Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок действия декларации соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда РЖД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:
- не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
- условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.
Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.
Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.
Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.
Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):
- когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
- когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
- когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.
При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).
Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.
1. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — декларация) оформляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — работодатель) в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2016, N 18, ст. 2512).
2. Декларация подписывается руководителем юридического лица и заверяется печатью (при наличии), либо подписывается лично индивидуальным предпринимателем и подается работодателем по форме согласно приложению N 1 к Приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее — государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
3. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2021, N 1, ст. 42), на рабочих местах, в отношении которых подается декларация с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
5. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковым в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.
6. При поступлении декларации в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости на бумажном носителе должностным лицом территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, ответственным за прием и регистрацию деклараций, заполняется соответствующий раздел декларации «Сведения о регистрации декларации». При подаче декларации в электронном виде данная информация заполняется автоматически с учетом места нахождения рабочих мест, в отношении которых подается декларация.
Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, предусмотренной приложением N 1 к Приказу.
Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.
7. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.
8. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.
Приложение N 3
к приказу Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от 17 июня 2021 г. N 406н
1. Формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно — декларация, реестр) осуществляются Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2021, N 1, ст. 42) с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.
2. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:
а) техническое функционирование реестра;
б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;
в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;
г) доступ к информации, содержащейся в реестре;
д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.
3. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, когда у работников выявлены профессиональные заболевания, при условии, что причиной таких несчастных случаев и профессиональных заболеваний явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
4. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения заполненной и подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.
6. В реестре содержатся следующие сведения:
а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;
Подтверждение того, что рабочие места в организации или у индивидуального предпринимателя соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, должны подавать не все работодатели. Декларирование рабочих мест по СОУТ осуществляют только те, у кого рабочие места по итогам проведения спецоценки признали:
- безвредными;
- безопасными;
- оптимальными;
- допустимыми.
Проверить необходимо абсолютно все рабочие места, где есть вероятность идентификации опасных или вредных факторов, включая офисы. Места, где такие факторы не выявлены, и рабочие места с 1 или 2 классом условий включаются в декларацию. В законе определено, какое требование предъявляется в случае подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, — работодатель сообщает, что его работникам комфортно трудиться. За это он получает возможность платить страховые взносы по сниженной ставке и подтверждает обоснованность компенсационных выплат сотрудникам «за вредность». Обычно проверку проводят сразу на всех рабочих местах, где она требуется.
ВАЖНО! Работодатель обязан направить отчет по результатам проверки в Роструд не позднее чем через 30 дней после ее завершения.
Спецоценка условий труда: изменения в 2021 году
Декларирование результатов СОУТ в первую очередь отвечает интересам самих работодателей. Они получают возможность уменьшить размер отчислений страховых взносов на работников, для которых созданы безопасные рабочие места, и подтвердить, что они не трудятся в опасных или вредных условиях. Для проверки соответствия этим требованиям используется реестр деклараций СОУТ на сайте Роструда в электронном виде.
Существуют специальности, изначально включенные в списки вредных или опасных профессий, для которых даже самый прогрессивный руководитель не способен уменьшить опасность. Это, например, шахтеры, работники химической промышленности, монтажники-высотники и другие. Для таких специальностей сразу установлены дополнительные тарифы страховых взносов в размере до 8%.
Классификация условий труда установлена методикой, утвержденной приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Общая таблица тарифов доплаты за травматизм выглядит так:
Условия |
Класс РМ |
Тариф, % |
---|---|---|
Оптимальные |
1 |
0 |
Допустимые |
2 |
0 |
Вредные |
3.1 |
2 |
3.2 |
4 |
|
3.3 |
6 |
|
3.4 |
7 |
|
Опасные |
4 |
8 |
Если организация или ИП приобретет современные средства индивидуальной защиты и обеспечит модернизацию оборудования, разрешается провести внеплановую спецоценку и несколько снизить класс вредности, например, с третьего на второй или на первый. Но четвертый класс не снижается никогда.
Бланк документа достаточно простой и состоит всего из одного листа. Чтобы заполнить его без ошибок, изучите уже упомянутые приказы Минтруда и письмо № 15-1/B-724 от 23.06.2014, в котором разъяснены основные требования:
- обязательное указание полного и сокращенного наименования организации-работодателя или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
- данные руководителя;
- указание адреса: так, как он указан в уставных документах, и все необходимые коды (ИНН, ОГРН);
- если сведения подаются за рабочие места, расположенные в филиале организации, который действует без образования юридического лица, указывается адрес основного подразделения компании;
- необходимо перечислить наименования должностей или специальностей тех сотрудников, чьи рабочие места декларируются. Обязательно указание кодов этих специальностей;
- численность работников на основании данных карты спецоценки (3-й раздел отчета);
- индивидуальные номера рабочих мест на основании карты СОУТ. Берутся из 1-й графы перечня служебных мест, на которых проводилась СОУТ (раздел 2 отчета);
- аналогичные рабочие места. Они отмечаются литерой А (4-я графа перечня из 2-го раздела отчета);
- результаты СОУТ по декларируемым местам;
- реквизиты экспертного заключения и фамилия с инициалами эксперта.
После поступления документа трудовая инспекция должна проверить приведенные в нем сведения. На это у нее есть 10 дней. При неправильно заполненной форме или ошибках в приведенных данных отчет о СОУТ вернут. В этом случае работодателю придется его переоформить и заново направить на проверку. После того как ГИТ примет бланк, работодатель вправе не проводить специальную оценку на тех рабочих местах, которые вошли в декларацию, при отсутствии изменений и нарушений.
Если в организации произойдет несчастный случай, вне зависимости от тяжести его последствий, данные документа аннулируют, и работодателю придется провести внеплановую СОУТ. Если, напротив, условия работы продолжают соответствовать установленным государственным нормативным требованиям и на служебном участке не произошло ни одного несчастного случая (включая профессиональные заболевания), проверка не потребуется. Для проверки действительности условий используется официальный сайт реестра деклараций соответствия условий труда, оператором которого является Роструд.
В отчет включают только те участки деятельности в организации, которые соответствуют первому и второму классам безопасности. Если по итогам проведенной СОУТ у работодателя есть такие специальности, ему необходимо уточнить ранее поданную информацию и включить в декларацию дополнительные сведения.
Все остальные работодатели, подающие отчет в трудовую инспекцию позже этой даты, включают оптимальные или допустимые условия в документ сразу. Это значит, что в 2021 году подавать уточненную информацию уже никому не нужно.
Кроме очевидной экономической выгоды, проведение спецоценки и отчет в инспекцию по труду необходимы, чтобы избежать штрафов по статье 5.27.1 КоАП РФ. Инспекторы труда вправе проверить на сайте декларацию по СОУТ и при ее отсутствии привлечь работодателя к ответственности с назначением штрафа в размере:
- на организацию — от 60 000 до 80 000 рублей;
- на должностное лицо — от 5000 до 10 000 рублей.
За повторное нарушение размер штрафа для юридических лиц возрастает до 200 000 рублей. Кроме того, инспекция вправе приостановить деятельность компании на срок до 90 дней.
Порядком также установлено, в случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.
Аналогичными признаются рабочие места (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»):
-
которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
-
на которых работники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:
- штатное расписание;
- СНИЛСы работников;
- используемое оборудование на каждом рабочем месте;
- продолжительность рабочего дня;
- график работы
- должностные инструкции на каждого работника;
- результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
- марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
- карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).
Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.
После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.
По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.
Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.
Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.
Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.
Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:
- во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
- во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.
Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.
В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:
- Сводная ведомость.
- План мероприятий по улучшению условий труда.
Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.
Как составить декларацию соответствия условий труда: изменения в 2021 году
По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».
Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.
Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.
При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.
А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.
- Работодателям и специалистам по охране труда
- Перечень нормативных правовых актов в сфере охраны труда
- Гражданам (работникам)
- Производственный травматизм и проф.заболевания
- Городская межведомственная комиссия по охране труда
- Специальная оценка условий труда
- Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты
- Обучение по охране труда
- Уведомительная регистрация коллективных договоров
- Ведомственный контроль
- Профилактика ВИЧ/СПИД на рабочих местах
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утвержден приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.
Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие установленной форме. Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.
При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более 10 рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.
В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действует бессрочно в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми повторное проведение СОУТ не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда». К таким обстоятельствам относятся:
- произошедший с работником несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление у работника профессионального заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
- в отношении работника и (или) на его рабочем месте в ходе проведения федерального государственного надзора выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда.
В отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Решение о прекращении действия декларации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем в срок не позднее чем в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций.
Понятие и цели специальной оценки условий труда
Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
Классификация условий труда по степени вредности и (или) опасности
Результаты проведения специальной оценки условий труда
Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
Экспертиза качества специальной оценки условий труда
В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.
Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда оформляют юридические лица и ИП в отношении рабочих мест, на которых:
- вредные и/или опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов не выявлены;
- условия труда по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и/или опасных факторов признаны оптимальными или допустимыми.
Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года
Декларацию подписывает руководитель организации и заверяет печатью (при наличии). А ИП – только ставит подпись.
Адресат – территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости. То есть государственная инспекция труда (ГИТ) в субъекте РФ по месту нахождения работодателя либо его филиала, представительства.
Это нужно сделать не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения спецоценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
При этом нужно учитывать требования законодательства РФ о персональных данных и государственной, иной охраняемой законом тайне.
Декларации для работы СОУТ подается работодателем в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения. Либо нахождения своего филиала или представительства. Лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
⭐ (пункт 3 Порядка, утвержденного приказом от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Провели СОУТ в двух филиалах, по разным адресам. Можно ли указать в отчете юрадрес, фактический адрес 1-го филиала и фактический адрес 2-го филиала? Или нужно делать 2 разных отчета? Филиалы находятся в разных городах. И еще, подавать по юрадресу или по адресу нахождения филиала?
Декларацию необходимо подавать по месту регистрации организации. Это адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Если обособленное подразделение не является филиалом или представительством. Если речь идет о филиале или представительстве, отчетность подается по их местонахождению. В случае переезда СОУТ необходимо проводить снова.
Отдельные рабочие места, в отношении которых декларация по СОУТ не подается:
- трудовая деятельность предусматривает досрочные страховые пенсионные выплаты по возрасту/старости;
- рабочие места, где ранее выявлялись опасные или вредные условия;
- сотрудники при трудоустройстве получают гарантии относительно компенсации за труд, сопряженный с опасными или вредными условиями.
Декларацию спецоценки условий труда сделали бессрочной
До 1 января 2021 года Декларация соответствия действовала 5 лет и продлевалась на 5 лет, если условия труда на рабочем месте не менялись. Поправки в Закон № 426-ФЗ от 30.12.2020 закрепили ее бессрочный характер (п. 4 ст. 11).
Проект приказа Минтруда России учитывает изменения в нормативном регулировании. Из Порядка подачи Декларации исключен пункт о ее сроке действия — смотрите Приложение 2 к проекту приказа. Ведомство устраняет противоречия в толковании норм.
ГТИ имеет право прекратить действие Декларации в случаях, указанных в п. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ:
-
произошел несчастный случай на рабочем месте, не по вине третьих лиц
-
у работника выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия вредных факторов
-
надзорная проверка установила нарушения требований охраны труда на рабочем месте или в отношении сотрудника.
Работодатель при наступлении таких событий проводит внеплановую СОУТ.
Работодатель по приказу № 80н сдает Декларацию в течение 30 рабочих дней от даты утверждения отчета о СОУТ. Ведомство в проекте увеличивает срок. Декларацию подают в течение 10 рабочих дней после внесения сведений о результатах СОУТ в государственную информационную систему (это обязанность организации, которая проводила спецоценку).
Смотрите в таблице новые сроки.
№ |
Процедура |
Срок |
НПА |
---|---|---|---|
1 |
Организация направляет отчет о СОУТ работодателю |
Х — 30 кал. дней |
п. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ |
2 |
Комиссия работодателя утверждает отчет |
Х |
п. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ |
3 |
Организация, которая делала отчет о СОУТ, направляет сведения о результатах СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета |
Х + 10 раб. дней |
п. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ |
4 |
Работодатель размещает результаты СОУТ на своем официальном сайте |
Х + 30 кал. дней |
п. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ |
5 |
Работодатель подает Декларацию в ГТИ |
п. 3 + 30 раб. дней |
п. 5 Приложения 2 к проекту приказа Минтруда |
Работодатель оформляет Декларацию на бумажном носителе, по форме Приложения 1 к проекту приказа, и передает ее лично в территориальную ГТИ, либо направляет ценным письмом, с описью вложения и уведомлением. Он имеет право подать документ в электронном виде, с усиленной квалифицированной ЭЦП.
Приложение 3 к проекту приказа определяет Порядок ведения Реестра Деклараций. Ответственность за эту процедуру несет ГТИ. И здесь есть один интересный момент.
Инспекция по труду вносит сведения в Реестр в течение 15 рабочих дней от даты получения Декларации на бумажном носителе (п. 5 Приложения 3). То есть работодатель, конечно, имеет право сдать электронный документ, но ведомство все равно будет требовать распечатку с подписью руководителя и печатью организации.
Новый Порядок сдачи Декларации соответствия вступит в силу 1 сентября 2021 года и будет действовать шесть лет.
Скачать проект приказа Минтруда о порядке подачи Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.
Декларация формируется в отношении только тех рабочих мест на предприятии (организации, фирме) или у индивидуального предпринимателя, на которых в ходе проведения СОУТ не были выявлены вредные воздействия рабочей среды на организм человека. Суть этого документа заключается в том, что работодатель информирует о том, что он создал комфортные условия труда для своих сотрудников (работников), что позволяет ему оплачивать страховые взносы по уменьшенной ставке.
Передать оформленную надлежащим образом декларацию можно несколькими способами – либо лично занести в инспекцию по труду, либо отправив по почте, или же направить в электронном виде. В случае передачи по почте необходимо отправлять с уведомлением о получении и приложить к документу опись содержимого.
На официальном сайте Роструда возможно заполнить саму декларацию и, соответственно, отсюда направить ее в электронном виде. На этом сайте предложена инструкция, где пошагово прописан порядок внесения данных в декларацию СОУТ в электронном виде, кроме того, есть и образец того, как заполнить интересующую нас декларацию по СОУТ в текущем 2020 году.
При заполнении декларации в электронном виде важно определиться со способом подписи документа. Существующие варианты подписи:
- с помощью системы крипто-про;
- с помощью квалификационной электронной подписи в цифровом формате.
Курской области
Трудовая инспекция обязана проверить поступивший к ней документ в течение 10 дней с момента его регистрации как входящего. При обнаружении ошибок, которыми может быть и неправильное заполнение декларации, документ возвращают. Работодатель должен будет переоформить декларацию и вновь направить ее на проверку в трудовую инспекцию.
Когда на предприятии происходит несчастный случай, то данные декларации СОУТ аннулируются, не зависимо от степени тяжести произошедшего. Работодатель обязан будет выполнить внеплановую работу по проведению СОУТ.
Если в организации все хорошо, предоставляемые условия труда не нарушают требований нормативов, установленных государством и на протяжении 5 лет на определенном рабочем месте не произошло никаких несчастных случаев ( в том числе и профессиональные заболевания), то декларация продляется на следующие 5 лет.
Например, декларация первый раз сдавалась в 2014 году, в 2020 году ее срок действия истекает, но она будет продлена на 5 лет без проведения работы по СОУТ, в случае отсутствия происшествий, которые негативно могли бы повлиять на здоровье наемных работников.
Проведение СОУТ и заполнение по ее результатам декларации в интересах самих же работодателей. Выполнение данной процедуры позволяет им воспользоваться правом на снижение величины отчислений по страховым выплатам на сотрудников, которым предоставлены безопасные условия на рабочих местах.
Вместе с тем существуют ряд специальностей, которые предусматривают изначально опасность и приносят вред для здоровья работников и даже при огромном стремлении работодателя избежать негативных воздействий на таких рабочих местах не будет достигать результатов. Это такие специальности и профессии как шахтеры, монтажники-высотники, работники промышленной химии и т.д. Для этих специальностей существуют особые дополнительные тарифы по страховым взносам, размер которых составляет до 8%.
Данные по дополнительным ставкам страховых платежей (Приказ Министерства труда от 24.01.2014г. № 33н).
Характеристика предоставляемых условий труда | Соответствующий класс | Установленный государством тариф |
Оптимальные условия труда | 1 | 0 |
Допустимые условия труда | 2 | 0 |
Условия труда, наносящие вред здоровью | 3.1 | 2 |
3.2 | 4 | |
3.3 | 6 | |
3.4 | 7 | |
Опасные для здоровья работника условия труда | 4 | 8 |
Законом предусмотрено уменьшение класса вредности условий труда для здоровья человека путем приобретения работодателем и выдачей для своих сотрудников более современных средств защиты от этих вредных условий труда. Исключение составляет 4 класс, который понизить не разрешается.
Административный кодекс РФ предусматривает ряд санкционных действий со стороны контролирующих органов в отношении любой экономической деятельности, в ходе которой не выполняются требования законодательства РФ в отношении вопросов по охране и безопасности труда наемных работников (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Вид нарушения | Размер штрафа для работодателя | Основание в законодательстве РФ для санкции | |
Юридического лица | Индивидуального предпринимателя | ||
Несвоевременность подачи декларации или ее отсутствие | 60,0-80,0 тыс. руб. | 5,0-10,0 тыс. руб. | п. 2, ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Повторное непредставление декларации | 100,0 – 200,0 тыс. руб. | 30,0-40,0 тыс. руб. | п. 5, ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Повторное непредставление декларации | Деятельность может быть приостановлена на 90 календарных дней сотрудниками инспекции по труду | п.5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Регулируется декларация соответствия условий труда государственным нормативным актом. При нарушении правил может наступить административная ответственность. Рекомендуется заранее изучить Приказ 80н (декларация с изменениями), чтобы избежать последствий.
Бланк документ стандартный — считается простым, поскольку включает в себя только 1 лист. Чтобы заполнить без каких-либо ошибок, достаточно придерживаться типового шаблона.
Новая форма декларации по СОУТ
Образец декларации по спецоценке составляется в соответствии с разработанным типовым шаблоном.
Бланк не должен содержать ошибки либо недостоверные данные, в противном случае документ возвращается на доработку со всеми вытекающими последствиями. Декларация СОУТ образец заполнения в 2019 году остался неизменным.
Вне зависимости от того, в школе проводилась процедура или на предприятии, заполнять документ и сдавать на проверку нужно по четко разработанным правилам законодательства России в течение установленного времени с момента утверждения отчета.
Передача осуществляется любым удобным способом, пример:
- личное обращение;
- заказным письмом с описью вложения и уведомления о вручении.
Специально разработанный реестр деклараций — база данных, которая формирует информацию на базе предоставленных работодателями сведений по всем российским регионам. Учет осуществляется на основании норм федерального законодательства и отдельных Положений Министерства труда.
Доступ для всех без исключения пользователей является не только открытым, но и бесплатным. Каждый оставляет за собой полное право ознакомиться с интересующими сведениями, включая занимаемые должности и специальностями с оптимальными либо допустимыми условиями труда.
После составления и последующей передачи документа в уполномоченный орган, специалисты инициируют проверку представленных сведений на предмет достоверности. На это отводится 10 дней с момента получения.
В случае выявления неправильно заполненной формы либо наличия ошибок декларация мгновенно возвращается на доработку. В таком случае предприятие вынуждено заниматься ее переоформлением и повторно проводить процедуру оценивания.
Дополнительная информация! После принятия надлежаще составленного бланка компания имеет полное право не инициировать процедуру оценивания в течение последующих 5-ти лет.
В случае возникновения ЧП на территории предприятия, вне зависимости от степени тяжести и последствий в частности, документ мгновенно подлежит аннулированию, а работодатель инициирует внеплановую процедуру оценивания. В случае, когда места в дальнейшем продолжают отвечать заявленным требованиям, и в течение установленного периода не было зафиксировано фактов ЧП, декларация продлевается на такой же период.
Пример: документ подан в 2014-м году, из-за чего в 19-м завершается срок действия. Если не выявлено ЧП, срок действия увеличивается еще на 5 лет.
Декларация по СОУТ — отчетный документ, который передается в уполномоченный орган для подтверждения отсутствия фактов негативного воздействия на сотрудников. Составляется по правилам российского законодательства. При выявлении ошибок требуется повторное переоформление и переоценивание рабочих мест.