Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулярные платежи за пользование недрами 2022 сроки сдачи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
При проведении поисково-оценочных и разведочных работ
за 1 ед. площади (км2) |
При строительстве и эксплуатации подземных сооружений (не связанных с добычей)
за 1 ед. полезного ископаемого, подлежащего хранению |
Конкретный размер ставки устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр и предусматривается в Лицензии на право пользования недрами. Перейти или скачать…
Регулярные платежи за пользование недрами
Платеж зависит от разных факторов, в том числе от вида работ, от вида полезного ископаемого, размера участка, степени риска и т.д.
РПН = S × С / 4, где:
- РПН — регулярный платеж к уплате за квартал,
- S — облагаемая база,
- С — ставка регулярного платежа.
Облагаемая база зависит от вида и этапа работ, проводимых пользователем недр. Так, при поиске и оценке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, уменьшенная на площадь возвращенной части участка и площадь территорий открытых месторождений. При разведке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов, за исключением площади горных отводов. При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — количество полезного ископаемого, подлежащего хранению, указанного в проектной документации на строительство и эксплуатацию подземного сооружения.
Сумма регулярных платежей исчисляется в расчете регулярных платежей в полных рублях с учетом правил округления.
В законе о недрах даны минимальные и максимальные размеры ставок. Точный размер ставки определяют федеральные органы и субъекты РФ.
Ставка также зависит от цели использования полученных недр (ст. 43 Закона о недрах).
Например, при использовании недр в целях поиска драгметаллов минимальная ставка установлена в размере 90 рублей за квадратный метр участка. Если целью является разведка драгметаллов, минимальная ставка составит 3 000 рублей за квадратный метр участка.
Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.
Расчет ставки производится:
- за 1 км2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
- за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м3, тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.
Облагаемой базой принято считать:
- при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
- в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
- при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.
К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.
Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.
Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.
Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.
К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.
Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).
Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).
Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.
При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу уплаты регулярных платежей за пользование недрами, и сообщает следующее.
Регулярные платежи за пользование недрами в соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 (далее — Закон) взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав, в том числе, на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Закона размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
При этом регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 43 Закона установлено, что пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в налоговые органы расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утвержденным в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5.3 Порядка заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами, утвержденного приказом МНС Российской Федерации от 11.02.2004 N БГ-3-21/[email protected] «Об утверждении формы расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядка его заполнения, сумма регулярных платежей исчисляется в полных рублях, с учетом правил округления.
Исходя из изложенного следует, что сумма регулярного платежа менее 50 копеек не подлежит исчислению и, соответственно, уплате в бюджет.
Данная позиция по вопросу уплаты регулярных платежей изложена в письме Минфина России от 27.10.2014 N 03-06-05-01/54370.
Аналогичный подход реализован в пункте 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому сумма налога исчисляется в полных рублях; сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
Д.С. Сатин |
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4060), подпунктом 5.2.21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами.
2. Признать утратившим силу приказ Минприроды России от 7 марта 2014 г. N 134 «Об утверждении Порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2014 г., регистрационный N 34266).
3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует по 28 февраля 2028 г.
Министр
А.А. КОЗЛОВ
УТВЕРЖДЕН
приказом Минприроды России
от 30.03.2021 г. N 214
Особенности уплаты регулярных платежей за пользование недрами
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4060) (далее — Закон Российской Федерации «О недрах»), подпунктом 5.2.21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), и устанавливает принципы определения конкретного размера ставки регулярного платежа за пользование недрами по каждому участку недр, предоставленному в пользование, в том числе расположенному во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее — участки недр, расположенные в Черном и Азовском морях), в пределах российского сектора Каспийского моря, и Мирового океана, в пределах минимальных и максимальных ставок, установленных законодательством Российской Федерации о недрах , и предназначен для использования Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами при определении конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование участками недр, за исключением участков недр местного значения, в отношении которых конкретные размеры ставок регулярных платежей определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абзац шестой пункта 2 статьи 43 Закона Российской Федерации «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4060)
2. Размеры ставок регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от:
1) экономико-географических условий;
2) размера участка недр;
3) вида полезного ископаемого;
4) продолжительности работ;
5) степени геологической изученности территории;
6) степени риска.
Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного пользователю недр, за вычетом площади возвращенной части участка недр.
Все ставки для расчета в 2021-2022 годах НДПИ, являющегося налогом федерального уровня, отражены в НК РФ (ст. 342). Делятся они на 2 вида:
- выраженные в процентах;
- установленные в рублях.
Ко многим из них предусмотрено применение коэффициентов, учитывающих:
- колебание потребительских цен;
- способ добычи;
- характеристики территории разрабатываемого месторождения;
- колебание мировых цен;
- уровень сложности добычи;
- степень выработанности месторождения.
При расчете НДПИ на нефть в 2021-2022 годах используются такие особые (связанные только с этим ископаемым) показатели, как:
- учитывающий колебания мировых цен и определяемый ежемесячно Правительством РФ или самостоятельным расчетом (п. 3 ст. 342 НК РФ);
- характеризующий степень сложности добычи и принимающий определенное значение в зависимости от конкретных характеристик залежи и года начала разработки (пп. 1, 2 ст. 342.2 НК РФ);
- отражающий степень выработанности месторождения; в зависимости от величины предыдущего коэффициента может принимать либо конкретное значение, либо становиться расчетным (пп. 3, 6 ст. 342.2 НК РФ);
- характеризующий особенности добычи нефти и рассчитываемый по формуле, включающей несколько коэффициентов, как расчетных, так и принимающих определенное цифровое значение в зависимости от года применения (ст. 342.5 НК РФ).
Сроки, устанавливаемые для уплаты налога и сдачи отчетности по нему, привязаны к завершению налогового периода. Таким периодом является месяц (ст. 341 НК РФ). То есть платить налог и сдавать декларацию по нему надо ежемесячно в месяце, наступающем после отчетного.
Предельные даты для этого определены в НК РФ и соответствуют:
- для платежей — 25-му числу (ст. 344);
- для отчета — последнему дню месяца (п. 2 ст. 345).
Установленные даты подчинены общему правилу переноса дней, попавших на выходные, на ближайший будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
С учетом вышеизложенного даты истечения сроков, применяемых для налога в оставшееся время в 2021 году и в 2022 году, будут такими:
Период уплаты и отчета |
Срок уплаты НДПИ в 2021-2022 годах |
Срок сдачи декларации по НДПИ в 2021-2022 годах |
Ноябрь 2021 |
27.12.2021 |
10.01.2022 |
Декабрь 2021 |
25.01.2022 |
31.01.2022 |
Январь 2022 |
25.02.2022 |
28.02.2022 |
Февраль 2022 |
25.03.2022 |
31.03.2022 |
Март 2022 |
25.04.2022 |
03.05.2022 |
Апрель 2022 |
25.05.2022 |
31.05.2022 |
Май 2022 |
27.06.2022 |
30.06.2022 |
Июнь 2022 |
25.07.2022 |
01.08.2022 |
Июль 2022 |
25.08.2022 |
31.08.2022 |
Август 2022 |
26.09.2022 |
30.09.2022 |
Сентябрь 2022 |
25.10.2021 |
31.10.2022 |
Октябрь 2022 |
25.11.2022 |
30.11.2022 |
Ноябрь 2022 |
27.12.2022 |
09.01.2023 |
Сроки для осуществления платежей и сдачи отчета за декабрь 2021 года придутся на январь 2022 года и будут соответствовать 25.01.2022 и 31.01.2022.
Декларация по НДПИ формируется на бланке, утвержденном приказом ФНС России от 08.12.2020 № КЧ-7-3/[email protected] в его актуальной редакции.
-
Взносы за работников на пенсионное, медицинское, социальное страхование и от несчастных случаев на производстве за декабрь 2020 года.
Кто платит: Все работодатели
-
Регулярный сбор за пользование водными биологическими ресурсами за январь 2021 года.
Кто платит: Организации (ИП), у которых есть действующее разрешение на пользование объектами водных биологических ресурсов. -
Водный налог за за IV квартал 2020 года.
Кто платит: Организации (ИП), которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование. -
Налог на игорный бизнес за декабрь 2020 года.
Кто платит: Организации (ИП), которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов (взносов)
-
Налог на прибыль с процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам за декабрь 2020 года.
Кто платит: Организации, которые получили доход по государственным и муниципальным ценным бумагам.
-
Первый платёж по НДС за IV квартал 2020 года в размере 1/3 от начисленной суммы.
Кто платит: Плательщики НДС и налоговые агенты. -
Акцизы за декабрь 2020 года.
Кто платит: Плательщики акцизов. -
Налог по ЕНВД за IV квартал 2020 года.
Кто платит: Организации и ИП, которые в IV квартале 2020 года применяли ЕНВД. -
Торговый сбор за IV квартал 2020 года.
Кто платит: Плательщики торгового сбора. -
НДПИ за декабрь 2020 года.
Кто платит: Плательщики НДПИ.
-
СЗВ-М за декабрь 2020 года.
Кто сдаёт: Все работодатели. -
СЗВ-ТД за декабрь 2020 года.
Кто сдаёт: Организации и ИП с наёмными сотрудниками, у которых в декабре были кадровые изменения (кроме увольнения и приёма) или кто-то из сотрудников сдал заявление о выборе способа ведения трудовой книжки.
-
4-ФСС в бумажном виде за 2020 год.
Кто сдаёт: Все работодатели. -
Декларация по ЕНВД за IV квартал 2020 года.
Кто сдаёт: Организации и ИП, которые в IV квартале 2020 года были плательщиками ЕНВД. -
Единая упрощённая декларация за 2020 год.
Кто сдаёт: Организации (ИП), у которых в 2020 году не было движений по расчётному счёту и объектов налогообложения по налогам, указываемым в декларации. -
Журнал учёта счетов-фактур за IV квартал 2020 года.
Кто сдаёт: Посредники, которые не должны представлять декларацию (т.е. не являются плательщиками, налоговыми агентами, не выставляли счета-фактуры своим покупателям с выделенной суммой налога), если они в налоговом периоде получали или выставляли счета-фактуры в интересах другого лица. -
Декларация об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за IV квартал 2020 года.
Кто сдаёт: Организации (ИП), занимающиеся производством, оборотом (в т. ч. розничной продажей) этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции. -
Сведения о количестве объектов водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова за декабрь 2020 года.
Кто сдаёт: Организации (ИП), которые пользуются объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. -
Декларация по водному налогу за IV квартал 2020 года.
Кто сдаёт: Организации (ИП), которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование. -
Декларация по налогу на игорный бизнес за декабрь 2020 года.
Кто сдаёт: Организации (ИП), которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
- Размеры ставок регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от:
- экономико-географических условий.
- размера участка недр.
- вида полезного ископаемого.
- продолжительности работ.
- степени геологической изученности территории.
- степени риска.
- Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного пользователю недр, за вычетом площади возвращенной части участка недр.
- Приложение № 1. Поправочные коэффициенты, учитывающие условия проведения геологоразведочных работ, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
- Приложение № 2. Поправочные коэффициенты, учитывающие условия проведения геологоразведочных работ, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Номер опубликования: 0001202109140018
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации: № 64 983 от 14 сентября 2021 г.
Утвержден Порядок определения ставок регулярных платежей за пользование недрами
Открытие месторождения — старт для будущей масштабной работы, и чем меньше проволочек окажется на пути этого старта, тем лучше.
Обновлённый закон унифицирует процедуру установления факта открытия месторождений. Если раньше законодательство разных регионов в этом вопросе выглядело и действовало по-разному, с 1 января механизм станет единым, и определять его будет Федеральное агентство по недропользованию.
Вообще, вопрос уточнения полномочий был досконально проработан законотворцами. При этом положения закона не просто переформулировали для бо́льшего соответствия актуальной действительности, но и по-настоящему пересмотрели.
Переход к электронным аукционам стал, пожалуй, основным нововведением январской редакции закона «О недрах». Любая система стремится к упрощению, и обозначенный переход назревал достаточно давно — и именно о нём, пожалуй, больше всего говорили в ожидании перемен.
Электронная система лицензирования, появившаяся в России с 1 января, подразумевает под собой единый федеральный реестр лицензий, которые будут оформляться по единому стандарту и образцу. По словам министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Козлова, соответствующее поручение президент страны давал ещё больше 5 лет назад, однако время изменений настало только сейчас.
До изменений каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определял содержимое лицензий, одинаковыми для всех были лишь лицевые стороны этого документа, однако теперь, с помощью цифровой формы наконец-то удалось достигнуть единства.
Стремление законотворцев сократить количество бюрократических проволочек для будущих недропользователей отразится не только на объёмах собираемых для лицензии документов, но и на сроках рассмотрения заявок.
Если сейчас срок выдачи лицензии на недропользование составляет не меньше 270 дней, то с начала 2022 года он сократится более чем в 2 раза. Теперь лицензии обещают выдавать за 127 дней.
Создание единого цифрового реестра позволит старым лицензиям «закрываться» автоматически и уберёт дополнительные, часто дублирующие друг друга согласования на пути у новых. Пользователям больше не нужно будет лично получать информацию у Ростехнадзора и передавать её федеральному агентству по недропользованию, теперь эти функции и полномочия останутся за государством.
Кроме того, все недобросовестные участники аукционов (те, кто заявились и победили, но не внесли оговорённого разового платежа в установленные сроки) попадут в специальный реестр. Не уйдут от внимания и те, кто в результате пользования недрами нанесли экологии вред или не компенсировали его.
Согласно новому закону, бывший недропользователь обязан консервировать или ликвидировать горные выработки, а за невыполнение этой обязанности контролирующие органы могут привлечь к определённой ответственности, в том числе и лишить лицензии.
Введение возможности ограничить право пользования недрами или и вовсе досрочно отозвать его — ещё одно важнейшее отличие нового закона от старого.
Специально для этого в ФЗ «О недрах» появилась новая статья, согласно которой право на недропользование могут ограничить, если:
- на участке возникла угроза жизни и здоровью людей, устранить которую невозможно без временного прекращения работ,
- произошло ЧС, вне зависимости от характера — техногенного или природного, или развернулись военные действия,
- проектная документация оказалась неполной,
- нарушены требования по рациональному использованию и охране недр.
Согласно обновлённому закону, с 1 января компании могут получать лицензии на строительство хранилищ для парниковых газов.
Улавливание газов — вопрос достаточно новый и в рамках современной экологической повестки более чем актуальный, поэтому несмотря на то, что не все технологические и правовые вопросы можно назвать решёнными в настоящий момент, в будущем это направление весьма перспективно.
Законодательные нововведения коснулись и трудноизвлекаемой нефти. Так, в России впервые официально закрепили такой вид недропользования, как «технологические полигоны для геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых», а компании, занимающиеся разработкой соответствующих технологий, получили свой собственный порядок установления разовых и регулярных платежей за пользование недрами. Авторы закона утверждают, что обременительными эти платежи не будут ни в коем случае — всё для того, чтобы привлечь «ТРИЗовцев» к недропользованию.
Согласно п. 1 ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав:
- на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
- на разведку полезных ископаемых;
- на геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (включая строительство искусственных сооружений и прокладку кабелей и трубопроводов под водой), кроме инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 м), используемых по целевому назначению.
При этом регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются:
- за пользование недрами для регионального геологического изучения;
- за пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
- за разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
- за разведку полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых.
Порядок расчета зависит от вида работ. Платежи устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса. При проведении работ по поиску и оценке месторождений полезного ископаемого величина регулярного платежа за год определяется путем умножения ставки регулярных платежей, установленной за проведение этих работ, на облагаемую площадь лицензионного участка. В свою очередь, указанная площадь рассчитывается путем уменьшения площади лицензионного участка недр, предоставленного недропользователю, на площадь территории открытых месторождений и площадь возвращенной части данного участка. При этом площадь возвращенной части лицензионного участка определяется на основании изменений в лицензии на право пользования недрами или решения территориального органа Минприроды, принятых по заявлению пользователя недр.
В соответствии с п. 4 ст. 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере 1/4 от суммы платежа, рассчитанного за год (уплата производится по месту нахождения участка недр). (Например, регулярные платежи за II квартал 2013 г. пользователи недр должны уплатить не позднее 31.07.2013.) Регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), в соответствии с п. 5 ст. 43 Закона о недрах, зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты согласно бюджетному законодательству РФ .
Например, 40% регулярных платежей за пользование недрами (ренталс) на территории РФ (КБК 182 1 12 02030 01 1000 120) зачисляются в федеральный бюджет, а 60% — в бюджеты субъектов РФ (Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).
Кстати, порядок и условия взимания регулярных платежей с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2003 N 249. В нем определены такие же сроки и размеры ежеквартальных платежей, но регулярные платежи (роялти) зачисляются только в федеральный бюджет и уплачиваются по месту государственной регистрации пользователя недр (юридического или физического лица).
Минфин России в Письме от 14.03.2013 N 03-06-05-01/7648 подчеркнул: иного порядка расчета регулярных платежей за пользование недрами Законом о недрах не установлено. Имеется в виду, что из буквального прочтения указанной нормы следует: за каждый квартал пользователи недр вносят регулярный платеж в размере 1/4 годовой суммы. Означает ли это, что за квартал, в течение которого у пользователя недр в первый раз возникает обязанность по уплате регулярного платежа, его сумма также должна составить 1/4 годовой суммы? Однако, к примеру, вспомним, что согласно ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, а в случае предоставления права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.
Финансисты обратили внимание на то, что у арбитражных судов по обозначенному вопросу отсутствует единообразный подход. Сложились две позиции. Первая ориентирована на 1/4 годовой суммы. Определение размера регулярного платежа за пользование недрами только за конкретный период квартала (начиная с даты государственной регистрации лицензии) противоречит буквальному толкованию п. 4 ст. 43 Закона о недрах (Постановление ФАС СЗО от 13.10.2006 по делу N А05-5144/2006-29).
Пунктом 6 ст. 43 Закона о недрах на пользователей недр возложена еще одна обязанность — представление ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в соответствующие органы расчета регулярных платежей за пользование недрами. (Форма расчета и Порядок его заполнения (далее — Порядок заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами) утверждены Приказом МНС России от 11.02.2004 N БГ-3-21/[email protected]) Получателями этих расчетов являются территориальные органы (по субъектам РФ) ФНС и уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов (то есть Минприроды) по месту нахождения участков недр. Из этого правила есть исключение, касающееся пользователей недр на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами РФ на территориях, находящихся под ее юрисдикцией. В этом случае расчет должен быть представлен в территориальные органы ФНС и Минприроды по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (п. 1.2 Порядка заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами).
Отметим еще один момент. Организации, состоящие на учете в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, должны представлять расчет в территориальные органы ФНС по месту нахождения участка недр. На это прямо указано в Порядке заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами. Кроме того, как заметили налоговики в Письмах от 04.04.2013 N ЕД-4-3/[email protected], от 15.02.2013 N ЕД-4-3/[email protected], от 15.09.2011 N ЕД-4-3/[email protected], реквизитах титульного листа расчета место его представления российской организацией определено как место нахождения участка недр этой организации. А разд. 2.1 и 2.2 расчета заполняются отдельно по каждому участку недр, находящемуся в пользовании у организации или индивидуального предпринимателя на территории, подведомственной налоговому органу, указанному на титульном листе расчета. (В разд. 2.1 приводится расчет суммы регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых, а в разд. 2.2 — расчет суммы регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.) Таким образом, в настоящее время форма расчета регулярных платежей за пользование недрами и нормы Порядка его заполнения не предусматривают возможности представления этого расчета организациями, состоящими на учете в межрайонных (межрегиональных) инспекциях ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, в централизованном порядке, то есть в налоговый орган по месту учета такой организации.
Кстати, в п. 2.4 Порядка заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами содержатся такие пояснения. Если пользователь недр не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения участка недр по причине отсутствия у него оснований для постановки на учет в этом органе, в верхнем поле каждой страницы, включаемой в состав расчета регулярных платежей за пользование недрами, указывается КПП по месту нахождения организации. В то же время следует знать, что постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр возможна (см. п. 8 Методических указаний для налоговых органов «К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества» ). Для этого пользователю недр в соответствующий налоговый орган необходимо подать в произвольной форме письмо (заявление) об обязанности организации по уплате регулярных платежей за пользование недрами при отсутствии у нее на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет, установленных Налоговым кодексом. В этом случае при учете организации в налоговом органе по месту нахождения участка недр будет использован ИНН, присвоенный ей в налоговом органе по месту нахождения, и присвоен КПП, содержащий значение «41» в 5-м и 6-м знаках. Код 41 — «Учет в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет».
В п. 2 ст. 43 Закона о недрах сказано: сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в течение года равными долями. Однако в самой гл. 25 НК РФ (именно ее положения необходимо учитывать при решении вопроса о налоговом учете расходов) прямая норма о том, что в состав налоговых расходов включаются суммы регулярных платежей за пользование недрами, отсутствует. Поскольку их уплата — обязанность, установленная на законодательном уровне, считаем, что возникновение такой статьи расходов является обоснованным. Кроме того, следует вспомнить, что к учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на освоение природных ресурсов (пп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ). Такими расходами признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера (п. 1 ст. 261 НК РФ).
Напомним, регулярные платежи уплачиваются в зависимости от видов проводимых работ:
- поиск и оценка месторождений полезных ископаемых (это и есть геологическое изучение недр);
- разведка полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Налоговики в Письме от 11.01.2009 N ВЕ-20-3/2 подчеркнули: регулярные платежи за пользование недрами установлены Законом о недрах, не являющимся актом законодательства о налогах и сборах. Поэтому в случае выявления нарушений законодательства о недропользовании (в частности, порядка исчисления и внесения в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, порядка представления расчетов) налоговые органы не уполномочены принимать меры ответственности, предусмотренные гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ. Как отметили судьи ФАС МО, у органа налогового контроля вообще отсутствуют полномочия по осуществлению проверки правильности исчисления и уплаты регулярных платежей за пользование недрами (Постановление от 26.05.2010 N КА-А40/4965-10).
По мнению чиновников ФНС, пользователей недр в случае непредставления или несвоевременного представления ими расчетов регулярных платежей за пользование недрами в налоговый орган не могут привлечь и к административной ответственности по ст. 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации» и ст. 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» КоАП РФ. ФНС неоднократно обращалась в Минфин с просьбой рассмотреть вопрос о передаче полномочий по администрированию регулярных платежей за пользование недрами органам Минприроды. Однако пока данный вопрос остается нерешенным.
Пользователи недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ являются плательщиками регулярных платежей за пользование недрами. Расчет регулярных платежей производится исходя из конкретных ставок, устанавливаемых Роснедрами отдельно по каждому участку недр, на который выдается лицензия на пользование недрами. Регулярные платежи уплачиваются в бюджет ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В эти же сроки в соответствующие органы, в том числе в территориальный орган ФНС, должен быть представлен расчет регулярных платежей за пользование недрами. Для целей налогообложения прибыли регулярные платежи являются обоснованными расходами.
Кто именно рассчитывает регулярные платежи, зависит от категории недропользователя. То есть от того, работает организация на основании лицензии или на основании соглашения о разделе продукции.
Для организаций, которые подписали соглашение о разделе продукции, размер регулярных платежей рассчитывают Роснедра. Ведомство в соглашении установит годовую сумму платежа. Организация же делит его на четыре равные части и ежеквартально перечисляет их в бюджет.
Обладатели лицензий размер платежа рассчитывают сами. Он зависит от годовой ставки и облагаемого объекта (размера участка недр).
Это следует из пунктов 2 и 3 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.
Общий максимальный и минимальный размер ставок прописан в Законе от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Конкретную годовую ставку для каждого недропользователя, работающего на основании лицензии, устанавливают Роснедра, прописав ее в этом разрешительном документе. Ведомство установит ее в расчете на 1 кв. км площади участка недр в год отдельно по каждому виду работ.
Размер площади участка недр, принимаемой в расчет регулярного платежа, зависит от этапа работ, которые проводит недропользователь.
Если организация проводит разведку месторождений, облагаемую площадь участка недр рассчитайте так:
Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе разведки месторождений)
=
Площадь участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены государственным балансом запасов
–
Площадь горных отводов
–
Площадь возвращенной части участка
Приказ Минприроды РФ от 30.03.2021 N 214
Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями каждые три месяца.
Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами нужно:
за I квартал — до 30 апреля включительно;
за II квартал — до 31 июля включительно;
за III квартал — до 31 октября включительно;
за IV квартал — до 31 января включительно.
Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.
Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.
ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2018. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.
Годовой платеж равен 97 200 рублей (240 х 405).
Квартальный платеж составляет 24 300 рублей (97 200: 4). Эту сумму нужно указать в строке 030 раздела 1 расчета.
Скачать бланк расчета
Скачать образец
Согласно ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 облагаемой базой по каждому основанию признается:
При поиске и оценке месторождений площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь территорий открытых месторождений
При разведке месторождений площадь лицензионного участка уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов (Данные о площади лицензионного участка, площади территорий открытых месторождений, площади возвращенной части лицензионного участка и площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов содержатся в лицензии на право пользования недрами, либо в изменениях к лицензии или в решении территориального органа Роснедр.).
При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
(При этом исчисление и внесение в бюджет платежей производится только при проведении работ по строительству и эксплуатации сооружений, связанных с хранением нефти, газового конденсата, природного газа и гелия.) количество полезного ископаемого, подлежащего хранению
Платежи в размере 1/4 годовой суммы уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в течение года.
Мы остановимся на регулярных платежах за пользование недрами. В каких случаях компания обязана их производить?
Для этого обратимся к части 1 пункта 1 статьи 43 Закона о недрах. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на выполнение следующих видов работ:
- поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
- разведку полезных ископаемых;
- геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания, используемых по целевому назначению).
При этом согласно части 2 пункта 1 статьи 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых:
- в Российской Федерации;
- на континентальном шельфе России;
- в исключительной экономической зоне РФ;
- за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
К территориям за пределами России в этом смысле относятся и земли, арендуемые у иностранных государств, а также используемые на основании международного договора.
Что касается территорий, используемых в соответствии с международным договором, то регулярные платежи за пользование недрами на них уплачиваются в том случае, если иное не установлено данным международным договором.
Уточним, что для целей статьи 43 Закона о недрах, к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.
Дата Уплата налога, сдача отчетности 30 апреля Уплатить регулярные платежи и сдать расчеты за пользование недрами за 1 квартал 2020 г.
Кто сдает и платит?
Все пользователи недр.
Куда?
Сдавать в налоговую инспекцию и в территориальный орган Роснедр по местонахождению участков недр. Платить в налоговую инспекцию.
Какой штраф?
Штрафы, предусмотренные НК не применяются. В случае выявления нарушения налоговые органы направляют ходатайства в Роснедр и Росприроднадзор об отзыве Лицензии на право пользование недрами.
Форма сдачи:
- Пенсионные взносы. Расшифровка кодов бюджетной классификации пенсионных взносов на 2022 год.
- Взносы на обязательное социальное страхование. Расшифровка кодов бюджетной классификации взносов на на обязательное социальное страхование 2022 год.
- Взносы на обязательное медицинское страхование. Расшифровка кодов бюджетной классификации взносов на обязательное медицинское страхование 2022 год.
- Налог на доходы физлиц (НДФЛ). Расшифровка кодов бюджетной классификации налогов на доходы физлиц (НДФЛ) 2022 год.
- Налог на добавленную стоимость (НДС). Расшифровка кодов бюджетной классификации налога на добавленную стоимость (НДС) 2022 год.
- Налог на прибыль. Расшифровка кодов бюджетной классификации налога на прибыль 2022 год.
- Акцизы. Расшифровка кодов бюджетной классификации акцизов на 2022 год.
- Налог на имущество организаций. Расшифровка кодов бюджетной классификации налога на имущество организаций 2022 год.
- Земельный налог. Расшифровка кодов бюджетной классификации земельного налога на 2022 год.
- Транспортный налог. Расшифровка кодов бюджетной классификации транспортного налога на 2022 год.
- Единый налог при упрощенке. Расшифровка кодов бюджетной классификации единого налога при упрощенке на 2022 год.
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Расшифровка кодов бюджетной классификации единого налога на вмененный доход (ЕНВД) 2022 год.
- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Расшифровка кодов бюджетной классификации единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) 2022 год.
- Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Расшифровка кодов бюджетной классификации налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 2022 год.
- Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов. Расшифровка кодов бюджетной классификации сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов 2022 год.
- Сбор за пользование объектами животного мира. Расшифровка кодов бюджетной сбора за пользование объектами животного мира 2022 год.
- Водный налог. Расшифровка кодов бюджетной классификации водного налога на 2022 год.
- Платежи за пользование природными ресурсами. Расшифровка кодов бюджетной классификации платежей за пользование природными ресурсами на 2022 год.
- Налог на игорный бизнес. Расшифровка кодов бюджетной классификации налога на игорный бизнес 2022 год.
- Государственная пошлина. Расшифровка кодов бюджетной классификации государственной пошлины на 2022 год.
- Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Расшифровка кодов бюджетной классификации доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 2022 год.
- Штрафы, санкции, платежи за возмещение ущерба. Расшифровка кодов бюджетной классификации штрафов, санкций, платежей за возмещение ущерба 2022 год.
- Торговый сбор. Расшифровка кодов бюджетной классификации торгового сбора на 2022 год.
- Новости. Все новости по изменениям в (КБК) кодах бюджетной классификации за прошлые и текущий годы.
Начиная с отчетности за первый квартал 2022 года в налоговые органы представляется расчет по взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ ) Отчетные периоды – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (п.
1 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ, ст.
2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, п. 2 ст.
Приказ Минприроды России от 29 сентября 2009 г.
N 315 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» (с изменениями и дополнениями) Приказ Минприроды России от 29 сентября 2009 г.
263.11.1 Плательщик платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых до окончания определенного разделом II настоящего Кодекса предельного срока представления налоговых расчетов за налоговый (отчетный) период, равный календарному кварталу, подает по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса.
налоговые расчеты по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых органа государственной налоговой службы: по месту учета плательщика в случае размещения участка недр, из которой добыто полезных ископаемых, в пределах континентального шельфа и / или исключительной (морской) экономической зоны Украины.
Налоговый календарь за январь 2021
Регулярные платежи за пользование недрами рассчитывают отдельно по каждому участку недр, на который получена лицензия или подписано соглашение о разделе продукции (абз.
2 п. 1 ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 ). Кто именно рассчитывает регулярные платежи, зависит от категории недропользователя. То есть от того, работает организация на основании лицензии или на основании соглашения о разделе продукции.
2. Готовым продуктом признается полезное ископаемое (полезный компонент), на которое установлена ставка налога за пользование недрами и которое предназначено для реализации или передачи, включая безвозмездную передачу, а также для собственного потребления в целях производства продукции и иных нужд.
2) полезные компоненты, извлеченные в процессе переработки углеводородов, но не прошедшие налогообложение как готовый продукт при предшествующей добыче и переработке в составе перерабатываемых полезных ископаемых.
Лицензия на недра – это специальный государственный документ, разрешающий владельцу пользоваться определенным участком недр с установленными определенными границами этого участка в определенных целях, а также в течение установленного периода времени. Федеральный закон от21.02.1992 года №2395-1 «О недрах» (ст.
11, 12, 16); Постановление Правительства РФ от 03.
Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).
Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).
К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.
Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация получила исключительные права:
- на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
- разведку полезных ископаемых;
- геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатацию подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, кроме инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Регулярные платежи взимаются отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ и за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.
В зависимости от даты подписания отчета, при вводе кодов бюджетной классификации в тех разделах декларации, где это предусмотрено, в диалоге для ввода кода будет предоставляться возможность ввести либо 20-значный КБК, если дата подписания равна или позже 1-го января 2005 ода, либо 7-значный КБК, если дата подписания — раньше 1-го января 2005 года.
Следует указать сведения об организации и сведения о должностных лицах, которые не были заполнены автоматически. Автоматически заполненные сведения необходимо проверить и, при необходимости, отредактировать.
Если участки недр находятся на территориях различных субъектов РФ, то необходимо составлять несколько вариантов отчетов (деклараций) отдельно для каждого налогового органа по месту нахождения участков недр.