Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классификатор доходов и расходов на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Поскольку код вида расходов — более крупная группировка, чем кодификатор операций сектора госуправления, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия.
Вид расходов
КОСГУ
Примечания
Код
Наименование
Код
Наименование
Бюджетная классификация Российской Федерации
Код бюджетной классификации (КБК) является агрегированным многоразрядным кодом, предназначенным для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы РФ. Он применяется при осуществлении платежей в бюджет и в государственное органы. В зависимости от кода платежи зачисляются по своему целевому направлению.
Необходимость в формировании кодов возникала для упорядочения финансовой отчетности, обеспечения единой формы бюджетной финансовой информации.
КБК служат для составления и выполнения муниципального и федерального бюджета. Они помогают перенаправлять финансовые потоки на государственном уровне, позволяют анализировать динамику доходов и расходов, дают наглядное представление о текущей ситуации в государственной казне.
Все КБК можно разделить на 4 вида:
государственные поступления;
отражающие расходы;
источники финансирования дефицита бюджета;
по операциям госуправления.
В основном в кодировании нуждается Казначейство, которое классифицирует денежные средства. Для юридических лиц и предпринимателей коды нужны при формировании платежей в пользу государственных органов.
Они применяются при оплате:
налогов и сборов;
госпошлины;
страховых взносов;
штрафов и пени;
за пользование недрами, за добычу полезных ископаемых.
Минфин утвердил новые перечни КБК для применения, начиная с бюджетов на 2022 год
НДФЛ
182 1 01 02010 01 1000 110
Пени
182 1 01 02010 01 2100 110
Штрафы
182 1 01 02010 01 3000 110
Проценты
182 1 01 02050 01 2200 110
НДФЛ с сумм прибыли иностранной компании
182 1 01 02050 01 2200 110
НДФЛ на проценты по вкладам (платеж, недоимка, задолженность)
182 1 01 02060 01 1000 110
Налог на доходы:
Налог
182 1 05 01011 01 1000 110
Пени
182 1 05 01011 01 2100 110
Проценты
182 1 05 01011 01 2200 110
Штрафы
182 1 05 01011 01 3000 110
Налог на доходы-расходы:
Налог
182 1 05 01021 01 2100 110
Пени
182 1 05 01021 01 2100 110
Проценты
182 1 05 01021 01 2200 110
Штрафы
182 1 05 01021 01 3000 110
Страховые взносы на выплату страховой пенсии
182 1 02 02010 06 1000 160
Страховые взносы на выплату накопительной пенсии
182 1 02 02020 06 1000 160
КБК ФСС
ОМС
182 1 02 02101 08 1013 160
Взносы по страхованию по больничным и декретным
182 1 02 02090 07 1010 160
Взносы по страхованию от несчастных случаев и проф. Заболеваний (в ФСС)
Взносы, начисленные за периоды до 2017 года, уплаченные после 01.01.2017
Взносы за 2017-2022 годы
Взносы на обязательное пенсионное страхование
взносы
182 1 02 02010 06 1000 160
182 1 02 02010 06 1010 160
пени
182 1 02 02010 06 2100 160
182 1 02 02010 06 2110 160
штраф
182 1 02 02010 06 3000 160
182 1 02 02010 06 3010 160
Взносы на обязательное социальное страхование
взносы
182 1 02 02090 07 1000 160
182 1 02 02090 07 1010 160
пени
182 1 02 02090 07 2100 160
182 1 02 02090 07 2110 160
штраф
182 1 02 02090 07 3000 160
182 1 02 02090 07 3010 160
Взносы на обязательное медицинское страхование
взносы
182 1 02 02101 08 1011 160
182 1 02 02101 08 1013 160
пени
182 1 02 02101 08 2011 160
182 1 02 02101 08 2013 160
штраф
182 1 02 02101 08 3011 160
182 1 02 02101 08 3013 160
Взносы «на травматизм»
взносы
393 1 02 02050 07 1000 160
пени
393 1 02 02050 07 2100 160
штраф
393 1 02 02050 07 3000 160
КБК по страховым взносам ИП
Вид платежа
КБК
Взносы, начисленные за периоды до 2017 года, уплаченные после 01.01.2017
Взносы за 2017-2022 годы
Фиксированные взносы в ПФР, включая взносы
взносы
182 1 02 02140 06 1100 160
182 1 02 02140 06 1110 160*
*Единый КБК для фиксированной части и взносов с доходов свыше 300 000 руб. действует с 23.04.2018
Взносы в ПФР 1% с доходов свыше 300 000 руб.
взносы
182 1 02 02140 06 1200 160
пени
182 1 02 02140 06 2100 160
182 1 02 02140 06 2110 160
штраф
182 1 02 02140 06 3000 160
182 1 02 02140 06 3010 160
Взносы на обязательное медицинское страхование
взносы
182 1 02 02103 08 1011 160
182 1 02 02103 08 1013 160
пени
182 1 02 02103 08 2011 160
182 1 02 02103 08 2013 160
штраф
182 1 02 02103 08 3011 160
182 1 02 02103 08 3013 160
Скачать таблицу КБК для пеней и штрафов по взносам на ОПС по дополнительным тарифам можно здесь.
КБК по налогам, указанным в таблицах ниже, в последние годы не изменялись (одинаковые для 2021 и 2022 годов). Чтобы вы легко и быстро нашли нужный вам КБК (из наиболее востребованных), мы разделили их на группы:
Таблица КБК по НДФЛ на 2022 год
НДФЛ с доходов сотрудников до 5 млн. руб.
182 1 01 02010 01 1000 110
Пени по НДФЛ с доходов сотрудников
182 1 01 02010 01 2100 110
Штраф по НДФЛ с доходов сотрудников
182 1 01 02010 01 3000 110
НДФЛ с доходов ИП на ОСНО
182 1 01 02020 01 1000 110
Пени по НДФЛ с доходов ИП на ОСНО
182 1 01 02020 01 2100 110
Штраф по НДФЛ с доходов ИП на ОСНО
182 1 01 02020 01 3000 110
НДФЛ с доходов свыше 5 млн. руб.
182 1 01 02080 01 1000 110
Пени по НДФЛ с суммы свыше 5 млн. руб.
182 1 01 02080 01 2100 110
Штраф по НДФЛ с суммы свыше 5 млн. руб.
182 1 01 02080 01 3000 110
Таблица КБК по налогу на прибыль
Назначение платежа
Обязательный платеж
Пени
Штраф
В федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков)
182 1 01 01011 01 1000 110
182 1 01 01011 01 2100 110
182 1 01 01011 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков)
182 1 01 01012 02 1000 110
182 1 01 01012 02 2100 110
182 1 01 01012 02 3000 110
В федеральный бюджет (для консолидированных групп налогоплательщиков)
182 1 01 01013 01 1000 110
182 1 01 01013 01 2100 110
182 1 01 01013 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ (для консолидированных групп налогоплательщиков)
182 1 01 01014 02 1000 110
182 1 01 01014 02 2100 110
182 1 01 01014 02 3000 11
При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до 21.10.2011 (до вступления в силу закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ)
182 1 01 01020 01 1000 110
182 1 01 01020 01 2100 110
182 1 01 01020 01 3000 110
С доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство
182 1 01 01030 01 1000 110
182 1 01 01030 01 2100 110
182 1 01 01030 01 3000 110
С доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций
182 1 01 01040 01 1000 110
182 1 01 01040 01 2100 110
182 1 01 01040 01 3000 110
С доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций
182 1 01 01050 01 1000 110
182 1 01 01050 01 2100 110
182 1 01 01050 01 3000 110
С дивидендов от иностранных организаций
182 1 01 01060 01 1000 110
182 1 01 01060 01 2100 110
182 1 01 01060 01 3000 110
С процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам
182 1 01 01070 01 1000 110
182 1 01 01070 01 2100 110
182 1 01 01070 01 3000 110
С прибыли контролируемых иностранных компаний
с прибыли контролируемых иностранных компаний
с прибыли контролируемых иностранных компаний
с прибыли контролируемых иностранных компаний
В целях применения кодов видов расходов государственные и муниципальные учреждения руководствуются Порядком N 85н. Новации коснулись и данного правового акта.
Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2021 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2021 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.
Наконец с 2022 года порядок применения КВР 247 уточнен. Закрытый перечень расходов по видам энергетических и (или) коммунальных ресурсов дополнен. Для расходов 2022 года теперь существует прямая норма, которая устанавливает, что по КВР 247 оплачиваются расходы на теплоснабжение, в том числе на горячее водоснабжение. Кроме того конкретизированы расходы на газоснабжение.
Одно небольшое уточнение! КВР 247 не применяется для отражения расходов, поименованных по данному коду, но осуществляемых за пределами территории РФ.
До внесения конкретных изменений в Порядок N 85н существовали различные точки зрения по поводу отражения расходов на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях через командируемых подотчетных лиц. Речь идет о таких расходах спортсменов как: затраты на проезд, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях в случаях, когда денежные средства выдаются не им «на руки», а сопровождающему, который является командируемым сотрудником и подотчетным лицом учреждения. Сомнения развеяны и теперь в нормативном документе четко прописано, что такие расходы следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Кстати, по этому же КВР отражаются затраты, связанные с платой, взимаемой оператором электронной площадки.
Минфин России скорректировал также и положения Порядка N 209н. Внимание! Не все нововведения касаются 2022 года. Ряд изменений уже надо применять в 2021 году.
Так, с 20.11.2021 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.
С 2022 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.
Существующие на сегодняшний день подстатьи 251, 252 и 253 КОСГУ изменят свое название и будут использоваться для безвозмездных перечислений текущего характера. А вот для отражения безвозмездных перечислений капитального характера добавляются 3 новые подстатьи КОСГУ:
254 «Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
255 «Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
256 «Перечисления капитального характера международным организациям».
Таким образом, уважаемые бухгалтеры, во избежание ошибок будьте внимательны при планировании расходов на 2022 год!
Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.
К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:
запчасти для ремонта машин и оборудования;
спецоборудование для НИОКР;
семена, удобрения, посадочные материалы;
реактивы, химическая посуда, радиодетали;
материальные запасы специального назначения и др.
Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.
Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.
Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.
С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:
Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.
Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.
КВР
КОСГУ
Примечание
Код
Бюджетные статьи расходов с расшифровкой
Код
Наименование
Коды бюджетной классификации (КБК) введены для того, чтобы упорядочить поступление денег в бюджет и их расходование. При помощи этих кодов происходит группировка бюджетных средств, в том числе налогов и страховых взносов. Например, все поступления налога на доходы физических лиц подразделяются на группы: НДФЛ, начисленный налоговыми агентами; НДФЛ, начисленный предпринимателями и прочими «частниками»; НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с доходов нерезидентов и проч. И для каждой из названных групп предусмотрен отдельный код бюджетной классификации.
Согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина от 06.06.19 № 85н) каждый КБК состоит из 20-ти цифр (их называют разрядами).
Первые три разряда — это код главного администратора доходов бюджета. Для налоговых платежей, страховых взносов (кроме взносов «на травматизм») и госпошлин, данный код принимает значение «182», для платежей в ФСС «на травматизм» — «393».
Четвертый, пятый и шестой разряды показывают группу доходов. Для налога на прибыль и НДФЛ — это «101», для страховых взносов — «102», для НДС и акцизов — «103», для налога на имущество, транспортного и земельного налогов — «106», для единых налогов при «упрощенке», ЕНВД и ЕСХН — «105», для госпошлины — «108».
Разряды с седьмого по одиннадцатый используются для детализации внутри каждой группы доходов.
Двенадцатый и тринадцатый разряды показывают, в какой бюджет поступят деньги. Если указано «01», то средства предназначены для федерального бюджета, если «02», то для регионального. Значения «06», «07» и «08» означают бюджеты ПФР, ФСС и ФОМС соответственно. Значения «03», «04» и «05» отведены для муниципальных бюджетов
Разряды с четырнадцатого по семнадцатый показывают, что именно перечисляет налогоплательщик или страхователь: основной платеж по налогу или взносу, пени, штрафы или проценты. Для налогов и некоторых видов взносов в случае основного платежа указывают «1000», в случае пеней — «2100», в случае штрафов — «3000» и в случае процентов — «2200».
Восемнадцатый, девятнадцатый и двадцатый разряды принимают следующие значения: при уплате налогов и госпошлины это «110», при уплате страховых взносов — «160», при перечислении платежей за пользование недрами или природными ресурсами — «120».
В 2022 году следует руководствоваться Приказом Минфина РФ от 08.06.2021 № 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)».
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
АКЦИЗЫ
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ
ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
ВОДНЫЙ НАЛОГ
ЖИВОТНЫЙ МИР И БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
ТОРГОВЫЙ СБОР
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ:
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (ПФР, ФСС, ФФОМС)
Основные нововведения касаются порядка применения классификации операций сектора госуправления (Приказы Минфина № 209н от 29.11.2017, № 133н от 24.09.2021). Собрали все изменения КОСГУ на 2022 в одной таблице для бюджетных заказчиков:
КОСГУ
Дата вступления в силу изменений
Новые правила
Статья 270, подстатья 273
Сразу же после регистрации Приказа № 133н в Минюсте
По подстатье 273 учитывают выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у кредитной организации. Проводку формируют в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления средств в счет погашения долга
Статья 250, подстатьи 251, 252, 253
01.01.2022
По этим КОСГУ проводят все операции текущего характера
Статья 250, подстатья 254
Отражают операции капитального характера при перечислении средств в другие бюджеты
Статья 250, подстатья 255
Отражают операции капитального характера при перечислении наднациональным организациям, правительствам иностранных государств
Статья 250, подстатья 256
Отражают операции капитального характера при перечислении международным государствам
По особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2022 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2021 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов» (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2019). Этот код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2021).
Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.
Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.
До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.
Изменения в КБК на 2022 год — таблица с расшифровкой
Минфином опубликована новая таблица соответствия на 2022 год. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами приложили в файле.
Вид КВР
КОСГУ
Примечание
Код
Наименование
Код
Наименование
Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.
Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:
Ошибка
Штраф, наказание
Как избежать
Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством
Ст. 15.14 КоАП РФ:
штраф на должностное лицо (20 000-50 000 рублей) или дисквалификация (1-3 года);
штраф на юридическое лицо — 5-25% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению
Если в учреждении планируется операция, которой нет в действующем Приказе № 85н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения.
Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется
Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара
Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров)
На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок
Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды
Применен КВР, который не соответствует типу учреждения
Перед проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из Приказа № 85н
КБК — коды бюджетной классификации
КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!
Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.
В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.
КБК бывают 4 видов:
касающиеся государственных поступлений;
имеющие отношение к расходам;
обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
отображающие операции госуправления.
Основные изменения в КВР и КОСГУ с 2022 года: применяем с учетом новшеств
Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:
промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.
Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.
Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.
Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.
К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.
Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.
В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.
Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.
ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.
Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.
Инспекция начислила пени по неуплате налога. Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
КБК не соответствует платежу, указанному в назначении. Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными. Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье. Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.
ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДОВ (ПЕРЕЧНЕЙ КОДОВ) БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2022 ГОД (НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ)
В соответствии со статьями 7, 20, 21, 23 и абзацами двадцать четвертым и двадцать пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2020, N 40, ст. 6168) приказываю:
1. Утвердить:
коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
перечень кодов подвидов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения, согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
коды главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (органов государственной власти Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящихся в их ведении казенных учреждений) согласно приложению N 3 к настоящему приказу;
коды главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (органов государственной власти Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящихся в их ведении казенных учреждений) и видов (подвидов) доходов бюджетов с соответствующими им кодами аналитической группы подвидов доходов бюджетов согласно приложению N 4 к настоящему приказу;
коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов согласно приложению N 5 к настоящему приказу;
перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения, согласно приложению N 6 к настоящему приказу;
коды главных администраторов источников финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации согласно приложению N 7 к настоящему приказу;
коды главных администраторов источников финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, групп, подгрупп, статей и соответствующие им коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов согласно приложению N 8 к настоящему приказу;
коды главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации согласно приложению N 9 к настоящему приказу;
перечень и коды целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации согласно приложению N 10 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации согласно приложению N 11 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Культурная среда» согласно приложению N 12 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Творческие люди» согласно приложению N 13 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Цифровая культура» согласно приложению N 14 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» согласно приложению N 15 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Информационная инфраструктура» согласно приложению N 16 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» согласно приложению N 17 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Информационная безопасность» согласно приложению N 18 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Цифровые технологии» согласно приложению N 19 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Цифровое государственное управление» согласно приложению N 20 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Искусственный интеллект» согласно приложению N 21 к настоящему приказу;
коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Современная школа» согласно приложению N 22 к настоящему приказу;
Планируем расходы на 2022 год: новая таблица соответствия КВР и КОСГУ
Код
Наименование кода поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элемента, группы подвида, аналитической группы подвида доходов
Уровень кода «1»
Изменения КБК по акцизам, НДПИ и административным штрафам в 2022 году:
добавили код 000 1 01 02120 01 0000 110 для НДФЛ с базы свыше 5 млн руб. Речь идет о сумме, которую уплачивают по налоговому уведомлению;
убрали код 000 1 07 01040 01 0000 110 для НДПИ при добыче на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и из недр за пределами страны.
В 2022 году будет принят закон, согласно которому организации и ИП будут перечислять в бюджет единый налоговый платеж, как это уже сейчас делают физлица.
Новые КБК 2022: изменения для бухгалтера Минфин подготовил новый перечень кодов бюджетной классификации на 2022 год, которые относятся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ.
Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА. В проекте привели:
коды видов доходов бюджета и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджета;
перечень кодов подвидов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы госвласти, ЦБ РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами и находящиеся в их ведении казенные учреждения;
коды главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов;
коды главных администраторов источников финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
коды главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; перечень и коды целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
коды направлений расходования целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Назначение
Обязательный платеж
Пени
Штраф
Налоговый агент
НДФЛ по доходам, у которых до 5 млн. руб. ставка 13 процентов, свыше 5 млн. – ставка 15 процентов:
182 1 01 02010 01 1000 110
182 1 01 02010 01 2100 110
182 1 01 02010 01 3000 110
– по доходам не больше 5 млн. руб.
– с доходов сверх 5 млн руб.
182 1 01 02080 01 1000 110
182 1 01 02080 01 2100 110
182 1 01 02080 01 3000 110
(с превышения)
НДФЛ по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.)
182 1 01 02010 01 1000 110
182 1 01 02010 01 2100 110
182 1 01 02010 01 3000 110
ИП, лица, занятые частной практикой
НДФЛ по доходам не больше 5 млн. руб.
182 1 01 02020 01 1000 110
182 1 01 02020 01 2100 110
182 1 01 02020 01 3000 110
НДФЛ по доходам, больше 5 млн руб. (с превышения)
182 1 01 02080 01 1000 110
182 1 01 02080 01 2100 110
182 1 01 02080 01 3000 110
Физлицо
Платеж
Пени
Штраф
НДФЛ с доходов резидента не больше 5 млн. руб., в том числе от продажи личного имущества (кроме прибыли КИК)
182 1 01 02030 01 1000 110
182 1 01 02030 01 2100 110
182 1 01 02030 01 3000 110
НДФЛ с доходов, превышающих 5 млн руб., за исключением прибыли КИК, в том числе фиксированной (с превышения)
182 1 01 02080 01 1000 110
182 1 01 02080 01 2100 110
182 1 01 02080 01 3000 110
Прибыль КИК, кроме фиксированной, с которой НДФЛ платят по уведомлению:
182 1 01 02050 01 1000 110
182 1 01 02050 01 2100 110
182 1 01 02050 01 3000 110
– в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.
– в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.
182 1 01 02100 01 1000 110
182 1 01 02100 01 2100 110
182 1 01 02100 01 3000 110
Фиксированная прибыль КИК, с которой НДФЛ платят по уведомлению:
182 1 01 02090 01 1000 110
182 1 01 02090 01 2100 110
182 1 01 02090 01 3000 110
— в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.
— в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.
182 1 01 02110 01 1000 110
182 1 01 02110 01 2100 110
182 1 01 02110 01 3000 110
Проценты, купон или дисконт по обращающимся облигациям российских организаций, которые номинированы в рублях и эмитированы после 01.01.2017
182 1 01 02070 01 1000 110
182 1 01 02070 01 2100 110
182 1 01 02070 01 3000 110
НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с доходов иностранцев, которые работают на основании патента
182 1 01 02040 01 1000 110
–
–
Назначение
Обязательный платеж
Пени
Штраф
С реализации в России
182 1 03 01000 01 1000 110
182 1 03 01000 01 2100 110
182 1 03 01000 01 3000 110
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза – через налоговую инспекцию
182 1 04 01000 01 1000 110
182 1 04 01000 01 2100 110
182 1 04 01000 01 3000 110
При импорте товаров – на таможне
153 1 04 01000 01 1000 110
153 1 04 01000 01 2100 110
153 1 04 01000 01 3000 110
Назначение
Обязательный платеж
Пени
Штраф
ЕНВД
182 1 05 02010 02 1000 110
182 1 05 02010 02 2100 110
182 1 05 02010 02 3000 110
ЕСХН
Назначение
Обязательный платеж
Пени
Штраф
ЕСХН
182 1 05 03010 01 1000 110
182 1 05 03010 01 2100 110
182 1 05 03010 01 3000 110
Назначение
Обязательный платеж
Пени
Штраф
В бюджеты городских округов
182 1 05 04010 02 1000 110
182 1 05 04010 02 2100 110
182 1 05 04010 02 3000 110
В бюджеты муниципальных районов
182 1 05 04020 02 1000 110
182 1 05 04020 02 2100 110
182 1 05 04020 02 3000 110
В бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя
182 1 05 04030 02 1000 110
182 1 05 04030 02 2100 110
182 1 05 04030 02 3000 110
В бюджеты городских округов с внутригородским делением
182 1 05 04040 02 1000 110
182 1 05 04040 02 2100 110
182 1 05 04040 02 3000 110
В бюджеты внутригородских районов
182 1 05 04050 02 1000 110
182 1 05 04050 02 2100 110
182 1 05 04050 02 3000 110
В бюджеты муниципальных округов
182 1 05 04060 02 1000 110
182 1 05 04060 02 2100 110
182 1 05 04060 02 3000 110
Назначение
Обязательный платеж
Пени
Штраф
Транспортный налог организаций
182 1 06 04011 02 1000 110
182 1 06 04011 02 2100 110
182 1 06 04011 02 3000 110
Налог на имущество
Назначение
Обязательный платеж
Пени
Штраф
По имуществу организаций, не входящему в Единую систему газоснабжения
182 1 06 02010 02 1000 110
182 1 06 02010 02 2100 110
182 1 06 02010 02 3000 110
По имуществу организаций, входящему в Единую систему газоснабжения
182 1 06 02020 02 1000 110
182 1 06 02020 02 2100 110
182 1 06 02020 02 3000 110
Порядок учета таких расходов разъяснен в Письме Минфина РФ от 16.01.2020 № 02‑08‑10/1630.
Размер и порядок компенсации расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ на работу централизованной системы водоотведения, установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, и соответствующими правовыми актами субъектов РФ.
Еще в 2021 Министерство финансов РФ ввело новые статьи расходов бюджетной классификации на 2022 год — 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» и 247 «Закупка энергетических ресурсов» (п. 48.2.4.6 Порядка № 85н).
Регламент 2021 года дополнен увязками:
КВР 122 и подстатья 296 в части возмещения должностным лицам ущерба, причиненного их имуществу в связи со служебной деятельностью;
КВР 730 и подстатья 730 в части бюджетных кредитов, привлеченных от РФ в инвалюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.
ВАЖНО!
КВР 247 применяют исключительно в увязке с КОСГУ 223 «Коммунальные услуги». А в 2022 году по коду 247 проводят и комбинированные контракты на поставку тепла и горячей воды (письмо Минфина № 02-05-11/77361 от 22.09.2021). Раньше их проводили по коду расходов 244.
Некоторые увязки КВР и КОСГУ полностью исключили с 01.01.2021. Например, КВР 123 и подстатью 212 КОСГУ, КВР 313 и подстатьи 265-266, шифр вида расходов 323 и подстатьи КОСГУ 220, 261 и 300 больше не применяют в бюджетном учете.
Кроме того, в 2021 ввели новые подстатьи КОСГУ и сформировали обновленные группировки по категориям лиц и подстатей по увеличению или уменьшению задолженности по заимствованиям, стоимости финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженности (Приказ Минфина № 222н от 29.09.2020):
136 — для учета доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, ее применяют для поступления средств при возврате бюджетными и автономными учреждениями субсидий по невыполненному муниципальному заданию;
139 — для учета доходов от возмещения ФСС расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению профзаболеваний, травматизма, на ней же учитываются и затраты на санаторно-курортное лечение;
подстатьи статьи 190 теперь не используют для учета кассовых поступлений и выбытий.
Бюджетная классификация
Минфин ввел новый КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2019). Порядок применения нового кода расходов Минфин разъяснил в письме № 02-05-10/10752 от 17.02.2021. Код используют независимо от даты заключения договора или отражения кредиторской задолженности.
В таблице показали случаи применения кодов 244 и 247 по правилам Минфина.
244 «Прочая закупка товаров, работ,
Коммунальные услуги по счетам, выставленным управляющими компаниями в многоквартирных домах.
Компенсация стоимости коммуналки от арендодателей и ссудодателей.
Любые виды топлива, за исключением природного газа, полученного по газораспределительной сети.
Водоснабжение и горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу.
Энергосервисные договоры.
Оплата поставки и транспортировки по сетям электроэнергии, газа, теплоэнергии и теплоносителя для отопления.
ВАЖНО!
Минфин разъяснил, как проводить комбинированные контракты на поставку тепла и горячей воды в 2022 году — только по КВР 247 (письмо Минфина № 02-05-11/77361 от 22.09.2021). Раньше смешанные договоры заключали по двум статьям — 244 (горячее водоснабжение) и 247 (теплоэнергия). В 2022 году КВР 244 для комбинированных госконтрактов применяют только в исключительных случаях.
Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, обязаны вести учет, составлять планы и отчетность по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил применения специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливаются Минфином для всех участников процесса.
Алгоритм работы в части формирования кодов бюджетной классификации установлен в Приказе Минфина № 85н от 06.06.2019: виды расходов КОСГУ обновили после вступления в силу Приказа Минфина № 75н от 08.06.2021. Нормативом обновлен порядок применения КВР для бюджетных учреждений — бухгалтеры-бюджетники обязаны работать по-новому.
Кроме того, законодатели скорректировали правила формирования КОСГУ. Утвержден новый Приказ Минфина № 209н от 29.11.2017 (ред. от 29.09.2020). Работать по старым алгоритмам недопустимо.
Бухгалтеру бюджетной сферы следует обратить особое внимание на обновленные регламенты — виды расходов, КОСГУ по Приказу № 65н неактуальны. Необходимо работать по Приказам № 85н и № 209н. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.
В соответствии с разъяснениями финансового ведомства, приведенными в Письме от 10.02.2020 № 02‑08‑10/8681, расходы на монтажные (демонтажные) работы отражаются в следующем порядке:
1) если работы осуществляются для целей капитальных вложений в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов) и не предусмотрены договорами поставки, договорами (контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, то они относятся на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ. Такими работами, в частности, считаются работы для целей капитальных вложений в нефинансовые активы в рамках капитального ремонта (например, в целях реконструкции);
2) если работы проводятся не для целей капитальных вложений (например, снос здания, сооружения), их следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Согласно положениям ст. 20 Федерального закона от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.
Согласно положениям п. 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате принятия решения об их списании), осуществляются, если иное не установлено названной инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Из всего вышесказанного следует, что стоимость внутренних систем (пожарной сигнализации, системы связи и др.) включается в стоимость здания и увеличивает стоимость самого здания.
В то же время, как отмечается в Письме Минфина РФ № 02‑06‑10/86064, оборудование указанных систем, например оконечные аппараты, приборы, устройства; средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации, относится к самостоятельным инвентарным. Исходя из этого, Минфин считает, что по решению комиссии по поступлению и выбытию активов коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, при соответствии условиям отнесения инвентарных объектов к основным средствам, указанным в Инструкции № 157н, могут учитываться в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств.
К самостоятельным инвентарным объектам может относиться оборудование указанных систем (например, оконечные аппараты, приборы (электросчетчики), устройства, средства управления, средства визуального отображения информации (камеры видеонаблюдения)) (Письмо Минфина РФ от 29.01.2019 № 02‑06‑10/5107).
Выделение из инженерных систем здания оборудования таких систем как самостоятельных инвентарных объектов либо как объектов, признаваемых для целей бухгалтерского учета инвентарным комплексом объектов основных средств, не противоречит положениям как Инструкции № 157н, так и ФСБУ «Основные средства» (Письмо Минфина России от 06.09.2019 № 02‑08‑10/69004).
Обычно если пожарная сигнализация устанавливается в момент строительства объекта (его реконструкции), то она включается в стоимость здания и как отдельный объект не учитывается, но в ряде случаев пожарная сигнализация может учитываться и как отдельная единица учета – как отдельный объект основных средств.