Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надбавка за квалификационную категорию преподавателя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Оплата труда педагогов — любимая тема для обсуждения не только для работников образования, но и для обывателей. Причем у последних мнения противоположные — от сочувствия к тем, кто работает в школе, до недобрых разговоров, что «им сейчас и так добавляют и за то, и за это». А если есть еще и доплата учителю за высшую и за первую категорию, то и жаловаться нечего, учили бы лучше. Стабильную подачу масла в этот огонь обеспечивает выполнение или невыполнение на местах «майских указов» президента 2012 года с требованием довести зарплату педагогов до средней по региону.
Какая доплата полагается учителям за категорию
Конкретные НПА, касающиеся материального стимулирования, в том числе и сколько процентов доплата за первую и высшую категории педработникам в образовании, разрабатываются в регионах, но общие принципы и порядок профессиональной аттестации одни и те же по всей стране:
- первые три года после окончания вуза педагог имеет статус молодого специалиста, за который тоже доплачивают;
- отработав год, молодой специалист вправе пройти аттестацию на 1 категорию — заочный этап (заполнение документации, портфолио и т. д.) и очный — демонстрация практического опыта;
- к защите на высшую квалификацию допускаются педагоги, не менее двух лет имеющие первую. Здесь требования выше — методическая работа, участие в профессиональных конкурсах, стабильные и высокие результаты учеников и т. д.;
- если процедура присвоения прошла успешно, начисляется прибавка к зарплате учителя (1 категорию «стимулируют» 15-20 процентами, высшую — в среднем 30);
- действует такое решение 5 лет, после чего подтверждать профессиональную квалификацию необходимо заново. Если от учителя не поступило заявление на подтверждение или повышение категории, она аннулируется.
ВАЖНО! Сколько стоит категория учителя, хоть 1-я, хоть высшая, зависит от региона, так как это процент к должностному окладу. Присваивается она лично педагогу и сохраняется при переходе в другое образовательное учреждение или при работе по совместительству.
Подобная аттестация — право учителя. А есть обязательная — на соответствие занимаемой должности. Там процедура попроще: работу коллег оценивают специалисты и администрация самого образовательного учреждения.
За соответствие занимаемой должности тоже положена материальная прибавка — 10%. И иногда принципиальным становится вопрос: а сколько разница в ЗП между СЗД и 1 категорией учителя — если в реальных деньгах сумма незначительная (а то и вовсе никакой), то и стимула тратить нервы, проходить аттестацию, кроме дальней перспективы потом пересдать на высшую, нет.
Подтверждение СЗД тоже происходит через каждые пять лет.
Порядок аттестации — не самодеятельность администрации школы или местного отдела образования. Он одинаков по всей стране и регламентируется Приказом Министерства образования и науки от 07.04.2014 № 276.
Как только аттестация пройдена, директор школы издает приказ, и с этого времени к зарплате применяется повышающий коэффициент. Сколько конкретно составляет доплата за первую категорию педагогам — от 15 до 25 процентов, везде по-разному.
Пример: учитель истории работает на полторы ставки, его оклад 20 000 рублей, стимулирующая надбавка — 0,2 (20%), то есть 4000 рублей.
1. Положение об оплате труда работников федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Положение), разработано в соответствии с пунктом 2_1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Положение носит для федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — ФКУ), обязательный характер и устанавливает новые системы оплаты труда их работников (далее — системы оплаты труда).
2. Оплата труда работников ФКУ осуществляется за фактически отработанное время исходя из установленного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера, порядок и условия установления которых предусмотрены Положением. Заработная плата каждого работника ФКУ зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
3. Определение размера заработной платы производится во всех случаях отдельно по основной должности и при работе по совместительству.
4. Заработная плата (без учета премий) работников ФКУ, устанавливаемая в соответствии с системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий), выплачиваемой до введения системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
5. Размеры окладов (должностных окладов) педагогических работников и работников учебно-вспомогательного персонала ФКУ устанавливаются в зависимости от отнесения должности указанных работников к профессиональным квалификационным группам должностей работников образования, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 года N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2008 года, регистрационный N 11731), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2011 года N 1601н «О внесении изменений в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 года N 216н» (зарегистрирован Минюстом России 31 января 2012 года, регистрационный N 23068), согласно приложению N 1 к Положению.
Оклады (должностные оклады) заместителей руководителей структурных подразделений ФКУ устанавливаются на 5% ниже окладов (должностных окладов) соответствующих руководителей.
Размеры окладов (должностных окладов) педагогических работников и работников учебно-вспомогательного персонала ФКУ, устанавливаемые в соответствии с Положением, не могут быть ниже окладов (должностных окладов), установленных в соответствии с ранее применяемой в ФКУ системой оплаты труда. Если размеры окладов (должностных окладов), устанавливаемые в соответствии с Положением, ниже размеров окладов (должностных окладов), установленных до введения системы оплаты труда, то применяются ранее установленные размеры окладов (должностных окладов) по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ).
6. Педагогическим работникам и работникам учебно-вспомогательного персонала устанавливается надбавка за выслугу лет.
Размер надбавки в зависимости от общего количества лет, проработанных в ФКУ образования, составляет:
при выслуге лет от 1 года до 3 лет — 5% от размера оклада (должностного оклада);
при выслуге лет от 3 лет до 5 лет — 20% от размера оклада (должностного оклада);
при выслуге лет свыше 5 лет — 30% от размера оклада (должностного оклада).
7. Педагогическим работникам и работникам учебно-вспомогательного персонала ФКУ устанавливается надбавка за квалификационную категорию.
Размер надбавки в зависимости от присвоенной квалификационной категории составляет:
при наличии высшей квалификационной категории — 20% от размера оклада (должностного оклада);
при наличии первой квалификационной категории — 15% от размера оклада (должностного оклада).
Надбавка за квалификационную категорию выплачивается с даты присвоения квалификационной категории на основании документа о присвоении квалификационной категории.
8. При введении системы оплаты труда в случае, если заработная плата (без учета премий) педагогического работника или работника учебно-вспомогательного персонала ФКУ при условии сохранения объема должностных обязанностей работника и выполнения им работ той же квалификации оказывается ниже заработной платы (без учета премий), выплачиваемой работнику до введения системы оплаты труда, ему устанавливается персональная надбавка.
Размер персональной надбавки педагогического работника или работника учебно-вспомогательного персонала ФКУ определяется как разница между заработной платой (без учета премий), выплачиваемой работнику до введения системы оплаты труда, и заработной платой (без учета премий и персональной надбавки), выплачиваемой работнику в соответствии с системой оплаты труда. Персональная надбавка устанавливается в абсолютном размере в рублях.
9. С учетом условий труда педагогическим работникам и работникам учебно-вспомогательного персонала ФКУ устанавливаются выплаты компенсационного характера, порядок и условия установления которых предусмотрены главой VIII Положения.
11. Размеры окладов (должностных окладов) медицинских и фармацевтических работников ФКУ устанавливаются в зависимости от отнесения должности указанных работников к профессиональным квалификационным группам должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 года N 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 года, регистрационный N 10190), с изменениями, внесенными приказами Минздравсоцразвития России от 20 ноября 2008 года N 657н «О внесении изменений в профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 года N 526» (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 года, регистрационный N 12795) и от 2 августа 2011 года N 861н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 1 сентября 2011 года, регистрационный N 21728), согласно приложению N 2 к Положению.
Оклады (должностные оклады) заместителей руководителей структурных подразделений ФКУ устанавливаются на 5% ниже окладов соответствующих руководителей.
Размеры окладов (должностных: окладов) медицинских и фармацевтических работников ФКУ, устанавливаемые в соответствии с Положением, не могут быть ниже окладов (должностных окладов), установленных в соответствии с ранее применяемой в ФКУ системой оплаты труда. Если размеры окладов (должностных окладов), устанавливаемые в соответствии с Положением, ниже размеров окладов (должностных окладов), установленных до введения системы оплаты труда, то применяются ранее установленные размеры окладов (должностных окладов) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ.
12. Медицинским и фармацевтическим работникам ФКУ устанавливается надбавка за выслугу лет.
Размер надбавки в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях здравоохранения, образования и социального обслуживания населения, составляет:
при выслуге лет от 1 года до 3 лет — 5% от размера оклада (должностного оклада);
при выслуге лет от 3 лет до 5 лет — 20% от размера оклада (должностного оклада);
при выслуге лет свыше 5 лет — 30% от размера оклада (должностного оклада).
13. Медицинским и фармацевтическим работникам ФКУ устанавливается надбавка за квалификационную категорию.
Размер надбавки в зависимости от присвоенной квалификационной категории составляет:
при наличии высшей квалификационной категории — 15% от размера оклада (должностного оклада);
при наличии первой квалификационной категории — 12% от размера оклада (должностного оклада);
при наличии второй квалификационной категории — 10% от размера оклада (должностного оклада).
Надбавка за квалификационную категорию выплачивается с даты присвоения квалификационной категории на основании документа о присвоении квалификационной категории.
14. При введении системы оплаты труда в случае, если заработная плата (без учета премий) медицинского или фармацевтического работника при условии сохранения объема должностных обязанностей работника и выполнения им работ той же квалификации оказывается ниже заработной платы (без учета премий), выплачиваемой работнику до введения системы оплаты труда, то ему устанавливается персональная надбавка.
Размер персональной надбавки медицинских или фармацевтических работников ФКУ определяется как разница между заработной платой (без учета премий), выплачиваемой работнику до введения системы оплаты труда, и заработной платой (без учета премий и персональной надбавки), выплачиваемой работнику в соответствии с системой оплаты труда. Персональная надбавка устанавливается в абсолютном размере в рублях.
17. Размеры окладов (должностных окладов) работников ФКУ, занимающих должности работников культуры, искусства и кинематографии, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 2007 года, регистрационный N 10222), согласно приложению N 3 к Положению.
Размеры окладов (должностных окладов) работников ФКУ, занимающих должности работников культуры, искусства и кинематографии, устанавливаемые в соответствии с Положением, не могут быть ниже окладов (должностных окладов), установленных в соответствии с ранее применяемой в ФКУ системой оплаты труда. Если размеры окладов (должностных окладов), устанавливаемые в соответствии с Положением, ниже размеров окладов (должностных окладов), установленных до введения системы оплаты труда, то применяются ранее установленные размеры окладов (должностных окладов) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ.
18. Работникам ФКУ, занимающим должности работников культуры, искусства и кинематографии, устанавливается надбавка за выслугу лет.
Размер надбавки в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях образования и социального обслуживания населения, составляет:
при выслуге лет от 1 года до 3 лет — 5% от размера оклада (должностного оклада);
при выслуге лет от 3 лет до 5 лет — 20% от размера оклада (должностного оклада);
при выслуге лет свыше 5 лет — 30% от размера оклада (должностного оклада).
19. При введении системы оплаты труда в случае, если заработная плата (без учета премий) работника, занимающего должность работника культуры, искусства и кинематографии, при условии сохранения объема должностных обязанностей работника и выполнения им работ той же квалификации оказывается ниже заработной платы (без учета премий), выплачиваемой работнику до введения системы оплаты труда, то ему устанавливается персональная надбавка.
Размер персональной надбавки работников ФКУ, занимающих должности работников культуры, искусства и кинематографии, определяется как разница между заработной платой (без учета премий), выплачиваемой работнику до введения системы оплаты труда, и заработной платой (без учета премий и персональной надбавки), выплачиваемой работнику в соответствии с системой оплаты труда. Персональная надбавка устанавливается в абсолютном размере в рублях.
20. С учетом условий труда работникам ФКУ, занимающим должности работников культуры, искусства и кинематографии, устанавливаются выплаты компенсационного характера, порядок и условия установления которых предусмотрены главой VIII Положения.
21. Работникам ФКУ, занимающим должности работников культуры, искусства и кинематографии, выплачиваются премии, порядок и условия выплаты которых предусмотрены главой IX Положения.
22. Размеры окладов (должностных окладов) работников ФКУ, занимающих общеотраслевые должности служащих, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 года N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2008 года, регистрационный N 11858), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2008 года N 718н «О внесении изменений в профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 247н» (зарегистрирован Минюстом России 20 января 2009 года, регистрационный N 13140), согласно приложению N 4 к Положению.
Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.
После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.
Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.
Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.
Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.
Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.
Размер надбавки за квалификационную категорию напрямую зависит от должности медицинского служащего и исчисляется от установленного оклада. Влияет на размер выплат и объем выделенного учреждению финансирования на отчетный период.
Каждая медицинская организация имеет возможность самостоятельно определять процентные ставки и размер выплат за категорию, придерживаясь рекомендаций вышестоящих министерств и ведомств. Все компенсационные и стимулирующие надбавки медработников, их величина, порядок начисления и выплаты прописываются в локальных нормативах каждой здравоохранительной организации — коллективном договоре и положениях об оплате труда. Эту же информацию по каждому работнику закрепляют в трудовых соглашениях или эффективных контрактах.
В таблице представлены рекомендованные значения надбавок.
Категория | Процентные ставки медработникам за категории |
---|---|
Высшая | 30 % |
Первая | 20 % |
Вторая | 15 % |
В соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; 2017, N 47, ст. 6985), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее — Примерное положение).
2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям сферы образования, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа Министерством юстиции Российской Федерации системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.
Квалификационные категории учителей
12. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:
единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций;
продолжительности рабочего времени педагогических работников (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю, в год);
государственных гарантий по оплате труда;
особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный N 11081), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 738н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13145), от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284) (далее — Перечень видов выплат компенсационного характера);
перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный N 11080), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 739н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13146) и от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714) (далее — Перечень видов выплат стимулирующего характера);
Положения;
единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878);
отраслевого соглашения;
мнения представительного органа работников;
систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы).
13. Размеры окладов работников, размеры ставок заработной платы, установленные за норму часов педагогической работы в неделю (в год), представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Размеры окладов, ставок заработной платы работников учреждений устанавливаются на основе отнесения их профессий (должностей) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ).
31. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
32. Финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется за счет финансового обеспечения.
33. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в учреждениях самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.
34. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Положением, коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, и конкретизируются в трудовом договоре работника.
Максимальным размером выплаты стимулирующего характера не ограничены.
35. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуется применять повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, почетного звания с наименованием «заслуженный», ученого звания и ученой степени к окладу, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, — к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема учебной (преподавательской, педагогической) работы.
Повышающие коэффициенты к окладу за квалификационную категорию, почетное звание, ученое звание и ученую степень суммируются по каждому из оснований.
36. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении формализованных показателей и критериев оценки эффективности труда работников.
При этом рекомендуется учитывать:
36.1. Для педагогических работников учреждений: реализацию программ по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, участие в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
участие педагогического работника в разработке и реализации основной общеобразовательной программы;
работу с детьми из социально неблагополучных семей; использование в деятельности современных образовательных технологий;
долю направлений подготовки и специальностей высшего образования, образовательные программы по которым реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий;
наличие разработанных и утвержденных основных образовательных программ (рабочих учебных планов) по всем специальностям и направлениям подготовки высшего образования, реализуемым учреждением;
наличие учебно-методических комплексов, в том числе на сайте учреждения;
работу по финансируемой теме научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работы, либо подготовку заявки на научный конкурс, принятой к рассмотрению;
публикационную активность в рецензируемых отечественных и ведущих зарубежных периодических изданиях, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных;
присуждение ученой степени и (или) ученого звания и (или) почетного звания;
издание учебников, учебных пособий, публикацию монографии либо проведение персональной творческой выставки;
участие в международных, всероссийских, региональных научных мероприятиях (конференциях, научных семинарах (форумах), конгрессах, симпозиумах) с докладом;
наличие подготовленных преподавателем (по дисциплинам кафедры, на факультете) студентов-победителей и призеров всероссийских (международных) олимпиад, конкурсов и соревнований;
руководство научно-исследовательской работой студента, представленной на международный, всероссийский, региональный научный конкурс, либо подготовка студента к выступлению с научным докладом;
публикацию научной статьи в сборнике научных трудов (материалов конференций) в соавторстве со студентом;
42. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1958; 2018, N 47, ст. 7262).
43. Размер оклада руководителя учреждения определяется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.
44. Оклад президента учреждения определяется решением ученого совета учреждения, либо по представлению руководителя учреждения, в размере до 30 % ниже должностного оклада руководителя учреждения и устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с президентом учреждения.
45. Оклады заместителей руководителей и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10 — 30 % ниже оклада руководителя учреждения приказами по учреждению.
46. Руководителю учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
за интенсивность и высокие результаты работы;
премиальные выплаты по итогам работы.
47. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы руководителю учреждения осуществляется по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за достижение высоких результатов работы руководителя учреждения с указанием размера такой выплаты.
48. Премиальные выплаты по итогам работы осуществляются руководителю учреждения по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.
49. Руководителю учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III Положения в зависимости от условий труда.
50. Заместители руководителя учреждения, президент учреждения и главный бухгалтер имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV настоящего Положения в зависимости от условий труда.
51. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) не может превышать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52945).
52. Выплата материальной помощи руководителю учреждения производится на основании подтверждающих документов в следующих случаях:
а) вступление в брак руководителя учреждения (в размере оклада);
б) рождение ребенка у руководителя учреждения (в размере оклада);
в) смерть супруга, супруги, родителей, детей руководителя учреждения (в размере оклада);
г) утрата или повреждение имущества руководителя учреждения в связи с несчастным случаем, стихийным бедствием (в размере оклада);
д) 50-летие, 60-летие руководителя учреждения и далее каждые пять лет (в размере оклада);
е) болезнь руководителя учреждения свыше одного месяца подряд (в размере оклада).
53. В случае смерти руководителя учреждения материальная помощь выплачивается семье умершего (супруге (супругу), родителям, детям) на основании подтверждающих родство документов (в размере оклада).
54. Решение о выплате материальной помощи руководителю учреждения оформляется приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
55. Условия выплаты материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам, ее конкретные размеры устанавливаются локальным актом с учетом мнения представительного органа работников.
56. Решение об оказании материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам принимается руководителем учреждения после рассмотрения мотивированного письменного заявления работника, заместителя руководителя учреждения или главного бухгалтера учреждения и документов, подтверждающих наличие оснований для получения материальной помощи.
57. Работникам учреждения при наличии средств по фонду оплаты труда могут выплачиваться иные выплаты социального характера (в том числе в связи с выходом на пенсию, к юбилейным датам и праздникам, в связи с получением государственных наград Российской Федерации и ведомственных наград Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).
Размер надбавки (стимулирующей выплаты) определяется по формуле:
Надбавки = Оклад * Коэфф,
где Оклад – размер оклада, установленный согласно квалификационной категории;
Коэфф – коэффициент надбавки, утвержденный региональным органом исполнительной власти в соответствие с видом стимулирующей выплаты.
Первым этапом расчета зарплаты педагога с учетом стимулирующих выплат является определение базового оклада педагога. Размеры базовых окладов устанавливаются локальными нормативными актами региональных органов исполнительной власти (например, положение об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций).
Базовые оклады определяются в соответствие с группами должностей:
№ п/п |
Группа должностей работников учреждений образования | Наименование должностей работников учреждений образования |
1 | Руководители |
Директор школы, заведующий образовательным учреждением для детей, руководители структурных подразделений организаций дополнительного образования для детей, завскладом, завхозяйством, завпроизводством. |
2 |
Педагогические работники | Педагоги всех категорий и специальностей, в том числе музработники, инструкторы по труду, по физической культуре, мастера производственного обучения, социальные педагоги, т.п. |
3 | Специалисты и учебно-вспомогательный персонал |
Замдиректора по административно-хозяйственной части, библиотекарь, помощник воспитателя, лаборант, бухгалтер, медсестра, т.п. |
4 |
Технические исполнители и обслуживающий персонал |
Делопроизводитель, секретарь, слесарь, кладовщик, оператор котельной, буфетчик, уборщик. |
При установлении базовых окладов могут учитываться место работы педагога (общеобразовательная школа, учреждение для детей с ограниченными возможностями, специализированная музыкальная, художественная, спортивная школа, т.п.), а также его квалификационная категория.
Норма часов учебной работы для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения, установлена п. 2.8.2 Приложения 1 к Приказу N 1601 , п. 4.1 Приложения 2 к данному Приказу и составляет 720 часов в год за ставку заработной платы или 72 часа в месяц.
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Обратите внимание, норма, равная 720 часам учебной (преподавательской) работы, является нормируемой частью педагогической работы преподавателей, а также расчетной величиной для исчисления размера оплаты их труда за фактически установленный им образовательной организацией годовой объем учебной нагрузки.
Для справки. Рабочее время преподавателя состоит из нормируемой и ненормируемой частей. Нормируемая часть определяется в астрономических часах (включает перемены), регламентируется расписанием уроков и отражается в табеле учета рабочего времени преподавателя. В эти часы работник обязан находиться в учебном заведении.
Каждому преподавателю организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, в начале учебного года определяется учебная нагрузка. Отметим, что нормативными документами предусмотрен верхний предел учебной нагрузки для названных лиц. В соответствии с п. 7.1.1 Приложения 2 к Приказу N 1601 учебная нагрузка может быть установлена в объеме, не превышающем 1 440 часов в учебном году.
Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также оговаривается в трудовом договоре. Учебная нагрузка является количественной составляющей трудовой функции и относится к обязательным условиям трудового договора.
Итак, особенностью оплаты труда педагогических работников среднего профессионального образования является то, что за фактический годовой объем учебной нагрузки независимо от объема учебной нагрузки, выполняемого преподавателями в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, ежемесячно выплачивается средняя месячная заработная плата (п. 4.6 Приложения 2 к Приказу N 1601). Как она рассчитывается?
Размер средней месячной заработной платы исчисляется путем умножения часовой ставки преподавателя на определенный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев с учетом повышающего коэффициента, устанавливаемого на уровне субъекта РФ.
Часовая ставка, в свою очередь, определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднюю месячную норму учебной нагрузки, составляющую 72 часа. Чтобы было понятнее, представим сказанное выше в виде формул.
Помимо среднего месячного размера заработной платы, исчисленного за фактический годовой объем учебной нагрузки, преподавателям согласно п. 2.3 Особенностей N 536 может устанавливаться доплата за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ, таких как:
- классное руководство;
- проверка письменных работ учащихся;
- заведование учебными кабинетами, лабораториями;
- руководство цикловыми комиссиями, методическими объединениями;
- другие дополнительные виды работы, не входящие в должностные обязанности, но непосредственно связанные с образовательной деятельностью.
Названные надбавки устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.
Конечно, кроме прочего, педагоги, работающие в учреждениях среднего профессионального образования, вправе рассчитывать на получение установленных в учреждении стимулирующих выплат, а также всех предусмотренных трудовым законодательством компенсационных выплат, в частности:
- выплат работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
- выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148, 315 — 317 ТК РФ);
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573).
Рассмотрим ситуацию, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с его нахождением (п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601):
- в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске;
- на учебных сборах;
- в командировке;
- на курсах при получении дополнительного профессионального образования с отрывом от работы;
- на больничном.
В таком случае установленный преподавателю годовой объем учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц без изменения размера средней месячной заработной платы, установленной на начало учебного года.
В соответствии с п. 1.5 Приложения 2 к Приказу N 1601 объем учебной нагрузки педагогических работников (кроме педагогов, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года, не может быть изменен в текущем учебном году по инициативе работодателя, за исключением уменьшения объема учебной нагрузки, связанного с сокращением количества часов по учебным планам, учебным графикам, снижением количества обучающихся, занимающихся, групп. Таким образом, название данного раздела статьи не совсем корректно. Речь в нем пойдет об оплате часов учебной нагрузки, отработанных сверх установленного объема учебной нагрузки.
Так, часы учебной нагрузки, отработанные сверх установленного на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки, уменьшенного по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601 (см. пример 2), оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки. Оплата производится помесячно или в конце учебного года.
Пример 3. В апреле 2018 года преподаватель полностью выполнил уменьшенный годовой объем учебной нагрузки, который был сокращен по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, и стал составлять 900 часов. До конца учебного года преподаватель отработал дополнительно 90 часов (70 часов в мае и 20 часов в июне).
За часы преподавательской работы сверх установленной учебной нагрузки (за май и июнь) педагогу может быть произведена доплата. Ее величина определяется путем умножения размера часовой ставки заработной платы на 70 и 20 часов соответственно (при наличии повышающих коэффициентов — с их учетом). Оплата указанного дополнительного количества часов (70 и 20) может быть произведена помесячно либо полностью в конце учебного года.
Преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, объем годовой учебной нагрузки определяется исходя из количества оставшихся до конца учебного года полных месяцев.
Заработная плата за неполный месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.
Работа в каникулы
Преподаватели организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, привлекаются (п. 4.4 Особенностей N 536):
- к методической работе;
- к участию в конференциях, семинарах, мероприятиях по дополнительному профессиональному образованию;
- к организации и проведению культурно-массовых мероприятий;
- к работе предметных (цикловых) комиссий;
- к комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.
Таким образом, в каникулярный период (если работник не находится в отпуске) ему выплачивается средняя месячная заработная плата.
Для учета всех видов выплат, гарантируемых преподавателю за месяц, рекомендуется применять унифицированную форму тарификационного списка. Приведем ее ниже.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Сколько: не более 30 процентов от оклада (в зависимости от региона и финансовых возможностей школы).
Кто может рассчитывать: педагоги дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования.
Как получить: заполнить оценочный лист с критериями за соответствующий период.
В нем могут быть отмечены:
- разработка и организация внешкольных проектов с классом — например, экскурсий, экспедиций;
- участие в социальных проектах и культурно-просветительских акциях.
Принимается в расчет успеваемость и качество знаний учеников, подготовка одаренных детей к участию в олимпиадах и конференциях. Учитывается использование ИКТ при проведении занятий.
При этом сам педагог должен быть вовлечен в научно-практическую деятельность, накапливать и распространять профессиональный опыт: выступать на семинарах с докладами, уделять время самообразованию. В отдельный пункт оценочного листа выносится стабильное взаимодействие с родителями, их участие в жизни школы.
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Установлена надбавка за работу в особых климатических условиях: районах с коротким световым днем, холодной зимой или слишком жарким летом.
Важно учитывать, что в федеральных и региональных документах указаны только примерные виды выплат. Организация сама должна составить положение об оплате труда работников и установить суммы с учетом мнения представительного органа.
Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:
- единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
- надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.
Как получить:
- устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
- заключить трудовой договор не менее, чем на три года.
Есть и другие выплаты: дотации на канцтовары и учебные пособия, компенсации за проезд в денежном эквиваленте, премия по итогам трехлетней успешной работы. Но, если молодой учитель увольняется с места работы по личному желанию, он обязан выплатить все деньги, которые ему предоставлялись.
Сколько: 10 процентов и не менее 15 процентов от оклада соответственно и фиксированная сумма ежемесячных выплат на пенсии (в зависимости от региона).
Кто может рассчитывать:
- воспитатели ДОУ;
- учителя и педагоги различных учебных заведений, в том числе дополнительного образования;
- профессора вузов.
Как получить:
- иметь высшее образование;
- стаж непрерывной работы 12 лет для «Почетного работника»;
- от 20 лет — для «Заслуженного учителя»;
- неоспоримые достижения в профессии.
Заслуги можно условно разделить на несколько категорий, из которых формируют портфолио. В нем учитывают:
- результативность освоения программы учениками;
Она должна быть стабильно выше среднего уровня. Прикладывают дипломы победителей/призеров региональных и всероссийских олимпиад, конференций, научных и творческих конкурсов.
- наличие публикаций;
В том числе научных статей, собственных учебно-методических пособий и программ.
Большим плюсом будет опыт наставничества над молодыми специалистами, членство в составе аттестационных комиссий, проведение мастер-классов. Все достижения подобного рода должны быть подтверждены документально.
В качестве дополнения можно предоставить отзывы работодателей и коллег.
Однако в мае прозвучала рекомендация президента удерживать доходы педагогов на достигнутом уровне и не допустить их снижения на фоне повышения МРОТ и роста благосостояния россиян. Президентские указы нашли отражение в проекте бюджета на 2020 г., где четко отражено, будет ли повышение зарплаты учителям.
Заработная плата преподавателей на протяжении 2013-2020 гг. менялась неравномерно. Так, учителям школ и дошкольного, дополнительного образования существенно повышали оклады первые пару лет после подписания майских указов 2012 г. Преподаватели же вузов получили хорошую прибавку в начале 2020 г. В любом случае средняя заработная плата ежегодно росла.
Ранее, заработная плата педагогов не отличалась высокими показателями, в настоящее же время государство всячески стимулирует надбавками и пособиями эту категорию рабочего класса. Важные аспекты В настоящее время для них разработан целый ряд поощрительных надбавок, что существенно увеличивают ежемесячное пособие педагогов.
Каждое учебное заведение предусматривает начисление денежных поощрений в соответствии со своим внутренним уставом, который в свою очередь опирается на Приказ Министерства труда № 167-н от 26.04.2013 года, что говорит об индивидуальном начислении стимулирующей надбавки.
Существенным фактором, влияющим на суммы к выплате, является размер фонда оплаты труда учреждения. Большинство школ и лицеев принимает сходные критерии оценивания, используя рекомендации профильного министерства. То есть для педагогов одной направленности они могут практически не отличаться. Однако в зарплатной ведомости у этих людей оказываются различные цифры. Разница может измеряться порядком:
- учитель физики в школе А получает 1000,0 руб. в месяц;
- а специалист того же уровня профессионализма из лицея С — всего 100,0 руб.
Это объективный показатель. Он не зависит от решения комиссии или придирок руководства. Каждому УО устанавливается фонд оплаты труда. Делается это в конце отчетного года на следующий. Величина фонда зависит:
- от наличия средств в бюджете;
- количества охваченных услугами детей;
- профессиональной подготовки директора и бухгалтера.
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
- в случае трудоустройства в течение 3-х месяцев;
- при предоставлении «красного» диплома (повышенный оклад, если не было перерыва между окончанием обучения и началом преподавания);
- заключения трудового договора более, чем на три года.
- Надбавка к заработной плате за категорию, которая присваивается по итогам аттестации педагогического работника. Размер надбавки регулируется локальными нормативными актами.
- Право на сокращенную продолжительность рабочего времени. В соответствии с приказом Минобрнауки № 1601 вплоть до 20 часов для учителей — логопедов и дефектологов.
- Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (не реже одного раза в три года).
- Удлиненный основной ежегодный оплачиваемый отпуск. Его размер может составлять до 56 дней для отдельных категорий работников, например для профессорско-преподавательского состава в вузах и ссузах (Постановление Правительства от 14.05. 2020 № 466);
- Длительный дополнительный отпуск сроком до года не реже, чем один раз в десять лет непрерывной педагогической деятельности
- Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости после 25 лет осуществления педагогической деятельности;
- Предоставление нуждающимся педагогическим работникам жилых помещений вне очереди в рамках договора социального найма.
- Установлено право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для педагогов, работающих в селах и поселках. В соответствии с Постановлением Правительства от 26.10.2013 года, её сумма составляет 1200 рублей. Финансирование осуществляется из федерального или регионального бюджета, в зависимости от принадлежности образовательной организации, в которой работает педагог. Регионы могут увеличивать указанную сумму по своему усмотрению.
- Установлены гарантии и компенсации для педагогов, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации.
Рекомендуем прочесть: Ставка Налога На Имущество 2020 Для Физ.Лиц
Законодатель оставил возможность регионам устанавливать собственные льготы педагогическим работникам. В частности для привлечения выпускников СПО и ВУЗов к педагогической деятельности. Нюансы местного законодательства узнавайте в администрации области или района.
Квалификация педагога — это уровень соответствия работника определенным профессиональным требованиям. В российском образовании педагогическим работникам устанавливают квалификацию через процедуру аттестации — ее порядок проведения утвержден Приказом Минобрнауки от 7 апреля 2014 г. № 276.
Три этапа аттестации педагогов:
— на соответствие занимаемой должности;
— на присвоение первой квалификационной категории (I КК);
— присвоение высшей квалификационной категории (II КК).
Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2021 N 71
С 2008 года в России педагогам начисляют заработную плату, состоящую из трех частей:
— базовая часть (фиксированный оклад)
— стимулирующая часть (премии)
Базовую часть зарплаты каждому педагогу рассчитывают отдельно. В нее включают:
а) общую часть — оплата труда за аудиторную нагрузку (учебные часы),
б) специальную часть — доплаты за проверки тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом и другую работу, которую педагог выполняет сверх учебных часов
в) повышающие коэффициенты — за квалификацию, за сложность предмета и другие условия, которые определяются в каждом учреждении локальными актами
Пример: размеры коэффициентов за квалификацию утверждены в московском лицее Положением «Об оплате труда»
Доплату педагогу за квалификацию рассчитывают путем умножения базового оклада на значение повышающего коэффициента, например:
10 000 р (базовый оклад) Х 1,20 = 12 000 р.
Такой расчет производится в течение всего срока действия квалификации педагога, то есть в течение 5 лет или с момента установления новой квалификационной категории.
Право на получение педагогом надбавки определяется в соответствие с нормативными актами региональных органов исполнительной власти. В общем порядке, исполнительный орган утверждает категории получателей надбавки в зависимости от периода работы в образовательных учреждениях, после чего определяет размер надбавки в виде процента от оклада.
Надбавка за квалификацию. Действующими законодательными актами утверждены 3 квалификационные категории педагогов – высшая, I и II категории. Размер надбавки устанавливается региональными органами в виде процента к окладу для каждой категории.
Педагог без категории, как правило, получает минимальную надбавку либо лишается права на стимулирующую выплату по данному основанию. Надбавка за образование. Еще одним основанием для назначения стимулирующей выплаты является уровень образования педагога. Отдельный коэффициент надбавки устанавливается для педагогов со степенью бакалавра, специалиста, магистра.
Надбавка за ученую степень. Данный вид надбавки является дополнительным способом мотивации педагогов со степенью кандидата наук, доцента, профессора, академика наук. Подчеркнем, что размер надбавок и порядок их назначения утверждается на региональном уровне. Таким образом, стимулирующие выплаты в различных регионах РФ могут существенно отличаться друг от друга.
Также региональные власти могут корректировать подход к определению получателей той или иной надбавки.
Перечни должностей основных категорий специалистов отрасли, которым могут устанавливаться указанные надбавки, и порядок их установления определяются соответствующими министерствами, республиканскими органами государственного управления (образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, социальной защиты, по архивам и делопроизводству, Белтелерадиокомпанией).
При выполнении работы на условиях совместительства по основному месту работы и у другого нанимателя выплата надбавок основным категориям специалистов, имеющим квалификационные категории, производится на общих основаниях, как и основным работникам.
Поэтому педагоги получают разные заработные платы, зависящие от многих условий начиная от конкретной должности и заканчивая спецификой региона и статусом школы.
Однако порядок расчета окладов и надбавок сотрудников российских государственных школ является общим, поэтому его можно применять, в частности, осуществляя расчет зарплаты учителя начальных классов.Сегодня в Интернете существует несколько электронных онлайн-программ по расчету заработной платы педагогов.
Эти программы, конечно, требуют проверки данных, но в среднем способны подсказать, как посчитать зарплату учителя. Также расчеты можно провести вручную.Оплата нелегкого труда учителя рассчитывается тремя методами: по базовому окладу, фиксированной ставке или ученико-часовой оплате труда.
Базовый оклад — метод, когда к базовому окладу прибавляются премии за проверку тетрадей, ведение факультативов, количество учеников, число учеников-призеров олимпиад и другие.Разговоры о заработных платах бюджетных работников не прекращаются. С экранов телевизоров общественность всегда слышит только о том, что планируется или уже приведено в действие очередное повышение заработных плат.
Несмотря на это, бюджетная сфера находится в постоянном поиске работников.
- Возможность отправиться в отпуск на целый год, при наличии непрерывного стажа более 10 лет. Учительская должность при этом сохраняется.
- Длительный отпуск, предоставляемый в летний период: от 42 до 56 суток.
- Неограниченное совместительство. Особенно актуально в селе, где один человек может преподавать несколько предметов.
- Сниженная в два раза по сравнению с другими норма рабочего времени — 18 часов в неделю.
- Досрочное оформление пенсии по выслуге (25 лет).
Годовой отпуск и условия его предоставления регламентируются региональными нормативно-правовыми актами.
- Необходимость повышения квалификации за средства бюджета (раз в три года).
- Зарплата сельских педагогов устанавливается не ниже средней по региону. Базовая ее часть увеличивается.
Непосредственный расчет суммы выплат производится следующим образом. Объем целевого бюджета, выделенного под реализацию права сотрудников на получение стимулирующих надбавок, делят на суммарное количество баллов, набранное всеми работниками школы в рамках отчетного периода. На основании финпоказателя, соответствующего одному баллу, просчитывают сумму надбавки для каждого представителя педколлектива, на основании чего составляется приказ.
- Происходит суммирование баллов, которые заработал каждый педработник.
- Дальше следует простая математика: стоимость одного балла умножается на общее количество баллов, набранных учителем.
- Высчитывают стоимость одного балла. Для этого общий бюджет, отведенный для этих целей, делят на количество набранных баллов всеми сотрудниками заведения.
Также для уравнивания доходов предлагается отменить понижающие коэффициенты для педагогов без высшего образования.Разговоры о заработных платах бюджетных работников не прекращаются. С экранов телевизоров общественность всегда слышит только о том, что планируется или уже приведено в действие очередное повышение заработных плат.
Надбавки педагогам: за категорию, за выслугу лет, за стаж
2.1. В период отпуска Вы получаете только отпускные, которые рассчитываются исходя из Вашего среднего заработка, включая надбавки, доплаты и премии. 3. Доплаты педагогам «за выслугу» и за «категорию» от какой суммы рассчитываются.
После повышения его зарплата (если он будет получать за сложность обучения 20 процентов) при той же нагрузке составит 8,5 тысячи. Стимулирующие выплаты производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.
Однако различные инспекционные проверки образовательных организаций строго следят за тем, есть ли у работников курсовая подготовка.
Поэтому работодатель, чтобы избежать штрафов, обязывает педагогов обучаться на курсах 1 раз в 3 года. С целью мотивировать работников к дополнительному профессиональному образованию, некоторые организации предусматривают стимулирующие выплаты за повышение педагогического мастерства — выплачивают единоразовые премии.
Есть еще ситуации, когда курсы повышения квалификации помогают педагогу увеличить заработную плату и семейный доход. Это внешнее или внутреннее совместительство — педагог работает на двух должностях.
Для каждой профессии предусмотрены разные квалификационные требования и разные условия аттестации. Чтобы получить квалификационную категорию по каждой должности, педагогу надо «набрать» определенное количество баллов для аттестации. В 2017-2018 годах требования к числу баллов стали строже, поэтому педагоги используют все возможности для достижения нужной отметки.
Здесь выручают курсы повышения квалификации — они дают дополнительные баллы и шанс повысить зарплату после аттестации.
- Сниженная в два раза по сравнению с другими норма рабочего времени — 18 часов в неделю.
- Неограниченное совместительство. Особенно актуально в селе, где один человек может преподавать несколько предметов.
- Длительный отпуск, предоставляемый в летний период: от 42 до 56 суток.
- Досрочное оформление пенсии по выслуге (25 лет).
- Возможность отправиться в отпуск на целый год, при наличии непрерывного стажа более 10 лет. Учительская должность при этом сохраняется.
Годовой отпуск и условия его предоставления регламентируются региональными нормативно-правовыми актами.
- Необходимость повышения квалификации за средства бюджета (раз в три года).
- Расписаны правила разделения бюджетов.
- Зарплата сельских педагогов устанавливается не ниже средней по региону. Базовая ее часть увеличивается.
- Установлены льготы на компенсацию коммунальных платежей, приобретение жилья.
Между тем, Федерация независимых профсоюзов России и Министр просвещения РФ О. Ю. Васильева неоднократно заявляли, что оклад в структуре заработной платы педагога должен составлять не менее 70%.Поскольку на практике оклад педагогов не дотягивает и до 50% от всей зарплаты, депутаты предложили зафиксировать в ТК РФ минимально возможную базовую ставку для учителей.Согласно предложению депутатов, размер базовой ставки учителя не может быть ниже двух региональных МРОТ.
Такие правила будут распространяться на зарплату всех педагогических работников общеобразовательных организаций по всех территории России. Таким образом, зарплата учителей, как и сейчас, будет существенно отличаться в зависимости от региона проживания. Однако в одном субъекте РФ заработок учителей с одинаковой квалификацией и стажем существенно отличаться больше не будет.
Особенно важно это, как отмечают авторы инициативы, для стимулирования молодых учителей и педагогов предпенсионного и пенсионного возрастов.
Ведь у первых в первые годы работы еще нет достаточных квалификационных категорий, а вторые не всегда могут активно заниматься внеурочной работой, поэтому не получают в достаточном объеме стимулирующие выплаты и другие надбавки.Шансы на то, что эта идея будет воплощена в жизнь, довольно высоки. Ведь в новом майском указе Президента России Владимира Путина, в том числе, предусмотрено увеличение зарплаты учителей.Если предпроложить, что профессиональный МРОТ появится у учителей уже в 2021 году, то в разных регионах РФ базовые минимальные оклады педагогов будут такими:
- в Санкт-Петербурге — 36 000 руб. ( 18 000 руб. МРОТ);
- в Краснодарском крае — 22 560 руб (11 280 руб. МРОТ);
- в Москве — 37 484 руб. (18742 руб. МРОТ);
- в Московской области — 28 400 руб. (14 200 руб. МРОТ);
- в Новосибирской области — 26 791 руб. (13 395,6 руб. МРОТ).
Рекомендуем прочесть: Какие документы нужны для центра занятости челябинск
В тех регион, где действует районный коэффициент, выплаты будут увеличиваться на него.
5 августа 2008 года Правительством РФ издано постановление №583, согласно которому утвержден новый порядок оплаты труда работников бюджетных учреждений.
- работников федеральных бюджетных учреждений и госорганов;
- гражданский персонал воинских частей;
- сотрудников органов федеральной исполнительной власти;
- прочих работников бюджетной сферы, труд который ранее оплачивался согласно Единой тарифной сетке.
Положения постановления №583 распространяются, в том числе, на порядок расчета и оплаты труда работникам сферы образования – педагогов всех уровней и специализаций, методистов, лаборантов, руководящего и административного персонала школ и учреждений образования, а также работников образовательных учреждений для дошкольников.
Взамен ранее используемой Единой тарифной сетки, с 01.12.2008 года для расчета зарплаты педагога используется новая система оплаты труда (НСОТ), согласно которой:
- для педагога устанавливается оклад в размере, утвержденном региональными органами исполнительной власти, но не менее размера, действующего ранее по Единой тарифной ставке;
- педагог имеет право на получение надбавок, начисленных за квалификационную категорию, стаж работы, уровень образования и учетной степени (при наличии).
Цель внедрения НСОТ в сфере образования – стимуляция педагогов к постоянному совершенствованию собственного профессионального уровня и квалификации путем предоставления стимулирующих выплат. Кроме того, НСОТ предусматривает финансовые поощрения лицам, которые имеют многолетний опыт работы в сфере образования и обучения.
Согласно НСОТ, ежемесячная оплата труда педагогам рассчитывается по формуле:
Зарплатапедагогам = Оклад + Компенсации + Надбавки,
где Оклад – размер оклада, установленный согласно квалификационной категории;
Компенсации – сумма доплат, начисляемых за интенсивность труда (работа на замене, совмещение должностей, обучение детей с ограниченными возможностями, педагогическая деятельность в сельской местности, т.п.);
Надбавки – стимулирующие выплаты, начисляемые в качестве надбавки к окладу.
НСОТ предусматривает следующие надбавки педагогам:
- за квалификационную категорию;
- за стаж работы в образовательных учреждениях;
- за образование;
- за ученую степень.