Таможенный кодекс таможенного союза в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный кодекс таможенного союза в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. В Евразийском экономическом союзе (далее — Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.

2. Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее — международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор о Союзе).

3. Таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.

4. В случае возникновения противоречий между настоящим Кодексом и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения настоящего Кодекса.

5. Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств — членов Союза (далее — государства-члены) о таможенном регулировании.

1. Для целей настоящего Кодекса используются понятия, которые означают следующее:

1) «авария» — вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, а также изменений вследствие действия непреодолимой силы;

2) «административные правонарушения» — административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств-членов таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство);

3) «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» — совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами;

4) «водные суда» — морские суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством государств-членов суда внутреннего водного транспорта (плавания);

5) «вывоз товаров с таможенной территории Союза» — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза;

6) «выпуск товаров» — действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;

7) «декларант» — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

8) «денежные инструменты» — дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, которые удостоверяют обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств и в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата;

9) «заинтересованное лицо» — лицо, интересы которого в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц;

10) «запреты и ограничения» — применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов;

11) «иностранное лицо» — лицо, не являющееся лицом государства-члена;

12) «иностранные товары» — товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с настоящим Кодексом;

Информирование о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования осуществляется Комиссией и таможенными органами путем размещения их соответственно на официальном сайте Союза и официальных сайтах таможенных органов в сети Интернет, а также путем доведения информации о них до общего сведения посредством телевидения и радио, использования информационных технологий, а также иными общедоступными способами распространения информации.

1. Срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено.

2. В случае если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения начала и окончания сроков, определенных периодом времени, в международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования применяются правила, предусмотренные пунктами 3 — 9 настоящей статьи.

3. Течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало, а исчисляемого часами, — с часа, следующего за часом наступления события, которым определено его начало.

4. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

6. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

7. В случае если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть совершено до 24 часов последнего дня срока.

Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Если письменные заявления и извещения были сданы в учреждение (организацию) почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, установленный срок не считается пропущенным.

8. В случае если срок исчисляется рабочими днями, под рабочими днями понимаются:

1) дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством государств-членов;

2) выходные дни, на которые в соответствии с законодательством государств-членов перенесены рабочие дни.

9. В случае если в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза и в иных местах нахождения таможенных органов установлено время работы таможенных органов в нерабочие дни, срок совершения таможенных операций этими таможенными органами, исчисляемый рабочими днями, включает в себя нерабочие дни.

1. Таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией.

2. Таможенной границей Союза являются пределы таможенной территории Союза, а также в соответствии с международными договорами в рамках Союза — пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов.

1. При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения — также законодательством государств-членов.

2. В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения — также законодательством государств-членов.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза не установлен, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения — также законодательством государств-членов.

3. Если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.

1. Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

2. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, — в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

3. Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.

4. Особенности ввоза на таможенную территорию Союза и (или) вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами товаров, включенных в предусмотренный Договором о Союзе единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, в качестве товаров для личного пользования определяются Комиссией.

5. В случае если актами, устанавливающими запреты и ограничения, не определены случаи и (или) порядок подтверждения их соблюдения, соблюдение таких запретов и ограничений подтверждается при перемещении товаров через таможенную границу Союза, а также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта.

6. Обязанность по соблюдению запретов и ограничений не возлагается на декларантов при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита международных почтовых отправлений в случае, если они перевозятся:

1) от места прибытия до места совершения таможенных операций с товарами, пересылаемыми в международных почтовых отправлениях;

2) от места прибытия до места убытия.

Конституция РФ

44-ФЗ

Об ипотеке

О приватизации

АПК РФ

Бюджетный кодекс РФ

Водный кодекс РФ

Воздушный кодекс РФ

Градостроительный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ

Жилищный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

КоАП РФ

Лесной кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Таможенный кодекс ЕАЭС

Трудовой кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Штрафы за нарушение пунктов статей КоАП РФ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Мы сократили и упростили текст статей, чтобы вам было легче их воспринимать. Ссылку на полный текст кодекса ищите в конце статьи. Самые опасные штрафы мы выделили полужирным шрифтом.

Статья

Штраф

16.1 Незаконное перемещение через границу товаров и транспортных средств.

От половины до трёхкратного размера стоимости товаров, из-за которых выписали штраф, а также возможна конфискация товаров.

16.2 Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров.

От половины до двукратного размера стоимости товаров, из-за которых выписали штраф, а также возможна конфискация товаров.

16.3 Несоблюдение запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в РФ.

50—300 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

16.7 Представление недействительных документов при совершении таможенных операций.

50—300 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

16.17 Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации.

50—100 тыс. рублей.

Внимательно собирайте документы, которые нужны для оформления. Проверяйте сведения о товарах, транспортных средствах и их таможенном режиме. Или обратитесь к нам 🙂

Документы и сведения должны соответствовать требованиям законодательства и быть достоверными. Внимательно пробегитесь по чек-листу перед тем, как подавать декларацию. В одной из предыдущих статей мы подготовили для вас подробный список необходимых документов для таможенного оформления с чек-листом для самопроверки.

Статья

Штраф

16.5 Нарушение клиентом режима зоны таможенного контроля.

5—10 тыс. рублей.

16.13 Совершение грузовых или иных операций с товарами без разрешения или уведомления таможенного органа. При том, что товары находятся под таможенным контролем.

10—20 тыс. рублей.

16.14 Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций.

5—20 тыс. рублей.

16.9 Недоставка, выдача или передача без разрешения таможенного органа, либо утрата товаров или недоставка документов на них.

300—500 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

16.20 Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами.

От половины до двукратного размера стоимости товаров, из-за которых выписали штраф, а также возможна конфискация товаров.

16.21 Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка.

От половины до двукратного размера стоимости товаров, из-за которых выписали штраф, а также возможна конфискация товаров.

16.24 Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами.

1 500—2 500 рублей, а также возможна конфискация транспортного средства.

Соблюдайте условия ограничений на пользовательское распоряжение товарами и транспортными средствами, которые оформляют на таможне.

Условия важно соблюдать, пока товары или транспортные средства не выпустят, либо пока их не предоставят клиенту в распоряжение в соответствии с выбранным таможенным режимом.

Статья

Штраф

16.8 Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам.

10—20 тыс. рублей.

16.10 Несоблюдение порядка таможенного транзита.

5—10 тыс. рублей.

Как не попасть на штраф по этим статьям
Не предпринимайте без согласия таможенного брокера никаких действий, которые направлены на возникновение у него каких-либо обязательств перед третьими лицами и/или таможенными органами РФ.

Статья

Штраф

16.11 Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации.

5—20 тыс. рублей.

Как не попасть на штраф по этой статье
Информируйте своего таможенного брокера о любом изменении, уничтожении, повреждении или утрате средств таможенной идентификации, которое вы обнаружили:

— поврежденная тара или упаковка декларируемых товаров;

— нарушение маркировки;

— несоответствие товаров сведениям о них в транспортных, коммерческих и других документах;

— несоответствие сведений о товарах в документах, необходимых для таможенного оформления;

— несоответствие в банковских или других финансовых документах.

Статья

Штраф

16.12 Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений.

Размер штрафа зависит от пункта статьи. Максимальный штраф: 50—300 тыс. рублей.

16.15 Непредставление отчетности в таможенный орган.

5—30 тыс. рублей.

Как не попасть на штраф по этим статьям
Предоставляйте вашему брокеру пакет документов, который он запрашивает в срок, который должен быть указан в вашем с ним договоре. Предоставляйте отчётность в таможенный орган вовремя.

Статья

Штраф

16.16 Нарушение сроков временного хранения товаров.

50—100 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

Как не попасть на штраф по этой статье
Следите, чтобы сроки выпуска товаров в свободное обращение соответствовали требованиям, установленным Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Статья

Штраф

16.22 Нарушение сроков уплаты таможенных платежей.

50—300 тыс. рублей.

Как не попасть на штраф по этой статье
Вовремя оплачивайте таможенные платежи или договаривайтесь с таможенными органами об отсрочке или рассрочке.

Статья

Штраф

16.6 Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы.

30—40 тыс. рублей.

16.9 Недоставка, выдача или передача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них.

300—500 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

16.18 Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и/или транспортных средств физическими лицами.

Штраф равен стоимости товаров, которые стали предметами административного правонарушения.

16.23 Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.

10—50 тыс. рублей.

Как не попасть на штраф по этим статьям
В случае аварии будьте готовы принимать меры, и соблюдайте правила и условия таможенного кодекса.

Статья

Штраф

16.2.1 Недекларирование товаров, которые подлежат таможенному декларированию, по установленной форме. За исключением денег.

От половины до двукратного размера стоимости товаров, из-за которых выписали штраф, а также возможна конфискация товаров.

Как не попасть на штраф по этой статье
Не возите контрабанду 🙂 Сообщите вашим поставщикам (особенно китайским), что вам не нужны их неожиданные сюрпризы и подарки, убедитесь, что все товары задекларированы и перепроверьте их количество.

16.2.2 Ошибка в коде ТН ВЭД, количестве товара в заявлении, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию.

Ошибка в наименовании, описании, стране происхождения, таможенной стоимости или других сведениях, которые могли повлиять на освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

От половины до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, которые стали предметами административного правонарушения, а также возможна конфискация товаров.

16.2.3 Заявление недостоверных сведений о товарах при их декларировании.

Представление недействительных документов и сведений, из-за которых не соблюдаются запреты и ограничения, которые устанавливают международные договоры государств-членов Евразийского экономического союза, решения Евразийской экономической комиссии, нормативные правовые акты Российской Федерации.

50—300 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

Как не попасть на штраф по этим статьям
Проверить:

— код ТНВЭД,

— описание товара,

— количество товара,

— свойства и характеристики,

— страну происхождения,

— таможенную стоимость.

Статья

Штраф

16.1.3 Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений:

— о количестве грузовых мест,
— их маркировке,
— наименовании,
— весе брутто и/или объеме товаров при прибытии или убытии с таможенной территории.

Помещение товаров под таможенный транзит или на склад временного хранения путем представления недействительных документов. Использование для этих целей поддельного или не относящегося к этому грузу средства идентификации.

50—100 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

Как не попасть на штраф по этим статьям
Проверить:

— количество мест,

— маркировку,

— наименование,

— вес брутто или объем товаров.

Статья

Штраф

Что проверить

16.12.3 Непредставление документов и сведений, которые нужны для проведения таможенного контроля в срок, который установил таможенный орган.

50—300 тыс. рублей.

Сроки подачи декларации.

16.22 Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин и налогов, которые надо оплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

50—300 тыс. рублей.

Сроки оплаты пошлин и налогов.

16.12.2 Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если товар декларируют после его фактического вывоза.

50—100 тыс. рублей.

Сроки подачи декларации.

16.12.1 Несоблюдение сроков подачи:

— полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании;

— итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде;

— таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации.

10—50 тыс. рублей.

Сроки подачи декларации.

16.23.1 Совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц:

— лицом, не включенным в реестр таможенных представителей;

— лицом, включенным в реестр таможенных представителей на основании недействительных документов;

— лицом, исключенным из реестра таможенных представителей.

Исключения:

— обязанность по совершению таможенных операций возникла до исключения таможенного представителя из реестра;

— законодательство Таможенного союза и (или) законодательство РФ о таможенном деле предоставило право на совершение таможенных операций без требования включения лица в реестр таможенных представителей.

10—50 тыс. рублей.

Нормативные документы, которые регламентируют таможенное оформление ввозимых транспортных средств:

  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
  • Решение совета Евразийской экономической комиссии «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Обратите внимание, в указанных документах речь идет о Таможенном союзе:

  • Республика Армения,
  • Республика Беларусь,
  • Республика Казахстан,
  • Кыргызская Республика,
  • Российская Федерация.

То есть из Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана транспортные средства могут ввозиться без уплаты таможенных пошлин и утилизационного сбора, регистрация в ГИБДД для них не требуется.

Далее в этой статье будет рассматриваться ввоз автомобилей из государств, не входящих в таможенный союз.

Изменения таможенных регламентов в 2022 году

Например, речь идет о ситуации, когда гражданин Финляндии путешествует на собственном автомобиле и пересекает на нем границу РФ.

Примечание. В таможенном кодексе речь идет не об иностранных гражданах, а об иностранных физических лицах. К таким лицам могут быть отнесены как граждане других государств, так и граждане России, которые не имеют постоянного места жительства в РФ и в других странах таможенного союза (пункты 11 и 17 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Если автомобиль ввозится на срок до 1 года (до 31 декабря 2019 года — до 6 месяцев), то его регистрация в ГИБДД не требуется. Если же машина ввезена на больший срок, то следует произвести временную регистрацию.

3. Государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.

6. Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования должны находиться на таможенной территории Союза в фактическом владении и пользовании декларанта, если иное не установлено настоящей статьей.

8. Без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования:

1) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования — во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации) и (или) для хранения;

3) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, — иным иностранным физическим лицам;

Обратите внимание, если автомобиль ввезен временно (без уплаты таможенных пошлин), то управлять этим автомобилем может только его владелец. Кроме того, можно передать управление другому иностранному гражданину.

Гражданам России автомобиль может быть передан только для технического обслуживания или ремонта.

Например, речь идет о ситуации, когда гражданин России несколько месяцев прожил в Германии и приобрел там автомобиль. Он хочет временно въехать в РФ для посещения родственников.

Примечание. В таможенном кодексе речь идет не о гражданах РФ, а о физических лицах государств-членов. К таким лицам могут быть отнесены как граждане других государств, так и граждане России, которые имеют постоянное место жительства в РФ или другой стране таможенного союза (пункты 11 и 17 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Если автомобиль ввозится на срок до 1 года, то его регистрация в ГИБДД не требуется. Если же машина ввезена на больший срок, то следует зарегистрировать ее в ГИБДД.

Данный сбор нужно оплатить только в том случае, если машина ввезена в Россию более чем на 1 год.

6. Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования должны находиться на таможенной территории Союза в фактическом владении и пользовании декларанта, если иное не установлено настоящей статьей.

8. Без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования:

1) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования — во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации) и (или) для хранения;

2) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, — его родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке;

Управлять автомобилем может его владелец, а также его родители, дети, супруг или супруга. Также можно передать автомобиль и иным лицам для проведения ремонта или техобслуживания.

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.
  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Март

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь


Новый Таможенный кодекс ЕАЭС создаст единые правила для всех стран «пятерки». Разработчики документа постарались максимально унифицировать таможенные операции. Предполагается, что все пункты таможенного администрирования на территории ЕАЭС будут одинаковыми, также предусмотрен единый регламент работы. Как рассказал Кадыркулов, в действующем Таможенном кодексе есть 211 отсылочных норм на национальное законодательство, связанных с таможенным регулированием. В новом документе их кардинально пересмотрели. Часть из них урегулировали непосредственно в тексте нового Таможенного кодекса, а часть — подняли на наднациональный уровень, передав их в компетенцию Евразийской экономической комиссии. В свою очередь отсылочные нормы на налоговое, валютное, административное, гражданское и другие отрасли законодательства были сохранены в документе почти в первоначальном виде. Также в новый Таможенный кодекс имплементированы 16 соглашений, действующих на территории ЕАЭС, и 6 проектов соглашений. С вступлением в силу единого кодекса нормы по товарам, перемещаемым физическими лицами, окажутся в зоне ответственности ЕЭК. По словам Кадыркулова, комиссия будет определять единые для стран верхние стоимостные и весовые пороги. При этом стороны получат право устанавливать более низкие нормы беспошлинного ввоза на национальном уровне в отношении товаров, перемещаемых посредством международных почтовых отправлений, а также экспресс-перевозчиками.

Еще одно важное преимущество нового Таможенного кодекса ЕАЭС — переход на современные информационные технологии, благодаря чему пропадет необходимость в бумажных декларациях, а соответственно не потребуется и пакет сопроводительных документов к ним. «Останутся исключительные случаи, когда будет необходимо подавать таможенную декларацию в письменном виде. Также минимизирован физический контакт участников внешнеэкономической деятельности с должностными лицами», — пояснил Кадыркулов. Документы, которые используются для декларирования товаров, теперь потребуются только в случае, если сработает система управления рисками. Эта система в настоящее время работает во всех таможенных органах ЕАЭС, специалисты параллельно ведут работы по ее модернизации. Технологическая база таможенных органов стран ЕАЭС уже готова к переходу в новый режим работы. «На мой взгляд, это очень емкий и выверенный документ, который учитывает интересы всех сторон», — заключил Мукай Кадыркулов.


Таможенный кодекс ЕАЭС должен вступить в силу с 1 июля 2017 года. Через год после того, как документ заработает, порог беспошлинной трансграничной интернет-торговли на территории стран ЕАЭС начнет постепенно снижаться. Так, в настоящее время россияне могут покупать в зарубежных интернет-магазинах товары на сумму до 1000 евро и весом до 31 кг в месяц без уплаты пошлин. В 2018 году эта сумма упадет до 500 евро в месяц, сверх этой суммы нужно будет уплатить 30%, но не менее 4 евро за 1 кг, а в 2019-м — уже до 200 евро для каждой покупки, пошлина сверх этой нормы составит 15% от суммы, превышающей порог, но не менее 2 евро за 1 кг.

Напомним, в настоящее время членами ЕАЭС являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Интеграционное экономическое объединение работает с 1 января 2015 года.

  • Таможенный кодекс ЕАЭС
  • Глава 1 — статья: 1 — 8
  • Глава 2 — статья: 9 — 18
  • Глава 3 — статья: 19 — 27
  • Глава 4 — статья: 28 — 36
  • Глава 5 — статья: 37 — 45
  • Глава 6 — статья: 46 — 50
  • Глава 7 — статья: 51 — 56
  • Глава 8 — статья: 57 — 61
  • Глава 9 — статья: 62 — 65
  • Глава 10 — статья: 66 — 67
  • Глава 11 — статья: 68 — 70
  • Глава 12 — статья: 71 — 77
  • Глава 13 — статья: 78 — 86
  • Глава 14 — статья: 87 — 91
  • Глава 15 — статья: 92 — 97
  • Глава 16 — статья: 98 — 103
  • Глава 17 — статья: 104 — 117
  • Глава 18 — статья: 118 — 126
  • Глава 19 — статья: 127 — 133
  • Глава 20 — статья: 134 — 138
  • Глава 21 — статья: 139 — 141
  • Глава 22 — статья: 142 — 154
  • Глава 23 — статья: 155 — 162
  • Глава 24 — статья: 163 — 175
  • Глава 25 — статья: 176 — 187
  • Глава 26 — статья: 188 — 200
  • Глава 27 — статья: 201 — 210
  • Глава 28 — статья: 211 — 218
  • Глава 29 — статья: 219 — 226
  • Глава 30 — статья: 227 — 234
  • Глава 31 — статья: 235 — 237
  • Глава 32 — статья: 238 — 242
  • Глава 33 — статья: 243 — 247
  • Глава 34 — статья: 248 — 250
  • Глава 35 — статья: 251 — 252
  • Глава 36 — статья: 253 — 254
  • Глава 37 — статья: 255 — 271
  • Глава 38 — статья: 272 — 280
  • Глава 39 — статья: 281 — 284
  • Глава 40 — статья: 285 — 288
  • Глава 41 — статья: 289 — 295
  • Глава 42 — статья: 296 — 301
  • Глава 43 — статья: 302 — 309
  • Глава 44 — статья: 310 — 321
  • Глава 45 — статья: 322 — 337
  • Глава 46 — статья: 338 — 350
  • Глава 47 — статья: 351 — 364
  • Глава 48 — статья: 365 — 367
  • Глава 49 — статья: 368 — 375
  • Глава 50 — статья: 376 — 378
  • Глава 51 — статья: 379 — 383
  • Глава 52 — статья: 384 — 387
  • Глава 53 — статья: 388 — 396
  • Глава 54 — статья: 397 — 400
  • Глава 55 — статья: 401 — 405
  • Глава 56 — статья: 406 — 409
  • Глава 57 — статья: 410 — 414
  • Глава 58 — статья: 415 — 419
  • Глава 59 — статья: 420 — 424
  • Глава 60 — статья: 425 — 429
  • Глава 61 — статья: 430 — 443
  • Переходные положения: 444 — 465
  • Приложение №1
  • Приложение №2
  • Скачать Таможенный кодекс ЕАЭС

Риски при перевозке большого ассортимента товаров

Глава 6. Общие положения о таможенных платежах

Статья 46. Таможенные платежи
Статья 47. Таможенные сборы
Статья 48. Авансовые платежи
Статья 49. Льготы по уплате таможенных платежей и тарифные преференции
Статья 50. Плательщики таможенных пошлин, налогов

Глава 7. Исчисление таможенных пошлин, налогов

Статья 51. Объект обложения таможенными пошлинами, налогами и база для исчисления таможенных пошлин, налогов
Статья 52. Исчисление таможенных пошлин, налогов
Статья 53. Ставки таможенных пошлин, налогов, применяемые для исчисления таможенных пошлин, налогов
Статья 54. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются
Статья 55. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
Статья 56. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, срок их уплаты и особенности исчисления

Глава 8. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 57. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
Статья 58. Изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов
Статья 59. Сроки и основания предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин
Статья 60. Проценты за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин
Статья 61. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов

Глава 9. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

Статья 62. Общие условия обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
Статья 63. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
Статья 64. Генеральное обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
Статья 65. Определение размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

Глава 10. Возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)

Статья 66. Излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги
Статья 67. Возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей, денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также иных денежных средств (денег)

Глава 11. Взыскание таможенных пошлин, налогов

Статья 68. Общие положения о взыскании таможенных пошлин, налогов
Статья 69. Таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов
Статья 70. Признание сумм таможенных платежей, пеней, процентов безнадежными к взысканию и их списание

Глава 12. Специальные, антидемпинговые, компенсационные и иные пошлины, применяемые в целях защиты внутреннего рынка

Глава 13. Общие положения о таможенных операциях и лицах, их совершающих

Статья 78. Порядок совершения таможенных операций
Статья 79. Место и время совершения таможенными органами таможенных операций
Статья 80. Документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций
Статья 81. Первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров
Статья 82. Совершение таможенными органами и лицами таможенных операций
Статья 83. Декларант
Статья 84. Права, обязанности и ответственность декларанта
Статья 85. Присутствие заинтересованных лиц при совершении таможенных операций
Статья 86. Совершение таможенных операций в отношении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Союза

Глава 14. Прибытие товаров на таможенную территорию Союза и таможенные операции, связанные с таким прибытием

Статья 87. Прибытие товаров на таможенную территорию Союза
Статья 88. Таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, и порядок их совершения
Статья 89. Документы и сведения, представляемые при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза
Статья 90. Разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров и иные грузовые операции с товарами, а также замена транспортных средств международной перевозки, осуществляемые в месте прибытия
Статья 91. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при прибытии товаров на таможенную территорию Союза, срок их уплаты и исчисление

Глава 15. Убытие товаров с таможенной территории Союза и таможенные операции, связанные с таким убытием

Статья 92. Таможенные операции, связанные с убытием товаров с таможенной территории Союза, и порядок их совершения
Статья 93. Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза
Статья 94. Требования к товарам при их убытии с таможенной территории Союза
Статья 95. Разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров и иные грузовые операции с товарами, а также замена транспортных средств международной перевозки, осуществляемые до убытия товаров с таможенной территории Союза
Статья 96. Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах
Статья 97. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при убытии иностранных товаров с таможенной территории Союза, срок их уплаты и исчисление

Глава 16. Временное хранение товаров и таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение

Статья 98. Общие положения о временном хранении товаров
Статья 99. Места временного хранения товаров
Статья 100. Таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, и порядок их совершения
Статья 101. Срок временного хранения товаров
Статья 102. Операции с товарами, находящимися на временном хранении
Статья 103. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при временном хранении товаров, срок их уплаты и исчисление

Глава 17. Таможенное декларирование и таможенные операции, связанные с подачей, регистрацией и отзывом таможенной декларации, изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации

Статья 104. Общие положения о таможенном декларировании
Статья 105. Таможенная декларация
Статья 106. Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары
Статья 107. Сведения, подлежащие указанию в транзитной декларации
Статья 108. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации
Статья 109. Таможенные операции, связанные с подачей таможенной декларации, и порядок их совершения
Статья 110. Срок подачи таможенной декларации
Статья 111. Проверка поданной таможенной декларации, таможенные операции, связанные с регистрацией либо отказом в регистрации поданной таможенной декларации, и порядок их совершения
Статья 112. Таможенные операции, связанные с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, и порядок их совершения
Статья 113. Таможенные операции, связанные с отзывом таможенной декларации, и порядок их совершения
Статья 114. Предварительное таможенное декларирование
Статья 115. Неполное таможенное декларирование
Статья 116. Периодическое таможенное декларирование
Статья 117. Особенности таможенного декларирования товара, перемещаемого через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде

Глава 18. Выпуск товаров и таможенные операции, связанные с выпуском товаров

Глава 37. Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования

Статья 255. Определения
Статья 256. Общие положения о порядке и условиях перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования
Статья 257. Применение системы двойного коридора при перемещении через таможенную границу Союза товаров для личного пользования
Статья 258. Таможенные операции, совершаемые в отношении товаров для личного пользования
Статья 259. Временное хранение товаров для личного пользования
Статья 260. Таможенное декларирование товаров для личного пользования
Статья 261. Представление документов при таможенном декларировании товаров для личного пользования
Статья 262. Выпуск товаров для личного пользования
Статья 263. Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых в сопровождаемом багаже
Статья 264. Временный ввоз транспортных средств для личного пользования
Статья 265. Временный вывоз физическими лицами товаров для личного пользования
Статья 266. Применение таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования
Статья 267. Стоимость товаров для личного пользования
Статья 268. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, срок их уплаты и исчисление
Статья 269. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, срок их уплаты и исчисление
Статья 270. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования и порядок взыскания таких таможенных пошлин, налогов
Статья 271. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования

Глава 38. Особенности порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Союза

Статья 272. Общие положения о порядке и условиях перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Союза
Статья 273. Условия ввоза на таможенную территорию Союза временно ввозимых (временно ввезенных) транспортных средств международной перевозки
Статья 274. Срок нахождения на таможенной территории Союза временно ввозимого (временно ввезенного) транспортного средства международной перевозки
Статья 275. Условия нахождения и использования на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки
Статья 276. Условия вывоза с таможенной территории Союза и нахождения за пределами таможенной территории Союза временно вывозимых (временно вывезенных) транспортных средств международной перевозки
Статья 277. Условия использования за пределами таможенной территории Союза временно вывезенных транспортных средств международной перевозки
Статья 278. Таможенное декларирование и выпуск транспортных средств международной перевозки
Статья 279. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении временно ввозимых (временно ввезенных) транспортных средств международной перевозки, срок их уплаты и исчисление
Статья 280. Возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении временно вывозимых (временно вывезенных) транспортных средств международной перевозки, срок их уплаты и исчисление

Глава 39. Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза припасов

Статья 281. Общие положения о порядке и условиях перемещения припасов через таможенную границу Союза
Статья 282. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов
Статья 283. Использование припасов на таможенной территории Союза
Статья 284. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, декларируемых (выпущенных) в качестве припасов, срок их уплаты и исчисление

Глава 40. Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза международных почтовых отправлений и пересылаемых в них товаров

Новый Таможенный кодекс стал существенно объёмнее – почти в три раза. Также новый кодекс включает в себя 61 главу вместо 50 в старом кодексе. Это произошло потому, что большая часть имеющихся на дату вступления в силу ТК ЕАЭС международных договоров между странами – участницами ЕАЭС нашли своё место в новом кодексе. В отличие от старого новый кодекс не имеет деления на общую и специальную части. Также в новом кодексе 9 разделов (вместо 8 в старом кодексе). Последний раздел посвящён переходным положениям, которые указывают, как действовать, если на момент вступления в силу ТК ЕАЭС ещё не начнут действовать дополнительные решения Евразийской экономической комиссии.

Для получения таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза, для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза в новом кодексе предусмотрено обязательное представление предварительной информации о прибывающих товарах на всех видах транспорта[1]. В отличие от старого кодекса[2] ТК ЕАЭС устанавливает конкретный срок[3] представления предварительной информации, то есть не менее чем за два часа до перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Предварительная информация теперь имеет два вида:

  • информация, которая будет представляться в обязательном порядке для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
  • информация для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, которая будет представляться по желанию участника ВЭД.

Согласно положениям старого кодекса[5], лица, определяемые ТК ТС, обязаны были представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.

Теперь если сведения о таких документах необходимы таможенным органам для совершения таможенных операций, то они могут быть получены ими из информационных систем таможенных органов, а также из других информационных систем государств ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия. Для этого лица, определённые ТК ЕАЭС, указывают сведения об этих документах в таможенной декларации[6].

То есть документы для таможенных операций при их регистрации будут подаваться один раз и отображаться в информационной системе таможенного органа каждого из государств ЕАЭС. Когда эти документы необходимо будет предъявить таможенным органам другого государства ЕАЭС, достаточно будет указать сведения о них в таможенной декларации.

Если согласно старому кодексу таможенное декларирование могло производиться как в письменной, так и (или) электронной формах[7], то в ТК ЕАЭС письменное декларирование товаров возможно лишь в отдельных случаях[8], а именно:

  • при процедуре таможенного транзита;
  • в отношении товаров для личного пользования;
  • в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • в отношении транспортных средств международной перевозки;
  • при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС;
  • в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных Комиссией.

В остальном же применяется только электронное декларирование[9].

В ТК ЕАЭС предусмотрена возможность применения письменной формы таможенного декларирования ещё и в случае отсутствия у таможенного органа возможности обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии[10]. Хотим отметить, что, согласно положениям старого кодекса, технический сбой в системе таможенных органов не являлся основанием для подачи декларации в письменной форме. В связи с этим декларант вынужден дожидаться устранения технических неполадок, так как подать ту же ДТ в письменной форме не допускалось ТК ТС.

ТК ЕАЭС существенно упрощает процедуру декларирования товаров, отменяя правило, установленное ТК ТС о том, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация[11]. Новым кодексом установлена норма, в соответствии с которой документы, подтверждающие сведения, заявленные в электронной таможенной декларации, не представляются таможенному органу при её подаче[12].

Но тем не менее документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, оговорённых в кодексе[13].

Ранее таможенные операции, согласно положению ТК ТС, совершались должностными лицами[14]. То есть поместить товар под таможенную процедуру и выпустить его на внутренний рынок или экспортировать либо отказать в регистрации мог только живой человек – должностное лицо. ТК ЕАЭС установлена возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации и выпуском товаров, автоматическими информационными системами таможенных органов[15].

Таможенный кодекс Таможенного союза, ТК ТС

В ЕАЭС входят пять государств — Россия, Белоруссия, Киргизия, Казахстан и Армения. До недавнего времени правила прохождения таможни различались в каждой из стран союза. Теперь же, с введением нового кодекса, правила стали одинаковыми.

Само прохождение границы теперь по правилам должно уложиться в 4 часа, то есть в 6 раз быстрее, чем по правилам старого кодекса. Это стало возможно, так как сама процедура была упрощена и теперь товар декларируют электронным способом и часто прохождение границы будет автоматическое. При этом документов в принципе стало меньше и все оформляется через одно окно.

Из-за наличия цифровой подписи, в большинстве случаев инспектор будет не нужен. Даже решения о регистрации, выпуске товаров, форме таможенного контроля принимает автоматическая система, а не человек.

Если какой-то документ уже был предоставлен на таможне, его можно будет больше не показывать другим чиновникам. Теперь действует правило, что предприниматели не обязаны предоставлять те документы, которые чиновники могут и так сами посмотреть у себя в системе.

Статья 9. Перемещение товаров через таможенную границу Союза

Статья 10. Места перемещения товаров через таможенную границу Союза

Статья 11. Представление таможенным органам предварительной информации

Статья 12. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Союза

Статья 13. Владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами

Статья 14. Нахождение товаров под таможенным контролем

Статья 15. Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные

Статья 16. Иностранные товары, которые по решению суда конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена или на которые обращено взыскание

Статья 17. Отбор проб и (или) образцов товаров заинтересованными лицами и государственными органами государств-членов

Статья 18. Представление таможенным органам отчетности

ГК РФ (часть 1)

ТК РФ

НК РФ (часть 1)

ГК РФ (часть 2)

Земельный кодекс

Жилищный кодекс

КоАП РФ

ГрК РФ

НК РФ (часть 2)

ТК ЕАЕС

ГПК РФ

КАС РФ

УПК РФ

УК РФ

Семейный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Бюджетный кодекс

Лесной кодекс

ГК РФ (часть 4)

ГК РФ (часть 3)

АПК РФ

УИК РФ

Благодаря помещению товаров под разные процедуры, осуществляемые на таможне, определяются следующие цели:

  • Порядок транспортировки товара через границу в зависимости от назначения.
  • Условия его нахождения и допустимое применение.
  • Права и обязанности бенефициара.

Законом предусмотрены такие виды таможенных процедур, как:

  • Экспорт.
  • Выпуск для потребления (внутреннего).
  • Транзит.
  • Склад.
  • Переработка на территории таможни.
  • Переработка вне территории таможни.
  • Реимпорт.
  • Реэкспорт.
  • Временный вывоз.
  • Торговля, осуществляемая без взимания пошлины.
  • Допуск.
  • Уничтожение.
  • Свободная зона таможни.
  • Свободный склад.
  • Отказ в пользу государства.
  • Специальная процедура на таможне.

Рассмотрим основные характеристики некоторых из них по отдельности.

О Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза

Об этом подробно говорится в гл. 31 ТК ТС и гл. 18 закона № 289-ФЗ. Под таможенной процедурой экспорта товаров понимается процедура, которая заключается в том, что продукция ТС вывозится за территорию ТС с целью их дальнейшего нахождения там на постоянной основе. Закон допускает помещение под данную процедуру тех товаров, которые до этого были помещены под временный вывоз или переработку вне территории таможни без их предъявления. Выпуск продукции, к которой не используются вывозные пошлины, осуществляется в течение 4 часов после регистрации декларации, если одновременно с ней были предъявлены необходимые документы.

Информация об этой процедуре содержится в гл. 32 ТК ТС и гл. 19 закона № 289-ФЗ. Под таможенным транзитом понимают процедуру, при которой товары транспортируются под контролем таможни, а также через территорию страны – не участника ТС, от органа отправления (таможни) до соответствующего органа назначения без оплаты пошлины, сборов. Кроме мер, применяемых в порядке технического и нетарифного урегулирования.

О данной процедуре можно узнать из гл. 34 ТК ТС и гл. 21 закона № 289-ФЗ. Таможенная процедура переработки на таможенной территории – это процесс, где товары иностранного происхождения применяются для выполнения операций по переработке на территории таможни ТС в определенные сроки с условным освобождением от пошлин, налоговых сборов и без мер специального регулирования с целью дальнейшего вывоза переработанных продуктов.

Период, в течение которого необходимо переработать товар, определяет лицо, которое получило соответствующее разрешение. Но он не может превышать 3 года. Конкретный период согласовывается с таможней при рассмотрении заявления о разрешении переработки.

Правовая база содержится в гл. 35 ТК ТС и гл. 22 закона № 289-ФЗ. Данная переработка – это процедура, которая заключается в том, что товары ТС вывозятся с территории таможни для выполнения операций по переработке в определенный период при освобождении от пошлин и без мер нетарифного урегулирования с целью дальнейшего ввоза переработанных продуктов на территорию таможни ТС. Максимальный период, предоставляемый для переработки, составляет 2 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.