Можно ли работать в государственном бюджетном учреждении имея свою фирму и коммерческую деятельность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли работать в государственном бюджетном учреждении имея свою фирму и коммерческую деятельность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К таким организациям относятся (см. п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина №162н от 06.12.2010):

  • Госорганы (в качестве примера можно привести МВД).
  • Местное самоуправление (как вариант – городская администрация).
  • Как федеральные, так и территориальные органы управления внебюджетными фондами (знакомые нам ФСС, ПФР, ТФОМС).
  • Казенные учреждения (это уже скорее подтип госучреждений).
  • Госкорпорации (они стоят особняком и тем не менее финансируются за счет бюджета, к примеру, РОСАТОМ).

Перечень несколько шире, в списке взяты самые основные.

Важно! Отдельные виды госучреждений (госкорпорации, унитарные предприятия и др.) ведут обычный бухгалтерский учет вместе с бюджетным, параллельно и обособленно.

Государственные и муниципальные учреждения (см. ст. 9.1 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях») подразделяются на три вида: автономные, бюджетные или казенные. В зависимости от имеющихся полномочий, наделения правами, обязанностями, законодательными ограничениями и устава каждое из них обладает индивидуальными особенностями. При определенных условиях учреждение может изменять статус (например, при перемене финансирующего бюджета или передачи ему расширенных полномочий). Рассмотрим три типа учреждений, опираясь на самые главные их отличительные черты.

Стоит ли переходить из коммерции в бюджет?

Сначала мы должны определить степень законности такого совмещения. Хорошо то, что ни Трудовой, ни Гражданский кодексы не чинят в этом существенных препятствий. Для получения статуса ИП гражданину будет вполне достаточно соответствовать следующим критериям:

  • быть совершеннолетним дееспособным гражданином РФ,
  • быть несовершеннолетним гражданином, имеющим разрешение на занятие предпринимательской деятельностью от родителей или опекунов,
  • быть иностранцем, при наличии временной или постоянной регистрации по месту жительства в РФ.

Все эти условия приведены в статьях 18 и 23 ГК РФ.

Исключение составляют только действующие муниципальные и государственные служащие. Для них предпринимательская деятельность будет закрыта до тех пор, пока они сохраняют за собой эти должности. Недопустимо также вести предпринимательскую деятельность сотрудникам силовых ведомств, в том числе работникам полиции.

Других требований к лицам, пожелавшим стать индивидуальными предпринимателями, российское законодательство не предъявляет.

Следовательно, вам достаточно быть дееспособными и не являться депутатами, чтобы совмещать статус ИП с основной работой, не выходя за рамки действующего законодательства.

Предположим, ИП вы открыли. Но как на это посмотрит работодатель по основному месту работы? Это не должно вас сильно беспокоить и на это есть ряд причин.

  1. «Новоиспеченный» индивидуальный предприниматель не обязан предоставлять никаких сведений в компанию о смене статуса. Он может это сделать по своему желанию.
  2. С точки зрения Гражданского кодекса вы вправе заниматься предпринимательской деятельностью наравне с другими гражданами РФ, следовательно, работодатель не имеет права чинить преграды. Зачем же тогда себе их создавать?
  3. В трудовую книжку вносятся исключительно сведения о работе по найму (как раз ваш случай), а сведения об индивидуальных предпринимателях – в ЕГРИП. Это совершенно разные документы – информация из них не пересекается. Сведения из Реестра можно получить по запросу.
  4. Директору организации, в которой вы работаете, может не понравиться только качество работы, которую вы выполняете на его территории. Представьте: вы работаете в классическом случае 5 дней в неделю с 9 до 18 часов с перерывом на обед. Отрыв от работы в течение этого промежутка времени едва ли возможен. На предпринимательскую деятельность у вас остается немного времени и это при условии, что со здоровьем у вас проблем нет (а оно пригодится, когда стараешься «усидеть на двух стульях»). Если это затруднение преодолимо, то работодатель может только порадоваться за вас.

Мы с вами уже затронули вопрос о недостатках совмещения предпринимательской деятельности с основной работой. Помочь или навредить этому сможет выбранный вид деятельности.

Желательно, чтобы одна работа могла помогать другой, чтобы благодаря каждой из них обе развивали вас как профессионала. Приведем пример: человек работает ландшафтным дизайнером в одной из крупнейших компаний города. Он имеет достаточный опыт проектирования, художественного иллюстрирования проектов. Он решил открыть свой бизнес и заняться частным изготовлением проектов, уплачивая налоги. Если сил и времени у него на это хватит, то такому дизайнеру работа должна пойти только в плюс. Во-первых, он совершенствует свои профессиональные качества. Во-вторых, он приобретает опыт самостоятельного взаимодействия с клиентами, что позволяет ему самостоятельно назначать условия сотрудничества.

В точности до наоборот может сложиться ситуация, если тот же дизайнер захочет открыть, к примеру, салон красоты и в нем же работать мастером. Возможно, он справится, но с большей долей вероятности заработает немного, так как сможет принимать клиентов только после работы. Хорошо, когда есть своя клиентская база, которая готова пойти на уступки и прийти к вам в удобное время. Но эту клиентскую базу еще нужно наработать, а это долго.

Если сложить воедино все хлопоты, нервы и траты на данное предприятие, то ненароком возникает вопрос: «А оно надо»? При таком раскладе все положительные стороны вопроса стремительно теряют свою привлекательность.

Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы

По результатам нашего небольшого исследования мы приходим к трем простым выводам.

  1. Совмещение статуса ИП с основной работой не только законно, но и может быть выгодно для работодателя.
  2. Открыть ИП несложно, но перед тем, как приступить к работе, следует взвесить все «за» и «против». Только после этого рекомендуется начинать свое дело.
  3. Если вы пока не готовы оставить основную работу, то лучше выбрать для предпринимательской деятельности удобную для совмещения сферу.

Желаем нашим читателям успешного совмещения и больших успехов в своих начинаниях!

При принятии решения начать свое дело и зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя нужно определить свое соответствие требованиям, установленным для открытия ИП.

  1. Гражданин, желающий открыть ИП должен быть совершеннолетним.
  2. Он должен иметь российское гражданство.
  3. Немаловажное условие – полная дееспособность. Ее ограничение устанавливается судом и может быть наложено на лиц, имеющих расстройства психики или страдающих от алкогольной, наркотической и игровой зависимости.
  4. Будущий предприниматель не должен иметь запретов на осуществление подобной деятельности.

Ограничение на возраст и дееспособность наложено потому, что предпринимательская деятельность связана с риском и бизнесмен должен хорошо это понимать.

Достаточно часто возникает вопрос: можно ли открыть ИПесли работаешь официально. В требованиях, выдвигаемых для регистрации предпринимателей, нет условия, по которому бизнесмен должен являться безработным.

ИП, в отличие от ООО или ОАО, это не правовая форма организации, а особый статус физического лица. Гражданин, получивший статус ИП, может осуществлять коммерческую деятельность на законных основаниях. Помимо этого права, статус ИП накладывает на своего обладателя ряд обязанностей. К ним относятся:

  • уплата обязательныхотчислений в ПФР и ФНС;
  • ведение отчетности для предоставления в госорганы;
  • несение ответственности по возложенным на себя обязательствам.

После регистрации в качестве ИП предприниматель по-прежнему остается физическим лицом и не теряет прав и обязанностей рядового гражданина РФ. За ним сохраняется право на осуществление трудовой деятельности.

Иногда оформить ИП работающему человеку действительно невозможно. Такая ситуация возникает если человек официально трудоустроен в государственных или муниципальных учреждениях и является государственным служащим.

Необходимопонимать, что сам факт работы в подобных организациях не делает гражданина госслужащим по умолчанию.

Перечень должностей, относящихся к государственной службе, составляется и подписывается президентом РФ.

При необходимости расширить круг лиц, не имеющих права заниматься предпринимательством, в определенном субъекте РФ, составляется дополнительный акт на уровне регионального законодательства.

Если при устройстве на работу сотрудник получает статус государственного служащего, то этот факт отражается в трудовом договоре.

Общий перечень должностей, которые не могут получить статус ИП:

  • депутаты государственного и федерального уровня;
  • чиновники;
  • представили Вооруженных Сил и МВД;
  • адвокаты, судьи и нотариусы;
  • главы муниципальных структур.

Бухгалтер, работающий в детском саду, не является госслужащим, и запрет на ведение ИП на него не распространяется. Педагог бюджетной организации также может зарегистрировать себя в качестве ИП. Главный врач муниципальной больницы является представителем здравоохранения России и считается государственным служащим. Он не имеет права на получение статуса индивидуального предпринимателя.

Представителей государственной власти ограничили в праве на ведение предпринимательской деятельности для осуществления продуктивной работы. Ведение ИП может отнимать много времени, а человек, представляющий государство, должен все силы отдавать службе.

Часто работающего человека волнует вопрос: как отразится открытие ИП на уже оформленные трудовые отношения. Ведение ИП регулируется нормами Гражданского Кодекса РФ, а трудовых взаимодействий – ТК РФ. Эти законодательные направления никак не пересекаются между собой. Следовательно, индивидуальное предпринимательство не влияет на выполнение работы,оформленной по ТК РФ.

Совмещать ИП и основную работу можно,но довольно проблематично. Бизнес, особенно на стадии развития, требует постоянного контроля над происходящим. Если ИП ведет свое дело и имеет трудовые отношения одновременно, то нужно планировать свое время так, чтобы не страдала производительность на основной работе. В противном случае могут возникнуть трудности с начальством.

Удобно совмещать ИП и основную работу тем, кто имеет свободный или посменный график труда. Если предприниматель в официальных трудовых отношениях занят полный рабочий день, то ему целесообразно трудоустроитьу себя человека, который будет вести отчетность. Альтернатива этому варианту – поиск удаленного бухгалтера.

Обратная ситуация, когда ИП решает получить работу в штате, также законна. В этом случае соискатель выступает на собеседовании в качестве физического лица, и “закрывать” ИП ему необязательно.

Если ИП работает в организации на условиях трудового договора, его предпринимательский статус для работодателя не имеет никакого значения. Расчёты с работником и фондами осуществляются в общем для всех порядке.

Среди прочего работодатель платит страховые взносы с зарплаты работника-ИП.

Однако тот факт, что ИП работает как работник компании, и за него как за физическое лицо делают взносы в фонды, не избавляет индивидуального предпринимателя от его обязательств по уплате страховых взносов за себя.

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Совмещение статуса ИП с основной работой: тонкости законодательства

Средства финансовой поддержки, поступающие на специальный счет, открытый МКД для целей получения субсидии, и в последствии списываемые с этого счета для зачисления на специальный счет МКД, владельцем которого является региональный оператор, отражаются в учете управляющей организации в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование». Записи по счетам бухгалтерского учета приведены ниже.

Выплата единовременного социального пособия не облагается НДФЛ в следующих случаях:

1) суммы единовременного социального пособия выплачиваются физическим лицам, которые относятся к малоимущим и социально незащищенным слоям населения;

2) выплата пособия любым гражданам производится в случае пожара или другого стихийного бедствия.

В остальных случаях выплата единовременного социального пособия подлежит обложению НДФЛ.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих….

Запрет для работника становиться ИП: законно ли это

Любая образовательная организация является некоммерческим юридическим лицом, и на нее распространяется действие законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих юридических лиц в целом, в частности, соответствующие нормы ГК РФ.

Статья 49 ГК РФ определяет, что некоммерческие юридические лица могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Выход за цели деятельности является и выходом за пределы правоспособности учреждения (влечет за собой недействительность сделок). Служить достижению целей, ради которых создано учреждение, деятельность может по-разному, не обязательно вид деятельности должен быть прямо направлен на достижение уставной цели. Например, это может быть организационная или технологическая связь с основной деятельностью.

Вопрос возможностей по ведению приносящей доход деятельности решен различным образом в зависимости от типа государственного (муниципального) учреждения.

Казенное учреждение в принципе может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Однако доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. И расходуются они затем в рамках сметы с учетом принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, который означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.

Главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Это означает, что главный распорядитель может уменьшить финансирование из бюджета на сумму дополнительных доходов. Даже если и будут получены какие-то доходы, они все равно зачисляются в соответствующий бюджет, никакой речи о самостоятельном распоряжении не идет.

Более того, с учетом технических сложностей осуществление расходов на приносящую доход деятельность также становится крайне затруднительным.

Таким образом, казенное учреждение лишается экономических стимулов для ведения приносящей доход деятельности. Учреждения, заинтересованные в ведении приносящей доход деятельности, заинтересованы в том, чтобы не иметь тип казенного учреждения.

В отношении бюджетных и автономных учреждений вопрос решен совершенно иным образом.

Абзацы 2 п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ в отношении автономных и бюджетных учреждений сформулированы идентично. И бюджетное, и автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям — при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение такого учреждения.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания исходя из тех норм, которые регулируют его обеспечение, не зависит от доходов учреждения. Учредитель финансирует выполнение выданного задания в определенном размере, и этот размер не должен быть связан с тем, какое количество дополнительных средств удалось привлечь учреждению. Это означает наличие экономических стимулов для ведения приносящей доход деятельности — привлеченный доход станет дополнительным для учреждения.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Возможность самостоятельно распорядиться привлеченными средствами также является стимулом для поисков возможностей дополнительного финансирования. В этом отношении бюджетные и автономные учреждения имеют схожие возможности. Однако есть и иные отличия бюджетных и автономных учреждений, влияющие на ведение ими приносящей доход деятельности, согласно которым был сделан следующий, представляющийся полностью обоснованным, вывод.

Согласно Комплексным рекомендациям органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (письмо Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959), доходы от приносящей доход деятельности и поступления благотворительных взносов поступают в самостоятельное распоряжение как бюджетным, так и автономным учреждениям. Тем не менее при сравнительно более высоком уровне доходов от приносящей доход деятельности более приемлемым является выбор типа автономного учреждения.

Существуют определенные условия осуществления приносящей доход деятельности бюджетными и автономными учреждениями. К ведению приносящей доход деятельности законодательством предъявляются свои требования.

Согласно ст. 298 ГК РФ автономное и бюджетное учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям — при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, можно выделить две основные характеристики правомерного ведения приносящей доход деятельности. Во-первых, она служит достижению тех целей, ради которых создано учреждение, соответствует этим целям. Во-вторых, она указана в уставе учреждения.

Бюджетные учреждения законодательством Российской Федерации наделены правом осуществлять приносящую доходы деятельность. О том, в каком порядке осуществляется расходование средств, полученных от приносящей доход деятельности, необходимо ли их санкционирование, мы расскажем в статье.
Бюджетное учреждение, как Вы знаете, является одним из типов государственных (муниципальных) учреждений, что установлено пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также пунктом 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его уставом, утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, причем отказаться от выполнения такого задания бюджетное учреждение не вправе (пункт 2 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Между тем, бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Помимо этого, бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (пункт 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Товарищество — это как компания друзей, которые скидываются на новый велосипед. В товарищества вкладывают деньги, автомобили, недвижимость, а если денег нет, но есть идеи, опыт и желание, всё равно можно стать участником. Товарищество как бы промежуточная форма перед ООО.

Максимальное количество участников

От двух до бесконечности

Уставной капитал

Любой, складывается из взносов участников

Ответственность

Субсидиарная. Отвечают имуществом товарищества, если недостаточно — личным имуществом каждого участника

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Полные товарищества состоят из предпринимателей и компаний, которые вносят свои деньги, а затем работают, чтобы получить прибыль. Если что-то пойдет не так, товарищество будет отвечать своими деньгами, а участники — личным имуществом.

Товарищество на вере работает немного иначе: есть участники товарищества, а есть вкладчики. Товарищество работает ради прибыли всех, вкладчики только дают деньги. Если что-то пойдет не так, товарищество отвечает всем имуществом, вкладчики отвечают только вкладами.

Бухгалтеры с ИП Иванов, Петров и Ершов объединились и создали бухгалтерскую фирму «Ершов и Ко». Они внесли свои вклады и вместе ведут бухгалтерии клиентов. Если фирма обанкротится, у бухгалтеров не отнимут дома и машины, чтобы покрыть долг — только вклады.

Общества с ограниченной ответственностью — распространенная форма собственности. В такие компании несложно найти опытного бухгалтера, разобраться в нюансах налогов и отчетностей. В ООО может быть один учредитель, а может десять, но не больше 50 участников.

Максимальное количество участников

От одного до 50

Уставной капитал

От 10 000 рублей до бесконечности

Ответственность

В размере уставного капитала. В случае недобросовестности учредителя долги могут списать с финансового директора и бухгалтера

Какие налоги платят

На общей системе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог: налог по своей системе налогообложения, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

У ООО обязательно должен быть уставный капитал, который складывается из денег учредителей. Каждый может внести разную сумму или вложить свое имущество, это и будет его долей. Если что-то пойдет не так, соучредители отвечают своими долями и по административному кодексу, а гендиректор и главный бухгалтер могут получить уголовную ответственность.

Проблема ООО — бюрократия. Чтобы принять решение, каждый раз нужно собирать учредителей, и делать это по уставу и законам. На каждое действие — по десять документов, а если участники не могут договориться — приходится идти в суд.

С другой стороны, это еще и плюс — деятельность компании четко регламентирована, поэтому проще принимать решение и работать.

Акционерные общества делятся на публичные и непубличные, раньше их еще называли открытые и закрытые. Публичные теперь называются ПАО, непубличные просто АО. В таких обществах всё, как и в ООО, только вместо долей — акции.

Максимальное количество участников

От двух до 50

Уставной капитал

От 100 000 рублей для ПАО и 10 000 рублей для АО до бесконечности

Ответственность

Имущество общества

Какие налоги платят

Можно ли работать родственникам в одной организации

Хозяйственные партнерства — это почти те же акционерные общества, только вместо акционеров партнеры. У них нет акций, но есть вклады участников, которые идут на развитие и получение прибыли.

Максимальное количество участников

От двух до 50

Уставной капитал

Любой, складывается из вкладов участников

Ответственность

Партнерство отвечает имуществом, не отвечает за своих участников

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Фермерские хозяйства — это союз уже не друзей или партнеров, а родственников. В таком хозяйстве есть глава — его основатель, он лично участвует в бизнесе, а также бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры, муж или жена.

Максимальное количество участников

Родственники — не больше, чем из трех семей

Люди, которые не являются родственником главе хозяйства — не больше пяти человек

Уставной капитал

Нет

Ответственность

Субсидиарная. Участники отвечают своим имуществом и отвечают друг за друга

Какие налоги платят

Единый сельскохозяйственный налог. Не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Можно работать на упрощенке или общей системе

Хозяйство создает один человек, остальные вступают в него. Если члену семьи исполнилось 16 лет, он тоже может присоединиться к хозяйству.

Цель хозяйства — заработать на сельскохозяйственной отрасли. Можно разводить коров или индеек, выращивать пшеницу, арбузы и огурцы, завести пасеку.

Производственный кооператив похож на партнерства и товарищества, но вступают в него все: ИП, компании, физлица. Заниматься кооперативы могут производственной или хозяйственной деятельностью: чинить одежду и обувь, производить консервы, устраивать свадьбы.

Максимальное количество участников

От пяти до бесконечности

Уставной капитал

В виде паевого фонда, сумма любая

Ответственность

Отвечает имуществом, не отвечает за обязательства участников. Иногда участники могут отвечать за кооператив личным имуществом — если об этом написано в уставе

Какие налоги платят

При принятии решения начать свое дело и зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя нужно определить свое соответствие требованиям, установленным для открытия ИП.

  1. Гражданин, желающий открыть ИП должен быть совершеннолетним.
  2. Он должен иметь российское гражданство.
  3. Немаловажное условие – полная дееспособность. Ее ограничение устанавливается судом и может быть наложено на лиц, имеющих расстройства психики или страдающих от алкогольной, наркотической и игровой зависимости.
  4. Будущий предприниматель не должен иметь запретов на осуществление подобной деятельности.

Ограничение на возраст и дееспособность наложено потому, что предпринимательская деятельность связана с риском и бизнесмен должен хорошо это понимать.

Возможна ли дополнительная работа для госслужащего?

Иногда оформить ИП работающему человеку действительно невозможно. Такая ситуация возникает если человек официально трудоустроен в государственных или муниципальных учреждениях и является государственным служащим.

Необходимо понимать, что сам факт работы в подобных организациях не делает гражданина госслужащим по умолчанию.

Перечень должностей, относящихся к государственной службе, составляется и подписывается президентом РФ. При необходимости расширить круг лиц, не имеющих права заниматься предпринимательством, в определенном субъекте РФ, составляется дополнительный акт на уровне регионального законодательства. Если при устройстве на работу сотрудник получает статус государственного служащего, то этот факт отражается в трудовом договоре.

Общий перечень должностей, которые не могут получить статус ИП:

  • депутаты государственного и федерального уровня;
  • чиновники;
  • представили Вооруженных Сил и МВД;
  • адвокаты, судьи и нотариусы;
  • главы муниципальных структур.

Бухгалтер, работающий в детском саду, не является госслужащим, и запрет на ведение ИП на него не распространяется. Педагог бюджетной организации также может зарегистрировать себя в качестве ИП. Главный врач муниципальной больницы является представителем здравоохранения России и считается государственным служащим. Он не имеет права на получение статуса индивидуального предпринимателя.

Представителей государственной власти ограничили в праве на ведение предпринимательской деятельности для осуществления продуктивной работы. Ведение ИП может отнимать много времени, а человек, представляющий государство, должен все силы отдавать службе.

Законом не запрещено совмещение трудовой и предпринимательской деятельности. Права ИП, как физического лица, охраняются Конституцией РФ. Статья 37 дает подробное объяснение, что каждый человек имеет право свободно распоряжаться своим трудом. Отталкиваясь от этого документа, физлицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, имеет право на заключение трудового договора со сторонней организацией.

ИП, в отличие от ООО даже с одним учредителем, не может оформить трудовые отношения между собой и своей фирмой.

Часто работающего человека волнует вопрос: как отразится открытие ИП на уже оформленные трудовые отношения. Ведение ИП регулируется нормами Гражданского Кодекса РФ, а трудовых взаимодействий – ТК РФ. Эти законодательные направления никак не пересекаются между собой. Следовательно, индивидуальное предпринимательство не влияет на выполнение работы, оформленной по ТК РФ.

За работника по-прежнему будут вноситься обязательные страховые выплаты и налоговые перечисления. Ему также полагается оплачиваемый ежегодный отпуск и больничный лист. Все эти условия соблюдаются при оформлении трудового договора с физическим лицом. Если владелец собственного дела желает устроиться на работу именно как ИП, то между ним и работодателем заключается договор гражданско-правового подряда (ГПД). В таком случае соц. пакет, а также налоговые и пенсионные отчисления за работником не сохраняются. Такой схемой часто пользуются работодатели, желающие сэкономить на уплате налогов.

Если предприниматель работает по трудовому договору, в качестве физлица, то он не освобождается от выплаты страховых и налоговых взносов. Он должен производить выплаты даже в том случае, если у ИП нулевой доход.

Сообщать или нет нанимателю о регистрации ИП – решать самому предпринимателю. Факт открытия и ведения предпринимательской деятельности не отражается в трудовой книжке.Отчеты по своему предприятию, никак не пересекаются с теми, которые сдаются за наемных работников. Сведения о предпринимателях содержатся в ЕГРИП и свободный доступ к ним не предоставляется. Если ИП не будет использовать рекламу в СМИ, то наниматель может не узнать об особом статусе работника.

Совмещать ИП и основную работу можно, но довольно проблематично. Бизнес, особенно на стадии развития, требует постоянного контроля над происходящим. Если ИП ведет свое дело и имеет трудовые отношения одновременно, то нужно планировать свое время так, чтобы не страдала производительность на основной работе. В противном случае могут возникнуть трудности с начальством.

Удобно совмещать ИП и основную работу тем, кто имеет свободный или посменный график труда. Если предприниматель в официальных трудовых отношениях занят полный рабочий день, то ему целесообразно трудоустроить у себя человека, который будет вести отчетность. Альтернатива этому варианту – поиск удаленного бухгалтера.

Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение Министерства финансов республики Башкортостан о возможности оказания казенными учреждениями платных услуг, сообщает следующее.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (в том числе созданная в виде казенного учреждения) может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

С учетом положений пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать платные услуги при следующих условиях:

– возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;

– осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.

В отношении формирования перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями (далее – Перечень услуг), считаем необходимым обратить внимание на следующее.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, статье 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” государственные (муниципальные) учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В связи с этим в Перечень услуг могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Платные услуги включаются в перечень государственных (муниципальных) услуг (работ) только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. При этом отмечаем, что формирование государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным.

Заместитель директора
Департамента
М.Ю. Алашкевич

Казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

Согласно действующему законодательству казенные учреждения могут оказывать платные услуги при следующих условиях. Такая деятельность закреплена в уставах учреждений, ее осуществление соответствует целям создания этих организаций и отраженным в их уставах.

Формируется перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями. В него могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными российским законодательством полномочиями органов госвласти, а также местного самоуправления.

Платные услуги включаются в названный перечень, только если федеральным законом определено, что они могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. Кроме того, отмечается, что формирование последнего для государственных (муниципальных) казенных учреждений не обязательно.

Согласно ст. 116-123 ГК виды таких объединений различаются по:

  1. Составу участников.
  2. Цели создания.
  3. Способу формирования их имущества.
  4. Ответственности участников по имеющимся обязательствам.
  5. Возможности вести предпринимательскую деятельность.
  6. Составу учредительной документации.
  7. Обязанности публиковать отчеты по использованию имущества.

В качестве одной из форм некоммерческой организации может выступать учреждение, сформированное собственником для выполнения общественно полезных задач. Оно может создаваться юрлицом или гражданином, РФ, регионом, МО. На территории страны в последние годы стали активно возникать частные (негосударственные) образовательные дошкольные учреждения. Они создаются физическими и юрлицами и частично компенсируют отсутствие нужного числа муниципальных ДОУ. Рассмотрим далее, что собой представляют бюджетные учреждения.

Территориальное или федеральное государственное бюджетное учреждение не имеющие в качестве основной цели своей работы извлечение прибыли и не распределяющие полученные средства между участниками. Такая организация может осуществлять коммерческую деятельность, соответствующую цели, ради которой она создана. Бюджетное учреждение формируется без ограничений продолжительности своей работы, если другое не предусматривается в учредительной документации (уставе).

Основываясь на приведенных выше признаках, можно отметить, что бюджетное учреждение:

  1. Не может создаваться кооперативами, акционерными обществами и прочими хозяйствующими субъектами.
  2. Формируется для реализации некоммерческих целей. Однако тот факт, что основная деятельность осуществляется не для извлечения прибыли и распределения полученных средств между учредителями, не выступает как запрет на оказание платных услуг. Организация может заниматься предпринимательством, если оно соответствует поставленным целям.
  3. Поучающее доход от оказания платных услуг, должно направлять средства по согласованию с главным распорядителем исключительно на развитие и расширение деятельности, для которой оно создано.
  4. Обладает имуществом, сформированным из материальных ценностей, вверенных ему собственником, а также приобретенных самой организацией. Бюджетное учреждение, осуществляющее оперативное управление, пользуется и владеет объектами в рамках, определенных в законодательстве, и в соответствии с целями, ради которых оно создано. Если прочее не установлено в нормативных актах, организация распоряжается имуществом с согласия собственника.
  5. До начала отчетного года обязано составить смету расходов/доходов, а в конце периода – отчет о ее исполнении.

Рассматриваемые некоммерческие организации оказывают широкий спектр различных общественно-полезных услуг и исполняют функции, которые оплачиваются не потребителями, а финансируются из соответствующих фондов на безвозвратной основе. По такой схеме, например, работает государственное бюджетное учреждение здравоохранения, культуры, спорта и пр. Такая модель деятельности, с одной стороны, ослабляет контроль над качеством функций, реализуемых организацией, с другой – над эффективностью использования полученных средств. Формирование цены на услуги осуществляется преимущественно директивным методом. При этом учитывается не только реальный размер затрат, но и возможности бюджетного фонда. Таким образом, финансовое состояние рассматриваемых организаций, расчетов с кредиторами и дебиторами в существенной мере зависят не столько от качества и количества услуг, сколько от полноты и своевременности выделения средств. Доходы, которые муниципальное бюджетное учреждение получает от продажи своих услуг, необходимо тратить и распределять согласно требованиям законодательства. Этот факт негативно отражается на гибкости хозяйственного управления, возможностях осуществлять оперативное маневрирование в стремительно изменяющихся экономических условиях. Необходимо учесть, что только при сочетании всех вышеназванных признаков можно говорить о том, что организация является бюджетным учреждением.

Бюджетное учреждение может быть создано в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Оно осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Сверх установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение имеет право выполнять платные работы, оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности. В тоже время бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, в случаях, когда это служит достижению целей, ради которых оно создано. Такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Что касается имущества, то оно закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым и недвижимым имуществом.

Автономные учреждения могут быть созданы в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, но только в случаях, установленных федеральными законами. Остальные автономные учреждения, сфера деятельности которых не указана в Законе об автономных учреждениях, созданные до 01.01.2011 года, подлежат реорганизации или ликвидации в течение года со дня официального опубликования Федерального закона N 83-ФЗ (до 10.05.2011 года).

Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Казенное учреждение представляет собой бюджетное учреждение, лишенное права на получение доходов от приносящей доход деятельности.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Перечень казенных учреждений ограничен.

Частью 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений:

  • управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • учреждения МВД РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

При решении вопроса о выборе типа учреждения необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. В то же время бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг. Таким образом, если на учреждение планируется возложить не только выполнение работ или оказание услуг, но и исполнение государственных (муниципальных) функций, тип такого учреждения должен быть казенным;
  • состав сфер деятельности казенных и автономных учреждений ограничен, в то время как состав сфер деятельности бюджетных учреждения не является закрытым;
  • доходы от предпринимательской деятельности автономными и бюджетными учреждениями будут зачисляться на их собственные счета и расходоваться на правах самостоятельного распоряжения. В свою очередь доходы, полученные казенными учреждениями, будут зачисляться в доход бюджета;
  • казенные учреждения не имеют права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенным учреждениям не предоставляются;
  • бюджетные учреждения не будут являться получателями средств бюджета, но на них будет распространяться 94-ФЗ (в отличие от автономного учреждения) и они обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения соответствующих договоров (контрактов);
  • все государственные и муниципальные учреждения обязаны опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

В заключение хочется заметить, что только со временем можно будет определить, явился ли выбранный тип учреждения оптимальным.

Порядок изменения типа учреждения утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. №539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».

При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения. Изменение типа не является реорганизацией учреждения, за учреждением сохраняются все имеющиеся у него лицензии и иные разрешительные документы.

Решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения принимается Правительством РФ. Если тип учреждения меняется на бюджетное или автономное, то решение принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Изменение типа государственного (муниципального) учреждения не влечет сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ), при условии сохранения объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению).

ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем

Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Правовые основы деятельности учреждений

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это некоммерческая организация, которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений — это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли — ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Ограничения на предпринимательство

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Как получить разрешение на коммерческую деятельность

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Как открыть лицевой счет

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

— подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

— заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

— карточку образцов подписей.

Смета доходов и расходов

Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

Вопросы налогообложения

Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1] . Как справедливо отмечают Головизнин А.В. и Чорновол Е.П. «…анализ соответствующих правоположений и формирующейся правоприменительной практики указывают на неоднозначный подход к пониманию нормативно-правовых признаков предпринимательской деятельности также со стороны законодателя и судебных органов» [2] . Согласно статье 50 ГК РФ коммерческие организации это вид юридических лиц, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что дает однозначный ответ, что не любая деятельность, осуществляемая коммерческими организациями, является предпринимательской, например, благотворительная деятельность, не приносящая доход, более того, влекущая расходы [3] . В свою очередь напрашивается достаточно дискуссионный вывод, что основной вид деятельности коммерческих организаций автоматически следует относить к предпринимательской.

Пункт 4 статьи 50 ГК РФ предусматривает право некоммерческих организаций осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям [4] . Такая деятельность отграничена от предпринимательской и представляет собой особый вид деятельности, понятие которого, однако, ГК РФ не раскрывает. Приносящая доход деятельность содержательно более широкое понятие, чем предпринимательская деятельность и не любую такую деятельность коммерческих организаций следует относить к предпринимательской.

Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2011 г., внесены поправки в правовое положение и деятельность бюджетных учреждений.

Прежде всего все учреждения на основании ст. 6 Закона N 83-ФЗ подразделяются на следующие группы:

  • казенные;
  • бюджетные;
  • автономные.

При этом определено, что все типы учреждений могут заниматься приносящей доход деятельностью, но при этом существуют различия.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от вышеуказанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (ст. 13 Закона N 83-ФЗ).

Бюджетное учреждение может [сверх установленного государственного (муниципального) задания] оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (ст. 6 Закона N 83-ФЗ). Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие вышеуказанным целям, при условии, что такая деятельность отражена в его учредительных документах.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Таким образом, все учреждения (казенные, бюджетные и автономные) могут заниматься приносящей доход деятельностью при наличии вышеуказанных видов деятельности в учредительных (правоустанавливающих) документах.

Отражение предпринимательской деятельности на счетах бюджетного учета с 1 января 2011 г. отражается в соответствии с Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н).

«В 2016 году ФАС оценила долю государства в российском ВВП в 70% — в два раза больше, чем в 2005-м. С тех пор эта доля практически не снижалась. При этом утроилось количество государственных и муниципальных унитарных предприятий. Их присутствие на локальных рынках создаёт препятствия для честной конкуренции, предупреждала ФАС».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.