Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право гражданина на земельный участок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Жители некоторых регионов, которые принимают участие в программе по предоставлению надела, могут обратиться в МФЦ, чтобы бесплатно получить участок из публичной собственности. Очередь для участников таких программ отдельная от основных категорий льготников. Но срок ожидания может затянуться до года и больше.
Региональные программы действуют по:
- участкам для крымских жителей;
- участкам для переселившихся из районов Крайнего Севера;
- садовым участкам для жителей Калининграда.
Участки отдают в безвозмездное пользование на определенный срок, а через время вы сможете оформить их в собственность. Главное требование к участнику — не нарушать правила программы. Если земля выдана под застройку, подсобное хозяйство, предпринимательскую или фермерскую деятельность, то вы обязаны этим заниматься, чтобы не лишиться участка.
Кроме того существует 5 федеральных программы по предоставлению земли:
- Волгоградский гектар.
- Костромской гектар.
- Дальневосточный гектар.
- Ленинградский гектар.
- Родовое поместье.
Вы можете написать заявление на получение участка, если хотите стать участником одной из этих программ. По некоторым программам предусмотрен конкурс, а землю получает тот претендент, который предложит лучшую идею использования надела. Либо самый перспективный бизнес-план будущего владельца.
Тем, кто относится к категории льготников или участвует в одной из программ по переселению, для получения земельных преференций понадобится:
- Подать заявку в письменном виде о постановке в очередь на выдачу бесплатного участка в МФЦ. Бланк для заявления выдают сотрудники центра.
- Прийти в администрацию для участия в розыгрыше, как только наступит очередь. Там предложат вытащить один из билетов, в которые вписан кадастровый номер земельных наделов. Если выпавший участок не подойдет, можно от него отказаться. Тогда понадобится заново стоять в очереди и участвовать в новом розыгрыше.
Ориентировочное время ожидания своей очереди составляет 2-3 года. Поэтому заранее подавайте документы, если появились планы и возможности для из реализации.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)
«Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54
«О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»
Земельный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)
-
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Какие категории граждан имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности? |
Право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства имеют: — граждане, являющиеся участниками целевых программ по поддержке молодых семей, реализуемых полностью или частично за счет средств областного бюджета; — граждане, исключенные из целевых программ, в связи с достижением предельного возраста участников этих целевых программ, и со дня их исключения прошло не более 3 лет; — граждане, вложившие средства в долевое строительство многоквартирных домов и признанные потерпевшими от действий (бездействия) застройщиков на территории Ярославской области; — граждане, принятые на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющие в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе: * инвалиды и члены семей, имеющих в своем составе инвалидов (в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»); * граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (в соответствии с п.9 ч.1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»); * иные категории льготников в соответствии с федеральным законодательством. — граждане, которым присвоено почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры СССР», спортивное звание «мастер спорта СССР международного класса», «гроссмейстер России», «гроссмейстер СССР», почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный мастер спорта СССР», «Заслуженный тренер России», «Заслуженный тренер СССР», «Заслуженный тренер РСФСР», принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; — граждане, уволенные с военной службы в запас (отставку) из числа военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, являющиеся ветеранами боевых действий, и граждане, уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, являющиеся ветеранами боевых действий, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; — граждане, имеющие трех и более детей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях |
2. |
Имеет ли право на бесплатное получение земельного участка многодетная семья, если она не признана нуждающейся в жилом помещении? |
Да, имеет. Многодетная семья, не нуждающаяся в жилом помещении, имеет право однократно по своему выбору получить в собственность бесплатно земельный участок для одной из следующих целей: для ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. |
3. |
Имеют ли право на бесплатное получение земельного участка семьи, имеющие на попечении трех и более детей? |
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 года № 22-з право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка принадлежит гражданам (одному из родителей или единственному родителю), которые имеют трех и более родных и (или) усыновленных детей. Таким образом, опекуны и попечители не имеют права на бесплатное получение земельного участка. Таким правом обладают только родные родители или усыновители. |
4. |
Если многодетная семья получает бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, снимается ли она с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении? |
Нет, не снимается. В соответствии пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства граждане, имеющие трех и более детей, не снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Действие положения пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие с 17 июня 2011 года. |
5. 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 29.12.2017 N 447-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ) 2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. 3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах: 1) сохранение целевого использования земельных участков; 2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ) 3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ) 4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ) 5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов; 6) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ) 1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. 2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ) Земельный кодекс (ЗК РФ)Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 138-ФЗ) 1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. 2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ) 3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ) Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ) 4. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона. 5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. 6. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается. 7. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ) 8. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ) 1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) 2.-3. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) 4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ) Абзац второй — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ) Абзацы 3. — 4. — Исключены. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ) Абзац 6. — Исключен. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) 5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ) При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ) Как получить от государства участок земли бесплатно1. Иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Перечень данных земельных участков закреплен Указом Президента от 09.01.2011 № 26 и представляет собой список областей, краев, городских округов, муниципальных районов и образований на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. 2. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, не могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения на праве собственности. Это установлено пунктом 5 статьи 1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. 3. Иностранные граждане с 1 января 2019 года не могут быть собственниками земель, предоставляемых членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. 4. Иностранные граждане не могут бесплатно получить в собственность земли, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, в иных предусмотренных законом для граждан Российской Федерации случаях безвозмездного приобретения земельных участков. 5. По общему правилу иностранные граждане могут воспользоваться преимущественным правом покупки земельного участка при приобретении в собственность зданий, строений, сооружений из перечня. Но Президент РФ может утвердить перечень земель, на которые это правило не будет распространяться (пункт 5 статьи 35 Земельного кодекса РФ). 6. Иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками находящимся в фондах государственных заповедников, водных объектах, лесных зонах, территориях инфраструктурного назначения. По общему правилу иностранные граждане, лица без гражданства могут обладать земельными участками на праве аренды (пункт 1 статьи 22 Земельного кодекса). Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные компании и предприятия с долей иностранного владения более 50% могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Ограничение здесь одно: Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право аренды земельного участка. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, сооружений, на которые это правило не распространяется (пункт 5 статьи 35 Земельного кодекса). Если гражданину посчастливилось получить земельный участок в безвозмездное пользование, то через 5 лет он имеет право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность. При этом, счастливчику важно соблюсти 2 условия:
Проверьте мои выводы в пункте 4 статьи 39.5 ЗК РФ. Вас наверняка интересует вопрос: Тем не менее, с уверенностью могу сказать, что в солнечном Краснодарском крае принят такой закон от 06.04.2015 N 3155-КЗ. В этом законе перечислены муниципальные образования Краснодарского края, на территориях которых земельные участки предоставляются гражданам в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Подобный закон принят в Адыгее и в других регионах. Проверить любой регион на предмет наличия закона о безвозмездном пользовании землей можно в течение 2 минут. Некоторые вопросы земельного праваЧасто мы слепо верим чиновникам, которые преследуют собственную выгоду. В итоге, получаем не участок, а разочарование. Инструкция поможет обойти чиновничье лукавство и получить земельный участок не по блату, а по закону. Готовые образцы документов защитят от манипулирования со стороны хитроумных слуг народа. Переходим ко второму случаю. Данный случай бесплатного предоставления участка очень похож на предшествующий. Разница состоит в том, что в законе региональная власть определяет не только муниципальные образования, но и трудовые специальности. Работа по этим специальностям дает право получить земельный участок в безвозмездное пользование. Проверьте мои выводы в пункте 5 статьи 39.5 ЗК РФ. Предоставление участка в собственность также осуществляется бесплатно по окончании 5 лет. В течение 5-летнего срока специалист обязан работать по указанной специальности по основному месту работы. Специалисты могут получить землю по данному основанию для следующих целей:
Крестьянское (фермерское) хозяйство не попало в данное основание, потому что КФХ относится к предпринимательской деятельности. Труд фермера слабо совместим с наемным трудом по основному месту работы. Не буду подробно описывать данное основание, потому что служителей культа едва ли заинтересует моя статья. А для нас, простых обывателей, это не очень интересно. Отмечу только, что религиозная организация может получить бесплатно земельные участки под зданиями религиозного и благотворительного назначения, а также земли для сельхозпроизводства. См. пункт 2 и 8 статьи 39.5 ЗК РФ. Данное основание касается земельных участков, которые образуются в результате раздела земли, предоставленной некоммерческой организации для ведения садоводства и огородничества. Получить можно землю, которая относится к общему имуществу (дороги, подъезды, и т.д.). Есть два варианта получить данную землю:
Кого интересует данное основание, смотрите пункт 3 статьи 39.5 ЗК. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности. Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ). Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Данное право представляет своего рода «право безысходности», невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. В любом случае осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъектов, нормативным правовым актом органа местного самоуправления без изъятия земельных участков. Например, согласно ГрК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами (ст. 64). Публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний. Публичные сервитуты могут устанавливаться :
По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Согласно ст. 22 ЗК РФ в качестве арендодателей могут выступать собственники земельных участков, а также законные представители лиц, не достигших совершеннолетия, при получении последними земельных участков в порядке наследования (в аренду такой земельный участок может быть сдан на срок до достижения наследником совершеннолетия). К существенным условиям договора аренды земельных участков, необходимых и достаточных для его заключения, в соответствии с законом относится, во-первых, предмет договора. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить передаваемое (подлежащее передаче) имущество, т. е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер (до его присвоения может быть условный номер) земельного участка. По договору аренды может быть передан земельный участок, если он не изъят из оборота. Договор подлежит государственной регистрации. Во-вторых, в ЗК РФ в качестве существенного условия называется размер арендной платы (ст. 65 ЗК РФ). Если договором аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде земельного участка, аналогичного по качеству, назначению, местоположению и другим характеристикам. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы за частные земли определяется соглашением сторон. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно эти ставки устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка с учетом зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли. Арендная плата выражается в денежной, натуральной или комбинированной форме. Она может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (например, земельный участок и здание). Что касается такого условия договора аренды, как срок, то действующее федеральное законодательство отдало этот вопрос на усмотрение сторон договора. Единственное ограничение предусмотрено в отношении земельных участков, передаваемых в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ. Срок в этих случаях — не более одного года. Поскольку срок не является существенным условием договора аренды земельных участков, то он может быть заключен как с указанием срока, так и без него. В последнем случае имеет место бессрочный договор или, точнее, договор, заключенный на неопределенный срок. Отличие между этими видами договоров проявляется прежде всего в порядке их расторжения. Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, кроме случаев, установленных федеральным законом. Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно. В безвозмездное пользование могут предоставляться участки: а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании акта исполнительной власти или органа местного самоуправления; б) в виде служебного надела гражданам; в) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора. Предельный срок временного землепользования устанавливается законом. При производственной необходимости и взаимной заинтересованности этот срок может быть продлен. Специальным видом временного землепользования является занятие земельного участка для изыскательских работ (землеустроительных, геолого-съемочных, геодезических, поисковых). В этом случае срок землепользования не превышает одного года без изъятия земель у собственника и землепользователя. По договору безвозмездного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает его в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором получила, или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). Основное отличие этого договора от аренды заключается в его безвозмездном характере. Отношения, возникающие из договора безвозмездного пользования, регулируются в гл. 36 ГК РФ («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 35 («Аренда»). Право безвозмездного пользования земельным участком согласно п. 1 ст. 47 ЗК РФ прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон. Право безвозмездного срочного пользования прекращается:
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что вещные права на землю выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного (бессрочного) пользования участком и в праве сервитута (ограниченного пользования соседним земельным участком). Вещные права являются производными от права собственности на земельный участок, обладая при этом определенной самостоятельностью и независимостью от права собственности. Наряду с вещными правами на земельные участки существуют и обязательственные правоотношения, порождающие права на эти участки, что имеет определенную правовую специфику. Под «правом собственности на землю» понимается право, включающее в себя три правомочия – владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами (п. 2 ст. 36 Конституции РФ). Нормативное регулирование правоотношений в области земельного права осуществляется гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения и прекращения прав на участок земли, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Источниками земельного права являются: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), ряд федеральных законов; вопросам права собственности на землю посвящена гл. III ЗК РФ «Собственность на землю»; вопросы возникновения прав на землю рассматриваются в гл. V ЗК РФ «Возникновение прав на землю». В гл. XVII ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» рассмотрены основания возникновения вещных прав. Среди вещных прав, объектами которых могут выступать участки земли, выделяются: — Право собственности (частная, государственная, муниципальная) на земельный участок возникает либо ввиду приобретения права у другого собственника (сделки отчуждения, мены, дарения и т.д.), либо с помощью формирования нового участка и последующего оформления его в собственность; — Права пользования (аренда, бессрочное пользование, оперативное управление и т.д.); — Право бессрочного пользования землей, находящейся в федеральной или муниципальной собственности, предоставляется отдельным категориям юридических лиц (публичным органам власти; бюджетным, казенным и автономным учреждениям всех уровней); казенным предприятиям. Возникает в связи с решением уполномоченного органа власти. Право бессрочного пользования, ранее оформленное на физических лиц, сохраняет действие, однако такое право не может быть предоставлено гражданам; — Право пожизненного наследуемого владения в настоящее время в РФ не предоставляется, однако существующие права сохраняются; — Иные права пользования (аренда и т.д.). Возникают из совершения юридически значимых действий (заключение договора, издание нормативного акта органа власти). Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы. Вопросы и ответы юристовЗемельные права граждан можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, как юридический факт, на основании которого возникает право обладания земельным участком, а во-вторых, как совокупность правомочий в отношении владения, пользования и распоряжения землей. Эти обе позиции переплетаются друг с другом: основание правообладания земельным участком определяет пределы правомочий граждан в отношении земли, а данные правомочия зависят от основания, на котором им принадлежит тот или иной участок. Например, только у собственника земельного участка наибольший круп правомочий в отношении использования земель, а эти полномочия не могут быть реализованы иначе» как при наличии права собственности на землю. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. В зависимости от правообладателя частная собственность на землю подразделяется на несколько видов: 1) индивидуальная собственность граждан и юридических лиц; 2) общая собственность:
Юридические лица, так же как и граждане, могут по своему желанию объединять находящиеся в их собственности земельные участки и использовать их на праве общей совместной и общей долевой собственности. Общая собственность на земельные участки возникает
Например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что земельный участок, как и любое иное имущество фермерского хозяйства, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если соглашением между ними не установлено право общей долевой собственности. Земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме. Основная классификация прав собственности согласно статье 8 Конституции Российской Федерации и статьи 212 Гражданского Кодекса РФ имеет следующие категории:
Во времена СССР вся земля была собственностью государства, сейчас же согласно Конституции граждане Российской Федерации имеют право оформить участок земли в частную собственность. Она предусматривает следующее:
Земельный участок можно оформить в частную собственность несколькими путями:
Оформление происходит в Росреестре при подаче гражданином полного пакета необходимых документов. Обязательным является и прикрепление заявления на вступление в право собственности на конкретный земельный участок гражданином Российской Федерации. Заявление не имеет стандартного образца, пишется в добровольной форме согласно законодательству с указанием , которая касается дела. В обязанности гражданина входят:
В случае если владелец использует участок не по назначению или нарушает установленный законом порядок, он может быть лишён права собственности. Получить землю в России для ЛПХ бесплатно вполне реально. Существует два варианта и очень важно определить, какой из них больше подходит в той или другой ситуации. Вариант первый: строительство дома на пустующем участке. В разных регионах существует определенное время на владение землей. Существует закон, что если землей не пользуются в течение трех, пяти или десяти лет (может быть установлен другой срок), то она считается ничейной. Поэтому человек, который решил построить на такой земле дом или обустроить дачный участок по своему усмотрению, и в течение долгого времени ему никто не предъявляет претензий, тогда он вправе обращаться к местным властям за оформлением доли в собственность. Конечно, такой вариант имеет свои риски, поскольку в любой момент может объявиться владелец данного участка или оформление документов затянется. Иногда по каким-то причинам местные власти могут даже отказать в выделении бесплатного участка. Поэтому данный вариант простой, но может потянуть за собой неожиданные, даже неприятные последствия. В каждом регионе имеются свои особенности и нюансы оформления земельного участка. Так иногда бывает, что в случае единственного претендента на землю, он имеет полное право заключать договор аренды с последующей регистрацией в соответствующих органах юстиции. Также, необходимо оформить разрешение на строительство недвижимости и только потом можно выкупать землю. Перед использованием второго варианта необходимо узнать все детали оформления земли для ЛПХ в выбранном регионе. Возможно, существуют другие более легкие пути, поэтому предварительно нужно все взвесить и как следует продумать последующие шаги. Ведь в любом варианте есть риск ошибиться, поскольку каждый регион имеет свои правила и уставы, которых придерживаются местные власти. Но по правде второй вариант самый подходящий для приобретения земли бесплатно. Возможность предоставления гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, земельных участков, находящихся в собственности государства и не подлежащих передаче в частную собственность, на основании концессионных договоров вытекает из положений ст. 16 КоЗ и Закона Республики Беларусь «О концессиях», однако ее практическая реализация затруднена ввиду отсутствия как механизмов предоставления земельных участков в концессию, так и заинтересованности в этом потенциальных инвесторов. Следует отметить, что право на землю, основанное на договоре концессии, имеет сходство с правом аренды, а наиболее существенные отличия обусловлены направленностью концессионного договора на привлечение инвестиций, однако последняя цель вполне может быть реализована и в рамках института аренды, особенно применительно к такому субъекту как граждане. Земельное законодательство Республики Беларусь по- прежнему закрепляет возможность предоставления земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, хотя первоначально введение этого права преследовало цель расширить распорядительные правомочия граж- дан-землепользователей и имело практическое значение как переходное на период земельно-правовой реформы. В настоящее время целесообразность сохранения права пожизненного наследуемого владения обусловлена социальными факторами, поскольку его предоставление направлено на удовлетворение социально значимых земельных потребностей (связанных со строительством и обслуживанием жилых домов гражданами Республики Беларусь, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведением коллективного садоводства и иных) и не требует внесения платы за предоставление земельного участка. Следует согласиться с тем, что данное право не способно обеспечить развитие земельного рынка и гражданского оборота земель, и сфера его применения со временем должна сужаться, ограничившись теми случаями, при которых невозможно иначе реализовать нужды граждан в получении участка. Право временного пользования граждан, унаследованное из законодательства советского периода и претерпевшее с начала 90-х годов лишь незначительные изменения, также имеет выраженную социальную направленность, обусловленную целями его предоставления. Права и обязанности собственника земельного участка
Согласно законодательству, существует 4 варианта предоставления земли от государства физическим и юридическим лицам:
При получении безвозмездного участка земли составляется договор купли-продажи, однако получатель никаких выплат не производит. Это происходит по той причине, что при подготовке необходимой документации и оформлении бумаг лицо потратит некоторую сумму денег. В случае предоставления земельного участка в виде безвозмездного срочного пользования составляется ссудный договор, где претендент на землю является ссудополучателем, а государство ссудодателем. Получить землю от государства имеют право отдельные категории граждан: В нормативно-правовых актах отсутствует конкретная расшифровка тех направлений, которым выделяют землю от государства. Однако на практике происходит разграничение направлений, которые решили воспользоваться правом получения бесплатной земли от государственного фонда. Семьи, где есть 3 и более детей, а также молодые семьи могут воспользоваться правом бесплатного получения земли для следующих целей:
Похожие записи: |