Москва норматив потребления электроэнергии квартира на 1 человека без счетчика с 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Москва норматив потребления электроэнергии квартира на 1 человека без счетчика с 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:

  1. Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.
  2. Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:
  • не установлен индивидуальный прибор учета;
  • показания счетчика переданы позднее установленного срока;
  • счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.
  1. Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.
  2. Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.

Нормативы потребления электрической энергии 2022

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:

S = K × N × T, где

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.

Сейчас норма расхода электричества определяется каждым регионом самостоятельно.

Этот показатель ранее был введен только в некоторых регионах РФ. Сейчас он используется по всей территории России.

Так, например в Москве норма потребления электричества на человека в месяц, при условии использования газовой плиты, равна 80 кВт.ч., Санкт-Петербурге — 78 кВт.ч., в Пермском крае — 50 кВт.ч., в Нижегородской области — 50 кВт.ч.

Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.

Наименование населенного пункта Норма расхода, кВт
газовая плита электроплита
Санкт-Петербург 78 111
Забайкалье 65 96
Новосибирск 156 213
Владимирская область 50 90
Пермь 185 263
Ростовская область 96 156

Стоит обратить внимание: установленные параметры меньше социальной нормы. Это делается для того, чтобы россияне имели мотивацию экономить свет.

Социальная норма потребления электроэнергии в 2022 году

В Москве закреплены особые нормативы энергопотребления: 50 кВт/час на человека в домовладениях, где имеются газовые печки, и 80 кВт для жилья с электроплитами.

Для Московской области эти значения будут 94 и 144 кВт/час, соответственно.

Важно: жители многоквартирных домов оплачивают не только личное пользование электричеством, но и общедомовые нужды. Эта плата обязательна для всех абонентов и не зависит от того, есть в квартире счетчик или нет. Размер оплаты будет зависеть от занимаемой площади.

Расчет суммы оплаты за энергопотребление выполняется по формуле:

V = Vг/12*Р, где

  • Vг — объем фактического годового потребления электрической энергии;
  • Р — численность граждан, зарегистрированных в домохозяйствах.

Люди, проживающие в частных домовладениях, оплачивают свет по другому тарифу. Это касается тех строений, где нет приборов учета. Размер оплаты для них будет зависеть от того, сколько человек зарегистрировано в этом помещении. Норма потребления для таких домохозяйств регионами принимается отдельно, она несколько выше.

Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.

Наименование бытового электроприбора Расход электричества, кВт/час
Холодильник 30-40
Компьютер 30 и выше
Телевизор от 7,5
Стиральная машина 25 и выше
Пылесос 4
Утюг 15
Фен 12,5
Электрочайник 10
Освещение комнат 90
Посудомоечная машина 24
Микроволновая печь 5

Отечественное законодательство предусматривает утверждение норм электроэнергии для населения, влияющих на итоговую сумму оплаты, предъявляемую в счёте поставщиком услуг. Рассмотрим установленные в РФ лимиты потребления электрической энергии, с учётом факторов, влияющих на величину норматива.

Чем регламентируется

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

В некоторых ситуациях к потребителям, оплачивающим электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учёта, может применяться оплата по нормативам. Это возможно, если:

  • отмечается неисправность электросчётчика;
  • потребитель не сообщает показания прибора учёта в энергопоставляющую компанию;
  • представителям контролирующей организации не предоставлен регламентированный доступ к счётчику;
  • прибор выведен из строя преднамеренно.

Если потребителем не сообщаются данные о фактических показаниях электроэнергии, согласно действующим законодательным нормам в течение трёх месяцев размер оплаты назначается по средним показателям за предыдущие полгода. Начиная с четвёртого месяца предъявляется счёт по нормативным расценкам, полученным расчётным путём, исходя из утверждённых в регионе тарифов и нормативов.

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

Когда у потребителя установлен электросчетчик, то вопросов о том, как начисляется плата, не возникает. Просто количество потраченных кВт час (согласно показаниям электросчетчика) следует умножить на тот тариф, который установлен в регионе. Полученный результат — это и будет та сумма, которую нужно внести в счет оплаты электроэнергии.

Сложнее определить, как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика. К подобным ситуациям относятся случаи, когда электросчетчик отсутствует, либо когда он есть, но:

  • Сотрудников энергосбытовой компании не допускают к электросчетчику для проверки его целостности и снятия показаний;
  • Показания за отчетный период не передавались энергосбытовой компании (в соответствии с установленной процедурой);
  • Прибор неисправен (поломан либо истек срок поверки);
  • В ходе поверки установлено, что прибор испорчен умышленно.

Каждый из вышеперечисленных случаев подробно описан в Правилах оказания коммунальных услуг (далее — Правила). Там же есть методика расчета платы за услуги электроснабжения без приборов учета.

Этот документ утвердило Правительство РФ своим постановлением №354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Уже после вступления в действие этот документ претерпел много изменений и доработок.

В разрезе этих правил разберем подробно разные варианты оплаты электроэнергии без счетчика.

Если по каким-то причинам ваш счетчик неисправен (истек срок поверки, прибор разбит в ходе ремонта, перестал работать по другим причинам либо просто украден) либо признан таковым в ходе осмотра представителем энергосбытовой компании, важно знать, как начисляется плата за свет в этом случае.

Согласно п.59 Правил первое, что определяется – это момент наступления события (с какого времени электросчетчик признается неисправным/утраченным).

Таким моментом может быть:

  • дата обращения абонента в энергосбытовую компанию с заявлением о неисправности/краже прибора учета электричества;
  • дата составления акта по поводу неисправности электросчетчика, который оформляется сотрудником энергосбытовой компании в ходе проверки;
  • дата истечения межповерочного периода электросчетчика.

Если же нет возможности определить точную дату, то в качестве «точки отсчета» берется платежный период/месяц, в котором «событие» случилось.

С этого момента пользователь будет переведен на оплату за электричество по среднемесячному потреблению (рассчитывается исходя из последних 6-ти месяцев). При этом, по среднемесячному платежи будут начислять абоненту лишь 3 месяца, а затем он будет переведен на платежи по нормативу, что существенно дороже. Чтобы сократить затраты, следует устанавливать новый прибор учета электричества оперативно.

Здесь рассмотрим вариант, как рассчитывается плата за свет в случае, когда электросчетчик испорчен умышленно либо электричество поступает в дом/квартиру, совсем минуя прибор учета.

Для потребителя такая ситуация наиболее неблагоприятная. Здесь расчет проводится в соответствии с п.62 Правил.

Если инспектор в ходе проверки обнаружил, что электросчетчик поврежден умышленно и учитывает потребленные киловатты с выгодой для абонента либо электричество заведено в квартиру/дом вообще в обход прибора учета, то меры к такому потребителю будут приведены суровые. В этом случае:

  1. Проверяющий осматривает помещение квартиры/дома (в данном случае он имеет право это сделать) и фиксирует количество и мощность всех имеющихся электроприборов;
  2. После этого проводится расчет суточного потребления электричества (при условии, что абсолютно все электроприборы работают постоянно);
  3. Вычисляется, какое количество энергии потребляет домохозяйство в таком режиме за последние 6 месяцев;
  4. Общее количество полученных киловатт умножается на тариф. Полученный результат — это та сумма, которую выставят абоненту для оплаты.

Насколько выгодно платить за ЖКУ по нормативам?

Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:

  • Площадь квартиры, количество комнат.
  • Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
  • Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
  • Газификация населенного пункта.
  • В многоквартирных домах наличие электроплит.
  • Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
  • Где расположен дом – в городе или сельской местности.

Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2022 год.

Нормативы утверждены Министерством ЖКХ Московской области распоряжением от 9 декабря 2014 года N 162-РВ, (с изменениями на 3 мая 2017 года). В 2022 году эти нормативы по-прежнему действуют.

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях (в кВтч на 1 чел) количество комнат количество проживающих
в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами (чел.)
1 2 3 4
94 144 1 1 чел.
58 89 1 2 чел.
45 69 1 3 чел.
37 56 1 4 чел.
32 49 1 5 чел.
143 190 2 1 чел.
88 117 9 2 чел.
68 91 2 3 чел.
56 74 2 4 чел.
49 64 2 5 чел.
197 239 3 1 чел.
122 148 3 2 чел.
95 115 3 3 чел.
77 93 3 4 чел.
67 81 3 5 чел.
252 287 4 1 чел.
156 178 4 2 чел.
121 138 4 3 чел.
98 112 4 4 чел.
86 98 4 5 чел.

Приведем таблицу норм электропотребления на одного человека по регионам.

Город Норма для одного проживающего в однокомнатной квартире при наличии газовой плиты
Санкт-Петербург 139
Волгоград 123
Ростов-на Дону 132
Вологда 97
Тюмень 135
Казань 123
Ярославль 81
Новосибирск 108
Самара 103

Более подробные нормативы ищите на сайтах поставщиков электроэнергии своего региона или муниципалитета.

По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.

  • Электрический прибор учета неисправен.
  • Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
  • Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
  • Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
  • Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
  • Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.

Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.

Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.

Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.

Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.

Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.

Нормативы потребления электроэнергии в городах России в 2022 году

Для примера возьмем среднестатистическую двухкомнатную квартиру, в которой установлен типовой набор оборудования: холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина, телевизор, музыкальный центр, пылесос, утюг. В квартире проживают два человека.

В среднем такая семья в месяц потребляет 130 КВт/час. При норме, например, в Курске 110+62=172 Квт/час. То есть семья из двух человек не превышает утвержденный норматив.

Умножив среднемесячные показания на действующий тариф, который равен 4,03, получаем сумму оплаты за электроэнергии.

130*4,03=523,9 руб.

Расчеты показывают, что среднестатистическая семья не превышает соцнормы.

Но на средний расход влияет множество факторов.

  • Если помещение оснащено электроплитой, расход энергопотребления резко увеличивается по сравнению с квартирами, где еду готовят на газовой плите.
  • Наличие современного энергосберегающего оборудования способно экономить до 30% электричества.
  • Летом расход будет значительно меньше, а зимой, когда свет горит почти постоянно, оплата увеличится на 10-15%.

Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.

Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.

Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.

О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.

Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.

Для оплаты коммунальных услуг применяются нормативы, закрепленные в вышеуказанном Постановлении. В ситуации, когда помещение оборудовано приборами учета, то их показания используются для расчета оплаты.

Суммы, идущие на общедомовые нужды, распределяются между собственниками всех квартир. Учитывается величина конкретного жилья в пропорциональном соотношении с общей площадью дома. В ситуации, когда квартира не оборудована приборами учета, расчет производится на основании нормативов. Аналогичные правила применяются к начислению суммы за общедомовое имущество, при этом она подлежит делению между всеми в равной степени.

Данные положения отражены в Постановлении Правительства №129 от 2015 года «О внесении изменений…».

Без счетчика оплата начисляется в повышенном объеме, что применимо к ситуации, когда гражданин несет обязанность по установке рассматриваемого прибора.

В Москве в настоящее время применяются нормативы холодной воды, представленные как 6,935 м3 на 1 человека за месяц. Для горячей воды указанная норма составляет — 4,745 м3 на гражданина. Если объем потребления определяется без учетных приборов, рассчитанное значение подлежит увеличению на размер потребления на общедомовые нужды.

Важно! Постановление Правительства Москвы от 2014 года №75-ПП указывает, что суммарный объем использования воды в жилье, не оборудованном учетными приборами, не может составлять более величин утвержденных нормативов на лицо, умноженных на 2.

Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.

Представлены в следующем:

  • если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
  • когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
  • при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
  • если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
  • когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.

Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.

Социальная норма расхода применима к тем абонентам, которые до сих пор не установили в своем жилье приборы учета. Это не всегда связано с нежеланием людей устанавливать счетчик. В некоторых случаях может отсутствовать техническая возможность сделать это: например, в ветхих и аварийных домах. Невозможность установки оборудования должна быть подтверждена документально (актом обследования). Важно: если человек просто не хочет устанавливать электросчетчик, то при расчете стоимости услуги будут использоваться повышающие коэффициенты. Для таких абонентов плата за свет будет увеличиваться каждый год.
Но существуют и другие ситуации, когда расчет будет проводиться с использованием этого показателя:

  • счетчик пришел в негодность;
  • истек срок годности счетчика;
  • жильцы квартиры не передают показания счетчика в управляющую компанию и не допускают представителя управляющей компании для проверки счетчика;
  • преднамеренная порча оборудования.

Это некое значение потребления электричества, рассчитанное на одного человека. Установление величины социальной нормы осуществляется каждым регионом страны индивидуально. После ее введения планируется утвердить два разных тарифа на оплату услуги:

  • в рамках установленного государством лимита;
  • оплата объемов, превышающих эту границу.

Тариф, принятый для оплаты расхода сверх лимита, будет выше того, который применяется при расчетах в пределах нормативов.

Это необходимо для того, чтобы государство получило рычаги побуждения населения к экономии света. А тех лиц, которые не намереваются снижать уровень энергопотребления, заставить оплачивать услугу по более высокой стоимости — примерно на уровне мелкого бизнеса.
Использование этих нормативов позволит снизить «перекрестное финансирование». Что это означает: частный потребитель получает услугу по более низкой цене за счет того, что промышленные потребители пользуются энергоресурсами по завышенной стоимости. Сейчас простые граждане платят за энергоподачу в 1,5-2 раза меньше, чем бизнесмены и промышленники.

Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:

  1. Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.
  2. Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:
  • не установлен индивидуальный прибор учета;
  • показания счетчика переданы позднее установленного срока;
  • счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.
  1. Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.
  2. Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.

Сейчас норма расхода электричества определяется каждым регионом самостоятельно.

Этот показатель ранее был введен только в некоторых регионах РФ. Сейчас он используется по всей территории России.

Так, например в Москве норма потребления электричества на человека в месяц, при условии использования газовой плиты, равна 80 кВт.ч., Санкт-Петербурге — 78 кВт.ч., в Пермском крае — 50 кВт.ч., в Нижегородской области — 50 кВт.ч.

Важно: в субъектах РФ допускается изменение общепринятого значения.

Социальная норма энергопотребления

Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:

Базовый тариф от 300 кВт*ч
Повышенный тариф от 300 до 500 кВт*ч
Высокий тариф свыше 500 кВт*ч

Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.

Потребление электроэнергии в Нижегородской, Ростовской, Владимирской областях показала, что соц. норма на электроэнергию может совмещаться с двухзонными и трехзонными тарифами с более дробной сеткой (день/ночь и пик/полупик/ночь).

Так как перераспределение нагрузки на электросети является важным моментом в социальной норме потребления, дифференцированные тарифы в 2022 году упразднять не будут.

Планируется убрать некоторые льготы по оплате электроэнергии. Так, постепенно отменяют:

  • пониженные тарифы для сельской местности;
  • льготные расценки для жилых объектов с электроплитами;
  • тарифы для садоводческих объединений, которые равняются расценкам для граждан.

Вместо льготных тарифов вводятся субсидии для льготников в виде доплаты к пособиям. Сохранится дифференциация в зависимости от численности и состава жильцов (льготы инвалидам, многодетным семьям) в рамках ступенчатой системы градации оплаты.

Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.

В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.

Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.

Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.

Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:

Базовый тариф от 300 кВт*ч
Повышенный тариф от 300 до 500 кВт*ч
Высокий тариф свыше 500 кВт*ч

Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.

Потребление электроэнергии в Нижегородской, Ростовской, Владимирской областях показала, что соц. норма на электроэнергию может совмещаться с двухзонными и трехзонными тарифами с более дробной сеткой (день/ночь и пик/полупик/ночь).

Так как перераспределение нагрузки на электросети является важным моментом в социальной норме потребления, дифференцированные тарифы в 2022 году упразднять не будут.

Планируется убрать некоторые льготы по оплате электроэнергии. Так, постепенно отменяют:

  • пониженные тарифы для сельской местности;
  • льготные расценки для жилых объектов с электроплитами;
  • тарифы для садоводческих объединений, которые равняются расценкам для граждан.

Вместо льготных тарифов вводятся субсидии для льготников в виде доплаты к пособиям. Сохранится дифференциация в зависимости от численности и состава жильцов (льготы инвалидам, многодетным семьям) в рамках ступенчатой системы градации оплаты.

Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях.

Для расчета социальной нормы в городе базовая величина является средним уровнем потребления одного проживающего человека в жилом помещении, в котором отсутствуют электронагревательные, электроотопительные приборы и электроплиты. Дальнейший расчет ведется от этой величины. Нормативы берутся из статистических данных Минэнерго.

Например, возьмем расчет нормы для большой семьи, где соц. норма для одного проживающего составляет + 50 кВт*ч. На второго, третьего, четвертого и пятого члена семьи прибавляется по 20 кВт*ч на каждого, с учетом коэффициента типа жилья.

Для многодетных семей планируют применять пониженный тариф на весь объем энергопотребления.

При наличии установленных электронагревательных, электроотопительных приборов и электроплит, к расчетной норме прибавляется норма на потребления на электроплиту, но не более 90 кВт*ч на человека в месяц. Норма потребления на отопление при отсутствии централизованного горячего водоснабжения составляет не более 3000 кВт*ч в месяц на 1 квартиру или дом в отопительный сезон.

Соц. норма потребления энергоресурсов в сельской местности отличается от нормативов для города, так как здесь учитывается специфика потребления электроэнергии.

То есть, расчет идет как для города с учетом типа жилья, наличия или отсутствия электрооборудования и количества зарегистрированных лиц. Затем к полученному числу прибавляется поправочная величина, но не более 100 кВт*ч в месяц на 1 дом.

Итак, перспективы нововведения сводятся к тому, что норму потребления станут рассчитывать относительно квартиры или дома, а не в отношении одного жильца. По самой льготной цене население может потреблять объем электроэнергии до 300 кВт*ч.

Дополнительная группа людей, потребляющих в пределах 300-500 кВт*ч, будет оплачивать счета по более высокой цене, а лиц, потребляющих выше 500 кВт*ч, приблизят к коммерческим потребителям.

Приложение к постановлению Правительства Московской области № 4/1, которым были установлены нормативы потребления на электроснабжение (для домов, оборудованных газовыми плитами-50 кВтч/чел. в месяц; для домов, оборудованных электрическими плитами-70 кВтч/чел. в месяц), утратило силу 29.03.2016 года. Данные изменения вступили в силу с указанной даты и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2016 года.

Нормативы потребления коммунальных услуг в
отношении электроснабжения в жилых помещениях
количество
комнат
количество
проживающих
(чел.)
в многоквартирных домах,
оборудованных
газовыми плитами
в многоквартирных домах,
оборудованных
электрическими плитами
1 2 3 4

94

144

1

1 чел.

58

89

1

2 чел.

45

69

1

3 чел.

37

56

1

4 чел.

32

49

1

5 чел.

143

190

2

1 чел.

88

117

2

2 чел.

68

91

2

3 чел.

56

74

2

4 чел.

49

64

2

5 чел.

197

239

3

1 чел.

122

148

3

2 чел.

95

115

3

3 чел.

77

93

3

4 чел.

67

81

3

5 чел.

252

287

4

1 чел.

156

178

4

2 чел.

121

138

4

3 чел.

98

112

4

4 чел.

86

98

4

5 чел.

Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.

Представлены в следующем:

  • если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
  • когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
  • при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
  • если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
  • когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.

Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.

Нормы потребления тепла, воды, газа и электрической энергии повышаются на коэффициент в ситуации, когда гражданин должен был оборудовать помещение учетным приборам, но не сделал этого.

В этом случае применяются положения Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, где указаны повышающие значения для расчета суммы оплаты за ЖКУ.

Представлены они таким образом:

  • на начало 2019 года – 1,7;
  • с 2020 года – 1,8;
  • на начало 2021 – 1,9.

В результате гражданину приходится оплачивать повышенную стоимость предоставленных ресурсов.

Таким образом, нормативы потребления услуг жилищно-коммунального сектора в пределах столицы контролируются органами исполнительной системы. С каждым годом установленные значения меняются.

Очевидно, что норма расхода воды и водоотведения по Москве завышена. В регионах чаще фигурируют другие цифры. Норма расхода на 1 человека в месяц 6 м³ холодной и 3 м³ горячей. Она применяется, когда в квартире отсутствуют приборы учёта расхода — счётчики. Пересчитав месячную норму расхода на сутки, получим по холодной воде — 200 литров, горячей — 100 и водоотведение — 300 л. Понятно, что редко кто из жильцов по счётчику расходует такое количество, и на усреднённый показатель этот норматив не тянет.

Несмотря на четко существующие регламенты во всех отраслях хозяйства такой общий показатель, как норматив потребления воды на 1 человека без счетчика не выработан. Это по той причине, что по всей стране плотность населения по регионам различная. Следовательно, в каждом районе действуют свои нормативы. В каждом районе и городе они разные.

Тарифы на электроэнергию в 2022 году в Москве и Московской области

Определяют конечную стоимость коммунальных услуг, которую должен заплатить владелец недвижимости, с помощью специальных приборов учета – счетчиков. Их устанавливают в помещениях для определения объема расхода ресурсов на конкретную площадь.

После получения данных с приборов в виде фактического объема потребленных услуг, их умножают на тариф компании-поставщика. Полученная в итоге сумма и отображается в квитанции к оплате.

На формирование тарифной системы влияют несколько факторов. Самые основные:

  1. Время года.
  2. Местность, регион, область.
  3. Стоимость топлива.
  4. Курс национальной валюты.
  5. Общее экономическое состояние страны.

Все тарифы ЖКХ определенным образом взаимосвязаны. Так, рост одного неизменно влечет и рост других.

Нормативы потребления ЖКУ является лимитом оплаты. Согласно законодательным актам, в случае превышения показателей норм потребления ЖКУ жильцами в расчетный период относительно регионального показателя, фирма-поставщик должна оплатить разницу за использованные ресурсы за свой счет.

Данное постановление защищает владельцев недвижимости от экономических махинаций со стороны поставщиков коммунальных услуг.

По решению суда компания, не обеспечившая соблюдение установленных норм, несет ответственность по закону.

При наличии объективных доказательств нарушения норм в 2021 году управляющая компания не имеет права отказаться от перерасчета отплаты за горячее водоснабжение. Потребитель должен подать соответствующее заявление с прикрепленным актом экспертизы. После этого у компании-поставщика есть не более пяти дней на изменение тарифа. Коэффициент перерасчета составляет 0.1% от общей стоимости за каждые 3°C отклонения от минимально допустимой нормы. Если температура горячей воды снижается до 40°C, расчет ведется по стоимости холодной воды.

Сумма компенсаций за несоблюдение норм температуры горячей воды из-под крана в квартире назначается судом. За счет ответчика, то есть управляющей компании, оплачиваются все судебные расходы. Размер компенсации морального вреда может составить от четырех до шести тысяч рублей. Конкретное значение зависит от обстоятельств дела. Размер штрафа управляющей компании варьируется от двух до трех тысяч.

На 2021 год изменения СанПиН не планируются, но возможны поправки тарифов на оплату горячего водоснабжения. Они коснутся отдельных регионов, таких как Тамбовская, Челябинская, Амурская и других областей.

Несоответствие температуры горячей воды принятым нормам может нанести моральный вред и причинить физические и моральные страдания потребителям. В ходе разбирательства суд принуждает компанию-поставщика некачественной услуги к компенсации причиненных неудобств. Такая ситуация рассматривалась в ходе дела № 2 — 974/10. Истцами явились гражданка Д. и ее малолетний сын. Они обвинили управляющую компанию в предоставлении горячей воды, не отвечающей температурным нормам СанПиН. Для купания несовершеннолетнего сына гражданке Д. приходилось нагревать воду вручную. Это длилось на протяжение нескольких лет. На претензии истцов сотрудники управляющей компании никак не реагировали и мер по устранению неполадок не принимали.

В исковом заявлении Д. потребовала от ответчика произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение, устранить нарушения и выплатить моральный вред в пользу каждого истца в размере 10 т. р. В процессе рассмотрения дела суд опирался на ст. № 161, 162 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми управляющая компания обязана обеспечивать граждан, проживающих в многоквартирном доме, благоприятными условиями. Также УК должна рассматривать все жалобы и обращения потребителей. Компания уклонялась от соблюдения обязанностей, прописанных в договоре оказания услуг. В результате судебного разбирательства суд постановил удовлетворить требование о компенсации морального вреда, произвести перерасчет и устранить все неполадки, связанные с обеспечением жителей горячей водой.

Огромное количество городских квартир подключены к централизованной системе горячего водоснабжения. Индивидуальными приборами подогрева воды, в большинстве случаев, оборудованы дома старые или новостройки.

Ресурсоснабжающие компании, занимающиеся поставками горячей воды, заключают с потребителями договора (часто через УК) и обязуются подавать ресурс определенной температуры.

ВНИМАНИЕ! Вода в кране горячего водоснабжения должна быть не менее 60 градусов.

Температура горячей воды может немного отклоняться, предел отклонения установлен для ночного и для дневного времени:

В ночное время, с 0.00 до 5.00 отклонение норматива в квартире может составлять 5 градусов.

В дневное – только 3 градуса.

Если учесть отклонения, нормативная температура воды в водопроводе ГВС должна быть не менее 57 градусов ночью, 55 градусов днем.

В 2009 году Главным врачом РФ были установлены СанПиН под номером 2.1.4.2496-09, в них указывается минимальная температура в водопроводе ГВС. Она должна быть не менее 60 градусов. А максимальная температура должна быть на уровне 75 градусов.

СанПиН – важный документ для ресурсоснабжающей компании, а также его полезно знать и потребителям. Помимо стандартов на горячую воду в нем даются и нормы по отклонению от нужной температуры. Как уже указывалось ранее, такие отклонения составляют 5 градусов в период с 0.00 и до 5.00.

Подача воды такой температуры должна быть регулярной. Какой должна быть вода и ее температурный режим, определено на основании нескольких факторов. Вода должна быть не только достаточно теплой для принятия ванны, душа, но и безопасной.

ВАЖНО! При такой температуре, установленной СанПиН не будут размножаться в данной среде вредные и опасные микроорганизмы, что также важно для потребителей.

Контроль над соблюдением норм СанПиН проводит Жилищная Инспекция, также это обязанность Управляющей Компании, обслуживающей дом, ресурсоснабжающей организации. Эти инстанции не имеют права устанавливать свои нормы, менять стандарты. И потребитель имеет полное право требовать стандартной температуры воды в системе горячего водоснабжения.

Вода холодная или чуть теплая в системе ГВС – это не только проблема неудобства и дискомфорта. Если вода не отвечает нужному показателю температуры, в ней могут активно развиваться и размножаться опасные для человеческого организма микроорганизмы. Наиболее распространенный вид – легионелла, становящаяся причиной пневмоний и других опасных заболеваний.

Одной из задач 2021 года, которая поставлена перед профильными чиновниками из Минстроя, является минимизация тарифов за коммунальные услуги в Российской Федерации, рассказал ТАСС первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов. Он отметил, что тарифы за коммунальные услуги в России не вырастут из-за пандемии, рост возможен только в середине 2021 года с учетом индекса инфляции.

«Пандемия и борьба с коронавирусом не имеет никакого отношения к ценообразованию на ресурсы, кроме того, убытки коснулись далеко не всех управляющих компаний. В любом случае, мы не позволим покрывать убытки за счет тарифов ЖКХ и непосредственно населения. Традиционная индексация тарифов на коммунальные услуги состоится во втором полугодии 2021 года, до июля стоимость ресурсов останется на уровне 2020 года», — сказал депутат.

Согласно Жилищному кодексу, правительство регулирует предельный рост платы граждан за коммунальные услуги. С 2013 года коммунальные тарифы в России по постановлению правительства индексируются раз в год с 1 июля для того, чтобы сдерживать инфляцию. Ежегодно правительство РФ выпускает распоряжение, в котором устанавливается верхняя граница роста платежа за коммунальные ресурсы по каждому региону. Регионы устанавливают стоимость отдельных видов коммунальных ресурсов так, чтобы при неизменном уровне потребления прибавка к общему платежу укладывалась в рекомендуемый правительством размер. Летом 2020 года, как и в прошлые годы, рост тарифов за коммунальные услуги в среднем по стране составил около 4%.

Минстроем были утверждены нормативы по пользованию водоразборными устройствами (унитаз, душ, раковины). В официальном порядке приказ зарегистрировали в Минюсте 02. 09. 2021 года, однако в силу он пока не вступил.

  1. В туалет ходит 118 раз/месяц (около 4 раз в день).
  2. Принимает ванну 4 раза в месяц.
  3. Раковиной пользуется 107 раз в месяц.
  4. Моется под душем 25 раз в месяц.
  5. Пользуется мойкой на кухне 95 раз в месяц (3 раза в день).
  6. Тратит на общеквартирные нужды 31 раз в месяц (стирка, мытье полов, протирание пыли).

Норма потребления воды на человека — норма для населения устанавливается на основе расчётов, выполненных в соответствии со СНиП — строительными нормами и правилами с учётом специфики технологии водообеспечения и благоустройства жилья. Действующие нормативы 2021 год Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Согласно статистике, люди тратят холодной воды намного больше, нежели горячей. По этой причине норма потребления последней установлена в размере 4,7 куба на человека в месяц. Это значение не является окончательным.

  • Г – количество зарегистрированных по адресу граждан;
  • Н – действующий норматив на потребление ресурса;
  • К – повышающий коэффициент (на 2021 год он равен 1,5);
  • Т – тариф на воду, который утвержден местными властями.

Определено, что человек тратит количество холодной воды больше, чем горячей. Поэтому и ежемесячный норматив по ней чуть ниже и составляет 4,745 кубометров. При этом на воду, поступающую в систему отопления, расчет производится отдельно.

Расчетным путем выведено, что в среднем в месяц человек может потребить 6,935 куб.метров холодной воды. Из чего сложилась такая цифра? На ежедневные нужды мы регулярно тратим ресурсы, без которых невозможно понятие комфортной жизни.

Поставщики услуг, которые занесены в специально созданный государственный Реестр компаний, ежегодно обязаны предоставлять экономически обоснованные затраты на следующий календарный год в отраслевые Департаменты правительств субъектов РФ.

В качестве сравнения можно отметить, что в Уфе себестоимость холодной воды (за 1 кубометр) в среднем составляет порядка 13 рублей, горячей – 60 рублей, в столице – 30 рублей за холодную воду и 135 за горячую.

Здесь же присутствуют потери и иные затраты воды, которые могут касаться всего жилого дома. Сюда относятся общедомовые нужды, идущие на уборку общих площадей, расходы, связанные с несанкционированными подключениями, утечками в системе водоснабжения дома и многие другие факторы.

Если счетчик не установлен, то хозяин квартиры должен оплачивать норму ежемесячно, в зависимости от того, сколько человек прописано на жилплощади. Это означает, что даже если в квартире никто не живет и вода вообще не расходуется, но при этом в ней прописано 5 человек, необходимо будет заплатить за каждого по норме.

Тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий, тарифы на тепло для промышленных предприятий, тарифы на газ для промышленных предприятий, тарифы на водоснабжение промышленных предприятий, тарифы на утилизацию отходов промышленных предприятий — быстрые ссылки на единые сводные таблицы по тарифам для промышленных предприятий 2020 года.

Тарифы на горячую воду и отопление на 2022 год

Наименование потребителей Виды систем централизованного горячего водоснабжения Период действия тарифа Тарифы, руб./куб.м
Население (с учетом НДС) для всех систем ГВС с 01.01.2021 по 30.06.2021 152,84
с 01.07.2021 по 31.12.2021 164,27
с 01.01.2022 по 30.06.2022 164,27
с 01.07.2022 по 31.12.2022 176,76
с 01.01.2023 по 30.06.2023 176,76
с 01.07.2023 по 31.12.2023 189,83
Прочие потребители (без учета НДС) для всех систем ГВС с 01.01.2021 по 30.06.2021 127,37
с 01.07.2021 по 31.12.2021 136,89
с 01.01.2022 по 30.06.2022 136,89
с 01.07.2022 по 31.12.2022 147,30
с 01.01.2023 по 30.06.2023 147,30
с 01.07.2023 по 31.12.2023 158,19

Единого норматива потребления для всех субъектов РФ нет. Для каждой области или края он свой. Было подсчитано, что в России усредненная норма горячей воды на 1 человека без счетчика составила 4,75 м3, холодной воды на человека в месяц – 6,935 м3. Это когда нет ИПУ. Когда водомер подставлен, то оплачивать коммунальную услугу следует на основе его показаний.

Эти данные имеют рекомендательное значение. В столице норма расхода воды установлена: для ГВС – 4,75 м3, для ХВС – 6,94 м3.

Тарифы на электроэнергию в Москве с 1 января 2022 года

Это исключительно региональная цифра, которая отличается в зависимости от нескольких факторов. Если рассматривать наиболее крупные города РФ, то на 2022 год показатели следующие:

Город Один проживающий с газовой плитой Один проживающий с электроплитой Семья с газовой плитой Семья с элеткроплитой
Москва 50 80 45 70
СПб 78 111 48 63
Челябинск 100 180 90 130
Ростов 113 182 82 90
Владимир 100 190 75 130
Краснодар 97 147 60 95
Екатеринбург 102 160 63 100

Кроме того, имеется коэффициент, который отличается в зависимости от причины расчета тарифов по нормативу. Самый большой коэффициент в случае, если счетчик умышленно сломан или электроэнергия подключена так, что минует прибор учета.

Норматив потребления электроэнергии устанавливается отдельно для каждого региона РФ. Регулируется эта цифра местными органами самоуправления. Законодательная база по нормативу потребления:

  1. ФЗ №190 «О теплоснабжении».
  2. ФЗ № 614 «О порядке установления и применения соцнормы потребления электроэнергии».
  3. ФЗ № 261 «Об электроснабжении».
  4. Распоряжение Правительства РФ №1650-р.

Именно на этих законодательных актах основываются все остальные документы по нормативам, которые принимаются в субъектах РФ. Есть только одно важное правило: установленный регионом норматив не может отличаться от общефедерального больше, чем на 40%.

Властям выгоднее, чтобы население устанавливало приборы учета, а потому для тех, кто рассчитывается по нормативам установлен повышающий коэффициент. В большинстве случаев производить оплату света по нормативам становится не выгодно.

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

Соцнорма зависит от:

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

Норматив потребления – это определенное количество электроэнергии, рассчитанное не за 1 кв. м, а для одного человека. Регулируется данная величина на законодательном уровне. Данный показатель необходим по нескольким причинам:

  • снижаются расходы населения на электроэнергию;
  • появляется возможность подотчётной оплаты электричества;
  • растёт ответственность управляющих компаний.

При расчете социального норматива не учитывается, куда тратится электроэнергия: на бытовые нужды или для коммерческих целей. По нормативу считается энергия, которой достаточно на минимальные нужды: использование ограниченного числа основной домашней техники, например, утюга и чайника, а также освещение дома в темное время суток.

Для северных регионов данный норматив обычно на порядок больше, поскольку там увеличивается время темного периода суток и количество энергии, которая может понадобится на отопление. Показатели норматива зависят от количества проживающих людей, площади жилого помещения, а для многоквартирных домов еще и от нагрузки от электроприборов и количества квартир.

Также показатель ориентируется на наличие или отсутствие электрической плиты. Если в жилом помещении плита предусмотрена на электричестве, то нормативный показатель выше, чем в квартире с газовыми кухонными плитами. Для многоквартирных домов при расчете имеет значение и наличие лифтового оборудования в подъезде.

Больше о том, как рассчитывают потребление электроэнергии, читайте тут.

Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:

S = K × N × T, где

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.