Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как встать на очередь на улучшение жилищных условий в Ленинградской области». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Заявление, установленного образца о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, которые желают быть признанными нуждающимися (формализованный бланк имеется в администрации) и пакет документов подтверждающих право на улучшение жилищных условий.
2. Документы, удостоверяющие личность-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, подтверждающие гражданство Российской Федерации и место жительства заявителя и членов его семьи (оригиналы и ксерокопии страниц — фото, место жительства, семейное положение, дети и ранее выданные паспорта (последняя).
3. Документы, подтверждающие состав семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, расторжении брака, решения суда, опеки и т.д. — оригиналы и ксерокопии);
4. Документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи в данном населённом пункте и подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи:
— форма 7 (характеристика жилого помещения). Действительна в течение 1месяца;
— форма 9 (справка о регистрации). Действительна в течение 1 месяца;
— выписка из финансового лицевого счета с указанием количества проживающих граждан. Действительна в течение 1 месяца;
— выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выдается Федеральной регистрационной службой) о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности, предоставляемая на заявителя и каждого из членов его семьи по требованию Действительна в течение 1 месяца с момента выдачи (предоставляется на заявителя и членов его семьи);
5. Документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за 12 месяцев, предшествующих обращению (справки о доходах с места работы каждого работающего члена семьи, размере пенсии, стипендии, пособия на детей и т.д.) Если гражданин не работал или не работает в настоящее время дополнительно предоставляется копия и оригинал трудовой книжки или копия, заверенная отделом кадров по месту работы, справки из Центра занятости населения о получении или неполучении пособия по безработице, и нотариально удостоверенное заявление, о том, что за данный период ни где не работал, не имел доходов и на чьем иждивении жил или живет);
6. Документы о стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи (справка об инвентаризационной стоимости квартиры, дома или другого строения, помещения, сооружения, выданная проектно-инвентаризационным бюро (ПИБ) района, справка о цене (нормативной цене) земельного участка, выданная Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, оценка находящегося в собственности автотранспорта, выданная любой организацией, имеющей лицензию на проведение оценки, все справки должны быть по состоянию на год обращения и т.д.);
7. Документы, подтверждающие наличие льгот по предоставлению жилых помещений (оригиналы и ксерокопии удостоверений и справок об инвалидности);
8. Страховые, пенсионные удостоверения, ИНН (если есть) — копии и оригиналы;
9. Документы о внеочередном праве имеющемся у заявителя или членов его семьи на получение жилья — если есть такое право (дети-сироты, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, и т.д.).
10. Документы, свидетельствующие о признании гражданина малоимущим.
— документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за 12 месяцев, предшествующих обращению (справки о доходах с места работы каждого работающего члена семьи, размере пенсии, стипендии, пособия на детей и т.д.) Если гражданин не работал или не работает в настоящее время дополнительно предоставляется копия и оригинал трудовой книжки или копия, заверенная отделом кадров по месту работы, справки из Центра занятости населения о получении или неполучении пособия по безработице, и нотариально удостоверенное заявление, о том, что за данный период ни где не работал, не имел доходов и на чьем иждивении жил или живет);
— документы о стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи (справка об инвентаризационной стоимости квартиры, дома или другого строения, помещения, сооружения, выданная проектно-инвентаризационным бюро (ПИБ) района, справка о цене (нормативной цене) земельного участка, выданная Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, оценка находящегося в собственности автотранспорта, выданная любой организацией, имеющей лицензию на проведение оценки, все справки должны быть по состоянию на год обращения и т.д.);
Приведённый перечень не исчерпывающий, точный предоставляется жилищным отделом администрации по месту вашего жительства.
Обязанность по предоставлению документов подтверждающих право на граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на заявителя.
Взамен представленных в администрацию документов, органом, осуществляющим принятие на учет гражданину выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения. Заявление о принятии на учет регистрируется в книге регистрации заявлений о принятии на учет.
Срок, установленный законом для рассмотрения таких заявлений, составляет 30 дней со дня поступления
После вынесения решения орган, принявший его, обязан в течение 3-х дней направить в Ваш адрес соответствующее уведомление
Жилищный кодекс Российской Федерации и областной закон Ленинградской области от 26.10.2005 № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» устанавливают порядок и обязанность ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Учет нуждающихся в жилых помещениях граждан также осуществляет орган местного самоуправления.
В нашем регионе осуществляется государственная программа Ленинградской области «Обеспечение качественным жильём граждан на территории Ленинградской области». Ответственным исполнителем подпрограмм является комитет по строительству Ленинградской области, участниками подпрограммы являются муниципальные образования Ленинградской области.
Администрации муниципальных образований осуществляют:
— приём на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
— информирование граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях её реализации;
— приобретение (строительство) жилых помещений в муниципальную собственность для предоставления гражданам, с заключением договора социального найма, либо выделение безналичных денежных средств на приобретение гражданами жилья в рамках ипотечных подпрограмм.
Для получения консультаций и подробной информации по участию в Программах можно обращаться в жилищный отдел администрации муниципального образования, а так же непосредственно в отдел по работе с федеральными и региональными программами комитета по строительству Ленинградской области, расположенному по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 14. Контактные телефоны: (8-812)579-09-08 (добавочный 2033) в среду, четверг с 15ч.00мин. до 17ч.00 мин.Кроме того, довожу до Вашего сведения, что если решение, вынесенное органом государственной власти, администрацией муниципального образования, Вы посчитаете неправомерным, грубо нарушающим Ваши права, то при таких обстоятельствах, законодательство предоставляет Вам возможность на обжалование решения, действий, а равно бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, или должностных лиц, государственных служащих.
Защита прав в таком случае осуществляется в соответствии со статьёй 4 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 15.02.2016), согласно которой, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Основное мероприятие
«Улучшение жилищных условий граждан
с использованием
средств ипотечного кредита (займа)»
подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области»
государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области»
Ответственным исполнителем основного мероприятия комитет по строительству Ленинградской области (Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д.14, тел. 8-812-273-29-88).
Целью Мероприятия является Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области.
Задачей — Оказание поддержки молодым гражданам (семьям) в приобретении (строительстве) жилья.
Участниками основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа)» подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» (далее – Мероприятие) могут быть:
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ленинградской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. К членам семьи гражданина относятся его супруг (супруга), а также дети и постоянно проживающие совместно с ним родители гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи гражданина в судебном порядке.
Право на получение социальной выплаты предоставляется гражданам при соблюдении следующих условий:
- ●Постоянное проживание на территории Ленинградской области;
- ●Признание нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- ●Наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, и иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Гражданами могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;
- ●Работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) (не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников основного мероприятия);
- ●Привлечение средств ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилья (в случае, если гражданин стал получателем социальной выплаты).
Социальные выплаты могут быть использованы молодыми гражданами (молодыми семьями):
- ●на уплату цены договора купли-продажи жилого помещения;
- ●на уплату цены договора строительного подряда на строительство жилого дома, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность гражданина и членов его семьи (в случае если гражданин является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива);
- ●на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения (в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома) или строительство жилого дома;
- ●на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение (строительство) жилого помещения при условии наличия документа, подтверждающего, что молодой гражданин (получатель социальной выплаты) и члены его семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на дату заключения соответствующего кредитного (договор займа). Использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается.
В случае использования гражданином социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилья размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за использование ипотечным жилищным кредитом (займом), но не превышает 60 процентов от расчетной стоимости жилья.
Предоставление социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилья осуществляется на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей получателю социальной выплаты ипотечный жилищный кредит (займ), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за использование ипотечным жилищным кредитом (займом), а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения о наличии зарегистрированного права собственности у получателя социальной выплаты и членов его семьи на построенное (приобретенное) с привлечением средств ипо��ечного, жилищного кредита (займа) жилое помещение.
Общая информация
Онлайн-трансляция работ по благоустройству общественной территории «Школьный спуск» в рамках программы «Комфортная городская среда»
Кто имеет право на улучшение жилищных условий
Заявление о постановке на учет рассматривается в течение 30 дней. Однако при проверке документов могут выявляться основания для отказа в удовлетворении заявления. К числу таких обстоятельств относятся:
- несоответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актах;
- недостоверные сведения, представленные заявителями (умышленное сокрытие квартиры, принадлежащей одному из членов семьи и т.д.);
- устранение оснований для постановки на учет (например, завершение капитального ремонта дома и снятие статуса аварийности);
- умышленное ухудшение условий для постановки на учет (например, продажа собственно жилья в пределах 5 лет до обращения).
Об отказе выносится мотивированное решение, которое можно обжаловать через суд.
- Чтобы получить жилье за счет государства или муниципалитета, нужно подать заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
- Основанием для учета является отсутствие жилья, несоответствие учетной норме, непригодность квартиры или дома для проживания, наличие заболевания по федеральному перечню.
- Одним из вариантов улучшения условий является выделение бюджетной субсидии – ее можно направить на покупку или ремонт квартиры и частного дома.
С 6 апреля 2020 года приостановлен прием заявителей по всем направлениям деятельности учреждения.
Также приостановлена работа сервиса предварительной записи на прием «Запись онлайн». Оформленная ранее запись на прием автоматически отменяется.
Изменения в работе учреждения связаны с введением всеобщего режима самоизоляции и будут действовать до особого распоряжения.
Об изменениях в организации работы СПб ГБУ «Горжилобмен» и возобновлении работы сервиса будет сообщено дополнительно.
- НПА Правительство ЛО
- Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
- О дорожной ситуации в ЖК «Девяткино»
- Электронная очередь в детские сады
- Прокуратура разъясняет
- ПФР Пенсионный фонд информирует
- Формирование комфортной городской среды
- Независимая оценка качества
- Информация Росреестра
- Социальный кодекс Ленинградской области
- 87 отделение полиции Всеволожского района (п. Кузьмолово)
- Всероссийская перепись населения
- Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами в ЕПД для жителей Всеволожского района
- Методические данные
- Эвакуация автотранспорта
- Строительство
- Действует 4-й класс пожарной опасности.
- Налоговая информирует
- МКУ «Культурно-досуговый центр «Рондо»
- МКУ «Агентство по развитию и обслуживанию территории»
- МКП «Управление коммунальными системами»
- МКУ «Молодежный центр»
- Строительство Дома культуры
- Клуб активного долголетия
Право на жилье. Часто задаваемые вопросы
- О деятельности органов местного самоуправления
- История, герб и гимн
- Население
- Обращения граждан
- Экономико-географическое положение
- Коммунальное хозяйство, благоустройство
- Транспортная инфраструктура
- Торговое обслуживание
- Средства массовой информации
- Градостроительная деятельность
- Подведомственные организации
- Здравоохранение
- Социальное такси
- Телефонный справочник
- Паспортная служба
- Действующие предприятия
- Участковые уполномоченные полиции, обслуживающие территорию Нового Девяткино
- Безопасность населения
- Противодействие коррупции
- Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению
- Инициативные комиссии
- Карта
- Жилищные программы
Оказание различных форм и видов государственной поддержки Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан осуществляется в отношении граждан, принятых
- на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий или
- на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма (признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий).
На учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»), принимаются граждане проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы* площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге и относящиеся к следующим категориям:
- Граждане, признанные малоимущими (чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге).
- Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
- Ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий.
- Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей.
- Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении.
* Учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет:
- 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
- 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»), принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в следующих случаях:
- Граждане проживающие в коммунальной квартире, подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»).
- Если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), или обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности **, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, и относятся к следующим категориям:
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
- Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности **.
-
** Учетный норматив жилищной обеспеченности в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга устанавливается в размере 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного проживающего.
- Граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Куда обращаться:
- В государственный многофункциональный центр района Санкт-Петербурга (по месту регистрации) или в жилищный отдел районной администрации Санкт-Петербурга по месту проживания (регистрации).
Ленинградская область — один из 74х регионов РФ в 2017-м году, в которых функционирует федеральная программа. Это значит, что помощь молодым семьям частично софинансируется из госказны. В регионе есть своя областная программа, которая является продолжением федеральной. В комплексе с общенациональной и региональной инициативами в районах действуют муниципальные программы.
Молодыми семьями считаются те, в которых возраст обоих супругов или одинокого родителя находится в пределах 18-35 лет включительно. Претендовать на получение соцвыплаты могут полные и неполные семьи. Причем претендентом считается не только заявитель, но и все члены его семейства (супруг и дети, в том числе усыновленные).
Размер социальной выплаты определяется в процентах от расчетной стоимости жилья для семьи. Для Ленинградской области он представляет собой сумму, стандартную для большинства регионов РФ:
- 30% — для бездетных пар.
- 35% — для неполных семей и родителей хотя бы с одним ребенком.
- +5% — дополнительная выплата по случаю рождения (усыновления) ребенка семьей, участвующей в программе.
Расчетная стоимость зависит от двух факторов:
- Состава семьи и установленной нормативной площади для него. Для семейства из двух человек берется площадь 42 м², для трех и более — по 18 м² на человека.
- Нормативной стоимости квадратного метра жилплощади в муниципальном образовании. Стоимость не может быть больше среднерыночной по области. Последняя в Ленинградской области во 2-м квартале 2017 г. составляет 42 006 руб. Дороже только в Москве, МО, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке.
Согласно такому определению расчетной стоимости, размер выплаты для всех семей одной и той же численности в области будет одинаковым. А площадь нового жилья, купленного или строящегося, не может быть меньше норматива (42 м² на семью из 2-х человек и т.д.).
КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
Направления расходования денег в ЛО такие же, как и в большинстве других регионов России. Жилой объект, в который вкладываются бюджетные средства, должен находиться на территории Ленинградской области (не включая Санкт-Петербург). Субсидию можно направлять на такие цели:
- Покупка жилого объекта по договору купли-продажи.
- Оплата первого взноса на квартиру, которую берут в кредит.
- Выплата жилищного кредита, в том числе ипотечного.
- Последний взнос в жилищный кооператив, после которого можно будет оформить жилой объект в собственность.
- Оплата услуг строительной организации, которая возводит частный жилой дом для получателя выплаты.
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ, встать в очередь на квартиру в деревне Кудрово могут граждане:
- не имеющие собственного жилья;
- не заключившие договор социального найма;
- живущие в ситуации, когда площадь занимаемого жилья не соответствует учётной норме;
- зарегистрированы в жилой недвижимости, которая не соответствует требованиям, установленным в ПП №47;
- проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если один из жильцов имеет хронические заболевания.
Под улучшением условий для проживания понимают в целом совокупность мер, целью которых является увеличение жилплощади или ее первоначальное выделение гражданам, которые могут претендовать на данную законодательно предусмотренную меру социальной поддержки.
Порядок, соблюдаемый при заключении соглашения о соцнайме на жилье, отнесенное к муниципальному или государственному фонду, предусматривается главой 7 Жилищного кодекса РФ. Но нормативные акты предполагают и наличие льгот, подразумевающих получение рядом отдельных граждан (молодыми семьями, ветеранами ВОВ и т. д.) отдельного жилья на постоянной основе.
Чтобы приобрести жилплощадь, граждане, нуждающиеся в этом, обязаны быть включенными в список лиц, которым необходимо улучшение жилищных условий (ведением его занимается уполномоченный орган субъекта). С учетом того, является ли льгота федеральной или региональной, определяют и соответствующий ответственный орган.
Существует несколько методов войти в список граждан, которым необходимо улучшение жилищных условий. Улучшить свои жилищные условия можно через заключение соглашения о коммерческом или соцнайме, с помощью использования субсидии, предоставляемой молодым семьям, оформив рассрочку или ссуду на покупку собственной жилплощади. Еще одним популярным методом улучшения ситуации с жильем является использование материнского капитала.
Далее будет идти речь о наиболее популярных и эффективных методах. Однако изначально нужно разобраться, у кого все-таки есть право улучшить условия своего проживания.
Право занять очередь в списке граждан, претендующих на получение жилплощади на условии договора соцнайма, есть у:
- Семей, проживающих в одном жилье, при этом не являющихся между собой родственниками. Подобные ситуации также бывают, и достаточно часто;
- Арендаторов или владельцев недвижимости, которая по площади не соответствует определенным нормативным требованиям на одного жильца. Сегодня на одного члена семьи должно приходиться не меньше чем 6 жилых квадратов. Таким образом, когда в семье 4 человека, и она проживает в коммунальном жилье с площадью менее 24 квадратов, такая семья может принять участие в программе для получения места в списке граждан, числящихся в очереди для улучшения жилищных условий;
- Семей, живущих совместно в одной квартире/доме, в случае если среди членов семьи имеется хотя бы один человек, которому был выставлен диагноз, связанный с определенной хронической болезнью. К примеру, когда в квартире проживают 2 семьи, и когда кто-либо из них болен туберкулезом (в одной семье), у второй семьи есть все права потребовать от государства улучшить собственные жилищные условия;
- Семей, проживающих в доме/квартире, которые не соответствуют жилищным нормам. К примеру, в случае признания дома, где проживает семья, аварийным.
При отнесении лиц к определенной обозначенной группе, у них есть право находиться в очереди на улучшение жилищных условий на основании соглашения о соцнайме.
Однако в связи с тем, что в подобной очереди можно находиться достаточно длительное время, законодатель предусмотрел и другие категории граждан, которые могут получить жилплощадь во внеочередном порядке. На это такие граждане имеют весьма веские основания.
Не находясь в очереди, улучшить свои жилищные условия могут такие граждане:
- Которые являются сиротами, достигшими совершеннолетия, и которые не имеют ни одного родственника и родных. Государство обеспечивает таким лицам все условия для внеочередного получения собственной жилплощади. О том, каким образом сирота может стать владельцем жилплощади, можно прочитать в этой статье;
- Страдающие тяжелой болезнью (сюда же можно отнести и инвалидность);
- Проживающие семьей в жилье, которое в установленном законом порядке было отнесено к непригодному для проживания в нем.
С этой целью, проводится сбор соответствующей документации. В случае подпадания хотя бы под какую-то из данных категорий граждан, следует незамедлительно собирать необходимые документы для улучшения жилищных условий, так как это прекрасный шанс обзавестись столь необходимым жильем, которым следует воспользоваться безотлагательно.
Жилищная субсидия: кому положена и как ее получить
Квартира, предоставляемая на условиях социального найма, должна соответствовать нормативу «не менее 18 кв. м на человека». Но есть проблема. К примеру, у многодетных родителей, недавно вставших в очередь, шансы получить жилье в ближайшие годы, мягко говоря, невелики. То есть для пяти человек (родители и трое детей) квартира должна быть больше 90 кв. м. А такие объекты в современных новостройках — дефицит. Квартиры город приобретает у застройщиков на электронных торгах по «неинтересным» нормативным ценам. Поэтому рассчитывать на интересные варианты новоселам не приходится.
В последние годы социальное жилье приобреталось или планируется к приобретению в периферийных районах массовой застройки (например, в Шушарах), за счет чего покрываются потребности незначительной части очередников.
А ведь, кроме многодетных, есть еще и другие нуждающиеся, например, бюджетники или выпускники детских домов и интернатов, потребности которых в социальном жилье реализуются в приоритетном порядке.
Да, «социальную» квартиру можно приватизировать и продать. Но, во-первых, «журавля в небе» надо дождаться (сейчас получают квартиры, в основном, те, кто встал на очередь больше десяти лет назад). Во-вторых, журавль, прямо скажем, так себе: «безразмерные» квартиры в социальных домах пользуются ограниченным спросом.
Результат: целевые программы, предполагающие получение квартир, практически свернуты. В то же время, те, что основаны на целевых выплатах, работают, а условия, благодаря дополнительным мерам поддержки, становятся все более привлекательными.
Поэтому чиновники постоянно призывают многодетных очередников из растянувшейся очереди за квартирами перебираться в очередь за субсидиями. Тем более, что их не приходится долго ждать.
Разберемся, что и как работает.
В настоящее время круг граждан, имеющих возможность встать в очередь в льготном порядке, очень ограничен. Жилищное законодательство устанавливает такое право лишь для малоимущих семей. Но приобрести такой статус не трудно. Достаточно обратиться с необходимой документацией в отдел соцзащиты населения, территориально расположенного по месту проживания заявителя.
Кстати, важным требованием для занесения на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий является подтвержденный факт проживания в конкретном регионе больше 10 лет. А последние из них лицо должно жить в непригодной для нормального существования квартире более 5 лет.
Воспользоваться правом улучшения жилья без внесения в очередность вправе отдельные категории граждан. Это лица, у которых:
- Есть серьезные заболевания. Например, расстройства психики, туберкулез, ВИЧ и прочие;
- Жилплощадь признана в установленном порядке непригодной для проживания;
- Нет собственного жилья в силу веских причин. К ним относятся граждане, потерявшие опекуна, совершеннолетние воспитанники детдомов и прочее.
Социальная помощь может выражаться в различных государственных программах, предусматривающих как предоставление жилплощади, так и улучшение условий жизни семьи путем выдачи льготной ипотеки, субсидий, компенсаций и т.д.
Для регистрации в статусе нуждающегося в помощи в улучшении жилищных условий потребуется подготовить пакет определенных документов. Постановка в очередь осуществляется после представления следующего перечня документов:
- Заявление установленной формы;
- Гражданский паспорт обратившегося лица;
- Технический план помещения, составленного БТИ;
- Справка о наличии задолженности по внесению платежей за коммунальные услуги;
- Информация из домовой книги о прописанных лицах;
- Справочные сведения, подтверждающие статус малоимущего;
- Выписка, подтверждающая либо опровергающая наличие прав собственника на недвижимый объект;
- Справки, подтверждающие наличие тяжких заболеваний, статуса сироты, удостоверения участников всевозможных войн и другое.
Список необходимой документации может расширяться в зависимости от сложившихся обстоятельств. Решение о постановке на учет принимается только после представления полного пакета документа.
Чтобы узнать номер своей очереди потребуется:
- Подготовить заявку в жилищный отдел. Составляется она в 2 экземплярах: один передается в муниципалитет, второй возвращается обратившемуся лицу с отметкой о принятии;
- Направить обращение средствами почтовой связи, заказным письмом с уведомлением. Ответ должен поступить в течение 30 рабочих дней;
- Самому обратиться в органы самоуправления.
Каждый заявитель вправе поинтересоваться продвижением очереди. Кроме того, уточнить такие сведения можно на региональных порталах местной администрации. Для этого потребуется указать личные данные в форме запроса.
После постановки в очередь, заявители должны сами отслеживать её движение. В различных субъектах федерации она продвигается по разному. При этом не установлено каких-либо разработанных принципов и это во многом зависит от уровня развития экономики каждого региона в отдельности.
В основном квартиры предоставляются тогда, когда появляются свободная жилплощадь. Фактически движение очередности идет очень медленно и занимает в среднем 10 — 20 лет.
Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся
В соответствии с положениями ЖК РФ, причинами для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилища являются:
- Заявление о добровольном исключении из числа претендентов;
- Рост среднемесячного дохода семейной пары;
- Смена статуса малоимущего;
- Перемена места жительства обратившихся за помощью лиц;
- Выделение нуждающимся материальной поддержки из бюджета на приобретение или возведение жилого объекта;
- Предоставление участка земли, отведенного для возведения жилого сооружения;
- Заведомое представление ложной информации при оформлении. Например, справки о доходах или недостоверное количество лиц, живущих на одной жилплощади.
Исключение из очереди осуществляет муниципалитет по окончанию периода в 30 суток с момента обнаружения указанных причин.
Чтобы ускорить прохождение процесса, необходимо получить консультацию в Департаменте жилищной политике. Есть несколько вариантов решить проблему, это:
- Участие в социальных программах по обеспечению малоимущих граждан, а также многодетных и молодых семей жильем;
- Государственная помощь в проекте «Жилищный шаг», который создан с целью поддержки семей, которые при наличии низкого заработка не в состоянии оформить льготную ипотеку. С этой целью жилая недвижимость предоставляется в аренду по доступным ценам, что позволяет существенно ускорить процесс накопления стартового капитала для будущего приобретения жилого объекта;
- Использование различных субсидий, предусмотренных социальными программами.
Но такую информацию можно получить лишь у специалистов соответствующего Департамента.
Во всех субъектах РФ производится обеспечение граждан социальными недвижимыми объектами, имеющимися в распоряжении жилого фонда. Но так как очередь движется очень медленно, то в некоторых местах разработаны дополнительные меры поддержки.
Так, например в городе Москва действует проект «Жилье», который предоставляет нуждающимся возможность:
- Получения средств для строительства личного дома;
- Приобрести квартиру в рассрочку с участием бюджетных денег, составляющих до 40% стоимости помещения;
- Претендовать на субсидию при приобретении недвижимости;
- Покупки квартиры увеличенной площади с финансированием за счет покупателя;
- Получить средства за жилье, расположенное в здании, которое запланировано к сносу, для приобретения объекта в другом месте.
Помимо этого, в столице активно растет сфера строительства новых жилых объектов, квартиры которых выдаются по очередности, а также обновляется уже существующий жилфонд.
Новострой активно возводится и в Санкт-Петербурге, что дает возможность решать проблемы с жильем до 500 обратившихся в год, причем приоритет отдается семьям с большим количеством детей, обеспечивающихся первоочередно.
Жителям Московской области приходится ждать государственной помощи около 5-6 лет, поэтому ситуация гораздо проще, чем в самой столице.
В сибирском городе Омске запущен проект выдачи материальной поддержки молодым парам и сотрудникам бюджетных организаций, которым выдаются деньги для постройки собственного жилья. Также они могут оформить льготную ипотеку за счет представления жилищной федеральной субсидии.
- Норма предоставления. Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
- Учетная норма. Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
- Социальная норма. Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.
Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.
Нигде не могу найти размер площади ((( 1) каковы нормы Уточнение от 25 мая 2020 — 22:40(* последняя строка лишняя — просьба игнорировать !) Тематика: Ответы: 26 мая 01:04 На каждого члена семьи нанимателя должно быть не менее 9 кв.м. на человека. Если же менее, то тогда имеются основания для признания Вас нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Тематика: Ответы: 23 февраля 22:48 Учетная норма площади жилого помещения, определяющая минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается представительным органом местного самоуправления ( ч. 4 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 N 89-оз
Ленобласть принимает заявки по пяти программам улучшения жилищных условий
Маневренное жилье предоставляется на определенное время, пока гражданин не вернется в свое жилое помещение или муниципалитет не найдет ему другую квартиру. Встать на очередь можно в местной администрации, туда придется подать заявление и другие документы. Нередко поводом является недостаток кв. м. на одного гражданина в семье.
Так, к основному нанимателю жилья можно зарегистрировать только его близких родственников, но при этом показатель жилплощади не может быть меньше установленного минимума. Только несовершеннолетние дети прописываются в социальное жилье без учета размеров жилплощади.
Если по каким-либо причинам гражданин не может самостоятельно вносить денежные средства в полном объеме, государство может оказать помощь в виде субсидий. Их размер рассчитывается в соответствии с тем, сколько квадратных метров жилья приходится на человека.
Результаты обследования фиксируются в специальном акте и служат основанием для предоставления нового жилого помещения на договоре социального найма. Нормы в Москве и регионах В Москве норма предоставления жилья по договору социального найма составляет 18 кв.
Коэффициент застройки — важный показатель градостроительной деятельности. Возведение зданий и сооружений на территории того или иного участка земли должно проходить планово, с учётом всех характеристик самого участка, возможностей инженерных сетей, путей связи и, конечно же, в соответствии с требованиями законодательства. При строительстве многоквартирных домов выделяются различные типы застройки территории, каждая из которых позволяет сэкономить территорию участка при получении максимального количества пригодных к проживанию помещений. В этих целях вычисляется коэффициент застройки.
Расчет учетной нормы жилья и нормы предоставления жилплощади обладает важным юридическим значением. К примеру, согласно норме статьи 80 ЖК РФ наймодатель обладает правом запрета на проживание и вселение временных жильцов, если при этом общая жилплощадь после их вселения составит для обычной квартиры на каждого проживающего меньше учетной нормы, а для коммуналок – меньше нормы предоставления. Согласно ст. 81 ЖК нанимателю по договору соцнайма предоставляется право на помещение, которое является меньшим по площади, чем то, что он занимает, если размер жилплощади занимаемого помещения больше нормы предоставления, положенной на каждого члена семьи нанимателя.
Рекомендуем прочесть: Какие бывают обременения на квартиру
Данной статьей также предоставлено право субъектам федерации изменять данный показатель, который может быть увеличен в различных регионах. Однако увеличение не должно происходить более чем на 9 кв. м. Одинокие лица составляют исключение из данного правила, для которых данный норматив не должен составлять менее 33 кв. м.
Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Комментарий к статье 50 ЖК РФ:
1. В комментируемом законе нашла практическое применение закрепленная ст. 40 Конституции РФ норма об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных и муниципальных жилищных фондов только нуждающихся в жилище малоимущих и иных, специально указанных в законе категорий граждан. Всем остальным гарантировано содействие и поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для осуществления их конституционного права на жилище.
В этой связи в жилищное законодательство впервые вводится понятие «учетная норма площади жилого помещения» — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 коммент. закона).
Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления (иные случаи перечислены в ч. 6 коммент. ст.). При этом установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга.
Так, например, решением муниципального собрания муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 26 октября 2005 г. N 3/53 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» (Выборг. 2005. 11 ноября. N 167) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на человека.
Учетная норма в размере 12 кв. м общей площади на одного человека установлена в муниципальном образовании «Сланцевский район» Ленинградской области Постановлением главы муниципального образования «Сланцевский район» Ленинградской области от 5 октября 2005 г. N 719-п «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» (Знамя труда. 2005. 15 ноября. N 88).
Программа «Молодая семья» в Ленинградской области
Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище, а также не может быть его лишен в произвольном порядке.
Однако понятие жилища и права собственности на жилое помещение не является одним и тем же определением. Поэтому ссылаться на Конституцию при обращении за правом на субсидию неправомерно.
Жилищный Кодекс, как основной нормативно-правовой акт о жилых помещениях и правах на них, в полной мере не регулирует вопросы о том, кому положена материальная поддержка при улучшении условий проживания или приобретения жилого помещения.
Большая часть норм прописана в федеральных нормативно-правовых актах.
Существует ряд льготных категорий граждан, которые законно могут претендовать на помощь со стороны государства на приобретение или улучшение жилых помещений.
К таким категориям относятся:
- ветераны Великой Отечественной войны;
- многодетные семьи;
- молодые семьи, участвующие в региональных жилищных программах;
- инвалиды;
- военнослужащие и другие категории.
В целом все категории можно объединить в одну большую группу – нуждающиеся в жилом помещении или улучшении условий.
Для того чтобы претендовать на субсидирование, необходимо обратиться в местную Администрацию для написания заявления и подачи пакета документов. На основании этих документов жилищная комиссия при уполномоченном местном органе власти выносит решение о том, может ли гражданин или семья считаться нуждающимися.
При этом не исключены варианты, когда представители местных органов власти фактически выезжают на место для ознакомления с условиями проживания перед вынесением решения.
Помимо нормативов и количества членов семьи, на размер сертификата влияет категория льготности. Например, федеральные льготники обычно получают материальную поддержку большего объема, чем региональные. Связано это с распределением бюджета и имеющихся на балансе жилищных фондов средств.
Кроме того, на размер государственных дотаций влияет и стоимость одного квадратного метра жилой площади в конкретном регионе.
Для получения сертификата на улучшение жилищных условий необходимо пройти несколько этапов:
- Сбор документов для предоставления материальной государственной помощи. Все выписки и прочие документы должны быть актуальными на момент сдачи пакета документов. Так, справка о составе семьи является действительной в течение одного календарного месяца, а справки о доходах должны быть составлены последним календарным месяцев перед сдачей. Например, если документы сдаются в апреле, то справка о доходах должна заканчиваться мартом.
- Сдача документов в уполномоченные органы. На этом этапе составляется заявление, а также назначается дата осмотра специалистами жилья на предмет условий проживания если это необходимо.
- Постановка в очередь на получение средств и присвоение номера в очереди. При этом существует, как правило, две очереди на сертификат – всероссийская, если речь идет о федеральном финансировании, и региональная – для каждого региона своя.
- Получение сертификата и его реализация по целевому назначению. На этом этапе граждане получают средства и используют их в соответствии с целью выделения – на приобретение жилой площади или улучшения существующих условия проживания.
- Предоставление отчетности о реализации сертификата. Владельцы сертификатов должны в установленный нормативно-правовыми актами срок предоставить сведения и доказательства того, что средства были потрачены по целевому назначению.
Если речь идет о региональных выплатах, то каждый регион самостоятельно устанавливает сроки отчетов. Если же выплаты федерального назначения, то сроки по ним прописываются в федеральных нормативно-правовых актах, но контролируются региональными уполномоченными органами власти.
Встать на очередь на улучшение жилищных условий
Например, семья военнослужащего Самарской области встала на учет в общую очередь под номером 33990. В Самарской области в очереди уже находится порядка 330 семей этой же категории. При поступлении средств в областной бюджет из федерального семья получает сертификат 331 по очереди, но при этом опережает тех, кто был зарегистрирован в общей очереди позже, но проживает в другом регионе.
Таким образом, распределение средств осуществляется максимально равномерно, но с солидными задержками.
Движение очереди отследить практически невозможно самостоятельно. Для этого необходимо обращаться в уполномоченные органы для получения актуальной информации.
Несмотря на то что семья или гражданин встает в очередь и претендует на материальную помощь, ее оказание не всегда осуществляется в тот же год, что и постановка в очередь. Денежных субсидий не хватает на всех нуждающихся, очередь продвигается, но медленно.
Так, региональные сертификаты выделяются быстрее, чем федеральные. Например, молодые и многодетные семьи получают средства на улучшение жилищных условий раньше, чем военнослужащие, которые, казалось бы, претендуют на средства вне очереди.
Льготная очередь нуждающихся двигается существенно быстрее и, что логично, все стараются попасть именно сюда. Однако это очень сложно, ведь льготы предоставляются только крайне ограниченной части населения. К ней относятся, преимущественно, лица, которые проживают в аварийных домах, а также те, кто имеет хронические заболевания (или живет в одной квартире с человеком, имеющим хронические заболевания). К таким болезням относят:
- Туберкулез.
- Гангрену.
- Некроз.
- Абсцесс легкого и так далее.
В некоторых регионах существует электронная очередь (в электронном виде). Стать на учет удаленно не получится, но впоследствии, после попадания в очередь, можно без проблем отслеживать свою позицию на сайте администрации города, отдела социальной защиты или мэра населенного пункта.
Эта возможность предоставляется не всегда. Если не получилось найти информацию в открытом виде, можно обратиться лично в отделение социальной защиты населения или ту организацию, куда подавалась заявление, и уточнить номер в очереди. Часто это делать нет особого смысла, если человек стоит в обычной очереди. Она двигается крайне медленно и достаточно уточнять текущую ситуацию примерно раз в полгода или даже год. По мере приближения к первой позиции частоту запросов можно увеличить.
Помимо всего перечисленного, к заявителю выдвигаются дополнительные требования:
- Заявитель является гражданином РФ.
- Заявитель должен прожить в регионе обращения около 10 лет (конкретный срок зависит от региона, он может быть как больше, так и меньше).
- Статус малоимущего получен как минимум 1 год назад, и он до сих пор сохраняется.
- Заявителем не предпринимались никакие действия, направленные на намеренное ухудшение жилищных условий.
Можно ли стать в очередь, обратившись в местную администрацию? В ряде регионов – да. Но чаще всего данным вопросом занимаются органы соцзащиты.
Обычно отделение соцзащиты располагается при местной администрации. В зависимости от размеров населенного пункта это может быть как отдельная небольшая комнатка с одним сотрудником, так и полномасштабный офис на сотни менеджеров, расположенный отдельно от администрации. Рекомендуется предварительно уточнять адрес обращения.
Более простой вариант – обращение в МФЦ (Мои документы). Эта организация уже давно положительно зарекомендовала себя в качестве посредника между государственными структурами и населением. Тут можно подать все документы в одном месте, получит консультацию, уточнить перечень требуемых бумаг и многое другое.
Из недостатков отмечают только достаточно длинные очереди и более длительный срок рассмотрения заявок. Последнее вполне понятно, так как сначала нужно собрать все документы, сформировать их в отдельное дело и только потом передавать в ответственную государственную инстанцию.
Для обращения в отделение социальной защиты или МФЦ (Мои документы), необходимо подготовить следующие документы:
- Паспорта заявителя и всех членов его семьи. Если у детей еще нет паспорта, подойдет свидетельство о рождении. Рекомендуется сделать копии каждого документа.
- Заявление на постановку на учет в качестве малоимущего и, впоследствии, на улучшение жилищных условий.
- Свидетельство, подтверждающее, что заявитель и его семья – малоимущие.
- Доказательства того, что заявитель нуждается в улучшении жилищных условий.
- Документы на недвижимость, если она вообще есть.
- Справка 2-НДФЛ и другие документы, подтверждающие доход. Актуально больше для получения статуса малоимущего.
- Выписка из домовой книги.
- Справка о браке и/или разводе.
Процедура постановки на учет (как в случае с малоимущим, так и при улучшении жилищных условий), производится абсолютно бесплатно. Расходы могут возникнуть при оформлении документов, например:
- Новая выписка из ЕГРН: 300 рублей.
- Доверенность на представителя: от 2 тысяч рублей.
- Восстановление правоустанавливающих документов: от 2-3 тысяч рублей.
Примерные сроки рассмотрения заявок и предоставления нужного статуса:
- Рассмотрение заявления на получение статуса малоимущего: до 1 месяца.
- Проведение проверки: до 1 месяца.
- Получение решения: до 1 месяца.
- Рассмотрение заявления на участие в программе улучшения жилищных условий: около 1 месяца.
- Проверка жилого помещения: от 10 дней.
- Получение решения: около 1 месяца.
Таким образом, вся процедура, если не считать необходимость как минимум 1 год пробыть в статусе малоимущего, занимает около 4-6 месяцев. Только после этого заявитель получит свое место в очереди. А вот ждать, пока эта очередь дойдет до него можно годами или даже десятилетиями.
Например, ежегодно в столице обеспечивается жильем (выдаются сертификаты) примерно 500 заявителям. В регионах эта цифра существенно ниже: 100-200 человек. Из них более 80% — это представители льготных категорий. Как следствие, вероятность получить сертификат в течение ближайших лет – незначительна.