки. В ФЗ-422 установлен запрет на изменения в течение 10 лет с момента начала проведения эксперимента (пункт 3).

Размер налога для самозанятых в 2021 году можно уменьшить налоговым вычетом (10 000 рублей), который ФНС дает всем спецрежимникам после регистрации (статья 12). Его нельзя вывести на карту для использования в личных целях, так как он снижает процент налога для самозанятых:

  • 3% с доходов от физических лиц;
  • 4% с доходов от юридических лиц.

Снижение процентной ставки осуществляется в автоматическом режиме. Льготные условия действуют, пока не потрачен налоговый вычет. Посмотрите, как это работает, на примере:

Дмитрий зарегистрировался в качестве самозанятого в апреле и получил вычет. За первый месяц он заработал 32 000 рублей, сотрудничал с юридическими лицами. Без льготы он бы заплатил в бюджет 1 920 рублей (32 000 х 6%), но фактическая сумма снизилась до 1 280 рублей (32 000 х 4%). Дмитрий сэкономил 640 рублей — эту сумму вычли из налогового вычета, на балансе осталось 9 360 рублей.

Применять «Налог на профессиональный доход» разрешено всем гражданам, достигшим 14-летнего возраста. Молодые предприниматели (от 16 лет) с 1 января 2021 года получают дополнительный налоговый вычет — 12 130 рублей. Суммируя две льготы, юные специалисты могут сэкономить на налоговых отчислениях 22 130 рублей. Это упрощает первые шаги в мире предпринимательства и ускоряет развитие бизнеса.

Спецрежимники уплачивают НПД ежемесячно. Сумма налога считается автоматически в приложении «Мой налог». До 12 числа месяца, следующего за отчетным, ФНС направляет самозанятым уведомление о необходимости бюджетного платежа.

Сроки уплаты налогов самозанятыми — до 25 числа месяца, следующего за отчетным. За нарушение сроков налоговая служба начисляет пени за каждый день просрочки.

Интересно! Если сумма за отчетный период не превышает 100 рублей, платеж переносят на следующий месяц.

Чтобы не нарушить сроки, активируйте в приложении «Мой налог» функцию автоматического платежа. Тогда налог автоматически спишется с баланса в установленный срок.

А как платить налог самозанятым гражданам? Сформировать квитанцию и отправиться в банк? Нет, все делается через приложение «Мой налог». Оплата осуществляется в несколько кликов и занимает несколько минут.

Не откладывайте бюджетный платеж на последний момент. Из-за технических сбоев в системе налог поступит в ФНС не вовремя, вам признают просрочку и начислят пени, а это дополнительные расходы. Платите за несколько дней до крайнего срока, чтобы перестраховаться.

Отчетность в налоговую самозанятые не сдают, потому что основной принцип специального режима — автоматизированность. Это экономит время на посещении ИФНС или деньги на оформлении электронной подписи (ЭП) для удаленной отправки документов.

Вся отчетность перед налоговой для самозанятых — внесение доходов от профессиональной деятельности в приложении «Мой налог».

Смотрите также

  • Расходы по самозанятым для юридических лиц
  • Расчетный счет для самозанятых
  • Как самозанятому аннулировать чек
  • Как оформить на работу самозанятого
  • Может ли врач быть самозанятым
  • Может ли самозанятый работать с НДС

Новые формы и статус бюджетных учреждений. Учет. Отчетность. Налоги.

Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.

К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):

  • доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
  • доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
  • бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
  • доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
  • выданные гранты,
  • целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),
  • пожертвования в любой форме,
  • прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.

К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:

  • дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
  • взносы в уставный капитал других организаций,
  • наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
  • добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
  • дарение имущества физическим и юридическим лицам,
  • деньги, отданные в профсоюзы,
  • прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.

Бюджетные учреждения представляют декларацию по налогу на прибыль по завершении каждого отчетного (I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года) и налогового периода (календарный год). Декларация по итогам налогового периода подается в бумажном или электронном виде не позднее 28-ого марта года, который следует за оконченным налоговым периодом.

Основная ставка налога на прибыль составляет 20%. Образовательные и медицинские учреждения вправе применять к налогооблагаемой базе нулевую ставку, если для налоговой базы не установлены другие ставки согласно п. п. 3, 4 ст. 284 НК РФ, и при соблюдении условий ст. 284.1 Налогового кодекса.

Основное требование для применения ставки 0% – получение доходов от оказания образовательных/медицинских услуг, осуществления исследований в области науки, создание опытно-конструкторских разработок. Причем доля выручки от осуществления перечисленных видов деятельности должна оказаться не ниже 90% всех заработков. Даже если доля будет равна 89,9%, налог на прибыль придется уплачивать.

Бюджетным организациям при обнаружении ошибок в уплате налога на прибыль следует самостоятельно их исправить, провести перерасчет налога, уплатить в бюджет разницу и пени за период, пока ошибка выявлена не была, направить в налоговую службу уточненную декларацию.

В противном случае на учреждение будет наложен штраф, рассчитанный на основании суммы недоимки за вычетом сумм имеющихся в учреждении переплат. Также будет начислена пеня за каждый день просрочки платежа. При злостном нарушении налогового законодательства меры наказания будут ужесточаться вплоть до привлечения руководства предприятия к уголовной ответственности.

Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Начислен налог на прибыль организации:
● с доходов от продажи нефинансовых активов 2.401.10.172 2.303.03.730
● с доходов от аренды 2.401.10.120
● с доходов от платных работ/услуг 2.401.10.130
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) 2.401.10.180
Уплачен налог на прибыль в бюджет 2.303.03.830 2.201.11.610
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 – в зависимости от учетной политики предприятия)

Применяем ставку 0% по прибыли в сфере медицины и образования

Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет – систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.

Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:

  • наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
  • особенностей исчисления суммы к уплате,
  • уплаты налога.

Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:

  • титульного листа (лист 01),
  • листа 02,
  • приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
  • листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).

За отчетный квартал денежные поступления бюджетного учреждения составили:

  • 1 900 000 рублей из бюджета,
  • 175 000 000 рублей целевых средств,
  • 550 000 000 рублей от осуществления предпринимательской деятельности.

В сумме: 2 625 000 рублей.

  • Денежные средства, поступившие от оказания платных услуг, составили:

550 млн. : (2625 млн. – 175 млн.) * 100% = 22,4%

  • Общие затраты за квартал: 2 425 000 (и 175 млн. целевых средств). Расчет затрат на предпринимательскую деятельность:

(2425 млн. – 175 млн.) : 100 * 22,4% = 504 млн. рублей.

  • Сумма, облагаемая налогом на прибыль организаций составит:

550 млн – 504 млн. = 46 млн. рублей.

  • Расчет налога на прибыль по общей формуле:

(550 млн. – 504 млн.) * 0,20 = 9 200 000 рублей.

С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Что касается налога на имущество организаций, то по нему декларации отменяются начиная с отчетности за 2022 год (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Причем обязанность по сдаче деклараций отменяется не для всех компаний, а только для собственников недвижимости, налоговая база по которой определяется как ее кадастровая стоимость.

В отношении недвижимости, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, организации продолжат сдавать налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

По действующим правилам организации исчисляют и уплачивают имущественные налоги самостоятельно. При этом в целях исключения возможных ошибок и выявления недоимки ИФНС по окончании налогового периода и после истечения сроков уплаты рассылают организациям специальные сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов. Сообщения направляются по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected] одним из следующих способов:

  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по почте заказным письмом;
  • непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.

В сообщениях указывается объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога и сумма исчисленного налога (п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, абз. 3 п. 6 ст. 386 НК РФ). При несогласии с расчетом налогов компания вправе представить свои возражения и документы, подтверждающие правильный расчет налогов. Общий срок представления в ИФНС возражений – в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах налогов.

Но при пропуске этого срока налоговики все равно должны будут рассмотреть полученные пояснения и документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налогов (письмо ФНС от 14.08.2019 №АС-4-21/[email protected]).

При этом организация вправе самостоятельно подать в ИФНС заявление о предоставлении ей сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов. Единая форма заявления о выдаче сообщений об исчисленных ИФНС суммах транспортного, земельного налога и налога на имущество организаций утв. приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/[email protected] При этом в отношении заявления о предоставлении сообщений об исчисленных суммах налога на имущество организаций данная форма применяется начиная с 1 января 2023 года.

С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.

Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Из-за отмены налоговых деклараций для организаций с начала 2021 года был введен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогу. Заявление о предоставлении льгот по этим налогам компании подают в любую налоговую инспекцию по их выбору и в любое удобное для них время. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected]

Наряду со всеми перечисленными выше изменениями в 2021 году для организаций был скорректирован и порядок прекращения обязанности по уплате имущественных налогов в случаях гибели и уничтожения облагаемого имущества (транспорта и недвижимости).

По новым правилам при гибели или уничтожении транспортного средства исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Прекращение начисления налога осуществляется на основании заявления, представленного налогоплательщиком. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 29.12.2020 № ЕД-7-21/[email protected]

Вместе с этим заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 3.1 ст. 362 НК РФ). Например, если транспортное средство ликвидируется по инициативе самого собственника, то документом, подтверждающим уничтожение транспорта, может стать свидетельство/акт об утилизации, выданный лицом, выполнившим данные действия (письмо ФНС от 06.07.2021 № БС-4-21/[email protected]).

Аналогичные нормы в отношении налога на имущество организаций вводятся в действие с 1 января 2022 года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). С нового года исчисление налога будет прекращаться не с даты снятия объекта с кадастрового учета, а уже с первого числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 4.1 ст. 382 НК РФ).

Прекращение налогообложения станет осуществляться на основании заявления, представленного налогоплательщиком в любой налоговый орган. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество утв. приказом ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/[email protected]

Если компания не согласна с расчетом имущественных налогов, осуществленным налоговиками, она вправе попросить сверить данные, использованные для расчета. В этих целях компания должна направить в ИФНС заявление о проведении сверки по налогам. Для этого можно использовать рекомендованную форму заявления, представленную в письме ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/[email protected]

Заявление разрешается представить как на бумажном носителе (лично, почтой или через МФЦ), так и в электронной форме по ТКС. Получив заявление, налоговики проведут проверку информации, послужившей основанием для расчета налогов, и сформируют акт сверки расчетов. Этот акт формируется не позднее 5 рабочих дней (3 дней – в случае направления электронного заявления) с даты регистрации заявления, поступившего от компании (письмо ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990).

Далее акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Срок направления акта – не позднее дня, следующего за днем его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Основная система налогообложения несовместима с упрощенной и ЕСХН, но прекрасно уживается с ЕНВД и ПСН. Ничто не мешает фирме или ИП оставаться на ОСНО, но один или несколько видов деятельности перевести на другой режим налогообложения: на ЕНВД или купить патент (для предпринимателей). Более того, можно совмещать и все три режима: ОСНО, ЕНВД и ПСН.

Главное при этом – вести раздельный учет поступлений и затрат для правильного исчисления платежей в бюджет. Без раздельного учета могут возникнуть сложности и конфликты с налоговиками по поводу отнесения затрат к расходам и вычетам по НДС.

Читайте о тонкостях раздельного учета при совмещении ОСНО и ЕНВД.

Общая система налогообложения – это базовый налоговый режим. Он не освобождает от налогов и отчетов, не имеет ограничений по доходам, видам деятельности и другим параметрам.

Любая организация или предприниматель, которые не перешли на специальные режимы налогообложения, автоматически числятся на ОСНО.

Основные налоги – это налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС и налог на имущество. При желании на общей системе налогообложения можно оформить отказ от НДС по статье 145 НК РФ – для этого нужно отправить уведомление в налоговую инспекцию.

Если есть объекты налогообложения, на ОСНО нужно платить налоги на землю, транспорт, воду и т.д.

Бюджетные субсидии и НДС: когда налог платить не надо, а возмещать можно

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Если исходить из утверждения, что платить налоги нужно всем физическим лицам, которые получают прибыль и обладают налогооблагаемым имуществом, получается, что налогоплательщиками являются не только совершеннолетние. Как быть детям, которые являются собственниками объектов налогообложения? Как им заплатить налоги правильно?

По закону, до тех пор, пока физическому лицу не исполнилось 18 лет, налоги за него платят родители, опекуны или иные законные представители. Если несовершеннолетний человек работает на условиях трудового договора, работодатель оплачивает НДФЛ.

НДФЛ — ежемесячное отчисление в размере 13% от того дохода, который получает работник. Получение заработной платы — не тот случай, когда вам нужно отражать свои доходы в налоговой декларации, за вас это сделает работодатель. Но в других случаях — например, при получении дохода от сдачи квартиры в аренду или предоставления услуг на частной основе — вы должны сами позаботиться об уплате налога и правильно отобразить свои доходы в документации. В этом вам может помочь профессиональный юрист.

Если вы получили доход от выигрыша в лотерею, вам необходимо платить налог 13%.

Также будет правильно платить налог за выигрыш в казино. Но и в том, и в другом случае есть нюанс: из суммы, составляющей 13%, нужно вычесть 4000 рублей — это часть прибыли, которая в данной ситуации налогом не облагается.

При этом, есть виды выигрышей и доходов с процентной ставкой в 35%:

  • выигрыш в рекламной акции;
  • доход от банковских вкладов;
  • доход от депозитов.

При этом во всех вышеперечисленных случаях есть определенные нюансы, которые известны профессиональным юристам. Например, если выигрыш в рекламной акции составил 4000 рублей и меньше, вам не придется платить налог. Если же вы сделали вклад в банк в рублях, а годовой процент не превысил ставку рефинансирования на начало отчетного периода (год), правильно будет не платить налог.

Владельцы домов, квартир, дач и гаражей платят имущественный налог. Он может быть рассчитан по инвентаризационной стоимости недвижимости или считаться как процент от кадастровой стоимости. Изначально налог определялся на основе суммы, которую устанавливали в бюро инвентаризации с учетом площади, удобства и новизны постройки.

После ряда изменений, которые были внесены в НК РФ, в некоторых регионах стали платить государству от 0,1% до 2% от стоимости имущества. Удобство для физических лиц заключается в том, что итоговую сумму рассчитывает налоговая служба. Таким образом, вы можете проверить, правильно ли платите налог, но рассчитывать его нет необходимости.

Основные налоговые льготы обозначены в статье 407 НК РФ. Прежде чем платить тот или иной процент государству, нужно узнать, относитесь ли вы к льготной категории граждан. Если да — сможете снизить налог.

Льготы имеют следующие категории граждан:

  1. Ветераны боевых действий, ВОВ, Герои России и СССР — отменен имущественный налог (ФЗ 284), особые условия по налогу на землю (статья 391 НК РФ).
  2. Граждане РФ с инвалидностью — отмена имущественного налога для 1 и 2 группы, льготные условия за пользование землей (статья 391 НК РФ), скидка по транспортному налогу (скидка либо полная отмена налога — зависит от мощности транспортного средства и региона).
  3. Пенсионеры — отменены сборы на имущество (ст. 407 НК РФ), льготы по земельному и транспортному налогу, а также закреплено право на имущественный вычет при покупке недвижимости.
  4. Многодетные семьи — предоставляются льготы на земельный и транспортный налог, а также вычет на детей: 1400 рублей за первого и второго ребенка, 3000 рублей за каждого последующего — эти суммы не облагаются налогом.

Льготных категорий достаточно много. Каждая из них имеет свои нюансы, связанные со скидками и полной отменой налоговых сборов. Платить или не платить — подскажет налоговая служба. А профессиональный юрист поможет узнать, нет ли для вас специфических условий, которые помогут снизить выплаты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.