Как определяются требования к целевому назначению земельного участка в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определяются требования к целевому назначению земельного участка в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основной закон, регулирующий использование земель — это Земельный Кодекс РФ.Согласно ЗК РФ выделяют несколько категорий земли по ее целевому назначению:

  • Это земля для сельскохозяйственной деятельности.
  • Земли населенных пунктов.
  • Земли фонда лесного.
  • Земли фонда водного.
  • Земельные участки, предназначенные для промышленности. К ним относятся территории, на которых работают предприятия энергетики, транспорта, связи, производственные комплексы, объекты оборонной сферы.
  • Особо охраняемые территории.
  • Земли специального назначения.
  • Земли запаса.

Использование земель не по требованиям категории влечет административную ответственность. Все категории по назначению включают разные по виду разрешенного использования участки. Чтобы приобрести землю и эксплуатировать ее по намеченному плану и цели, нужно сначала узнать ее вид разрешенного использования и категорию.

Как узнать категорию и разрешенное для участка использование? Такая информация может быть выдана кадастровой службой, также позволит определиться с выбором земли и классификатор ВИР, в котором указаны коды участков с учетом их назначения.

Как определяются требования к целевому назначению земельного участка в 2022 году

Классификация земельных площадей по назначению — это эффективный способ заставить владельцев использовать землю рационально, бережно. Она позволяет планово осваивать новые территории и сохранять качественные показатели тех, на которых уже ведется та или иная деятельность.

Что нужно знать о целевом назначении земель сельскохозяйственных? На участках данной категории возможно:

  1. выращивание сельскохозяйственных растений;
  2. выращивание плодовых деревьев;
  3. строительство объектов, необходимых для ведения сельского хозяйства, переработки, хранения аграрной продукции;
  4. животноводческая деятельность;
  5. создание искусственных водоемов для выращивания рыбы;
  6. обустройство пасеки;
  7. ведение дачного хозяйства, в том числе и строительство дачного дома;
  8. выделение площадей под пастбища, под траву для корма скоту.

По своему целевому назначению сельскохозяйственные земли не предназначены для жилого или производственного строительства. На таких участках может вестись деятельность, отличная от сельскохозяйственной, если будет осуществлен перевод в другую категорию.

ВНИМАНИЕ! Перевод осуществляется только по результатам государственной экспертизы, которая подтвердит, что участок не может использоваться для ведения сельского хозяйства.

Если нужно построить частный дом на участке из категории земель сельхоз назначения, нужно выбирать тот, который по классификатору предназначен под ИЖС.

Данная категория включает территории, на которых располагаются города, поселки, деревни, другие виды поселений. Она также разнообразна по видам разрешенного использования и по территориальному зонированию. В любом городе не может существовать жилая зона без общественной, промышленной, без административных зданий и культурных учреждений.

Земли лесного фонда — территории с насаждениями и те, которые предназначены для ведения лесного хозяйства. На нелесных участках могут располагаться предприятия лесоперерабатывающей или лесозаготовительной отрасли, например. Категория земель лесного фонда включает как сами водные объекты (природные и искусственные), так и участки, на которых размещены гидротехнические сооружения.

По отношению к ним действует определенный принцип — участок должен находиться за пределами населенного пункта. На нем могут размещаться объекты промышленности, связи, транспорта, безопасности. Использование земель данной категории регулируется статьей 87 ЗК. Целевое назначение земель связано с выполнением задач специально уполномоченных органов и организаций.

Для защиты земли, как ресурса, и для ее рационального и безопасного использования предусмотрено не только разделение на категории, но и установление видов разрешенного использования. ВИР определяет, как законом разрешается использовать, эксплуатировать тот или иной участок.

Наибольший интерес для физических лиц представляют такие виды использования:

  • индивидуальное жилое строительство;
  • дачное строительство;
  • личное подсобное хозяйство;
  • сельскохозяйственное производство;
  • жилое строительство;
  • фермерское хозяйство;
  • жилая и коммерческая застройка;
  • сельское хозяйство;
  • дачное.

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий:

  1. Земли населенных пунктов (поселений);
  2. Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Далее рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Категория земель лесного и водного фондов предполагает их хозяйственное использование, но только в рамках разрешенного вида деятельности:

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году

Нередко возникают ситуации, когда вид разрешенного использования не устраивает владельца ЗУ, возникает вопрос, как изменить статус земель сельхозназначения или другой категории? Государство разработало для этих целей прозрачную процедуру, владелец земли должен следовать ее этапам, чтобы официально изменить статус собственного землевладения.

  1. Собирают комплект бумаг и передают его в сельсовет или Администрацию населенного пункта. Документы и заявление собственника участка передаются в земельные отделы или главам поселений.
  2. По инициативе руководства собирается комиссия, которая вправе принимать решения об изменениях категории земель населенных пунктов или СХ назначения.
  3. Комиссия рассылает уведомления хозяевам ЗУ, находящихся рядом с наделом заявителя, с информацией о предстоящих слушаниях.
  4. Проводятся слушания, на которых принимается решение о возможности или невозможности изменения статуса землевладения.

Порядок должен соблюдаться, на каждом этапе любое заинтересованное лицо вправе высказать свои аргументированные мнения по поводу изменения конкретных ВРИ.

Рассмотрим основные подвиды ЗУ, которые представлены в официальной классификации, разработанной органами землепользования Российской Федерации:

  • К землям населенных пунктов относят территории, находящиеся в границах административных пунктов. Здесь может вестись строительство муниципального жилья, предприятий и магазинов.
  • Земля для строительства промышленных объектов предназначена для возведения индустриальных объектов, связанных с техногенными рисками.
  • ЗУ, находящиеся на охраняемых территориях: широкая категория, в этом случае обычно устанавливаются государственные запреты на строительство или другие действия землепользователя. На особо охраняемых территориях запрещено строить дачные и жилые дома, возделывать участки, проводить коммуникации. К этому подвиду относятся зоны санитарной охраны, здесь строят пансионаты и санатории. Рекреационные участки отведены под размещение туристических и спортивных объектов, территории исторической и культурной принадлежности под памятники культуры. На особо ценных территориях расположены уникальные историко-культурные объекты.
  • Земли водного фонда не предназначены для строительства или выращивания культур и деревьев. Это участки, покрытые водой.
  • Территории лесного фонда объединяют не только лесистые местности, но и дороги, просеки, другие объекты лесного хозяйства.
  • Земли запаса находятся в распоряжении муниципальных органов до принятия ими решения о переводе их в другую категорию.
  • Категория земли сельхозназначения: наиболее распространенная в России. Виды разрешенного использования: развитие сельского хозяйства юридическими лицами и частными предпринимателями.

Государство дает возможность гражданам заниматься любой деятельностью в рамках законодательства и собственного участка, отнесенного к определенному ВРИ.

Согласно ст. 39, п.7 Градостроительного кодекса слушания по изменению ВРИ, должны быть проведены в течение месяца. За этот период члены комиссии обязаны разослать уведомления, организовать слушания. На этом мероприятии присутствует заявитель, который должен обосновать смену ВРИ земель сельскохозяйственного назначения или иных ВРИ. Если со стороны соседей и иных заинтересованных лиц возражения не поступили, и отсутствуют другие препятствия для одобрения ходатайства, то принимается положительное решение.

Комиссия должна оценить целесообразность изменения ВРИ, правовые и экономические последствия решения. Нередки случаи, когда заявитель получает мотивированный отказ в переводе ВРИ в другую категорию. Владелец ЗУ вправе обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

Если запрос землепользователя одобрен, то на основании акта, составленного комиссией, в ЕГРН вносят соответствующие изменения. Этим должен заняться заявитель, обратившись в Росреестр с решением комиссии. Для этого нужно предоставить акт с постановлением комиссии, копию паспорта, заявление и кадастровую выписку на ЗУ. Изменение вида использования земель сельскохозяйственного, промышленного или иного назначения отразится в ЕГРН в течение недели.

У граждан, решивших заняться переводом статуса своего надела, возникает вопрос, в чем разница между ВРИ и типом целевого назначения участка. Понятие ВРИ установил Приказ № 540 от 2014 года, в котором прописана схема работы с Классификатором. Разновидность разрешенного использования земель указана в Классификаторе, эта информацию поступает из государственных органов.

Разновидность целевого назначения указана в постановлении или свидетельстве, которое имеется на руках у собственника. Рассмотрим главные типы целевого назначения ЗУ:

  • ИЖС предполагает возможность индивидуального строительства. Это наиболее востребованный тип целевого применения землевладения, так как здесь официально одобрено строительство.
  • На участке ЛПХ можно заниматься сельскохозяйственной деятельностью без найма работников. Овощи или фрукты выращиваются исключительно для личного потребления.
  • СНТ: товарищество дачных собственников, его подвид ДНТ: дачное партнерство некоммерческих собственников. Эта разновидность целевого использования подразумевает возможность строительства домов на ЗУ, но с некоторыми ограничениями.

Главными показателями, определяющими выбор вида ЗУ, являются потребности покупателя и его задачи. К примеру, возникает потребность построить дом, вести коммерческую деятельность или использовать сельскохозяйственные земли под ведение хозяйства или коммерческой деятельности. Приобретать ЗУ следует, придерживаясь официально указанного статуса. В этом случае удастся избежать конфликтов с властями и необходимости инициировать процедуру изменения видов использования земель сельскохозяйственного или другого назначения в Классификаторе.

Подбор комплекта документации сопровождается составлением заявления собственника земельного надела. В заявлении указывают данные собственника, причину смены ВРИ, а также перечисляют справки, приложенные к заявлению.

К заявлению должны быть приложены документы, которые подтверждают право собственника распоряжаться ЗУ. Это может быть свидетельство о собственности частного или юридического лица. В последнем случае потребуется выписка из ЕГРЮЛ. На землях поселений в 2022 году необходимо заказать экспертизу их экологического состояния. Экспертное заключение необходимо предоставить по требованию земельных комитетов, к которым относится конкретный участок.

Для замены статуса ВРИ потребуются веские основания, их регламентирует законодательство:

  • Наличие у владельца официального документа, на его основании участок отнесен к определенному ВРИ.
  • Наличие записи в ЕГРН о принадлежности ЗУ к данному ВРИ.
  • Перевод земли в категорию, которая официально утверждена законодательством. Например, перевод СХ земли в категорию земель промышленного назначения, которая официально включена в Классификатор.

Этих оснований достаточно для рассмотрения вопроса.

Положение о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости

1. Настоящее Положение устанавливает:

а) порядок определения состава и размера убытков, предусмотренных главой VIII Земельного кодекса Российской Федерации;

б) порядок заключения соглашения о возмещении убытков и условия такого соглашения;

в) порядок заключения соглашения о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества в связи с невозможностью их использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории;

г) порядок возмещения убытков, предусмотренных главой VIII Земельного кодекса Российской Федерации;

д) порядок предоставления возмещения за прекращение прав на земельный участок в связи с невозможностью его использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории;

е) случаи и правила учета платы за публичный сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением или изменением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.

2. Настоящее Положение не распространяется на случаи возмещения вреда в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Определение размера возмещения при выкупе земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также возмещения за прекращение прав на земельные участки осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Целевое назначение участка – это более узкое и прикладное понятие, которое расшифровывает и конкретизирует определенную категорией разрешенную деятельность. То есть, если некий участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, то его целевым назначением может быть и садоводство, и выращивание различных культур, и разведение рыбы или животных.

Какие же бывают виды назначений земельных участков? Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, вся территория государства подразделяется на:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим основные различия между категориями и их целевыми назначениями.

  1. Земли сельхозназначения – одна из наиболее обширных категорий, охватывающая все территории с плодородными почвами, заниматься разными видами сельского хозяйства на которых могут физические и юридические лица, государственные, коммерческие и некоммерческие организации.
  2. Земли населенных пунктов – все площади в административных границах населенных пунктов, которые в свою очередь зонируются местными органами власти по назначению (жилые, производственные, рекреационные и прочие).
  3. Земли промышленности и специального назначения – наиболее разносторонняя категория, объединяющая территории, на которых разрешена индустриальная и прочая деятельность с высокими техногенными рисками.
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов – категория объединяет:
    • Земли особо охраняемых природных территорий – здесь категорически запрещается выделять дачные и садоводческие участки, прокладывать дороги и линии коммуникаций, размещать любые промышленные, хозяйственные или жилые объекты, не связанные с заповедниками, парками и другими объектами территории.
    • Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов – участки, обладающие природными данными для лечения и профилактического оздоровления граждан, источниками минеральных вод и подобными условиями. На таких территориях устанавливаются округа санитарной охраны.
    • Земли природоохранного назначения – площади, занятые под защитные леса и водоохранные объекты. Хозяйственная деятельность на этих территориях допустима, но ограничена режимом охраны земель.
    • Земли рекреационного назначения – в эту подкатегорию объединены земли, занятые объектами туризма, спорта, активного отдыха. Запрещена любая иная хозяйственная деятельность.
    • Земли историко-культурного назначения – места размещения памятников истории и культуры России и ее народов, места традиционных промыслов, земли под военными и гражданскими кладбищами. Изменение целевого назначения этих земель запрещено.
    • Особо ценные земли – территории, где расположены уникальные природные и иные объекты, представляющие научную или историко-культурную ценность.
  5. Земли водного фонда – площади, покрытые водой или занятые гидротехническими сооружениями. Земельные участки на этих территориях не выделяются, для строительства искусственных водоемов могут резервироваться дополнительные площади.
  6. Земли лесного фонда – все территории, покрытые лесом, и места, где его планируется восстановить, а также сопутствующие объекты (просеки, дороги и т.д.).
  7. Земли запаса – пока не распределенные и не востребованные земельные площади с неопределенным целевым назначением. Находятся в муниципальной или государственной собственности и для использования должны быть переведены в соответствующую категорию.

К видам разрешенного использования земельного участка применяется цифровое кодирование. Подробнее о коде категории земель, о том, в каких случаях и где указывается, а также как правильно расшифровывается, читайте здесь.

Как узнать целевое назначение земельного участка

В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

  1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
  2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
  3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
  4. Проводятся публичные слушания;
  5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
  6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
  7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

  • ФИО и контактные данные землепользователя;
  • Категория земли и адресные ориентиры участка;
  • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
  • Причина смены вида землепользования;
  • Перечень прилагаемых документов.

Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.

Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

  • Целесообразность изменения ВРИ;
  • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
  • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

Если комиссия постановляет сменить вид землепользования участка, копия решения направляется всем участникам слушаний. Через 10 дней после вынесения решения составляется акт об изменении ВРИ, копия которого выдаётся заявителю. Заявитель должен обратиться в Росреестр для регистрации изменений в кадастровом реестре, приложив к копии акта следующие бумаги:

  • Копию паспорта;
  • Квитанцию об уплате госпошлины;
  • Заявление на внесение изменений;
  • Кадастровый паспорт на участок.

Новый вид разрешенного землепользования отобразится на кадастровой карте местности в течение 7-10 дней с момента обращения в Росреестр.

При несогласии заявителя с решением комиссии, он может оспорить данное решение в судебном порядке (п. 12 ст. 39 ГрК РФ).

Виды целевого назначения земельного участка имеют вид:

  • ИЖС;
  • ЛПХ;
  • ДНП;
  • СНТ.

Рассмотрим каждый тип подробней.

ИЖС расшифровывается как персональное жилищное строительство. Таким статусом обладают земельные наделы в пределах какого-либо населенного пункта, которые применяются с целью постройки объектов жилой недвижимости.

Преимущества ИЖС вполне очевидны:

  • можно осуществлять строительство и оформлять строения в право собственности;
  • возможность присвоить адрес дому и зарегистрироваться в нем на постоянной основе;
  • наличие полного перечня правовых возможностей по отношению к наделу, иными словами, его можно продать, подарить и так далее.

Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что надел под ИЖС наиболее оптимален для частного строительства, поскольку для этого он и предназначен

ЛПХ – одна из форм деятельности граждан, которая направлена исключительно на производство сельскохозяйственных товаров и переработки.

Для возможности попадания земельного надела под ЛПХ, он обязательно должен отвечать таким требованиям:

  • собственник не планирует в дальнейшем получать с него доход;
  • отсутствует наемный штат сотрудников;
  • весь товар изготавливается исключительно с целью личного использования.

Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что земля, на которой осуществляется деятельность, представлена либо же куплена с целью ведения ЛПХ и об этом имеется соответствующая отметка

СНТ расшифровывается как садоводческое некоммерческое партнерство, иными словами, объединение садоводов-любителей.

Подобные наделы, в большинстве случаев, расположены за чертой населенного пункта на участках сельскохозяйственного использования.

С противоположной стороны:

  • земля не может быть использована с целью постройки жилых объектов недвижимости;
  • подключение участка к различным коммуникациям осуществляется за счет собственных финансовых средств;
  • вне зависимости от того, какими характеристиками обладает дом, он в любом случае обретет статус “дачный дом”.

К сведению: в случае наличия жилого строения на участке практически нереально совершить с ним какие-либо сделки.

Использование земельного участка: разрешенные виды

С 2022 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ в порядок налогообложения земельных участков.

Так, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора), будут ежегодно представлять в налоговые органы по субъектам РФ сведения о выданных предписаниях об устранении нарушений:

— в связи с неиспользованием для сельхозпроизводства земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или в зонах сельхозиспользования,

— в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования этих участков в предпринимательской деятельности.

В отношении перечисленных земельных участков прекращается применение льготной ставки по земельному налогу, не превышающей 0,3%. Исчисление налога и авансовых платежей по нему будет производиться по налоговой ставке для «прочих земель», не превышающей 1,5%. Такой расчет будет применяться со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо со дня обнаружения таких нарушений и до первого числа месяца, в котором уполномоченный орган установит факт их устранения.

Кроме того, для таких земельных участков не будут применяться ограничения ежегодного десятипроцентного роста земельного налога, установленные п. 17 ст. 396 НК РФ для налогоплательщиков-физических лиц, вплоть до устранения выявленных нарушений.

Перечисленные нормы направлены на экономическое стимулирование правомерного землепользования и уточнение условий применения льготных ставок по земельному налогу.


С 2022 г. территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на земельный контроль (надзор), будут ежегодно предоставлять в налоговые органы сведения о выданных предписаниях об устранении нарушений:

— в связи с неиспользованием для сельхозпроизводства земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или в зонах сельхозиспользования,

— в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельных участков, предназначенных для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования этих участков в предпринимательской деятельности.

В отношении этих участков прекращается применение льготной налоговой ставки, не превышающей 0,3%. Будет применяться ставка, не превышающая 1,5%, со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо со дня обнаружения таких нарушений и до первого числа месяца, в котором уполномоченный орган установит факт их устранения.

Кроме того, для таких земельных участков не будут применяться ограничения ежегодного 10-процентного роста земельного налога вплоть до устранения выявленных нарушений.

Земельное право предусматривает несколько оснований для раздела одного участка на несколько, и передачу их в собственность разным людям. Начать с того, что раздел произойдет на основании заявления, что составляет владелец рассматриваемой земли. Но есть ситуации, когда один земельныйучасток имеет несколько собственников. Тогда его раздел будет возможен, только если заявление на раздел подписали все владельцы.

Что касается оснований для раздела и передачи права собственности, их может быть несколько:

Когда выполнен раздел земельного участка в собственность переходит уже не один, а несколько участков, которые нужно правильно оформить. Если раздел уже выполнен, территория может быть переведена на правасобственности или пользование (постоянное или бессрочное).

После раздела вместо одного участка, образуется несколько отдельных объектов, которые перейдут в собственность разным людям. Чтобы они получили свой юридический статус, им нужно присудить свой адрес. Присвоение адреса это также непростая процедура, которую выполняет орган архитектуры и градостроительства. Именно сюда нужно направить заявление, подкрепленное папкой документов.

Теперь можно ставить новый участок на кадастровый учет, чтобы официально закрепить за собой собственность. Составьте заявление, прикрепите к нему договор с другими собственниками о разделе исходной территории, решениесуда (если обращались в этот орган). Не забудьте взять кадастровый паспорт. Все это нужно отправить в отделение Государственного реестра. Полученная в ЕГРП выписка уже будет указывать новые параметры участка и его владельца.

Получить юридическую помощь по вопросу раздела земельного участка в собственности можно на нашем сайте.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)

    «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54

    «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»

  • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ

    «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

Статья 7 Земельного кодекса. Состав земель в Российской Федерации

Формулировка «вид разрешенного использования» обозначает целенаправленное предназначение земельного участка, находящегося в эксплуатации. Сведения о нем в обязательном порядке должны быть занесены в «Единый государственный кадастр недвижимости».

Он образован с целью усовершенствования сферы рационального землепользования, системы учета, находящихся в хозяйственном обороте земель.

Классификатор ВРИ определен исчерпывающий перечень стандартов и утвержден указаниями приказа № 540, изданного Минэкономразвития РФ. Он содержит наименование вида, его подробное описание и код. Он позволяет урегулировать вопрос об использовании земель по назначению на всей территории страны.

Регламентация вопросов относительно земельно-правовых отношений осуществляется нижеперечисленными нормативными актами:

Показатели Описание
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Акт испущен 13 июля 2022 года под номером 218-ФЗ
Земельный кодекс РФ на сегодняшний день действует его последняя редактура с новыми правилами использования земель российского государства от 3 июля 2022 года
Градостроительный кодекс РФ акт издан 29 декабря 2022 года за номером 190-ФЗ
Приказ Министерства экономического развития РФ № 540. Акт издан 1 сентября 2022 года

Правовой режим ресурса в российском государстве напрямую зависит от его целевого назначения. Их разделение на отдельные категории дозволяет повысить уровень регулирования отношений, связанных с использованием земель. Детальная классификация введена в действие с целью усовершенствования института их рационального использования.

В соответствии с классификацией землям, имеющим сельскохозяйственное назначение, присвоен код – № 1. Она содержит в себе 18 видов разрешенного использования, основными из которых являются:

Показатели Описание
Растениеводство взращивание сельскохозяйственной продукции, плодовых деревьев и многолетних кустарников, полукустарников и травянистых растений, способных приносить сочные плоды
Животноводство размножение рогатого скота, овец, свиней
Пчеловодство разведение пчел как одна из отраслей сельского хозяйства
Рыбоводство деятельность по выращиванию рыбы

Деление территорий земель поселений на отдельные зоны осуществляется в соответствии с нормативами градостроительного регламента. На его основании разрабатывается план застройки определенной местности с четкими границами, которые отделяют их от земель иных категорий.

В него входит:

  • строительство гражданских и производственных, общественных зданий и сооружений;
  • создание и развитие инфраструктур в сфере транспортного строительства, инженерных коммуникаций;
  • проведение рекреационных мероприятий.

Письмо Минэкономразвития России от 25.09.2019 N 13791-ОГ

Законодатель в отдельную категорию выделил земли, отведенные под:

  1. Обустройства кладбищ.
  2. Строительство крематориев.
  3. Организацию свалок бытовых отходов, включая иные виды объектов, которые нельзя использовать совместно с объектами других территориальных зон населенных пунктов.

Они должны отвечать требованиям, которые предусмотрены специальными нормативными актами.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 29.12.2017 N 447-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;

6) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 138-ФЗ)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.