Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Голосование и определение результатов выборов депутатов государственной думы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва
(с изменениями на 9 августа 2017 года)
Статья 82. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы
2.1. Информирование ТИК об участии избирателей в выборах
2.1.1. Незамедлительно после открытия помещения для голосования УИК передает информацию об открытии помещения для голосования (по состоянию на 8.00 по местному времени) и данные о числе избирателей, включенных в список избирателей (по состоянию на 18.00 по местному времени дня предшествующего дню голосования) в ТИК по телефону, а в течение дня голосования в соответствии с пунктом 46 Регламента обмена информацией информирует ТИК об участии избирателей в выборах по федеральному избирательному округу (по состоянию на 10.00, 12.00, 15.00, 18.00 часов).
УИК избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации (за исключением избирательных участков, образованных на территории города Байконура (Республика Казахстан), передают указанную информацию при содействии МИД России.
(Абзац дополнительно включен постановлением ЦИК России от 12 сентября 2016 года N 50/513-7)
2.2. Требования к составлению протоколов УИК об итогах голосования
2.2.1. УИК оформляет свои решения об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на соответствующем избирательном участке двумя протоколами: протоколом N 1 — об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом N 2 — об итогах голосования по федеральному избирательному округу (далее — протоколы УИК об итогах голосования). УИК составляет протокол N 1 и протокол N 2, в том числе и в случае, если число избирателей, внесенных в список избирателей (строка 1 протокола), и (или) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям (строки 3, 4 и 5 протокола), равны нулю.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 12 сентября 2016 года N 50/513-7. — См. предыдущую редакцию)
При проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам УИК оформляет свое решение об итогах голосования протоколом N 1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу.», абзац второй считать абзацем третьим.
(Абзац дополнительно включен постановлением ЦИК России от 9 августа 2017 года N 96/831-7)
2.2.2. Каждый протокол УИК об итогах голосования составляется путем внесения полученных в ходе подсчета данных в соответствующие строки бланка протокола УИК об итогах голосования. Каждый протокол УИК об итогах голосования составляется в двух экземплярах, должен быть подписан всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса и заверен печатью УИК.
2.2.3. Числа по всем строкам вносятся в протокол УИК об итогах голосования цифрами и прописью. Цифры вносятся в предназначенные для этих целей клетки, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола количество цифр в строке окажется менее четырех, то в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули. Например:
На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования определяет комиссия, наделенная этим правом законом. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О государственном оборонном заказе»
-
Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
-
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«Об акционерных обществах»
-
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»
Глава 10. Порядок голосования и принятия решений
По предлагаемой в настоящее время системе избиратель голосует за одного из кандидатов, а также за список какой-либо партии из числа представленных в бюллетене и причисляемых к центральному округу.
Соответственно, нижняя палата парламента Российской Федерации формируется из двух частей. Первую из них составляют народные избранники, каждый из которых является представителем своего так называемого одномандатного округа. Вторую же часть занимают депутаты выбранных партий, которые были заявлены в бюллетене для выборов. Для того чтобы политическая организация получила право занять свое место в Законодательном собрании, необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 5% населения.
Данная процедура является довольно сложной, а ее схема представляет собой многоступенчатый механизм. В данной статье будет представлено лишь поверхностное, схематическое описание того, как происходит порядок определения результатов выборов депутатов Государственной думы.
Что касается первой части процедуры, то есть выявления победителей среди одномандатников, то здесь особых затруднений обычно не возникает. Половина Государственной думы, то есть 225 человек, пополняется за счет лиц, набравших максимальное число голосов в своих округах. Сложнее дело обстоит с голосованием по федеральному списку партий.
Порядок выборов депутатов Государственной думы, федеральным законом утвержденный, предусматривает включение в списки лиц, имеющих право участвовать в таких мероприятиях тех людей, которые находятся на длительном проживании за пределами страны. Они могут осуществить свое конституционное право на специальных участках, которые организуются при посольствах России.
Народным избранником имеет право быть лицо, отвечающее двум требованиям:
- Человеку необходимо иметь гражданство Российской Федерации.
- Кандидат должен достичь 21 года, то есть общеевропейского возраста совершеннолетия.
Что касается политических партий, то для включения их в выборный бюллетень, представителям этой организации нужно набрать не менее 200 тысяч подписей своих сторонников. Вторым вариантом может быть внесение залога в размере 5% от общей суммы финансов, необходимых для проведения агитационной кампании.
Политологи говорят о том, что нынешняя система, регламентирующая порядок выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания, является наиболее демократичной за всю историю Российского государства. Они аргументируют свою точку зрения тем, что при данной схеме учитывается и воля большинства, как это происходит при голосовании за конкретных кандидатов, и принимается во внимание необходимость каждому региону иметь в парламенте своих представителей.
Особенности определения результатов выборов депутатов Государственной Думы
Нынешняя нижняя палата парламента РФ представляет собой седьмой созыв этого органа управления. Трижды в истории постсоветской России порядок голосования на выборах депутатов Государственной думы был схож с действующим сегодня. В остальных случаях гражданам предлагалось отдать свой голос только за одну из представленных в списке партий, а по проценту изъявлений воли народа определялось присутствие той или иной политической организации в парламенте. В большинстве случаев, порог, который необходимо было преодолеть партиям, составлял 5%. В 2011 году эта цифра выросла до семи.
Существует ряд положений, устанавливающий запреты на некоторые действия со стороны кандидатов и их штабов.
Человек, выдвигающийся на выборы не должен в ходе агитации за себя использовать особое служебное положение. Например, количество часов, отводимых каждому претенденту на депутатский мандат, на радио и ТВ строго ограничено.
Это правило должно распространяться на всех без исключения, даже если человек, участвующий в выборной гонке, является представителем прессы и имеет доступ к широкой аудитории. Также злоупотреблять своей должностью строго запрещается военным и прочим ответственным лицам.
Является незаконным участие различных государственных организаций в предвыборной кампании, таких как оборонные структуры, милицейские отряды и так далее. Есть также ряд ограничений, касающихся штабов кандидатов. Финансирование агитационных мероприятий не должно осуществляться иностранными организациями или гражданами. Любая агитация подлежит остановке в день, когда проводятся выборы. На зданиях, где расположены пункты голосования не следует размещать материалы, пропагандирующие ту или иную партию или кандидата. В Центральной избирательной комиссии запрещается участвовать представителям тех политических сил, которые участвуют в выборах.
Этот орган формируется из независимых представителей, не имеющих отношения к какой-либо государственной структуре. Стоит упомянуть о том, что порядок проведения выборов депутатов Государственной думы устанавливает запрет на выдвижение своей кандидатуры для лиц, являющихся членами Совета федерации, то есть верхней палаты Российского парламента. Эти должности признаются взаимоисключающими по той причине, что законы, принятые нижней палатой подлежат одобрению сенатом. Если же один и тот же человек занимает в обоих государственных органах, то сам этот факт является нарушением демократии.
В Федеральном законе о выборах в Государственную думу говорится о том, что предвыборная агитация может содержать информацию как положительного, так и отрицательного характера про всех без исключения кандидатов. То есть, гражданам дается возможность не только выступать за того или иного выдвиженца, но и распространять информацию, которая направлена против него.
Законодательство Российской Федерации гарантирует всем кандидатам в депутаты в Государственную думу равные права, касающиеся проведения предвыборной агитации.
Также государство обязуется предоставить соискателям на должность народного представителя в Законодательном собрании равные отрезки времени на теле- и радиоканалах, а также одинаковое количество печатных знаков в газетах и журналах.
Также специальные комиссии следят за правомерностью всех предвыборных агитационных действий со стороны кандидатов. Так, последним запрещается проводить подкуп избирателей, а также оплачивать любую деятельность, кроме той, которая касается организации работы штаба и подготовки информационных изданий. Незаконным считается бесплатное распространение любых товаров, кроме печатной и специальной предвыборной продукции с символикой партий. Запрещается также проводить от имени того или иного кандидата распродажу каких бы то ни было вещей, установление скидок и так далее.
Правовую основу выборов депутатов Государственной Думы составляют нормы Конституции РФ, а также федеральных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 г. и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г.
Это — третий специальный Федеральный закон, регламентирующий порядок проведения выборов депутатов нижней палаты российского парламента. Динамика их появления обусловлена двумя закономерностями: обновлением федерального законодательства об основных гарантиях избирательных прав и периодичностью выборов Государственной Думы, в преддверии которых они принимаются.
Первый Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы был принят 21 июня 1995 г., второй — 24 июня 1999 г. Составной частью юридической базы выборов депутатов Государственной Думы является также федеральный закон об утверждении схемы одномандатных избирательных округов, который принимается не позднее, чем за 120 дней до истечения срока полномочий Государственной Думы действующего созыва.
Выборы депутатов Государственной Думы складываются из нескольких этапов.
Назначение выборов. Конституция возлагает назначение выборов Государственной Думы на Президента РФ. Такое решение принимается не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до голосования. При этом днем голосования считается второе воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок полномочий Государственной Думы. Начало полномочий исчисляется со дня ее избрания.
При роспуске Государственной Думы глава государства назначает досрочные выборы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца с момента ее роспуска. В качестве страховочного варианта выборы могут быть назначены Центральной избирательной комиссией, если по каким-либо причинам Президент не сделает этого.
Образование избирательных округов и участков. Половина состава депутатов Думы (225 чел.) избирается по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства избирателей (мажоритарная система), которая определяется путем деления общего числа избирателей на общее число одномандатных избирательных округов (225).
По данным 1996 г., в количественном отношении норма представительства составляла 466 тыс. избирателей. Из этого общего положения есть исключение. Оно касается тех субъектов Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. В них образуется по одному избирательному округу.
Подобного рода диспропорции в избирательной системе, по мнению Конституционного Суда РФ, не могут считаться результатом произвола и злоупотреблений. Они допускаются в качестве вынужденной меры как средство примирения принципа равенства избирательных нрав граждан, с одной стороны, и принципа федерализма, с другой. В поддержку этого суждения Конституционный Суд привел решение Европейской комиссии по правам человека от 8 декабря 1981 г., признавшее следующее.
Избирательная система, гарантирующая жителям малонаселенных районов определенное представительство в парламенте за счет снижения веса голосов в густонаселенных районах, не может на этом основании рассматриваться как противоречащая идее свободных выборов.
Окончательный вердикт Суда сводился к тому, что определенные отступления от общей нормы представительства могут вести к ограничению равного избирательного права. Однако это оправданный шаг в пользу принципам федерализма (постановление Суда от 17 ноября 1998 г. по делу и проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г.).
Одномандатные избирательные округа образуются примерно равными по числу избирателей (допустимое отклонение от средней нормы представительства в пределах одного субъекта Федерации не должно превышать 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — 15%). Избирательный округ не должен состоять из территорий, не граничащих между собой. Не допускается образование округа из s территорий двух и более субъектов Федерации.
В каждом субъекте должно быть не менее одного избирательного округа. Вторая половина депутатов нижней палаты Федерального Собрания избирается по единому федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками (пропорциональная система). Федеральный избирательный № округ включает всю территорию России.
Избирательные участки, предназначенные для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, образуются главами муниципальных образований. На территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более трех тысяч избирателей. Не допускается пересечение границ округов границами участков. Избирательные участки создаются также в местах временного пребывания граждан.
Военнослужащие голосуют, главным образом, на общих участках, хотя в исключительных случаях допускается их создание на территориях воинских частей.
Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы образуют систему, в состав которой входят Центризбирком; РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. Из процесса формирования избирательных комиссий (окружных, территориальных и участковых) исключены ��редставительные органы. Поэтому окружные и территориальные избиркомы образуются по решению избирательных комиссий субъектов Федерации.
В случае использования стационарных ящиков для хранения бюллетеней 17 и 18 сентября членам УИКов требуется проверить целостность индикаторных наклеек, вскрыть стационарные ящики, бюллетени из них смешать с бюллетенями, извлеченными из сейф-пакетов и переносных ящиков. Затем бюллетени рассортировываются по видам (по одномандатному и федеральному избирательным округам). Все избирательные бюллетени рассортировываются по кандидатам/федеральным спискам с демонстрацией и оглашением каждой отметки (при этом одновременное оглашение не допускается), одновременно отделяются недействительные бюллетени и бюллетени неустановленной формы.
Недействительными комиссия признает бюллетени, которые не содержат отметок в соответствующем квадрате напротив фамилии или наименования партии или в которых содержатся более одной отметки, объяснил директор Центра прикладных исследований и программ Сергей Румянцев.
— Далее подсчитывается число недействительных бюллетеней, к ним добавляется количество признанных недействительными бюллетеней из переносных ящиков и сейф-пакетов при их наличии, — говорят в ЦИК. — Бюллетени нужно подсчитывать последовательно по каждому кандидату/федеральному списку путем перекладывания их по одному с демонстрацией лицам, присутствующим при подсчете голосов.
На итоговых заседаниях УИК рассматривают все заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов и принимают по ним решения, при этом сведения о количестве жалоб вносят в протокол. Далее распечатывают протоколы № 1 и № 2 УИК об итогах голосования с машиночитаемым кодом на бумажном носителе формата А4 в двух экземплярах, сравнивают данные протоколов УИК с УФП (утвержденной формой протокола), и проставляют номера экземпляров протокола.
— Затем подписываются протоколы № 1 и № 2 УИК об итогах голосования с машиночитаемым кодом в двух экземплярах присутствующими членами УИК с правом решающего голоса и заверяют печатью УИК, указывая дату и время (часы и минуты) подписания, — объясняют в ЦИКе. — Надлежит выдать все это под подпись лицам, присутствовавшим при подсчете голосов, по их требованию надлежаще заверенные копии первых экземпляров протоколов, при этом сведения о выдаче копий вносятся в реестр.
Голосование и определение результатов выборов
Вы уже могли догадаться, что выборы бывают разные, и они делятся на типы по нескольким критериям. Один из них мы уже упомянули выше — это их объект, т. е. пост, на который избирается кандидат. Теперь подробнее рассмотрим этот и другие виды выборов в таблице.
Виды выборов
Критерий Виды Способ проведения Прямые: избиратели голосуют за конкретных кандидатов на пост.
Косвенные: граждане голосуют за выборщиков, которые после избирают конкретных кандидатов
Объект Парламентские, президентские, выборы в органы местного самоуправления Масштаб Федеральные — выборы президента РФ и депутатов в Госдуму.
Региональные — выборы кандидатов в государственные органы власти и губернаторов некоторых субъектов РФ.
Муниципальные — выборы депутатов в органы местного самоуправления и в местные представительные органы
Время проведения Очередные, досрочные Любая избирательная кампания начинается с организации. На этом этапе формируют избирательные округа и участки, составляют списки избирателей, а также регистрируют кандидатов. Чтобы сделать последнее, используют три разных способа:
-
Кандидата выдвигают за счет сбора подписей в его поддержку (или его партии).
-
Если человек занимал пост до выборов, то он автоматически становится кандидатом на него.
-
Кандидат платит регистрационный взнос или вносит залог и доказывает, что обладает поддержкой (например, партии).
Чтобы стать кандидатом, необязательно иметь поддержку какой-либо политической партии и выступать от ее имени. Если у гражданина есть пассивное избирательное право, он может сам предложить свою кандидатуру. Это называется самовыдвижением.
Второй этап избирательной кампании — это активная конкуренция кандидатов за голоса. Задача каждого из них — убедить как можно больше людей, что он заслуживает эту должность. Для этого избираемые граждане используют различные методы и рассказывают о плюсах своей предвыборной программы:
-
в личных выступлениях перед народом;
-
на телевидении;
-
в радиопередачах;
-
с помощью наружной и интернет-рекламы;
-
в социальных сетях и т. д.
Все это кандидаты проводят в течение 28 дней до даты голосования. За день до выборов и в дату проведения самого мероприятия агитировать запрещено.
Дату, когда проходят выборы разного уровня, в России называют единым днем голосования. В 2021 году он состоялся 19 сентября, в 2022-м пройдет 11 сентября.
Граждане, которые хотят проголосовать, приходят с паспортом на свой избирательный участок по месту регистрации. Там члены избирательной комиссии выдают им бюллетень — официальный бланк единого образца, с помощью которого человек может отдать голос за кандидата.
Чтобы соблюсти один из принципов демократических выборов — тайну голосования, каждый избиратель принимает решение за ширмой. Так никто не узнает, кого он выбрал. После этого гражданин опускает бюллетень в урну для голосования — специальную запечатанную емкость. Ее вскроют только при подсчете голосов.
57. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Наряду с признанием выборов недействительными, в том числе вследствие принятого судом решения об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрена возможность признания избрания кандидата (списка кандидатов) недействительным. Это решение принимается судом по представлению соответствующей избирательной комиссии.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», если совершенные зарегистрированным кандидатом , избирательным объединением, избирательным блоком нарушения, указанные в ст. 91 этого Закона, будут обнаружены после официального опубликования результатов выборов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с представлением о признании избрания кандидата, федерального списка кандидатов недействительным. Как уже отмечалось, список правонарушений, предусмотренных этой статьей Закона, весьма обширен.
Упоминание именно зарегистрированного кандидата как субъекта правонарушений, указанных в ст. 91 Федерального закона, порождает некоторую неопределенность, так как в данной статье указаны нарушения законодательства, которые могли быть совершены кандидатом как до, так и после его регистрации.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 12 ст. 47) предусмотрена единственная возможность признания избрания кандидата недействительным. Данная процедура может применяться в случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятий помимо средств собственного избирательного фонда использовали иные денежные средства, и эти нарушения были обнаружены после опубликования результатов выборов.
Признание избрания кандидата недействительным в большинстве, но не во всех случаях влечет, по сути, те же последствия, что и признание выборов недействительными. Отмена решения избирательной комиссии о результатах выборов приводит к назначению новых. Так, признание недействительным избрания кандидата по одномандатному избирательному округу влечет проведение новых выборов. В то же время, признание недействительным избрания списка кандидатов, выдвинутого определенным избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному избирательному округу, может повлечь перераспределение депутатских мандатов между другими избирательными объединениями, избирательными блоками.
При отмене решения о результатах выборов и принятии решения о признании избрания кандидата (списка кандидатов) недействительным суд в соответствии с действующим избирательным законодательством вынужден руководствоваться различными критериями. При принятии первого решения суд должен установить, что допущенные нарушения закона имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, во втором же случае не требуется установления степени влияния нарушений, совершенных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, на результаты волеизъявления избирателей.
Нынешняя практика признания итогов голосования, результатов выборов недействительными, а равно отмены решений избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов убедительно доказывает: чтобы обеспечить соблюдение избирательных прав граждан при подведении итогов голосования, определении результатов выборов, требуются весьма существенные изменения в законодательстве. Назовем важнейшие из этих мер.
В законодательстве и прежде всего в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» должны быть установлены четкие критерии признания недействительными итогов голосования. В настоящее время это самый уязвимый момент во всей конструкции пересмотра итогов голосования, результатов выборов. Без объективных (количественных и качественных) критериев признания недействительными итогов голосования возможно аннулирование результатов волеизъявления по избирательному участку на основе единичных незначительных нарушений избирательного законодательства, которые никоим образом не повлияли и не могли повлиять на результаты выборов.
Следует однозначно определить, что признание выборов недействительными, отмена решения избирательной комиссии о результатах выборов, признание недействительным избрания кандидата (списка кандидатов) возможны только в случае, если допущенные нарушения избирательного законодательства не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Сейчас в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признание выборов недействительными, отмена решения о результатах выборов возможны и в случае, когда признаны недействительными итоги голосования более чем на одной четверти избирательных участков. Последнее основание аннулирования результатов выборов нередко рассматривается в правоприменительной практике как самодостаточное, действующее наряду с первым основанием (невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей). Игнорирование качественных оценок допущенных нарушений избирательного законодательства, невыяснение степени их влияния на результаты волеизъявления граждан при автоматической отмене результатов выборов на основании недействительности итогов голосования на четвертой части избирательных участков создает почву для манипулирования результатами волеизъявления избирателей. Это тем более очевидно при отсутствии в законодательстве объективных критериев отмены итогов голосования.
При решении судами дел об отмене результатов выборов учет разницы голосов, поданных за кандидатов, получивших наибольшее число голосов (а равно и по позиции «против всех кандидатов»), создает объективные предпосылки для выяснения возможности или невозможности с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Для признания выборов недействительными, отмены решения о результатах выборов требуется доказать, что имевшиеся нарушения повлияли на волеизъявление избирателей таким образом, что и с учетом имеющейся разницы голосов невозможно с достоверностью определить его результаты. Только такой подход к решению этих вопросов в законодательстве и в правоприменительной практике способен защитить право каждого избирателя на то, чтобы в результатах выборов был обеспечен учет его голоса.
- ЕР и «Новые люди» берут Думу, УмГ проигрывает Москву, КПРФ в плюсе. Главные итоги выборов20 сентября 2021
- «Новые люди» — старые технологии. Чем закончились и чем запомнились выборы в Думу19 сентября 2021
- Протестная Якутия, лояльный Кавказ. Итоги выборов в Думу: инфографика23 сентября 2021
Явка в ходе голосования составила 51,72 процента, заявила Памфилова. Она уточнила, что в списки избирателей перед выборами в Госдуму были внесены 109 204 662 россиянина. Из них проголосовали 56 484 685 человек.
«То есть фактически почти 52-процентная явка», — констатировала председатель Центризбиркома.
Памфилова добавила, что за время голосования и время, прошедшее до четверга, 23 сентября, не поступило ни одной жалобы избиркомов, которая потребовала бы рассмотрения в ЦИК.
При этом были признаны недействительными 40 605 бюллетеней на 157 участках в 43 регионах. На 13 участках итоги голосования в ходе выборов в Государственную Думу были полностью отменены.
Результаты выборов в Госдуму от ЦИК (около 30% протоколов): «Единая Россия» — 44,99%, КПРФ — 21,90%, ЛДПР — 8,39%, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — 7,39%, «Новые люди» — 6,38%.
Результаты экзитполов ИНСОМАР — у «Единой России» 45,2%, КПРФ 21,0%, у ЛДПР 8,7%, у «Справедливой России — Патриоты — За правду» 7,9%.
Явка на выборах в Госдуму по всей России (18:00 мск) — 45,15%.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «Избиратель нас услышал, он нам поверил, за нас проголосовал».
58. ПРИЗНАНИЕ ВЫБОРОВ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И НЕСОСТОЯВШИМИСЯ
Рашида Темрезова избрали главой Карачаево-Черкесии — 48 депутатов Народного Собрания проголосовали единогласно.
Парламент Северной Осетии избрал главой республики Сергея Меняйло. 57 депутатов местного парламента также были единодушны.
Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев лидирует на выборах главы региона — у него 57,64% после обработки 60% протоколов.
В Саратовской области наблюдатели от КПРФ фиксируют вбросы и нарушения законодательства о выборах.
«Красный контроль»: 300 тысяч наблюдателей и членов комиссий от КПРФ ведут работу на участках, чтобы не допустить фальсификации результатов выборов.
Справка «СП»:
17−19 сентября россияне голосовали на выборах депутатов Госдумы VIII созыва и 39 региональных парламентов, а также глав 12 субъектов (в том числе девяти напрямую и трех посредством депутатов заксобраний). На закуску были дополнительные выборы в парламенты 19 субъектов федерации, и представительные органы 11 административных центров.
С 17 по 19 сентября протекал процесс народного волеизъявления, как непосредственно на участках, работавших все эти дни с 8:00 до 20:00 по местному времени, так и в рамках дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в Москве, Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях.
В 20.00 19 сентября закрылись участки (за исключением калининградских, которые традиционно работают до 21.00 мск), после 9 вечера начали оглашать итоги голосования на выборах в Госдуму.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производствомБытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Общая явка на выборах в Госдуму в первый день голосования составила 9,16% по состоянию на 16:00 мск, сообщила в пятницу на брифинге в информационном центре ЦИК председатель комиссии Элла Памфилова.
«Явка по состоянию на 16:00 по Российской Федерации в целом на выборах в Госдуму — 9,16%», — сказала она, уточнив, что речь идет о традиционном (не дистанционном электронном) голосовании.
Памфилова сообщила, что правом досрочно проголосовать на предстоящих выборах в сентябре воспользовались около 260 тыс. человек в России и за рубежом.
«У нас 29 августа началось досрочное голосование для отдельных групп избирателей по выборам в Госдуму. Таким правом по состоянию на вчерашний день у нас воспользовалось около 225 тыс. избирателей. Оно у нас проводится в 36 регионах», — сказала Памфилова в информационном центре ЦИК в пятницу.
Она добавила, что на зарубежных участках «в 46 странах досрочно проголосовало около 34 тыс. избирателей».
61. ПРЕЗИДЕНТ РФ КАК ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На сайте представлен список всех кандидатов и партий на выборах в Государственную Думу РФ 19 сентября во всех регионах страны, включая 225 одномандатных округов. На сайте не ведется агитация за или против кандидатов. Цель сайта — предоставить максимум объективной, фактической информации о кандидатах и партиях для избирателей. Сайт использует общедоступные данные с сайтов ЦИК, Госдумы, кандидатов, партий.
Закончился процесс регистрации кандидатов. Из 15 партий 14 смогли зарегистрировать списки кандидатов. На всю страну (225 избирательных округов) только 10 самовыдвиженцев смогли пройти регистрацию, все остальные кандидаты идут от партий. Всего в выборах в 225 одномандатных округах участвует более 2000 кандидатов.
На выборах каждый избиратель получит 2 бюллетеня — в одном он сможет проголосовать за 1 из 14 партий, во втором — за конкретного кандидата в своем избирательном округе. 225 депутатов будут выбраны по партийным спискам, еще 225 — по одномандатным избирательным округам (в одном округе — один победитель). Подробнее о выборах читайте в статье «Как голосовать на выборах в Госдуму» .
Предварительные итоги голосования будет обнародовать ЦИК РФ в прямом эфире 19 сентября после 21:00 по московскому времени. На этот момент уже будут подведены итоги по многим избирательным участкам Дальнего Востока и Сибири. Там участки закрываются 19 сентября в 20:00 по местному времени, тогда как на европейской части России выборы будут в самом разгаре.
Как правило, к утру следующего дня после выборов ЦИК РФ уже публикует предварительные итоги голосования по результатам обработки 95-99% бюллетеней. Но окончательные итоги будут подведены только спустя несколько дней, когда ЦИК РФ утвердит протокол всероссийского голосования. На основании этого протокола выносится решение по партиям и кандидатам, которые получат места в Государственной Думе РФ.
До начала выборов 17-19 сентября можно проводить опросы общественного мнения среди потенциальных избирателей. Ввиду жестких ограничений, которые постоянно вводят российские власти, более-менее масштабные опросы сейчас проводят только ФОМ (Фонд общественного мнения) и ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). Как только 17 сентября 2021 года откроются первые избирательные участки, результаты новых опросов публиковать запрещено.
65. ОРГАНЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ. АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
«Единая Россия» — 49,82% голосов
КПРФ — 18,93%
ЛДПР — 7,55%
«Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — 7,46%
«Новые люди» — 5,32%
Еще немного цифр
0,0004% бюллетеней были признаны недействительными в 43 регионах
200 сообщений о возможных фальсификациях получил ЦИК
16 избирательных участков, где итоги выборов в Госдуму отменили «в связи с невозможностью установить волеизъявление избирателей».
Общепризнанные стандарты демократических выборов гласят, что одним из главнейших условий их реализации является стабильность законодательства. Она является показателем того, что власти не манипулируют правилами проведения выборов для получения преимущества над своими оппонентами. В международной практике речь прежде всего идет о стабильности составов и порядка формирования избирательных комиссий, нарезки округов и самого дизайна избирательной системы. В идеале важные изменения законодательства не должны применяться к ближайшим выборам, чтобы у действующих депутатов не было соблазна использовать имеющуюся власть в личных интересах. Менее существенные поправки рекомендуется принимать не менее чем за год до старта избирательной кампании.
Однако в Российской Федерации не было еще ни одной федеральной избирательной кампании, которая прошла бы без существенного изменения правил в сравнении с предыдущими аналогичными выборами.
Не станут исключением и выборы депутатов Государственной думы России 2021 года. За период, прошедший после предыдущих выборов 2016 года, изменения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» вносились 19 раз. Однако изменения, внесенные федеральными законами от 28 декабря 2016 года № 474-ФЗ и 505-ФЗ, от 18 июня 2017 года № 127-ФЗ, от 27 декабря 2018 года № 528-ФЗ, от 27 февраля 2020 года № 27-ФЗ, носили технический характер, и эти изменения мы обсуждать не будем.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 19 февраля 2018 года № 30-ФЗ касались только дополнительных выборов в Государственную думу: было установлено, что они должны проводиться в единый день голосования.
Федеральный закон от 29 мая 2019 года № 104-ФЗ внес ряд существенных изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но изменения, внесенные им в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», носили технический характер.
Остальные 12 законов внесли существенные изменения в правила проведения основных выборов в Государственную Думу. Отметим, что семь из них (т.е. более половины) были приняты в последний год, причем шесть — менее чем за четыре месяца до старта избирательной кампании. Вот полный перечень этих законов:
- Федеральный закон от 5 февраля 2018 года № 1-ФЗ «О внесении изменений в статью 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 4 июня 2018 года № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 11 декабря 2018 года № 464-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 23 мая 2020 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 9 марта 2021 года № 43-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 5 апреля 2021 года № 89-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 20 апреля 2021 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 20 апреля 2021 года № 96-ФЗ «О внесении изменения в статью 39 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 30 апреля 2021 года № 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 4 июня 2021 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Следует отметить, что за обсуждаемый период Конституционный суд России четыре раза принимал решения о несоответствии Конституции России ряда положений избирательного законодательства (постановления от 13 апреля 2017 года № 11-П; от 15 ноября 2018 года № 42-П; от 24 марта 2020 года № 12-П; от 12 марта 2021 года № 6-П), и три из них нашли свое отражение в принятых законах.
Количество принятых существенных поправок, а также их плотность в последние месяцы перед стартом избирательной кампании говорят о том, что принцип стабильности законодательства как гарантии от злоупотребления властью не соблюдается. Многие нормы изначально нацелены на создание более благоприятных условий для «партии власти» и создания максимальных сложностей для ее политических оппонентов.
Согласно действующему законодательству, принимать участие в выборах депутатов Госдумы могут только зарегистрированные политические партии. При этом, часть партий имеет так называемую парламентскую льготу — право выдвигать списки и кандидатов в одномандатных округах без сбора подписей. Это важная льгота, поскольку практика регистрации кандидатов за последние годы показывает, что зарегистрироваться по подписям оппозиционным (да и просто не согласованным с властями) кандидатам оказывается крайне сложно.
В выборах депутатов Государственной думы 2016 года имели право участвовать 74 политические партии. В выборах 2021 года право участвовать имеют только 32 партии. Таким образом, число партий за пять лет сократилось более чем наполовину.
При этом за эти пять лет появились пять новых партий (не считая партии «За правду», которая успела самоликвидироваться, фактически влившись в «Справедливую Россию»). Это Партия малого бизнеса России, «Народно-патриотическая партия России — Власть Народу», «Зеленая альтернатива», Партия прямой демократии и «Новые люди».
Таким образом, за пять лет исчезли 47 политических партий. Но лишь небольшая часть из них покинула список партий добровольно. Таковых всего четыре: Партия защиты бизнеса и предпринимательства, «Автомобильная Россия», «Достоинство» и «Патриоты России» (последняя фактически влилась в «Справедливую Россию»).
Остальные 43 ликвидированы решениями Верховного Суда России. Из них одна партия ликвидирована за экстремистскую деятельность («ВОЛЯ»), четыре партии (Партия налогоплательщиков России, «Рожденные в СССР», «Демократический выбор», Спортивная партия России «Здоровые силы») — за непредставление необходимых документов, 11 партий (Объединенная аграрно-промышленная партия России, Партия Мира и Единства, Партия Социальной Солидарности, Партия Духовного Преображения России, Политическая партия «Национальной Безопасности России», «Молодая Россия», Российская партия народного управления, Партия Возрождения Села, Партия родителей будущего, «Возрождение аграрной России» и ОПЛОТ России) — из-за отсутствия необходимого числа региональных отделений, одна партия (Партия Великое Отечество) — за неустранение нарушений и 26 партий (приведены в таблице) — за недостаточное участие в выборах.
Что касается партий, ликвидированных за «неучастие в выборах», то эта формулировка может ввести в заблуждение неискушенных людей. На самом деле речь идет не о полном неучастии в выборах, а о недостаточном участии. Закон требует, чтобы партия в течение семи лет приняла участие либо в одной из федеральных кампаний, либо в выборах глав не менее девяти регионов, либо в выборах региональных парламентов не менее чем в 17 регионах, либо в муниципальных выборах не менее чем в 43 регионах. В решениях Верховного суда России о ликвидации партий за «неучастие в выборах» указано, в каком числе регионов партия принимала участие в тех или иных выборах, и на основании этой информации можно определить и общее число регионов, где она принимала участие в выборах. Эту информацию мы свели в таблицу.
Таблица. Участие в региональных и муниципальных выборах партий, ликвидированных решениями Верховного Суда России
Избиратели получат два бюллетеня — один для голосования в одномандатном округе, второй — для голосования по партийным спискам.
В нашей области четыре одномандатных округа — Аннинский, Воронежский, Правобережный и Павловский. Первые три захватывают районы области и разные части Воронежа — так, что в каждом из округов находятся и сельские, и городские территории. Например, Воронежский избирательный округ — это Центральный, Левобережный и Железнодорожный районы Воронежа и три сельские территории — Лискинский, Каширский и Новоусманский районы. Павловский округ — полностью «сельский».
В одномандатном округе возможно как выдвижение кандидата партией, так и самовыдвижение. Принципиальная разница здесь в том, что кандидату, выдвинутому одной из 14 партий, освобожденных от сбора подписей, не нужно представлять подписные листы в окружную комиссию.
Сколько партий и кандидатов участвуют сейчас в выборах
66. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РФ. ИНСТИТУТ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ
В качестве проекта Государственная Дума существовала достаточно продолжительное время. Более того, первоначально этот проект имел различные варианты воплощения на практике. Считалось, что Госдума должна стать новой формой для парламента. В связи с этим правомерно проводить аналогию Государственной Думы и представительского органа, который существовал еще в самом начале двадцатого века.
Как уже говорилось ранее, согласно Конституции, список депутатов Государственной думы четко очерчен и включает в себя 450 человек. Примечательно, что несмотря на наличие информации о числе депутатов, информация о том, каким именно образом они должны избираться отсутствует. В связи с этим выборы, распространявшиеся на самые первые «экспериментальные» созывы, были смешанными по своей сути. Избирание происходило при помощи:
- одномандатных территориальных округов;
- списков избирательных объединений (такими объединением могла быть партия, движение и так далее).
Существуют определенные правила выдвижения кандидатов и дальнейшего формирования списков. Сама по себе процедура регистрирования потенциальных депутатов состоит из нескольких этапов:
- первоначально кандидаты выдвигаются исходя из федеральных списков и политических партий. В некоторых случаях предусматривается также и самовыдвижение;
- затем производится сбор подписей от избирателей и подготовка требующегося набора документации;
- предоставляемая информация проходит обязательную проверку на достоверность. Проверяется и корректность самой процедуры выдвижения кандидата (если процедура не проходит проверку, то принимается решение о снятии кандидата);
- кандидаты, не вызвавшие сомнений, проходят окончательную регистрацию.
В некоторых случаях правила голосования могут быть нарушены – обязанностью организаторов в данных обстоятельствах является прекращение процедуры. О том, как именно следует действовать, если происходят различные эксцессы рассказывает тринадцатая глава Закона о выборах депутатов в Госдуму.
Обжалование нарушений предполагает следующие нюансы:
- обозначение правил обжалования действий, нарушающих избирательные права граждан РФ;
- перечисление причин, на основании которых произошло аннулирование списком кандидатов, отмена регистрации и прочие действия, приводящие к выбыванию тех или иных кандидатов из голосования;
- учет отмены решений, принятых избирательной комиссией, касательно итогов выборов;
- распределение ответственности за преступление законодательных норм, распространяющихся на выборы депутатов в Государственную думу.
Похожие записи:
-