Крупнейшие инвестиционные проекты в строительстве РФ 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Крупнейшие инвестиционные проекты в строительстве РФ 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проект «Силы Сибири-2» уже на стадии воплощения в жизнь. От планирования перешли к прямым действиям: разрабатывается трасса для прокладки трубопровода. Пока что работы проводят в рамках установленной совместно с монгольской стороной программы. Генподрядчиком этой крупной стройки со стороны России является «Стройтранснефтегаз», который воплощал в жизнь и «Силу Сибири».

Эта стройка общероссийского значения привлечёт большое количество инвестиций. Уже созданы рабочие места, а с началом активной фазы их число вырастет до сотен тысяч. Высшее руководство «Газпрома» напоминает о том, что мощность этой линии будет в 1,3 раза больше, чем у его предшественника – «Силы Сибири».

Крупные стройки России 2022-2023 года

Многие крупные стройки России 2022-2023 года – это заводы. Примером является завод СПГ в Хабаровском крае. Это масштабный проект, потребовавший 640 млрд рублей для реализации. Инвесторами выступили Россия, США, Индия и Япония. Сначала планировалось финансирование только за счёт российской стороны, но позже принялось решение о привлечении иностранных средств.

Проектная мощность этого предприятия – 6,2 млн тонн переработанного газа в год. Сроки реализации проекта – 2027 год. Однако, в 2021 году был проведён референдум в Аяно-Майском районе, и его жители выступили резко против запуска газоперерабатывающего завода в их краях. Это ставит реализацию проекта под угрозу, но уже в ближайшее время этот вопрос будет решён окончательно.

На Дальнем Востоке продолжается строительство космодрома «Восточный», которое было начато в 2012 году. Застройщик – ПСО «Казань» — ведёт стройку на этом участке с 2017 года. Сейчас стройка развернулась на второй очереди, как и было рассчитано. Масштаб работ, который запланирован до 2025 года, позволяет предположить, что первый пуск можно будет провести уже в 2023 году. Это будет ракета-носитель «Ангара-А5». Предполагается, что новый стартовый стол обеспечит запуск минимум 10 ракет в год.

В ближайшее время после завершения разработки Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Волгограда развернётся реконструкция действующего наземного участка скоростного трамвая от ул. 7 Гвардейской бригады до Тракторного завода, а также интеграция линии скоростного трамвая с сетью пригородно-городских железных дорог (Волгоградский S-Bahn). Для этих целей предполагается возвести несколько путепроводов в Тракторозаводском и Краснооктябрьском районах, а также врезать на действующем перегоне ж.д. новую промежуточную платформу Ельшанка.

Строящийся горно-обогатительный комплекс на месторождении Озёрное в Бурятии, содержащем крупные запасы цинка и свинца, а также кадмия, серебра и золота. Планируемая мощность — 435 тысяч тонн концентрата цинка, 130 тысяч тонн цинка в виде металла, 120 тонн серебра, 45 тысяч тонн свинца в год. Подготовка инфраструктуры для ГОКа велась с 2005 года, однако выполнение проекта затянулось и произошла смена владельца. Начало активного строительства в конце 2019 года ожидалось в 2020 году.

Нефтегазоперерабатывающая и нефтегазохимическая промышленность

Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа

Крупные стройки России 2021-2022 года

  1. ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. ↑ Кубит, сокращение от quantum bit, — простейший элемент квантового компьютера, может находиться в одном из двух состояний, как и обычный бит, а также в так называемой суперпозиции.

  • Статья
  • Обсуждение
  • Последнее
  • Популярное
  • Теги

DEGA MARKET имеет шестилетний опыт работы и специализацию — у нас прозрачные сделки, привлекательные цены и если необходимо — качественное строительство «под ключ» любых производственных зданий в кратчайшие сроки

  • Почему цена участка земли в Богородском индустриальном парке выдается только по запросу?
  • Сколько стоит участок в индустриальном парке Московской области?
  • Сколько реально действующих индустриальных парков на территории России сейчас?

Крупнейшие инвестиционные проекты в промышленном строительстве РФ

  • Инд. парки
  • Технопарки
  • КР РФ

Управление цифровыми проектами, одна из перспективных тенденций в строительной отрасли, использует облачное программное обеспечение для достижения целей в области качества, времени и затрат. В управлении проектом уже определены принципы для каждого этапа строительства. На начальном этапе менеджер проекта использует алгоритмы прогнозирования на основе ИИ, чтобы понять осуществимость проекта. После утверждения менеджер устанавливает вехи для всех и распределяет ресурсы с помощью программного обеспечения для планирования ресурсов предприятия (ERP). Помимо программного обеспечения ERP, облачные инструменты обеспечивают прозрачность и позволяют хранить большие объемы данных. Менеджеры также используют такое программное обеспечение для отслеживания ожидаемых и фактических результатов каждой задачи и сбора информации об узких местах. Ближе к концу проекта менеджеры рисуют смарт-контракты на основе блокчейна для подтверждения юридических обязательств и предотвращения финансового мошенничества. Таким образом, управление проектами цифрового строительства сокращает отходы, повышает эффективность работы персонала и обеспечивает завершение проекта в срок.

Etch генерирует смарт-контракты для управления расчетом заработной платы в строительстве

Английский стартап Etch использует технологию блокчейн для автоматизации расчетов заработной платы. Решение смарт-контрактов сокращает время между завершением работы и оплатой. Кошельки Etch сотрудников получают деньги, которые затем переводятся на карту Etch. Карта широко распространена и устраняет необходимость в открытии банковского счета. Etch также снижает административную нагрузку на работодателей, автоматизируя расчет заработной платы сотрудников в соответствии с их работой и обеспечивая своевременные выплаты. Это избавляет от необходимости подписывать платежные ведомости, соблюдать налоги вручную и проверять дубликаты. Это делает управление денежными потоками более эффективным для строительных компаний.

Constru создает программное обеспечение для управления проектами в реальном времени

Израильский стартап Constru использует компьютерное зрение для улучшения видимости строительной площадки. Стартап автоматизирует управление проектами с использованием передовых технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и робототехники. Платформа стартапа задействует виртуальных инженеров для наблюдения за каждой работой на строительной площадке. Алгоритм идентифицирует объекты вместе с контекстной информацией и сравнивает их с ожидаемыми данными для отслеживания хода выполнения проектов. Платформа также предоставляет обзор графиков проектов, превышения бюджета и будущих рисков. Руководители проектов используют эту платформу для оптимизации процессов строительства, получения аналитической информации на основе данных и получения ясности по всем текущим проектам.

Строительные проекты состоят из множества динамических частей, и контроль всех элементов имеет решающее значение для успеха проекта. Один из способов обеспечить бесперебойную работу – подключение строительных площадок. Создание структурированных рабочих процессов и интеграция данных на каждом этапе строительных работ обеспечивает доступность нужной информации для каждой заинтересованной стороны.

Подключенные строительные площадки объединяют людей, процессы и информацию с помощью AR, VR, AI, робототехники и носимых устройств. Технологии Интернета вещей в сочетании с искусственным интеллектом позволяют прогнозировать логистику и повышать безопасность рабочих во время строительства, а также оптимизировать запасы для сокращения потерь и связанных с ними затрат. Компьютерное зрение обеспечивает мгновенную поддержку и руководство, соединяя строительные площадки с главным офисом. Такие решения позволяют менеджерам принимать более быстрые и обоснованные решения на основе данных в реальном времени.

SafeAI автоматизирует тяжелое строительное оборудование

Американский стартап SafeAI модернизирует существующее оборудование для работы в автоматическом режиме. SafeAI Автономная Платформа развертывает AI и задачи конкретной технологии автономного транспортного средства , чтобы предложить смешанные флоты для любой потребности. Стартап предлагает комплект устройств, который превращает тяжелые активы в автономных роботов, что, следовательно, повышает эффективность работы на местах. Он автоматизирует тяжелые грузовики, бульдозеры и погрузчики с помощью автономных комплектов, технологии проводного управления и вычислительной платформы на основе искусственного интеллекта. Это увеличивает производительность без фактической замены существующего оборудования.

Viibe предоставляет программное обеспечение для звонков с дополненной реальностью для строительных площадок

Французский стартап Viibe разрабатывает программное обеспечение для видеопомощи при проведении строительных работ. Программное обеспечение сокращает количество поездок на объект и обеспечивает руководство по вызову, диагностику и устранение неисправностей. Программное обеспечение обеспечивает AR-вызовы между полевыми экспертами и экспертами из удаленных офисов в одной и той же расширенной среде. Технический эксперт использует функцию совместной аннотации ViiBE и создает группы определенных типов, чтобы гарантировать, что с правильными экспертами свяжутся в нужное время. Это повышает эффективность связи, что, в свою очередь, сокращает время простоя машины и увеличивает производительность.

Устойчивое развитие является основным направлением многих новых тенденций в строительной отрасли. В настоящее время определение экологически безопасных материалов или процессов для строительных проектов требует много времени и средств. Зеленое строительство – это популярная концепция, которая предусматривает принятие экологически безопасных мер от предварительного планирования строительства до закрытия проекта и вывода из эксплуатации. Зеленые здания оптимизируют использование энергии и ресурсов, сокращают количество отходов во время строительства и позволяют зданиям достичь нулевых выбросов углерода.

Различные сертификаты квалифицируют здания как «зеленые» или «устойчивые» в зависимости от вышеупомянутых параметров. Одним из популярных сертификатов является LEED, также известный как «Лидерство в энергетике и экологическом дизайне» Совета по экологическому строительству США. Все больше современных строительных материалов также получают сертификаты LEED. Зеленые здания – это будущее строительной отрасли, и стартапы разрабатывают решения для поддержки зеленого строительства.

Эффективное строительство создает базу данных для проектов LEED

Израильский стартап Effective Building предоставляет строительным компаниям базы данных о строительных изделиях и материалах для реализации проектов зеленого строительства. Стартап собирает технические и функциональные данные о сертифицированных экологически чистых продуктах и ​​позволяет пользователям фильтровать материалы по техническим характеристикам. Это упрощает процесс выбора материалов для всех проектов зеленого строительства и значительно ускоряет поиск материалов для проектов. Стартап стремится сделать экологичное строительство доступным и доступным для всех профессионалов строительства.

Коув проводит аналитику данных для внедрения экологичного строительства

Американский стартап Cove разрабатывает платформу «программное обеспечение как услуга» (SaaS), которая обеспечивает анализ данных для зеленых зданий, включая анализ энергии, дневного света, затрат, углерода и воды. Он помогает архитекторам, инженерам, подрядчикам и разработчикам создавать проекты своих зданий на основе данных. Программное обеспечение автоматизирует моделирование производительности и, следовательно, экономит время и деньги для строительных компаний. Стартап предоставляет анализ на основе искусственного интеллекта по ходу проекта, с конкретными входными данными, чтобы помочь заинтересованным сторонам принимать обоснованные решения об инвестициях, дизайне и ресурсах. Кроме того, независимый от платформы рабочий процесс позволяет различным командам и процессам сотрудничать в рамках общего цифрового рабочего пространства.

Все уже запущенные проекты реализуются по плану, но сложнее дела обстоят с новыми объектами, сообщили «Известиям» в девелоперской группе «Талан». Трудности связаны с получением проектного финансирования, пояснили там. Сегодня ни девелоперы, ни банки не могут оценить себестоимость строительства, поскольку цены на стройматериалы стремительно растут. Кроме того, с увеличением ключевой ставки по проектному финансированию поднялись до 20–25%, сказали в компании.

— Проекты, по которым работы уже ведутся, будут реализованы. А объекты, которые еще не получили финансирование, окажутся в подвешенном состоянии: ставки фондирования сейчас неадекватны, экономика проекта не сможет компенсировать проценты по кредитам, — сказал коммерческий директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов.

По словам руководителя центра новостроек федеральной компании «Этажи» Сергея Зайцева, девелоперы действительно начали замораживать новые проекты и переносить сроки старта продаж. Сейчас сложно строить планы во всех отраслях из-за нестабильной экономической ситуации и резкого повышения инфляции, сказал первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

О том, что выход новых проектов сейчас под вопросом, «Известиям» сказал и коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев. Итоговое решение будет принято исходя из дальнейшего развития ситуации, отметил он. Группа «Родина» планирует выводить новые проекты, тщательно просчитывая затраты и ожидаемый спрос, сообщил совладелец компании Владимир Щекин.

В пятницу, 25 февраля, в 12:00 (мск) на базе общефедерального Отраслевого журнала «Вестник (Строительство. Архитектура. Инфраструктура)», выпускаемого международным холдингом «ЕвроМедиа», состоится онлайн-конференция на тему «Национальный проект «Жилье и городская среда»: создание условий для повышения качества жизни россиян», приуроченная ко Дню работников ЖКХ (на платформе Zoom).

В моногороде Череповец Вологодской области на территории индустриального парка «Череповец» состоялось открытие сразу двух крупных заводов. Это стало возможным благодаря выделенным средствам Фонда развития моногородов (Группа ВЭБ.РФ) на строительство необходимой инфраструктуры к парку на сумму более 400 млн рублей. Таким образом, в экономику моногорода привлечено около 4 млрд рублей, создано свыше 1000 рабочих мест.

«По итогам 2021 года наш регион поставил абсолютный рекорд. За год количество крупных проектов выросло почти на 58%, до 104 единиц. Таким образом, порядка 40% крупнейших проектов ЮФО как по стоимости, так и по количеству реализуют в Краснодарском крае», — сообщил вице-губернатор Александр Руппель.

По его словам, инвестиционный портфель региона качественно изменился, в том числе появились экологические проекты. Один из них — создание индустриального промышленного парка «Техпромпарк-Северный» в Краснодаре. В нем организуют производство по вторичной переработке ПЭТ-сырья для выпуска материалов для агропромышленного сектора.

Объекты нового строительства с коммерческими заказчиками

Это стало модным увлечением в Кремниевой долине. Технологические гики повышают продуктивность в часы бодрствования и оптимизируют свой сон — используют:

  • кольца и повязки, которые регистрируют и отслеживают качество сна,
  • успокаивающие звуковые машины,
  • устройства для подогрева и охлаждения матрасов,
  • умные будильники, которые будят в нужный момент.

В 2021 году компания Google выпустила планшет для отслеживания качества сна. В 2022 ожидается подобное устройство от Amazon. Плохой сон связан с различными заболеваниями — болезни сердца, ожирение… Часто модные технологии Кремниевой долины распространяются по всему миру.

Метаболизм каждого человека уникален. Выбор продуктов питания тоже должен быть уникальным. Приложения для персонализированного питания используют:

  • алгоритмы машинного обучения,
  • анализы крови и микрофлоры кишечника,
  • данные об образе жизни, физических упражнениях,
  • отслеживание уровень сахара в крови в режиме реального времени.

В США несколько компаний успешно занимаются индивидуальным питанием и планируют в 2022 году выход на рынки других стран. Некоторые стремятся получить одобрение регулирующих органов для лечения диабета и мигрени.

Удаленные медицинские консультации стали обычным явлением. Это может изменить перспективы наручных медицинских трекеров — Fitbit или Apple Watch. В настоящее время они измеряют:

  • пройденные шаги,
  • скорость бега и плавания,
  • частоту сердечных сокращений во время тренировок,
  • насыщение крови кислородом,
  • ЭКГ и фибрилляцию предсердий.

Следующая версия Apple Watch получит новые датчики для измерения:

  • уровня глюкозы и алкоголя в крови,
  • артериального давления,
  • температуры тела.

Компания «Дон-строй» в этом году возьмется за самый амбициозный проект жилого строительства — комплекс «Остров». Один из лучших девелоперов Москвы взялся за проект, рассчитанный всего на 2-3 года. За это время, с 2021 по 2023 годы, компания планирует возвести более 1,4 млн кв. метров недвижимости, а также три больших группы социальных объектов: в каждом предполагается строительство школ, больниц, детских садов, ТРЦ и других объектов. На них придется половина (700 тыс. кв. метров) от запланированного объема постройки, остальное отведено под жилье.

Застройщик говорит про почти 12 тыс. квартир. Причем, большинство будут располагаться в малоэтажных многоквартирных домах. Проектом предусмотрено только несколько высоток на 20-22 этажа. Возможность строить малоэтажные дома — результат правильного выбора места под застройку. Для жилого комплекса «Остров» — города в городе — отведено больше 40 гектаров между Москва-рекой и парками: «Филевским», «Крылатскими холмами», «Суворовским».

Даже очень большие площадки под ЖК в столице редко занимают больше 30-40 гектаров. В Новой Москве места значительно больше, поэтому даже под административные объекты можно выделить в 5-10 раз большие площадки. Как, например, сделали в поселке Коммунарка. Это один из самых молодых районов Новой Москвы: несколько лет назад сюда планировали перевезти Правительство и Госдуму, а также некоторые министерства. Вместо них на запланированное еще девять лет назад место приедет административно-деловой центр: самый крупный проект как на территории Новой Москвы, так и в европейской части России.

ТОП-200 крупнейших инвестиционных проектов России в 2021 году.

Трасса М12 «Москва-Казань» — дублер федеральной М7 «Волга». Последняя слишком старая и узкая, ее невозможно расширить, ей нужно слишком много объездов вокруг крупных городов. Поэтому, вместо реконструкции, М7 решено разгрузить: и построить параллельную трассу М12. Новая «Москва-Казань» пройдет южнее, чем «Волга»: далеко в обход Нижнего Новгорода, зато напрямую через Муром и Арзамас.

Банковский кредит является традиционной формой финансирования инвестиционных проектов. Однако в отношении крупных проектов лишь немногие банки могут предоставить кредит на длительный срок. Во-первых, только несколько крупных банков обладают достаточным объемом свободных финансовых ресурсов, которые могут быть предоставлены одному крупному заемщику. Во-вторых, банк должен сформировать резервы на возможные потери по ссудам, что повышает его расходы. В-третьих, для реализации крупных проектов должны быть привлечены специалисты, которые проведут технический и финансовый аудит проекта, проверят обоснованность запланированных показателей. Кроме того, текущие проблемы банковского сектора не позволяют предоставлять дешевые долгосрочные кредиты без субсидий.

На каких условиях осуществляется кредитование?

Главное условие – инвестиционный проект должен находиться в высокой степени проработки, то есть когда сформирована проектная команда, имеется бизнес-план, финансовая модель, проектно-сметная и разрешительная документация. Даже если при получении банковского кредита можно отложить выплату основного долга до получения денежных потоков от операционной деятельности, но проценты за кредит в большинстве случаев должны выплачиваться уже со следующего месяца после его получения. И чем длительней инвестиционный этап, тем больше процентных выплат придется на и без того ограниченный инвестированный капитал. Поэтому для многих проектов, имеющих продолжительную предпроектную и инвестиционную стадии, получение кредита затруднительно из-за высокой доли процентов, причитающихся на период до запуска проекта в эксплуатацию.

Например, в машиностроении, энергетике и других проектах, в которых только подготовительный этап занимает более двух лет.

Получение кредита также часто требует обеспечения в виде залогов, гарантий или поручительств, что обычно сложно реализуемо для новых крупных проектов и вынуждает искать другие источники финансирования. Если инициатором проекта выступает действующее предприятие, то оно имеет возможность предоставить необходимый залог или выступить поручителем. Но если проект инициируется вновь создаваемым предприятием, то залогового имущества может не быть.
Рассмотрим основные формы банковского кредитования инвестиционных проектов.

На сегодняшний день крупные инвестиционные кредиты предоставляют в основном Сбербанк, Россельхозбанк, Альфа-Банк, Газпромбанк, ВТБ и некоторые другие. До недавнего времени ВЭБ являлся активным участником кредитования крупных проектов, но финансовые проблемы, с которыми банк столкнулся, заставили ВЭБ отказаться от прямого инвестиционного банковского кредитования.

Большинство вышеперечисленных банков предоставляют кредиты по льготной «Программе 6,5», запущенной в феврале 2018 года, по условиям которой предприниматели могут получить кредит под 6,5% годовых в аккредитованных банках. На инвестиционные цели такой кредит предоставляется сроком до 10 лет в размере от 3 млн рублей до 1 млрд рублей. Для инвестиционных кредитов на сумму более 500 млн рублей размер кредита не может превышать 80% суммы совокупных инвестиций по проекту.

Синдицированные кредиты предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 года №486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в законодательные акты РФ».

При этом инвестиционный проект может финансироваться сразу несколькими банками-кредиторами по договору синдицированного кредита. Преимуществом такой формы кредита является то, что участники инвестиционного синдиката входят в проект суммами, которые они считают для себя приемлемыми, тем самым снижая кредитные риски.

Формирование инвестиционного синдиката под конкретный крупный проект — процесс достаточно сложный. В частности, банк-организатор выполняет следующие функции:

  1. согласование с заемщиком условий сделки;

  2. отбор банков-участников;

  3. анализ инвестиционного проекта и заемщика;

  4. подготовка документации по сделке;

  5. кредитование (фондирование сделки) и получение сумм с других участников;

  6. предоставление кредитных средств заемщику;

  7. распределение между участниками полученных от заемщика сумм в погашение кредита (процентов и суммы основного долга);

  8. администрирование кредита, отслеживание обеспечения.

В 2018 году для кредитования крупных инвестиционных проектов была создана Фабрика проектного финансирования ВЭБ, которая осуществляет синдицированное финансирование и господдержку (государственную гарантию по облигациям и госсубсидию, снижающую процентные риски для заемщиков).

Критерии отбора проектов Фабрикой проектного финансирования:

Региональный инвестиционный проект (РИП) предполагает создание новых или модернизацию существующих объектов производства товаров. Регионы сами определяют требования к инвестиционным проектам для включения их в региональные реестры. Число региональных инвестиционных проектов значительно: например, только в Свердловской области насчитывается 53 стратегически важных РИПа в транспортно-логистической, металлургической, агропромышленной и социальной отраслях. Общий объем требуемых инвестиций для этих проектов составляет 1,5 трлн рублей, планируется создание 24 тысяч рабочих мест.

Специальный инвестиционный контракт – это соглашение между инвестором и государством, в котором определяются обязательства инициатора проекта модернизировать или освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок, а также обязательства РФ или отдельного субъекта РФ в части гарантий обеспечить стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставления поддержки.

Механизм заключения СпИК описывается в Федеральном законе от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ», а правила заключения СпИК закреплены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2015 г. №709 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности».

Целью заключения СпИК является привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка реализуемых в России крупных инвестиционных проектов. Заключение СпИК предусматривается для любых отраслей промышленности, но только в отношении производства продукции, а не для сферы услуг.

Ситуацию прокомментировал вице-премьер Марат Хуснуллин. По словам чиновника, власти уже готовят комплекс мер поддержки строительного сектора.

«План будет утвержден в ближайшее время», — сказал он.

Вице-премьер указал на необходимость наращивания доли отечественных стройматериалов и укрепления сотрудничества с азиатскими поставщиками. Он также отметил, что изменения ставок не приведут к отмене льготных ипотечных программ:

  • дальневосточная;
  • семейная;
  • сельская.

Дополнительно Хуснуллин заверил, что новых долгостроев не предвидится. Власти намерены также в полной мере исполнить обязательства перед существующими обманутыми дольщиками.

Впрочем, приоритет при поиске инвестиций отдаётся всё-таки отечественным компаниям: только в этом году особая экономическая зона «Центр» приобрела трёх значимых резидентов. Это предприятие по изготовлению сушильного и зернообрабатывающего оборудования ООО «Завод «АгроТехМаш», ООО «РУССКАЯ ОЛИВА», занимающееся переработкой амаранта, и Воронежский комбинат теплоизоляционных материалов, предполагающий наладить экологически чистое производство звуковых, тепловых и пожароизоляционных материалов из базальтового волокна.

Только эти три инвестора привнесут в экономику региона около 18 млрд рублей. Кстати, о заинтересованности бизнеса в расширении программных проектов можно судить и по общему объёму инвестиций: на текущий момент в уставной капитал в рамках функционирования индустриальных зон уже вложено около 50 млрд рублей, тогда как изначально запланированный финансовый объём не превышал 41,2 млрд рублей. При общем количестве 6887 рабочих мест в индустриальных зонах на долю трёх последних резидентов ОЭЗ приходится не менее 650 новых.

На текущий момент в особой экономической зоне работают восемь предприятий. В 2022 году, как ожидают власти, эта преференциальная территория будет полностью задействована для выполнения программных задач. Кроме того, продолжает расширяться и соседняя промышленная зона — индустриальный парк «Масловский». Тут полностью развёрнута работа 19 организаций, их общие инвестиции в промышленность Воронежской области составляют 24 млрд рублей.

Также в ближайшее время будут улучшены условия для ведения бизнеса на территории промышленных площадок. Губернатор Воронежской области Александр Гусев уже добился выделения региону 8,4 млрд рублей в качестве инфраструктурных бюджетных кредитов, и более 1,5 млрд рублей из них будут направлены на строительство объектов в особой экономической зоне «Центр».

В ближайших планах властей региона — создание новых территорий с особым экономическим режимом: расширение территории индустриального парка «Масловский», создание ИП «Панинский» (со специализацией «агропромышленное производство»), ИП «Подгоренский» (производство строительных материалов), ИП «Борисоглебский» (с широкой специализацией) и ИП «Богучарский».

Комментируя условия создания новых индустриальных парков, глава региона Александр Гусев отметил, что работа проводится поступательно, задачи просто количественно наращивать технопарки нет. «Хорошо, когда у нас есть якорный инвестор и перспективы развития площадок. Тащить инфраструктуру в чистое поле — экономическое безумие. Поэтому мы будем сначала оценивать наличие заинтересованного инвестора, который генерировал бы налоговые поступления, покрывающие наши затраты. Если что-то не срастается, работаем дальше, чтобы появились такие резиденты, которые смогли бы дать нам окупаемость», — пояснил Александр Гусев.

Губернатор добавил, что задачи по развитию ИП «Масловский» и ОЭЗ ППТ «Центр» остаются приоритетными. «Но 250—500 Га — это предельная площадка, и концентрировать всё в одном месте было бы неправильно. Как только мы определимся с параметрами новых площадок, будем в течение пяти лет искать соответствующее место для нового крупного размещения предприятий», — отметил глава Воронежской области.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Воины и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
  • Антракт
  • Telegram-обзоры недели
  • МониториНГ

На заводе из сырьевого природного газа будут извлекать ценные фракции для дальнейшей переработки в России. Также ГПЗ является важным звеном технологической цепочки поставок природного газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири». После выхода на полную мощность Амурский ГПЗ будет производить ежегодно порядка 38 млрд куб. м товарного метана, 60 млн куб. м гелия, 2,4 млн т этана, 1,5 млн т пропана и бутана, 200 тыс. т пентан-гексановой фракции.

Строительство Амурского ГПЗ началось в октябре 2015 года. Первая технологическая линия была запущена в работу 9 июня 2021 года. Запуск следующих пяти линий синхронизирован с ростом объемов транспортировки газа по газопроводу. В 2025 году ГПЗ выйдет на полную проектную мощность. К строительству изначально подходили комплексно: помимо возведения самого завода, построены подъездные дороги, железнодорожные коммуникации, мосты, причал на реке Зее.

На Юге и на Северном Кавказе мы насчитали семь крупных проектов дорожного строительства на 342,9 млрд рублей (51% от крупных инфраструктурных проектов ЮФО и СКФО). Крупнейший из них — трасса «Таврида», реконструкция которой обойдётся в 166 млрд рублей. Это логичное продолжение Крымского моста. На всём своем протяжении до 2017 года она представляла собой двухполосную дорогу ненадлежащего качества, которая просто не справилась бы с транспортным потоком с «материка». Сегодня этот проект на завершающей стадии строительства, работы по нему идут полным ходом.

Крупнейшим северокавказским дорожным проектом можно назвать строительство объездных автодорог трёх дагестанских городов (Хасавюрт, Дагестанские Огни и Дербент). По данным управления автодорог «Каспий», сейчас ведётся разработка проектной документации, которая завершится уже в этом году. Объездные дороги будут соответствовать первой категории и иметь четыре полосы движения, что позволит пропускать от 25 до 30 тысяч автомобилей в сутки. На эти цели планируется выделить около 50 млрд рублей. Сегодня это самый масштабный дорожный проект Северного Кавказа, который является частью более масштабного проекта — реконструкции федеральной трассы «Кавказ» до границы с Азербайджаном.

Отметим и проект дальнего западного обхода Краснодара (ДЗОК) — строительство 51 км новой дороги в обход кубанской столицы с выходом на трассу, ведущую к Крымскому мосту. Проект предполагает корпоративное ГЧП — право построить дорогу получит тот, кто предложит наилучшую цену за участие в ООО «ДЗОК». При этом госкомпания «Автодор» планирует контролировать реализацию проекта. На первом этапе она продаст до 49% ООО «ДЗОК», а после того, как будут привлечены кредиты от финансирующих организаций, инвестор увеличит долю до 75%. Через несколько лет после начала эксплуатации трассы «Автодор» может полностью выйти из проекта. Дорожный проект по такой схеме реализуется на Юге впервые.

Выделим также усилия РЖД, связанные со строительством подходов к азово-черноморским портам, а также с восстановлением железнодорожной инфраструктуры.

Доля «железнодорожных проектов» на Юге — 243,5 млрд рублей (36%). Строительство современного вокзального комплекса и реконструкция железнодорожного полотна на участке «Назрань —Слепцовская» в целом выведет Ингушетию на устойчивую траекторию развития.

Один из самых крупных инфраструктурных проектов на Юге связан с развитием порта Тамань, где планируется строительство сухогрузного района, а также создание высокотехнологичного портово-индустриального кластера компании ОТЭКО, которая уже эксплуатирует здесь нефтегазовый терминал. В состав кластера должен войти целый ряд химических производств, в том числе заводы аммиака, метанола и карбамида, суммарная мощность которых составит 9 млн тонн в год. Приблизительные инвестиции в этот проект составляют свыше 8 млрд евро. Инвестор построит здесь обширную инфраструктуру за собственный счёт, однако государственные средства тоже потребуются. Они пойдут на развитие инфраструктуры будущего сухогрузного района порта. Интерес к созданию перевалочных мощностей проявляют «Кузбассразрезуголь», СУЭК, «Металлоинвест», «Эфко», «СДС-Холдинг» и «Роснефть». Согласно проекту Минтранса РФ, до 81 млрд рублей будет направлено на строительство федеральных объектов — подходного канала, волнозащитных сооружений, ж/д станции, причалов и т. д.

Интересно, что во время кризиса не прекратились работы по созданию аэропортовой инфраструктуры, которая предполагает участие государственного и частного капитала. Так, продолжается проектирование нового аэровокзального комплекса Краснодара и Анапы. Северный Кавказ же в этот период фактически прирос новым крупным проектом — строительством нового аэропорта Грозного стоимостью свыше 15,7 млрд рублей. Правительство РФ выделит на его строительство 4,7 млрд рублей до конца 2024 года. Остальные средства пойдут на новую взлётно-посадочную полосу и прочую аэродромную инфраструктуру. Основное финансирование, согласно комплексному плану развития магистральной инфраструктуры (КПМИ), начнётся с 2022 года. Обычно в России аэропортовые терминалы строятся за счёт частных инвесторов, однако в грозненском проекте пока таковых нет — проект может быть реализован за государственный счёт.

«Важно продолжить масштабные инфраструктурные проекты. В их числе — строительство автомобильных и железных дорог, модернизация портовых и аэродромных комплексов», — заявил на совещании по мерам поддержки строительной отрасли и ЖКХ в конце мая премьер-министр Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что для этого нужно дополнительно снизить административные барьеры и изменить сами подходы к установлению технических требований для сокращения сроков возведения объектов капитального строительства.

Для более успешной реализации инфраструктурных проектов, необходимы новые формы взаимодействия по линии «государство-бизнес». По мнению Эдуарда Христианова, в период пандемии приоритеты строительной отрасли сместились на социальные и медицинские объекты. Именно в это время сформировался «проектный» формат эффективного взаимодействия власти и бизнеса, когда город или область становятся основными заказчиками и девелоперами, а бизнес получает возможность участия в крупных инфраструктурных проектах.

Крупные инфраструктурные проекты позволяют резко повысить объёмы строительства и выпуска продукции в связанных со строительством отраслях.

«В то же время надо помнить, что крупные проекты реализуют крупные федеральные структуры, и эффект для конкретного региона, на территории которого реализуется проект, может оказаться ограниченным, — говорит г-н Христианов. — Кроме того, крупные инфраструктурные проекты часто подвержены политическим рискам — достаточно вспомнить, например, проекты строительства газопроводов “Голубой поток” и “Северный поток-2”. Первый из них был загружен менее чем на половину почти 10 лет, а перспективы окончания строительства второго вообще туманны. Любая стройка, как и любая инвестиция, должны давать положительный мультипликативный эффект».

В этом плане перспективными выглядят региональные или даже муниципальные проекты ГЧП, в частности, энергосервисные контракты. Они позволяют получать экономический эффект «здесь и сейчас». К сожалению, за более чем 10 лет с момента принятия закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» эти контракты не получили должного признания, но такие небольшие инфраструктурные проекты, по мнению Эдуарда Христианова, являются основой для развития региональных экономик.

Как считает Моисей Фурщик, очевидной рекомендацией является широкое использование концессионных соглашений и контрактов жизненного цикла для строительства и реконструкции инфраструктурных объектов. Эти механизмы уже начинают применяться на юге России.

«Но не менее важным является государственное содействие в целях освоения бизнесом прилегающих территорий, без чего инфраструктурный проект не даст должного эффекта, а в некоторых случаях вообще может не окупиться, — добавляет г-н Фурщик. — Такое содействие должно выражаться в оперативном выделении земельных участков на приемлемых условиях, а также в их инженерном обеспечении и создании автодорожных подходов за счёт бюджета и ресурсоснабжающих компаний».

По словам Евгения Титова, инвестиционные проекты занимают порядка 30% кредитного портфеля банка для корпоративного сегмента (корпоративный кредитный портфель Юго-Западного банка Сбербанка составляет 536 млрд рублей, совокупный кредитный портфель с учётом портфеля физлиц — 1, 25 трлн рублей). Эта доля на протяжении последних лет не меняется. Общее участие банка в дорожном строительстве юга России составляет около 8 млрд рублей. Ещё примерно такой же объём действует в виде открытых лимитов, которыми клиенты смогут воспользоваться при подписании новых контрактов.

«Проекты в сфере ГЧП подразумевают участие государства, частного инвестора и банковское финансирование. По сути, банк и берёт на себя экспертизу проектов, помогая провести ее качественно», — говорит г-н Титов.

Топ-10 тенденций и инноваций в строительной отрасли в 2022 году

11 Март 2022

kompaniya-qazaq-oil-pobedila-v-nominacii-otkrytie-goda

kostanajskogo-pyatiklassnik-nagradili-za-spasenie-chetveryh-detej-iz-pozhara

koronavirus-vse-bolshe-prisposablivaetsya-k-detyam

prezident-kazahstana-podpisal-zakon-o-razgranichenii-polnomochij-policii-i-prokuratury-v-dosudebnom-rassledovanii

kurs-tenge-nachal-nedelyu-s-ukrepleniya-184591

  1. Новая программа поддержки ипотечного рынка

В 2020-2021 гг. основным стимулом развития рынка жилья стала ипотека, ставки по которой опустились до беспрецедентно низкого уровня. В рамках программы «Господдержка –2020» кредит можно было получить под 6-6,5% годовых, а по «Семейной ипотеке» – около 5%. Благодаря этому были побиты новые рекорды по количеству и объему ипотечных кредитов. По данным ЦБ РФ, за 9 месяцев 2021 года российские банки выдали на 27% больше кредитов, чем за тот же период 2020 года. Эксперты «Метриум» подсчитали, что доля ипотечных сделок в старых границах Москвы составила за 10 месяцев 63% против 59% за тот же период 2020 года, а в Новой Москве – 69% против 67% в 2020 году.

Однако летом 2021 года программа «Господдержка – 2020» была сильно урезана. Максимальный кредит, который можно получить под субсидированную ставку, теперь ограничен 3 миллионами рублей, и в крупных городах подобрать подходящее жилье по такой цене сложно. Одновременно Центробанк начал повышать ключевую ставку, из-за чего уже в декабре ставки по ипотеке приблизились к уровню 9,4-9,6%. Такая ситуация устраивает Банк России, который постоянно видит риски в увеличении кредитования населения.

Однако в правительстве точка зрения на ситуацию другая. В декабре премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что ставки по ипотеке должны оставаться доступными: «Сейчас крайне важно не допустить замедления темпов достижения национальных целей, которые установил президент, а также чрезмерного роста нагрузки на бюджеты всех уровней. Ну и, конечно, сохранить доступность ипотеки для людей. Если до конца года они [ставки – прим. «Метриум»] будут расти, в следующие три года придется дополнительно потратить миллиарды рублей». Это значит, не исключают эксперты «Метриум», что уже в 2022 году власти могут запустить новые программы поддержки ипотечных заемщиков. Какая у них будет модель, пока говорить рано, но вероятнее всего власти вернутся к субсидированию ставок. Это поможет поддержать спрос на высоком уровне, который, несмотря на изменение условий кредитования в 2022 году, сохраняется до сих пор.

  1. Поэтапное раскрытие эскроу-счетов

Одной из форм поддержки застройщиков на случай снижения спроса может стать переформатирование модели проектного финансирования. Наиболее очевидная реформа – это возможность получать часть средств дольщиков с эскроу-счетов по мере завершения определенных этапов строительства под контролем банка. Так проектное финансирование работает в большинстве развитых стран.

В апреле 2021 года эта тема поднималась на обсуждении в Совете Федерации. Резко против выступили только представители финансового блока правительства и Центробанк. Более взвешенную позицию заняли парламентарии, представители стройкомплекса. В наступающем году тема снова появится в повестке дня, так как повышение ключевой ставки означает и рост ставок по кредитам для застройщиков. В условиях более низкого спроса повышение кредитной нагрузки на проект может привести к дополнительному росту цен, а также замедлению строительства, что противоречит цели увеличения объема ввода до 120 млн кв. м в год.

По опросам PwC, проведенным среди девелоперского сообщества в конце 2021 года, 51% опрошенных, то есть больше половины, ожидают, что в 2022 году власти разрешат поэтапное раскрытие счетов эскроу. В этом случае застройщики получат дополнительное пространство для оптимизации «экономики» своих проектов.

  1. Закон об упрощении регистрации недвижимости для застройщиков

Упростить жизнь застройщикам может еще одна законодательная новация, которая уже почти стала реальностью. В декабре Совет Федерации отправил на подпись президенту поправки в закон об инвестиционной деятельности № 39-ФЗ, а также в Земельный и Градостроительный кодексы. Согласно этим поправкам, если застройщик возводил недвижимость за свой счет, то при вводе объекта в эксплуатацию права собственности на это сооружение (помещения и машино-места в нем) будут закрепляться автоматически. Инвесторы строительства тоже станут будущими правообладателями этой собственности. При этом орган власти, который выдает РВЭ, самостоятельно отправит заявления о постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности в Росреестр.

Иными словами, девелоперу не нужно после разрешения на ввод собирать документы и отправлять их в Росреестр. Правда, отмечают аналитики «Метриум», пока эти нормы не относятся к долевому строительству, но это поможет застройщикам быстрее оформлять в собственность объекты инфраструктуры.

  1. Внезапное падение продаж

Вопреки многим ожиданиям, 2021 год завершается легкой коррекцией числа сделок. Так дольщики заключили в III квартале 2021 года на 24% больше ДДУ, чем в III квартале 2019 года, а если сравнить с тем же периодом 2020 года, то спрос снизился всего на 6%. При этом покупатели строящегося жилья привлекали ипотеку в сентябре 2021 года на 56% чаще, чем в сентябре 2019, и всего на 6% реже, чем в сентябре 2020. То есть клиенты были более активными, чем в допандемийный год, и немного менее активны, чем в пиковый период 2020-го. Это значит, что даже несмотря на заметный рост цен, а также повышение ипотечных ставок, в основной своей массе дольщики остались на рынке и продолжают приобретать жилье.

Сохранится ли этот тренд в 2022 году, пока говорить рано, но риски снижения спроса есть. Они связаны с высокой инфляцией, которая превысила 8% в 2022 году, уменьшением доходов населения, а также ростом цен на жилье. Среди опрошенных экспертами PwC и портала «Единый ресурс застройщиков» большинство девелоперов считают сокращение числа сделок самой главной угрозой в 2022 году, хотя пока уровень продаж остается выше, чем во все допандемийные годы.

  1. Рост стоимости базовых промышленных материалов

Плохие новости для строительного комплекса в 2022 году могут прийти с мировых рынков сырья. В 2021 году многие потребители промышленных материалов столкнулись со значительным ростом цен. Пандемия коронавируса привела к остановке производств и, как следствие, дефициту. Закрытые границы нарушили привычные глобальные схемы поставок сырья. Из-за этого резко выросли цены как на сами товары, так и на их транспортировку. Металлы, лес, стройматериалы, пластмассы и резина, комплектующие для инженерного оборудования – все это значительно подорожало. Российские экспортеры также повысили цены на свою продукцию и на внутреннем рынке. В итоге в 2021 году себестоимость строительства увеличилась на 20-25%, что вызывало повышение цены «квадрата» и для конечного потребителя. В 2022 году история может повториться.

Европейская консалтинговая компании Inverto провела опрос среди производителей и поставщиков сырья по всему миру, чтобы понять их ожидания относительно 2022 года. Согласно опросу, 43% экспертов ожидают сильный рост цен в 2022 году, а еще 33% – умеренный рост цен. Среди товаров, цены на которые вырастут скорее всего, эксперты перечислили алюминий, железо и сталь, пластик, бумагу, древесину, целлюлозную продукцию, медь, химические компоненты. При этом 75% опрошенных уверены, что возросшие издержки будут перенесены на потребителей. Все это неизбежно вызовет рост стоимости строительных и отделочных материалов, что приведет к дополнительному повышению цен на жилье.

  1. Новая волна пандемии Covid-19

Сохраняются риски для строительного комплекса и рынка жилья с точки зрения эпидемиологической ситуации. Пример с распространением нового штамма «омикрон» в самом конце 2021 года показывает, что пандемия от завершения далека. Новый штамм возник внезапно и быстро распространился. Эффективность всех имеющихся вакцин против него ниже. Власти многих стран быстро отреагировали на распространение «омикрона» закрытием границ и введением локдаунов.

Нельзя исключать, что нечто подобное повторится и в 2022 году, учитывая тот факт, что иммунитет к коронавирусу еще полностью не сформировался ни в мире, ни в России. Соответственно, риски для стройкомплекса пока сохраняются в части возможных перебоев с потоком рабочей силы для строек, а также ограничения офлайн-продаж.

«В целом, 2022 год скорее вызывает больше позитивных, чем негативных ожиданий, – комментирует Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – За период высокого спроса застройщики накопили значительную финансовую “подушку”, чтобы нивелировать негативный эффект от возможных рисков, а также для запуска новых проектов, расширения масштабов деятельности. В то же время, конечно, мы ожидаем, что так или иначе власти поддержат покупателей жилья в новом году с учетом непростой экономической ситуации. Особое внимание требуется в сфере ценообразования на строительные материалы – повышение их стоимости создает угрозу для всего стройкомплекса».

В этой статье

В этом году Красноярский экономический форум, темой которого звучала «Сибирь: экономика будущего», объединил работу дискуссионных площадок в офлайн- и онлайн-формате, где участвовали лидеры российского бизнеса, эксперты международного уровня, представители органов власти, общественности, деловых и научных кругов, а также молодые специалисты из регионов России.

Всего в рамках молодежной, деловой, образовательной программы форума прошло более ста мероприятий — круглые столы, экспертные интервью и дискуссии, стратегические сессии, открытые лекции и диалоги, подписание соглашений. Была организована студия в Москве и Пекине, а количество просмотров онлайн-трансляций превысили 1,5 миллиона — это абсолютный рекорд для форума (в прошлом году участниками стали 18 тысяч человек).

Участниками КЭФ-2022 стали представители 23 стран: гости из Казахстана, Узбекистана, Монголии, Словакии, Франции, Киргизии, Китая, Беларуси и Республики Корея смогли приехать в Красноярск лично. Онлайн к выступлениям подключились эксперты из Испании, Греции, Австрии, Швеции, Литвы, Албании, Ливана, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Ирака, Индии, Шри-Ланки, Японии и Азербайджана. А смотрели в сети трансляции форума представители 56 стран.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.