Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как пенсионная реформа повлияет на нынешних пенсионеров?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Пенсионный возраст | 60 лет — женщины, 65 лет — мужчины |
Льготы многодетным матерям | Трое детей — пенсия на 3 года раньше, четверо детей — на 4 года раньше |
Переходный период | Повышение пенсионного возраста на один год ежегодно. В ближайшие два года можно выйти на пенсию на полгода раньше |
Предпенсионный возраст | Новый термин, 5 лет до пенсии |
Гарантии работникам | Санкции для работодателя за увольнение, вплоть до уголовной ответственности. Какие именно — пока непонятно |
Стимулы для бизнеса | Надо, чтобы они брали людей предпенсионного возраста на работу. Конкретики пока нет |
Повышение квалификации | Разработают программу за счет бюджета. Такие программы есть и сейчас, но будет что-то еще |
Увольнение до пенсии | Пособие увеличат с 4900 Р до 11 280 Р. Платить будут год |
Диспансеризация | Бесплатные обследования, на которые дадут 2 дня с сохранением зарплаты |
Льготы и надбавки некоторым категориям | Сохранят, что есть, и добавят новое |
Досрочная пенсия из-за стажа | 37 лет — для женщин, 42 года — для мужчин. Если работать с 18 лет, можно выйти на пенсию в 55 даже после повышения |
Федеральные льготы пенсионерам | Будут действовать с того же возраста, как сейчас: освобождение от налога на имущество и с 6 соток по земельному налогу |
Региональные льготы | Сказано размыто: на усмотрение регионов. Речь о бесплатном проезде, льготах по ЖКХ, капремонту, покупке лекарств. Пока без гарантии |
Как пенсионная реформа повлияет на нынешних пенсионеров?
Не так давно стало известно, что подготовлен весьма объемный законопроект, который затронет две основные организации нашей пенсионной системы – Пенсионный фонд и фонд социального страхования. Их предлагается объединить в одну структуру. Изначально казалось, что по сути изменения лишь формальные и в целом на ситуацию не отразятся. Просто произойдет оптимизации и это поможет сэкономить лишние деньги. Однако не все так просто и изменения ждут вполне реальные. Именно поэтому такие структурные изменения можно смело назвать новой пенсионной реформы. Изменения коснутся всех, в том числе пенсионеров, лиц, получающих льготы и обычных работников, которым рано или поздно предстоит выйти на пенсию.
Вместо привычного нам ПФР и ФСС будет создана новая организация под названием «Фонд пенсионного и социального страхования» или если кратко в России будет действовать Социальный фонд РФ. Эта организация будет действовать как государственный внебюджетный фонд. По сути все функции, которые сейчас есть у ПФР и ФСС перейдут в этот фонд. Там сохранится такая же структура: будет аппарат управления с председателем и другими руководящими работниками, а также территориальные органы.
Рассмотрим изменения, которые непосредственно коснутся граждан. К таким будут относиться граждане, работающие по гражданско-правовым договорам. Теперь такие работники будут обеспечиваться социальным страхованием в случае временной нетрудоспособности, в том числе в связи с рождением ребенка. Иными словами, они будут иметь право на оплату больничных.
Те, кто зарегистрировался в качестве самозанятых, изменений никаких не почувствуют. Для них на данном этапе ничего не меняется.
Среди обсуждений новой реформы ходят мнения о том, что такое объединение может повлиять на размер самих выплат. Стоит отметить, что при объединении фондов финансирование в целом не изменится. Основной источник поступления средств – федеральный бюджет, точно также, как и сейчас. Поэтому сам факт реорганизации никаким образом не будет влиять на размеры пенсий и иных социальных выплат гражданам.
А вот размер больничных, выплачиваемых в связи с рождением ребенка, могут стать выше. Дело в том, что предполагается увеличение страховых взносов для работодателей.
Одним из значимых изменений будет являться изменение порядка уплаты страховых взносов в новый фонд. Поскольку от этого напрямую может зависеть заработная плата работника. Предполагается, что будет единый платеж в размере 30%. Из этих денег уже будет происходить распределение на пенсионное обеспечение, социальное и страховое (ОМС).
Увеличится и предельная база для начисления единого тарифа. Простыми словами это значит, что работодатели будут вынуждены платить больше взносов. Это, в свою очередь, может отразиться на итоговом размере заработной платы, т.е. «на руки» работники могут получать меньшую сумму.
Возможно законопроект еще будет доработан, поскольку в нынешних условиях, снижение заработной платы может привести к неприятным последствиям. Но до 2023 года пока далековато, тем не менее перспективы на данный момент такие.
Нет! «Основной», или общеустановленный пенсионный возраст, дающий право на страховую пенсию по старости (это основная пенсия в стране) и социальную пенсию, остается прежним. Два года назад власти страны приняли решение поднять его, и с 1 января 2019 года он планово, поэтапно поднимается. С этой точки зрения ничего менять не планируется.
Напомним: для постепенного повышения пенсионного возраста в России предусмотрен переходный период продолжительностью 10 лет. Он начался в
Так называемый «старый» пенсионный возраст на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин установлен:
- для получателей накопительной пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (накопительная пенсия формируется у всех граждан 1967 года рождения и моложе, деньги копятся на специальных пенсионных счетах в Пенсионном фонде России или негосударственном пенсионном фонде);
- для участников программ негосударственного пенсионного обеспечения (добровольных накоплений, которые формируются на индивидуальных пенсионных счетах в НПФ).
Здесь нет никаких ограничений: вам нужно зайти на страничку негосударственного пенсионного фонда — например, к нам на НПФ «САФМАР» — и заключить договор онлайн. Далее вносить средства на пенсионный счет, и по достижении прежнего пенсионного возраста вам начнут выплачивать пенсию.
Как выглядит пенсионная реформа по документам
В феврале депутаты Государственной Думы готовились рассмотреть пенсионную реформу для накопительной части пенсии. Некоторые эксперты считают, что на горизонте грядут большие перемены. Действительно, пенсионный возраст может быть снижен, но не везде.
Обратите внимание, родители могут оформить в регионах социальный контракт и получать выплаты от 15000 рублей ежемесячно. Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Согласно анализу, жители Дальнего Востока имеют самый низкий возраст выживания. Это количество лет, которое гражданин проживет после выхода на пенсию. Таким образом, в данном регионе этот показатель находится на уровне 10 лет.
Поэтому эксперты предложили установить пенсионный возраст на уровне 55 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно.
Несмотря на это, депутаты неоднократно пытались выдвинуть предложения по восстановлению пенсионного возраста до прежнего уровня по всей стране. Есть и финансовые причины, по которым это необходимо сделать. В результате, по мнению депутатов, пенсионеры предпенсионного возраста будут различными способами пытаться получить инвалидность, чтобы выйти на пенсию раньше положенного срока. Нагрузка на пенсионные фонды и фонды социального страхования будет расти в геометрической прогрессии, как и финансовые затраты.
Кроме того, если такие граждане попытаются как можно скорее покинуть свои рабочие места, то самим работодателям потребуется помощь специалистов. Пенсионеры и предпенсионеры часто составляют костяк старших специалистов в компании. Таким образом, практически все подвергаются воздействию.
Россиянам, достигшим пенсионного возраста, разрешено выходить на пенсию досрочно. Но не все могут воспользоваться этой привилегией. Ссылаясь на закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», власти заявляют, что для того, чтобы начать получать пенсию до истечения срока, граждане должны быть уволены с работы.
Хорошо известно, что люди, которые не работают, могли бы воспользоваться правом на досрочный выход на пенсию, если бы это было так.
Организация была закрыта, или произошло сокращение штата.
Граждане России работают не более двух лет до выхода на пенсию.
Рабочий стаж составляет не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Пенсионная реформа, отмененная в 2022 году: будет ли снижен пенсионный возраст до 55 и 60 лет — будет ли восстановлен прежний пенсионный возраст и какие изменения ожидаются?
С 1 января 2022 года дополнительные социальные выплаты к пенсиям будут определяться на беззаявительной основе. Неработающие пенсионеры, имеющие стаж работы в сельской местности более 30 лет, смогут получать повышенную выплату независимо от текущего места жительства.
Обратите внимание, родители могут оформить в регионах социальный контракт и получать выплаты от 15000 рублей ежемесячно. Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
С экономической стороны дело обстоит лучше, чем с социальной. Благодаря сокращению трат бюджет сэкономит больше 2 триллионов рублей. За счёт этих освободившихся денег и планируется увеличить пенсии граждан в будущие годы.
Но здесь нужно понимать, по какому именно алгоритму будут повышены выплаты.
Величина пенсии состоит из двух сумм:
- госдоплаты фиксированного размера, которая ежегодно пересматривается в сторону увеличения и не зависит от выработки гражданина;
- количества накопленных пенсионных баллов, которые переводятся в денежный эквивалент согласно ставке, установленной в год ухода лица на отдых.
Обе эти части будут расти в ближайшие годы. Число накапливаемых гражданами баллов будет увеличиваться вследствие поднявшейся планки трудового возраста. Их «цена» будет постепенно возрастать, но фактических растрат государство на повышение этой составной части пенсии не понесёт.
Ранее прогнозировался рост числа неработающего населения. В результате повышения возраста ряды работающего населения к 2036 году вырастет на 12 000 000 человек. По прежним правилам они бы вышли на отдых, но благодаря изменениям число трудящихся граждан будет повышено до 92 000 000 человек к 2036 году. Без нововведений их число бы составило 80 000 000 человек.
Образовавшиеся 12 000 000 человек нужно будет куда-то устроить. Поскольку с 2019 году вырастет и налоговая нагрузка, возрастёт теневая экономика и серая занятость. По разным оценкам в последние 2 года только серые зарплаты получают 30-40% работающего населения.
По факту бюджет от этого решения сэкономит только 2 млрд. рублей, только за счёт сокращения численности пенсионеров. Дефицитный бюджет Пенсионного Фонда должен стать таким образом профицитным. Реальную же его доходность (даже с учётом возросших налогов) спрогнозировать трудно.
В результате численность трудоспособного населения будет повышена. Но обеспечить работой такую массу людей страна будет не в состоянии. Ещё до принятия закона уровень безработицы зашкаливал, а что делать лицам «предпенсионного» возраста, лишившимся надежды на пенсию, не указывается.
Из-за увеличения потенциального числа соискателей упадет величина заработных плат по стране. Как следствие – упадок покупательской способности населения.
В условиях дефицита средств возрастёт закредитованность лиц предпенсионного возраста. Уже за 2018 год число заёмщиков в РФ по данным ОБК достигло 50 000 000 человек. Половина из них ежемесячно платят 1/3 от своих доходов кредиторам. Возрастёт спрос на потребительские кредиты, а банки будут разрабатывать специальные программы именно под пожилых лиц.
Сложности у нанимателей возникнут преимущественно с теми, кто подпадает под переходные период, когда возрастная планка для выхода на пенсию будет повышаться. Уволить таких людей за 1-1,5 до ухода на отдых будет сложнее. Под конец 2018 года даже началась разработка отдельного законопроекта, который бы запрещал увольнять лиц предпенсионного возраста, налагая на нарушителей крупные штрафы.
На первый взгляд эта мера выгодна, в первую очередь, самим пенсионерам. Кажется, что теперь они будут надёжно защищены от преждевременного увольнения, когда до ухода на отдых ещё остаётся 1-2 года, источник дохода утерян, а шансы вновь устроиться крайне сомнительны.
В законодательство были внесены и другие дополнительные меры поддержки лиц «предпенсионного» возраста:
- возможность пройти переобучение;
- увеличить величину пособий по безработице;
- предоставить право выхода на пенсию в случае, если увольнение произошло за 1 год до достижения требуемого возраста.
Время выживать. Что будет с пенсиями после очередной реформы
Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.
Именно по этой причине и осуществлялись изменения в пенсионном законодательстве. Пенсии повысят с 2019 года. Но не так, как многим россиянам хотелось бы. У Правительства уже имеется план на ближайшую шестилетку до 2024 года включительно. Он подразумевает двойную индексацию пенсионного обеспечения. Она будет проводиться в апреле и феврале.
Самый высокий процент индексации запланировали на следующий год, и он составит 7,05%. В последующие годы коэффициенты будут плавно понижаться.
Если учесть, что в 2019 году возрастет ставка НДС, а вместе с ним увеличится стоимость товаров, коммунальных услуг, то радость от повышения пенсионных выплат несколько омрачается.
С 2019 года планируется восстановить ранее временно приостановленную доплату для лиц пожилого возраста, которые трудились в сфере сельского хозяйства более 30 лет. И при этом по-прежнему живут в сельской местности. Прибавка к пенсионному обеспечению составит 25%. Но 25% не от пенсии, а от фиксированной выплаты. И на такую доплату вправе претендовать только пенсионеры, которые официально не трудоустроены, живут в сельской местности.
Если учесть размер фиксированной выплаты, которая утверждена на 2019 год (5 334 руб.), доплата к пенсионному обеспечению составит 1 333 руб.
Сейчас пенсию по инвалидности перестают выплачивать, когда человек достигает пенсионного возраста. Он автоматически переводится на пенсионное обеспечение вследствие старости. Так как со следующего года возрастные рамки для выхода на пенсию повышают, то и переход для инвалидов откладывается.
Больше всего пострадают лица с инвалидностью 3-й группы, поскольку размер фиксированной выплаты к их пенсии на 50% ниже, чем к пенсионному обеспечению по старости.
Так, в следующем году размер фиксированной выплаты будет 5 334 руб., а к пенсии вследствие инвалидности при третьей группе – 2 667 рублей.
Пенсионная реформа в 2022 году — последние новости
Юрист подчеркнула, что Социальный фонд останется в статусе «государственного внебюджетного фонда» (ГК РФ).
Оставят центральный аппарат (во главе с председателем и правлением), территориальные органы, а также центры реабилитации, которые станут обособленными подразделениями Фонда.
При этом она отметила, что введут новый орган управления – Наблюдательный совет, в состав которого будут входить представители Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представители Госдумы, Совета Федерации и председатель Фонда.
Сивакова рассказала, что будет введен единый тариф. Вместо отдельных взносов в ПФР (22 %), ФСС (2,9 %) и ФОМС (5,1 %) работодатели будут перечислять единый платеж в казначейство (30 %). Оно в свою очередь распределит взносы по направлениям (на пенсионное, социальное и медицинское страхование).
Отмечается, что работодателям придется больше платить на соцстрахование. Предельную базу для начисления единого тарифа повысят: она станет максимальной, как для пенсионного страхования.
Сверх предельной базы взносы тоже будут начислять – в размере 15,1 %. Однако эти платежи не отразятся на конкретном работнике, так как идут на солидарную выплату поколениям, а не копятся на его индивидуальном лицевом счете.
Их предполагается включить в круг застрахованных лиц по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отметила специалист.
Те, на кого они работают, будут платить взносы не только на пенсионное страхование, но и на социальное. Поэтому они смогут получать пособие по больничному листу, по уходу за ребенком и т. д.
При этом на граждан, которые оформлены как самозанятые, это требование не распространяется.
— Правильнее будет сказать, что государство было вынуждено начать ее проведение, поскольку та распределительная пенсионная модель, которая использовалась ранее, не имела перспектив. Ведь ее потенциал зависел от того, насколько работающие были способны обеспечить выплату пенсий пенсионерам. Демографические же тенденции в нашей стране оптимистичного прогноза не давали, и становилось явственно видно, что нагрузка на каждого трудоспособного постоянно увеличивается. Критичным для распределительной системы является момент, когда на одного пенсионера приходится менее двух работающих, а лучше всего она функционирует при соотношении 1:3. В Российской Федерации к 2000 году на одного пенсионера приходилось 1,6 работающих. В перспективе к началу 30-х годов XXI века их соотношение должно сравняться. После этого количество пенсионеров превзойдет количество работающих. В этой ситуации уже к началу 20-х годов вся распределительная система с грохотом бы рухнула. Не дожидаясь этого, нужно было переходить к новой пенсионной модели, которая должна была решить те задачи, которая не решала старая.
Безработица и бедность: чем грозит пенсионная реформа
— Первоначально предполагалось, что пенсионная реформа коснется прежде всего работающих россиян и нынешних пенсионеров затронет в меньшей степени. Если говорить о людях, которые не достигли пенсионного возраста и уже включились в формирование пенсионных прав по новой пенсионной модели, здесь, конечно, позиции разных возрастных групп существенно различаются. Прежде всего нужно сказать о наиболее проблемной из транзитных групп, тех, кто имеет пенсионные права и по старой и по новой пенсионной модели – это мужчины 1952 года и старше и женщины 1956 года и старше. Эта возрастная группа имеет в структуре своих пенсионных начислений только страховую часть. Накопительную часть для них не предполагалось формировать, поскольку они не успевали за оставшееся время собрать солидный пенсионный капитал. Кроме того, темпы индексации страховой части сейчас опережают темпы пенсионного дохода по накопительной части, поэтому здесь отсутствует и экономическая заинтересованность.
Группа, которая оказалась между 1966 и 1953 годом у мужчин и 1956-м у женщин, первоначально рассматривалась как участник накопительной системы. Им законодатель зарезервировал 2 процента из 14 процентов пенсионных накоплений, которыми они должны были распоряжаться. Но мы в итоге начали считать и поняли, что много накопить они тоже не успеют. Согласно проведенным исследованиям неблагоприятные демографические тенденции, которые угрожают будущим пенсионерам, на этом поколении не скажутся. Поэтому эти 2 процента у них «забрали». С моей точки зрения, данное решение, конечно, имеет определенный негативный психологический эффект. Но еще раз хочу сказать, что много хорошего они, к сожалению, не могли приобрести. А поскольку в ближайшее десятилетие темпы страховой индексации будут выше инвестиционного дохода, они смогут получить немного больше, чем получили бы при сохранении накопительной части.
И, наконец, возрастная группа 1967 года рождения и моложе. Эти люди пользуются полным объемом прав по пенсионной модели, включая накопительную часть. Но и тут есть тоже различия возрастной судьбы. То есть те, кто раньше начнет работать по новой модели, безусловно, при прочих равных условиях будут иметь более высокую пенсию. Наши расчеты показали, что при одинаковой зарплате, одинаковом стаже человек, который попадает изначально в новую пенсионную модель и весь свой срок отрабатывает в ней, и человек, проработавший половину времени при старой системе, будут получать пенсию, различающуюся в 2,5-3 раза. В основном за счет более длительного срока действия страховой части и работы накопительной. Доходность, на 2-3 процента превышающая уровень инфляции, дает очень высокую прибавку. Пенсионный капитал при трех процентах удваивается примерно за 31 год. Поэтому люди, вступившие в пенсионную модель в более молодые годы, будут иметь более высокий уровень пенсии. Мы проводили подсчеты: те, кто включился в пенсионную модель примерно после 34-38 лет работы (а это примерно столько, сколько работают на Западе) и воспользовался имеющимся механизмом для повышения своей пенсии, получат до 75 процентов своего былого оклада труда.
— Первоначально пенсионерам было обещано одно: реформа увеличит доходы пенсионной системы, за счет чего появится возможность увеличивать пенсию. И надо сказать, именно старшая возрастная группа первой почувствовала на себе ее позитивный потенциал, поскольку нам удалось удвоить пенсии. Эту достаточно серьезную экономическую задачу получилось решить именно благодаря серьезному стимулирующему эффекту, который оказала реформа.
Есть еще такая специфическая категория, как работающие пенсионеры. Здесь тоже налицо позитивный результат, причем довольно быстрый. Новая пенсионная реформа ликвидировала дискриминацию работающих пенсионеров, которая присутствовала ранее. С 1 января 2002 года им не приходится отказываться или от части зарплаты, или от части пенсии. Появилась возможность легально работать, получая 100 процентов зарплаты и 100 процентов пенсии. При этом за работающего пенсионера выплачиваются страховые взносы и на основании этого производятся регулярные перерасчеты пенсии. Уже первый год перерасчета показал прибавку в 45-47 рублей, второй – уже в среднем чуть больше 60 рублей. Видна динамика, опережающая темпы роста инфляции и средний темп роста заработной платы. Некоторым же пенсионерам удается заработать довольно солидную прибавку. Самый высокий показатель: педагог из Рязанской области – 8,5 тысяч за первый год реформы. Причем все это абсолютно белые схемы. Наша позиция: сколько человек заработал – таково его пенсионное право.
— Это понятие вообще потеряло значение в новой пенсионной модели. Теперь для нас имеет значение не трудовой, а страховой стаж. Человек должен отработать 5 страховых лет, тогда он обретает право на базовую пенсию, потому что в этом случае страховая и накопительная части будут мизерными. Сейчас определилась минимальная стоимость страхового года – 150 рублей. Мы ее выводили на основании официального минимального размера оплаты труда, с помощью которого и был определен минимальный размер платежей. Если человек будет работать пять лет и заплатит пять раз минимальный платеж общей суммой 750 рублей, он получит право на пенсию в 660 рублей, а уже с ближайшего времени – 719 рублей. Конечно, сумма это небольшая, но выплачивается пожизненно и постоянно индексируется.
— Таких планов на данный момент в правительстве нет. Единственное, я хотел бы привести некую параллель. Часто говорят, что наши пенсии, по сравнению с зарубежными, уж очень низкие. Естественно, там зарплата гораздо выше. Но есть и вторая причина: там и работают дольше. У нас минимальный пенсионный стаж был 20 и 25 лет, у них люди работают минимум 30, а то и 40 лет. Даже после достижения легального пенсионного возраста. Поэтому за это время они успевают заработать больший пенсионный капитал. У нас есть серьезная заинтересованность в том, чтобы люди трудились дольше, чем сейчас. В рамках новой пенсионной модели мы предусмотрели возможность гибкого пенсионного возраста. Первый вариант – человек достигает пенсионного возраста и полностью прекращает работать, начиная получать ту пенсию, которую он заработал. Правда, потом, когда он будет сверять свою пенсию с пенсиями ровесников, избравших другой путь, она окажется заметно меньше. Второй вариант – достигнув пенсионного возраста и назначив себе пенсию, получать ее и продолжать работать в качестве работающего пенсионера. При этом пенсия будет увеличиваться год от года, но не очень высокими темпами – 60-70, максимум 100 рублей ежемесячной прибавки ежегодно. В идеале общая сумма пенсии за пять лет увеличится на 500 рублей. При этом он, правда, будет одновременно получать зарплату. И вариант третий – человек не получает пенсию и продолжает работать. При этой модели он может увеличить свою пенсию на 60-80 процентов за пять лет. При нынешней средней пенсии в 2500 рублей возможен рост до 4000. Это по нашим временам достаточно солидно. Если же отработать 6 лет – пенсия вообще удвоится. Получается три варианта на выбор, который каждый делает добровольно.
Пенсионная реформа и нищета за 30 лет убьют 15 миллионов россиян
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Воины и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
- ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
- Антракт
- Telegram-обзоры недели
- МониториНГ
— Горько, что реформаторы игнорируют мнение населения, необходимость понимания реформы со стороны населения и даже правящего класса, — сетует Руслан Хестанов. — Эту реформу осуществляет безумное меньшинство, имеющее чрезвычайные властные возможности. Самое безумное, что расчетов-то нам не предоставили. Одно из замечаний Счетной палаты в том и состояло, что нет расчетов, которые показали бы, каким образом выиграет сам Пенсионный фонд.
Действительно, Счетная палата заявила: «…материалы к законопроекту не содержат расчетов, определяющих взаимосвязь между повышением пенсионного возраста и созданием условий для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции».
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин, защищая в Думе реформу, заявил, что цель реформы — повышение пенсий:
— К 2024 году средние пенсии неработающих пенсионеров составят 20 тысяч рублей.
Правительство утверждает, что сейчас индексация пенсий составляет 500–600 рублей в год, а будет — тысяча, что позволит превысить уровень инфляции. Но этой информации слишком мало для понимания смысла реформы. Коллеги из журнала «Эксперт» попросили в правительстве уточнить, в течение какого срока там планируют повысить пенсии на 1000 рублей, на что получили ответ, что Минтруда как раз делает расчеты. Делает расчеты после принятия закона в первом чтении!
По данным «Эксперта», совокупный эффект реформы может составить 5,5 — 6,5 триллионов рублей за все время реформы, то есть примерно около 1 триллиона в год. Это не покроет дефицит пенсионного фонда, в который бюджет ежегодно перечисляет 3,7 триллиона. То есть речь не идет о решающей балансировке пенсионного фонда.
— Первоначальная версия цели этого законопроекта звучала так: «мы сейчас повышаем пенсионный возраст, чтобы будущим пенсионерам сделать лучше», — говорит Евгений Гонтмахер. — Но как только это было озвучено, стало понятно, что авторы закона сказали что-то не так — в первые же минуты пошел серьезный негатив. И тогда произошло срочное вмешательство, видимо, со стороны президента: неожиданно предложили нынешним пенсионерам улучшить пенсии. Плановая индексация сейчас дает ежемесячную прибавку 400–500 рублей, а пообещали больше — 1000: плюс еще 500–600 рублей. Якобы работники смирятся с тем, что у них отодвигается выход на пенсию, когда увидят, что их пожилым родителям обещано чуть-чуть побольше денег. Получается такая игра на милосердии к собственным родителям. Но возникает вопрос касательно цели реформы: если эти заявленные дополнительные 500–600 рублей мы помножим на количество пенсионеров — за несколько ближайших лет получится ровно тот триллион рублей, который нам изначально обещали сэкономить в Пенсионном фонде. И что дальше?
То есть в результате реформы «экономия», вероятно, пойдет на индексацию пенсий, однако вопрос баланса пенсионной системы и серьезного повышения пенсий решается не «экономией», а ростом экономики и доходов работников. Но как этого добиться, правительство не обсуждает.
Допустим, правительство не врет — цель и вправду состоит в том, чтобы повышать пенсии быстрее, чем сейчас, взамен на согласие общества с повышением пенсионного возраста. Приведет ли это к улучшению социального самочувствия россиян, к «прорыву», о котором заявил министр финансов Антон Силуанов? Изучались ли социальные последствия такого решения? Правительство этого не обсуждает, зато социологи пессимистичны.
— Эта проблема очень болезненна, — говорит Татьяна Нефедова. — Из нечерноземных деревень уехала большая часть населения, причем наиболее сильный отток был еще в советские годы. Уезжали активные и наиболее трудоспособные. В нечерноземной глубинке преобладают пожилые женщины. Молодежь продолжает после школы уезжать из таких районов в большие города, не готовая жить без газа, водопровода, дорог, интернета. Человеческий капитал в периферийных районах ослаблен. Реальная продолжительность жизни мужчин значительно ниже официальных показателей ожидаемой продолжительности жизни. Люди среднего и предпенсионного возраста с нетерпением ждут выхода на пенсию, чтобы иметь хоть какой-то гарантированный доход. Тем более что официально люди чаще всего нигде не заняты. Традиционное сельское хозяйство в Нечерноземье сохранилось лишь в отдельных очагах, число его работников уменьшилось на порядок. Мощные советские леспромхозы сменились частными фирмами, которые также требуют меньше работников. В связи с кампанией по объединению сельских поселений бюджетная сфера сжимается. К мелкому бизнесу население не готово. Реальная безработица во многих деревнях и селах достигает трети трудоспособного населения, хотя большинство не регистрируется в службах занятости, перебиваясь случайными заработками у дачников и на временных работах на отходе в городах. Но работы эти физически тяжелые и людям старше 60 лет не по силам. До пенсионного возраста многие мужчины и женщины живут на пенсии своих матерей, дожидаясь собственной. Повышение пенсионного возраста для них — это крах надежд на спокойное дожитие в тяжелых условиях хотя бы при самом минимальном доходе. Все они говорят об этом, рассматривая это как геноцид сельских жителей.
Руслан Хестанов говорит о том, что должно быть очевидно даже жителям столиц, работающим в правительстве и аффилированных институтах, — пенсии стариков давно не являются волнующим вопросом для одних только пенсионеров, они встроены в систему выживания больших семей в депрессивных регионах и стагнирующих секторах экономики:
— Пенсия сама по себе для людей больше, чем пенсия. Это не просто заслуженный отдых. Если ты приезжаешь в регионы, то понимаешь, что многие семьи живут за счет пенсий. Именно семьи. Очень часто это источник финансирования детей, которые лишены работы. И когда у нас поддерживают семейные ценности и лишают людей пенсии, то тем самым выбивают почву из-под ног этой самой семьи, одно из главнейших оснований.
При этом в больших городах, конечно, люди в 60 лет часто работают лучше и эффективнее, чем в 40.
— Пенсия равносильна смерти в нашей стране, — говорит известный московский адвокат Сергей Мирзоев. — Я в свои шестьдесят работаю раза в три больше и лучше, чем в молодости, и уж точно больше, чем при СССР. Более того, в наше время мои активные ровесники практикуют разные практики здоровья и долголетия: диеты, спорт, питание.
Но при этом он, во-первых, принимает, что новыми трендами охвачено далеко не большинство населения, а только те, кто в основном занят интересной и творческой деятельностью. И, во-вторых, он как юрист констатирует демонтаж конституционного принципа:
— Это очередное наступление правящих классов на закрепленный в Основном законе принцип социального государства: правительство все время пытается перевести население на самообеспечение.
То есть население делится на тех, кто хочет работать после выхода на пенсию (порядка 25% по разным опросам), и тех, кто мечтает вырваться из круга нелюбимой и нетворческой работы. Но недовольны и те и другие. Одни — наступлением на права, другие — отсутствием выбора и какого-то обмена: дополнительными наступлением на права, да еще и одновременным повышением налогов без увеличения прав и представительства.
— У людей отняли свободу выбора, — говорит социолог и автор исследования Левада-Центра Наталья Зоркая. — По нашим данным, работать по достижении пенсионного возраста собирается лишь четверть населения; многие, работоспособные «на бумаге», в реальности не способны продолжить карьеру из-за проблем со здоровьем.
Михаил Денисенко приводит данные о том, что в реальности работает после достижения нынешнего пенсионного возраста примерно половина:
— Большая часть пенсионеров в течение первых лет после выхода на пенсию работает. Во-первых, низкие пенсии заставляют работать, а во-вторых, многие просто хотят работать дальше, особенно высок уровень занятости среди людей с высшим образованием. В современном понимании возраст 55 и 60 лет — не старость.
Оптимистическая гипотеза говорит о том, что продление трудового возраста может привести к некоторому продлению жизни у мужчин, которые в России очень часто умирают в первые годы пенсии не только из-за проблем со здоровьем, но и от пьянства и наступающей бессмыслицы существования.
— По опыту других стран, уверенно можно говорить только о том, чего повышение пенсионного возраста не изменит: смертность не увеличится, а рождаемость не снизится, — продолжает Денисенко. — Но, конечно, поведение людей изменится. Придется внимательнее относиться к обеспечению своей старости. Например, могут произойти положительные изменения в плане самосохранения, поскольку надо настроиться еще дополнительные пять-восемь лет работать и вести активную жизнь: население станет внимательнее относиться к здоровью и вредным привычкам.
Отложить и тестировать
— Даже если мы особая страна и у нас особый путь, все равно нужен переходный период, — говорит Евгений Гонтмахер. — Я предлагаю начать повышать пенсионный возраст через шесть лет, с 2025 года. А за эти шесть лет мы решим кучу проблем, которые сопутствуют реформе: придумаем, как лучше организовать досрочные пенсии для тех, кто работает во вредных условиях труда; обсудим эффективность пенсионного обеспечения людей «в погонах»; вернемся к страховому характеру пенсионной системы.
И обычная вещь для техничных реформ: внедряться постепенно, тестируя социальные эффекты и оперативно реагируя на них.
— Реформу можно провести в два этапа, — говорит Михаил Денисенко. — На первом — пенсионный возраст поднять чуть-чуть, например до 62 и 58 лет, и посмотреть за изменениями в жизни людей, за последствиями. А на втором этапе как раз привязать повышение пенсионного возраста к продолжительности жизни. При этом нельзя нарастить три года ко времени жизни, а пенсию сдвинуть на десять лет. Повышение пенсионного возраста не должно обгонять прирост в продолжительности жизни. Уж точно не для мужского населения.
— Нужен очень дифференцированный подход с учетом места проживания, профессии и тому подобного, с пониманием, кто действительно может работать после 55 и 60 лет (и многие работают), а кто воспринимает этот шаг как катастрофу для себя, — говорит Татьяна Нефедова.
Если деньги небогатых пенсионеров и семей уйдут с потребительских рынков малых городов и сел, это может их разрушить. Следует найти способы компенсировать это. Один из вариантов — считать уход за внуками работой, компенсируя небогатым семьям потерю пенсионных денег.
Но главное, конечно, — должны появиться хорошие рабочие места там, где они могут появиться, и условия для мобильности населения (в том числе доступное жилье).
— Пока у нас нет экономического роста, ни о какой нормальной пенсионной системе мы мечтать не можем, — говорит Гонтмахер. — И тут очень кстати есть майский указ президента, который через шесть лет обещает очень много хорошего: экономика оживет, темпы роста перегонят среднемировые, мы сократим бедность вдвое, построим систему переквалификации и «подлечим» нашу медицину. Так давайте посмотрим два-три годика, как правительство будет это исполнять, и если мы увидим, что все хорошо — тогда действительно можно плавно подойти к повышению возраста. Тогда появится ощущение, что государство позаботилось о своих гражданах и «подложило подушечку».
Именно с отказом в пенсии по старости столкнулась 53-летняя медсестра из Каширы Надежда Сорокина. По состоянию на 2021-й у неё накопилось почти 40 лет непрерывного стажа (медработники имеют право выйти на досрочную пенсию по старости после 30 лет стажа). Женщина работает в МОНИКИ (Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М. Ф. Владимирского), в отделении, где на 80 человек, по её словам, всего две медсестры.
По словам Евгения Гонтмахера, основная проблема в том, что «система часто сбоит»: «Значительную часть советского стажа записывали на бумажных носителях, то есть в базах данных информации о работе может не быть, если человек не сможет предоставить подтверждающие бумаги, сколько он получал и когда. Тогда приходится бегать по архивам, брать справки, соотносить советские заработки с современными по специальным таблицам».
Экономист объяснил, как новая пенсионная реформа повлияет на доходы пожилых
Елизавета Олескина из фонда «Старость в радость» рассказывает, что 15 лет назад, когда фонд только начал работать с пенсионерами, в то время это были в основном фронтовики, дети войны, бывшие колхозники и советские трудяги:
«Они считали, что крыша над головой и миска каши — уже очень много. Они без яркого протеста смирялись с соседством с незнакомыми людьми в интернате — коллектив для них был ценностью. Они покорно спали на продавленных кроватях и бугристых подгнивших матрасах: им за жизнь приходилось и на досках, и на чём угодно спать. Они тоже от всего этого не молодели и не расцветали, многие были в депрессии, жаловались: «Мы отработанный материал», и многие умирали. Тихо и смиренно они уходили и уходят».
Опрошенные «Инвест-Форсайтом» эксперты страхового рынка согласны с тем, что реформа может сыграть роль драйвера на их рынке.
Так, генеральный директор страховой компании «Ренессанс Жизнь» Олег Киселев признал, что теперь накопительное страхование жизни становится ещё более актуальным.
«Новый виток пенсионной реформы – это дополнительный стимул для наших граждан самостоятельно заботиться о материальном благополучии в пожилом возрасте. Люди будут обращать больше внимания на рыночные инструменты, которые помогут сохранить уровень жизни в том числе в предпенсионном возрасте – после ухода с работы, но до выхода на государственную пенсию».
При этом эксперт апеллирует к опыту западных стран, где большинство населения для формирования пенсионных накоплений пользуется программами страховщиков жизни, которые наряду с пенсионными фондами предлагают широкий спектр накопительных продуктов с различными вариантами страховой защиты.
Генеральный директор компании «Проминстрах» Илья Озолин также отмечает, что для финансовых институтов, прежде всего банков и страховых организаций, повышение пенсионного возраста означает существенное расширение клиентской базы.
«По мнению экспертов, в результате реформы банки и страховщики могут получить в качестве клиентов с устойчивым доходом вместо социальной карты порядка 10 млн женщин и 3 млн мужчин», – уверен Илья Озолин.
Начальник отдела маркетинговых исследований страховой компании «МАКС» Евгений Попков считает:
«Увеличение возраста выхода на пенсию действительно может стать хорошим драйвером роста популярности накопительных пенсионных программ страхования. Осознание того факта, что заслуженный выход на отдых отодвинется на несколько лет, простимулирует работающих граждан задуматься, продолжать ли работать на склоне лет или же позаботиться о гарантированных ежемесячных выплатах самостоятельно».
Эксперт приводит следующие цифры. Если отталкиваться от средней заработной платы по России в размере 36 тысяч рублей, то чтобы перестать формально работать после 60 лет (возьмем мужчину) и продолжать в течение 5 лет получать ежемесячный доход в 36 тысяч, работник, которому сейчас 35 лет, должен начать откладывать порядка 4 тысяч рублей – 11% от зарплаты. А чтобы эти сбережения не съела инфляция и колебания курса рубля, придется задуматься, как именно формировать финансовую подушку.
Некоторые эксперты ожидают рост интереса не только к страховым продуктам, но и к банковским вкладам.
«Найти работу даже хорошим специалистам за 60 лет в нашей стране проблематично, и вряд ли эта ситуация изменится в обозримом будущем, – констатирует партнер компании «Стороженко и партнеры» Кирилл Ципривуз. – Как ни грустно это звучит, им придется искать любую работу с низкой оплатой и «доживать» до пенсии. И тут будут работать депозиты. Когда у тебя есть на счете в банке полтора-два миллиона рублей, то можно рассчитывать на проценты по вкладу. Думаю, сегодня очень многие в возрасте пятьдесят плюс задумались именно о депозитах, и эта тенденция начнет набирать обороты».
Очень важно еще и то обстоятельство, что повышение пенсионного возраста накладывается на общее повышение интереса банков к клиентам пенсионного возраста. Об этой тенденции «Инвест-Форсайту» рассказал вице-президент по розничному комиссионному бизнесу банка «Восточный» Владимир Кудряшов. По его словам, таким клиентам банки доверяют, поскольку люди в возрасте входят в группу «хороших» заемщиков: они ответственны, аккуратны в исполнении своих кредитных обязательств, имеют стабильный источник дохода (пенсию). Значительная доля таких клиентов имеет положительную кредитную историю, что является одним из важнейших факторов при выдаче нового кредита. Да и сами люди старшего возраста все активнее интересуются банковскими услугами – возможно, с выходом на пенсию они не желают довольствоваться только необходимым. При этом такие клиенты пенсионного возраста с каждым годом становятся все более продвинутыми пользователями банковских услуг – среди них растет финансовая грамотность, они обстоятельно подходят к выбору кредитного продукта и просчитывают риски.
«Эти факты в сочетании с новостями об увеличении пенсионного возраста постепенно разворачивают банки в сторону пенсионеров и стимулируют их на создание новых, актуальных и специально продуманных для них продуктов».
Так, например, банк «Восточный» весной 2018 года запустил не просто программу, а целую экосистему сервисов для пенсионеров, в которую входят дебетовая карта «Тепло» для начисления пенсии, возможность перевода пенсии без посещения ПФР, медицинские консультации, возможность получения повышенного кэшбека по покупкам в самых актуальных для пенсионеров категориях: оплата ЖКХ, покупки в аптеках, повышенный процент на остаток средств на карте, возможность получения льготного кредита.
О том же «Инвест-Форсайту» заявили в банке «Русский Стандарт»:
«В связи с повышением пенсионного возраста банки, скорее всего, пересмотрят кредитную политику в отношении пожилых заемщиков. В пользу таких заемщиков изменятся максимальные лимиты кредитования, система расчета рисковых показателей и процентная ставка».
В случае повышения пенсионного возраста банк «Русский Стандарт» планирует запустить новые продукты для клиентов 60+, работающих в первую очередь в бюджетных организациях, ставка по которым будет ниже. Сегодня наблюдается устойчивый тренд среди, к примеру, врачей и учителей, которые продолжают работать, уже будучи в очень зрелом возрасте.
«Статистика показывает, что работники бюджетных сфер являются самыми надежными заемщиками с высокой платежной дисциплиной, у них очень низкий риск потери работы, и для них будут предложены более выгодные условия, учитывающие эти данные», – отмечается в сообщении банка.
Однако такие оптимистические прогнозы натыкаются на противоположные соображения – что лишенные пенсии немолодые люди будут обладать меньшими финансовыми ресурсами, а значит, меньшим спросом на банковские продукты. Об этом «Инвест-Форсайту» рассказал руководитель управления торговых стратегий Dukascopy Bank SA Даниил Егоров. По его мнению, повышение пенсионного возраста скорее негативно отразится на рынке финансовых услуг для пенсионеров – просто снизится объем рынка. По крайней мере, относительно недавний опыт повышения пенсионного возраста в Великобритании (в 2011 году) именно к такому результату и привел.
«По нашим оценкам, рынок услуг для пенсионеров должен сократиться на 2-3% в денежном выражении. Однако потенциал рынка зависит не столько от количества пенсионеров, сколько от их состоятельности и финансовой грамотности. Если мы говорим о развитии рынка, то его, скорее всего, не произойдет в обозримом будущем. А вот на экономике это, скорее всего, скажется негативно: больше всего пострадает средний бизнес, который будет вынужден держать неэффективных или малоэффективных сотрудников еще пять лет», – замечает Даниил Егоров.
Эксперт уверен, что все продукты для потенциальных пенсионеров, которые будут появляться, окажутся так или иначе связаны либо с льготным обслуживанием, либо с корпоративным добровольным пенсионным счетом. Возможно, в силу снижения размера выплат (так как целый ряд людей, доживших до 60 лет, свою пенсию не получат) в фонде высвободятся деньги, которые могут быть направлены на инвестиции в какие-либо другие финансовые инструменты.
Во-первых, в законопроекте сказано, что правительство РФ вправе принимать решения об установлении размера социальной доплаты к пенсии, превышающего установленный действующим федеральным законом. Речь также идёт о возможном пересмотре начисления и установления величины прожиточного минимума (в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии) и минимального размера оплаты труда.
Как только правительство поднимет размер прожиточного минимума пенсионера, это автоматически приведёт к повышению размера доплаты к пенсиям до его уровня. По действующему законодательству, пенсии в России не могут быть ниже размера прожиточного минимума.
«Этот правительственный законопроект охватывает все виды пенсий, кроме военных. То есть всех получателей страховых пенсий, государственных и социальных — тех, которые выплачивает Пенсионный фонд России, — комментирует доцент базовой кафедры „Развитие человеческого капитала“ РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук Людмила Иванова-Швец. — Понятно, что пока в документе нет точных цифр, на сколько и когда повысятся пенсии. Но уже сам посыл, само решение о дополнительной индексации всех видов гражданских пенсий вызывает положительный отклик.
Помогать в нынешней ситуации надо не только банкам и бизнесу, которые, безусловно, пострадали. В первую очередь необходимо поддержать самых социально незащищённых — пенсионеров, которые не работают. Что такое 10-15 тысяч рублей пенсии? При сегодняшних скачках цен, особенно на продукты и лекарства, этих денег на жизнь просто не хватит. А еще надо заплатить за жильё, телефон, проезд… Надеюсь, решение о дополнительной индексации будет принято как можно быстрее, а не отложено на осень».
Как известно, страховые пенсии неработающим пенсионерам были проиндексированы с 1 января на 8,6 %. А пенсии по государственному обеспечению, в том числе социальные, запланировано повысить с 1 апреля на 7,7 %.
Все, что нужно знать о реформе нынешним и будущим пенсионерам
В текущем году в России состоится ещё как минимум три повышения пенсий разных категорий граждан. Об этом рассказала член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.
Так, с 1 апреля выплаты по социальным пенсиям увеличат на 7,7 %.
Выплаты военным в отставке проиндексируют с 1 октября.
«Пенсии для работающих граждан увеличат с 1 августа, вот только выплачивать их сразу не будут, — сообщила эксперт. — Пенсия с надбавкой начнёт поступать только после увольнения гражданина.
Напоминаем, что с 1 марта в России вступил в силу закон об индексации пенсий военных в отставке на 8,6 процентов. Речь идет о вышедших на пенсию сотрудниках МВД, Росгвардии, МЧС, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, ФСИН и других структур. Согласно документу, средний размер пенсии по выслуге лет увеличится до 33,3 тыс. рублей в месяц.
В отличие от граждан, принятые к пенсионной реформе поправки ужесточили ее условия для работодателей. Ведь Президент лично пообещал защитить трудовые права пожилых людей, об этом также говорят чиновники и депутаты. Поэтому днем ранее Госдума одобрила в третьем чтении законопроект с поправками в Уголовный кодекс РФ, который ввел для работодателей уголовную ответственность за увольнение сотрудников предпенсионного возраста (за 5 лет до выхода на пенсию). Также учет предпенсионеров будет очень жестким, поэтому работы у кадровиков очевидно прибавится. Им придется сдавать новые отчеты о работающих предпенсионерах.