Административная приостановка деятельности предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная приостановка деятельности предприятия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во время остановки предпринимателя проверяют приставы. Они следят за целостностью печатей и пломб.

Если приставы узнают, что вы работали как ни в чём не бывало, составят новый акт и заново опломбируют. Время остановки увеличится на дни вашей работы.

Что будет, если тихо переждать приостановление?

Когда выйдет срок остановки, придёт чиновник, проводивший проверку. Теперь его задача — проверить устранение нарушений.

За неустраненные нарушения чиновник оштрафует по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Штраф небольшой: ИП до 500 ₽, юрлицу до 20 000 ₽. Но штрафом дело не кончится.

Формально после окончания остановки можно работать дальше даже с нарушениями. Но бизнес останется на контроле у чиновников. Рано или поздно придёт новая проверка, снова закроют, потом оштрафуют. Как в колесе сансары.

Ещё чиновник может через суд закрыть насовсем ваш опасный бизнес по ст. 1065 ГК РФ. Обычно запрещают работать в конкретном помещении или торговать определённым товаром. Но такой запрет для малого бизнеса может стать полным финишем.

Остановка работы — проблема предпринимателя. От выплат поставщикам, арендодателю, налогов и взносов за персонал не освобождают.

Увольнять работников нельзя. Но по зарплате есть небольшие послабления.

Когда бизнес поставили на стоп из-за опасных рабочих мест, работодатель обязан платить средний заработок по ст. 220 ТК РФ. На это время работника можно перевести на другую работу. Например, администратору выдачи заказов в интернет-магазине поручить приём звонков клиентов. О переводе издают приказ.

При нарушении санитарных, пожарных и других правил принимают приказ о простое. Во время простоя сотрудники не работают, но получают две трети среднего заработка. Так сказано в ст. 157 ТК РФ. Или можно перевести на другую работу, но со средним заработком.

Бизнес останавливают, чтобы снять угрозу. Если нарушения убрали, можно открываться для клиентов, не выжидая конца срока. Но понадобятся формальности и немного времени.

Предприниматель снова зовёт чиновника. Тот фиксирует, что с нарушениями разобрались и выдаёт акт.

Дальше предприниматель подаёт в суд ходатайство о досрочном прекращении приостановления деятельности и прикладывает акт.

Суд рассмотрит ходатайство в течение пяти дней. Если вопросов нет, разрешат работать дальше. И можно выдохнуть.

Статья актуальна на

Административное приостановление деятельности

Досрочное прекращение административного приостановления деятельности в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания, предусмотрено п.п. 3, 4 ст. 32.12 КоАП. Вопрос о прекращении административного приостановления деятельности рассматривается судом в пятидневный срок со дня поступления ходатайства должника. При этом судьей в обязательном порядке запрашивается заключение об устранении или о неустранении должником обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.

Например, на исполнении находилось постановление суда о приостановлении эксплуатации общежития на срок 90 дней в связи с нарушением норм пожарной безопасности. Исполнение затруднялось тем, что приостановление эксплуатации могло быть осуществлено только в случае временного выселения всех граждан, проживающих в общежитии, что нарушило бы их права и законные интересы. После возбуждения исполнительного производства должником были устранены обстоятельства, послужившие для административного приостановления деятельности. Судом было вынесено постановление о досрочном прекращении административного приостановления.

Добросовестный должник, конечно, будет стремиться к тому, чтобы устранить обстоятельства, вызвавшие приостановление деятельности. К этому его стимулирует и возможность досрочного прекращения приостановления деятельности. Однако если судебный пристав-исполнитель в ходе исполнения применяет опечатывание, то такой метод может создавать препятствия должнику для устранения указанных обстоятельств.

В соответствии с п. 2 ст. 32.12 КоАП при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

В этой ситуации судебный пристав-исполнитель может придти к выводу о невозможности исполнения постановления суда. В соответствии с п. 4 ст. 73 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае невозможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в суд или другой орган, его выдавший.

Например, на исполнении у судебного пристава-исполнителя находилось постановление о приостановлении эксплуатации здания центральной районной больницы. С учетом, что эта больница – единственная на десятки километров в округе, невозможность исполнения, на мой взгляд, видна уже на момент вынесения такого решения. Распустить больных по домам, а вход в больницу опечатать?

Такие ситуации нередки: пример с общежитием из этой же категории. Приостановить эксплуатацию печи в 20-квартирном доме в зимнее время – еще один пример.

Интересно, что административное приостановление деятельности действует только на срок до 90 дней, после истечения срока вне зависимости от того устранены обстоятельства, послужившие причиной приостановления или нет, наказание действовать перестает.

Время создания/изменения документа: 16 октября 2012 15:36 / 16 октября 2012 15:37

Версия для печати

1. Административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая производственные объекты, эксплуатацию зданий, сооружений и т.п., преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности.

2. Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей. Однако, учитывая реально сложившиеся условия деятельности ряда предприятий, особенно тех, которые являются особо опасными производственными объектами (угольные шахты, химические производства и др.), законодатель ввел новые правила назначения и исполнения административного приостановления деятельности.

Во-первых, расширен перечень административных правонарушений, за которые могут быть назначены такого вида наказания (см. ст. 5 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ).

Во-вторых, расширен перечень субъектов административной юрисдикции, которые с 1 января 2011 г. будут вправе налагать административные наказания в виде административного приостановления деятельности, если такое наказание предусмотрено конкретной статьей Кодекса (должностные лица уполномоченных на то органов), а равно прекращать исполнение такого наказания при устранении обстоятельств, послуживших основанием для применения такого наказания (см. ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ).

Однако согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 421-ФЗ пока такое право предоставляется руководителю Ростехнадзора и руководителям территориальных органов этой Службы при применении ч. 3 ст. 9.1 Кодекса за грубое нарушение требований промышленной безопасности. Во всех остальных случаях вопросы административного приостановления деятельности по-прежнему будут решать судьи, если иные случаи не будут предусмотрены законом.

3. В комментируемой статье установлен максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим в гл. 27 КоАП РФ в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, других объектов, перечисленных в ст. 27.16, до рассмотрения дела.

4. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказания допускается также за административные правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если правоприменитель сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата (см. абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи).

5. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в ряд статей Кодекса в упомянутых выше целях. Например, введена административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а в качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. ч. 1 ст. 5.27). При этом в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в Трудовой кодекс РФ внесены изменения и дополнения, направленные на защиту трудовых прав работника, если конкретное правонарушение произошло не по его вине.

Существенно повышена ответственность индивидуальных предпринимателей путем установления данного вида административного наказания за нарушение правил, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Для начала необходимо издать приказ о приостановке производства в компании и ознакомить всех работников с ним под подпись (Пример 1). Приостановка производства подразумевает, что организация не будет какое-то время заниматься никакой деятельностью, поэтому необходимо до этого момента исполнить все обязательства перед клиентами, расторгнуть договоры, не заключать новые. Важно также в период приостановки производства не допускать движения денежных средств по счету, как при обычной хозяйственной деятельности.

Обычно решение о приостановке производства принимается одновременно с решением, как поступить с персоналом. Причем освободить от работы сотрудников на практике пытаются по-разному:

  • увольнение по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ);
  • увольнение по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ);
  • отправление работника в отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ);
  • сокращения численности и/или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • оформление простоя (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ);
  • перевод работника (временный или постоянный) на другую работу (ст. 72.1, ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ) и др.

Конкретный выбранный способ зависит от того, какие есть планы на дальнейшую деятельность организации, есть ли надежда, что ее работа будет восстановлена через некоторое время, и пр. Иногда проще сразу расторгнуть трудовые договоры в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Но в данной статье мы рассматриваем именно временную приостановку производства, поэтому о ней и скажем подробнее.

Связанный материал Как расстаться с работниками при ликвидации работодателя № 01 / 2018

Если приостановка деятельности организации не помогла и было принято решение ее ликвидировать, то читайте о том, что делать с сотрудниками, в статье «Как расстаться с работниками при ликвидации работодателя» журнала № 1′ 2018

Обратите внимание: в какой форме сотрудники будут освобождены от работы, зависит не только от решения работодателя, но и согласия на это самих трудящихся (за исключением двух последних случаев – увольнения по сокращению численности и/или штата и оформления простоя). Злоупотреблять отпусками за свой счет или увольнениями по собственному желанию не рекомендуем. В любом случае, какой бы вариант ни выбрал руководитель, нужно решить все вопросы с сотрудниками полюбовно, чтобы вдобавок ко всему компания не оказалась втянутой в судебные процессы.

  • Свежие
  • Посещаемые

Организация может приостановить деятельность, но не закрываться. Выбрать этот сценарий стоит, если вам нужна пауза перед ликвидацией или дела не идут, но вы хотите продолжить работу в будущем.

При этом компания по-прежнему обязана вести учёт, сдавать отчётность, платить налоги и зарплату. Мы составили инструкцию, которая поможет снизить издержки на этом этапе.

Шаг Почему это важно Что именно делать
Взыскать дебиторскую задолженность Чтобы получить деньги для расчётов с налоговой, контрагентами и сотрудниками

Истребуйте свои деньги у должников либо проведите с ними взаимозачёты. Перед приостановлением не заключайте новые сделки, по которым могут возникнуть денежные обязательства.

Если продаёте товары или услуги, не допускайте образования задолженности у контрагентов.

Продать недвижимость, землю и транспорт Чтобы не платить налог в период паузы

Для продажи недвижимости подготовить акт и договор купли-продажи в трёх экземплярах, заверить все у нотариуса. Зарегистрировать переход права собственности в Росреестре — срок 5–12 дней.

Для транспорта подготовить договор купли-продажи и акт приёма-передачи, зарегистрировать переход права собственности на транспорт в ГИБДД.

Заплатить имущественные налоги за год вперёд, если не смогли продать или планируете использовать в будущем Чтобы не получить штрафы за неуплату налога

Сформировать платёжное поручение на уплату каждого из имущественных налогов и рассчитаться с налоговой. Во время приостановки платить не выйдет: расчётный счёт будет заморожен.

Статья 3.12 КоАП РФ. Административное приостановление деятельности

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.

2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

3. Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено девять видов административного наказания. Одним из них является административное приостановление деятельности (ст. 3.2).

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В настоящее время административное приостановление деятельности назначается судьей на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом согласно нормам ст. 28.3 КоАП РФ, только в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение его цели.

Обратите внимание! С января 2011 г. вступят в силу изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом N 171-ФЗ , в соответствии с которыми полномочиями по назначению административного наказания в виде приостановления деятельности будут наделены не только судьи, но и органы исполнительной власти, а также должностные лица таких органов.

Федеральный закон от 23.07.2010 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В п. 23.1 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при назначении этого наказания суды должны учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также характер совершенных ими действий (бездействия) и другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей.

В силу закона срок административного приостановления деятельности не может превышать 90 суток, включая период временного запрета деятельности.

Поскольку на судебное производство и подготовку к нему требуется время, до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ) — временный запрет деятельности. Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ временное приостановление может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения:

  • непосредственной угрозы жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Кроме этого, установить временный запрет деятельности могут и для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в России иностранного гражданина (лица без гражданства) либо в несоблюдении установленных федеральным законом в отношении указанных категорий работников и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности. О временном запрете деятельности составляется отдельный протокол, в котором указываются:

  • основание применения этой меры обеспечения производства по делу;
  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности;
  • время фактического прекращения деятельности.

Такой протокол подписывается составившим его должностным лицом, индивидуальным предпринимателем или законным представителем юридического лица. Копия протокола о временном запрете деятельности должна быть вручена предпринимателю или представителю организации под расписку. Впоследствии протокол о временном приостановлении деятельности направляется в суд вместе с протоколом об административном правонарушении.

Руководитель, которому вручили протокол о временной приостановке деятельности, должен издать соответствующий приказ по организации и позаботиться, чтобы все работники, которых касается такой приказ, были с ним ознакомлены. Для этого рекомендуем в данном приказе прописать обязанность руководителей структурных подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Добровольная приостановка деятельности организации: что делать с работниками

После вынесения судьей постановления об административном приостановлении деятельности оно исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно на основании ст. 32.12 КоАП РФ.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что судебный пристав-исполнитель при исполнении содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должен наложить пломбы, опечатать помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, касс должника. Кроме этого, ему разрешено применить иные меры по административному приостановлению деятельности должника. При этом судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры, влекущие необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (ст. 109).

При административном приостановлении деятельности:

  • обязательно участие понятых;
  • для оказания содействия судебному приставу-исполнителю возможно участие сотрудников органов внутренних дел;
  • составляется соответствующий акт.

Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение десяти суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности. Куда подавать жалобу? Пункт 3 ст. 30.1 КоАП РФ гласит: постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Но Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ст. 207 АПК РФ).

Однако, учитывая, что трудовые отношения регулируются ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и не связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора. И действительно, руководствуясь Обзором законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2010 года и Постановлением Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2, можно с уверенностью сказать, что указанный спор не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда. Жалобы на постановления о назначении административного наказания также должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Таким образом, временное приостановление работы компании – это зачастую вынужденная мера, которая вводится по решению участников ООО или по акту уполномоченного лица, решению суда. Если организация не будет предоставлять никакую отчетность в ФНС в течение 12 месяцев, налоговая инспекция может настоять на прекращении деятельности предприятия и исключении его из ЕГРЮЛ.

В отношении субъектов, совершивших правонарушение, предусмотренное статьями КоАП, наряду с другими санкциями может осуществляться:

  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Практика последних лет показывает, что последнее используется достаточно часто. Обязанность по исполнению соответствующих постановлений возлагается на ФССП.

Административное приостановление деятельности устанавливается в случаях, предусмотренных нормами Особой части КоАП. Такая ответственность предполагается и тогда, когда менее строгие санкции являются недостаточными для нарушителя. К виновному субъекту для обеспечения производства по делу может применяться временный запрет на осуществление деятельности.

Порядок административного приостановления деятельности определяется в ст. 109 ФЗ № 229 В соответствии с общим правилом, постановление судьи реализуется немедленно после вынесения. Следовательно, в качестве срока исполнения выступает дата возбуждения производства. По ч. 14 статьи 30 указанного выше Закона, период для добровольной реализации постановления суда не предусмотрен. Административное приостановление деятельности организации предполагает опечатывание помещений, кассы, мест хранения продукции и прочих материальных ценностей, наложение пломб. Данные мероприятия проводятся с учетом пункта 2 ст. 32.12 КоАП. Законодательство допускает предпринимать и иные меры по реализации предписаний, указанных в постановлении. Так, после разбирательства дела одной из школ, суд вынес решение, предусматривающее административное приостановление деятельности учреждения в связи с низкой температурой в классных помещениях. Директор учебного заведения издал соответствующий указ во исполнение постановления. После этого в школе была начата работа по восстановлению надлежащего температурного режима.

Эта санкция считается достаточно серьезной. Наказание вменяется также по решению суда. Эту санкцию законодательство допускает использовать в случаях, когда руководитель предприятия ранее уже был привлечен к ответственности за нарушение трудовых норм, и при проведении повторной проверки было выявлено, что обстоятельства не устранены либо совершен аналогичный проступок. Дисквалификация предполагает запрет на осуществление деятельности субъектом в течение 1-3 лет. По ст. 5.27 КоАП, гражданин на протяжении этого периода не может выполнять руководящие функции в некоммерческих и коммерческих структурах. Проще говоря, он не вправе быть директором, начальником филиала/представительства или их заместителем. При вынесении судебного постановления о дисквалификации, сотрудника необходимо освободить от руководящей должности и перевести на работу, которая не связана с исполнением управленческой функции.

Предпринимательская и иная публичная деятельность регламентируется законодательными нормами. В правовых актах определены предписания, исполнение которых обязательно для всех субъектов. В КоАП предусматриваются разные виды наказаний. При нарушениях, не угрожающих жизнедеятельности людей, виновным вменяются, как правило, денежные взыскания. Однако если проступки будут признаны серьезными, то может последовать и более жесткое наказание. Задача субъектов хозяйствования, в первую очередь, состоит в недопущении нарушений. Если же возникли обстоятельства, выступающие в качестве основания для привлечения к ответственности, то их необходимо устранить по возможности в короткий срок. Тот факт, что приостановление деятельности по КоАП прекращается по истечении 90 дней, независимо от того, исправлены ли нарушения или нет, не говорит о том, что впоследствии не будут применены санкции. При очередной проверке неустраненные обстоятельства вновь будут выявлены. В этом случае субъект может быть дисквалифицирован или привлечен к уголовной ответственности. Безусловно, существуют случаи, когда устранить обстоятельства не представляется возможным. Для исключения таких ситуаций во время судебного разбирательства целесообразно оговорить вероятные препятствия и порядок исправления нарушений. Не следует забывать о том, что исполнение постановления осуществляется сразу же после его вынесения. Если в нем определено опечатывание помещений, то это будет произведено незамедлительно.

  • Система и виды административных взысканий
  • Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий
  • Как приостановить деятельность ООО? Виды приостановления и процедура
  • Виды административных правонарушений и административной ответственности
  • Административный проступок. Ответственность за административные проступки. Виды административных проступков
  • Ст 160 ГК РФ «Письменная форма сделки» — комментарии и особенности
  • Ст. 102 УК РФ: комментарии и особенности

Сначала о принудительном приостановлении деятельности ООО. Эта мера предусмотрена статьей 3.12 КоАП РФ и применяется только в ситуациях, прямо указанных в законе, например:

  • угроза жизни или здоровью людей;
  • возникновение эпидемии или заражения;
  • радиационная авария или техногенная катастрофа;
  • причинение существенного вреда окружающей среде;
  • нарушение правил оборота наркотических и психотропных веществ;
  • легализация доходов, полученных преступным путем;
  • финансирование терроризма;
  • нарушение правил привлечения иностранных работников к торговой деятельности;
  • несоблюдение норм производства и оборота алкоголя;
  • неприменение контрольно-кассовой техники;
  • нарушение норм охраны труда;
  • совершение административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административное приостановление деятельности организации в большинстве случаев происходит по решению суда. Но если нарушены требования промышленной безопасности, то приказ о приостановке деятельности выносит соответствующий государственный орган (например, в области безопасности гидротехнических сооружений или горный надзор).

Судебные приставы, исполняющие предписание о приостановлении деятельности ООО, самостоятельно решают, какие меры принять для этого. Обычно это опечатывание помещений и прекращение доступа на объект.

Максимальный срок принудительного приостановления деятельности – 90 суток, и его можно сократить, если нарушения были быстро устранены. Для этого надо подать в суд ходатайство, которое будет рассмотрено в течение 5 дней. Но если ничего не изменилось и за 90 суток, то приостановление деятельности будет продлено.

Что делать с работниками, если ООО временно не работает по решению суда или госоргана? В данном случае происходит простой в работе по вине работодателя.

Если есть такая возможность, то можно предложить работникам перевод на другое рабочее место, например, в обособленном подразделении. Но если работники отказываются от перевода, то они вправе не выходить на работу, получая при этом зарплату.

Причём, за ними сохраняется не менее 2/3 заработка, а если приостановление деятельности вызвано нарушением норм охраны труда, то зарплата выплачивается в полном размере.

Все имеющиеся обязательства перед контрагентами организация обязана выполнять, потому что принудительное приостановление деятельности не является форс-мажором. Здесь могут быть сорваны сроки исполнения договорных условий, поэтому надо попытаться их перенести. В противном случае надо быть готовым к выплате неустоек и пени за срыв обязательств перед партнёром.

В отношении уплаты налогов, взносов и сдачи отчётности приостановление деятельности ООО ничего не меняет. То есть, компания оказывается в ситуации, когда вести деятельность она не может и несёт при этом прямые убытки. Соответственно, надо принять все меры для скорейшего устранения нарушений и досрочного снятия административной санкции.

Отдельный случай временного прекращения деятельности ООО – это приостановление действия лицензии. Сначала лицензирующий орган выдаёт предписание об устранении выявленных нарушений. Если в срок до трёх месяцев предписание не будет выполнено, то действие лицензии приостанавливается, а затем она может быть аннулирована.

РАБОТА ФИРМЫ ПРИОСТАНОВЛЕНА ПО СУДУ: ЧТО ДЕЛАТЬ БУХГАЛТЕРУ

Шаг 1. Примите решение, по какой причине вы решаете приостановить деятельность ООО. Это может быть конфликт между участниками, неэффективное руководство, резкое падение спроса на продукцию и услуги, финансовые причины.

Изучите целесообразность других возможностей выйти из дела – продажа компании или ликвидация ООО.

Если вы видите потенциал этого бизнеса, то надо разработать план действий: вход новых участников, привлечение инвестиций, смена руководителя, изучение новых рынков и др.

Шаг 2. Решите кадровые вопросы. Если увольнение происходит по инициативе работодателя, то для этого нужны веские основания, указанные в статье 81 ТК РФ. Увольнение также возможно по соглашению сторон (статья 77 ТК РФ) или по инициативе работника.

Во многих случаях увольнение работников будет связано с выплатой им выходного пособия. При согласии работника его можно отправить в неоплачиваемый отпуск, но заявление об этом должно быть подано самим работником. Принудить его к этому работодатель не имеет права.

Если работник не уволен и не ушел в отпуск, ему надо платить зарплату на время простоя.

Шаг 3. Выполните все обязательства перед контрагентами. Если ООО должно поставить товары, выполнить работы или оказать услуги по действующим договорам, нельзя прекращать деятельность, пока не выполнены договорные условия. В крайнем случае, можно попробовать досрочно расторгнуть договоры, если другая сторона на это согласится.

Шаг 4. Решите вопрос с юридическим адресом ООО. Пока организация не ликвидирована, у неё должно быть официальное местонахождение, указанное в ЕГРЮЛ. Нельзя просто расторгнуть договор аренды и съехать с юридического адреса.

Если за аренду офиса вы платите немного, а период приостановления деятельности короткий, то договор с арендодателем можно не расторгать и продолжать платить. Но если это невыгодно, то надо заявить в ИФНС о смене юридического адреса.

Возможно, в этом случае выходом будет переезд ООО на домашний адрес руководителя или учредителя.

Шаг 5. Закройте расчётный счёт общества, чтобы не платить за РКО, или перейдите на тариф, при котором оплата при отсутствии операций не взимается. Но решение о закрытии счёта надо принимать, учитывая необходимость проведения безналичных платежей. Если ООО продолжит платить за аренду помещения, зарплату работникам, налоги, то счёт закрывать нельзя.

Шаг 6. Продолжайте сдавать отчёты в соответствии с выбранной системой налогообложения. На УСН и ОСНО при отсутствии доходов надо сдавать нулевые декларации.

Можно также направить в налоговую инспекцию письмо о приостановлении деятельности, которое будет объяснять нулевые показатели деятельности.

Этот документ не является официальным или обязательным, поэтому его образец мы не прилагаем.

Обратите внимание: если ООО год не сдает отчётность и не имеет движений по счетам, оно признается фактически прекратившим свою деятельность (статья 21.1 закона «О регистрации ИП и юридических лиц»). В этом случае налоговая инспекция имеет право внести в ЕГРЮЛ запись о том, что общество имеет статус недействующего. Соответственно, и возобновить деятельность такой компании будет невозможно.

У госорганов есть право на три месяца остановить бизнес. Такое бывает за нарушение санпинов, пожарной безопасности и некоторых других законов.

Из-за остановки предприниматель теряет прибыль. А ещё рискует заплатить штраф и вообще потерять своё дело, если не разберётся с нарушениями. Проблемы нарастают, как снежный ком.

Мы ответили на основные вопросы о приостановлении деятельности. Они помогут действовать эффективно, если это коснулось вас.

Административное приостановление деятельности — это наказание за нарушение закона по ст. 3.12 КоАП РФ.

Предпринимателю запрещают работать в конкретном помещении, оказывать услуги или торговать на срок до трёх месяцев. Тут же говорят, какие нарушения надо устранить.

Например, пиццерию закрывают из-за шумной вентиляции не по санпину. Значит, предприниматель должен решить вопрос с уровнем шума.

Бизнес ставят на стоп по решению суда. В суд обращаются Роспотребнадзор, МЧС или миграционная служба после внеплановой проверки — зависит от нарушения. Проверяют по жалобе клиента, работника или конкурента. Остановка деятельности в малом бизнесе — всегда результат чьей-то жалобы.

После решения суда к предпринимателю в течение суток приходят приставы. Они опечатывают двери и окна, накладывают пломбы на кассы, холодильники, печи. Если в помещение не пускают, приставы зовут полицию.

Приставы составляют акт о приостановлении деятельности. С этого дня считают срок.

Закрыть бизнес могут и до суда, если есть опасность эпидемии или катастрофы. Это называется временным запретом деятельности по ст. 27.16 КоАП РФ. Временный запрет засчитают в срок приостановления деятельности.

При наложении пломб приставам нельзя портить отделку, замки и оборудование, выключать холодильник с продуктами и вредить как-то ещё. Это сказано в ст. 32.12 КоАП РФ. Если сотрудники что-то испортили, можно взыскать деньги.

Дальше предприниматель берётся за нарушения, а приставы следят. В опечатанное помещение заходят по согласованию с ними.

  • После устранения нарушения предприниматель работает дальше — наказание снято.
  • Как предпринимателю защититься при административной проверке
  • Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора
  1. Небольшому бизнесу грозит приостановка за:
  2. — нарушение санпинов в общепите, парикмахерской;
  3. — вывоз мусора не по санпинам;
  4. — нарушение пожарной безопасности в помещении;
  5. — опасные условия труда для продавцов, мастеров;
  6. — торговлю товарами без возрастной маркировки;
  7. — труд иностранцев без разрешения на работу или неуведомление миграционной службы;
  8. — концерты с матом в баре.

Например, кафе и рестораны часто закрывают по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушения санпинов на кухне.

Закрывают не за всякое нарушение. Проверяющие должны увидеть угрозу людям, порядку, нравственности или природе. Принцип такой: если не закрыть сейчас, потом будет хуже.

За небольшие нарушения не закрывают, а назначают штраф.

Требования пожарной безопасности простыми словами

Административное приостановление деятельности организации

Во время остановки предпринимателя проверяют приставы. Они следят за целостностью печатей и пломб.

Если приставы узнают, что вы работали как ни в чём не бывало, составят новый акт и заново опломбируют. Время остановки увеличится на дни вашей работы.

Когда выйдет срок остановки, придёт чиновник, проводивший проверку. Теперь его задача — проверить устранение нарушений.

За неустраненные нарушения чиновник оштрафует по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Штраф небольшой: ИП до 500 ₽, юрлицу до 20 000 ₽. Но штрафом дело не кончится.

Формально после окончания остановки можно работать дальше даже с нарушениями. Но бизнес останется на контроле у чиновников. Рано или поздно придёт новая проверка, снова закроют, потом оштрафуют. Как в колесе сансары.

Ещё чиновник может через суд закрыть насовсем ваш опасный бизнес по ст. 1065 ГК РФ. Обычно запрещают работать в конкретном помещении или торговать определённым товаром. Но такой запрет для малого бизнеса может стать полным финишем.

  1. Административный орган действовал с превышением полномочий при назначении АПД

АПД назначается судьей. Должностные лица надзорных органов могут назначать АПД за правонарушение только в случаях, указанных в законе, — например, по ч. 3 ст. 9.1 КоАП. На практике бывают случаи, когда надзорные органы выдают предписания о приостановлении деятельности с превышением полномочий. Такие предписания можно оспорить, особенно если нет достаточного обоснования запрета на деятельность.

АПД применяется, когда менее строгий вид наказания не может обеспечить цели административного наказания; назначается только в исключительных случаях, которые указаны в ст. 3.12 КоАП. При этом перечень случаев закрытый и не подлежит расширительному толкованию.

Сам по себе запрет на производство работ до устранения выявленных нарушений в предписании не свидетельствует о приостановлении деятельности в порядке ст. 3.12 КоАП РФ.

  1. Нет обоснования, почему нельзя применить более мягкое наказание

Суды исходят из того, что при назначении АПД требуется обосновать, зачем требуется приостановление деятельности, какую угрозу тем самым предотвращают, поскольку АПД — наказание, которое применяется при невозможности использовать иные, более мягкие меры наказания.

Аргумент об отсутствии отягчающих обстоятельств не является специфическим только для АПД, а носит общий характер для всех видов административных наказаний.

АПД применяется в случаях, когда более мягкое наказание не может помочь «исправить» правонарушителя. Поэтому так важно показать, что на самом деле предприниматель/организация все осознали и есть смягчающие обстоятельства или, по крайней мере, отсутствуют отягчающие. Суды положительно смотрят на попытки устранения нарушений и действия по их устранению и негативно — на игнорирование (особенно многократное) законно выданных предписаний об устранении нарушений.

Так например, Госстройнадзор просил суд применить к ООО АПД. Общество возражало, указывая на исполнение предписания об устранении нарушений в установленный срок. Суд принял аргументы общества и не стал назначать АПД. ООО совершало действия, направленные на исполнение предписания в части пунктов, которые влияют на безопасность здания. Риск наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей отсутствует, поэтому вместо АПД суд назначил обществу наказание в виде штрафа в размере 60 тыс. руб.

В другом деле суд также указал, что не усматриваются отягчающие ответственность общества обстоятельства, в связи с чем отсутствуют основания для применения к ООО меры ответственности в виде приостановления деятельности.

Но даже при отсутствии таких активных действий иногда помогает «нейтральность» ситуации — отсутствие отягчающих обстоятельств. Так, ООО привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 9.4, ч. 1 ст. 9.5 КоАП: без разрешения ведутся строительные работы, стройплощадка не огорожена, не изолирована, нет ворот и информационного щита. Управление стройнадзора просило суд приостановить деятельность ООО, так как это повторное нарушение, есть угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а наложение штрафа не позволит достичь цели административного наказания. Суд назначил штраф в размере 500 тыс. руб., так как на момент совершения правонарушения прежнее наказание погашено, управлением не выявлены иные отягчающие обстоятельства, не обосновано назначение именно АПД. В то же время не допускается назначение АПД при отсутствии отягчающих обстоятельств, поименованных в ч. 1 ст. 4.3 КоАП.

Ростехнадзор просил в рамках дела по ч. 6 ст. 19.5 КоАП применить АПД, поскольку министерство проигнорировало выданное ранее предписание об устранении нарушений при строительстве моста, неоднократно привлекалось к ответственности за однородные правонарушения. Суд, признав в действиях министерства признаки административного правонарушения, отказал в назначении АПД: Ростехнадзор не представил доказательств того, что нельзя применить менее строгое наказание, министерство не уклоняется от уплаты назначенных штрафов. Ссылку на неоднократность совершения однородных правонарушений суд расценил как отягчающее ответственность обстоятельство, но недостаточное для АПД.

Неоднократное игнорирование законно выданных предписаний суд может расценить как основание для ужесточения наказания с учетом характера правонарушения и назначения АПД.

  1. Применение АПД противоречит публичным интересам

Приостановление деятельности, особенно работы организации в целом или ее важного участка, может противоречить публичным интересам. Остановка или «торможение» работы одной организации нередко сказывается на целой цепочке ее контрагентов, сторонних организаций и граждан и приводит к уменьшению поступлений в бюджет, иным социально-экономическим последствиям. Поэтому угрозу таких последствий можно использовать как аргумент против АПД, особенно в случае организаций стратегического значения или крупных налогоплательщиков.

Например, Ростехнадзор просил применить АПД в виде запрета эксплуатации участка железной дороги для «РЖД», мотивировав это нарушениями при строительстве участка, которые несут потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей. Общество возражало против АПД, указывая, что по участку проходит 106 пар поездов в сутки и остановка деятельности может противоречить публичным интересам. Суд согласился с этим.

И так, о временном запрете в обязательном порядке должен быть составлен протокол. В таком протоколе должно быть указано следующее:

1) основания по которым необходимо наложить такой вид наказания как временный запрет деятельности;

2) дата и место составления;

3) должность, фамилия и инициалы должностного лица;

4) сведения о лице, в отношении которого ведется дело производство по делу об административном правонарушении;

5) объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности;

6) объяснения лица, которое привлечено к административной ответственности.

Такой составленный протокол должен быть подписан как должностным лицом, так и лицом, которое совершило правонарушение, при этом, если последний отказывается от подписания или он не может быть подписан по иным причинам, должностное лицо делает соответствующую об этом отметку.

После подписания протокола, его копия должна быть вручена лицу, в отношении которого завели административное дело, после чего должностным лицом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иные необходимые действия для временного запрета деятельности.

Важно отметить, что срок временного запрета деятельности включается в срок приостановления деятельности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Как уже было сказано, приостановление деятельности носит исключительный характер и будет применяться только тогда, когда другие более мягкие меры не могут оказать должного влияния на нарушителя.

В судебной практике встречается немало случаев, когда приостановление деятельности осуществляется после невыполнения организацией предписаний, вынесенных должностным лицом, в связи с чем, стоит их своевременно исполнять.

  • Как работать на глобальном рынке в условиях санкций? (09.03.2022)
  • Будущее российского бизнеса после санкций по Украине (04.03.2022)
  • Почему врачи не разрешают детям Золгенсма? (25.02.2022)
  • Что делать, если ГБУ «Ритуал» отказал в выдаче свидетельства (удостоверения, паспорта) на захоронение? (07.02.2022)
  • Определение порядка общения с ребенком (24.01.2022)
  • Гражданское право (25)
  • August 2017 (25)
  • September 2017 (25)
  • Octeber 2017 (25)
  • December 2017 (25)

1. Новая мера административной ответственности — административное приостановление деятельности организаций и предпринимателей — введена в действие 12 августа 2005 года, с 1 января 2007 года вступила в действие новая редакция на основании ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ, а с 10 августа 2007 г. были расширены области, за совершение административного правонарушения в которых применяется административное приостановление деятельности, а именно добавились области порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности.

2. Суды могут приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей на общий срок до 90 суток.

Возможно также установление и временного запрета на отдельные виды деятельности (выполнения работ, оказания услуг), когда лицо, составившее протокол об административном правонарушении (гл. 25 КоАП РФ), вправе запретить деятельность на срок до пяти суток. Данный срок — 5 дней — входит в состав общего срока приостановления деятельности организаций и предпринимателей.

3. Именно суд вправе досрочно прекратить исполнение назначенного наказания о применении административного приостановления деятельности.

Организация или предприниматель могут обжаловать в вышестоящий суд постановление суда о приостановлении деятельности. Срок обжалования — 10 суток со дня получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). А вышестоящий суд обязан рассмотреть жалобу в течение пяти дней со дня момента ее поступления (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ).

В случае причинения вреда организация вправе требовать от государства возместить вред, причиненный незаконным административным приостановлением деятельности, это положение внесено Законом N 45-ФЗ в пункт 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ.

Судья может приостановить деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств.

Первое обстоятельство — это последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами. Сюда же относятся радиационная авария, техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде.

Второе обстоятельство — за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности.

И третье обстоятельство — тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение.

Заметим, что у организации или предпринимателя есть возможность возобновить свою деятельность до того, как истечет изначально установленный срок наказания.

Для этого нужно написать в суд ходатайство. И к нему приложить документы, подтверждающие, что устранены все нарушения, за которые деятельность была приостановлена (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ).

4. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности осуществляется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления (п. 1 ст. 32.12 КоАП РФ), и он вправе наложить пломбы и опечатать помещения, кассы, места хранения товарно-материальных ценностей и т.п. При этом судебному приставу-исполнителю запрещено совершать такие действия, которые бы навсегда парализовали производство и функционирование организации (ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ), то есть повлекли бы необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Необходимо отметить, что приостановление деятельности хозяйствующего субъекта не является совершенно новым в российском законодательстве, и ранее возможность приостановления деятельности организаций за те или иные нарушения была установлена в различных законах, регулирующих особенности хозяйственной деятельности в отдельных отраслях. Например, возможность приостановления определенной деятельности организаций соответствующими государственными органами и отдельными должностными лицами была предусмотрена, например:

— в отношении организаций при выполнении требований пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности»);

— при нарушении организацией законодательства о рекламе (Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп. от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля 2007 г.));

— в отношении образовательных учреждений при нарушении ими законодательства РФ в области образования или своего устава (п. 6 ст. 37 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании»).

Эти и некоторые другие положения законов, дающие полномочия различным государственным органам приостанавливать деятельность организаций (целиком или какой-то отдельный вид деятельности), указанным Законом отменены.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Приостановка деятельности ООО без ликвидации может происходить по нескольким причинам:

  • Внешним, на основании судебных постановлений. Помимо уголовных дел, связанных с преступлениями, причиной могут стать и вполне обыденные правонарушения: работа без онлайн кассы, нарушения трудового законодательства, например, порядка работы с иностранными работниками, несоблюдение правил торговли алкогольной продукцией.
  • Внутренним, связанным с проблемами с бизнесом: падение спроса, неправильный бизнес-план, кризис в отрасли или глобальной экономике и т.п. Также сюда можно отнести окончание срока действия лицензии, которую по каким-то причинам вовремя не продлили или с этим возникли сложности.
  • Форс-мажорным обстоятельствам: из-за стихийных бедствий, техногенных аварий, эпидемий.

В случае форс-мажора последствия могут оказаться наименее губительными для бизнеса: некоторые потери может возместить страховка, часто поддержку оказывает государство. Например, во время пандемии коронавируса в 2020 году были обеспечены налоговые каникулы, выделены невозвратные кредиты на заработную плату, приняты другие меры, направленные на поддержку бизнеса. Кроме того, к подобным ситуациям относятся с пониманием как партнеры, так и сотрудники.

Если деятельность компании нарушает законы, технику безопасности, нормы охраны труда, ее могут приостановить по решению суда на срок до 90 суток. Это время дается на приведение дел в полное соответствие с требованиями. В некоторых случаях после устранения причин, повлекших приостановку ООО без ликвидации, запрет на работу могут снять после ходатайства в суде.

Не всегда работа компании парализуется полностью. В зависимости от причины приостановки деятельности ООО, может последовать:

  • Остановка деятельности всей компании, отдельного филиала или подразделения.
  • Ограничение на работу в конкретном помещении, с применением отдельного оборудования и т.п.
  • Запрет оказывать определенные услуги или проводить некоторые работы.

Обычно о риске остановки работы руководство компании в курсе. Во-первых, представитель должен присутствовать на суде, во-вторых, уведомление о постановлении вручается руководителю. Постановление о приостановке действия вступает в силу сразу после его вынесения. Даже надеясь на благоприятный исход дела в суде, имеет смысл подготовиться к худшему варианту.

Обратите внимание

Максимальный срок приостановки работы – 90 суток, однако закон не регламентирует количество таких сроков. Если за выделенное время нарушения не были ликвидированы, комиссия вправе инициировать повторное обращение в суд, в результате которого деятельность могут снова приостановить.

Если ведение бизнеса зашло в тупик, руководству требуется время на разработку плана действий, оно может не найти ничего лучшего, как приостановить деятельность ООО. Как оформить приостановку деятельности ООО, законом не предусмотрено, поэтому в этом случае важно не нарушить законы и требования, особенно – трудового и налогового законодательства.

Добровольная приостановка деятельности ООО в течение короткого срока может помочь решить возникшие проблемы. При длительном простое велик риск возникновения дополнительных сложностей. Преимущества при временном прекращении работы заключаются в том, что компания остается в ЕГРЮЛ, то есть не теряется «стаж» ее присутствия на отраслевом рынке.

Ликвидация ООО – очень долгий и сложный процесс. Консервация менее трудозатратна, чем ликвидация с последующей регистрацией нового ООО. Если при возникновении трудностей есть шанс реанимировать бизнес, удобнее и выгоднее его приостановить, а не закрыть.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.