Налогообложение некоммерческих организаций в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение некоммерческих организаций в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • налог на прибыль организаций либо налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН);
  • страховые взносы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на имущество организаций;
  • налог на добавленную стоимость (НДС).

О каждом из них поговорим подробнее.

Бухгалтерский учёт и налогообложение некоммерческих организаций в 2022 г

С 1 января 2019 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество, кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.

Обычно говорят о тарифе 22% от размера вознаграждения физическому лицу. На самом деле этот расчет немного сложнее: 22% берутся от суммы, не превышающей за год установленной предельной величины. В 2021 году она составляет 1 465 000 рублей. С суммы, превышающей эту предельную величину, нужно платить только 10%. Большинству НКО можно смело рассчитывать отчисления на обязательное пенсионное страхование, исходя из 22%.

2,9% – это стандартный тариф, который нужно брать за основу при планировании бюджета организации или проекта. При этом страховые взносы платятся до момента, пока выплаты конкретному работнику нарастающим итогом за год не достигнут предельной величины. В 2021 году она составляет 966 000 рублей.

0,2% – это тариф по наиболее распространенному I (минимальному) классу профессионального риска.

Все эти взносы организация платит «сверх» зарплаты. Давайте посмотрим на примере, как они рассчитываются.

Допустим, заработная плата работника по трудовому договору составляет 30 000 рублей в месяц. Человек не болел, отработал все рабочие дни месяца. Ему причитается вся сумма. Из нее мы удержим и перечислим в бюджет НДФЛ – 3 900 рублей (13%), в итоге человек получит 26 100 рублей. Также организация должна будет заплатить:

  • 22% от 30 000 рублей (6 600 рублей) на обязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% (1530 рублей) на обязательное медицинское страхование;
  • 2,9% (870 рублей) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,2% (60 рублей) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Итого получается, что мы платим 30,2% от зарплаты в качестве страховых взносов. От суммы в 30 000 рублей это будет 9 060 рублей. По сути, работник, получающий зарплату в 30 000 рублей в месяц, обходится организации в 39 060 рублей. При этом сам работник на руки получает 26 100 рублей, если только не пользуется налоговыми вычетами.

У ряда НКО есть право платить вместо всех перечисленных страховых взносов только взносы на обязательное пенсионное страхование по пониженному тарифу 20% и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,2%. То есть всего 20,2% вместо 30,2% в отношении работников и только 20% вместо 27,1% в отношении людей, привлекаемых по гражданско-правовым договорам. Такая льгота действует до 31 декабря 2024 года и распространяется на:

  • благотворительные организации, применяющие УСН (то есть достаточно иметь статус благотворительной организации и перейти на упрощенную систему налогообложения);
  • некоммерческие организации, применяющие УСН и работающие в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), при условии, что не менее 70% их годовых поступлений приходится на данные виды деятельности.

Есть еще один момент, связанный с НДФЛ, – налоговый вычет на пожертвования граждан в адрес НКО.

Допустим, человек с высокой зарплатой жертвует благотворительному фонду 100 000 рублей. В этом случае он может вернуть себе НДФЛ, который бюджет получил с дохода данного человека в этой части, то есть 13% – 13 000 рублей.

Социальный налоговый вычет предоставляется Социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, не превышающей 25% годового дохода человека (кроме дивидендов, доходов по операциям с ценными бумагами, выигрышей в азартных играх и лотереях, некоторых других «экзотических» доходов) и перечисленной в виде пожертвований:

В ГК РФ указаны несколько организационно-правовых форм предприятий, которые создаются на некоммерческой основе:

  1. Потребительские кооперативы (союзы, общества).
    Принято считать, что такие предприятия образуются только с коммерческой целью. Однако в некоммерческой сфере они могут быть организованы с целью объединения физических и юридических лиц для удовлетворения нужд их участников и решения общих проблем. Например, жилищные кооперативы, кредитные общества граждан, садоводческие и дачные объединения, сельскохозяйственные союзы и др.
    Финансирование таких организаций осуществляется за счет участников путем внесения паев.
  2. Фонды.
    Они существуют за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц. Фонды преследуют цели, полезные для всего общества: образовательные, социальные, культурные. Часто в виде фондов ведут деятельность благотворительные организации.
  3. Общественные и религиозные организации.
    Это добровольные союзы и объединения граждан с общими интересами и нематериальными (например, духовными) потребностями. Такие объединения могут также функционировать в форме учреждения, общественного движения, фонда. Учредителями могут быть как физические, юридические лица, так и их объединения.
  4. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).
    Создаются для координирования предприятий коммерческой сферы и защиты их, а также общих интересов. В качестве учредительной документации выступает учредительный договор, подписанный всеми участниками объединения, и устав. При вступлении в такое объединение самостоятельность каждого члена сохраняется.
  5. Учреждения.
    К ним относятся организации, созданные учредителем (учредителями) для осуществления образовательных, социальных, культурных и управленческих функций. При этом учреждения могут быть как на полном финансировании учредителями, так и на частичном. Для ведения деятельности учреждения могут привлекать благотворительные взносы юридических и физических лиц.

Впервые упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях появилось в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05.04.2010 № 40-ФЗ. К ним можно отнести:

  • общественные и религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • автономные некоммерческие организации;
  • общества коренных и малочисленных народов в РФ;
  • организации, деятельность которых направлена на решение социальных проблем, вопросов и помощь гражданам (например, оказывающие юридическую помощь гражданам, поддержку населению после стихийных бедствий и катастроф, занимающиеся защитой окружающей среды, охраной и восстановлением культурных объектов, мест захоронения и др.).

Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.

Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

  • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
  • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
  • религиозные структуры.

К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

  • сложные вопросы составления отчетности и все изменения 2021-2022 гг. для НКО;
  • какие меры господдержки предусмотрены для НКО;
  • специфику учета деятельности фондов, некоммерческих партнерств, общественных, религиозных и благотворительных организаций, АНО, частных учреждений, союзов, ассоциаций, СРО и др. форм некоммерческих организаций;
  • как НКО учитывать новые правила ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
  • как перейти в 2022 г. НКО на новые ФСБУ по основным средствам и аренде, и нужно ли будет начислять амортизацию по ФСБУ 6/2020;
  • подробное описание нового ФСБУ «Некоммерческая деятельность»; как правильно оформлять целевое финансирование и вести раздельный учет;
  • какие специальные счета, проводки и отчетность должна использовать некоммерческая организация;
  • в каких случаях НКО платит налог на прибыль и НДС, можно ли перейти на УСН;
  • что изменилось в расчете страховых взносов, командировочных, больничных и отпускных в 2021 г.;
  • конец года – время проверок Минюста и налоговой по деятельности НКО: как подготовиться к контролю в 2021-2022 гг.

В связи с вступлением в силу ФСБУ 6/2020 «Основные средства» у некоммерческих организаций (далее – НКО) возникает необходимость начислять амортизацию по основным средствам.

В соответствии с пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утратившего силу с 01.01.2022), по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начислялась, по ним на забалансовом счете производилось обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 ПБУ 6/01.

ФСБУ 6/2020 в пунктах 48, 49 и 51 предусматривает несколько вариантов изменения учетной политики в связи с началом применения Стандарта, в том числе порядок определения накопленной амортизации на дату начала его применения. Однако Стандарт не содержит специальных переходных положений для НКО, в частности, не дает разъяснений о соотнесении признаваемой накопленной амортизации с числящимся в учете НКО за балансом накопленном износом. Также ФСБУ 6/2020 не содержит положений по корректировке статей целевого финансирования НКО, в частности, «Фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества», учет которого по сложившейся практике в НКО традиционно увязывался с учетом основных средств.

В соответствии с изложенным настоящая Рекомендация определяет порядок отражения в бухгалтерском учете последствий изменения учетной политики НКО в связи с началом применения ФСБУ 6/2020, принимая во внимание специфику учета в некоммерческих организациях.

1. Некоммерческая организация, принявшая решение отражать последствия изменений учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с пунктом 48 Стандарта, рассчитывает все составляющие балансовой стоимости основных средств, указанные в пункте 25 Стандарта, – первоначальную стоимость, накопленную амортизацию и накопленное обесценение, – на начало отчетного периода, начиная с которого применяет Стандарт, как если бы Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни, а также пересчитывает эти же величины на начало периода, предшествующего отчетному, и корректирует связанные с ними показатели за период, предшествующий отчетному. Накопленный за балансом износ основных средств списывается.

2. Некоммерческая организация, принявшая решение отражать последствия изменений учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с пунктом 49 Стандарта, признает на начало отчетного периода, начиная с которого применяет Стандарт, накопленную амортизацию, определяя ее в соответствии со Стандартом исходя из первоначальной стоимости, признанной до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии со Стандартом. При этом другие составляющие балансовой стоимости основных средств не пересчитываются, сравнительные показатели за период, предшествующий отчетному, также не пересчитываются. Накопленный за балансом износ основных средств списывается.

3. Некоммерческая организация, принявшая решение отражать последствия изменений учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с пунктом 51 Стандарта, сохраняет все составляющие балансовой стоимости основных средств в тех суммах, в которых они сформировались в бухгалтерском учете некоммерческой организации до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой. При этом с начала отчетного периода, начиная с которого некоммерческая организация применяет Стандарт, накопленный за балансом износ основных средств считается накопленной амортизацией этих основных средств. В этой связи, начиная с указанного момента, такая накопленная амортизация (бывший накопленный износ) вычитается из первоначальной стоимости основного средства в целях определения его балансовой стоимости в соответствии с пунктом 25 Стандарта.

4. В случае если организация до начала применения ФСБУ 6/2020 увязывала порядок учета какой-либо статьи (статей) целевого финансирования бухгалтерского баланса (например, «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» или «Целевые средства») с порядком учета основных средств, такая организация должна принять решение о целесообразности дальнейшего формирования такой статьи (статей) в условиях нового порядка учета основных средств с 1 января 2022 года с учетом необходимости определения их балансовой стоимости в соответствии с пунктом 25 ФСБУ 6/2020.

В соответствии с пунктом 27 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено Стандартом. При этом Стандарт не предусматривает исключения по начислению амортизации для некоммерческих организаций в отличие от ранее действовавших правил. Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое утратило силу с 1 января 2022 г., по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.

Кроме того, в соответствии с п.25 ФСБУ 6/2020 в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения. Действовавшее ранее ПБУ 6/01 не содержало понятие балансовой стоимости основных средств и не устанавливало каких-либо требований в отношении стоимости, по которой основные средства должны отражаться в бухгалтерском балансе. При этом по сложившейся практике, поскольку большинство НКО не признавали обесценение основных средств, а также ввиду начисления износа за балансом вместо амортизации, основные средства НКО отражались в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости. В этой связи с началом применения ФСБУ 6 в любом случае (независимо от способа перехода на новый стандарт) балансовая стоимость амортизируемых основных средств НКО изменится, так как начиная с 1 января 2022 г. (или ранее при досрочном применении) для её определения из первоначальной стоимости основных средств должна вычитаться, как минимум, накопленная амортизация, тогда как ранее эта амортизация начислялась в форме износа за балансом и поэтому не влияла на балансовую стоимость.

ФСБУ 6/2020 предусматривает три способа отражения последствий изменений учетной политики в связи с началом применения этого Стандарта. Так, в соответствии с пунктом 48 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено настоящим Стандартом (далее – ретроспективный способ перехода).

В свою очередь в соответствии с пунктом 49 в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется настоящий Стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с данным пунктом. Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии со Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии со Стандартом (далее – ограниченно ретроспективный способ перехода).

Кроме того, в соответствии с пунктом 51 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может начать применять Стандарт перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета) (далее – перспективный способ перехода).

Матрица решений по корректировке компонентов балансовой стоимости основных средств некоммерческой организации при переходе на ФСБУ 6/2020 на дату начала отчетного периода, начиная с отчетности за который применяется Стандарт

Порядок перехода

Первоначальная стоимость

Накопленная амортизация

Накопленное обесценение

Накопленный за балансом износ

Ретроспективный (п.48 ФСБУ 6)

Корректируется ретроспективно

Признается ретроспективно

Признается ретроспективно

Списывается

Ограниченно ретроспективный (п.49 ФСБУ 6)

Не изменяется

Признается исходя из новых элементов амортизации

Не признается

Списывается

Перспективный (п.51 ФСБУ 6)

Не изменяется

Переклассифицируется из учтенного за балансом износа

Не признается

Переклассифицируется в накопленную амортизацию

  • Оборачиваемость запасов: как и зачем считать

    223 0

    Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:

    1. Потребительский кооператив, союз или общество.

      Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации.

      Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.

    2. Фонд.

      Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.

    3. Общественная или религиозная организация.

      Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.

    4. Объединение юрлиц, ассоциация или союз.

      Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов.

      Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей.

      Финансирование: взносы членов объединений.

    5. Учреждения.

      Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции.

      Пример: Школа, Институт.

      Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.

    В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.

    Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.

    Декларацию 6-НДФЛ и налог на имущество в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.

    Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.

    Применять упрощённую систему налогообложения при АНО выгодно, так как это сокращает количество сдаваемой отчётности. Упрощённую декларацию по УСН сдают один раз в год. Если в документе итог с нулевым значением, она не освобождается от сдачи.

    АНО на УСН не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество, соответственно отчётность по данным налогам отправлять не требуется. Налог на имущество платится, если:

    • на балансе организации есть имущество, которое подлежит налогообложению по кадастровой стоимости;
    • организация является налоговым агентом и арендует имущество у государства.

    По этим пунктам сдаются декларации.

    Также АНО представляют следующую отчётность в различные органы:

    • ИФНС, ФСС и ПФР;
    • ОПС, ОМС и ФСС;
    • Росстат;
    • Минюст.

    Для удобства собрали в одну таблицу сроки сдачи отчётности для АНО на УСН в 2021 году:

    Отчёт Сроки
    1
    квартал
    2
    квартал
    3
    квартал
    4
    квартал
    УСН Для ООО – 01.04.2021,
    для ИП – 30.04.2021
    Имущественный налог 30.04 30.07 30.10 30.04.2021
    Транспортный налог 03.02.2021
    Земельный налог 03.02.2021
    Бухгалтерская отчётность 01.04.2021
    СЗВ-М 15.02
    15.03
    15.04
    15.05
    15.06
    15.07
    15.08
    15.09
    15.10
    15.11
    16.12
    15.01.2021
    6 НДФЛ 30.04 31.07 31.10 01.04.2021
    4 ФСС на бумаге 22.04 22.07 21.10 20.01.2021
    4 ФСС в электронном виде 25.04 25.07 25.10 27.01.2021
    2 НДФЛ 01.04.2021
    СЗВ-стаж 02.03.2021
    Среднесписочная численность 20.01.2021

    Отсутствие деятельности не освобождает АНО от сдачи следующих отчётов:

    • бухгалтерского баланса, отчёта о целевом использовании;
    • декларации по УСН;
    • 6 НДФЛ;
    • СЗВ-М, СЗВ-стаж, ЕРСВ, 4 ФСС;
    • формы 1-НКО и № 11(краткая).

    НКО — это некоммерческая организация, которая ведёт социальную деятельность. Получение доходов не является её главной целью. Но так как такая организация имеет финансирование, платит работникам зарплату и имеет имущество, она обязана отчитываться перед государством.

    Направлять отчёты в различные государственные ведомства удобно через единый инструмент. Для отправки электронных документов рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволит сформировать и сдать электронную отчётность с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.

    • Введен единый для всех срок уплаты налога на имущество организаций – 1 марта. С 2022 года организации всех регионов платят налог на имущество в один срок: до 1 марта года, следующего за отчетным, авансовые платежи – до последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Регионы лишились права устанавливать свои сроки уплаты налога.
    • Поменялись правила налогообложения уничтоженного объекта. Согласно №305-ФЗ, в НК внесено следующее изменение: в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта. Происходит это на основании заявления об уничтожении объекта, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик может предоставить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.
    • За арендованное имущество налог платит арендодатель. Согласно № 382-ФЗ, имущество, переданное в аренду, включая то, что передано по договору лизинга, теперь будет облагаться налогом на имущество только у арендодателя или лизинговой компании.
    • Изменения в отчетности.
      • Согласно №305-ФЗ, в декларацию по налогу на имущество (с отчетности за 2022 год) не требуется указываются сведения об облагаемом по кадастровой стоимости недвижимом имуществе. Если у организации в наличии имущество, облагаемое только по кадастровой стоимости, то сдача декларации вообще не требуется.
        Об имеющейся льготе по налогу на имущество организация вправе сообщить в налоговую инспекцию, подав соответствующее заявление. Если этого не сделать, то налоговая сама применит льготу – если она располагает данной информацией.
      • За 2021 год декларацию по налогу на имущество организаций нужно предоставить по уточненной форме. Изменения внесены приказом ФНС России № ЕД-7-21/[email protected]
    • «Коронавирусные» субсидии освобождены от налогообложения. В доходах за 2021 год не нужно учитывать субсидии, полученные от государства в связи с пандемией коронавируса. Исключением являются только субсидии на погашение процентных ставок по кредитам. Условием для получения такой налоговой преференции является следующее – на момент получения субсидии организация должна быть включена в реестр малых и средних предприятий или являться социально ориентированной некоммерческой организацией.
    • Путевки, купленные у санаториев-курортов напрямую, можно внести в расходы. В 2022 году расширяется возможность учета затрат на путевки. Если раньше в расходах по налогу на прибыль можно было учесть только те путевки, которые куплены у турфирм, то теперь в зачет пойдут и путевки, приобретенные у санаториев-курортов напрямую. Туристические же путевки идут в зачет по старой схеме – только приобретенные через турагентства или туроператора.
      Кроме того, в расходы по налогу ан прибыль можно учесть затраты на путевки, приобретенные для детей, супругов, родителей сотрудника.
    • 50-ти процентное ограничение на перенос убытка продлили. Согласно № 305-ФЗ, продлено действие 50% «потолка» на уменьшение базы по налогу на прибыль на убытки прошлых лет. Срок действие ограничения продлен до 2024 года.
    • Перечень расходов на НИОКР расширен. С 2022 года список материальных расходов, непосредственно связанных с выполнением научных исследований и опытно-конструкторских разработок, существенно расширен. Согласно ст. 362 НК РФ, к ним теперь также отнесены расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках.
    • Стоимость и амортизация основных средств. С 2022 года изменение первоначальной стоимости основного средства в случаях перестройки, реконструкции, модернизации, перестройки, дополнительного оборудования и др. должно происходить независимо от размера его остаточной стоимости. Также с 2022 года начисление амортизации по выбывающему объекту должно прекратиться независимо от окончания срока его полезного использования.
    • Изменения в отчетности. Согласно приказа ФНС РФ № ЕД-7-3/[email protected], с отчетности за 2021 год декларацию по налогу на прибыль нужно представлять по уточненной форме.
    • Новый коэффициент-дефлятор. Приказом Минэкономразвития России № 654 установлен коэффициент-дефлятор на 2022 год для УСН — 1,096 (вместо 1,032 в 2021 году). Согласно новому коэффициенту, для сохранения права на «упрощенку» в 2022 году доходы не должны выходить за пределы 219,2 млн руб.
    • Изменения в отчетности. Плательщики на УСН до 31 марта 2022 года должны сдать декларацию на обновленном бланке. Новая форма отчетности утверждена приказом ФНС РФ № ЕД-7-3/[email protected] В новой форме отчета по УСН на титульном листе нет кода ОКВЭД, поменяны штрих-коды, введены коды налоговой ставки (1 – общая, 2 – повышенная), также нужно обосновать региональную ставку.
    • Нулевая и льготная ставка НДС для медизделий в последний момент были продлены на 2022 год. Для медицинских изделий и оборудования сохранят налоговые преференции – нулевую ставку НДС и льготную 10%. 18 ноября 2021 года Госдума продлила действие льготы. Причем, преференциями могут воспользоваться не только те, кто имеет регистрационное удостоверения ЕАЭС, но и российское регистрационное удостоверение.
    • Часть организаций общепита освободили от НДС. Услуги выездного обслуживания общественного питания, а также общепита в кафе, ресторанах, столовых и др. с 1 января 2022 года освобождаются от НДС.
      Условия для освобождения от НДС:
      • не более 2 млрд руб. должен составлять доход за предыдущий год,
      • не менее 70% дохода за предыдущий год должно быть получено от направления общественного питания,
      • с 2024 года к обязательным требованиям добавится еще одно — размер среднемесячных выплат сотрудникам должен быть не меньше среднемесячной начисленной зарплаты в регионе.

      Кто не может претендовать на освобождение от НДС:

      • кулинарии розничных продавцов,
      • организациями и ИП, занимающиеся заготовками или розничной торговлей.

      Льгота начнет применяться автоматически, заявление подавать не требуется. Если же компания общепита хочет работать с НДС, она может отказаться от льготы. Для этого нужно подать в налоговый орган заявление не позднее 1-го числа квартала, с которого отказываются от льготы. Отказ будет действовать один год.

    • Предприятия общепита — субъекты МСП, получившие освобождение от НДС, могут использовать пониженные тарифы страховых взносов. Пониженная ставка 15% (10% — на пенсионное страхование, 5% — на медицинское, 0% — на случай временной нетрудоспособности) будет действовать в отношении начисленных в пользу каждого работника выплат, которые превышают МРОТ. Обязательные требования для льготного тарифа по взносам: среднесписочная численность предприятия не превышает 250 человек, сумма доходов в совокупности не превышает 2 млрд руб., деятельность является профильной, ее доля в доходах не менее 70%.
    • «Переброска» остатков. Согласно№ 379-ФЗ, с 2022 года переплату по налогам можно будет зачесть в счет страховых взносов, а также переплату по страховым взносам можно будет использовать на погашение налоговой задолженности.
    • Изменения в отчетности. Приказом ФНС № ЕД-7-11/[email protected] утверждена новая форма РСВ. По новой форме нужно отчитаться уже за I квартал 2022 года. Изменения в отчете связаны с прямыми выплатами пособий.

    С 1 января 2022 года начал действовать новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФБСУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». В стандарте емко изложены основные требования к документам бухучета.

    Главные требования к бухгалтерским регистрам:

    • полнота информации,
    • хронологичность и накапливаемость информации,
    • системность информации,
    • достоверность информации,
    • обоснованность данных,
    • своевременность информации,
    • юридическая значимость.

    С 2022 года становятся обязательным и другие стандарты бухучета, которые ранее использовались в добровольном порядке: ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

    Налоговые и бухгалтерские изменения с 2022 года

    Традиционно за часть доходов и раньше не нужно было перечислять НДФЛ. Перечень этих доходов определен в статье 217 НК РФ.

    В государственный бюджет не поступают взносы за:

    • федеральные и республиканские субсидии, не считая выплат за больничный;
    • компенсации, возмещающие нанесение вреда здоровью, оплату услуг ЖКХ, на возмещение или оплату натурального довольствия;
    • выплаты уволенному сотруднику. Этот пункт исключает оплату выходного пособия, среднюю зарплату за месяц во время трудоустройства;
    • компенсации руководителю, заместителям и главному бухгалтеру в сумме, не превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер для сотрудников, работающих на Севере;
    • расходы на повышение квалификационного уровня персонала;
    • проезд граждан, работающих на Севере, во время отпуска и обратно. Также не облагается налогом провоз ими багажа до 30 кг;
    • командировочные отчисления, не превышающие размеров нормы;
    • полевое обеспечение в сумме не больше 700 рублей в день;
    • ежемесячную субсидию при рождении или усыновлении первого ребенка;
    • алименты;
    • денежные награды, полученные в соревнованиях за счет грантов президента России;
    • субсидии в пределах 4 тысяч рублей;
    • выплаты при рождении малыша в пределах 50 тысяч рублей и др.

    Рефинансирование кредита в Совкомбанке можно сделать по самым выгодным условиям с небольшим пакетом документов. Можно взять от 10 000 до 990 000 рублей на срок до 5 лет. Оставьте заявку на рефинансирование кредита на сайте банка, чтобы снизить ежемесячный платеж по кредиту и уменьшить его процентную ставку.

    Кому отменили НДФЛ? Отмену налога с восторгом встретили многодетные семьи, вакцинированные граждане и сотрудники, получающие государственные субсидии. В планах отменить налог для граждан с зарплатой до 25 тысяч рублей. Это больше, чем МРОТ (в России МРОТ составляет 13 890 рублей), но ненамного, учитывая рост цен на продовольственную корзину и услуги ЖКХ.

    НДФЛ не станут облагать премии, призы и другие подарки победителей, участвовавших в соревнованиях некоммерческих организаций. Правда, действовать отмена будет с условиями.

    НКО должна быть учреждена указом президента РФ или другой компании, возникновение которой произошло по указу президента России. Новшество распространяется на организацию из списка, утвержденного правительством РФ. Выдавать награды победителям имеет право не сама НКО, а ее партнеры, которые работают с ней по соглашению.

    Депутаты давно озадачены зарплатами, которые своим уровнем незначительно превышают МРОТ. Представители разных партий неоднократно рассматривали возможности поправок в налоговый кодекс для граждан с зарплатой, близкой к МРОТ.

    Отмена подоходных взносов для работников, чья зарплата не превышает 25 тысяч рублей, может стать важным шагом для поправки доходов россиян. Они смогут откладывать часть средств, открыв вклад в банке. Проект об этом находится в разработке в Государственной думе.

    Обновлен порядок ведения реестра социально ориентированных НКО

    Я начну с общих определений и самых простых.

    Важно! Налоговые органы и МИНЮСТ первично определяют вид поступления по основанию платежного поручения, это очень важно. Все поступления с некорректным основанием признаются налогооблагаемой базой и потом надо будет в рамках проверки доказывать обратное. Во время отреагировать и отстоять свою позицию сложно. Намного проще не допускать ошибок с основаниями платежей.

    Отвечу сразу на вопрос, как это происходит. Налоговая или МИНЮСТ имеют онлайн доступ на просмотр банковских счетов. В теневом режиме они постоянно проверяют структуру движения средств и по основаниям могут примерно определить, что относится к выручке, а что к добровольным взносам и пожертвованиям. Если анализ показывает грубое несоответствие с предоставленной бухгалтерской и налоговой отчетностью, гос.органы инициирую проверку организации.

    Исключение составляют благотворительные фонды, в рамках закона о благотворительной деятельности, все поступления, по умолчанию, признаются пожертвованиями. Только прямое коммерческое основание сформирует им налоговую базу.

    Важно! Данные риски напрямую зависят от компетенции бухгалтера НКО, применение стандартных правил учета в коммерческих организациях приведут к доначислению огромного количества налогов, штрафов и пеней.

    Теперь рассмотрим каждый вид поступления и пример корректного основания.

    Это самое общее основание, если не знаете как определить поступление, применяйте его.
    По нему вносителем может быть любое физическое или юридическое лицо. Оно применимо к любой форме НКО. Вноситель полностью доверяет НКО использование средств, в рамках её устава. После оплаты никаких закрывающих документов предоставлять вносителю не требуется.

    Основание платежа: » Добровольный взнос на развитие уставных целей некоммерческой организации. сумма. НДС не облагается».

    Обычно так платят мелкие суммы при большом доверии к НКО.

    НКО публикует на сайте, листовках или любым доступным способом программу мероприятия. Которая обычно состоит из описания целей/проблемы, как они будут достигнуты/решены, необходимое количество средств. Обязательно указывается идентификатор мероприятия.

    Примеры основания платежа:

    Взнос на проведение некоммерческого мероприятия No131 «Очистка парка Измайлово», согласно уставным целям НКО.

    Общий отчет по проведенному мероприятию, как правило, фактическая смета расходов публикуется на сайте или другом доступном месте, чтобы все вносители средств могли с ним ознакомиться.

    Публикация отчета не обязательна, но очень рекомендуема. Её отсутствие говорит о непрозрачности использования средств, появляется статус высокорискованной деятельности, что значительно повышает риск проведения проверок государственными органами и падения уровня доверия со стороны вносителей.

    Прямое целевое финансирование, одним или ограниченным списком плательщиков.
    Суть данной формы, что еще до предоставления финансирования обе стороны обсуждают все условия его предоставления и использования. Закрепляют их в договоре целевого финансирования. Этот договор может называться по-разному, например:

    • Договор благотворительной помощи
    • Договор финансирования некоммерческого мероприятия
    • Договор пожертвования
    • Договор оказания помощи НКО
    • Другие

    Но все эти договора являются разной интерпретацией договора целевого финансирования и содержат следующее описание:

    • Указание плательщика целевого финансирования.
    • Описание предмета договора, на какие именно цели предоставляется финансирование, в рамках уставных целей НКО.
    • График финансирования
    • Смета расходов для реализации предмета договора
    • Описание условий подтверждения целевого использования средств: платежными документами, актами, товарными накладными и.т.д.
    • Форма акта о целевом использовании полученных средств

    Важно! «Акт о целевом использовании полученных средств» нельзя принять к себестоимости, не путайте его с «Актом оказанных услуг».

    НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.

    НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

    При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

    • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
    • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
    • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
    • пояснительную записку.

    Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.

    К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

    Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

    Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

    • учредительные и членские взносы;
    • благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
    • доходы от внереализационных операций;
    • поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
    • проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
    • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
    • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
    • труд добровольцев;
    • иные не запрещенные законом источники.

    Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).

    Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.

    При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.

    Благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых за финансовый год. Ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

    Не менее 80 процентов благотворительных пожертвований в денежной форме используется на благотворительные цели в течение года с момента получения данного пожертвования.

    Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

    Благотворителем или благотворительной программой могут быть установлены иные сроки.

    Имущество благотворительной организации не может быть передано учредителям (членам) этой организации на условиях более выгодных, чем для других лиц.

    Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей.

    Средства, полученные благотворительной организацией от осуществления иной предпринимательской деятельности, взыскиваются в доход местного бюджета и подлежат использованию на благотворительные цели.

    НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

    Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.

    Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности. В связи с этим рассмотрим использование счета 86 «Целевое финансирование».

    Это важно

    На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год внереализационных доходов, поступлений от хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией, и доходов от предпринимательской деятельности.

    По кредиту счета 86 отражаются поступившие средства целевого финансирования, по дебету – списание средств, израсходованных в соответствии с благотворительной программой и сметой.

    Целевые средства предоставляются на финансирование конкретных мероприятий и не могут быть использованы в иных целях. В связи с этим благотворительные организации ведут аналитический учет целевых средств по каждому виду источника и в разрезе целевых программ.

    Поступление целевых денежных средств в учете отражается бухгалтерской проводкой:

    ДЕБЕТ 50 «Касса» (51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет») КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

    – на сумму поступивших целевых средств. Целевые средства могут выделяться благотворительной организации и в натуральной форме (гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплой одежды и пр. ).

    В таком случае поступление отражается записью:

    ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

    – в денежном эквиваленте.

    Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам в таком случае включается в фактическую себестоимость материалов.

    Благотворительным организациям необходимо вести раздельный учет ТМЦ, поступивших в виде целевых средств и приобретенных для ведения хозяйственной деятельности.

    В случае приобретения товарно-материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности их поступление отражается записью:

    ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    – на сумму приобретенных материальных ценностей, включая НДС. Кроме того, благотворительные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, и, следовательно, необходимо вести отдельный аналитический учет товарно-материальных ценностей, предназначенных для использования в коммерческой деятельности. Следует помнить, что в подобном случае НДС, предъявленный поставщиком, выделяется из стоимости ТМЦ и учитывается отдельно.

    Это важно

    Некоммерческие организации вправе не применять ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

    Приобретение указанных ТМЦ отражается записью:

    ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    – на сумму приобретенных материальных ценностей (без НДС);

    ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    – на сумму НДС, предъявленного поставщиками по приобретенным материальным ценностям. Приобретение товарно-материальных ценностей оформляется в общеустановленном порядке.

    Рассмотрим отражение хозяйственных операций на конкретных примерах.

    Пример 1

    Благотворительный фонд передает легковой автомобиль многодетной семье. Автомобиль приобретен фондом за счет средств целевого финансирования для ведения уставной деятельности. Фонд предпринимательскую деятельность не ведет.

    Первоначальная стоимость автомобиля – 354 000 руб. (включая НДС). На дату передачи износ автомобиля составил 100 процентов. Рыночная стоимость автомобиля (без НДС) – 100 000 руб.

    Налог на добавленную стоимость (НДС)

    Передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ не облагается НДС. Исключение составляет передача подакцизных товаров (подп. 12 п. 3 ст. 149, подп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ).

    Легковой автомобиль признается подакцизным товаром. И при передаче автомобиля следует начислить НДС (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Налоговой базой признается рыночная стоимость (без НДС) переданного автомобиля, исчисленная в порядке, предусмотренном статьей 40 Налогового кодекса (п. 2 ст. 154 НК РФ).

    Бухгалтерский учет

    Автомобиль, используемый НКО в уставной деятельности, учитывается в составе объекта основных средств (ОС) по первоначальной стоимости (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н).

    Принимая автомобиль к учету, организация отражает использование средств целевого финансирования записью по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал» (см. письмо Минфина России от 31 июля 2003 г. № 16-00-14/243).

    НКО не начисляют амортизацию по объектам ОС (абз. 3 п. 17 ПБУ 6/01). На забалансовом счете 010 «Износ основных средств» отражаются суммы износа, начисленные линейным способом в порядке, установленном в пункте 19 ПБУ 6/01.

    Передача собственного имущества в благотворительных целях может отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (абз. 2 п. 1, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

    Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

    Мораторий на налоговые проверки освобождает далеко не всех субъектов предпринимательства и не во всех случаях. Даже если вы освобождены, это еще не значит, что проверка не придет.

    Согласно постановлению Правительства РФ мораторий на налоговые проверки распространяется на:

    • некоммерческие организации с численностью до 200 сотрудников (кроме политических партий и иностранных агентов);
    • ИП и организации малого и среднего бизнеса.

    Что может послужить причиной для внеплановой проверки освобожденных:

    • Поручение президента или правительства РФ относительно организации, индивидуального предпринимателя или физического лица.
    • Если проверка осуществляется в рамках предписаний предыдущей проверки, например, ИП должен показать, что приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы жизни и здоровья граждан.
    • Если был замечен факт угрозы и причинения вреда жизни и здоровью граждан или имеется опасность возникновения ЧС (такая проверка обычно согласовывается с прокуратурой).
    • Если были выявлены недостоверные сведения в лицензиях и аналогичных документах или проверка осуществляется с перед тем, как восстановить лицензию.
    • Проверка по требованию прокуратуры на основании материалов конкретного дела или обращения граждан.
    • Если был обнаружен факт нарушения законодательства РФ.
    • Приостановка деятельности организации принудительно.

    С июля 2020 года ИФНС проводит инспекционные визиты, длительность проверки при этом достигает 10 дней. Проверку бизнеса могут организовать не только налоговые органы, но и: ПФР, ФСС, Роспотребнадзор и др.

    Если проверка по организации не запланирована, это еще не значит, что не будет проведена внеплановая. Обычно такие незапланированные проверки проводят в результате выявления каких-либо нарушений.

    Какие могут быть основания для назначения внеплановых налоговых проверок:

    • Если налогоплательщик на специальном налоговом режиме несколько раз приближается к крайним значениям, то Налоговая может заподозрить схему дробления бизнеса (чтобы сохранить спецрежим) для уклонения от уплаты налогов. Например, для УСН — это число сотрудников до 100 и максимальная прибыль до 150 миллионов рублей; для патента — до 15 сотрудников, а доход — до 60 миллионов рублей; для единого сельскохозяйственного налога — максимальное число работников до 300, а доля прибыли от сельскохозяйственной деятельности выше 70% от общей прибыли.
    • Если бизнес убыточен свыше трех лет. В первый год, когда чистые активы организации меньше минимального капитала, ФНС присылает уведомление о том, что организацию могут ликвидировать. На второй год Налоговая также высылает уведомление, при этом наблюдая за деятельностью налогоплательщика. На третий год ИФНС пришлет требование по ликвидации предприятия.
    • Если были большие вычеты по НДС за минувший год. 89% от годовой суммы НДС — максимальная доля вычета. Если вы приближались к пороговой величине, проверка не заставит себя ждать.
    • Если были нарушены сроки сдачи отчетности. Нарушение сроков влечет за собой штрафы, размер которых зависит от вида отчетности и курирующего законодательного акта.
    • Если были нарушены сроки и порядок оплаты налогов и взносов по страхованию. Помимо обычных налогов малый и средний бизнес может платить НДФЛ и страховые взносы. Так индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы не зависимо от наличия дохода.
    • Если вы используете кассовые чеки без указания номенклатуры. В чеке обязательно должно быть понятное покупателю название товара или услуги.
    • Если в чеке есть недостоверные сведения, например, указана не та система налогообложения.

    Важно! Если ИФНС неожиданно потребовала от организации или ИП полный пакет документов, сведения о ведении бизнеса и другую информацию нужно быть настороже. Проверьте список недавних контрагентов, возможно, среди них есть тот, кто находится под подозрением и особым вниманием контролирующих органов.

    Какие еще могут быть основания для налоговых проверок бизнеса:

    • Налоговая база содержит ошибки и неверные данные,
    • Вы платите налоги меньше, чем в среднем платят в вашей отрасли,
    • Финансовые показатели за год резко отличаются от предыдущего года,
    • Налоговая располагает данными резко противоречащим сданной отчетности,
    • Есть нарушения по срокам подачи отчетности и уплаты налогов.

    Еще один повод для выездной налоговой проверки малого бизнеса — когда конкурент подал на вас жалобу с обвинениями в контролирующие органы.

    Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:

    Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу.
    Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию.
    Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки.
    Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований.

    *Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).

    Чтобы понять, есть ли риск проведения налоговой проверки, нужно задать себе несколько вопросов. Если хотя бы один из ответов будет положительный, есть вероятность того, что Налоговая инспекция навестит вас в ближайшем будущем.

    • Правильно ли указан ваш режим налогообложения в кассовом чеке? Если нет, то можно получить штраф в размере 3 тысяч рублей.
    • Есть ли номенклатура в чеке, правильно ли она внесена, указано ли количество приобретаемых товаров или услуг, их цена за единицу и общая? Если чек оформлен не правильно или не указана номенклатура, то штраф может составить около 10 тысяч рублей.
    • Если у вас режим налогообложения УСН и количество работников до 100, приближался ли годовой доход к сумме в 150 миллионов рублей? Любое уклонение от неуплаты налогов может повлечь за собой штраф в размере 40% от суммы неуплаченных налогов или даже уголовную ответственность.
    • Превышают ли расходы доходы, ведется ли бизнес убыточно болел 3 лет? Если да, возможна принудительная ликвидация.
    • Больше ли вычет по НДС 89% от годовой суммы налога? Возможен штраф в сумме 40% от НДС к уплате.
    • Нарушали ли вы сроки подачи отчетов? Если да, то возможен штраф в сумме до 500 тысяч рублей (зависит от вида отчета).
    • Полностью ли оплачивались налоги и страховые взносы за прошлый период? Если да, возможен штраф в сумме 40% от неуплаченных денег.

    Еще одной важной причиной налоговых проверок может послужить несоблюдения законодательства по цифровой маркировке товаров.

    Налоговые проверки малого бизнеса в 2022 году могут вызвать несоблюдения правил и требований маркировки товаров. Особое внимание ИФНС могут вызвать:

    • Продажи немаркированных товаров для которых маркировка обязательна. Все товары, которые подлежат маркировке в обязательном порядке, должны иметь цифровой код DataMatrix на упаковке. Код нужно считывать при продаже на кассе. Производство, перевозка, продажа и хранение немаркированных товаров может привести к проверкам и крупным штрафам, а в особых случаях даже уголовной ответственности. Весь товар без идентификационных знаков обязательно конфискуют.
    • Если коды маркировки плохо считываются. Произойти подобное может по многим причинам, например, если код просто затерся или покрыт чем-то. Если товар имеет код маркировки, который невозможно считать, его обязательно нужно перемаркировать.
    • Если данные кода маркировки не совпадают с данными в УПД на товар, такой товар подлежит возврату поставщику, его продавать нельзя.
    • Если осуществляется продажа товаров с поддельными кодами маркировки. В таком случае проверка — это не самое страшное. Возможна уголовная ответственность на срок до трех лет.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.