Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация о соответствии участника». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
При проведении закупочных процедур заказчики устанавливают ряд условий, соответствие которым участнику необходимо подтвердить путем декларирования. Это является обязательным условием для участия в торгах. Для этого подаются документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ, или копии этих документов (декларации). Это правило касается как Федерального закона №44, так и 223, так как существуют единые требования, которые применяются и для торгов в соответствии с Законом о контрактной системе. Чаще все эти критерии используют и для тендеров, проводимых на основании Закона о закупках отдельными видами юридических лиц.
Обратим внимание, что для декларирования требуются действительные и достоверные сведения, так как заказчик вправе проверить их, а при обнаружении недостоверности он обязан отстранить участника (ч. 9 ст. 31).
В Законе №44 указано, какие требования к участнику закупки подтверждаются декларацией:
- о соответствии единым требованиям;
- о принадлежности кандидата к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).
Образец декларации о соответствии участника 2021 года
В заказах отдельными видами юридических лиц единые условия для потенциальных исполнителей не установлены. Они закрепляются в локальном Положении о закупках.
Декларацию по Закону №44 нельзя использовать для подтверждения соответствия предписаниям в рамках 223-ФЗ. Такие выводы сделала комиссия УФАС Забайкальского края в Решении №04-20-984/2018 от 23.03.2018. Среди прочего комиссия УФАС установила, что декларирование по 44-ФЗ хоть и подтверждает соответствие по всем пунктам, предусмотренным документацией о закупке №31806154433 на поставку мягкого инвентаря для нужд Государственного автономного учреждения «Молодежный центр «Искра»» Забайкальского края, де-факто он подтверждает соответствие условиям ФКС, а не 223-ФЗ. Таким образом, для публикации извещения и всех сопроводительных документов по 223-ФЗ рекомендуем убрать отсылки к Федеральной контрактной системе.
В закупочной документации по 223-ФЗ заказчики часто прикладывают свою форму декларации. Вот один из примеров.
Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.
Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.
Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.
Министерство финансов выпустило законопроект, согласно которому госзаказчики закупок должны проверять исполнителей на привлечение к ответственности за коррупционные правонарушения, чтобы не допустить к закупкам юр. субъектов, нарушивших законодательство по ст. 19.28 КоАП за два года до подачи заявления на участие в торгах. В Единой информационной системе автоматически формируется список юр. лиц, которые привлекались к админ. ответственности, согласно Постановлению Правительства №917.
Декларация соответствия требованиям закупки
Заказчик должен знать, что при госзакупке товаров из позиций 3-29 Положения Правительства РФ № 1072, доп. условием является применение материалов, страной изготовления которых является Россия или государство, принадлежащее к членству экономического союза Евразии.
Требования заказчика к участникам закупки были установлены решением Правительства РФ №99, которое имеет право устанавливать доп. требования. К ним относится опыт выполнения аналогичного договора в предыдущие 3 года (в сфере строительства), а также недвижимое имущество, тех. средства и оборудование. При установлении требований к участникам закупок сведения должны быть указаны в приложенной документации.
К этой категории требований относятся условия, оговоренные в ч. 2.1 ст. 31 44 ФЗ. Правительство России может установить иные требования к участникам закупки услуг по аудиту и консультациям. Если доверитель покупает права собственности на интеллектуальную деятельность (кроме оформления договоров на создание литературных произведений или шедевров искусства), то в отношении участника возможно установление исключительных прав, согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.
Покупатель может установить требование запросить сведения об участнике в базе недобросовестных субъектов. Отказ от заключения договора с победителем торгов может произойти до заключения соглашения, если госзаказчик обнаружит, что участник не предоставил достоверную информацию о товаре, услугах или не соответствует требованиям. Протокол об отстранении может быть обжалован, согласно Федеральному закону 44-ФЗ.
При отказе от оформления договора с победителем, составляется и размещается протокол в Единой информационной системе не позднее 1 рабочего дня. В течение 2 рабочих дней он направляется победителю тендера по закупкам. Решение с требованием должно содержать сведения о:
- субъекте, с которым покупатель отказывается оформлять договор;
- месте и дате составления протокола;
- факте, доказывающем основание для отказа;
- реквизитах, которые подтверждают данный факт.
Включение недостоверных сведений в декларацию МСП может повлечь:
- отстранение участника МСП от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта;
- прекращение заключенного контракта с признанием лица МСП уклонившимся от заключения контракта;
- принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по закупке;
- включение лица МСП в реестр недобросовестных поставщиков в случае прекращения контракта по закупке.
В соответствии ч.1 ст.31 заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки при осуществлении всех конкурентных закупок. Обратите внимание — нет конкретизации об установлении требований при осуществлении только конкурентной закупки, но, учитывается, что информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки, в документации.
В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе установление единых требований к участникам закупки является для заказчика обязательным. Также обязательными к применению являются установленные Постановлением Правительства РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 дополнительных требований к участникам закупок.
Участникам закупки устанавливаются единые требования и дополнительные требования.
Единственное требование, которое заказчик может применять по своему усмотрению, это требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, установленное ч.1.1 ст.31.
С 1 июля 2021 года в ч.1.1 ст.31 «Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков» вступают в силу существенные изменения. В порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков внесено уточнение, касающееся информации об учредителях участника закупки — наряду с самим участником закупки вносится в РНП.
Теперь учредители вносятся в РНП только, если это учредитель унитарного юридического лица.
В отношении остальных участников закупки с 1 июля 2021 года будут вноситься сведения об управляющем, управляющей компании, в случае передачи полномочия единоличного исполнительного органа. Кроме этого, об участниках корпоративного юрлица, способных оказывать влияния на деятельность участника закупки или на деятельность контрагента по контракту.
Под участниками (членами) для целей Закона о контрактной системе понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем 25% акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Требования, установление которых является обязательным — это пункты 1-11 ч.1 ст.31 — можно условно разделить на две группы:
- устанавливаемые при осуществлении всех закупок, без исключения;
- устанавливаемые в отдельных случаях исходя из специфики объекта закупки.
Рассмотрим, что из себя представляет требование, которое устанавливается к участникам исходя из специфики объекта закупки.
Если мы обратимся к нормам ГК РФ, то в ст.49 установлено:
- ГК РФ ст.49 ч.1 «Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».
- К лицензируемым относятся находящиеся в сфере применения 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. — 57 видов деятельности (например, частная охранная деятельность, оказание услуг связи, деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).
- А также находящиеся в сфере применения иных законов (исключения из 99-ФЗ — 18 видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия. К ним относятся, например, образовательная деятельность, страховая, клиринговая деятельность и др.).
Если в законодательстве РФ объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении закупки обязан установить требования к участникам о наличии соответствующей лицензии.
Также от специфики объекта закупки зависит и установление требования согласно п.8 части 1 статьи 31 — обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. Исключением являются случаи заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Еще одним примером установления требований, связанных со спецификой объекта закупки, помимо лицензирования, является требование о членстве саморегулируемой организации.
Под конфликтом интересов понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, ген.директором, управляющим, президентом), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, ген.директором) учреждения или унитарного предприятия.
Под выгодоприобретателями для целей статьи 31 понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества.
В Законе о контрактной системе также предусмотрены механизмы урегулирования конфликта интересов, включающие в себя определенные ограничения (запреты) в отношении и по взаимоотношениям следующих лиц.
Руководителя заказчика, сотрудников контрактной службы, контрактного управляющего (ч.22 статьи 34).
Комиссии по осуществлению закупок (ч.6 ст.39).
Эксперта экспертной организации (ч.2 ст.41).
Участников закупки (п.9 ч.1 ст.31).
Под запрет попадает личная заинтересованность в результатах закупки, получение выгоды прямо или косвенно, все родственные связи между заказчиком, участником закупки, экспертами и должностными лицами экспертных организаций, а также имущественные интересы, если таковые возникают.
Для урегулирования конфликта интересов Законом о контрактной системе предусмотрено время реагирования и определенные правовые последствия. Заказчик обязан осуществить замену в составе комиссии лиц, прямо или косвенно (через третье лицо) заинтересованных в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Аналогичное требование установлено и в отношении экспертов и экспертных организаций.
Как правило, в положении комиссии указывается обязанность членов комиссии сообщать своему руководителю, заказчику о том, что при закупке возникает конфликт интересов.
В обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при возникновении конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (утв. Президентом Верховного Суда РФ 28.09.2016) сделаны следующие выводы:
- Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктом 9 части 1 статьи 31, является обязательной.
- Декларация об отсутствии между участниками закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям пункта 2 статьи 434 ГК РФ.
- Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов.
- Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие во втором аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранение участника закупки от участия определение поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок.
- Государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчикам при наличии между ними конфликта интереса является ничтожным (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Участник закупки может ознакомиться с Методическими рекомендациями по выявлению личной заинтересованности, которая разработана Минтрудом РФ и размещена на сайте ведомства для заказчика.
Полномочия по проверке соответствия участников закупок установленным требованиям возложены на комиссию по осуществлению закупок (за исключением п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, предусмотрен особый механизм реализации запрета на участие оффшорных компаний).
Законом установлена градация, в соответствии с которой комиссия обязана такие проверки осуществлять.