Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль ООО 2022 Беларусь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Предусмотрена возможность увеличения ставки налога на прибыль областными, местными советами депутатов (не более чем на 2 %) для отдельных категорий плательщиков. Данный режим будет действовать с 2022 г. Решение о повышении ставки в 2022 г. может быть принято соответствующим советом до 31 марта.
По нашему мнению, появление разницы в эффективных ставках налога на прибыль между различными территориальными единицами может привести к новому типу налоговых споров об «осуществлении деятельности вне регистрации», «обязанности открыть филиал по всем местам деятельности» и т.п.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Теперь величины инвестиционного вычета равны:
- 20% от первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) — по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию (ранее было 15%);
- 40% от первоначальной стоимости машин и оборудования, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию (ранее было 30%).
*Примечание: Инвестиционный вычет – уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму исчисленную в соответствующем процентном соотношении (20 или 40 %) от первоначальной стоимости основного средства.
Подп. 2.9 ст. 170 НК. в состав затрат по производству и реализации включаются расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах за исполнение трудовых обязанностей, в том числе все виды стимулирующих и компенсирующих выплат, в размерах и по основаниям, установленным законодательством о труде, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором), а также на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством о труде, за исключением расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 171, подпункте 1.3 пункта 1 статьи 173 настоящего Кодекса.
Подпункт изложен в новой редакции в целях синхронизации с положениями ст. 63 ТК и подп. 2.1 ст. 171 НК-2022.
Пособие для сотрудников государственных организаций, которые не снабжаются денежными средствами местных или республиканский бюджетов, включено в затраты по реализации и производству (статья 170 НК). До 01.01.2022 причислялось к прочим нормируемым затратам.
С 1 января 2022 года установлен закрытый перечень расходов на рекламу, включаемых в состав затрат по производству и реализации. В данный список включены следующие статьи расходов:
- световая, наружная реклама и ее изготовление;
- реклама в СМИ, по телеканалам и иным инфо каналам;
- участие в рекламных мероприятиях, производство рекламных печатных материалов о товарах и услугах.
Другие рекламные расходы, включая расходы на призы для рекламных игр, причисляются к нормируемым затратам согласно пункту 2 статей 170-171 НК.
Денежные средства, начисленные профсоюзным организациям, не превышающие 0,15% фонда ЗП и направленные на реализацию социально-значимых целей, закрепленных в коллективном договоре (например, пропаганда ЗОЖ, проведение новогодних, спортивных, и культурных мероприятий, снижение стоимости новогодних подарков для детей), включены во внереализационные расходы согласно пункту 3 статьи 175 НК.
Ставка налога на прибыль в 2022 может быть повышена до 2% для некоторых категорий плательщиков. Решение об увеличении ставок налога на прибыль в РБ принимается вначале года, идущего за годом, когда было принято решение, областными, а также местными Советами Депутатов (пункт 10 статьи 184 НК).
Уплата налога на прибыль производится согласно принятым Советами депутатов до 1 апреля 2022 года решениям о повышении ставки. С 2023 года решение об увеличении ставки налога принимается с 1 января следующего года (за 2023, соответственно, с 1 января 2024).
При наличии задолженности организации от юридических и физических лиц («дебиторки») резерв по сомнительным долгам, выраженным в бел. руб. или иностранной валюте, будет сформирован с учетом суммы выручки, отраженной в белорусских рублях в налоговой декларации. Декларация по налогу на прибыль в 2022 подаётся согласно срокам (график и расчет уплаты утверждён в статье 186 НК).
Филиалы организаций и курсовые разницы
Одно из дополнений решает проблему учета курсовых разниц в организациях, имеющих филиалы. В следующем году планируется, что курсовые разницы, возникающие в бухучете при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, обязательств по кредитам и займам, определяемые в порядке, установленном законодательством, можно будет по решению руководителя организации распределять между организацией и филиалами независимо от результатов их финансово-хозяйственной деятельности пропорционально критерию, определенному учетной политикой организации.
В 2022 году может измениться порядок применения инвестиционного вычета, включаемого в состав затрат по производству и реализации (подп.2.2 ст. 170 НК).
Прежде всего, в сумму, с которой можно сделать инвестиционный вычет, наряду с реконструкцией, модернизацией, реставрацией, будет включаться, среди прочего, стоимость вложений в основные средства, используемые в предпринимательской деятельности, в связи с их дооборудованием, возведением последующих очередей строительства, пусковых комплексов.
Инвестиционный вычет
Увеличивается предельный размер инвестиционных вычетов:
- по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам – с 15 до 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию), а по машинам и оборудованию, транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) – с 30 до 40%.
Напомним, компании в Оршанском районе с 1 января 2019 по 31 декабря 2021 г. вправе применять инвестиционный вычет в размерах до 30% по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и до 50% по машинам и оборудованию, транспортным средствам (подп. 4.4, п. 26 Указа от 31.12.2018 № 506). Так что в новом году оршанский опыт будет частично распространен на всю республику.
Инвестиционный вычет не применяется к первоначальной стоимости основных средств, полученных безвозмездно либо первоначальная стоимость которых сформирована (за счет безвозмездно принятых затрат, произведенных при создании объектов. При этом более не имеет значения, формировалась ли первоначальная стоимость этих объектов за счет безвозмездных поступлений (затрат).
Кроме того, инвестиционный вычет по основным средствам (стоимости вложений в реконструкцию), первоначальная стоимость которых сформирована частично (осуществленных частично) за счет безвозмездно принятых затрат, бюджетного финансирования будет применяться лишь к той части первоначальной стоимости (стоимости вложений в реконструкцию) основных средств, которая сформирована без учета сумм безвозмездно принятых затрат или бюджетного финансирования.
Оплата труда
В подп. 2.9 ст. 170 НК уточняется, что в состав затрат по производству и реализации включаются расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах за исполнение трудовых обязанностей, в том числе все виды стимулирующих и компенсирующих выплат, в размерах и по основаниям, установленным законодательством, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором), а также на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством, за исключением выплат, не учитываемых при налогообложении, перечисленных в подп. 1.3 ст. 173 НК. Таким образом, речь идет практически о любых видах стимулирующих и компенсирующих выплат, а не только о вознаграждениях по итогам работы за год, выплатах, носящих характер вознаграждений по итогам работы за год, премиях, доплатах, надбавках. Не включаются в затраты лишь выплаты, прямо названные в подп.1.3 ст. 173 НК.
Реклама
Планируется изменить подход к включению в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов на рекламу. В полной сумме в состав затрат будут включаться только расходы на следующие виды рекламы (подп. 2.10 ст. 170 НК):
-
на рекламные мероприятия через СМИ (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно- телекоммуникационные сети;
-
на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
-
на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
-
на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
-
на изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
Расходы на все иные виды рекламы, а также на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении в соответствии с законодательством рекламной игры, будут нормироваться и учитываться при налогообложении в составе прочих затрат, т. е. в пределах 1% выручки вместе с остальными «прочими» затратами, перечисленными в п. 2 ст. 171 НК.
Помимо пеней, штрафов, иных санкций за нарушение законодательства, перечисляемых в республиканский и местные бюджеты или в бюджеты государственных внебюджетных фондов, при налогообложении не будут учитываться также суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, подлежащие уплате в результате применения мер ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами.
Одновременно уточняется, что санкции и иные мер ответственности за нарушение условий инвестиционных договоров, заключенных с Республикой Беларусь, не будут включаться и в состав внереализационных расходов (подп. 3.1 ст. 175 НК). Однако санкции за нарушение иных договоров могут включаться в состав внереализационных расходов, даже если они перечисляются в республиканский и местные бюджеты.
Налог на прибыль в РБ 2022: новшества и изменения
В состав внереализационных доходов с нового года будут включаться средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий (за исключением средств, поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского бюджета) (подп. 3.42-1 ст. 174 НК). Напомним, такие фонды создаются страховыми компаниями в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. указом от 25.08.2006 № 530, и Положение о порядке и направлениях использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по видам добровольного страхования, утв. Постановлением Совмина от 04.11.2006 № 1462.
Вклады в имущество хозяйственных обществ
С 28.04.2021 г. вступила в силу норма ст. 29-1 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», позволяющая участникам хозобществ вносить вклады в имущество своих компаний, не приводящие к увеличению уставного фонда и изменению размера долей (номинальной стоимости акций). Чтобы обеспечить более комфортное применение этой нормы, ст. 175 НК дополняется подпунктом 4.25, согласно которому такие вклады не будут включаться в состав внереализационных доходов хозяйственных обществ.
Отметим также, что ст. 31 Общей части НК будет дополнена подп.2.7.12, согласно которому не признается реализацией безвозмездная передача таких вкладов.
Таким образом, предоставленная Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» возможность участников вносить вклады в имущество общества, не увеличивая при этом уставный фонд, обретает практический интерес.
НДС
В состав внереализационных расходов будут включаться суммы НДС, исчисленные в порядке, установленном законодательством, с сумм увеличения налоговой базы НДС, в соответствии с частью 2 п. 39 ст. 120 НК. Напомним, налоговая база по НДС определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ и увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), указанные в п. 4 ст. 120 НК:
-
за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации, либо иначе связанные с оплатой этих объектов;
-
в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
-
в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом. При этом налоговая база увеличивается у каждого из участников договора комиссии в части причитающейся им дополнительной выгоды;
-
в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Резервы по сомнительным долгам
Подп. 3.48 ст. 175 НК дополняется нормой, согласно которой по дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, резерв по сомнительным долгам создается исходя из суммы выручки в белорусских рублях, отраженной в налоговых декларациях (расчетах) по налогу на прибыль.
Резервы сомнительных долгов с 1 января не будут формироваться по дебиторской задолженности:
-
возникшей в отношении выручки, внереализационных доходов, по которым белорусская организация имела право применять законодательство, устанавливающее освобождение от налога на прибыль (право на неуплату налога на прибыль);
-
возникшей в период применения организацией особых режимов налогообложения;
-
в размере имеющегося у организации встречного обязательства (кредиторской задолженности) перед контрагентом.
Дополнения
В состав внереализационных расходов в следующем году предлагается включать:
При определении валовой прибыли от операций с ценными бумагами, учитываемыми по справедливой стоимости, затраты определяются исходя из цены приобретения в отчетном периоде, в котором ценные бумаги были реализованы или погашены. Теперь уточняется, что такая цена подлежит умножению на отношение официальных курсов белорусского рубля, установленных Нацбанком к доллару США на дату реализации или погашения ценных бумаг и на дату их приобретения.
Таким образом, формирование валовой прибыли от операций с ценными бумагами, учитываемыми по справедливой стоимости, по сути унифицируется с определением дохода при отчуждении доли в уставном фонде в п. 3 ст. 168 НК.
Изменения в применении УСН, без сомнения, можно назвать кардинальными: именно они вызвали волну эмоций и обсуждения в предпринимательских кругах. Давайте посмотрим, что изменилось в применении УСН.
В 2022 г. индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, лишаются права применять УСН, но не посредством введения запрета на ее применение, а путем исключения этой категории плательщиков из субъектного состава ст. 324 НК. При этом на период 2022 г. право применять УСН сохранено для некоторых категорий индивидуальных предпринимателей. Так, в текущем году применять УСН смогут ИП, осуществляющие следующие виды деятельности:
– туристическую;
– в сфере здравоохранения;
– сухопутного транспорта;
– в области компьютерного программирования;
– услуг общественного питания.
Меняются и сами условия применения УСН. В 2022 г. налог по УСН заменяет уплату НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Это означает, что организации и ИП, применяющие в 2022 г. УСН, не являются фактическими плательщиками НДС. Следовательно, те организации, которые применяли в 2021 г. УСН с уплатой НДС, вправе отнести накопленные суммы НДС на увеличение стоимости своих услуг и товаров.
Кроме того, ставка налога при УСН увеличивается и в 2022 г. составляет 6%, а количество наемных работников, при котором плательщики сохраняют право применять УСН, сокращается до 50 человек (было 100), пороговое значение выручки, при котором плательщики также сохраняют свое право на применение УСН, в 2022 г. составляет для организаций – 2 150 000,00 бел. руб. и 500 000,00 бел. руб. – для ИП.
Если организация, применявшая УСН по ставке 3% с уплатой НДС, в силу особенностей бизнес-среды не сможет работать без НДС, то у нее остается небогатый выбор – общая система налогообложения (ОСН). Если ИП не может с 2022 г. применять УСН, то можно попытать счастья и просчитать экономическую эффективность своего бизнеса при переходе на применение единого налога. Правда, и здесь есть изменения: ставки единого налога изменены в сторону увеличения. Например, в 2021 г. ставка единого налога при осуществлении розничной торговли хлебом и хлебобулочными изделиями, молоком и молочной продукцией в г. Минске составляла 88 руб. в месяц, а в 2022 г. – уже 352 руб. (см. приложение 24 к НК).
Однако принимая решение о переходе на применение единого налога, ИП необходимо проверить, подпадает ли туда вид осуществляемой деятельности. Так, в 2022 г. виды деятельности, при осуществлении которых ИП вправе применять единый налог, сократили. В 2022 г. утратили право на применение единого налога ИП и физические лица, которые осуществляют свою деятельность в следующих сферах:
– оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг;
– дистанционная торговля товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подп. 1.2 п. 1 ст. 337 НК;
– деятельность в сфере прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельность пассажирского речного транспорта;
– услуги общественного питания;
– розничная торговля автотранспортными средствами.
Таким образом, ИП, применявшие УСН с НДС, могут рассмотреть для себя вариант перехода на применение единого налога, помня при этом, что он уплачивается до начала осуществления деятельности, т.е. фактически авансом, а не по факту получения оплаты, как при УСН.
Если ИП применял единый налог, а в 2022 г. его вид деятельности исключен из перечня сфер деятельности, при осуществлении которых ИП вправе применять единый налог, то у такого ИП остается возможность перейти на применение УСН или ОСН. Если ИП принял решение перейти на применение в 2022 г. ОСН, то он должен не позднее 31 января 2022 г. подать уточненную декларацию по единому налогу за I квартал 2022 г., пересчитав к уменьшению (сложению) единый налог за январь, февраль и март 2022 г. и не позднее 1 апреля 2022 г. подать налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц и ИП за I квартал 2022 г.
Если ИП примет решение перейти в 2022 г. на применение УСН, то он обязан не позднее 31 января 2022 г. подать уточненную декларацию по единому налогу за I квартал 2022 г., пересчитав к уменьшению (сложению) единый налог за январь, февраль и март 2022 г. и не позднее 31 января 2022 г. подать уведомление о переходе на УСН по установленной форме. Затем не позднее 20 апреля 2022 г. подать налоговую декларацию (расчет) при УСН за I квартал 2022 г.
Подведем небольшой итог нашего обзора и изменений в условиях применения УСН и единого налога.
1. УСН. В 2022 г. УСН применяется без НДС организациями и ИП. Ставка налога при УСН – 6%, пороговое значение выручки для организаций составит 2 150 000 бел. руб., для ИП – 500 000 бел. руб.
2. Единый налог. Ставки увеличены (см. приложение 24 к НК), сферы деятельности, при осуществили которых можно применять единый налог, сокращаются (см. выше).
3. Организации и ИП в 2021 г., применявшие УСН с НДС, смогут перейти на ОСН и сохранить свой накопленный НДС либо отнести его на увеличение стоимости товаров, работ, услуг имущественных прав и остаться на УСН, но уже без НДС в 2022 г. При этом часть ИП сохранила в 2022 г. право на применение УСН, и для них будет важным максимально быстро получить от налоговых органов разъяснение, какие именно работы и услуги, указанные в ст. 324 НК, они вправе оказывать, сохраняя свое право на применение УСН.
Особенно много вопросов вызывает такой вид деятельности, как деятельность сухопутного транспорта.Полагаем, что налоговые органы совместно с иными уполном��ченными госорганами оперативно разъяснят состав услуг и работ, при оказании которых ИП в 2022 г. смогут применять УСН.
Внесены изменения и в порядок исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории РБ через постоянное представительство. В 2022 г. существенно дополнены нормы ст. 194 НК, в частности, иностранная организация признается имеющей статус фактического владельца дохода, если в налоговом периоде, на который приходится дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы, она:
– осуществляет в стране государственной регистрации предпринимательскую деятельность;
– является непосредственным выгодоприобретателем такого дохода;
– вправе самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом по своему усмотрению;
– не является организацией, осуществляющей в основном финансовую и (или) инвестиционную деятельность, которая выполняется непосредственно членом (членами) органа (органов) управления без привлечения для ее повседневного ведения деятельности работников, имеющих необходимую квалификацию.
Кроме того, для целей ст. 194 НК при определении факта осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности во внимание будут приниматься следующие критерии:
– обладание иностранной организацией правоспособностью в соответствии с законодательством страны государственной регистрации иностранной организации;
– использование для ее осуществления труда работников (помимо членов органа (органов) управления, секретаря) в стране государственной регистрации; использование для ее осуществления объектов недвижимого имущества, оборудования, нематериальных активов (когда их использование и (или) предоставление в пользование связано с извлечением доходов от источников РБ), иных активов, которыми она владеет, располагает на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; соразмерность используемых площадей и оборудования при осуществлении предпринимательской деятельности;
– соотнесение количества и квалификации работников осуществляемому иностранной организацией виду деятельности;
– признание иностранной организации плательщиком налога на прибыль (корпоративного налога или его аналога) по всем видам прибыли (дохода) согласно законодательству страны государственной регистрации. При этом предусмотрено, что применение иностранной организацией в стране государственной регистрации льготы по налогу на прибыль, которую она вправе применять в течение периода, ограниченного законодательством иностранного государства, не является основанием не признавать ее плательщиком такого налога.
Также п. 2 ст. 194 НК предусмотрено, что при определении статуса иностранной организации в качестве фактического владельца дохода будут учитываться выполняемые ею в целях получения такого дохода функции, имеющиеся полномочия и принимаемые риски.
В 2022 г. вводится применение повышенной ставки подоходного налога в размере 20% в следующих случаях:
– в отношении заработной платы «в конвертах», полученной физическими лицами с 1 января 2022 г.;
– в отношении доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, на основании актов камеральных проверок, составленных начиная с 1 января 2022 г.;
– при установлении контролирующим органом факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе (СККС) суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.
Для организаций введена обязанность ежеквартально представлять налоговые декларации по подоходному налогу с отражением сумм исчисленного и удержанного подоходного налога (автоматизация контроля).
Общая часть НК дополнена ст. 73-1, нормы которой комплексно регулируют вопросы камеральных проверок доходов и расходов физических лиц и взимание подоходного налога при установлении превышения сумм расходов над суммами доходов физического лица при отсутствии подтверждения источника доходов для произведенных расходов.
При этом нормы ст. 73-1 НК устанавливают новые подходы к уведомлению физического лица о направлении требования о предоставлении пояснений по его расходам. Так, налоговый орган может направлять физическому лицу уведомления с использованием иных средств связи (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, электронная почта или др.). Однако основным способом направления требования о предоставлении пояснений и расчете сумм превышения расходов над доходами сохраняется почтовое отправление заказным письмом с уведомлением либо в личный кабинет плательщика. Если физическое лицо не получит отправленные почтой документы, то требование будет выслано повторно тем же способом, но физическое лицо будет считаться получившим документы со дня направления ему уведомления о повторном направлении требования посредством телефонограммы, телеграммы, СМС-сообщения, электронной почты или других средств связи.
В 2022 г. изменены сроки предоставления физическим лицом пояснений об источниках доходов. Такие пояснения физическое лицо обязано представить в письменной или электронной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения ему документов.
В 2022 г. появились новые основания, по которым налоговый орган вправе не принимать предоставленные источники в качестве дохода физического лица.
К таким основаниям отнесены следующие:
– налоговым органом установлены факты и (или) обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии возможности или реальности получения физическим лицом таких доходов (применялось и до 2022 г.);
– основной целью совершения сделки является неуплата (неполная уплата) суммы налога (сбора) (ранее аналогичное основание было включено в п. 4 ст. 33 НК и в отношении физических лиц не применялось);
– имеются расхождения об условиях и порядке получения дохода в информации, представленной проверяемым физическим лицом и лицом, являющимся источником дохода (применялось и до 2022 г.);
– физическим лицом в качестве источников доходов заявлен доход, с которого не были уплачены соответствующие налоги, сборы (пошлины).
Одновременно с 2022 г. налоговый орган отказывается от обязательного истребования декларации о доходах и имуществе. Проверка соответствия доходов и расходов физического лица проводится на основании сведений о доходах и расходах такого лица с сохранением механизма истребования у физического лица пояснений об источниках доходов в случае установления превышения расходов над доходами. Параллельно в 2 раза (до 500 базовых величин) увеличен размер превышения расходов над доходами, при котором у физического лица истребуются дополнительные пояснения об источниках доходов.
Кроме того, в случае передачи белорусскими организациями денежных средств физическим лицам на хранение такие организации обязаны уплатить налог за счет собственных средств. По мере возврата физлицом денежных средств, переданных на хранение, ранее уплаченная сумма налога подлежит возврату налоговому агенту, уплатившему налог.
Разбираемся в налоговых новшествах 2022 вместе с Натальей Звороно
В 2022 г. отменена льгота по налогу на недвижимость в отношении физических лиц при наличии у них более одной квартиры в собственности. Таким образом, с 2022 г. физлица обязаны уплачивать налог на недвижимость уже с первой квартиры, находящейся в собственности. Однако льгота сохранена для отдельных категорий физических лиц, нуждающихся в поддержке государства. Для таких лиц от налога на недвижимость освобождается более дорогая по стоимости квартира.
Одновременно с расширением круга плательщиков налога на недвижимость установлено снижение ставки налога с 0,2% до 0,1%. При этом налоговая база устанавливается методом определения стоимости объектов недвижимости физических лиц – на основании базовой расчетной стоимости 1 м кв. типового здания и сооружения.
При этом льготы по налогу на недвижимость в отношении жилых домов, принадлежащих пенсионерам, инвалидам I и II группы, несовершеннолетним детям, лицам, признанным недееспособными, предоставляются вне зависимости от того, зарегистрированы ли в этих жилых домах иные трудоспособные лица.
Кроме того, вручение извещения и уплата налога на недвижимость физическими лицами осуществляются по окончании налогового периода (до 2022 г. извещения вручались в текущем году).
Прибыль может рассчитываться несколькими способами, и зависит это от ее вида:
- Прибыль от основного вида деятельности. Это разница между выручкой от реализации товаров/услуг (не считая налоги и сборы из выручки) и затратами по производству и реализации товаров/услуг;
- Прибыль от продажи основных средств предприятия, нематериальных активов. Например, предприятие по производству шестеренок продает один из своих станков. Здесь считается разница между выручкой от реализации активов, не считая налоги и сборы из выручки, остаточной стоимостью реализованного имущества и затратами на его реализацию;
- Внереализационная прибыль – это прибыль, не связанная с основной деятельностью организации.
Чтобы высчитать налог на прибыль, мы изначально должны верно определить саму прибыль. Для этого из суммы общей выручки в денежном эквиваленте нужно отнять затраты, связанные с определенным видом прибыли.
Что включается в затраты:
- Затраты на производство продукции, работ, услуг или имущественных прав – это стоимости всех ресурсов, используемых в производстве и отраженных в бухгалтерском отчете. Сюда входит зарплата сотрудников, оплата расходных материалов, товаров, аренда помещения и проч.
- Затраты на реализацию готовой продукции, работ, услуг, имущественных прав – это расходы на сбыт готовой продукции или услуги. Сюда входят расходы на гарантийное обслуживание, брак, аренда помещения для реализации, логистика и проч.
- Нормируемые затраты – это расходы на командировки, топливо, электричество и т.д.
Платят налог на прибыль все организации, вне зависимости от формы собственности. Налог на прибыль не касается физических лиц.
Налог на прибыль исчисляется из валовой прибыли, дивидендов и доходов, приравненных к ним.
Валовая прибыль различается в зависимости от типа организации:
- Для белорусских организаций (за исключением банков) – сумма прибыли от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
- Валовая прибыль для банков – сумма прибыли от деятельности банков, осуществляемой в соответствии с законодательством, согласно законодательству.
- Валовая прибыль для иностранных организаций, действующих в РБ через постоянное представительство – доходы, полученные от представительства, минус расходы.
Налог на прибыль в 2021 году может составлять от 0% до 25%. Основная ставка налога на прибыль на данный момент составляет 18% – именно столько платит большинство организаций. Но есть ряд исключений. Например:
- 12% от прибыли платят предприятия по производству высокотехнологичных товаров, работ и услуг, включенных в список, утвержденный Президентом. Стоит обратить внимание, что сэкономленная на льготе сумма должна быть расходована на техническое переоснащение.
- 10% от прибыли в бюджет должны отдать производства лазерно-оптической техники, но только при условии, что доля такой продукции составляет не менее половины стоимости объема производства.
- 5% от прибыли платят члены БГУНТА от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.
- 25% от прибыли уплачивают страховые компании, МФО и банки.
Все, что вы хотели знать про налог на прибыль: ставки, сроки, декларирование
С 1 января 2022 года индивидуальных предпринимателей в Беларуси, пользующихся общим порядком налогообложения, признают плательщиком НДС, при условии, что выручка нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки. Ранее такой критерий составлял 465 255 белорусских рублей.
Независимо от критерия выручки (500 000 белорусских рублей) ИП будет признаваться плательщиком НДС, если он сам решит уплатить НДС, и представит в налоговый орган уведомление о таком решении.
При этом ИП разрешается отменить принятое решение. В этом случае предпринимателю придётся не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, указанным в ранее представленном уведомлении, отправить в налоговую уведомление об отмене ранее принятого решения.
С 1 января 2022 года отменяется льгота по НДС и будут облагаться налогом товары местных производителей, которые передаются по договору международного лизинга за пределы Беларуси с правом выкупа.
Предлагается не облагать НДС суммы аванса, предоплаты, перечисленные нерезиденту за предстоящее приобретение товаров, работ, услуг на территории Беларуси, если нерезидент их вернул до срока представления налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором было их перечисление в адрес нерезидента.
В этом случае отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг отсутствует и налоговых последствий не возникает.
С 1 июля 2022 иностранным компаниям и предпринимателям, которые продают товары в интернет-магазинах (при электронной дистанционной продаже товаров) придется платить НДС в Беларуси. Из-за этого ряд российских интернет-магазинов объявили о грядущем повышении цен.
Льготы по налогу на прибыль в 2021 году
На льготы по налогу на прибыль могут претендовать не все организации, а отдельные категории плательщиков. Порядок предоставления льгот регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК), другими актами налогового законодательства, международными договорами Республики Беларусь.
Налоговые льготы применяются в виде:
– освобождения от налога;
– дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога;
– пониженных ставок по сравнению с общеустановленными;
– возмещения суммы уплаченного налога;
– в другом виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
Отметим, что воспользоваться льготами организации вправе с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего срока действия указанных оснований. При этом плательщик решает сам, будет он использовать льготу или нет.
Размер применяемой ставки налога на прибыль зависит от вида деятельности, которую осуществляет организация. Информация о видах деятельности и о соответствующей им ставке налога на прибыль размещена в таблице.
Налоговая база |
Налоговая ставка |
1. Прибыль организаций, если иное не установлено ст. 184 НК и (или) Президентом Республики Беларусь |
18 % |
2. Прибыль научно-технологических парков, центров трансфера технологий и резидентов научно-технологических парков (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента) |
10 % |
3. Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров |
5% |
4. Прибыль банков и страховые организации |
25 % |
5. Прибыль коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученная от микрофинансовой деятельности |
30 % |
6. Прибыль по дивидендам, указанным в п. 1 ст. 167 и подп. 3.1 п. 3 ст. 174 НК, а также по доходам учредителей (участников, акционеров) в виде курсовых разниц, возникающих при переоценке дебиторской задолженности по расчетам с иностранными организациями по причитающимся от них дивидендам |
12, 6, 0 % |
7. Прибыль, полученная форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами |
25 % |
8. Прибыль операторов сотовой подвижной электросвязи, а также назначенного в соответствии с законодательством оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь |
30 % |
Срок представления декларации по налогу на прибыль от валовой прибыли:
– за I–III кварталы 2021 г. – не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом (20 апреля, 20 июля, 20 октября);
– за IV квартал 2021 г. – не позднее 20 марта 2022 г.
Срок представления декларации по дивидендам за месяц, в котором они начислены, – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем начисления дивидендов.
Некоторые плательщики представляют декларации в особом порядке. Так, для Государственного объединения «Белорусская железная дорога» срок представления декларации устанавливается Президентом Республики Беларусь. А в срок не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, декларации по налогу на прибыль представляют следующие организации:
– бюджетные организации;
– общественные и религиозные организации (объединения);
– республиканские государственно-общественные объединения;
– иные некоммерческие организации (за исключением потребительских обществ и их союзов, которые являются субъектами торговли);
– Департамент охраны МВД и его подразделения, а также организации, находящиеся в его ведении;
– иностранные организации, открывшие представительство.
При прекращении деятельности организации в результате ликвидации, реорганизации, при ликвидации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, при прекращении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство определены в ст. 44, 45 НК.
Для расчета прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов), подлежащей налогообложению, нужно из выручки от их реализации на возмездной основе вычесть сумму налогов и сборов, исчисляемых из выручки, а также отнять соответствующие затраты, которые учитываются при налогообложении. Таковыми являются затраты, соответствующие требованиям ст. 169–172 НК. А затраты, перечисленные в ст. 173 НК, нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для целей исчисления налога на прибыль все понесенные затраты разделяются:
– на учитываемые при налогообложении прибыли;
– неучитываемые при налогообложении прибыли.
Затраты, учитываемые при налогообложении, – это экономически обоснованные затраты. Они определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости путем проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и законодательством.
Учитываемые затраты включают в себя:
– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– нормируемые затраты.
Для того чтобы учесть затраты при расчете налога на прибыль, они должны соответствовать следующим критериям:
– должны быть экономически обоснованными;
– должны иметь стоимостную оценку;
– должны быть отражены в бухгалтерском учете;
– должны быть произведены в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– затраты, содержащиеся в перечне нормируемых затрат, не должны превышать установленные для них нормы и пределы;
– не должны быть перечислены в ст. 173 НК.
При определении валовой прибыли филиалами принимаются учитываемые при налогообложении затраты по деятельности этих филиалов.
Налогом на прибыль облагаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.
Валовая прибыль – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Для иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав этого представительства и его внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Валовая прибыль белорусского плательщика рассчитывается с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, от деятельности за пределами Республики Беларусь, в т.ч. от деятельности, по которой он зарегистрирован как плательщик налогов в иностранном государстве.
Отметим, что плательщики, применяющие особые режимы налогообложения, при определении валовой прибыли не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
Плательщиками налога на прибыль признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации (в т.ч. не являющиеся юридическими лицами), простые товарищества (участники договора о совместной деятельности кроме участников договора консорциального кредитования). Иными словами, налог на прибыль уплачивают только организации.
Также стоит помнить о том, что организации, местом нахождения которых является Республика Беларусь, относятся к белорусским организациям. В связи с этим они в полном объеме обязаны уплачивать налоги от доходов, полученных от источников в нашей стране и за ее пределами, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и на территории иных государств.
Филиал, представительство и иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь, имеющее отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет в банке с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений, самостоятельно исчисляют налог на прибыль и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц в части своей деятельности, если иное не установление налоговым законодательством или Президентом Республики Беларусь.
Иностранные организации признаются плательщиками налога на прибыль в случае, если они осуществляют свою деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
Таким образом, все белорусские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянное представительство, являются плательщиками налога на прибыль. Отметим, что данный налог уплачивают как коммерческие, так и некоммерческие организации, в т.ч. бюджетные учреждения.
При этом некоторые организации освобождены от уплаты налога на прибыль. К ним относятся организации, применяющие особый режим налогообложения:
– производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);
– применяющие УСН (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);
– осуществляющие деятельность в качестве резидентов ПВТ (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента).
Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.
Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:
- Производство высокотехнологических товаров – 12%.
- Дивиденды – 12%.
- Производство лазерной и оптической техники – 10%.
Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.
Приняли новый Налоговый кодекс. Рассказываем, что нас ждет
Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.
Объекты, подлежащие налогообложению:
- Квартиры.
- Комнаты в собственности.
- Гаражи.
- Места для парковки машин.
Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.
Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.
Таблица: налоговые ставки земельного налога
Кадастровая стоимость участка | Налог (выражено в белорусских рублях) |
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар | 20.72 |
Больше 20720 белорусских рублей за гектар | 0.1 процент от кадастровой стоимости |
Курортный сбор относится к местным налогам и сборам в Белорусской Республике. Курортный сбор оплачивается физическими лицами, которые пребывают на отдыхе в таких учреждениях, как:
- Профилакторий.
- Санаторий.
- Оздоровительный центр.
- Оздоровительный лагерь.
- Пансионат.
- База отдыха.
Другие налоговые взносы
Налог на грибы – это один из последних принятых налогов в Белорусской Республике. Постановление было утверждено 31.12.2016. Оно подразумевает, что с этой даты, все люди, которые собирают грибочки, ягоды и травы обязаны платить налоговый взнос. Размер налога напрямую привязан к базовой величине и зависит от вида собираемой продукции.
Так, к примеру, грибникам за килограмм собранных белых грибов, подосиновиков или лисичек придётся оплатить налог в размере 0.01 базовой величины. Такой же налог предполагает сбор брусники, голубики, малины и черники. Налог в размере 0,03 базовой величины платится за килограмм собранных одуванчиков, рябины, черёмухи или боярышника.
Но в законе есть поправка, которая регламентирует, что физлицам разрешено собирать вышеуказанную продукцию, а также древесину или ветки от деревьев бесплатно. Налог выплачивается только юридическими лицами, которые продукцию используются для получения прибыли.
Изменения в налоговом законодательстве в 2022 году
Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг. Ставка подоходного налога равна 13% от долга.
Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.
Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.
Если расходы превысят доходы на 500 базовых величин (сейчас базовая — 32 рубля), у физического лица истребуют пояснения об источниках доходов. То есть, если вы потратили на 16 тысяч рублей больше, чем можете себе позволить (по мнению налоговой инспекции), а объяснить происхождение денег не смогли, будьте готовы уплатить с этой суммы подоходный налог.
С 2022 года нельзя применять единый налог индивидуальным предпринимателям, которые занимаются:
- реализацией дополнительных жилищно-коммунальных услуг;
- розничной торговлей через интернет-магазины;
- транспортной деятельностью (за исключением грузовой);
- услугами общественного питания через мини-кафе, летние и сезонные кафе.
Многие суммы налогов также изменились. Например, теперь налог за предоставление мест для краткосрочного проживания в Минске для ИП составляет 413 рублей в месяц за каждую квартиру (дом, дачу). При долгосрочной аренде — 148 рублей в месяц за каждую комнату. Физлица, сдающие в аренду свою недвижимость для кратковременного проживания, должны будут 286 рублей в месяц за каждую квартиру.
Ставки единого налога (указаны в приложении 24) увеличиваются, а сферы деятельности сильно сокращаются. Например, физлица-репетиторы в Минске будут платить 82 рубля единого налога в месяц, няни — 61 рубль, фотографы — 245 рублей, курьеры — 136, парикмахеры и педикюрщики — 226 рублей.
С 01.01.2022 не вправе применять УСН плательщики:
- при сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), предоставлении в иное возмездное пользование несобственного имущества, в т.ч. с привлечением комиссионера (поверенного) или иного лица, действующего на основании договора комиссии, поручения или иного аналогичного гражданско-правового договора;
- реорганизованные путем присоединения к ним других организаций, если присоединенная организация применяла УСН и в году, на который приходится дата присоединения, превысила предельное значение критерия валовой выручки для применения УСН, либо по итогам года, предшествующего году присоединения, — критерий валовой выручки для применения УСН без НДС.
Также с начала года предельные значения критериев для перехода на УСН составляют:
- численность работников в среднем за первые девять месяцев предшествующего года — не более 50 работников;
- валовая выручка нарастающим итогом за эти 9 месяцев — не более 1 612 500 руб.
В 2022 году право на УСН утратят юридические лица с месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором:
- численность работников в среднем с начала года превысила 50 человек;
- валовая выручка нарастающим итогом превысила 2 150 000 руб.
Обращаем особое внимание, что возможность применения УСН с уплатой НДС исключена.
Как и раньше НДС необходимо будет уплатить в следующих случаях:
- при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
- при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь;
- по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим у доверительного управляющего в связи с доверительным управлением имуществом по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя (выгодоприобретателя);
- по суммам НДС, излишне предъявленным в ЭСЧФ и первичных учетных документах в соответствии с подп. 7.1 ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Изменения в налоговом законодательстве – 2022
С 01.01.2022 не вправе применять УСН индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, за исключением:
- туристической деятельности;
- деятельности в сфере здравоохранения;
- деятельности сухопутного транспорта;
- услуг по общественному питанию;
- деятельности в области компьютерного программирования.
Для определения понятий «услуга» и «работа» необходимо руководствоваться подп. 2.21 и 2.30 ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь.
В данном случае уведомлять налоговый орган о прекращении применения УСН не требуется.
Индивидуальные предприниматели, утратившие право применения «упрощенки» могут уплачивать:
- единый налог, если оказываемые услуги признаются объектом данного налога. В таком случае индивидуальному предпринимателю необходимо представить декларацию по единому налогу не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления деятельности;
- подоходный налог. Уведомлять налоговый орган о применении общего порядка налогообложения с уплатой подоходного налога не нужно. По итогам отчетного квартала необходимо будет предоставить лишь соответствующую декларацию.
Для ИП, как и для организаций исключена возможность применения УСН с НДС и увеличена ставка налога при УСН до 6%.
С 1 января 2023 г. для ИП возможность применения упрощенной системы налогообложения будет полностью исключена.
С 2022 года единый налог не применяется при:
- предоставлении услуг в сфере общественного питания;
- дистанционной торговли товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подп. 1.2 ст. 337 НК РБ;
- реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;
- деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;
- розничной торговли автомототранспортными средствами.
Увеличены размеры ставок единого налога. В среднем увеличение ставок произведено в 2 — 4 раза.
Для перехода на УСН, при соблюдении установленных критериев, индивидуальному предпринимателю необходимо не позднее 31.01.2022 года представить в налоговую инспекцию уведомление о переходе на УСН.
Основание: статья 1 пункт 157 Законопроекта
157. Статью 329 изложить в следующей редакции:
«1. Ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:
- шесть (6) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено подпунктом 1.2 настоящего пункта;
- шестнадцать (16) процентов:
для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении внереализационных доходов, указанных соответственно в подпункте 3.7 пункта 3 статьи 174 и подпункте 9.10 пункта 9 статьи 205 настоящего Кодекса;
для индивидуальных предпринимателей в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса.
Отчетность по УСН будет квартальная (статья 1 пункт 158 Законопроекта), т.к. плательщики УСН не будут являться плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (плательщиками ввозного НДС и НДС при приобретении объектов у иностранных организаций как обычно, являются все). Основание: статья 1 пункт 154 Законопроекта.
154. В статье 326:
подпункт 1.1.2 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«1.1.2. налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;»;
пункты 3 и 4 исключить;
из пункта 6 слова «пунктов 3 и 4 настоящей статьи,» исключить.
примечание: подпункт 1.1.2 добавляет НДС по оборотам в перечень налогов, которые заменяет УСН. Т.е. формулировкой, что УСН заменяет уплату НДС по реализации исключается сам по себе НДС по реализации, как налог, применяемый одновременно с УСН (ввозной и по приобретению объектов у иностранных лиц платим!)
Индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения становится плательщиком НДС при превышении выручки 460 000 (было 465 255) белорусских рублей. Основание: статья 1 пункт 49 Законопроекта
49. В пункте 1 статьи 113:
в подпункте 1.1:
в части первой цифры «465 255» заменить цифрами «460 000»
С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход (гл. 40 проекта НК-2022).
Другие изменения опубликуем позже. Законопроект сложный для анализа изменений — из-за наличия разных дат вступления в силу пунктов (абзацев). Определенные пункты (абзацы) вступают в силу после официального опубликования, другие с 01.01.2022, с 01.07.2022, с 01.01.2023 года
[скачать id = «3767»]
Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс
- Налог на недвижимость 2022 при аренде у физлиц и ИП 09.03.2022
- МНС: транспортный налог в вопросах-ответах 16.02.2022
- УСН при разработке и размещении мобильных приложений на площадке AppStore 16.02.2022
- Стандартные вычеты по подоходному налогу в 2022 году 14.02.2022
- Разъяснения МНС о применении ИП УСН (лесозаготовки, туризм, разработка ПО, 3D-моделей) 13.02.2022
- Коэффициенты переоценки зданий и сооружений на 01.01.2022 12.02.2022
- Новости законодательства (сентябрь 2021 — январь 2022) 12.02.2022
- Срок уплаты ФСЗН и срок подачи ПУ-3 за 2021 год для ИП 09.02.2022
- Кто же все-таки из ИП остается в 2022 году на УСН? 10.01.2022
- Разъяснения МНС об изменениях в НК-2022 09.01.2022
Изменения в Налоговый кодекс РБ 2022. Проект официально опубликован
Изменения коснутся и налога на прибыль.
Областным Советам депутатов и Минскому городскому Совету депутатов предоставлено право увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18%) в пределах 2 процентных пунктов.
В 2022 году исчисление и уплата налога на прибыль будет производиться по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых до 1 апреля 2022 года. Начиная с 2023 года исчисление налога на прибыль по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов производится с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
С 1 января 2022 года индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения, признается плательщиком НДС, если выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки. Ранее такой критерий составлял 465 255 белорусских рублей.
С 1 января 2022 года упразднена льгота по НДС и будут подлежать налогообложению обороты по реализации товаров собственного производства продавцом – налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли продажи с лизингодателем – налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа.
Предлагается не облагать НДС суммы аванса, предоплаты, перечисленные нерезиденту за предстоящее приобретение товаров, работ, услуг на территории РБ, если нерезидент их вернул до срока представления налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором было их перечисление в адрес нерезидента.
В этом случае отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг отсутствует и налоговых последствий не возникает.
В новой редакции законопроекта планируется, что с 1 января 2022 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, за исключением:
- туристической деятельности;
- деятельности в сфере здравоохранения;
- деятельности сухопутного транспорта;
- услуг по общественному питанию;
- деятельности в области компьютерного программирования.
2. Налог при упрощенной системе заменяет для организаций, применяющих упрощенную систему, налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
3. Изменены критерии по численности и выручке, при которых организации и ИП не вправе будут применять УСН.
Так, право на применение УСН будет утрачено:
- организациями, у которых численность работников в среднем с начала года превысила 50 человек;
- организациями и ИП, у которых валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила соответственно 2 150 000 белорусских рублей и 500 000 белорусских рублей.
4. Ставка налога при упрощенной системе устанавливается в размере шесть процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей.
5. Отчетным периодом по налогу при УСН признается календарный квартал.
Изменения коснутся и налога на прибыль.
Областным Советам депутатов и Минскому городскому Совету депутатов предоставлено право увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18%) в пределах 2 процентных пунктов.
В 2022 году исчисление и уплата налога на прибыль будет производиться по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых до 1 апреля 2022 года. Начиная с 2023 года исчисление налога на прибыль по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов производится с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.