Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категория организации по гражданской обороне в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:
- организовывать и вести работу по гражданской обороне;
- быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.
Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:
- сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
- умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
- обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
- ограничение масштабов бедствия или катастрофы.
Действующее законодательство о гражданской обороне (система защиты населения и материальных активов на случай войны или природных, техногенных катастроф) предусматривает отнесение предприятий, имеющих мобилизационные объекты (заданий и запасов, необходимых на случай ЧС и представляющих опасность возникновения на них ЧС), к категориям ГО И ЧС в зависимости от степени их экономического и оборонного значения.
Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:
- планировать и проводить мероприятия по ГО;
- готовиться к работе в военное время;
- обучать работников.
ВАЖНО! Дополнительные обязанности накладывает отнесение к категориям по ГО. В том числе и финансовые — мероприятия по ГО и ЧС такие юрлица проводят за собственный счет (п. 4 ст. 18 ФЗ № 28).
В соответствии с законом 28-ФЗ от 12.02.1998 и подзаконными актами, организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за собственный счет и силами работающих.
Категории организаций по ГО и ЧС
В соответствии с правилами правительства РФ (постановление правительства 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории предприятий по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:
- особой важности;
- первая категория;
- вторая категория.
Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:
- показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
- наличие мобилизационного заказа (задания);
- степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- местоположение предприятия;
- наличие уникальных историко-культурных объектов.
То есть категории по ГО устанавливаются для организаций, которые имеют большое значение для экономики, обороне, находятся на стратегически важной территории, имеют на балансе культурные ценности, обеспечены мобилизационными запасами или заданиями либо есть риск возникновения на них ЧС в военное или мирное время.
Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые утверждают специальный перечень. Такой перечень нигде не публикуется, но о включении в него организация извещается в течение месяца.
Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ. Статус присваивается по наивысшему показателю компании и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).
ВАЖНО! Органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно сообщают предприятиям о внесении их в перечень и какова категория объекта по гражданской обороне. Информация поступает в течение месяца со дня обновления.
В законодательстве нет точного ответа на вопрос, к какой категории риска в области защиты от чрезвычайных ситуаций относится деятельность образовательной организации, все зависит от конкретных показателей, которые указаны в приказе МЧС РФ от 28.11.2016 № 632. Чаще всего ко второй или она не присваивается.
Отнесение к группе по ГО и ЧС осуществляется по виду деятельности и показателям деятельности. Кроме того, в соответствии с приказом МЧС РФ от 28.11.2016 № 632, организации, продолжающие работу на государство в военное время, при отсутствии основного и дополнительных показателей так соотносятся по группам:
- к особой группе по гражданской обороне относятся предприятия с численностью работающих в военное время от 5001 более человек (от 10 000 и более — максимальный показатель) или имеющие на балансе культурные объекты мирового значения;
- к первой группе относятся предприятия с числом работающих от 501 до 5000 и 1001 до 10 000 максимум или имеющие на балансе культурные ценности федерального значения;
- ко второй группе по гражданской обороне относятся предприятия с числом работающих от 100 до 500 в среднем или от 200 до 1000 по максимальному показателю или имеющие в ведении объекты культуры регионального значения.
Третья группа не установлена нормативными документами, поэтому говорить, что к третьей группе по гражданской обороне относятся определенные предприятия, некорректно.
Узнать присвоенную категорию допускается по запросу, перечень предприятий с дополнительными обязанностями по гражданской обороне составляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:
- перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
- список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
- органы исполнительной власти региона координируют и проводят категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
- органы местной исполнительной власти после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.
Вот несколько шагов, как определить категории организаций по гражданской обороне:
Шаг 1. Подготовьте письменный запрос в произвольной форме.
Шаг 2. Направьте его в отдел мобилизационной подготовки администрации вашего города или района.
Шаг 3. В течение месяца вам придет ответ, несет ли ваше предприятие дополнительные обязанности по гражданской обороне.
Реализация целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г., а также в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Реализация стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Реализация Основ государственной политики Российской Федерации в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года.
Реализация государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Реализация документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Совершенствование мероприятий оперативной подготовки, а также дальнейшее развитие системы практической подготовки и обучения спасателей, пожарных, водолазов, кинологических расчетов и других категорий специалистов.
Реализация Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2022 год.
своевременное и качественное выполнение плана мероприятий на 2018-2024 г. (I этап) реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 2030 г.;
формирование единого информационного пространства РСЧС за счет конвергенции действующих и вновь создаваемых информационных систем с автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС для обмена плановой и оперативной информацией — создание и развитие «Озера данных» (цифровая трансформация системы управления РСЧС);
внедрение единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения в области ЗНиТ от ЧС;
применение информации, предоставляемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
внедрение новых подходов по предупреждению ЧС на потенциально опасных и критически важных объектах (далее — ПОО и КВО), в том числе за счет создания условий для развития систем автоматического мониторинга технического состояния производственных фондов и их интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации;
выявление объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе бесхозяйных, и организация мероприятий по ЗНиТ от рисков возникновения ЧС на них;
корректировка положений о функциональных подсистемах (далее — ФП) и территориальных подсистемах (далее — ТП) РСЧС в соответствии с действующим законодательством;
развитие и совершенствование систем оповещения и информирования населения, в том числе комплексных систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
обеспечение функционирования, развития и совершенствования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъектах Российской Федерации в целях развития РСЧС, обеспечения общественной безопасности, в том числе в направлении ее интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации, и разработка регламентов межведомственного взаимодействия;
обеспечение готовности к применению резервов финансовых и материальных ресурсов (далее — резервы), предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и проработка вопроса по использованию финансовых ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС в условиях введения режима повышенной готовности;
совершенствование механизмов оперативного привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ), а также совместных действий наземных и авиационных группировок при ЧС, в том числе биологического характера, а также вызванных сезонными рисками;
совершенствование взаимодействия с операторами связи при возникновении ЧС с учетом внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение практического применения Мобильного комплекса приема и передачи информации Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее — ГК «Роскосмос») при организации космического мониторинга в период циклических рисков возникновения ЧС на территории Российской Федерации (по согласованию с ГК «Роскосмос»);
выполнение плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года;
совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия при обеспечении мероприятий по безопасному мореплаванию в акватории Северного морского пути и на прилегающих к нему территориях;
повышение квалификации преподавателей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также совершенствование учебно-материальной базы кабинетов (классов);
проведение КШУ, ТСУ, ШТ и других учений по отработке вопросов, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС и ликвидации ЧС.
обеспечение готовности и организация в установленном порядке проверок готовности органов управления, систем оповещения населения, сил и средств ФП и ТП РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасный сезон;
обеспечение готовности региональных и муниципальных систем централизованного оповещения населения к выполнению задач по предназначению;
выполнение мероприятий, направленных на обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;
разработка (корректировка) установленных планирующих документов (план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, план предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами, план надзорно-профилактических и оперативно-тактических мероприятий по защите населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и ландшафтных пожаров, сводный план тушения природных пожаров, план тушения природных пожаров лесничеств, документы по планированию противопожарного обустройства лесов, и др.);
проведение КШУ, ТСУ, ШТ и других учений по отработке вопросов ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами, защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
обеспечение контроля за выполнением мероприятий, направленных на предотвращение угрозы распространения пожаров на населенные пункты, государственные природные заповедники и национальные парки;
своевременное принятие мер пожарной безопасности в лесах, введение режима ЧС и принятие необходимых мер по тушению пожаров;
организация космического мониторинга ландшафтных (природных) пожаров в пожароопасный сезон, а также с использованием мобильного приложения «Термические точки МЧС России»;
организация работы межведомственных рабочих групп во всех муниципальных образованиях, при прогнозе установления 3 класса пожарной опасности и введения особого противопожарного режима;
обеспечение готовности КВО и ПОО, населенных пунктов и объектов социального назначения, граничащих с лесными массивами, к защите от ландшафтных (природных) пожаров;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области пожарной безопасности с использованием средств массовой информации (далее — СМИ), а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей и при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
организация контроля исполнения правообладателями территорий, примыкающих к лесам, мероприятий, направленных на защиту от угроз перехода ландшафтных (природных) пожаров на земли лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и иных категорий;
организация проведения работ по противопожарному обустройству полос отвода автомобильных дорог, полос отвода и охранных зон железных дорог, линий связи и электропередач, газо- и нефтепроводов, в том числе по недопущению выжиганий сухой травы, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов в указанных зонах.
обеспечение готовности органов управления, систем оповещения населения, сил и средств ФП и ТП РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период;
обеспечение готовности региональных и муниципальных систем централизованного оповещения населения к выполнению задач по предназначению;
обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;
разработка (корректировка) установленных планирующих документов (план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, план по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасном периоде);
обеспечение готовности систем инженерной защиты, гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков;
обеспечение подготовки водоочистных, канализационных сооружений, а также мест хранения минеральных удобрений и агрохимикатов к безопасному пропуску паводковых вод;
организация космического мониторинга состояния паводкоопасной обстановки на территории Российской Федерации;
применение информационных систем в целях получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, информации (прогностической и фактической) об опасных и неблагоприятных явлениях, сведениях о силах и средствах РСЧС постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об их деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также для моделирования развития опасных факторов возможной чрезвычайной ситуации;
своевременное информирование населения о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможном затоплении населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности населения;
заблаговременное создание запасов продовольственных товаров, товаров первой необходимости, лекарственных препаратов для населенных пунктов, с прогнозируемым риском нарушения транспортного сообщения;
обеспечение готовности сети наблюдательных гидрометеорологических и гидрометрических постов к функционированию в период паводка и принятие мер, направленных на обеспечение своевременности и полноты передачи прогностической и мониторинговой гидрометеорологической информации, связанной с развитием паводковой обстановки;
обеспечение предпаводковой сработки водохранилищ в целях создания свободной емкости, необходимой для безаварийного пропуска половодья;
обеспечение контроля за соблюдением собственниками водопроводных гидротехнических сооружений и эксплуатирующими их организациями установленных режимов пропуска половодья;
обеспечение обустройства всех сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям и мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, попадающих в зоны возможного затопления, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил;
организация контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием социально значимых учреждений, а также объектов водоснабжения и водоотведения;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области обеспечения безопасности в паводкоопасный период с использованием СМИ, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
оценка пожарных рисков на территории Российской Федерации, определение комплекса задач по их предотвращению;
совершенствование нормативной правовой базы, в том числе с учетом риска причинения вреда третьим лицам в результате пожара;
обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;
повышение эффективности выявления и тушения лесных пожаров с применением авиации и современных информационных технологий;
выработка механизма межрегионального маневрирования и переброски сил и средств для тушения лесных пожаров;
выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.
совершенствование подготовки населения навыкам безопасного поведения на водных объектах;
развитие и совершенствование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и обеспечению безопасности людей на водных объектах;
совершенствование взаимодействия территориальных органов ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — ОИВ) по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе по вопросам поиска и спасания людей на водных объектах.
Согласно пункту 2, Статьи 20.7 КоАП РФ. Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий Влечет наложение административного штрафа в размене 100-200 тыс. руб. на Юрлицо.
Согласно требованиям законодательства РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), любое юридическое лицо, особенно хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять мероприятия по планированию действий работников, по подготовке к эвакуации персонала и предупреждению чрезвычайных ситуаций или на случай военных действий (мероприятия по ГО и ЧС).
Для человека не имеющего опыта в области ГО и ЧС, неожиданное задание руководства по срочному решению вопроса в области ГО и ЧС, может стать не простым испытанием. Так как подобные случаи не редки, мы составили для вас перечень основных задач при разработке документов по ГО и ЧС в организации.
Мероприятия по ГО и ЧС, которые следует в итоге выполнить и которые проверяются органами государственного надзора, могут отличаться для каждого отдельно взятого юридического лица. На объем требований по ГО и ЧС со стороны государства влияют следующие факторы:
- Если организация прекращает свою деятельность в случае военной угрозы, то значит организация не относится к категори по ГО. В данном случае потребуется разработать только раздел ЧС (защиты от чрезвычайных ситуаций), это заметно упращает дело, однако (перечень документов по ЧС, вы можете посмотреть тут), как можно заметить, даже в этом случае требуется разработать не мало организационно-распорядительных документов (ОРД), схем, планов, инструкций и журналов. Подводя итог, отметим, что в вышеописанном случае на организацию не разработано (отсутствует) мобилизационное задание (МОБ задание, гриф только для служебного пользования), т.е. обязанность по выполнению мероприятий ГО в особый период (военное время). Организации, имеющие МОБ задание и входящие в систему обеспечения ГО в особый период, проверяются на предмет «готовности»со стороны соответствующих органов особо тщательно .
- В случае если МОБ задание имеется, и организация не прекращает свою работу а переходит на режим выполнения мобилизационного задания, потребуется разработка разделов ГО (дополнительно к документации по ЧС). К дополнительной документации можно отнести план гражданской обороны объекта экономики, план основных мероприятий объекта экономики по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности и другие специализированные документы в области организации ГО в рамках МОБ задания, при наступлении особого периода (военных действий на территории РФ).
- Общее количество работников в организации, также влияет на перечень документов и состав организационных мероприятий по Го и ЧС. Так если в организации менее 50 человек, то существует определенные различия при подготовке документов по ГО и ЧС, для количества работников менее 50 и более 50 работников. В определенных случаях, кроме работников одной организации, при планировании юридическим лицом мероприятий по ГО и ЧС, следуе учитывать также количество (среднее) посетителей «объекта», или к примеру арендаторов, субарендаторов и т.п., которые также могут находится на территориях и помещениях условного объекта экономики.
Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне приведены в новом профессиональном стандарте 12.009, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.10.2020 г. № 748н. Документ носит рекомендательный характер для частных организаций и обязательный — для государственных и муниципальных предприятий.
О применении профстандартов с 1 января 2021 года смотрите Постановление Правительства РФ от 27 июня 2021 г. N 584
Требования к уровню подготовки и стажу работников ГО и ЧС смотрите в таблице.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ-28 все предприятия, независимо от присвоения категории, обязаны:
- осуществлять обучение и подготовку работников в области ГО;
- проводить соответствующие мероприятия по заранее утвержденному плану;
- проводить мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование в случае войны или наступления ЧС.
То есть компании разрабатывают план обучения и проверочных мероприятий по примерным программам и реализуют его, создают материально-техническую базу для этого, проводят вводный инструктаж. Для выполнения этих задач назначается работник, который должен пройти обучение в образовательных организациях, осуществляющих обучение по программам МЧС. На предприятиях с небольшим штатом (до 200 человек) допускается выполнение такой работы по совместительству. Ни в законе, ни в разъяснениях МЧС не сказано конкретно, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, поэтому такие функции руководитель вправе возложить на любого сотрудника. Главное условие допуска к работе — прохождение дополнительных образовательных курсов.
В законодательстве не указано, как определить категории организаций по гражданской обороне самостоятельно. Это делается уполномоченными органами власти, которые алгоритм классификации не разъясняют. Но если компания не является крупным участником рынка, на балансе нет культурных объектов, не заключены договоры с местным управлением ГО И ЧС, не было уведомлений, то логично предположить, что в зону внимания МЧС она не попадает.
Авторы Постановления Правительства РФ № 1485 требуют, чтобы руководители организаций, председатели комиссий ГО и ЧС, специалисты ГО получали дополнительное профессиональное образование:
- Повышение квалификации — в течение года после назначения на должность и далее не реже раза в 5 лет.
- Курсовое обучение. Проводится с такой же периодичностью, как повышение квалификации. По приказу МЧС России № 262 курсовое обучение также проходит личный состав НФГО и НАСФ. (см. все наши курсы в сфере ГО и ЧС)
- Участие в ежегодных тренировках, учениях, тематических сборах.
Мы рекомендуем направлять на повышение квалификации по ГО и ЧС, курсовое обучение также членов комиссий, руководителей структурных подразделений. Тогда они будут понимать сами и смогут объяснить подчиненным, что мероприятия ГО — это не только знать свой размер противогаза и нести ежегодную повинность на учениях, а работающая система защиты людей и ресурсов.
8-922-144-33-93
8 (343) 361-44-63
время звонков с 08-00 до 17-00
(время московское)
Вопрос:
Прошу разъяснить, действуют ли в настоящее время следующие нормативные документы:
1. Постановление Правительства от 16.08.2016 N 806 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»;
2. Приказ МЧС от 16.08.2016 г. N 632 «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по ГО»;
3. Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по ГО N 2-4-71-69-11, утв. заместителем министра МЧС А.П. Чуприяном 11.11.2016.
Действительно ли данные документы имеют гриф «для служебного пользования» (т.е. содержат информацию ограниченного доступа), и если это так, как узнать, «подпадает» ли организация (например, коммерческое предприятие) под категорию по ГО? Или категорирование по ГО касается только организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов государственной власти различного уровня, гос. корпораций и компаний?
Т.е. прошу разъяснить, какие именно организации категорируются по ГО и каким образом руководителю можно получить информацию, относится ли его организация к категории по ГО?
Ответ:
Ваше обращение, поступившее в МЧС России от 26 мая 2020 г. N ГИ-6179, рассмотрено и сообщается следующее.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказом МЧС России от 28 ноября 2016 г. N 632дсп «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 7 июня 2018 г. N 244дсп, а также методическими рекомендациями по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном от 11 ноября 2016 г. N 2-4-71-69-11дсп.
В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и п. 5 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804, информация об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.
Для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, Вам необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.
Директор Департамента гражданской обороны и защиты населения |
О.Л. Мануйло |
Как организации определить категорию по гражданской обороне
МЧС разъяснило, на основании каких актов производится отнесение организаций к категориям по гражданской обороне и указало:
— информация о таких организациях в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний, органов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления;
— региональные власти после утверждения перечня организаций в месячный срок сообщают юрлицам об отнесении их к категориям по гражданской обороне.
Таким образом, для получения сведений необходимо обратиться в региональный орган по месту нахождения организации.
Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.
Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.
Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:
- планирование и организацию штатных действий по ГО;
- составление программы образования сотрудников в области ГО;
- обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
- разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
- установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
- наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).
К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.
- В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
- главные задачи ГО для данного экономического объекта;
- меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
- действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
- формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
- регламент аварийных и спасательных работ;
- контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
- согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
- материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
- другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
-
План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
- отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
- план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
- инструкции по остановке основных узлов предприятия;
- схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
- ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
- бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
- перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
- порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.
Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:
- персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
- остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.
ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).
Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.
Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.
Уполномоченный орган самостоятельно оценивает статус предприятия, после чему ему присваивается или не присваивается категория объекта по гражданской обороне, сама компания в этом процессе участия не принимает. По факту вынесения решения в компанию в течение месяца с момента принятия решения направляют уведомление о вхождении лица в классификацию по ГО.
Если такого уведомления компания не получала, это значит, что в настоящий момент в классификацию она не входит.
Если у компании возникла необходимость проверить статус, легкого способа, как узнать категорию организации по ГО и ЧС, не существует: список категоризированных лиц не публикуется, т. к. содержит охраняемую законом тайну, а документы, на основании которых производится категоризация, имеют ограниченный доступ.
МЧС в письме №11-15-1811 от 29.05.2020 разъясняет, как определить категорию по гражданской обороне организации: для этого необходимо обратиться в отдел мобилизационной подготовки администрации субъекта РФ по месту нахождения компании. Обращение составляется в свободной форме, ответ придет в течение месяца.
Юридические лица, имеющие категории предприятий по гражданской обороне, обязаны:
- Создавать специальные подразделения, в обязанности которых входит проведение мероприятий по ГО.
- Создавать внештатные аварийно-спасательные формирования — это требуется от отдельных видов категорийных лиц. К таким относятся лица, в чьем ведении находятся опасные объекты, например радиационно опасные объекты или гидротехнические сооружения, а их деятельность связана с особыми рисками возникновения аварийных ситуаций.
- Иметь локальные системы оповещения. Это требование актуально только для отдельных лиц — тех же, которые обязаны иметь аварийно-спасательные формирования.
В 2022 году исполняется 90 лет со дня образования гражданской обороны России
Категорированию по ГО подлежат организации:
- имеющие мобилизационные (МОБ) задания (заказы) и/или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
- уникальные в историко-культурном отношении объекты к категориям по ГО в зависимости от оборонного и экономического значения.
Для организаций, указанных выше, государством устанавливаются дополнительные обязанности в сфере ГО, к которым можно отнести планирование действий по ГО (разработка и согласование плана ГО).
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) муниципальных образований и организаций (ЮЛ) утвержден Приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216ДСП.
Для того, чтобы организациям выяснить, относятся ли они к категориям по гражданской обороне, необходимо обращаться с соответствующим запросом в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Органы исполнительной власти субъектов РФ периодически утверждают (пересматривают) перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также в месячный срок (после утверждения/пересмотра) сообщают (уведомляют) соответствующим организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.
Оптимальным способом получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, является обращение в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту нахождения организации.
Организации, не отнесенные к категориям по ГО, не имеющих своих МОБ заданий (прекращающих деятельность в военное время), у которых отсутствуют в эксплуатации опасные производственные объекты (ОПО) или уникальные в историко-культурном отношении объекты, свои планы гражданской обороны (планы ГО) не разрабатывают.
Такие организации должны учитываться в планах по ГО соответствующих Муниципальных (территориальных) образований.
Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:
- организовывать и вести работу по гражданской обороне;
- быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.
Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:
- сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
- умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
- обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
- ограничение масштабов бедствия или катастрофы.
Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:
- планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
- готовиться к работе в военное время;
- обучать работников.
Они установлены в постановлении №804, категорию получают юрлица и ИП:
- имеющие на балансе мобилизационные здания (отнесенные к этой группе в соответствии с планом мобилизации на случай войны или ЧС);
- имеющие мобилизационные заказы по договорам с органами исполнительной власти на размещение оборудования, поставку и т. д.;
- имеющие большое значение в экономике;
- представляющие большую потенциальную опасность в случае войны или наступления ЧС, например эксплуатирующие опасные производственные объекты;
- имеющие на балансе культурные объекты особого значения.
То есть категория присваивается юрлицам, имеющим большое значение непосредственно для гражданской обороны или для обеспечения ее материального базиса.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать обучение по гражданской обороне в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Получить доступ ко всем материалам КонсультантПлюс на 2 дня
В законодательстве не упомянут такой термин, как категория объекта по гражданской обороне, есть мобилизационные здания и культурные объекты, они отдельно не классифицируются. Если под объектом понимать саму организацию, то категорий три:
- особая;
- первая;
- вторая.
Порядок отнесения к той или другой категории зависит от конкретных обстоятельств, при этом учитывается местоположение, численность работников, объем выпускаемой продукции и другие факторы.
Существует деление территорий по ГО:
- к особой группе по гражданской обороне относятся два главных города страны — Москва и Санкт-Петербург;
- к первой относятся территории городов при следующих показателях: численность населения — от полумиллиона до миллиона, наличие важных для ГО компаний в установленных пределах; более 50% населения попадают в зону поражения (химического, радиационного или затопления);
- ко второй группе по гражданской обороне относятся города с той же численностью, но меньшей концентрацией важных для ЧС предприятий, и только если 30% населения попадает в зону поражения;
- к третьей группе по гражданской обороне относятся города при численности населения от 250 000 до 500 000 человек при наличии хотя бы одной значимой для гражданской обороны компании.
В соответствии с законом категории по ГО устанавливаются для организаций, имеющих особое значение по своим активам или местоположению, поэтому для них устанавливаются особые обязанности (ч. 2 ст. 9 ФЗ-28):
- они создают специальные формирования, не включенные в штат предприятия, выполняющие обязанности по ГО;
- формируют запасы медицинских средств, продуктов, оборудования и т. д.;
- создают специальные аварийные и спасательные формирования;
- формируют и поддерживают в готовности специальные системы оповещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ-28 все предприятия, независимо от присвоения категории, обязаны:
- осуществлять обучение и подготовку работников в области ГО;
- проводить соответствующие мероприятия по заранее утвержденному плану;
- проводить мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование в случае войны или наступления ЧС.
То есть компании разрабатывают план обучения и проверочных мероприятий по примерным программам и реализуют его, создают материально-техническую базу для этого, проводят вводный инструктаж. Для выполнения этих задач назначается работник, который должен пройти обучение в образовательных организациях, осуществляющих обучение по программам МЧС. На предприятиях с небольшим штатом (до 200 человек) допускается выполнение такой работы по совместительству. Ни в законе, ни в разъяснениях МЧС не сказано конкретно, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, поэтому такие функции руководитель вправе возложить на любого сотрудника. Главное условие допуска к работе — прохождение дополнительных образовательных курсов.
В законодательстве не указано, как определить категории организаций по гражданской обороне самостоятельно. Это делается уполномоченными органами власти, которые алгоритм классификации не разъясняют. Но если компания не является крупным участником рынка, на балансе нет культурных объектов, не заключены договоры с местным управлением ГО И ЧС, не было уведомлений, то логично предположить, что в зону внимания МЧС она не попадает.
Категорированию по ГО подлежат организации:
- имеющие мобилизационные (МОБ) задания (заказы) и/или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
- уникальные в историко-культурном отношении объекты к категориям по ГО в зависимости от оборонного и экономического значения.
Для организаций, указанных выше, государством устанавливаются дополнительные обязанности в сфере ГО, к которым можно отнести планирование действий по ГО (разработка и согласование плана ГО).
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) муниципальных образований и организаций (ЮЛ) утвержден Приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216ДСП.
Для того, чтобы организациям выяснить, относятся ли они к категориям по гражданской обороне, необходимо обращаться с соответствующим запросом в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Органы исполнительной власти субъектов РФ периодически утверждают (пересматривают) перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также в месячный срок (после утверждения/пересмотра) сообщают (уведомляют) соответствующим организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.
Оптимальным способом получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, является обращение в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту нахождения организации.
Организации, не отнесенные к категориям по ГО, не имеющих своих МОБ заданий (прекращающих деятельность в военное время), у которых отсутствуют в эксплуатации опасные производственные объекты (ОПО) или уникальные в историко-культурном отношении объекты, свои планы гражданской обороны (планы ГО) не разрабатывают.
Такие организации должны учитываться в планах по ГО соответствующих Муниципальных (территориальных) образований.
№ п/п |
Виды экономической деятельности |
Наименование организации по видам экономической деятельности |
Значение показателей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
организации особой важности |
организации первой категории |
организации второй категории |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
основные показатели |
Дополнительные показатели организаций |
основные показатели |
Дополнительные показатели организаций |
основные показатели |
Дополнительные показатели организаций |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд и военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год |
численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) |
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год |
численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) |
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) дня государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год |
численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА | сельскохозяйственные организации, охотничьи и лесные хозяйства | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
РЫБОЛОВСТВО | рыболовецкие организации | свыше 10 тыс. т | от 5 до 10 тыс. т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Инструктаж по гражданской обороне (далее – инструктаж по ГО) является частью системы обучения по гражданской обороне, которая включает в себя:
Остановимся подробнее на том разделе законодательства, который затрагивает инструктаж и обучение сотрудников по теме гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях. В 2017 году МЧС России ужесточило требования в отношении вводного инструктажа по ГО, который обязателен для проведения на всех предприятиях. Вид деятельности и число сотрудников предприятия при этом значения не имеют. Законы, которые устанавливают необходимость по организации и проведению вводного инструктажа по ГО:
(постановление Правительства РФ от 02.11.2000 №841 ред. от 30.09.2019) (п.5)
Инструктаж работников организаций и предприятий, по действиям в чрезвычайных ситуациях (далее – инструктаж по ЧС) проводится в организациях на основании следующих документов:
Категории организаций по гражданской оборонеИнструктаж по ЧС обычно совмещают с вводным инструктажем по ГО, который проводится при приеме сотрудника на работу. Инструктаж по ЧС – это форма подготовки работников в области формирования правильности и согласованости действий на территории предприятия, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Специалист, ответственный за проведение инструктажа по действиям в режиме ЧС, назначается приказом руководителя. Кто имеет право и обязан проводить данный инструктаж:
Такой инструктаж знакомит новых работников с наиболее вероятными опасностями, которые возникают при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Работнику объясняются способы защиты от опасностей, которые могут возникнуть при ЧС природного и техногенного характера и правила поведения и действий при возникновении ЧС. Инструктаж по действиям в режиме ЧС проводят для:
Проведение такого инструктажа обязательно для любых зарегистрированных в установленном порядке организаций, которые используют наемный труд работников.
Upd: Подробнее про обучение в сфере ГО и ЧС смотрите — здесь. Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» однозначно указывают на необходимость проведения организациями обучения работников. Обучение по гражданской обороне обязательно, и руководители проходят его не реже 1 раза в 5 лет согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны». Обязательное повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций для руководителей организаций и уполномоченных работников не реже одного раза в 5 лет предусмотрено также пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 20 ноября 2020 года МЧС России утверждена Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО 2-4-71-27-11. Документ предназначен для руководителей организаций в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения работников. Цель курсового обучения – повышение готовности работников организаций к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей во время военных конфликтов и ЧС, характерным для районов, в которых расположено предприятие. Для проведения занятий, приказом руководителя организации назначается руководитель занятий. Учебные группы рекомендуются создавать с численностью до 25 человек.
С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В нем подробно перечислены все категории граждан, которым необходимо пройти подготовку в области защиты от ЧС, основные задачи обучения и периодичность обучения для всех категорий населения (upd: см. подробную статью на эту тему).
Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632Категория по ГО – это определенный признак, по которому юридическому лицу присваиваются определенные обязательства по отношению к обороне силами работающего населения в РФ. Как получить заключение госпожнадзора К категорированным по гражданской обороне можно отнести предприятия, которые имеют мобилизационные задания или представляют высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст.1 Закона № 28-ФЗ).
Помимо того, что предприятие выполняет задачи по виду своей экономической деятельности, оно обладает как материальными, так и человеческими ресурсами, которые в момент опасности должны быть мобилизованы для решения задач обороноспособности страны. Работники, помимо мобилизации запасников в ряды армии, обязаны выполнять свой гражданский долг по защите интересов страны. Организацию этой деятельности должен взять на себя работодатель по указаниям органов исполнительной власти на местах. Для того чтобы предприятию присвоить класс по ГО, проводится его ранжирование по степени значимости как для национальной обороны, так и для сохранения культурного наследия. В эти категории включают организации, которые на случай начала войны должны выполнять, например, оборонное задание – рыть противотанковые траншеи, перевозить транспортные колонны с эвакуированным населением, организовать приготовление горячей пищи в полевых кухнях, изготавливать средства поражения врага – пули, патроны, мины, бомбы и т.п. орудия военных действий. Кроме проведения мероприятий по повышению обороноспособности, есть ряд организаций, которые должны в опасный период обеспечить сохранение культурного наследия. Именно поэтому в годы Великой Отечественной Войны работники учреждений и предприятий Ленинграда охраняли в соединениях противовоздушной обороны памятники зодчества, являющиеся уникальными в историко-культурном отношении не только в масштабе страны, но и в масштабе человечества. Не только памятники, картины и фарфор являются историко-культурным наследием. К нему относится генофонд флоры и фауны. Защита семян и видов биокультуры также является важной задачей. Обязанности категорированных предприятий регламентируются статьей 9 закона 28-ФЗ. В зависимости от категории, от классов опасности ОПО, различаются и требования к ним: Создают НАСФ:
НАСФ – это нештатное формирование из числа сотрудников предприятия, которые проходят специальную подготовку, оснащаются СИЗ, в том числе органов дыхания, и обязаны в случае любой нештатной ситуации вместе с подразделениями МЧС участвовать в ликвидации последствий и прекращении разрушительного действия. Добровольные пожарные дружины также являются разновидностью НАСФ, но для эффективной деятельности такие формирования из работников должны быть обучены и иметь не только базу знаний, но также необходимые приспособления и инструмент. Содержат локальные системы оповещения:
Малоэтажная жилая застройка определение ЛКО предназначены для оперативного оповещения населения близлежащих к предприятию населенных пунктов, поэтому сигнал сирен должен распространяться в радиусе 5 км при угрозе утечки радиации, 2,5 км для химических комбинатов, 6 км для гидроэлектростанций в нижнем бьефе, а также в зонах затопления. Сирена должна предупреждать население и предоставить возможность для экстренной эвакуации в рассчитанный промежуток времени. К примеру, нижний бьеф гидроэлектростанции находится в нижней точке сброса воды, поэтому в случае аварии на ГЭС (прорыве дамбы) район будет смыт тоннами воды. Система оповещения должна в момент аварии в радиусе 6 км предупредить население о необходимости найти укрытие. Формируют неприкосновенный запас на случай ЧС: Все организации, отнесенные к категориям по ГО, должны создавать запасы материально-технических, медицинских и продовольственных ресурсов для осуществления своей деятельности. Расчет необходимого запаса «НЗ» у каждого предприятия составляют в соответствии с принятыми в данной отрасли нормами. Например, в случае аварии в системе электроэнергетики запасы продуктов питания, кабеля, дизельного топлива и других предметов жизнеобеспечения деятельности аварийно-спасательной бригады рассчитываются не менее чем на 3 дня. Считается, что этого времени должно быть достаточно для восстановления электроснабжения. До этого момента электроснабжение жизненно важных объектов инфраструктуры, например, кювезов для недоношенных в родильных домах, а также аппаратов искусственного поддержания дыхания должно осуществляться дизель-генераторными подстанциями и другими источниками резервного электропитания. Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда
Неприкосновенный запас должен быть всегда актуальным: просроченные консервы должны списываться и заменяться на свежие, то же самое происходит с СИЗ и фильтрами для противогазов, а запасы топлива пополняются в случае их испарения или доводятся до кондиции (расчетного октанового числа) моторным или исследовательским способом. ►Читайте, как назначить ответственного (уполномоченного) по гражданской обороне>>>
3. Распределить работников по категориям персонала по ГО и ЧС, создать приказы по ГО и ЧС, утвердить все обязательные приложения к приказам по ГО и ЧС 4. Обеспечить обучение работников по ГО и ЧС в учебных чентрах МЧС (бесплатно), либо в других лицензиролванных центрах по программе ГО и ЧС для руководителей и специалистов организаций в объеме должностных обязанностей. Для грамотного и оператвного оформления документации по ГО и ЧС, в том числе по предписаниям на устранение нарушений от МЧС, требуется четкое понимание структуры формирования органов по ГО и ЧС в организации. Для выполнения работ по согласованию, разработке документов по ГО и ЧС, центр охраны труда и правового информирования, распологает квалифицированными специалистами и экспертами в области ГО и ЧС, с нами комплекс работ по разработке документов ГО и ЧС будет носить конструктивный и четкий характер выполнения работ и взаимодействия с заказчиком. Похожие записи: |