Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое энергопаспорт здания. Что включает в себя энергетический паспорт». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Энергетический паспорт организации (юридического лица) включает Приложения 1 – 34 к Приказу Минэкономразвития России от 25 мая 2020 г. № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования». Энергетический паспорт содержит энергосберегающие мероприятия и прогнозы потребления энергоресурсов на следующие 5 лет начиная с года, в котором разработан энергетический паспорт.
- Энергетический паспорт отдельного здания оформляется по форме установленной СП 50.13330.2012 Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003 (с Изменением N 1), дата введения 01.07.2013 г. Разрабатывается такой энергетический паспорт при введения здания в эксплуатацию, а также после ввода объекта в эксплуатацию для подтверждения соответствия фактических показателей энергоэффективности объекта проектным.
Энергетический паспорт предприятия
Оформлять энергетический паспорт вправе только специализированные организации, являющиеся членами СРО в области проведения энергетических обследований и имеющие в штате квалифицированных специалистов.
- Для оформления энергетического паспорта в первую очередь необходимо прислать нам заполненный опросный лист по нашей форме опросный лист в формате Word (ссылка для скачивания), либо прислать основную информацию из опросного листа в свободной форме.
- После получения заполненного опросного листа специалисты нашей компании произведут расчет точной стоимости и сроков выполнения работы и направят в Ваш адрес официальное коммерческое предложение. Расчет стоимости работы и подготовки коммерческого предложения, как правило, занимает не более 24 часов с момента получения опросного листа.
- Вы принимаете решение о заключении Договора и направляете нам карточку с реквизитами компании.
- Наши специалисты готовят проект Договора и направляют его Вам для согласования и подписания.
- После подписания Договора наши специалисты совместно с сотрудниками предприятия собирают исходные данные для разработки энергетического паспорта организации. В зависимости от масштаба предприятия сбор исходных данных может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев.
- Когда все необходимые данные собраны, энергоаудиторы начинают производить все необходимые расчеты и заполнять форму энергетического паспорта. На данном этапе производится разработка энергосберегающих мероприятий, составляются балансы по всем видам энергоресурсов, составляются прогнозы потребления энергоресурсов на следующе 5 лет и согласовывается график внедрения энергосберегающих мероприятий, а также оформляется Отчет об энергетическом обследовании.
- После разработки, энергетический паспорт согласовывается с Заказчиком и направляется на проведение независимой экспертизы в СРО.
- По итогам экспертизы выдаётся экспертное заключение о соответствии энергетического паспорта требованиям законодательства и паспорту присваивается регистрационный номер в реестре СРО.
- После регистрации в СРО оригинал энергетического паспорта, заверенный подписью и круглой печатью СРО и нашей компании, передается Заказчику, а электронная копия паспорта направляется в Министерство экономического развития Российской Федерации для регистрации. После регистрации копии паспорта в Минэкономразвития процедура оформления энергопаспорта полностью завершена.
Требования к форме энергетического паспорта установлены Приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2020 г. № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования». Энергетический паспорт состоит из следующих форм (приложений):
- Приложение №1 титульный лист.
- Приложение №2 общие сведения об объекте энергетического обследования.
- Приложение №3 сведения об оснащенности приборами учета.
- Приложение №4 Сведения о потреблении энергетических ресурсов и воды и его изменениях.
- Приложение № 5 Сведения по балансу электрической энергии и его изменениях.
- Приложение № 6 Сведения по балансу тепловой энергии и его изменениях.
- Приложение № 7 Сведения по балансу потребления котельно-печного топлива. Сведения по выбросам СО2-эквивалента при использовании энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год. Сведения по выбросам СО2-эквивалента при использовании энергетических ресурсов и его изменениях.
- Приложение № 8 Сведения об использовании моторного топлива.
- Приложение № 9 Сведения по балансу воды и его изменениях.
- Приложение № 10 Сведения об использовании вторичных энергоресурсов.
- Приложение № 11 Показатели использования электрической энергии на цели освещения. Сведения о системах освещения и показатели энергетической эффективности использования электрической энергии на цели наружного освещения площадок предприятий, населенных пунктов и автомобильных дорог вне населенных пунктов.
- Приложение № 12 Основные технические характеристики энергетических ресурсов и их потребление основными технологическими комплексами.
- Приложение № 13 Краткая характеристика объекта (зданий, строений и сооружений) .
- Приложение № 14 Сведения о показателях энергетической эффективности. Оценка соответствия фактических показателей паспортным и расчетно-нормативным значениям.
- Приложение № 15 Описаний линий передачи энергоресурсов и воды.
- Приложение № 16 Сведения о протяженности воздушных кабельных линии передачи электроэнергии.
- Приложение № 17 Сведения о количестве и установленной мощности трансформаторов.
- Приложение № 18 Сведения о количестве и мощности устройств компенсации реактивной мощности.
- Приложение № 19 Сведения о величине потерь переданных энергоресурсов.
- Приложение № 20 Рекомендации по сокращению потерь переданных энергоресурсов.
- Приложение № 21 Потенциал энергосбережения и оценка экономии потребляемых энергетических ресурсов.
- Приложение № 22 Сведения о рекомендуемых обеспечивающих мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Сведения о рекомендуемых мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
- Приложение № 23 Сведения о должностных лицах, ответственных за обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
- Приложение № 24 Сведения о квалификации персонала.
- Приложение № 25 – 34 (заполняются только для газотранспортных организаций) .
Разработка энергетического паспорта здания
Градостроительный кодекс Российской Федерации статья 55 “Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию” пункт 3:
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности.
В данном случае подтверждающим документов является энергетический паспорт здания по проектной документации.
В свою очередь, региональные власти могут устанавливать дополнительные требования к документам для ввода зданий в эксплуатацию.
Например, распоряжение Главгосстройнадзора Московской области от 24.01.2014 №1 “О реализации положений законодательства об энергосбережении и энергоэффективности”
1.1. При проведении итоговых проверок объектов капитального строительства жилого и общественного назначения проверять в комплекте предъявляемой застройщиком исполнительной и производственной документации
- наличие энергетического паспорта здания с заполненными графами нормативных, расчетных (проектных) и фактических показателей, а также
- наличие заключений по результатам тепловизионного контроля качества тепловой защиты здания и
- наличие выборочного контроля кратности воздухообмена в помещениях (квартирах).
1.2. С 1 февраля 2014 года при рассмотрении заявлений о выдаче заключений о соответствии в отношении объектов капитального строительства, указанных в п. 1.1 настоящего распоряжения, учитывать, что
- отсутствие энергетического паспорта здания либо наличие такого паспорта с незаполненными графами
- нормативных,
- расчетных (проектных) и
- фактических показателей, а также
- отсутствие заключений по результатам тепловизионного контроля качества тепловой защиты здания и
- выборочного контроля кратности воздухообмена в помещениях (квартирах)
является причиной для подготовки мотивированного отказа в выдаче заключения о соответствии.
В соответствии с пунктом 3, статьи 9.16., ФЗ 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» застройщики могут понести административную ответственность за несоблюдение требований по энергоэфективности зданий.
Несоблюдение при
- проектировании,
- строительстве,
- реконструкции,
- капитальном ремонте
зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов – влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.
- Новости по теме энергосбережения, повышения энергоэффективности, климатической и экологической повестки в России и мире
- Новости, события, документы и объявления СРО энергоаудиторов
- О партнерстве
- Документы СРО
- Условия вступления и членства в СРО
- Контроль СРО
- Реестр действующих членов СРО
- Обучение и повышение квалификации
- Личный кабинет
- Образцы документов
- Бланк энергопаспорта, XLS
- Бланк энергопаспорта здания, XLS
- Бланк энергопаспорта проекта здания, XLS
- Бланк отчета, DOC
- Программа энергосбережения
- Энергодекларация
- Методические материалы
- Вопрос-ответ
- Калькуляторы
Паспортизация зданий при проведении энергоаудита
- Федеральные законы
- Постановления Правительства
- Распоряжения Правительства
- Приказы министерств и ведомств
- ГОСТы и стандарты
- Прочие документы
- 09.03.2022. Комитет Государственной Думы по энергетике проведет «круглый стол» на тему «Законодательное регулирование повышения энергоэффективности для целей низкоуглеродного развития экономики»
- 09.03.2022. Путин утвердил мораторий на штрафы для энергокомпаний, не установивших умные счетчики
- 25.02.2022. Заседание рабочей группы по подготовке Госсовета по вопросу об энергосбережении и повышении энергоэффективности в России
- 17.02.2022. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации за 2020 год
- 14.02.2022. Андрей Белоусов провел совещание с бизнес-сообществом по плану реализации Стратегии низкоуглеродного развития РФ
- 09.02.2022. Правительством РФ утверждены правила предоставления Фондом ЖКХ льготных долгосрочных займов в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств ФНБ
- 31.01.2022. Внесены изменения в закон о водоснабжении и водоотведении
- 25.01.2022. Минстрой России утвердил изменения к своду правил о котельных установках
- 21.01.2022. Правительство РФ уточнило тарифное регулирование в сфере теплоснабжения ЖКХ
- 17.01.2022. С 1 января в России будут устанавливать только ИСУ электроэнергии
- Допуск СРО (свидетельства)
- Реестр СРО-Э России
- Реестр энергопаспортов
- Извещения Минэнерго России о регистрации энергопаспортов
- 05.08.2020. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в Минэкономразвития России (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти)
- 16.01.2019. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
- 15.01.2019. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
- 29.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
- 25.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
- 17.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
- 10.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
- 05.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
Энергетический паспорт составляется по результатам энергоаудита энергетического обследования предприятия или анализа проектной документации на здание и в определенной законодательством форме отражает показатели энергоэффективности и является официальным документом.
Энергопаспорт предприятия отражает баланс используемых ТЭР, а также несет информацию об эффективности потребляемых энергоресурсов предприятием или организацией и планируемых организационно-технических мероприятиях по улучшению эффективности потребления ТЭР. Этот документ позволяет определить в каком техническом состоянии находится здания или энергоемкое оборудование. В паспорт могут быть добавлены мероприятия и рекомендации по энергосбережению, которые заказчик планировал провести, но в бюджет не было повода внести.
Энергетические паспорта можно условно классифицировать на:
- а) паспорт энергоснабжающих организаций;
- б) энергетический паспорт зданий, административных или жилых объектов;
- в) энергопаспорт промышленных предприятий, с затратами на энергоснабжение более 10 млн. руб..
Энергопаспорт является обязательным документом для всех государственных учреждений, энергоснабжающий и ряда коммерческих предприятий, в соответствии с требованиями федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности № 261-ФЗ от 23 ноября 2009г.
По упрощенной форме энергетический паспорт оформляется на вновь построенные и реконструируемые промышленные объекты, жилые и административные здания. Росгосстрой с начала 2014 года для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требует предъявить правильно оформленный энергетический паспорт, отчет о тепловизионном обследованиии и расчет кратности воздухообмена.
Большим плюсом оформления энергетического паспорта на здание являются налоговые льготы на имущество организаций для вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (класс энергоэффективности B и выше).
Ваша организация уже получила письмо из Ростехнадзора об обязательном энергетическом обследовании?
В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 19.04.2010 г. N 182, а так же Постановлением Правительства РФ от 25.01. 2011 г. № 19 создание и передача энергопаспортов должна проходить в электронном формате xml с использованием ЭЦП (электронная цифровая подпись). Надзор за отсутствием/наличием паспорта в электронном реестре Министерства энергетики будет осуществляться инспекцией Ростехнадзора. Энергетический паспорт любого предприятия, согласованный в СРО с регистрацией в МинЭнерго, появится в электронном виде в реестре министерства только после проведенного энергоаудита. Поэтому проведения энергоаудита не миновать тем предприятиям и организациям, кому это предписано делать в обязательном порядке.
- Согласно Статьи 9.16 № 261-ФЗ на юридических лиц может быть наложен административный штраф от 50 до 100 тыс. руб., а на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. за несоблюдение организациями с участием муниципального образования или государства или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения.
- Согласно этой же статьи на юридических лиц может быть наложен штраф до 10 тыс. руб., а на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. за игнорирование требования о представлении копии энергопаспорта, составленного по результатам обязательного энергетообследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
- Готовые решения, электростанции
- Солнечная энергия
- Аккумуляторы
- Инверторы, ИБП, преобразователи
- Стабилизаторы напряжения
- Ветрогенераторы
- Зарядные устройства
- Топливные генераторы
- Светодиодные и УФ лампы
- Газовое оборудование
- Водоснабжение
- Электро и бензоинструмент
- Электропастухи и электроизгороди
- Уборочное оборудование
- Бактерицидные рециркуляторы
Энергетический паспорт – это свидетельство, разработанное на основе проектных данных или фактических измерений. Он обязателен как для вновь построенных объектов, так и для уже эксплуатируемых зданий. Энергопаспорт входит в пакет отчетных документов после реконструирования или капитального ремонта. Данный документ вступает в действие после прохождения регистрации в саморегулируемой организации (СРО).
Необходимость документа, в котором содержится полная информация о показателях расходования энергоресурсов и указывается класс энергоэффективности МКД, установлена законодательно. Федеральный закон №261-ФЗ от 23.11.2009, регулирует энергосбережение и энергетическую эффективность, в том числе в жилищной сфере. Этим законом установлен регламент паспортизации МКД на предмет потребления всех видов энергии.
Кому нужен энергетический паспорт?
Соответствие нормативным показателям в сфере энергопотребления определяет качество эксплуатации многоквартирных домов и успешность работы управляющих компаний. Ориентируясь на них, организации ЖКХ осуществляют контроль над потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), а также оптимизирует их использование с помощью мероприятий по энергосбережению.
Приказ №400 Минэнерго от 30.06.2014 определяет порядок сбора данных, проведения анализа и разработку паспорта. Достоверность и точность данных, указанных в документе, имеют определяющее значение.
Фонд содействия реформированию (ФСР) жилищно-коммунального хозяйства предоставляет управляющим компаниям возможность проведения капитального ремонта МКД за счет средств Фонда. С этой целью выполняется энергетическое обследование дома до и после ремонтных работ. По результатам энергоаудитор разрабатывает паспорт энергосбережения жилого дома. Документ является обязательным условием для включения в программу ремонта. По окончании работ необходимо подтвердить в ФСР ЖКХ, что класс энергопотребления улучшен в результате проведенных мероприятий.
Заказ и выбор компании для оформления энергопаспорта многоквартирного дома – осуществляет управляющая компания. Она заключает договор с организацией-членом СРО, которая проводит энергетическое обследование. Компания энергоаудитор должна иметь в своём штате квалифицированных специалистов, способных грамотно провести сбор и анализ показателей энергопотребления.
Обязательным является оформление энергопаспорта на юридическое лицо. Без этого – оформление невозможно. Исключение составляет случаи, когда паспорт оформляется на собственника помещения, которое только предстоит ввести в эксплуатацию.
Статья 15 закона №261 регламентирует процесс паспортизации обследуемого объекта по итогам проведенного энергоаудита. Согласно регламенту, образец энерго паспорта должен включать в себя:
- данные об объемах потребляемых энергоресурсов
- сведения об оснащенности приборами учета для определения величины, используемых ТЭР
- показатели энергоэффективности МКД
- параметры энерго потерь при передаче ТЭР и воды
- рассчитанный потенциал электро сбережения, а именно возможная экономия потребляемых электро ресурсов, в натуральном выражении
- информацию о мерах, направленных на повышение эффективности энергопотребления и энергосбережения, включая их стоимостное выражение
- рекомендации по повышению уровня энергосберегающих мероприятий
Организации ЖКХ, управляющие двумя и более МКД, оформляют единый энергопаспорт на все дома, обслуживаемые УК.
Паспорт энергосбережения считается действительным на протяжении пяти лет. По истечении этого срока проводиться повторный энергоаудит, по результатам которого составляется документ, действующий следующие пять лет. В разработке нового документа могут быть использованы актуальные сведения, из предыдущего образца.
Энергетический паспорт здания — что это такое?
Статья 9.16 ФЗ №261 определяет взыскания за несвоевременное проведение энергетического обследования жилого объекта. Эксплуатация МКД без энергопаспорта влечет за собой:
административный штраф на физлицо, занимающее руководящую должность в УК – от 10 до 15 тысяч рублей;
штраф от 10000 до 50000 рублей – для лиц, занимающихся предпринимательством без образования юридического лица;
штраф от 50000 до 250000 – для юридического лица.
Чтобы штрафы не стали реальностью, следует внимательно изучить ФЗ-261 и действовать в соответствии с установленными в нем нормами. УК, на балансе которых есть котельные или другие объекты повышенной опасности, участвующие в обеспечении энергоресурсами обязаны предоставлять энергетический паспорт при проведении проверок Ростехнадзора.
Паспортизация жилых домов проводится с целью установления соответствия показателей энергоэффективности и энергосбережения установленным стандартам. Параметры, указанные в паспорте, определяются энергетическим обследованием, проводимым компанией-аудитором. Потери отражаются на каждом жильце, осуществляющем платежи за коммунальные услуги. Именно в энергопаспорт отражает, что надо исправить, чтобы оптимизировать стоимость платежей за все виды энергии.
Энергопаспорт необходим для ввода в эксплуатацию зданий:
- вновь возведенных;
- подвергшихся реконструкции;
- прошедших капитальный ремонт.
Документ не оформляется на культовые, временные и прочие сооружения, которые указаны в статье 11 федерального закона № 261-ФЗ.
Для получения энергопаспорта здания необходимо заключить договор с лицензированной организацией, обладающей членством СРО в сфере энергоаудита. Процесс оформления запускается после предоставления разделов проектной документации, связанных с инженерными системами, энергетической эффективностью и архитектурной частью здания.
Составление паспорта здания также опирается на результаты энергоаудита, как правило, подразумевающего:
- тепловизионное обследование для выявления скрытых нарушений и конструкционных недочетов;
- контроль и замеры кратности воздухообмена для присвоения объекту класса воздухопроницаемости в соответствии с ГОСТ 31167-2009.
После согласования, подготовленная отчетность направляется на экспертизу в СРО. Если экспертное заключение положительное, СРО присваивает энергетическому паспорту индивидуальный номер и отправляет документ в Минэнерго РФ для внесения в единый реестр.
Энергетический паспорт здания остается действительным в течение 5 лет, что совпадает с периодичностью обязательного обследования.
Содержимое документа
Энергопаспорт здания, помимо общих сведений о проекте и его назначении, должен содержать:
- Теплоизоляционные характеристики (воздухопроницаемость, теплопередача);
- Расчетные показатели, исходящие из количества квартир, жильцов, высоты этажей, площади помещений, энергетических нагрузок и прочих энергетических расходов;
- Оснащенность здания и квартир приборами учета;
- Описание и характеристики внешних ограждающих конструкций (стены, окна, балконные и входные двери).
Паспортизация зданий входит в стандартный набор услуг по энергоаудиту. Пренебрежительное отношение к энергопаспорту влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные ст. 9.16 КоАП РФ, которые могут варьироваться от 20 до 600 тысяч рублей.
К нарушениям относят:
- отсутствие документа или его копии;
- несоблюдение требований по оснащенности приборами учета и периодичности проведения обследования;
- нарушение проведения энергосберегающих программ.
Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями технических регламентов: Федерального закона «О техническом регулировании» [1], Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [2], Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» [4].
Стандарт разработан также с учетом основных положений документов Европейской организации по стандартизации (СЕН). В настоящем стандарте приводятся методики расчета годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, на основании которых в СП (EN ISO 13790:2008) «Энергетическая эффективность зданий. Расчет потребления тепловой энергии для отопления, охлаждения, вентиляции и горячего водоснабжения» рассчитаны базовые и нормируемые по годам строительства показатели энергетической эффективности жилых и общественных зданий различного назначения для всего диапазона регионов России, также приведенные в этом стандарте для оценки энергетической эффективности здания, для которого составляется паспорт.
В соответствии с п.7 Правил установления требований энергетической эффективности, утвержденных постановлением N 18, к нормируемым показателям, по которым устанавливается класс энергоэффективности, относится «суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельной строкой». Последнее потому, что на стадии разработки проектной документации строящегося или капитально ремонтируемого здания только по рассчитанному расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период можно наиболее достоверно оценить достаточность принятой теплозащиты наружных ограждений запроектированного здания и соответствие проекта современным требованиям энергетической эффективности, поскольку теплопотребление на горячее водоснабжение слишком субъективно, зависит от индивидуальных привычек и пристрастий жителей.
Но в том же пункте говорится, что «к показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относится показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды», который включает освещение и лифты, затраты электрической энергии на системы инженерного оборудования, в том числе центрального кондиционирования. Однако нигде не указывается, что этот показатель нормируемый, как перечисленные ранее на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, и о нем нигде не упоминается при определении классов энергетической эффективности.
Поэтому, в рассматриваемом стандарте приводится методика расчета удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды, и результаты расчета вносятся в энергетический паспорт, как информативные. По мере накопления определенного опыта в нормировании электрического энергопотребления на общедомовые нужды здания и установления объективного коэффициента пересчета между электрическим и тепловым киловатчасом, можно будет включить этот показатель при нормировании по удельному годовому расходу первичной энергии, что предполагается в будущем п.16 тех же Правил. В данном стандарте также приводится методика расчета удельного годового расхода электрической энергии на освещение и пользование электроприборами в квартирах, а также в общественных зданиях в зависимости от их назначения и плотности заполнения людьми.
Настоящий стандарт включает методику определения классов энергоэффективности проектируемого здания в зависимости от отклонения рассчитанного при составлении энергетического паспорта показателя тепловой энергоэффективности проекта здания, представляющего удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию за нормализованный отопительный период, от нормируемого базового значения, соответствующего нормальному классу «D». В данном стандарте приводится уточненная по сравнению с приказом Минрегионразвития РФ от 08.04.2011 г. N 161 «Об утверждении правил определения классов энергетической эффективности…», таблица классов энергоэффективности зданий, соответствующая по обозначениям общеевропейской классификации.
1.1 Настоящий стандарт устанавливает порядок расчета показателей энергетического паспорта проекта жилых и общественных зданий, методики определения годовых расходов энергии и ресурсов для установления класса энергетической эффективности.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 51387-99 Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Общие положения
ГОСТ Р 53905-2010 Энергосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 54860-2011 Теплоснабжение зданий. Общие положения методики расчета энергопотребности и эффективности систем теплоснабжения
ГОСТ Р 54862-2011 Энергоэффективность зданий. Методы определения влияния автоматизации, управления и эксплуатации здания
ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
ГОСТ 31168-2003 Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление
ГОСТ 31427-2010 Здания жилые и общественные. Состав показателей энергоэффективности
ГОСТ 12.1.005-88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
СП 30.13330.2011* Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 30.13330.2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СП 50.13330.2012 Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003
СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87
СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*
СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003
СП 55.13330.2011 Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001
СП 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001
СП 60.13330.2012 Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003
СП 118.13330.2011* Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51387, ГОСТ Р 53905, ГОСТ Р 54860, ГОСТ Р 54862, ГОСТ 31168, ГОСТ 31427, СП 50.13330, СП 60.13330, СП 118.13330, СП 23-101, СП (EN ISO 13790:2008), СП (EN 15217:2007).
Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ).
Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).
Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.
Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 №261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.
Энергетический паспорт и тепловизионная диагностика
В 2021 году программа энергосбережения должна соответствовать требованиям следующих НПА:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 г. № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 г. № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
-
Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 г. № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды»
-
Приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»
-
Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:
-
расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации
-
предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР
-
составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398
-
составление сводной таблицы целевых показателей энергосбережения на каждое здание по формам эксель АУ «Центр Энергосбережения» Минпромэнерго Чувашии (письмо Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики от 12.02.2021 г. № 05/07-451) – при необходимости
Программа энергосбережения в 2021 году, выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30 июня 2014 г. № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15 июля 2020 г. № 425, представляет собой довольно объемный документ (40-50 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения в 2021 году возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.
Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу, произведут требуемые расчеты, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий для УК, ТСЖ и многоквартирных домов и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.
-
Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 г. № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»
-
Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 г. № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»
Энергопаспорт и отчет будут зарегистированы с присвоением номера в СРО ЭНЕРГОАУДИТОРОВ и МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ.
Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).
-
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»
-
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
-
Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»
Программа энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларация.
ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» осуществляет весь комплекс работ по энергетическому обследованию, включая различные виды инструментальных обследований, с составлением по результатам обследования энергетического паспорта (энергопаспорта), программы энергосбережения, энергодекларации.
Энергетический паспорт здания (Энергопаспорт)
- Энергетический паспорт (энергопаспорт)
- Энергопаспорт предприятия или промышленного объекта
- Энергопаспорт организации или учреждения
- Энергопаспорт жилого дома для управляющей компании, ТСЖ
- Энергопаспорт здания (сооружения)
- Составление энергопаспорта
Энергетическое обследование МКД призвано определить и устранить причины потерь энергоресурсов в подъездах и квартирах собственников помещений в данном доме. Тепло из домов может утекать через не утепленные кровельные перекрытия, оконные трещины, старые двери и холодные, сырые подвальные помещения. Знание источника утечки тепла поможет принять меры по его устранению.
Мероприятия по повышению энергоэффективности МКД позволят сэкономить расходы на использование энергоресурсов каждым собственником помещений в жилом доме.
В энергопаспорте содержится:
- информация о состоянии энергохозяйства и уровне контроля за расходом ТЭР;
- общие сведения о балансе основных систем, потребляющих энергию;
- технические данные о промышленном оборудовании (КПД, степень износа, время работы и т.д.);
- информация об используемых на предприятии приборах учета.
Энергетический паспорт предприятия составляется после проведения энергетического обследования на основании существующего проекта. После оформления энергетический паспорт проходит согласование в СРО и с Заказчиком, а затем регистрируется в Министерстве энергетики.
Организации проще получить энергетический паспорт путем сотрудничества с аудиторской фирмой. Обычно, процедура обследования занимает от 2 месяцев до полугода. Такой срок объясняется необходимостью выполнения экспертиз и сложных расчетов.
Экономия тепловой энергии
- При производстве
- При транспорте
- При потреблении
Экономия электрической энергии
- При производстве
- При транспорте
- При потреблении
Экономия воды
- При водозаборе
- При транспортировке
- При потреблении
Экономия топлива
- При производстве электрической энергии
- При производстве тепловой энергии
Учет
- Воды
- Газа
- Тепловой энергии
- Электрической энергии
Энергетические обследования (энергоаудит), составление энергетических паспортов
- Энергетические обследования (энергоаудит)
- Энергетические паспорта
Возобновляемые источники энергии
- Тепловой энергии
- Электрической энергии
Экология, транспорт, пропаганда
- Экология, транспорт, пропаганда
Энергетический паспорт зданий, предприятий
Объект внедрения
- Административные и общественно-бытовые здания и сооружения
- Квартиры
- Учреждения социальной сферы (школы, больницы, детские сады и т.д.)
- Тепловые сети, в т.ч. системы ГВС
- Некапитальные, легковозводимые временные сооружения, в т.ч. торговые
- Общедомовые системы, в.т.ч. многоквартирных домов
- Котельные, РТС, КТС, ТЭЦ
- Лифтовое хозяйство
- Частные дома
- Подстанции, электрические сети
- Насосные станции
- Прочее
- Промышленность
- Системы освещения
В случае отсутствия энергетического паспорта у предприятия ответственность несут как должностные лица так и само юридическое лицо. Сумма штрафа составляет от 50 до 250 тыс. рублей. И штрафы придется платить до тех пор пока энергопаспорт не будет сделан. После первой проверке, выявившей это нарушение налагается первый штраф в сумме 50 тыс.руб. на юридическое лицо и 10 тыс.руб. на должностное лицо, ответственное за энергетическое хозяйство предприятия. Так же выписывается предписание устранить нарушение в течение 3-х месяцев. По истечению этого срока если энергопаспорт не был сделан накладывается более высокий штраф от 100 до 250 тыс. руб. и на должностных лиц до 15 тыс. руб. А если учесть тот факт, что, составление энергетического паспорта обойдется предприятию всего в 20 — 50 тыс. рублей (в зависимости от размеров самого предприятия), то даже первый штраф не стоит того, чтобы его ждать и надеяться, что пронесет в этот раз.
Более подробно про штрафы в зависимости от типа предприятия:
- Статья 9.16, пункт 8, ФЗ №261 — непредоставление результатов энергетического обследования
- на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 50 тысяч до 250 тысяч рублей.
- Статья 9.16, пункт 8, ФЗ №261 — непредоставление копии энергопаспорта
- на должностных лиц в размере 5 тысяч рублей;
- на юридических лиц — 10 тысяч рублей.
- Сатья 9.16, пункт 9, ФЗ №261 — нарушение для государственного или муниципального предприятия
- на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Энергетический паспорт выдается предприятию на 5 лет
Утвержденный бланк энергетического паспорта предприятия содержит 34 приложения, которые описывают все возможные варианты и большинство организация используют лишь малую часть из них. К примеру, приложение с 14 по 19 предназначены для организаций, работающих в сфере транспортировки энергоресурсов (таких как теплосети).
Согласно закону, данный документ должен содержать информацию, касающуюся любого аспекта энергетики определенного объекта (-ов):
- показатели энергетической эффективности и энергосбережения;
- устройствах, которыми оснащено здание;
- объем потребляемых энергоресурсов и его изменении;
- список действий, призванных повысить показатели энергетической эффективности и максимально уменьшить количество потребляемых энергоресурсов здания.
Энергопаспорт можно оформить как на отдельно взятое здание (частный или многоквартирный дом), так и на целый перечень (комплекс предприятий единой организации). Во втором случае будет составлен один паспорт сразу на все объекты (включая транспортные средства), подконтрольные организации.
При окончании строительства нового здания или капитального ремонта должно быть проведено энергообследование, а полученные данные занесены в нужный документ. Без выполнения этого шага объект невозможно ввести в эксплуатацию. Если объект уже используется, то оформлять на него паспорт не нужно, т.к. это запрещено на законодательном уровне.
Проведение энергетического обследования обязательно для:
- организаций, потребление электричества которых в переводе на денежный эквивалент превышает 50 млн. рублей;
- зданий, ведущих регулируемый вид деятельности (отвечающие за снабжение других объектов водой и электричеством, управляющих компаний и крупных жилых комплексов — многоквартирных домов).
В большинстве остальных случаев оформление энергетического паспорта здания может осуществляться в добровольном порядке. Небольшое исключение — государственные учреждения. Они имеют право выбирать — оформить паспорт или же энергодекларацию. Однако второй вариант более кропотливый и трудоемкий, т.к. должен обновляться раз в год. Также он имеет еще массу других изъянов.