Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация по плате за нвос в 2022 году росприроднадзор». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Величину ставок, применяемых для расчета в 2022 году платы за НВОС за 2021 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 24.01.2020 № 39).
Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:
- стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
- осуществляющих сбросы в водные объекты;
- дающих отходы производства и потребления.
Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах.
Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При заполнении декларации за 2021 год используйте ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). А ставка платы за НВОС по твердым коммунальным отходам «заморожена» на отметке 95 руб. до конца 2023 года (постановление Правительства от 16.02.2019 № 156).
Декларация по НВОС в 2021 — 2022 годах — ставки платы
\n\n
Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.
\n\n
Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
\n\n
Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.
\n\n
Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.
\n\n
\n\n
За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2022 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.
\n\n
Декларация о плате за НВОС сдается не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 10 марта 2022 года).
\n\n
Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:
\n\n
- \n\t
- более 10 тонн по одному объекту;
- от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
\n\t
\n
\n\n\n
СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.
\n\n\n
Форму № 2-ТП (воздух) нужно сдать не позднее 22 января года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 24 января 2022 года, т.к. 22 января — выходной).
\n\n
\n\n
Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.
\n\n
Форму № 2-ТП (рекультивация) нужно сдать не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 1 февраля 2022 года).
\n\n
Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.
Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.
Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.
За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2022 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.
Декларация о плате за НВОС сдается не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 10 марта 2022 года).
Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:
- более 10 тонн по одному объекту;
- от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.
Форму № 2-ТП (воздух) нужно сдать не позднее 22 января года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 24 января 2022 года, т.к. 22 января — выходной).
Вместе с декларацией теперь нужно сдавать копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.
При проверке декларации орган Росприроднадзора может запросить копии документы учета выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов (кроме документов, которые вы ранее уже представляли, и документов бухучета). Сдать их нужно в течение 20 рабочих дней со дня получения запроса.
Отчёт | Срок сдачи |
---|---|
I квартал | |
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. | До 10.01.2021 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года | До 10.01.2021 |
Сведения о выполнении условий пользования недрами | До 20.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) | До 22.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) | До 22.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) | До 01.02.2021 |
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2021 |
Предоставление декларации НВОС | До 10.03.2021 |
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» | До 15.03.2021 |
Отчёт по программе ПЭК | До 25.03.2021 |
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | До 25.03.2021 |
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством. |
II квартал | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | До 01.04.2021 |
Отчёт о выполнении нормативов утилизации | До 01.04.2021 |
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» | До 01.04.2021 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2021 г. | До 15.04.2021 |
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.04.2021 |
Расчёт и оплата экологического сбора | До 15.04.2021 |
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2021 года | До 20.04.2021 |
III квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2021 г. | До 15.07.2021 |
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.07.2021 |
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2021 года | До 20.07.2021 |
IV квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2021 г. | До 15.10.2021 |
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.10.2021 |
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2021 года | До 20.10.2021 |
Декларацию о плате за НВОС будем сдавать по новой форме
Если экологическая отчётность не сдана вовремя в Росприроднадзор, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для удобства мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2021 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф от 50 000 до 100 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.41 |
Предоставление декларации НВОС | ||
Отчёт по программе ПЭК | Штраф от 20 000 руб. до 80 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.5 |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.
Для начала заполнения формы отчета выберите в левой части экрана в древовидном меню раздел «Декларация». Откроется древовидное меню разделов декларации полностью и отобразятся поля раздела «Декларация».
Выбираем раздел «Информация о заявителе» и в появившихся с правой части полях заполняем информацию по предприятию (ИНН, ОГРН, КПП, Краткое наименование, Полное наименование, и т.п.). Также на данной странице заполняем информацию по руководителю предприятия, главному бухгалтеру и адресам организации. Я думаю пояснения здесь излишни.
При расчете платы используются следующие сведения:
Объекты I категории
Используются сведения из комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).
В отсутствие КЭР хозяйствующий субъект вправе руководствоваться действующими нормативами из разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитами на выбросы, сбросы, нормативами образования отходов и лимитами на их размещение (далее — НООЛР).
Указанные разрешения и документы, полученные до 01.01.2019, можно применять, пока не истекут сроки их действия либо до дня получения КЭР в течение срока действия таких разрешений и документов (п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ[2]).
После 01.01.2019 и до получения КЭР лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, также могут получить новые или переоформить старые разрешения и документы, которые будут действительными до дня получения КЭР (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).
Обратите внимание
В качестве меры поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции принято постановление Правительства[3], согласно которому сроки действия разрешений и лимитов на выброс или сброс в отношении объектов I категории, истекающие в периоды с 15.03.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021, продлеваются на 12 месяцев.
Объекты II категории
Используются сведения из декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС). При этом, как и для объектов I категории, для объектов II категории действуют нормы о возможности применения (до дня истечения срока действия либо до дня представления ДВОС) разрешений и лимитов на выбросы и сбросы, НООЛР, полученных до 01.01.2019 (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).
Объекты III категории
Используются сведения из отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК, отчет ПЭК)[4].
[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 342-ФЗ «О внесении изменений в главу XVI Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьи 1 и 4 Федерального закона «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»».
[2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).
[3] Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020–2022 годах» (в ред. от 29.12.2021).
[4] В отношении выбросов и сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), плата определяется исходя из нормативов допустимых выбросов и сбросов (далее — НДВ и НДС).
О.А. Фильченкова, заместитель директора Экспертного департамента Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2022.
- Внесение платы за НВОС по веществам, не включенным в Перечень № 1316-р
- Взвешенные вещества и частицы в расчете платы за НВОС: устойчивая практика правоприменения
- Как объекту III категории правильно рассчитывать плату за выбросы?
- Плата за размещение отходов: как право собственности на отходы до сих пор всех сбивает с толку
Инструкция по заполнению декларации о плате за загрязнение окружающей среды.
Организации и ИП, деятельность которых оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов.
Срок подачи декларации
Декларация представляется ежегодно не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Форма декларации включает титульный лист, разделы 1-3.1, расчет суммы платы, подлежащей уплате в бюджет и информацию об авансовых платежах. Титульный лист и расчет суммы платы в бюджет являются обязательными для заполнения, а разделы 1-3.1 представляются только в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду.
Раздел заполняется лицами, у которых имеются стационарные объекты, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
При заполнении раздела 1 по каждому стационарному источнику, оказывающему НВОС, отражаются:
- категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
- адрес места нахождения объекта;
- номер, дата выдачи и срок действия КЭР либо разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах I и II категорий, до дня получения КЭР или представления декларации НВОС указывают реквизиты полученных или переоформленных до 1 января 2019 года разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, получившие или переоформившие с 1 января 2019 года разрешения, до получения КЭР указывают реквизиты этих разрешений.
Далее в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ по конкретному источнику:
- наименование или номер и код ОКТМО, на территории которого расположен стационарный источник;
- наименование загрязняющего вещества, по которому установлены ставки платы, в привязке к стационарному источнику;
- нормативы допустимых выбросов (НДВ), технологические нормативы (ТН), количество загрязняющего вещества, указанное в декларации НВОС или отчете;
- временно разрешенные выбросы (ВРВ) загрязняющих веществ, установленные в разрешительных документах;
- фактические выбросы загрязняющего вещества в атмосферный воздух:
- общее количество;
- количество в пределах нормативов (НДВ, ТН) либо указанное в декларации НВОС или отчете;
- количество свыше НДВ (ТН), но не более ВРВ;
- сверхлимитные выбросы (сверх ВРВ, а при их отсутствии — свыше НДВ, ТН либо количества, указанного в декларации НВОС или отчете;
- ставка платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в атмосферный воздух;
- коэффициент Кнд, равный 1, применяемый к ставке платы при выбросах загрязняющих веществ в пределах установленных НДВ, ТН;
- коэффициент Квр, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах ВРВ загрязняющих веществ на период реализации плана снижения выбросов, равный 25;
- коэффициент Кпр, применяемый для объектов I и II категорий к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100. Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25;
- в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
- поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
- сумма платы, исчисленная за фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не превышающий установленный НДВ, ТН загрязняющего вещества;
- сумма платы, исчисленная за фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществленный в пределах между установленного НДВ, ТН загрязняющего вещества и ВРВ загрязняющих веществ;
- сумма платы, исчисленная за фактический выброс в размерах, превышающих ВРВ либо при его отсутствии – НДВ, ТН загрязняющего вещества;
- сумма платы, исчисленная по каждому загрязняющему веществу.
В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.
Для отправки подтверждающих документов к разделу 1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».
Раздел заполняется лицами, осуществляющими выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся от источников сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа (ПНГ), объем которых не превышает предельно допустимого значения показателя сжигания.
При заполнении раздела 1.1 указываются:
- категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
- адрес места нахождения объекта;
- реквизиты и срок действия документа, на основании которого осуществляется выброс загрязняющих веществ: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, КЭР, декларации НВОС или отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;
- метод расчета интегрального показателя сжигания и (или) рассеивания ПНГ;
- объем добычи, сжигания и использования (без учета технологических потерь) ПНГ;
- технологические потери;
- уровень использования ПНГ.
Далее по каждому источнику в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ аналогично порядку и условиям заполнения показателей раздела 1.
Для отправки подтверждающих документов к разделу 1.1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».
Раздел заполняется лицами, осуществляющими выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся от источников сжигания и (или) рассеивания ПНГ, объем которых превышает предельно допустимое значение показателя сжигания. Данный раздел заполняется также при отсутствии средств измерений, технических систем и устройств, с помощью которых измеряется объем фактически добытого и сожженного ПНГ.
При заполнении раздела 1.2 указываются:
- категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
- адрес места нахождения объекта;
- реквизиты и срок действия документа, на основании которого осуществляется выброс загрязняющих веществ: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, КЭР, декларации НВОС или отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;
- метод расчета интегрального показателя сжигания и (или) рассеивания ПНГ;
- объем добычи, сжигания и использования ПНГ (без учета технологических потерь);
- технологические потери;
- уровень использования ПНГ.
Далее в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ по конкретному источнику:
- наименование или номер и код ОКТМО, факельной установки по сжиганию и (или) источника рассеивания ПНГ;
- наименование загрязняющего вещества, по которому установлены ставки платы, в привязке к каждой факельной установке сжигания и (или) источнику по рассеиванию ПНГ;
- фактический выброс загрязняющего вещества, превышающий объем, соответствующий предельно допустимому значению показателя сжигания. При отсутствии средств измерения указывается фактический выброс, определенный расчетным путем;
- ставка платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества;
- коэффициент Кпр, применяемый для объектов I и II категорий к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100. Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25;
- дополнительный коэффициент Кнмм к ставке платы для новых морских месторождений углеводородов со степенью выработки на 01.01.2017 более 0,01, расположенных полностью в пределах Баренцева, Карского, Печорского, Чукотского, Восточно-Сибирского, Белого морей и моря Лаптевых. При заполнении декларации за 2020 — 2030 гг. коэффициент Кнмм равен 0,25;
- в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
- поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
- сумма платы за сверхлимитные выбросы, исчисленная за фактический выброс, превышающий установленные НДВ, ТН, ВРВ, количество выбросов, указанное в декларации НВОС или отчете;
- показатель покрытия затрат (I), учитываемый при применении дополнительного коэффициента К;
- показатель (1-I);
- дополнительный коэффициент К, исчисленный с учетом показателя покрытия затрат (I);
- сумма платы, исчисленная с учетом показателя покрытия затрат.
Для отправки подтверждающих документов к разделу 1.2 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».
Плата за НВОС: отчитываемся за 2021 год
Раздел предназначен для лиц, которые размещают отходы производства.
Операторы (региональные операторы) по обращению с ТКО данный раздел заполняют по не относящимся к ТКО отходам, образовавшимся в собственном производстве.
При заполнении раздела 3 указываются:
- категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
- адрес места нахождения объекта;
- реквизиты и срок действия разрешительного документа, на основании которого размещаются отходы: КЭР, декларации НВОС, отчетности об отходах, документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В подразделе «Объект размещения отходов» указываются:
- регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
- адрес места нахождения объекта размещения отходов;
- характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает НВОС).
В случае если объект размещения отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, указываются реквизиты такого решения.
В подразделе «Загрязняющие вещества» отражаются следующие данные по отходам:
- код, наименование вида отхода и класс опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО);
- установленный лимит на размещение отходов либо количество отходов в соответствии с декларацией НВОС или отчетностью об отходах;
- движение отходов, образованных в отчетном периоде:
- образование;
- утилизация;
- обезвреживание;
- складирование отходов предыдущего отчетного периода, не утилизированных в течение 11 месяцев;
- фактический остаток отходов на конец отчетного периода, срок накопления которых не превышает 11 месяцев;
- передача оператору (региональному оператору) по обращению с ТКО;
- количество отходов, размещенных или переданных другим лицам для размещения, за отчетный период:
- в пределах установленного лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
- сверх лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
- ставка платы за размещение 1 тонны отходов;
- коэффициент Кисп, равный 0 и применяемый для расчета платы за подлежащие накоплению отходы, которые были утилизированы в собственном производстве или переданы на утилизацию в течение 11 месяцев. При расчете платы в отношении иных отходов указывается 1;
- коэффициент Кл, равный 1, который используется для расчета платы за размещение отходов в пределах лимитов либо количества отходов, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
- коэффициент Ксл, который равен 25 и применяется для расчета платы за размещение отходов сверх лимита либо сверх количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
- стимулирующие коэффициенты к ставке платы за размещение отходов (Код, Кпо и Кст);
- в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
- поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
- сумма платы за размещение отходов:
- в пределах установленного лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
- сверх лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
- общая.
В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.
Для отправки подтверждающих документов к разделу 3 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».
Раздел заполняется операторами (региональными операторами) по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту, оказывающему НВОС, объекту размещения отходов отдельно.
При заполнении раздела 3.1 указываются:
- категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
- адрес места нахождения объекта;
- реквизиты и срок действия разрешительного документа, на основании которого размещаются отходы: КЭР, декларации НВОС, документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В подразделе «Объект размещения отходов» указываются:
- наименование объекта размещения отходов;
- регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
- адрес места нахождения объекта размещения отходов;
- реквизиты лицензии на деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности;
- характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает негативное воздействие на окружающую среду).
В случае если объект НВОС не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, указываются реквизиты такого решения.
В подразделе «Загрязняющие вещества» отражаются следующие данные по отходам:
- код, наименование вида отхода и класс опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО);
- установленный лимит на размещение отходов либо количество отходов в соответствии с декларацией НВОС;
- количество образованных отходов в отчетном периоде (без учета отходов, принятых для размещения);
- количество размещенных отходов в отчетном периоде:
- всего;
- принятые для размещения;
- собственные размещенные в пределах лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
- собственные размещенные сверх лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
- ставка платы за размещение 1 тонны отходов;
- коэффициент к ставке Кл для отходов, размещенных в пределах лимита (количества, указанного в декларации НВОС), значение которого равно 1;
- коэффициент к ставке Ксл, равный 25, для отходов, размещенных сверх лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
- стимулирующий коэффициент к ставке Кпо. Для отходов, образовавшихся на собственном производстве в пределах лимитов на размещение, если объекты такого размещения принадлежат организации или ИП и оборудованы в соответствии с установленными требованиями, этот коэффициент равен 0,3. В остальных случаях он равен 1;
- стимулирующий коэффициент к ставке Кст;
- дополнительный коэффициент Кот к ставке. Для объектов и территорий, которые находятся под особой охраной в соответствии с федеральными законами РФ, он равен 2, в остальных случаях — 1;
- поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
- сумма платы за размещение ТКО:
- всего;
- принятых отходов;
- отходов в пределах лимита (количества отходов, указанного в декларации НВОС);
- сверхлимитных отходов (отходов, превышающих количество, указанное в декларации НВОС).
В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.
Для отправки подтверждающих документов к разделу 3.1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».
Декларацию НВОС должны подавать инидивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются хозяйственной или иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Исключение — юрлица и ИП, которые работают на объектах IV категории.
Критерии, по которым вы можете понять, нужно ли вам сдавать НВОС, утверждены в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 №1029.
До 10 марта года, следующего за отчетным, то есть до 10.03.2022.
Если деятельность юрлица или ИП влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду, необходимо оплачивать загрязнение окружающей среды. Исключение — образование твердых коммунальных отходов, за них должен платить региональный оператор по обращению с ТКО.
Нулевую декларацию предоставлять не нужно.
Форма подачи регулируется приказом Минприроды России от 10.12.2020 №1043 и предлагается в двух вариантах:
-
Электронный документ через сеть Интернет с электронной подписью.
-
Бумажный носитель с дублированием на электронном носителе в двух случаях: годовой размер платы меньше или равен 25 000 рублей, у плательщика нет технической возможности подать НВОС через интернет.
По 2-ТП (отходы) отчитываются юрлица и ИП, чья деятельность связана с обращением с отходами производства и потребления: использование, сбор, транспортировка, размещение отходов, их обезвреживание.
Не позднее 1 февраля 2022 года.
Субъекты малого и среднего бизнеса могут не предоставлять 2-ТП (отходы) в Росприроднадзор, если у них заключен договор с региональным оператором или если отходы составляют менее 0,1 тонны. Однако это касается только лиц, деятельность которых не связана с обращением с отходами производства и потребления. Основание — ст. 1, п. 2 ст. 19 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Актуальную форму 2-ТП отходы утвердили в 2020 году приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.
О новом порядке представления в Росприроднадзор декларации о плате за НВОС
Форму 2-ТП воздух нужно подавать, если ваше юрлицо или ИП выбрасывает в воздух больше, чем 10 тонн загрязняющих веществ в год. Также по этой форме нужно отчитаться, если ваша компания производит от 5 до 10 тонн выбросов, содержащих вещества 1-го и 2-го класса опасности.
Не позднее 22 января 2022 года. Принимает форму территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта.
Изменений в подаче 2-ТП (воздух) нет, последняя форма утверждена в 2018 году приказом Росстата от 08.11.2018 № 661.
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля — ПЭК
ПЭК сдают организации и ИП, которые ведут деятельность на объектах I, II и III и разрабатывают программу экологического контроля.
Эту отчетность нужно сдать только юрлицам и ИП, ведущим свою деятельность на объектах III категории.
Не позднее 25 марта 2022 года. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК.
За 2021 год нововведений не было, поэтому подавайте в той же форме, как и в прошлом году. Порядок предоставления отчетов регламентируется п. 5 ст. 29 закона № 89-ФЗ в редакции от 27.12.2019 № 450-ФЗ, п. 1 ст. 4.2. закона № 7-ФЗ.
Отчетность для ИП или юрлиц, которые ведут деятельность на объектах III категории, при этом выбрасывают загрязнения в атмосферу. Ее подача регламентирована законом № 96-ФЗ.
Форма и сроки сдачи не утверждены. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК до 25 марта 2022 года, и в форме 2-ТП (воздух) — до 22 января 2022 года.
На 2021 год платеж за негативное воздействие на ОС и коэффициенты остались неизменными. Коэффициент равен 1.08, срок внесения авансов также до 20 числа предпоследнего месяца отчетного периода.
Таким образом расчет НВОС за первый квартал 21 года – до 20 апреля этого года; за второй квартал – до 20 июля и за третий до 20 октября. А платеж за текущий год должен быть произведен до 1 марта 2022 года. Декларацию о выплате необходимо предоставить Росприроднадзору.
Подать документы можно двумя способами:
- Онлайн, через личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора.
- На бумажном носителе с дубликатом в электронном виде в случаях, если плата за год составляет 25 000 рублей или меньше, а также если у плательщика нет возможности подать документы через Интернет.
В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.
Кроме того, изменения коснулись ставки по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля”. В 2022 году предлагают установить ее на уровне 66,17 рублей за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен за этот год.
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом.
Посмотрим требования закона:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]
До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.
Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.
Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчетность по отходам. Такую отчетность теперь должны сдавать только объекты III категории.
При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.
В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.
Инвентаризация выбросов
Согласно статье 32 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 на каждом предприятии должен быть отчет об инвентаризации источников выбросов (как самостоятельный документ). По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении № 4 к Приказу № 352.
Плата НВОС и ее коэффициенты остались прежними на 2021 год. Размер коэффициента составляет 1.08, а применяют его к базовым ставкам 2018 года. Также, без изменений остались:
- Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
- Лица, обязанные вносить авансовые платежи, за исключением субъектов малого и среднего бизнеса;
- Ставки платы за НВОС в 2021 срок корректировки ее величины – не позднее 1.03 года, следующего за отчетным периодом.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду идет на основе Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 №758.
Плата за НВОС: Сроки внесения платежей до конца 2021 года являются следующим:
- за полугодие – 20 июля;
- 9 месяцев – 20 октября;
- за 2021 год – 1 марта 2022 года.
В 2022 году предлагается установить размер ставок платы за НВОС на уровне 2018 года с учетом их индексации на коэффициент 1,17. Ставка платы по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля” в 2022 году предусматривается на уровне 66,17 рубля за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен с 2021 по 2022 год.
Предлагаемые проектом ставки платы будут применяться за отчетный период по плате 2022 года. Далее можно ознакомиться с Проектом Постановления Правительства РФ “О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду”.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду поэтапно:
1. Определите воздействие организации на окружающую среду: размещение отходов, выбросы в атмосферу, сброс загрязняющих веществ в воду.
2. Определите нормативы платы за НВОС по отношению к определенному разделу согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.2016 №913.
3. Определите ставки платы НВОС 2021 для конкретного вещества.
4. Определите коэффициент по каждому веществу, включая дополнительный коэффициент в 1.08.
5. Для расчета платежа следует умножить показатели друг на друга. Рекомендуется использовать формулы раздела Правил, которые утверждены Постановлением Правительства России от 3.03 2017 №255.
Внимание!
Если плата НВОС 2021 внесена не полностью или не вовремя, включая квартальные авансовые платежи, организация должна уплатить пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, которая действует в день уплаты пени.
Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.
По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.
Есть два варианта начисления платы за НВОС:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.
Плату в пределах норм отражают:
- Дт 20 — в основном производстве;
- Дт 23 — во вспомогательном производстве;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Плату сверх допустимых норм отражают по дебету 91.2 «Прочие расходы».
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Плата за НВОС 2022
Выброс загрязняющего вещества – поступление в атмосферу загрязняющего вещества от источника загрязнения атмосферы. Источники загрязнения делятся на стационарные и передвижные:
- Стационарные – источники загрязнения, чье местонахождение привязано к конкретным координатам и которые можно переместить с помощью передвижного источника загрязнения. Именно пользователи стационарных источников загрязнения обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Например, это котельная, свалка отходов, сварочный пост, резервуар с нефтепродуктами и другое. Стационарные источники делятся на организованные и неорганизованные источники.
- Под организованным источником подразумеваются источники, выбросы от которых поступают в атмосферный воздух через специальные технические устройства (трубы, например).. Показатели выбросов от организованных источников определяются с помощью замеров аккредитованной лабораторией.
- Для неорганизованных источников данные показатели можно определить расчетным методом (при наличии методики расчета).
- Передвижные источники, – к примеру, автомобиль и тепловоз — любое транспортное средство с двигателем.
Сброс — поступление в водные объекты со сточными водами загрязняющих веществ, которые ухудшают качество воды, ограничивают использование, либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Как и выбросы, сбросы делятся на организованные и неорганизованные.
- К организованным источникам относятся те, от которых сбросы поступают в водные объекты через специальные технические устройства, например трубу. Признак того, что источник является организованным, является возможность определения мощности (в литрах в секунду) и объемов (в кубических метрах в год) с помощью специального оборудования.
- Для неорганизованных источников скорость и объем сброса определяются, как правило, расчетным путем с привлечением при необходимости контрольно-аналитических методов.
Оплата сбора предусматривается за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). К числу такого влияния относят:
- выбросы стационарных объектов, которые загрязняют атмосферу;
- сброс загрязнителей в водные объекты;
- размещение отходов (хранение утилизированных продуктов) потребления, производства.
Плательщиками сбора признаются (применительно к ст. 16.1 ФЗ № 7, ст. 23 ФЗ № 89 от 24.06.1998 (акт. ред. — 02.07.2021), разъяснениям Росприроднадзора в письме № АА-06-02-31/370 от 11.01.2019):
- ИП, юрлица, занятые деятельностью, которая негативно влияет на окружающую среду либо связана с образованием отходов (помимо ТКО).
- Региональные операторы (юрлица) по обращению с ТКО, с которыми все потребители (юрлица, физлица) заключают договор для оказания соответствующих услуг.
- Операторы по обращению с ТКО, которые занимаются деятельностью по их размещению.
Юрлица, ИП высвобождаются от уплаты, если в процессе их деятельности образуются отходы, но они оформили договор с оператором для их размещения на специальных объектах, где негативное воздействие исключается. Если в субъекте РФ нет регионального оператора, платит сбор оператор по обращению с ТКО. Это может быть как организация, так и предприниматель, который размещает ТКО, т. е. собирает, обрабатывает, транспортирует, обезвреживает, утилизирует эти отходы.
Крайний срок уплаты сбора за отчетный 2021 год заканчивается 01.03.2022 года, а сдачи декларации — 10.03.2022 года. Порядок внесения платы определяет ФЗ № 7 от 10.01.2002 (акт. ред. — 30.12.2021), а подачи декларации — Приказ Минприроды № 1043 от 10.12.2020.
Исчисляют сумму сбора с применением норм ПП № 255 от 03.03.2017(акт ред. — 17.08.2020). При этом используют ставки, утвержденные:
- ПП № 913 от 13.09.2016 (акт. ред. — 24.01.2020). Для расчетов в 2020-201 гг. берут ставки за 2018 год с добавочным коэффициентом 1,8.
- ПП № 758 от 29.06.2018 (акт. ред. — 16.02.2019) — для малоопасных отходов.
Декларацию и уплату проверяют территориальные органы Росприроднадзора. За неуплату, сокрытие, намеренное искажение сведений штрафуют (ст. 8.41, 8.5 КоАП).
Обязательства по уплате сбора не касаются организаций, которые осуществляют деятельность на объектах 4 категории (малоопасные), негативно влияющих на среду. Данная категория должна подтверждаться свидетельством о постановке этого объекта на госучет. Кроме этого не взимается плата:
- За размещение при накоплении отходов для последующей их утилизации — на протяжении 11 мес. после их образования.
- По медицинским отходам, так как их не причисляют к ТКО. Вопросы, связанные с ними, решаются с применением норм нормативно-правовых актов об охране здоровья граждан. В их числе — ст. 49 ФЗ № 323 от 21.11.2011 (акт. ред. — 02.07.2021), п. 6 ст. 2 ФЗ № 7, п. 2 ст. 2 ФЗ № 89, а также разъяснения Минприроды (письмо № 25-47/28897 от 02.11.2020 и № 12-50/3268-ОГ от 30.04.2015).
- С арендаторов, если согласно арендному договору собственником отходов является арендодатель. На них распространяются общие нормы высвобождения от уплаты, а плата может предусматриваться по общим основаниям. Платит тот, кто «вредит» атмосфере (кто эксплуатирует НВОС, у кого появляются отходы). За ТКО, размещенные региональным оператором, платить не надо.
Чтобы подтвердить исключение НВОС на эксплуатируемом объекте размещения отходов, требуется провести мониторинг окружающей среды, затем представить отчет в территориальный орган Росприроднадзора до 15.01.2022 (за прошедший 2021-й г). Исключение НВОС подтвердят, если:
- в отчете правильно отображены данные измерений;
- соблюдены соответствующие нормативы по качеству либо, при их отсутствии, — показатели состояния компонентов окружающей среды возле специального объекта, предназначенного для размещения отходов.
Реквизиты решения по отчету, принятого органом Росприроднадзора, следует указать в разд. 3 и 3.1 декларации.