Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовое планирование в бюджетных учреждениях в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Формировать проект плана ФХД следует одновременно с проектом бюджета на плановый период. В основе составления проекта лежит кассовый метод. Нужно указать кассовый объём доходов и расходов, включая доходы от коммерческой деятельности и субсидии.
Если у компании есть обособленные подразделения, проект следует составить для головного учреждения и одновременно отдельные планы для обособленных.
Обязательно ли планировать закупки по 44-ФЗ на основании плана ФХД
Мы обучили 394 000 специалистов по закупкам, бухгалтеров, кадровиков, руководителей и специалистов служб охраны труда.
Новая форма документа значительно отличается от старого бланка. Текстовая часть в новом плане ФХД отсутствует, а итоговая структура такова:
- раздел 1. Поступления и выплаты;
- раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.
По новым требованиям, финансовые показатели на отчетный год и плановый период надлежит отразить в одном разделе. В Порядке № 168н определено, сколько плановых документов нужно составлять на 2022 год, — каждое учреждение формирует только один ПФХД и готовит расчеты-обоснования ко всем плановым показателям.
Новая форма, введенная в действие с 01.01.2020 |
Прежняя форма, действующая до 31.12.2019 |
---|---|
— |
Текстовая (описательная) часть |
— |
Таблица 1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения) |
Раздел 1. Поступления и выплаты |
Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) |
Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг |
Таблица 2.1. Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения) |
— |
Таблица 3. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения) |
— |
Таблица 4. Справочная информация |
Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям |
— |
Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам |
Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам |
До 2021 года действовали два системообразующих документа, отражающих состояние финансово-экономической и закупочной активности организации, — это план ФХД и план закупок по 44-ФЗ. Правильная расшифровка ПФХД — это план финансово-хозяйственной деятельности. Опубликовав оба плановых документа, госучреждение приступало к формированию плана-графика. План-график — это детализация закупочной деятельности на календарный год.
ВАЖНО! Подготовили пошаговую инструкцию по заполнению плана-графика на 2022 год: «Заполняем план-график: пошаговая инструкция».
Теперь план закупок не составляется (71-ФЗ от 01.05.2019). Требование о соответствии ПФХД и плана закупок отменили. План ФХД формируем в таком порядке:
- Получаем объемы финансирования на финансовый период.
- Распределяем доходы и расходы в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
- Утверждаем ПФХД по новой форме (Приказ Минфина 168н от 17.08.2020).
- Срок и порядок утверждения ПФХД устанавливает учредитель или ГРБС.
- В течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД утверждаем план-график на финансовый период.
- Публикуем план-график 2022 в ЕИС.
В формировании, выгрузке и корреляции показателей планирования финансово-хозяйственной деятельности и закупок ответственным лицам организации поможет специальная автоматизированная система управления — АСУ ПФХД.
ВАЖНО! В Порядке № 168н закреплено, какой метод используют, когда составляют план ФХД, — кассовый метод (п. 7 Порядка № 168н). Плановые показатели формируют только в валюте РФ. Утвердите план-график в течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД (ч. 7 ст. 16 44-ФЗ). Те документы, которые содержат сведения, представляющие государственную тайну, необходимо составлять и утверждать в соответствии с действующим законодательством РФ о защите государственной тайны.
Рекомендации по составлению ПФХД тоже изменили. Ключевые нововведения:
- Графа «Аналитический код» для КОСГУ заполняется только по требованию учредителя.
- Разбивки по источникам финансового обеспечения в обновленном ПФХД тоже нет. Поступления по источникам будут указываться построчно.
- Специалистам придется обосновывать не только выплаты, но и поступления. Форма обоснований — в Приказе 168н от 17.08.2020.
- Расчеты показателей поступлений будут формироваться на основании исчисленных доходов по источникам с учетом задолженности по доходам и полученным авансам на начало отчетного года.
- Минфин закрепил правила обоснования доходной части прибыли по долям в уставных капиталах хозяйственных товариществ, обществ и дивидендов по акциям и прочим ЦБ, находящимся в собственности учреждения.
- Полный перечень требований по формированию ПФХД на 2022 г. представлен в Приказе № 168н.
Плановые показатели разрешено корректировать в течение финансового года, если:
- учреждению необходимо использовать оставшиеся на начало отчетного периода средства;
- предприятие подлежит реорганизации;
- изменятся объемы поступлений, направления расходов, объемы платных услуг и доходы от них, безвозмездные поступления от населения или юридических лиц, дебиторская задолженность прошлых лет и проч.
Как связаны план-график по 44-ФЗ и план ФХД
Составленный на основе показателей финансово-хозяйственной деятельности документ планирования закупочной деятельности включает информацию обо всех заказах, в том числе данные о приобретении технически сложных товаров, работ, услуг и, при необходимости, сведения об общественном обсуждении.
Утвержденный план-график в обязательном порядке размещается в ЕИС. Правила формирования регламентируются Постановлением Правительства РФ № 1279 от 30.09.2019.
Вот что заказчики отражают в плановом документе по закупкам:
- идентификационный код закупки;
- наименование закупаемого объекта;
- код объекта закупки по ОКПД2 и наименование такого кода;
- объем финансового обеспечения, в том числе на текущий финансовый год, на плановый период и последующие годы;
- сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку (в том числе разместить извещение, направить приглашения принять участие);
- информацию об обязательном общественном обсуждении. Для этого проставьте значение «Да» или «Нет». Разрешается не указывать в отношении закупок, которые планируется провести в плановом периоде;
- наименование уполномоченного органа (учреждения) — для централизованной закупки. Наименование организатора закупки — для совместной закупки.
В инструкции по работе с планами-графиками есть указания, как разместить в плане-графике закупку при смешанном финансировании: если заказ финансируется из различных источников и проводится по разным КБК, то НМЦК или размер выплат при исполнении контракта распределяется по каждому такому коду бюджетной классификации.
Утвердите ПГ в течение 10 рабочих дней с момента доведения объемов финансирования или утверждения ПФХД. Для этого достаточно подписать электронный документ усиленной цифровой подписью. Если руководитель не согласует плановый документ в срок, то ему грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ и штраф от 5000 до 300 000 рублей.
По сути, этот процесс объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов. Сюда же можно отнести управление и контроль за выполнением бюджетных показателей.
Все эти необходимые для планирование операции вы можете легко выполнить в программе БИТ.ФИНАНС.
При составлении бюджета можно выделить следующие шаги:
- планирование с участием всех подразделений;
- определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
- обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
- корректировка планов с учетом предложенных поправок.
Главные функции бюджета:
- Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации.
- Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей.
- Ориентация руководителей всех рангов на достижение поставленных задач.
- Контроль текущей деятельности. Здесь лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет.
- Повышение профессионализма менеджеров.
Чтобы контролировать исполнение бюджетов, применяют двухуровневую систему:
- нижний уровень — контроль над исполнением бюджетов структурных подразделений;
- верхний уровень — контроль за исполнением консолидированного бюджета.
Для того, чтобы провести контроль, необходимо подготовить отчеты по анализу и обоснованию отклонений по факту от бюджетных. Кроме того, рассчитать основные финансовые показатели в случае их изменения в зависимости от отклонений:
- Выручка от продаж.
- Затраты на производство и реализацию.
- Чистая прибыль.
- Реинвестированная прибыль.
- Рентабельность инвестиций.
- Оборачиваемость активов.
- Рентабельность продаж.
- Доля рынка.
- Темпы роста предприятия.
В решении БИТ.ФИНАНС есть возможность оценивать и контролировать текущее финансовое положение компании в любой момент времени.
Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы всего предприятия.
Когда вы составляете основной бюджет, то создаются:
- прогнозируемый баланс;
- план прибылей и убытков;
- план движения денежных средств.
Обычно общий бюджет состоит из: операционного и финансового бюджетов.
Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям. В свою очередь он состоит из бюджетов:
- продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
- производства;
- производственных запасов;
- прямых затрат на материалы;
- общепроизводственных расходов;
- прямых затрат на оплату труда;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов.
Сформируйте отчетность с любыми финансовыми показателями и разрезами: по контрагентам, договорам, статьям, проектам, ЦФО и т.д.
- бюджета движения денежных средств;
- бюджета капитальных вложений;
- бюджетного (агрегированного) баланса.
Рекомендуется также кроме указанных бюджетов подготовить следующие документы:
- бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;
- бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;
- бюджет развития;
- инвестиционный бюджет.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 № 83-ФЗ изменил подход к финансированию и построению взаимоотношений между учредителем и подведомственными учреждениями.
Планово-экономические службы бюджетных и автономных учреждений работают с большим набором взаимосвязанных документов:
- государственное (муниципальное) задание;
- соглашение о предоставлении субсидии;
- приказ об утверждении базовых нормативов и корректирующих коэффициентов;
- план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД);
- расчеты (обоснования) к ПФХД;
- сведения об операциях с целевыми субсидиями ;
- другие.
Казенные учреждения не ведут планов ФХД, для них существует бюджетная смета и обоснования к ней.
Разберемся, с какими проблемами нормативного планирования придется столкнуться специалисту и рассмотрим пути их решения.
Планирование бюджета на 2022 год
В первую очередь автоматизированная система сокращает бумажный документооборот в сети учреждений и дает возможность вовсе от него отказаться в пользу более дешевой, скоростной и современной СЭД, уменьшает время обработки типовых операций по составлению, формированию, проверке и согласованию документов.
Как-нибудь на «живом» примере мы представим аналитику — во сколько раз сокращается выполнение типовых операций, или попросим рассказать об этом наших Заказчиков.
-
Что такое разумное финансовое планирование: интервью с компанией ФИНАТЕК
1,0 тыс. 0
-
Календарный план спортивных мероприятий 2021: расчет, планирование, мониторинг
1,0 тыс. 0
Методические рекомендации определяют единые требования и формы представления предложений главными распорядителями средств федерального бюджета и государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) федеральных целевых программ (ФЦП) (далее — главные распорядители, предложения главных распорядителей) по расходам на реализацию ФАИП и ФЦП.
Подготовка указанных предложений должна осуществляться с учетом положений документов, указанных в приложении N 1. Планирование реализации объектов и мероприятий ФАИП и ФЦП на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а также бюджетных ассигнований на их реализацию будет направлено на решение первоочередных стратегических задач. Предложения должны быть обоснованы и соответствовать национальным целям развития Российской Федерации, целям и задачам национальных проектов и государственных программ Российской Федерации.
Обращаем внимание на необходимость при подготовке предложений учитывать изменения законодательства Российской Федерации в части ФАИП и ФЦП.
Для качественной подготовки предложений в части бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП и ФЦП на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов устанавливается следующий порядок подготовки и рассмотрения предложений.
Предложения главных распорядителей будут рассматриваться рабочими группами в составе Межведомственной комиссии по подготовке предложений по формированию и повышению эффективности расходов инвестиционного характера за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, образованной приказом Минэкономразвития России от 22 марта 2017 г. N 127 (далее — рабочие группы, Межведомственная комиссия).
Порядок проведения Межведомственной комиссии и рабочих групп в ее составе будет определен с учетом эпидемиологической ситуации и направлен дополнительно.
С целью эффективной проработки предложений по бюджетным ассигнованиям на реализацию ФАИП и ФЦП Межведомственная комиссия и рабочие группы в ее составе осуществляют работу в части:
— рассмотрения предложений главных распорядителей по объектам и мероприятиям ФАИП и ФЦП, а также объемам бюджетных ассигнований на их реализацию на очередной финансовый год и на плановый период;
— анализа отчетности о ходе реализации в 2020 году инвестиционных проектов мероприятий ФАИП и ФЦП;
— оценки действий главных распорядителей по сокращению объемов незавершенного строительства.
Работа Межведомственной комиссии и рабочих групп в ее составе осуществляется в два этапа.
I этап — предварительная оценка бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022-2024 годы на реализацию ФАИП и ФЦП, включающая рассмотрение рабочими группами предложений главных распорядителей по планированию реализации объектов и мероприятий ФАИП и ФЦП, а также анализ реализации ФАИП и действующих ФЦП (в том числе на основании отчетов о реализации ФАИП и ходе выполнения ФЦП, с учетом наличия дебиторской задолженности, включая просроченную (неурегулированную), «брошенных объектов»), по трем направлениям — «Социальная сфера», «Развитие инфраструктуры», «Специальный комплекс» с представлением рекомендаций на рассмотрение Межведомственной комиссии.
Результаты (протокольные решения) рассмотрения рабочими группами предложений главных распорядителей, включая объемы бюджетных ассигнований в части расходов на реализацию ФАИП и ФЦП на 2022-2024 годы, будут направлены Минэкономразвития России главным распорядителям, субъектам бюджетного планирования, являющимся ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации (далее — ответственные исполнители государственных программ Российской Федерации), в Минфин России, коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (далее — коллегия ВПК).
По итогам заседаний рабочих групп Минэкономразвития России будут подготовлены и направлены главным распорядителям, ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации методические рекомендации по подготовке уточненных предложений по определению бюджетных ассигнований из федерального бюджета в части расходов на реализацию ФАИП и ФЦП на 2022-2024 годы, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации или актов главных распорядителей, а также информации об имеющихся (поступивших) указаниях и поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
При подготовке предложений за базовый уровень принимаются расходы, предусмотренные Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее — Закон).
Таким образом, главные распорядители представляют «базовые» предложения на 2022 и 2023 годы, в том числе на реализацию инвестиционных проектов по указаниям и поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом.
Потребность в бюджетных ассигнованиях на 2022-2023 годы, превышающую базовый объем, определенную в соответствии с правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами главных распорядителей, принятыми в установленном порядке, указаниями и поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, национальными проектами, в табличных материалах следует отражать в графах «дополнительная потребность».
Предложения по ресурсному обеспечению реализации ФЦП и бюджетных ассигнований в объекты капитального строительства ФАИП, не включенные в ФЦП, на 2024 год должны определяться исходя из правовых актов Правительства Российской Федерации или актов главных распорядителей, принятых в установленном порядке.
В целях обеспечения эффективного планирования бюджетных расходов главными распорядителями могут быть представлены аргументированные предложения с соответствующими обосновывающими материалами и пояснительной запиской по изменению объема и структуры расходов на реализацию ФАИП и ФЦП на 2022-2023 годы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом, в связи с:
— перераспределением объемов бюджетных ассигнований между мероприятиями (объектами капитального строительства, мероприятиями (укрупненными инвестиционными проектами), объектами недвижимого имущества), направлениями расходов (государственные капитальные вложения, НИОКР, прочие нужды) действующих ФЦП;
— перераспределением объемов бюджетных ассигнований между ФЦП;
— перераспределением объемов бюджетных ассигнований в рамках одной государственной программы Российской Федерации, между государственными программами Российской Федерации, а также между государственными программами Российской Федерации и непрограммными направлениями деятельности.
Перераспределение объемов бюджетных ассигнований может быть обусловлено:
— необходимостью реализации объектов и мероприятий для достижения целей национальных проектов и государственных программ Российской Федерации;
— недостаточностью объемов бюджетных средств, необходимых для решения задач в 2022-2023 годах, в соответствии с правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами главных распорядителей, принятых в установленном порядке;
— указаниями и поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (по инвестиционным проектам ФАИП, не включенным в ФЦП, по действующим и разрабатываемым ФЦП);
— принятием правовых актов Правительства Российской Федерации или актов главных распорядителей;
— необходимостью первоочередной реализации объектов незавершенного строительства в целях сокращения их объемов.
При этом главными распорядителями может быть заявлена дополнительная потребность на 2022-2024 годы на:
— реализацию объектов и мероприятий, включенных в национальные проекты;
— реализацию действующих ФЦП с учетом внесенного в Минэкономразвития России в установленном порядке проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в ФЦП;
— реализацию ФЦП, завершаемых в плановом периоде, в случае имеющегося недофинансирования ФЦП в соответствующих объемах, с возможным предложением о продлении срока реализации ФЦП на один год в установленном порядке и внесением при необходимости корректировки ФЦП (изменений в целевые индикаторы и показатели указанных ФЦП);
Модуль формирования и ведения бюджетных смет
Если образовательным учреждениям в 2020 году выделялась субсидия на реализацию федеральных проектов, то в план ФХД, составленный на 01.01.2020, необходимо внести уточнения, обеспечив детализацию выплат на закупку товаров, работ, услуг и информации об объемах и источниках финансирования закупок по кодам бюджетной классификации (см. Письмо Минфина РФ от 20.08.2020 № 26-04-05/73320).
Обоснование.
В целях обеспечения прослеживаемости бюджетных ассигнований, предусмотренных государственным (муниципальным) учреждениям на достижение результатов федеральных проектов, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204, Минфином внесены изменения в Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н (далее – Требования № 186н, Приказ Минфина № 186н).
В соответствии с изменениями, которые вступили в силу 01.04.2020, федеральным бюджетным (автономным) учреждениям необходимо детализировать в планах ФХД выплаты на закупку товаров, работ и услуг по кодам целевых статей (8 – 17-й разряды кода классификации расходов бюджетов) бюджетной классификации РФ в случаях, если учреждению предоставляется:
-
субсидия на иные цели;
-
субсидия на осуществление капитальных вложений;
-
грант в форме субсидии согласно абз. 1 п. 4 ст. 78.1 БК РФ в целях достижения результатов федерального проекта.
В целях обеспечения полной и достоверной информации о планируемых и осуществленных учреждениями закупках товаров, работ и услуг в случае предоставления субсидий на реализацию федеральных проектов необходимо внести уточнения, обеспечив детализацию выплат на закупку и информации об объемах и источниках финансирования закупок по кодам бюджетной классификации:
1) не позднее 01.09.2020 – в планы ФХД на 2020 год, планы-графики закупок на 2020 – 2022 годы, реестр контрактов в отношении всех закупок, запланированных к осуществлению (осуществленных) с 2020 года;
2) с 05.10.2020, но не позднее 01.11.2020 – в реестр контрактов в отношении закупок, осуществленных до 2020 года и подлежащих исполнению в 2020 году и (или) в последующие периоды.
Для реализации всего вышеизложенного необходимо внести соответствующие изменения в систему «Электронный бюджет» и обеспечить синхронизацию уточненных данных с данными, размещенными в ЕИС в сфере закупок.
Приказом Минфина РФ от 17.08.2020 № 168н[1] утвержден Порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений (далее – Порядок № 168н). Установлено, что данный документ применяется начиная с составления плана ФХД на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Обоснование.
В настоящее время действует Приказ Минфина РФ № 186н. Пунктом 2 данного приказа установлено, что этот документ применяется при составлении планов ФХД на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Таким образом, вероятно, что его нормы не будут использоваться в отношении 2021 года и планового периода 2022 и 2023 годов. В связи с этим полагаем, что при составлении плана ФХД на 2021 год и плановый период федеральные образовательные учреждения будут руководствоваться Порядком № 168н.
Из положений данного документа следует, что Порядок № 168н применяют:
1) федеральные государственные бюджетные и автономные учреждения при составлении проекта плана, внесении в него изменений;
2) обособленные подразделения без прав юридического лица (филиалы), осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, при принятии учреждением, создавшим обособленное подразделение, решения об утверждении плана для обособленного подразделения.
План ФХД, а также иные документы и информация, предусмотренные Порядком № 168н, не содержащие сведения, составляющие гостайну, оформляются и ведутся учреждением в ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» в форме электронных документов. Они подписываются квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного от имени учреждения или органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения. Обмен документами осуществляется с использованием информационной системы (п. 2 Порядка № 168н).
Рекомендуемый образец плана ФХД приведен в приложении 1 к Порядку № 168н (п. 10 Порядка № 168н). Он предусматривает группировку по двум разделам: «Поступления и выплаты» и «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг».
Обоснование. Исходя из положений Порядка № 168н показатели плана группируются по двум направлениям:
-
в разделе «Поступления и выплаты» отражаются плановые показатели остатков денежных средств на начало и конец соответствующего финансового года, показатели плановых поступлений и выплат;
-
в разделе «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» детализируются показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, включенные в том числе в показатели, отраженные по соответствующим строкам первого раздела.
Учреждение должно составить проект плана с учетом планируемых объемов (п. 10 Порядка № 168н):
1) субсидий на выполнение госзадания, на иные цели, на осуществление капвложений в объекты капитального строительства;
2) грантов, в том числе в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ;
3) иных доходов, которые планирует получить учреждение при оказании услуг за плату сверх установленного ему госзадания;
4) доходов от иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения;
5) расходов, связанных с осуществлением деятельности, предусмотренной уставом учреждения.
Все показатели формируются по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ (п. 18 Порядка № 168н).
Дополнительно отметим, что в целях составления плана ФХД учредитель в информационной системе «Электронный бюджет» должен сформировать проект госзадания и проект соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета в целях доведения до учреждения информации о планируемых к предоставлению объемах субсидий.
Учреждение в срок, не превышающий 15 рабочих дней после получения такой информации, должно подготовить проект плана ФХД (п. 11 Порядка № 168н). Проект подписывает уполномоченное лицо учреждения и не позднее одного рабочего дня после дня его подписания направляет учредителю.
Учредитель рассматривает проект плана ФХД на предмет соответствия бюджетному законодательству РФ, Порядку № 168н и (при отсутствии замечаний) согласовывает его. На согласование отводится не более 10 рабочих дней.
В дальнейшем план подлежит рассмотрению, согласованию и принятию после заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий на очередной финансовый год и плановый период.
Расчеты (обоснования) к проекту плана ФХД на 2021 год формируются по шести направлениям (п. 27 Порядка № 168н):
-
доходы от собственности;
-
доходы от оказания услуг (выполнения работ);
-
доходы в виде штрафов, возмещения;
-
доходы в виде безвозмездных денежных поступлений;
-
доходы в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;
-
доходы от операций с активами.
Порядок расчета обоснований по доходам приведен в п. 28 – 31 Порядка № 168н.
Обоснование.
При составлении плана ФХД на 2021 год бюджетные (автономные) учреждения образования должны будут формировать расчеты (обоснования). В пунктах 28 – 31 Порядка № 168н перечислены шесть видов доходов, которые нужно обосновывать, и обозначены исходные данные для этого. Приведем некоторые из них в таблице.
Вид дохода
Основания для расчета (обоснования)
Доходы от собственности
В качестве обоснования таких доходов необходимо учитывать:
1) информацию из заключенных (планируемых к заключению) договоров аренды о плате (тарифе, ставке) за использование имущества (за единицу – объект, кв. м) и количестве предоставляемого в пользование имущества;
2) объем предоставленного в пользование имущества (комнат в общежитии, служебного жилья и пр.) и планируемую стоимость услуг (возмещаемых расходов);
3) среднегодовой объем средств (депозитов, остатков на счетах в кредитных организациях, предоставленных займов), на которые начисляются проценты, и ставку размещения;
4) планируемый объем предоставления прав на использование объектов интеллектуальной собственности и плату за использование одного объекта
Доходы от оказания услуг
Расчет доходов от оказания услуг (выполнения работ) сверх установленного госзадания осуществляется исходя:
1) из планируемого объема оказания платных услуг (выполнения работ);
2) из их стоимости.
Аналогично осуществляется расчет доходов в виде возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления, платы за общежитие, квартирной платы. Также необходимо учесть объем предоставленного в пользование имущества и планируемой стоимости услуг (возмещаемых расходов)
Доходы в виде штрафов, сумм возмещения ущерба
Такие доходы можно обосновывать:
1) решением суда, исполнительным документом;
2) решением о возврате суммы излишне уплаченного налога, принятым налоговым органом;
3) решением страховой организации о выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая
Доходы от приносящей доход деятельности
При определении объема данных доходов необходимо учитывать:
1) стоимость услуг по одному договору;
2) среднее количество поступлений за последние три года и их размер.
Кроме того, принимаются во внимание прогнозные показатели в зависимости от их вида, установленные органом-учредителем
Разумное планирование бюджета для ГРБС и сети учреждений
Администраторы федерального бюджета
Вид / форма отчетности
Новый срок сдачи
Документ-основание
Годовая отчетность
Сдается раньше на 1-10 дней по сравнению с прошлым годом. Точный срок сдачи для учреждений можно узнать в приложении к приказу Федерального казначейства.
Приказ Казначейства от 07.09.2021 № 28н.
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) за 2021 год
Исключение – Справки (ф. 0503125) по счетам 304.04 и 304.06.
До 03.02.2022
Необходимо подавать в составе годовой отчетности финансовой отчетности за 2021 год. Срок сдачи – см. в приложении к приказу Федерального казначейства.
Квартальная и ежемесячная бюджетная отчетность
в те же сроки, как в 2021 году.
Подведомственные федеральные учреждения
Годовая отчетность
Срок устанавливается вышестоящим государственным органом в зависимости от его сокращенных сроков.
Приказ Казначейства от 07.09.2021 № 28н.
Подробный порядок формирования новой формы данного отчета, а также сроки его предоставления, рассмотрения и внесения изменений доводит учредитель. Помимо этого, в рамках полномочий учредителя находится возможность установления промежуточных отчетов.
Кто сдает
Бюджетные, казенные и автономные учреждения
Срок сдачи
До 15.04.2022
Куда сдается
В орган статистики по месту деятельности
Отражаемая информация
Структура расходов организации по видам товаров и услуг
Откуда берутся данные
По организации в целом с учетом обособленных подразделений и филиалов
С 1 января 2022 г. муниципалитеты и субъекты РФ могут передавать ведение учета Казначейству. Это касается выплаты заработной платы, ведения бюджетного учета и формирования отчетности. На основании обращения государственного органа субъекта РФ или муниципалитета Правительством принимается решение о передаче таких полномочий.
Утвержден порядок казначейского обеспечения принятых обязательств. Органом, принимающим решение по выдаче, отзыву и сроках проведения операций с казначейским обеспечением, является Правительство. Порядку казначейского обеспечения посвящена новая статья БК РФ 242.22 «Казначейское обеспечение обязательств».
Новая форма декларации с отчетности за 2021 г.:
-
Новые штрихкоды на всех страницах;
-
Раздел «Г» приложения 7 к листу 02: изменение порядка расчета инвестиционного вычета;
-
Раздел «А» листа 03: изменения в отношении налоговых агентов при выплате дивидендов;
-
Приложение 2: изменения в отношении участников соглашений о защите и поощрений капиталовложений.
Изменение
Освобожление от НДС услуг общепита.
Определены условия применения данной льготы.
Увеличение перечня товаров, при реализации которых начисление НДС осеществляется с межценовой разницы. В данном случае определены условия расчета налога.
Увеличение перечня товаров, при реализации которых НДС не начисляется в соответствии с пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ
Увеличение перечня товаров, при реализации которых расчет НДС осуществляется по ставке 10%.
Где читать подробнее
П. 2 ст. 2, ч. 4 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ
П. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ; ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 30.04.2021 № 103-ФЗ
Закон от 20.07.2021 № 308-ФЗ, ч. 2 ст. 3 Закона от 23.06.2016 № 187-ФЗ
Закон от 02.07.2021 № 308-ФЗ
Новые требования к внутреннему финансовому контролю с 16.09.2021 и 2022 года
-
Определены новые условия для освобождения от НДФЛ оплаты путевок.
-
Принят новый закон о социальном вычете по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги, утвержден состав таких услуг и порядок формирования перечня организаций для получения указанного вычета.
-
Физические лица могут получить вычет НДФЛ в ИФНС в новом упрощенном режиме. Изменен порядок получения вычетов у работодателя.
-
Введение новых форм документов для социальных и имущественных вычетов.
-
Новый порядок информирования работодателя о праве работника на вычет.
-
Утверждена новая форма декларации 3-НДФЛ.
-
Внесены изменения в форму 6-НДФЛ, справки о доходах к ней, а также справки о доходах для сотрудника.
Главный финансовый документ, по которому функционирует бюджетное учреждение, План финансово-хозяйственной деятельности, составляется для решения следующих задач:
- распределение объема поступающих и выплачиваемых средств;
- приведение в равновесие финансовых показателей;
- определение эффективности применения финансов, которые предоставляются учреждению;
- контроль над кредиторскими задолженностями;
- управление динамикой затрат и прибылей учреждения.
Данный документ составляется ежегодно и утверждается, как правило, на следующий финансовый год. Возможно утверждение на дополнительный плановый временной промежуток, если на этот период принимается соответствующий бюджет. В такой ситуации все равно необходима ежегодная сверка и уточнение показателей, при изменениях производить переутверждение Плана.
В Приказе Минфина, содержащем требования к утверждению этого документа, содержатся варианты, которые позволяют по-разному утверждать этот план для бюджетных и автономных организаций:
- бюджетная сфера – план утверждается учредителем, он может передать это право руководителю организации;
- автономная сфера – основанием для утверждения Плана является заключение наблюдательного совета данного учреждения.
- Учитываются стоимостные значения различных активов (по балансовым данным).
- В соответствующие графы вносятся финансовые показатели текущего состояния учреждения, по учитываемым активам:
- движимое госимущество на праве управления учреждением;
- недвижимое имущество, принадлежащее государству;
- активы, переданные в аренду;
- арендуемые фонды;
- имущество, предоставленное в безвозмездное пользование и др.
- Учет показателей денежного состояния:
- активы, не формирующие финансовой составляющей (имущество по остаточной балансовой стоимости на дату утверждения Плана);
- денежные активы (задолженности по доходам и расходам);
- различные обязательства.
- Планирование источников поступлений финансов: субсидии, инвестиции, платные услуги (перечень и расценки) и пр.
- Распределение плановых показателей:
- на выполнение госзадания;
- на определенные цели;
- платные услуги;
- на социальное обеспечение;
- на иные цели.
- Учитываются остатки поступлений от предыдущих периодов (на основании ранее реализованных Планов ФХД).
- Если в план требуется внести изменения, необходимо составлять новый. Для внесения новых данных необходимы точные обоснования.
- План утверждается в течение 15 дней после принятие государством соответствующего бюджета на очередной год и/или плановый период.
- План должны подписать:
- руководитель учреждения или уполномоченное лицо;
- начальник финансовой службы (главный бухгалтер);
- исполнитель документа.
- Согласование с профильным Министерством, утверждение министром или его заместителем, при необходимости отправление на доработку.
Подписи заверяются печатью.
Как заполнить новый план ФХД бюджетной организации на 2022 год
- Консолидация бюджета на выходе из пандемии: мировая практика.
- Текущее состояние бюджетной политики в России
- Нацпроекты: изменения 2020 года и будущие планы.
- Послание президента: новые направления поддержки населения и регионов.
- Как повлияют на экономический рост дополнительные расходы?
Уровень расходов, возросших на период пандемии и кризиса, будет постепенно снижаться. Определение срока, в который это должно произойти, – один из главных вызовов для фискальной политики всех стран мира на ближайшие годы.
Государственные расходы всех стран в мире – как развитых, так и развивающихся – в 2020 году выросли на фоне борьбы с пандемией COVID-19 и сопутствующим экономическим кризисом. В развитых странах на борьбу с пандемией потратили около 17% от ВВП, в странах со средним доходом эта цифра составила 4% от ВВП, а в наименее развитых странах – 1.6% от ВВП. Объемы дополнительных расходов представлены без учета государственных гарантий, льготных кредитов, но с учетом налоговых льгот.
Постоянные расходы на социальную политику и здравоохранение остаются на прежнем уровне, на ЖКХ, образование и экологию – сокращаются. Дефицит бюджета будет восполняться за счет размещения гособлигаций. Условия для бюджетной консолидации в целом благоприятны.
Федеральный закон 380-ФЗ был принят в 2019 году, в марте 2020 года в него были внесены изменения на фоне объявления пандемии COVID-19. В конце 2020 года был утвержден федеральный закон 385-ФЗ о федеральном бюджете на 2021-2023 годы.
Текущий федеральный закон 385-ФЗ предполагает номинальное увеличение расходной части бюджета на 2021 и 2023 годы, но некоторое сокращение в 2022 году по сравнению с более ранними планами.
Уровень исполнения расходов на нацпроекты в целом не высок. Сохраняется тенденция к образованию перекосов в расходовании средств в сторону последних отчетных месяцев.
В целях соответствия указу президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», подписанному в июле 2020 года, паспорта национальных проектов должны были быть обновлены. Первоначально предполагалось, что переутверждение паспортов произойдет до 30 октября 2020 года, затем срок был сдвинут на 1 апреля 2021 года. На момент написания отчета обновленные паспорта не появились в открытых источниках информации, однако на «Едином портале бюджетной системы Российской Федерации» можно найти обновленные сведения о финансовом обеспечении нацпроектов. Также заметно, что названия некоторых нацпроектов слегка видоизменились, а также в список добавилась комплексная программа «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года». К объемам финансового обеспечения в переутвержденных паспортах возникает серьезный вопрос относительно объемов за прошедшие периоды – 2019 и 2020 год. По данным Минфина РФ за 2019 год было исполнено около 1,6 трлн расходов на нацпроекты, в 2020 году – 2,15 трлн рублей, что не соответствует выделенным объемам на 2019 и 2020 год в соответствии с обновленными паспортами.
План на 2020 год (№ 380-ФЗ) Измененный план Исполнение на 01.01.2021 Итого по национальным проектам (программам)
и «Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года»1 998 453.0 2 206 698.2 2 149 112.6 Национальный проект «Демография» 613 709.5 703 815.1 689 635.6 Национальный проект «Здравоохранение» 312 468.8 307 601.4 295 747.0 Национальный проект «Образование» 127 872.9 133 040.2 114 956.4 Национальный проект «Жилье и городская среда» 106 525.4 169 213.3 168 660.1 Национальный проект «Экология» 76 661.5 64 641.8 63 097.1 Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 104 274.1 157 693.5 155 719.3 Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» 6 900.0 4 110.7 4 058.1 Национальный проект «Наука» 47 049.9 40 650.8 40 333.6 Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 124 205.6 88 994.0 86 318.5 Национальный проект «Культура» 17 163.7 16 079.0 15 830.4 Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 49 857.0 63 688.9 61 693.7 Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» 74 548.9 72 192.7 70 426.7 Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 337 215.7 384 976.8 382 636.0 Источник: Минфин РФ.
В 2020 году сохранялась проблема неравномерности расходования средств. Такая неравномерность с перекосом расходований в сторону последних месяцев года вообще в целом свойственна бюджетным расходам, однако для некоторых нацпроектов масштабы перекоса значительно превышают привычные. Например, в 2020 году 47% расходов на НП «Цифровая экономика» были исполнены за декабрь (около 41,5 млрд рублей). Аналогично за декабрь 2020 года были исполнены 34% расходов на НП «Экология» 20% расходов на НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги», 20% расходов по нацпроекту «Образование», 29% расходов по НП «Международная кооперация и экспорт», 30% по Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Отметим, что масштаб перекоса наблюдался и в предыдущие годы, он не связан с экономическим кризисом, вызванным пандемией COVID-19. Подобное расходование средств в последний момент ставит под сомнение качество исполнения расходов.
Исполнение за первый квартал 2021 года также неравномерно – например, исполнена крайне невысокая доля запланированных расходов по нацпроектам «Образование», «Экология», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт».
Финансовое планирование в бюджетных учреждениях в 2022 году
2020 2021 Наименование национального
(федерального) проектаПлан Исполнение за год % исполнения План Исполнение на 01.04.2021 % исполнения ВСЕГО: 2206 698.2 2 149 112.6 97.39% 2 285 233.3 384 510.8 16.8% Национальный проект «Демография» 703 815.1 689 635.6 97.99% 758 019.2 170 681.8 22.5% Национальный проект «Здравоохранение» 307 601.4 295 747.0 96.15% 254 682.3 64 250.4 25.2% Национальный проект «Образование» 133 040.2 114 956.4 86.41% 152 265.5 10 325.2 6.8% Национальный проект «Жилье и городская среда» 169 213.3 168 660.1 99.67% 132 736.2 36 474.8 27.5% Национальный проект «Экология» 64 641.8 63 097.1 97.61% 81 624.4 6 320.6 7.7% Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 157 693.5 155 719.3 98.75% 279 016.5 31 514.8 11.3% Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» 4 110.7 4 058.1 98.72% 4 978.9 594.1 11.9% Национальный проект «Наука» 40 650.8 40 333.6 99.22% 99 987.6 18 107.9 18.1% Национальный проект «Цифровая экономика» 88 994.0 86 318.5 96.99% 157 235.3 10 193.7 6.5% Национальный проект «Культура» 16 079.0 15 830.4 98.45% 22 887.5 3 854.0 16.8% Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 63 688.9 61 693.7 96.87% 57 673.6 4 258.8 7.4% Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» 72 192.7 70 426.7 97.55% 97 815.1 5 334.8 5.5% Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) 384 976.8 382 636.0 99.39% 186 311.1 22 599.7 12.1% Запланированы дополнительные социальные расходы на выплаты семьям с детьми и инфраструктурные кредиты регионам.
В послании Федеральному собранию в 2021 году президент объявил о введении ряда мер поддержки для семей с детьми, включая выплаты для семей с детьми школьного возраста, неполных семей с детьми, нуждающихся беременных женщин. Кроме того, глава государства поручил Федеральному собранию подготовить целостную систему мер поддержки для семей с детьми.
По оценке министра финансов Антона Силуанова, объем дополнительных расходов на реализацию озвученных мер составит 400 млрд рублей за два года.
Можно прогнозировать, что в рамках системы мер по поддержке семей с детьми дополнительные социальные расходы станут постоянными. По нашей оптимистичной оценке, ежегодные дополнительные 200 млрд руб. социальных расходов принесут дополнительно не более 0,025 п.п. экономического роста в 2021 и в 2022 годах.
Следует отметить, что повышение социальных расходов направлено, в первую очередь, не на ускорение темпов экономического роста, а на сокращение социального неравенства, которое, в частности, вызвано стагнацией реальных доходов российских домохозяйств на фоне общей стагнации экономики.
В рамках послания президента также был поднят вопрос о финансовой устойчивости регионов. Для регионов, уровень задолженности которых превышает 25% от налоговых и неналоговых доходов бюджета, предусмотрены бюджетные кредиты со сроком погашения до 2029 года – с тем, чтобы снизить уровень задолженности до 25% от доходов.
Под этот критерий на 1 апреля 2021 года попадало больше половины российских регионов (53 из 85 субъектов РФ), при этом лишь несколько из них перешли в эту категорию после начала пандемии COVID-19.
Подробнее
-