Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ условия приемлемости определены в статье 35 конвенции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ условия приемлемости определены в статье 35 конвенции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основные причины нарушений:

  1. Заявитель самостоятельно готовит жалобу без должной юридической поддержки и в силу отсутствия или ограниченности знаний не способен выполнить установленные требования в полном объеме.
  2. Низкий уровень юридического сопровождения подготовки дела к передаче в Европейский суд, что, как правило, свойственно юристам и адвокатам, не специализирующимся на работе с жалобами в ЕСПЧ или не имеющим достаточного опыта такой работы.
  3. Ошибочное понимание и трактование критериев приемлемости жалобы в ЕСПЧ и порядка их применения. Нарушения этого плана допускают все, в том числе и весьма опытные юристы. Проблема – в отсутствии четко регламентированного полного перечня условий приемлемости жалоб в ЕСПЧ и допустимости оценочного подхода, в том числе со стороны и на усмотрение Суда.

Статья 35. Условия приемлемости

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции.

Раздел I
Права и свободы

Статья 2
Право на жизнь

1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

2. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

a) для защиты любого лица от противоправного насилия;

b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;

c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статья 4
Запрещение рабства и принудительного труда

1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.

3. Для целей настоящей статьи термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя:

a) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;

b) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;

c) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;

d) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

a) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

c) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

e) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

1. Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.

2. Настоящая статья не препятствует осуждению и наказанию любого лица за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое в момент его совершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными странами.

Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ / Условия обращения в ЕСПЧ

1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ

В настоящее время критерии приемлемости жалобы сформулированы в статье 35 Европейской конвенции (далее – ЕК). Эксперты ЕС выделяют ряд основных требований:

  • недопустимо злоупотребление правом на обращение;
  • согласно международному праву необходимо исчерпать все внутренние средства правозащиты;
  • обращение не должно быть подобно тому, которое уже рассматривалось ЕС;
  • недопустимо подавать жалобу в анонимной форме;
  • должно пройти не более полугода с даты вынесения госорганами решения по делу;
  • обращение должно касаться нарушений, имеющих место после вступления ЕК в силу для государства-ответчика.

Остановимся на критериях приемлемости жалобы более подробно.

Обстоятельства лица

Ответчиком в ЕС всегда выступает страна, подписавшая и ратифицировавшая ЕК, а также нарушившая права человека, которые предусмотрены ЕК. В свою очередь, заявителями по жалобам в ЕС может быть обширный круг лиц. Основанием для обращения в ЕС является факт нарушения прав человека. В данный международный судебный институт может обратиться: гражданин страны, которая ущемляет его права; лицо, имеющее двойное гражданство; гражданин другого государства. Возможность обращения с жалобой в ЕС не зависит от гражданской дееспособности. В международные органы могут обращаться физлица и юрлица.

Исчерпание средств правозащиты

Основным критерием приемлемости жалобы в ЕСПЧ является исчерпание внутригосударственных средств правозащиты. Граждане РФ имеют право обратиться в вышестоящие судебные органы в том случае, если они не удовлетворены решениями российских судинстанций, включая Верховный суд РФ. Еще один повод обратиться с заявлением в ЕС – исчерпание всех имеющихся средств защиты своего права в российской правовой системе. И только получив неудовлетворительное решение, он имеет полное право направить обращение в ЕС.

Примечание: Уполномоченный по правам человека не является тем средством правозащиты, к которому лицо должно неукоснительно прибегнуть до обращения в ЕС.

С точки зрения ЕС, в России суд кассационной инстанции – то последнее звено, после прохождения которого стоит подавать заявление в международные органы. Однако даже при неисчерпании внутренних средств правозащиты ЕС может принять жалобу. Это возможно только в том случае, если имеются доказательства неэффективности обращения во внутригосударственные судебные органы. Таким образом, у россиян есть возможность подготовить и подать жалобу в ЕСПЧ, предварительно не обращаясь в кассационную судинстанцию. Заявитель должен предоставить доказательства того, что апелляция не является эффективным средством правозащиты.

Данное правило приемлемости является одним из основных и четко соблюдается.

Обстоятельство времени

Страна, подписывая международный договор, берет на себя обязательство выполнять все условия, прописанные в нем. С 5 мая 1998 года РФ взяла на себя обязательство соблюдать права человека, зафиксированные в ЕК.

Анонимность обращения

Обращение в ЕС не должно быть анонимным. Формуляр заявления предусматривает графы, в которых указываются ФИО обратившегося, его адрес, место жительства и пр. Заявитель имеет право обратиться к Председателю ЕС с просьбой оставить в тайне его данные, если считает, что правительство может пагубно повлиять на его положение, используя информацию о заявителе в своих целях. В таком случае заявитель в судебных документах обозначается определенной буквой.

Обстоятельство места

Данный критерий приемлемости гласит, что факт нарушения права должен быть зафиксирован на территории, находящийся под юрисдикцией Совета Европы и подписавших ЕК.

Жалоба против государства-участницы соглашения

ЕС принимает обращения от любой негосударственной организации, физлица или группы лиц, которые полагают, что их права нарушены страной-членом Совета Европы. При этом анонимные заявления являются неприемлемыми. Наиболее частным примером является обращение гражданина, родственник которого погиб. Заявитель обвиняет госорганы в ненадлежащей защите права на жизнь.

Важно: производство по делу прекращается, если жалоба подана на действия организаций или физических лиц, а не на действия государства.

Обстоятельство по существу

Такое условие приемлемости ограничивает возможность обращения в ЕС только в связи с нарушением тех прав, предусмотренных ЕК. К рассмотрению принимаются обращения лишь тех лиц, которые стали жертвами нарушений одной из сторон, изложенных в ЕК.

Срок обращения

Данный критерий жалобы в Европейский суд должен соблюдаться неукоснительно. ЕК предусмотрено четкое временное условие: подача заявления в ЕС в течение полугода. Отсчет этого срока начинается с момента вынесения последнего судебного решения по существу. Данный пункт приемлемости является самым жестким из всех вышеописанных условий. За всю историю работы данного независимого судебного органа он ни разу не делал никаких исключений.

Обоснованность обращения

Обращение в ЕС является основным способом защиты прав человека. Шестимесячный срок начинает исчисляться со дня вынесения кассационного решения. Обоснованность жалобы, как основного критерия обращения в ЕСПЧ, складывается из 2-х составляющих: обращение обязательно должно быть доказано и мотивировано прецедентами ЕСПЧ.

Первым критерием приемлемости жалобы в ЕСПЧ является исчерпание внутригосударственных средств защиты нарушенного права.

Исчерпание внутригосударственных средств защиты в уголовном судопроизводстве завершается судебным актом, окончательно определяющим права и обязанности гражданина, признанного невиновным в совершении преступления (статус оправданного) или виновным в совершении преступления (статус осужденного). Это — оправдательный или обвинительный приговор и применение принудительных мер медицинского характера.

Приговор подлежит исполнению только после его вступления в законную силу (спустя 10 суток после провозглашения, если не был обжалован — ст.ст. 389.4, 390 УПК РФ).

Если осужденный или оправданный, равно как и иные лица, наделенные правом обжалования приговора, не воспользовались этим своим правом и не обжаловали приговор в апелляционном порядке, это означает, что они не исчерпали доступные им средства правовой защиты, добровольно отказавшись от представленной законом возможности.

В случае обжалования исполнение приговора приостанавливается до его проверки судом по доводам поданных апелляционных жалобы, представления прокурора. При этом окончательным судебным актом будет являться апелляционное определение (для коллегиального состава суда) или апелляционное постановление (для суда в составе одного судьи), либо новый приговор, который вступает в силу с момента провозглашения.

Если приговор в порядке апелляции отменен с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, считается, что окончательное решение по делу не вынесено. Но в таких ситуациях, особенно при неоднократной отмене приговора, можно инициировать жалобу на неэффективность судебной защиты.

С момента вступления приговора в силу после его обязательного обжалования в суде апелляционной инстанции право его дальнейшего обжалования в национальной юрисдикции дополняется возможностью обращения с жалобой в ЕСПЧ — не позднее 6 месяцев от даты вынесения окончательного решения суда апелляционной инстанции (второй критерий приемлемости).

Исчерпывающие разъяснения ЕСПЧ по вопросу достаточности получения решений двух судебных инстанций для исчерпания средств правовой защиты в РФ были даны в одном из первых постановлений Европейского суда в отношении России — по делу «Тумилович против России» (постановление от 22.06.1999, жалоба № 47033/99).

Но, поскольку заявители из России продолжали направлять жалобы в Европейский суд только после того, как получали ответы из Верховного Суда РФ, что происходило далеко за рамками 6-месячного срока, все эти жалобы были признаны неприемлемыми.

Такие ошибки заявителей во многом объяснялись тем, что многочисленные публикации по тематике Европейского суда содержали неверное толкование условия «исчерпание средств правовой защиты внутри национальной правовой системы», как якобы включающего необходимость обращения с жалобой на приговор во все доступные судебные инстанции, вплоть до Верховного Суда РФ.

Таким образом, обращение в суды надзорных инстанций (с 01.01.2013 — в суды кассационной и надзорной инстанций) никогда не являлось обязательным для исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты по смыслу ст.ст. 13 и 35 Конвенции.

Однако, Европейский суд отметил, при отсутствии уведомления истца о дате судебного разбирательства, срок на подачу жалобы начинает исчисляться с даты передачи истцу копии соответствующего судебного постановления (постановление ЕСПЧ от 07.06.2007 по делу «Ларин и Ларина против России», жалоба № 74286/01).

Хотя в последние годы наблюдается положительная динамика в сближении мотивировки судебных актов высших судебных инстанций РФ с решениями ЕСПЧ, обжалование приговора в национальной правовой системе имеет концептуальные отличия.

Как показывает изучение уголовных дел, российские судебные инстанции уровня районных судов практически не применяют разъяснения Европейского суда и зачастую даже игнорируют их, что на этом уровне приводит к повторности тех же самых нарушений положений Конвенции, по поводу которых уже были вынесены соответствующие решения ЕСПЧ по делам против России.

В определенной мере тенденция к системности нарушений положений Конвенции облегчает подготовку жалобы в ЕСПЧ, принимая во внимание, что третьим критерием приемлемости жалобы, согласно п. 3 ст. 35 Конвенции, является наличие существенного нарушения положений Конвенции.

Указание в жалобе на допущенные судом первой инстанции нарушения Конвенции со ссылкой на состоявшиеся ранее решения ЕСПЧ о признании факта такого же нарушения по аналогичному делу не только облегчает формулирование доводов жалобы, но может ускорить получение по ней окончательного решения.

А вот неосведомленность заявителей о прецедентной практике ЕСПЧ явилась основной причиной неэффективности их жалоб. Нередко заявители использовали доводы, которые уже были отклонены Европейским судом по ранее рассмотренным делам.

Порядок обращения в Европейский суд в Страсбурге

Для того чтобы начались разбирательства по Вашему делу, процессу необходимо дать ход. А именно: составить и подать жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Практика показывает, что уже на этом первоначальном этапе возникают трудности, не говоря о том, что жалобы зачастую бывают отклонены именно из за некорректного их составления.

Изначально грамотное составление заявления в Европейский суд не только предотвратит отклонение жалобы, но и сэкономит драгоценное время. Этот процесс осложняется тем фактом, что для обращения в Европейский суд установлен жестко регламентированный порядок.

Соблюдение всех формальностей, правильное заполнение документации вплоть до верно указанного адреса абонента – это залог успеха первого этапа Вашего предприятия. Рекомендую не полагаться в этом вопросе на собственные силы, а воспользоваться помощью опытного и высокопрофессионального адвоката.

Как соблюсти порядок обращения в Европейский суд

Для того чтобы разбирательство по Вашему делу было зарегистрировано Секретариатом ЕСПЧ, необходимо направить предварительное заявление в адрес Европейского суда. В нем заявитель описывает суть претензий. Ответом заявителю является письмо с пакетом документов, среди которых должен находиться формуляр жалобы в Европейский суд.

В течение 8 недель с даты, указанной в письме, заявитель должен составить жалобу в Европейский суд согласно образцу и отослать в Страсбург.

Следует отметить, что заявителю необязательно направлять так называемое предварительное заявление, а в целях экономии времени сразу заполнить формуляр жалобы онлайн.

Заполненный Формуляр жалобынаправляется в Европейский суд по факсу, но ее бумажный вариант необходимо отправить по адресу:
The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Существует ряд критериев, несоблюдение которых приведет к отклонению жалобы заявителя. Подробнее познакомиться с ними Вы можете в разделе Жалоба в Европейский суд.

Заполнение образца формуляра жалобы в Европейский суд

Практическое руководство по критериям приемлемости жалобы в ЕСПЧ

Итак, Вы решили подать жалобу в Европейский суд по правам человека. При этом, конечно, Вы согласитесь, что подавать жалобу необходимо с расчётом на успех: Вы хотите найти там защиту своих нарушенных прав, а не просто получить отписку, как, вероятно, уже бывало с Вами раньше. Конвенция допускает подачу индивидуальных жалоб от физических лиц, но необходимо знать правила, по которым они подаются.

Мастер-класс по заполнению формуляра жалобы в ЕСПЧ любезно предоставил Александръ Викентьѣвичъ, имя и отчество которого вряд ли нуждается в каких-либо комментариях, ибо на сегодняшний день он является абсолютным чемпионом среди юристов и специалистов по выигранным в Европейском Суде по правам человека жалобам против России. Жалобы, составленные с его участием, Страсбургский Суд принимает гораздо чаще.

Все чаще россияне используют право, предусмотренное в статье 46 Конституции РФ, и обращаются в Европейский суд (далее – ЕС). При этом порядка 96% жалоб отклоняются, так как не соответствуют критериям приемлемости жалобы в ЕСПЧ. Для правильного обращения в ЕС необходимо четко соблюдать сложнейшую систему правил, от которой напрямую зависит, будет ли жалоба принята и рассмотрена по существу.

В настоящее время критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ сформулированы в статье 35 Европейской конвенции (далее – ЕК). Эксперты ЕС выделяют ряд основных требований приемлемости жалобы ЕСПЧ:

  • недопустимо злоупотребление правом на обращение;
  • согласно международному праву необходимо исчерпать все внутренние средства правозащиты;
  • обращение не должно быть подобно тому, которое уже рассматривалось ЕС;
  • недопустимо подавать жалобу в анонимной форме;
  • должно пройти не более полугода с даты вынесения госорганами решения по делу;
  • обращение должно касаться нарушений, имеющих место после вступления ЕК в силу для государства-ответчика.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней

Обращение в ЕСПЧ возможно в следующих случаях:

  1. Речь должна идти только о правах и свободах, гарантируемых Европейской конвенцией по правам человека 1953 года (Конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  2. Обращаться с жалобой могут как граждане, так и группы граждан, которые считают, что стали жертвами нарушений со стороны России. Также могут обращаться так называемые «косвенные жертвы», например, близкие родственники пострадавшего субъекта.
  3. Все способы разрешения спорной ситуации в РФ должны быть исчерпаны. Потерпевшие должны успеть подать жалобу в срок, составляющий 6 месяцев со дня окончательного рассмотрения вопроса компетентным российским органом. При этом, вопрос о том, после какой судебной инстанции можно подавать жалобу в ЕСПЧ и с какого именно судебного решения рассчитывается шестимесячный срок, разрешается по-разному в зависимости от вида судопроизводства:
    • по уголовным делам и делам об административных правонарушениях указанный срок исчисляется со дня принятия решения судом апелляционной (второй) инстанции, то есть после вступления в силу приговора (постановления) суда;
    • по делам из сферы гражданского судопроизводства и делам, вытекающим из публичных правоотношений (административное судопроизводство) шестимесячный срок исчисляется со дня принятия решения кассационной инстанцией в лице Верховного суда РФ (к примеру, если дело по первой инстанции рассматривалось в районном суде г. Москвы, то для подачи жалобы в ЕСПЧ необходимо пройти Мосгорсуд, Президиум Мосгорсуда и Верховный суд РФ, то есть четыре инстанции);
    • по арбитражным делам на сегодняшний день для обращения в ЕСПЧ достаточно получить решение суда кассационной инстанции (то есть, третьей инстанции), от которого и отсчитывается шестимесячный срок, однако в связи с ликвидацией Высшего арбитражного суда России ожидается пересмотр позиции ЕСПЧ по данному виду дел, при этом не исключено, что по арбитражным делам потребуется по аналогии с гражданскими делами получать решение Верховного суда России, принятое в кассационном порядке.
  4. Нарушение имело место быть после 5 мая 1993 года.

Поскольку жалобы ЕСПЧ рассматривает дистанционно, очень важно корректно заполнить формуляр, то есть бланк жалобы и подготовить все документы. В противном случае секретариат попросит заявителя переделать бумаги или дослать недостающие экземпляры, что значительно затягивает сроки рассмотрения обращения. А если потерпевшее лицо будет затягивать с ответами суду, то досье по жалобе будет уничтожено, так как судьи посчитают, что субъект утратил интерес к жалобе.

Написать комментарий

      Еще в 1949 году ряд государств учредило Совет Европы, главным девизом которого стал принцип соблюдения прав и свобод человека. В Лондоне был принят Устав Совета Европы, а в 1950 году в Риме утвердили Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, распространяющую свое действие на 10 стран-учредителей. В ней перечислено, какие ограничения прав допустимы и при каких обстоятельствах. Очерчена граница, за которую нельзя перейти, не нарушив основные интересы человека в правовом обществе. Во втором разделе Конвенции обозначены положения, регулирующие порядок обращения в ЕСПЧ и процедуру рассмотрения жалобы.

      О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

      Столь высокий судебный орган имеет широкие правовые полномочия, поскольку все его решения обязательны к исполнению страной, ратифицировавшей Конвенцию. К таким странам относится и Россия. В то же время, важно понимать, что ЕСПЧ не является высшей судебной инстанцией по отношению к национальным судебным актам. Так, приговор нельзя обжаловать после прохождения российских инстанций в ЕСПЧ, но можно обратиться с жалобой на нарушение прав человека, затронутых этим приговором. Рассмотрев жалобу, Европейский суд вправе признать, что нарушение прав человека имело место и обязать государство компенсировать потери заявителя.

      Граждане разных стран довольно часто обращаются за защитой в Страсбург, пройдя перед этим все инстанции у себя на родине. Ежегодно ЕСПЧ рассматривает сотни тысяч жалоб от заявителей, и в определенных случаях их доводы признают обоснованными, им присуждают компенсацию. Что касается нашей страны, россияне чаще всего жалуются в ЕСПЧ на нарушение права на свободу, личную неприкосновенность и на справедливое судебное разбирательство.

      В соответствии с положениями ст. 34 Конвенции, абсолютно любое физическое или юридическое лицо (неправительственная организация) могут подать жалобу в Страсбургский суд, если сочтут, что основные права и свободы нарушены.

      Нужно учитывать, что далеко не все жалобы принимаются судом. Существуют довольно жесткие правила фильтрации, и только при соблюдении всех критериев, установленных Конвенцией, есть шанс, что направленную жалобу действительно рассмотрят.

      Можно обратиться за квалифицированной помощью юристов-международников, специализирующихся на составлении и подаче обращений в Евросуд. Если финансовой возможности оплатить услуги юриста нет, при желании и должной внимательности можно попробовать обратиться в Страсбург самостоятельно. Кстати, за рассмотрение жалобы госпошлина или иные сборы этим судом не взимаются.

      Обратимся к статье 35 Конвенции: именно в ней содержатся условия приемлемости, то есть правила, только лишь при соблюдении которых Евросуд примет жалобу к рассмотрению:

      1. Все методы восстановления своих прав в родном государстве, гражданином которого является заявитель, исчерпаны. Какие именно инстанции обязан пройти гражданин перед обращением в ЕСПЧ, в Конвенции не сказано. Исходя из практики, он должен доказать путем предоставления соответствующих документов, что его вопрос был разрешен судом первой и последующих инстанций с результатом в виде решения, приговора или определения.

      Так, после рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции – к примеру, в районном суде, предполагается обжалование приговора в апелляционном порядке в судебную коллегию областного (краевого) уровня. Далее можно добиваться положительного результата путем обращения в кассацию. Похожий порядок обжалования предусмотрен и по гражданским делам.

      По правилу, в ЕСПЧ по уголовному делу можно обращаться уже после апелляции. По гражданским и административным делам необходимо пройти строго 4 инстанции (конечная – кассационная стадия в Верховном Суде РФ).

      2. Срок подачи жалобы составляет 6 месяцев со дня последнего решения национальной судебной системы. То есть, отсчет ведется со дня, следующего за вынесением окончательного решения. К примеру, если кассационное определение состоялось 01.03.2019, то последним днем периода, когда можно подать жалобу в ЕСПЧ, будет считаться 01.09.2019. Кроме того, 6 месяцев могут быть отсчитаны от самих событий, нарушающих права человека, но только в том случае, если не имелось никакой эффективной защиты – к примеру, ситуация не предусматривает возможности судебного обжалования.

      Так, в определенных ситуациях с жалобой в ЕСПЧ могут обращаться и родственники лица, права которого были нарушены – к примеру, когда данное лицо умерло. Обычно эти жалобы связаны с несогласием с отказом в возбуждении уголовных дел или другие процессуальные решения следственных органов (прекращение или приостановление дел). В таких случаях родственники также должны представить подтверждение о принятии всех мер по восстановлению прав умершего в своем государстве, но при этом иногда достаточно принятия досудебных мер защиты.

      К примеру, когда неоднократно отказывают в возбуждении по заявлению о пропаже ребенка – в данном случае жалоба может быть признана приемлемой и без обжалования решений следственных органов в суд, поскольку налицо неэффективное расследование и судебное решение не имело бы существенного влияния на восстановление нарушенных прав.

      Днем подачи считается дата почтового штампа. Если заявление подавалось лично или через представителя – то дата, проставленная в Секретариате ЕСПЧ.

      По общим правилам, Евросуд не примет к рассмотрению, если:

      • обращение анонимно, то есть не указано, кто автор и где проживает;
      • жалоба подана повторно по вопросу, который уже разрешался Страсбургским судом или иными судами международного уровня;
      • обращение является явно необоснованным и противоречащим положениям Конвенции;
      • ущерб интересам заявителя малозначительный (сутяжничество).

      После фильтрации Европейский суд принимает к рассмотрению не больше 90% от общего числа всех поступающих обращений. В большинстве своем те жалобы, которые признаны приемлемыми и приняты, удовлетворяются – происходит коммуникация, то есть в адрес государства-ответчика направляется соответствующее письмо.

      Переписка с заявителем (уведомление о принятии к рассмотрению, направление иной информации) практически всегда ведется на языке, о котором указано в формуляре (то есть, на родном). В дальнейшем, когда жалобу коммуницируют государству, против которого выступает заявитель, представлять дополнения и вести переписку обязывают исключительно на английском или французском языках (при этом прилагаемые судебные решения переводить не нужно). В редких случаях по разрешению Председателя палаты можно использовать и иной язык.

      Жалобу можно подавать и самому гражданину, чьи права нарушены, и его представителю, не являющемуся адвокатом. Но с того времени, как жалоба коммуницирована государству-ответчику, у заявителя должен быть адвокат, владеющий английским или французским языком, проживающий на территории одного из государств-участников Конвенции. В индивидуальном порядке заявителю могут разрешить, как и представителю, самостоятельно отстаивать свои права и дальше, но в таких случаях они должны знать английский или французский язык.

      Непосредственное рассмотрение принятой жалобы происходит в четком соответствии с положениями Регламента – основного процессуального документа, на основании которого и ведется работа ЕСПЧ. Все судьи входят в состав так называемых палат (в них 7 судей) и комитетов (в них по три судьи). Некоторые жалобы могут быть рассмотрены единолично судьей. Организационную помощь судьям оказывают сотрудники так называемого Бюро и различных административных отделов. После того, как жалоба направлена в ЕСПЧ, она:

      1. Поступает в Центральный почтовый отдел (подобие канцелярии).
      2. Затем направляется в юридический отдел по работе с обращениями какого-то одного государства-участника Конвенции (один юротдел – одно конкретное государство). Служащие здесь юристы владеют языком той страны, «за которой» отдел закреплен.
      3. Заявителю направляется уведомление о поступлении в суд его жалобы. Не практикуется осуществлять звонки в ЕСПЧ, и без того закруженного многочисленными обращениями. Регламентом предусмотрена возможность направлять запросы заявителю (к примеру, для уточнения данных), на которые нужно отвечать в рекомендованный срок. Звонить с вопросом «Когда мою жалобу рассмотрят» бесполезно, поскольку общий срок рассмотрения не предусмотрен, он может исчисляться месяцами. В первую очередь разбирательство ведется по приоритетным заявлениям, исходя из важности – к примеру, к таковым относятся заявления о нарушении права на жизнь. Узнать о судьбе жалобы можно на сайте ЕСПЧ, зарегистрировавшись в личном кабинете после того, как обращение приняли.
      4. После регистрации поступает судьям для рассмотрения.

      Если жалоба явно неприемлемая (противоречит ст. 35 Конвенции), ее рассматривает один судья, выслушивая перед этим мнение юристов-сотрудников ЕСПЧ. Выносится решение о неприемлемости, исключении ее из списка дел, при этом решение не может быть оспорено и не направляется заявителю, но о результате посылается уведомление.

      Дополнительно о процедуре рассмотрения жалобы смотрите на видео:

      Комитеты из трех судей рассматривают отсортированные жалобы по тем вопросам, которые уже неоднократно разбирались Страсбургским судом и по ним принимались соответствующие решения относительно государства-ответчика.

      Один из трех судей является докладчиком – он подготавливает заключение по материалам. По итогам рассмотрения может быть принято решение о неприемлемости или, анпротив, объявлено о приемлемости жалобы (то и другое не может быть опротестовано). Во втором случае государству-ответчику предлагается дать замечания в письменном виде, получив которые, суд перенаправляет их автору обращения. Как мы уже обращали внимание, с этого времени переписка ведется на официальном языке ЕСПЧ и с участием адвоката, оплату за услуги которого и другие юридические расходы суд может взять на себя.

      От имени Российской Федерации позицию по коммуницированной жалобе в виде замечаний высказывает Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека (является замминистром юстиции РФ и назначается Президентом РФ).

      После того, как замечания Уполномоченного и пояснения заявителя получены, суд предложит сформулировать автору жалобы требования о разумной компенсации, после чего ЕСПЧ вправе предложить сторонам заключить мировое соглашение. Если таковое состоялось, то выносится решение с результатом договоренности. Исполнение проконтролирует Комитет министров, жалоба считается разрешенной. Если мирового соглашения не имеется, то комитет судей выносит постановление о присуждении справедливой компенсации, которое не обжалуется.

      Обычно ждать, пока суд займется рассмотрением жалоб, приходится достаточно долго. Это связано с большой загруженностью судей. Однако в случаях, когда жизни или здоровью заявителя действительно угрожает опасность, процедура может быть ускорена.

      Процесс рассмотрения заявления можно условно поделить на несколько этапов. На первом определяется, приемлема ли жалоба и соответствует ли она требованиям Конвенции. Если нет, то обращение отклоняется судьей единолично.

      В случае, когда заявление принимается, и по делам данного типа ранее принимались решения, оно рассматривается Комитетом из 3-х судей. Если ранее подобные обращения не имели место, дело может рассматриваться Палатой из 7-ми судей. Они сообщают о жалобе государству-ответчику, и предоставляют возможность обеим сторонам дать разъяснения по делу. Решение принимается большинством голосов.

      В некоторых случаях сторонам предоставляется возможность в течение 3-х месяцев после принятия решения Палатой из семи судей ходатайствовать перед Большой Палатой, в состав которой входит 17 человек. Принятое ими решение является окончательным.

      Мы уже обращали внимание на то, что Евросудом не пересматриваются состоявшиеся в России решения, этот суд не вправе заставить судебную систему России изменить практику, вынести другой приговор. Но при выявлении нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, он может постановить выплатить компенсацию пострадавшему. Кроме того, мнение Страсбурга о существенном нарушении прав человека в том или ином деле может явиться основанием для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам. К примеру, в уголовном судопроизводстве такая возможность предусмотрена статьей 413 УПК РФ, в гражданском – ч. 4 ст. 392 ГПК РФ.

      Все судебные акты ЕСПЧ исполняются в России в обязательном порядке, контроль за этим ведется Комитетом министров Совета Европы.

      К КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

      Большая палата Европейского суда по правам человека.

      Основная статья: Европейский суд по правам человека

      Создание ЕСПЧ предусмотрено Статьей 19 Конвенции в качестве обеспечения соблюдения обязательств принятых на себя участниками Конвенции. Общее количество судей входящих в состав суда равно числу сторон подписавших Конвенцию, которое по состоянию на 2018 год равно 47. Каждый судья выбирается Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) из 3 кандидатов предоставленных каждым участником Конвенции простым большинством голосов. Срок работы судьи не превышает 9 лет.

      Скачать Европейскую Конвенцию можно здесь. Для Вашего удобства она представлена в разных форматах:

      Европейская Конвенция в формате .pdf скачать >>>

      Европейская Конвенция в формате .docx скачать >>>

      Статья 1. Запрещение лишения свободы за долги

      Статья 2. Свобода передвижения

      Статья 3. Запрещение высылки граждан

      Статья 4. Запрещение коллективной высылки иностранцев

      Статья 1. Отмена смертной казни (ограничена мирным временем)

      Протокол перестал действовать и был заменён протоколом № 14 от 2010 года.

      Протокол предполагался для «улучшения эффективности» работы ЕСПЧ.

      Протокол сокращает временной период в течение которого возможно обращения в ЕСПЧ (считая от момента получения решения национального суда) с 6 до 4 месяцев, а также подчёркивает в преамбуле принцип субсидиарности при обращении в ЕСПЧ, согласно которому, последний в праве отклонить жалобу в порядке Статьи 35 («Условия приемлемости [жалобы]») Пункта 3 Конвенции если заявитель проигнорировал (не обращался в) национальные суды. Протокол был ратифицирован Россией в сентябре 2017 года.

      Протокол стал результатом дебатов в ПАСЕ в 2013 году и подразумевает возможность для верховных судов («highest courts») получать консультации и советы на предмет применения или интерпретации (толкования) тех или иных прав у ЕСПЧ, тем самым улучшая взаимодействие последнего с национальными судами.

      Скачать Европейскую Конвенцию по правам человека можно здесь >>>

      Жалоба неприемлема: как работает доктрина четвертой инстанции ЕСПЧ

      Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 12 февраля 2018 года

      Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ, Европейский суд, Суд) — это судебный орган Совета Европы, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (далее — Конвенция) (ст. 19 Конвенции). Суд контролирует выполнение Конвенции государствами-участниками путем рассмотрения жалоб на ее нарушения, являясь высшей судебной инстанцией по вопросам соблюдения государствами-участниками своих обязательств в соответствии с Конвенцией. ЕСПЧ работает на постоянной основе (ст. 19 Конвенции), число судей в нем равно числу Высоких Договаривающихся Сторон (ст. 20 Конвенции).

      Согласно ст. 32 Конвенции в ведении ЕСПЧ находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы в случаях, предусмотренных положениями статей 33, 34, и 47:

      — межгосударственные дела (любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другой Высокой Договаривающейся Стороной);

      — индивидуальные жалобы (от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней);

      — вынесение консультативных заключений (по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней).

      В случае спора относительно компетенции ЕСПЧ по конкретному делу вопрос решает сам Суд.

      Перечень конвенционных прав весьма разнообразен, однако принято выделять следующие группы.

      — право на жизнь (ст. 2 Конвенции);

      — запрещение смертной казни (ст. 1 Протокола N 6 к Конвенции, ст. 1 Протокола N 13 к Конвенции);

      — запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращение или наказание человека (ст. 3 Конвенции);

      — запрещение рабства и принудительного труда (ст. 4 Конвенции);

      — право на уважение частной жизни (на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища, на неприкосновенность корреспонденции — ст. 8 Конвенции);

      — право на имущество (ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции);

      — право на свободу передвижения (ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции);

      — право на вступление в брак и создание семьи, равенство супругов (ст. 12 Конвенции);

      — право на образование (ст. 2 Протокола N 1 к Конвенции);

      — право на свободу мысли, совести и религии (ст. 9 Конвенции).

      — право на свободу слова, свободу выражения мнения и информации (ст. 10 Конвенции);

      — право на свободу собраний и объединений в общественные организации, право на создание профсоюзов (ст. 11 Конвенции);

      — право на свободные выборы (ст. 3 Протокола N 1 к Конвенции);

      — запрещение высылки граждан из своей страны (ст. 3 Протокола N 4 к Конвенции);

      — запрещение массовой высылки иностранцев (ст. 4 Протокола N 4 к Конвенции);

      — запрещение дискриминации в пользовании правами (ст. 14 Конвенции, ст. 1 Протокола N 12 к Конвенции);

      — запрещение злоупотребления правами (ст. 17 Конвенции);

      — права иностранцев (ст. 16 Конвенции, ст. ст. 2 — 4 Протокола N 4 к Конвенции, ст. 1 Протокола N 7 к Конвенции).

      — право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции);

      — право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции, ст. ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции);

      — наказание исключительно на основании закона (ст. 7 Конвенции);

      — запрещение лишения свободы за долги (ст. 1 Протокола N 4 к Конвенции);

      — запрещение применения обратной силы при уголовном преследовании (ст. 7 Конвенции);

      — право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции);

      — право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции, право не быть судимым или наказанным дважды (ст. ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции);

      — право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола N 7 к Конвенции).

      Следует отметить, что многие из вышеуказанных прав распространяются не только на физических, но и на юридических лиц.

      Статья 1 Протокола N 1 к Конвенции гласит, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

      В ст. 6 Конвенции указано, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

      Кроме того, юридические лица вправе рассчитывать на защиту следующих прав в ЕСПЧ:

      — наказание исключительно на основании закона;

      — право на эффективные средства правовой защиты;

      — право на компенсацию в случае судебной ошибки;

      — запрещение дискриминации в пользовании правами;

      — право на свободу слова, свободу выражения мнения и информации.

      В Информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что ст. 1 Протокола 1 относится к тем правам и обязанностям физических и юридических лиц, которые по своей сути являются частными, носят гражданско-правовой характер.

      2) Условия приемлемости жалоб. Предметная компетенция еспч

      Правом на обращение в ЕСПЧ обладают любые физические лица, неправительственные организации или группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств — участников Конвенции прав, гарантируемых Конвенцией или Протоколами к ней (ст. 34 Конвенции).

      Согласно ч. 1 ст. 35 Конвенции суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

      При этом к производству не принимаются анонимные жалобы и жалобы, аналогичные тем, которые уже были рассмотрены ЕСПЧ или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если они не содержат новых относящихся к делу фактов (ч. 2 ст. 35 Конвенции).

      ЕСПЧ неоднократно указывал, что эффективность средств правовой защиты означает, в частности, что они должны предотвращать предполагаемое нарушение или прекращать его, равно как и предоставлять адекватную компенсацию за уже произошедшее нарушение.

      В ситуации же, при которой правовая система государства позволяет, чтобы окончательное, обязательное судебное решение осталось недействующим к ущербу одной из сторон, право на судебную защиту становится иллюзорным, тогда как, по смыслу Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть суда (см., например: Постановления ЕСПЧ от 07.05.2002 по делу «Бурдов против России», от 06.10.2005 по делу «Шиляев против России»).

      Данный подход согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, разъясняющего, что исполнение судебного решения, по смыслу ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя создавать стабильную правовую основу для отношений в сфере исполнительного производства и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (см., например: Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 1485-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Борохова Олега Викторовича, Кауца Вячеслава Артуровича и Федотова Андрея Юрьевича на нарушение их конституционных прав частью 2 статьи 1.7 и пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

      Ранее действовавший в Российской Федерации надзорный порядок обжалования судебных постановлений ЕСПЧ неоднократно признавал неэффективным. В деле «Абрамян и Якубовские против России» (Решение от 12.05.2015) Европейский суд посчитал, что средство правовой защиты в виде новой кассационной процедуры на региональном уровне и в Верховном Суде должно быть исчерпано перед обращением с жалобой в ЕСПЧ.

      Однако в этом же Решении Европейский суд прямо указал, что эффективность кассационной процедуры зависит от строгого соблюдения сроков, установленных в ГПК в отношении этой процедуры, и эффективности доступа к Верховному Суду, который должен быть практическим, а не только теоретическим. Бремя доказывания эффективности этого средства правовой защиты Европейский суд оставил на государстве.

      Подача жалобы в ЕСПЧ не требует уплаты каких-либо пошлин или сборов, поскольку процедура рассмотрения дела является бесплатной.

      Жалоба подается в письменной форме в одном экземпляре, содержащем подлинную подпись заявителя или его представителя. При подписании жалобы представителем к ней должен быть приложен подлинник доверенности на него. Иные документы необходимо представлять в копиях. Какое-либо заверение копий не требуется, равно как и не следует скреплять документы между собой скобами (переплетать, прошивать). К жалобе следует прилагать только те документы, которые действительно имеют непосредственное отношение к жалобе (Постановление ЕСПЧ от 12.07.2001 «Дело «K. и T. против Финляндии» (жалоба N 25702/94)).

      По общему правилу датой подачи жалобы в Европейский суд является дата сдачи жалобы почтовой организации, которая определяется по почтовому штемпелю на конверте. Кроме того, в ЕСПЧ установлена автоматическая многоканальная компьютерная система приема факсов, однако, если в факсимильном сообщении не будет указания о направлении жалобы по почте, Секретариат Суда вышлет заявителю письмо о необходимости направить ему в соответствующий срок оригинал жалобы, даже если заявитель после отправки по факсу уже выслал жалобу по почте (Информация о Решении ЕСПЧ от 25.09.2003 по делу «Кадикис (Kadikis) против Латвии (N 2)» (жалоба N 62393/00), Постановление ЕСПЧ от 27.09.2007; «Дело «Джавадов (Dzhavadov) против Российской Федерации» (жалоба N 30160/04)).

      Порядок подачи жалоб, рассмотрения вопроса об их приемлемости, а также порядок производства в ЕСПЧ регламентированы Правилами процедуры (Регламентом) Европейского суда по правам человека (приняты в г. Страсбурге 04.11.1998).

      По итогам рассмотрения жалоб Европейский суд выносит решения (оформляемые постановлениями), в которых делает вывод о том, имело ли место нарушение государством-ответчиком прав, провозглашенных Конвенцией или Протоколами к ней.

      В случае установления факта такого нарушения Суд может присудить государство-ответчика к выплате пострадавшему лицу материального и нематериального ущерба, а также к возмещению судебных расходов и издержек. Постановления Европейского суда не могут быть пересмотрены какими-либо другими международными судебными инстанциями.

      Вместе с тем надо иметь в виду, что Европейский суд неправомочен обязать государство-ответчика, например принять конкретное судебное решение, изменить сложившуюся административную практику либо пересмотреть внутреннее (национальное) законодательство, он только констатирует нарушение государством-ответчиком прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней (нарушение государством принятых на себя международных обязательств).

      Помимо вывода относительно факта нарушения государством-ответчиком прав, гарантированных Конвенцией, Европейский суд в своем постановлении решает вопросы возмещения заявителю ущерба, причиненного нарушением его прав, а также возмещения его судебных расходов, которые в совокупности охватываются термином «справедливая компенсация». При этом государство-ответчик, признанное нарушителем, в случае несвоевременного исполнения обязанности по перечислению заявителю сумм справедливой компенсации будет обязано еще и выплатить проценты (см. об этом заключение к настоящему комментарию, касающееся вопросов выплаты заявителю справедливой компенсации) («Порядок рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека» (книга 2) (Рожкова М.А., Афанасьев Д.В., Тай Ю.В.) («Статут», 2013)).

      Какие-либо санкции (экономические или юридические) за неисполнение актов ЕСПЧ не предусмотрены.

      На законодательном уровне не закреплены возможность и процедура исполнительного производства по актам ЕСПЧ, а также не учрежден (не назначен) государственный орган, ответственный за процедуру исполнения актов ЕСПЧ в РФ.

      Кроме того, помимо вышеозначенных последствий финансового характера, следует отметить процессуальные последствия вынесения ЕСПЧ решения об удовлетворении жалобы.

      Так, ч. 4 ст. 413 УПК РФ закрепляет, что установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанное с применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, либо иными нарушениями положений Конвенции, является основанием для возобновления производства по делу ввиду новых обстоятельств.

      В п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ также содержится положение о том, что установление Европейским судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека, является основанием для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам. Аналогичное положение содержится и в ч. 4 ст. 392 ГПК РФ.

      Вместе с тем решения Европейского суда по правам человека действуют только при соблюдении условия их подчиненности высшей юридической силе Конституции РФ, что исключает всякую возможность исполнения на территории нашей страны тех решений, которые содержат положения, противоречащие Конституции РФ и игнорирующие тем самым ее высшую юридическую силу как общеобязательный конституционный принцип.

      04.06.2014 был принят Федеральный конституционный закон N 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», закрепивший позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в Постановлении от 06.12.2013 N 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда». Этот Закон внес изменения в ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми при пересмотре дела в связи с принятием межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении закона либо отдельных его положений, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ, обращается с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности этого закона.

      Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 N 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» внес дополнения в главу XIV Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», закрепляющую полномочия по толкованию Конституции РФ, предусматривающие осуществление толкования в «целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа».

      Регламент ЕСПЧ допускает возможность подачи жалобы только при исчерпании всех средств и способов защиты по национальному законодательству. Для уголовного процесса таким обязательными стадиями будут являться суд первой инстанции, апелляция, кассация и надзорные ведомства.

      При обращении с жалобой в Европейский суд заявитель должен надлежащим образом подтвердить безрезультатность попыток решить проблему по внутреннему законодательству. Для этого нужно приложить

      судебные акты всех инстанций, вступившие в законную силу.

      Обращение в ЕСПЧ допускается только в пределах 6 месяцев после вступления национального судебного акта в законную силу. Исходя из требований УПК РФ, подать жалобу в Европейский суд по уголовному делу можно не позднее 6 месяцев после вынесения вердикта апелляционной инстанцией (именно после рассмотрения дела в этом суде приговор вступает в силу).

      Полный перечень дополнительных критериев при подаче жалобы в ЕСПЧ зафиксирован в Регламенте суда, его приложениях. Среди них можно выделить следующие:

      • подписана ли жалоба надлежащим лицом или его представителем;
      • отсутствует ли решение ЕСПЧ по аналогичному делу в отношении аналогичного предмета разбирательства;
      • не передан ли аналогичный спор на рассмотрение иного судебного органа;
      • причинен ли заявителю существенный вред нарушением его прав;
      • распространяется ли на подателя жалобы юрисдикция государства – участника Конвенции;
      • ряд иных критериев, которые будут проверяться при получении жалобы.

      Чтобы соблюсти все регламентированные критерии, составление жалобы в ЕСПЧ необходимо поручить опытному адвокату. Только в этом случае столь эффективная мера защиты граждан позволит добиться положительного результата.

      УСЛОВИЯ ПРИЕМЛЕМОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЖАЛОБ

      ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

      Совет Европы
      Страсбург, Франция

      ЖАЛОБА

      в соответствии со статьей 34 Европейской Конвенции
      по правам человека и статьями 45 и 47
      Регламента Суда

      I. Стороны

      А. Заявитель (указываются следующие данные о заявителе или его/ее представителе)

      1 Фамилия заявителя_____________________________________

      2 Имя, отчество__________________________________________

      3 Гражданство __________________________________________

      4 Род занятий ___________________________________________

      5 Дата и место рождения _________________________________

      6 Постоянный адрес _____________________________________

      7 Номер телефона _______________________________________

      8 Адрес места, где проживает в настоящий момент ____________
      ______________________________________________________

      9 Фамилия, имя, отчество представителя ____________________

      10 Род занятий представителя ______________________________

      11 Адрес представителя ___________________________________

      12 Номер телефона представителя __________________________

      В. Высокая Договаривающаяся Сторона (указывается наименование страны, против которой подана жалоба)

      13 ______________________________________________________

      II. Описание фактов

      14 _____________________________________________________________________
      ________________________________________________________________________
      ________________________________________________________________________
      ________________________________________________________________________

      III. Описание предполагаемых нарушений
      положений Конвенции
      и приведение соответствующих аргументов

      15 _____________________________________________________________________
      ________________________________________________________________________
      ________________________________________________________________________
      ________________________________________________________________________

      IV. Выполнение положений ст. 35 Конвенции

      (подтверждение условий приемлемости жалобы)

      ____________________________________________________________
      ____________________________________________________________

      16 Окончательное решение (дата, суд или другая инстанция, характер решения)6
      ____________________________________________________________
      ____________________________________________________________

      17 Другие решения (список в хронологическом порядке; даты этих решений; суды или другие инстанции; характер всех упомянутых решений)
      ____________________________________________________________
      ____________________________________________________________

      18 Существуют ли какие-либо другие инстанции, в которые Вы могли бы обратиться, но не сделали этого, или иные меры, которые Вы не использовали? Если да, то объясните, почему Вы не обратились в эти инстанции или не использовали эти меры. ____________________________________________________________
      ____________________________________________________________

      V. Цель жалобы и общие требования
      о справедливой компенсации

      19 ____________________________________________________________
      ____________________________________________________________
      ____________________________________________________________

      VI. Подача жалоб в другие
      международные инстанции

      20 Подавали ли Вы заявления в какие-либо иные органы международного расследования и урегулирования? Если да, то укажите все подробности. ____________________________________________________________
      ____________________________________________________________
      ____________________________________________________________

      VII. Список документов

      (Приложите копии всех решений по Вашему делу. Если Вы не имеете копии, Вам следует получить их. Если Вы не имеете возможности получить копии, то сообщите почему. Документы, которые Вы посылаете, не возвращаются.)

      21 а) ____________________________________________
      в) ____________________________________________
      с) ____________________________________________

      VIII. Язык, на котором Вы предпочитаете
      вести переписку

      22 Я предпочитаю получать решения Европейского Суда на английском/французском языке (зачеркните ненужный вариант ответа).

      IX. Декларация и подпись

      23 Настоящим подтверждаю, что, исходя из моих знаний и убеждений, вся информация, которую я привел(а) в жалобе, точная, и обязуюсь уважать конфиденциальность механизма рассмотрения жалоб в Европейском Суде.

      24 Настоящим подтверждается, что заявитель не имеет никаких возражений против того, чтобы его имя было объявлено публично. Если заявитель имеет подобные возражения, необходимо сообщить об этом здесь, четко и недвусмысленно сформулировав свои возражения.

      Страна и город _________________________

      Дата ___________

      Подпись заявителя или

      его/ее представителя ______________________________

      ИНСТРУКЦИЯ

      для лиц, заполняющих формуляр жалобы в соответствии со статьей 34 Конвенции

      Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
      Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
      Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

      Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

      Основные причины нарушений:

      1. Заявитель самостоятельно готовит жалобу без должной юридической поддержки и в силу отсутствия или ограниченности знаний не способен выполнить установленные требования в полном объеме.
      2. Низкий уровень юридического сопровождения подготовки дела к передаче в Европейский суд, что, как правило, свойственно юристам и адвокатам, не специализирующимся на работе с жалобами в ЕСПЧ или не имеющим достаточного опыта такой работы.
      3. Ошибочное понимание и трактование критериев приемлемости жалобы в ЕСПЧ и порядка их применения. Нарушения этого плана допускают все, в том числе и весьма опытные юристы. Проблема – в отсутствии четко регламентированного полного перечня условий приемлемости жалоб в ЕСПЧ и допустимости оценочного подхода, в том числе со стороны и на усмотрение Суда.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.