Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения строительного контроля с июля в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2010 года N 468
О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:
а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;
б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;
в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Проверки в строительной отрасли: что нужно знать
Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
3. Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).
4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля
Март
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Минстроя России от 02.02.2022 N 3586-СМ/09
54. Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 — 5 части 1 статьи 57 Федерального закона. Формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при этом не осуществляется.
55. При получении органом регионального государственного строительного надзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, наличие которых является основанием проведения регионального государственного строительного надзора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона, инспектор последовательно предпринимает действия, предусмотренные статьей 59, частью 3 статьи 58 и статьей 60 Федерального закона.
56. Положением о региональном государственном строительном надзоре предусматривается проведение следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) выездная проверка;
в) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
г) выездное обследование.
57. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) органа регионального государственного строительного надзора.
58. Для фиксации инспекторами, уполномоченными на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, и лицами, привлекаемыми к совершению отдельных контрольных (надзорных) действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также иные способы фиксации доказательств. Положением о региональном государственном строительном надзоре устанавливаются перечень способов фиксации доказательств и случаи использования таких способов, а также порядок их осуществления.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушения обязательных требований, прилагаются к акту, протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
59. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт. Акт, а также приложенные к акту подготовленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) составляются в форме электронного документа и направляются (вручаются) контролируемому лицу посредством электронной почты, информационных систем, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона, — на бумажном носителе.
60. В случае если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия органом регионального государственного строительного надзора выявлено нарушение обязательных требований, соблюдение которых является предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органом регионального государственного строительного надзора после оформления акта принимаются меры, предусмотренные частью 17 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2021 г. N 2161
1. В пункте 2 слова «, устанавливает состав и порядок ведения исполнительной документации, форму и порядок ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ» исключить.
2. Пункт 4 Положения о федеральном государственном строительном надзоре, утвержденного указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
«4. Объектами федерального государственного строительного надзора являются:
а) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее — контролируемое лицо), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.».
Извещение о проведении тендера составляется в обычном порядке — через заполнение электронной формы в ЕИС. В извещении фиксируются общие требования к участникам торгов.
Важно помнить, кто имеет право осуществлять строительный контроль, — члены саморегулируемый организаций. Это требование необходимо установить. В подтверждение членства участники предоставляют выписку из реестра СРО.
Для закупок услуги строительного контроля действуют особые правила расчета начальной (максимальной) цены контракта. Если государственный или муниципальный заказчик проводит тендер или заключает государственный или муниципальный контракт на строительный контроль с единственным поставщиком, он использует методологию из приказа Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 для расчета цены контракта (п. 1 Порядка № 841/пр).
Все изменения в 44-ФЗ на 2021 и 2022 годы: таблицы по месяцам
Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.
Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.
Системное толкование статей 55.8 и 55.
16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.
На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.
Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников.
Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика.
В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.
Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.
2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст.
53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены.
В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).
Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.
Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!
Удачных закупок!
- МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
- ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ПИСЬМО
- от 15 октября 2020 г. N 41307-ИФ/09
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора сообщает.
- Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.
В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.
- Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.
- В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.
- Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.
- В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.
- Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней.
- Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.
- После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.
- Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:
- наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда;
- президент РФ, правительство РФ поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
- прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения обязательных требований.
Из положительного для застройщиков хотелось бы отметить, что еще недавно служба строительного надзора имела право проводить внеплановые проверки по любой поступившей информации о фактах ведения строительных работ, и поводом для инспекции на стройку могло стать обращение граждан, заявление юридических лиц, органов власти и тому подобное. После вступления в силу ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведение внеплановых проверок возможно только после официального согласования с прокуратурой.
- Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.
- В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
- Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
- В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).
- Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.
Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий.
Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе.
В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).
По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.
Минстроя России от 15.10.2020 N 41307-ИФ/09
С недавних пор контрактные управляющие и члены комиссии по осуществлению госзакупок вынуждены привлекать экспертные организации, чтобы принять работы и услуги подрядчика.
Если школа, больница или любое другое муниципальное и государственное предприятие произвело закупку у одного поставщика (остальные на торги не вышли), то следует действовать по 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере госзакупок», а именно ч.4 ст.94.
В данном законе говорится, как необходимо выполнять экспертизу той или иной предоставленной услуги, выполненных работ, поставляемого товара.
Также в законе есть перечень, которым надо руководствоваться для определения необходимости выполнения экспертизы контракта.
Мы специализируемся на строительной экспертизе помещений, зданий и строений для нужд муниципальных органов, государственных структур, определяем качество выполненной работы по контракту. Что является обязательным в рамках федерального закона № 44. Давайте разберем подробно, как происходит экспертиза по ФЗ 44.
В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Законом N 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП (далее — прежний закон о проверках). Новый закон, как и предшественник, не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.
Начало действия закона — 1 июля, но предусмотрены переходные положения.
План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем предварительно уведомят.
Проверки, которые к 1 июля не закончились, проводят и оформляют по правилам, которые действовали на момент их начала. По тем же правилам нужно обжаловать такие проверки, даже если жалобу организация или ИП подает после 1 июля.
Если жалобу подали до 1 июля, ее рассмотрят в порядке, который действовал на дату начала проверки.
Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Такие документы должны быть приняты до 1 января 2022 года.
До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля (антимонопольный контроль, контроль в сфере гособоронзаказа и т.д.). Также указанный закон продолжает действовать при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.
Закон делит контрольные мероприятия на две группы. Условно их можно назвать «бесконтактными», когда нет взаимодействия с контролируемым лицом, и «контактными».
«Бесконтактные» способы — наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование — могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.
Закрытый перечень «контактных» способов проверок должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля. Такими способами могут выступить документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Роспотребнадзор, к примеру, при проверках в сфере защиты прав потребителей может применять все способы (п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).
Как и раньше, «контактные» проверки могут проводить на плановой и внеплановой основе.
Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, мероприятия отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.
Постановление Правительства РФ от 01.12.2021 N 2161
Документарная проверка — не более 10 рабочих дней (срок отсчитывается от момента представления истребованных документов в адрес проверяющих).
Выездная проверка — не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом лимитировано часами — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.
Инспекционный визит — не более 1 рабочего дня на одном объекте.
Рейдовый осмотр — не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
Сроки остальных мероприятий определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.
Предварительно не уведомят:
- о контрольной закупке;
- мониторинговой закупке;
- выборочном контроле;
- инспекционном визите.
О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.
Кроме того, есть общее правило: при наличии угрозы причинения вреда любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.
Пока нет. Случаи обязательного использования проверочных листов установит правительство. Соответствующая норма заработает только с 1 марта 2022 года.
Как обжаловать результаты проверки
Если проверку проводили в рамках федерального контроля и по новому Закону о проверках, то, перед тем как подавать жалобу в суд, нужно проверить, требуется ли соблюсти досудебный порядок. На этот момент уже обратил внимание Пленум ВС РФ. С 1 июля 2021 года досудебный порядок действует для 62 видов контроля, включая проверки по линии Роструда, МЧС, Росздравнадзора.
Жалобу, если только она не содержит сведения с охраняемой законом тайной, подают через портал госуслуг. С более подробной информацией можно ознакомиться на портале.
В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ). Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.
Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.
Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.
Как закупить строительный контроль по 44-ФЗ
В соответствии с Законом № 248-ФЗ создан единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. В нем аккумулируется информация о (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 248-ФЗ):
- проводимых профилактических мероприятиях (предостережение, профилактический визит);
- контрольных (надзорных) мероприятиях (контрольная и мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверка).
Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, которые на момент их начала отсутствуют в реестре, запрещено (ч. 4 ст. 19 Закона № 248-ФЗ).
Отдельно прописано, что при осуществлении контроля и надзора за ККТ плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся (пп. «б» п. 1 ст. 60 Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ). Это значит, что налоговые органы будут проводить только внеплановые проверки ККТ, о которых контролируемое лицо не уведомляется.
Контрольные (надзорные) мероприятия налоговые органы смогут проводить по месту нахождения налогоплательщика или месту установки онлайн-кассы (в том числе в жилых помещениях) (пп. «б» п. 1, пп. «а» п. 2, п. 3 ст. 60 Закона № 170-ФЗ).
Новое положение о контроле и надзоре в сфере ККТ должно утвердить Правительство.
Согласно проекту, возможны следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
- контрольная закупка,
- документарная проверка,
- наблюдение за соблюдением обязательных требований,
- выездное обследование.
В ходе контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) эксперимент.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Контрольная закупка (за исключением дистанционной контрольной закупки) проводится в присутствии двух инспекторов.
В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1)получение письменных объяснений;
2)истребование документов;
3)экспертиза.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований
Под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор и анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые:
- поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия;
- предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований;
- содержатся в государственных и муниципальных информационных системах;
- размещены в сети «Интернет»;
- получены с автоматических камер фиксации правонарушений.
Если в ходе наблюдения выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований или о готовящихся нарушениях обязательных требований, инспекция может принять решение:
1) о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
2) решение об объявлении предостережения;
3) иные решения, которые не повлекут взаимодействия с контролируемым лицом.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) площадях могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов).
Выездное обследование проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
В случае, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо вправе незамедлительно провести контрольную закупку. Контрольная закупка проводится без принятия решения и без согласования с органами прокуратуры.
Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
В реестре проверок на каждое контрольно-надзорное мероприятие, будь то проверка или профилактическая процедура, оформляется отдельный электронный паспорт (паспорт КНМ).
В паспорте КНМ отражается набор сведений о проверке:
- характер мероприятия (например, «Плановая проверка по 248-ФЗ, утвержденная по плану 294-ФЗ»);
- статус (к примеру, «ожидает проведения»);
- дата регистрации в ФГИС ЕРП;
- вид (выездная проверка, документарная проверка и др.);
- реквизиты решения о проведении проверки: дата, номер, ФИО должностных лиц;
- даты начала и окончания проверки;
- наименование прокуратуры, с которой согласовано проведение проверки;
- предмет проверки (об этом подробнее в следующем разделе);
- адрес места проведения проверки;
- дата и способ уведомления проверяемого лица о проведении проверки.
Написать комментарий
Несмотря на изъятие из законодательства самой возможности проведения плановых проверок, инспектора ФНС всё-таки смогут раз в три года посещать предпринимателя. Без чуткого контроля со стороны налоговой бизнес не останется.
Главным отличием профилактических мероприятий от проверок является их безвредность для предпринимателя. Инспектор на сможет что-либо требовать или штрафовать, он вправе только наблюдать, фиксировать факты, рекомендовать и консультировать. Разберем профилактические мероприятия подробно.
Теперь инспектора ФНС смогут проводить целый ряд профилактических мероприятий по предупреждению совершения правонарушений предпринимателями. К таким действиям относят:
- информирование ИП;
- объявление предостережения предпринимателю;
- обобщение правоприменительной практики;
- консультирование субъектов хозяйствования;
- профилактический визит.
Разберем их подробнее, потому что некоторые из них предполагают скрытую проверку бизнеса.
Законодатели не всегда могут сразу учесть все нюансы практического применения норм нормативно-правовых актов (НПА). Поэтому чтобы предприниматели могли правильно, а главное без нарушений, реализовывать на практике спорные нормы закона, налоговый орган будет ежегодно составлять и публиковать доклад по наиболее резонансным вопросам.
Ознакомившись с официальной трактовкой спорных норм законов, ИП смогут смело их применять на практике, не боясь штрафов.
Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?
Это необычная процедура, которая ранее не применялась к индивидуальным предпринимателям. Объявление предостережения проводится в соответствии со статьёй 49 закона 248-ФЗ. Основанием для вынесения подобного решения может являться информация о:
- совершенных нарушениях закона в сфере применения онлайн-касс;
- готовящихся нарушениях законодательства;
- предполагаемых нарушениях законодательства.
Следует заметить, что проверки ККТ в 2022 году могут проводиться и незаметно от предпринимателей – путем анализа их кассовой активности. Именно эта информация будет браться для оценки вероятности и риска совершения правонарушения.
Например, налоговая инспекция может определить, что в дневное время, когда совершаются основные продажи, поток чеков минимален. Это с определенной вероятностью является признаком продаж «мимо кассы». В таком случае и возможно объявление предостережения.
В то ж время, после получения предостережения предприниматель может в течение 15 дней оспорить его с предоставлением доказательств своей позиции. Это можно сделать как при очном посещении органа ФНС, так и через личный кабинет контрольно-кассовой техники. Но заработает такой кабинет только с 01.03.2022 года. В течение 10 дней после обращения, ФНС обязана дать ответ о сохранении или аннулировании своего первоначального решения.
Этот вид профилактических мероприятий предоставляется исключительно в устной форме в следующих случаях:
- обращение предпринимателя в ФНС по телефону;
- личный прием граждан;
- при осуществлении контрольно-надзорного мероприятия;
- при проведении иного профилактического мероприятия.
Таким образом, даже во время внеплановой проверки предприниматели могут получать бесплатные устные консультации и сразу же их с пользой использовать.
Государственный контроль за соблюдением закона 54-ФЗ в 2022 году будет осуществляться следующими методами:
- контрольная закупка у предпринимателя;
- выездное обследование;
- наблюдение за соблюдением предпринимателем обязательных требований;
- документальная проверка.
Разберем каждый метод контроля подробно.
Это самая банальная проверка ККТ в 2022 году. Во время её проведения может проверяться документация на кассовую технику, ежедневные отчеты, регистрационные карточки онлайн-кассы и прочие документы.
Такая проверка проводится путем:
- получения письменных объяснений с ИП и его сотрудников;
- истребования документов;
- экспертизы.
Экспертиза кассовой техники является крайним методом проведения проверки и используется только по серьёзным основаниям.
Документальные ревизии могут проводится и удаленно: путем обмена сообщениями и скан-копиями документов через личный кабинет ККТ.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЧТО НАС ЖДЕТ С 1.07.2021
- Сергей Собянин осмотрел реконструкцию Липецкой развязки на МКАД 03.03.2022 — 12:50
- В России могут появиться первые деревянные многоэтажки 09.03.2022 — 13:00
- Памятники острова Людвигштайн готовятся к преображению 02.03.2022 — 12:30
- Группа ВТБ: доход от новых ставок по депозитам покроет платёж по ипотеке 04.03.2022 — 13:58
- Госдума ввела в России новые категории жилья 09.03.2022 — 14:30
Функции стройконтроля принадлежат техническому заказчику, который в обязательном порядке должен состоять в саморегулируемой некоммерческой организации и иметь допуски на проведение работ, связанных с контролем качества.
Однако в этом законодательном правиле есть исключения. МинСтрой напоминает, что при заключении контракта по контролю за капитальным ремонтом объектов, возведением капитальных зданий, реконструкцией на общую сумму материального обеспечения ответственности менее 3 млн рублей юр.лицу или ИП не требуется вступать в профильное сообщество.
Все нормативы и регламенты по осуществлению контроля в строительной отрасли базируются на требованиях, содержащихся в Градостроительном Кодексе РФ.
Согласно п. 22 ст. 1, технический заказчик является официальным представителем застройщика, который обладает полномочиями:
- заключать контракты на проведение работ в строительной отрасли, включая проектирование, инженерные изыскания, капремонт, реконструкцию, капстроительство и снос зданий, относящихся к капитальным застройкам;
- организовывать подготовку объекта;
- предоставлять подрядчикам технические проекты, документацию и стройматериалы;
- утверждать документы на сдачу готового объекта в эксплуатацию.
Все функции, возложенные на тех.заказчика, могут выполняться при наличии специальной лицензии — допуска СРО. Исключения составляют случаи, указанные в ГрК в статьях 47, 48, 52.
Однако и застройщик, и техзаказчик могут привлекать к работам по контролированию соответствия выполняемых работ утвержденной проектной документации, а также по проверке самого проекта, любых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Интересно, что данное действие по своему трактует федеральное законодательство.
Позвоните нам!
Закон 384-ФЗ приравнивает деятельность лиц, производящих проверку проектной документации, к авторскому надзору, который относится к добровольной оценке.
Заявитель должен подать следующие документы:
- разработанные и утверждённые проекты;
- подтверждающие соответствие объектов процессам проектирования;
- подтверждающие соответствие проектной документации строительства зданий и строений, осуществления монтажных, пуско-наладочных работ, инженерно-изыскательской деятельности;
- готовности сдачи объекта в эксплуатацию;
- деятельности по сносу зданий и иных построек.
Следуя хитросплетению законов, можно прийти к выводу, что авторский надзор не относится к прямой функции техзаказчика или застройщика. Следовательно, СРО для строительного контроля не требуется.
Обратите внимание! Регламенты законодательных актов и норм зачастую дублируют друг друга. Однако на практике нередко требования различных законодательных институтов противоречивы и трактовать их можно по-разному.
Эксперты юридического центра «СтройЮрист» помогут разобраться в любых сложных ситуациях, связанных с лицензированием.
Правовая база
- письмо МинСтроя 37059-ТБ/02;
- ГрК РФ (ст. №№ 1, 47, 48, 52, 53);
- п. 3 ч. 2 ст. 2, статьи 12 и 41 закона 384 ФЗ.
Остались вопросы? Позвоните нам!
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О государственном оборонном заказе»
-
Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
-
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«Об акционерных обществах»
-
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»
-
План мероприятий
(«дорожная карта») «Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты» (утв. Правительством РФ 28.01.2022 N 812п-П49)
-
Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере
(утв. Казначейством России 19.12.2017) (ред. от 28.12.2021)
-
Письмо Минстроя России от 16.10.2020 N 31269-ОГ/08
«О вопросах, связанных с проведением авторского надзора»
Похожие записи:
-