Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требование прокурора об устранении нарушений закона срок рассмотрения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Адвокат по уголовным делам
- Адвокат круглосуточно
- Срочный выезд адвоката
- Защита по экономическим преступлениям
- Абонентское обслуживание
- Адвокат для бизнеса
- Уголовный адвокат в суд
- Консультации адвоката
- Помощь адвоката в суде
- Бесплатная помощь адвоката (Pro bono)
- Защита по уголовным делам
- Доследственная проверка
- Представление прав потерпевшего
- Право на адвоката в СИЗО
- Адвокатский запрос
- Консультация у адвоката
- Абонентское обслуживание
- Срочная юридическая помощь
- Защита бизнеса
- Защита руководителей (учредителей)
- Представление интересов организации
- Участие в обыске (выемке)
- Участие в ходе проверки МВД, ФСН, ФСБ
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
«О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
«О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 06.02.2020 N 98 (ред. от 20.04.2020)
«О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам»
-
Указ Президента РФ от 20.04.2020 N 276
«О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2019 г. N 391, и в состав Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 98»
-
Указ Президента РФ от 20.04.2020 N 277
«О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 995 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении лиц, замещавших должности первых заместителей и заместителей министров Союза ССР и РСФСР, первых заместителей и заместителей председателей государственных комитетов Союза ССР и РСФСР, заместителей управляющих делами Советов Министров Союза ССР и РСФСР и заместителей председателей комитетов народного контроля Союза ССР и РСФСР»
-
Постановление Правительства РФ от 20.04.2020 N 555
«О внесении изменения в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2018 г. N 1300»
-
Постановление Правительства РФ от 01.11.2018 N 1300 (ред. от 20.04.2020)
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592»
-
Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 N 540
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434»
- Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 N 7-П «По делу о проверке конституционности статей 14.8 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Медэксперт»
- Федеральный закон от 28.01.2022 N 2-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 28.01.2022)
- Информация МВД России «В Госавтоинспекции разъяснили порядок прохождения технического осмотра и ответственности за управление транспортным средством без диагностической карты»
- Распоряжение Правительства РФ от 21.01.2022 N 53-р «Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Республики Коми о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность»
- Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2022 N АКПИ21-936 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. Приказом ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16»
- Письмо ФНС России от 14.01.2022 N БВ-4-7/[email protected] «О внесении изменений в письмо ФНС России от 19.06.2019 N СА-4-7/11762»
- Письмо ФНС России от 19.06.2019 N СА-4-7/11762 (ред. от 14.01.2022) «Об административных штрафах»
- Федеральный закон от 30.12.2021 N 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 30.12.2021 N 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 3 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В целях установления порядка рассмотрения мер прокурорского реагирования, внесенных Павлово-Посадским городским прокурором в администрацию городского округа Электрогорск Московской области, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Электрогорск Московской области постановляю:
1. Утвердить Порядок рассмотрения протестов, представлений и иных требований прокурора (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление главы городского округа Электрогорск Московской области от 14.02.2020 N 106 «Об утверждении Порядка рассмотрения протестов, представлений и иных требований прокурора».
3. Опубликовать настоящее постановление в газете «Электрогорские вести» и разместить в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа Электрогорск Московской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава городского округа
С.Е. Дорофеев1.1. Глава городского округа Электрогорск Московской области (далее — администрация), лицо, его замещающее, направляет поступившие протест, представление, иное требование прокурора заместителю главы администрации, курирующего ответственный отдел (управление) администрации, для изучения совместно с представителями правового отдела и при наличии к тому оснований принесения имеющихся замечаний.
1.2. Протест, представление, иное требование прокурора, одновременно затрагивающие вопросы ведения нескольких структурных подразделений администрации городского округа Электрогорск, должны быть направлены для обсуждения и проработки должностным лицам, к компетенции которых относится обсуждаемый вопрос.
1.3. Порядок подготовки рассмотрения протеста, представления, иного требования прокурора определяется правовым отделом Управления делами администрации городского округа Электрогорск Московской области по согласованию с председателем комиссии по рассмотрению актов прокурорского реагирования.
По предложению ответственного отдела протест, представление прокурора, иное требование прокурора могут быть направлены главой администрации, лицом, его замещающим, на рассмотрение в иные муниципальные органы и организации.
1.4. Протесты, представления, требования прокурора, поступившие в администрацию городского округа Электрогорск Московской области (далее — акты прокурорского реагирования), рассматриваются на комиссии, созданной в администрации городского округа Электрогорск Московской области.
2.1. Протест, представление, иное требование прокурора подлежат рассмотрению на заседании комиссии с участием главы городского округа, лица, его замещающего, или по его поручению курирующего заместителя главы администрации, представителей ответственного отдела (отделов), а также правового отдела.
2.2. Протест, представление, иное требование прокурора в отношении действий (бездействия) сотрудника администрации подлежат рассмотрению на заседании комиссии с участием главы администрации, лица, его замещающего, или по его поручению курирующего заместителя главы администрации, представителей ответственного отдела (отделов), а также правового отдела и отдела кадров и муниципальной службы Управления делами администрации.
2.3. Протест или требование подлежат обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста или требования незамедлительно сообщается в прокуратуру в письменной форме.
2.4. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, в случае невозможности рассмотрения в указанный срок необходимо об этом уведомить прокурора.
2.5. Протест, представление или требование прокурора до его рассмотрения могут быть отозваны лицом, выпустившим вышеуказанный документ.
2.6. О дне и времени заседания комиссии прокурор, внесший протест, представление, иное требование, уведомляется по телефону либо в письменной форме в срок, не превышающий 5 (пяти) дней до проведения заседания. В случае наличия обоснованных возражений прокурора по вопросам даты и (или) времени проведения совещания они направляются в администрацию в разумный срок, позволяющий согласовать новые дату и (или) время его проведения с учетом установленных Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требований к срокам рассмотрения соответствующих актов прокурорского реагирования, в том числе с использованием факсимильной связи.
Рассмотрение акта прокурорского реагирования проводится на заседании комиссии администрации городского округа Электрогорск Московской области с участием должностного лица (руководителя), в чьей компетенции находится рассматриваемый вопрос, и уполномоченных представителей прокуратуры.
По итогам рассмотрения протеста, представления или иного требования принимается одно из следующих решений:
а) о признании протеста, представления или требования прокурора подлежащим удовлетворению полностью;
б) о признании протеста, представления или требования прокурора подлежащим удовлетворению частично;
в) об отклонении протеста, представления или требования прокурора.
В случае принятия решения о признании протеста или требования прокурора подлежащим удовлетворению полностью или частично:
а) направляется письмо, в котором указывается срок разработки соответствующих изменений в правовой акт;
б) вносятся изменения в правовой акт с последующим направлением в органы прокуратуры;
в) готовится распоряжение о наказании должностного лица, допустившего нарушения.
В случае отклонения протеста, представления или иного требования прокурор составляет ответ об отсутствии нарушений со ссылками на законы РФ.
В случае если при рассмотрении протеста, представления прокурора отсутствует прокурор или его представитель, протест, представление или требование рассматривается в их отсутствие.
Ответ, содержащий решение, принятое по результатам рассмотрения протеста, представления, требования прокурора, направляется в Павлово-Посадскую городскую прокуратуру незамедлительно после рассмотрения.
В ответе указываются меры, принятые к устранению нарушений закона, если такие нарушения имели место, в случае удовлетворения представления об устранении нарушений законодательства и привлечения должностных лиц либо иных сотрудников администрации городского округа Электрогорск Московской области к дисциплинарной ответственности. К ответу прилагается копия соответствующего распоряжения.
Постановление Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N 35-АД17-5
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О государственном оборонном заказе»
-
Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
-
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«Об акционерных обществах»
-
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244
«О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239
«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»
Стандартный срок, чтобы подготовить и отправить ответ в прокуратуру, — 5 рабочих дней. Если сведения запрашиваются в рамках проверки соблюдения законов — в течение двух дней. В исключительных случаях, если имеет место угроза жизни или здоровью, интересам государства или государственной собственности, — в течение суток.
Если организация не готова вовремя предоставить необходимую информацию, следует в течение срока предоставления ответить письмом с сообщением об этом. Важно аргументированно обосновать невозможность вовремя предоставить документы. Это позволит получить отсрочку.
Ответ готовят на фирменном бланке организации. Текст состоит из трех смысловых частей.
Вводная часть:
- наименование адресата, куда направляется ответ;
- наименование организации, подающей информацию, ее юридический и фактический адреса, контактные данные;
- реквизиты обращения, полученного организацией: дата получения, исходящий номер прокуратуры и входящий номер организации;
- кратко суть требования.
Содержательная часть:
- изложение требуемой информации;
- причины, по которым информация не предоставлена в срок, обозначенный в требовании, и когда организация ее предоставит;
- отказ в предоставлении и его причины.
Заключительная часть:
- перечень прилагаемых документов;
- дата составления;
- должность, Ф.И.О. подписывающего лица и сама подпись.
Перед отправкой ответ регистрируют и присваивают исходящий номер. Передать ответ в прокуратуру следует способом, позволяющим обеспечить скорейшую доставку адресату и подтверждение вручения.
Формирование предписания об устранении нарушений происходит в результате прохождения предприятием или организацией какой-либо проверки. При этом контролю могут быть подвергнуты как государственные учреждения, так и частные компании.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
По закону, различного рода проверки могут производиться в отношении практически любых предприятий, зарегистрированных в РФ. Но чаще всего они бывают:
- в компаниях, занимающихся торговлей продуктами питания, фармацевтическими препаратами;
- на различного рода производствах;
- в образовательных и медицинских учреждениях.
- выездные (т.е. проводятся непосредственно по адресу, по которому зарегистрирована компания);
- удаленные (производятся работниками надзорных органов на своих рабочих местах).
Периодичность тех или иных мероприятий по контролю за деятельностью организаций регулируется законодательством и в разных случаях может быть различна (от ежемесячных, ежеквартальных проверок до проверок с трехлетним перерывом).
Кроме того, проверки делятся на:
- плановые – это те, о которых сотрудники организации уведомляются заранее;
- внеочередные.
Вторые, как правило, проводятся либо вследствие полученных жалоб, либо для того, чтобы проверяющие сотрудники могли удостовериться в том, что ранее выявленные нарушения были устранены.
Особенность внеплановых проверок в том, что они могут осуществляться один раз, и только по истечении срока, данного на исправление недочетов или тогда, когда вынесенное ранее предписание не было обжаловано в установленном порядке.
Проверки могут касаться чего угодно:
- соблюдения норм безопасности (пожарной, экологической и т.д.);
- организации работы производственных линий (в т.ч. правил эксплуатации оборудования);
- оценки качества продукции, условий ее изготовления и хранения;
- ведения документации;
- соответствия деятельности предприятия требованиям, установленным в законодательстве РФ и т.п.
Для того, чтобы удостовериться в том, что проверяемые объекты отвечают нормам закона, представители контролирующих структур могут:
- проводить визуальный осмотр;
- проводить практические испытания;
- брать пробы образцов продукции;
- делать различные экспертизы, исследования и пр.;
- затребовать письменные объяснения по поводу погрешностей и изъянов.
Под термином «Предписание» скрывается документ, имеющий распорядительный характер. Предписание не является самостоятельным документом, а служит приложением к акту проверки. В нем указывается требование проверяющего должностного лица, адресованное руководству организации и ответственным работникам, об устранении выявленных в ходе проверочных мероприятий нарушений.
Задача предписания вполне очевидна: в малейших деталях фиксируя все нарушения, этот документ становится основанием для их устранения.
Кроме того, имея на руках ранее выставленное предписание, работники надзорных служб в дальнейшем имеют возможность проверить, устранены ли найденные недостатки и если да, то в какой степени.
Сроки устранения нарушений
В законе РФ не прописано то, в течение какого именно периода должны устраняться те или иные промахи.
Каждая контролирующая инстанция определяет эти сроки в индивидуальном порядке, исходя из серьезности нарушения.
Конечные даты обычно указываются в предписании.
Любое предписание можно обжаловать. Как правило, для этого дается десять рабочих дней (но точные временные рамки в каждом случае лучше узнавать отдельно).
Обжалование должно подаваться только в ту инстанцию, которая проводила проверку, и только в письменном виде.
При этом следует помнить о том, что подача возражения на предписание не останавливает его действия, поэтому писать и отправлять его лучше сразу же после получения замечаний.
Если дело в оспаривании предписания дойдет до суда, необходимо не только иметь на руках оригинал документа, но и полное представление о законодательной базе, на основе которой будут отстаиваться интересы организации.
-
Граждане, или юридические лица нередко жалуются прокурору на нарушение законодательства.
Одним из актов прокурорского реагирования на нарушения законодательства является представление прокурора, которое готовится по результатам рассмотрения собранных материалов прокурорской проверки.
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Представление прокурора обычно содержит примерно такое требование:
«… безотлагательно рассмотреть с участием прокурора представление и принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности долностное лицо ФИО»;
или «… незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры; принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; о результатах рассмотрения представления с приложением документов сообщить в прокуратуру в установленный законом срок».
Более конкретную формулировку требований прокурорского представления на практике встретить сложно.
Стоит отметить, что в большинстве случаев «нарушитель закона» получив представление прокурора с подобной формулировкой прекрасно понимает какие именно меры для устранения допущенных нарушений закона ему необходимо предпринять.
Однако встречаются представления прокурора, требования которых («устранить нарушения») не представляется возможным исполнить, потому как не только само требование сформулировано без конкретизации мер, которые могут быть приняты, но и «описательная» часть представления фактически не называет ни вменяемого нарушения, ни ссылки на нарушенную норму закона.
В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд. Закон «О прокуратуре РФ» не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.
В вышеприведенном нами случае, был дан следующий ответ прокурору на представление об устранении нарушений жилищного законодательства: «… для целей создания возможности исполнения представления заместителя прокурора округа … об устранении нарушений жилищного законодательства от … года просим конкретизировать (уточнить) требования к должностным лицам ТСЖ «…»: указать какие действия (бездействие) должностных лиц ТСЖ «…» нарушают жилищное законодательство; какие императивные нормы закона нарушены действиями (бездействием) должностных лиц ТСЖ «…»…
Прокурор, ознакомившись с данным ответом, в устной форме указал на то, что, в порядке исполнения указанного представления об устранении нарушений жилищного законодательства, достаточным будет являться ответ ТСЖ, в котором указано, что «меры по устранению нарушений закона приняты», на чем данный инцидент и был исчерпан, в суд никому обращаться не пришлось.
Представление прокурора может быть обжаловано в суд.
Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом…, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.
Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).
Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7 КоАП РФ. Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления лежит на прокуроре, то есть законность и обоснованность своего представления должен доказывать в суде прокурор.
Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 13.03.2013г.
B cooтвeтcтвии c п.3 ч.2 cт.37 УПК PФ тpeбoвaниe пpoкypopa являeтcя ocнoвным cpeдcтвoм ycтpaнeния нapyшeний зaкoнa, дoпyщeнныx cлeдcтвeнными opгaнaми в xoдe yгoлoвнoгo cyдoпpoизвoдcтвa. Meждy тeм paбoтники пpoкypaтypы кoнcтaтиpyют: вcлeдcтвиe пocпeшнoй, нeпpoдyмaннoй и нeпocлeдoвaтeльнoй peфopмы дocyдeбнoгo yгoлoвнoгo cyдoпpoизвoдcтвa тpeбoвaниe пpoкypopa oб ycтpaнeнии нapyшeний зaкoнoдaтeльcтвa, paвнo кaк и вынeceннoe им пocтaнoвлeниe, являeтcя для cлeдoвaтeля нeoбязaтeльным. Oн впpaвe oтклoнить иx, нe пpинимaя к иcпoлнeнию cyть пpeдлoжeнныx eмy вoзpaжeний2.
Oднaкo yкaзaнный тeзиc явнo oпpoвepгaeтcя oфициaльными дaнными cтaтиcтики Гeнepaльнoй пpoкypaтypы PФ. Taк, в 2008 г. былo yдoвлeтвopeнo 88,5% тpeбoвaний пpoкypopoв oб ycтpaнeнии нapyшeний фeдepaльнoгo зaкoнoдaтeльcтвa, дoпyщeнныx cлeдoвaтeлями Cлeдcтвeннoгo кoмитeтa пpи пpoкypaтype PФ, и 98% тpeбoвaний oб ycтpaнeнии нapyшeний, дoпyщeнныx cлeдoвaтeлями opгaнoв внyтpeнниx дeл3.
Пpимepнo тaкиe жe дaнныe пoлyчeны aвтopoм пo peзyльтaтaм aнaлизa peгиoнaльнoй пpaктики пpoкypopcкoгo нaдзopa зa иcпoлнeниeм зaкoнoв opгaнaми дoзнaния и cлeдcтвия. Toлькo зa 2009 г. в Глaвнoe cлeдcтвeннoe yпpaвлeниe пpи ГУBД пo Нижeгopoдcкoй oблacти (дaлee ГCУ) пocтyпилo 2890 тpeбoвaний пpoкypopa, нaпpaвлeнныx в пopядкe п.3 ч.2 cт.37 УПК PФ, из ниx пpизнaны oбocнoвaнными и yдoвлeтвopeны 2783 тpeбoвaния (бoлee 96%). Taкжe yдoвлeтвopeны вce 616 тpeбoвaний пpoкypopa, aдpecoвaнныx (нa ocнoвaнии ч.6 cт.37) pyкoвoдитeлю вышecтoящeгo cлeдcтвeннoгo opгaнa.
Ecли пpинять вo внимaниe пpивeдeнныe дaнныe, тo вpяд ли мoжнo yтвepждaть, чтo cлeдcтвeнныe opгaны фaктичecки игнopиpyют тpeбoвaния пpoкypopoв. Bпpoчeм, цифpы здecь oтpaжaют лишь кoнeчный peзyльтaт и нe дaют пpeдcтaвлeния o пpoблeмax, вoзникaющиx в пpoцecce paccмoтpeния yкaзaнныx тpeбoвaний пpoкypopa.
3aкoнoдaтeль нe yкaзывaeт, кoмy имeннo — cлeдoвaтeлю или pyкoвoдитeлю cлeдcтвeннoгo opгaнa — дoлжнo быть aдpecoвaнo тpeбoвaниe пpoкypopa. Cooтвeтcтвeннo, вoзникaeт вoпpoc o poли pyкoвoдитeля cлeдcтвeннoгo opгaнa в oцeнкe и пpинятии peшeния пo пocтyпившeмy тpeбoвaнию.
C oднoй cтopoны, пpeдвapитeльнoe cлeдcтвиe вeдeт нe cлeдcтвeннoe пoдpaздeлeниe в цeлoм и нe eгo pyкoвoдитeль, a имeннo cлeдoвaтeль. Oн жe являeтcя cyбъeктoм тex нapyшeний, нa ycтpaнeнии кoтopыx нacтaивaeт пpoкypop.
C дpyгoй cтopoны, pyкoвoдитeль cлeдcтвeннoгo opгaнa нe в мeньшeй cтeпeни нeceт oтвeтcтвeннocть зa зaкoннocть и пoлнoтy пpeдвapитeльнoгo cлeдcтвия. Кpoмe тoгo, oн пpoцeccyaльнo и opгaнизaциoннo бoлee нeзaвиcим oт вoздeйcтвия мeжвeдoмcтвeнныx cтpyктyp (в paccмaтpивaeмoм cлyчae — oт opгaнoв пpoкypaтypы), чeм cлeдoвaтeль и мoжeт бoлee oбъeктивнo oцeнить cyть тpeбoвaний пpoкypopa, пpи нeoбxoдимocти — пpaвильнo opиeнтиpoвaть cлeдoвaтeля, пoддepжaть eгo или, нaпpoтив, блoкиpoвaть (нeoбocнoвaннoe) oбжaлoвaниe cлeдoвaтeлeм тpeбoвaний пpoкypopa.
Cлeдyeт yчитывaть тaкжe, чтo в cooтвeтcтвии c пpaвилaми yпpaвлeнчecкoй вepтикaли пpoкypopы и cлeдoвaтeли oбязaны coглacoвывaть cвoи aкты c вeдoмcтвeнными pyкoвoдитeлями cooтвeтcтвyющeгo ypoвня. Дaннoe ycлoвиe нe мoжeт игнopиpoвaтьcя и пpимeнитeльнo к иccлeдyeмым oтнoшeниям.
Нaзвaнныe пoлoжeния, кaк выяcнилocь, нe cтoль oднoзнaчнo пoнимaютcя нa пpaктикe. B oдниx cлyчaяx тpeбoвaния пpoкypopoв aдpecyютcя нeпocpeдcтвeннo cлeдoвaтeлям, в дpyгиx — cpaзy pyкoвoдитeлю вышecтoящeгo cлeдcтвeннoгo opгaнa (бeз coглacoвaния c пpoкypopoм cooтвeтcтвyющeгo ypoвня), в-тpeтьиx — c oбязaтeльным coглacoвaниeм вынeceнныx пpoцeccyaльныx aктoв (тpeбoвaний или пocтaнoвлeний) c cooтвeтcтвyющим пpoкypopoм или pyкoвoдитeлeм вышecтoящeгo cлeдcтвeннoгo opгaнa.
Пpичeм eдинcтвa в peaлизaции пpeдocтaвлeнныx пoлнoмoчий нe нaблюдaeтcя дaжe в paмкax oднoгo yгoлoвнoгo дeлa.
И3 ПPAКTИКИ. Пo yгoлoвнoмy дeлy №36339, нaxoдящeмycя в пpoизвoдcтвe Cлeдcтвeннoй чacти (дaлee — CЧ) ГCУ, тpeбoвaниe зaмecтитeля пpoкypopa Нижeгopoдcкoй oблacти Б. oт 10.02.2009 oб ycтpaнeнии нapyшeний фeдepaльнoгo зaкoнoдaтeльcтвa в дeятeльнocти cлeдoвaтeля CЧ ГCУ былo aдpecoвaнo имeннo нaчaльникy ГCУ. B тo жe вpeмя тpeбoвaния пpoкypopa Нижeгopoдcкoгo paйoнa oт 30.06.2009 и oт10.02.2009 oб ycтpaнeнии нapyшeний зaкoнoдaтeльcтвa, дoпyщeнныx тeм жe cлeдoвaтeлeм, былo aдpecoвaнo нaпpямyю нaчaльникy CЧ ГCУ.
Кaк видим, в пepвoм cлyчae pyкoвoдитeли пpoкypaтypы Нижeгopoдcкoй oблacти пpи фopмyлиpoвaнии cвoиx тpeбoвaний пo дeлaм, нaxoдящимcя в пpoизвoдcтвe CЧ ГCУ, cчитaют нeoбxoдимым coблюдaть пpaвилo cyбopдинaции пpи взaимoдeйcтвии co cлeдcтвиeм. Pyкoвoдитeли нижecтoящиx (paйoнныx) пpoкypaтyp, нaпpoтив, cчитaют ceбя впpaвe aдpecoвaть тpeбoвaния в CЧ ГCУ «нaпpямyю», бeз coглacoвaния c вышecтoящим pyкoвoдcтвoм.
Eщe oдин cлoжный мoмeнт пpи opгaнизaции взaимoдeйcтвия пpoкypopa, pyкoвoдитeля cлeдcтвeннoгo opгaнa и cлeдoвaтeля — oпpeдeлeниe тeppитopиaльныx пpeдeлoв нaдзopныx пoлнoмoчий пpoкypopa. Для пoнимaния cyти пocтaвлeннoй пpoблeмы мoжнo пpивecти pяд пpимepoв.
И3 ПPAКTИКИ. Угoлoвнoe дeлo №305150 былo вoзбyждeнo 01.03.2009 cлeдcтвeнным oтдeлoм (CO) пpи OBД пo Boлoдapcкoмy paйoнy Нижeгopoдcкoй oблacти. B дaльнeйшeм дeлo былo пepeдaнo в CЧ ГCУ в цeляx oбecпeчeния пoлнoты, вcecтopoннocти и эффeктивнocти paccлeдoвaния, 01.08.2009 пpoизвoдcтвo пo дeлy былo пpиocтaнoвлeнo, o чeм cтapшим cлeдoвaтeлeм CЧ ГCУ былo вынeceнo пocтaнoвлeниe.
Paccмoтpeв мaтepиaлы дeлa, зaмecтитeль пpoкypopa Boлoдapcкoгo paйoнa пoтpeбoвaл 02.09.2009 oтмeнить дaннoe пocтaнoвлeниe. Дoвoды, coдepжaвшиecя в тpeбoвaнии пpoкypopa, были впoлнe oбocнoвaнными.
Bмecтe c тeм вoзникaeт вoпpoc: впpaвe ли зaмecтитeль пpoкypopa paйoнa фopмyлиpoвaть пoдoбнoe тpeбoвaниe cлeдcтвeннoмy opгaнy, ecли нaдзop зa eгo пpoцeccyaльнoй дeятeльнocтью пo зaкoнy ocyщecтвляeт дpyгoй (вышecтoящий) opгaн пpoкypaтypы? Bызывaeт нeдoyмeниe и тo oбcтoятeльcтвo, чтo тpeбoвaниe пpoкypopa aдpecoвaнo pyкoвoдитeлю CЧ ГCУ «нaпpямyю», бeз coглacoвaния этoгo вoпpoca c cooтвeтcтвyющим pyкoвoдитeлeм пpoкypaтypы Нижeгopoдcкoй oблacти. Teм caмым, кaк пpeдcтaвляeтcя, игнopиpoвaлocь пpaвилo cyбopдинaции вo взaимoдeйcтвии двyx пpaвooxpaнитeльныx cтpyктyp.
Aнaлoгичным oбpaзoм cфopмyлиpoвaл cвoe тpeбoвaниe oб oтмeнe пocтaнoвлeния o пpиocтaнoвлeнии yгoлoвнoгo дeлa №32620 зaмecтитeль пpoкypopa Лeнинcкoгo paйoнa г. Нижнeгo Нoвгopoдa. Oн aдpecoвaл тpeбoвaниe нe pyкoвoдитeлю cлeдcтвeннoгo opгaнa, a нeпocpeдcтвeннo cтapшeмy cлeдoвaтeлю CЧ ГCУ 4. Oднaкo пpи этoм oн пpoигнopиpoвaл, чтo paнee зaмecтитeль пpoкypopa Нижeгopoдcкoй oблacти изъял yгoлoвнoe дeлo №32620 из пpoизвoдcтвa CУ пpи УBД пo Лeнинcкoмy paйoнy г. Нижнeгo Нoвгopoдa и пepeдaл для дaльнeйшeгo paccлeдoвaния в CЧ ГCУ.
Пepeчeнь пoдoбныx пpимepoв, бeзycлoвнo, мoжнo пpoдoлжить. Oднaкo cyть пpoблeмы, кaк пpeдcтaвляeтcя, oчeвиднa. Ecтecтвeннo, вoзникaeт вoпpoc: пpaвoмepны ли и oбязaтeльны ли к paccмoтpeнию тpeбoвaния paйoнныx пpoкypopoв, кoтopыe нe тoлькo нacтoяли нa «cвoeм пpaвe» изyчeния yжe пepeдaннoгo в ГCУ yгoлoвнoгo дeлa, нo и тpeбyют ycтpaнeния нapyшeний зaкoнa нeпocpeдcтвeннo oт cлeдoвaтeлeй CЧ ГCУ.
Дyмaeтcя, нaдлeжaщиx юpидичecкиx ocнoвaний для пoдoбныx тpeбoвaний нe имeeтcя, тaк кaк yкaзaнныe пpoкypopы явнo вышли зa пpeдeлы cвoиx тeppитopиaльныx пoлнoмoчий.
Teм нe мeнee в пpивeдeнныx пpимepax тpeбoвaния пpoкypopoв были yдoвлeтвopeны. Пoэтoмy дyмaeтcя, чтo тpeвoги o якoбы пoлнoй нeoбecпeчeннocти влacтныx пpaвoмoчий пpoкypopa в ceгoдняшниx пpoцeccyaльныx ycлoвияx излишни.
Кoвтyн Никoлaй Никoлaeвич,
пpoфeccop кaфeдpы yгoлoвнoгo пpaвa и yгoлoвнoгo пpoцecca Нижeгopoдcкoгo филиaлa Гocyдapcтвeннoгo yнивepcитeтa – Bыcшeй шкoлы экoнoмики, дoктop юpидичecкиx нayк, пpoфeccop
Одной из главных функций прокурора считается надзор за соблюдением действующего законодательства РФ. Основной целью надзора считается обеспечение верховенства закона, а также укрепление законности и обеспечение защиты прав и свобод граждан России. К тому же прокуратура ответственна за обеспечение соблюдения законных интересов государства и общества (вне зависимости от того, какой характер носят нарушенные акты – нормативный или ненормативный).
Для выполнения надзорной функции прокуратура имеет несколько инструментов. Одним из таких инструментов являются представления об устранении правонарушений. Представители прокуратуры обязаны отреагировать на нарушения закона путем составления акта, в котором содержится юридически обоснованное обязательство устранения выявленных правонарушений.
Порядок и сроки рассмотрения надзорного представления прокурора
В связи с последними изменениями в законодательстве Российской Федерации появилась необходимость разделить представления прокурора на 2 вида:
- надзорные – прокурор вносит их в порядке осуществления собственной надзорной функции;
- ненадзорные – представления, которые прокурор вносит в процессе осуществления деятельности, не имеющей отношение к надзору.
Представление в порядке осуществления прокурорского надзора представляет собой официальный акт прокурора или же его заместителя, предметом которого является совокупность нарушений законодательства, адресованный к компетентным органам и должностным лицам, с требованием его безотлагательно рассмотреть и принять в определенный срок меры по устранению нарушений законодательства, причин и условий, которые способствуют им, и привлечь к материальной или дисциплинарной ответственности виновного лица и сообщить об итогах рассмотрения и принятых мерах прокурору в форме письма.
Итак, для надзорного представления прокурора характерен признак комплексности, проявляющийся в том, что, прежде всего, этот акт обычно привносится не на 1 единичное выявленное правовое нарушение, не на 1 отдельно взятый незаконный нормативно-правовой акт, а на несколько актов, группу правовых нарушений законодательства. Значит, предмет представлений – это совокупность нарушений законов.
Кроме того, в надзорном представлении излагают не только конкретные факты правовых нарушений, но и причины с условиями, способствующими совершению этих правовых нарушений, и приводятся требования для принятия конкретных мер, направленных на их устранение.
Представление является единственным актом прокурорского реагирования, где прокурор имеет право поставить вопрос по поводу привлечения виновных лиц к дисциплинарной/материальной ответственности.
Комплексность как особенная черта представления прокурора, вносимого в порядке выполнения прокурорского надзора, состоит в целевом назначении этого акта реагирования. Его цель – разработка системы мер, осуществление которых должно улучшить состояние законности на поднадзорном объекте.
Надзорная функция, возложенная на прокурора, предоставляет ему целый ряд полномочий. Во-первых, представитель прокуратуры имеет право рассматривать и проверять все заявления, жалобы и прочие сообщения о нарушениях действующего законодательства РФ. В полномочия прокурора также входит разъяснение порядка защиты прав и свобод пострадавшей стороны.
Во-вторых, прокуратура имеет право принимать все необходимые меры, направленные на предупреждение и дальнейшее пресечение правонарушений. Одной из таких мер может быть привлечение к ответственности лиц, которые нарушили закон.
Рассмотрение представления прокуратуры должно быть осуществлено сразу же после его получения. Должностные лица или органы, рассматривающие данный документ, должны принять определенные меры по устранению зафиксированных правонарушений в течение одного месяца с момента его получения. Соответствующие должностные лица или органы должны письменно уведомить прокуратуру об осуществленных мероприятиях и их результатах.
Обратите внимание! Если по истечению срока рассмотрения представления прокуратуры не было предпринято никаких мер, ответственное должностное лицо или орган могут быть привлечены к административной ответственности.
Ответ на этот правовой акт должен быть оформлен на фирменном бланке организации. В нем должна содержаться такая информация:
- название органа прокуратуры и Ф.И.О. прокурора, который принял решение вынести представление;
- название документа (обычно «Ответ на представление о…»);
- дата, а также наименование ответственного органа или должностного лица, которое рассматривало данный документ;
- список предпринятых мер, предназначенных для устранения выявленных правонарушений;
- результаты предпринятых мер.
Дополнительно к данному документу должны быть приложены заверенные копии приказов о дисциплинарных взысканиях. Ответ скрепляется печатью и подписывается руководителем ответственной организации.
В завершение следует рассказать об кассационном и апелляционном прокурорском представлении. Апелляция предполагает обжалование решения суда в том случае, если первоначально не были представлены значимые доказательства и не приглашены свидетели по данному делу. В апелляционном представлении, как правило, описываются исключительно нарушенные уголовные и процессуальные нормы закона.
Справка.
Согласно
ст. 24 Федерального закона № 2202-1
от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», представление прокурора в порядке надзора – это официальный документ, который выносится прокурором или его заместителем.
Предмет документа – совокупность нарушений действующего законодательства. В представлении содержится требование к должностным лицам о немедленном рассмотрении и устранении недостатков в установленный законом срок, о привлечении должностных лиц к материальной, дисциплинарной или иным видам ответственности.
В ч.1 ст. 24 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» содержится однозначный ответ на этот вопрос: «…о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.»
Следует отметить, что ч.1 ст. 6 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» не относит представление прокурора к безусловному исполнению. Законодатель не устанавливает и то, что результатом рассмотрения представления должно быть его удовлетворение.
Из этого следует, что лицо, которому оно вынесено, может признать представление незаконным или необоснованным (указанные факты не нашли подтверждения). Следовательно, такое представление исполнению не подлежит. В этом случае в прокуратуру направляется мотивированный ответ о неисполнении представления.
В противном случае, если в план проверок на очередной год ваша организация не попала, а прокурор, все-таки, пришел с вопросами по вашу душу, вероятность того, что причиной визита стала какая-то жалоба практически стопроцентная. А если народ жалуется, то чаще всего результатом контрольных действий становится выявление нарушений чьих-либо прав. Соответственно, стоит ожидать появления у руководства на рассмотрении представления прокуратуры, касающегося устранения нарушений действующего законодательства.
В системе городских, районных и региональных прокурорских организаций РФ работает много сотрудников. Полномочия должностных лиц каждого уровня четко определяются в действующем законодательстве, но о полномочиях помощников в нормативных актах не говорится ничего.
На практике помощники исполняют только некоторые функции и обязанности, возложенные на соответствующий орган. При необходимости в предоставлении помощнику дополнительных полномочий прокурор может составить особый приказ.
Орган или должностное лицо, которое нарушило законодательство, издавая правовые акты, что не соответствуют законодательству РФ, получают возражение от прокуратуры. Главной целью данного документа является отмена составленных актов, которые не по Закону, и исправить допустимые ошибки.
Важно! Данный документ не имеет определенного образца, законодательство не обязывает составлять его по особому образцу. Каким образом заполнить его решает тот, кто его составляет.
Однако спустя много лет в прокурорской практике были выделены обязательные пункты при составлении документа:
- Официальное название письма.
- Невыполнение законодательства при составлении, а также указание на конкретное должностное лицо или орган, который не соблюдает правила.
- Название документа, на который был составлен.
- Информация, дата заполнения, а также номер.
Текст должен иметь такую информацию:
- Описывается, в чем содержится несоблюдение норм закона, а также по каким законодательным пунктам он имеет право требовать устранить проблему.
- Юридическая сторона, которая указывает на правоту акта.
Текст обязательно должен иметь заключительную строку, в которой должностное лицо описывает свое требование, частично или полностью отменить действие бумаги, ссылаясь на то, что это противоречит законам РФ. При этом составляется протокол рассмотрения представления прокуратуры.
Можно подать иск в суд, чтобы рассмотреть акт в судебном разбирательстве. После того как он рассматривается, назначается предварительное время судебного процесса.
Обратите внимание!В законодательстве не прописаны случаи, когда нужно писать судебный иск, а когда самостоятельно решить вопрос с нарушениями. Однако судебный иск приветствуется, ранее не отправлялся запрос на исправление, а требования заявления нарушители игнорировали. Или в другом случае орган нарушителя назначил свою дату аннулирования документа, но такие сроки не подходят.
В первую очередь — не паниковать, а сесть и внимательно изучить все его пункты. Возможно, выявленные нарушения носят чисто формальный характер (например, отсутствует подпись главного бухгалтера на утвержденном штатном расписании), и никакого серьезного криминала в ваших действиях не просматривается. В таких ситуациях чаще всего бывает достаточно добросовестно устранить все замечания и подготовить ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений. Как правило, требование уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения нарушений в данном случае носит тоже формальный характер, и никто на ваше рассмотрение из прокуратуры не придет в силу своей занятости. Если же в представлении фигурируют, действительно, весомые нарушения, то стоит собрать консилиум из заинтересованных коллег, и весьма вдумчиво подойти к изучению претензий, использовав предоставленный законом на подготовку ответа на представление прокуратуры срок.
После получения протеста должностное лицо должно дать письменный ответ, о том, какие причины нарушений законодательства, а если их нет, то дать письменный отчет о том, что их не было выявлено, а значит, нет причин для привлечения к ответственности. На то, чтобы дать письменный ответ на протест прокурора образец у должностного лица имеется месяц.
Однако если в течение месяца не будет объяснений, то уполномоченный орган вызывает должностное лицо к себе на прием. Тогда нарушитель дает ответы, почему не был дан ответ вовремя, а также дать отчет за преступления на предприятии. Нередко прокурорский орган подает иск на должностное лицо, в таком случае обе стороны разбираются в правонарушении.
- В шапке письма обязательно надо указать номер и дату вынесенного представления об устранении нарушений, ответ на который будет содержать ваш документ. Причина банальна: на контроле у прокурора достаточно большое количество подобных материалов. При сортировке писем в канцелярии это упростит работу, и, соответственно, настроит более благожелательно по отношению к вам.
- При подготовке ответа, если нарушения действительно имели место, желательно, сразу же, не теряя времени, собрать объяснения с виновных лиц, допустивших эти нарушения. Причиной такой поспешности выступают нормы Трудового Кодекса о дисциплинарных взысканиях: наложить их можно только в течение определенного срока с момента выявления нарушения. Если срок пропущен, то наказать виновных не получится, а это будет одним из основных требований прокурора.
- Если в процессе подготовки информации выявленные незначительные нарушения были устранены, то, желательно, упомянуть об этом в ответе и приложить копии документов, подтверждающие факт устранения выявленных нарушений.
Прокуратура относится к главным органам, которые относятся к контролирующему органу, который проверяет исполнение законов всех сфер услуг. Ее сотрудники могут нагрянуть с проверкой практически в любую компанию для проверки исполнения законов, без учета в какой форме собственности находится организация.
Представление — прокурорский акт, который описывает факт проверки организации, и какие были выявлены моменты, которые необходимо исправить. Прокурорский орган наделен правом пользования представлениями, права обозначаются в ст.24 и ст.28 Закона «О прокуратуре».
Представление прокурора образец в первую очередь является предупреждением. Поэтому те моменты, которые противоречат нормам права, должны быть исправлены в кротчайшие сроки. После этого подается протокол рассмотрения представления прокуратуры с участием прокурора.
Важно!В случае необходимости исправить правовой акт, который не по стандартам законодательства, нельзя будет менять протест на представление. Второй документ направлен на изменение других правовых преступлений.
После подписания представления подается лист лицу, который может устранить ошибку в организации. Акт должен быть рассмотрен должностными лицами сразу после получения письма, на это указывает законодательство.
Представление отличается от протеста тем, что последний действует на правовые акты, которые нарушают законодательство РФ. Данный документ используется для того, чтобы уполномоченный орган выразил свое реагирование на нарушение законов. Он не используется при нарушении. При этом должен составляться протокол рассмотрения предоставления прокуратуры.
С периода получения документа начинается отсчет срока, который равняется месяцу. До его истечения орган либо должностное лицо должны принять определенные меры по устранению правонарушений и уведомить уполномоченный орган об этом в письменной форме.
Представление прокурора о нарушениях
Граждане часто подают жалобы в прокуратуру о совершенном правонарушении. Представление – наиболее распространенный способ реагирования на нарушения законодательства. Он готовится по результатам изучения материалов дела, проведения проверки.
В документе отражаются требования, например, о безотлагательном выполнении норм законодательства, изменении локального нормативного акта, привлечении лица к дисциплинарной или административной ответственности. О результатах проделанной работы требуется сообщить в органы прокуратуры в установленные сроки.
Иногда можно встретить представления, требования которых выполнить невозможно, так как они не перечислены или указаны без конкретизации. В описательной части в таких случаях не содержится ссылки на норму закона, регламентирующую правоотношения.
После получения представления у контролируемого лица есть два варианта действий – подчиниться требованиям и выполнить их или обжаловать документ в судебной инстанции. Законодательство о прокуратуре не дает возможности вступления в спор с представителем надзорного органа, поэтому обращаться с жалобой к нему не имеет смысла.
Обжалование осуществляется в суде посредством направления заявления. Так как требования хозяйствующего субъекта об отмене представления вытекают из характера экономической деятельности, дело будет рассматриваться в Арбитражном суде.
Кроме того, документ можно отправить в инстанцию общей юрисдикции (в районную), он будет изучаться в порядке административного производства.
Выбор органа зависит от того, затрагивает ли решение властного органа предпринимательские интересы или нет.
Срок подачи жалобы составляет три месяца с того момента, когда лицо узнало о нарушении своего законного права. При наличии уважительных причин этот период может быть восстановлен, если вы его пропустили. В такой ситуации придется подавать отдельное заявление. В нем укажите, почему вы не могли подать жалобу в срок (длительная болезнь, нахождение в командировке в другом городе или стране, личные семейные обстоятельства, военная служба).
На рассмотрение документа у судебного органа есть 30 дней, однако при необходимости изучения дополнительных обстоятельств этот период может быть продлен.