Охрана жилищных прав граждан при капитальном ремонте или реконструкции дома

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Охрана жилищных прав граждан при капитальном ремонте или реконструкции дома». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Оценка судом достоверности отчетов об оценке рыночной стоимости
  • Анализ правоприменительной практики о правомерности видеонаблюдения/геолокации сотрудников
  • Применение международных договоров об авторском праве судами России (практика 2016-2019 г.г.)
  • Спорные вопросы применения арбитражными судами норм о косвенном иске
  • Осуществление должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, производства по делам об административных правонарушениях

Что важно знать о капремонте многоквартирного дома?

« Март 2022 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8) осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее — государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

Глава X. ОХРАНА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Жилищный кодекс Российской Федерации

Номер дела: 2а-286/2021

Уникальный идентификатор: 47RS0003-01-2020-002035-96

Дата начала: 27.11.2020

Дата рассмотрения: 25.01.2021

Суд: Волховский городской суд Ленинградской области

Судья: Назарова Евгения Анатольевна

:

Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация МО Бережковское сельское поселение
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Волховский городской прокурор

При осуществлении ремонта, который можно отнести к капитальному типу, или же работ по реконструкции, если такие действия не могут быть осуществлены без выселения стороны, в обязанности другой стороны входит предоставление жилья без прекращения соглашения о найме социального характера.

На время проведения такого ремонта или же работ по реконструкции жильцам предоставляются жилые помещения маневренного фонда. Если наниматель отказывается от такого жилья, другая сторона может потребовать этого, но уже в судебных инстанциях.

Таким образом, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания людей по соглашению о съеме квартиры социального характера на период проведения капитального ремонта в их основном жилище.

Стоит отметить, что переселение осуществляется исключительно за счет наймодателя. Если сторона не в состоянии дать жилье в фонде, который можно отнести к маневренному, она предоставляет другое жилище благоустроенного типа. В этом случае соглашение о найме социального характера расторгается. Если заключается договор найма жилого помещения маневренного фонда, соглашение о найме социального характера остается в силе.

При решении вопросов о переселении необходимо руководствоваться так называемым административным регламентом, который действует на уровне муниципалитета.

В регламенте административного типа прописываются условия переселения граждан, сроки этого процесса, а также порядок предоставления другого помещения.

По своей сути ремонт, который можно отнести к капитальному, представляет собой работы, призванные восстановить ресурсы строения. При необходимости заменяются элементы конструктивного характера, а также различные инженерные системы. Что касается реконструкции, то это работы строительного характера и технические мероприятия, при которых может быть изменена площадь и количество квартир, их вместимость, способность пропускного типа и так далее.

Регламент административного типа, а также кодекс предусматривают определенные права жильцов при изменении размеров жилья в результате ремонта по договору о найме социального характера.

Закон гласит, что если в результате проведения вышеуказанных работ помещение, которое занимал наниматель, станет меньше (в результате чего жильцы будут относиться к категории нуждающихся в жилье), или же, напротив, увеличится, стороне должно быть предоставлено другое помещение.

Таким образом, договор найма жилого помещения маневренного фонда предусматривает изменение первоначальных параметров помещения. Тем не менее, для защиты прав жильцов им в обязательном порядке должно быть предоставлено другое жилище благоустроенного типа.

После проведения ремонта или же работ по реконструкции наниматель, а также члены его семьи имеют право вселиться в помещение, площадь которого после вышеуказанных работ уменьшилась.

Согласно действующему закону, у стороны имеется именно правомочие, а не обязанность вселиться в уменьшенное помещение.
Стоит отметить, что у нанимателя существует ряд прав, применимых в жилище маневренного фонда:

  • использование квартиры, в том числе и со своей семьей;
  • использование имущества, которое можно отнести к общему в этом доме;
  • расторжение договора в любое время.

Существует и ряд обязанностей:

  • использование квартиры по назначению, то есть для проживания;
  • обеспечение сохранности имущества в квартире и в доме;
  • поддержание надлежащего состояния квартиры в процессе использования;
  • своевременная оплата и проведение ремонта текущего типа;
  • выселение из квартиры при расторжение договора найма.

Таким образом, при проведении ремонтных работ или процедуры реконструкции все граждане по договору найма социального характера переселяются в другое помещение. При этом оно должно соответствовать всем критериям благоустроенности. Переселение осуществляется в соответствии с регламентом, а также в соответствии с кодексом. В процессе этого наниматель и его семья могут рассчитывать на соблюдение своих прав и законных интересов.

Жилищные права граждан при проведении капитального ремонта нарушались

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище среди прочих правомочий предполагает также сохранение жилой площади за временно отсутствующими гражданами на все время отсутствия. B рамках жилищного законодательства не ограничивается срок временного отсутствия, в течение которого лицо продолжает сохранять право на занимаемое им жилое помещение. B соответствии со ст. 71 Жилищного кодекса временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом, другими федеральными законами. Каждый гражданин согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен занимаемого им жилья. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в частности право пользования жилым помещением, предоставленным по договору социального найма, могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Лишение права пользования жилым помещением вследствие длительного отсутствия никак не связано с приведенными выше интересами государства, поэтому является неконституционным, следовательно, противоречащим закону, незаконным.

По общему правилу, в соответствии со ст. 72 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия (в письменной форме) наймодателя и проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи, включая временно отсутствующих, вправе произвести обмен занимаемого им жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

Наниматель или арендатор жилого помещения в домах государственного, муниципального жилищных фондов имеет право с согласия проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем или арендатором, в том числе с проживающим в другом населенном пункте. Наниматель или арендатор жилого помещения в домах государственного, муниципального жилищных фондов имеет право с согласия собственника жилищного фонда или уполномоченного собственником лица (органа власти) и проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи передать права и обязанности по договору найма или аренды этого жилого помещения собственнику частного жилищного фонда взамен приобретения права собственности на жилой дом (жилое помещение).

Вместе с тем согласно ст. 72 Жилищного кодекса РФ в том случае, если между членами семьи нанимателя и самим нанимателем или между самими членами семьи нанимателя не достигнуто соглашение об обмене жилого помещения, то любой из приведенных субъектов вправе обратиться в суд с требованием о принудительном обмене жилого помещения.

Обмен жилых помещений оформляется в установленном законом порядке. Любые административные ограничения в обмене жилых помещений не допускаются, за исключением тех, которые предусмотрены законодательством. В рамках Жилищного кодекса предусмотрены подробные правила процедуры оформления обмена жилого помещения, а также случаи недопустимости обмена жилого помещения. Соглашение об обмене жилого помещения вступает в силу с момента заключения соответствующих договоров, принудительный обмен осуществляется на основании судебного решения.

Обмен жилого помещения не допускается в следующих случаях (ст. 73 ЖК РФ):

  1. к нанимателю жилого помещения предъявлен иск о расторжении или изменении договора найма жилого помещения в судебном порядке;
  2. право пользования обмениваемым жилым помещением оспаривается в судебном порядке;
  3. жилое помещение является непригодным для проживания, подлежит сносу или переоборудованию для использования в других целях;
  4. принято решение о капитальном ремонте соответствующего жилого дома с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений в этом доме;
  5. в связи с обменом в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Обмен, произведенный с нарушением вышеуказанных требований, может быть признан судом недействительным (ст. 75 ЖК РФ). Кроме того, обмен жилыми помещениями признается недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной. B случае признания обмена недействительным стороны подлежат выселению в ранее занимаемые жилые помещения. Когда обмен жилыми помещениями признан недействительным вследствие неправомерных действий одной из сторон, виновный обязан возместить другой стороне убытки, возникшие вследствие обмена (ч. 3 ст. 75 ЖК РФ, ч. 2 ст. 179 ГК РФ).

Реконструкция и ремонт жилищного фонда являются одним из стратегических направлений деятельности строительных организаций и жилищно-коммунального хозяйства страны и представляет собой комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, направленных на обновление жилых домов и объектов социальной и инженерной инфраструктуры с целью улучшения условий проживания и приведения их эксплуатационных качеств в соответствие с установленными требованиями.

В результате осуществления ремонтно-реконструктивных мероприятий совершенствуются планировочные решения жилых домов, улучшается их внешний облик и инженерное обустройство, повышается надежность, огне-, тепло- и шумозащита, обновляется благоустройство жилых районов и кварталов. При этом не только устраняются последствия физического и морального износа жилищного фонда, но и улучшаются его основные технико-экономические показатели, такие как размеры фонда, количество домов и квартир, плотность застройки и др.

Реконструкция существенно меняет жилищный фонд. Прежде всего происходит рост фонда за счет надстройки зданий, увеличения их размеров в плане. При реконструкции жилищного фонда осуществляют снос ветхих домов и строительство на их месте новых зданий, что приводит к «омоложению» жилищного фонда.

Объемы и характер реконструкции и ремонта жилищного фонда зависят от его технического состояния, морального износа, экономической, градостроительной и демографической ситуаций, прогнозов их изменения в ближайшие десятилетия.

С начала 90-х годов объемы ремонтно-реконструктивных работ в Российской Федерации устойчиво растут. Объектом особого внимания в этой области стал фонд жилых домов, построенных по типовым проектам первого поколения в 50 — 60 годы. Вопросам его сохранения, обновления посвящена разработанная по заданию Правительства Российской Федерации подпрограмма «Реконструкция жилых домов первых массовых серий» Государственной целевой программы «Жилище». Реализация данной подпрограммы и аналогичных территориальных программ ведется в десятках городов России. В процесс обновления жилищного фонда вовлечены сотни тысяч граждан, административные и архитектурно-строительные органы управления, проектные и строительные организации, кредитно-финансовые структуры. Гарантией удовлетворения интересов всех сторон и защиты их прав является правовое регулирование процессов реконструкции жилищного фонда и серьезная разъяснительная и социологическая работа с населением. Она позволяет не только выявить потребительские требования граждан к жилищам, но и создать обстановку заинтересованного сотрудничества всех участников процесса реконструкции. Правовые коллизии, приводящие зачастую к затягиванию и срыву сроков организационных и ремонтно-строительных мероприятий по обновлению жилищного фонда, возникают в связи с отсутствием или неправильным применением правовых норм, регламентирующих вопросы переселения, временного отселения, возмещения материального и морального ущерба, социальных норм заселения, правильной трактовки основных понятий, используемых в рассматриваемой области, и т.п.

Жилищный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

Методические рекомендации предназначены для использования физическими и юридическими лицами, участвующими в реконструкции и ремонте жилищного фонда, законодательными и административными органами республик, краев, областей, городов и муниципальных округов при формировании законодательно-правовой базы обновления жилищного фонда на своих территориях.

Территориальные правовые и нормативные документы, регламентирующие и регулирующие права и обязанности участников процесса реконструкции жилищного фонда, должны разрабатываться и использоваться в развитие действующих федеральных законов, положений и других нормативно-правовых актов и не могут входить с ними в противоречие.

Перечень основных законодательных и распорядительных актов Российской Федерации в области правовых отношений в строительстве приведен в Приложении 1.

Формы территориальных правовых и нормативных документов, порядок их разработки и принятия определяются органами управления территории (региона).

Правовое регулирование отношений участников процесса реконструкции жилищного фонда на всех его стадиях осуществляется в соответствии со статьями 25, 40 и 72 Конституции Российской Федерации, Жилищным кодексом РСФСР, Гражданским кодексом Российской Федерации (преимущественно часть II), Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (разделы I — IV), законодательством о местном самоуправлении, а также на основании нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормативно-технической базой правового регулирования в сфере реконструкции жилищного фонда являются строительные нормы и правила (СНиП), государственные стандарты Российской Федерации в области строительства, документы системы ценообразования, сертификации и лицензирования в строительстве, ведомственные и территориальные строительные нормы и акты. Перечень строительных норм и правил и ведомственных строительных норм в области реконструкции и ремонта жилищного фонда приведен в Приложении 2.

Взаимодействие участников инвестиционного процесса по реконструкции и ремонту осуществляется, как правило, на договорной основе. Договора, заключаемые между участниками реконструкции и ремонта объектов жилищного фонда, должны предусматривать защиту прав и интересов обеих сторон, их взаимные обязательства и санкции за невыполнение данных обязательств. Отсутствие правовых коллизий и споров в процессе выполнения сторонами договорных обязательств гарантируется полнотой и правильностью описания и оформления этих обязательств в договоре.

Терминологической базой правовых отношений в сфере реконструкции и ремонта жилищного фонда являются термины и определения, включенные в состав строительных норм и правил, ведомственных и территориальных строительных норм, а также федеральные и территориальные нормативные правовые акты.

Перечень основных терминов и определений, включенных в состав строительных норм и правил, ведомственных строительных правил и относящихся к сфере реконструкции жилищного фонда, приведен в справочном Приложении 3.

В качестве территориального нормативного правового акта, регламентирующего отношения по защите прав физических и юридических лиц в сфере реконструкции и ремонта жилищного фонда, рекомендуется принять территориальный Закон «О защите прав граждан при сохранении и обновлении жилищного фонда» (далее — Закон).

Закон принимается на основании Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, соответствующих законов и других нормативных правовых актов субъекта Федерации и не может входить с ними в противоречие.

Основной целью Закона является регулирование отношений по защите прав физических и юридических лиц, а также органов власти и должностных лиц, участвующих прямо или косвенно в принятии и реализации решений по реконструкции и ремонту жилых домов, кварталов, архитектурно-градостроительных образований.

Законом должны устанавливаться права граждан на:

получение информации о планируемых, проектируемых и осуществляемых мероприятиях по сохранению и обновлению объектов жилищного фонда;

участие в процессе разработки предложений и подготовки проектов до принятия акта о их реализации;

независимую экспертизу проектов;

участие в обсуждении планов и проектов преобразования территории и находящихся на ней объектов жилищного фонда, элементов благоустройства.

Одновременно Законом устанавливаются обязанности органов власти и должностных лиц по обеспечению перечисленных выше прав граждан, порядок осуществления гражданами своих прав, общий порядок рассмотрения вопросов и принятия решений в органах власти территории и органах власти входящих в нее административно-территориальных единиц.

Закон должен определять порядок защиты прав юридических лиц, принимающих и реализующих градостроительные решения, связанные с сохранением и обновлением жилищного фонда, порядок согласования частных интересов граждан, местных, районных, городских и территориальных интересов с целью определения и правового закрепления социально значимых приоритетов, которые кладутся в основу ремонтно-реконструктивной деятельности на территории.

В территориальном Законе должны быть определены механизмы реализации защиты приоритетных направлений в области реконструкции и ремонта жилищного фонда, обязанности органов администрации по выработке и принятию в пределах их компетенции актов, положений, инструкций и других документов, позволяющих реализовать все положения Закона.

В качестве аналога территориального Закона в рассматриваемой области может быть рекомендован Закон N 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», принятый Московской городской Думой 25 июня 1997 года.

Для практической реализации положений Закона законодательным и административным органам территории (субъекта Федерации, города, района), а также органам местного самоуправления рекомендуется разработать и ввести в действие в пределах своей компетенции акты, устанавливающие порядок и формы осуществления мероприятий по защите прав и выполнению обязанностей участников реконструкции жилищного фонда, о штрафных санкциях за правонарушения в этой сфере, определении размеров морального и материального ущерба, инвестиционной деятельности и размерах стоимости прав инвестирования, регистрации прав собственности на дополнительные площади (помещения), получаемые в результате реконструкций зданий. Одновременно должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке методики расчета компенсационных выплат гражданам в связи с проведением ремонтно-строительных работ, стоимости права инвестирования, инструкции о порядке оформления документов, проведении конкурсов, переселении и временном отселении жильцов, размерах платы за пользование помещениями в переселенческом фонде и т.д. Ниже приводятся рекомендации по обеспечению защиты прав и выполнению обязанностей физических и юридических лиц при осуществлении наиболее распространенных мероприятий по реконструкции объектов жилищного фонда.

Решение о необходимости проведения реконструкции или капитального ремонта дома, принадлежащего кондоминиуму (ЖСК), принимает его Правление или общее собрание на основании материалов технического обследования, выполняемого за средства этого жилищного товарищества.

В случае, когда состояние отдельных конструкций или дома в целом угрожает жизни и здоровью людей, муниципальные власти вправе принудить Правление товарищества к проведению капитального ремонта. Это положение должно быть отражено в правовом акте, принимаемом законодательным органом территории, регламентирующим порядок проведения реконструкции и ремонта жилищного фонда на данной территории.

Для обеспечения прав граждан, проживающих постоянно или временно в реконструируемом (ремонтируемом) доме, рекомендуется:

провести выбор подрядной организации на конкурсной основе (тендер);

в тендерной документации (условиях конкурса) оговорить исполнение подрядчиком мероприятий по защите прав жильцов дома и обязательства товарищества способствовать подрядчику в выполнении ремонтно-реконструктивных работ;

включить в договор подряда, заключаемый между подрядчиком и Правлением, в особые условия положения по своевременному информированию Правления о сроках проведения работ в квартирах, требованиях техники безопасности, сроках и продолжительности отключения систем инженерного оборудования, гарантиях сохранности квартир и имущества членов сообщества и другие вопросы, предусмотренные в рекомендуемом Приложении 4;

все взаимоотношения членов товарищества с подрядчиком осуществлять через уполномоченного члена Правления или инициативной группы, избранной общим собранием товарищества.

Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Авторы: С.П. Гришаев Издание: 2018 год

1. В комментируемой статье речь идет о капитальном ремонте или реконструкции дома в целом, что чаще всего вызвано его аварийным состоянием. Согласно ч. 1 этой статьи наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи жилое помещение из маневренного фонда (о маневренном фонде см. комментарий к ст. 95) на время капитального ремонта или реконструкции дома, если такие работы не могут быть произведены без выселения нанимателя, на время проведения указанных работ. При этом ранее заключенный договор социального найма сохраняет свою силу. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи выразят на это свое согласие, то наймодатель по договору социального найма в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, вместо помещения в маневренном фонде может предоставить указанным гражданам другое благоустроенное жилое помещение по новому договору социального найма (при этом прежний договор расторгается).

3. Еще до начала проведения капитального ремонта или реконструкции делается его проект, из которого ясно, будет ли сохранено ранее занимаемое по договору социального найма в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, жилое помещение, или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.

В таких случаях другое жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма наймодателем до начала капитального ремонта или реконструкции.

4. Возможны ситуации, когда наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи хотят вселиться в ранее занимаемое ими жилое помещение, общая площадь которого в результате проведения капитального ремонта или реконструкции уменьшилась. Часть 4 комментируемой статьи дает им такое право. Однако в этом случае наниматель в течение пяти лет не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, поскольку он добровольно произвел ухудшение своих жилищных условий (см. комментарий к ст. 53 ЖК).

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»

    Все документы >>>

    13. Выселение в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома

    • Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 05.04.2013 N 38-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

    • Федеральный закон от 25.12.2012 N 270-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

    • Федеральный закон от 30.12.2021 N 436-ФЗ

      «О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    Одной из непосредственных обязанностей наймодателя является проведение капитального ремонта в случаях, когда это необходимо. В соответствии со ст. 88 Жилищного кодекса РФ при производстве капитального ремонта жилого дома государственного, муниципального жилищных фондов, когда ремонт не может быть произведен без выселения проживающих в доме (жилом помещении) граждан, наймодатель обязан предоставить нанимателю и постоянно проживающим с ним членам его семьи на время проведения капитального ремонта другое жилое помещение, не расторгая при этом договор социального найма на ремонтируемое помещение. Жилое помещение предоставляется на время капитального ремонта по договору найма в маневренном фонде.

    В отношении жилых помещений в домах, находящихся в личной собственности граждан, на время капитального ремонта собственник дома, квартиры не обязан предоставлять нанимателю и членам его семьи другое жилое помещение на время капитального ремонта взамен ранее занимаемого. Однако при предъявлении нанимателем либо наймодателем искового заявления о выселении в связи с капитальным ремонтом суд обязан установить следующие обстоятельства.

    • необходимость капитального ремонта жилого помещения (дома);
    • реальную возможность наймодателя приступить к ремонту жилого помещения;
    • период, в течение которого возможно выполнение намеченного капитального ремонта.

    Переселение нанимателя и членов его семьи из занимаемого ими жилого помещения в другое жилое помещение на время капитального ремонта и обратно (по окончании капитального ремонта) в домах государственного и муниципального жилищных фондов осуществляется за счет средств наймодателя (ч. 1 ст. 88 ЖК РФ).

    Важно отметить, что при согласии нанимателя и проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи на переселение в другое жилое помещение на время капитального ремонта договор социального найма жилого помещения, в котором осуществляется капитальный ремонт, не расторгается, а продолжает действовать на прежних условиях (ч. 1 ст. 88 ЖК РФ).

    Однако взамен предоставления другого жилого помещения на время капитального ремонта нанимателю и членам его семьи с их согласия может быть предложено переехать на постоянное место жительства и получить в постоянное пользование другое благоустроенное жилое помещение (ч. 2 ст. 88 ЖК РФ). В этом случае договор найма ремонтируемого жилого помещения расторгается и заключается новый договор социального найма предоставленного благоустроенного жилого помещения.

    Подробный перечень работ, которые проводятся при капитальном ремонте, установлен Постановлением Госстроя РФ № 170 от 23.09.2003 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Капитальный ремонт заключается в устранении неисправностей всех элементов здания, которые износились от времени, смену либо восстановление оборудования, замену изношенных элементов на современные экономичные и долговременные.

    15. Выселение нарушителей без предоставления другого жилого помещения

    К примеру, здания каменные, особо капитальные должны простоять 150 лет, здания с кирпичными стенами – 125, менее крепкие здания – 100 лет. У каждого элемента здания тоже есть свой срок эксплуатации, после окончания которого нужно производить замену. Перекрытия железобетонные сборные и монолитные живут до 150 лет, деревянные по металлическим балкам – 100 лет, а простые деревянные – 90 лет.

    Подробнее разберемся в сроках эксплуатации того, что находится у нас в квартирах.

    Как расселяют из домов при капремонте

    Дело в том, что договор на ремонтируемое помещение не расторгается.

    Жилье остается вашим. Помещение в маневренном фонде только на период ремонта, то есть временное. А потом вы вновь займете свое помещение.

    Ст.

    Реконструкция и ремонт жилищного фонда являются одним из стратегических направлений деятельности строительных организаций и жилищно-коммунального хозяйства страны и представляет собой комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, направленных на обновление жилых домов и объектов социальной и инженерной инфраструктуры с целью улучшения условий проживания и приведения их эксплуатационных качеств в соответствие с установленными требованиями.

    В результате осуществления ремонтно-реконструктивных мероприятий совершенствуются планировочные решения жилых домов, улучшается их внешний облик и инженерное обустройство, повышается надежность, огне-, тепло- и шумозащита, обновляется благоустройство жилых районов и кварталов. При этом не только устраняются последствия физического и морального износа жилищного фонда, но и улучшается его основные технико-экономические показатели, такие, как размеры фонда, количество домов и квартир, плотность застройки и др.

    Реконструкция существенно меняет жилищный фонд. Прежде всего происходит рост фонда за счет надстройки зданий, увеличения их размеров в плане. При реконструкции жилищного фонда осуществляют снос ветхих домов и строительство на их месте новых зданий, что приводит к «омоложению» жилищного фонда.

    Объемы и характер реконструкции и ремонта жилищного фонда зависят от его технического состояния, морального износа, экономической, градостроительной и демографической ситуаций, прогнозов их изменения в ближайшие десятилетия.

    С начала 90-х годов объемы ремонтно-реконструктивных работ в Российской Федерации устойчиво растут. Объектом особого внимания в этой области стал фонд жилых домов, построенных по типовым проектам первого поколения в 50-60 годы. Вопросам его сохранения обновления посвящена разработанная по заданию Правительства Российской Федерации подпрограмма «Реконструкция жилых домов первых массовых серий» Государственной целевой программы «Жилище». Реализация данной подпрограммы и аналогичных территориальных программ ведется в десятках городов России. В процесс обновления жилищного фонда вовлечены сотни тысяч граждан, административные и архитектурно-строительные органы управления, проектные и строительные организации, кредитно-финансовые структуры. Гарантией удовлетворения интересов всех сторон и защиты их прав является правовое регулирование процессов реконструкции жилищного фонда и серьезная разъяснительная и социологическая работа с населением. Она позволяет не только выявить потребительские требования граждан к жилищам, но и создать обстановку заинтересованного сотрудничества всех участников процесса реконструкции. Правовые коллизии, приводящие зачастую к затягиванию и срыву сроков организационных и ремонтно-строительных мероприятий по обновлению жилищного фонда, возникают в связи с отсутствием или неправильным применением правовых норм, регламентирующих вопросы переселения, временного отселения, возмещения материального и морального ущерба, социальных норм заселения, правильной трактовки основных понятий, используемых в рассматриваемой области и т.п.

    Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе законодательных и других нормативных правовых актов Российской Федерации и её субъектов, содержат общие положения и требования к созданию системы правового регулирования подготовки и разработки проектно-сметной документации, организации и проведения ремонтно-реконструктивных работ, выселения и переселения граждан, проживающих в реконструируемых и ремонтируемых зданиях.

    Рекомендации имеют межведомственный характер, касаются прав и обязанностей физических и юридических лиц с целью обеспечения социальных гарантий в области жилищных и имущественных прав граждан, совершенствования отношений участников реконструкции жилых домов различных форм собственности.

    Работа содержит рекомендации по регулированию основных правовых ситуаций, которые возникают между участниками процесса реконструкции. В качестве практических материалов-аналогов помещены ссылки на законодательные акты, постановления, распоряжения и иные документы (или выдержки из них) законодательных и исполнительных органов различного уровня, обеспечивающие защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц и регламентирующие их взаимоотношения и ответственность. В качестве приложений приводятся примеры оформления типизированных договоров, обязательств и других документов, регулирующих отношения заказчиков (инвесторов), исполнителей и пользователей результатами ремонтно-реконструктивных работ в условиях рыночной экономики. В этих документах показаны правовые возможности защиты интересов всех участников процесса сохранения и обновления жилищного фонда, включая квартиросъемщиков и членов их семей, собственников жилищного фонда, производителей работ, заказчиков, инвесторов, эксплуатационников, властных структур.

    В качестве справочного материала дан перечень основных нормативно-правовых актов федерального уровня, относящихся к организации и проведению ремонтных работ и работ по реконструкции жилых зданий. Работа не содержит рекомендаций по совершенствованию этих федеральных законов и положений. Она направлена на их развитие и использование с учетом местных условий и особенностей проведения мероприятий по сохранению и обновлению жилищного фонда.

    Методические рекомендации предназначены для использования физическими и юридическими лицами, участвующими в реконструкции и ремонте жилищного фонда, законодательными и административными органами республик, краев, областей, городов и муниципальных округов при формировании законодательно-правовой базы обновления жилищного фонда на своих территориях.

    Территориальные правовые и нормативные документы, регламентирующие и регулирующие права и обязанности участников процесса реконструкции жилищного фонда, должны разрабатываться и использоваться в развитие действующих федеральных законов, положений и других нормативно-правовых актов и не могут входить с ними в противоречие.

    Перечень основных законодательных и распорядительных актов Российской Федерации в области правовых отношений в строительстве приведен в Приложении 1.

    Формы территориальных правовых и нормативных документов, порядок их разработки и принятия определяются органами управления территории (региона).

    Правовое регулирование отношений участников процесса реконструкции жилищного фонда на всех его стадиях осуществляется в соответствии со статьями 25, 40 и 72 Конституции Российской Федерации, Жилищным Кодексом РСФСР, Гражданским Кодексом Российской Федерации (преимущественно часть II), Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (разделы I-IV), законодательством о местном самоуправлении, а также на основании нормативно-правовых актов субъектов России Федерации и органов местного самоуправления.

    Нормативно-технической базой правового регулирования в сфере реконструкции жилищного фонда являются строительные нормы и правила (СНиП), государственные стандарты Российской Федерации в области строительства, документы системы ценообразования, сертификации и лицензирования в строительстве, ведомственные и территориальные строительные нормы и акты. Перечень строительных норм и правил и ведомственных строительных норм в области реконструкции и ремонта жилищного фонда приведен в Приложении 2.

    Взаимодействие участников инвестиционного процесса по реконструкции и ремонту осуществляется, как правило, на договорной основе. Договора, заключаемые между участниками реконструкции и ремонта объектов жилищного фонда, должны предусматривать защиту прав и интересов обеих сторон, их взаимные обязательства и санкции за невыполнение данных обязательств. Отсутствие правовых коллизий и споров в процессе выполнения сторонами договорных обязательств гарантируется полнотой и правильностью описания и оформления этих обязательств в договоре.

    Терминологической базой правовых отношений в сфере реконструкции и ремонта жилищного фонда являются термины и определения, включенные в состав строительных норм и правил, ведомственных и территориальных строительных норм, а также федеральные и территориальные нормативные правовые акты.

    Перечень основных терминов и определений, включенных в состав строительных норм и правил, ведомственных строительных правил и относящихся к сфере реконструкции жилищного фонда, приведен в справочном Приложении 3.

    В качестве территориального нормативного правового акта, регламентирующего отношения по защите прав физических и юридических лиц в сфере реконструкции и ремонта жилищного фонда, рекомендуется принять территориальный Закон «О защите прав граждан при сохранении и обновлении жилищного фонда» (далее Закон).

    Закон принимается на основании Конституции Российской федерации, законов Российской федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, соответствующих законов и других нормативных правовых актов субъекта Федерации и не может входить с ними в противоречие.

    Основной целью Закона является регулирование отношений по защите прав физических и юридических лиц, а также органов власти и должностных лиц, участвующих прямо или косвенно в принятии и реализации решений по реконструкции и ремонту жилых домов, кварталов, архитектурно-градостроительных образований.

    Законом должны устанавливаться права граждан на:

    — получение информации о планируемых, проектируемых и осуществляемых мероприятиях по сохранению и обновлению объектов жилищного фонда;

    — участие в процессе разработки предложений и подготовки проектов до принятия акта об их реализации;

    — независимую экспертизу проектов;

    — участие в обсуждении планов и проектов преобразования территории и находящихся на ней объектов жилищного фонда, элементов благоустройства.

    Одновременно Законом устанавливаются обязанности органов власти и должностных лиц по обеспечению перечисленных выше прав граждан, порядок осуществления гражданами своих прав, общий порядок рассмотрения вопросов и принятия решений в органах власти территории и органах власти входящих в нее административно-территориальных единиц.

    Закон должен определять порядок защиты прав юридических лиц, принимающих и реализующих градостроительные решения, связанные с сохранением и обновлением жилищного фонда, порядок согласования частных интересов граждан, местных, районных, городских и территориальных интересов с целью определения и правового закрепления социально значимых приоритетов, которые кладутся в основу ремонтно-реконструктивной деятельности на территории.

    В территориальном Законе должны быть определены механизмы реализации защиты приоритетных направлений в области реконструкции и ремонта жилищного фонда, обязанности органов администрации по выработке и принятию в пределах их компетенции актов, положений, инструкций и других документов, позволяющих реализовать все положения Закона.

    В качестве аналога территориального Закона в рассматриваемой области может быть рекомендован Закон № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», принятый Московской городской Думой 25 июня 1997 года.

    Для практической реализации положений Закона законодательным и административным органам территории (субъекта Федерации, города, района), а также органам местного самоуправления рекомендуется разработать и ввести в действие в пределах своей компетенции акты, устанавливающие порядок и формы осуществления мероприятий по защите прав и выполнению обязанностей участников реконструкции жилищного фонда, о штрафных санкциях за правонарушения в этой сфере, определении размеров морального и материального ущерба, инвестиционной деятельности и размерах стоимости прав инвестирования, регистрации прав собственности на дополнительные площади (помещения), получаемые в результате реконструкции зданий. Одновременно должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке методики расчета компенсационных выплат гражданам в связи с проведением ремонтно-строительных работ, стоимости права инвестирования, инструкции о порядке оформления документов, проведении конкурсов, переселении и временном отселении жильцов, размерах платы за пользование помещениями в переселенческом фонде и т.д. Ниже приводятся рекомендации по обеспечению защиты прав и выполнении обязанностей физических и юридических лиц при осуществлении наиболее распространенных мероприятий по реконструкции объектов жилищного фонда.

    Надстройка жилых домов дополнительными этажами или устройство на них мансард является одним из самых распространенных реконструктивных мероприятий, осуществляемых в настоящее время в России.

    Освоение и широкое развитие мансардного строительства позволяют:

    — ощутимо (примерно на 20 %) нарастить размеры той части жилищного фонда, которая пригодна для устройства мансард;

    — получить этот прирост без отвода земель под строительство, то есть успешно решить задачу интенсификации использования освоенных городских территорий;

    — существенно улучшить внешний облик эксплуатируемых зданий и застройки в целом за счет архитектурно-художественного оформления крыш — «пятого фасада»; это особенно актуально для типовых пятиэтажных домов, рядом с которыми за последние десятилетия выросли дома повышенной этажности (до 26 этажей), их жителям крыши типовых пятиэтажек являют убогое и неприглядное зрелище;

    — осуществлять надстройку зданий мансардами без отселения жильцов или служащих, что особенно важно при отсутствии переселенческого фонда и средств для проведения временного отселения граждан;

    — расширить номенклатуру жилых помещений (квартир), гармонизируя тем самым квартирный состав жилищного фонда и социально-демографический состав населения;

    — повысить тепловую эффективность надстраиваемых зданий за счет устройства наружных ограждений в соответствии с новыми нормами по строительной теплотехнике.

    Перечисленные преимущества мансардного строительства определяют его технико-экономическую эффективность — дополнительная площадь, полученная при надстройке здания, на 25-40 % дешевле площадей, получаемых в новостройках. С другой стороны, благодаря тому, что мансардное строительство осуществляется, как правило, в сложившихся, оснащенных всеми инфраструктурами районах, потребительская (рыночная) стоимость получаемых при надстройке площадей существенно выше, чем в районах нового строительства. В этой связи мансардное строительство следует рассматривать не только как предмет рентабельных капиталовложений, но и в качестве источников доходов, реинвестируемых в дальнейшее развитие этого вида строительства.

    Правовая нормативная база мансардного строительства слагается из федеральных законов, Указов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и территориальных нормативных правовых актов.

    Правовые финансовые аспекты жилищного вопроса решаются на базе положений Указа Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» и принятого в его развитие постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья».

    При создании территориальной правовой базы мансардного строительства рекомендуется исходить из следующих основных положений:

    — надстройка дома не должна отрицательно влиять на использование жильцами своих квартир;

    — решение о надстройке дома должно быть доведено до сведения всех его жителей;

    — дома, находящиеся в коллективной собственности (кондоминиум, ЖСК), надстраиваются по решению товарищества, принимаемому в соответствии с его уставом;

    — дома, находящиеся в государственном, муниципальном или общественном жилищном фонде, надстраиваются по решению балансодержателя, которое поименного согласия собственников, нанимателей и арендаторов жилья не требует *;

    * Если по результатам обследования установлено, что крышу дома необходимо ремонтировать, а средств у балансодержателя для этого нет, он вправе принять решение о надстройке дома, чтобы не допустить его прогрессирующего разрушения. В этом случае целесообразность объявления конкурса на финансирование и выполнение строительных работ принимает балансодержатель.

    — решение о надстройке дома независимо от его принадлежности может быть реализовано только при согласовании проекта и выдаче разрешения на строительство территориальным архитектурно-строительным органом.

    В качестве нормативного правового акта, регламентирующего права и обязанности физических и юридических лиц, порядок их реализации и исполнения при осуществлении надстройки дома рекомендуется издать распоряжение территориального административного органа. В этом распоряжении необходимо:

    — установить порядок осуществления инвестиционной деятельности по возведению жилых надстроек на объектах жилищного фонда;

    — утвердить в качестве приложения к распоряжению территориальное «Положение об устройстве жилых надстроек (мансард) на домах»;

    — поручить соответствующим службам разработать инструкции, методики и другие документы инструктивного характера, определяющие порядок регистрации прав собственности на вновь создаваемые жилые помещения в надстраиваемой части здания, методы расчета стоимости права инвестирования, размеров компенсационных выплат гражданам и другие виды деятельности в рассматриваемой области.

    В качестве аналога такого документа может быть использовано Распоряжение Мэра г. Москвы от 02.07.1996 г. № 49/1-РМ (приложение 6).

    В основе взаимодействия подрядчика, заказчика (заказчика-инвестора) и органов местного самоуправления лежат контрактные (договорные) отношения и система федеральных и территориальных правовых актов, регламентирующих права и обязанности участников реконструкции и ремонта жилищного фонда, механизма реализации этих прав и обязанностей.

    Заказчик (заказчик-инвестор) для выполнения работ по ремонту принадлежащего ему объекта использует собственные накопления или кредит коммерческого банка. В обоих случаях он заинтересован в использовании инвестируемых средств только по прямому назначению и в возможно короткие сроки. В случае выполнения реконструкции жилого здания с получением дополнительных площадей или с радикальным повышением комфортности жилищ заказчик-инвестор заинтересован в получении прибыли, образующейся за счет разницы между себестоимостью реконструкции объекта и его рыночной ценой. В круг интересов заказчика входят также строгое выполнение подрядчиком требований проекта, сокращения сроков предпроектных процедур согласования и утверждения проектной документации, получения технических условий на подключение к городским сетям, экспертизу проектной документации и т.д.

    Одним из важных факторов снижения стоимости ремонта и реконструкции жилищного фонда является конкурсный отбор инвесторов. Эта процедура должна базироваться на положениях Указа Президента Российской Федерации от 24.03.96 г. № 432 «О развитии конкуренции в сферах эксплуатации и ремонта жилищного фонда» и территориальных законодательных и подзаконных правовых актов, регламентирующих процедуру проведения конкурсов. С этой целью рекомендуется определить базовый принцип соотношения площадей, причитающихся администрации территорий и передаваемых инвестору в собственность.

    Для активного привлечения инвесторов к финансированию работ по сохранению и обновлению жилищного фонда рекомендуется:

    — установить упрощенный порядок подготовки исходно-разрешительной документации на реконструкцию объектов жилищного фонда;

    — регламентировать правила исчисления платы за право инвестирования;

    — освободить инвестора от передачи средств на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, которое может осуществляться из территориального бюджета за счет аккумулирования средств, получаемых за право инвестирования;

    — освободить инвестора от арендной платы за землю на период реконструкции объекта;

    — разрешить производить ремонтно-реконструктивные работы на точечных объектах по отдельным чертежам и сметам до утверждения проекта в целом.

    Указанные выше положения должны быть отражены в разрешительной документации на проведение реконструкции со ссылкой на соответствующие законодательные или распорядительные акты, действующие на данной территории.

    Надстройка жилых домов дополнительными этажами или устройство на них мансард является одним из самых распространенных реконструктивных мероприятий, осуществляемых в настоящее время в России.

    Освоение и широкое развитие мансардного строительства позволяют:

    — ощутимо (примерно на 20 %) нарастить размеры той части жилищного фонда, которая пригодна для устройства мансард;

    — получить этот прирост без отвода земель под строительство, то есть успешно решить задачу интенсификации использования освоенных городских территорий;

    — существенно улучшить внешний облик эксплуатируемых зданий и застройки в целом за счет архитектурно-художественного оформления крыш — «пятого фасада»; это особенно актуально для типовых пятиэтажных домов, рядом с которыми за последние десятилетия выросли дома повышенной этажности (до 26 этажей), их жителям крыши типовых пятиэтажек являют убогое и неприглядное зрелище;

    — осуществлять надстройку зданий мансардами без отселения жильцов или служащих, что особенно важно при отсутствии переселенческого фонда и средств для проведения временного отселения граждан;

    — расширить номенклатуру жилых помещений (квартир), гармонизируя тем самым квартирный состав жилищного фонда и социально-демографический состав населения;

    — повысить тепловую эффективность надстраиваемых зданий за счет устройства наружных ограждений в соответствии с новыми нормами по строительной теплотехнике.

    Перечисленные преимущества мансардного строительства определяют его технико-экономическую эффективность — дополнительная площадь, полученная при надстройке здания, на 25-40 % дешевле площадей, получаемых в новостройках. С другой стороны, благодаря тому, что мансардное строительство осуществляется, как правило, в сложившихся, оснащенных всеми инфраструктурами районах, потребительская (рыночная) стоимость получаемых при надстройке площадей существенно выше, чем в районах нового строительства. В этой связи мансардное строительство следует рассматривать не только как предмет рентабельных капиталовложений, но и в качестве источников доходов, реинвестируемых в дальнейшее развитие этого вида строительства.

    Правовая нормативная база мансардного строительства слагается из федеральных законов, Указов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и территориальных нормативных правовых актов.

    Правовые финансовые аспекты жилищного вопроса решаются на базе положений Указа Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» и принятого в его развитие постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья».

    При создании территориальной правовой базы мансардного строительства рекомендуется исходить из следующих основных положений:

    — надстройка дома не должна отрицательно влиять на использование жильцами своих квартир;

    — решение о надстройке дома должно быть доведено до сведения всех его жителей;

    — дома, находящиеся в коллективной собственности (кондоминиум, ЖСК), надстраиваются по решению товарищества, принимаемому в соответствии с его уставом;

    — дома, находящиеся в государственном, муниципальном или общественном жилищном фонде, надстраиваются по решению балансодержателя, которое поименного согласия собственников, нанимателей и арендаторов жилья не требует *;

    * Если по результатам обследования установлено, что крышу дома необходимо ремонтировать, а средств у балансодержателя для этого нет, он вправе принять решение о надстройке дома, чтобы не допустить его прогрессирующего разрушения. В этом случае целесообразность объявления конкурса на финансирование и выполнение строительных работ принимает балансодержатель.

    — решение о надстройке дома независимо от его принадлежности может быть реализовано только при согласовании проекта и выдаче разрешения на строительство территориальным архитектурно-строительным органом.

    В качестве нормативного правового акта, регламентирующего права и обязанности физических и юридических лиц, порядок их реализации и исполнения при осуществлении надстройки дома рекомендуется издать распоряжение территориального административного органа. В этом распоряжении необходимо:

    — установить порядок осуществления инвестиционной деятельности по возведению жилых надстроек на объектах жилищного фонда;

    — утвердить в качестве приложения к распоряжению территориальное «Положение об устройстве жилых надстроек (мансард) на домах»;

    17. Возмещение вреда, причиненного жилому помещению

    • Кто ответственен за проведение собрания с жильцами в преддверии капитального ремонта? Насколько мы знаем, скоро должны начаться работы, а нам никто ничего не говорит, даже объявления нет. Елена, Минск

    — Собрание с жильцами проводится за 30 дней до начала капитального ремонта. В преддверии работ разрабатывается проектно-сметная документация, которая обязательно должна пройти государственную экспертизу. После необходимых согласований проводится процедура по выбору подрядной организации на выполнение ремонтных работ, и в это же время проводится собрание с жильцами. За его проведение отвечает коммунальное унитарное предприятие (КУП) ЖКХ района.

    • Что в преддверии капитального ремонта дома должна обследовать эксплуатирующая организация? А., Могилев

    — Специалисты обследуют состояние инженерных коммуникаций и конструктивных элементов; систему вентиляции; стены, потолки на наличие сырости или промерзания; состояние фундамента и ограждающих наружных конструкций на наличие трещин, дефектов; кровлю. Также изучается документация по эксплуатации дома, где собраны акты осмотров, на основании которых выполнялись текущие ремонты. Кроме того, изучаются документы из БРТИ о возможных перепланировках квартир: узаконены ли они и не создадут ли препятствий к коммуникациям работникам, выполняющим капитальный ремонт.

    • Как разрабатывается проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта дома? Могут ли при ее составлении учитываться пожелания жильцов? С. Курлович, Брест

    З июля 2019 года была опубликована новая редакция Жилищного кодекса Узбекистана. Проект подготовило Министерство жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан.

    Действующая редакция Жилищного кодекса была принята 24 декабря 1998 года и, естественно, назрела необходимость актуализировать его положения.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.