Объектом финансового контроля являются -ется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объектом финансового контроля являются -ется». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

13.1. Цели и задачи финансового контроля
13.2. Формы и методы финансового контроля
13.3. Органы государственного финансового контроля
13.4. Счетная палата как орган финансового контроля
13.5. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета
13.6. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Вопросы для самопроверки
Литература

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Финансовый контроль: понятие, значение и задачи

Важным элементом бюджетного процесса является государственный и муниципальный финансовый контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.

Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике.

Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны.

Финансовый контроль призван обеспечивать решение следующих задач:

  • обеспечение правильности составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
  • соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
  • эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
  • выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии бюджетных средств;
  • реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
  • пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;
  • улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако помимо этого он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т. п.

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется на:

  • предварительный контроль, который проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
  • текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
  • последующий контроль — это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

Субъекты контроля могут быть различными.

В их число входят:

  • органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы);
  • контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств;
  • финансово-экономические службы предприятий и организаций;
  • аудиторские фирмы;
  • неправительственные организации;
  • граждане страны как налогоплательщики.

Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • внутрихозяйственный;
  • независимый;
  • другие.

Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.

Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

1) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

2) обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

3) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации — его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина — Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет.

Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;
  • контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Хотя Счетная палата образована парламентом и подотчетна ему, при решении возложенных на нее задач она обладает организационной и функциональной независимостью. Она обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта работа включает в себя:

  • оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам;
  • анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе;
  • подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства;
  • подготовку заключений по исполнению федерального бюджета отчетного года и их представление в Федеральное Собрание;
  • подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.

Важнейшими направлениями работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.

Контрольно-ревизионная деятельность осуществляется в следующих формах:

  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью;
  • определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в бюджет доходов от госсобственности;
  • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов;
  • контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга РФ.

Счетная палата проводит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, если они:

  • получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
  • используют федеральную собственность либо управляют ею;
  • имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.

Все названные субъекты обязаны предоставлять информацию, необходимую для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные аудиторские фирмы и отдельных экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.

При выполнении своих служебных обязанностей инспекторам Счетной палаты предоставлены следующие права:

Разбираемся с видами и формами финансового контроля

Завершающей стадией бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета, его рассмотрение и утверждение законодателями. В конце каждого года министр финансов издает распоряжение, в соответствии с которым начинается подготовка отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Отчет составляется казначейством в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении закона о бюджете. Исходными данными для него служат отчеты главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств составляют свои годовые отчеты, в которых отражается информация об их доходах и расходах, выполнении заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, использовании выделенных субвенций, бюджетных кредитов и ссуд, а также закрепленного за ними государственного имущества. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании бюджетных средств, выделенных им по госзаказам. Отчеты по всем подведомственным учреждениям сводятся и обобщаются главными распорядителями.

Отчет об исполнении федерального бюджета за истекший год утверждается в форме закона. Для этого он должен быть представлен Правительством в Государственную Думу не позднее 1 июня следующего года. В этот же срок законопроект должен быть направлен в Счетную палату для подготовки заключения. Одновременно с ним в Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов, а также ряд других материалов:

  • отчет о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • отчет Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, кредитов;
  • отчет Министерства финансов о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ;
  • отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества;
  • сводные отчеты о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
  • сводные отчетные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • реестр федеральной собственности на начало и конец года;
  • отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на начало и конец года;
  • отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

В течение полутора месяцев после того, как отчет был направлен в Думу, Счетная палата проводит его проверку. При этом используются материалы контрольно-ревизионной деятельности. Итогом работы Счетной палаты является заключение по отчету Правительства об исполнении федерального бюджета, которое включает в себя:

  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов и каждому главному распорядителю, в котором отражаются суммы расходов по целевому назначению и факты нецелевого использования средств. Если часть средств была израсходована нецелевым образом, в заключении указывается, кто из руководителей организации принял такое решение, а также кто из должностных лиц казначейства допустил осуществление платежа;
  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов и каждому главному распорядителю, по которым допущено расходование средств сверх утвержденных ассигнований или сверх бюджетной росписи;
  • заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных законом о бюджете или бюджетной росписью;
  • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и ссуд; заключения по фактам предоставления кредитов и ссуд с нарушением закона;
  • анализ предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям; заключения по фактам незаконного их предоставления; расследование случаев, в которых такие обязательства исполнялись за счет средств бюджета;
  • анализ бюджетных инвестиций и заключенных договоров с точки зрения соблюдения государственных интересов; заключения по фактам незаконного предоставления инвестиций;
  • анализ выполнения заданий по предоставлению государственных услуг, соблюдения установленных для них нормативов финансовых затрат.

После того, как заключение Счетной палаты было направлено в Думу, нижняя палата парламента начинает рассматривать отчет об исполнении федерального бюджета. Продолжительность его рассмотрения определена Бюджетным кодексом и составляет полтора месяца.

Государственная Дума заслушивает:

  • доклад руководителя Федерального казначейства;
  • доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
  • доклад Генерального прокурора о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
  • доклад Председателя Счетной палаты.

Могут быть также заслушаны доклады руководителей высших органов судебной власти о том, какие бюджетные споры и нарушения бюджетного законодательства рассматривались судами в отчетном году.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пени;
  • иные меры в соответствии с федеральными законами.

Основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются:

  • неисполнение закона о бюджете;
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
  • несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
  • несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
  • несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
  • несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
  • несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
  • несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  • несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
  • отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК;
  • несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
  • финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
  • финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
  • несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
  • несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом;
  • открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Министерство финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в судах;
  • несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
  • иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета:

  • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек;
  • списывать в бесспорном порядке суммы процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
  • взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки;
  • списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов:

Проверка предполагает осуществление мероприятий, направленных на выявление фактов нарушения организацией норм управления денежными средствами. Она носит достаточно комплексный характер и может предполагать задействование широкого спектра дополнительных методов.

Сущность второй процедуры, формирующей финансовый контроль либо являющейся его составной частью, — анализа — заключается вобнаружении не только фактов нарушений в процедурах управления финансами предприятия, но и причинно-следственных связей, обуславливающих возможные отклонения в финансовой деятельности проверяемой организации от установленных норм. Анализ в рамках финансового контроля характеризуется рассмотрением процессов управления финансами на предельно низком уровне максимально локализовано.

Обследование, в свою очередь, направлено не на выявление фактов нарушения норм управления финансами, а на своевременный поиск причин, их обуславливающих.

Наблюдение — «облегченный» вариант обследования, предусматривающий обнаружение причин, обуславливающих нарушения в управлении финансами, однако не по причине акцентированного их поиска, как при обследовании, а в силу того, что они становятся очевидным образом заметными при общем ознакомлении с деятельностью объекта контроля.

Рассмотрим несколько простых примеров задействования тех или иных методов финансового контроля.

Пример 1. Метод проверки и анализа

Аудиторская фирма «Партнер» стала проверять первичные документы ООО «Мастер» и выявила методом проверки, что таковые составлены сприменением некорректных бланков. Посредством анализа было выявлено, что причина тому — использование устаревшей бухгалтерской программы, вкоторой прописаны утратившие силу формы бланков.

Пример 2. Метод обследования

Аудиторская фирма «Инвестор» стала проверять первичные документы ООО «Кутюрье». Спомощью метода обследования инфраструктуры и ПО, используемых фирмой, было выявлено, что на компьютерах проверяемой организации установлена устаревшая бухгалтерская программа, вследствие чего стало очевидно, что бланки первички, созданные с ее помощью, составлены неправильно.

Пример 3. Метод наблюдения

Эксперт аудиторской фирмы «Инвестор», получив в распоряжение главный бухгалтерский ПК ООО «Печатник», увидел на рабочем столе операционной системы значок программы бухучета в версии 4.0, в то время как актуальной уже давно стала версия программы 12.0, и сразу уведомил бухгалтерию отом, что ПО устарело, и бланки первички заполняются, таким образом, некорректно.

Полезно будет рассмотреть ключевые функции финансового контроля как экономического института. Ключевыми можно назвать следующие функции:

  • правоохранительную;
  • профилактическую;
  • корректирующую;
  • аналитическую.

Что касается первого пункта, здесь финансовый контроль выступает в качестве инструмента по выявлению нарушений законодательства (бюджетного, налогового, административного, гражданского, корпоративного). Таким образом, проверяющая организация содействует защите прав тех субъектов, которые могут пострадать в силу допущенных объектом контроля недоработок в части следования нормам соответствующей отрасли права.

Подробнее о налоговом контроле, который является одним из наиболее масштабных типов финансового контроля, читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

В свою очередь в рамках профилактической функции финансовый контроль может предупреждать последствия нарушений норм законодательства в указанных отраслях права, если те или иные недоработки, допущенные проверяемой организацией, удастся выявить еще до того, как юридически значимые действия по управлению финансами будут осуществлены соответствующим субъектом.

Корректирующая функция предполагает задействование финансового контроля как инструмента, стимулирующего необходимые изменения в политике управления денежными ресурсами проверяемой организации. Контролирующий орган выявляет недоработки в данной области, после чего объект финансового контроля принимает меры по их устранению и корректирует, таким образом, свою систему управления финансами.

Аналитическая функция финансового контроля предполагает выявление причин и закономерностей, которые приводят к нарушениям объектами контроля норм законодательства в части управления финансовыми ресурсами.

Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:

  • те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
  • те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.

Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:

  • корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации;
  • инфраструктуры системы управления финансами ворганизации;
  • компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
  • соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
  • фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств.

В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:

  • проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
  • анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;
  • оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации).

Рассмотрим еще один полезный аспект финансового контроля.

Финансовый контроль – что это и как проводится

Экономическое значение финансового контроля можно проследить в таких аспектах, как:

  • стимулирование стремления объектов контроля к обеспечению законности процедур управления финансами;
  • оптимизация структуры управления капиталом в коммерческой фирме либо в бюджетной организации — как результат, повышение эффективности работы соответствующих субъектов;
  • содействие решению системных экономических задач государства и общества — с точки зрения стабильности налоговых платежей в бюджет государства или муниципалитета, обеспечения занятости граждан, развития рыночных отношений.

Таким образом, институт финансового контроля имеет большое значение как для экономики государства, так и для локальных хозяйственных систем — бюджетных и коммерческих.

Рассмотрев понятие и значение финансового контроля, изучим специфику 2 его масштабных разновидностей — государственного и муниципального контроля.

Существует 2 основных подхода к пониманию государственного финансового контроля.

Во-первых, под таковым можно понимать деятельность госструктур, выполняющих проверку юридически независимых от проверяющего органа субъектов. Таковыми могут быть как государственные структуры, так и частные.

В первом случае особенность государственного финансового контроля будет заключаться в том, что его субъекты выясняют, насколько соответствует установленным нормам деятельность проверяемой организации по управлению главным образом бюджетными средствами. Но в тех случаях, когда бюджетная организация осуществляет предпринимательскую деятельность (например, если речь идет об автономном учреждении), предметом финансового контроля может быть также и управление внебюджетными средствами.

Подробнее о примечательных нюансах бухотчетности в автономных и иных госучреждениях читайте в статье «Составляем план счетов бюджетного учета— образец-2020».

Если объект контроля — частная фирма, то проверка может быть связана с выявлением нарушений тех или иных норм законодательства, которые имеют отношение к коммерческой деятельности проверяемой организации, например, в части налогообложения и отчетности.

Во-вторых, государственный финансовый контроль может осуществляться в отношении юридически зависимых от проверяющего органа структур. Он предполагает осуществление проверки деятельности какого-либо подразделения ведомства или органа в целом штатными специалистами либо направляемыми вышестоящим органом. В этом случае речь чаще всего идет о проверке эффективности расходования бюджетных средств, но если коммерческая деятельность предусмотрена для той или иной госорганизации, то в рамках проверки исследуется также корректность ее осуществления.

Государственный финансовый контроль может также классифицироваться, исходя из сферы экономической деятельности. Например, проверки могут быть налоговыми, таможенными, денежно-кредитными и т.д.

Государственный финансовый контроль осуществляется преимущественно посредством проверок, то есть действий, направленных на выявление фактов нарушения норм законодательства, регулирующего управление финансами. Государственные проверки подразделяются на 2 категории — камеральные и выездные.

Проверки первого типа предполагают осуществление сотрудниками проверяющей госструктуры необходимых действий в пределах места нахождения соответствующего органа. Выездные проверки предполагают осуществление необходимых действий по месту нахождения проверяемой организации.

Какие источники права из числа действующих в РФ регулируют государственный финансовый контроль? Главными из них можно назвать:

  • Бюджетный кодекс РФ, в частности, главу 26;
  • указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095.

Первый источник права определяет:

  • виды государственного, а также муниципального финансового контроля, осуществляемые в РФ;
  • объекты финансового контроля;
  • методы финансового контроля;
  • полномочия органов финансового контроля;
  • специфику и источники официального документооборота между субъектами и объектами контроля.

Указ Президента № 1095 — это фактически единственный принятый на федеральном уровне НПА, закрепляющий на официальном уровне институт государственного финансового контроля и определяющий основные органы, которые являются его субъектами. В частности, речь идет о таких структурах, как Счетная палата, Центробанк, Минфин.

Отметим, что указ № 1095 устанавливает, что государственный финансовый контроль может осуществляться любыми органами, компетентными ввопросах поступления и расходования денежных средств в рамках национальной бюджетной системы.

Особенность государственных проверок состоит в том, что по их итогам сотрудниками проверяющей инстанции оформляется акт, в соответствии скоторым в адрес организации, являющейся объектом финансового контроля, может быть направлено постановление либо предписание.

В чём их особенности?

В соответствии с п.2 ст.270.2 БК РФ под представлением следует понимать документ, выданный органом финансового контроля, в котором отражаются:

  • информация о нарушениях норм бюджетного законодательства и иных НПА, касающихся бюджетных процессов, которую проверяемая компания должна рассмотреть в течение 30 дней либо срока, определенного в документе;
  • требования о принятии проверяемой организацией мер по устранению выявленных недоработок, а также причин и условий, повлиявших на их возникновение.

В соответствии с п.3 ст.270.2 БК РФ под предписанием понимается источник, в котором фиксируются требования об устранении организацией допущенных нарушений норм бюджетного права, а также, если это предполагается из результатов проверки, — требования о возмещении компанией ущерба государству, нанесенного объектом проверки вследствие допущенных нарушений бюджетного законодательства.

Если проверяемая организация не исполнит предписание органа государственного контроля, касающееся возмещения ущерба, то соответствующая проверяющая структура вправе обратиться в суд с иском овзыскании возмещения — таковы положения п.4 ст.270.2 БК РФ.

В классификации ФК по видам предусмотрено несколько групп. Рассмотрим основные виды в таблице:

Наименование группы

Подвиды ФК

По контролирующим субъектам

  • государственный (региональный, муниципальный);
  • внутрихозяйственный (внутрифирменный);
  • внутриведомственный (внутрисистемный);
  • общественный;
  • аудиторский (независимый)

По объектам проверки

  • бюджетный;
  • налоговый;
  • таможенный;
  • валютный;
  • инвестиционный;
  • кредитный;
  • прочее

По обязательности

  • обязательный (предусмотрен законодательными актами или определен соответствующим решением контролирующих органов);
  • инициативный (проводится по инициативе объекта проверки)

Основными формами финансового контроля являются группы, классифицированные по времени проведения:

  1. Предварительный ФК проводится до совершения какой-либо операции по формированию, распределению или исполнению денежных средств. Данная форма является предупредительной, так как позволяет не допустить нарушений действующего законодательства, а также соблюсти целевую направленность.
  2. Текущий ФК — форма, проводимая на этапе совершения операций финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Проведение текущего ФК позволяет исключить неисполнение поставленных обязательств.
  3. Последующий ФК. Проводится по окончанию всех денежных и хозяйственных операций, позволяет выявить совершенные правонарушения, определить соблюдение целевого характера и законности осуществленных действий.

Виды и методы финансового контроля имеют прямую взаимосвязь, так как невозможно обеспечить объективные и полноценные проверки проведения методического анализа.

Финансовый контроль – проверка финансовых операций на соответствие нормам законодательства и интересам собственников. Проверяющий буквально разбирает компанию на винтики: ему доступны все документы, физические объекты предприятия и произведенные товары, общение с любым сотрудником.

Если документы были составлены с нарушением «норм законодательства», то ревизор обязательно это фиксирует. Если качество продукции не соответствует «интересам собственников» и ГОСТу, то он не может это игнорировать. Его принципы:

  • законность. Финансовый контроль – регулируемая государством деятельность (Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»; Федеральный закон от 1 августа 2001 г. № П9-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и др.);
  • объективность. Проверка осуществляется научными методами и строго по форме;
  • независимость. Проверяющий не обслуживает интересы конкретного лица, он смотрит за общей законностью и эффективностью финансовой деятельности компании для участников;
  • гласность. К результатам проверки должны получить доступ все заинтересованные лица.

Цель финансового контроля – удостоверится, что та или иная организация функционирует правильно. Для достижения этой цели ставится целый ряд задач, каждая из них отражает какой-то аспект деятельности компании. Например, «проверить, насколько работники следуют уставу и инструкции» или «оценить целесообразность выбора той или иной фирмы в качестве поставщика».

Финансовый контроль – это такой же этап check из цикла Деминга (plan – do – check – act). Его отличие от остальных видов проверки заключается в степени серьезности и нормированности. Сходство же в том, что оно совершенно необходимо для эффективной работы любой организации.

Виды контроля:

  1. Общегосударственный. Объект контроля: госпредприятия; имущество, которое государство передало в пользование, аренду, залог, ипотеку; приобретенные им акции. Субъект контроля: специально созданные государственные организации.
  2. Внутрихозяйственный. Объект контроля: любой экономический агент. Субъект контроля: он сам, его руководство. То есть вы как владелец компании проводите проверку «у себя дома», назначив ответственных лиц.
  3. Аудиторский. Объект контроля: любой экономический агент. Субъект контроля: внешняя организация, которая оказывает услуги по финансовому контролю. Конечно, за определенную плату. Также эта организация может не только определить проблему, но и помочь решить ее, разработав предложения по оптимизации хозяйственной деятельности. Однако это несколько выходит за рамки финансового контроля.

Теперь мы выделим формы экономического контроля и подробно расскажем об одной из них – ревизии.

Формы экономического контроля:

  1. Предварительный. Осуществляется до принятия управленческих решений.
  2. Постоянный последующий. Его еще называют оперативным – специальные органы оперативно проверяют все, что происходит в компании.
  3. Периодический последующий. Эту форму контроля называют ревизией (revision – пересмотр с латинского), а того, кто ее осуществляет – ревизор.

Здесь уместно вспомнить гоголевскую комедию – она очень поможет нам при выделении исключительных черт ревизии:

  • внезапность. «К нам едет ревизор…инкогнито» – так начиналась комедия. Действительно, ревизор приезжает неожиданно и не разглашает информацию о том, что и как он собирается проверять;
  • непрерывность. Чиновники города постоянно ходили за Хлестаковым и умасливали его – и успокоились только тогда, когда он уехал. Ревизор не имеет право покидать объект до завершения процедур проверки. Иначе проверяемые могут подтасовать результаты;
  • активность. Ревизия проходит быстро, с четким соблюдением сроков. Иначе очень легко скрыть нарушения;
  • обоснованность. В отчете ревизор обязан полностью обосновать тот или иной вывод. Для этого нужно проверить все факты, а также удовлетворить все запросы заинтересованных сторон касательно тех или иных ревизионных действий.

Если у вас есть отдел, в добросовестности которого вы сомневаетесь – нанимайте аудитора, чтобы он провел ревизию. Хотя проверка не помешает любой организации.

Ревизор составляет план на основе того, какой объем проверки выбран: полный или частичный. При полной проверке, объектом деятельности ревизора становятся:

  1. Управление организацией. Ревизор берет документы, регулирующие управление организацией (устав, положение о персонале и структуре организации, инструкция) и проверяет, соблюдаются ли в реальности их положения. Он проверяет деятельность соответствие управленческих органов (совета, генерального директора).
  2. Заключенные договоры. Соответствуют ли они законодательству, подписаны ли они с учетом интересов компании (например, на каком основании выбирался поставщик, с которым был заключен договор). Действительны ли сделки, прописанные в договорах.
  3. Средства работы. Сюда относится все, что позволяет изготовлять товар или оказывать услуги: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы. Ревизор следит, откуда они поступают, как используются, как за ними ухаживают. Рассчитываются коэффициент модернизации и изношенности оборудования.
  4. Товарно-материальные ценности. То есть материал для изготовления продукции. Анализируются его поступление, хранение, списание, выбытие.
  5. Готовая продукция. Ревизор проверяет документы, в которых ведется учет продукции. Затем смотрит на нее саму – ее качество, а также операцию по ее отгрузке.
  6. Денежные средства. Ревизии подлежат все кассы или какая-то их часть. Анализируется заложенность, расходы на командировку, прием и обслуживание представителей других организаций.

При частичном – лишь определенные, интересующие заказчика аспекты. Таким образом, вы буквально можете поручить проверку всего отдела, всего предприятия, всей компании.

Государственный финансовый контроль в РФ

Дальше ревизор уже действует сам. Как помним, у него достаточно широкие права: он может проверять все документы, все материальные объекты и всех лиц, связанных с деятельностью отдела. Но кое-что ему запрещено:

  1. Оказывать давление.
  2. Угрожать наказанием.
  3. Высказывать предположения.
  4. Поддаваться на провокации.
  5. Допускать неделовые отношения.
  6. Привлекать на роль экспертов тех, кто относится к ревизуемой организации.

То есть ревизор не имеет права что-то подсказывать и менять в ходе проверки, он всего лишь суровый наблюдатель. Исправлять и «оказывать давление» уже будем мы, когда ревизор даст бумагу с результатами.

На выходе вы получите акт, который будет состоять из вводной, описательной части и приложений. Вводная часть будет содержать сведения, указанные в плане (цели, сроки, место, участники). Описательная часть самая большая, она будет делиться на разделы. Каждый раздел – ответ на вопрос, поставленный в плане. В приложении будут пространные таблицы с данными.

Если обнаружены нарушения – требуется создать комиссию, которая определит размер причиненного ущерба и ответственные лиц. Если эти лица не согласны с выводами комиссии, дальше дело решается судом. В случае выигрыша можно удержать до 20 % от зарплаты сотрудника.

Ревизия – переходный период для компании или отдела, необходимое испытание. Для руководителя же это – большой опыт. Потому что одна из форм проверок – постоянная последующая, проводится она внутри самой фирмы. Нужно спросить себя: «Правильно ли осуществляется эта проверка? Не нужно ли воспользоваться методами, о которых было рассказано выше?».

В конце концов именно те, кто умеет находить свои ошибки и исправлять их, смогут выжить в мире бизнеса.

  • Лекции по микроэкономике
  • Лекции по мировой экономике
  • Лекции по макроэкономике
  • Лекции по финансам
  • Лекции по ДКБ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по госрегулированию экономики
  • Лекции по экономическому росту
  • Лекции по институциональной экономике

Поскольку действующее законодательство в области бухгалтерского учета требует наличия в компании системы внутреннего контроля (СВК), при ее построении нужно определиться, какие цели и задачи будет решать система, из каких компонентов она будет состоять.

Основная цель построения системы внутреннего контроля — обеспечить:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • экономическую целесообразность хозяйственных операций компании;
  • достоверность показателей всех видов отчетности компании;
  • соответствие деятельности требованиям действующего законодательства и внутренних регламентов компании.

Чтобы система внутреннего контроля могла успешно достигать поставленной цели, она должна решать три ключевые задачи:

  1. осуществление контрольных процедур с учетом особенностей бизнес-процессов компании и присущих ее деятельности рисков;
  2. организация надежной системы сбора, обработки и передачи информации о финансово-хозяйственной деятельности компании;
  3. своевременное предоставление руководству информации об отклонениях от утвержденного порядка функционирования бизнес-процессов для выработки управленческих решений по корректирующим действиям.

Качественная система внутреннего контроля состоит из нескольких компонентов (рис. 1).

Процесс внутреннего контроля над формированием финансовой отчетности включает три последовательных этапа.

ЭТАП 1. Предварительный контроль.

Предварительный контроль, осуществляемый перед совершением хозяйственных операций, позволяет определить, насколько целесообразной и правомочной будет та или иная документация.

Контрольные мероприятия, которые относятся к предварительному контролю:

  • анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности;
  • проверка финансовой, статистической, налоговой и управленческой отчетности до ее утверждения/подписания и т. д.

В рамках предварительного контроля можно проводить следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.) со стороны директора и руководителя финансовой службы компании;
  • проверка и визирование проектов договоров специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов или решений, связанных с расходованием финансовых и материальных средств, руководителями подразделений, главным бухгалтером и внутренним аудитором компании.

Предварительный контроль осуществляют при каждом факте хозяйственной деятельности, который подлежит финансовому контролю согласно регламентам компании.

ЭТАП 2. Текущий контроль.

Данный контроль предусматривает повседневный анализ соблюдения внутренних регламентов, составления финансовой отчетности, ведения бухгалтерского (управленческого) учета. Оценивают эффективность и результативность расходования денежных средств для достижения целей, задач и прогнозных показателей подразделениями компании.

В ходе текущего контроля проверяют:

  • расходные денежные документы (расчетно-платежные ведомости, платежные поручения, счета и т. д.) до их оплаты;
  • наличие денежных средств в кассе;
  • полноту оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • наличие у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • соответствие данных аналитического и синтетического учета;
  • соответствие фактического наличия материальных средств учетным данным.

На данном этапе контролируют взыскание дебиторской задолженности, погашение кредиторской задолженности.

Текущий контроль проводят с периодичностью, установленной регламентами компании (табл. 2).

Таблица 2. График мероприятий текущего финансового контроля

Наименование объекта проверки

Период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Главный бухгалтер

Проверка правильности расчетов с бюджетом/внебюджетными фондами и контрагентами

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Внутренний аудитор

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Квартал

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Внутренний аудитор

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Полугодие

Раз в полугодие по состоянию на 1 января и 1 июля

Внутренний аудитор

Инвентаризация активов

Год

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

Главный бухгалтер

ЭТАП 3. Последующий контроль.

Осуществляют по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки финансовой документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых контрольных процедур. На данном этапе проверяют следующие моменты:

  • соблюдение требований законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения финансово-хозяйственной деятельности;
  • точность и полноту составления документов, регистров учета хозяйственных операций;
  • исполнение приказов и распоряжений руководства;
  • обеспечение сохранности финансовых и нефинансовых активов компании.

К субъектам финансового контроля относятся государственные органы, предприятия с государственным участием, различные организации, финансирование которых частично или полностью осуществляется из бюджета страны.

С позиции финансового контроля различаются:

  1. Управляющие субъекты, к которым относятся Федеральное Собрание, Правительство, президент, иные органы, наделенные правом принятия управленческих решений. Управляющие субъекты могут быть непосредственно управляющими и делегированными.

  2. Субъекты, которые осуществляют контроль — это Контрольное управление при администрации Президента России, Счетная палата, другие контрольные органы.

    Также субъекты контроля финансов классифицируются по следующим признакам:

    • Созданные на основании нормативного акта, к которым относятся Счетная палата, структуры внутреннего контроля банков, ревизионные комиссии;
    • Созданные по инициативе управляющих субъектов;
    • Созданные по собственной инициативе. Например, аудиторские компании.
  3. Управляемые субъекты, т. е. контролируемые, которые являются непосредственными исполнителями принятого решения. Таковыми являются министерства, различные специальные службы.

Субъектом и объектом финансового контроля являются…

Практически финансовый контроль реализуется при помощи определенных методов.

Методы контроля финансов — это совокупность обоснованных, адаптированных приемов, способов и средств, применяемых в процессе осуществления контрольных функций.

От выбора того или иного метода контроля зависит достижение конечного результата, а также эффективность контроля. При этом грамотное использование способов и приемов контроля финансовых ресурсов гарантирует соблюдение законных прав и интересов подконтрольных субъектов, не препятствуя нормальному функционированию.

Выделяются 6 основных методов, которые представлены на рисунке 1.

Финансовый контроль является одной из завершающих стадий управления финансами.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности. Все виды контроля классифицируются по определенны признакам (табл.6.2).

Общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти и управления — Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Счетная палата РФ.

Вышестоящий контроль.

  • Ведомственный контроль — контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.
  • Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов(например, коммерческие банки, сети магазинов).

Таблица 6.2

Классификация видов финансового контроля
Признаки классификации Виды
В зависимости от субъекта контроля
  • Государственный
  • Вышестоящий
  • Внутрихозяйственный
  • Независимый (аудит)
  • Общественный
По сфере финансовой деятельности
  • Бюджетный
  • Налоговый
  • Валютный
  • Кредитный
  • Страховой
  • Инвестиционный контроль
  • Контроль за денежной массой

В зависимости от инициативы субъекта финансовых правоотношений

  • Обязательный
  • Инициативный

В зависимости от времени проведения

  • Предварительный
  • Текущий (оперативный)
  • Последующий

В зависимости от направления

  • Контроль на соответствие
  • Контроль финансовой отчётности
  • Контроль эффективности

Методы финансового контроля — это приемы исследования учетной документации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на следующие виды.

1. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т. д.

3. Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

4. Экономический анализ как разновидность финансового контроля имеет целью изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

5. Ревизия — наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия производится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. Выделяют следующие виды ревизий:

  • полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;
  • частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  • комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности;
  • тематическая ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.

Выборочная ревизия — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

По времени проведения различают: плановые и внеплановые ревизии.

Таким образом, финансовый контроль применяется для обеспечения надлежащего функционирования как государственных финансов, так и финансов хозяйствующих субъектов.

1. Президентский контроль. Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.

Финансовый контроль осуществляют полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюджета в соответствующем регионе.

Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 года. Его функции: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение желоб и обращений граждан и юридических лиц.

Финансовый контроль со стороны органов представительной власти. С этой целью созданы соответствующие структуры; комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная плата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

2. Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты проводят экспертно-аналитические работы по всем финансовый вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

3. Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете Министров — Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. При Правительстве РФ действует Контрольнонаблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

4. Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление.

Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

5. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Задачи и функции, возложенные действующим законодательством на Счетную палату, делают ее одним из ключевых элементов системы общественного контроля за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Г осударственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации.

Деятельность Счётной палаты РФ осуществляет согласно Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», а также Бюджетным кодексом РФ

Местонахождение Счетной палаты — город Москва.

Структура Счётной палаты РФ — состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель осуществляет руководство Счётной палатой Российской федерации, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов, которые непосредственно организуют и проводят контроль.

Задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;

4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

5) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

6) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

7) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;

8) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Объектом финансового контроля являются задачи управления финансовыми ресурсами.

К основным задачам финансового контроля относят:

  • выполнение проверки финансовых обязательств компании со стороны исполнительных органов перед государством;
  • соответствие необходимого распределения ресурсов запланированному;
  • проверка использования ресурсов на предмет целесообразности;
  • проверка правил относительно исполнения операций с финансами, проведения денежных расчетов;
  • определение внутренних резервов производства и соблюдения платежной дисциплины.

После реализации задач денежного контроля финансовая дисциплина укрепляется. В изменении экономики роль муниципального контроля за движением средств выражается в том, что при работе над контролем наблюдается аудит за выполнением установленного законодательства в стране, а также обоснованности работы с финансовой точки зрения. Кроме того, нужно обеспечить, чтобы контроль за распределением ресурсов соответствовал главным задачам страны. Необходимо обеспечить законность и желательность финансовой работы.

Как уже было упомянуто, финконтроль является чрезвычайно принципиальным звеном в денежной системе в целом, так как он обеспечивает систему, в которой генерируются доходы и покрываются организационные затраты. Продуктивность финконтроля является главным элементом экономической деятельности организации, которая обязана быть очень эффективной. Воплощение финконтроля почти во всем зависит от законодательной базы.

Финконтроль — это механизм, обеспечивающий законность финансовой работы.

Все задачи можно разделить на две большие группы, представленные в таблице ниже.

Связаны с обеспечением законности процедур управления финансовыми ресурсами

Связаны с правовой защитой заинтересованных лиц

  • проверка корректности и целостности кассовой и бухдокументации;
  • проверка инфраструктуры системы управления финансами;
  • проверка компетентности специалистов;
  • проверка соответствия действий по управлению финансами;
  • проверка фактов, которые подтверждают целевое расходование средств.
  • проверка и анализ системы принятия решений в управлении капиталом;
  • анализ алгоритмов проверки качества решений в области финансов;
  • оценка эффективности финансовых ресурсов

Объект, виды и методы государственного финансового контроля

Объектом финансового контроля являются денежные отношения. Источником информации относительно воплощения финконтроля являются данные денежного учета и денежной отчетности компании. Финконтроль проявляется во всех формах, которые связаны с контрольной деятельностью. В итоге в случае муниципальных компаний и бюджетных учреждений финконтроль производится в форме аудита. На частных предприятиях — в форме независимого аудита. В бюджетных учреждениях контроль производится в части выполнения бюджета.

Текущий денежный контроль за применением финансовых средств казны производится в форме фискального контроля. На муниципальных предприятиях и в бюджетных учреждениях исходя из убеждений продуктивности использования финансовых средств казны проводится муниципальный аудит. Во всех без исключения компаниях, исходя из убеждений правопорядка и корректности, исчисления и уплаты налоговых платежей, сборов и обязательных платежей, проводится налоговая проверка.

Объектами финансового контроля предприятий являются и бизнес-процессы компании. Внутренние бизнес-отделения являются частью постоянного финконтроля. В данном случае денежный контроль производится в форме внутреннего контроля. В банковских учреждениях в целях обеспечения правопорядка, корректности и продуктивности операций ведутся контроль и аудит.

Финконтроль должен сосредоточиться на ключевом объекте деятельности компании — контроле затрат. Объектом финансового контроля является затратная сфера предприятия.

Контроль сметы расходов касается контроля расходов, понесенных для выполнения задачи. Руководитель группы должен учитывать сумму запланированных затрат, фактические расходы и прогресс, достигнутый в выполнении работы, предусмотренной в плане. Объектом финансового контроля являются затраты, которые характеризуются следующими моментами:

  • они осуществляются на соответствующем организационном уровне (уровень управления в организационной структуре компании или проекта);
  • понесенные расходы должны быть проведены, а результаты — легкодоступны;
  • система контроля отображает не только понесенные расходы, но и задействованные средства;
  • затраты учитываются в такой системе, как в смете, чтобы можно было легко сравнить план затрат с исполнением.

Объектами финансового контроля являются субъекты по следующим направлениям:

  • органы власти;
  • банки, аудиторы;
  • вышестоящие структуры;
  • внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Органы власти

Органами исполнительной власти, которые чаще всего являются надзорными ведомствами, является Министерство финансов, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное государственное казначейство и подчиненные им структуры по вертикали в регионах.

Компетентный орган нередко предопределяет конкретное название определенного типа контроля. К примеру, ФНС проводит налоговую проверку, ФТС — таможенную.

Касательно законодательной власти, денежный контроль чаще всего производит Счетная палата, создаваемая при участии Госдумы и Совета Федерации РФ. В субъектах России также сформированы счетные палаты с участием местных парламентов.

Органы охраны правопорядка, которые могут применять финконтроль: Министерство внутренних дел, ФСБ, Генпрокуратура.

Субъектом финконтроля может быть как Центральный банк, так и коммерческие кредитные учреждения. Последние несут ответственность перед центральным банком.

Аудиторы могут быть наружными и внутренними. Первые обычно производят денежный контроль на коммерческой основе в качестве услуги. Одновременно показатели этого контроля передаются внешнему субъекту, к примеру, финансисту либо банку.

Внутренний аудит — подвид финконтроля внутри компании либо отдела. Его показатели обычно употребляются в определенной организации. Это делается внутренними службами компании. Однако время от времени компании обращаются к внешним аудиторам, предоставляющим услуги аутсорсинга.

Финконтроль может инициироваться и производиться учреждением, ответственным за компанию более низшего уровня либо бюджетную компанию.

Общественные объединения могут инициировать процедуры финконтроля. Одновременно они могут быть как независимыми инспекционными органами (если в их состав входят компетентные работники, которые способны производить соответствующий контроль), так и направлять обращения на пересмотр иным органам, работа которых тем или иным образом связана с организацией.

Субъекты финконтроля — внутренние структуры.

Работа подразделений внутреннего корпоративного либо внутриведомственного финконтроля обычно характеризуется еще более узкой направленностью по сравнению с работой, которую могут делать вышеупомянутые структуры.

Объекты финансового контроля — это:

  • различные стороны хозяйственной деятельности предприятий, организаций и других участников финансовых процессов;
  • процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей.

Тема 1 Сущность и содержание финансового контроля

Субъекты финансового контроля — это специально уполномоченные органы, а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

В развитых странах финансовый контроль осуществляют счетные палаты (аппарат главного аудитора страны), налоговые ведомства, контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, уполномоченные аудиторские фирмы и отделы внутреннего контроля государственных, муниципальных организаций, внебюджетных фондов.

Принципами организации финансового контроля являются:

  1. независимость;
  2. законность;
  3. объективность;
  4. ответственность;
  5. компетентность;
  6. гласность;
  7. результативность контроля;
  8. разграничение функций и полномочий;
  9. системность;
  10. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  11. неподкупность субъектов контроля;
  12. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  13. превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
  14. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  15. согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Результатом мероприятий финансового контроля (ревизий, проверок и т.п.) является документ (акт, отчет, справка, заключение), который отражает:

  • достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля (проверяемой организации);
  • вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов;
  • факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Государственный финансовый контроль: основные задачи, субъекты и объекты

Первый и основной интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например :

  • сокращение активов,
  • наращивание кредиторской задолженности,
  • увеличение средней заработной платы.

Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путём решения следующих задач:

  1. Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
  2. Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
  3. Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
  4. Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
  5. Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка её соблюдения на практике.
  6. Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
  7. Анализ эффективности привлечения заёмных средств.
  8. Анализ мер по оптимизации налогового бремени.
  1. Государственный контроль
    1. Парламентский контроль — Счётная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
    2. Бюджетный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств.
    3. Налоговый и таможенный контроль — Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба — контроль формирования государственных доходов.
    4. Валютный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Правительство, Центральный банк, агенты валютного контроля — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.
    5. Денежно-кредитный контроль:
      1. Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
      2. Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.
      1. Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.
      2. Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).
      3. Последующий контроль — проводится путём анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.

      (см. Задачи финансового контроля)

      1. Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных).
      2. Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности.
      3. Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.