Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервы в налоговом учете в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Оценочное обязательство по оплате предстоящих отпусков — один из обязательных в бухучете резервов. При его формировании важно помнить, что:
- создание бухгалтерского отпускного резерва — обязанность каждой фирмы, имеющей в штате сотрудников (кроме представителей малого бизнеса, ведущих упрощенный бухучет (п. 3 ПБУ 8/2010));
- формирование резерва связано с необходимостью исполнения требований трудового законодательства о необходимости предоставления работникам оплачиваемых отпусков (ст. 114–115 ТК РФ);
- отраженная в отчетности сумма отпускного резерва позволяет ее пользователям делать верные выводы о наличии отпускных обязательств на отчетную дату.
Схема его формирования законодательно не регламентирована, однако при его разработке важно учесть несколько основополагающих правил:
- правило периодичности — отпускное оценочное обязательство создается на каждую отчетную дату;
- правило рациональности — компания вправе выбрать критерий резервирования (отдельно по каждому сотруднику, по подразделениям или фирме в целом) в зависимости от масштабов компании и условий хозяйствования;
- правило тождественности счетов — статьи расходов, на которые относятся отпускные резервные отчисления, совпадают с расходной статьей, в которую включается зарплата сотрудников.
На каких счетах и какими проводками отражается начисленная зарплата — расскажет материал «Учет заработной платы в бухгалтерском учете (нюансы)».
Порядок начисления резервов в бухгалтерском учете
Обязанность создать оценочное обязательство по отпускам в бухгалтерском учете предписывает ПБУ 8/2010, утвержденное приказом Минфина № 167н от 13.12.2010. Резерв отпусков — это оценочное денежное выражение обязательства работодателя по выплате отпускных сумм работников, сформированное на определенную дату.
Другими словами, что такое резерв отпусков простым языком — это отложенные средства, которые будут потрачены в будущем. В нашем случае сотрудник будет отдыхать через несколько месяцев, а суммы будущих отпускных мы уже сейчас признаем в расходах и откладываем на будущее.
Правила его формирования организация определяет самостоятельно и предусматривает в своей учетной политике. При его создании в расходах признается сумма оценочного обязательства, а не выплата отпускных. Последние будут начисляться за счет оценочного обязательства. Для их учета используется счет 96 плана счетов бухучета, к которому открывается отдельный субсчет «Резерв на оплату отпусков».
Операция | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Зарезервированы денежные средства на будущую оплату отпусков | 20, 25, 26, 44 | 96 |
Начислены отпускные | 96 | 70 |
Выплачены начисленные суммы | 70 | 51, 50 |
Все ли организации обязаны создавать в бухучете резерв на оплату отпусков — да, это обязаны делать все компании, за исключением тех, кто вправе вести бухучет в упрощенной форме. Право ведения упрощенного бухгалтерского учета установлено законом о бухучете № 402-ФЗ для следующих организаций:
- субъектов малого предпринимательства;
- некоммерческих организаций;
- участников проекта «Сколково».
Необходимо как минимум один раз в год создать резерв на оплату отпусков по ПБУ 8/2010 пункт 15 по состоянию на 31 декабря (то есть отчетную дату).
В таком случае на 31 декабря единовременно резервируется сумма отпускных, которую предполагается выплатить в будущем году одной проводкой. Например, допустимо взять объем выплат, аналогичный выплатам за отчетный год.
Такой принцип формирования является наиболее простым для учета, но некорректен для признания расходов, поскольку на отчетную дату у компании еще нет обязательств к выплате отпускных сумм сотрудникам: они могут уволиться, компания примет новых сотрудников, и оценка окажется неверной.
Более правильным является равномерное признание расходов на формирование оценочного обязательства в течение всего года. Если использовать такой метод, то необходимо оценить сумму неиспользованных дней отдыха по состоянию на 31 декабря и ежемесячно определять стоимость накопленных отпусков и делать доначисление резервируемых сумм. Можно оценить возможную сумму накоплений на будущий год и включать эту величину равномерно:
- ежемесячно (разделив на 12);
- ежеквартально (разделив на 4).
Оценив, какие бывают методы расчета резерва на оплату отпусков, их трудоемкость, организация вправе самостоятельно закрепить в учетной политике правила создания оценочного обязательства.
-
Как перейти на ФСБУ 6/2020 «Основные средства» в программе 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0
19,2 тыс. 2
Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.
- Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
- Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
-
Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
- интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
- экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
- статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.
Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).
Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.
Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).
Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.
В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.
При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:
- если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
- если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
- до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.
По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.
АО «Актив» создает резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год. В текущем году величина резерва по состоянию на 31 декабря составила 500 000 рублей. За год выплачено вознаграждений работникам на сумму 400 000 руб. Неизрасходованный остаток – 100 000 руб. (500 000 – 400 000).
В 1 квартале следующего года, а именно в январе, была выплачена премия по итогам работы за прошлый год в сумме 90 000 руб. Таким образом, неизрасходованный остаток резерва, сформированного за прошлый год, составил 10 000 руб. (100 000 – 90 000). Он был подтвержден результатами инвентаризации резерва на 1 марта.
Во внереализационные доходы прошлого года фирма должна включить 10 000 руб. (500 000 – 400 000 – 90 000).
Вот формула, как рассчитать резерв по отпускам на 2022 год, если организация решает считать отпускной запас по каждому сотруднику:
РО = К × ЗП,
где:
- РО — резерв отпусков;
- К — остаток не использованных сотрудником дней отдыха;
- ЗП — его среднедневной заработок.
ВАЖНО! Во всех трех случаях данные берутся на день расчета.
Также надо определить сумму запаса на оплату страховых взносов. Для этого используется формула:
Рсв = К × ЗП × С,
где:
- Рсв — запас расходов на страховые взносы;
- С — ставка страховых взносов.
Просуммировав оба полученных значения, получим сумму, которая резервируется для оплаты отдыха.
Приведем пример расчета резерва отпусков на 2022 год: в организации числятся три работника. Данные по ним таковы:
- Иванов: остаток отпускных дней — 5 календарных дней, среднедневной заработок — 2000,00 руб.;
- Петров: остаток дней — 12 календарных дней, среднедневной заработок — 1200,00 руб.;
- Сидоров: остаток дней — 8 календарных дней, среднедневной заработок — 1000,00 руб.
Для начала считаем отпускные и взносы по каждому работнику.
Ставки по страховым взносам составляют:
- ПФР — 22 %;
- ФСС — 2,9 %;
- ФФОМС — 5,1 %;
- ФСС на травматизм — 0,2 %.
Таким образом, суммарная ставка для расчета = 22 + 2,9 + 5,1 + 0,2 = 30,2 %.
Расчет для Иванова:
- Сумма для резерва = 2000 руб. × 5 дн. = 10 000 руб.
- Итоговая сумма отчислений в резерв на оплату основных отпусков в части страховых взносов = 10 000 × 0,302 = 3020 руб.
Итого на Иванова понадобится 10 000 + 3020 = 13 020.
Аналогично получаем цифры для Петрова (18 658,20 руб.) и Сидорова (10 416 руб.).
Суммируем значения по всем работникам. Итого необходимо зарезервировать 13 020 + 18 658,20 + 10 416 = 42 094,20.
Рассмотрим еще один вариант формирования резерва на отпуска в бух. и налог. учете с примером расчета в 2022 г. Допустим, у сотрудников учреждения накопилось 450 дней отпуска, а средняя дневная зарплата составляет 1500 рублей.
Дополнительная сумма составит 1500 руб. × 450 дн. = 675 000.
Суммарная ставка 30,2 %, поэтому сумма на оплату страховых взносов = 675 000 × 0,302 = 203 850.
Итого необходимо зарезервировать 675 000 + 203 850 = 878 850.
Самая сложная формула, выглядит она так:
РО = К1 × ЗПср1 + К2 × ЗПср2 + К3 × ЗПср3,
где:
- К1, К2, К3 — неиспользованные дни оплачиваемого отдыха по каждой категории работников;
- ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 — средняя зарплата для каждой категории работников.
Запас на страховые взносы считаем по формуле:
Рсв = (К1 × ЗПср1 + К2 × ЗПср2 + К3 × ЗПср3) × С.
Обновленные правила для резерва на выплату годовых вознаграждений
Пускай на начало года данные по категориям сотрудников таковы:
- по управленческому персоналу: остаток отпускных дней — 300 календарных дней, среднедневной заработок — 2000,00 руб.;
- по хозяйственному персоналу: остаток дней — 200 календарных дней, среднедневной заработок — 1200,00 руб.
Резервная сумма = 2000 руб. × 300 дн. + 1200 руб. × 200 дн. = 840 000.
Суммарная ставка 30,2 %, следовательно, сумма на оплату страховых взносов = 840 000 × 0,302 = 253 680.
Итого следует зарезервировать 840 000 + 253 680 = 1 093 680.
Вот пример, как формируется таблица резерва отпусков бюджетного учреждения:
№ п/п ФИО сотрудника Дата заключения трудового договора Заработано на 01.12.2021 Использовано Резерв Количество дней отпуска без сохранения зарплаты 1 Иванов Иван Иванович 01.12.2017 224 120 104 0 2 Петров Петр Петрович 30.11.2020 56 30 16 3 3 Викторова Виктория Викторовна 05.12.2017 112 50 62 0 Помимо этого, бухгалтеру коммерческой организации и НКО понадобятся такие проводки:
Для отпускных и компенсаций:
- дебет — 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков»;
- кредит — 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Для взносов:
- дебет — 96 «Резервы предстоящих расходов», аналогичный субсчет;
- кредит — 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Согласно п. 1 и 6 ст. 324.1 НК РФ, налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, обязан:
-
отразить в учетной политике принятый им способ резервирования;
-
определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в данный резерв.
Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год формируется следующим образом.
Ежемесячно сумму фактических расходов на оплату труда за месяц (с учетом страховых взносов) надо умножать на процент отчислений в резерв.
При этом сумма резерва, накопленного нарастающим итогом с начала года, не должна превышать предельную сумму, установленную в учетной политике.
Пример 2.
Продолжим пример 1. Сумма фактических расходов на оплату труда приведена в таблице.
Месяц
Фактические расходы на оплату труда, руб.
Страховые взносы, руб.
(графа 2 x 31 %)Сумма отчислений в резерв, руб.
((графа 2 + графа 3) x 12 %)Сумма резерва на конец месяца, руб.
1
2
3
4
5
Январь
2 100 000
651 000
330 120
330 120
Февраль
2 100 000
651 000
330 120
660 240
Март
2 100 000
651 000
330 120
990 360
Апрель
2 550 000
790 500
400 860
1 391 220
Май
2 550 000
790 500
34 важных изменения для бухгалтера в 2022 году, о которых надо знать уже сейчас
С 1 января 2022 г. появится новый доход в виде вычета по НДФЛ, а именно: те лица которые будут пользоваться физкультурно-оздоровительными услугами и собственно оплачивать их, смогут воспользоваться применением данного вычета.
Чтобы это сделать, организации, которая предоставляет такие услуги, должна быть включена в специальный перечень. Поэтому Правительство РФ также утвердило правила формирования реестра указанных организаций и ИП. Этот реестр будет сформирован Министерством спорта РФ не позднее 1 декабря 2021 г. (на 2022 год).
Такой вычет не должен превышать 120 000 руб. за год в совокупности с другими социальными вычетами по НДФЛ. Такое положение регламентировано Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ.
Ранее декларация по 6-НДФЛ подавалась без дополняющих отчетов и сведений. Но 1 марта 2022 года налогоплательщикам необходимо сдать годовой 6-НДФЛ с приложением № 1- 2-НДФЛ (по постановлению Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ Приказом ФНС РФ от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected]). Также в отчет за 2021 г. необходимо внести сведения о доходах физлица (прежняя справка 2-НДФЛ), которые включены в расчет 6-НДФЛ – это приложение №1.
Теперь работодателям необходимо будет сдавать декларацию по УСН не позднее 31 марта на новом бланке по Приказу ФНС РФ от 25.12.2020 № ЕД-7-3/[email protected]
Что изменилось:
-
новые штрихкоды;
-
на титульном листе не будет кода по ОКВЭД;
-
введен код признака налоговой ставки. Его будут приводить в разделах 2.1.1 и 2.2, а также появятся также новые строки для обоснования ставки по закону субъекта РФ.
Если налогоплательщик применяет общие ставки, то в поле отражают код «1», если повышенные – «2». Напомним, при небольшом превышении лимита по доходам или работникам с 2021 года можно остаться на УСН, но ставки больше.
Планируется частичная отмена одного из важных отчетов у налогоплательщика – это «Декларация по налогу на имущество организаций». Исключению подвергнутся сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Если же у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать.
В таком случае налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.
По Приказу ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/[email protected] обновлению подлежит «Декларация по налогу на прибыль», ее за 2021 год необходимо будет сдавать на бланке в новой редакции. Данная редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.
Как создавать и корректировать резерв по сомнительным долгам
На основании Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ организации, работающие на тарифе «Малое и среднее предпринимательство» понизить тарифы страховых взносов, но при условии если среднесписочная численность их работников не превысит 1500, а не 250 человек, как в 2021 г.
Также такие организации в целом вправе применять освобождение от НДС по услугам общепита. Освобождение не распространяется на розничных продавцов или организациями и ИП, которые занимаются заготовками и реализацией продуктов либо в целом розничной торговлей.
По Приказу Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н начиная с 1 января 2022 г. вступит окончательно ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». С 2018 по 2021 гг. включительно его использовать было не обязательно. Начиная с 2022 г. отчетность должна сдаваться по новым правилам.
Это будет касаться не только ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» но также необходимо будет применять ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».
На данный момент добавлена возможность выбора в Учетной политике перехода с 2022 г. по «Учету аренды» но действовать она начнет только с начала 2022 г.
Уточнен порядок изменения первоначальной стоимости основных средств (ОС) в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов ОС. Норма п. 2 ст. 257 НК РФ дополнена правилом о том, что изменение первоначальной стоимости ОС происходит независимо от размера остаточной стоимости этого ОС (п. 33 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Таким образом, снята неопределенность при модернизации и реконструкции объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью.
Уточнен порядок определения нормы амортизации ОС после реконструкции (модернизации, технического перевооружения) (абзац 3 п.1 ст. 258 НК РФ). Если в результате данных мероприятий срок полезного использования (СПИ) объекта ОС не увеличился, налогоплательщик применяет норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств (пп. 34 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ). До 1 января 2022 при исчислении амортизации в таких случаях учитывался оставшийся срок полезного использования реконструированного ОС. Хотя и до внесения изменений Минфин РФ разъяснял в письмах, что при модернизации полностью самортизированного ОС в целях налога на прибыль его первоначальная стоимость увеличивается на стоимость проведенной модернизации. При этом если СПИ этого ОС не был увеличен, то начислять амортизации по нему следует по нормам, которые были определены при вводе его в эксплуатацию (Письмо Минфина РФ от 19.04.2021 N 03-03-06/1/29206). С 1 января 2022 года позиция финансового ведомства закреплена в НК РФ. Поэтому несмотря на то, что после реконструкции налоговый учет основных средств 2022 формально определяется иначе, для тех налогоплательщиков, которые не были готовы к спорам с налоговым органом, порядок амортизации основных средств с 2022 года не изменился.
Уточнены правила прекращения начисления амортизации по амортизируемому имуществу ( п.5 ст. 259.1 НК РФ): начисление амортизация прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям, независимо от окончания срока полезного использования (пп. 35 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Ранее указание на срок полезного использования в тексте нормы не было. Данное уточнение имеет значение, например, для модернизированных ОС, СПИ которых после модернизации не изменился. Применяя прежнюю норму амортизации к увеличенной первоначальной стоимости ОС, амортизация такого ОС в налоговом учете будет продолжаться за пределами его СПИ. Также уточнения актуальны для ОС, которые были на какое-то время «законсервированы», а потом опять включены в состав амортизируемого имущества. Так, ранее, в письме Минфина РФ 18.08.2020 N 03-03-06/1/72415 были даны разъяснения, что при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему продолжает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла такая расконсервация, по месяц полного списания его остаточной стоимости. При этом истечение срока полезного использования объекта основных средств в период его консервации не влияет на указанный порядок начисления амортизации.
В целях применения пп.5 п.1 ст. 259.3 НК РФ Правительство РФ утвердило обновленный перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий.
Новая версия перечня вступает в силу с 01.01.2022 (см. Распоряжение Правительства РФ от 09.08.2021 N 2196-р). В отношении оборудования, включенного в данный перечень, налогоплательщик имеет право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2. При этом в перечне определены наименование технологического оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией, код ОКОФ, существенные характеристики технологического оборудования, количественные показатели, установленные в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям. Нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение технологического оборудования к технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении наилучших доступных технологий, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору (Письмо Минфина России от 25.09.2020 N 03-03-06/1/84100).
С 1 января 2022 года к расходам на НИОКР в целях ст. 262 НК РФ добавляются расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (п. 36 ст. 2 п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ). Аналогичное положение в отношении прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы было включено в ст. 262 НК РФ ранее и действовало по 31.12 2020. Норму вернули в ст. 262 НК РФ гл. 25 «Налог на прибыль организаций» с 2022 года, дополнив ее правами на селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем.
До 1 января 2022 работодатели имели право относить в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль затраты по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей) с учетом норм п.24.2 ст. 255 НК РФ.
Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 17.02.2021 N 8-ФЗ, в составе расходов на оплату труда с 1 января 2022 года будут учитываться не только путевки от туроператоров и турагентов, но и расходы на оплату работодателем услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории РФ, по договорам с организациями, оказывающими данные услуги, но и расходы в виде сумм полной или частичной компенсации работникам произведенных ими затрат на оплату данных услуг (включая расходы на проживание и питание) на территории РФ (см. письмо Минфина РФ от 02.06.2021 N 03-04-06/42897).
При этом нормативы учета затрат на путевки в целях налогообложения не изменились. В «прибыльных» расходах можно отразить не более 50 000 руб. в совокупности за год на каждого отдыхающего. И расходы на путевки вместе с расходами на ДМС и медицинские услуги в пользу работников не могут превышать 6% от суммы расходов на оплату труда.
С 1 января 2022 вступает в силу Федеральный закон N 104-ФЗ, который изменил категории НКО, безвозмездная помощь которым может быть признана во внереализационных расходах по налогу на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 19.6 п.1 ст. 265 НК РФ). В нем останется только две категории получателей безвозмездной помощи:
НКО, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (Постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 N 1290 установлен новый порядок ведения реестра социально ориентированных НКО).
НКО в виде централизованных религиозных организаций (религиозных организаций, входящих в их структуры), а также СОНКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.
НКО, включенные в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, с 1 января 2021 года исключены из списка «благотворительной помощи», учитываемой в составе внереализационных расходов.
С 1 января 2022 платежи в виде возмещения ущерба перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды) пополнили перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ, п.39 ст. 2, п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ) и встали в одном ряду с пенями, штрафами, санкциями, перечисляемыми в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентами, подлежащими уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафами и другими санкциями, взимаемыми государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. О смысле данного нововведения можно судить из письма Минфина РФ от 21.06.2021 N 03-03-07/48698, где сказано, что подобная формулировка не позволит организациям включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций компенсацию за причиненный экологический ущерб. Ранее вопрос о включении в состав расходов затрат на возмещение ущерба недрам (окружающей среде) был спорным, иногда суды поддерживали налогоплательщика, основываясь на пп.13 п.1 ст. 265 НК РФ (см. Постановление АС ВСО от 03.03.2017. N Ф02-7587/16 по делу N А58-7052/2015 и др.)
Инструкция: как рассчитать резерв отпусков
Ни налоговый кодекс, ни ПБУ не дают чётких указаний по расчёту резерва. Каждая организация вынуждена сама устанавливать порядок определения величины РО. Есть общие рекомендации Минфина для бюджетных учреждений (Письмо от 20.05.2015 №02-07-07/28998), как определить величину резерва отпусков.
- Сперва сотрудников организации нужно поделить на группы по принципу: в одну группу попадают работники, доход которых учитывается на одном и том же счёте учёта затрат.
Например: если доход работников учитывается по дебету 44 счёта, то они относятся к одной группе, а работники, чья зарплата учитывается по дебету 20 счёта (основное производство) попадают в другую группу.
- Рассчитываем величину РО и не забываем про взносы во внебюджетные фонды.
Для определения величины РО нужно выбрать способ расчёта:
Чтобы обязательство было признано оценочным, оно должно соответствовать ряду признаков (ПБУ 8/2010):
- Обязательства появились в прошлом и избежать расходов не получится. Например, отпускные — избежать выплаты отпускных точно не удасться.
- Выполнение обязательств снижает доход предприятия.
- Размер оценочного обязательства возможно заблаговременно определить. То есть, создавать резерв можно только в том случае, если размер трат можно подсчитать.
Отпускные выплаты соответствуют всем заявленным признакам, соответственно, они относятся к оценочным обязательствам и должны быть отражены в бухучёте.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.
На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.
Резерв сомнительных долгов в налоговом учете в 2021 году формируется в зависимости от числа дней просрочки оплаты:
- более 90 дней: на всю сумму задолженности;
- от 45 до 90 дней (включительно): на сумму, равную 50 % от долга;
- менее 45 дней: задолженность не включается в сумму резерва.
Если вы ведете учет кассовым способом, а не по методу начисления, резервы не предусматриваются. Это объясняется тем, что расходы в этом случае разрешено принимать только по факту оплаты.
По итогам налогового периода резервируемые суммы не могут составлять больше чем 10 % от выручки от реализации за этот же период. Если же резерв рассчитывается по окончании отчетного периода, в качестве предела берется наибольшая из двух сумм: 10 % выручки за истекший налоговый период либо 10 % выручки за настоящий отчетный период.
Контрагент-покупатель может перечислить вам неуплаченные суммы. В этом случае разница между резервом на предыдущую и на текущую отчетную дату учитывается как внереализационный доход.
Резерв может быть использован только на покрытие убытков, полученных в результате признания долга безнадежным, то есть нереальным для возврата.
Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.
Резерв начисляется при продаже товаров или работ. В этот же момент он включается в состав расходов (ст. 267 НК РФ). Размер резервируемой суммы ограничен и рассчитывается следующим образом:
- определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
- исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.
Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.
Издержки на ремонт и обслуживание относятся к категории прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.
Когда вы прекращаете продажу продукции/работ с гарантией, весь оставшийся не использованным резерв следует отнести на доходы.
Изменения с 1 января 2022 года в налоговом и бухгалтерском учете
Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.
Начисление резерва отпусков в налоговом учете осуществляется ежемесячно, а процент отчислений берется исходя из отношения планируемых расходов по отпускам, включая взносы, к планируемым расходам на оплату труда. Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. Полученная доля умножается на фактический объем расходов на оплату труда.
Расходы на создание резервов по отпускам следует относить на тот счет учета, где указывается заработная плата работника. Таким образом, выделяются группы: сотрудники производства, администрации и т.д.
В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.
- Если зарезервированных сумм не хватило на покрытие издержек по отпускам, эта разница учитывается как расход на оплату труда.
- Если в учете числится остаток, это значит, что сотрудники не полностью использовали свое право на отпуск. Здесь возможны два варианта:
- когда вы не планируете создавать резерв в следующем году, остаток просто списывается как внереализационный доход;
- если создание резерва по-прежнему целесообразно для предприятия, его остаток подлежит корректировке. Для этого сначала рассчитывается резерв по неиспользованным отпускам. Он равен произведению среднедневного заработка сотрудника и фактического числа неиспользованных дней отпуска. После этого определяется разница между остатком на отчетный день и уточненным резервом:
Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.
Еще одним различием резервов в бухгалтерском и в налоговом учете является то, что во втором случае их создание является правом плательщика. Для бухгалтерского учета резерв — это обязанность, закрепленная ПБУ. Она обусловлена необходимостью максимально достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности.
До федерального стандарта «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» *(1) (далее — стандарт «Резервы») обязанность создания резервов предстоящих расходов у организаций бюджетной сферы существовала в соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н *(2). Признание резервов в учете являлось правом, а не обязанностью учреждения только до 01.01.2015 (письмо Федерального казначейства от 19.01.2015 № 42-7.4-05/8.5-26).
Стандартом «Резервы», который начал применяться с 01.01.2020, сформулировано четкое определение понятия «резервы». Кроме того, выделены общие критерии, при выполнении которых резервы должны признаваться в учете. Таких критериев 4, они перечислены в п. 9 стандарта «Резервы», а также в разделе 3 Методических рекомендаций *(3). Причем, если хотя бы один из критериев не выполняется, резерв не создается.
Однако стандарт «Резервы» раскрывает вопросы формирования только 5 видов резервов. Создание же других видов резервов основывается на положениях иных федеральных стандартов и правовых актов в части бухгалтерского (бюджетного) учета.
Наиболее «новенькие» резервы рассмотрим далее.
Бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений давно привыкли к начислению резерва на оплату отпусков, включая платежи на обязательное социальное страхование. Такой резерв формировался согласно п. 302.1 Инструкции № 157н.
Что же изменилось сейчас? Да практически ничего. НО! С 01.01.2021 начал действовать федеральный стандарт «Выплаты персоналу» *(4). И теперь создание данного вида резерва регулируется самим стандартом, хотя суть осталась прежней. Поэтому в данном случае можно не волноваться и продолжать начислять резерв в обычном порядке.
А вот резерв на пенсионные и иные аналогичные выплаты – новшество учета. Формирование этого вида резерва также предусматривается стандартом «Выплаты персоналу». Резерв создается при следующих условиях:
- выплаты в отношении бывших работников предусмотрены законами РФ, субъектов РФ и (или) актами органов местного самоуправления о государственном пенсионном обеспечении. Исключение — пенсионные выплаты из бюджета Пенсионного фонда РФ);
- выплаты предусмотрены локальными нормативными актами в связи с достижением работником установленного законодательством РФ пенсионного возраста и (или) стажа работы.
Причем, на выплаты в виде выходных пособий резерв не создается.
Таким образом, резерв на оплату отпусков и резерв на пенсионные и иные аналогичные выплаты объединены общим понятием — «Резерв предстоящих расходов по выплатам персоналу». При этом организации бюджетной сферы должны проанализировать свою деятельность на предмет наличия (отсутствия) оснований для формирования резерва на пенсионные и иные аналогичные выплаты. Если такие основания имеют место быть, то создание нового вида резерва должно осуществляться не в межотчетный период, а текущими операциями 2021 года.
Порядок создания резерва под снижение стоимости материальных запасов предусмотрен в стандарте «Запасы» *(5), а также разъяснен в Методических рекомендациях *(6).
Этот резерв представляет собой разницу между нормативно-плановой стоимостью для целей распоряжения (реализации) (или ценой продажи) и балансовой стоимостью материальных запасов (раздел 5 Методических рекомендаций). Соответственно, те материальные запасы, которые предназначены для распространения за символическую плату либо реализации, отражаются в балансе на конец отчетного периода за вычетом величины сформированного резерва.
Резерв создается только по счетам 105 07 «Готовая продукция» и 105 08 «Товары». Обязательное условие для его формирования — нормативно-плановая стоимость (цена) материальных запасов для целей распоряжения (реализации) в течение отчетного периода снизилась и балансовая стоимость больше, чем нормативно-плановая стоимость.
Резерв под снижение стоимости материальных запасов относится на финансовый результат текущего отчетного года. Он создается в разрезе единиц бухгалтерского (бюджетного) учета материальных запасов. Кроме того, в определенных случаях такой резерв подлежит уменьшению (п. 32 стандарта «Запасы»). Уменьшение резерва относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.
Внимание! В учете учреждений формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов отражается не с использованием привычного для этих целей счета 401 60. Для данного вида резерва предназначен отдельный счет 114 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов» (п. 151.6 Инструкции № 157н). Бухгалтерские записи по созданию этого резерва в Инструкциях по применению рабочих планов счетов есть.
Таким образом, если учреждение занимается реализацией готовой продукции и (или) товаров и в какой-то момент принято решение об их продаже по более низкой цене, чем было запланировано изначально, то необходимо будет сформировать резерв под снижение стоимости материальных запасов.
Список видов резервов, которые учреждение вправе создать является открытым. Действующее законодательство отдает на откуп учетной политики возможность формирования резервов. Однако необходимо учитывать, что для возможности создания резерва должны быть соблюдены обязательные общие критерии, при выполнении которых резервы признаются в учете.
В данной статье не шла речь о таких резервах, как:
- резерв по претензиям, искам;
- резерв по гарантийному ремонту;
- резерв по реструктуризации;
- резерв по убыточным договорным обязательствам;
- резерв по сомнительной задолженности.
Вместе с тем организациям бюджетной сферы о них также следует знать и помнить и в определенных обстоятельствах создавать. Ведь не отражение в отчетности резервов не позволяет предоставить пользователям этой отчетности достоверную информацию об имеющихся у учреждения отложенных обязательствах. В свою очередь, своевременное начисление резервов предстоящих расходов позволит более корректно сформировать финансовый результат, не перенося на следующий финансовый год расходы, которые относятся к текущему году.
Начало применения: с 1 января 2022 г.
Для кого обязателен: для всех, кроме бюджета
N.B. Малые предприятия могут не применять только отдельные положения ФСБУ 6/2020 (п. 3 ФСБУ 6/2020)
Что изменилось
Лимит стоимости ОС
Отменили лимит стоимости объекта для признания его основным средством. Теперь лимит можно будет установить самостоятельно (п. 5 ФСБУ 6/2020)
Малоценные ОС
Затраты на приобретение, создание несущественных активов признаются расходами в периоде их осуществления (п. 5 ФСБУ 6/2020)
Учет ОС
ОС учитывается по сумме, составляющей разницу между его первоначальной стоимостью и суммами амортизации, обесценения.
В первоначальную стоимость ОС включаются суммы капвложений. Увеличение стоимости отражается в момент завершения работ по его улучшению или восстановлению.
Амортизация ОС
Амортизацию нужно начислять с даты признания ОС в бухгалтерском учете. Допускается, как прежде, начать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания ОС.
Сумма амортизации рассчитывается так, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость объекта ОС стала равна его ликвидационной стоимости, то есть из стоимости ОС, уменьшенной на его ликвидационную стоимость.
Периодичность начисления амортизации не регламентируется ФСБУ 6/2020.
Переоценка ОС
Появилась обязанность проверять основные средства на факт обесценения, предусмотренная стандартом МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов». Группы ОС могут переоцениваться по справедливой стоимости с периодичностью, установленной организацией (п. п. 15, 16 ФСБУ 6/2020).
Отражение в бухгалтерском учете и отчетности
Начало применения: с 1 января 2022 г.
Для кого обязателен: для всех, кроме бюджета
N.B. Исключение составляют объекты договора аренды по предоставлению в аренду участков недр для геологического изучения, разведки, добычи полезных ископаемых, результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены.
Что изменилось
Введены новые понятия
Исключено старое понятие «имущество», введено новое понятие «объект учета аренды», применяемое к объектам, по которым одновременно выполняются следующие условия:
→ предмет аренды предоставляется на обозначенный в договоре срок;
→ предмет аренды идентифицируется и по условиям договора арендодатель не может заменить его до окончания срока аренды;
→ арендатор вправе использовать предмет аренды для получения прибыли;
→ арендатор имеет право сам определять, как использовать предмет аренды в рамках его технических характеристик.
Изменения для арендодателя
Арендодателю необходимо делить аренду на 2 вида: финансовую и операционную.
Главные отличия финансовой аренды от операционной в экономической выгоде и рисках.
Так, при финансовой аренде риски и экономическая выгода, которые возникают в связи с правом собственности предмета аренды, переходят от арендодателя к арендатору. При операционной аренде и риски, и экономические выгоды остаются у арендодателя. Определен и перечень условий, по которым определяется вид аренды.
Изменения для арендатора
Для арендатора не предусмотрено разделение аренды на операционную и финансовую. Но, в учете изменений не избежать. Так, по новому ФСБУ 25/2018, арендатор должен отражать в учете не само имущество, а право пользования активом (ППА), на которое будет начисляться амортизация, а также обязательство по аренде, которое в свою очередь, будет погашаться.
Замечу, что если срок аренды меньше 12 месяцев, или рыночная стоимость объекта аренды не превышает 300 тыс. рублей, то арендатор имеет право отражать в текущих расходах лишь арендные платежи без ППА и обязательства по аренде. Такое правило распространяется и на компании, которые применяют упрощенный бухучет (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Начало применения: с 1 января 2022 г.
Для кого обязателен: для всех, кроме бюджетников, ИП, лиц, занимающихся частной практикой и финансовых организаций.
Что изменилось
Введены новые понятия
«Оправдательный документ», который не содержит все обязательные реквизиты «первички». По факту это любой документ, содержащий информацию о хозяйственной жизни компании, например, договоры с контрагентами, работниками. В принципе, такой документ также можно использовать в качестве первичного документа, если он будет содержать все обязательные реквизиты.
Главные аспекты
→ дата составления «первички» может отличаться от даты совершения факта хозяйственной жизни, оформляемого этим первичным учетным документом. Оговорка: при различии дат (составления документа и совершения факта хозяйственной жизни) в «первичке» указываются обе даты;
→ одним первичным документом разрешено оформлять несколько связанных фактов;
→ отдельные факты, например повторяющиеся, такие как начисление процентов или амортизации, разрешено оформлять не в момент их совершения, а периодически;
→ регламентированы вопросы составления бухгалтерских документов, если бизнес ведется не в РФ;
→ сформулированы общие требования к регистрам бухучета;
→ прописан порядок подписания документов ЭЦП;
→ изменены правила исправления документов. Так, бумажную «первичку» можно исправлять только корректурным способом, вручную зачеркнув ошибку и написав верные данные, а электронный документ нужно заменить на новый;
→ урегулирован порядок хранения документов.
ВАЖНО!
Разработайте и утвердите порядок документооборота согласно ФСБУ 27/2021 в Учетной политике
Как правильно организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021? Узнайте из нашего курса
Похожие записи: