Положение о разработке инструкций по охране труда на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о разработке инструкций по охране труда на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

Положение об охране труда работников — образец-2022

На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.

С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда — главный документ, в котором перечислены мероприятия, сроки исполнения, ответственные сотрудники, затраты и источники финансирования. План составляется, как правило, на год. Некоторые делают его на среднесрочную перспективу — на три года, это характерно для бюджетных учреждений.

На финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодатели обязаны выделять не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Обратите внимание: речь идет не только о производственных предприятиях. Каждая организация либо что-то производит (фабрики, заводы, комбинаты), либо оказывает услуги (школы, вузы, больницы), либо выполняет работы (проектные институты, строительство и пр.).Исключение — государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения, финансируемые за счет субсидий из бюджета. Если учреждение ведет приносящую доходы деятельность, оно может увеличить расходы на охрану труда. В этом случае за счет субсидии из бюджета можно провести мероприятия, которые не компенсируются ФСС.

После 1 сентября 2022 года обучение по охране труда будет проходить в форме:

  • инструктажей по охране труда;
  • стажировки на рабочем месте — новое;
  • обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • обучения по использованию СИЗ — новое;
  • обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, у работодателя или в лицензированных учебных организациях.

Обратите внимание: появится квота на количество сотрудников, которые должны пройти обучение по ОТ в учебном центре. Если есть филиал, то число обучаемых увеличивается.

Наименование Среднесписочная численность работников
1 чел. 2–15 16–50 51–250 251–500 501–1000 1001–5000 Свыше 5000
Категория риска* Все категории Все категории НР, УР, СР ВР, ЗР НР, УР, СР ВР, ЗР НР, УР, СР ВР, ЗР НР, УР, СР ВР, ЗР НР, УР, СР ВР, ЗР
Количество работников для обучения в УЦ 1 3 5 7 7** 10** 10** 15** 15** 20** 20** 25**

* В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 года № 875. Используемые обозначения категорий: НР — низкий риск, УР — умеренный риск, СР — средний риск, ВР — высокий риск, ЗР — значительный риск.

** Но не менее трех человек на каждое обособленное структурное подразделение (филиал), включая руководителя.

Для обучения первой помощи и применению СИЗ каждого работника, назначенного ответственным за инструктажи по ОТ, следует направлять в учебный центр. Периодичность — не реже раза в три года. Рекомендуем оптимизировать количество инструктирующих, чтобы не разориться.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец плана мероприятий по улучшению и охране труда 687.1 КБ

С 01.03.2022 действует новая редакция ТК РФ (Изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 311-ФЗ). Изменения коснулись многих статей Х раздела и в том числе определений ст.209 ТК РФ. Сравним, как трактуется понятие “требования охраны труда” до и после 1 марта 2022 года.

(ст. 209 до 1.03.2022) (ст. 209 с 1.03.2022)
Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.

Правила по охране труда (далее – Правила) работодатель может разработать в 2-х формах:

  • стандарт организации;
  • иной локальный акт.

Правила действуют в пределах данной организации. Они не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ трудового права.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допустима разработка временных инструкций по охране труда для работников. Они обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования.

Временные инструкции вводят на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Инструкции по охране труда утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Инструкции по охране труда пересматривают в том числе в следующих случаях:

  • при изменении условий труда работников;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • по требованию представителей органов исполнительной власти региона в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда (Роструд).

Работодатель, согласно ст. 212 ТК РФ (с 1 марта 2022 г. — ст. 214), обязан обеспечить безопасные условия труда и соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого он, в числе прочих мероприятий, разрабатывает:

  1. Правила (стандарты) по охране труда. Локальные нормативные акты определяют требования к безопасности эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, организации и проведения работ, транспортировки, хранения материалов и др. Правила содержат те мероприятия, которые выполняет работодатель.
  2. Инструкции по охране труда. Локальные нормативные акты содержат требования по безопасному выполнению работ работниками.

Если на предприятии действует профсоюз, правила и инструкции по охране труда перед утверждением согласовываются с ним в порядке ст. 372 ТК РФ.

Работодатель самостоятельно определяет перечень локальных нормативных актов по охране труда для своего предприятия. Документы должны поддерживаться в актуальном состоянии. При изменении оргструктуры, производственных процессов (например, ввод нового оборудования) правила и ИОТ подлежат корректировке или пересмотру.

Работодатель разрабатывает инструкции по охране труда по наименованиям должностей (профессий) в штатном расписании, например:

  • ИОТ бухгалтера-кассира;
  • ИОТ водителя;
  • ИОТ рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений;
  • ИОТ уборщика территории.

Роструд допускает составлять одну инструкцию для аналогичных должностей, с одинаковыми условиями труда. Например, ИОТ бухгалтера может действовать для главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, бухгалтера-кассира.

А инструкция работника службы эксплуатации зданий и сооружений не отвечает нормативным требованиям. В структуре службы есть сотрудники с разными условиями труда: начальник, мастер, рабочий, электромонтер, сантехник.

Работодатель утверждает одну инструкцию по охране труда для сотрудников разных должностей (профессий), но с аналогичными видами опасности на рабочих местах. Например:

  • ИОТ офисного работника административного здания по адресу:…;
  • ИОТ при перемещении по территории производственной базы по адресу:…;
  • ИОТ работника прачечной.

В этом случае для одного работника могут действовать несколько инструкций по охране труда. Например, для инженера отдела материально-технического снабжения, который работает в офисе и по роду деятельности посещает склады, гараж и другие производственные помещения.

Работодатель разрабатывает инструкции для каждого вида деятельности с известными факторами опасности, например:

  • ИОТ при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
  • ИОТ при работе с ПЭВМ;
  • ИОТ при работе с копировально-множительной техникой;
  • ИОТ при строповке грузов.

В этом случае одна инструкция может действовать для работников разных должностей и профессий.

Работодатель имеет право разрабатывать временные инструкции по охране труда для вводимых в действие производств (п. 27 Требований 772н).

Руководитель предприятия сам решает, сколько ИОТ ему нужно и какого вида. Мы рекомендуем не доходить до фанатизма в штамповании сотни инструкций на все ситуации: при перемещении по скользкому полу; при выходе за территорию офиса; при неблагоприятных метеоусловиях; при пользовании микроволновкой и др. Существующие факторы опасности можно учесть в одной ИОТ и распространить ее действие на всех работников с аналогичными условиями труда.

Особенности охраны труда «удаленщиков» установлены в ст. 312.7 ТК РФ. Так работодатель обязан:

  • расследовать несчастные случаи с дистанционными работниками;
  • выполнять предписания надзорных органов в их отношении;
  • страховать дистанционных работников от несчастных случаев и заболеваний;
  • знакомить «удаленщиков» с требованиями охраны труда при работе с выданным им оборудованием.

Другие обязанности работодателя по ст. 212 ТК РФ (214 — с 01.03.2022) распространяются на дистанционных работников только в том случае, если это установлено в трудовом договоре, коллективном договоре или локальном нормативном акте (например, в ПВТР или Положении о СУОТ).

В нормативных документах срок действия ИОТ не установлен. По Методическим рекомендациям от 13.05.2004 он составляет не более пяти лет, но это не обязательное требование.

Организации электроэнергетики руководствуются п. 1.7.6 Правил технической эксплуатации в ред. приказа Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229, согласно которому инструкции пересматривают раз в три года. Прочие работодатели самостоятельно определяют, сколько будет действовать ИОТ.

Мы считаем логичным, что инструкция, разработанная по Требованиям 772н, не может «жить» дольше, чем сами Требования. Рекомендуем устанавливать срок ее действия не позднее 01.03.2028.

ИОТ подлежит досрочному пересмотру при изменении государственных нормативных требований охраны труда, правил охраны труда (п. 2 Требований 772н), а также:

  • при изменении условий труда, например, по результатам СОУТ и ОПР, произошедшем несчастном случае на рабочем месте;
  • при вводе нового оборудования или внедрении новой технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве, профзаболеваний;
  • по требованию представителей Роструда (п. 30 Требований).

Разработанную ИОТ до утверждения согласовывают с профсоюзом в порядке ст. 372 ТК РФ. Если представительный орган работников на предприятии не сформирован, этот шаг пропускают.

ИОТ утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом. Например, в организациях с большой численностью инструкции работников соответствующего структурного подразделения может утверждать заместитель директора по направлению. Если такие права даны ему по трудовому договору, доверенности или приказу о распределении ответственности, полномочий.

ИОТ вводят в действие приказом или другим распорядительным документом. В нем указывают срок ее действия, а также лиц, ответственных за ознакомление работников с требованиями инструкции, контроль ее соблюдения.

Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 N 772Н

Согласно п.2 Порядка №2464 организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны быть аккредитованы и соответствовать требованиям, установленным постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 №2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда».

Согласно требованиям п.8 Порядка №2464 предусматриваются следующие виды инструктажа по охране труда:

  1. вводный инструктаж по охране труда;
  2. инструктаж по охране труда на рабочем месте;
  3. целевой инструктаж по охране труда.

Вводный инструктаж проводится для вновь принятых работников, командированным лицам, а также проходящим производственную практику.

Первичному инструктажу теперь подлежат работники организации до начала самостоятельной работы, а также лица, проходящие производственную практику. Раньше первичный инструктаж нужно было проводить:

  • для работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники);
  • с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
  • с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

От первичного инструктажа можно освободить офисных работников, имеющих оптимальные или допустимые условия труда, а также не имеющих на рабочем месте других источников опасности. Перечень рабочих мест освобожденных работников утверждается распорядительным документом организации.

Повторный инструктаж на рабочем месте проводится с периодичностью не реже одного раза в полгода.

Проводится в целях приобретения работниками практических навыков безопасных методов и приемов выполнения работ в процессе трудовой деятельности. Стажировку проходят работники, прошедшие инструктаж и обучение по охране труда. В организации приказом (распоряжением) должен быть утвержден перечень профессий и должностей, подлежащих стажировке на рабочем месте, с учетом мнения профсоюзной организации (при наличии) или уполномоченного работниками органа. В данном перечне необходимо указать также те профессии и должности, которые участвуют в проведении работ повышенной опасности.

Стажировка проводится по утвержденным программам стажировки на рабочем месте или в соответствии с иным локальным нормативным актом работодателя, включающим в себя отработку практических навыков выполнения работ с использованием знаний и умений, полученных в рамках обучения требованиям по охране труда. Стажировка работника проводится под руководством работников, назначенных ответственными за организацию и проведение стажировки распорядительным документом организации. Для отдельных видов работ (в т.ч. спасательных) могут быть предусмотрены периодические тренировки или учения.

Порядок проведения стажировки на рабочем месте устанавливается работодателем, при этом минимальная продолжительность стажировки должны составлять не менее 2 рабочих смен.

Проверка знаний требований является завершающим этапом обучения, который показывает результат изучения и полученных знаний требований охраны труда. Для проведения проверки знаний создается комиссия распорядительным документом организации. Согласно новому Положению теперь состав комиссии может включать от трех человек и более, секретарь комиссии теперь не требуется. Председатель и члены комиссии должны пройти обучение по программам обучения требованиям охраны труда. Также для проведения проверки знаний по программам по оказанию первой помощи пострадавшим и (или) использованию (применению) средств индивидуальной защиты могут создаваться специализированные комиссии, если данные программы не включены общую программу обучения по охране труда.

В случае получения неудовлетворительных результатов при проверке знаний по охране труда, работник отстраняется от самостоятельного исполнения трудовых обязанностей и направляется в течение 30 календарных дней со дня проведения проверки знания требований охраны труда повторно на проверку знания требований охраны труда.

Для данного вида организаций появилась упрощенная процедура обучения работников, которая позволяет проводить его в рамках инструктажа на рабочем месте (в т.ч. включая обучение первой помощи и использованию (применению) СИЗ). Само обучение допускается проводить назначенному приказом ответственному и обученному лицу без формирования комиссии по проверке знаний. Также допускается совместить вводный инструктаж с инструктажем по охране труда на рабочем месте и для отражения результатов проведения инструктажей вести единый документ их регистрации. Все виды инструктажей по охране труда, кроме целевого, должен проводить специалист по охране труда или лицо, на которое возложили данную обязанность. При отсутствии специалиста по охране труда указанные виды инструктажей может и сам работодатель, а также делегировать компетентной организации или индивидуальному предпринимателю.

1. Правила и инструкции по охране труда разрабатываются работодателем в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

2. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.

3. Утверждение правил (стандартов) и инструкций по охране труда для работников производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии) в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878).

4. Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).

5. Правила (стандарты) и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям.

18. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

19. Разработка инструкций по охране труда работодателем осуществляется на основе установленных государственных нормативных требований охраны труда и требований разработанных работодателем правил (при наличии), а также на основе:

а) анализа трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда;

б) результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;

в) анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;

г) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;

д) анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ;

е) определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

20. Инструкция по охране труда для работника учитывает требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

21. Инструкция по охране труда должна содержать:

а) общие требования охраны труда;

б) требования охраны труда перед началом работы;

в) требования охраны труда во время работы;

г) требования охраны труда в аварийных ситуациях;

д) требования охраны труда по окончании работы.

22. В разделе «Общие требования охраны труда» необходимо отражать:

а) указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

б) требования по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха при выполнении соответствующих работ;

в) перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей;

г) перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылку на локальный нормативный акт;

д) порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылку на локальный нормативный акт);

е) правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

23. В разделе «Требования охраны труда перед началом работы» необходимо отражать:

а) порядок подготовки рабочего места;

б) порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии);

в) порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования;

г) порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).

24. В разделе «Требования охраны труда во время работы» необходимо предусматривать:

Инструкция по охране труда разрабатывают, чтобы довести до работника его правильные действия до начала трудовых действий, затем — во время работы, и по ее окончании. Отдельный раздел посвящается действиям работника при аварийных ситуациях. Поэтому инструкция является рабочим документом, к которому предъявляется ряд требований.

Инструкция по охране труда должна соответствовать установленным государственным нормативным требованиям:

  1. Документ нужно составлять обязательно с учетом мнения представительного органа работников.
  2. Утверждать ИОТ необходимо после того, как учтено мнение первичной профсоюзной организации (при наличии) в порядке, предусмотренном статьей 372 ТК РФ.

ИОТ разрабатывают исходя из должности или профессии работника, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

До 1 марта 2022 года при разработке ИОТ руководствовались Методическими рекомендациями Минтруда по разработке инструкций по охране труда от 13 мая 2004 г. С 1 марта 2022 года к инструкциям по охране труда предъявляются новые требования (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н).


Важно! С 1 января 2022 года основой для разработки ИОТ являются правила по охране труда, должностная инструкция, состав выполняемых трудовых функций, результаты оценки профрисков и СОУТ на рабочем месте.


Если ранее на рабочем месте происходили несчастные случаи, необходимо дополнить инструкцию выводами комиссии по расследованию. Каждая инструкция должна содержать определение безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

При этом необходимо учитывать требования охраны труда, которые перечислены в руководстве по эксплуатации на оборудование и инструмент, в проектах (планах) производства работ, но не должна дублировать технологическую карту или производственную инструкцию (для работников на опасных производственных объектах).

Инструкции по охране труда: изменения в 2022 году

Инструкцию по охране труда разрабатывает руководитель структурного подразделения. Основой для разработки инструкции является эксплуатационная документация на оборудование и инструмент, должностные обязанности работников, правила по охране труда.


Обратите внимание! Инструкции по охране труда должны быть разработаны для рабочих профессий на каждый вид работ с повышенной опасностью. А для руководителей и специалистов — в целом на структурное подразделение.


Алгоритм утверждения инструкции по охране труда:

  1. Руководитель структурного подразделения разрабатывает проект инструкции
  2. Проект передают на согласование в службу охраны труда на электронном носителе. Там документ проверяют на соответствие нормативным правовым актам, при необходимости вносят дополнения и передают проект инструкции в бумажном виде с сопроводительным письмом в первичную профсоюзную организацию.
  3. После того, как председатель первичной профсоюзной организации укажет на тексте проекта инструкции № и дату протокола согласования, инспектор по охране труда готовит проект приказа об утверждении инструкции по охране труда, где в листе согласования указывает руководителя структурного подразделения, разработавшего инструкцию, председателя первичной профсоюзной организации и ведущего юрисконсульта (после соответствующей правовой оценки проекта документа).
  4. После подписания приказа руководителем организации инструкция по охране труда получает юридическую силу. Оригинал инструкции по охране труда хранится в службе охраны труда.
  5. Руководитель подразделения, получив на цифровом носителе фотокопию приказа об утверждении инструкции по охране труда с приложением – инструкцией по охране труда, обеспечивает проведение внепланового инструктажа по охране труда.

Учтите, что в этом случае в специальном поле журнала регистрации инструктажей на рабочем месте он указывает № инструкции, дату ее утверждения и № приказа об утверждении. Работник своей подписью подтверждает ознакомление с инструкцией.

Инструкции подлежат обязательному пересмотру и актуализации не реже 1 раза в 5 лет. Кроме того, существуют основания для пересмотра инструкций вне плана:

  • при изменении условий труда работников;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда.

Вновь принятые сотрудники должны ознакомиться с комплектом инструкций по охране труда на своем рабочем месте во время первичного инструктажа на рабочем месте.

Образец инструкции по охране труда целесообразно хранить в службе охраны труда. Нередки случаи, когда в подразделении меняется руководство, и документы по охране труда при ненадлежащем хранении могут быть утеряны. Поэтому после утверждения ИОТ руководителем в подразделение отдайте копии, а оригинал заберите себе и обеспечьте хранение.

Срок хранения инструкции по охране труда – постоянно (пункт 8 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).

Это означает, что ИОТ подлежат передаче на постоянное хранение в архивы после истечения сроков их временного хранения в организациях. Срок хранения указанных документов в организациях, не являющиеся источниками комплектования государственных или муниципальных архивов, не может быть менее десяти лет.

Работодатель должен, по нашему мнению, утвердить положение о системе управления охраной труда и локальный нормативный акт, в котором он устанавливает порядок реализации мероприятий, связанных с выявлением опасностей, оценкой уровней профессиональных рисков, их снижением. Помимо этого, нужно ежегодно реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Если работодатель ведет производственную деятельность и у него больше 50 человек, он обязан создать службу охраны труда или ввести у себя должность специалиста по охране труда. Если у работодателя не больше 50 человек, эту службу можно не создавать и такую должность не вводить. В таком случае их функции осуществляет руководитель работодателя (лично ИП). Эти функции могут также выполнять другая организация или ИП, которые оказывают услуги в области охраны труда, с которыми у работодателя должен быть заключен договор ГПХ.

Вы обязаны обеспечивать соблюдение требований охраны труда, например оборудовать рабочие места согласно требованиям к ним. Соблюдение у вас требований охраны труда будут проверять. В связи с этим примите ряд мер. В частности, организуйте контроль за соблюдением работниками таких требований.

Новые требования к инструкциям по охране труда с 1 марта 2022 года.

Не следует ссылаться на типовые инструкции по охране труда

Уберите из своих локальных документов все упоминания о типовых инструкциях по охране труда, их отменили. Разрабатывайте инструкции на основе:

  • государственных нормативных требований охраны труда;

  • локальных стандартов и правил по охране труда;

  • анализа профстандартов и трудовой функции работников;

  • результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;

  • анализа результатов расследования несчастных случаев и профзаболеваний в организации;

  • изучения типичных причин несчастных случаев и профзаболеваний, характерных для должности, профессии или вида работ;

  • разработанных безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

Инструкции по охране труда утверждает работодатель с учетом мнения представительного органа работников, при его наличии (пп. 3, 29 Требований № 772н)

К государственным нормативным требованиям относят правила по охране труда по отраслям и видам работ, порядок обучения по охране труда, правила обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, порядок проведения обязательных медосмотров и др. Также можете использовать ГОСТы, гигиенические нормативы и стандарты безопасности.

Инструкции по охране труда разрабатывают для каждой должности, профессии или вида работы (п.18 Требований № 772н). Для разработки инструкций служба охраны труда совместно с руководителями структурных подразделений составляет перечень профессий и видов работ, для которых требуются инструкции. Его составляют исходя из специфики деятельности на основании штатного расписания, рабочих и должностных инструкций работников. Перечень инструкций утверждает руководитель организации (п.4 Требований № 772н).

Внесите в инструкции результаты оценки профессиональных рисков

Инструкции разрабатывайте на основе анализа профрисков и опасностей, характерных для работ, которые выполняют работники соответствующей должности или профессии. Кроме этого, Минтруд обязывает включить в инструкции и сам перечень выявленных профрисков и опасностей (п.22«в» Требований № 772н). Поэтому дополните инструкции, если сейчас в них только перечни вредных и опасных производственных факторов, с марта этой информации будет недостаточно.

Перечень профрисков и опасностей внутри инструкции в будущем может добавить работы специалистам по охране труда. Оценка профрисков – постоянный процесс, и при повторной процедуре или после реализации корректирующих мер перечень рисков и опасностей будет меняться. Поэтому придется своевременно отслеживать изменения, пересматривать инструкции, снова согласовывать их с профсоюзом и утверждать у директора.

Прописывайте в инструкциях правила безопасной работы с конкретным оборудованием, которое применяют сотрудники на своих рабочих местах. Используйте для этого требования безопасности из эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования. Также учитывайте технологические документы организации для конкретных условий производства и применительно к должности, профессии работника или виду работы (п. 20 Требований № 772н).

Требование учитывать документы организации-изготовителя на конкретные виды оборудования дополнительно закрепили почти во всех правилах по охране труда. Поэтому инспекторы ГИТ вправе уже сейчас проверять инструкции по охране труда на соответствие этому требованию. Например, ПОТ № 835н обязывают разрабатывать инструкции на основе технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений (п.5 ПОТ, утв. приказом Минтруда от 27.11.2020 № 835н). Правила № 884н требуют при разработке инструкций использовать документы организации-изготовителя на конкретные виды электросварочного, газосварочного оборудования и инструмента (п.3 ПОТ, утв. приказом Минтруда от 11.12.2020 № 884н).

В старых методических рекомендациях Минтруда также есть пункт о том, что инструкция по охране труда должна учитывать требования безопасности, изложенные в документах организаций-изготовителей оборудования. Но это были лишь рекомендации, поэтому штрафовать за отсутствие такой информации раньше не могли.

Работодатель обязан поддерживать инструкции по охране труда в актуальном состоянии (п.5 Требований № 772н). Это обязанность специалиста по охране труда (п. 3.1.1 профстандарта, утв. приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н).

В случае необходимости он составляет перечень инструкций, которые нужно переработать. Этот перечень утверждает руководитель предприятия, и издаёт приказ о пересмотре инструкций. В документе указывают ответственных работников, перечень инструкций, которые нужно переработать, и сроки выполнения.

Инструкции по охране труда следует актуализировать в следующих случаях:

  • изменились условия труда работников;

  • произведено внедрение новой техники и технологии;

  • выявлены недоработки инструкции по охране труда при расследовании несчастного случая или профзаболевания;

  • поступило требование от представителей ГИТ или региональных органов исполнительной власти в области охраны труда.

Такие условия прописаны в пункте 30 Требований № 772н, но это не исчерпывающий перечень причин для пересмотра инструкций. Их также нужно актуализировать, если изменились государственные нормативные требования или локальные стандарты и правила по охране труда, на основе которых составляли документы. Если изменения касаются требований, описанных непосредственно в самой инструкции, ее необходимо пересмотреть.

Следует вносить изменения в инструкции, связанные с управлением профрисками, добавлять описание безопасных приемов и методов выполнения работ. В старых рекомендациях было условие о пересмотре инструкций 1 раз в 5 лет, в новом документе такого требования нет, они должны быть актуальны постоянно.

Алгоритм перехода на новые правила работы по охране труда с 1 марта 2022 года

1. Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее — Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Рекомендации не распространяются на работодателей-индивидуальных предпринимателей, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников не более 50 человек, работодателей — субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющие производственную деятельность, предоставляющие социально-бытовые услуги без предоставления проживания, принявших решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.

2. Рекомендации рекомендуются к применению работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при формировании структуры службы охраны труда, определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей и их распределения между указанными работниками с учетом специфики деятельности работодателя. На основании Рекомендаций и специфики своей деятельности работодатель устанавливает конкретные требования к структуре службы охраны труда и штатной численности ее работников.

3. Рекомендации содержат положения о формировании структуры службы охраны труда (специалист, бюро, группа, отдел, управление/подразделение, департамент и в соответствии с утвержденной работодателем организационной (штатной) структурой), методику расчета нормативной численности работников службы охраны труда в зависимости от выполняемых данными категориями работников основных функций.

4. В основу разработки Рекомендаций положены:

нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда и определяющие порядок функционирования системы управления охраной труда у работодателя;

данные оперативного учета, статистической и управленческой отчетности по охране труда у работодателей;

требования профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»;

научные исследования лучших отечественных и международных практик по охране труда;

результаты изучения существующей организации труда у работодателей различных видов экономической деятельности и рекомендации по ее совершенствованию.

5. Рекомендациями охвачены следующие должности: руководитель (начальник) службы (бюро, группы, отдела, управления, департамента) охраны труда и специалисты по охране труда всех категорий, наименование должностей работодатель устанавливает в соответствии со штатным расписанием.

6. Рекомендации охватывают следующие направления деятельности службы охраны труда у работодателя и ее специалистов:

а) обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя и, при необходимости, контроль функционирования систем управления охраной труда подрядных (сервисных) организаций по обеспечению безопасных условий труда;

б) контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;

в) участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков;

г) обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных подразделениях;

д) участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;

е) подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;

ж) участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;

з) составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.

7. Данные Рекомендации не применяются для расчета штатной численности работников испытательных лабораторий по условиям труда, врачей по производственной медицине, специалистов по промышленной, экологической и пожарной безопасности и иных специальностей.

8. Приведенные в Рекомендациях числовые значения нормативов с указанием «до» понимаются включительно.

9. Служба охраны труда (далее — Служба) является структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю). Работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя работодателя, обладающего компетенциями в сфере охраны труда, у которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции, с обеспечением отсутствия конфликта интересов. В случае отсутствия у работодателя заместителей, обладающих соответствующими компетенциями, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.

10. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения работодателя, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Служба обеспечивает функционирование системы управления охраной труда у работодателя.

11. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями работодателя, комитетом (комиссией) по охране труда, выборным органом первичной профсоюзной организации, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии), а также, при необходимости, с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

12. Работникам Службы в своей деятельности рекомендуется руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным и др.), коллективным договором, другими локальными нормативными актами работодателя.

13. Структуру и численность работников Службы работодателю рекомендуется определять, исходя из возлагаемых на нее следующих задач и функций:

а) организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда;

б) контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда;

в) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда;

г) информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;

д) изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.

14. При организации труда работников Службы рекомендуется регламентировать их должностные обязанности с закреплением за каждым из них определенных функций и направлений работы по охране труда у работодателя в целом и (или) в его структурных подразделениях в соответствии с должностными инструкциями.

15. Работодателю (его уполномоченному представителю) рекомендуется обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих функций и полномочий, организовать для работников Службы обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении с оснащением современным оборудованием, включая приборы аудио- и видео записи для проведения оперативного контроля и иные материальные средства, необходимые для выполнения работ с учетом специфики деятельности работодателя, средствами связи с доступом к информационно-коммуникационной сети «Интернет» и электронной базе профильной нормативно-справочной литературы и документации, в том числе с учетом возможности ведения электронного документооборота в области охраны труда, а также обеспечением возможности приема посетителей.

17. Для осуществления выполнения некоторых функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) рекомендуется предусматривать организацию кабинета по охране труда и (или) уголка по охране труда, оснащенного необходимым оборудованием и комплектами нормативно-правовых и справочных документов по охране труда.

18. Работодатель вправе в соответствии со своим поручением или по поручению своего уполномоченного представителя разрешить работникам Службы представлять интересы работодателя в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

19. Структуру Службы рекомендуется формировать с учетом организационной (штатной) структуры, специфики вида деятельности предприятия (организации), наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда, штатной численности работников у работодателя, а также установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.

20. При формировании структуры Службы рекомендуется учитывать взаимосвязь элементов системы управления охраной труда у работодателя, направленных на выполнение принятой политики в области охраны труда, постановленных целей по охране труда, мероприятий и внутренних процедур, направленных на их достижение.

21. Рекомендуемая нормативная численность работников Службы определяется исходя из 40-часовой рабочей недели.

22. Рекомендуемая нормативная численность работников Службы представлена в виде таблиц, выражающих зависимость нормативов от одного или нескольких наиболее существенных для каждой из функций факторов (далее — нормофакторов), которые оказывают основное влияние на трудоемкость выполняемых работ.

В случаях, когда рекомендуемая нормативная численность зависит от двух нормофакторов, она определяется по таблице на пересечении строки и столбца соответствующих числовым значениям нормофакторов.

23. Полученная рекомендуемая нормативная численность по таблицам 1 — 5 и пункту 30.6 Рекомендаций суммируется и в соответствии с методикой расчета нормативной численности работников службы охраны труда, представленной в разделе 5 Рекомендаций, рассчитывается итоговая рекомендуемая нормативная численность работников Службы.

24. В приложении № 1 к Рекомендациям приведен пример расчета рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя.

25. Методика расчета нормативной численности работников Службы рекомендуется для самостоятельного расчета работодателем рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда. Расчет численности работников Службы рекомендуется проводить с учетом сложившихся организационно технических условий у работодателя на основании данных из таблиц 1 — 5 и параметров, заложенных в расчет нормативной численности, представленных в разделах 4 и 5 Рекомендаций.

26. В случае значительного удаления отдельных не являющихся самостоятельными производственных подразделений, обособленных подразделений (в том числе филиалов) друг от друга у одного работодателя, к рассчитанной по рекомендуемым нормативам численности рекомендуется применять коэффициенты, учитывающие связанные с этим особенности организации производства и обеспечения охраны труда, исходя из следующего: при удалении производственных подразделений у работодателя в друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности рекомендуется устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км до 30 км — коэффициент 1,4; на расстоянии от 30 км до 50 км — коэффициент 1,6; более 50 км — коэффициент 2.

27. Все значения для расчета нормативной численности рекомендуется брать в среднем за предыдущий год, предшествующий расчету и утверждению рекомендуемой нормативной численности, кроме положений, приведенных в пунктах 30.4 и 30.6.

28. В обособленных самостоятельных производственных структурах (филиалах) работодателя численностью свыше 400 человек, численность специалистов Службы рекомендуется рассчитывать отдельно для каждой обособленной единицы производственной структуры. К обособленным производственным структурам относятся предприятия, филиалы, представительства, цеха, транспортные (логистические), обслуживающие и жилищно-коммунальные подразделения, входящие в структуру работодателя, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

29. Разработка, пересмотр и утверждение нормативов штатной численности работников службы охраны труда осуществляется работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

30. Далее приведены основные должностные обязанности работников Службы, которые рекомендуется учитывать работодателем при определении численности работников службы охраны труда.

В случае, если на работников Службы возлагаются (возложены) работодателем дополнительные трудовые функции, не входящие в трудовые функции, определенные настоящими Рекомендациями, профессиональным стандартом специалиста в области охраны труда или иным нормативным правовым актом, суммарная рекомендуемая нормативная численность Службы, рассчитанная в соответствии с пунктом 35 Рекомендаций, увеличивается на единицу.

Приказ Минтруда России № 772н от 29 октября 2021 г.

№ п/п Среднесписочная численность работников у работодателя Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда
до 100 101 — 350 351 — 500 501 — 1000 1001 — 3500 3501 и свыше
Рекомендуемая нормативная численность, человек
1 до 500 0,06 0,07 0,08
2 501 — 750 0,07 0,08 0,09
3 751 — 1000 0,08 0,09 0,10
4 1001 — 1500 0,10 0,12 0,14 0,17
5 1501 — 3000 0,14 0,17 0,20 0,24 0,28
6 3001 — 5000 0,20 0,24 0,29 0,35 0,42 0,48
7 5001 — 7500 0,28 0,32 0,38 0,45 0,56 0,70
8 7501 — 10000 0,35 0,41 0,48 0,57 0,68 0,82
9 10001 — 20000 0,65 0,72 0,79 0,93 1,07 1,23
10 20001 и свыше 0,80 0,87 0,94 1,01 1,11 1,26

30.4. Участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах2

  1. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.
  2. Разработка инструкций по охране труда работодателем осуществляется на основе установленных государственных нормативных требований охраны труда и требований разработанных работодателем правил (при наличии), а также на основе: анализа трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда; результатов специальной оценки условий труда, анализа требований соответствующих профессиональных стандартов; определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии; анализа результатов расследования несчастных случаев.
  3. Инструкция по охране труда для работника учитывает требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

ВАЖНО! С 1 марта 2022 года основой для разработки инструкций по охране труда являются правила по охране труда, должностная инструкция, состав выполняемых трудовых функций, результаты оценки профессиональных рисков и специальной оценки условий труда на рабочем месте.

Работодатель обязан разрабатывать инструкции по охране работ. Соответствующая обязанность содержится в статье 212 ТК. При разработке нужно опираться на законы и нормативные акты. Если руководитель в них мало разбирается, рекомендуется поручить работу должностным лицам с соответствующими знаниями и опытом. Иногда создание инструкции поручается сторонним компаниям.

Кроме законов, при разработке инструкции нужно опираться на различные внутренние акты фирмы: штатное расписание, справочник должностей, единый справочник работ.

Нужно учесть, что при несоблюдении норм закона при формировании инструкции компания может быть привлечена к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП. Должностное лицо может быть также привлечено к дисциплинарной или уголовной ответственности. Основание – статья 419 ТК.

Ответственность за разработку инструкции возлагается на какого-либо сотрудника по распоряжению руководителя. При этом не требуется издавать приказ. Однако часто он издается в целях удобства. Распоряжение позволяет упорядочить работу, определить сроки разработки инструкции.

Форма приказа Минтрудом не утверждена. При составлении документа нужно опираться на правила составления аналогичных распорядительных актов. На распоряжении ставит свою подпись руководитель организации. С приказом нужно ознакомить сотрудников, которые в нем упомянуты.

К СВЕДЕНИЮ! Приказ издается не только для создания инструкции, но и для утверждения готового документа.

С января 2021 году Правительство отменило правила разработки инструкций в части охраны труда. Новые правила вступят в силу с 1 марта 2022 года. Их задача – облегчить подготовку документации, обеспечить ее соответствие текущим реалиям, снизить показатели производственного травматизма.

На чем должна основываться инструкция по охране труда

Разработка инструкций по охране труда должна осуществляться с учетом следующих факторов.

  • Специфика трудовой деятельности сотрудников в рамках их должностных обязанностей.
  • Данные спецоценки условий труда на рабочих местах. Наличие вредных и опасных факторов.
  • Требования профессиональных стандартов.
  • Степень выявленных рисков. Наличие потенциальных опасностей.
  • Наиболее частые причины возникновения несчастных случаев. Данные соответствующих расследований.

При разработке инструкций, по охране труда, закладываются основы безопасности выполняемых в организации работ. Базой для создания инструкций являются требования техники безопасности установленные в эксплуатационной, ремонтной и организационной документации.

В соответствии с утвержденным Постановлением, инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы:

  • общие требования охраны труда;
  • требования охраны труда перед началом работы;
  • требования охраны труда во время работы;
  • требования охраны труда в аварийных ситуациях;
  • требования охраны труда по окончании работы.

Разработчики вправе вносить дополнительную информацию, обусловленную спецификой производства и особенностями деятельности сотрудников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.