Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Арендная плата за землю 2022 Минск». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
✔Согласно нормам пункта 12 Указа № 160 данный Указ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2020 г.
С вступлением в силу Указа № 160 в соответствии с приложением 4 к Указу № 160 утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».
✔Подпунктами 3.2 и 3.3 пункта 3 Указа № 160 предоставлено право местным исполнительным комитетам, администрациям свободных экономических зон увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов (за исключением резидентов СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков, которым земельные участки предоставлены администрациями СЭЗ).
Пунктом 8 Указа № 160 предусмотрена переходная норма, в соответствии с которой с 1 января по 31 декабря 2020 г. исчисление и уплата юридическими лицами арендной платы производятся в увеличенном (уменьшенном) размере согласно решениям местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон, принятым в 2020 году в соответствии с подпунктами 3.2 и 3.3 пункта 3 данного Указа.
При принятии решений местными исполнительными комитетами и администрациями свободных экономических зон об увеличении (уменьшении) в 2020 году размера ежегодной арендной платы в соответствии с подпунктами 3.2 и 3.3 пункта 3 Указа № 160 (например, до 2 раз вместо ранее принятых решений до 2,5 раз) после наступления предусмотренного Указом № 160 для юридических лиц срока представления расчета суммы арендной платы за 2020 год юридические лица, при необходимости:
-
вносят изменения и (или) дополнения в расчет суммы арендной платы за земельные участки не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором приняты указанные решения;
-
производят исчисление и уплату сумм арендной платы, подлежащих доплате (например, в случае, когда в соответствии с Указом № 101 повышенные коэффициенты не устанавливались, а в рамках Указа № 160 принято решение об увеличении размера арендной платы) по прошедшему сроку (прошедшим срокам) уплаты, не позднее даты, соответствующей ближайшему установленному сроку уплаты, в связи с чем начисление пеней и применение мер административной ответственности не осуществляется.
При несоблюдении указанных сроков подачи отчетности и уплаты будут применены меры административной ответственности и меры обеспечения исполнения обязательства по уплате арендной платы.
✔Организации вносят соответствующие изменения и (или) дополнения в расчет суммы арендной платы за земельные участки и вернуть (зачесть) излишне уплаченную сумму арендной платы в порядке, установленном законодательством, в случаях, если:
-
у организаций имело место обстоятельство, в соответствии с которыми решением местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон, принятым в 2020 году в соответствии с подпунктами 3.2 и 3.3 пункта 3 Указа № 160 уменьшен размер ежегодной арендной платы по сравнению с решением местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон, принятым в соответствии с нормами Указа № 101;
-
организация воспользуется с 01.01.2020 новыми преференциями, предусмотренными пунктом 5 Положения № 160.
✔Вышеуказанными организациями суммы уменьшения арендной платы за земельные участки подлежат включению в состав внереализационных доходов на основании подпункта 3.39 пункта 3 статьи 174 НК. Такие доходы отражаются не позднее даты их получения.
✔Положениями пункта 7 Указа № 160 уточнено, что под несоответствием процентной доли, определяемой за 2019 год для целей подпункта 1.122 Указа № 101, понимается несоответствие процентной доли, определенной пунктом 1 статьи 347 НК, размеру, указанному в пункте 1 статьи 347 НК. Упомянутые положения касаются арендной платы за земельные участки за 2019 год и относятся к юридическим лицам, применявшим единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции на 31 декабря 2019 года.
✔С 1 января 2020 года отменено:
-
взимание в десятикратном размере арендной платы за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов;
-
исчисление арендной платы за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, в размере, увеличенном на коэффициент 2.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
✔С 01.01.2020 расширен перечень оснований для освобождения граждан и индивидуальных предпринимателей от уплаты арендной платы за земельные участки.
Так, в соответствии с подпунктом 12.8 пункта 12 Положения о порядке определения, исчисления и уплаты арендной платы, утвержденное данным Указом (далее — Положение) от уплаты арендной платы освобождаются граждане и индивидуальные предприниматели за сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли), если они используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и этими хозяйствами применяется налог при упрощенной системе налогообложения либо единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Соответственно, освобождение граждан и индивидуальных предпринимателей от уплаты арендной платы за земельные участки производится при одновременном соблюдении следующих условий:
-
земельный участок, предоставленный в аренду, относится к категории сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;
-
земельный участок, предоставленный в аренду, используется для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Положением не предусмотрено ограничений по кругу лиц, которые могут использовать земельный участок, предоставленный в аренду, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (непосредственно сам землепользователь или члены его семьи, например);
-
крестьянское (фермерское) хозяйство, использующее земельный участок, предоставленный в аренду, является плательщиком налога при упрощенной системе налогообложения либо единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.
Освобождение от уплаты арендной платы, предусмотренное подпунктом 12.8 пункта 12 Положения, распространяется на обязанности граждан и индивидуальных предпринимателей по уплате арендной платы, возникшие в 2020 году. Освобождение таких лиц от арендной платы, срок уплаты которой приходится на период до 01.01.2020, законодательством не предусмотрено.
Освобождение от уплаты арендной платы, предусмотренное подпунктом 12.8 пункта 12 Положения, распространяется на обязанности граждан и индивидуальных предпринимателей по уплате арендной платы, возникшие в 2020 году. Освобождение таких лиц от арендной платы, срок уплаты которой приходится на период до 01.01.2020, законодательством не предусмотрено.
✔Пунктом 13 Положения предусмотрено уменьшение арендной платы на 10 процентов за земельный участок, предоставленный индивидуальному предпринимателю, осуществляющему сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к использованию отходов. Такое уменьшение производится в отношении только 1-го предоставленного индивидуальному предпринимателю земельного участка и применяется при условии регистрации индивидуального предпринимателя в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку к использованию отходов на основании письменного заявления плательщика.
✔Арендная плата уплачивается гражданами и индивидуальными предпринимателями ежегодно не позднее 15 ноября за текущий календарный год.
Вместе с тем пунктом 31 Положения предусмотрен новый срок уплаты арендной платы для граждан и индивидуальных предпринимателей. В случаях, когда таким лицам земельные участки предоставлены в аренду в период с 1 октября по 31 декабря текущего календарного года, уплата арендной платы за указанный период производится не позднее 15 ноября года, следующего за календарным годом, в котором земельный участок был предоставлен.
✔Указом № 160 изменены подходы к определению категорий лиц (граждан), которые могут освобождаться местным исполнительным комитетом от уплаты арендной платы.
Так, в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Указа № 160 местным исполнительным комитетам предоставлено право освобождать отдельных граждан (за исключением граждан, которым как индивидуальным предпринимателям предоставлен в аренду земельный участок) от уплаты арендной платы в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Таким образом, Указом № 160 право освобождения граждан, которым как индивидуальным предпринимателям предоставлен в аренду земельный участок, местным исполнительным комитетам не предоставлено.
Определение трудной жизненной ситуации, то есть обстоятельств, при которых гражданин имеет право на освобождение от уплаты арендной платы, приведено в пункте 39 Положения.
✔В соответствии с Указом № 160 с 1 января 2020 года отменена уплата арендной платы:
Указом № 285 внесены изменения в пп. 1.2 п. 1 Указа № 160. В частности уточнено, что размер ежегодной арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости участка на 1 января календарного года. Добавление уточнения про 1 января календарного года вызвало вопросы у отдельных землепользователей по порядку применения этой нормы.
— Некоторые стали толковать эту норму так, что каждый год аренды необходимо пересчитывать размер арендной платы исходя из актуальной кадастровой стоимости участка на 1 января каждого года аренды, что меняло бы ранее установленный порядок. Для отдельных землепользователей это могло бы означать автоматическое снижение размера арендной платы (например, в Минске по результатам переоценки 2018−2019 годов кадастровая стоимость отдельных участков была снижена), а для других — существенное увеличение (например, по многим участкам, предоставленным ранее 2015 года). С учетом снижения ставок аренды коммерческой недвижимости на рынке, для отдельных девелоперов такие изменения были бы крайне болезненны, — говорят в REVERA.
Напомним, что укрупненно арендная плата за землю определяется по следующей формуле:
А = К * П * К1 * К2,
где А — размер ежегодной арендной платы,
К — кадастровая стоимость участка,
П — площадь,
К1 — коэффициент в зависимости от вида функционального использования земельного участка (вида оценочной зоны),
К2 — коэффициент, установленный местным исполнительным комитетом.
При этом кадастровая стоимость сама по себе — величина непостоянная и актуализируется, как правило, не реже 1 раза в 5 лет. В то же время, для целей расчета арендной платы используется кадастровая стоимость при:
— предоставлении участка в аренду;
— продлении срока аренды земельного участка;
— изменении договора аренды земельного участка, предусматривающем изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок;
— заключении договора аренды земельного участка с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона.
Этот порядок закреплен в пп. 1.1 п. 1 Указа № 160.
Другими словами, если земельный участок был предоставлен давно и никаких дополнительных соглашений к договору аренды не заключалось, то актуализация кадастровой стоимости земельного участка не влекла пересчета размера арендной платы. Единственные случаи, когда арендная плата изменялась — это изменения величин коэффициентов К1 и К2, которые не требовали внесения изменений в договоры аренды, и новые величины коэффициентов подлежали автоматическому применению.
Так, с 2022 года исчисление таких налогов будет производиться за истекший календарный год.
До настоящего времени исчисление имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами, производилось за текущий календарный год и не учитывало произошедших в течение года сделок, влекущих переход прав на объекты недвижимости. В результате чего ежегодно вручаемые физическим лицам к 1 сентября извещения на уплату имущественных налогов за текущий год не содержали сведений о произошедших в течение года изменениях в отношении владельцев или характеристик объектов (п. 4 ст. 233 и п. 7 ст. 244 НК).
С 2022 года имущественные налоги будут исчисляться и предъявляться физическим лицам к уплате за истекший календарный год и, соответственно, будут учитывать все произошедшие в течение года изменения с такими объектами и с их владельцами.
Уплата таких налогов за 2022 год будет осуществляться следующим образом:
- не позднее 15.11.2022 — уплата авансового платежа в размере 50% от начисленной за 2022 год суммы имущественных налогов;
- не позднее 15.11.2023 — уплата оставшейся части имущественных налогов за 2022 год (п. 8 ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения»).
Уплата имущественных налогов за 2023 и последующие годы будет осуществляться не позднее 15 ноября 2024 года и последующих календарных лет.
Указ № 285: комментарий МНС в части арендной платы
Учитывая, что до настоящего времени имел место неравный подход в части налогообложения недвижимости, расположенной в городе (квартиры) и сельских населенных пунктах (жилые дома), принято решение с 2022 года установить для всех граждан одинаковый подход в части налогообложения квартир и жилых домов.
Так, с 2022 года принадлежащие физическим лицам квартиры и жилые дома будут облагаться налогом на недвижимость одинаково.
С целью защиты социально-уязвимых слоев населения (пенсионеры по возрасту, дети до 18 лет, многодетные, инвалиды I и II группы и др.), принадлежащие им одна квартира и один жилой дом освобождаются от налога на недвижимость в полном размере независимо от регистрации в такой недвижимости трудоспособных граждан.
При этом, если у перечисленной категории граждан на праве собственности находятся две и более квартиры, или два и более жилых дома, то одна квартира или один жилой дом с наибольшей стоимостью будут полностью освобождаться от налога на недвижимость.
Для всех объектов недвижимости ставка налога составляет 0,1 % (пп. 1.2 п. 1 ст. 230 НК).
Учитывая, что с 2022 года будет облагаться одна квартира, принадлежащая физическому лицу на праве собственности, с целью минимизации налоговой нагрузки Налоговым кодексом предусмотрено, что устанавливаемые местными Советами депутатов повышающие коэффициенты к ставке налога на недвижимость (до 2 раз) не применяются при исчислении налога на недвижимость в отношении квартир (п. 3 ст. 230 НК).
В результате чего средний размер налога на недвижимость за одну квартиру в Минске составит около 50—60 руб., в областных городах — около 45—50 руб., в крупный районных центрах — около 40 руб., в иных населенных пунктах — около 30 руб.
С 1 января 2023 года исчисление земельного налога физическим лицам за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, на которых в течение трех лет с даты предоставления (приобретения) таких участков физическими лицами не произведена государственная регистрация создания жилого дома, дачи, производится по ставкам земельного налога, увеличенным на коэффициент 3 (п. 20 ст. 243 НК и абз. 6 ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения»).
За земельные участки, расположенные не по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц и предоставленные таким лицам для:
- ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, дачного строительства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, строительства (установки) и обслуживания гаражей, — арендная плата не взимается независимо от регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц;
- строительства и (или) обслуживания жилого дома, — арендная плата не взимается при отсутствии регистрации в жилом доме, принадлежащем указанным лицам и расположенном на таком земельном участке, трудоспособных лиц.
Для целей настоящего подпункта регистрацией признаётся регистрация физических лиц по месту жительства в порядке, установленном законодательством.
- перетяжка мягкой мебели
- ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
- полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
- реставрация и восстановление деревянных конструкций,
- изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
- работа со сложными моделями мебели.
Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49
Сайт: ditman.kraj.by
Определение кадастровой стоимости и, соответственно, размера арендной платы, производится по строго установленным правилам. Но на некоторые моменты нужно обратить дополнительное внимание:
- размер кадастровой стоимости повышается на 5,2% каждый год, соответственно, может измениться и сумма за аренду;
- кадастровая стоимость часто существенно отличается от рыночной. Она часто и не в полной мере учитывает расположение, состояние участка, а также вовсе не отражает расположение относительно важных объектов, например, наличие рядом инфраструктуры и иные моменты. Обычно кадастровая цена ниже рыночной, но бывают и обратные ситуации;
- получить информацию можно, обратившись в кадастровую палату.
Если собственник считает, что кадастровая стоимость завышена, он может попытаться оспорить её в судебном порядке. Но перед этим нужно проанализировать все факторы и желательно проконсультироваться с юристом и кадастровым специалистом.
О чём важно помнить бухгалтеру с 1 февраля?
На практике данный параметр не меняется каждый год. Как правило, перерасчёт проводится раз в 3-5 лет. Обновление информации – масштабный процесс, который вызывает множество противоречий и разногласий, так как арендаторы выступают против изменений цены. Но в то же время, она не может оставаться прежней, в реалиях рыночной экономики и инфляции.
Муниципалитет имеет хороший источник дохода от сдачи участков в аренду, соответственно, ему выгоден и перерасчёт кадастровой цены. То есть позиция меняется в зависимости от стороны, то есть арендодателя.
Сам порядок определения размера арендной платы на основании стоимости представляется достаточно удобным и исключает множество противоречий. Цена сразу определена, не нужно проводить дополнительные переговоры, искать компромисс между позицией сторон.
Получается, что порядок имеет как реальные преимущества, так и некоторые недостатки, связанные, в первую очередь, с возможностью изменения размера платы, вносимой за пользование.
Аренда земли является гражданской правовой сделкой. Поэтому регулирование земельных отношений осуществляется не только Земельным кодексом, но и Гражданским. Основные положения об арендной плате (далее – АП) содержатся в ст. 614 ГК РФ. Согласно указанной статье АП есть не что иное, как плата за пользование имуществом, которая выражается в:
- денежном эквиваленте;
- продукции, получаемой при эксплуатации арендованного имущества;
- оказании арендатором услуг;
- передаче арендодателю вещи;
- возложении затрат или обязательств.
Основные законы, с которыми стоит ознакомиться каждому начинающему предпринимателю:
- ЗК РФ ст.22 «Аренда земельных участков».
- Глава 10 ЗК РФ.
- Статья 39.7 Земельного кодекса и статья 9 ЗК.
- Постановление Правительства № 582 от 16.07.2009 г.
Согласно этим нормативно-правовым документам, физическое или юридическое лицо имеет право взять в аренду земельный участок у государства или частного владельца, предварительно заключив с этим человеком/компанией/организацией договор. Все вопросы решаются на основе условий арендного договора. Стоимость оплаты зависит от того, кто является арендодателем.
Важно!
Если положения договора нарушают закон РФ об арендной плате или правилах заключения договора, вы можете оспорить данный документ в судебном порядке и
расторгнуть его
.
Первое, что стоит знать о временном владении участком земли – условия для заключения договоренности с государственной структурой и частной в корне отличаются.
И если в первом случае, цена назначается только после объективной оценки земли, во время которой рассматривается ее основное назначение, месторасположение и многие другие факторы, прописанные в законодательной базе, то частник проводит субъективную оценку, отталкиваясь от своих собственных убеждений, пожеланий и критериев.
В связи с этим все цены на аренду делятся на несколько видов:
- Нормативная стоимость.
- Кадастровая стоимость.
- Рыночная стоимость.
Каждая из них определяется по индивидуальным критериям и оказывает взаимное влияние. Помимо особенностей в контексте одной из оценочных групп, есть общие факторы, влияющие на понижение или повышение стоимости земельного участка.
Независимо от рыночных колебаний общей годовой цены, каждая сумма единоразово прописывается в договоре на весь временной период, кроме некоторых исключений, раскрытых в рамках закона РФ.
В большинстве случаев рыночная цена соответствует кадастровой, но существуют исключения.
Если критерии, по которым производится государственная оценка, связаны непосредственно с самой территорией и условиями вокруг нее, то рыночная оценка основана на спросе и предложении. Факторы, влияющие на нее:
- психология той или иной группы людей;
- экономическая картина в стране;
- политическая ситуация в государстве.
Что же касаясь городских территорий, то помимо объективных особенностей, на стоимость влияет престижность местности, наличие памятников или архитектурных достопримечательностей. Существуют также районы «для богатых», земля которых превышает стоимость в несколько раз из-за своей «элитности».
Любое экономическое колебание может повысить или понизить спрос, тем самым изменить стоимость определенной территории. К примеру, в случае экономического кризиса, когда риск вложения крупных денежных сумм в земельные участки высок, спрос на аренду может возрасти, так как предприниматели посчитают более безопасным временное вложение средств, вместо совершения покупки.
Среди всех трех видов, самым выгодным способом проведения оценочной стоимости считается кадастровая оценка, так как она проводит анализ, основываясь на объективных показателях. Часто можно встретить выгодные предложения среди частных арендодателей, для этого необходимо заниматься постоянным мониторингом земельного рынка.
Новые коэффициенты к арендной плате за землю
Для расчеты цены аренды на базе кадастровой стоимости применяется такая формула:
А=К*% – арендная плата за землю равна кадастровой оценке, умноженной на процентный коэффициент, зависящий от цели аренды.
Значение последнего понятия определяется законодательством России:
- 0,01% – используют при расчете для лиц, освобожденных от налогов или имеющих налоговые льготы.
- 0,6% – установлены для особ, желающих взять землю в аренду с целью развития сельскохозяйственного бизнеса.
- 1,5% – необходимо внести в формулу во время расчета аренды для промышленных, жилищных и либо каких других построек.
- 2% – указывают во время подсчета арендной стоимости территории, на которой планируют добывать полезные ископаемые.
В отличие от предыдущей формулы, в расчете частной аренды в основе используют не кадастровую оценку, а рыночную. Умножение производится на ставку рефинансирования центрального банка.
Расчет проводится по такой формуле:
А=Ц*% – арендная плата равна рыночной оценке, умноженной на ставку рефинансирования.
Рыночная цена, как мы уже рассмотрели ранее, может быть значительно выше, чем сама кадастровая оценка земельного участка, так как во время проведения анализа учитываются субъективные индивидуальные факторы владельца.
Во время подсчетов используется ставка ЦБ, которая является действующей на момент подписания договора.
Важно! Если при оформлении аренды в государственном учреждении покупатель может получить льготы, то в этом виде аренды льготные скидки не предусмотрены.
Пример. Алексей Сергеевич решил взять в аренду большой земельный участок, принадлежащий частному владельцу для развития фермерского бизнеса. Период аренды – апрель – август 2022 года (включительно). Рыночная оценка была проведена в 2016 году в ноябре месяце и составила 200 000 руб. Действующая ставка ЦБ в 2016 году – 10,00%
Итак, делаем подсчет: 200 000*10% = 20 000 руб. – арендная плата.
Еще один пример. Сергей Геннадьевич решил взять в аренду землю для постройки промышленного помещения. Период аренды ноябрь 2022 г. – октябрь (включительно) 2018 года. Оценка рыночной стоимости данной территории была проведена в мае 2022 года и составила 600 000 руб. Согласно решению ЦБ –процентная ставка 9,25%
Проводим расчет: 600 000*9,25% = 55 500 руб.
Независимо от возможных изменений в рыночной оценке или ставке, после заключения договора сумма арендной платы не меняется.
Значительно экономней арендовать территорию, принадлежащую государству, так как ее стоимость значительно ниже. Однако есть некоторые преимущества в заключении договоров и с частными владельцами. К примеру, претенденту на частную собственность не нужно принимать участие в аукционе, а условия договора остаются неизменными до окончания его действия.
Годовой размер арендной платы определяется несложной формулой:
А = КСт * k, где
- А — сумма арендной платы, которую необходимо вносить землепользователю;
- КСт — кадастровая стоимость земли (ее можно выяснить в кадастровой службе по месторасположению земельного надела);
- k – корректирующий коэффициент, изменяющийся в зависимости от землепользователя и назначения сдачи в аренду. Размеры корректирующего коэффициента были перечислены выше.
Например:
Кадастровая стоимость земельного участка в Московской области в среднем составляет 828,08 руб. за квадратный метр. Предположим, что наш земельный надел составляет 200 квадратных метров. У нас есть налоговые льготы и преференции, в соответствии с которыми мы имеем право на корректирующий коэффициент, равный 0,01 %.
Считаем:
А = 828,08 * 200 * 0,01 = 1656, 16 руб.
Именно такую сумму мы должны выплатить государству за аренду его участка в течение одного года.
Информацию о стоимости земельного участка можно позаимствовать в Росреестре. Официальным документом в данном случае будет являться выписка из специального перечня. При этом стоимость территории устанавливается только лишь уполномоченными официальными инстанциями. На определение итоговой суммы влияет несколько факторов: характеристики участка, дата включения в Росреестр, наличие транспортных коммуникаций и инженерной инфраструктуры, экологическая среда, регион расположения, выгода для инвесторов.
Стоимость земли периодически пересматривается. Это происходит с периодичностью один раз в три-пять лет.
Коэффициенты корректировки указаны в пункте 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582. Они зависят от того кому был выделен участок, физическому или юридическому лицу, то есть от статуса арендатора и наличия у него льгот. Также определяющими факторами является характеристика самих территорий, специфика объектов, их загрязненность, наличие коммуникаций, транспортных путей и сетей связи.
Принцип | Что это означает |
---|---|
1. Принцип экономической обоснованности | Размер арендной платы должен соответствовать доходности земельного участка. Учитывайте категорию земель, к которой отнесен земельный участок, и вид его разрешенного использования |
2. Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы | ОМСУ должен определить в муниципальных нормативных правовых актах порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен ее пересмотр в одностороннем порядке по требованию арендодателя |
3. Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы | Арендную плату нужно определять на основании кадастровой стоимости участка |
4. Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, когда они переоформляют права на земельные участки | При переоформлении прав на земельный участок арендная плата не должна превышать сумму земельного налога более чем в два раза |
5. Принцип учета социально значимых видов деятельности и интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога | Арендная плата не должна превышать сумму земельного налога |
6. Принцип запрета необоснованных предпочтений | Порядок расчета размера арендной платы за муниципальные земельные участки, отнесенные к одной категории земель, одним видам деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться |
7. Принцип учета ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения | Размер арендной платы за участок не должен превышать размер земельного налога, взимаемого за такой же участок, приобретенный в собственность |
1. При определении размера арендной платы за земельный участок проведите анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень его доходности. Если этого не сделать, суд посчитает, что вы нарушили принцип экономической обоснованности размера арендной платы, и обяжет пересмотреть его.
2. Если сдаете в аренду участок, ограниченный в обороте, установите плату не выше земельного налога, взимаемого с собственника такого же участка.
3. Если вы не направили уведомление об изменении регулируемой арендной платы, это не будет нарушением. Но чтобы избежать задолженности по арендным платежам и не тратить время на споры в суде, рекомендуем все же сообщать арендаторам о том, что вы пересмотрели арендную плату. В уведомлении укажите выходные данные нормативного акта, в котором вы закрепили это решение.
- Образцы документов
- Образцы платежных поручений
- Образцы заявлений
- Безопасный город
- Образец экспертного заключения
- Сфера деятельности Группы
- Нормативные документы группы
- Комплексные кадастровые работы
- Проект межевания
- Оплата арендных платежей за 2021
- Расчеты арендной платы за 2021
- Перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению
- Образцы заявлений
- Аукционы 2009 года
- Итоги по торгам за 2009 год
- Аукционы 2010 года
- Итоги по торгам за 2010 год
- Аукционы 2011 года
- Итоги по торгам за 2011 год
- Аукционы 2012 года
- Итоги по торгам за 2012 год
- Аукционы 2013 года
- Итоги по торгам за 2013 год
- Аукционы 2014 года
- Итоги по торгам за 2014 год
- Аукционы 2015 года
- Итоги по торгам за 2015 год
- Аукционы 2016 года
- Итоги по торгам за 2016 год
- Аукционы 2017 года
- Итоги по торгам за 2017 год
- Аукционы 2018 года
- Итоги по торгам за 2018 год
- Аукционы 2019 года
- Итоги по торгам за 2019 год
- Аукционы 2020 года
- Итоги по торгам за 2020 год
- Аукционы 2021 года
- Итоги по торгам за 2021 год
- Аукционы 2022 года
- Итоги по торгам 2022 года
Вниманию арендаторов земельных участков
- Деятельность отдела учета и регистрации имущества
- Нормативные документы по учету имущества
- Инструкция для заполнения программы «Карта учета»
- Выезд из столицы открыт по всем направлениям
- Выезд из столицы закрыт в нескольких направлениях
- Дороги из Нур-Султана в Щучинск и Темиртау закрыты из-за непогоды
- Движение пяти пригородных маршрутов приостановили в столице
- План по защите прав женщин презентовали в столице
В соответствии с Законом Московской области N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год (далее — земельные участки).
Значения базового размера арендной платы за земельные участки устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3-9 настоящего Закона.
Арендную плату за земельные участки уменьшат юрлицам в Минском районе
Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных):
1) занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным);
2) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под строительство гаражей для собственных нужд,
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2021 года Законом Московской области от 11 августа 2021 года N 162/2021-ОЗ. — См. предыдущую редакцию)
устанавливается со всей площади земельного участка в размере 5 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,95 рубля за квадратный метр.
Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 479 рублей за гектар.
Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий, устанавливается:
1) в границах населенных пунктов в размере 1,98 рубля за квадратный метр;
2) вне границ населенных пунктов в размере 1,66 рубля за квадратный метр.
Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов, устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Как рассчитать стоимость аренды земельного участка?
«Это означает, что несмотря на отсутствие помощи государства, несмотря на ковидные ограничения, которые не позволяют бизнесу развиваться, действующая власть увеличивает аренду на 5%! — высказывается Юрий Рагулин, генеральный директор ООО «Айсберг», который арендует около 40 земельных участков. — При этом, чтобы было понятно, КИО до сих пор не отменило аренду в соответствии с постановлением правительства даже для тех, кому это положено. За один квартал, начиная с 13.03.2020, принято решение отменить аренду. И то, простили ее частично. А с остальной частью решают вот уже год, — сокрушается предприниматель, — ведь государство само признало бизнес пострадавшим и предпринимало попытки помощи. Только эти попытки были неконкретными, размазанными и неакцентированными. Зато увеличение на 5% более чем конкретно!».
У Юрия квартальная аренда составляет 600 000 рублей. Увеличение на 5% составит 30 000 руб.
«А у кого-то квартальная аренда 20 млн руб и 5%-это 1 млн руб. При этом увеличение-то не разовое, оно на всю оставшуюся жизнь. А в следующем году снова на 5% поднимут», — уверены предприниматели.
Есть и другие мнения.
«Никто не разорится от повышения на 5%, конечно, — говорит Владимир Меньшиков, глава «Союза малых предприятий Санкт-Петербурга», — но следует отметить, что цена в городе участков высокая и она растет. Аренда при этом не растет. Город часто говорит, что городская земля недооценена. Но частный бизнес сдает в аренду участки с различными опциями, как, например, подведённые коммуникации, электричество. КИО же сдает в аренду участки, где чаще всего, ничего нет. Поэтому у арендаторов получаются вложения в бизнес больше, чем на частной земле. А сейчас кризис, пандемия, и любое, даже незначительное повышение, отражается на рынке крайне негативно».
Эксперт добавляет, что КИО не хватает гибкости в вопросе дифференцированного подхода к арендным ставкам. Вместе с тем, если чиновники комитета начнут снижать плату, оглядываясь на обстоятельства, их тут же обвинят в коррупции.
Юлия Кузнецова, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers, считает, что повышение не отразится на рынке: «Плановое повышение стоимости аренды земельных участков вряд ли повлияет на коммерческие условия в стрит-ритейле. Как правило, ежегодная индексация цен уже закладывается в договоры аренды помещений».
Статья актуальна на 2022 год
В Украине пользоваться землей можно на основаниях предусмотренных законодательством, (естественно, если речь об официальном пользовании).
Одним из таких оснований является договор аренды земельного участка, который может быть заключен как в отношении земли, которая пребывает в частной собственности, так и в отношении государственной или коммунальной земли.
Об особенностях договора аренды между физ лицами, о том, в каком размере можно прописать арендную плату и какие налоги платятся при аренде земли в 2020 году, пойдёт речь в данной статье.
Особенностями договора субаренды можно назвать следующие:
- заключается при наличии письменного согласия владельца земли на передачу участка в субаренду или же если такое право арендатора прямо предусмотрено в договоре аренды;
- договор подлежит государственной регистрации, а по согласию сторон еще и нотариально заверяется;
- размер субарендной платы согласно со статьей 288 Налогового Кодекса Украины не должен превышать размер арендной платы.
Если речь идет о земельных участках сельхозназначения, то арендаторы таких участков могут поменяться участками путем заключения договоров субаренды. Опять же такой обмен возможен с согласия владельца (арендодателя) или если такое право арендаторов предусмотрено заключенными с ними договорами аренды.
Условия начисления арендной платы за землю в 2022 году и порядок ее оплаты
Исходя из норм Закона Украины «Про аренду», объектом аренды может быть только целый земельный участок, что означает, что аренда части земельного участка невозможна.
Вместе с тем, владелец может заключить договор аренды сразу с несколькими арендаторами, таким образом, распределив между ними и сам участок, и обязанность по уплате арендной платы. Однако при заключении такого договора настоятельно рекомендуется проконсультироваться с юристом.
Что касается аренды паёв, то владельцы сертификатов на пай до выделения им земельного участка в натуре имеют право заключить договор аренды (договор должен соответствовать вышеперечисленным условиям обычного договора аренды земельного участка, в том числе в части определения размера арендной платы).
После выделения земли на местности такой договор нужно будет перезаключить на таких же самых условиях, однако со ссылкой на данные государственного акта на землю.
Земельный сервитут — это право пользования чужим земельным участком для проезда или прохода на свой участок, проведение линий электропередачи, связи, трубопроводов и их использование, а также обеспечение водоснабжения и так далее.
Точно так же как и право аренды, земельный сервитут подлежит государственной регистрации.
Право требовать сервитут от владельца соседнего участка прямо установлено законом, однако в случае отказа, установить его можно через суд. Другими словами, установить сервитут, если вам необходимо в какой-то мере использовать чужой земельный участок для пользования своим участком, можно либо по договору с владельцем этого участка либо по решению суда.
- Ключевыми условиями договора аренды земли является идентифицирующие данные земельного участка, срок аренды и размер арендной платы.
- Арендная плата не может быть меньше размера платы за землю, а также меньше 12% нормативной денежной оценки для соответствующего участка.
- Право аренды и субаренды земли, а также земельный сервитут подлежат обязательной государственной регистрации. Нотариальное удостоверение договора аренды является желательным, но необязательным.
- Аренду земли не стоит путать с земельным сервитутом, а также с правом постоянного пользования земельным участком, которые являются отдельными юридическими основаниями для пользования землей в Украине.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ч. 1 ст.577 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее — ГК).
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, определенные сторонами в договоре, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (ч. 1 п.1 ст.578 ГК).
В аренду земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее – государственный земельный участок), можно получить в соответствии с порядком, определенном в Указе Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 г. № 667.
Граждане Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства могут арендовать земельные участки на территории Республики Беларусь, находящиеся как в государственной собственности, так и в частной. При аренде государственного земельного участка арендодателями выступают местные исполкомы либо администрации СЭЗ (ч. 2 и 3 ст. 17, ст. 27 — 30 КоЗ).