Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль на Украине в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Налог на прибыль организаций — это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.
Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.
Прибыль-результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения.
Плательщиками налога на территории страны следующие категории лиц:
- украинские предприятия юрлица;
- иностранные юрлица, которые занимаются предпринимательской деятельностью на украинской территории через постоянные представительства или просто получают доход от источника в Украине;
- иностранные предприятия, признанные резидентами Украины;
- иностранные предприятия, управление которыми проводится руководителями, расположенными на территории Украины.
Обязанность по налогообложению возникает при наличии объекта. Если последний отсутствует – налоги платить нет смысла. В новом периоде не следует исключать нововведения по расширению лиц плательщиков единого налога. Законодательные изменения будут опубликованы на официальном сайте власти и налоговых организаций.
В Украине существует 4 группы плательщиков единого налога, которые между собой отличаются размерами и методикой начисления налогов. Предлагаем ознакомиться с каждой из них:
Работающие в оффлайн и онлайн предприниматели должны будут в обязательном порядке пользоваться кассовыми аппаратами. Нововведения коснутся всех без исключения. Отсрочка в предыдущем периоде была связана с пандемией коронавирусной инфекции.
Изменения, вступающие с 01.01.2022 года, коснется нерезидентов, предоставляющих интернет-услуги на территории Украины. Такие лица должны в обязательном порядке пройти регистрацию в налоговых органах. После соблюдения требований законодательства они должны будут уплачивать НДС в размере 20%. Налог можно уплачивать на территории РФ в гривнах и по ее границам, в валюте. Письма счастья ожидают рекламщиков, пользующихся популярными интернет-сервисами.
В новом году не будет отложенного налогообложения для контролируемых иностранных компаний. Новая реальность пугает. Поэтому, вплоть до 2023 года законодатели приняли решение не применять штрафных санкций к фирмам из-за случайно допущенных ошибок.
Закон № 466-IX стал выполнением плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), вводящий в Украине понятие «контролируемой иностранной компании». Таковой считается любое нерезидентное юридическое образование, которое контролируется и управляется украинским предприятием или частным лицом. Одним словом, если вы имеете статус налогового резидента в украинской юрисдикции и владеете/контролируете/управляете и/или получаете прибыль от оффшорной компании, обязаны уплачивать налог на полученный от деятельности оффшора доход.
Контроллером может выступать:
- резидентная украинская организация (компания, траст, фонд);
- физическое лицо-резидент, независимо от текущего гражданства.
Прямым владельцем или контролером КИК в Украине определяются:
- физлица и компании, владеющие более 50% доли в уставном фонде оффшора;
- физлица и предприятия с долями в оффшоре от 10%, если совокупно украинские резиденты владеют от 50% и более акций иностранного предприятия;
- украинские резиденты и связанные лица, осуществляющие фактический надзор и контроль над зарубежной организацией.
Налогоплательщик по прибыли оффшора в Украине – это контроллер, осуществляющий управление и/или владение акциями/долями уставного капитала оффшорной компании (КИК). При этом следует учитывать, что долями могут определяться не только акции или материальные активы, а также определенные правомочия и права, позволяющие владельцу:
- оказывать влияние на долю голосов;
- получать соответствующую доле в уставном фонде прибыль;
- блокировать распределение конкретной части дохода;
- получать соразмерно доле активы, если оффшор добровольно, принудительно ликвидируется.
Если предприятие или резидентное физлицо Украины владеет от 25% долей в уставном фонде оффшора, но не располагают механизмами для обозначения себя контролирующими лицами (в одиночку или вместе с другими контроллерами и владельцами), все будут засчитаны как контролеры зарубежного предприятия в Украине в равных долях. Налогооблагаемой базой будет скорректированная прибыль КИК, пропорциональная доле владения на дату расчета такой прибыли.
Здесь очень важно учесть следующие моменты:
- Если получатель – физическое лицо, доходы от КИК в Украине включаются в общую налогооблагаемую годовую прибыль владельца.
- Если получатель дохода – украинская компания, она увеличивает собственную прибыль по итогам отчетного периода на сумму, полученную как доход от деятельности КИК.
- Отчеты по иностранным предприятиям подаются с годовой декларацией вместе с заверенными копиями финансовой отчетности КИК в целях подтверждения полученного за отчетный период дохода.
Примечание: отчитываться по контролируемой иностранной компании должны все, в том числе компании и частные лица, контролирующие полностью освобожденный от налогов оффшор.
Украинским бизнесменам и инвесторам, которые определяются контролирующими лицами КИК, необходимо помнить, что не всегда прибыль оффшора может подлежать налогообложению на территории Украины. Доходы не будут включены в налогооблагаемую базу, если:
- существует СИДН, заключенное между Украиной и юрисдикцией регистрации оффшорной компании;
- КИК уплачивает налог по ставке 18% или более (базовая величина налога на прибыль в Украине);
- оффшор уплачивает налог по ставке не ниже 13% (разница с украинской ставкой не должна быть более 5 процентных пунктов);;
- пассивные доходы КИК составляют до 50% от общей прибыли.
Независимо от того, выполняются ли вышеперечисленные условия, ваша оффшорная компания не будет объектом налогообложения в украинской юрисдикции, если:
- на конец отчетного периода совокупная прибыль всех КИК одного контролирующего лица менее 2 млн. EUR;
- оффшор является публичной организацией с участием на официальной фондовой бирже;
- оффшорная компания не ведет коммерческую деятельность с распределением доходов в пользу владельцев (например, благотворительный фонд).
Украинцев обложили новыми налогами: кому и за что придется платить в 2022
В своих статьях на портале мы часто говорим о месте эффективного управления иностранной компанией. Только при правильном и тщательно спланированном структурировании бизнеса вы сможете избежать неблагоприятных налоговых последствий на законном уровне. И новшества в Налоговом кодексе Украины вводят в категорию плательщиков налога на прибыль оффшорные компании, контролируемые из украинской юрисдикции.
Учитывая, что Закон № 1117-IX отсрочил введение правил налогообложения КИК до 2022 года, резиденты, контролирующие иностранные предприятия, могут провести безналоговую ликвидацию своих КИК в 2022 г.. Установленная Налоговым кодексом Украины норма позволяет освободить от налогообложения доходы физических лиц, полученные за период 2020-2021 гг. в результате ликвидации/прекращения деятельности КИК.
Одной из семи важнейших поправок в правилах относительно КИК в Украине также стал Закон №1914 об автоматическом обмене финансовыми данными с другими государствами по единому стандарту отчетности CRS. В соответствии с новыми правилами, финансовые организации Украины будут обмениваться следующей информацией:
- о счетах физлиц-налоговых резидентов юрисдикции, где осуществляется автообмен;
- о финансовых счетах трастов, фондов, юрлиц при контроле несколькими лицами или с пассивной выручкой.
В данный момент Украине необходимо присоединиться к соглашению CRS и внести изменения в действующее законодательство с принятием нормативно-правовых актов.
Подавать отчетность и уведомлять налоговые органы должны все резидентные лица, имеющие до 50% долей в уставном фонде оффшора или имеющие 10% акций офшора, если в совокупности украинские резиденты владеют до 50% акций этого предприятия.
Владельцы иностранных компаний могут не платить налоги, если компания уплачивает налоги в размере 18% и более в юрисдикции регистрации, если Украина имеет СИДН со страной расположения КИК, если до 50% прибыли отнесены на пассивный доход. Не нужно уплачивать налоги при организации некоммерческих структур за границей, например, благотворительных фондов, а также, если совокупная прибыль всех КИК во владении одного лица менее 2 млн. EUR.
Документы необходимо подавать с декларацией об имущественном состоянии и налоговой декларацией. Если присутствует финансовая отчетность КИК, заполняется подробная форма со структурой капитала, полными данными об иностранном предприятии, сотрудниках, размерах дивидендов и прочими данными. В противном случае можно подать упрощенную форму с минимальными сведениями, позволяющую определить размер полученной прибыли.
- ЕСВ — 1430 грн
с 01.01.2022 г. (1474 грнс 01.10.2022 г.);
- единый налог — 5% дохода, или 3% дохода и НДС.
Предприниматели на общей системе налогообложения в 2022 году платят ЕСВ:
- 1430 грн — с 1 января;
- 1474 грн — с 1 октября.
Годовые доходы облагаются по ставке 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора от чистого дохода. Чистый доход определяется как разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью предпринимателя.
Единый социальный взнос: с 1 января – 1 430 грн, с 1 октября – 1 474 грн.
Единый налог – 248,10 грн (не более 10% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января 2022 года).
Также ЕСВ: 1 430 грн — с января и 1 474 грн — с октября.
Единый налог – 1,3 тыс. грн (20% от минимальной заработной платы, установленной на 1 января 2022 года).
Ставки единого налога в процентах устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин.
Для того чтобы у налоговиков не возникло претензий к вашей отчетности, при составлении декларации по налогу на прибыль нужно учитывать несколько правил:
1) декларацию заполняют нарастающим итогом с начала года в гривнях без копеек с округлением по общеустановленным правилам.
Это значит, что просто перенести данные из финансовой отчетности не получится. Ведь, как известно, полную финотчетность заполняют в тысячах гривень без десятичных знаков, а упрощенную — в тысячах гривень с одним десятичным знаком после запятой.
Получается,
для заполнения декларации нужно взять данные о доходе и финрезультате поточнее — из первичных документов, регистров бухучета (в гривнях)
Благодаря эпидемии коронавируса предприниматели на едином налоге получили целый год для того, чтобы подготовиться к введению кассовых аппаратов.
Была слабая надежда, что от фискализации депутаты в итоге откажутся. Но на полную отмену РРО (регистраторов расчетных операций – кассовых аппаратов) для упрощенцев они не согласились. Поэтому с 1 января 2022 года предпринимателей ждут веселые времена. «Все плательщики единого налога, кроме предпринимателей первой группы, которые осуществляют наличный расчет, будут обязаны применять РРО», – предупреждает Алла Скрипник, юрист юридической фирмы «Кушнир, Якимяк и Партнеры».
Читай также: Налог на землю в Украине: кто и сколько будет платить
Избежать покупки кассового аппарата можно в том случае, если расчеты осуществляются исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств. Например, без РРО могут работать предприниматели, которые получают оплату только непосредственно на текущий счет.
Напомним, что с 1 января 2021 года по 1 января 2022 года кассовые аппараты должны были применять физлица-предприниматели, чей доход в течение календарного года превышал 220 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января 2021 года (1,32 млн. грн.).
Кроме того, РРО в 2021 году обязательны для предпринимателей, которые торгуют технически сложными товарами; продают лекарственные средства, изделия медицинского назначения и предоставляют платные услуги в сфере здравоохранения; продают ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней.
Кстати, с января 2022 года меняются и штрафы за продажу товаров/предоставление услуг без РРО, за невыдачу фискальных чеков и т. д. До конца 2021 года за первое подобное нарушение штраф составляет 10% суммы операции, которая прошла мимо кассы, за каждое следующее нарушение – 50% суммы операции. С 1 января 2022 года размеры штрафов будут 100% и 150% соответственно.
Еще одна не очень приятная новость для предпринимателей – повышение минимальной зарплаты. Правда, с 1 января 2022 года минималка не изменится, рост МЗП произошел на месяц раньше, чем обычно, – 1 декабря 2021 года. Увеличение МЗП повлекло за собой рост сумм единого налога, который уплачивают упрощенцы второй группы. Они платят ЕН по ставке 20% МЗП. Соответственно, если до декабря 2021 года ежемесячный размер налога составлял 1200 грн., то с декабря – 1300 грн.
Помимо этого, к МЗП привязаны платежи по единому соцвзносу (ЕСВ), который предприниматели платят как за себя, так и за наемных сотрудников. Стандартная ставка ЕСВ – 22% минимальной зарплаты. С 1 декабря 2021 года минимальный платеж по ЕСВ вырос с 1320 грн. до 1430 грн.
Какие налоги должны платить украинцы с 2022 года
У бизнеса покрупнее тоже нет особых поводов для радости. С 2022 года вступают в силу правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). Правда, пока в облегченном режиме.
Как физические, так и юридические лица, которые контролируют иностранную компанию, будут вынуждены подать по итогам 2022 года отчет в Государственную налоговую службу Украины. В этом отчете будут содержаться данные о КИКе, ее прибыли и т. д. При этом санкции и пеня за нарушения, допущенные в таком отчете, а также за любые нарушения, связанные с КИКами, в 2022-м и 2023 году не применяются.
Читай также: Налоги в Украине в 2022 году: Все, что нужно знать
Но расслабляться не стоит, так как впоследствии штрафы будут очень болезненными. За неподачу отчета по КИКу штраф составит около 250 тыс. грн., а за сокрытие информации о существующих контролируемых компаниях – почти 2,5 млн. грн.
Разумеется, у контролирующего лица возникают налоговые обязательства. Физлицо платит НДФЛ по ставке 5–18%, в зависимости от того, получает контролер дивиденды или прибыль, и 1,5% военного сбора. Юрлицо уплачивает 18% налога на прибыль.
С 2022 года начинает действовать правило деловой цели при наличии бизнес-отношений с нерезидентами. Это правило будет применяться при проведении операций по приобретению/продаже товаров (работ, услуг), в которых второй стороной выступают контрагенты из низконалоговых юрисдикций. Подпадают под правило деловой цели и выплаты роялти в пользу любых нерезидентов, независимо от того, где они зарегистрированы.
Что вообще такое деловая цель? Это – операции, в которых заложен экономический смысл. Налогоплательщик может относить их на затраты, что позволяет ему уменьшить сумму уплачиваемых налогов. Если же фискалы почему-то решат, что деловой цели в конкретно взятой операции нет, они доначислят плательщику налоговые обязательства. Это невероятно коррупциогенная норма. Увы и увы.
С января 2022 года полностью вступает в силу закон № 1525-IX, который вводит так называемый налог на Google.
Согласно его нормам, платные электронные услуги, которые предоставляют YouTube, «облачные» сервисы и социальные сети, будут подлежать налогообложению НДС. В том числе это касается игр и приложений, а также любого платного контента (фильмов, музыки, электронных книг).
«Нерезиденты должны начислять 20% НДС на поставку электронных услуг в Украине, если они предоставляют эти услуги физическим лицам, в том числе физлицам-предпринимателям, которые не являются плательщиками НДС, и если доход поставщика таких услуг за календарный год превышает 1 млн. грн.», – объясняет Катерина Лысечко, руководитель юридического отдела аутсорсинговой компании Accountor Ukraine. Все крупные онлайн-сервисы, увы, подпадают. И украинские пользователи-физлица уже получили «письма счастья» от своих зарубежных контрагентов – «извините, ребята, все станет на 20% дороже».
Читай также: В Украине изменят налоги на авто: сколько нужно будет платить
Так что готовимся к подорожанию онлайн-контента и онлайн-услуг уже в ближайшие месяцы – как мы и предупреждали, налог перекладывается на потребителя, в конце концов.
Этот же закон освобождает от уплаты НДС резидентов, которые оплачивают услуги нерезидентов за производство и/или распространение рекламы. Теперь обязанность по уплате НДС будет на нерезиденте. Ставка налога – 15%.
На низком старте закон об операциях с криптовалютами и о налогообложении таких операций. Соответствующий законопроект № 3637 Верховная Рада приняла во втором чтении в сентябре 2021 года. Но президент Владимир Зеленский вернул его в парламент со своими замечаниями.
Претензия Зеленского заключается в том, что регулированием рынка виртуальных активов, согласно тексту закона, будут заниматься различные госорганы. Это повлечет за собой значительные расходы госбюджета. Поэтому Зеленский предложил отнести регулирование рынка криптовалют к компетенции Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Для того чтобы закон вступил в силу, Рада должна внести в него поправки президента.
К тому же, депутатам предстоит разработать и криптовалютные поправки в Налоговый кодекс. Когда это произойдет – неизвестно. Поэтому не факт, что налогообложение операций с виртуальными активами начнет действовать в 2022 году. Не исключено, что законодатели отложат его до 2023 года.
Еще в июле парламент принял в первом чтении законопроект № 5600, который называют «ресурсным». Его разработало правительство для того, чтобы добиться в 2022 году увеличения сборов в госбюджет. Впоследствии к законопроекту было подано свыше 11 тыс. поправок. Поэтому его подготовка ко второму чтению изрядно затянулась. Тем не менее, Даниил Гетманцев уверял, что депутаты однозначно одобрят документ до конца 2021 года. Так и случилось: парламент 30 ноября принял законопроект в целом.
И бизнес, и оппоненты действующей власти требовали удалить из него самые болезненные нормы. Но без толку.
Разберемся, какие основные налоговые нововведения нас ждут. Это – повышение ставок акцизного налога на алкогольные и табачные изделия, а также эконалога и рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом; отмена льгот по акцизному налогу для компаний, которые осуществляют поставку электроэнергии, полученной из возобновляемых источников; ограничение перенесения расходов прошлых периодов в размере 50% для крупных налогоплательщиков; внедрение НДФЛ по ставке 18% для операций по продаже третьего и более объекта недвижимости в течение года; введение НДФЛ с дохода выше 12 минимальных зарплат (72 тыс. грн.), полученного в течение года от реализации собственной сельхозпродукции.
Читай также: Украинцам вернут их налоги: кто и сколько получит
Вдобавок к этому № 5600 расширяет полномочия налоговых органов, связанные с взысканием налоговых долгов. Будет создан единый реестр руководителей компаний, на которых висят налоговые долги. Также предусмотрена возможность ограничения выезда за территорию Украины таких должностных лиц. Правда, чтобы запретить пересекать границу, налоговикам нужно будет получать решение суда.
«Особое внимание хотелось бы обратить на то, что налоговые органы могут получить право требовать от плательщиков налогов информацию (пояснения) в ответах на запросы, которые связаны не только с нарушениями, а и по другим вопросам, касающимся налогообложения и возможных нарушений в хозяйственной деятельности», – говорит Катерина Лысечко.
По оценкам Министерства финансов, государственный бюджет благодаря нормам законопроекта № 5600, которые расширяют базу налогообложения и приводят к увеличению ставок, дополнительно получит около 28 млрд. грн. Заметим, что перевыполнение плана налоговых поступлений за первые 11 месяцев 2021 года уже составляло более 20 миллиардов гривен (+3,9%), а превышение над уровнем налоговых поступлений за аналогичный период 2020 года – плюс 37,6%(все – данные КСУ). Каких еще налогов им не хватает?
Никак не доберется до второго чтения законопроект № 5376 о специальном налоговом режиме для резидентов «Дія.Сity». Но его авторы, в частности, Егор Чернев, зампредседателя комитета Верховной Рады Украины по цифровой трансформации, заявили о том, что законопроект доработан и вскоре появится в парламенте.
Налог на доходы физлиц – сотрудников компаний, которые являются резидентами «Дія.Сity», составит 5%. Кроме него остается ЕСВ по ставке 22% и 1,5% военного сбора. Юридические лица в рамках «Дія.Сity» смогут выбирать, платить 18% налога на прибыль или 9% налога на выведенный капитал.
В случае выбора второго варианта, к выведению капитала будут приравниваться конкретные операции, которые и будут облагаться по ставке 9%. «Это – выплата вознаграждения физическим лицам-предпринимателям на едином налоге, импорт и экспорт товаров и услуг при определенных условиях, выплата дивидендов, процентов или роялти», – рассказывает Марина Шулик, старший юрист юридической фирмы Kinstellar. Причем, временно, вплоть до 1 января 2024 года платежи в пользу физлиц-предпринимателей будут освобождены от налогообложения.
Читай также: Кабмин освободил от налога импортное оборудование для изготовления вакцин
Ожидает второе чтение законопроект № 2713-д о налогообложении игорного бизнеса. «Он предусматривает введение 10% налога на общую выручку от игровой деятельности (gross gambling revenue tax) в дополнение к общему 18% налогу на прибыль для организаторов азартных игр», – объясняет Виктория Ставчук-Мулундкар, старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang.
Также организатор азартных игр признается налоговым агентом и удерживает 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора с выигрышей игроков. В то же время, авторы документа предлагают освободить от налогообложения выигрыши, размер которых не превышает 8 минимальных зарплат.
Грядут перемены, связанные с налоговой отчетностью. Кабмин 30 сентября внес в Раду законопроект № 6120 о смене налогового периода для плательщиков НДФЛ, военного сбора и ЕСВ. Все те, кто подает отчетность раз в квартал, будут подавать ее ежемесячно. Так что бумажной волокиты станет еще больше.
А еще правительство предлагает существенно увеличить штрафы для предпринимателей и самозанятых лиц, которые игнорируют подачу налоговых деклараций. Соответствующий проект закона Кабмин утвердил на заседании 17 ноября.
Читай также: В Украине будут по-другому начислять налог на авто
Размер санкций вырастет в 15 раз. За первое нарушение штраф будет составлять от 1700 до 2550 грн., а в случае повторного в течение года нарушения – от 2550 до 4250 грн.
Самое неприятное, что наказывать будут не только тех предпринимателей, которые не подают отчетность, но и тех, которые допускают в своих отчетах ошибки.
С 1 января украинцы обязаны платить минимальное налоговое обязательство на землю. То есть владелец земли обязан доплатить разницу между суммой уплаченных в бюджет налогов и сборов, если она меньше МНО.
Это означает, что МНО в 2023 году будет начисляться за 2022 год и составит 4% от нормативной денежной оценки земли. После 2023 года МНО вырастет до 5%.
Согласно ст. 136.1 НКУ размер базовой ставки составляет 18%. Однако, для некоторых видов деятельности существуют следующие размеры ставок:
- 0% — при получении дохода в результате выполнения договоров по долгосрочному страхованию жизни, добровольному медицинскому страхованию (ДМС) и пенсионному страхованию в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, в частности договоров страхования дополнительной пенсии.
- 3% — по договорам страхования от объекта налогообложения, который рассчитывается как сумма страховых платежей, страховых взносов, страховых премий, начисленных по договорам страхования и сострахования. При этом страховые платежи, страховые взносы, страховые премии по договорам сострахования включаются в состав объекта налогообложения страховщика только в размере его доли страховой премии, предусмотренной договором сострахования (согласно подпункта 141.1.2 НКУ).
- 0, 4, 6, 12, 15, 20% для нерезидентов и приравненных к ним лиц с источником их происхождения из Украины в случаях, установленных пунктом 141.4 НКУ.
- Во время осуществления букмекерской деятельности, азартных игр (в том числе казино) одновременно с базовой ставкой налога на прибыль устанавливаются ставки налога на доход: 10% (игральные автоматы) и 18% (букмекерская деятельность и казино).
- 30% налог на доход при осуществлении деятельности по выпуску и проведению лотерей.
От налога на прибыль освобождены предприятия, учреждения и организации, которые являются неприбыльными. К таким относятся:
- бюджетные учреждения;
- общественные объединения, политические партии, творческие союзы, религиозные организации, благотворительные организации, Пенсионные фонды;
- союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц;
- жилищно-строительные, дачные, садоводческие и гаражные кооперативы;
- объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), ассоциации владельцев жилых домов;
- профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, а также организации работодателей и их объединения;
- сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, кооперативные объединения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов;
- субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
- Национальный банк Украины (НБУ).
Сумма выплат рассчитывается самим налогоплательщиком. Периоды расчетов налога на прибыль в 2020 году совпадают с календарными и составляют полный квартал, т.е. 4 раза в год. Началом налогового периода считается первое число календарного месяца, а окончанием, соответственно — последнее. Исключением являются следующие случаи:
- Производители с/х продукции могут выбрать годовой налоговый (отчетный) период, который начинается с 1 июля прошлого отчетного года и заканчивается 30 июня текущего отчетного года. При этом налогом на прибыль облагаются организации, чей доход от реализации произведенной ими продукции составляет более половины от всей суммы дохода.
- Для только что открывшегося предприятия началом отчетного периода считается дата постановки на учет в налоговых органах. Сумма выплат рассчитывается ими за отчетный год.
- Для ликвидируемого предприятия последним налоговым периодом является период, на который приходится дата ликвидации.
- Годовой налоговый период устанавливается налогоплательщикам, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по показаниям Отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе) за предыдущий годовой отчетный (налоговый) период, не превышает 20 млн грн.
Сумма до налогообложения, из которой вычитаются косвенные налоги, отражается в «Отчете о совокупном доходе» и представляет собой доход от продажи товаров и услуг, финансовых операций и других источников. Это еще одно нововведение, по которому необходимость в налоговом учете отпадает и учет налога проводится по единой схеме — бухгалтерскому учету, отвечающему международным стандартам. При этом налоговая инспекция приобрела полномочия на бухгалтерский аудит организаций.
Согласно Налоговому кодексу налогооблагаемую сумму можно, как уменьшить, так и увеличить с учетом корректировок, влияющих на размер прибыли и убытков:
- амортизации основного капитала;
- создания резервных средств;
- финансовых операций (процентных начислений, долевого участия, роялти, выплачивания оффшоров);
- реструктуризации задолженности;
- и других разниц, предусмотренных НК.
Предприятиям с годовым доходом ниже 20 млн грн разрешено не использовать корректировки, увеличивающие финансовый результат. Помимо этого, из налога на прибыль в Украине вычитается налог на нежилую недвижимость (если она не является земельным участком). В случае, если последний превышает налог на прибыль (или же прибыль отсутствует), неучтенная сумма не принимается в расчет для уменьшения последующих выплат.
Для вкладчиков и акционеров из налогооблагаемой суммы вычитается:
- доход других долевых участников;
- дивиденды, полученные от других плательщиков авансовых взносов;
- доход участников, выплачивающих единый налог IV группы.
Декларация по налогу на прибыль: правила составления и предоставления
Залогом успешной налоговой оптимизации является долгосрочное планирование бюджетных отчислений, основанное на тщательных расчетах, балансируемых на грани закона. Рассмотрим наиболее часто применяемые способы оптимизации налога.
Согласно украинскому НК существует фиксированная верхняя граница социальных отчислений, остающихся неизменными независимо от размеров заработной платы. Это обстоятельство может оказаться полезным в случае выплаты премиальных сотрудникам организации. Социальное и медицинское страхование, командировочные и другие расходы также могут оказать влияние на итоговую сумму налога.
Планирование поставок продукции, передача права собственности на нее определяет дату признания доходов и расходов, а значит, и сумму, подлежащую налогообложению.
Разные методы налогообложения, выбранные несколькими предприятиями, входящими в состав крупной компании, позволяют перераспределить полученные и списанные средства с максимальной выгодой.
Базой налогообложения является общая площадь объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе их долей.
Согласно п.266.5.1 ст. 266 НКУ, ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин, созданных по закону и перспективному плану формирования территорий общин, в зависимости от месторасположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 1,5 процента размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 квадратный метр налогооблагаемой базы .
Таким образом, максимальный размер ставки налога на недвижимость в 2022 году составит 97,5 гривны за 1 квадратный метр площади.
Плательщиками сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины об установлении туристического сбора, и временно размещаются в местах проживания (ночлег).
Согласно п.268.3.1.статьи 268 НКУ ставка сбора устанавливается по решению местного совета, за каждые сутки временного размещения лица в местах проживания (ночлега) в размере до 0,5 процента — для внутреннего туризма и до 5 процентов — для въездного туризма от размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, для одного лица за сутки временного размещения.
Таким образом, в 2022 году максимальные ставки туристического сбора будут составлять:
- 32,5 грн. за 1 сутки – для внутреннего туризма;
- 325 грн. за 1 сутки – для иностранцев.
Налоги в Украине 2022: Что изменится для простых граждан
Ставка налога остается неизменной – 25 тысяч гривен за легковой автомобиль, являющийся объектом налогообложения. Однако изменяются критерии самого объекта налогообложения.
Так, согласно п.267.2.1. ст. 267 НКУ объектом налогообложения транспортным налогом являются легковые автомобили, с года выпуска которых прошло не более пяти лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет более 375 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.
Таким образом, в 2022 году будут облагать налогом автомобили стоимостью: 6500 х 375 = 2 437 500 гривен, которым меньше 5 лет.
Ставки единого налога устанавливают в процентах от прожиточного минимума либо минимальной заработной платы. Для третьей группы плательщиков единого налога действует ставка в процентах от дохода.
Согласно п.293.2 ст. 293 НКУ фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин, для физических лиц – предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, в расчете на календарный месяц:
- для первой группы плательщиков единого налога – не более 10 процентов размера прожиточного минимума для трудоспособных (до 248 грн. в месяц в 2022 году);
- для второй группы плательщиков единого налога – не более 20 процентов размера минимальной заработной платы (до 1300 грн. в 2022 году).
Процентная ставка единого налога для плательщиков третьей группы устанавливается в размере:
- 3 процента дохода – в случае уплаты налога на добавленную стоимость;
- 5 процентов дохода – в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Отметим, что минимальная ставка единого социального взноса (ЕСВ) в 2022 году составит: с 1 января – 1430 грн. в месяц; с 1 октября – 1474 грн. в месяц.
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
- Адвокаты
- Юристы
- Нотариусы
- Суды
- Прокуратуры
- Налоговые инспекции
- Государственные администрации
- Пенсионные фонды
- Полиция
- Центры занятости
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Ужгород
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
Закон «Про державний бюджет на 2022 рік», який Верховна Рада ухвалила 2 грудня, передбачає підвищення соціальних стандартів. Проте відбудеться це не одразу.
Майже весь 2022 рік «мінімалка» становитиме 6 500 грн на місяць – такою вона стала 1 грудня 2021 року. Тоді мінімальна зарплата зросла на 500 грн.
Нове її підвищення заплановане на жовтень 2022 року – на 200 грн або 3% до 6 700 грн.
Наступного разу «мінімалка» збільшиться 1 січня 2023 року – до 7 176 грн.
Як і мінімальна зарплата, прожитковий мінімум для працездатних осіб зріс 1 грудня 2021 року – до 2 481 грн. Таким же він буде і з січня 2022 року.
З 1 грудня загальний прожитковий мінімум підвищився до 2 393 грн, для дітей віком до шести років – до 2 100 грн, від 6 до 18 років – до 2 618 грн, а для осіб, які втратили працездатність, – до 1 934 грн.
У 2022 році заплановані два підвищення прожиткового мінімуму: у липні та грудні. Загальний показник 1 липня зросте до 2 508 грн, а 1 грудня – до 2 589 грн. Для працездатних осіб – до 2 600 грн та 2 684 грн відповідно.
Для дітей віком до шести років розмір прожиткового мінімуму з липня становитиме 2 201 грн, з грудня – 2 272 грн. Для дітей віком 6-18 років сума зросте до 2 744 грн та 2 833 грн відповідно.
Для осіб, що втратили працездатність, з 1 липня сума зросте до 2 027 грн, з 1 грудня – до 2 093 грн.
Зростання мінімальної зарплати та прожиткового мінімуму впливає на ставки податків для фізосіб-підприємців.
Єдиний соціальний внесок. Збільшення мінімальної зарплати з 1 грудня 2021 року до 6 500 грн позначиться на розмірі ЄСВ, адже ставка його нарахування залишається незмінною – 22%.
Таким чином, з 1 січня 2022 року, як і з грудня 2021 року, мінімальний розмір ЄСВ на місяць становитиме 1 430 грн, а з 1 жовтня він зросте до 1 474 грн.
Максимальний розмір нарахованого ЄСВ (15 «мінімалок») на місяць з 1 грудня збільшений до 21 450 грн, а з 1 жовтня 2022 року він становитиме 22 110 грн.
З грудня 2021 року ФОПи сплачують ЄСВ за себе за четвертий квартал 2021 року до 19 січня 2022 року.
Квартальна сума становитиме 4 070 грн. У податковій декларації за 2021 рік потрібно вказати зміну розміру ЄСВ: із січня до листопада – 1 320 грн, а в грудні – 1 430 грн.
При цьому ФОП подаватиме одну декларацію (про єдиний податок та ЄСВ), а не дві. У її складі буде звіт щодо ЄСВ.
Єдиний податок. Для ФОПів першої групи розмір єдиного податку на місяць у 2022 році становитиме 248,1 грн (не більше 10% від прожиткового мінімуму для працездатних осіб на 1 січня).
Для ФОПів другої групи – 1 300 грн (20% від «мінімалки»), для третьої групи – 5% доходу або 3% доходу та ПДВ.
І про ФОПів, що працюють за загальною системою оподаткування. Їх доходи, отримані протягом календарного року від господарської діяльності, оподатковуються за ставкою 18% ПДФО та 1,5% військового збору від чистого доходу.
Так званий ресурсний закон, спрямований проти олігархів, містить і норми, що вплинуть на звичайних українців.
Він передбачає підвищення акцизів на алкоголь та інші продукти. Хоча ціни на підакцизні товари постійно зростають, розміри акцизів в Україні не переглядалися кілька років.
Депутати вирішили підвищити всі ставки акцизів на алкоголь на 5%. Цю норму навряд чи можна назвати антиолігархічною, оскільки за таке підвищення заплатять споживачі.
Податковий закон з 1 січня впроваджує нову систему оподаткування сільгоспвиробників.
Він вводить поняття «мінімальне податкове зобов’язання» (МПЗ). Це сума податків, яку кожен власник сільгоспземлі має сплачувати до бюджету. Ця сума становитиме близько 5% від вартості землі на рік.
Тобто якщо сума всіх податків (податку на землю, податку на прибуток, єдиного податку), які сплачує сільгоспвиробник, буде меншою за МПЗ, то йому доведеться доплатити різницю.
МПЗ не визначається для городів, земельних ділянок дачно-будівельних та садівничих (городницьких) кооперативів, а також для сільгоспземель, що перебувають у межах населених пунктів.
Ставка налога на прибыль предприятий в Украине
С 1 января вступил в силу обновленный Порядок предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях (далее – КО), по результатам которого заключаются договоры, которые имеют односторонний, двусторонний и многосторонний характер, для целей трансфертного ценообразования. Согласно этому Порядку, в частности:
- нельзя разглашать или обнародовать без согласия плательщика и/или использовать в качестве основания для проверки соответствия условий КО принципу «вытянутой руки» или осуществления каких-либо иных мер налогового контроля любую информацию, документы или материалы, полученные ГНС от налогоплательщика во время процедуры согласования ценообразования;
- переписка с плательщиком во время процедуры согласования ценообразования и по вопросам заключения договора осуществляется в электронной форме в порядке, определенном ст. 42 НК;
- заключение договора не освобождает налогоплательщика от составления и представления отчета о КО, уведомления об участии в международной группе компаний (далее – МГК) и отчета в разрезе стран МГК в соответствии с пп. 39.4.2 НК.
Утверждена форма заявления о предварительном согласовании ценообразования, которое плательщик в электронной форме с наложением квалифицированной электронной подписи (КЭП) отправляет в ГНС через э-кабинет (постановление КМУ от 28.10.2021 № 1114).
С 1 января вступили в силу утвержденные во исполнение пп. 39-2.5.5 НК:
- форма Уведомления о приобретении (начало осуществления фактического контроля) или отчуждении доли (прекращение фактического контроля) резидентом в иностранном юридическом лице или имущественных прав на долю в активах, доходах или прибыли образования без статуса юридического лица (далее – Уведомление);
- Порядок отправления в контролирующий орган Уведомления, действие которого распространено на резидентов (юрлиц и физлиц).
Эти требования не применяются, если контролируемая резидентом иностранная компания является публичной компанией, требования к которой установлены пп. 39-2.4.2.2 НК.
Физлица-резиденты и юрлица-резиденты обязаны отправить в контролирующий орган по основному месту учета Уведомления в течение 60 дней со дня соответствующего события. Уведомление отправляется средствами электронной связи в электронной форме (приказ Минфина от 22.09.2021 № 512).
С 1 января вступают в силу – в части представления промежуточной финотчетности не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, – абзацы второй, третий и пятый п. 5 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419 (далее – Порядок № 419), согласно которым:
- предприятия, которые в соответствии с Законом от 16.07.1999 № 996-XIV (далее – Закон № 996) обязаны обнародовать годовую финотчетность, подают органам госстатистики и налоговым органам отчет о финансовом состоянии (баланс) и отчет о прибылях и убытках и другом совокупном доходе (отчет о финансовых результатах), кроме консолидированной финотчетности, способом, определенным законодательством, за отчетный год не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным годом, за I квартал, первое полугодие, девять месяцев – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- предприятия, которые для составления финотчетности применяют МСФО, годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность, составленные на основе таксономии финотчетности, вместе с соответствующими аудиторскими отчетами (если обязательный аудит финотчетности проводился по требованию законодательства), подают в центр сбора финотчетности не позднее сроков, предусмотренных Законом № 996 для обнародования годовой финотчетности, промежуточную финотчетность (за I квартал, первое полугодие, девять месяцев) – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- промежуточная финотчетность (за I квартал, первое полугодие, девять месяцев), кроме консолидированной, подается предприятиями органам, указанным в п. 2 Порядка № 419 (кроме органов Казначейства), не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (постановление КМУ от 22.09.2021 № 998).
С 1 января вступили в силу Правила составления и представления в НБУ отчетности участниками рынка небанковских финансовых услуг, а именно: страховщиками; страховыми и/или перестраховыми брокерами; кредитными союзами; ломбардами; другими финансовыми учреждениями; юрлицами-СХ, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но согласно законодательству могут предоставлять услуги по финлизингу. Правила обязательны для выполнения всеми участниками рынка независимо от наличия лицензии на предоставление соответствующих финансовых услуг на рынке.
Участник рынка небанковских финансовых услуг:
- составляет отчетность на основании данных бухгалтерского, управленческого, персонифицированного учета, данных учетно-регистрирующих систем такого участника рынка и данных об осуществленных операциях;
- подает отчетность в соответствии с требованиями данных Правил с даты включения его в Государственный реестр финансовых учреждений (другие реестры, которые ведет НБУ) и до времени исключения его из этого (этих) реестра (реестров) и аннулирования свидетельства о регистрации финучреждения/справки о взятии на учет юрлица/свидетельства о внесении в госреестр страховых и перестраховых брокеров (постановление Правления НБУ от 25.11.2021 № 123).
С 1 января резиденты «Дія Сіті» обязаны начислять ЕСВ в размере минимального страхового взноса на сумму:
- зарплаты, начисленной каждому застрахованному лицу по видам выплат, которые включают основную и дополнительную зарплату, другие поощрительные и компенсационные выплаты (в т. ч. в натуральной форме);
- вознаграждения физлицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гиг-контрактам, заключенным в порядке, предусмотренном Законом № 1667 (Закон от 14.12.2021 № 1946-IX).
С 1 января обновлены суммы командировочных расходов госслужащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, предусмотренные приложением 1 к постановлению КМУ от 02.02.2011 № 98 (постановление КМУ от 23.12.2021 № 1355).
С 1 января вступило в силу постановление КМУ от 23.12.2021 № 1359, которым внесены изменения в постановление КМУ от 23.08.2000 № 1336 и в утвержденный им Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО и/или ПРРО с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций (далее – Постановление № 1359, Перечень № 1359), в частности:
1) уточнен предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг), в случае превышения которого применение РРО и/или ПРРО является обязательным, для форм и условий проведения деятельности, определенных:
- в п. 1 Перечня № 1359 – 167 размеров минимальной зарплаты (далее – МЗП), установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров);
- п. 2, 3, 5, 6, 13, 14, 17, 22, 23, 27 Перечня № 1359 – 500 тыс. грн на один СХ;
- п. 4 и 7 Перечня № 1359 – 250 тыс. грн на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров (предоставления услуг);
2) указано, что для форм и условий проведения деятельности, определенных в п. 8–11, 15, 19, 21, 25, 26 Перечня № 1359, предельный размер годового объема расчетных операций не устанавливается;
3) исключен абзац третий п. 2 Постановления № 1359, которым определены условия применения РРО единщиками второй – четвертой групп (физлицами).
Согласно изменениям, внесенным в Перечень № 1359, в частности:
- предприниматели-единщики могут осуществлять розничную торговлю на территории села товарами (кроме подакцизных) без РРО/ПРРО (с применением РК и КУРО). Но эта норма не применяется при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- такая розничная торговля осуществляется в торговом объекте, в котором осуществляется торговля также и подакцизными товарами;
- такими предпринимателями также осуществляется дистанционная торговля, в частности через Интернет;
- сельскими советами и советами объединенных территориальных громад принято решение об обязательном применении на территории села РРО и/или ПРРО для форм и условий проведения деятельности, определенных в этом пункте (п. 1);
- исключены п. 20 и 24 (касаются страховой и туристической деятельности).
С 1 января 2022 года до 1 января 2023 года продлен запрет на ввоз на таможенную территорию Украины товаров происхождением из Российской Федерации, перечень которых утвержден постановлением КМУ от 30.12.2015 N 1147 (постановление КМУ от 23.12.2021 № 1354).
С 1 января 2022 года до 1 января 2031 года освобождаются от обложения ввозной пошлиной товары, которые ввозятся на таможенную территорию Украины предприятиями, которые имеют, создают или модернизируют производственные мощности для промышленного производства транспортных средств (далее – ТС), по кодам согласно УКТВЭД (пп. 16 п. 4 разд. XXI Таможенного кодекса, далее – ТК). Льгота применяется в случае, если указанные товары ввозятся такими предприятиями для собственного производства:
- ТС, оснащенных исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими) – товарная позиция 8603 (только самоходные вагоны трамвайные и вагоны метро), товарная подпозиция 8701 20, товарные позиции 8702–8705 УКТВЭД;
- ТС, оснащенных двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием, которые работают исключительно на сжатом природном газе метане, сжиженном природном газе метане или биогазе, – товарная подпозиция 8701 20, товарные позиции 8702–8705 УКТВЭД;
- несамоходных трамвайных вагонов и вагонов метро – товары подкатегории 8605 00 00 00 УКТВЭД.
При этом установленные ст. 102 НК сроки давности не применяются. Порядок ввоза и целевого использования указанных товаров определяется Кабмином.
Не освобождаются от обложения ввозной пошлиной товары, которые имеют происхождение из страны, признанной государством-оккупантом и/или государством-агрессором относительно Украины, или ввозятся с территории государства-оккупанта (агрессора) и/или с оккупированной территории Украины (Закон от 15.07.2021 № 1661-IX).
С 1 января в перечень товаров, которые не могут быть помещены в таможенный режим временного ввоза с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами при условии, что срок их эксплуатации истек, включены вагоны железнодорожные для перевозок грузов по колеям, несамоходные, вагоны-цистерны и подобные им; вагоны железнодорожные для перевозок грузов по колеям, несамоходные, другие (коды УКТВЭД 8606 10 00 00 и 8606 99 00 00 соответственно) (постановление КМУ от 12.05.2021 № 468).
С 1 января до 31 декабря 2022 года применяются с коэффициентом 6 критерии получения статуса квалифицированного инвестора, предусмотренные п. 7 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона от 23.02.2006 № 3480IV «О рынках капитала и организованных товарных рынках» (в редакции Закона от 19.06.2020 № 738-IX).
С 1 января использование и/или проверка э-паспорта и э-паспорта для выезда за границу может осуществляться также с использованием резервного QR-кода в случае отсутствия подключения электронных устройств к Интернету, работоспособности Портала «Дія» и т. п. Это возможно исключительно в случаях перевозки пассажиров транспортом общего пользования (железнодорожным, морским, речным, автомобильным, авиационным и городским электротранспортом); допуска к сдаче внешнего независимого оценивания и экзаменов в заведениях образования (постановление КМУ от 18.08.2021 № 911).
С 1 января Украина начала выполнять свои обязательства, которые вытекают из Рамочного договора между Правительствами Украины и Французской Республики относительно официальной поддержки усиления защиты населения, территорий и окружающей природной среды Украины от чрезвычайных ситуаций, заключенного 13 мая 2021 года в г. Киеве (Закон от 01.07.2021 № 1606-IX).