Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материальное стимулирование госслужащих в 2022 году постановление правительства РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Какое количество оружия может быть на руках граждан по новым правилам
33 0
-
Налоговые меры по преодолению последствий санкций
191 0
-
Многодетным семьям планируют давать землю бесплатно на новых правилах
20 0
-
Новый порядок возбуждения дел по налоговым преступлениям
26 0
-
«Клянусь быть честным и неподкупным!» Введут ли клятву для госслужащего?
Материальное стимулирование аппарата суда в 2022 вк
Территория России поделена на регионы и это провоцирует различия в методах трудовой оплаты, отраслевых процентах, районных коэффициентах, прибавках, прожиточной величине. В доминантных (в экономическом и социальном плане) областях заработок госслужащих значительно выше, чем в слабых регионах.
В итоге сегодня это привело к миграции специалистов в более благоприятные субъекты РФ и образовало дефицит кадров в бедных населенных пунктах.
Данную проблему было принято срочно решать, и поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ запланировано изменить систему трудового поощрения в бюджетной сфере.
Итак, в 2022 году вопрос взят на государственный контроль и принимаются такие меры, как:
- Поднятие заработных плат бюджетникам с подведением показателей к региональным среднемесячным значениям. Это же касается внутрирегионального выравнивания доходов, например, сельским врачам/учителям в Красноярском крае должны устанавливать базовый оклад на одном уровне с городскими специалистами.
- Установление федерального МРОТ и его применение в виде минимальной ставки для исчисления зарплат во всех регионах. При этом отсутствует право устанавливать его в меньшую сторону. Если раньше в субъектах самостоятельно принималось решение главами регионов и местным расчетным комитетом, то теперь цифра, озвученная уполномоченным федеральным органом, является закономерностью.
- Начисляется оклад в размере не менее 50% от полной суммы дохода федерального или муниципального работника. Приравнивается к шкале трудового рынка, с учетом данных, собранных по финансовым и статистическим отчетам государственных/частных компаний.
- Тарифная сетка расширяется и внедряется 18 разрядов компетенции, путем справедливой оценки профессионализма, степени ответственности, стажа, научного звания, дополнительных навыков.
Свежие новости о приросте к реальным доходам в текущем периоде порадовали специалистов госсектора. Ко всему прочему обновленная/новая система оплаты труда коснулась работников следующих должностей:
- медперсонала (врачей, старших и младших специалистов);
- сотрудников образовательной деятельности (педагогов, учителей, воспитателей);
- бюджетников культуры (артистов, режиссеров-постановщиков, актеров, деятелей искусства и т.д.)
Начнем с того, что с декабря 2021 года введен пилотный проект по применению новых правил начисления ЗП в 7 регионах. В этом числе – Белгородская, Омская, Тамбовская, Курганская, Оренбургская Республика, области и город Севастополь. (Постановления № 847 и № 1620 от 2021 года).
Также планируется в 2022 году эксперимент с педагогическими работниками госучреждений в Сахалинской, Белгородской, Кировской, Ярославской, Нижегородской областей и Республики Мордовия.
Целями введения пилотных проектов:
- Ожидается подведение должностных окладов к одному уровню, задача ставится снизить межрегиональные различия, приблизиться к доходам федеральных бюджетников.
- Руководители структур должны выставить предложения по совершенствованию зарплатной системы в своей области/крае.
- Разработка общих требований к начислению размеров ставок, компенсационных и стимулирующих (добавок, надбавок, премий).
- Должно быть исключено многообразие моделей по начислению и оплате ЗП бюджетникам (в частности педагогов и медицинских работников).
С 2021 – 2023 гг. должны быть выполнены: анализ применяемых систем, междурегиональное сравнение, справедливая оценка размеров окладов, устранение влияния руководителей и разработка новых моделей расчетов в регионах, принимающих участие в пилотных проектах.
Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.
По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году сократится на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.
По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих. «Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб. ежегодно», — объясняла Нестеренко.
Индексация зарплат, рост оклада служащих, МРОТ на 2022 в обзоре трудовых прав
Уже с 1 января 2022 года стало понятно, что Правительство РФ сдержало обещание.
Например, в федеральных министерствах специалист-эксперт ранее имел должностной оклад в размере 2 600 рублей, а ежемесячное денежное поощрение на этой должности составляло 2,5 оклада, то есть 6 500 рублей. Теперь базовый должностной оклад составит 14 658 рублей, а размер денежного поощрения — 0,9 оклада (13 192 рубля).
В свою очередь, ставка должностного оклада у заместителя федерального министра выросла с 5 650 до 31 845 рублей (коэффициент денежного поощрения при этом снижен с 10,5 до 3,5 оклада).
Специалист 1-го разряда в аппаратах нижней и верхней палат парламента РФ ранее имел оклад 2 200 рублей и денежное поощрение в размере 2,5 оклада (5 500 рублей), а теперь — оклад 12 405 рублей и денежное поощрение в размере 0,9 оклада.
Аналогичным образом меняются оклады и структура денежного довольствия и для других должностей федеральной государственной гражданской службы в различных ведомствах.
Для чиновников центральных аппаратов ежемесячные и иные выплаты будут осуществляться по нормам данного указа с 1 января 2022 года, для госслужащих территориальных подразделений федеральных органов власти, аппаратов судов и представительств РФ за рубежом — с 1 января 2023 года.
Как отмечалось в пояснительной записке к принятому закону о совершенствовании системы оплаты труда в этой сфере, планируемые меры будут исполнены в том числе за счет средств, полученных в результате оптимизации структуры и сокращения численности госслужащих.
Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.
Госслужащим называют работника государственной службы, занимающегося определенными задачами управления. Обеспечение его деятельности устанавливается законодательством и осуществляется за счет федеральных средств.
Финансовое обеспечение и деятельность госслужб регулирует ФЗ №58 от 27.05.2003, ФЗ №53 от 28.03. 1998, ФЗ %79 от 27.07.2004, Указ Президента №1574 от 31.12.2005 и различные нормативы и законы, касающиеся функционирования отдельных служб.
Перечень лиц, которых относят к государственным служащим, оговорен в законе о системе госслужбы (ФЗ №58). Службы, относящиеся к государственным:
- Гражданская государственная. Сотрудники обеспечивают исполнение полномочий государственных органов на федеральном уровне. Государственные должности устанавливает Конституция РФ.
- Военная. Представляет собой особый вид профессиональной деятельности граждан, обеспечивающий защиту и оборону государства.
- Другие (иные) виды. Статус госслужащего предоставляется различным категориям работников федеральных органов власти.
Последнее повышение окладов государственных чиновников было в 2020 году — с 1 октября оклад по должности вырос на 3%. На пленарном заседании Госдумы 25 ноября 2020 года был принят законопроект, согласно которому индексация окладов госслужащих приостановлена до 1 января 2022 года. Зарплат чиновников регионального уровня он не касается — индексацию устанавливают региональные власти.
Принятие такого решения связано с критическим падением бюджетных доходов в 2020 году и большими затратами на антикризисные меры, связанные с пандемией. Предполагается, что дефицит бюджета сохранится до 2023 года. На переносе зарплатных реформ чиновников правительство сэкономит около 200 млрд рублей. В 2023 году планируется вернуться к индексации окладов при условии сокращения числа госслужащих.
Подписаны указы о совершенствовании оплаты труда федеральных госслужащих
ПРИКАЗ
от 21 сентября 2017 года N 472
Об утверждении Положения о порядке выплаты премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи и единовременного поощрения федеральным государственным гражданским служащим, а также работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации
Положение о порядке выплаты премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи и единовременного поощрения федеральным государственным гражданским служащим, а также работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации
3. Выплата премий гражданским служащим производится за выполнение особо важных и сложных заданий (работникам — по результатам работы) в целях их поощрения за результаты профессиональной служебной деятельности (работы) и исполнение должностных регламентов (трудовых договоров), в том числе в рамках реализации приоритетных и ведомственных проектов (программ), а также повышения эффективности деятельности гражданских служащих и работников и уровня ответственности за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
4. В качестве расчетного периода для премирования гражданских служащих и работников применяется месяц, квартал и год. Премирование гражданских служащих и работников может производиться и в иные сроки, которые устанавливаются Министром экономического развития Российской Федерации (далее — Министр).
5. Премирование гражданских служащих и работников Министерства производится по решению Министра и на основании приказа Министерства.
6. Выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий (по результатам работы) производится конкретному гражданскому служащему (работнику) исходя из результатов его деятельности и максимальными размерами не ограничивается.
7. При определении размера премии учитываются:
а) успешное выполнение особо важных и сложных заданий;
б) качественное исполнение должностных регламентов (трудовых договоров) и поручений руководства с учетом обеспечения задач и функций Министерства;
в) участие в подготовке и организации крупных, социально значимых проектов (программ) в установленной сфере деятельности;
г) оперативность и профессионализм гражданского служащего и работника в решении вопросов, входящих в его компетенцию;
д) соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и служебного (трудового) распорядка Министерства.
8. Для выплаты премии за квартал (год) Финансовый департамент рассчитывает размер премиального фонда за расчетный период по Министерству и по каждому структурному подразделению Министерства исходя из его фактической численности (без учета должности руководителя) и средней суммы премиального фонда на одну штатную единицу, сложившейся в целом по Министерству.
9. Премиальные фонды, утвержденные Министром, доводятся Финансовым департаментом до соответствующих структурных подразделений Министерства.
10. Руководители структурных подразделений Министерства издают распоряжение, в котором указывают индивидуальный размер премии каждого гражданского служащего и работника, и после согласования с курирующим заместителем Министра направляют его в Финансовый департамент.
11. Гражданские служащие и работники, поступившие на государственную гражданскую службу (принятые на работу) в Министерство в течение расчетного периода, оформившие отпуск по уходу за ребенком или уволенные в этот период в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в Министерстве (сокращением штата), с выходом на государственную пенсию за выслугу лет (пенсию), переводом, призывом на военную службу и в случаях увольнения по инициативе гражданского служащего и работника, премируются по решению руководителя структурного подразделения Министерства на общих основаниях в порядке, установленном настоящим Положением.
12. Фонд премирования, выделенный структурному подразделению Министерства на соответствующий расчетный период, может быть использован на премирование как в полном объеме, так и частично. Неиспользованная часть фонда премирования сохраняется за структурным подразделением Министерства и учитывается в последующих расчетных периодах премирования.
Неиспользованный фонд премирования структурного подразделения Министерства по состоянию на 10 декабря текущего года перераспределяется решением Министра.
13. Размеры премий заместителей Министра, помощников и советников Министра, руководителей структурных подразделений Министерства определяются Министром исходя из подведения итогов работы Министерства по соответствующему направлению деятельности.
Премирование руководителей структурных подразделений Министерства производится по представлению курирующих заместителей Министра.
Премирование заместителей Министра, помощников и советников Министра, руководителей структурных подразделений Министерства оформляется приказом Министерства.
Зарплаты налоговикам и других госслужащих сейчас зависят от состояния регионального бюджета. Федеральным бюджетникам оклад устанавливается централизованно – это касается медицинских и научных сфер, ВУЗов, театров и музеев. Доходами учителей, медиков и других похожих должностей управляют местные власти, также конкретные учреждения. Выходит, достаток людей зависит от места их проживания.
Расчет зарплаты и пособий по-прежнему будет происходить на основе прожиточного минимума (федеральный – 12 654 рубля) и регионального МРОТ (ФЗ-82). Регионы вправе самостоятельно выбирать минималку, главное, выше федеральных значений – 13 890 рублей. При отсутствии региональной, берется федеральный МРОТ. Тогда при его повышении в России увеличатся оклады работников.
Для госслужащих изменят правила оплаты труда и премирования
Какая зарплата будет после индексации?
Зависит от текущего оклада, т.к. повышение осуществляется в % соотношении и происходит ежегодно. Имеет значение региональный коэффициент, устанавливаемый местными властями индивидуально.
Кто решает, насколько увеличить оклад?
До принятия ФЗ-362 финансовые доходы служащих зависели от решения их начальства. Например, медики ориентировались на главврача. Теперь повышение зарплат — это ответственность Правительства. Оно будет регулировать оклады и текущие ставки, рассчитывать компенсации и премии. Реформа поэтапная, до наступления 2025 года.
Индексация зарплаты должна быть гарантирована всем гражданам, работающим по трудовому договору, поскольку она сама по себе является государственной гарантией по оплате труда.
Правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что её механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора.
Цены в магазинах постоянно растут. Чтобы поддерживать покупательную способность и средние реальные доходы людей, работодатели должны регулярно повышать зарплату работников — это и называется индексацией зарплат. Индексация — одна из основных государственных гарантий по оплате труда.
Законодательство об индексации зарплаты
По сути, оно сводится к одной статье трудового кодекса. В ней говорится, что повышение реального уровня зарплаты обеспечивается путем ее индексации, которая проводится:
- в бюджетной сфере — в порядке, установленном ТК РФ и иными нормативными правовыми актами;
- в коммерческом секторе — так, как установлено коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.
Кроме того, в большинстве действующих федеральных отраслевых соглашений прописана обязанность работодателей проводить индексацию зарплат.
В чем отличие повышения окладов от индексации зарплаты?
Как правило, работодатель повышает оклады по своему усмотрению — например, отдельным сотрудникам, а не всему персоналу — и если позволяют финансовые возможности компании.
Индексация — это гарантия по оплате труда. Она должна проводиться независимо от желания работодателя и в отношении всех лиц, которые работают по трудовому договору. Об этом не раз говорил Конституционный суд в своих решениях.
Проще говоря, индексация зарплат — обязанность работодателя, а повышение окладов — его право.
Между тем Верховный суд считает, что индексация — это всего лишь один из способов обеспечить реальное повышение уровня зарплаты. Поэтому если работодатель просто периодически увеличивает должностные оклады работников или выплачивает им премии, он выполняет требования трудового кодекса об индексации и дополнительно индексировать зарплату не должен. Но есть важный момент: в таком случае в локальном акте работодателя прямо должно быть прописано, что увеличение окладов и/или выплата премий приравниваются к индексации. Это тоже сказал Верховный Суд.
Суды уже взяли эту позицию на вооружение. Такая практика есть, например, в Мосгорсуде и в Самарском облсуде.
Минтруд полагает, что работодатель может сам определить, как индексировать зарплату сотрудникам — можно пропорционально увеличивать все выплаты, положенные работнику, или увеличивать только отдельные части, например, оклад.
Многие работодатели предпочитают индексировать оклад работника, установленный в твердой сумме — то есть в абсолютных значениях. В этом случае различные доплаты, надбавки и премии установленные в процентах от оклада, можно не индексировать. Ведь после индексации оклада названные выплаты будут рассчитываться от уже проиндексированной суммы.
Если эти выплаты установлены в твердых суммах, следует проиндексировать все вместе, чтобы не было реального снижения уровня зарплаты. Но работодатели, которые не относятся к бюджетной сфере, сами вольны определять в том числе и то, какие составные части зарплаты индексировать, а какие нет.
Проводить у себя индексацию должны все работодатели без исключения. Поскольку эта гарантия предусмотрена законом, они не вправе лишать ее работников и уклоняться от того, чтобы устанавливать у себя порядок индексации и следовать ему. Это позиция Конституционного суда.
Увеличение зарплаты бюджетникам пройдет в несколько этапов в наступившем 2022 году. Заработные платы повысят по нескольким причинам.
Это и увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ), а также плановая индексация на величину инфляции.
Также зарплаты бюджетников в ряде регионов будут увеличены на основании указов Путина до уровня среднего дохода по каждому региону.
В 2022 году «минималка» вырастет до 13 890 рублей, что равно увеличению на 8,6 процента.
Ежегодная индексация в соответствии со статьей 130 Трудового Кодекса. Данный коэффициент напрямую привязан к ежегодному уровню инфляции. В этом году она составила 8,39%.
Указы, изданные Президентом в мае, обязывают государственные органы повысить зарплату бюджетников до уровня среднего дохода по каждому региону.
В Правительстве не собираются останавливаться на перечисленных мерах. Также запланирован переход на новую систему оплаты труда, которая будет единой для всех отраслей государственного сектора. На данный момент госслужащие имеют доход, зависящий от бюджета региона, где они работают.
Бюджетники, задействованные на федеральном уровне, получают оклады, установленные централизованно. Лишь в некоторых случаях отдельные учреждения самостоятельно влияют на доходы работников.
Чтобы вернуть утраченную привлекательность госслужбы, в 2022 году правительство приняло решение планово повышать заработные платы в подконтрольных структурах. Также начинает функционировать новая система оплаты труда, соответствующая нормам закона №362-ФЗ, принятого еще в 2020 году.
Поскольку у нас в законодательстве нет единого порядка индексации для работодателей коммерческой сферы, трудовой кодекс разрешает таким работодателям устанавливать свой собственный порядок.
При этом в качестве коэффициента индексации они вольны выбрать любой из следующих показателей:
Индекс потребительских цен. Он официально устанавливается как в целом по России, так и по конкретному региону. Его каждый месяц публикуют, соответственно, Росстат и его территориальные органы по субъектам РФ. Так, за 2021 год индекс потребительских цен в России составил 108,89%.
Прогнозируемый уровень инфляции в РФ. Как правило, он предусмотрен в законе о бюджете на ближайшие три года. Так, на на 2022 и 2023 годы запланирована инфляция в 4%, а по окончательным данным Росстата инфляция в России в 2021 году составила 8,39%.
Величина прожиточного минимума. С 2021 года прожиточный минимум устанавливается сразу на год, а не на квартал, как это было прежде.
Актуальные значения на 2022 год по категориям населения:
- на душу населения – 12 654 рубля;
- для трудоспособных, взрослых граждан – 13 794 рубля;
- для граждан, находящихся на пенсии – 10 883 рубля;
- для детей – 12 275 рублей.
Обратите внимание: все перечисленные величины не являются обязательными.
Для индексации зарплаты работодатель может выбрать и любой другой ориентир — главное, чтобы он учитывал рост стоимости жизни.
Если работодатель собрался установить у себя порядок индексации, ему нужно определиться со следующими моментами.
Какие выплаты индексируются, а какие нет. Например, можно индексировать оклады, но не индексировать премии в твердой сумме. Также работодатель вправе установить пороговую сумму, в пределах которой доходы сотрудников будут индексироваться в полном объеме. Вот как это можно сформулировать:
1.2.1. Индексации подлежат следующие выплаты сотрудникам:
- оклад в пределах суммы, не превышающей 35 000 Р;
- тарифные ставки;
- сдельные и повременные расценки.
1.2.2. Индексации не подлежат:
- часть оклада, превышающая 35 000 Р;
- доплаты, надбавки, премии, установленные в твердой сумме;
- заработок, сохраняемый за уволенными работниками на период
- трудоустройства в случаях, прямо предусмотренных трудовым законодательством.
Периодичность индексации. Ее можно проводить хоть каждый месяц. Но гораздо удобнее и целесообразнее делать это реже: раз в полугодие или ежегодно.
3.1. Индексация доходов сотрудников производится один раз в полугодие в соответствии с коэффициентом индексации.
Значение и расчет коэффициента индексации. Допустим, решено привязать индексацию к индексу роста потребительских цен в целом по РФ. Формулировка может быть такой:
3.2. Значение коэффициента индексации рассчитывается на основании официальных данных Росстата о росте индекса потребительских цен по России путем перемножения ежемесячных индексов за предыдущее полугодие. Полученный коэффициент применяется с 1 января и с 1 июля.
Увеличение зарплат госслужащим запланировано с 1 октября 2022, 2023 и 2024 годов. Именно такое предложение было внесено на рассмотрение в Госдуму. 4% — не такая уж и большая сумма. Но это лучше, чем ничего. Особенно, если учесть, что в 2021 году Министерство Финансов решило сэкономить и отказаться от индексации. В результате около 3 млрд рублей было направлено на другие нужды.
Произойдет ли повышение зарплаты госслужащим в 2022 году
В 2021 году зарплаты федеральных госслужащих отдельных служб стали выше. Изменения коснулись и других выплат:
- страховая пенсия неработающему пенсионеру — 6,3%;
- зарплата «майских» бюджетников (медики и учителя, о которых упоминалось в указах в мае) — 5-7%;
- социальные пенсионные выплаты — 3,4%;
- зарплата военнослужащим, полицейским, таможенникам, работникам ФСИН и т.д. — 3,7%.
Итак, обобщим. Госслужащим повысят зарплату в 2022 году на 4%. Почему именно на 4%? Это связано с прогнозируемым уровнем инфляции. При этом заработная плата работников других отраслей станет больше на 6,9%.
Получается, что на повышенный оклад могут рассчитывать военнослужащие, полицейские, сотрудники прокуратуры, те, кто работает в министерствах.
Если государство сможет справиться с дефицитом бюджета, а, как показал 2021 год, у него это хорошо получается, то повышение зарплаты госслужащим в 2022 году состоится. Все станет ясно после того, как будет принят бюджет.
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 16.02.2022) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.02.2022) «О ветеранах»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства РФ от 18.02.2022 N 291-р «О выделении бюджетных ассигнований в целях осуществления специальных социальных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 23.11.2020 N 1896»
- Распоряжение Правительства РФ от 18.02.2022 N 296-р «О выделении МЧС России в 2022 году бюджетных ассигнований для предоставления разовой финансовой помощи в форме иных межбюджетных трансфертов бюджету Ростовской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих на территории Украины, вынужденно покинувших территорию Украины и прибывших на территорию Российской Федерации (Ростовская область) в экстренном массовом порядке»
- Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 18.02.2022 N 5897.ФБ.77/2022 «О вступлении в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 2579»
- Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 N 200 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. N 1362»
- «Единый план первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии на I полугодие 2022 года по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 — 2023 годы»(утв. Правительством РФ 17.02.2022 N 1444п-П24)
- Постановление Правительства РФ от 07.09.2020 N 1362 (ред. от 17.02.2022) «О проведении Национального форума реабилитационной индустрии и универсального дизайна «Надежда на технологии»
- Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 17.02.2022 N 5672.ФБ.77/2022 «Методические рекомендации по определению в ИПРА нуждаемости в товарах и услугах, предоставляемых за счет средств материнского капитала»
- Приказ АНО НАРК от 17.02.2022 N 09/22-ПР «Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в электроэнергетике»
- Приказ АНО НАРК от 17.02.2022 N 10/22-ПР «Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в электроэнергетике»
- Приказ АНО НАРК от 17.02.2022 N 12/22-ПР «Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в сфере атомной энергии»
Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).
Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.
К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.
По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов».
Повышение зарплат бюджетников обусловлено тем, что ранее уровень выплат определялся региональными властями на основании МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в субъекте. Такая методика расчета приводила к тому, что зарплаты бюджетников в разных регионах значительно отличались. Чтобы выровнять этот дисбаланс, в ноябре 2020 года президент подписал указ о том, что регулированием зарплат бюджетников будет заниматься Кабинет министров, то есть основные вопросы будут решаться на федеральном уровне.
Реализация стратегии началась с законодательных изменений. Они включают ряд нормативных актов, регулирующих такие аспекты:
- Вопрос выплат теперь решается на федеральном уровне. На региональном — можно регулировать доплаты, премии для бюджетников.
- Расчет зарплат не основывается на региональном прожиточном минимуме, как было раньше. В настоящее время уровень оплаты должен быть не менее среднестатистического (медианного) показателя МРОТ по региону.
- Вводится дифференцированная оплата труда по категориям. Предусматривается 18 разрядов для госслужащих.
- Ежегодно повышается показатель МРОТ за счет индексации, в процентном отношении он превышает уровень инфляции.
- Разрабатываются отраслевые подзаконные акты, которые регулируют начисление выплат гражданам, в том числе бюджетникам.
- Совершенствуется расчетная система начисления заработных плат.
По поручению президента правительство разработало программу, которая предусматривает повышение оплаты труда бюджетников до 200%. Расчет будут делать, опираясь на показатель МРОТ в регионе.
В связи с тем, что в 2022 году планируют поднять показатель МРОТ в среднем по стране на 4,7% (13 393 руб.), автоматически на такой же процент вырастет минимальная зарплата у бюджетников. В 2023 году запланировано повышение МРОТ на 5,8%.
Предполагается:
- увеличение окладов, ставок;
- введение тарифных сеток по категориям;
- премии не ниже 5% от окладов;
- в общей сумме доплаты могут составлять 60-120%.
Каждый сотрудник бюджетной сферы может рассчитывать на материальную помощь (30% от оклада) и выделение средств на оздоровление (50%).
На зарплаты судей КС и ВС в 2022 году выделят 942 млн руб.
Судебная система – одна из самых масштабных в сфере власти, есть федеральные, региональные, местные подразделения. Заработанные платы могут отличаться в десятки раз. Все зависит от того, на каком уровне находится должность, человек может получать от МРОТ до полумиллиона рублей.
Но корреляция в соответствии с действующей индексацией доступна не всем. При повышении зарплаты в 2022 году учитывают:
- региональные коэффициенты;
- фиксированные выплаты;
- бонусы за определенные заслуги;
- доплаты за квалификацию;
- надбавки;
- премии.
Проблемы в государственном бюджете, как свидетельствуют последние новости о повышение зарплаты аппарату суда в 2022 году, в России присутствовали всегда. Но единственный способ, который позволяет повышать зарплаты – это индексации.
Больше каким-то образом повлиять на эту сферу практически невозможно. Уровень инфляции из года в год коррелирует доходы бюджетников, и это создает определенные проблемы. На 2022 год она также запланирована и составит не более 4,9 %.
Недавно в средствах массовой информации стали появляться новости, якобы от Министерства Финансов о том, что в 2022 году будут продолжаться сокращения работников государственных институтов власти. Ранее заявляли, что в планы входит сокращение на 5 % работников региональных органов власти.
Но вряд ли попадут ли в эту категорию сотрудники судебных инстанций. Можно считать последние новости о повышение зарплаты аппарату суда в 2022 году в России довольно приятными по сравнению с теми, которые сообщают о сокращении. На фоне постоянной нехватки кадров в судах можно не только не ожидать уменьшения числа сотрудников, но и рассчитывать на стимулирующие меры.
- законодательной деятельности (сенаторы, депутаты различных собраний);
- исполнительных служб (работники аппарата Президента, мэрий городов, таможни, министерств Российской Федерации, налоговых, миграционных и пограничных служб, сотрудники Роструда, Росреестра, Роспотребнадзора);
- судебного производства (суды всех инстанций, прокурорские работники).
Реформа системы трудовой оплаты также коснется корректировок в части окладов и премиальных доплат. Планируется увеличивать основную зарплату (оклады) и снижать ряд прибавочных выплат, в первую очередь премиальных. Также рассматривается вопрос унификации заработной оплаты служащих одинаковых должностей, но работающих в разных государственных учреждениях. Их оклады и выплаты предлагается выравнивать, чтобы не создавать приоритетность каких-либо ведомств, поскольку сегодня наблюдается серьезный перекос ставок. Так, средняя зарплата в администрации Президента и центральном аппарате Правительства составляет около 220 тысяч рублей, а в Министерстве финансов не достигает и 140 тысяч.
Царьград ранее также спрашивал у самих депутатов, из чего складываются их пенсии и каковы их зарплаты. Депутат Госдумы Сергей Катасонов заверил, что тайны в депутатских доходах нет, и подтвердил, что, по сути, народные избранники получают зарплату в 10 раз выше, чем средняя по стране.
В правительстве все же мотивируют необходимость выделения новых средств чиновникам задачей повышения престижа профессии и повышения эффективности служащих. Кабмин ссылается на указ президента России Владимира Путина, который был подписан еще два года назад.
Путин подписал указ о новых нормах оплаты труда для госслужащих
«В ряде российских регионов на уровень зарплат влияет то, что здесь расположены крупные предприятия, которые платят высокую зарплату сотрудникам, и даже если ее получает, допустим, всего 5% жителей региона, то это очень сильно повышает средний уровень зарплат по региону», — поясняет эксперт.
Так, по данным компании HeadHunter, в целом в первой половине 2021 года рост зарплат в частном секторе в Москве и Санкт-Петербурге остановился. Так, совокупный доход работников в Москве и Московской области продемонстрировал нулевую динамику, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области он вовсе уменьшился на 2%.
Заморозка доходов чиновников была зафиксирована еще в далёком 2021 году. С тех пор, в ожидании благоприятных экономических перспектив, служащие довольствовались слухами и ждали благих вестей от правительства. И вот, наконец, они имеют поводы для оптимизма – Минтруда и соцзащиты России сообщили об индексации их доходов, начиная с 2021 года. Через год пройдёт еще одна индексация.
Но при этом ожидается давно обещанная оптимизация государственного аппарата на всех уровнях. Что означают эти изменения? То, что будут продолжаться сокращения, поскольку на сегодня количество госслужащих продолжает оставаться очень высоким – порядка одного государственного работника на почти девяносто граждан страны. И это очень много, исходя из того, что, к примеру, в СССР данный показатель равнялся 140 к 1.
По данным Росстата, в территориальных учреждениях федеральных органов власти работают почти 1,2 миллиона человек (за исключением судебной власти и прокуратуры), в центральных аппаратах министерств, служб и агентств — почти 38 тысяч человек, в государственных органах субъектов РФ — свыше 260 тысяч человек. Разумеется, не все они замещают должности государственной гражданской службы. По данным Росстата, таких менее половины (почти 700 тысяч человек) из тех, кто работает в госуправлении на региональном уровне.
«Конечно, нельзя допускать слишком больших разрывов между оплатой госслужащих, выполняющих сопоставимую работу в разных органах власти, — полагает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. — Но «цена вопроса» велика — дополнительная оплата труда в 2021 году достигнет почти 0,2 процента ВВП, затем еще возрастет. Поэтому повышение зарплаты должно увязываться с ростом производительности труда, что создаст возможность постепенного сокращения числа служащих». Силуанов также упомянул про возможные сокращения и оптимизацию бизнес-процессов.
20 сентября 2021 года на заседании Правительства РФ будет рассмотрен проект бюджета на 2021-2021 годы. На этот период Правительство предлагает увеличить поток средств на материальную мотивацию чиновников в своей работе, как сообщает РБК. Если инициатива будет одобрена – повышение материального стимулирования обязательно коснется и работников аппарата суда, относящихся к государственным служащим.
Грядущие изменение – это прямое исполнение указа Президента РФ Владимира Путина, подписанного в августе 2021 года о развитии государственной службы. До 2021 года по этому указу Правительство должно было разработать, утвердить и завершить комплекс мероприятий по совершенствованию оплаты труда госслужащих, в том числе и работников аппарата суда.
Дополнительное материальное стимулирование для госслужащих
Реформы – перманентные предписания, периодически издаваемые федеральными властями, поэтому региональное управление отработало схемы, позволяющие обойти распоряжения верховной власти с наименьшими кадровыми потерями. Опубликованный еще два года назад проект указа о сокращении госслужащих предполагал оставить 103 чиновника из 148, приходящихся на каждые 10 тыс. населения России.
В некоторых субъектах федерации действительно прошло сокращение, как, например, в Пензенской области и кое-где на окраинах, но в остальных случаях были просто использованы привычные варианты. Так называемая реформа госслужбы в 2021 вылилась в следующие действия:
- сокращение пустых вакансий, припасенных специально для такого случая;
- перевод мелкого чиновника на гражданский трудовой договор: контрактник не числится в структуре, но все еще в наличии на рабочем месте;
- часть функций передается унитарному или подведомственному учреждению.
Сокращение чиновников получается номинальным. На бумаге оно есть, а в реальности – нет. Финансирование все равно происходит из бюджета, как и в случае другой, более новой схемы – образования центров управления или институтов развития региона, которые дают возможность местной власти спокойно распоряжаться бюджетными средствами. Опубликованные Росстатом цифры свидетельствуют, что число чиновников увеличилось за 2 десятилетия почти в два раза.
Д. Лобойко, глава «Региональных исследований», аналитического центра, уверен, что у этого явления есть три причины: создание альтернативных мест людям, получившим образование, формирования пояса лояльности к действующей власти и увеличение аппаратного веса относительно крупных чиновников на занимаемой руководящей должности.
Первая, и основная – стагнация экономики в период локдаунов и карантинов, которая привела к росту уровня безработицы. На этом фоне было бы просто невозможно увеличивать число людей без средств к существованию еще на 3,3% по стране в целом. Поэтому в марте 2020 было принято решение о приостановке и временном сворачивании подготовительных мероприятий, по дополнительным причинам:
- сокращение предусматривает выплату компенсаций, поскольку работа потеряна по инициативе работодателя (региона или государства);
- возможен перевод на другую должность, но она должна быть в наличии и для этого необходимо письменное согласие работника;
- сообщение об увольнении должно быть озвучено заранее, а для решения о профпригодности – проведена переаттестация;
- расторжение договора предполагает выплаты и компенсации, масштабное мероприятие потребует весомых ассигнований, которых пока нет в наличии в бюджете
Исчисление материального стимулирования работникам суда в окладах является условной оценкой объемов дополнительных выплат. Как правило, средства рассчитываются единой суммой, а на количество окладов делятся для удобства бухгалтерии и работников суда.
При этом размер материального стимулирования может варьироваться в зависимости от региона, «северных» коэффициентов и т.д.
Так, например, за предыдущие годы было выплачено:
- За 2017 год: примерно 17-18 окладов
- За 2018 год: 18-22 оклада
- За 2019 год: 30 окладов
Применительно к 2020 году, число окладов материального стимулирования не может составлять менее 30-32 окладов государственного гражданского служащего суда.
Исчисление материального стимулирования работникам суда в окладах является условной оценкой объемов дополнительных выплат. Как правило, средства рассчитываются единой суммой, а на количество окладов делятся для удобства бухгалтерии и работников суда.
Так, например, за предыдущие годы было выплачено:
- За 2020 год: примерно 17-18 окладов
- За 2020 год: 18-22 оклада
- За 2020 год: 30 окладов
Применительно к 2020 году, число окладов материального стимулирования не может составлять менее 30-32 окладов государственного гражданского служащего суда.
Зарплаты работников судебного аппарата — больная тема для системы правосудия в России. Накануне мы рассказывали о повышении зарплат судьям в 2020 году . Индексация для них компенсирует инфляцию и сохраняет реальный размер заработка. Но стараниями государства (в том числе лично главы Верховного Суда Вячеслава Лебедева) зарплаты судей давно приведены к приличному уровню. Чего не скажешь о тех, кто выполняет основную черновую работу — сотрудниках аппарата. Их заработок неприлично мал. Разберёмся с последними новостями по поводу повышения зарплат аппарату суда в России в 2020 году — чего ждать секретарям и помощникам судей в следующем году.
Похожие записи: