Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение об оплате труда индексация заработной платы в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Возьмем оклад в 10 000 рублей. Процент индексации установим в Приказе работодателя 4,5%. Тогда после индексации оклад будет 10 400 рублей. Но фактически заработная плата сотрудника вырастет еще выше. Потому что премии, надбавки, компенсации будут рассчитываться на повышенный оклад.
Индексация зарплат. Как избежать ошибок
Организация самостоятельно выбирает выгодную величину для индексации. Это может быть индекс потребительских цен, процент инфляции или рост стоимости потребительской корзины. Если вы берете за основу уровень инфляции в стране, то помните, что этот показатель можно найти в законе о федеральном бюджете на ближайшие три года. Например, на 2021 год инфляция запланирована на уровне 3,7%.
Но 21 сентября 2021 года правительство на заседании повысило прогноз по инфляции на 2021 год с 5,0% до 5,8%, рассчитывая, что цены будут прибавлять по 0,3% в месяц в IV квартале. По итогам девяти месяцев 2021 года инфляция оказалась намного выше запланированной и может еще вырасти. Окончательные данные по итогам года назовет Росстат в 2022 году.
Другой отправной точкой для определения значения увеличения зарплаты может быть величина прожиточного минимума в целом по России или в конкретном субъекте РФ. Начиная с 2021 года размер прожиточного минимума в целом по России устанавливается на очередной год до 1 июля текущего года.
Прожиточный минимум в 2021 году составляет 12 702 рубля, в 2022 году – 13 026 рублей по Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1070. Рост – 2,7%. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ устанавливается до 15 сентября текущего года на следующий год с учетом коэффициента региональной дифференциации. Например, в Московской области прожиточный минимум для трудоспособного населения в 2021 году – 14 987 рублей, в 2022 году – 15 394 рубля по постановлению Правительства Московской области от 24 августа 2021 года № 706/29. Рост – 2,7%.
Еще один показатель – рост потребительских цен на товары и услуги. Индекс потребительских цен официально каждый месяц публикуют Росстат и его территориальные органы. В сентябре 2021 года по сравнению с августом 2021 года индекс потребительских цен вырос на 6%.
Базовые показатели, такие как индекс потребительских цен и инфляции, не являются обязательной величиной. Компания вправе выбрать другую произвольную величину. Главное, чтобы индексация учитывала рост стоимости жизни.
\n\n
При составлении любого локального нормативного акта, в том числе Положения об оплате труда, нужно придерживаться общих требований юридической техники. Это, в частности, означает, что используемый глоссарий необходимо закрепить непосредственно в документе, дав четкое определение каждому термину.
\n\n
Также в ЛНА принято выделять раздел с общими положениями. В нем указываются цели и порядок применения документа, а также даются ссылки на законы, подзаконные акты и локальные акты организации, которые действуют при регулировании соответствующих правоотношений. В этом же разделе можно привести данные о лицах, ответственных за решение вопросов, связанных с премированием, рассмотрением конфликтных ситуаций и т.п.
\n\n
Два названных раздела — общие положения и глоссарий (еще его называют «термины и определения») — формируют вводную часть документа. Далее следует основная часть Положения.
\n\n
Обычно ее открывает раздел, регламентирующий порядок и условия оплаты труда. Здесь указывается применяемая система оплаты труда и дается ее описание. Если для разных категорий работников вводятся разные системы оплаты труда, то каждой из них нужно посвятить отдельные пункты. В них указываются категории сотрудников, которые подпадают под ту или иную систему.
Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году
В ст. 134 ТК РФ заявлено, что работодатель должен проводить индексацию, или повышение уровня оплаты труда, в связи с ростом цен на товары и услуги. В государственных и муниципальных структурах такой рост зарплат происходит автоматически, поскольку государство, за счет бюджета которого выплачивают зарплаты работникам таких организаций, взяло обязательство поднимать размер выплачиваемых сумм на уровень зафиксированной инфляции. Коммерческие компании и ИП тоже обязаны поднимать зарплату своим работникам. Но поскольку в законодательстве не прописан детальный алгоритм такого регулярного повышения, работодатели вправе самостоятельно решить, каким образом все провести. Зафиксировать это можно в коллективном договоре, соглашении, любом локальном нормативном акте.
Процедура в законе не описана, но есть несколько правил, которые надо помнить, когда вы разрабатываете положение об оплате труда (индексация) либо отдельный документ для этих целей:
- индексация распространяется на всех сотрудников;
- чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов, процент повышения должен быть не меньше инфляции (ежегодно этот показатель утверждают в Росстате, и правительство пользуется им для повышения государственных выплат: пособий, пенсий, довольствия военнослужащим). Но это только рекомендация, конкретную величину выбирает сам работодатель;
- в компании должно быть положение об индексации заработной платы (образец документа можно создать самостоятельно или воспользоваться нашим шаблоном) или иной нормативный акт, где прописан весь механизм повышения выплат сотрудникам. Ведь его отсутствие не означает, что работодатель не должен индексировать плату за труд: компанию могут заставить поднять выплаты и в судебном порядке. Документ должен быть обязательно только в коммерческих компаниях, в государственных и муниципальных его не требуют.
Положение разрабатывают в отделе кадров, секретариате, бухгалтерии или ином подразделении, если его сотрудник уполномочен решать вопросы оплаты труда. Если организация большая, возможно, нужны будут согласования, в том числе с профсоюзными лидерами (представительными органами работников). Но утверждает документ обязательно руководитель организации (замещающее его лицо).
Что включить в положение?
- периодичность повышения зарплаты — ежегодно, ежеквартально;
- основания для ее проведения — изменение МРОТ, рост инфляции, изменение прожиточного минимума в регионе;
- описание процедуры, включая порядок согласования с заинтересованными структурами;
- повышающий коэффициент и нормативный акт, к которому он будет привязан: например, к соответствующему постановлению правительства или федеральному/региональному закону;
- причины, которые могут отсрочить увеличение зарплаты.
Госдума рассматривала вопросы, которые связаны с ужесточением требований по индексации зарплаты. Планируется рассмотреть законопроект, на основании которого будут внесены изменения в ст. 134 ТК.
В соответствии с новой редакцией этой статьи в ней будет содержаться норма, по которой все коммерческие организации будут обязаны каждый год индексировать зарплаты работников. Для этого будет введен единый показатель, обязательный для всех организаций, указывающих получение прибыли. При этом размер прибыли будет не важен — хоть 100 руб., хоть 100 млн. руб.
В основу индексации зарплаты будет заложен показатель роста потребительских цен на товары и услуги.
Планируется, что в новой редакции ст. 134 ТК будет содержаться условие о сроках индексации — не реже 1 раза в год и не позже 4-х месяцев после завершения финансового года (т.е. не позже 30 апреля каждого года).
На данный момент все эти изменения только планируются. Не известны ни сроки рассмотрения проекта закона, ни сроки внесения корректировок в ТК.
На 2022 года правила индексации зарплаты остаются прежними.
По ст. 2 и 134 ТК индексация зарплаты проводится в отношении сотрудников, работающих по трудовым договорам.
Если оклад сотрудника в декретном отпуске устанавливается штатным расписанием, то индексация зарплаты по нему также проводится, как и по остальным работникам. Иными словами, индексация по штатному расписанию подразумевает, что зарплату нужно повысить всем, кто включен в штат.
Если декретному работнику не повысить оклад при индексации, он вправе обратиться в суд. В большинстве случаев судебные органы встают на сторону сотрудника, а потому работодателю нужно будет проиндексировать зарплату, причем задним числом, а не на момент вынесения судебного решения.
Не индексировать зарплату сотрудникам, фактически временно не работающим, можно, если во внутренних документах компании или в Положении об индексации предусмотреть условия индексации, которые неработающие сотрудники исполнить не могут. К примеру, указать необходимость достижения определенных финансовых результатов и т.д.
Индексацию зарплаты можно проводить не по всему штатному расписанию, а по конкретным подразделениям и на основании конкретных установленных показателей.
По мнению Роструда, неправильно использовать неодинаковый процент индексации для разных групп сотрудников.
Индексация распространяется на всех сотрудников. Она осуществляется в связи с тем, что растут цены на товары и услуги. И если все сотрудники проживают в одном регионе, то им нужно повышать зарплату одинаково.
Соответственно, зарплата всех сотрудников по приказу об индексации должна увеличиться на один и тот же уровень.
Если индексация будет проводиться на основании требований ст. 134 ТК, то уведомлять об этом сотрудников не требуется.
Однако, по абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК размер и состав зарплаты (в т.ч. величина тарифной ставки или оклада, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты) — это существенное условие трудового договора, а потому после проведения индексации нужно заключить с сотрудниками допсоглашения, в которых указать их новые размеры зарплаты.
Порядок индексации в коммерческих организациях регламентируется коллективным договором и иными внутренними нормативно-правовыми актами.
В действующем законодательстве не указано, с какой периодичностью нужно производить индексацию зарплаты, но работодатель вправе осуществлять ее регулярно.
В ТК не указано прямое требование о ежегодной индексации зарплаты. По ст. 134 ТК зарплата должна увеличиваться из-за роста потребительских цен. Задача, которая достигается за счет индексации, — сгладить снижение зарплаты, которое вызвано ростом цен на товары и услуги. Пока цены растут, необходимо производить индексацию зарплаты хотя бы раз в год.
По требованию Роструда работодатели должны проводить индексацию ежегодно. В крайнем случае — не реже одного раза в два года.
В любом случае на основании ст. 134 ТК работодателям разрешено индексировать зарплату в порядке, который установлен коллективным договором или иными локальными документами. При этом он может сам установить периодичность проведения индексации, к примеру, раз в год в начале года или каждый квартал на начало квартала.
Как устроена индексация зарплаты
Проиндексировать зарплату – означает пересмотреть размер выплаты в сторону повышения, что в конечном итоге позволит обеспечить частичное или полное возмещение подорожания потребительских товаров и услуг.
Порядок индексации зависит от типа организации. В государственных и муниципальных учреждениях механизм перерасчета устанавливается нормативно, то есть регулируется специальными нормативно-правовыми документами.
Коммерческие организации, различные частные предприятия, ООО сами устанавливают схему индексации зарплаты своих сотрудников.
Как правило, для проведения индексирования за основу берется коэффициент инфляции за предыдущий год. Коэффициент инфляции наглядно демонстрирует насколько изменились цены определенного временного промежутка относительно заданного.
В этом блоке пропишите, какие выплаты подлежат регулярному индексированию. Например, зафиксируйте, что индексации подлежит заработная плата всех нанятых по трудовым договорам лиц.
Также укажите алгоритм для вычисления величины индексации. Можно использовать следующую формулу:
∑и = ЗП * КИ/100
где:
- ∑и – сумма индексации, в рублях;
- ЗП – сумма заработной платы в рублях, подлежащая индексации;
- КИ – коэффициент индексации.
В этом блоке нужно детально прописать, каким образом осуществляется индексирование зарплаты в компании.
На первом этапе этой процедуры уполномоченные сотрудники отдела кадров и бухгалтерии должны подать руководителю предложение об установлении конкретного коэффициента индексации на текущий год. Кроме этого, нужно также указать крайнюю дату подачи предложения, например, до 1 февраля каждого года.
Руководитель рассматривает поданное предложение и в течение обусловленного срока выносит проект приказа об индексации. Проект передают на обсуждение профсоюзного органа, если такой орган в компании создан.
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2022 году.
Оплата труда в 2022 году: главное за 5 минут
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П;
в) утверждаемых Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
г) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
ж) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями -главными распорядителями средств федерального бюджета;
з) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
и) настоящих рекомендаций;
к) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, применяемого с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П,
от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно -профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также утверждаемых Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер поло��ениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
27. Информация о рассчитанной за 2021 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2022 г.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, от��есенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее -учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление являющихся минимальными гарантиями фиксированных размеров оплаты труда минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп), либо иным группам в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации требованиями к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 июня 2021 г. № 525, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. № 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2022 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2022 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2021 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с учетом:
методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02);
методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, подготовленных совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08);
разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. № ВБ-1159/08, от 7 сентября 2020 г. № ВБ-1700/08);
разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, согласованных с Общероссийским Профсоюзом образования, а также одобренных Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха (письмо Минпросвещения России от 30 августа 2021 г. № АБ-1389/05 «О направлении информации»);
положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 — 2023 годы, рекомендованных к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров;
положений Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 — 2023 годы, заключенных с Общероссийским Профсоюзом образования (далее — Отраслевое соглашение), рекомендованных к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений; рекомендованных к использованию в своей деятельности образовательными организациями высшего образования, не находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в том числе при заключении коллективных договоров;
примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее — Примерное положение), утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. № 71 (зарегистрировано Минюстом России от 20 апреля 2021 г., регистрационный № 63182), применяемого при разработке Положения об оплате труда соответствующей образовательной организацией высшего образования и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп организации, которые в соответствии с п. 5.15 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России не могут быть ниже размеров минимальных окладов (должностных окладов) ставок заработной платы, предусмотренных Примерным положением по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, ежегодно индексируемых в порядке, определяемом Сторонами Отраслевого соглашения.