Как открыть учебный центр без лицензии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как открыть учебный центр без лицензии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Современный учебный центр представляет собой комплексный бизнес. Рассмотрим основные направления его деятельности.

Если 10-15 лет назад учебный центр представлял собой специализированную учебную организацию, занимающуюся обучением слушателей какой-либо деятельности или нескольким смежным областям деятельности, то в настоящее время учебный центр представляет собой, по сути, тренинговую и консалтинговую компанию.

Компания открыла учебные курсы, а ее за это оштрафовали

В настоящий момент существуют две основные формы организации учебного процесса. Это онлайн и офлайн обучение. От выбора этой формы, или, скорее от того, какая форма будет превалировать в деятельности учебного центра, во многом зависит его организация и принципы функционирования.

Онлайн-обучение (по-английски online или e-learning) представляет собой дистанционное обучение, когда обучение ведется помощью интернета в режиме реального времени с помощью программ для проведения конференций или слушатель просматривает уже записанный видеоматериал.

Выбор направления для обучения очень важен для успешности создаваемого учебного центра. Следует заметить, что обучать можно чему угодно – от техники маникюра до работе на рынке криптовалют. Конечно, вам, как организатору учебного центра нет необходимости разбираться во всех направлениях самостоятельно. Ваша основная задача – организовать бизнес. Найти лучших тренеров или преподавателей, тем более, что вы можете предлагать работу по совмещению, не на полный рабочий день, не составляет труда.

Что касается России, то рынок дополнительного образования оценивается более чем в 100 миллиардов рублей. Почти семь миллионов граждан РФ занимаются на курсах дополнительного образования.

По мнению участников рынка, наиболее востребованными являются курсы длительностью до одного месяца.

Весь рынок дополнительного образования в России можно условно разделить на две большие части: дополнительное образование для детей и подростков, и дополнительное профессиональное образование.

Приведем несколько основных правил, которым необходимо следовать, продвигая учебный или тренинговый центр.

  • Стремитесь продавать свои продукты как можно более широкой аудитории: компаниям, детям, их родителям, студентам. Например, если речь идет о детском центре, то если вы не представите родителям свой курс выгодно, то не приобретете клиента, а если не увлечете ребенка на первом занятии, то он больше не придет.

  • Основной канал продвижения для учебного центра – это виральность, то есть способ рекламы, когда информация передается самими пользователями, иными словами «сарафанное радио».

  • Рекламируйте не центр, рекламируйте преподавателей и экспертов. Таким образом вы привлечете больше слушателей и повысите их доверие.

  • Делайте дополнительные продажи. Предположим, прошедшим начальный курс, предлагайте более дорогой продвинутый, а далее – экспертный.

  • Используйте для продвижения социальные сети. В них пользователям легко делиться понравившейся информацией. Выкладывайте на страницы своего учебного центра не новостную и рекламную информацию, а конкретные кейсы и варианты их решения, пусть читатели в социальных сетях видят потенциал ваших курсов.

  • Постоянно получайте обратную связь от своих слушателей. Это не только позволит вам сделать курсы все более полезными и эффективными, но и повысит лояльность клиентов. Обязательно просите слушателей составлять отзывы о пройденных курсах на вашем сайте или странице в социальных сетях.

Свой бизнес: как открыть учебный центр

Даже если вы планируете открыть офлайн учебный центр, то в его программу необходимо добавить и онлайн составляющую, чтобы расширить аудиторию и привлечь новых клиентов. Современные специальные платформы позволяют это сделать легко и почти без вложений.

За небольшую плату вы получите не только все необходимые инструменты для проведения обучения в режиме онлайн, но и возможность получения оплаты и проведения дополнительных продаж. На многих площадках есть бесплатный период для проведения нескольких онлайн семинаров, Вы сможете легко и без вложений оценить эффективность такой формы обучения.

Также для упрощения запуска бизнеса, особенно если вы не работали ранее в этом бизнесе, вам может помочь приобретение франшизы учебного центра. Зачастую компании, которые предлагают франшизы, предоставляют не только уже разработанные курсы, но и клиентов, самостоятельно обеспечивая рекламную деятельность для вашего учебного центра, а также предоставляют юридическое и бухгалтерское сопровождение.

Подведя итог, делаем вывод, что создание учебного центра — это перспективный бизнес, потенциал которого на рынке России только раскрывается. Эффективные методы онлайн обучения могут минимизировать вложения, а привлекаемая аудитория обеспечит хорошую доходность.

Идея на миллион — это миф.

В историях о великих замыслах обычно умалчивают, сколько проб и ошибок делает предприниматель на пути к успеху. Начать работу в самой занятой нише эффективнее, чем годами разрабатывать уникальный курс. Тематику без ущерба можно сменить в процессе.

Идеи рождаются во время занятий любимым делом. Поделитесь профессиональными навыками, например, ваши знания «Фотошопа» пригодятся начинающим дизайнерам. Если вы пишете картины, то начните с курсов рисования. Хобби может стать стартовой площадкой для онлайн-школы в нише, где еще нет конкурентов.

Долгое время считалось, что любые курсы можно вести без лицензии, если не выдавать диплом государственного образца. Но в последнее время государство вплотную взялось за образовательную деятельность, и решения судов не всегда теперь в пользу предпринимателей. Как не попасть под штрафы?

  1. Вы имеете статус индивидуального предпринимателя и самостоятельно занимаетесь преподаванием — в этом случае лицензия не нужна. В рекламных материалах вы можете использовать образовательную лексику: программа, итоговая аттестация, учебный план и пр. Но если вы возьмете в штат преподавателей, то понадобиться оформить лицензию. При этом, работая без лицензии, можно нанять помощников для написания текстов или проверки домашних заданий.
  2. Как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вы имеете право вести разовые мастер-классы, которые носят ознакомительный характер. В этом случае вы не можете называть такую деятельность учебной и использовать образовательную терминологию в рекламе.
  1. Вы в качестве юридического лица оказываете услуги на основе образовательной программы. Главное преимущество такого способа — можно выдавать дипломы о повышении квалификации. Для получения такой лицензии необходимо арендовать помещение, получить ряд справок и утвердить образовательную программу.
  2. Если вы ведете деятельность как ИП, но привлекаете сторонних преподавателей, то должны лицензировать деятельность так же, как и юридическое лицо.

Задумываться о получении лицензии, открытии ИП или ООО нужно только тогда, когда вы протестируете идею на разовых мастер-классах и заработаете первые деньги.

Как открыть онлайн-школу с минимумом вложений

Когда детским центрам нужна лицензия — в «Деле»

Напомним: если детский центр занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия и без нее работать нельзя. Об этом мы рассказывали в прошлой статье. Но есть исключение: если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, лицензия не нужна.

Все остальные клубы без лицензии не должны ничему учить. Зато вот чем они могут заниматься:

  • присматривать за детьми;
  • развлекать;
  • проводить занятия для социализации и общего развития.

Разберем, что можно и чего нельзя детским центрам в каждом из этих случаев.

Развлекательные клубы есть почти в каждом торговом центре: там можно оставить ребенка, пока ходишь по магазинам, или заказать праздник, шоу-программу, квест. В клубе много игрушек, лабиринты, батуты, горки, а с детьми работают аниматоры, инструкторы, организаторы. Прийти и уйти можно в любое время. Фиксированных занятий нет, а родители платят по часам или за мероприятие.

Такие клубы работают под ОКВЭДом 93.29.9 — «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая».

У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.

— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.

Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.

Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.

Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут

Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.

Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.

Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.

Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.

Иногда ИП берет ОКВЭДы «аренда» и «консультационная деятельность», приглашает других ИП с педагогическим образованием и сдает им свое помещение. То есть сам предприниматель клуб не держит, а отдает место для занятий с детьми. Ему лицензия не нужна и приглашенным предпринимателям тоже — каждый из них работает сам. Кажется, всем хорошо. Проблема в том, что тогда каждому педагогу нужно открыть расчетный счет, поставить онлайн-кассу и деньги принимать, заключать договоры с родителями. Не каждый педагог на это пойдет.

За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.

Юридический консультант Марина Петрова поделилась мыслями о мнении владельца детского клуба:

— Требования к небольшим клубам с образовательными занятиями кажутся избыточными. Клубу с двумя преподавателями и парой классов затруднительно работать по правилам, которые написаны для домов творчества с четырьмя сотнями детей. Но есть требования закона, которые касаются жизни и здоровья, их нужно выполнять. Например, закон запрещает открывать клубы в цоколе, потому что там не хватает дневного света и свежего воздуха.

С ограничениями можно работать. Если в цоколе полноценные окна и хорошая вентиляция, я рекомендую пригласить Роспотребнадзор для консультации. Они осмотрят помещение и могут его одобрить.

ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии. Но правила пожарной безопасности соблюдать нужно. Иначе при проверке клуб могут оштрафовать. Чтобы просчитать пожарные риски, можно обратиться в компанию, которая делает пожарные аудиты. Она расскажет, как действовать.

Найти подходящее помещение сложнее всего. Понимаю тех, кто открывался пять—десять лет назад: место насиженное, уходить не хочется и затратно, как говорит Михаил. Но, если руководитель решил заниматься этим бизнесом всерьез, я бы порекомендовала готовиться к переезду.

Плановые проверки проходят обычно раз в три года. В образовании, социальных услугах, здравоохранении и некоторых других сферах — раз в два года. Бывает, что плановые проверки вовсе не приходят. Повод для внеплановой — жалоба или решение прокуратуры.

Часто предприниматели говорят: «Буду работать, как работал. Что мне грозит, если придут? Заплачу штраф». Но помимо штрафа, проверяющие напишут список требований, которые нужно исправить. Если требования проигнорировать, будет суд и, возможно, приостановка деятельности клуба. Иными словами, собственник или выполняет требования проверяющих, или закрывается.

Если дети занимаются в клубе с лицензией, родители могут получать налоговые вычеты, оплачивать занятия материнским капиталом, а в будущем — и сертификатами дополнительного образования.

Как и любое другое предпринимательское дело, открытие частных курсов обладает своими плюсами и минусами. Поэтому перед тем как открыть образовательный центр для детей и взрослых, тщательно изучите все особенности работы, чтобы минимизировать возникновение серьезных ошибок и не потерять прибыль. Преимуществами бизнеса являются:

  • Быстрая окупаемость и высокая рентабельность (вложенные средства при условии постоянной работы могут окупиться через 6-10 месяцев).
  • Спрос на образование, получаемое в короткие сроки, все больше увеличивается.
  • Первые финансовые вложения невысокие, поэтому с открытием подобного бизнеса справится даже начинающий предприниматель, у которого нет большого капитала.
  • Существует возможность быстрого развития новых направлений в обучении, так как при наличии собственных учебных программ и налаженной работы вы сможете всегда открыть новые тематические курсы.

Образовательная лицензия для ИП

К несовершенствам этого бизнеса можно смело отнести скрупулезный поиск высококвалифицированных специалистов для работы с взрослыми и детьми. Сотрудники учебного центра должны обладать нужными знаниями и практическим опытом. Основной козырь для привлечения хороших преподавателей — это высокая заработная плата, которую не всегда есть возможность устанавливать на первых этапах становления бизнеса.

Перед тем как открыть образовательный центр, важно собрать все документы, необходимые для регистрации дела. Работать разрешается на территории РФ только официально, поэтому обязательно проводится регистрация. Для этого нужно выбрать именно юридическое лицо, ведь далее вам необходимо получить лицензию. Это становится возможным только при официальной регистрации.

Открыть образовательный центр без лицензии можно только в том случае, если вы будете в нем единственным сотрудником. Однако в этом случае вам необходимо иметь документ о наличии у вас профильного образования. Достаточно окончить соответствующие курсы, но «корочка» на случай проверки деятельности центра у вас должна быть.

Если в дальнейшем у вас возникнет необходимость принять на работу еще одного преподавателя, уже потребуется получение лицензии.

Важно не забыть указать в документах то, что ваша компания является негосударственным образовательным учреждением. Этот статус указывается во всех будущих договорах с клиентами.

Немаловажным этапом регистрации является получение специальной лицензии в Комитете по образованию. Для этого готовят пакет документов:

  • Образовательные программы, по которым планируется проводить уроки.
  • Заявление, в котором указывается список вышеуказанных программ.
  • Сведения о персонале, поэтому о поиске хороших преподавателей нужно позаботиться заранее.
  • Данные о количестве учеников, которые могут обучаться в вашем центре.
  • Документы о праве собственности или подтверждающие аренду помещения, которые полностью соответствует требованиям по пожарной безопасности, санитарным нормам и другим факторам.
  • Информация о наличии специализированных конспектов и книг, которые являются материально-технической базой, что используется в процессе обучения.
  • Другие сведения, которые указываются по необходимости.

Перед тем как открыть образовательный центр в Беларуси, РФ и в других странах, пока происходит регистрация компании, осуществлять свою деятельность запрещается. Принимать учеников в стенах учебного заведения разрешается только после получения всей необходимой документации.

Другим важным моментом, перед тем как открыть образовательный центр, считается набор преподавателей. Как и говорилось выше, их квалификация, практический опыт и образование напрямую зависят от того, в каком направлении функционирует сам учебный центр. Количество преподавателей также зависит от специфики образовательного центра. Желательно изначально предусмотреть четыре разных курса. Для каждого нанимается один преподаватель. С ростом популярности учебного заведения число курсов и наемных работников может быть увеличено.

Дополнительно нанять в свой штат можно коммуникабельного секретаря, который должен помогать составлять расписание занятий. Также специалист будет общаться с потенциальными клиентами. Опытный бухгалтер будет составлять отчеты, подсчитывать и уплачивать налоги. Нельзя забывать и об уборщице. Этот специалист необходим так же, как и преподаватели.

Перед тем как открыть образовательный центр, стоит набрать квалифицированный персонал, заработная плата которого составляет:

  • Несколько преподавателей (это зависит от того, сколько курсов в учебном центре) — от 200 рублей в час.
  • два-три консультанта или менеджера, которые привлекают учеников — от 20 тыс. рублей.
  • Секретарь — от 14 тыс. рублей.
  • Бухгалтер — от 20 тыс. рублей.
  • Уборщица (возможно, она будет работать всего несколько часов) — от 5 тыс. руб. Если вы предполагаете принимать данного сотрудника на полный рабочий день, его зарплата должна составлять от 10 тыс. руб.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Как открыть образовательный центр? В пошаговую инструкцию должны быть включены пункты не только о получении лицензии, аренде помещения и подборе персонала, но и о закупке оборудования, литературы, возможно, расходников. В качестве последних могут выступать материалы для практических занятий, которые можно включить в программу курсов.

Для предоставления образовательных услуг потребуется приобретение:

  • Проектора — около 50-70 тыс. рублей.
  • От 5 до 10 компьютеров — порядка 100-250 тыс. рублей.
  • Столы для обучения — 50-100 тыс. рублей.
  • Мягкие стулья — 20-35 тыс. рублей.
  • Шкафы и стеллажи — 10-20 тыс. рублей.
  • Факс и ксерокс — около 20 тыс. рублей.
  • Учебная литература — 20-35 тыс. рублей.

Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.

Вот они:

Обучение ведётся по программе, где обозначены:

  • предмет, объем и режим обучения;
  • результаты обучения;
  • преподаватели и условия обучения;
  • способы и формы оценки результатов.

Образовательная программа:

  • представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;
  • содержит методические и оценочные материалы.

Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).

Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:

  1. Является ли деятельность фактически образовательной.
  2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

Освобождены от получения лицензии:

  1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.
  2. Индивидуальные предприниматели, которые лично ведут обучение и не привлекают других педагогов. Например, если вы лично ведёте онлайн-курс по фотографии, лицензия не нужна в любом случае. Даже если это годовая программа обучения с выдачей сертификата в конце.
  1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.
  2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.
  3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».
  4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.
  5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.
  6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.

Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

Статья актуальна на

В части необходимости получения лицензии при реализации общеобразовательных программ нужно учитывать следующее.

Если предприниматель самостоятельно оказывает такие услуги, то ему не требуется лицензия.

Например, ИП является сам педагогом и реализует дошкольную образовательную программу. Такой предприниматель не имеет в штате других педагогов, а все занятия проводит сам.

На практике распространены небольшие детские клубы, которые осуществляют образовательную деятельность, а также деятельность, связанную с уходом за детьми в дневное время по коду ОКВЭД — 85.32, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-с.

Если предприниматель занимается такой деятельностью, то разработанная им общеобразовательная программа должна соответствовать государственным стандартам.

Уход и присмотр за детьми не является образовательной деятельностью.

В случае если детский клуб оформлен на ИП и по найму у него не работают педагоги, то такая образовательная деятельность не лицензируется.

Зачастую предприниматели открывают различного рода досуговые клубы, клубы по изучению иностранных языков, различного рода развивающиеся центры.

Если у предпринимателя в штате есть педагоги, то такая образовательная деятельность лицензируется.

При этом не имеет значения, выдает ли предприниматель «корочки» по окончанию обучения или нет.

Так, компания обучала слушателей по специальной программе «Подготовка судоводителей маломерных судов» без лицензии, потому что была убеждена в том, что раз не проводит аттестаций и не выдает документов об образовании, значит и лицензия не требуется. Но высшие судьи посчитали иначе (Определение судебной коллегии ВС РФ от 21.08.2017 № 310-АД17-3729).

Не вся деятельность, связанная с обучением, является общеобразовательной.

Например, ИП открыл мини-садик, в котором занимались с детьми педагоги. Садик с родителями заключал договор об оказании услуг. В мини-садике проводились занятия по лепке, рисованию, физкультуре, музыке, конструированию, детей знакомили с окружающим миром.

Прокурор обратился в суд о привлечении ИП к ответственности за деятельность без лицензии.

Этот спор дошел до высшего суда. Судьи сделали вывод, что ИП не реализуются образовательные программы в системе образования, а деятельность предпринимателя связана с присмотром и уходом за детьми (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ от 06.12.2017).

Если ИП планирует заниматься не в одиночку образовательной деятельностью, то ему необходимо получить лицензию.

Получить лицензию стало проще для тех предпринимателей, которые проводят так называемое онлайн-обучение с привлечением преподавателей различных дисциплин.

Для таких ИП пакет документов, которые нужно собрать для получения лицензии намного «легче».

В общем случае претенденту на получение образовательной лицензии нужно подготовить в территориальный отдел Минобразования РФ следующие документы:

  • заявление по установленной форме;
  • утвержденная предпринимателем справка о том, что разработаны образовательные программы обучения;
  • справка о наличии специальных условий для учеников с ограниченными возможностями здоровья;

Такая справка необходима, если ИП будет обучать людей с ограниченными возможностями. Например, инвалидов.

  • гарантийное письмо о том, что ИП обязуется привлечь педагогов для реализации образовательных программ обучения;
  • наличие специального помещения на праве собственности или ином основании для проведения обучения;
  • наличие условий для реализации образовательных программ;

Речь идет о так называемом материально-техническом обеспечении класса, помещения для занятий. Например, это оборудование для занятий: компьютеры, парты, доски и т.п.

  • заключение СЭС о том, что помещение и оборудование соответствует санитарным нормам.

Если ИП будет проводить обучение онлайн, то последние три документа не потребуются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.