Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В какой суд подается административное исковое заявление?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Решение Верховного суда: Определение N 210-КГ16-16, Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация города Североморска на улице Восточной. В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих военнослужащие пользуются правом на судебную защиту на равных условиях с другими гражданами. Статьи 22 и 24 КАС РФ предусматривают порядок подачи административного искового заявления по месту жительства и по месту нахождения административного ответчика, а также подсудность по выбору административного истца. Органы военного управления…
ГПК или КАС: почему суды ошибаются в подведомственности
Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.
По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:
- договоры и другие сделки;
- акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
- причинение вреда;
- неосновательное обогащение.
В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.
Административное исковое заявление
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 303-ФЗ
«О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 28.05.2017 N 101-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 28.05.2017 N 102-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
-
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 01.05.2017 N 87-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 213-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)
-
Федеральный закон от 28.03.2017 N 39-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.12.2017 N 380-ФЗ
«О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 274-ФЗ
«О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
Как выбрать суд для подачи иска
В указанных целях нужно обращаться прежде всего к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений (ст. 1, 2).
В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:
- нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
- акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
- решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).
Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.
Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ.
На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год, гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.
Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.
Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу (ст. 46). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.
Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках (ст. 42).
Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле (ст. 37, 38, 45).
Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование (глава 6).
В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).
Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).
При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать (ст. 62).
Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств (ст. 63), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца (глава 7).
Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.
Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ, которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.
Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями (ст. 19, 20, 21 КАС РФ).
Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.
Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.
Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.
Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.
Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них (ст. 26).
Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком (ст. 43).
В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению (ст. 95).
В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11).
Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.
Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.
Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.
Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.
Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.
Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).
Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.
Решения суда по гражданским делам вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (за исключение судебных решений, для которых законом установлены иные сроки апелляционного обжалования (ст. 232.4, 237 ГПК РФ)).
Приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае подачи жалобы, представления в апелляционном порядке приговор вступает в законную силу в день вынесения решения судом апелляционной инстанции, если он не отменяется судом апелляционной инстанции с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство либо с возвращением уголовного дела прокурору. Апелляционные жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копий приговора, определения, постановления. Апелляционная жалоба на постановление об избрании меры пресечения может быть подана в течение 3 суток.
Порядок вступления в силу решения по административному делу, делу об административном правонарушении аналогичен изложенным выше. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предполагает различные сроки подачи апелляционных жалоб в зависимости от характера судебного спора (5, 10, 30 суток). Подробно информация, касающаяся данного вопроса, изложена в статье 298 КАС РФ.
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции. Кассационные жалобы и представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.
Более подробная информация о гражданском судопроизводстве в кассационной инстанции приведена в главе 41 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), в частности, порядок подачи кассационной жалобы описан в ст. 377 ГПК РФ. Судебные акты по гражданским делам могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, наделенными правом обжалования, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
В силу статьи 401.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в суде кассационной инстанции осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, а также иными лицами в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.
Подробный порядок подачи кассационных жалоб изложен в ст. 401.3 УПК РФ. Срок, в течение которого могут быть обжалованы вступившие в законную силу решения по уголовному делу, нормами УПК РФ не предусмотрен.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в области безопасности дорожного движения (к примеру, нарушения скоростного режима, правил стоянки транспортных средств) может быть принесена в соответствующий районный суд города Москвы.
Территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа. К примеру, если административное правонарушение совершено по адресу, относящемуся к территориальной юрисдикции Нагатинского районного суда города Москвы и зафиксировано техническими средствами, например, ГКУ АМПП или ЦАФАП, то и жалобу на постановление или решение вышестоящей организации следует подавать в Нагатинский районный города Москвы, а не в районный суд, на территории которого расположены ГКУ АМПП или ЦАФАП.
Нормами, регламентирующими ведение судопроизводства в судах общей юрисдикции, не предусмотрен порядок подачи и принятия процессуальных документов, направленных посредством электронной почты.
Вместе с этим с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 №220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти». Для граждан или организаций, обратившихся за защитой своих прав в столичные суды общей юрисдикции (кроме мировых судей) предусмотрена возможность подачи исковых заявлений, ходатайств, жалоб, представлений и других документов в электронной форме, подписанных электронной подписью, в суды общей юрисдикции. Данное право можно реализовать посредством сервиса «Личный кабинет» Единого информационного портала судов общей юрисдикции.
Следует обратить внимание, что согласно Порядку подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденному Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 251 от 27.12.2016 г. электронные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью гражданина, а электронные образы документов должны быть заверены простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью (в зависимости от вида судопроизводства и типа подаваемого документа (иск, заявление об обеспечении иска, заявление о применении мер предварительной защиты и т.п.)). Электронные документы или электронные образы документов могут быть поданы посредством заполнения специальной формы в Личном кабинете Единого информационного портала судов общей юрисдикции.
Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Для получения электронной подписи следует обратиться в любой удостоверяющий центр, аккредитованный в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Перечень удостоверяющих центров доступен на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в разделе «Аккредитация удостоверяющих центров».
Личный прием граждан председателем, заместителями председателя и судьями Московского городского суда не ведется, поскольку в соответствии Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» осуществление приема граждан отнесено к функциям аппарата суда (п. 12 ч. 1 ст. 39). Ведение приема граждан, их представителей, представителей организаций и учреждений в Московском городском суде осуществляется в пределах компетенции сотрудниками Отдела делопроизводства, Отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам первой инстанции, Отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам апелляционной инстанции, Отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам, Отдела обеспечения судопроизводства по административным делам и Отдела по обеспечению деятельности Президиума суда и обобщению судебной практики (канцелярии суда) в течение рабочего времени.
В исключительных случаях по письменному обращению (или обращению в электронной форме), содержащему существо интересующего вопроса, возможен личный прием граждан заместителями председателя Московского городского суда и только по организационным вопросам работы суда.
Кроме того, информация справочного характера также может быть получена по указанным на портале телефонным номерам суда или посредством сервисов Единого информационного портала судов общей юрисдикции.
Личный прием граждан в районных судах города Москвы осуществляют председатель суда или лицо, его замещающее, а также работники следующих структурных подразделений (отделов) аппарата районного суда (в пределах компетенции): отдела делопроизводства (общий отдел), отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдела обеспечения судопроизводства по административным делам (канцелярии).
Личный прием граждан председателем суда или лицом, его замещающим, осуществляется в установленные дни приема без предварительной записи в порядке очередности обращения и только по организационным вопросам работы суда (рекомендации по совершенствованию деятельности суда, недостатки в работе суда, нарушение судьями или работниками аппарата суда правил профессиональной этики и т.п.).
Председатель суда или лицо, его замещающее, не обязаны давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных дел или дел, находящихся в производстве суда.
Обращения участников судебного разбирательства по делам, находящимся в производстве суда, рассматриваются исключительно в порядке, установленном процессуальным законодательством.
При личном приеме не допускается внепроцессуальное обращение к председателю суда или лицу, его замещающему, по делам, находящимся в производстве суда.
ВС представил правовые позиции по вопросам административного судопроизводства
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 190-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ, от 15.02.2016 N 18-ФЗ, от 05.04.2016 N 103-ФЗ, от 02.06.2016 N 169-ФЗ, от 23.06.2016 N 220-ФЗ, от 28.06.2016 N 223-ФЗ, от 03.07.2016 N 303-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ, от 01.05.2017 N 87-ФЗ, от 28.05.2017 N 101-ФЗ, от 28.05.2017 N 102-ФЗ, от 29.07.2017 N 223-ФЗ, от 29.07.2017 N 274-ФЗ, от 05.12.2017 N 380-ФЗ, от 28.12.2017 N 421-ФЗ, от 19.07.2018 N 213-ФЗ, от 29.07.2018 N 265-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 27.12.2018 N 562-ФЗ, от 26.07.2019 N 197-ФЗ, от 02.12.2019 N 406-ФЗ, от 27.12.2019 N 494-ФЗ, от 31.07.2020 N 244-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ, от 08.12.2020 N 428-ФЗ, от 30.04.2021 N 115-ФЗ, от 01.07.2021 N 250-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ, от 30.12.2021 N 473-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
20 февраля 2015 годаОдобрен
Советом Федерации
25 февраля 2015 года1. Порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 428-ФЗ)
3. Предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.
4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
5. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
Задачами административного судопроизводства являются:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
5) мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)
1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
3. Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
3.1. Стороны вправе после обращения в суд использовать примирительные процедуры для урегулирования спора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)
4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также — иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
Принципами административного судопроизводства являются:
1) независимость судей;
2) равенство всех перед законом и судом;
3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;
4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;
5) гласность и открытость судебного разбирательства;
6) непосредственность судебного разбирательства;
7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
1. При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.
3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
4. Информация о внепроцессуальных письменных или устных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по административным делам, находящимся в их производстве, или председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по административным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по административным делам. (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ)
Безусловно, самым простым способом подать иск в суд будет обращение к юридической компании, которая предоставит своему клиенту опытного адвоката. Но иногда бывают ситуации, когда целесообразнее составить исковое заявление для суда самостоятельно. Например, если услуги адвоката заведомо превосходят цену иска. Такой вариант событий возможен, если речь идет о приобретении недорогого некачественного товара.
Подача искового заявления в суд будет хорошей практикой для тех, кто планирует активно заниматься какой-либо социальной деятельностью. Если выбран такой род занятий, то следует учитывать, что обращения в суд будут явлением регулярным.
Дополнительным плюсом решения подать исковое заявление самостоятельно станет обретение уверенности в своих силах и приобретение полезного опыта урегулирования проблем в правовом поле. Также следует помнить следующее: чтобы составить исковое заявление в Конституционный суд, абсолютно не обязательно иметь юридическое образование.
Все, что для этого нужно — знать порядок действий, иметь веские аргументы и доказательства для суда в свою пользу, а также уметь доносить свои мысли сжато, корректно и максимально точно. Естественно, чтобы подать исковое заявление, необходимо будет ознакомиться с ГПК (Гражданским процессуальным кодексом), хотя бы в рамках текущей проблемы.
Если обращения в суд с целью подать исковое заявление не избежать, то возникает вопрос, в какую именно инстанцию обращаться. Гражданские дела находятся в компетенции районного или мирового суда, который и осуществляет прием исковых заявлений у населения. Мировой суд рассматривает дела, требующие выдачи приказа. К таковым относятся, например, вопросы расторжения брака, если у супругов нет споров о несовершеннолетних детях, совместно нажитом имуществе (только если его стоимость не превышает пятидесяти тысяч рублей) и т.д. Все остальные случаи рассматриваются районным судом.
Зачастую граждане, которые не имеют судебного опыта, задумываются, в какой именно суд подавать исковое заявление: то ли по месту своего пребывания, то ли по месту жительства второй стороны конфликта. Обычно, чтобы подать исковое заявление, выбирается инстанция рядом с местопребыванием ответчика.
Если обе стороны конфликта проживают в одном городе, но в разных районах, то подать прошение необходимо в инстанцию, территориально расположенную в районе ответчика. Если граждане проживают в разных городах, то руководствоваться нужно тем же правилом. Подать исковое заявление придется в городе проживания ответчика.
Однако данное правило не является безоговорочным. Иногда территориальный выбор суда, куда планируется подать исковое заявление, принадлежит подателю претензии. При этом не имеет никакого значения место пребывания ответчика. Такой вариант возможен в случае, если обращение в суд инициировано желанием защитить потребительские права гражданина, взыскать алименты или расторгнуть брак.
Также допускается выбор суда по обоюдному согласию сторон: так называемая «договорная подсудность». Прежде чем подать исковое заявление, следует ознакомиться с правилами и требованиями к его составлению. Независимо от того, в какой именно суд планируется подать заявление, форма документа не будет иметь принципиальных отличий.
До того как исковое заявление будет подано в суд, нужно определить размер требований. Рассмотрим, из каких составляющих она складывается. В нее входит полная стоимость материального ущерба, причиненного в результате действий ответчика. В качестве таковой может выступать, например, сумма невыплаченного вознаграждения за какие-либо товары или услуги, стоимость поврежденного имущества и т. д.
Также в стоимость требований обычно включают различные штрафы, неустойки, пени и прочие взыскания. Еще в исковой документ, который планируют подать, может быть включено требование о компенсации морального ущерба. Если ответчиков, иск на которых подается в суд, больше одного, то исковая стоимость составит общую сумму требований к ним.
Все эти суммы, как и их обоснование, должны быть указаны непосредственно в теле прошения, которое планируется подать. Если суд посчитает сумму претензий завышенной или ее документальное подтверждение недостаточным, то он вправе уменьшить ее сообразно своему решению.
Как подать исковое заявление в суд?
До того как подать заявление в суд, нужно ознакомиться с заполненным образцом и порядком составления данного документа. Естественно, форма подачи должна быть письменной. Все требования должны быть напечатаны или, если такой возможности нет, написаны четким и разборчивым почерком. Сам текст должен быть максимально краток, понятен и прозрачно отражать все изложенные требования.
Чтобы суд принял ваш документ к рассмотрению, нужно правильное его оформление. Для этого справа вверху указываем наименование суда, в который планируем подать наше прошение. Затем нужно обязательно указать следующее:
- Истец: ФИО и адрес (тут нужно указать электронную почту и контактный телефон).
- Ответчик: ФИО, адрес и контактные данные.
Если в качестве ответчика выступает какая-либо организация, то указывают ее наименование и юридический адрес. Также нужно обозначить всю возможную контактную информацию: телефоны, е-мейлы и т.п. Если ответчиков, на которых вы хотите подать в суд, больше одного, то необходимо вписать в документ их всех в виде нумерованного списка: ответчик №1, ответчик №2 и так далее. Для каждого из них нужно указать информацию о контактах и месторасположении.
Далее следует часть в свободной форме, в которой нужно изложить суть претензий, послуживших основанием подать обращение в суд. В конце необходимо поставить дату заполнения и подпись заявителя.
До того как вы решили подать прошение в суд, необходимо все хорошенько продумать и структурировать. Требования, выдвигаемые вами к ответчику, должны быть изложены просто, понятно и без эмоциональной окраски. Чем больше доводов вы приведете в доказательство своей правоты, тем больше вероятность благоприятного исхода дела и решения суда в вашу пользу.
Указывая обстоятельства взаимодействия с ответчиком, постарайтесь придерживаться хронологической последовательности. Также для суда важно озвучить причины, побудившие вас начать взаимоотношения со второй стороной. Это может быть все, что угодно: заключение брака, совместно начатое дело, одалживание денег и т.д.
Далее вы должны указать, какие именно действия ответчика были восприняты вами как повод подать прошение в суд и обстоятельства, в которых они были совершены. Если у вас имеются какие-либо материальные доказательства вашей правоты: расписки, справки, иные документы — обязательно предъявите их.
Текст комментария: «КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ Авторы: А.Н. Борисов, Р.П. Лангвилава Издание: Издательство «ЮСТИЦИНФОРМ», 2018 год
Статья 285.3 КАС РФ регламентирует рассмотрение административного дела по административному исковому заявлению о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
В части 1 ст. 285.3 КАС РФ установлен срок рассмотрения административного дела — пять дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда. Этот срок, в точности аналогичный установленному в ч. 1 ст. 277, ч. 2 ст. 283 КАС РФ, является изъятием из общих сроков рассмотрения и разрешения административных дел, указанных в ч. 1 ст. 141 данного Кодекса. В отличие от ч. 1 ст. 277, ч. 2 ст. 283 КАС РФ часть 1 ст. 285.3 КАС РФ предусматривает, что при наличии ходатайства медицинской организации о медицинском вмешательстве в экстренной форме административное дело рассматривается судом в день поступления административного искового заявления.
Часть 2 ст. 285.3 КАС РФ указывает на возможность рассмотрения административного дела в закрытом судебном заседании (при этом сделана отсылка к положениям ст. 11 данного Кодекса о гласности и открытости судебного разбирательства). Положение данной части в точности аналогично положениям ч. 2 ст. 277, ч. 2 ст. 283 КАС РФ.
Положениями ч. ч. 3 — 5 ст. 285.3 КАС РФ регламентировано участие лиц в рассмотрении административного дела о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни. При установлении данных положений учтена норма ч. 5 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которой предусмотрено следующее: при отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в ч. 2 указанной статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица; законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.10.2021 N 33
«О внесении изменений в Положение о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 08.03.2015 N 22-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
«О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2021 N 440-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2021 N 473-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240 (ред. от 27.09.2021)
«О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством
-
Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 N 2424-р
«Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 — 2025 годы»
-
Распоряжение Правительства РФ от 18.04.2020 N 1068-р (ред. от 15.09.2020)
«О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 208 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»»
Все документы >>>
-
Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2021 года
-
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.02.2022 N АПЛ21-570
«Об оставлении без изменения решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.11.2021 N АКПИ21-686, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 границ округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2018 N 188»
-
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.02.2022 N АПЛ21-564
«Об оставлении без изменения Решения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.11.2021 N АКПИ21-733, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 3 и 17 Положения о зонах затопления, подтопления, утв. постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «О зонах затопления подтопления»»
Все документы >>>
С иском могут обратиться физические и юридические лица, а также публично-правовые образования. Участвовать в деле на стороне истца может только лицо с высшим юридическим образованием. Если истец не обладает таковым, ему нужен представитель для участия в деле.
Статья 124 Кодекса содержит требования, которые могут содержаться в административном иске. К таковым относятся:
- Признание нормативного правового акта или решения недействующим или незаконным;
- Обязательство ответчика принять решение по определенному вопросу или не совершать конкретные действия;
- Установление компетенций государственного или муниципального органа, должностного лица, иного органа или организации с публичными полномочиями по конкретному вопросу;
- Присуждение компенсации за нарушение ответчиком прав в сфере публичных правоотношений в предусмотренных КАС РФ случаях.
Перечень случаев подачи иска, является открытым. Ч. 2 ст. 124 КАС позволяет предъявить другие требования. Главное, чтобы они касались защиты прав и свобод в сфере публичных правоотношений.
В какой суд подавать административное исковое заявление?
Основание для сравнения Административный иск Обычный иск Нормативное регулирование КАС РФ ГПК РФ Объект защиты субъективное публичное право субъективное частное право Требуется ли высшее юридическое образование для участия в деле Да, это определено ст. 55 КАС РФ: представителями в суде по административным делам могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Не требуется Кто ответчик Ответчиком может быть как частное (физическое или юридическое лицо), так и должностное лицо, государственные и муниципальные органы, госкомпании. Госорганы, их должные лица Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.
По сложным административным делам срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.
- Уведомления о вручении или другие подтверждающие вручение документы, если они были направлены сторонам. Если они не были направлены – копии заявления и документов в числе сторон.
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины и право на льготу по ней;
- Диплом о высшем юридическом образовании, кандидата или доктора юридических наук у административного истца или лица, желающего вести дело от его имени;
- Доверенность представителя истца;
- Документы, доказывающие обстоятельства, служащие основанием для выдвижения истцом требований;
- Если законом предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, следует приложить документы, свидетельствующие, что истец следовал такому порядку. Также следует приложить доказательства примирения сторон, если таковые имеются в распоряжении истца.
Государственная пошлина, согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, подается перед подачей иска. Ее размер для физического лица составляет 300 рублей, юридическому лицу следует заплатить 4500 рублей.
Организации, подающей иск о признании недействительным НПА, действий или бездействия должностных лиц, государственных или муниципальных органов, следует уплатить пошлину в 2000 рублей, а если такой иск подается в порядке особого производства, нужно внести 300 рублей. Если целью иска является вынесение судебного приказа, нужно заплатить половину цены иска.
Сроки обращения с административным иском установлены ст. 219 КАС. По общему правилу, срок обращения составляет 3 месяца с момента, когда истец узнал о нарушении своих прав и законных интересов. Бездействие органа государственной власти или местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть оспорено на протяжении всего срока, когда у них есть возможность совершить необходимое действие. После утраты возможности истцу нужно успеть подать иск за 3 месяца.
Срок в 10 дней установлен для следующих случаев:
- Правовой акт высшего должностного лица субъекта РФ или представительного органа муниципального образования, отстраняющий от должности главу соответствующего образования, правовой акт о самороспуске представительного органа муниципального образования;
- Решения, действия или бездействие судебного пристава-исполнителя;
- Действия органов исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления по вопросам массовых мероприятий.
Пропуск данного срока без уважительной причины лишает истца права обратиться в суд за защитой своих прав.
Уважительной причиной можно считать несвоевременное рассмотрение жалобы компетентной инстанцией или должностным лицом. В случае установления факта несвоевременного рассмотрения суд восстанавливает срок обращения.
Образец административного иска в отношении судебного пристава-исполнителя
Подача административного иска не сопровождается оплатой гражданином государственной пошлины в случае обжалования им действий (бездействия) судебного пристава исполнителя, а также постановления по делам об административном судопроизводстве.
ВНИМАНИЕ: для всех иных требований административного истца, налоговым законодательством установлена ставка государственной пошлины в размере 300 рублей.
Срок предъявления требований административного истца к рассмотрению их судом составляет три месяца.
Срок обращения с административным исковым заявлением составляет три месяца. Этот срок подлежит исчислению с момента, когда гражданин узнал о нарушении его прав. Таким моментом может являться надлежащее уведомление гражданина о применении к нему меры административного характера, или дата фактического применения таких мер без надлежащего уведомления.
Срок обращения в суд для обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней. Исчисляется данный срок так же с того момента, когда стало известно о нарушении права судебным приставом-исполнителем.
Необходимо учитывать, что пропуск гражданином установленного законом срока для предъявления гражданского иска не может быть причиной отказа в принятии иска судом. Причины пропуска срока рассматриваются в судебном заседании. В случае их уважительности, срок восстанавливается.
Рассмотрение административного искового заявления происходит в ходе судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска, принятия его к производству и подготовки дела к разбирательству. В ходе устного судебного разбирательства стороны имеют возможность пояснить свою позицию, исследовать доказательства, предпринять иные меры по доказыванию своей позиции.
Особенностью является возможность применения мер предварительной защиты по административному иску. Такие меры предпринимаются судом по заявлению административного истца, исходя из принципов соответствия мер административным требованиям и необходимости применения таких мер.
Решение суда об удовлетворении требований административного истца или об отказе в удовлетворении таких требований принимается немедленно после рассмотрения. По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда, содержащая решение об удовлетворении требований административного истца или об отказе в удовлетворении таких требований. Составление мотивировочного решения суда может быть отложено на срок 5 дней.
Судья может вынести решение об отказе в принятии административного иска к производству.
Причины могут состоять в следующем:
- Исковое заявление не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства
- Нормативный акт, который оспаривается административных исковым заявлением, не нарушает и не затрагивает права истца.
- Существует вступившее в силу решение суда по административному исковому заявлению о том же предмете и по тем же основаниям
ВАЖНО: на определение об отказе в принятии административного искового заявления может быть подана жалоба.
Отметим, что все судебные документы, в том числе и административное исковое заявление, должны быть оформлены определенным образом. От правильности их оформления зависит и дальнейшее рассмотрение дел. Административное заявление суд не должно иметь нарушений, в противном случае его не примут к дальнейшему рассмотрению.
Для того чтобы получить удовлетворительные судебные решения по административным исковым заявлениям, нужно не только правильно оформить документ, но и перечислить в нем адекватные, грамотно аргументированные требования и претензии к ответчику. Но в любом случае само решение по поданному исковому заявлению всегда будет зависеть от исхода судебного процесса. Наш совет – давайте вместе с нашим профессиональным адвокатом добиваться положительного исхода дела.
Читайте еще по вопросам иска в суд:
Похожие записи:
-