Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого момента исчисляется срок административного задержания физического лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
Законодательством не допускается санкционирование ареста по правонарушениям административного характера, прежде всего, к следующим лицам (ст.3.9 ч.2 КоАП):
- беременным женщинам;
- женщинам с детьми младше 14 лет;
- правонарушителям моложе 18 лет;
- инвалидам (группы I и II);
- военнослужащим;
- военнообязанным, призванным на военные сборы;
- сотрудникам силовых ведомств (следком, УИС, ОВД, нацгвардии, ОПИ, таможенных органов, противопожарной госслужбы), имеющим спецзвания.
Согласно определения КС РФ за №195-О от 13.06.2006 г. суды вправе учитывать самостоятельное воспитание отцом детей младше 14-ти лет, как обстоятельство, исключающее допустимость наказания административным арестом.
Кроме того, аресту по «административке» не подлежат водители, чьи нарушения норм дорожного движения установлены техсредствами и подлежат наказанию соответственно гл.12 КоАП. Как отмечено в примечании 3 статьи 20.25 КоАП, неуплата водителями штрафа по административным правонарушениям, автоматически зафиксированным техсредствами с функцией фото- и видеозаписи, не является достаточной причиной ареста.
Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).
Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).
Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).
Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).
Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).
По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).
Ввиду исключительности случаев применения арестных наказаний (ст.3.9. ч.2 КоАП), решение о назначении этой формы наказания принимается судьей после пристального изучения дела о правонарушении.
Также учитываются социальные особенности правонарушителя: наличие постоянной работы, стабильного (регулярного) дохода, неоплаченных штрафов, предыдущие случаи привлечения по «административке». И если обстоятельства дела укажут, что целесообразность применения штрафа минимальна или отсутствует (взимание суммы штрафа затруднительно, либо невозможно) – будет применен арест.
Необходимо отметить, что законодательными нормами не предусмотрена возможность замены арестного наказания на штрафную санкцию, за исключением части 3 статьи 12.8 КоАП. Но там замена ареста штрафом при административном проступке допускается, лишь если нет самой возможности арестовать правонарушителя – тот относится категории лиц, неподлежащих аресту.
Арестное наказание по нормам КоАП не означает приобретения судимости, а непосещение рабочего места по причине нахождения под арестом – не выступает прямым поводом увольнения. Даже если арест займет 30 суток, то работодатель месячную з/плату не выплатит, но не уволит.
Однако нужно отметить, что определенные обстоятельства административного проступка могут стать законными причинами уволить провинившегося гражданина в соответствии Трудовому кодексу. К примеру, если работник совершил подпадающую под арест «административку» в состоянии опьянения, будучи на рабочем месте (например, за рулем автомашины работодателя или на территории объекта работы) – его будут вправе законно уволить по статье 81 (ч.6 п.«б») Трудового кодекса.
С даты вступления постановления о наказании по административному проступку в силу следующие 12 месяцев лицо будет признаваться подвергнутым наказанию (ст.4.6. КоАП). И если в данном годичном периоде лицом будет осуществлено административное правонарушение, однородное прежде совершенному (отягощающее обстоятельство) – то наказание будет наиболее строгим (ст.4.3. ч.1 п.2 КоАП).
Статья 27.5 КоАП РФ. Сроки административного задержания
- Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД17-25, Судебная коллегия по административным делам, надзор Согласно части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 названного Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления…
- Решение Верховного суда: Постановление N 38-АД13-4, Судебная коллегия по административным делам, надзор Вместе с тем при назначении Тришину И.А. административного наказания мировым судьей не было учтено следующее. Согласно части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 названного кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления…
- Решение Верховного суда: Постановление N 31-АД17-3, Судебная коллегия по административным делам, надзор Необходимо отметить, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…
- ПСЧ-27: 01, 8 (40142) 3-22-01
- Отделение МО МВД России: 02, 8 (40142) 3-24-02
- Скорая помощь: 03, 8 (40142) 3-22-03
- Черняховский участок (г. Озерск) «Калининградгазификация»: 8 (40142) 3-23-43
- РЭС: 8 (40142) 3-21-80
- ЕДДС МО «Озерский муниципальный округ»: 8 (40142) 3-27-08
- МУП «Озерский водоканал»: 8 (40142) 3-28-28
- МУП «Озёрская управляющая компания»: 8 (40142) 3-32-82
В п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 195-О содержится следующая правовая позиция:
Административный арест назначается судом лишь в исключительных случаях
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (статьи 6.8, 6.12, 12.27, 17.3, 19.24, 20.1, 20.3, 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме части 2 статьи 20.25), что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу части 2 статьи 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.
В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Арест может быть назначен только в исключительных случаях
При назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.
К кому не может быть применен административный арест?
Поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.
С какого момента начинает течение срок отбывания ареста?
Если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то исходя из части 1 статьи 32.8 КоАП РФ срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу.
В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года содержатся следующие разъяснения:
Административный арест не может быть назначен по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности
Вопрос 4. Вправе ли судья рассмотреть по существу дело об административном правонарушении, за совершение которого предусматривается административное наказание в виде административного ареста, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности?
Ответ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.
Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении — в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
Пятнадцатым пунктом пятой статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ установлено, что задержание — это фактическое лишение свободы передвижения гражданина, который подозревается в совершении правонарушения уголовного характера. Его проведение осуществляется в строгом соответствии с порядком, определенным Кодексом. Срок задержания исчисляется с момента реального лишения возможности человека свободно передвигаться.
Данное мероприятие по отношению к потенциальному преступнику является мерой принудительного характера. Его применение допускается определенным кругом субъектов (органов правопорядка и других органов). Максимальный срок задержания подозреваемого исчисляется в часах и не может превышать сорока восьми часов. Если за этот период вина гражданина не доказана, его обязаны отпустить.
Чем отличается доставление, административное задержание и личный досмотр?
Человек, который считается подозреваемым, может быть задержан по следующим основаниям:
- подозреваемое лицо было обнаружено на месте совершения преступления;
- имеют место свидетельские показания о том, что данный человек совершил правонарушение уголовного характера;
- на вещах или в жилом помещении гражданина были обнаружены улики, которые свидетельствуют, что именно это лицо совершило уголовное правонарушение.
Более длительный срок задержания лица исчисляется с момента установления следственными органами факта его причастности к совершению уголовного правонарушения. Кроме того, сотрудники следствия должны незамедлительно получить разрешение на осуществление данного процессуального действия.
Меры по ограничению свободы применяются в следующих случаях:
- обвиняемый сообщил, что совершенное им уголовное правонарушение было реализовано в соучастии;
- очевидцы произошедшего преступления указывают на причастность к нему конкретного лица;
- органы следствия установили реальную причастность задержанного к совершению преступления на основании доказательств;
- гражданин полностью подходит под описание, данное свидетелями.
В этих случаях также срок задержания исчисляется с момента лишения гражданина свободы передвижения.
Чтобы установить, с какого момента исчисляется срок задержания, необходимо знать его разновидности. Российским законодательством установлено два типа задержания: административное и уголовное.
Административный тип применяется в том случае, когда речь идет о лишении человека свободы до момента рассмотрения дела о совершенном им правонарушении административного характера. Срок административного задержания лица исчисляется с момента фактического применения ограничительных мер в отношении передвижения виновного человека и составления протокола о задержании. Продолжительность и типы сроков в зависимости от степени тяжести правонарушения закреплены в соответствующем Кодексе.
Рассмотрев, с какого момента исчисляется срок административного задержания, следует определить сущность данного понятия.
Данный тип имеет множество нюансов, в зависимости от повода к лишению свободы и тяжести совершенного правонарушения. Минимальный срок административного задержания исчисляется тремя часами (если речь идет о правонарушении легкой степени). Максимальная продолжительность принудительной меры достигает 48 часов.
Что делать если арестовали за административное правонарушение
Так как ограничительный срок начинает течь с момента составления протокола, субъектом его определения является должностное лицо, осуществляющее процесс применения ограничительной меры. Этот же субъект составляет протокол, исследует дело или передает его следователю и ходатайствует в дальнейшем о продлении срока задержания или произведении в отношении виновного лица ареста.
Срок транспортировки задержанного в полицейский отдел в период задержания не входит. Независимо от того, было ли лицо поймано возле здания полиции или на другом конце города, течение срока начинается с момента доставки лица в отдел полиции.
При составлении протокола сотрудник полиции обязан указать не только точное время задержания и данные о подозреваемом, но и мотивы действия и его особенности (например, сопротивление при аресте, наличие у задержанного повреждений, не связанных с арестом, и т. д.). Особенности задержания обязательно должны быть указаны в связи с тем, что противоправное поведение арестованного влияет на применяемые к нему санкции, а наличие у него незафиксированных повреждений может быть отнесено на счет сотрудника полиции.
После составления протокола и размещения подозреваемого в камере, сотрудник полиции должен провести следующее действия:
- Оповестить о проведенном задержании сотрудника следствия до истечения двенадцати часов.
- Дать задержанному лицу возможность оповестить о своем местонахождении ближайших родственников. Если задержанный – несовершеннолетний, сотрудник полиции сам оповещает родственников, опекунов или иных законных представителей.
- Оповестить иных лиц, органы или организации (например, командование воинской части, если задержанный – военнослужащий; секретаря соответствующей российской палаты, если речь идет о члене наблюдательной общественной комиссии; посольство (консульство), если задержанный – гражданин иностранного государства).
В некоторых случаях оповещение кого-либо о проведенном задержании категорически не допускается. К примеру, если проведение расследования и все действия в рамках дела должны храниться в тайне. Для таких дел на сокрытие информации должна быть дана санкция прокурора.
Срок задержания исчисляется с того времени, как подозреваемый был доставлен к следователю. На самом деле такое задержание – кратковременное, и подозреваемое лицо лишается свободы всего на некоторое время, так как нет еще доказательств того, что лицо действительно участвовало в совершении преступления, судебное решение при этом не применяется.
Лицо, которое попало под подозрение, может задерживаться на основании:
- Когда подозреваемый оказался на месте преступления и был застигнут на горячем.
- Когда есть очевидцы и они указывают, что именно это лицо осуществило преступление.
- Когда на одежде или в помещении предположительного виновника есть улики, свидетельствующие о том, что преступление было совершенно именно этим человеком.
Срок задержания исчисляется с момента, как исполнительные власти задержали непосредственно подозреваемого. Причинами для этого могут послужить:
- Если лицо, которое находится под подозрением, пыталось скрыться.
- Когда следователь имеет на руках согласие прокурора на задержание.
- Если подозреваемое лицо живет где придется и нигде официально не прописано, либо нельзя установить личность.
Если рассматривать подробно действующее законодательство, то можно выделить следующие виды задержания:
- Административное задержание — это лишение свободы человека до того момента, пока не будет рассмотрено дело о правонарушении. В таком случае срок задержания подозреваемого исчисляется с того времени, как было задержано лицо. Все сроки, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, описываются в Административном кодексе России.
- Когда задерживается подозреваемый гражданин, то его свобода ограничивается временно. Регулируется срок задержания Уголовным кодексом.
Как видим, сроки задержания бывают совершенно разными, и виды задержаний также значительно отличаются между собой.
Стоит помнить, что срок административного задержания лица исчисляется после того, как гражданин был задержан, и составляет три часа. Но этот срок можно считать самым минимальным, так как для граждан, которые совершили подобное правонарушение и их вина доказана, этот срок может быть продлен еще на 48 часов. В Административном кодексе имеется достаточно нюансов, на которые стоит обратить внимание. Например, если лицо совершило преступление, которое хоть каким-то образом можно расценивать как посягательство на границы РФ, то лицо может обвиняться как нарушитель таможенных правил, и срок лишения свободы составляет тоже двое суток, после того как было совершено задержание.
Срок административного задержания исчисляется с того самого момента, как лицо было доставлено в полицейский участок и были составлены соответствующие протоколы. Также надо учитывать, что если обвиняемый гражданин в состоянии любого опьянения, то срок задержания будет уже считаться после его отрезвления. Задержанного привозят в полицейский участок, когда написать протокол на месте не представляется возможности. Такой протокол обязательно должен содержать в себе время прибытия подозреваемого в полицейский участок.
Статья 27.5 КоАП РФ. Сроки административного задержания (действующая редакция)
Срок задержания подозреваемого исчисляется с момента написания протокола. Стоит помнить, что срок такого задержания не должен превышать двух суток. После прошествия этого времени по отношению к подозреваемому выдвигается обвинение и избирается мера пресечения, но это не лишение свободы, так как над лицом не производился суд. Максимум берется подписка о невыезде или применяется домашний арест. Совершение особо тяжких преступлений предусматривает заключение под стражу до оглашения приговора. Лишение свободы осуществляется только после решения суда.
Административный арест производится после совершенного административного задержания. Арест налагается за незаконное производство наркотических средств, а также незаконный их сбыт, при совершении мелких краж, неправильной эксплуатации водителем транспортного средства, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Срок административного задержания исчисляется с момента задержания, и отсчитывается с того момента 48 часов, а потом назначается административный арест, который может составлять еще 15 суток.
В Уголовно-процессуальном кодексе четко говорится, что срок задержания исчисляется с момента написания протокола, и он не может быть больше, чем двое суток. Далее обязательно должно выноситься судебное решение, которое и определит дальнейшую судьбу подозреваемого.
Очень важно точно определить, с какого именно момента было совершено задержание, так как от этого зависит срок пребывания подозреваемого под стражей. Во время задержания исполнительные власти обязаны объяснить все права гражданина. Когда составляется протокол, то в нем указывается не только день задержания, но и точное время, вплоть до минут. Считать лицо подозреваемым можно только с момента, когда оно было задержанным.
Надо отметить, что закон не может установить конкретный срок, в течение которого лицо может быть перевезено в полицейский участок, так как это может зависеть от географического расположения некоторых районов. Но все же срок доставки подозреваемого в участок должен быть в разумных пределах, он не должен превышать двух суток. Как только истекают 48 часов, подозреваемый освобождается.
Следователь обязан написать протокол, описав в нем данные о гражданине и время его приезда в участок. Протокол содержит мотивы, по которым был задержан человек, описывается сам период задержания, например, задержанный мог оказывать сопротивление или у него могут быть телесные повреждения, нанесенные не при задержании.
Внимательно рассмотрев вопрос о том, с какого момента исчисляется срок задержания, стоит остановиться и том, который связан с уведомлением о задержании следователя и других определенных лиц:
- В течение 12 часов необходимо предупредить о задержании следователя.
- Разрешить подозреваемому предупредить о своем задержании родственников.
- Если задержанный является военнослужащим, то необходимо предупредить его командование.
- Если задержан член общественной наблюдательной комиссии, то о его взятии предупреждается секретарь палаты РФ.
- Когда гражданин с другого государства, о его задержании сообщается в посольство.
1. Комментируемая статья определяет общий (3 часа) и специальный (48 часов) сроки административного задержания. Максимальный срок задержания основывается на ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание. Административное задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения.
2. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Учитывая, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, и к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих задержание, такая формулировка закона создает почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления. Представляется необходимым закрепить в законодательстве максимальный срок вытрезвления, а также закрепить право задержанного лица на проведение проверки его состояния с обязательным участием врача-нарколога.
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
- Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 N 7-П «По делу о проверке конституционности статей 14.8 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Медэксперт»
- Федеральный закон от 28.01.2022 N 2-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 28.01.2022)
- Информация МВД России «В Госавтоинспекции разъяснили порядок прохождения технического осмотра и ответственности за управление транспортным средством без диагностической карты»
- Распоряжение Правительства РФ от 21.01.2022 N 53-р «Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Республики Коми о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность»
- Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2022 N АКПИ21-936 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. Приказом ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16»
- Письмо ФНС России от 14.01.2022 N БВ-4-7/[email protected] «О внесении изменений в письмо ФНС России от 19.06.2019 N СА-4-7/11762»
- Письмо ФНС России от 19.06.2019 N СА-4-7/11762 (ред. от 14.01.2022) «Об административных штрафах»
- Федеральный закон от 30.12.2021 N 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 30.12.2021 N 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 3 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Абдрахманов Р.С. Понятие уголовно-процессуального задержания // Российский следователь. 2014. N 5. С. 18 — 22.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рипол Классик, 2014. 744 с.
- Рябенко Ю.Н. Административное задержание и доставление // Законность. 2015. N 10. С. 57 — 58.
- Самбор Н.А. Доставление как мера административного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: процессуальные вопросы законности применения ограничений прав и свобод человека // Административное право и процесс. 2012. N 11. С. 50 — 54.
- Цоколова О.И. Фактическое задержание // Законность. 2006. N 3. С. 24 — 27.
Мелкие правонарушения случаются постоянно вокруг нас. Даже если вы перейдете дорогу не в положенном месте, вас смогут легко привлечь к административной ответственности. Аналогичным образом обстоит вопрос с просрочкой сдачи налоговых отчетов или при более серьезных проступках, к примеру, нарушение ПДД. Я раньше и не знала, что некоторые деяния административного характера могут иметь неприятные последствия в виде ареста.
Арест административного порядка никак не связан с лишением свободы и не может стать причиной возникновения судимости у нарушителя. Более того, есть конкретный срок, больше которого арест длиться не может:
- Минимальный срок ограничения свободы от 3 часов до 3 суток. Обычно такой вариант применяется за нарушение правил таможни или для наркоманов.
- По закону ограничение в свободе длится от 3 до 15 суток за отказ от прохождения мед. освидетельствования и при прочих нарушениях.
- Лишь за нарушение режима в ограниченной зоне, а именно где ведется контртеррористическая деятельность, арест может продолжаться от 15 до 30 суток. Такой вариант исключительный.
Такая продолжительность ограничения в свободе обусловлена тем, что еще одной целью применения этого вида наказания является перевоспитание. Иногда и ареста оказывается достаточно, чтобы человек мог пересмотреть свое поведение и в дальнейшем больше не совершать подобных преступлений. Срок давности по назначению ареста составляет три месяца.
Исходя из ст. 3/2 КоАП РФ, административным арестом считается мера наказания за противозаконное деяние, которая проявляется в ограничении личной свободы нарушителя и его фактическая изоляция. Такая мера наказания применяется только за тяжкие административные проступки.
Такой вид наказания может быть применен в исключительных ситуациях, если, принимая во внимание характер деяния и самого правонарушителя, нет более действенной меры для достижения восстановления правопорядка.
1. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1142) отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание.
Ст 27.5 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года
1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Завершить написанную статью можно выводами:
- Административный арест является мерой наказания, которая выражается в изоляции человека от общества на короткий срок.
- Общепринятый срок административного ареста — 15 суток, но по закону такое наказание может составить от нескольких часов до 30 дней.
- Некоторые граждане к административному аресту привлекаться не могут, но иные меры ответственности к ним применяются в обязательном порядке.
Что такое административное задержание и на каких основаниях производится
Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание
Комментарий к статье 27.3 КоАП РФ:
1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.
Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).
Статья 27.5. Сроки административного задержания
1. Анализ правил ч. 1 и 4 ст. 27.5 позволяет сделать ряд выводов:
1) по общему правилу срок административного задержания не должен превышать 3 часа. Это означает, что он может быть и меньшим, но никак не большим;
2) упомянутый срок исчисляется с момента доставления в место (помещение), указанное в ст. 27.2 (см. коммент. к ней), а не с момента, например, когда лицо было остановлено милицейским патрулем на улице;
3) срок административного задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения (в т.ч. алкогольного, наркотического), исчисляется не с момента доставления, а с момента, когда наступило вытрезвление (он устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами Минздравсоцразвития России и МВД России, например, действующими в медвытрезвителях). Степень опьянения в данном случае роли не играет.
2. Из указанного общего правила есть ряд изъятий (предусмотренных в ч. 2, 3 ст. 27.5), когда срок административного задержания может превышать 3 часа:
1) если в отношении лица ведется дело об административном правонарушении, которое может повлечь такое административное наказание, как административный арест, срок административного задержания не может превышать 48 часов (например, если лицо совершило мелкое хулиганство, см. коммент. к ст. 20.1);
2) если лицо совершило административное правонарушение, направленное на установленный режим Государственной границы РФ (в иных случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3), срок административного задержания также не может превышать 48 часов.
И в данных случаях срок административного задержания исчисляется с момента доставления (вытрезвления). Срок административного задержания включается в срок административного ареста (см. коммент. к ст. 3.9). О том, что ч. 3 ст. 27.5 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.
— максимальный срок административного задержания:
— 3 часа с момента доставления в помещение органов внутренних дел или с момента вытрезвления в случае, если при задержании вы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
если вы совершили правонарушение, посягающее на режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ; во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ; повлекшее нарушение таможенных правил — при наличии необходимости для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;
если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста.
— срок задержания по подозрению в совершении преступления:
— не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения (до вынесения судебного решения);
— до 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок;
— общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток). По истечению 120 часов вас должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.
Любому россиянину стоит иметь представление о том, за какие деяния назначается такая строгая мера наказания. В Административном кодексе (КоАП РФ) указаны следующие основания для вынесения решения об изоляции гражданина:
- мелкое хулиганство (ст. 20.1);
- оставление места аварии ее участником (ст.12.27);
- неисполнение распоряжения полицейского, военного или сотрудника ФСБ (ст. 19.3);
- уклонение от исполнения ранее назначенных мер воздействия (ст. 20.25);
- нарушение установленного административного надзора (ст.19.24);
- несоблюдение регламента поведения в случае действия режима ЧС;
- нарушение порядка проведения и участия в митингах, демонстрациях (ст.20.2).
Все эти основания могут стать причиной избрания такой меры наказания, как административный арест на 15 суток. Причем минимально ограничения в этом случае нет. Судья может назначить арест на несколько часов или несколько дней.
Виновное лицо, в отношении которого было принято решение о применении административного ареста, обязано четко соблюдать действующее законодательство и требования сотрудников учреждения, где оно будет отбывать наказание. Это даст возможность избежать осложнений и последующих наказаний.
Срок административного задержания
- Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
- Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
- Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
- Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
- Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
Перечень этих лиц точно указан в той же ч.1 ст.27.3 КоАП. Понимая, что должностные лица, не указанные в списке, не имеют прав на административное задержание, это может считаться еще одним из условий данного действия.
Подвергнуть задержанию по КоАП имеет право:
- полиция (в некоторых случаях задерживать может и инспектор ДПС);
- таможенные органы;
- пограничники;
- старшие в местах лишения свободы;
- сотрудники ВАИ и/или военной полиции ВС РФ.
Наличие в перечне не означает, что каждый из указанных может действовать по всему фронту возможных правонарушений. Каждый обладает возможностями производить административное задержание исключительно в рамках собственных полномочий.
К примеру, уполномоченные на то военнослужащие – во время несения службы (охраны объекта), пограничники – при незаконном пересечении границы, полицейские – при выявлении (подозрении) правонарушений административного толка в «гражданских» условиях.
Кроме этого, указаны другие случаи, когда задержание может быть использовано. Может быть задержан нарушитель:
- При проведении контртеррористической операции.
- За административные нарушения в зале суда.
- При нарушении государственной границы или законности пребывания на территории РФ.
Это можно назвать дополнительными условиями, которые не отрицают, а дополняют остальные случаи нарушения КоАП РФ.
Перед тем как составлять протокол задержания, подозреваемому разъясняются его права. Весь перечень прав задержанного содержится в 46 статье УПК РФ.
Задержанный вправе:
- получить копию постановления о задержании либо копию о возбуждении уголовного дела;
- давать объяснения по поводу имеющихся подозрений либо отказаться от дачи показаний;
- пользоваться защитой адвоката с момента задержания.
В 2015 году в УПК РФ были внесены изменения, которые дали возможность задержанным совершать звонки близким и родственникам и сообщать о своем местонахождении. Согласно новым поправкам задержанный вправе совершить один звонок не позднее чем через три часа после задержания.
При этом телефонный разговор должен проходить исключительно на русском языке и в присутствии следователя или дознавателя. Если задержанный отказывается от этого права или в силу каких-либо причин не в состоянии совершить звонок, следователь обязан самостоятельно позвонить его родственникам в течение 12 часов.
Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то он имеет право:
- предоставлять доказательства;
- заявлять отводы и ходатайства;
- бесплатно пользоваться услугами переводчика, если не владеет русским языком в нужной мере;
- знакомиться с материалами дела, подавать на них замечания;
- с разрешения дознавателя или следователя участвовать в следствии, которое проводится по его ходатайству или ходатайству адвоката;
- подавать жалобы на действия или бездействие следственных и судебных органов;
- защищаться всеми доступными средствами, которые не противоречат УПК.
Справка. При административном правонарушении срок задержания подозреваемого составляет не более трех часов, при уголовном – не больше двух суток. Согласно статьям о неприкосновенности личности (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ или ч. 1 ст. 10 УПК), до решения суда никто не вправе задерживать человека более чем на 48 часов. Однако в исключительных случаях дознаватель может направить ходатайство в суд и продлить этот срок еще на 72 часа.
Прежде чем рассматривать далее аспекты административного задержания, необходимо четко понять его отличие от таких понятий, как «доставление» и «арест».
Здесь речь идет о принудительном доставлении в спецпомещение соответствующих органов. Доставление вполне может применяться на тех же основаниях, что и задержание, но используется как его предшествующая стадия, и в общий срок административного задержания не входит.
После доставления лицо может быть освобождено или к нему может быть применено задержание. Имея разную юридическую суть, каждый из случаев должен быть оформлен своими документами.