Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая социальная льгота в 2022 году в Украине». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
К зарплате работника может применяться один из видов налоговой социальной льготы:
- обычная 100%;
- повышенная 150%;
- повышенная 200%.
Право на обычную НСЛ (1 240,5 грн.) имеют все работники, размер доходов которых не превышает 3 180 гривен.
Работники, имеющие двоих или более детей, получают право на повышенные социальные льготы 150% и 200%.
Один из родителей, удерживающий двух и более детей до 18 лет, имеет право на повышенную НСЛ, если его предельный доход не превышает сумму, исчисляемую следующим образом:
3 470 грн (предельный доход в 2022 году для применения НСЛ) х Количество детей
При наличии двух и более детей до 18 лет предельный размер дохода для применения налоговой социальной льготы в 2022 году составляет:
- если двое детей: 3 470 х 2 = 6 940 грн.
- если трое детей: 3 470 х 3 = 10 410 грн.
- если четверо детей: 3 470 х 4 = 13 880 грн.
В 2022 году составляет 1 240,5 грн и предоставляется налогоплательщику, который содержит двух или более детей младше 18 лет, в расчете на каждого ребенка (пп.169.1.2 НКУ):
- 1 240,5 х 2 детей = 2 481 грн.
- 1 240,5 х 3 детей = 3 721,5 грн.
- 1 240,5 х 4 детей = 4 962 грн.
Пример: зарплата работницы, которая имеет двоих несовершеннолетних детей, составляет 6 500 грн. Эта сумма меньше предельного размера дохода для применения НСЛ (6 940 грн), а значит, льгота применяется. Таким образом сумма зарплаты, с которой будет удерживаться подоходный налог, составляет:
6 500 грн (зарплата) – (1 240,5 х 2) (ПСП) = 4 019 грн.
В 2022 году составляет 1 860,75 грн и предоставляется налогоплательщику:
- одинокой матери (отцу), вдове (вдовцу) или опукуну или попечителю в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет;
- лицу, удерживающему ребенка с инвалидностью в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет;
- лицу, пострадавшему в результате аварии на ЧАЭС (1 и 2 категории);
- лицу, являющемуся учеником, студентом, аспирантом, ординатором, адъюнктом;
- лицу с инвалидностью I или II группы, в том числе с детства;
- лицу, которому назначена пожизненная стипендия в связи с преследованиями за правозащитную деятельность, включая журналистов;
- участнику боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны.
Термин «налоговые льготы» подразумевает, что гражданин имеет право сократить размер своих налоговых обязательств перед государством или вовсе прекратить их оплачивать при наличии оснований.
Никто не имеет права обязать физическое лицо оформить льготы по налогам в определенный период времени, так как окончание их действия наступает с прекращением действия документов заявителя.
Налоговая льгота предоставляется законодательством в виде:
- изъятие, предусматривающее изъятие из общего налогооблагаемого списка предметов одного, за который физическое лицо не будет платить налоги;
- освобождение (о пенсии, стипендии и других выплат социального характера налоговое обязательство не наступает);
- скидки, то есть снижение налоговой ставки, применяемой только к юридическому лицу;
- отсрочки платежа на срок, не превышающий условия налогового законодательства;
- налоговой амнистии, что означает предоставление налогоплательщику возможности погасить необоснованно просроченные платежи без наложения на него штрафа или пени.
Классификация налоговых льгот связана со сферой их использования: стандартная, социальная и имущественная. В соответствии с этими сферами законодательство Украины разработало отчисления, которые могут предоставляться отдельной категории граждан.
- Социальная льгота 2022 года на двух детей, которые платят налог на доход. Сумма данного вычета выходит из состава семьи и ее статуса: здоровы ли дети в семье, есть ли дети на иждивении с ограниченными возможностями или статусом инвалида, многодетная семья или в иждивении участвует только один из родителей.
- На сумму расходов, уплаченную гражданином за обучение, лечение, обеспечение ПФУ или страхового фонда, или безвозмездно пожертвованную.
- На средства, использованные на покупку собственного жилья (возврат налога формируется из стоимости жилья) или продажу налогоплательщиком любой собственности (человек не будет платить в казну государства доход с продажи).
Большая часть украинцев при столкновении со словосочетанием «налоговая социальная льгота» подразумевают скидки олигархам, благодаря которым за пользование государственными ресурсами они платят копейки. Однако, разбираясь с ситуацией подробнее, становится ясно, налоговая социальная льгота на 2022 год также положена обычным гражданам.
Чтобы понять преимущества обычного работника следует разобрать пример расчета социальной льготы. Если украинец работает на неполной ставке и получает за свою работу 3000 грн ежемесячно, то вместо 540 грн. НДФЛ с зарплаты украинца будет высчитываться сумма в размере 270 грн.
Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом. Задача льгот-перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.
Налоговая социальная льгота на 2022 год может предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей. Конкретная сумма льгот зависит от категории граждан и определенных обстоятельств.
Словосочетание «налоговая льгота» обычно ассоциируется с олигархическими бизнесами, которые платят в бюджет «копейки», по сравнению со своими реальными оборотами. Однако право на получение льгот имеют и обычные граждане.
Налоговая социальная льгота — это возможность уменьшить налогооблагаемую базу НДФЛ, то есть заплатить налог только с части зарплаты. Размер льготы зависит от прожиточного минимума для трудоспособного лица (2 102 грн в месяц) и категории: 50% (1 051 грн), 75% (1 576,5 грн) или 100% (2 102 грн).
НСЛ имеет недостаток: получить ее может только человек с очень маленькой зарплатой. В 2020 году это граждане, зарплата которых к налогообложению не превышает 2 940 грн в месяц. Поскольку официальная зарплата не может быть меньше 5 тыс. грн, НСЛ в размере 50% имеют право воспользоваться те, кто работают на неполную ставку.
- Одинокие мать или отец, вдова (вдовец), опекун или попечитель — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.
- Лица, содержащие ребенка с инвалидностью, — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.
- Лица, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, и ликвидаторы ее последствий (первая или вторая категории).
- Ученики, студенты, аспиранты, ординаторы, адьюнктомы (лица, зачисленные в высшее военное учебное заведение для получения степени доктора философии).
- Лица с инвалидностью первой или второй групп.
- Лица, которым присуждена пожизненная стипендия как гражданам, подвергшимся преследованиям за правозащитную деятельность, включая журналистов.
- Участники боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны.
Например, оклад вдовца, который удерживает пятерых несовершеннолетних детей, составляет 14 тыс. грн. Если он воспользуется правом на льготу, то вместо 2 520 грн с него ежемесячно будут высчитывать 1 101 грн. Экономия за год составит 16 788 грн.
Поскольку налоговые льготы являются элементом конкретного налога, то однозначно выделить категории лиц нельзя. Для получения такой информации следует изучить соответствующие статьи НК Украины или получить консультацию в налоговой службе.
Для того чтобы ответить на вопрос, кто имеет право на налоговые льготы среди граждан, нужно обратиться к соответствующим статьям налогового кодекса Украины. Преференции предоставляются:
- ветеранам труда;
- пенсионерам и предпенсионерам;
- многодетным;
- инвалид;
- чернобыльцам;
- военнослужащим или членам их семей, потерявшим кормильца.
Иногда при предоставлении такого права законодательство ориентируется не только на субъект, но и на объект. Например, если им является транспортное средство, то предъявляется ряд требований к его техническим характеристикам.
Налоговый кодекс предоставляет и налоговые льготы для юридических лиц, которые выражаются в:
- снижении НДС до 10% для производителей ряда товаров, перечни которых утверждаются законодательными актами;
- уменьшении страховых взносов;
- в возможности применять налоговые льготы для организаций, выражающиеся в спецрежимах.
В 2022 году как и предыдущем предусмотрено применение налоговой социальной льготы. Государство заботится об украинских семьях, действует возможное, чтобы они жили в достатке независимо от проблем в экономике страны. Быть в курсе событий относительно изменений в законодательстве, в частности, предоставление социальных льгот поможет ознакомление с нововведениями в законодательных актах Украины.
НСЛ составляет 50% от месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица по состоянию на 1 января отчетного налогового (2481 грн). Для любого из налогоплательщиков на протяжении всего 2022 года размер налоговой социальной льготы составит:
- 100% — 1240,50 грн (2481 грн*50%*100%);
- 150% — 1860,75 грн (2481 грн*50%*150%);
- 200% — 2481,00 грн (2481 грн* 50%* 200%).
Учитывая, что по состоянию на 1 января 2022 года минимальная зарплата составляет 6500 грн, а с 1 октября будет составлять 6700 грн, рассчитывать на применение налоговой социальной льготы могут только работники:
- с неполностью отработанной нормой рабочего времени (например, из-за неполного рабочего дня) и начисленной зарплатой менее 3470 грн;
- с правом на «детские» социальные льготы и, как следствие, выше, по сравнению с 3470 грн, предельный размер зарплаты для применения льготы (6940 грн — на двоих детей, 10410 грн — на троих детей, 13880 грн — на четырех детей и т. д.).
Необлагаемый минимум доходов граждан в Украине определяется в зависимости от того, где его будут применять. В большинстве случаев НМДГ равен 17 грн. Но, чтобы определить размер нарушения, используется НМДГ, равный размеру налоговой социальной льготы (НСЛ). Он равен 50% размера прожиточного минимума, который устанавливает государство 1 января каждый отчетный налоговый год.
Согласно ст. 7 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2022 год», прожиточный минимум для трудоспособных лиц составит по состоянию на 1 января 2481 грн. То есть в 2022 году налоговая социальная льгота будет равна:
2481 х 0,5 = 1240,5 грн
В 2022 году в Украине необлагаемый минимум доходов граждан останется на уровне 17 грн, то есть в расчете штрафов за правонарушения ничего не изменится. Но налоговая социальная льгота вырастет до 1240,5 грн. Поскольку НСЛ вырастет, то изменится и порог, когда наступает уголовная ответственность за кражу.
Например, в 2021 году мелкой считалась кража на сумму 227 грн и за нее человек нес административную ответственность и платил штраф от 10 до 30 НМДГ, то есть от 170 грн до 510 грн. А за повторное правонарушение – от 30 до 50 НМДГ, то есть от 510 грн до 850 грн. В 2022 году мелкой уже будет считаться кража на сумму 248,1 грн. Если сумма окажется выше, вору будет грозить уже уголовная ответственность.
- Последние
- Популярные
- Учет и отчетность
- Налогообложение
- Упрощенная система
- Труд и социальная защита
- Госрегулирование
- Право и ответственность
- Финансы и банки
- Общество и жизнь
- «Дебет-Кредит»
- Не учли часть неиспользованного отпуска при формировании резерва: как начислять отпускные
- «Про затвердження Змін до додатка до Порядку заповнення та подання податковими агентами Податкового розрахунку сум доходу, нарахованого (сплаченого) на користь фізичних осіб, і сум утриманого з них податку», наказ Мінфіну України від 26.05.2020 № 241
- «Щодо порядку оподаткування доходів від участі в капіталі та доходів у вигляді дивідендів», лист Мінфіну України від 06.03.2019 № 11210-09-5/6621
- Проценти за депозит є доходом (ІПК від 08.10.2018 р. № 4311/ІПК/19-00-12-03-23)
Все документы
Меры поддержки бизнеса и граждан с 01.03.2022
Налоговая социальная льгота составляет 50% от месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица по состоянию на 1 января отчетного налогового (2 481 грн). Для всех налогоплательщиков в течение 2022 года размер НСЛ будет:
- 100% – 1 240,50 грн (2 481 грн*50%*100%);
- 150% – 1 860,75 грн (2 481 грн*50%*150%);
- 200% – 2 481,00 грн (2 481 грн*50%* 200%).
Учитывая, что сейчас минимальная зарплата составляет 6 500, а с октября 2022 года будет 6 700, то в этом году на налоговые социальные льготы могут рассчитывать только некоторые работники:
- с неполностью отработанной нормой рабочего времени (например, неполный рабочий день) и начисленной зарплатой менее 3 470 грн;
- с правом на «детские» социальные льготы и как следствие выше, по сравнению с 3 470 грн, предельный размер зарплаты для применения льготы (6 940 грн – на двоих детей, 10 410 грн – на троих детей, 13 880 грн – на четырех детей и т.д).
Любой налогоплательщик в праве уменьшить сумму общего месячного налогообложения дохода на сумму налоговой социальной льготы в размере 1240,50 грн (100%). А также те, кто имеет двоих или более несовершеннолетних детей в расчете на каждого ребенка.
На уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода на сумму налоговой социальной льготы в размере 1860,75 грн имеют право:
- одинокие матери (отцы), вдовы (вдовцы) или опекуны, попечители (в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет);
- лица, содержащие ребенка-инвалида (в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет);
- лица, отнесенные законом к I или II категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, в т.ч. лица, награжденные грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;
- учащиеся, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнктуры;
- инвалиды I или II группы, в т.ч. с детства, кроме инвалидов, получающих отдельные льготы;
- лица, которым присуждена пожизненная стипендия как гражданам, подвергшимся преследованиям за правозащитную деятельность, в т.ч. журналистам;
- участникам боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которые распространяется действие закона о статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты, кроме отдельных лиц.
Предельный размер дохода, к котрому может быть применена налоговая социальная льгота, увеличивается кратно количеству детей до 18 лет, которые есть у сотрудника. А именно, один из родителей может, написав соответствующее заявление, увеличить размер, к котрому применяется НСЛ.
В таком случае предельный размер зарплаты, к которой может бать применена соц. льгота составит:
на 2-х детей — 6940 грн (= 3470 × 2);
на 3-х детей — 10410 грн (= 3470 × 3);
на 4-х детей — 13880 грн (= 3470 × 4) и т.д.
Поскольку воспользоваться доходом, повышенным кратно количеству детей, для реализации права на НСЛ может только один из родителей, в заявлении о применении льготы нужно указать, что муж (жена) такого налогоплательщика в случае получения НСЛ по месту работы не пользуется правом на увеличение размера дохода кратно количеству детей.
- доходам сотрудника, если он вместе с зарплатой от работодателя получает из госбюджета стипендию, денежное или имущественное обеспечение учащихся, студентов, аспирантов, военнослужащих;
- доходам предпринимателя. Однако в случае, если ФЛП является одновременно наемным работником, то к зарплатным доходам можно применить НСЛ по месту труда;
- другим доходам, отличным от заработной платы. К выплатам по договорам ГПХ также нельзя применять НСЛ.
НСЛ может применяться к зарплате только по одному месту работы. Если сотрудник официально работает на нескольких предприятиях, он может выбрать самостоятельно ту зарплату, к которой будет применяться НСЛ. Место работы основное или по совместительству не имеет значения.
Кроме того, что для работников с детьми до 18 лет налоговая социальная льгота применяется к размеру зарплаты, превышающий обычный пропорционально количеству детей, размер налоговой льготы также увеличивается кратно количеству детей.
А именно
Обычная 100% льгота на детей в 2022 году равна:
- на 2-х детей: 1240,5 грн. * 2 дет. = 2481,00 грн.
- на 3-х детей: 1240,5 грн. * 3 дет. = 3721,50 грн.
- на 4-х детей: 1240,5 грн. * 4 дет. = 4962,00 грн. и т.д.
Если “детскую” НСЛ получает одинокая мать (отец), то вместо 1240,5 грн. применяем повышенную социальную льготу 150% — 1860,75 грн. на каждого ребенка.
Если работник имеет право на НСЛ на себя согласно двух или более оснований, то выбирают одну из льгот, ту, которая предусматривает наибольший размер.
Для работников, которые удерживают двух или более детей, один (несколько) из которых является лицом с инвалидностью, НСЛ применяют в размере 150% на ребенка с инвалидностью и добавляют к льготе в размере 100% на других детей.
В ситуации, когда работник имеет одновременно право на 2 НСЛ – “за себя” (зарплата меньше 3470 грн ) и “за детей”, то он должен выбрать, какую применять. Применять обе НСЛ одновременно – и “на себя”, и “на детей” – нельзя. Однако мать может иметь НСЛ “на детей”, а отец НСЛ “на себя”, или наоборот. Здесь нарушения тогда нет.
Для применения соц. льготы работник должен подать работодателю заявление на применения НСЛ. Форма заявления о применении льготы на сегодняшний день не установлена. Поэтому можно написать заявление в свободном виде.
НСЛ применяют с месяца подачи заявления. Ежегодно обновлять заявление о применении НСЛ законодательство не требует. В то же время если у налогоплательщика возникает право на применение НСЛ по иным основаниям, чем указанные в предыдущем заявлении, то он должен подать новое заявление с соответствующими подтверждающими документами.
Работники, которые имеют право на повышенный размер социальной льготы, должны приложить к заявлению подтверждающие документы в зависимости от категории льготы.
Совместители также имеют право на налоговую социальную льготу и они могут выбрать место ее получения (основная работа или по совместительству). При этом учитывается только тот доход, по месту получения которого он предоставил заявление на НСЛ.
Например, работник имеет основное место работы на предприятии, где его зарплата составляет 10000,00 гривен. Если этот человек будет трудоустраиваться по совместительству на другое предприятие на неполный рабочий день, с зарплатой 2500,00, то он имеет право написать заявление на применение социальной льготы на предприятии, где он будет работать по совместительству.
В заявлении необходимо указать, что работник уведомлен о том, что он может пользоваться НСЛ только по одному месту работы.
Льгота на подоходный налог предусматривает уменьшение суммы взыскания с заработной платы и всех остальных доходов украинцев. Данная сумма зависит от того, какая категория получает право на уменьшенную сумму налогов.
Уменьшение налогов возможно не для всех типов доходов, только на месячные зарплаты украинских госслужащих, бюджетников, компенсации, премии (вознаграждения за сверхурочные часы работы в офисе, на предприятии).
Украинец имеет право на уменьшенный процент налога, если сумма его заработка не превышает установленный показатель. Чтобы это выяснить, нужно прожиточный минимум умножить на 1,4, округлить до десяти. Этот показатель в двадцатом году составлял 2940 гривен.
Кто может претендовать на снижение налогов по льготе: полезно
Работник, воспитывающий двоих несовершеннолетних детей, имеет право оформлять налоговую льготу, если он получает не более 4480 гривен, на каждого ребенка по 2240 гривен (2240+2240=4480).
Можно привести пример расчета налоговой социальной льготы на двоих детей на зарплате 4200 гривен. Эта сумма не превышает установленной нормы 4480. Из этой суммы отнимается военный сбор (1,5%), ставка подоходного налога (с учетом государственных преимуществ человек имеет право на 1600 гривен льгот, по 80 для каждого ребенка). В итоге получается такая формула: 4200 – 63 (военный сбор) – 468 (подоходный налог) = 3669 – столько получит человек, родитель двоих детей «на руки».
Налоговая социальная льгота на троих детей подразумевает такую самую систему расчета, только сумма налога будет уменьшена не на 1600 гривен, а на 2400. В итоге, при ставке зарплаты 4200 чистыми выйдет 3876 грн.
- у розмірі, що дорівнює 50 відсоткам розміру прожиткового мінімуму для працездатної особи (у розрахунку на місяць), встановленому законом на 1 січня звітного податкового року, — для будь-якого платника податку;
- у розмірі, що дорівнює 100 відсоткам суми пільги, визначеної підпунктом 169.1.1 цього пункту, — для платника податку, який утримує двох чи більше дітей віком до 18 років, — у розрахунку на кожну таку дитину;
- у розмірі, що дорівнює 150 відсоткам суми пільги, визначеної підпунктом 169.1.1 цього пункту, — для такого платника податку, який:
Працедавцю ______________________________________________________________
від ______________________________________________________________________,
ідентифікаційний номер платника податків |
|
, |
працюючого(-ої) ___________________________________________________________
указується посада
- Прошу застосовувати до нарахованого мені доходу у вигляді заробітної плати податкову соціальну пільгу в розмірі, визначеному в підпункті
__________________________________________________________________________
посилання на норму, відповідно до якої буде отримуватися пільга
пункту 169.1 статті 169 Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року № 2755-VI (далі – Кодекс).
- Для застосування податкової соціальної пільги надаю такі документи:
1) _______________________________________________________________________;
2) _______________________________________________________________________;
3) _______________________________________________________________________;
4) _______________________________________________________________________;
5) _______________________________________________________________________;
назва документа та його реквізити
Наведена інформація є достовірною.
- Мені відомо, що згідно з підпунктом 169.2.1. пункту 169.2 статті 169 Кодексу податкова соціальна пільга застосовується до нарахованого платнику податку місячного доходу у вигляді заробітної плати тільки за одним місцем його нарахування (виплати).
«___» ____________ ____ року |
____________________________ |
Необлагаемый минимум доходов: какой он в Украине и на что влияет
- Адвокаты
- Юристы
- Нотариусы
- Суды
- Прокуратуры
- Налоговые инспекции
- Государственные администрации
- Пенсионные фонды
- Полиция
- Центры занятости
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Ужгород
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
Благодаря эпидемии коронавируса предприниматели на едином налоге получили целый год для того, чтобы подготовиться к введению кассовых аппаратов.
Была слабая надежда, что от фискализации депутаты в итоге откажутся. Но на полную отмену РРО (регистраторов расчетных операций – кассовых аппаратов) для упрощенцев они не согласились. Поэтому с 1 января 2022 года предпринимателей ждут веселые времена. «Все плательщики единого налога, кроме предпринимателей первой группы, которые осуществляют наличный расчет, будут обязаны применять РРО», – предупреждает Алла Скрипник, юрист юридической фирмы «Кушнир, Якимяк и Партнеры».
Читай также: Налог на землю в Украине: кто и сколько будет платить
Избежать покупки кассового аппарата можно в том случае, если расчеты осуществляются исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств. Например, без РРО могут работать предприниматели, которые получают оплату только непосредственно на текущий счет.
Напомним, что с 1 января 2021 года по 1 января 2022 года кассовые аппараты должны были применять физлица-предприниматели, чей доход в течение календарного года превышал 220 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января 2021 года (1,32 млн. грн.).
Кроме того, РРО в 2021 году обязательны для предпринимателей, которые торгуют технически сложными товарами; продают лекарственные средства, изделия медицинского назначения и предоставляют платные услуги в сфере здравоохранения; продают ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней.
Кстати, с января 2022 года меняются и штрафы за продажу товаров/предоставление услуг без РРО, за невыдачу фискальных чеков и т. д. До конца 2021 года за первое подобное нарушение штраф составляет 10% суммы операции, которая прошла мимо кассы, за каждое следующее нарушение – 50% суммы операции. С 1 января 2022 года размеры штрафов будут 100% и 150% соответственно.
Еще одна не очень приятная новость для предпринимателей – повышение минимальной зарплаты. Правда, с 1 января 2022 года минималка не изменится, рост МЗП произошел на месяц раньше, чем обычно, – 1 декабря 2021 года. Увеличение МЗП повлекло за собой рост сумм единого налога, который уплачивают упрощенцы второй группы. Они платят ЕН по ставке 20% МЗП. Соответственно, если до декабря 2021 года ежемесячный размер налога составлял 1200 грн., то с декабря – 1300 грн.
Помимо этого, к МЗП привязаны платежи по единому соцвзносу (ЕСВ), который предприниматели платят как за себя, так и за наемных сотрудников. Стандартная ставка ЕСВ – 22% минимальной зарплаты. С 1 декабря 2021 года минимальный платеж по ЕСВ вырос с 1320 грн. до 1430 грн.
У бизнеса покрупнее тоже нет особых поводов для радости. С 2022 года вступают в силу правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). Правда, пока в облегченном режиме.
Как физические, так и юридические лица, которые контролируют иностранную компанию, будут вынуждены подать по итогам 2022 года отчет в Государственную налоговую службу Украины. В этом отчете будут содержаться данные о КИКе, ее прибыли и т. д. При этом санкции и пеня за нарушения, допущенные в таком отчете, а также за любые нарушения, связанные с КИКами, в 2022-м и 2023 году не применяются.
Читай также: Налоги в Украине в 2022 году: Все, что нужно знать
Но расслабляться не стоит, так как впоследствии штрафы будут очень болезненными. За неподачу отчета по КИКу штраф составит около 250 тыс. грн., а за сокрытие информации о существующих контролируемых компаниях – почти 2,5 млн. грн.
Разумеется, у контролирующего лица возникают налоговые обязательства. Физлицо платит НДФЛ по ставке 5–18%, в зависимости от того, получает контролер дивиденды или прибыль, и 1,5% военного сбора. Юрлицо уплачивает 18% налога на прибыль.
С 2022 года начинает действовать правило деловой цели при наличии бизнес-отношений с нерезидентами. Это правило будет применяться при проведении операций по приобретению/продаже товаров (работ, услуг), в которых второй стороной выступают контрагенты из низконалоговых юрисдикций. Подпадают под правило деловой цели и выплаты роялти в пользу любых нерезидентов, независимо от того, где они зарегистрированы.
Что вообще такое деловая цель? Это – операции, в которых заложен экономический смысл. Налогоплательщик может относить их на затраты, что позволяет ему уменьшить сумму уплачиваемых налогов. Если же фискалы почему-то решат, что деловой цели в конкретно взятой операции нет, они доначислят плательщику налоговые обязательства. Это невероятно коррупциогенная норма. Увы и увы.
С января 2022 года полностью вступает в силу закон № 1525-IX, который вводит так называемый налог на Google.
Согласно его нормам, платные электронные услуги, которые предоставляют YouTube, «облачные» сервисы и социальные сети, будут подлежать налогообложению НДС. В том числе это касается игр и приложений, а также любого платного контента (фильмов, музыки, электронных книг).
«Нерезиденты должны начислять 20% НДС на поставку электронных услуг в Украине, если они предоставляют эти услуги физическим лицам, в том числе физлицам-предпринимателям, которые не являются плательщиками НДС, и если доход поставщика таких услуг за календарный год превышает 1 млн. грн.», – объясняет Катерина Лысечко, руководитель юридического отдела аутсорсинговой компании Accountor Ukraine. Все крупные онлайн-сервисы, увы, подпадают. И украинские пользователи-физлица уже получили «письма счастья» от своих зарубежных контрагентов – «извините, ребята, все станет на 20% дороже».
Читай также: В Украине изменят налоги на авто: сколько нужно будет платить
Так что готовимся к подорожанию онлайн-контента и онлайн-услуг уже в ближайшие месяцы – как мы и предупреждали, налог перекладывается на потребителя, в конце концов.
Этот же закон освобождает от уплаты НДС резидентов, которые оплачивают услуги нерезидентов за производство и/или распространение рекламы. Теперь обязанность по уплате НДС будет на нерезиденте. Ставка налога – 15%.
На низком старте закон об операциях с криптовалютами и о налогообложении таких операций. Соответствующий законопроект № 3637 Верховная Рада приняла во втором чтении в сентябре 2021 года. Но президент Владимир Зеленский вернул его в парламент со своими замечаниями.
Претензия Зеленского заключается в том, что регулированием рынка виртуальных активов, согласно тексту закона, будут заниматься различные госорганы. Это повлечет за собой значительные расходы госбюджета. Поэтому Зеленский предложил отнести регулирование рынка криптовалют к компетенции Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Для того чтобы закон вступил в силу, Рада должна внести в него поправки президента.
К тому же, депутатам предстоит разработать и криптовалютные поправки в Налоговый кодекс. Когда это произойдет – неизвестно. Поэтому не факт, что налогообложение операций с виртуальными активами начнет действовать в 2022 году. Не исключено, что законодатели отложат его до 2023 года.
Еще в июле парламент принял в первом чтении законопроект № 5600, который называют «ресурсным». Его разработало правительство для того, чтобы добиться в 2022 году увеличения сборов в госбюджет. Впоследствии к законопроекту было подано свыше 11 тыс. поправок. Поэтому его подготовка ко второму чтению изрядно затянулась. Тем не менее, Даниил Гетманцев уверял, что депутаты однозначно одобрят документ до конца 2021 года. Так и случилось: парламент 30 ноября принял законопроект в целом.
И бизнес, и оппоненты действующей власти требовали удалить из него самые болезненные нормы. Но без толку.
Разберемся, какие основные налоговые нововведения нас ждут. Это – повышение ставок акцизного налога на алкогольные и табачные изделия, а также эконалога и рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом; отмена льгот по акцизному налогу для компаний, которые осуществляют поставку электроэнергии, полученной из возобновляемых источников; ограничение перенесения расходов прошлых периодов в размере 50% для крупных налогоплательщиков; внедрение НДФЛ по ставке 18% для операций по продаже третьего и более объекта недвижимости в течение года; введение НДФЛ с дохода выше 12 минимальных зарплат (72 тыс. грн.), полученного в течение года от реализации собственной сельхозпродукции.
Читай также: Украинцам вернут их налоги: кто и сколько получит
Вдобавок к этому № 5600 расширяет полномочия налоговых органов, связанные с взысканием налоговых долгов. Будет создан единый реестр руководителей компаний, на которых висят налоговые долги. Также предусмотрена возможность ограничения выезда за территорию Украины таких должностных лиц. Правда, чтобы запретить пересекать границу, налоговикам нужно будет получать решение суда.
«Особое внимание хотелось бы обратить на то, что налоговые органы могут получить право требовать от плательщиков налогов информацию (пояснения) в ответах на запросы, которые связаны не только с нарушениями, а и по другим вопросам, касающимся налогообложения и возможных нарушений в хозяйственной деятельности», – говорит Катерина Лысечко.
По оценкам Министерства финансов, государственный бюджет благодаря нормам законопроекта № 5600, которые расширяют базу налогообложения и приводят к увеличению ставок, дополнительно получит около 28 млрд. грн. Заметим, что перевыполнение плана налоговых поступлений за первые 11 месяцев 2021 года уже составляло более 20 миллиардов гривен (+3,9%), а превышение над уровнем налоговых поступлений за аналогичный период 2020 года – плюс 37,6%(все – данные КСУ). Каких еще налогов им не хватает?
Никак не доберется до второго чтения законопроект № 5376 о специальном налоговом режиме для резидентов «Дія.Сity». Но его авторы, в частности, Егор Чернев, зампредседателя комитета Верховной Рады Украины по цифровой трансформации, заявили о том, что законопроект доработан и вскоре появится в парламенте.
Налог на доходы физлиц – сотрудников компаний, которые являются резидентами «Дія.Сity», составит 5%. Кроме него остается ЕСВ по ставке 22% и 1,5% военного сбора. Юридические лица в рамках «Дія.Сity» смогут выбирать, платить 18% налога на прибыль или 9% налога на выведенный капитал.
В случае выбора второго варианта, к выведению капитала будут приравниваться конкретные операции, которые и будут облагаться по ставке 9%. «Это – выплата вознаграждения физическим лицам-предпринимателям на едином налоге, импорт и экспорт товаров и услуг при определенных условиях, выплата дивидендов, процентов или роялти», – рассказывает Марина Шулик, старший юрист юридической фирмы Kinstellar. Причем, временно, вплоть до 1 января 2024 года платежи в пользу физлиц-предпринимателей будут освобождены от налогообложения.
Читай также: Кабмин освободил от налога импортное оборудование для изготовления вакцин
Ожидает второе чтение законопроект № 2713-д о налогообложении игорного бизнеса. «Он предусматривает введение 10% налога на общую выручку от игровой деятельности (gross gambling revenue tax) в дополнение к общему 18% налогу на прибыль для организаторов азартных игр», – объясняет Виктория Ставчук-Мулундкар, старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang.
Также организатор азартных игр признается налоговым агентом и удерживает 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора с выигрышей игроков. В то же время, авторы документа предлагают освободить от налогообложения выигрыши, размер которых не превышает 8 минимальных зарплат.
Грядут перемены, связанные с налоговой отчетностью. Кабмин 30 сентября внес в Раду законопроект № 6120 о смене налогового периода для плательщиков НДФЛ, военного сбора и ЕСВ. Все те, кто подает отчетность раз в квартал, будут подавать ее ежемесячно. Так что бумажной волокиты станет еще больше.
А еще правительство предлагает существенно увеличить штрафы для предпринимателей и самозанятых лиц, которые игнорируют подачу налоговых деклараций. Соответствующий проект закона Кабмин утвердил на заседании 17 ноября.
Читай также: В Украине будут по-другому начислять налог на авто
Размер санкций вырастет в 15 раз. За первое нарушение штраф будет составлять от 1700 до 2550 грн., а в случае повторного в течение года нарушения – от 2550 до 4250 грн.
Самое неприятное, что наказывать будут не только тех предпринимателей, которые не подают отчетность, но и тех, которые допускают в своих отчетах ошибки.
Как и в предыдущие 2 года, в 2022 году увеличение минимальной заработной платы (а соответственно, и суммы налогов, подлежащих уплате) в течение года произойдет дважды. Сначала, 1 января 2022 минимальная зарплата увеличится до 6500 грн, а прожиточный минимум (для трудоспособных лиц) – до 2481 грн, а потом 1 октября 2022 года произойдет повторное увеличение минимальной зарплаты уже до 6700 грн, что снова приведет к увеличению налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Предельные сроки уплаты единого налога для плательщиков:
1) первой и второй групп – ежемесячно авансом не позже 20 числа текущего месяца;
2) третьей группы единого налога за:
– I квартал – 20 мая 2022 года;
– II квартал – 19 августа 2022 года;
– III квартал – 21 ноября 2022 года;
– IV квартал – 20 февраля 2023 года.
Важно!
Обратите внимание, что для плательщиков единого налога первой и второй групп сроки уплаты единого налога НЕ переносятся. Таким образом, если срок уплаты (20-е число) попадает на выходной (нерабочий) день, единый налог необходимо уплатить в последний рабочий день перед 20 числом.
При этом имейте в виду: если вы оплачиваете налоги в вечернее время (после 16:00 – 17:00), то они будут зачислены в бюджет только на следующий день. Таким образом, чтобы избежать лишних споров с фискальными органами, старайтесь не дотягивать с уплатой единого налога до последнего дня, а если так случилось, то уплачивайте его хотя бы до обеда.