Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о составе затрат». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(в ред. — Постановлений Правительства РФ от 26.06.95 N 627, от 01.07.95 N 661, от 20.11.95 N 1133, от 14.10.96 N 1211, от 22.11.96 N 1387, от 11.03.97 N 273, от 31.12.97 N 1672, от 27.05.98 N 509, от 05.09.98 N 1048, от 06.09.98 N 1069, от 11.09.98 N 1095, от 26.06.99 N 696, от 12.07.99 N 794, от 31.05.2000 N 420)
Во исполнение Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить согласованное с Верховным Советом Российской Федерации прилагаемое Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, и ввести его в действие с 1 июля 1992 г., а подпункт «т» пункта 2 Положения — с 1 января 1992 г.
2. Министерству промышленности Российской Федерации, Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Министерству науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Министерству архитектуры, строительства и жилищно — коммунального хозяйства Российской Федерации разработать и по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации утвердить во втором полугодии 1992 г. типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), по соответствующим отраслям народного хозяйства России (промышленности, строительству, сельскому хозяйству, науке).
Рекомендовать руководителям министерств и ведомств Российской Федерации в кратчайший срок разработать и довести до предприятий и организаций отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), применительно к специфике соответствующих производств и видов деятельности.
Особенности состава затрат, не предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Постановлением, и указанными типовыми методическими рекомендациями и инструкциями, определяются соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
3. Министерству финансов Российской Федерации разработать и утвердить нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу, а также на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения.
4. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами подготовить до 1 декабря 1992 г. предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, вытекающих из настоящего Постановления.
Е.ГАЙДАР
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 1992 г. N 552
Постановление Правительства РФ от 05.08.92 N 552
(в ред. — Постановлений Правительства РФ от 26.06.95 N 627, от 01.07.95 N 661, от 20.11.95 N 1133, от 14.10.96 N 1211, от 22.11.96 N 1387, от 11.03.97 N 273, от 31.12.97 N 1672, от 27.05.98 N 509, от 05.09.98 N 1048, от 26.06.99 N 696, от 12.07.99 N 794, от 31.05.2000 N 420)
1. Настоящий Порядок устанавливает состав затрат, включаемых в цену на товары (работы, услуги), поставляемые (выполняемые, оказываемые) в рамках государственного оборонного заказа (далее — продукция), в случаях, определенных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 50, ст.7624) (далее — Положение).
Настоящий Порядок также применяется при определении состава фактических затрат на производство и реализацию продукции. Учет фактических затрат осуществляется в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст.477, 2018, N 20, ст.2837) (далее — Правила).
В состав прямых затрат включаются затраты по следующим статьям калькуляции:
материальные затраты (пункт 13 настоящего Порядка);
затраты на оплату труда (пункт 14 настоящего Порядка);
страховые взносы на обязательное социальное страхование (пункт 15 настоящего Порядка);
затраты на подготовку и освоение производства (пункт 16 настоящего Порядка);
затраты на специальную технологическую оснастку (пункт 17 настоящего Порядка);
специальные затраты (пункт 18 настоящего Порядка);
затраты на командировки (пункт 21 настоящего Порядка);
прочие прямые затраты (пункт 22 настоящего Порядка);
затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ (пункт 34 настоящего Порядка);
затраты по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) сторонними организациями (пункт 35, абзац десятый пункта 41, абзац седьмой пункта 45.1 настоящего Порядка).
Настоящий Порядок не определяет требования к организациям по ведению бухгалтерского и налогового учета затрат.
2. Для целей настоящего Порядка применяются понятия, используемые в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7600; 2013, N 52, ст.6961; 2015, N 27, ст.3950; N 29, ст.4342; 2016, N 27, ст.4250; 2017, N 1, ст.12; N 31, ст.4786; 2018, N 1, ст.65; N 31, ст.4852) и в Положении.
3. Целью настоящего Порядка является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для осуществления поставки по государственному оборонному заказу единицы продукции и выполнения вспомогательных работ в случае, если государственным заказчиком (заказчиком) установлены условия о поставке продукции с выполнением вспомогательных работ.
13. Статья калькуляции «Материальные затраты» отражает величину затрат на приобретение материальных ресурсов (за вычетом стоимости возвратных отходов), относящихся на себестоимость продукции в качестве прямых затрат, исходя из норм и нормативов расхода материальных ресурсов и цен их приобретения, включая наценки (надбавки) и комиссионные вознаграждения. В указанную статью затрат включаются следующие под статьи затрат:
а) «приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов», включающая затраты на приобретение сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее производстве, а также вспомогательных материалов, включающих материалы, используемые при производстве продукции на технологические цели и являющихся необходимым компонентом в процессе производства.
При определении затрат должны учитываться технологические потери в пределах норм, установленных технической документацией.
б) «приобретение полуфабрикатов», включающая затраты на приобретение покупных полуфабрикатов-заготовок и деталей в черновом или не полностью обработанном виде.
При определении затрат должны учитываться технологические потери в пределах норм, установленных технической документацией.
в) «возвратные отходы», включающая стоимость остатков сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов, образующихся при производстве продукции и утративших частично потребительские качества исходного материала, подлежащая вычету из статьи калькуляции «Материальные затраты».
Нормы возвратных отходов определяются в соответствии с технической документацией.
Стоимость возвратных отходов определяется:
по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования);
по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются либо используются в качестве полноценного ресурса.
г) «приобретение комплектующих изделий», включающая затраты на приобретение комплектующих изделий, входящих в соответствии с технической документацией в состав продукции.
д) «оплата работ и услуг сторонних организаций производственного характера», которые могут быть прямо отнесены на себестоимость единицы продукции, включающая в том числе:
затраты на выполнение отдельных операций по обработке сырья, материалов и полуфабрикатов;
выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не состоящим в штате организации, по договорам гражданско-правового характера;
затраты на проведение испытаний для определения качества приобретаемых организацией материальных ресурсов;
затраты на проведение сертификации материальных ресурсов иностранного производства, при наличии соответствующих требований государственного заказчика (заказчика);
затраты по доставке готовой продукции заказчику — включаются в цену вспомогательных работ.
е) «транспортно-заготовительные затраты», включающая затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, хранением и отпуском используемых в производстве продукции материальных ресурсов на технологические цели, в том числе:
транспортные услуги по доставке грузов в виде сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий до базисных (центральных) складов организации и по перевозкам (перемещению) указанных грузов внутри организации с базисных (центральных) складов в цеха (подразделения), а также по доставке готовой продукции на склады хранения;
ввозные таможенные пошлины и сборы;
обязательное страхование грузов (сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий) на период их транспортировки;
основная и дополнительная заработная плата работников, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материальных ресурсов, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование, определенные в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка;
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Федеральные стандарты бухгалтерского учета
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
«О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
«О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 16.04.2020 N 270
«О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 16.04.2020 N 268
«О стипендиях Президента Российской Федерации серебряным и бронзовым призерам Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр»
-
Распоряжение Президента РФ от 16.04.2020 N 108-рп
«О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Камбоджа о взаимной правовой помощи по уголовным делам»
-
Распоряжение Правительства РФ от 16.04.2020 N 1031-р
«О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 763-р»
-
Постановление Правительства РФ от 16.04.2020 N 517
«О внесении изменений во Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше»
-
Постановление Правительства РФ от 15.04.2020 N 507
«О временном порядке распределения в Российской Федерации тест-систем для диагностики новой коронавирусной инфекции»
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99)
Все расходы организации (по обычным видам деятельности и прочие) признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствий с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расходов может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (т. е. когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов).
Если в отношении любых расходов организации не исполнено хотя бы одно из указанных условий, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью.
Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) и от намерения получить выручку или иные доходы.
В соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Не признается расходами организации выбытие активов:
- в связи с приобретением и созданием внеоборотных активов;
- в качестве вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, в связи с приобретением акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
- по договорам комиссий, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и др.;
- в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
- в виде авансов, задатков в счет оплаты МПЗ и иных ценностей, работ, услуг;
- в погашение кредитов, займов, полученных организацией.
Например, затраты на приобретение основных средств в отчетном периоде не будут признаны расходами – к расходам будут отнесены лишь амортизированные отчисления по приобретенным основным средствам.
Кроме того, ПБУ 10/99 предусматривает ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.
Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:
- с учетом связи между производственными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
- путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
- по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод или поступление активов;
- независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
- когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
Порядок признания расходов для целей налогового учета установлен гл. 25 НК РФ – в зависимости от используемого метода признания выручки от продажи продукции (метода начисления или кассового метода).
Бухгалтерский учет затрат на производство продукции регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № ЗЗ н. Налоговый учет расходов регулируется гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части II НК РФ.
Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции; согласованность фактических показателей себестоимости продукции с нормативными и плановыми.
На основе ПБУ 10/99 и НК РФ министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны и другие организации разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных организаций.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета крупные и средние организации для учета затрат на производство продукции применяют счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 97 «Расходы будущих периодов», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
Малые организации для учета затрат на производство используют, как правило, счета 20 «Основное производство)», 26 «Общехозяйственные расходы», 97 «Расходы будущих периодов» или только счет 20.
Счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» целесообразно использовать в организациях, осуществляющих работы долгосрочного характера (строительных, проектных и др.), в которых расчеты производятся не в целом за законченные и сданные работы, а по отдельным этапам работ.
Синтетический учет затрат на производство продукции осуществляют по конкретной системе или схеме учета затрат, состоящей, как правило, из пяти этапов, выполняемых в определенной последовательности.
На первом этапе на счетах учета затрат на производство на основе первичных учетных и расчетных документов отражают материальные затраты, затраты на оплату труда, суммы начисленной амортизации основных средств и нематериальных активов, прочие расходы, связанные с производством продукции.
Фактически произведенные затраты группируют по видам производства (основное или вспомогательные производства), по цехам, по видам продукции, по статьям расходов (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) и др.
При этом все расходы отражают по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство в корреспонденции со счетами учета материалов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с поставщиками и подрядчиками и др.
Прямые затраты основного производства по изготовлению продукции отражают по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда.
Аналогично по дебету счета 2 3 «Вспомогательные производства» отражают прямые затраты вспомогательных производств.
Затраты, связанные с обслуживанием и управлением производства на уровне производственных подразделений, отражают по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы», а связанные с управлением организацией в целом, отражают по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».
Расходы, произведенные за счет созданных резервов предстоящих расходов (на оплату отпусков работников, на ремонт основных средств и т. д.), отражают по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов«.
Расходы будущих периодов, произведенные в отчетном периоде, отражают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов».
На втором этапе осуществляют распределение произведенных затрат по их назначению.
Вначале распределяют фактические затраты вспомогательных производств между основным производством и обслуживающими и управленческими службами организации.
Затем распределяют расходы будущих периодов, относящиеся к данному отчетному периоду.
На третьем этапе распределяют косвенные затраты, собранные на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Распределение этих расходов осуществляют по видам продукции основного производства.
На четвертом этапе по данным счета 28 «Брак в производстве» определяют окончательные потери от брака, которые списывают на затраты основного производства.
В результате последовательного выполнения указанных четырех этапов на счете 20 «Основное производство» оказываются собранными все прямые и косвенные затраты на производство продукции за месяц.
Основными считаются производства, изготавливающие продукцию, выпуск которой является целью создания данного предприятия.
Учет затрат основного производства ведут на активном калькуляционном счете 20 «Основное производство». Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведут по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). По данным счета 20 «Основное производство» исчисляют фактическую себестоимость произведенной продукции (работ, услуг).
Особенность учета затрат на счете 20 «Основное производство» состоит в том, что сразу в момент возникновения на основании первичных документов по дебету счета отражают только прямые затраты, связанные непосредственно с изготовлением продукции, выполнением работ или оказанием услуг – стоимость материалов, израсходованных на изготовление продукции (работ, услуг), заработную плату, начисленную рабочим за изготовление продукции (работ, услуг), отчисления на социальные нужды с этой заработной платы.
Во многих отраслях расход сырья и материалов связан с изготовлением конкретных видов продукции (работ, услуг) и поэтому учитывается непосредственно по каждому виду продукции (работ, услуг) на соответствующих аналитических счетах.
В таких производствах в составляемых первичных документах на отпуск материальных ресурсов указываются конкретные виды продукции, заказы, переделы и т. п.
В тех отраслях, в которых из одного и того же материала изготавливаются несколько видов продукции, невозможно определить прямой расход материалов, и в связи с этим используются методы косвенного распределения материальных ресурсов по видам продукции (работ, услуг).
Наиболее распространенным методом является распределение пропорционально нормативному расходу материалов на конкретный вид продукции.
Распределение энергетических затрат (электроэнергия, пар, сжатый воздух, природный газ) по видам продукции (работ, услуг) производится либо прямым путем по показателям счетчиков или других измерительных приборов, либо косвенным путем (например, пропорционально количеству выпущенной продукции, пропорционально нормативному расходу и др.).
Заработная плата производственных рабочих на конкретные виды продукции (работ, услуг) также может списываться либо прямым, либо косвенным путем.
Заработная плата производственных рабочих, занятых изготовлением конкретных видов продукции (работ, услуг), относится на соответствующие аналитические счета на основании нарядов, маршрутных листов и других первичных документов. Заработная плата производственных рабочих, занятых изготовлением нескольких видов продукции (работ, услуг), не может быть прямо отнесена на себестоимость отдельных видов продукции и распределяется между ними пропорционально нормативной заработной плате либо другими методами.
На сумму фактически произведенных прямых затрат делают записи:
Дебет сч. 20 «Основное производство»
Кредит сч. 10 «Материалы»
Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Косвенные затраты на счете 20 «Основное производство» отражают только в конце месяца после определения их общей величины за месяц и ее распределения по видам продукции (работ, услуг). При этом делают записи:
Дебет сч. 20 «Основное производство»
Кредит сч. 25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы».
Затраты вспомогательных производств списывают на счет 20 «Основное производство» также в конце месяца после их распределения. При этом делают запись:
Дебет сч. 20 «Основное производство»
Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства».
Потери от брака, рассчитанные в конце месяца, отражают на счете 20 «Основное производство» записью:
Дебет сч. 20 «Основное производство»
Кредит сч. 28 «Брак в производстве».
По кредиту счета 20 «Основное производство» отражают:
– стоимость возвратных отходов:
Дебет сч. 10 «Материалы»
Кредит сч. 20 «Основное производство»;
– себестоимость забракованной продукции:
Дебет сч. 28 «Брак в производстве»
Кредит сч. 20 «Основное производство»;
– фактическую производственную себестоимости завершенной производством и сданной на склад продукции:
Дебет сч. 43 «Готовая продукция»
Кредит сч. 20 «Основное производство»
– фактическую себестоимость выполненных и переданных заказчику работ, услуг:
Дебет сч. 90 «Продажи», субсчет
90-2 «Себестоимость продаж»Кредит сч. 20 «Основное производство».
Остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость остатков незавершенного производства.
Вспомогательное производство – производство, предназначенное для обеспечения функционирования основного производства. Продукция и услуги вспомогательных производств, как правило, потребляются в основном производстве. Часть продукции (услуг) вспомогательных производств, так же как и продукция основных производств, может продаваться на сторону.
В большинстве отраслей промышленности к вспомогательным производствам, как правило, относятся:
- производства, изготавливающие продукцию для потребления внутри предприятия с целью обеспечения бесперебойной деятельности основного производства (например, производство запасных частей для ремонта оборудования, инструментальное производство и т. п.);
- производства, вырабатывающие различные виды энергии, потребляемой в основном производстве (электроэнергия, тепловая энергия, сжатый воздух и т. п.);
- производства, выполняющие работы промышленного характера для основного производства (например, работы по перемещению грузов внутри предприятия, ремонтные работы и т. п.).
В тех случаях, когда продукция (работы, услуги) потребляются внутри предприятия, в состав затрат не включаются общехозяйственные расходы. При реализации продукции (работ, услуг) сторонним организациям соответствующая доля общехозяйственных расходов включаются в их фактическую себестоимость.
Учет затрат вспомогательных производств ведется на активном калькуляционном счете 23 «Вспомогательные производства». Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам производств.
По данным счета 23 «Вспомогательные производства» исчисляют фактическую себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств.
Порядок учета затрат на счете 23 «Вспомогательные производства» аналогичен рассмотренному выше порядку учета затрат на счете 20 «Основное производство».
По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» в течение месяца на основании первичных документов непосредственно в момент возникновения отражают прямые затраты, связанные непосредственно с выпуском продукции (работ, услуг) вспомогательным производством.
В конце месяца в дебет счета 23 «Вспомогательные производства» списывают накладные затраты, т. е. затраты, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).
На счет 23 «Вспомогательные производства» списывают также потери от брака, допущенные в этих производствах.
По кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» отражают суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции (работ, услуг) вспомогательных производств.
Списание сумм фактической себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств в зависимости от потребителей отражается по дебету счетов:
20 «Основное производство» – при потреблении работ, услуг в качестве основных затрат на производство;
25 «Общепроизводственные расходы» – при потреблении работ, услуг основными цехами в качестве расходов по обслуживанию производства и управления;
26 «Общехозяйственные расходы» – при потреблении работ, услуг общехозяйственными службами и службами аппарата управления;
29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – при потреблении работ, услуг этими подразделениями;
43 «Готовая продукция» – при изготовлении продукции, предназначенной для продажи либо для собственных нужд;
90 «Продажи» – при выполнении работ, услуг для сторонних организаций;
23 «Вспомогательные производства» – при потреблении встречных работ, услуг и др.
Фактические затраты вспомогательных производств распределяются между основным производством, обслуживающими и управленческими службами организации пропорционально количеству потребленных услуг или произведенной продукции в соответствующих единицах измерения. Рассмотрим распределение затрат вспомогательных производств на примере.
Браком в производстве считаются изделия, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению или могут быть использованы лишь после исправления.
В зависимости от характера дефектов брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимым считается брак, исправление которого технически возможно и экономически целесообразно, а продукция после исправления может быть использована по прямому назначению. Окончательным считается брак, исправление которого технически невозможно и экономически нецелесообразно.
В зависимости от места обнаружения брак подразделяется на внутренний и внешний. Внутренним является брак, выявленный на предприятии до отправки продукции потребителям. Внешним является брак, выявленный у потребителя в процессе сборки, монтажа или при эксплуатации изделия.
В некоторых отраслях промышленности брак в производстве обусловлен технологическим процессом (например, металлургическое производство, стекольная промышленность и др.). В таких производствах потери от брака являются планируемой величиной.
Каждый случай брака фиксируется в специальных документах (извещении о браке, акте о браке и т. п.). В нем указывается наименование забракованной детали или продукции, название или номер операции, на которой обнаружен брак, причины и виновники брака, сумма затрат на забракованное изделие (деталь). Затраты могут быть исчислены либо по нормам, либо по фактическим данным.
Учет потерь от брака в производстве ведется на активном счете 28 «Брак в производстве». Аналитический учет по счету 28 «Брак в производстве» ведется по отдельным подразделениям организации, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.
По дебету счета 28 «Брак в производстве» собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость неисправимого, т. е. окончательного, брака, расходы по исправлению брака и т. п.).
Стоимость неисправимого брака отражается записью:
Дебет сч. 28 «Брак в производстве»
Кредит сч. 20 «Основное производство»
Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства» (если брак обнаружен во вспомогательных цехах предприятия).
Расходы по исправлению брака отражаются записями:
Дебет сч. 28 «Брак в производстве»
Кредит сч. 10 «Материалы» – на стоимость материалов, израсходованных на исправление брака;
Дебет сч. 28 «Брак в производстве»
Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму заработной платы, начисленной за исправление брака;
Дебет сч. 28 «Брак в производстве»
Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – на сумму отчислений на социальные нужды с этой заработной платы.
По кредиту счета 28 «Брак в производстве» отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака:
Дебет сч. 10 «Материалы» или 43 «Готовая продукция»
Кредит сч. 28 «Брак в производстве» – на стоимость забракованной продукции по цене возможного использования;
Дебет сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит сч. 28 «Брак в производстве» – на сумму удержаний из заработной платы виновника брака;
Дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет
76-2 «Расчеты по претензиям» – на суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов, явившихся причиной брака.Сопоставляя дебетовые и кредитовые записи счета 28 «Брак в производстве» определяют потери от брака, которые ежемесячно списывают на затраты основного или вспомогательного производства:
Дебет сч. 20 «Основное производство»
Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства»
Кредит сч. 28 «Брак в производстве».
2015-01-28 11:44:54
Согласно пункту 6 статьи 4 Закона РУз от 30.12.2011 года № ЗРУ — 313 стоимость питания и проезда, а также суммы возмещения стоимости питания и проезда относятся к расходам по оплате труда. Согласно пункта 2.3.8.8. «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» Возмещение расходов работников (питание, проезд, путевки на лечение и отдых, экскурсии и путешествия, занятия в спортивных секциях, кружках, клубах, к применению и порядку выдачи лечебно-профилактического питания для работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда, СанПиН РУз №0184-05, утверждены Главным государственным санитарным врачом РУз 18.02.2005 г.). В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (приложение к Постановлению КМ РУз от 5. 02. 1999 г. №54) расходы предприятия по выдаваемому бесплатно специальному питанию относятся
2014-03-07 10:27:05
2.3.8.8 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденного Постановлением КМ от 5.02.1999 г. N 54). Данные затраты не входят в состав налогооблагаемых доходов физического лица. Если в договоре отдельно установлена сумма вознаграждения исполнителя, а также расходы, которые оплачивает либо возмещает заказчик, то: доходом физического лица в виде оплаты труда (статья 172 Налогового кодекса) является только сумма вознаграждения — гонорар за лекцию. Она облагается налогом на доходы физических лиц у источника выплаты и страховыми взносами;затраты на авиабилет и проживание в гостинице являются расходами заказчика услуг, квалифицируемыми как прочие операционные расходы (пункт
2018-02-08 14:42:38
) Положения о составе затрат (Прил. к ПКМ №54 от 05.02.1999г.).Для обоснования расходов в качестве рекламных необходимы соответвующие подтвержадающие документы. Это могут быть приказ руководителя, план мероприятий по изучению рынков сбыта, смета затрат, утвержденные время и место рекламных мероприятий, списки участников, документы по передаче со склада материально-ответственным лицам готовой продукции и отчеты по ее использованию в рекламной акции и другие.В бухгалтерские учете это отражается Производим БАДы (биологические активные добавки к пище). Хотим списать готовую продукцию собственного производства на рекламу, для продвижения реализации. Оформлен протокол учредителей, акт списания на рекламу. Готовая продукция, используемая в рекламных акциях для продвижения товара на рынке, является расходом производителя. Списание ее производится в составе расходов периода: п. 2.1.2.8. Расходы на торговую рекламу или 2.1.3. Затраты по изучению рынков сбыта (затраты на маркетинг, рекламу
Общее принципы Положения о составе затрат
2015-02-02 13:56:44
товарно-материальных запасов до состояния, пригодного к использованию (затраты по сортировке, фасовке (упаковке) и приведению их в товарный вид, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг), независимо от выполнения их как собственными силами организации — покупателя, так и сторонними организациями, то эти затраты также включаются в себестоимость приобретаемых товарно-материальных запасов. Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг за услуги телекоммуникаций, в том числе местных сетей; плата за использование абонентского номера относятся исключительно к административным расходам. То есть затраты на сотовую связь относятся на административные затраты вне зависимости от того, за чей мобильный телефон вы платите. Оплата консультационных и информационных услуг будет относиться к прочим операционным расходом вне зависимости от предмета консультирования. При классификации затрат вашего предприятия необходимо руководствоваться вышеуказанным Положением о составе затрат.
2015-03-28 19:13:18
результатов хозяйствующих субъектов установлены в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (приложение к ПКМ РУз от 5. 02. 1999 г. №54, далее — Положение). Для формирования на счетах бухгалтерского учета полной и точной информации о всех затратах, которые возникают у хозяйствующего субъекта в ходе производства и реализации продукции (работ, услуг), определения рентабельности его деятельности и рыночной конкурентоспособности Положением определен перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы периода. Эта классификация затрат ориентирована не только на правильное и полное отражение затрат в бухгалтерском учете, а также на определение финансовых результатов (прибыли или убытка) деятельности хозяйствующего субъекта для составления его финансового отчета. Так, валовая прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между чистой выручкой
2016-05-23 17:51:36
автомашин их стоимость (общая с учетом установленных запчастей) должна быть определена в договоре, заключаемом между заказчиком и исполнителем работ.В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (приложение к ПКМ от 5.02.1999 г. №54) в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные ) (пункт 1.1.1 Положения). Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу себестоимости «Материальные затраты», формируется исходя из цен приобретения, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин и сборов, налогов (кроме тех, которые предприятие в последующем получает обратно в виде зачета, как, например, НДС), платы за транспортировку, хранение
Настоящее Положение устанавливает единые методологические основы определения затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и порядок формирования финансовых результатов хозяйствующих субъектов — юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Положение разработано с учетом различий, которые возникают при исчислении затрат для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения Основной целью бухгалтерского учета является исчисление затрат и определение финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов для определения их конкурентоспособности.
В Положении содержится группировка затрат и основные правила формирования финансовых результатов.
На основе настоящего Положения, особенности состава и учета затрат отдельных отраслей определяются соответствующими министерствами и ведомствами, хозяйственными объединениями (корпорациями, концернами, ассоциациями, компаниями и др.) Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
Номер документа: 54 Дата принятия: 05/02/1999 Состояние документа: Действует Начало действия документа: 05/02/1999 Органы эмитенты: Правительство Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 № 552
Текущая редакция принята: 30/12/2020 документом Постановление Президента Республики Узбекистан О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан О Государственном бюджете… № ПП-4938 от 30/12/2020
Вступила в силу с: 31/12/2020
Редакция от 14/04/2020, принята документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых решений… № 217 от 14/04/2020
Вступила в силу с: 15/04/2020
Редакция от 22/05/2018, принята документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими… № 384 от 22/05/2018
Вступила в силу с: 24/05/2018
Редакция от 26/04/2016, принята документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых решений… № 122 от 26/04/2016
Вступила в силу с: 02/05/2016
Редакция от 02/03/2015, принята документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан… № 40 от 02/03/2015
Вступила в силу с: 09/03/2015
Редакция от 30/12/2011, принята документом Постановление Президента Республики Узбекистан О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета… № ПП-1675 от 30/12/2011
Вступила в силу с: 01/01/2012
Редакция от 17/02/2010
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения)…»
Постановление Министерства финансов Республики Узбекистан «Об утверждении Положения по определению состава затрат и введению предельного уровня…»
Инструкция по организации и проведению авиакомпаниями стран СНГ расчетов за авиационные услуги и перевода за границу сумм превышения полученных в..
Постановление Министерства финансов Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о фонде модернизации и новых технологий органов хозяйственного…»
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению конкурентоспособности продукции отечественных…»
Постановление Министерства финансов Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке формирования закупочных цен на…»
Постановление Министерства экономики Республики Узбекистан «Об утверждении Положения по определению состава затрат при формировании обязательных…»
Положение о формировании фонда оплаты труда на предприятиях с иностранными инвестициями
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке привлечения безвозмездного содействия в сферу поддержки…»
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О естественных монополиях»
Постановление Министерства финансов Республики Узбекистан, Министерства экономики Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке..»
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Узбекской государственной инспекции…»
Приказ генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации «Об утверждении Правил оплаты работ и услуг…»
Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ №5)…»
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан…»
Приказ Министра финансов Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке отражения в бухгалтерском учете операций, связанных…»
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производствомБытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Статус: не действующий (Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2002 г. N 121 настоящее постановление признано утратившим силу)
Обозначение: Постановление 552
Название русское: Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли
Разработан в: Правительство Российской Федерации
Утверждён в: Правительство Российской Федеpации (05.08.1992)
Опубликован в: Российская газета № 28 2000
Список изменений: Правительство Российской Федерации
№1 от 26.06.1995
№2 от 01.07.1995
№3 от 20.11.1995
№4 от 21.03.1996
№5 от 22.11.1996
№6 от 11.03.1997
№7 от 31.12.1997
№8 от 27.05.1998
№9 от 05.09.1998
№10 от 06.09.1998
№11 от 11.09.1998
№12 от 26.06.1999
№13 от 12.07.1999Правовые принципы формирования себестоимости для целей налогообложения
При исполнении госконтракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, допускается изменение существенных условий контракта, в том числе увеличение цены контракта не более чем на 30 % при совокупности следующих условий:
— изменение существенных условий контракта в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %;
— предусмотренные проектной документацией физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
— размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, — по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации.
Изменение существенных условий осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения на основании предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение.
Изменение существенных условий допускается, в случае если контракт заключен до 1 октября 2021 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 1999 г., регистрационный номер 1790), и определяют порядок ведения коммерческими организациями (кроме кредитных и страховых организаций) бухгалтерского учета затрат на изготовление продукции и ее продажу, продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг).
2. Целью учета затрат на производство является формирование информационно-аналитической базы управления производственной деятельностью организации, включающей информацию, необходимую для выявления финансовых результатов от обычной деятельности организации за отчетный период, а также принятия решений по управлению затратами (определения (себе)стоимости готовой продукции (по ее видам, группам, единицы изделия и пр.), выполненных работ, оказанных услуг (по их видам, группам и пр., данные для оценки и анализа выполнения плановых показателей, для определения экономической эффективности организационно-технических мероприятий по развитию и совершенствованию производства, для экономически обоснованного прогнозирования и достижения иных целей управления организацией.
3. На основе настоящих Методических рекомендаций организации в бухгалтерском учете организуют учет расходов по статьям затрат, перечень которых определяют самостоятельно, а также по экономическим элементам, разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
4. В затраты не включаются суммы, не отвечающие требованиям признания расходов в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 1999 г., N 1790).
Затраты, формирующие затраты на изготовление продукции и ее продажу, выполнение работ и оказание услуг, включаются при формировании затрат того отчетного периода, к которому они относятся. Если факт хозяйственной жизни имеет отношение не только к данному отчетному периоду, но и к будущим, необходима отсрочка признания расходов затратами данного отчетного периода. Она осуществляется путем систематического и рационального распределения ранее признанных расходов (расходов будущих периодов) по отчетным периодам. Порядок списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и затраты на производство признаются после погашения соответствующих задолженностей.
5. В целях формирования информации о затратах на производство организация ориентируется на группировку затрат по их видам (в соответствии с классификацией, применяемой в организации и зависящей от поставленных задач управленческого характера, видов продукции (работ, услуг), производство и продажа которых осуществляется организацией, организационной структуры организации, технологических особенностей и пр.).
При этом порядок формирования организацией информации о затратах на производство и продажу, необходимой для решения задач управленческого характера: исчисления полной (себе)стоимости готовой продукции (в т.ч. по ее видам, группам, единицы изделия и пр.), выполненных работ, оказанных услуг (по их видам, группам и пр.), полуфабрикатов собственного производства и т.п., может отличаться от порядка формирования информации для оценки незавершенного производства и готовой продукции для отражения их в бухгалтерском балансе, а также выявления финансового результата от обычной деятельности организации за отчетный период и отражения этого финансового результата в бухгалтерской отчетности. Тесная взаимосвязь указанных задач обусловливает выполнение определенных требований к организации учета затрат: процедуры документального отражения и стоимостной оценки хозяйственных операций должны осуществляться таким образом, чтобы исключить случаи дублирования информации; необходимость обеспечения согласованности получаемых в рамках решения всех задач результатов и др.
6. Затраты на производство формируют затраты организации по обычным видам деятельности (как учтенные ранее в качестве расходов будущих периодов, так и в данном отчетном периоде), которые непосредственно связаны с потреблением материальных и иных ресурсов и их переработкой в процессе изготовления продукции, обусловленные технологией и организацией производства (технологическим процессом), выполнением работ, оказанием услуг, управлением производством и организацией в целом, независимо от завершенности этого процесса и характера связи с готовой продукцией, выполненной работой, оказанной услугой.
Затраты на продажу продукции, товаров, работ, услуг (далее — расходы на продажу) формируют затраты, связанные непосредственно с продажей (сбытом) продукции (работ, услуг).
Затраты на производство относятся к расходам по обычным видам деятельности. Их учет регулирует ПБУ 10/99. Чтобы посчитать общую сумму затрат на производство, надо сгруппировать все расходы по следующим элементам.
Вид затрат Что относится Счета Материальные затраты Покупка сырья и материалов для производства, упаковки, обеспечения технологического процесса. Покупка материалов для хознужд, инструментов, инвентаря, спецодежы. Расходы на полуфабрикаты и комплектующие, коммунальные ресурсы и пр.
Дебетовый оборот по счетам учета затрат (20,23,25,26,28,29,44) в корреспонденции со счетами 10, 60, 76, 94 и др. Затраты на оплату труда Любые начисления сотрудникам в деньгах или имуществе, стимулирующие, надбавки, компенсации, премии, предусмотренные законом или договором. Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 70, 96 и др. Страховые взносы Взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное (в т. ч. на травматизм) страхование. Взносы на добровольное страхование. Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 69, 96, 76-15 Амортизация Амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным и поисковым активам. Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 02 и 05 Прочие затраты Комиссии сторонних организаций, оплата аренды и лизинга, налоги, расходы на командировки, консультации, канцелярию, связь, услуги банков и др. Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 60 и 76 и др. Во всех случаях не нужно учитывать внутренние обороты между счетами учета затрат на производство и обороты, связанные с передачей готовой продукции и товаров для собственных нужд.
Отдельно в управленческих целях организуют учет расходов по статьям затрат. Их организация уже устанавливает сама, учитывая особенности своей деятельности. Например, у строительных и добывающих организаций в учете очень много тонкостей, которые раскрыты в отраслевых инструкциях.
В плане счетов для них предусмотрен специальный раздел III «Затраты на производство» (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). В него попадают счета с 20 по 29:
- 20 — на нем обобщается информация о затратах на производство продукции, создание которой было целью создания организации.
- 21 — на нем хранится информация о наличии и движении полуфабрикатов собственного изготовления, если организация ведет их учет обособленно.
- 23 — сюда попадают затраты на производства, которые обеспечивают организацию коммунальными ресурсами, транспортным обслуживанием, ремонтом, различными деталями и пр.
- 25 — тут хранится информация о затратах на обслуживание основных и вспомогательных производств.
- 26 — это расходы на нужды управления, которые прямо не связаны с процессом создания продукции.
- 28 — потери и брак, расходы по его исправлению и т.п.
- 29 — затраты обслуживающих производств.
Если прибавить к этим счетам 44 «Расходы на продажу», то получится комплекс счетов для учета затрат на производство и реализацию.
1.3. Положение о составе затрат
На счете 20 обобщается вся информация о производстве продукции, для которого была создана организация. Вот стандартные проводки по основному производству:
Проводка Суть операции Дт 20 Кт 10 Списываем материалы на нужды основного производства Дт 20 Кт 02 Отражаем амортизацию основного средства Дт 20 Кт 70 (69) Отражаем начисленную зарплату работников и взносы с нее Дт 20 Кт 68 Показываем начисленные налоги и сборы Дт 20 Кт 23 Списываем себестоимость работ по обслуживанию производства Дт 20 Кт 60,76 Списываем стоимость работ и услуг сторонних компаний Дт 20 Кт 25,26 Списываем косвенные расходы на управление производством и его обслуживание Дт 20 Кт 28 Учитываем потери от брака как расходы Получается, что в Дт 20 объединяются расходы всех подразделений, которые формируют себестоимость продукции. Так ведут сводный учет затрат на производство. Затем со счета 20 суммы списываются на счета 43, 40, 90 и др.
Прямые расходы производства зависят в первую очередь от вида создаваемой продукции (например, материалоемкая или нет) и чаще всего состоят из:
- затрат на сырье, комплектующие, иные материалы, необходимые для производства продукции;
- расходов на оплату труда персонала, непосредственно задействованного в выполнении работ по созданию определенной продукции;
- страховых взносов, начисляемых на оплату труда персонала, непосредственно создающего продукцию.
Если есть возможность организовать учет с отнесением на определенный вид продукции, то в составе прямых расходов могут быть также учтены:
- амортизация используемого в производстве оборудования;
- затраты на энергоресурсы;
- услуги сторонних организаций.
Сбор прямых расходов ведут на счетах бухучета применительно к выделяемым на них калькуляционным единицам продукции (заказам или переделам):
- 20 — для основного производства;
- 23 — для вспомогательного производства;
- 29 — для обслуживающего производства.
Перечень затрат для этих счетов, как правило, делается общим, детализируясь только в части материальных расходов, среди которых могут быть выделены:
- основные материалы (сырье, комплектующие);
- полуфабрикаты собственного производства;
- вспомогательные материалы;
- возвратные отходы.
По прямым расходам допускается оценивать незавершенное производство. Подробнее об этом читайте в статье «Незавершенное производство в бухгалтерском учете».
На каждый вид производимой продукции организацией самостоятельно разрабатывается ее плановая калькуляция, определяющая количественный состав основных материальных и трудовых затрат на ее создание. Эта калькуляция ложится в основу перечня прямых расходов на производство и позволяет контролировать фактические объемы вложенных в производство конкретных видов продукции ресурсов.
Также самостоятельно организации предстоит создать конкретные перечни затрат (справочники) по каждому из счетов учета накладных расходов, детализируя их в необходимой степени и присваивая определенный цифровой шифр каждой выделенной статье. Наличие шифра существенно облегчает указание на статью затрат в первичных документах, которыми оформляют отнесение на расходы. Такой справочник может быть многоуровневым, что даст возможность получать учетные данные как по отдельным элементам затрат, входящим в статью, так и по каждой статье, а также по группам затрат. Например, в составе статьи «Ремонт основных средств» можно выделить подстатьи «Капитальный ремонт» и «Текущий ремонт». В составе каждой подстатьи могут быть выделены элементы, отражающие вид основного средства (недвижимость, оборудование, транспорт, прочие ОС) и то, кем делался ремонт (собственным подразделением или сторонней организацией). Детализацию справочников следует осуществлять с таким расчетом, чтобы они давали возможность получения необходимой для составления разного рода отчетов информации с минимальным количеством дополнительных действий с ней.
Кроме того, организации необходимо определить:
- перечни объектов калькулирования себестоимости по каждому виду производимой продукции;
- алгоритмы учета и распределения расходов вспомогательного и обслуживающего производств;
- базу для распределения накладных расходов производственного характера;
- порядок списания расходов общехозяйственного назначения, а в случае включения их в себестоимость — базу для распределения.
Все вышеуказанные моменты фиксируются в приказе по учетной политике. При этом все справочники статей затрат и перечни объектов калькулирования будут являться приложениями к этому приказу.
При исполнении ГОЗ нужно четко понимать кто в этом процессе принимает участие:
• государственный заказчик — федеральный орган исполнительной власти (Минобороны, МВД, ФСБ и т. д.), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и т. д.;
• головной исполнитель — юридическое лицо, заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по ГОЗ (контракт прямой без посредничества);
• исполнитель — лицо, входящее в кооперацию по ГОЗ, т. е. лицо, которое заключило контракт с головным исполнителем (по факту исполнитель является соисполнителем любого звена ГОЗ).
У соисполнительства по ГОЗ есть много преимуществ, но есть и обязательства, например, открыть специальный счет в определенном банке и проводить расчеты строго через него — это необходимо для контроля за использованием средств.
Задача банковского сопровождения — обеспечить прозрачность и защиту взаимных расчетов между сторонами сделки, защитить информацию при использовании банковских инструментов для контроля над целевым использованием бюджетных средств.
Положение о составе затрат признано утратившим силу
Компания, выполняющая работы по ГОЗ, контролируется не только налоговыми, но и многими другими контролирующими органами, такими, как:
• военное представительство заказчика (далее — ВП МО РФ) контролирует:
– изготовление изделий на всех этапах производства;
– технологический процесс производства;
– ценообразование, обоснованность включения затрат в себестоимость и т. д.;
• Федеральная антимонопольная служба (ФАС) контролирует:
– ценообразование;
– закупки;
– наличие/отсутствие нарушений законодательства в рамках ГОЗ;
– использование бюджетных средств и т. д.;
• прокуратура следит за исполнением законодательства;
• банки отслеживают платежи, их назначение;
• казначейство контролирует расходование бюджетных средств.
В ходе проверок могут запросить:
• внутренние регламентирующие и отчетные документы (нормы и нормативы, учетную политику, внутренние положения, штатное расписание);
• первичные учетные документы бухгалтерского, управленческого учета и раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности, отчетную бухгалтерскую документацию;
• документы по исполнению государственных контрактов (копии государственных контрактов, сводные аналитические справки по себестоимости продукции, отчетные калькуляции с подписью ВП МО РФ, платежные поручения о переводе авансов и оплате поставленной продукции);
• оборотно-сальдовые ведомости по счетам:
– 20 «Основное производство» в разрезе заказов с разбивкой по номенклатуре затрат;
– 25 «Общепроизводственные расходы»;
– 26 «Общехозяйственные расходы»;
• ведомости амортизации;
• анализ счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.
За нарушение законодательства в сфере ГОЗ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена санкции за нарушения законодательства в сфере ГОЗ в части использования средств и ведения раздельного учета:
• за включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией), — административный штраф:
– на должностных лиц —50 000 руб.;
– на юридических лиц — в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции 14.55.2);
• за совершение действия (бездействия), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта, — административный штраф:
– на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;
– на юридических лиц — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ст. 14.55.2);
• за грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности — административный штраф:
– на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
– на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 руб. (ст. 15.37).
К сведению
Под грубым нарушением правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности понимается искажение совокупных сумм понесенных расходов не менее чем на 10 %.
Уголовным кодексом РФ предусмотрены более серьезные наказания.
Например, за расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере, должностное лицо получателя бюджетных средств наказывается (ч. 1 ст. 285.1):
• штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,
• либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
• либо арестом на срок до шести месяцев,
• либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, совершенное: группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается (ч. 2 ст. 285.1):
• штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет,
• либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
• либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
К сведению
Крупным размером признается сумма, превышающая 1 500 000 руб., особо крупным размером — 7 500 000 руб.
- ГОЗ: практический опыт внедрения раздельного учета
- ГОЗ: калькулирование себестоимости продукции
5. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1) калькулирование — исчисление стоимости единицы товара (работ, услуг) с целью определения экономически обоснованных цен и тарифов.
Примечание: калькулирование стоимости продукции производится для обеспечения достоверного отражения затрат на изготовление и реализацию товаров (работ, услуг) в соответствии с действующими нормами и анализом за предшествующий период.
В зависимости от технологии и характера товара (работ, услуг) объектами калькулирования могут быть:
— изделие, его часть, группа однородных изделий (заказ) по затратам предприятия в целом или по затратам отдельных структурных подразделений;
— комплекс продуктов (или один продукт) по стадиям производства в целом или по отдельным процессам, стадиям, фазам, составляющим его;
— вид работ, услуг — на предприятиях, специализирующихся на выполнении определенных видов работ, услуг;
2) показатели калькуляции — показатели сравнения (фактическая стоимость, стоимость за предыдущий период, стоимость по действующим нормам);
3) прибыль — обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определенный как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность;
4) прямые затраты — затраты, которые можно легко и четко связать с производством отдельных единиц товара (работ, услуг) (такие как, затраты на оплату труда и отчисления на социальное страхование рабочих, непосредственно занятых на производстве, затраты на сырье и основные материалы);
5) рентабельность — показатель эффективности производства на предприятии, объединении, отрасли в целом, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства, реализации товаров и оказания услуг;
6) косвенные затраты — затраты, которые невозможно легко и четко связать с производством отдельных единиц готового товара (работы, услуги) и прямо отнести на единицы (расходы на оплату труда и отчисления на социальное страхование вспомогательного и административно-управленческого персонала, затраты на энергию, воду, пар, амортизацию оборудования, арендную плату).
Примечание: косвенные затраты могут распределяться (пропорционально) по одному из перечисленных критериев:
— прямые материальные затраты (сумма прямых затрат);
— трудоемкость;
— приведенный условный коэффициент;
— отпускная цена произведенного товара (работы, услуги).
Методика распределения косвенных затрат предприятием определяется самостоятельно.
Данная методика применяется как при формировании цен (тарифов), так и определении фактически сложившихся затрат;
7) показатели состава и структуры себестоимости — статьи калькуляции;
8) показатели детализации — расшифровка отдельных статей калькуляции;
9) стоимость — выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо; общественный труд, затраченный на производство товара и овеществленный в этом товаре.
Примечание: методы калькулирования стоимости товаров (работ, услуг) обуславливаются технологией воздействия на предмет труда:
— в производствах, вырабатывающих один вид продукции, затраты на производство (с учетом или без учета изменений затрат на незаконченную продукцию) единицы товара (работы, услуги) определяются путем деления затрат на производство в группировке по статьям (или по элементам) на количество изготовленной продукции;
— в комплексных и сложных производствах, где:
а) в одном технологическом процессе из одного и того же исходного сырья и материалов одновременно вырабатывается широкая номенклатура изделий, в том числе и предметов труда;
б) одни и те же производственные ресурсы участвуют в создании различных услуг и наоборот создают услуги, задействуя ресурсы различных производственных структур;
в) применяются исключение затрат, распределение затрат и комбинированный стиль;
10) нематериальные активы — активы длительного пользования, не имеющие физических характеристик, но представляющие собой определенную стоимость благодаря долгосрочным правам и преимуществам, которые они предоставляют субъекту — патенты, авторские права, права пользования земельными участками (лизхолд), цена фирмы (гудвил), торговые марки, особые привилегии, лицензии, формулы, технологии;
11) внепроизводственные (коммерческие) расходы — расходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг).
12) (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 20 января 2017 года № 36)
13) базовый уровень операционных расходов — уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования;
14) метод экономически обоснованных затрат — метод формирования тарифов на основе расчета необходимой валовой выручки от реализации каждого вида товаров (работ, услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида товаров (работ, услуг);
19. К нарушениям порядка определения и применения цен (тарифов) относятся:
1) завышение (занижение) регулируемых цен (тарифов) на товар (работы, услуги);
2) завышение предельного уровня торговой надбавки;
3) применение не предусмотренных законодательством Кыргызской Республики наценок (надбавок) к ценам (тарифам);
4) включение в стоимость товара (работ, услуг) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме;
5) формирование цен (тарифов) без учета удешевления сырья, материалов и других технологических изменений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 16-2 настоящего Положения;
6) использование не в полном объеме или не по назначению средств, вырученных за счет себестоимости товара (работ, услуг) и части прибыли, предназначенной для инвестиций, которая согласована с уполномоченным органом при установлении (согласовании) цены товара (работы, услуги), предельного уровня торговой надбавки;
7) включение в стоимость товара (работ, услуг) расходов, превышающих утвержденные нормы или фактически сложившиеся за последние 2 года;
8) экономически необоснованное завышение статей затрат при формировании стоимости товара (работ, услуг);
9) завышение (занижение) удельного веса фактической зарплаты на единицу товара (работ, услуг) по сравнению с закладываемыми объемами при согласовании;
10) непредставление уполномоченному органу Кыргызской Республики материалов на установление (согласование) цен (тарифов) или представление с нарушением требований, установленных законодательством Кыргызской Республики;
11) реализация товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), не установленным (согласованным) уполномоченным органом;
12) отсутствие раздельного учета затрат, доходов и активов, задействованных по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности;
13) применение цен сырья, материалов, услуг без осуществления закупки в форме тендера в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке;
14) превышение статей расходов свыше пределов нормативных технических потерь.
(В редакции постановления Правительства КР от 16 марта 2015 года № 124, 20 января 2017 года № 36)
20. Доход, полученный в результате нарушения настоящего Положения, подлежит перечислению в республиканский бюджет в тридцатидневный срок. В случае несвоевременного перечисления дохода взимается 0,5 процента пени за каждый день просрочки.
Ответственность за перечисление дохода и взимание пени возлагаются на руководство государственного антимонопольного органа.
(В редакции постановления Правительства КР от 16 марта 2015 года № 124)
21. Факты нарушений настоящего Положения, выявленные другими контролирующими органами, и материалы по ним направляются в государственный антимонопольный орган для принятия решения.
22. В случае невозможности определения суммы, полученной в результате нарушения настоящего Положения, по решению государственного антимонопольного органа подлежат взысканию 25 процентов от суммы среднемесячного дохода за период действия нарушения.
(В редакции постановления Правительства КР от 16 марта 2015 года № 124)
23. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 20 января 2017 года № 36)
24. Решение государственного антимонопольного органа о перечислении дохода, полученного в результате нарушения настоящего Положения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики об основах административной деятельности и административных процедурах.
(В редакции постановления Правительства КР от 19 мая 2016 года № 267)
К ним относятся:
- затраты на подготовительные работы в добывающих отраслях: доразведка месторождений, очистка территорий в зоне открытых горных работ, площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемого при последующей рекультивации земель, устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемого сырья, другие виды работ;
- затраты на освоение новых организаций, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы)- проверка готовности новых организаций, производств, цехов и агрегатов к вводу их в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) всех машин и механизмов (пробная эксплуатация) с пробным выпуском предусмотренной проектом продукции, наладкой оборудования;
- затраты на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного или массового производства.
Следует обратить внимание на то, что данный перечень затрат закрыт и не подлежит расширению. Все остальные расходы, связанные с освоением и подготовкой производства, прямо не относящиеся к перечисленным, следует производить из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Затраты по устранению допущенных организациями-изготовителями недоделок и дефектов (устранение недоделок в проектах, исправление дефектов оборудования, устранение повреждений при транспортировке и т.п.) производятся за счет этих организаций.
Письмом Минфина РФ от 01.04.96 № 16-00-14-348 уточнено, что расходы на осуществление наладочных работ могут быть отнесены на себестоимость продукции только в том случае, если они не предусмотрены в сводной смете на строительство, и наладочные работы проводятся на стадии, предшествующей комплексному опробованию (под нагрузкой) всех машин и механизмов (пробная эксплуатация) с пробным выпуском предусмотренной проектом продукции. Если работы по наладке оборудования предшествуют индивидуальному опробованию отдельных видов машин и оборудования и комплексному опробованию (вхолостую) всех видов оборудования и технических установок с целью проверки их монтажа, то расходы по осуществлению указанных работ не учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг), а относятся на увеличение балансовой стоимости объекта;
Порядок выполнения НИР и ОКР в сфере ГОЗ определен государственными военными стандартами (ГОСТ РВ). Также есть определённые требования к порядку выполнения работ (таблица 1).
Таблица 1. Стандарты и особенности НИОКР
Стандарт, определяющий порядок выполнения работ
Порядок выполнения и особенности
ОКР
ГОСТ РВ 15.203-2001
ОКР разделяется на этапы. Каждый из них объединяет работы, направленные на получение определённых конечных результатов. Этапы могут быть следующие:
- разработка эскизного проекта;
- разработка технического проекта;
- разработка рабочей конструкторской документации (РКД) для создания опытного образца изделия;
- изготовление опытного образца и проведение предварительных испытаний;
- проведение государственных испытаний (ГИ) опытного образца изделия ВТ;
- утверждение РКД на изделие для серийного промышленного производства.
НИР
ГОСТ РВ 15.105-2001
Аналогично с ОКР, каждый этап в НИР является объектом самостоятельного целевого планирования и финансирования и характеризуется определённым результатом и.
Для выполнения НИР необходим исходный документ. Им служит техническое задание (ТЗ)
Результаты работы проверяют с помощью макетов, моделей и экспериментальных образцов.
Завершённым НИР считается в случае, если его результаты нашли применение.
При ценообразовании и подсчёте себестоимости следует руководствоваться «Типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно — технической продукции» (утв. Миннауки РФ 15.06.1994 N ОР-22-2-46) и протоколом ВПК от 19 декабря 2012 года N 13.
Состав затрат определяется в соответствии с приказом Минпромторга № 334 и протоколом ВПК от 26 января 2011 года № 1с.
Похожие записи:
-