Пенсия в бывших республиках СССР

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия в бывших республиках СССР». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По итогам 2019 г. средняя пенсия по старости достигла в России 15,5 тыс. руб., а усреднённая пенсия, учитывающая также выплаты по инвалидности и потере кормильца, выросла до 14,16 тыс. Много или мало? Смотря с кем и как сравнивать. Логичнее всего сравнить с соседями, которые жили под одной крышей в СССР.

Сегодня в пересчёте на рубли самая высокая пенсия в Эстонии — до 35 тыс. руб., а самая низкая — чуть больше 2 тыс. руб. — в Таджикистане (см. инфо­графику). Почему так — догадаться несложно.

Когда население стареет, правительства всего мира стремятся уменьшить долю пенсионеров и повышают пенсионный возраст. На пространстве СССР первой это сделала Литва, ещё в 1995 г. обязав мужчин работать больше на год, а женщин на два. И сейчас в этой стране идёт уже третий этап пенсион­ной реформы, по которой в 2026 г. все граждане будут уходить на пенсию в 65 лет.

Средняя пенсия в стране Советов составляла около 35 рублей в начале 60-х годов и 76 рублей в 80-х годах. Максимальная пенсия, которую получали работники интеллектуального труда, составляла 120 рублей.

Это было совсем немного, учитывая, что средняя заработная плата, скажем, в начале 80-х годов составляла около 150 рублей. Этой суммы хватало для удовлетворения повседневных потребностей, но не более. В принципе, пенсия советских пенсионеров была примерно сопоставима с размером выплат нынешним пожилым гражданам.

Справка! Существовала отдельная категория получателей выплат – «персональные пенсионеры». Ими становились видные политики, крупные ученые, деятели искусства, военачальники и т. д. Им полагалась значительно большая сумма выплат, чем остальным гражданам.

В Россию и другие страны СНГ часто переезжают мигранты из постсоветских государств. Самую многочисленную группу переселенцев в РФ составляют казахи. А также трудовыми и вынужденными мигрантами становится множество украинцев, таджиков, узбеков, киргизов.

В 1992 году было подписано соглашение о том, что мигрантам, переселяющимся из родной страны в другое государство Содружества, будет гарантировано социальное обеспечение. Для того чтобы жители других стран СНГ, приехавшие в Россию, получали пенсию, они обязаны выполнить ряд требований:

  • Законно пересечь границу РФ.
  • Предоставить законные основания для нахождения в стране.
  • Подтвердить право на получение социальных выплат и пособий.
  • Иметь свидетельство, если переезд осуществлен в рамках Государственной программы переселения соотечественников.
  • Оформить вид на жительство, чтобы получить соответствующие права.

Пенсия и пенсионный возраст в странах бывшего СССР

Возраст выхода на пенсию по старости для мужчин уже составляет 63 года, а для женщин повышается с этого года с 58 лет на полгода в год и должен в итоге уравняться с пенсионным возрастом для мужчин.

То есть сейчас у женщин пенсионный возраст — 58,5 года, в следующем году он будет 59 лет, а в 2027 составит 63 года, и на этом повышение закончится.

Повышение пенсионного возраста у женщин до 60 лет, то есть уравнивание с мужчинами, началось еще в 2011 году, и сейчас женщины выходят на пенсию в 58,5 года.

В 2017 году минимальный трудовой стаж для получения пенсии был увеличен до 25 лет, а в следующем году планируется ввести обязательную страховую составляющую пенсии — в этой части Украина сильно отстала от других стран бывшего СССР.

И Литва уже повышала пенсионный возраст, и снова его повышает.

До 2012 года женщины в Литве выходили на пенсию в 60 лет, а мужчины — в 62,5 года, затем началось очень медленное повышение до 65 лет для тех и других, которое должно закончиться к 2026 году.

    • В каких странах бывшего СССР получают самые большие пенсии

      Третье место в списке стран бывшего Советского Союза, где живут самые богатые пенсионеры, занимает Латвия. В 2019 году в пересчёте на российские рубли среднестатистический пенсионер там получал более 24 тыс. RUB.


      Вторую позицию занимает Литва. Литовские пенсионеры обогнали своих соседей на целых 2000 RUB и имеют в месяц в среднем около 26-26,5 тыс.

      Только, пожалуйста, не спешите завидовать жителям Прибалтики. У них далеко не всё так гладко, как может показаться на первый взгляд. Я пришёл к такому выводу, когда увидел на улицах Вильнюса пенсионеров, торгующих всякой всячиной: закатками, носками и прочим в том же духе. И таких людей не то чтобы мало.

      Сделал фото возле одного из магазинов в центре Вильнюса:

      В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей. Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

      С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

      Лидирующей страной с самым низким пенсионным возрастом является ОАЭ. Возраст выхода на заслуженный отдых по старости для граждан составляет 49 лет. Для иностранцев на территории государства действуют особые условия. Они обязаны трудиться до 60 лет, после чего покинуть страну. Для этого, предусмотрены определенные правила.

      В КНР минимальный возраст выхода на пенсию граждан составляет 56 лет. Власти Китая планируют в ближайшее время пенсионный возраст выхода на пенсию обязательно увеличить. Власти страны уже разрабатывают различные меры, которые помогут сбалансировать трудоспособное население страны. Ежегодно планируется увеличивать пенсионный возраст на несколько месяцев. В настоящее время около 15% жителей Китая достигли пенсионного возраста.

      В Индии пенсионный возраст составляет 60 лет. По мнению экспертов, большинство индусов продолжают осуществлять свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. Это связано с большим процентом бедности в стране. Ранее пенсионный возраст в Индии составлял 58 лет. Поэтому, повышение пенсионного возраста на 2 года не сильно сказалось на положении самих граждан.

      Самый высокий пенсионный возраст в мире ожидает жителей Албании. Граждане данного государства смогут выйти на пенсию только после 64 лет. Для женщин возраст составляет 64.5 лет, для мужчин 69.5 лет. Граждане Дании смогут уйти на заслуженный отдых в 67 лет. Аналогичный возраст выхода на пенсию предусмотрен для граждан Германии. В Дании и Германии существует равенство заслуженного отдыха между мужчиной и женщиной. В большинстве стран возраст выхода для женщин и мужчин разный.

      Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться: ★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства; ★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства; ★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

      Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним. Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

      В каких странах бывшего СССР самые богатые пенсионеры

      В 2021 году средний размер пенсии в Таджикистане составляет 303 сомони (31 доллар, или около 2400 рублей). Стоит отметить, что эта сумма указана уже с учетом повышения выплат, произведенного в сентябре этого года.

      В этой стране женщины выходят на пенсию в 58 лет, а мужчины — в 63 года.

      Итак, что же простой пенсионер Таджикистана может позволить себе на такие деньги? На самом деле очень немного. В основном эти деньги уходят на удовлетворение самых мелких нужд или на покупку продуктов питания первой необходимости. Многие таджикские пенсионеры вынуждены искать дополнительные источники дохода, некоторым помогают дети.

      Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев. Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года. Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

      При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж. Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

      Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

      ★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии; ★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

      Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

      Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года. При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

      Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

      В 2020 году средний размер пенсии в Таджикистане составляет 303 сомони (31 доллар, или около 2400 рублей). Стоит отметить, что эта сумма указана уже с учетом повышения выплат, произведенного в сентябре этого года.

      В этой стране женщины выходят на пенсию в 58 лет, а мужчины — в 63 года.

      Итак, что же простой пенсионер Таджикистана может позволить себе на такие деньги? На самом деле очень немного. В основном эти деньги уходят на удовлетворение самых мелких нужд или на покупку продуктов питания первой необходимости. Многие таджикские пенсионеры вынуждены искать дополнительные источники дохода, некоторым помогают дети.

      Размер средних пенсий в странах бывшего СССР

      Повышение пенсионного возраста у женщин до 60 лет, то есть уравнивание с мужчинами, началось еще в 2011 году, и сейчас женщины выходят на пенсию в 58,5 года.

      В 2017 году минимальный трудовой стаж для получения пенсии был увеличен до 25 лет, а в следующем году планируется ввести обязательную страховую составляющую пенсии — в этой части Украина сильно отстала от других стран бывшего СССР.

      Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

      В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

      По «пенсионному» Соглашению между странами СНГ и российскому законодательству пенсионные права, сформированные до 2002 года, можно было учесть и для расчета суммы пенсии – но только по официальному курсу Центробанка РФ. По факту пенсии выходили низкими – в большинстве стран СНГ в 90-е годы был период экономического кризиса, а деньги быстро обесценивались.

      Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

      Граждане стран, не перечисленных выше, тоже могут рассчитывать на выплату страховой пенсии, но только в том случае, если они трудились на территории РФ, а работодатель отчислял за них страховые взносы в ПФР. Их стаж должен быть не меньше 15 лет.

      Выходцы из тех стран, с которыми у РФ не заключено никаких соглашений по пенсионному обеспечению, и которые никогда не работали на территории Российской Федерации, не будут получать страховую пенсию даже с ВНЖ. Они могут рассчитывать только на социальную.

      • Лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992г. (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

      Периоды работы после 01.01.2002г. могут быть включены в страховой стаж, если страховые взносы перечислялись в Пенсионный фонд той страны, на территории которой Вы работали ( предоставление справки), но размер Вашей пенсии не увеличится.

      Исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится из среднемесячного заработка за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (если национальная валюта, то размер заработка определяется исходя из официального установленного курса на 01.01.2002г.).

      • Лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 10.02.1995г. (Молдова) и Соглашения от 16.05.1997г. (Грузия) учитывается трудовой стаж по 31.12.1990г.

      Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 01.01.1991г. включаются в трудовой (страховой) стаж на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо на социальное страхование (Социальный фонд Республики Молдова; Единый государственный фонд социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия).

      Исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится из среднемесячного заработка, имевшего место в РФ, после переселения.

      Для граждан, которые после переселения на территорию РФ не работали или не имеют минимального стажа работы, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в РФ.

      При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке, то исчисление пенсии производится с учетом среднемесячной заработной платы в РФ за декабрь 2001 года – 1671 руб., утвержденной Правительством РФ.

      • Лицам, прибывшим из государства-участника Соглашения от 29.06.1999г. (Литовская Республика) учитывается трудовой стаж, учитываемый при назначении пенсий, согласно законодательству государства каждой из Сторон.

      Исчисление периодов работы за пределами территории РФ после 01.12.1991г. производится на основании справки о трудовом (страховом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

      Исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится из среднемесячного заработка в рублях (СССР и РФ) в порядке, предусмотренном в РФ.

      • Лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших Соглашение с РФ (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается трудовой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15.01.2003г. №88-16).

      Периоды работы после 01.01.1991г. включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

      Исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится из среднемесячного заработка за периоды работы на территории этих государств до 01.12.1991г..

      1. Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
      2. Федеральный закон от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
      3. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г..
      4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995г. (вступило в силу с 04.12.1995г.).
      5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г. (вступило в силу 28.06.2002г.).
      6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.1999г. (вступило в силу 29.05.2001г.).

      Пенсионным законодательством РФ регулируются условия и правила назначения пенсии иностранным гражданам. Т.е. право на пенсию иностранные граждане имеют наравне с российскими гражданами (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами). Но это относится только к иностранным гражданам, постоянно проживающим в РФ, и, как минимум, имеющим вид на жительство (т.е. в случае отсутствия вида на жительство право на пенсию у иностранного гражданина не возникает), В этом случае граждане имеют право на страховые, накопительные или государственные пенсии. Это предусмотрено п.1 с.3 Закона от 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», частью 3 ст. 4 Закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; частью 2 ст.4 Закона 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

      Во всем остальном условия и порядок получения пенсии иностранными гражданами не отличаются от условий и порядка для граждан РФ.

      Бывшие граждане СССР имеют право на пенсионное обеспечение в РФ. Механизм пенсионного обеспечения бывших граждан СССР подробно описан в соответствующих международных договорах. Причем, это относится только к тем гражданам, которые прибыли в Российскую Федерацию из государства, которое являлось бывшей Союзной республикой.

      В качестве примера международного договора, регулирующего пенсионное обеспечение, можно назвать Соглашение от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение СНГ).

      Данным соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.

      Претендент на установление пенсии представляет следующие документы (в зависимости от его правового статуса на территории РФ):

      • паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве;
      • паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории РФ не позднее чем по состоянию на 6 февраля 1992 г.;
      • вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.

      Порядок и правила установления периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, дающих право на страховую пенсию по старости, устанавливается соответствующими нормативными документами.

      Для граждан, прибывших из государств — участников Соглашения СНГ предусмотрен учет трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 1 января 2002 г. может быть учтен при подсчете страхового стажа, но только при условии уплаты страховых пенсионных в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

      Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в РФ из Республики Литва, регулируется Соглашением между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики от 29.06.1999 «О пенсионном обеспечении».

      Для этих граждан принимается во внимание их страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе до вступления в силу указанного Соглашения (активная ссылка). Исчисление периодов работы за пределами территории РФ после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выдаваемой Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

      Для граждан, прибывших из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими в соответствии с законодательством РФ или указанных республик, а также трудовой стаж на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 г. Периоды работы на территории Молдовы и Грузии после 1 января 1991 г. включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов этих государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Этими компетентными органами являются Социальный фонд Республики Молдова и Единый государственный фонд социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

      Для граждан, прибывших из Азербайджана, страховой стаж определяется с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

      Для граждан, прибывших, из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, при определении расчетного размера страховой пенсии во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 г.

      Ответы на вопросы, возникающие при проведении

      оценки пенсионных прав застрахованных лиц

      1. Какими документами подтверждается работа за границей в российских (советских) и иностранных организациях?

      Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2002 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж засчитывается любая работа в качестве рабочего, служащего, в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации.

      Периоды работы за границей в российских (советских) организациях подтверждаются записями в трудовых книжках или справками о работе, выданными теми организациями, в которых протекала работа или направляющими их на работу.

      В случаях, когда работа проходила по найму на иностранных предприятиях (в том числе частных) и в организациях трудовой стаж подтверждается по документам, легализованным в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством или положениями двусторонних договоров или международных соглашений (Гаагская конвенция от 05.10.1961 и двусторонние или многосторонние договоры о правовой помощи).

      2. Как следует учитывать в общий трудовой стаж периоды работы граждан, в случаях, когда работа проходила в республиках бывшего СССР до и после распада СССР (01.01.1991)?

      Периоды работы в государствах – бывших республиках СССР до распада СССР (до 01.01.1991) засчитываются в общий трудовой стаж по тем же правилам, что и работа в Российской Федерации.

      Решение вопроса о включении в общий трудовой стаж периодов после 01.01.1991 зависит от того, заключено ли с данным государством Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 или двусторонние Соглашения в области пенсионного обеспечения.

      Участниками Соглашения о гарантиях прав граждане государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, кроме России, являются республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

      Двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения заключены Российской Федерацией с Республикой Молдова, Литовской Республикой и с Грузией*.

      Периоды работы в перечисленных государствах после распада СССР засчитываются в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав, поскольку исчисление трудового стажа в соответствии с данными Соглашениями производится по законодательству Российской Федерации.

      Три страны бывшего СССР, в которых пенсионеры получают самые маленькие пенсии

      Я имею в виду бывшие республики СССР.

      Ни для кого не секрет, что пенсионеры живут намного хуже работоспособного населения, однако всё должно познаваться в сравнении.

      Чтобы было более понятно, привожу данные о средней зарплате, средней пенсии и размере потребительской корзины в пересчёте на рубли в бывших республиках СССР:

      I. Латвия. Зарплата — 34.000 рублей; пенсия — 13.000 рублей; корзина — 26.500 рублей.

      II. Эстония. Зарплата — 44.000 рублей; пенсия — 15.000 рублей; корзина — 3.500 рублей.

      III. Россия. Зарплата — 30.000 рублей; пенсия — 11.000 рублей; корзина — 35.500 рублей.

      IV. Литва. Зарплата — 31.000 рублей; пенсия — 11.500 рублей; корзина — 23.000 рублей.

      V. Украина. Зарплата — 15.000 рублей; пенсия — 5.400 рублей; корзина — 25.000 рублей.

      VI. Киргизия. Зарплата — 8.500 рублей; пенсия — 2.400 рублей; корзина — 20.000 рублей.

      VII. Армения. Зарплата — 13.000 рублей; пенсия — 2.700 рублей; корзина — 13.000 рублей.

      VIII. Молдавия. Зарплата — 11.000 рублей; пенсия — 2.700 рублей; корзина — 28.000 рублей.

      IX. Азербайджан. Зарплата — 20.000 рублей; пенсия — 5.300 рублей; корзина — 18.000 рублей.

      X. Казахстан. Зарплата — 26.000 рублей; пенсия — 5.100 рублей; корзина — 30.600 рублей.

      XI. Узбекистан. Зарплата — 13.000 рублей; пенсия — 3.300 рублей; корзина — 6.000 рублей.

      XII. Грузия. Зарплата — 16.500 рублей; пенсия — 2.700 рублей; корзина — 15.500 рублей.

      XIII. Таджикистан. Зарплата — 5.500 рублей; пенсия — 930 рублей; корзина — 34.000 рублей.

      XIV. Белоруссия. Зарплата — 21.000 рублей; пенсия — 3.200 рублей; корзина — 25.000 рублей.

      XV. Туркменистан. Зарплата — 12.000 рублей; пенсия — 1.000 рублей ; корзина — 24.000 рублей.

      При расстановке стран я учитывал только соотношение средней зарплаты и средней пенсии. Если же принять во внимание стоимость потребительской корзины.

      Как учитывается учитывается стаж работы на територии всех бывших республик СССР. В частности Приднестровской Молдавской Республики 1991 — 1992 г.

      Работа на территории республик бывшего Союза при начислении пенсии учитывается по специальным правилам, установленным несколькими нормативно-правовыми актами.

      Один из них — Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (этот документ регулирует пенсионные вопросы граждан России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана и Казахстана)

      Гражданам, приехавшим на территорию нынешней РФ из перечисленных государств, учитывается стаж, накопленный на их территории, а также на всей территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть добавлен в страховой стаж, если страховые взносы выплачивались работодателями в государственные органы той страны, где человек работал.

      В свою очередь, лица, работавшие в советское время в Молдавии и Грузии, включают в свой трудовой стаж время, отработанное в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на всей территории Союза по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории данных республик после 1.01.1991 года включаются в страховой стаж при подтверждении их справками государственных органов об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

      Ситуация с пенсиями в странах бывшего СССР далека от идеальной. Россия лидирует по уровню развития пенсионного обеспечения, остальные лишь пытаются ее догнать.

      Ситуация с пенсиями на постсоветском пространстве отличается от развитых стран, увы, в худшую сторону. После распада Советского Союза новым независимым государствам досталась одна на всех неэффективная пенсионная система и далеко не равные по возможностям экономики для обеспечения выплат.

      Пенсия в России благодаря высоким ценам на нефть выше, чем прочие пенсии в СНГ. Средний размер пенсии в России в 2013 году составит порядка 330 долларов (10,4 тысячи рублей). Но все равно это не дотягивает до западных 1000-2000 долларов в месяц. На втором месте Казахстан с 280 долларами в месяц, на третьем – Белоруссия с 230 долларами. В конце списка среднеазиатские государства – Киргизия и Таджикистан, чьи пенсионеры довольствуются 90 и 35 долларами в месяц соответственно.

      Зато пенсионный возраст повышается: в большинстве стран СНГ он сейчас составляет 60-62 года для мужчин и 57-58 лет для женщин, и это не предел. Исключение – Россия, Белоруссия и Узбекистан, где пока сохраняются «советские» 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, но дискуссии о необходимости повышения все равно не утихают.

      Пенсионное обеспечение лиц, прибывших из республик бывшего СССР

      Механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах.

      Для применения международных соглашений от 13.03.1992, от 10.02.1995, от 16.05.1997, от 29.06.1999 необходимым условием для назначения пенсии на территории России является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

        • паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

      При обращении за назначением пенсии в соответствии международными договорами от 24.01.2006, от 14.07.2011, от 18.12.2007 на территории Российской Федерации необходимо подтвердить законное проживание на территории России на момент обращения за пенсией:

        • граждане Российской Федерации подтверждают проживание паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания;
        • иностранные граждане – видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, разрешением на временное проживание.

      При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

      За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором от 24.01.2006.
      При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

      Гражданам Беларуси выплачиваются пенсии двух видов – социальные и трудовые. Обе привязаны к величине БПМ – бюджету прожиточного минимума. С его понижением или повышением уменьшаются, увеличиваются минимальные и средние пенсии в стране. С ноября 2019 года БПМ возрос до 231,88 белорусских рублей (примерно 7077 российских рублей). До ноября 2019-го он равнялся 230,91 белорусских рублей. Вместе с повышением величины изменился размер трудового и социального пенсиона.

      • НОВОСТИ
      • ЭКСКЛЮЗИВ
      • ГЛАВНЫЕ ФАКТЫ
      • ФАКТЫ ПРОТИВ МИФОВ
      • МИФЫ О РОССИИ
      • РОССИЯ В ЦИФРАХ
      • ИНФОРМВОЙНА
      • РУСОФОБИЯ
      • РОССИЯ: ИСТОРИЯ
      • РОССИЯ: ЭКОНОМИКА
      • РОССИЯ: ОБЩЕСТВО
      • РОССИЯ: ОБОРОНА
      • РОССИЯ: ПОЛИТИКА
      • РОССИЯ: КУЛЬТУРА
      • РОССИЯ: НАУКА И ТЕХНИКА
      • РОССИЯ: НАРОДЫ
      • РОССИЯ: ПРИРОДА
      • КРЫМ
      • НОВОРОССИЯ
      • БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
      • МИР
      • МИР В ЦИФРАХ
      • ЗДОРОВЬЕ
      • ПРОСТО ИНТЕРЕСНО
      • ЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ
      • ПРИРОДА
      • ИМХО
      • СМЕХОТЕРАПИЯ
      • МУЗЫКА
      • ГЕЛЕНДЖИК
      • СТАТИСТИКА
      • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
      • КАРТА САЙТА
      • Теперь как Шуфрич: бледный борец с «российской агрессией» Бойко получил свою порцию издевательств
      • В Ватикане назвали истинную цель Запада на Украине
      • Взят город Изюм — войска укрофашистов в полном окружении!
      • Керри: Западу придется заплатить цену за санкции против России
      • На проводе Макфол: граждане России сдавайтесь…
      • Под Киевом ликвидирован нацист Карась
      • Самолёт президента Украины Януковича приземлился в Минске
      • «Страна-бензоколонка» резко увеличила экспорт в области IT
      • Под Киевом убит соратник Тягнибока
      • Погранукрепления Эстонии на границе с Россией сдуло ветром
      • Бобул vs Найем. Александр Зубченко
      • Китай предложил китайско-монголо-российский экономический коридор
      • Штайнмайер против Климкина: почему Киев больше не получит денег от Запада. Ростислав Ищенко
      • Трамваи, дипломатия и путешественники

      В каком возрасте выходят на пенсию в странах бывшего СССР

      Эксперты сравнили уровень пенсионных доходов. Самые обеспеченные пенсионеры, по их версии, живут в Люксембурге. Самые бедные – в Албании.

      В рейтинге экспертов из Словакии первое место занимают жители герцогства Люксембург с населением около 500 тыс. человек. Там средний размер пенсии составляет около 3 тыс. евро, или около 117 тыс. рублей в месяц по текущему курсу ЦБ РФ.

      На втором месте одна из самых стабильных в мире и самая дорогая в Северной Европе Норвегия – 1760 евро. Интересно, что третий результат – 1600 евро у главного должника ЕС – Греции. Впрочем, данные о последней, вероятно, уже устарели. После того как в конце февраля парламент Греции большинством голосов поддержал план сокращения бюджетных расходов (за что Греции обещали выделить 130 млрд евро и списать больше половины госдолга), МРОТ в этой стране был снижен на 22% – с 750 до 586 евро, а накопительная часть пенсий – на 12-20%. Таковы были условия кредиторов.

      Далее в рейтинге словацких исследователей следуют страны, где ежемесячно люди пенсионного возраста получают от 1100 до 1400 евро. В него вошли «локомотив экономики ЕС» – Франция, Швеция, Дания, Финляндия и Исландия.

      Немецкие пенсионеры (при том, что Германия является основной движущей силой экономики и главным донором ЕС), по оценке исследователей, получают сравнительно немного – 790 евро. Пенсии в диапазоне 700-900 евро также у бельгийцев, испанцев, жителей Мальты. Британские старожилы обходятся достаточно скромной, учитывая цены, суммой – 460 евро в месяц.

      Впрочем, значительно беднее живут пенсионеры из стран бывшего соцлагеря. Здесь лидирует Польша – 437 евро. Замыкает список Болгария – 145 евро. В бывших союзных республиках СССР – Литве, Латвии, Эстонии средняя пенсия колеблется от 220 до 288 евро.

      В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.

      Из этого правила существует два исключения:

      1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;
      2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

      Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.

      Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года — в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.

      Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.

      На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.

      Какие страны бывшего СССР могут похвастаться большими пенсиями?

      ЗАКОН РФ от 20.11.1990 N 340-1
      «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
      СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 13.03.1992
      «О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
      НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
      «СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
      ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН В
      ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
      (Заключено в г. Москве 10.02.1995)
      Адвокат, N 2, 2001

      • Территориальная избирательная комиссия
      • МЧС
      • ГО,ЧС и ОПБ
      • Экономика
      • Образование
      • Туризм и отдых
      • Культура
      • Здравоохранение
      • Сельское хозяйство
      • Пенсионный фонд
      • Налоговая инспекция
      • Противодействие коррупции
      • ТОС
      • Прокуратура
      • Малый бизнес
      • Стратегия 2035
      • Роспотребнадзор
      • Документы территориального планирования и градостроительного зонирования
      • Список граждан по бесплатному предоставлению земельных участков
      • Всероссийская перепись населения 2020 года

      В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.

      Из этого правила существует два исключения:

      1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;

      2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

      На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.

      Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.

      Первый договор — Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

      В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.

      Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.

      Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.

      Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.

      В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.

      Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.

      Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон «О государственных пенсиях», гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.