Что относится к обстоятельствам отягчающим административную ответственность?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что относится к обстоятельствам отягчающим административную ответственность?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

10.1. Предмет и источники административного права
10.2. Административные правонарушения и административная ответственность
10.3. Виды административных наказаний

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации
Тьюторы
Тесты

Методические рекомендации
по изучению дисциплины
для студентов заочной
формы обучения

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

К компетенции субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушение субъектов РФ, например Областной закон Ленинградской области от 02.07.03 № 47-оз (ред. 08.07.05) «Об административных правонарушениях», закон Санкт-Петербурга от 20.10.05 N 493-75 «Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях», закон Санкт-Петербурга от 12.01.04 № 793-2 (ред. от 06.04.05) «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт-Петербурга».

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Виды административных наказаний

  • Свежие
  • Посещаемые

Комментируемая ст. 4.3 КоАП РФ перечисляет обстоятельства, которые относятся к отягчающим ответственность за совершение административного правонарушения.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение Правил дорожного движения по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ) (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Повторным признается имеющее единый родовой объект посягательства административное правонарушение, совершенное одним тем же лицом в течение года после окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за первое по времени совершения правонарушение (решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2018 по делу N А60-70886/2017).

Точкой отсчета при формировании фактора повторности является факт предыдущего совершения административного правонарушения, за которое лицо впоследствии привлечено к административной ответственности. Условием применения названной нормы КоАП РФ является неистечение периода, точкой отсчета по которому является вступление в законную силу постановления о назначении административного наказания. Так, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2017 N Ф10-5958/2016 по делу N А23-4305/2016);

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

При этом перечень законодательно установленных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в отличие от перечня обстоятельств, смягчающих административную ответственность, ограничен и расширительному толкованию не подлежит.

На основании ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

  • Решение Верховного суда: Постановление N 306-АД15-19553, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Суд апелляционной инстанции признал неправомерными выводы суда первой инстанции о наличии отягчающих ответственность обстоятельств предусмотренных пунктом 2 статьи 4.3 КоАП РФ, поскольку рассматриваемое по настоящему делу правонарушение было совершено арбитражным управляющем раньше, чем он был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.01.2015 по делу № А65-28109/2014 и от 22.01.2015 по делу № А65-29265/2014…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 12-АД17-6, Судебная коллегия по административным делам, надзор Положения части 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует рассматривать во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 и статьей 4.6 данного Кодекса. При этом по смыслу приведенных выше положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным по существу является аналогичное, то есть такое же административное правонарушение…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 34-АД15-5, Судебная коллегия по административным делам, надзор Положения части 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ) следует рассматривать во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 и статьей 4.6 данного Кодекса. При этом по смыслу приведенных выше положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным по существу является аналогичное, то есть такое же административное правонарушение…

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность — предусмотренные КоАП РФ существенные обстоятельства, характеризующие объектные и субъектные признаки административного правонарушения, повышающие общественную опасность административного правонарушения и обусловливающие необходимость применения к лицу, совершившему административное правонарушение, более строгих мер административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи.

Во всех случаях, за исключением случаев совершения административного правонарушения в состоянии опьянения, требование учитывать обстоятельства, отягчающие административную ответственность, носит обязательный характер и не оставляет судье, органу, должностному лицу, назначающим административное наказание, права на усмотрение.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства по КоАП РФ

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

1. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, содержится в КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию ни законами субъектов Федерации, ни судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело (за исключением п. 6 ч. 1 данной статьи).

Основанием приобщения имеющих место обстоятельств к категории отягчающих является увеличение общественной опасности тех последствий, которые повлек за собой совершенный проступок.

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, корреспондирует статье 28.3 КоАП РФ, которая содержит перечень тех самых уполномоченных лиц, упоминающихся в данном случае. Хотя нельзя говорить, что данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию в рамках и на основании действующего законодательства РФ или субъектов РФ. К уполномоченным лицам можно отнести должностных лиц органов государственной власти и управления, а также других должностных лиц, имеющих соответствующие полномочия в сфере соблюдения установленных норм и правил. При совершении административных правонарушений в зоне проведения контртеррористических операций признак обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствует, так как действующими нормами предусмотрена самостоятельная административная ответственность (см. комментарий к статье 20.27 КоАП РФ).

Административное правонарушение считается повторным при совершении однородного правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, в течение одного года, который исчисляется с момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (см. комментарий к статье 4.6 настоящего Кодекса). Повторность выражается в совершении двух или более самостоятельных административных правонарушений, что характеризует отношение лица к совершаемому или совершенному им административному проступку, и выступает отягчающим обстоятельством при привлечении лица к административной ответственности.

Особое внимание в данном случае необходимо обратить на четкое разграничение определений продолжаемого, длящегося и повторно совершенного административного правонарушения. Так, к длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени (см. комментарий к статье 4.5 КоАП РФ).

Относительно вовлечения несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения в виде обстоятельства, отягчающего административную ответственность, необходимо учитывать наличие самостоятельного состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.10 КоАП РФ, где говорится об ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, вплоть до уголовной — статьи 150, 151 УК РФ.

Усиливают общественную опасность и групповые правонарушения, совершенные умышленно при совместном участии двух или более лиц. Где определяющую роль играет характер и степень фактического участия каждого лица в совершении общественно опасного деяния.

В условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах квалификацию состава административного правонарушения необходимо проводить с учетом положений ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении» (Парламентская газета. 2001. 1 июня; Российская газета. 2001. 2 июня; СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277) и статьи 20.5, 20.6 КоАП РФ. Однако при выявлении признаков бюджетного, налогового правонарушения данное обстоятельство, являющееся по КоАП РФ отягчающим, не только не принимается во внимание, но и согласно п. 1 ст. 111 НК относится к обстоятельствам, исключающим вину юридического или физического лица в совершении налогового правонарушения. Так как стихийное бедствие или другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают привлечение к ответственности.

В свою очередь, квалификация административных правонарушений, а также преступлений, совершенных с превышением пределов крайней необходимости, всегда сопряжена с установлением объективной стороны соответствующего правонарушения и подтверждением соответствующих фактов, т.е. в этих случаях, в отличие от налогового проступка, необходимы специальные средства доказывания.

Состояние опьянения выступает самым распространенным отягчающим обстоятельством при совершении административного правонарушения, что устанавливается медицинским экспертным заключением (актом) на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2002 N 930 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов» (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5233; Российская газета. 2002. 31 декабря) и Приказа Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 (ред. от 10.01.2006) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (Российская газета. 2003. 24 июля) (изменения внесены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.01.2006 N 1, которые опубликованы в Российской газете 02.03.2006), а в отдельных случаях на основании показаний свидетелей.

Необходимо отметить, что настоящий Кодекс содержит и самостоятельные составы административных правонарушений, связанных с состоянием опьянения, например ст. 11.9, 11.13, 12.8, 12.26.

Кроме того, статьей 27.12 КоАП РФ закреплен порядок отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования (см. комментарий).

Факт допустимости усмотрения суда, органа или должностного лица, назначающего административное наказание, является в��жной гарантией полного, объективного, всестороннего выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения.

Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N 301-АД17-3039 по делу N А43-5260/2016

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, в том числе признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2017 N 306-АД17-7339 по делу N А55-18207/2016

Изменяя решение суда первой инстанции в части назначения наказания, суд апелляционной инстанции исходил из того, что совершение арбитражным управляющим нарушения, выразившегося в непроведении собрания кредиторов по требованию уполномоченного органа, в срок, в течение которого согласно статье 4.6 КоАП РФ он считался подвергнутым административному наказанию, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ. Окружной суд, оставляя постановление апелляционного суда без изменения, поддержал данные выводы.

Постановление Верховного Суда РФ от 03.02.2020 N 8-АД20-1

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 указанного Кодекса).

Постановление Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N 81-АД19-11

Административное наказание назначено обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 6 статьи 12.21.1 указанного Кодекса для юридических лиц.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Постановление Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N 65-АД19-4

Административное наказание назначено обществу с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
  • фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.

Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.

Далее протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением.


Административный протокол — Образец 2021

1. объект административного правонарушения (охраняемые общественные отношения);

2. объективная сторона административного правонарушения (способ совершения, место, время, например, нарушение водителями ПДД (гл.12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышение скорости движения, несоблюдение требования дорожных знаков);

3. субъект административного правонарушения;

4. субъективная сторона административного правонарушения (обязательно наличие вины).

Согласно КоАП РФ, к родовому объекту правонарушения относятся виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области:

  • защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5, 6);
  • охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7);
  • охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);
  • сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);
  • транспорта (гл. 11);
  • дорожного движения (гл. 12);
  • связи и информации (гл. 13);
  • предпринимательской деятельности (гл. 14);
  • финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);
  • таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20);
  • защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18);
  • воинского учета (гл. 21).

Кроме общих субъектов административного правонарушения (физические лица, юридические лица), существуют и специальные (должностные лица, водители, военнослужащие).

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Не подлежит привлечению к административной ответственности невменяемое физическое лицо, а также лицо, действующее в ситуации крайней необходимости, когда предотвращенный вред меньше, чем совершенный. Например, водитель может покинуть место ДТП с целью спасения жизни потерпевшего.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностные лица – это лица, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях.

В компаниях ответственность за все правонарушения несут руководители. Но они могут своим приказом (в должностной инструкции) назначить ответственным за те или иные сферы деятельности иных лиц).

Привлечение к ответственности юридического лица не исключает одновременное привлечение и его должностного лица.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Юридическое лицо подлежит ответственности в случаях, предусмотренных КоАП или законами субъектов РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ в случае, если в статьях особенной части кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний, которые могут быть применены к юридическим лицам: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.

Закон предусматривает 2 вида обстоятельств, отягчающих административную ответственность:

  • общие – применимы к любому правонарушению;
  • специфичные – установленные для конкретного административного проступка, то есть прописанные в определенной статье КоАП.

Важно: специфичное отягчающее обстоятельство, как правило, содержится во 2-й и последующих частях нормы КоАП РФ. Например, для такого правонарушения, как оскорбление (статья 5.61 КоАП), квалифицирующим признаком является публичность унижения чести и достоинства человека. То есть если за грубое слово, высказанное тет-а-тет, максимальный размер штрафа – 3 000 рублей, то за те же действия, совершенные публично, придется заплатить уже 5 000.

Статья 4.3 КоАП РФ приводит исчерпывающий перечень оснований для ужесточения меры административной ответственности.

Продолжение противоправных действий вопреки требованиям о прекращении

Требования прекратить противоправные действия должны исходить от уполномоченных лиц, к которым закон относит представителей органов государственной власти, призванных обеспечивать соблюдение общественного порядка. Это могут быть сотрудники полиции, охраны, надзорных служб и т. д.

Справедливость ужесточения ответственности при таких обстоятельствах обусловлена 2 факторами:

  • игнорирование законных требований уполномоченных лиц;
  • категорический отказ виновного от прекращения своих действий, несмотря на явное осознание их противоправности.

Классический пример – мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП РФ), при котором нарушитель продолжает выражаться нецензурной бранью, несмотря на попытки сотрудников полиции пресечь это.

Важно: в ряде случаев неисполнение законных требований представителей компетентных структур образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.27 КоАП РФ. В такой ситуации этот признак в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, не учитывается – нарушитель просто будет наказан сразу за 2 проступка.

Повторное правонарушение

Для того чтобы «рецидив» был признан в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, необходимо одновременное наличие 2 условий:

  • совершение проступка в течение года с момента исполнения наказания за предыдущее правонарушение;
  • однородность предыдущего и вновь совершенного проступка (аналогичные или схожие правонарушения).

Повторное допущение виновным противоправного поведения свидетельствует о неэффективности предыдущего наказания. То есть применение более жесткой санкции в такой ситуации вполне оправданно.

Вовлечение ребенка в совершение административного проступка

Может выражаться в любой существующей форме: обман, подстрекательство, уговоры, угрозы – главное, чтобы инициатива выполнения противоправных действий исходила от совершеннолетнего лица.

Тяжесть и категория самого проступка значения не имеют – независимо от состава правонарушения вовлечение ребенка или подростка (то есть несовершеннолетнего) в его совершение является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Групповое правонарушение

Противоправные действия, совершенные в группе, всегда имеют большую опасность по сравнению с аналогичными поступками одного человека. Поэтому и наказание за это следует более высокое. При этом численность группы на наказание не влияет – если нарушителей больше одного, налицо обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Противоправное поведение в условиях ЧС

Нарушитель, использующий сложившуюся обстановку (чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, военное положение и т. д.) в незаконных целях, безоговорочно понесет максимально возможное наказание в пределах санкций, установленных нормой КоАП РФ.

Состояние опьянения

Если Уголовный кодекс не рассматривает состояние опьянения как отягчающее обстоятельство, то КоАП считает иначе. Совершение административного проступка для пьяного нарушителя обернется гораздо более серьезными последствиями, нежели для трезвого.

Факт опьянения должен быть установлен актом медицинского освидетельствования либо, если его производство по каким-то причинам невозможно, свидетельскими показаниями.

Важно: отличительная особенность этого обстоятельства, отягчающего административную ответственность, состоит в том, что оно не всегда может быть зачтено в качестве такового. В зависимости от характера и степени тяжести правонарушения закон допускает возможность не признавать опьянение отягчающим обстоятельством.

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Отягчающие обстоятельства (КОАП): судебная практика

Смягчающие обстоятельства, влияющие на выбор размера штрафа ГИБДД, перечислены в статье 4.2 КоАП:

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Рассмотрим пункты, на которые водитель может повлиять непосредственно на месте нарушения ПДД:

1. Раскаяние лица. Если сотрудник ГИБДД зафиксировал нарушение правил дорожного движения и никаких доказательств собственной правоты у Вас нет, то лучше сразу же признать собственную вину и раскаяться в содеянном. Это позволит рассчитывать на минимальное наказание.

2. Добровольное прекращение противоправного поведения. Например, пусть водитель управляет автомобилем без государственных регистрационных знаков. Он может добровольно вернуть номера на предназначенные для них места и рассчитывать на снисхождение.

Остальные пункты также могут быть использованы в качестве смягчающих обстоятельств, однако они относятся к специфичным ситуациям.

Решение по результатам проведения служебной проверки принимается нанимателем на стадии рассмотрения дела о служебном правонарушении. Наниматель обязан объективно и всесторонне рассмотреть все материалы дела, подтверждающие выводы и предложения, указанные в заключении, принятом по результатам служебной проверки, в том числе письменные объяснения лица, в отношении которого она проводилась; его заявление, опровергающее результаты служебной проверки (в случае их обжалования этим лицом); ходатайства и иные документы, представленные лицом, в отношении которого проводилась служебная проверка. При установлении нанимателем признаков виновного совершения служебного проступка и принятии решения о назначении дисциплинарного взыскания наниматель обязан рассмотреть следующие обстоятельства, отягчающие служебную ответственность:

  • а) факты, свидетельствующие о рецидиве правонарушения [1] ;
  • б) совершение правонарушения в состоянии алкогольного или иного токсического опьянения [2] ;
  • в) причинение имущественного ущерба, физического (телесного) или морального вреда либо ущерба деловой репутации публичного органа. Во всяком случае к тяжким последствиям служебного правонарушения относятся причинение физического (телесного) вреда или значительного имущественного ущерба, а также создание реальной угрозы наступления таких последствий [3] ;
  • г) умышленное совершение служебного проступка, в том числе в случае личной заинтересованности нарушителя в его совершении (например, при ненадлежащем исполнении служащим обязанностей, обусловленных урегулированием конфликта интересов) [4] .

При назначении дисциплинарного взыскания наниматель должен учитывать также и обстоятельства, смягчающие служебную ответственность:

  • а) совершение служебного проступка, не повлекшего за собой причинение тяжких последствий; совершение служебного проступка впервые;
  • б) совершение служебного проступка по обстоятельствам, не зависящим от нарушителя, например, нарушение должностного или административного регламентов в связи с соматическими заболеваниями, неисполнение служебного поручения либо его ненадлежащее исполнение в условиях крайней необходимости или при стечении иных чрезвычайных обстоятельств;
  • в) совершение служебного проступка при исполнении должностного поручения, неправомерность которого не могла быть установлена нарушителем в данных обстоятельствах;
  • г) позитивные личные и профессиональные качества нарушителя. В частности, нанимателем должны быть приняты во внимание результаты исполнения нарушителем служебных обязанностей в период, предшествующий совершению проступка; добровольное сообщение о совершенном нарушении.

Наниматель вправе учитывать и другие обстоятельства, смягчающие ответственность, например совершение проступка в состоянии аффекта; при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение незначительного правонарушения по неосторожности. При квалификации таких обстоятельств наниматель должен учитывать общественно опасные последствия проступка (отсутствие имущественного ущерба, причинение незначительного вреда и т.п.).

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность, выявляются на стадии, предшествующей назначению дисциплинарного взыскания лицу, вина которого в совершении проступка подтверждена при рассмотрении дела о служебном правонарушении. Наличие или отсутствие таких обстоятельств учитывается нанимателем при применении дисциплинарного взыскания, соразмерного общественной опасности проступка. В частности, увольнение с гражданской службы может быть применено при наличии обстоятельств, отягчающих служебную ответственность, исчерпывающий перечень которых установлен федеральным законом [5] .

Обстоятельства, отягчающие ответственность, зафиксированы в ФЗ «О статусе военнослужащих» и не могут быть изменены (дополнены) судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело. К таким обстоятельствам относятся только действия (бездействие) нарушителя — способные увеличить общественно опасные последствия проступка. Для дисциплинарных проступков с отягчающими признаками характерна вина в форме прямого умысла, при этом выявляются признаки противоправного умышленного действия. Последнее представляет собой мотивированный, с точки зрения правонарушителя, акт, следствием которого может быть причинение ущерба пострадавшему (телесного (физического), морального вреда или имущественного ущерба) либо государству. Правонарушитель (чаще всего при физическом воздействии на пострадавшего) осознает, что его действия противоречат не только нормам морали, но и правовым предписаниям.

При мотивации своего действия правонарушитель исходит из ложного предположения о его полезности с точки зрения защиты личного либо общественного блага. Это может происходить при неознакомлении правонарушителя с действующими нормативно-правовыми актами, что, однако, не освобождает его от ответственности.

Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность указаны в ч. 4, ст. 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих». Таковыми, признаются:

продолжение противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира прекратить его;

повторное совершение такого же дисциплинарного проступка, если за первый дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, уже применялось дисциплинарное взыскание и оно в установленном порядке не снято;

совершение двух и более дисциплинарных проступков, ни за один из которых к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, не было применено дисциплинарное взыскание, а также совершение одного действия (бездействия), содержащего признаки двух и более дисциплинарных проступков;

совершение дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы;

совершение дисциплинарного проступка в состоянии опьянения.

Обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность за правонарушение, включают наличие признаков, позволяющих квалифицировать степень общественной опасности проступка и применение менее суровых санкций к правонарушителю. Такие обстоятельства учитываются непосредственно перед назначением наказания, когда наличие признаков дисциплинарного проступка уже выявлено.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

  • — раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • — предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • — совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • — совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • — совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях..

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

  • — продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • — повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;
  • — вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • — совершение административного правонарушения группой лиц;
  • — совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • — совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения Административное право: учебник/ Л.Л. Попов, М. Норма, 2007.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нельзя считать дисциплинарным проступком то (без)действие, которое было совершено:

  • в рамках реализации обязательного приказа или команды руководства;
  • в процессе самозащиты или защиты прочих лиц, а также законных интересов граждан или государства от объективно опасных событий. Важно не допустить превышения предела необходимого уровня обороны.
  • при задержании преступников для передачи властям;
  • при объективной необходимости для устранения опасности, угрожающей данному военнослужащему, иным лицам или установленному общественному порядку, если опасность невозможно было устранить иначе;
  • при доказанной пользе для общества. Риск обоснован при невозможности предотвратить неприятное событие иными путями, а необоснованным — когда совершаемое действие сопряжено с угрозой для чьей-либо жизни и это известно заранее;
  • в результате принуждения, вследствие которого служащий не мог полноценно распоряжаться собой.

1.Какие общественные отношения регулирует административное право?

а) отношения, связанные с совершением преступлений; б) отношения в сфере государственного управления;

в) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

г) отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2.Предельный возрастной срок нахождения на государственной службе, который определен законодателем:

а) 55 лет; б) 60 лет; в) 65 лет; г) 70 лет.

3.Административным правонарушением признается:

а) виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность;

б) противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность; в) противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная

ответственность.

4. Размер административного штрафа по действующему законодательству не может быть менее:

а) 1/3 минимального размера оплаты труда (МРОТ);

б) 1/10 МРОТ;

в) 1 МРОТ.

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, могут быть признаны в качестве таковых только при условии наличия их в статье 4.3 КоАП РФ, то есть ни суд, ни другой орган, наделенный правом привлечения по административным правонарушениям, не вправе расширять перечень, предусмотренный законом. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и порядок их учета при назначении наказания изложены в настоящей статье.

Статья 4.3 КоАП РФ — Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Закон предусматривает 2 вида обстоятельств, отягчающих административную ответственность:

  • общие – применимы к любому правонарушению;
  • специфичные – установленные для конкретного административного проступка, то есть прописанные в определенной статье КоАП.

Важно: специфичное отягчающее обстоятельство, как правило, содержится во 2-й и последующих частях нормы КоАП РФ. Например, для такого правонарушения, как оскорбление (статья 5.61 КоАП), квалифицирующим признаком является публичность унижения чести и достоинства человека. То есть если за грубое слово, высказанное тет-а-тет, максимальный размер штрафа – 3 000 рублей, то за те же действия, совершенные публично, придется заплатить уже 5 000.

Статья 4.3 КоАП РФ приводит исчерпывающий перечень оснований для ужесточения меры административной ответственности.

Продолжение противоправных действий вопреки требованиям о прекращении

Требования прекратить противоправные действия должны исходить от уполномоченных лиц, к которым закон относит представителей органов государственной власти, призванных обеспечивать соблюдение общественного порядка. Это могут быть сотрудники полиции, охраны, надзорных служб и т. д.

Справедливость ужесточения ответственности при таких обстоятельствах обусловлена 2 факторами:

  • игнорирование законных требований уполномоченных лиц;
  • категорический отказ виновного от прекращения своих действий, несмотря на явное осознание их противоправности.

Классический пример – мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП РФ), при котором нарушитель продолжает выражаться нецензурной бранью, несмотря на попытки сотрудников полиции пресечь это.

Важно: в ряде случаев неисполнение законных требований представителей компетентных структур образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.27 КоАП РФ. В такой ситуации этот признак в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, не учитывается – нарушитель просто будет наказан сразу за 2 проступка.

Повторное правонарушение

Для того чтобы «рецидив» был признан в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, необходимо одновременное наличие 2 условий:

  • совершение проступка в течение года с момента исполнения наказания за предыдущее правонарушение;
  • однородность предыдущего и вновь совершенного проступка (аналогичные или схожие правонарушения).

Повторное допущение виновным противоправного поведения свидетельствует о неэффективности предыдущего наказания. То есть применение более жесткой санкции в такой ситуации вполне оправданно.

Вовлечение ребенка в совершение административного проступка

Может выражаться в любой существующей форме: обман, подстрекательство, уговоры, угрозы – главное, чтобы инициатива выполнения противоправных действий исходила от совершеннолетнего лица.

Тяжесть и категория самого проступка значения не имеют – независимо от состава правонарушения вовлечение ребенка или подростка (то есть несовершеннолетнего) в его совершение является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Групповое правонарушение

Противоправные действия, совершенные в группе, всегда имеют большую опасность по сравнению с аналогичными поступками одного человека. Поэтому и наказание за это следует более высокое. При этом численность группы на наказание не влияет – если нарушителей больше одного, налицо обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Противоправное поведение в условиях ЧС

Нарушитель, использующий сложившуюся обстановку (чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, военное положение и т. д.) в незаконных целях, безоговорочно понесет максимально возможное наказание в пределах санкций, установленных нормой КоАП РФ.

Состояние опьянения

Если Уголовный кодекс не рассматривает состояние опьянения как отягчающее обстоятельство, то КоАП считает иначе. Совершение административного проступка для пьяного нарушителя обернется гораздо более серьезными последствиями, нежели для трезвого.

Факт опьянения должен быть установлен актом медицинского освидетельствования либо, если его производство по каким-то причинам невозможно, свидетельскими показаниями.

Важно: отличительная особенность этого обстоятельства, отягчающего административную ответственность, состоит в том, что оно не всегда может быть зачтено в качестве такового. В зависимости от характера и степени тяжести правонарушения закон допускает возможность не признавать опьянение отягчающим обстоятельством.

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

    К смягчающим обстоятельствам относится:

    • раскаяние;
    • добровольная явка с повинной;
    • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
    • профилактика последствий;
    • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
    • несовершеннолетие;
    • беременность или уход за малолетним ребенком.

    Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

    Определение 1

    Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

    К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.

    Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи. Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ. Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.

    Все подобные обстоятельства разделяются на 2 категории:

    1. Общие – они применимы к любому проступку. Например, если человек находится в состоянии опьянения, это в любом случае отягчает его вину, вне зависимости от того, какую конкретно норму закона он нарушил – выпивал в общественном месте, нецензурно выражался, занимался мелким хулиганством и т.п.
    2. Специфические – это обстоятельства, которые могут квалифицироваться как отягчающие только применительно к конкретному правонарушению, а не ко всем проступкам вообще.

    Как те, так и другие обстоятельства прописаны в КоАП. Общие перечисляются в едином перечне, который состоит из 6 пунктов.

    Признать обстоятельства отягчающими административную ответсвенность может только судья либо должностное лицо. То есть даже при наличии этого обстоятельства оно не отягчает вину «автоматически» – все зависит от конкретного решения судебного органа, полицейского, прокурора и других должностных лиц. Поэтому на практике принятое решение во многих случаях будет отличаться той или иной степенью субъективности.

    Например, очевидно, что если гражданин совершил мелкое хулиганство, понес наказание в виде административного ареста, после чего снова совершил подобный поступок, это бесспорно отягчает его вину. Также очевидны и те случаи, когда правонарушение совершается с привлечением детей. Однако если гражданин оскорбляет другого человека в состоянии легкого опьянения, но при этом установлено, что он находился в состоянии аффекта, ситуация уже менее однозначна – в целом все остается на усмотрение лица, принимающего решение.

    Норма КоАП предусматривает только совершение так называемого однородного нарушения. Важно понимать, что речь идет о подобном, схожем, но необязательно одинаковом проступке. Однородность определяется исходя из объекта правоотношений, на который посягнул нарушитель.

    Например, закон охраняет такой объект, как достоинство личности. Нарушить достоинство можно разными способами, например:

    • прямым оскорблением;
    • клеветой;
    • нанесением побоев;
    • появлением в пьяном виде, который посягает на общественную нравственность (т.е. не сам факт опьянения, а недостойное поведение лица, связанное с ним).


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.