Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиограмма учителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Поиск по библиотеке
- Воспитательная работа
- Для комплексов «Детский сад-начальная школа»
- Здоровый образ жизни
- Изобразительное искусство
- Иностранный язык
- Информатика
- История
- Логопедия
- Математика
- Материалы для родителей
- Материалы МО
- Междисциплинарное обобщение
- Музыка
- Общепедагогические технологии
- Окружающий мир
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Психология
- Региональный компонент
- Русский язык
- Сценарии праздников
- Технология
- Физкультура
- Чтение
- Разное
- Аудиозаписи
- Видеозаписи
С детьми с ОВЗ. В их числе слабослышащие, слабовидящие, дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройствами аутистического спектра (РАС).
У большинства таких учеников основное ограничение здоровья «тянет» за собой комплекс других особенностей. В частности, если ребенок плохо слышит, у него, скорее всего, будут трудности в освоении речи.
Именно поэтому изучение коррекционной педагогики в начальном образовании предполагает погружение в смежные дисциплины. Хороший учитель должен знать не только детскую психологию и педагогику, но также основы физиологии, дефектологии и анатомии, методы и технологии работы с детьми с разными особенностями.
Если вы выберете работу в сфере коррекционного начального образования, то изучите много дополнительных дисциплин помимо общепедагогических и будете регулярно знакомиться с новыми методиками, обмениваться опытом с коллегами, изучать исследования и рекомендации ученых и педагогов. Такая работа предполагает постоянное развитие.
Полный список обязанностей вы найдете в должностной инструкции, а она у каждой организации своя. Но есть общий перечень, на который можно ориентироваться.
Часто работа педагога начинается с комплектации классов. Специалист должен учесть особенности каждого ребенка, чтобы собрать группы, в которых дети смогут учиться наиболее эффективно. Для этого учитель использует разные методы, обычно в комплексе:
- Наблюдение. Важно знать, как ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, как он играет, как действует самостоятельно и пр.
- Беседа. При этом внимание нужно обращать не только на слова, но и на невербальные сигналы.
- Исследование результатов деятельности и анамнеза. Учитель просматривает медкарту каждого ребенка, обращает внимание на рекомендации специалистов (психолога, невропатолога, дефектолога, педиатра и пр.) Также он изучает поделки и рисунки ребенка.
- Изучение документов, оформленных воспитателями. В детских садах ведется документация со сведениями о каждом ребенке — изучая ее, можно получить очень ценные рекомендации по работе с учеником.
Перечисленные методы помогают выполнять и другие обязанности: составлять планы уроков, формировать индивидуальные программы для некоторых учеников. В начале учебного года педагог готовит характеристику и план развития для каждого ребенка, в процессе обучения отслеживает динамику развития, а в конце года фиксирует достижения и дает рекомендации по корректировке индивидуальной программы. Будьте готовы к большому объему бумажной работы. Ее нужно выполнять ответственно: на ваши записи и рекомендации будут опираться другие специалисты, в том числе учителя, которые начнут работать с ребенком после перехода в 5 класс.
В обязанности педагога компенсирующего образования также входит взаимодействие со специалистами (дефектологом, психологом и пр.), консультирование родителей и учителей (инструктора по физкультуре, учителя музыки и пр.) Иногда это требует проведения лекций и групповых занятий.
Коррекционная педагогика в начальных классах — это не только обучение письму и чтению, математике и естествознанию. Вам предстоит научить детей с ОВЗ анализировать информацию, рассуждать, работать самостоятельно, в парах и в группах, соблюдать правила, быть дисциплинированными, планировать свое время. От этих навыков зависит и дальнейшее обучение, и само будущее детей.
Несмотря на то, что создана обширная база знаний по работе с детьми с ОВЗ, разработаны и усовершенствованы разнообразные программы обучения, вам наверняка придется корректировать планы. Иногда — после каждого занятия. Задержки развития и ограничения здоровья могут быть очень разными. В результате материал, который один класс проходит без проблем, другой осваивает вдвое медленнее. Вы должны быть к этому готовы.
Иногда менять план приходится прямо во время урока. Помните, что детям с ОВЗ учеба дается гораздо труднее, чем их сверстникам без ограничений здоровья. Излишнее давление может вызвать переутомление и даже нервный срыв. Поэтому уже в первой половине урока вы должны понять, легко дети усваивают тему или нужно отложить часть запланированного материала на следующее занятие.
Дети с ОВЗ могут часто болеть и пропускать уроки. При этом в большинстве случаев они не готовы самостоятельно пройти тему дома, а родители не всегда понимают, как учить такого ребенка. Конечно, можно помочь детям освоить пропущенный материал во время индивидуальных занятий. Но на быстрый результат рассчитывать не стоит — дети с ограничениями здоровья легко утомляются.
Домашние задания — еще одна важная тема. Часто приходится готовить сразу несколько заданий для разных детей с учетом их особенностей. Нередко требуется и особая работа с родителями — они должны знать, как помочь ребенку сделать домашнее задание, если потребуется.
В начальных классах очень важен пример, который подает взрослый. Терпение, тактичность, умение оставлять бытовые заботы за дверями школы, способность сопереживать и тонко чувствовать чужие эмоции, находить общий язык с разными детьми — важные качества для педагога.
У учеников младших классов еще не сформирована адекватная самооценка, и они во многом строят ее, опираясь на слова и поступки взрослых. И при работе с детьми с ОВЗ это особенно важно учитывать: несколько неосторожных фраз могут убедить ребенка, что он «хуже других», «не способен хорошо учиться из-за проблем со здоровьем» и вообще «плохой ребенок». Важна вера в способности каждого ребенка, готовность поддерживать, настойчивость в стремлении добиться результата.
Готовы ли вы к этому? Если да — выбирайте вариант обучения.
Профессиограмма учителя начальных классов
Ваш вопрос отправлен! Спасибо!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы.
Первый учитель является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Он помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует в школьных планерках, ведет кружки.
Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений. Учитель может стать завучем или директором школы, перейти на руководящую работу в РОНО или ГорОНО. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.
(программа профессиональной переподготовки)
«Учитель начальных классов коррекционно-развивающего образования и компенсирующего развивающего образования и его профессиональная деятельность»
Присваеваемая квалификация: «Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования».
Трудоемкость обучения по данной программе – 300 часов.
Наименование дисциплин | По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час | форма контроля | ||
Общая трудоемкость, час |
Лекции | СРС | ||
1. Модуль 1. Нормативно-правовой | 42 | 10 | 31 | Тест |
1.1. Нормативно –правовые основы образовательной деятельности классов компенсирующего и коррекционно-развивающего вида» | 14 | 3 | 11 | |
1.2. ФГОС НОО как основа преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида. | 27 | 6 | 20 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
2. Модуль 2. Психолого- педагогический | 84 | 19 | 64 | Тест |
2.1. Педагогическая психология | 20 | 5 | 15 | |
2.2. Возрастная психология | 17 | 4 | 13 | |
2.3. Дефектология | 21 | 5 | 16 | |
2.4. Педагогика начального образования | 25 | 5 | 19 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
3. Модуль 3. Предметная деятельность | 172 | 40 | 131 | Тест |
3.1. Основные направления коррекционно-развивающей работы в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида | 34 | 8 | 26 | |
3.2. Методологические особенности организации урока в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида | 28 | 6 | 22 | |
3.3. Методика преподавания отдельных предметов в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида | 31 | 7 | 24 | |
3.4. Методология проектирования и реализации внеурочной деятельности в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида | 33 | 8 | 25 | |
3.5. Психолого-педагогическое сопровождение семей младших школьников классов компенсирующего и коррекционно-развивающего вида | 45 | 11 | 33 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
4. Итоговая аттестация | 2 | Квалификационный экзамен | ||
Итого часов | 300 |
3.1. Табличная форма:
№ | Наименование разделов, модулей, тем | Всего часов | 1 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 2 месяц (132 часа, 6 часов в день) | ||||||
1 | Модуль 1. Нормативно-правовой | 42 | 41 +1ПА |
|||||||
2 | Модуль 2. Психолого- педагогический | 84 | 42 | 41 +1ПА |
||||||
3 | Модуль 3. Предметная деятельность | 172 | 42 | 42 | 42 | 42 | 3 +1ПА |
|||
4 | Итоговая аттестация | 2 | 2 | |||||||
Итого часов | 300 |
ПА- Промежуточная аттестация.
3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 50 дней по 6 часов в день.
Подходит ли вам профессия педагога начальных классов коррекционного образования?
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Самостоятельная учебная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Для преподавательской деятельности профессорско-преподавательского состава, привлекаемого к реализации программы, предоставляется необходимое оборудование для проведения лекционной работы, практических (в том числе в виде презентаций, тестирования и т.п.) занятий с использованием дистанционных образовательных технологий.
Информационное обеспечение учебного процесса определяется возможностью свободного доступа обучающихся к сети Интернет, к правовым базам данных «Консультант-плюс», «Гарант».
Библиотечный фонд института укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла, изданными за последние 5-10 лет.
а) материально-технической база, включает в себя аудиторию, оргтехнику, персональные компьютеры, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов практической и дисциплинарной подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой программы.
б) при изучении курса слушатели обеспечиваются учебными пособиями;
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме. По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Сегодня 40
Вчера 92
За неделю 386
За месяц 852
Всего 15354
Kubik-Rubik Joomla! Extensions
- Проектирование подготовки учителя к вариативным формам образования детей с трудностями в обучении 2008 / Мищенко Л. И.
- Дифференциация процесса профессиональной подготовки учащихся профессиональных училищ 2009 / Гришин Алексей Владимирович, Поленин Олег Викторович
- Психологическая компетентность учителя начальных классов: теоретический и прикладной аспекты 2014 / Куликова Татьяна Ивановна
- Модель формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики 2009 / Мандебура Елена Петровна, Стручаева Тамара Михайловна
- Реализация деятельностного подхода в начальном образовании 2014 / Коломиец Диана Леонидовна
Родственные профессии
Воспитатель, гувернер, педагог
- Наука
- Образование
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек — Человек» (основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми).
- «Человек — Творческий образ» (связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений и требует независимого оригинального мышления).
- Класс профессии: творческий (эвристический).
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы.
Первый учитель является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Он помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует в школьных планерках, ведет кружки.
Незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются:
- умение быстро принимать решения;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активная жизненная позиция;
- склонность к работе с детьми;
- наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
- высокая степень личной ответственности;
- ораторские и организаторские способности;
- высокий уровень коммуникативных способностей;
- способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
- психическая и эмоциональная уравновешенность;
- выдержка, самоконтроль и самообладание;
- умение урегулировать конфликты;
- терпение;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- тактичность;
- целеустремленность;
- энтузиазм, артистизм;
- требовательность к себе и другим.
Данный вид деятельности противопоказан для людей страдающих:
- нарушениями слуха, речи, зрения;
- судорогами, потерей сознания;
- сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- расстройствами вестибулярного аппарата;
- заболеваниями центральной нервной системы;
- психическими расстройствами.
Курсы
Сегодня существует большое количество курсов дополнительного образования для учителей начальных классов.
Курс «Как справляться с трудным поведением в начальной школе: психолого-педагогические техники» в онлайн-школе «Фоксфорд». Курс длится 72 часа.
Курс на сайте Педобучение. рф «Преподавание русского языка в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО» рассчитан на шесть дней.
Онлайн-школа «Педкампус» предлагает повышение квалификации по направлению «Методика воспитания в начальной школе и инновации в организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС». Курс полностью проходит дистанционно и длится 144 академических часа.
Чтобы получить профессию учителя начальных классов, нужно среднее специальное или высшее образование.
В первом случае доступны два направления:
- Коррекционная педагогика.
- Преподавание в начальных классах.
Поступление возможно на базе 9-го или 11-го кл. Вступительные испытания отсутствуют. Рейтинг абитуриентов составляют на основе среднего балла аттестата.
В ВУЗах выбор направления шире. Чтобы стать учителем в школе, нужно образование по направлению «Учитель начальных классов». Возможно обучение по нескольким профилям: основному (преподавание дисциплин школьникам 1−4 классов) и дополнительному (музыка, физкультура и пр.). Зависит от университета.
Перечень вступительных испытаний определяется конкретным ВУЗом, направлением подготовки. В большинстве случаев необходимы результаты ЕГЭ по:
- Русскому языку.
- Обществознанию.
- Математике (или биологии).
При поступлении на программу с двумя профилями, потребуется сдать творческий экзамен (рисование, музыка или др.).
Воспитатель, гувернер, педагог
- Наука
- Образование
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек — Человек» (основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми).
- «Человек — Творческий образ» (связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений и требует независимого оригинального мышления).
- Класс профессии: творческий (эвристический).
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Коррекционная педагогика в начальных классах – это хорошо востребованное самостоятельное направление педагогики в России.
Система российского (советского) образования серьезнейшим образом отличается от западного образования. Самое главное отличие – обязательные единые учебные требования, единые учебные программы, обязательное соблюдение сроков освоения программ.
Тем не менее, наши дети должны получить полноценную, современную подготовку в школе и при этом сохранить здоровье не только физическое, но и нравственное и психологическое.
А как работать педагогам с «трудными» детьми, которые категорически не укладываются в рамки школьного режима и испытывают трудности в обучении? При обучении и воспитании таких детей Коррекционная педагогика играет важнейшую роль, а обычные педагоги испытывают, как правило, полное бессилие.
К сожалению, в последние годы отмечается резкое снижение показателей социальной защиты, здоровья детей, что приводит к тому, что в условиях начального школьного обучения все большее количество детей обнаруживает признаки пограничных нарушений в развитии высших психических или психофизиологических функций, характеризуется ослабленным здоровьем. Не выявляя классических форм аномалий в процессе развития, такие дети испытывают трудности в процессе обучения и освоения новой социальной роли ученика, в результате чего теряют веру в себя.
Возрастающая тревога за детей данной группы, осознание необходимости усиления роли педагога и образовательного учреждения в охране физического, нравственного, психического здоровья личности повышает актуальность развития коррекционной педагогики в начальном образовании.
Рост деструктивных проявлений в среде молодежи, появление феномена детской жестокости, вандализма, подростковой преступности обусловили формирование объектной области коррекционной педагогики, которая включает изучение ситуаций и состояния риска развития растущего человека, адаптационные проблемы и нарушения, которые находят свое отражение в процессе взаимодействия личности с природно-социальной окружающей средой, явления школьной, социально-психологической дезадаптации.
Профессиограмма профессии учитель Содержание Общие сведения о
Причины возникновения феномера школьной дезадаптации, необходимости использования возможностей коррекционной педагогики обусловлены рядом факторов, включая следующие:
- отклонения в здоровье, психосоматическом развитии;
- недостаточный уровень психолого-педагогической, социальной готовности к школьному обучению;
- недостаточный уровень сформированности психофизиологических, психологических предпосылок к реализации школьного обучения.
Почти в каждом городе есть педагогический университет или филиал, в который вы можете поступить после окончания 11 классов.
Вы можете получить достойное образование и работать учителем, проходя практику в школе начиная с 3-4 курса, что является огромным плюсом, так как вы уже начнете понимать к чему стоит готовиться при устройстве на работу.Желательно позаботиться о выборе университета заранее, в начале 11 класса можете заняться выбором учебного заведения, а так же поинтересуйтесь о заочном образовании. Знания вы получите те же, но сможете одновременно работать и зарабатывать на свое обучение. так же заочное образование подойдет тем, у кого в городе нет института, а ездить на учебу каждый день очень далеко.
Так же при выборе данной профессии вы должны понимать, что для ребенка вы идеал и вы должны соответствовать его представлениям. Вы должны быть не только всегда опрятны, но и ваша речь должна быть четкой, без “фифектов фикции”:) образование вы получить сможете, а на работу вас увы не возьмут, так как дети повторяют за взрослым абсолютно все. И если после этой статьи вы еще больше убедились в том, что вы прирожденный учитель, то заранее позаботьтесь о всех документах и хороших результатах экзаменов. Желаем вам удачи!
Если вы хотите дополнить эту статью, то пишите комментарии ниже:)
А на данном видео вы можете ознакомиться с обычными буднями учителя.
Воспитатель, гувернер, педагог
- Наука
- Образование
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек — Человек» (основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми).
- «Человек — Творческий образ» (связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений и требует независимого оригинального мышления).
- Класс профессии: творческий (эвристический).
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Профессиональные особенности учителя начальных классов
Незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются:
- умение быстро принимать решения;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активная жизненная позиция;
- склонность к работе с детьми;
- наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
- высокая степень личной ответственности;
- ораторские и организаторские способности;
- высокий уровень коммуникативных способностей;
- способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
- психическая и эмоциональная уравновешенность;
- выдержка, самоконтроль и самообладание;
- умение урегулировать конфликты;
- терпение;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- тактичность;
- целеустремленность;
- энтузиазм, артистизм;
- требовательность к себе и другим.
Данный вид деятельности противопоказан для людей страдающих:
- нарушениями слуха, речи, зрения;
- судорогами, потерей сознания;
- сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- расстройствами вестибулярного аппарата;
- заболеваниями центральной нервной системы;
- психическими расстройствами.
Учителя начальных классов работают в общеобразовательных учебных учреждениях, специализированных школах и детских садах, учреждениях культуры и дополнительного образования, частных школах.
Бóльшая часть рабочего дня учителя начальных классов проходит в помещении, в основном в положении стоя. В работе учителя начальных классов используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Поскольку учителя начальных классов постоянно работают с людьми, существует вероятность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя начальных классов связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании» направлена на то, чтобы помогать в обучении детям с ограниченными возможностями и нарушенным интеллектом. Это могут быть как врожденные заболевания, так и приобретенные.
Такие дети обучаются в определенном коррекционном учреждении, где как раз и работают коррекционные педагоги. Они ослабляют или замещают недостатки в развитии.
В задачи коррекционного педагога входит:
- Осуществлять педагогический контроль.
- Планировать цели и задачи уроков, ориентируясь на каждого ребенка.
- Оценивать процесс и результаты деятельности.
- Проводить педагогическую диагностику.
- Работать с родителями детей.
- Подбирать программу с учетом особенностей класса.
- Создавать предметно-развивающую среду в кабинете.
- Писать отчеты по каждому ребенку.
Несмотря на востребованность специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», зарплата довольно низкая в регионах России. С кризисом ситуация ухудшилась. На основании статистических данных зарплата в Москве упала с 40 до 30 тысяч рублей. Но спрос на коррекционных педагогов не упал, и вакансий достаточно большое количество. Такой же спрос можно наблюдать в Ленинградской области и в Алтайском крае.
Самые высокие зарплаты в Московской области и республике Татарстан – по 32,5 тысячи рублей. Чуть ниже Ленинградская область с зарплатой в 30 тысяч рублей. И закрывает топ-5 Астраханская и Кемеровская области с оплатой труда в 18 и 16 тысяч соответственно.
Однако выбирая, поступать в вуз по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» или нет, стоит ориентироваться не только на зарплату и востребованность в вашем регионе – важнее то, хотите ли вы посвятить этому жизнь!
Профессиональный педагог должен обладать рядом качеств, чтобы соответствовать своей должности. Кроме глубокой академической базы и рабочей компетентности, преподаватель должен обладать выдающимися личностными качествами, к которым относятся:
- Зрелость (гражданская и нравственная). Поскольку одна из задач педагога — прививать ценности своим студентам и служить примером для подражания, недопустимо проявлять инфантилизм или позволять недопустимые высказывания в адрес правительства, школы, руководства, педагогического состава, студентов или их родителей.
- Профессиональная идейность. Педагог должен обладать сознательным отношением к своей профессии, то есть выделять себя как самостоятельный субъект профессиональной деятельности, который может оценить работу других субъектов через призму своих профессиональных компетенций.
- Общественная активность. Для того, чтобы привить студентам правильные ценности и приоритеты, педагог должен выступать также в роли инициативного проводника норм и идеалов социума. Это может проявляться в общественно полезной деятельности, организации социальных мероприятий, участии в общественных движениях.
- Увлеченность своей профессией. В отличие от некоторых других специальностей, деятельность педагога не может быть успешной без личной заинтересованности и энтузиазма к своему делу. Преподаватель всегда находится на виду, поэтому ему сложно скрыть апатию и отсутствие интереса к своему предмету, которые делают вовлечение студентов в учебный процесс и достижение хороших академических результатов практически невозможными.
- Любовь к детям. Педагог вынужден находиться в постоянном контакте с детьми, поэтому без любви к ним ему самому будет трудно находиться среди студентов. Дети учатся эмпатии, поэтому им очень важно чувствовать себя любимыми для здорового процесса взросления.
- Заботливое и гуманное отношение к детям. Дети очень уязвимы и только учатся выстраивать свои системы ценностей и мировоззрения. Помочь им в этом можно заботой, умением выслушать и дать совет. Педагог должен не только донести определенный объем знаний до своих учеников, но и помочь им встать на путь развития полноценных членов общества.
- Коммуникативные качества высокого уровня. Общение является неотъемлемой частью работы учителя. Педагогу нужно поддерживать постоянный контакт с учениками, коллегами, руководством школы, родителями. Поэтому преподаватель должен обладать развитыми коммуникативными навыками, чтобы обеспечить эффективность учебного и рабочего процессов.
- Умение расположить к себе (детей, взрослых). Для того чтобы минимизировать конфликтные ситуации педагог должен уметь располагать к себе. Детям требуется определенная мотивация для учебы, поэтому симпатия к своему преподавателю повышает эффективность и успеваемость.
- Вежливость. Педагог — ролевая модель для подрастающего поколения, взрослый, с которым дети проводят большую часть своей жизни. Преподаватель обязан обладать высокими моральными качествами и в частности быть вежливым, чтобы студентам было проще стать ценными членами общества.
- Психологическая совместимость в коллективе. Деятельность педагога выходит далеко за рамки своего кабинета. Преподаватель проводит большое количество времени в школе среди своих коллег, поэтому взаимоотношения в коллективе определяют, насколько продуктивной и комфортной будет работа для всех. При возникновении спорных вопросов с руководством школы, родителями или учениками педагогу будет проще получить поддержку от коллег, если в коллективе сложились теплые отношения.
В профессиограмме также присутствует список необходимых умений, которыми должен владеть педагог. Это совокупность технических и так называемых гибких навыков, без которых сложно представить успешного преподавателя.
- Информационные навыки. Для подготовки учебных материалов педагог обязан уметь работать с источниками и предоставлять современную, правдивую и точную информацию. Для презентации материалов ученикам преподаватель также должен хорошо владеть современными технологиями. Чем более актуальные и эффективные методы используются в процессе обучения, тем легче и лучше студенты усваивают и применяют полученные знания.
- Умение привлечь внимание учеников. Дети продолжают развиваться физиологически и психически, поэтому во многих вопросах невозможно предъявлять к ним такие же требования, как к взрослым. Если студент не слушает преподавателя или мешает учебному процессу, то это не всегда вызвано недостатком дисциплины или желанием начать конфликт. В зависимости от возраста детям бывает сложно удерживать внимание на одном предмете в течение длительного времени, они также могут терять концентрацию, если не понимают происходящее на уроке.
- Понятное и доступное изложение мыслей — ключевой навык для любого педагога.
- Установление деловых отношений в процессе деятельности. По роду деятельности преподаватель вынужден много времени общаться с большим количеством людей, от школьников и их родителей до руководства школы и различных ведомств. С каждой из этих категорий людей педагог должен уметь устанавливать отношения, чтобы обеспечивать качественное образование для студентов и комфортные условия труда для коллектива.
Collaborative Mind Maps & Flowcharts
К классному руководителю предъявляются дополнительные требования. Он должен познакомиться с каждым учащимся и его родителями, предварительно изучив личные дела своих студентов. Классный руководитель должен также знать о здоровье своих учеников и их особенностях. Согласно профессиограмме, он также должен ознакомиться с бытовыми условиями проживания каждого ученика, посетив их семьи.
Требования к классному руководителю делятся на три категории:
- Коллективная и индивидуальная работа с классом. Классный руководитель должен ознакомить своих студентов с «Правилами для учащегося» и следить за их неукоснительным выполнением. Он должен знать взаимоотношения между учащимися, способности и особенности каждого из них, а также помогать в развитии индивидуальных способностей своих воспитанников. Руководитель должен помогать работе органов классного самоуправления и создать актив класса. Актив класса помогает педагогу привлекать учащихся к общественно полезному труду, проставлять текущие оценки и следить за контролем стороны родителей, следить за посещаемостью и по возможности предотвращать пропуски занятий.
- Взаимодействие с учителями. Классный руководитель должен знать об отношении воспитанников к разным предметам и совместно с учителями разрабатывать методы воздействия на класс и отдельных студентов. Он должен сообщать каждому учителю основные сведения о бытовых условиях, состоянии здоровья каждого ученика и помогать в создании подготовке индивидуальной работы воспитанников.
- Взаимодействие с родителями. Классный руководитель должен знать о взаимоотношении своих учеников с их родителями и проводить консультации по вопросам воспитания в семье. Родители должны помогать детям с соблюдением режима дня и следить за выполнением домашних заданий, продолжать работу по формированию личности, которую ведет школа. Классный руководитель должен объяснять эти обязанности родителям и призывать им следовать. Также педагог должен создать родительский актив и решать с помощью него различные организационные вопросы.
Психолог В.А. Крутецкий, чьи работы Министерство просвещения СССР одобрило как пособия для студентов педагогических училищ, выделил четыре блока профессиограммы педагога.
- Первый блок, «гуманистическое мировоззрение». Только человек, обладающий высоким уровнем общей культуры и достойным моральным обликом, способен организовать успешный образовательный процесс. Этот человек должен любить детей и понимать ценность и особенности периода детства и взросления.
- Второй блок, «положительное отношение к собственной педагогической деятельности». Хороший педагог не должен и не может быть равнодушным к своей профессии. Он должен иметь склонность к педагогике и стремиться посвятить себя и свою жизнь педагогической профессии. Дети чувствуют, какие педагоги не понимают и не любят их и образовательную деятельность в общем.
- Третий блок, природные предпосылки. Успешность применения навыков и профессиональных знаний во многом зависит от личных качеств и природной предрасположенности к работе с детьми и педагогической деятельности.
- Четвертый блок, профессиональные умения, знания и навыки. Педагог должен обладать глубокими знаниями в области определенного учебного предмета и владеть технологиями их успешной передачи ученикам.
Кроме этих четырех блоков следует обратить внимание на такое понятие, как педагогическая культура.
Педагогическая культура — часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Это обладание личностными качествами и знаниями, которые позволяют обращаться и к уму, и к сердцу каждого воспитанника. Педагогическая культура — это также умение предоставлять учебную информацию с различных ракурсов и точек зрения, владение речевой культурой, знание множеств методов обучения и воспитания детей.
feniks.help — Скорая помощь студентам
Поскольку игровая деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе, учитель начальных классов должен обладать профессиональными знаниями и навыками в области дизайна и техники игры.
Основными функциями учителя, организующего игровую деятельность учащихся, являются:
- Дизайнер игр;
- Организатор игры (игровой техник);
- Фасилитатор (от англ, facilitator — буквально «посредник», специалист по поддержке групповых процессов, обучению сотрудничеству) — в игре — человек, контролирующий ход интерактивной игры и обеспечивающий соблюдение ее правил и процедур;
- Психолог.
Какими должны быть игровые технические знания и навыки эффективного учителя? Общие знания и навыки, необходимые учителю для использования игровых технологий в образовательном процессе, включают:
- организационные знания и навыки;
- управленческие и оперативные роли и функции;
- Аналитические навыки, способность выявлять проблемы, принимать решения и прогнозировать их последствия;
- знания и навыки во всех видах игровых технологий;
- способность разрабатывать и готовить программу игр;
- способность ставить и достигать точные цели обучения, игры и развития;
- Навыки презентации, общения, взаимодействия и восприятия.
- Знания и навыки для обеспечения обратной связи, рефлексии, подведения итогов и подведения итогов.
- Знание психологии личности, группы и коллектива;
- Способность «ходить в чужой обуви» и принимать на себя различные роли;
- Владение креативными технологиями и умение создать творческую атмосферу на «игровом поле»
- Владение техниками снижения стресса и оказания психологической поддержки обучающимся
- Знание методов психической гигиены и умение быстро восстанавливать физические и психические силы;
- Владение техниками эвристического оптимизма, т.е. развитие уверенности в себе, формирование ориентации на успех, программирование подсознания на эту цель; и многое другое.
Качествами хорошего мастера игры являются:
- Самообладание в сочетании с определенной живостью темперамента;
- доброжелательность и соответствующую строгость;
- Мягкость, но в то же время настойчивость, которая проявляется в поведении и тоне речи;
- Уверенность в себе;
- Беспристрастность и такт при подведении итогов игры, оценке ее результатов и т.д.
Педагог-организатор игровой деятельности должен уметь:
- обогащать впечатления детей для развития их игр;
- организовать начало игры;
- Создать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
- Устанавливайте игровые отношения в процессе игры;
- Научите детей оценивать игру, обсуждать результаты и т.д.
Признаками развитой игровой культуры (Г. Н. Кудашов) являются:
- Способность по-разному оценивать проблемное поле, на котором происходит игровое действие;
- Формирование навыков игрового целеполагания;
- Способность быстро и точно определять игровые задачи, значимые для участника игры и игрового сообщества в целом, и ориентироваться в процессе игровых действий на решение этих задач, отслеживая и анализируя промежуточные и конечные результаты;
- Формирование навыков адекватного вовлечения в игровое пространство, измеряемое, прежде всего, степенью осознания пространственных, временных, ролевых, инструментальных и целевых рамок игры;
- Способность адекватно реагировать на изменения в игровой среде;
- способность оптимально использовать различные ресурсы (индивидуальные навыки, игровое оборудование, расходные материалы и т.д.) в процессе игры.
Педагогическая деятельность в сфере дополнительного образования детей разнообразна и направлена на решение вопросов организации и управления системой дополнительного образования детей в системе образования, культуры и спорта, а также обеспечение педагогического процесса творческих объединений учащихся по направлениям и уровням неформального образования. Образовательный процесс предполагает моделирование преобразующей деятельности, в центре которой находятся не предметы труда, а личность ученика. Исходя из этого, объектом образовательной деятельности является компетентность самого обучающегося, которая формируется в процессе творческого приобретения элементов социального опыта. В этих условиях педагогический процесс должен быть построен так, чтобы учащиеся овладели наиболее эффективными действиями, способствующими успешному достижению образовательного результата.
Педагог дополнительного образования детей реализует основные функции педагогической деятельности — воспитательную и социально-педагогическую. Педагогические функции дополнительного образования включают в себя функции обучения, воспитания и развития детей. Образование — это процесс удовлетворения различных образовательных потребностей детей в виде особого вида интеллектуальных, психологических и педагогических услуг, позволяющих ребенку освоить, углубить и развить знания, которые он приобретает в общеобразовательной школе, услуг, дающих возможность изучать отрасли знаний, или те, которые не используются в школе или других учебных заведениях. К образовательным функциям мы также относим функцию допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.
Воспитание рассматривается как процесс формирования и развития нравственной позиции ребенка и ее закрепления в поведении, формирования личностного смысла того, что усваивается в процессе воспитания. Образование сегодня понимается как целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для социального развития человека, то есть его готовности к участию в сложной системе общественных отношений в экономической, политической и духовной сферах. В политической сфере молодые люди должны не только определить свои политические позиции, но и проверить свои силы в роли лидера, понять свою роль избирателя и сформировать готовность неуклонно подчиняться государственным законам. В духовной сфере она должна формировать нравственную позицию человека в отношениях с людьми, в отношениях с религией, в определении своих способностей в эстетической деятельности и т.д. В экономической сфере дети пробуют свои профессиональные навыки, знакомятся с различными ролями в системе рыночных отношений.[1][2] Можно выделить несколько вариантов образовательной деятельности, которая осуществляется в системе дополнительного образования детей. Это патриотическое, нравственное, эстетическое, социальное и другие виды воспитания.