Расходы бюджета РФ на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расходы бюджета РФ на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бюджетная система России включает в себя три уровня бюджетов, каждый из которых формально самостоятельный – это федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации и бюджет муниципального образования. Отдельно принимаются бюджеты социальных фондов – Пенсионного, ФСС и Фонда ОМС. Каждый бюджет составляется так, что имеет собственные доходы и определенные обязательства по расходованию денег.

В рамках всей страны принимается федеральный бюджет – он обеспечивает финансирование выполнения задач и функций всего государства. Федеральный бюджет в России формируется за счет федеральный налогов и сборов – в основном, это налог на добычу полезных ископаемых, НДС, акцизы, налог на прибыль и некоторые другие виды поступлений. И исторически сложилось так, что эти деньги поступают по большей части из нефтедобывающих регионов (ХМАО и ЯНАО) и от столичных субъектов (Москва и Санкт-Петербург) – в сумме они дают до 60% всех доходов федерального бюджета.

Анализ проекта Федерального бюджета на 2022-2024 годы

1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2022 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 133328 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 25021905145,7 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3397674361,3 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 23694227485,7 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 20814969670,1 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 70,7 млрд. долларов США, или 58,5 млрд. евро;

5) профицит федерального бюджета в сумме 1327677660,0 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2023 год и на 2024 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 141881 млрд. рублей и 151513 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года) и 4,0 процента (декабрь 2024 года к декабрю 2023 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2023 год в сумме 25540184322,8 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2710804347,5 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 25831751214,1 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2096674496,5 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2023 год в сумме 25241076031,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 631026900,8 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 26354401317,4 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1317720065,9 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2024 года в сумме 23526717772,2 тыс. рублей и на 1 января 2025 года в сумме 26342239822,1 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2024 года в сумме 71,7 млрд. долларов США, или 58,8 млрд. евро, и на 1 января 2025 года в сумме 75,7 млрд. долларов США, или 61,5 млрд. евро;

5) профицит федерального бюджета на 2023 год в сумме 299108291,2 тыс. рублей и дефицит федерального бюджета на 2024 год в сумме 522650103,3 тыс. рублей.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 184_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

4. Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2022-2024 годах, распределяются в следующем порядке:

77,7 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, — по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 3 к настоящему Федеральному закону;

22,3 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, — по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 3 к настоящему Федеральному закону.

5. Доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, направляются территориальными органами Федерального казначейства в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства для их последующего распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетом города Байконура в следующем порядке:

1) в 2022 году:

59,5 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части:

до дня (включительно) достижения доходами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, величины, указанной в приложении 4 к настоящему Федеральному закону:

10 процентов — по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 5 к настоящему Федеральному закону;

90 процентов — пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

со дня, следующего за днем превышения доходами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, величины, указанной в приложении 4 к настоящему Федеральному закону, — пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

1. Установить, что в 2022 году:

1) возврат суммы налога, подлежащей возмещению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанного налога;

2) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата сумм излишне уплаченного или излишне взысканного налога (авансового платежа), сбора, соответствующих пеней и штрафов, и процентов, начисленных на суммы излишне взысканного налога, сбора, соответствующих пеней и штрафов, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанного налога (авансового платежа), сбора, соответствующих пеней и штрафов, с применением отдельного кода подвида доходов;

3) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата (зачета) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, соответствующих пеней, таможенных сборов, и процентов, начисленных на суммы излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, соответствующих пеней, таможенных сборов, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанных вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, с применением отдельного кода подвида доходов;

4) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата (зачета) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней, и процентов, начисленных на суммы излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета сумм, перечисляемых в федеральный бюджет после распределения ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации, с применением отдельного кода подвида доходов;

5) авансовые платежи в счет будущих таможенных платежей и денежные залоги в обеспечение уплаты таможенных платежей, поступившие на отдельный казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, в полном объеме подлежат зачислению в доход федерального бюджета;

6) уплата денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежит отражению по отдельному коду бюджетной классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

7) возврат излишне уплаченных сумм денежных взысканий (штрафов), поступивших до 1 января 2020 года, осуществляется из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в который они были зачислены;

8) администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, осуществляется администратором доходов бюджета, которым ведется учет указанной задолженности.

2. Установить, что факт уплаты обязательных платежей в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственным (муниципальным) учреждением, которому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования), подтверждается распоряжением о совершении казначейского платежа с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства (финансового органа субъекта Российской Федерации или финансового органа муниципального образования).

Правительство внесло в Думу проект бюджета на 2022-2024 годы

Дефицит представляет собой превышение доли расходов над долей доходов. Профицит – противоположная ситуация, когда доходов больше, чем расходов. Для одной семьи или одинокого гражданина личный профицитный бюджет – позитивная ситуация. Для бюджета целого государства не все так просто. Экономисты уверены, что к профициту бюджета приводит жесткая экономическая политика и постоянные ограничения, что сдерживает экономическое развитие страны. В идеальной картине мира государство должно иметь сбалансированный бюджет: расходы должны быть равны доходам.

Однако обычным россиянам заметить разницу сложно: преобладает в стране дефицитный, профицитный или сбалансированный бюджет. Дефицитный бюджет – весьма распространенное явление. Такой бюджет совершенно не означает, что теперь население будет голодать. До этого момента последний раз в России профицитный бюджет был только в 2010 году.

В 2019 году до грустной пандемийной истории российский чистый госдолг был отрицательным. То есть Россия легко бы могла закрыть все свои долги в один момент. Однако уже в 2020 году госдолг России снова стал положительным и превысил все возможные запасы государства. В конце 2020 года госдолг вырос на 40% до 19 трлн рублей.

В этом году госдолг уверенно растет и скорее всего составит 22,1 трлн рублей, считают экономисты. В 2022 году он дойдет почти до 26 трлн рублей, а в 2024 составит 32 трлн рублей.

По проекту около трех млрд рублей уйдут на софинансирование добровольных пенсионных накоплений сограждан. Именно это одна из главных целей деятельности ФНБ. Средства фонда смогут минимизировать дефицит бюджета. Однако ближайшие три года такие затраты фонда под запретом.

Отметим, что объем средств фонда превышает семь процентов ВВП, все средства выше этого значения Минфин может направить на инвестирование, которое сможет обеспечить рост российской экономики. До 2024 года фонд потратит на инвестирование более двух с половиной трлн рублей. Эти средства помогут улучшить автомобильную и железнодорожную инфраструктуру и обновление воздушных судов.

К первому декабря бюджет ФНБ составил почти 14 трлн рублей – это 12% ВВП. К концу 2024 года денежный объем фонда вырастет до 23,2 трлн рублей.

Бюджет на период 2022-2024 годы предполагает резкое увеличение расходов на социальные обязательства государства, отметил премьер-министр Михаил Мишустин в ходе заседания правительства в сентябре.

Самые большие расходы государство понесет на выполнение обязательств перед своими гражданами, то есть на социальную политику. Такие затраты составят около 5,8 трлн рублей или 24% от общего числа бюджетных расходов. Отметим, что социальная политика предполагает затраты на пенсионное обеспечение, соцобеспечение, помощь семьям с детьми и другим категориям граждан. Финансирование национальных программ выросло до 2,7 трлн рублей. Второе место займут расходы на национальную оборону – такие траты составят 3,5 трлн рублей в следующем году. На экономику уйдет около 3,6 трлн бюджетных средств, на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности – почти 2,8 трлн рублей, а на решение общегосударственных вопросов поступит около 1,8 трлн рублей. Последнее подразумевает обеспечение работы аппарата президента, законодательной, судебной и исполнительной власти, проведение выборной кампании и другое.

На сферу образования и здравоохранения в бюджете заложено в сумме более двух трлн рублей.

Законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

При формировании документа Правительство исходило из необходимости безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами, поручений Президента и решений, озвученных им в ходе посланий Федеральному Собранию. Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углублённой диспансеризации, реализация программ медицинской реабилитации.

Документ предполагает полное финансовое обеспечение реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития.

Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития с ежегодным ростом экономики в 3% в течение ближайших трёх лет. Прогнозный объём ВВП в 2022 году определён на уровне 133,3 трлн рублей, в 2023 году – 141,9 трлн рублей, в 2024 году – 151,5 трлн рублей.

Согласно проекту, в следующие два года бюджет будет профицитным. Доходы в 2022 году составят 25,02 трлн рублей, в 2023 году – 25,54 трлн рублей, в 2024 году – 25,83 трлн рублей.

Расходы в 2022 году запланированы на уровне 23,69 трлн рублей, в 2023 году – 25,24 трлн рублей, в 2024 году – 26,35 трлн рублей. Из них на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн рублей, в 2023 году – 2,88 трлн рублей, в 2024 году – 2,98 трлн рублей.

В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Документы к бюджетному пакету внесены в Госдуму в электронном виде.

Работа Правительства:

  • Федеральный бюджет

Законопроектная деятельность:

  • Внесение законопроектов в Государственную Думу

Новый бюджет: экология, госдолг и безопасность

Март

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Суммарно на нацпроекты в следующие три года власти намерены потратить почти 8,8 трлн рублей. Самые дорогие из них — «демография» (почти 2,6 трлн рублей за три года) и «безопасные дороги» (1,3 трлн рублей). На новый нацпроект «туризм», который правительство представило только в апреле 2021 года, из бюджета потратят около 168 млрд рублей.

Власти сделали заявление, что в 2022-м году доходы бюджета Российской Федерации составят 25 миллиардов рублей. Плановые расходы на этот же период ожидаются в районе 23, 5 миллиардов рублей. Таким образом профицит составляет довольно неплохую сумму. Во всяком случае, именно такие данные приводятся информационными агентствами, которые ссылаются на официальные документы правительства.

Кстати говоря, при формировании бюджета на 2022 год, учитывается также плановый период с 2023-го по 2024 года, потому что подписывать документы исключительно на 12 месяцев невозможно, необходимо немного планировать все наперёд. И Кабинет министров вполне оправдано ожидает также бюджетный профицит на дальнейший период, хотя в 2023-м году профицит будет совсем минимальным, потому что разница между доходами и расходами составит всего лишь 500 миллиардов рублей.

Также власти призвали предварительные расчёты и подсчитали доход от внебюджетных фондов, и это тоже учитывает тот момент, что принят бюджет России на 2022 год. Сюда относится Пенсионный фонд, у которого на 2022 год доход ожидается на уровне 10 032,5 млрд рублей, а расход 10 154,85 млрд рублей.

О чем это говорит? О том, что у Пенсионного фонда не хватает средств на выполнение всех своих обязательств, и властям придётся решать эту проблему, но это уже наводит на мысль о том, что вряд ли стоит ожидать серьезного роста пенсионных выплат на протяжении года.

И примерно такая же ситуация происходит с фондом медицинского страхования, потому что расход у него на несколько миллиардов рублей будет больше, чем доход. И только у фонда медицинского страхования ситуация выглядит несколько иначе, потому что по предварительным данным доходы составляют 988 миллиардов, а расходы 944 миллиарда.

Относительно цифр и расходов по отношению к уровню прошлого года, то показатели в 2022 году превышают те, которые действовали ранее.

Если представить бюджет России на 2022 год в долларах, то на сегодняшний день он составляет 322 миллиарда американских долларов. И это, кстати говоря, в 18 раз меньше, чем все бюджеты расходов в США, которые запланированы на 2022 год.

Доход государственного бюджета России формируется разными принципами. Сюда поступают налоговые отчисления, всевозможные выплаты от населения, но, как было и раньше, треть доходов сюда перечисли от нефтегазовый отрасли. Власти старались изменить сложившуюся ситуацию, особенно когда стало понятно, насколько зависим государственный бюджета России от нефти и газа, что можно было наблюдать в 2014-м году. Однако пока отвязать эту зависимость не получается.

Алексей Кудрин говорит о том, что нефтегазовая отрасль живёт уже более 60 лет. Но она не может жить вечно. Осталось несколько десятков лет для того, чтобы отказаться от неё в качестве основного получения доходов бюджета. Переход должен быть плавным, но откладывать его всегда на потом не получится.

Ключевые бюджетные параметры проекта федерального бюджета на 2022 г.

Ранее Антон Силуанов делал заявления по поводу того, что сальдо бюджета будет отрицательным, и продолжится это до 2023 года. Считается, что дефицит бюджета России на 2022 год всё-таки будет, по некоторым статьям расходов точно нужно будет измениться, придётся перекидывать показатели, чтоб стимулировать рост экономики. Но это является базой для того, чтобы повысить доход бюджета.

Кстати говоря, во время кризиса экономики, включается определённая функция бюджетной политики. Национальные расходы возрастают, но в тоже время Россия не забывает про оборонную промышленность. И, кстати говоря, даже во время пандемии правительство одобрило государственную программу, направленную на оптимизацию системы вооружений.

Ранее планировалось ужесточить бюджетную политику, но пока планы перенесены на 2023 год. Дело в том, что трудностей довольно много. Пандемия продолжается, санкции есть и экономика страдает. С этим нужно сначала что-то делать, потом проводить политику ужесточения, потому что стресс для федерального бюджета сегодня является не самым лучшим выходом.

  • Новости
  • Колонки
  • Аналитика
  • Интервью
  • Рецензии
  • Видео
  • Образовательная политика
  • Экономика
  • Качество образования
  • Интервести
  • Big data

Расходы федерального бюджета увеличиваются в течение всего трехлетнего периода, наибольшие бюджетные ресурсы направляются на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Общий объем расходов федерального бюджета в 2020 году составит 19,5 триллиона рублей (+6,6% к 2019 г.), в 2021 году — 20,6 триллиона рублей (+12,8% к 2019 г.) и в 2022 году — 21,8 триллиона рублей (+19% к 2019 г.). Несмотря на это прогнозируется профицит федерального бюджета за счет роста доходов — в первую очередь ненефтегазовых: в 2020 году доходы бюджета составят 20,4 триллиона рублей (+2% к 2019 г.), в 2021 году — 21,2 триллиона рублей (+6,4% к 2019 г.), в 2022 году — 22,1 триллиона рублей (+10,5% к 2019 г.). Курс доллара к рублю и уровень инфляции прогнозируются стабильными на протяжении всех трех лет: 65,7-66,5 руб./долл. США и годовая инфляция не выше 4%.

Несмотря на снижение трат на оборону и секретных расходов в 2017 году, они остаются среди крупнейших статей расходов бюджета РФ. Основная часть секретных расходов обычно приходится на статью «Национальная оборона». Но, как отмечают эксперты, в 2017 году необычайно большая доля закрытых расходов выпала на такие сферы, как национальная экономика, здравоохранение и даже периодическая печать.

Автор: Ирина Филатова, Михаил Бушуев

Эту и другие важные темы в студии «Первого русского» обозреватель Юрий Пронько обсудил с экономистом, депутатом Госдумы Михаилом Делягиным.

Юрий Пронько: – Вы избранный депутат Госдумы. Это теперь ваша работа – вы уже не просто эксперт, не просто доктор экономических наук. Мы с коллегами пришли к мнению, что хотя бы кто-то будет задавать предметные вопросы этим персонажам, которые ранее уходили из Госдумы без них.

Михаил Делягин: – Это убийство. Я понимаю, что правительство может быть довольно сокращением численности пенсионеров – надеюсь, они не употребляют термин «поголовье», потому что когда они говорят о медицинских процедурах, возникает ощущение, что это именно про ветеринарию, а не про людей.

– Первый замглавы ЦБ Швецов уже сказал, что помогать пенсионерам поздно.

– А зачем помогать? Видимо, логика такая: пусть побыстрее вымрут. И они добиваются успехов в этом. Скажем, в 2020 году сверхсмертность – а это категория Росстата, а не лирика, не публицистика – в расчёте на душу населения превысила число расстрелянных в 37-м году. Я думаю, что в этом году они возьмут новые высоты.

Как следует из проекта бюджета, они намерены сокращать население дальше. Ударно, эффективно, при помощи современных технологий и надёжного стратегического планирования. Потому что когда мы в условиях полной дезорганизации медицины, в условиях её «оптимизации» – а закрытие инфекционных больниц продолжалось и в этом году – продолжаем этим заниматься, продолжаем сокращать расходы, то, простите, это производит впечатление убийства людей. Сознательного и последовательного.

Так что этот бюджет ещё более преступен, потому что он уже не про блокировку развития – он про уничтожение.

– Но хотя бы прикрывались, хотя бы фиговым листком…

– Нет, фиговый листок есть. Это то самое развитие – дополнительные 260 с чем-то миллиардов для экономики. То есть сокращают на социалке, половину этого направляют на проекты.

Действительно, проектов предусмотрено много, они качественные, они производят приятное впечатление – тот же газохимический комплекс, который по старинке называют кластером, в Усть-Луге. Действительно, есть инфраструктурные проекты, но существует риск, что они выродятся в имиджевые проекты типа Олимпиады или саммита АТЭС, который в 2012 году проводили во Владивостоке.

Вот всё это производило впечатление большого распила. Доказательств пока нет, хотя не предусмотрены антикоррупционные меры, их не показывают в пакете с этим бюджетом.

Но, во-первых, это половина денег, во-вторых, это отражение того, что современные технологии экономят рабочую силу, а работать будут не граждане России, как уже нам дали понять. Нам уже объяснили, что работы в России для русских нет – Россия не для русских, если где-то что-то строится, то для этого нужны сотни тысяч и миллионы гастарбайтеров.

– Но ведь это так и есть. Достаточно посмотреть на небезызвестный проект газовой монополии в Амурской области. Который реализовывала турецкая компания, а на подряде были узбекские и иные фирмы.

– Да, я был в Хабаровске, мне там рассказывали с вытаращенными глазами, что огромное количество работников получало – по крайней мере, на них списывалось, – по 60 тысяч рублей в среднем в месяц за не самый неквалифицированный труд. А местные были готовы выполнять эту работу за 20 тысяч.

Но зачем турецкой компании брать каких-то непонятных русских на работу, когда можно пригласить тюрок, да ещё и мусульман, может быть, даже братьев. Это понятно, позиция турецкой компании ясна. А важна позиция Российского государства и государственной компании, что работа не для русских. В России места для русских, если верить официальным заявлениям наших руководителей, нет. Потому что если нет работы, значит, нет жизни.

– И когда они сдирают налогов и сборов больше, чем предусмотрено даже по защищённым статьям, и ставят профицит в 1 трлн 300 млрд, я могу сказать, что никто не понимает этой логики…

– Эта финансово-политическая проституция длится с 2004 года. Она длится 17 лет. Значительная часть денег лежит в рублях, сгорает от инфляции, сгорает от долларовой инфляции, которая сейчас пошла полным ходом.

Принцип – никаких денег России. Россия не для русских, и вполне логично, что деньги России – не для России. Если некуда их запихать, а там могут американцы украсть, значит, пусть сгорают здесь. Это одна логика. Вторая: всякие там размовляют, что нужно иметь заначку на чёрный день. Господа, если вы эту заначку будете инвестировать, чёрный день не наступит никогда. А если чёрный день наступит, вам всё равно никогда не хватит, потому что вы же и украдёте. Глава Счётной палаты Алексей Кудрин сказал: ребята, вся эта болтовня про заначку – это вообще ни о чём.

– Он поумнел. Это же позже произошло, вот это просветление, что «кубышка» – это не для чёрного дня, а просто потому, что нам так захотелось…

– Он расслабился и разболтался, как инструмент, который давно не использовали. То же самое с Кудриным. Он говорит: вы знаете, в страну приходит много валюты, страна зарабатывает много валюты.

И если эту валюту будут обменивать на валютном рынке, то, простите, рублей немного, население нищее, валюты много, у предприятий денег нет, мы их выморили все. Будет укрепление рубля, будет падение конкурентоспособности. Поэтому мы эту валюту выкупаем и складываем в резерв. Мысль о том, что можно эмитировать рубли под эту валюту, направить её на оживление экономики, на спасение людей от смерти…

Вот понимаете, мы говорим, 17,9 трлн рублей замороженных, 7 трлн будет ещё раз. Давайте просто после этого вспомним, как эсэмэсочкой собирают деньги на умирающих детей. Мы говорим сейчас не о какой-то ошибке, несовершенстве и даже не о преступлении – мы говорим сейчас о массовых убийствах. Потому что этот бюджет преступный готовили министерства и ведомства страны.

– Вы сможете это Антону Силуанову сказать? Вот теперь у вас новое место работы, куда он придёт с этим бюджетом. Вы будете участвовать в пленарном заседании.

– На пленарном заседании дают слово далеко не всем.

– То есть вам могут не дать слова на пленарном заседании?

– Конечно. Нас сейчас с вами послушают и не дадут мне слова – зачем огорчать человека? На одной международной конференции я спросил гражданина Кудрина, одной фразой охарактеризовав его политику, не считает ли он себя преступником? Я его зауважал: человек отвечал 8,5 минуты, но не сказал ни да ни нет. Врать не захотел.

– Мы будем внимательно следить за предстоящим обсуждением бюджета страны в стенах российского парламента. Если Михаилу Делягину будет предоставлена возможность высказать всё это Антону Силуанову, мы это обязательно покажем. Но я предполагаю, что этот бюджет будет принят, судя по тому, как нынешний глава бюджетного комитета, по всей видимости, уже и будущий, прыгает на этой теме, подпевая Минфину.

– Я должен сказать, что, если бы он не подпевал Минфину, был бы другой глава бюджетного комитета. Который бы тоже подпевал.

– Ну такие они, певцы в бюджетном комитете. А вы знаете, что в ближайшие 3 года в федеральную казну планируется собрать 255 млрд рублей в виде штрафов, санкций и платежей за возмещение ущерба? По сравнению с предыдущим трёхлетним планом, заложенным в закон о бюджете прошлого года, сумма увеличивается на 15 млрд. Главной дойной коровой, обеспечивающей почти 40% штрафов для федеральной казны, согласно проекту бюджета, должны остаться водители-дальнобойщики. План по сбору штрафов с других автомобилистов заморожен на уровне 2,75 млрд рублей в год.

Я хочу понять, у них профицит 1,3 трлн рублей, они захлёбываются от денег, они исполняют это бюджетное ущербное правило, при этом говорят: нет, штрафов будем собирать больше.

– Логика не в том, чтобы у бюджета были деньги. Логика в том, чтобы у России денег не было и она не могла жить.

– Мы говорим о бюджете России, и рассматривать его будет российский парламент. Или слово «Россия» можно убрать?

– Советник по национальной безопасности Джимми Картера Збигнев Бжезинский спрашивал: если вся ваша правящая тусовка имеет у нас недвижимость, хранит деньги в наших банках, отправляет к нам своих детей, это ваша тусовка или уже наша? Он говорил про элиту, но про этих людей говорить в категории элит немножко странновато при такой политике.

Формально мы имеем Министерство финансов России, но если посмотреть, какую политику оно проводит, то вместо слова «финансов» надо писать «Министерство уничтожения России». И тогда всё встанет на свои места.

– А штрафовать-то зачем собственных граждан?

– У вас есть деньги? Были деньги ваши – будут наши, знаете такой принцип? Я думаю, это на здании Минфина надо написать золотыми буквами.

– Знаете, как народ на это реагирует? «Когда ж вы нажрётесь?» – в адрес чиновников.

– Смею вас заверить, что это было давно. Сейчас – «Когда же вы сдохнете?». Честно скажу, я это не поддерживаю, мне не нравится, когда кто-нибудь умирает. Я ни разу не слышал «Когда же вы нажрётесь?». А вот «Когда же вы сдохнете?» я слышал много раз.

Я иногда хожу в пиджаке, в костюме, в галстуке и, соответственно, воспринимаюсь как часть чиновничьего мира. А сейчас ею и буду как депутат. И смею вас заверить, что обычные люди не видят разницы между разными фракциями, партиями – это для них слишком утомительно. Вот вы в этом здании сидите, значит, вы гады.

И я могу сказать, что если когда-нибудь возникнет угроза «майдана», каких-то проблем, есть очень простой способ, опробованный Борисом Ельциным: расстрелять на [фиг] парламент – и рейтинг власти сразу вырастет. Просто потому, что хоть кого-то в этой власти публично наказали.

– Это такой запрос на справедливость? Который в столь жёсткой формулировке?

– Это старый запрос на справедливость. Ещё в 2004 году мне в регионе таксист сказал: «Вот мы едем по трассе. Видишь фонари? Вот на каждом фонаре по чиновнику – вот это справедливость». В 2010 году накопление финансового резерва только-только начиналось, ещё были высокие темпы экономического роста, средний класс к тому времени в Москве уже три года как начинал рожать. Потом была пауза, дальше – возвращение Крыма. У людей была надежда! А сейчас всё жёстче, надежды практически нет. Это такое предмайданное настроение, когда люди не верят в справедливость. Люди хотят мстить. Они не верят, что будет лучше.

– Это фатализация, неизбежное?

– Нет ничего неизбежного. Общество – живой организм. Пока организм жив, можно выкрутиться. Не из любой ситуации, но почти из любой. Но эти настроения намного более существенные, чем, скажем, даже в 2016 году.

– Может, наши чиновники латентные сторонники этих событий?

– Конечно. Вы занимаетесь истреблением собственного народа, вы цинично и демонстративно глумитесь над ним. Вы разрушаете экономику. Вы лишаете людей рабочих мест. Более того, туда, где есть рабочие места, вы завозите людей, которые принципиально не интегрируются.

За преступление, когда какой-то трудолюбивый «соотечественник» публично глумится над девушкой, над Красной площадью и над православной религией, его всего лишь депортируют, а если москвич в Москвабаде пытается защитить свою дочку от набросившихся на неё и стреляет в воздух, его забирает полиция. И неизвестно, что с ним будет, и неизвестно, что будет с его семьёй.

Вот это наглядная демонстрация того, что общество доводят до «майдана». И это не только пресловутый либеральный клан, который контролирует финансово-экономическую сферу. Судя по действиям наших правоохранителей, значительная их часть тоже работает на этот сценарий. Их прекрасно можно понять.

Либеральный клан сохранили, отдали им экономику и социальную сферу, они набрали мощь, нарастили мускулы – и теперь им нужна вся полнота власти. И все эти президенты какие-то, «неправильные» министры, которые думают, что у России могут быть какие-то национальные интересы, – их всё это стесняет. Зачем? Пусть Россия будет Гаити, а они будут жить с Козыревым по соседству в Майами.

– То есть они стимулируют эти процессы?

– Это моя гипотеза. Я не держал свечку….

– Реальность сегодняшнего дня: Минфин предложил повысить до 10% ВВП порог ликвидной части ФНБ, сверх которого возможно инвестирование средств фонда, для снижения долгосрочных бюджетных рисков. В документе говорится:

В случае реализации наиболее амбициозных сценариев по сокращению выбросов вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже в начале 30-х годов. В целях снижения долгосрочных бюджетных рисков, связанных с энергопереходом, минимальный уровень ликвидных резервных активов ФНБ предлагается довести до уровня 10% ВВП.

По рекомендации МВФ они придумали бюджетное правило, они изымают так называемые сверхдоходы. Это, конечно, во благо народа, во имя народа, но только за счёт народа.

– Нет, во блага народа Америки, Китая, народов Европы – за счёт народа России. Это работа на наших врагов в чистом виде. Бред про начало 30-х годов – эти люди ни разу даже следующий год не спланировали правдоподобно.

Я напомню рекомендации МВФ:

Бюджетное правило, в соответствии с которым нефтяные сверхдоходы автоматически инвестировались в зарубежные активы через ФНБ, успешно справлялось с задачей накопления национального богатства и защиты экономики от колебания цен на нефть, что способствовало росту ненефтегазовой экономики. Чтобы сохранить этот положительный эффект, средства ФНБ следует продолжать инвестировать в зарубежные активы и после достижения ликвидной частью фонда порога 7% ВВП. Любое использование ресурсов ФНБ внутри страны должно быть ограничено жёсткими лимитами и строгими правилами управления фондом.

– Я в недоумении. Так же нельзя вести себя.

– Почему? Можно, если эта фраза в сочетании с позицией Минфина означает, что Россия является колонией. Но тогда вы принимаете решение не в своих интересах.

Во-первых, это абсолютный бред. Международное энергетическое агентство чётко рассказывает, что к 2030-2040 годам месторождения полезных ископаемых будут вырабатываться. Спрос на энергию будет расти. Доля нефти и газа будет снижаться, но абсолютный спрос на них будет расти. В результате этого 45% нефти и газа, которые нам будут нужны к 40-му году, нужно добывать на новых месторождениях, а новое месторождение в мире одно – это наша Восточная Сибирь. Простите, пожалуйста, эти люди галлюцинируют – откровенно, нагло и цинично.

Это политика, где Россия не должна развиваться, России не должно быть. Это политика государственная – это политика не государства Америка, не государства Китай и даже не государства Украина. Это политика государства Россия.

Они разрешают использовать в год до 400 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Правда, 900 млрд в расчёте на 3 года – это ещё отдельный проект. То есть они не говорят, что нам нужны вот эти проекты, а остальное пусть само растёт. Нет, это ограничение сугубо количественное и абсолютно произвольное, иначе сумма менялась бы от года к году в силу каких-то прогнозных обстоятельств.

И да, это уничтожение. У меня есть хороший знакомый, он написал научную статью «Гитлеровский план «Ост» и современная социально-экономическая политика России». Вы знаете, надо отдать должное, гитлеровский план «Ост» был проработан хуже, чем современная социально-экономическая политика. И, в общем, цели, судя по всему, единые.

– Я жду, когда Делягин встретится с Силуановым в Госдуме. Надеюсь, что это произойдёт и мы услышим ответы на те вопросы, которые с Михаилом Геннадьевичем обсуждаем.

– Не услышите, смею вас заверить. Силуанов достойный ученик Кудрина. Во-первых, меня к нему не подпустят. Если подпустят, то я задам этот вопрос публично. Товарищ Силуанов будет говорить 8,5 минуты, а может, и 15.

– Он будет говорить о том, как Делягин неправ.

– Нет, нельзя говорить об оппоненте, – он будет говорить о том, какой он хороший и как его одобряют МВФ и Евросоюз. Это будет бессмысленный поток слов – дальше лимит времени закончится, все скажут спасибо, похлопают, конституционное большинство проголосует…

Напомним, программа «Царьград. Главное» выходит каждый будний день на «Первом русском» в 18:00. Не пропустите!

Часть бюджета засекречена, часть поделена между министерствами и ведомствами. Больше всего достанется Министерству финансов — почти 7 триллионов рублей. В его компетенции — самые разные расходы, от регулирования финансовых рынков до развития пенсионной системы. На последнее заложено 2,24 триллиона рублей. Минобороны получит 1,87 триллиона, МВД — 1,04 триллиона, Минздрав — и того меньше, 500,28 миллиарда рублей (но не стоит забывать, что дополнительно к этой сумме в здравоохранение будут вкладываться регионы). На управление делами президента потратят 166,63 миллиарда рублей, еще 13 миллиардов заберет себе Госдума.

Бюджет России на 2022 год в цифрах

По понятным причинам к здравоохранению приковано особое внимание. Всего на него в 2021 году планируется потратить 1,2 триллиона рублей. Деньги получит не только Минздрав (хотя на него приходится половина всей суммы), но и другие министерства и ведомства. Например, существующая Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения получит 3,52 миллиарда.

Министерство здравоохранения получит больше, чем хотели выделить изначально: 500,28 миллиарда вместо 420,76. Но меньше, чем закладывали на него в 2020 году (503,09 миллиарда). Часть денег пойдет на развитие образования, фундаментальные исследования и общегосударственные вопросы. Непосредственно на здравоохранение заложено 449,67 миллиарда рублей — эти деньги распределят между разными видами медпомощи. Например, на стационарную медицинскую помощь планируется потратить 48,56 миллиарда рублей, а на амбулаторную — 184,09. На скорую медицинскую помощь заложено 5,2 миллиарда — эти деньги потратят на авиаперевозку пациентов и медиков.

В данном «Прогнозе» отражаются следующие текущие (предварительные и ожидаемые) мировые макроэкономические и параметры национальной экономики Российской Федерации:

  • текущая и ожидаемая ситуация с динамикой цен на мировых сырьевых и финансовых рынках;
  • текущее и ожидаемое состояние платежного баланса Российской Федерации;
  • текущее и ожидаемое состояние отечественного валютного рынка и инфляционных процессов в экономике России;
  • текущая и ожидаемая экономическая активность в отраслях национальной экономики – добывающей, обрабатывающей, производственной, торговой, финансовой, сферы услуг и других;
  • текущее и ожидаемое состояние рынка труда и доходов населения.

На основе вышеперечисленных данных составляется два варианта «Прогноза социального экономического развития» — Базовый и Консервативный. Он дается по следующим показателям:4

В ней анализируются общие итоги реализации бюджетной политики в 2019 и 2020 годах. Насколько были достигнуты национальные цели развития страны. Темпы роста (падения) ВВП по кварталам. Отдельный параграф (1.1 «Борьба с пандемией и содействие восстановлению экономики) посвящен влиянию пандемии на национальную экономику и в частности на налоговый, таможенный и бюджетный процесс. Влияние кризиса (пандемии) на налоговые и таможенные поступления в бюджеты всех уровней, на функциональные статьи расходов бюджетов, на отрасли экономики, финансовый и нефинансовый сектор, на рынок труда. В параграфе 1.2 «Структурная трансформация экономики» — рассматривается влияние внешних макроэкономических условий на российскую экономику, национальный валютный рынок, курс рубля, экспорт и импорт из (в) Российскую Федерацию. Изучается динамика движения средств ФНБ11 и обобщается опыт управления ими, влияние мировых цен нефти и газа на формирование ФНБ. Анализируются вопросы инвестиционного стимулирования национальной экономики – совершенствование стимулирующих налоговых льгот, меры по деофшоризации и амнистии капитала, совершенствования налогообложения зарубежных геологоразведочных проектов с целью их стимулирования, повышения привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях. Рассматриваются меры в развитии справедливой конкурентной среды и сокращения теневого сектора – расширение применения специального налогового режима для самозанятых (налога на профессиональный доход – НПД), формирование единого информационного пространства администрирования доходов, повышение качества работы с дебиторской задолженностью, создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налоговых и иных обязательных платежей. Рассматривается эффективность принятых мер с целью повышения эффективности государственных активов – акций, долей в различных компаниях (Роснефть, Газпром, Сбербанк и т.д.). Параграф 1.3 называется «Операционная эффективность использования бюджетных средств». Здесь анализируется опыт внедрения института обзоров бюджетных расходов на постоянной основе, создание системы учета, контроля и оценки налоговых расходов, расширение применения проектных принципов управления, расширение механизма казначейского сопровождения, развитие контрактной системы, повышения эффективности управления ликвидностью на едином счете федерального бюджета, централизация обеспечивающих функций государственных органов. Параграф 1.4 «Развитие межбюджетных отношений». Эта часть отражает итоги и развитие отношений между уровнями бюджетной системы РФ, а именно – перехода от финансовой к персональной ответственности высших должностных лиц, порядка оперативного распределения средств бюджетов в виде дотаций и субвенций, установления механизмов и сроков перераспределения денежных средств, порядок бюджетного кредитования и многие другие вопросы, связанные с функционированием уровней бюджетной системы РФ. В параграфе 1.5 «Таможенно-тарифное регулирование» отражается порядок таможенного взаимодействия с внешнеторговыми странами-партнерами, в том числе в рамках межгосударственных экономических объединений.

Параграф 2.1 «Внешние условия» характеризует негативное влияние пандемии на экономическую активность мировой экономики и в частности ее влияние на национальную экономику РФ. В нем рассматриваются такие показатели в мировой экономике, как – темпы роста мирового ВВП, динамика экспорта и импорта, динамика мирового рынка труда, фискальные и денежные меры поддержки мировой экономики, балансы бюджетной системы ведущих экономик мира, государственный долг стран — экономических лидеров, динамика основных мировых рынков сырья и товаров. В параграфе 2.2 «Параметры прогноза социально-экономического развития» указываются основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 года которые разработаны на основании базового варианта «Прогноза социально-экономического развития РФ на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. 12

Данное Приложение подробно рассматривает вопросы совершенствования механизмов взимания налогов по их видам, а именно:

1. Налогообложение прибыли организаций. Данного налога касаются следующие аспекты:

Налогообложение прибыли организаций

1. Усовершенствование порядка налогообложения прибыли инвестиционных товариществ в части сокращения количества формируемых налоговых баз, обеспечивая единый поход к их формированию.

Мера направлена на создание дополнительных благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиций.

2. Конкретизация норм, касающихся налогового учета расходов на модернизацию амортизируемого имущества, с целью исключения возможности их различного толкования и сокращения соответствующих налоговых споров (судебных разбирательств и затрат на них).

2. Налог на доходы физических лиц будет претерпевать следующие изменения:

Налог на доходы физических лиц

1. Установление налога на выплаты процентных доходов по вкладам и ценным бумагам граждан в размере 13% для граждан, чей общий объем банковских вкладов и инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн руб. Новый налог будет впервые уплачен вкладчиками в 2022 году за 2021 год.

2. Установление с 1 января 2021 года налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 15 процентов в отношении доходов (включая дивиденды и проценты) физических лиц, превышающих 5 млн рублей за налоговый период.

3. Упрощение порядка получения отдельных налоговых вычетов по налогу на доходы и физических лиц: отказ от представления налогоплательщиком налоговой декларации и пакета подтверждающих документов, автоматизация процедуры обработки документов налоговым органом.

4. Отмена обязанности представления налоговых деклараций формы 3-НДФЛ в случае реализации имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии превышения сумм налоговых вычетов при продаже имущества (250 000 руб. либо 1 000 000 руб. ) над соответствующими доходами.

3. Имущественные налоги, для которых предусмотрены следующие изменения:

  • отмена налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Контроль по данному виду налога ФНС России будет осуществлять на основании данных от Росреестра;
  • изменения исчисления транспортного налога в отношении уничтоженных транспортных средств. Налог будет начислять до момента фактической гибели (уничтожения) транспортного средства, а не до момента снятия его с учета;
  • распространение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам ветеранам боевых действия;
  • возложение обязанности по предоставлению в налоговые органы сведений о статусе земельного участка, изъятого из оборота и ограниченного в обороте, на органы и лица, уполномоченные федеральными органами государственной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба);
  • исключение положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации о применении инвентаризационной стоимости для целей исчисления налога на имущество физических лиц в связи с окончанием 1 января 2020 года переходного периода.

4. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ):

  • повышение эффективности предоставления льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, в том числе по выработанным месторождениям;
  • совершенствование налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, в том числе изменение подходов к налогообложению многокомпонентных комплексных руд (МКР), на основе анализа действующих ставок при добыче многокомпонентных комплексных руд, добываемых полностью или частично на территории Красноярского края.

4. Акцизы — Повышение ставки акциза на табачную продукцию в целях дестимулирования «вредного» для здоровья потребления.

5. Специальные налоговые режимы для отдельных категорий налогоплательщиков – изменения в упрощенной системе налогообложения (при смене местонахождения налогоплательщика); исключение обязанности предоставления налоговой декларации налогоплательщиками по УСН, использующим, контрольно-кассовые аппараты; расширение видов деятельности, на которые необходимо приобретать патент; продление до 2024 года права субъекта Российской Федерации вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой налоговой ставки для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов Российской Федерации и перешедших на упрощенную или патентную систему налогообложения в отношении видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

6. Страховые взносы:

  • усовершенствование процесса администрирования страховых взносов;
  • уточнение порядка исчисления и уплаты страховых взносов с сумм вознаграждений членам совета многоквартирного дома.

7. Государственная пошлина. Установление государственной пошлины за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового.

Федеральный бюджет на 2022–2024 годы в цифрах

К «внутренним условиям» Бюджетный прогноз относит следующие факторы, которые в долгосрочном периоде будут оказывать серьезное влияние на отечественную экономику и формирование (структуру) бюджетной системы:

  • демографические изменения в России и их влияние на рынок труда и рост экономики России.

«…Помимо сравнительно неблагоприятных внешнеэкономических условий в российской экономике остается ряд внутренних структурных ограничений для динамичного экономического развития. Они связаны как с ограниченным объемом основных производственных факторов (ресурсов) — труда и капитала, так и с особенностями их размещения (использования) в экономике — то есть с производительностью.

Согласно оценкам к 2025 году количество трудоспособного женского населения в возрасте до 55 лет и мужского в возрасте до 60 лет сократится на 5 процентов, то есть более чем на 3 млн. человек. Негативная тенденция сокращения населения в трудоспособном возрасте будет продолжаться вплоть до конца 2020-х годов, когда на рынок труда начнут выходить представители более многочисленных поколений, родившихся после 2005 года.

Помимо количества трудовых ресурсов, большое влияние на экономическое развитие имеет качество человеческого капитала. Россия выгодно отличается от сравнимых по уровню развития стран качеством человеческого капитала — заслуга отечественной средней и высшей школы, богатой образовательной традиции и культуры. Однако в современном мире коренные изменения происходят во всех сферах общественной жизни: главным фактором конкурентоспособности становится способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Это требует и существенных изменений в сфере образования — более конкурентоспособными становятся модели, обеспечивающие повышенную гибкость образовательных программ и вовлеченность самих обучающихся в их формирование, а также содействующие непрерывному образованию в течение всей жизни…». 36

Совершенно правильная мысль, поскольку страну делают — прежде всего, люди. От них в первую очередь зависит качество работы всех отраслей экономики. Хочется надеяться, что бюджетные расходы и качество образования будут увеличиваться. Мое мнение – все образование необходимо делать за счет бюджетных средств, то есть бесплатное для потребителя. Платное образование значительно снижает качество подготовки специалистов всех уровней.

  • Инвестиционная активность. Проводится анализ инвестиционной активности бизнеса, институциональных инвесторов и населения. В целом делается вывод – что потенциальный в отечественную экономику инвестор крайне осторожен и предпочитает накапливать, а не инвестировать. Проблема усугубляется тем, что в результате финансовых санкций с 2015 года практически отсутствуют и иностранные инвестиции. Также положение осложняется и низкой ценой на энергоресурсы (нефть, газ и т.п.) на мировых рынках. Поэтому лично я удивлен, что наша экономика вообще хоть какой-то рост показывает в этих условиях. Достигается он в основном за счет бюджетных инвестиций по программам «импортозамещения» (в различных отраслях экономики), серьезного увеличения социальных расходов, а также обширной программе развития логистических путей (авто и железных дорог).

«…I. Системные меры направлены на общее улучшение инвестиционного климата и повышение доступности инфраструктуры. Предполагается реализация последовательных шагов по улучшению делового климата, завершение работы по реформе контрольно-надзорной деятельности, установление стабильных правил игры в области налогообложения и неналоговых платежей, переход к долгосрочному тарифообразованию, разработка предложений по снижению уголовно-правовых рисков ведения предпринимательской деятельности, а также усиление конкуренции и снижение доли государства в экономике.

Отдельное внимание уделено вопросам развития инфраструктуры. В настоящее время принято решение о создании Фонда развития объемом до 3,5 трлн. рублей на период 2019 — 2024 годов, разработан пакет поправок в законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве с целью обеспечения соинвестирования частных средств в кратном объеме, разработан и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, предусматривающий в том числе создание механизма привлечения инвестиций в электрогенерацию.

II. Финансовые меры связаны с обеспечением финансирования инвестиционной активности и направлены на формирование источников долгосрочных сбережений в экономике, привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие инструментов проектного финансирования.

На формирование долгосрочных инвестиционных ресурсов направлены меры в части развития институтов небанковского финансового посредничества (создание добровольной пенсионной системы — индивидуальный пенсионный коэффициент, развитие инвестиционных страховых продуктов) и инструментов финансового рынка (развитие доступности линейки инвестиционных инструментов долевого и долгового финансирования).

Меры по настройке макропруденциальных мер банковского регулирования необходимы для стимулирования формирования кредитного ресурса в приоритетных направлениях инвестиционного и проектного кредитования.

III. Отраслевые меры. В настоящее время завершена работа по формированию блока отраслевых мер, предполагающего как систематизацию ��ействующих отраслевых мер поддержки обновления основных фондов, так и разработку новых механизмов с установлением конкретных отраслевых ключевых показателей эффективности по ускорению инвестиций в секторах, в которых предоставляется поддержка.

«…Бюджетный прогноз разработан на основе базового и консервативного вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.

Базовый вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года предполагает достижение целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации в средне- и долгосрочной перспектив…»39.

«…Расчет доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках разработки Бюджетного прогноза осуществлен с учетом 2 вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2036 года (базового и консервативного).

При прогнозировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации учитывались изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, введенные в действие с 1 января 2019 г., а именно:

  • завершение налогового маневра в нефтяной отрасли;
  • повышение основной ставки налога на добавленную стоимость до 20 процентов с сохранением пониженной ставки налога на добавленную стоимость на основные социально значимые товары и услуги;
  • доведение до 100 процентов норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • повышение до 80 процентов норматива зачисления акциза на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • сохранение основной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 3 процентных пунктов…».41

По сравнению с текущим годом в 2022-м предлагается урезать финансирование по целому ряду социальных статей. В частности, расходы на медицину уменьшатся с 1,362 трлн рублей до 1,245 триллиона. Расходы на социальную политику, которые в нынешнем году зримо увеличились (отдельные наблюдатели связали это с приближением выборов), сократятся с 6,208 трлн рублей до 5,837 триллиона. Одновременно на 152 млрд рублей – с 3,314 до 3,162 трлн рублей – окажутся урезанными расходы на пенсии в рамках госпрограммы «Развитие пенсионной системы». Также сократятся расходы по статье «Поддержка национальной экономики» – на 152 млрд рублей. Вкупе сокращение расходов по социальным статьям позволит сэкономить порядка 640 млрд рублей.

С другой стороны, существенное увеличение коснётся статей, связанных с обороной и деятельностью силовиков. Расходы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» планируется увеличить с нынешних 2,3 трлн рублей до 2,7 трлн, то есть почти на 17%. В свою очередь, расходы по статье «Национальная оборона» составят 3,5 трлн рублей, отчего они превысят расходы на экономику (3,4 трлн рублей) и поставят эту сферу на второе место по важности в федеральном бюджете.

На что именно пойдут деньги в рамках «силовых» расходов, особенно не конкретизируется – обе статьи традиционно носят закрытый характер. Тем временем эксперты отмечают, что в реальности сумма финансирования силовиков окажется даже выше, поскольку помимо прямых расходов есть ещё и косвенные. К примеру, часть своих трат на развитие связи и информатики Министерство обороны проводит по статье «Национальная экономика» (на развитие связи и информатики). А пенсии бывшим военнослужащим, выплачиваемые через систему Минобороны, идут по разделу «Социальная политика».

Показатель Значение Период
Государственный бюджет 125 RUB млрд. / 0.862 млрд. USD янв. 2022
Государственные расходы 4373 RUB млрд. / 30.147 млрд. USD 3 кв./21
Государственные доходы 48118424 RUB млн. / 331.726 млрд. USD дек. 2021
Государственный бюджет от ВВП -3.8 % 2020
  • Профицит государственного бюджета в России упал до 125 RUB млрд. (0.862 млрд. USD) в январе 2022. Максимальный профицит достигал 3443 RUB млрд. , а дефицит -4114 RUB млрд.
  • Данные публикует Ежемесячно Министерство финансов.

Данные Период Дата

125 янв. 2022 12.02.2022
515 дек. 2021 22.01.2022
2338 ноя. 2021 18.01.2022
1444 сен. 2021 16.10.2021
934 авг. 2021 18.09.2021
890 июл. 2021 14.08.2021
626 июн. 2021 17.07.2021
312 май 2021 12.06.2021
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — -489.0600 458.8900 458.8900 -1336.3700 -193.83%
  • Объем государственных расходов в России упал до 4373 RUB млрд. (30.147 млрд. USD) в третьем квартале 2021. Максимальный объем достигал 4409 RUB млрд., а минимальный 1629 RUB млрд.
  • Данные публикует Ежеквартально Федеральная служба государственной статистики.

Данные Период Дата

4373 3 кв./21 18.01.2022
4410 2 кв./21 02.10.2021
4344 1 кв./21 03.07.2021
4409 4 кв./20 03.04.2021
4262 3 кв./20 02.01.2021
4252 2 кв./20 03.10.2020
4227 1 кв./20 11.07.2020
4227 4 кв./19 04.04.2020

Федеральный бюджет 2022: Неужели россиян оставят без помощи?

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 3875.5000 3974.6000 3974.6000 3875.5000 2.56%

  • Консолидация бюджета на выходе из пандемии: мировая практика.
  • Текущее состояние бюджетной политики в России
  • Нацпроекты: изменения 2020 года и будущие планы.
  • Послание президента: новые направления поддержки населения и регионов.
  • Как повлияют на экономический рост дополнительные расходы?

Уровень расходов, возросших на период пандемии и кризиса, будет постепенно снижаться. Определение срока, в который это должно произойти, – один из главных вызовов для фискальной политики всех стран мира на ближайшие годы.

Государственные расходы всех стран в мире – как развитых, так и развивающихся – в 2020 году выросли на фоне борьбы с пандемией COVID-19 и сопутствующим экономическим кризисом. В развитых странах на борьбу с пандемией потратили около 17% от ВВП, в странах со средним доходом эта цифра составила 4% от ВВП, а в наименее развитых странах – 1.6% от ВВП. Объемы дополнительных расходов представлены без учета государственных гарантий, льготных кредитов, но с учетом налоговых льгот.

Постоянные расходы на социальную политику и здравоохранение остаются на прежнем уровне, на ЖКХ, образование и экологию – сокращаются. Дефицит бюджета будет восполняться за счет размещения гособлигаций. Условия для бюджетной консолидации в целом благоприятны.

Федеральный закон 380-ФЗ был принят в 2019 году, в марте 2020 года в него были внесены изменения на фоне объявления пандемии COVID-19. В конце 2020 года был утвержден федеральный закон 385-ФЗ о федеральном бюджете на 2021-2023 годы.

Текущий федеральный закон 385-ФЗ предполагает номинальное увеличение расходной части бюджета на 2021 и 2023 годы, но некоторое сокращение в 2022 году по сравнению с более ранними планами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.