Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за самовольное занятие земельного участка в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования. Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.
Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.
Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.
Самозахват земли: кто несет ответственность в 2022 году
Слушания по искам о самозахвате земельных наделов достаточно распространены в гражданских судах. Не найдя компромисс в спорах о сотках и границах собственных участков, граждане отправляются за разрешением проблемы в судебную инстанцию. Однако и там не всегда однозначно спор о земле решается в пользу истца.
Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.
Если территория была занята без согласования с органами власти, возникает вопрос, как узаконить самозахват земельного участка. Это возможно, но стоит учесть некоторые ограничения.
Правила выкупа надела установлены ст. 39.18 ЗК РФ. Однако определенные категории земель, в отношении которых было совершено незаконное присвоение, легализовать нельзя. К ним относятся:
- территории, которые выходят в лесную зону;
- участки, выходящие за «красные линии», которые отгораживают линии электропередач, газопроводы, коммуникационные элементы.
Кроме того, узаконить удастся лишь площади, на которые не претендуют ни юридические, ни частные лица или товарищества. При этом можно как оформить землю в собственность, так и взять ее у владельца в аренду.
Если незаконное завладение территорией не вызывает сомнений, а факт ее эксплуатации установлен, у собственника возникает вопрос, куда жаловаться на противоправные действия захватчика.
Первая инстанция – местная администрация, в компетенции которой находится решение подобных вопросов. Если ожидаемый результат не достигнут, придется обратиться с иском в суд по месту нахождения земли.
В исковом заявлении нужно упомянуть:
- обстоятельства захвата ЗУ;
- основания возникновения права собственности на надел;
- перечень мер, принятых для возврата участка.
При составлении иска целесообразно ориентироваться на образец требования об освобождении земельного участка. Он содержит настоятельную просьбу вернуть незаконно захваченный надел.
Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
Если земли, которые используются незаконно принадлежат юридическому или физическому лицу, которому нет до земельного участка никакого дела – то здесь можно договориться с собственником, чтобы пользоваться землей на законных основаниях – купить землю или взять в аренду. В противном случае, если не узаконить самозахват земли, собственник может обратиться в суд и тогда штрафов не избежать.
-
Есть еще и другая форма заявления при самозахвате – заявление от пострадавшей стороны. Куда тогда обращаться для восстановления своих законных прав на землю?
В первую очередь следует обратиться к соседу. Если вы считаете, что земля, которую он захватил по праву принадлежит вам, тогда надо обосновать это и подтвердить документально. К сожалению, полюбовно договориться с соседями не всегда возможно и тогда приходится жаловаться.
Для начала можно написать заявление в местную администрацию, но это не всегда приносит результаты. В любом случае попытки досудебного урегулирования земельных споров будут только плюсом для обратившейся стороны.
Остается судебное регулирование. Суд решает все земельные споры с учетом закона, сложившейся практики и основываясь на документальном обосновании.
Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:
- выделение земельных участков во временное арендное пользование;
- приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
- получение земли по наследству;
- выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
- иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.
В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.
Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:
- противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
- вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
- размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
- эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
- использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.
Законными владельцами земли (гражданами, предприятиям, публичными образованиями), при установлении самозахвата земли могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения. Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав.
Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:
- предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
- направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
- предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.
Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю. Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности. После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.
Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).
Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.
Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов. Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.
Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:
- для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
- для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
- для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).
Если показатель кадастровой стоимости земли не определен, суд взыщет штраф в денежной форме. Для граждан сумма санкции составит от 5000 до 10 000 рублей; для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей; для юрлиц и предпринимателей – от 100 000 до 200 000 рублей. Если самовольно захвачена только часть земельного надела, определение суммы штрафа будет происходить в пропорциональном отношении захваченной площади к кадастровой стоимости земли.
Разбирательство административных дел происходит на основании процессуальных документов, оформленных земельными инспекторами Госземнадзора. Основаниями для составления протоколов являются собственные плановые и внеочередные проверки, либо заявления заинтересованных лиц.
Взыскание административных санкций не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой надел, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить взысканные санкции, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами ФССП.
Какие штрафы ждут собственников недвижимости в 2022 году
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ
«О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О рекламе»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной службе российского казачества»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Административная ответственность за самовольное занятие земельного участка
КоАП РФ, в статье 7.1 определяет наказание за незаконное использование земельного надела. Так, статья указывает, что самовольное занятие, а также использование надела при отсутствии прав, может повлечь за собой:
- штраф в размере от 1 до 1.5 процентов от кадастровой стоимости, но не менее пяти тысяч рублей — если нарушителями являются физлица, от 1.5 до 2 процентов, но не менее двадцати тысяч, если норму нарушают должностные лица, от 2 до 3, но не менее ста тысяч, если закон нарушают организации;
- штраф в размере от пяти до десяти тысяч на граждан, от двадцати до пятидесяти на должностных лиц и от ста до двухсот на организации, если кадастровая стоимость не определена.
Если лицо ведёт предпринимательскую деятельность, но при этом не регистрирует соответствующий статус, то налог будет платить, как юридическое лицо.
Ответственность не ограничивается только применением административных норм. Если занятие чужой земли привело к финансовым потерям, то убытки могут быть возмещены через суд. Так, статья 76 Земельного кодекса гласит, что ущерб, причинённый земельными нарушениями, возмещается в полном объёме.
В ситуации, когда участок незаконно занимается иными лицами, собственнику рекомендуется осуществить ряд последовательных действий, направленных на возврат своих прав и возмещение ущерба:
- попытаться мирно урегулировать ситуацию. В некоторых случаях нарушитель земельных границ может просто не знать о том, что чьи-то права ущемлены. Например, когда участки не имеют видимых ориентиров. В таких случаях имеется высокий шанс для решения проблемы без суда и обращения в иные органы;
- подготовить официальную претензию с требованием об освобождении занятого надела с указанием действительных границ земли;
- зафиксировать факт нарушения. В зависимости от ситуации, это может быть Росприроднадзор или Росреестр;
- подготовить заявление в суд;
- подать заявление и принять участие в судебном процессе.
После вынесения судебного акта остаётся дождаться его вступления в силу. Затем нужно получить исполнительный лист и обратиться в службу судебных приставов, которые будут содействовать принудительному исполнению решения.
Если ранее границы участка не были определены или не был произведён вынос точек на местность, рекомендуется сделать это до обращения в суд. В противном случае доказать свою позицию будет сложнее.
Если прекращение нарушения (самовольного занятия надела) будет невозможно, суд может принять решение о его выкупе. Цена рассчитывается в таком случае по сложившимся в регионе рыночным показателям.
Возмещение ущерба за самовольное занятие земли производится только в гражданско-правовом порядке.
Собственник может подать заявление с требованием о возмещении вреда сразу с иском об освобождении территории или отдельно. В каждом случае нужно правильно рассчитать сумму иска.
Ущерб может включать в себя не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Однако рассчитать и доказать её сложнее. Необходимо собрать документальное подтверждение того, что прибыль не получена именно из-за того, что надел был незаконно захвачен, а также тот факт, что при иных обстоятельствах имелись все факторы для её получения, например, имеется договор поставки зерна, но из-за невозможности его выращивания соглашение не было исполнено.
Взыскание средств производится через суд. Если и после этого должник не отдаёт землю и не возмещает ущерб добровольно, необходимо обратиться в службу приставов для начала процедуры принудительного взыскания.
Участок, который был незаконно захвачен, все равно будет изъят у захватившего его лица. При этом добровольное его освобождение позволит избежать не только участия в деле судебных приставов, но и дополнительных затрат.
Для реализации своих полномочий сотрудники ФССП могут привлечь сторонних специалистов, например, сотрудников Росреестра для определения границ на местности. Нарушителю будет сначала предложено добровольно освободить территорию, а потом уже последуют принудительные действия.
Независимо от того, частично либо полностью был осуществлен захват территории, принадлежащей другому владельцу, нарушитель обязан будет понести ответственность, предусмотренную законами РФ. Штраф за нелегальное использование чужой земли начисляется с учетом площади всего участка, а также стоимости, которая была указана в кадастровом паспорте. Кроме того, размер штрафа также зависит и от того, каким субъектом было произведен захват.
Так, по состоянию на 2022 год, сумма штрафа равна:
- Для гражданских лиц— 1,5% от стоимости земли, указанной в кадастровом паспорте и 5 тысяч рублей.
- Для должностных лиц— 2% от стоимости земли и 20 тысяч рублей.
- Для юрлиц— от 2 до 3% от кадастровой цены и 100 тысяч рублей.
Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели считаются не физическими лицами, а организациями, и поэтому штраф будет составлять ту же сумму, что и для юридических лиц.
Помимо штрафа нарушитель обязан будет вернуть захваченную землю в ее первоначальный вид. Такое правило действует в тех случаях, если на земле наглядно присутствуют какие-либо изменения. По решению суда виновник обязан устранить все строения, возведенные на чужой земле либо же пострадавшему лицу, будут переданы построенные объекты в виде компенсации.
Также в отдельных случаях нарушитель может привлекаться и к уголовной ответственности.
Такое может произойти если:
- самозахват напрямую связан с другим правонарушением;
- самозахват произошел в результате обмана или действий мошеннического вида;
- были не соблюдены правила, по которым нужно распоряжаться недвижимостью;
Как показывает судебная практика, дела, касающиеся самовольного захвата территории практически во всех случаях, решаются в пользу пострадавшей стороны. Кроме того, нарушитель привлекается не только к гражданской, административной, а даже иногда и к уголовной ответственности, но и при необходимости он по требованию пострадавшего обязан выплатить компенсацию.
Что такое самовольное занятие земельного участка
Судебная практика показывает, что в некоторых ситуациях, самозахваченные территории могут быть узаконены, тем не менее, нарушитель все равно не освобождается от административной ответственности, и обязан заплатить штраф. Прежде чем захватить, на первый взгляд никем незанятую территорию, нужно узнать кому она принадлежит (очень часто земли находятся в распоряжении лесного фонда). Для получения бесхозной земли в личную собственность необходимо обратиться с соответствующим заявлением к властям, которые, если пойдут на встречу, поставят землю на учет в муниципалитет и уже после сдадут ее в аренду.
- Кадастр
- Как соотносятся кадастровая и рыночная стоимость земли?
- Способы уменьшить кадастровую стоимость земельного участка
- Снятие с кадастрового учета земельного участка
- Как и за чей счет исправить ошибку кадастрового инженера при межевании?
- Как найти земельный участок по кадастровому номеру?
- Как заказать кадастровый паспорт на земельный участок через госуслуги?
- Как изменится кадастровая стоимость земли в 2022 году?
- Что такое кадастровая ошибка в местоположении границ земельного участка и как ее исправить?
- Акт обследования земельного участка: образец, порядок соствления
- Все способы узнать кадастровую стоимость земельного участка
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
Во избежание неприятных правовых последствий необходимо вовремя узаконить самозахват, даже если произошел он не вольно, в силу сложившихся обстоятельств. Законодательная база С 1.03.2015 в силу вступил ФЗ № 171.
Норматив детально расписал процесс оформления прирезки к основному участку. Юридически это звучит как «перераспределение земельных участков». Оформлять подобную прирезку могут частные лица, владельцы участков ЛПХ, обладатели земель, используемых под огородничество, садоводство, дачное хозяйство, ИЖС.
При этом в законе сказано, что размер прирезки не может быть безграничен.
Предельная величина старого участка вместе с добавленными землями не должна превосходить установленной площади.
Самовольное занятие земли: признаки и ответственность
Так же пожаловаться на самозахват земли можно в местные органы управления.
Она выражается в виде штрафа, сумма которого зависит от того, поставлен ли участок на кадастровый учёт и определена ли его кадастровая стоимости.
Если собственник земельного участка государство, либо муниципалитет, можно обратиться по данному вопросу в Прокуратуру.
Скачайте образец заявления в комитет по землеустройству. Порядок узаконивания самозахваченных земель Как вы уже поняли, самовольный захват земельного участка не слишком выгоден самому нарушителю. Незаконные постройки или посадки могут быть в любой момент ликвидированы, а их владелец понесет убытки.Однако законодательство РФ предоставляет возможность оформить всё, как положено и получить документы собственника.
Проще всего получить права собственности на участок, используемый под ведение подсобного хозяйства.Согласно ст. 39.10 ЗК РФ он может быть предоставлен в безвозмездное пользование с последующей передачей в собственность.ВажноНужно учитывать, что даже выплата штрафа не устраняет обязанность освободить чужую землю и возместить собственнику убытки.
Рекомендуем прочесть: Отличная характеристика на ип образец
Согласно КоАП за самозахват территории может быть наложен штраф.
Статья 7.1 предусматривает размеры взыскания:
- Если кадастровая стоимость известна:
- для физ.лица — 1-1,5% от обозначенной стоимости участка, минимум 5 тыс. руб;
- для должностных лиц размер увеличен до 1,5-2% и 20 тыс. рублей минимального штрафа;
- организации должны будут выплатить 2-3% стоимости самозахваченной земли, минимум 100 тыс. руб.
- гражданам — 5-10 тыс. руб;
- должностным лицам — 20-50 тыс. руб;
- юридическим лицам — 100-200 тыс.руб.
При этом если в пользовании находилась не вся территория участка, а лишь его часть, денежный штраф будет скорректирован в соответствии с фактической площадью пропорционально.
Важно! В том случае, когда гражданин занимается предпринимательством без оформления юридического лица, размер взысканий для него будет равен штрафам как для организаций.
№2 На следующем этапе необходимо провести межевание в целях нормативного закрепления границ. При этом границы будущего участка согласовываются с соседями. В качестве образца заявление о межевании участка.
Для этого потребуются такие документы:
- паспорт;
- геодезический и межевой планы;
- документ, подтверждающий право владения (полученный от местной администрации);
- соответствующее заявление;
- квитанция об оплате госпошлины.
№3 В завершение процесса нужно зарегистрировать право собственности.
По окончании межевания необходимо получить кадастровый паспорт.
Но есть и определенные условия: Присоединяемая земля Должна иметь ту же категорию, что и основной участок Захваченный участок Не должен относиться к территории общего пользования Общая площадь нового участка Не должна превышать нормативов, установленных законом То есть можно присоединить часть земли, имеющей назначение СНТ, если основной участок тоже относится к СНТ.
оформить его в собственность документально, зарегистрировав свои права. При этом следует помнить, что сделать это можно только с землями:
- на которые больше никто не претендует;
- находящиеся в собственности государства (муниципалитета).
Невозможно узаконить участки:
- относящиеся к лесному фонду;
- попадающие в «красные» зоны газопроводов, линий электропередач и т.п.;
- уже с зарегистрированными правами физических или юридических лиц.
Следует отметить, что поправки в земельное законодательство с введением главы IV позволяют перераспределить к своим участкам земли муниципального или государственного фонда при соблюдении ряда условий и на основании соглашения между сторонами.
Таким образом, узаконить самозахваченную землю вполне возможно.
Но речь идет не об огромных территориях, а только о небольших участках, чтобы в результате получился надел до установленных предельных размеров.
Пошагово процедуру узаконивания земельной прирезки можно обозначить следующим алгоритмом: 1.
Не стоит забывать, что непосредственный контролер в вопросе незаконного использования или захвата земельного участка следит сам владелец. Из последних правовых документов стоит отметить Постановление Правительства №689 от 15.11.06 года, которое четко говорит о том, что ни физическое ни юридическое лицо не имеет право на самовольный захват земли. Отметим некоторые нюансы:
- В большинстве случае происходит приватизация земельного участка. Надзорные органы проводят проверку и подтверждают факт собственности.
- При самовольном захвате или незаконном использовании первый сигнал должен подать собственник.
- Подается официальная жалоба в Госземконтроль, органы местного самоуправления или правоохранительные органы.
Само по себе незаконный захват территорий подразумевает не только нарушение в эксплуатации.
Это понятие намного шире. Незаконная постройка на чужом земельном участке так же попадает под указанную категорию.
Статья 7.1 КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка
Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации . Их главные постулаты перечислены в ст. 1:
- значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
- приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
- главенство охраны жизни и здоровья человека;
- единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
- платность использования;
- право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
- главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
- деление по целевому назначению на категории;
- равное соблюдение законных интересов граждан и общества.
Ознакомьтесь подробнее с принципами, на которых основано землепользование в РФ.
Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.
Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.
Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.
Санкции против правонарушителей предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (ст. 7.1) и Земельным кодексом (ст. 76).
Кроме предусмотренных этими законами мер, к лицам, занявшим землю без разрешения владельца, применяют и иные санкции. В первую очередь они обязаны возвратить надел собственнику и возместить ему причиненный вред.
Прежде чем решиться на присвоение чужой территории, стоит понимать, что такое самозахват земельного участка и какие правовые последствия он может иметь.
Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования.
Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.
Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.
Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.
Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.
Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:
- Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
- Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
- Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 Гражданского кодекса РФ ).
- Если не удалось своими силами освободить самовольно занятый земельный участок, подать заявление в местную администрацию, которая уполномочена решать подобные вопросы.
- В случае отказа органа местного самоуправления потребовать выписку или копию протокола административной комиссии.
- Обратиться с этим документом в судебную инстанцию по месту расположения земли.
- юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
- должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
- физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).
- юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
- должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
- физлица – до 10 тыс. рублей.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
О чем нужно знать владельцам земельных участков, ставшим жертвой «захватчиков»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 04.03.2021)
«О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Все документы >>>
-
Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021)
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.10.2021 N 32
«О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
«О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2021 N 434-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)
«Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543
«О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214
«Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)
Все документы >>>
Временное использование земли для хранения материалов
Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.
Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.
Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.
Наступление теплого сезона кроме известных прелестей загородной жизни имеет и обратную сторону — увеличение исков, связанных с «дачными» проблемами. Одной из самых болезненных среди них по праву считается незаконное расширение участков, которыми владеют граждане. Иногда «свою» землю увеличивают за счет соседей. Иногда за счет бесхозной муниципальной земли. Когда и в каких случаях такую землю не получится прибавить к своей по закону, объяснил Верховный суд РФ.
Разобрав и проанализировав один из споров, он дал рекомендации своим коллегам, как правильно разрешать подобные дела. Все началось с того, что двое граждан попросили суд обязать местную власть, передать им в аренду участок муниципальной земли, который расположен рядом с их домом.
Верховный суд занимался делом одной семьи. В действительности ситуация весьма распространенная. Если рядом с дачей находится, предположим, пустырь, то желание раздвинуть границы, в чем-то объяснимо. Но прежде чем сделать подобный шаг, надо обратить внимание на соответствующие статьи закона, которые говорят о правилах для граждан, оказавшихся в такой ситуации.
Ведь как таковой бесхозной земли не бывает в принципе. Каким бы запущенным ни казался пустырь, он в юридическом смысле имеет своего хозяина, который в любой момент заявит свои права.
Свою уверенность в том, что им надо отдать землю за бортом их участка, истцы аргументировали следующими доводами. Они владеют на правах собственности участком земли и домом на нем. А на соседнем бесхозном участке они построили два капитальных объекта — бассейн и солидный кирпичный забор. То, что на муниципальной земле находятся их объекты, по мнению истцов, дает им право просить землю под бассейном и забором в аренду на 49 лет. Вот только муниципалитету такое предложение не понравилось, поэтому, решили истцы, будет правильней, если это сделать обяжет суд.
И местный суд с такими доводами согласился. Суд посчитал, что на чужой земле находятся принадлежащие истцам объекты недвижимости. Причем объекты, выражаясь юридическим языком, являются «вспомогательными сооружениями домовладения» и «неразрывно с ним связаны». Именно поэтому, по Гражданскому (ст. 35) и Земельному (ст. 28 и 29) кодексам граждане могут взять спорный участок в аренду. Суд апелляционной инстанции с этим согласился. Обратите внимание на слова в решении местных судов — бассейн и забор «неразрывно связаны» с домом. Именно такая — неразрывная связь оказалась ключевым понятием. Дело дошло до Верховного суда, он заявил, что выводы судов — ошибочны.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС не только отменила разрешение на аренду, но, пересмотрев дело, сама вынесла по нему решение, что случается в практике Верховного суда крайне редко. Вот аргументы окончательного решения по «захватническому» делу.
В Гражданском кодексе (ст. 135) сказано, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней одним предназначением, следует судьбе главной вещи. А в Земельном кодексе (ст. 1) прописан принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. По этому принципу, все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе участков. В обоих статьях есть исключения, но эти случаи прописаны в федеральных законах и к нашему делу отношения не имеют.
Обе статьи Земельного кодекса, на которые ссылались местные суды, решая спор про соседний участок земли — 28-я и 29-я, содержат лишь общие положения о покупке гражданами или юрлицами участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Причем речь в них идет не только о покупке, но и об аренде. Но никаких доводов, из которых бы вытекало право граждан на соседнюю землю, в прошедших судах даже не приводилось.
Все особенности покупки или аренды участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если на них есть здания или другие сооружения, прописаны в 36-й статье Земельного кодекса. Там четко сказано, что у граждан и фирм есть реальная возможность приобрести муниципальную землю, если на ней есть их собственность — дом или другое сооружение. В нашем случае на спорном участке расположен капитальный забор и бассейн. По мнению Верховного суда, эти сооружения имеют все признаки незаконной постройки, поскольку их возвели на земле, гражданам не принадлежащей. А это уже 222-я статья Гражданского кодекса. Важно, что о праве собственности на забор и бассейн истцы у судов никогда не просили. Как теперь ясно, они это сделали зря.
Из всего сказанного Верховный суд делает вывод — нахождение на спорном участке этих объектов не может служить основанием для возникновения у истцов права на землю.
Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования. Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.
Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.
Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:
- Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
- Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
- Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 ).
- Если не удалось своими силами освободить самовольно занятый земельный участок, подать заявление в местную администрацию, которая уполномочена решать подобные вопросы.
- В случае отказа органа местного самоуправления потребовать выписку или копию протокола административной комиссии.
- Обратиться с этим документом в судебную инстанцию по месту расположения земли.
Похожие записи:
-
Статья 7.9. Самовольное занятие лесных участков
При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.
Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:
Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:
Слушания по искам о самозахвате земельных наделов достаточно распространены в гражданских судах. Не найдя компромисс в спорах о сотках и границах собственных участков, граждане отправляются за разрешением проблемы в судебную инстанцию. Однако и там не всегда однозначно спор о земле решается в пользу истца.
Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.
Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г. Свечникова И.В. Чаннова С.Е. Издание: Издательство «РосБух», 2019 год
1. Статья 7.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка.
Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности (Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2016 N 18-АД16-6).
Предмет правонарушения — земельные участки.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 7.1 изложена в новой редакции, согласно которой состав правонарушения в том числе образует самовольное занятие части земельного участка. Кроме того, формулировка «использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности» была заменена на более общую «лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок».
Следовательно, с 20 марта 2015 г. диспозиция комментируемой статьи не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
ПРИМЕР.
«Привлекая общество к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, суд первой инстанции применил редакцию указанной статьи, действовавшую до 20.03.2015, тогда как с 20.03.2015 диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ более не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КоАП РФ, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
То есть административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ наступает за нарушение права собственности на земельный участок путем самовольного занятия земельного участка или части земельного участка при отсутствии воли собственника этого земельного участка» (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 15АП-18072/2016 по делу N А32-27377/2016).
Согласно установленному п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться, в частности:
договор или иная сделка;
акт государственного органа или органа местного самоуправления;
судебное решение, установившее право на земельный участок.
Действующим земельным законодательством предусмотрены следующие виды прав на земельные участки:
собственность (ст. 15 Земельного кодекса РФ);
аренда земельных участков (ст. 22 Земельного кодекса РФ);
право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) (ст. 23 Земельного кодекса РФ);
безвозмездное пользование земельными участками (ст. 24 Земельного кодекса РФ).
Статьей 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ) и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ).
При этом не допускается возникновение вещных или обязательственных прав на земельный участок в одностороннем порядке. Право на использование земельного участка возникает только при наличии документов о праве у лица, его использующего, а административная ответственность установлена в отношении лица, использующего земельный участок без документов, предоставляющих такое право в соответствии с действующим законодательством.
В этом отношении интерес представляет следующий пример из судебной практики.
ПРИМЕР.