Налог на добычу нефти в России 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на добычу нефти в России 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Налоговый кодекс определяет большое количество дифференцированных ставок по НДПИ, которые соотносятся с конкретными типами полезных ископаемых. Во многих случаях эти ставки дополняются различными коэффициентами. В числе универсальных коэффициентов, которые могут быть применены при подсчете НДПИ для любого ископаемого, — коэффициент территории добычи. В числе тех, что установлены для отдельных видов сырья, — коэффициенты, используемые при расчете НДПИ на нефть, различные коэффициенты-дефляторы.

Налоговые ставки НДПИ в 2021 — 2022 годах

За песчаные карьерные разработки или воду из пробуренной скважины платить не придется. К объектам, не подлежащим налогообложению, закон относит:

  • —подземные воды и полезные ископаемые, являющиеся общераспространенными, предназначенными для личного пользования и не числящимися на государственном балансе полезных ресурсов;
  • —полезные ископаемые, добытые в ходе ремонта, реконструкции или создании геологических объектов разного назначения: санитарно-оздоровительного, культурного, научного и пр.;
  • —геологические, минералогические и палеонтологические материалы;
  • —метан угольных пластов;
  • —дренажные подземные воды, не состоящие на госбалансе, полученные при разработках месторождений или при строительстве и использовании подземных сооружений;
  • —полезные ископаемые, полученные при производственных потерях при условии, что добыча таких ПИ не облагалась налогом в установленном порядке.

При расчете налога на добычу полезных ископаемых важно учитывать, о каком типе расходов идет речь — прямых или косвенных:

  • —прямые-это материальные, на заработную плату и страховые взносы, амортизацию основных средств.

Полный перечень трат налогоплательщик составляет самостоятельно, чтобы при отчетности распределить расходы между тем, что уже добыто, и тем, что осталось в незавершенном производстве (на момент окончания налогового периода);

  • —косвенные включают в себя материальные затраты, не вошедшие в список прямых расходов, а также затраты на освоение ПИ, «замораживание» и «размораживание» технологических процессов и мощностей и др.

При расчетах налога на добычу угля и газового конденсата применяют формулу:НДПИ = налоговая ставка* Еут*Кс, где:

  • —налоговая ставка — твердый показатель.

Когда речь идет о конденсате, ставку умножают также на корректирующий коэффициент (Ккм). При добыче природного газа произведение ставки Еути Кс суммируют показателем Тг, отражающим расходы на транспортировку.

  • —Еут— базовое значение за единицу топлива;
  • —Кс отражает сложность разработки и добычи природного газа или конденсата из залежей сырья.

ФНС сообщила, как считать НДПИ за январь 2022 года

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

Не облагаются:

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

НДПИ: порядок расчета, за какие полезные ископаемые не платят налог

  1. НДПИ предполагает отдельный расчет по каждому ПИ.
  2. База налога рассчитывается чаще всего по стоимости добычи полезного ископаемого, с применением процентных ставок НДПИ.
  3. Расчет налога по количеству добытого, твердые ставки применяются в отношении ограниченного числа наименований ПИ.
  4. Расчетные методики и нюансы НДПИ подробно изложены в гл. 26 НК РФ.

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:

  • добытые из недр на территории РФ;

  • извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;

  • добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:

  • общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;

  • минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

  • добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Налоговой базой является:

  • количество добытых полезных ископаемых при добыче:

    • нефти

    • природного газа

    • газового конденсата

    • угля

    • многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;

  • стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

  • исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;

  • исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;

  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

  1. 1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

  2. Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы

  3. 2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

  4. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

    Или

    Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

  5. 3. Выручка рассчитывается следующим образом:

  6. Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы:

  • материальные расходы;

  • расходы на оплату труда;

  • расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;

  • суммы страховых взносов.

Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

Косвенные расходы:

  • прочие материальные расходы;

  • расходы на ремонт основных средств;

  • расходы на освоение природных ресурсов;

  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;

  • расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.

Все просто:

Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка

Когда платить налог?

По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Что такое НДПИ и как правильно его рассчитать

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

За песчаные карьерные разработки или воду из пробуренной скважины платить не придется. К объектам, не подлежащим налогообложению, закон относит:

  • —подземные воды и полезные ископаемые, являющиеся общераспространенными, предназначенными для личного пользования и не числящимися на государственном балансе полезных ресурсов;
  • —полезные ископаемые, добытые в ходе ремонта, реконструкции или создании геологических объектов разного назначения: санитарно-оздоровительного, культурного, научного и пр.;
  • —геологические, минералогические и палеонтологические материалы;
  • —метан угольных пластов;
  • —дренажные подземные воды, не состоящие на госбалансе, полученные при разработках месторождений или при строительстве и использовании подземных сооружений;
  • —полезные ископаемые, полученные при производственных потерях при условии, что добыча таких ПИ не облагалась налогом в установленном порядке.

Налоговое законодательство устанавливает два типа ставок: процентные и рублевые.

У каждой есть свои особенности:

  • —процентные, или адвалорные ставки.

Их используют, когда за налоговую базу берут стоимость добытого ископаемого;

  • —рублевые (за тонну), или специфические, ставки.

Применяют, когда налоговая база определяется количеством добытого ресурса.

При добыче угля, как и нефти, применяют специфическую налоговую ставку, начисляемую в рублях за тонну в зависимости от вида ископаемого: коксующийся, бурый и т.д.).

На размер ставки могут влиять:

  • —коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые на каждый вид угля ежеквартально;
  • —применяемые ранее дефляторы.

Организации смогут получать усиленную квалифицированную электронную подпись только через ФНС. В подписях, выданных в 2022 г. и позже, владельцем сертификата ключа проверки можно указывать только организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности.

Обычные работники не вправе владеть сертификатом такой подписи. Они смогут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации. Личные подписи физлица получают в коммерческих удостоверяющих центрах. Подписи, выданные таким центром, будут действовать до конца срока, если он получил аккредитацию в 2021 г.

Налоговая декларация

Начиная с отчетности за 2022 г. налогоплательщикам не нужно будет сдавать декларации по недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ). Организация сама рассчитывает сумму налога, перечисляет ее в бюджет и представляет пояснения и документы налоговикам, если это нужно, а инспекция направляет сообщение об исчисленном налоге.

Срок уплаты налога

С 1 января 2022 г. субъекты РФ лишатся возможности устанавливать сроки уплаты налога на имущество (авансовых платежей). При этом они сохранят за собой право на определение налоговых ставок и порядка уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Начнут действовать единые сроки уплаты налоговых платежей (п. 1 ст. 383 НК РФ):

  • для налога – не позднее 1 марта следующего года;
  • для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налогообложение уничтоженного имущества

По уничтоженному объекту налогообложения исчисление налога будет прекращено с 1-го числа месяца его уничтожения (п. 4.1 ст. 382 НК РФ). Для прекращения налогообложения налогоплательщику следует подать в налоговый орган по своему выбору заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения объекта налогообложения. Форма, порядок заполнения и формат представления заявления в электронном виде будут установлены приказом ФНС.

Правила учета аренды и лизинга

Имущество, переданное в аренду (в том числе по договору лизинга), будут облагать налогом только у арендодателя (лизингодателя) (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ).

Льгота по медизделиям

Изначально предполагалось, что с 1 января применить освобождение от НДС по медизделиям можно будет только при наличии регистрационного удостоверения ЕАЭС. Но норму изменили, и теперь льготой могут пользоваться и те, кто получил российское регистрационное удостоверение.

Льгота для организаций общепита

С 2022 г. при определенных условиях от НДС будут освобождены услуги общепита в ресторанах, кафе, закусочных, столовых и т.д., а также при выездном обслуживании. Освобождение не распространяется на реализацию продуктов отделами кулинарии розничных продавцов, а также организациями и ИП, которые занимаются заготовками или розничной торговлей.

Условия освобождения от НДС установлены п. 2 ст. 2 Закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ. Если организация или предприниматель зарегистрированы до 2022 г., то для освобождения от НДС должны одновременно выполняться следующие условия:

  • сумма доходов за 2021 г. составляет не более 2 млрд руб.;
  • не менее 70% этих доходов получено от реализации услуг общепита;
  • размер среднемесячных выплат не должен быть меньше среднемесячной начисленной зарплаты в регионе (это условие добавится с 2024 г.).

При выполнении данных условий освобождение от НДС начнет применяться с 1 января 2022 г. автоматически, без подачи заявлений. Если организация или предприниматель будут зарегистрированы в 2022 г., то освобождение начнет применяется с момента регистрации без указанных ограничений. При этом они должны будут ежеквартально сдавать декларацию по НДС.

Если организации или предпринимателю невыгодно использовать эту льготу, они могут отказаться от нее и в общем порядке уплачивать НДС. Для этого им нужно подать в налоговый орган заявление не позднее 1-го числа квартала, с которого они отказываются от льготы. Такой отказ возможен с любого квартала, но как минимум на год.

С 1 января 2022 г. организации общепита получат льготу по страховым взносам. Субъекты МСП, которые вправе применять освобождение от НДС по услугам общепита, смогут использовать пониженные тарифы взносов, если среднесписочная численность их работников не превысит 1500 человек (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ).

С 2022 г. разрешен зачет страховых взносов в счет недоимки по налогам. И наоборот, пе¬реплату по налогам можно будет за¬честь в счет страховых взносов (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 379-ФЗ).

С 2017 г. в России работает система маркировки «Честный ЗНАК». На все товары, подлежащие маркировке, должны быть нанесены специальные коды. За их нанесение отвечает производитель, импортер или владелец продукции. С 1 января 2022 г. участники оборота маркированных товаров должны выбрать оператора и подключиться к системе электронного документооборота, чтобы сообщать о переходе права собственности на товар. Прямые сообщения об отгрузках и приемках в «Честный ЗНАК» с этой даты будут закрыты.

С 1 марта 2022 г. вводится маркировка велосипедов и рам. В список изделий, которые нужно будет маркировать, включены:

  • двухколесные и грузовые велосипеды без двигателя;
  • велосипеды с вспомогательным двигателем;
  • взрослые велосипеды с колясками и без них;
  • детские трехколесные велосипеды;
  • рамы для взрослых и детских велосипедов.

С 1 декабря 2021 г. введена маркировка природной минеральной воды. С 1 марта 2022 г. нужно получать штрихкоды для искусственно минерализованной воды, бутилированной воды без подсластителей и ароматизаторов, в том числе газированной воды. Регистрировать газировку в «Честном ЗНАКе» пока не требуется.

Маркировка молока и молочной продукции стала обязательной в 2021 г. Производители и импортеры обязаны наносить штрихкоды Data Matrix на любые продукты вне зависимости от срока хранения. С 20 января 2022 г. магазины должны фиксировать выбытие продуктов, хранящихся до 40 суток. А с 1 июня 2022 г. аналогичное требование вводится для продуктов, хранящихся более 40 суток.

С 1 декабря 2022 г. маркировать товары должны будут крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы. Сейчас они освобождены от этой обязанности, если продают товар лично или через собственный магазин.

С 1 марта 2022 г. вводом в оборот обувных товаров будет считаться исключительно направление в систему мониторинга уведомления об этом. То есть маркировать товары нужно будет до ввода в оборот.

На 2022 г. запланирована обязательная маркировка биологически активных добавок к пище.

На основании декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, исчисляется сумма подлежащая уплате. Расчет производится по каждому ископаемому и по каждому мету добычи в отдельности. Платеж осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Соглашение о разделе продукции предполагает следующие особенности:

1. Уплата налогов возлагается на инвестора или оператора;

2. Налоговая база учитывает не только отдельные виды ископаемых и мест добычи, но и виды соглашений;

3. Ко всем добытым ресурсам, за исключением нефти и конденсата газа, применяется коэффициент 0,5;

4. По решению субъекта федерации инвестор может быть освобожден от уплаты местных налогов и сборов;

5. Часть налогов может быть уплачена в натуральной форме при разделе продукции;

6. Выдача лицензий, участие в конкурсах, геологические исследования и другая информация о полезных ископаемых оплачивается по средствам разовых и регулярных платежей.

Расчет налога на добычу полезных ископаемых проводится по правилам, регламентированным ст.340 НК РФ:

  1. Расчет необходимо производить по каждому месторождению и всем видам ископаемых отдельно.
  2. Используемый метод расчета необходимо закрепить в учетной политике плательщика на год. Возможность замены метода предусмотрена только по окончании календарного года.
  3. При определении суммы НДПИ к налоговому учету принимается сырье, прошедшее полный технологический цикл. Объем сырья, реализованного или использованного для нужд плательщика до окончания технологического цикла, включается в расчет НДПИ (п.8 ст.339 НК РФ).
  4. При расчетах НДПИ в отношении некоторых видов ископаемых установлено применение повышающих и понижающих коэффициентов.

Ниже представлены использующиеся для расчетов НДПИ формулы:

НДПИ = Налоговая база × Налоговая ставка.

Теоретически нефтегазовые компании могли бы вкладывать часть прибыли в другие проекты, чтобы защищать себя от рисков и развивать экономику страны. Но есть ограничения — деньги и умения.

Нужны деньги, чтобы вкладываться в новые проекты. У нефтяных компаний не так много денег, как принято считать: цены на нефть снижаются, а налоги на добычу ископаемых и вывозные пошлины — нет. Сейчас задача этих компаний — хотя бы остаться при своих.

Нужны умения. Умение вкладывать деньги в новые проекты и выводить их на стабильную прибыль — удел немногих людей и фирм на рынке. Так происходит во всём мире, не только в России.

Примеров, когда крупная компания создает и развивает бизнес в другом секторе, практически нет, зато есть обратные. Например, когда появились персональные компьютеры, из всех производителей перестроиться смогла только Ай-би-эм, IBM, но и для нее это был тяжелый процесс. Еще пример неудачи — Кодак: компания потеряла гигантский рынок, когда появилась цифровая фотография.

Крупные компании не могут развивать новые секторы экономики — как правило, это способен делать только малый бизнес. Пример опять-таки можно увидеть в айти: практически весь этот сектор начинался в гаражах, а не в офисах крупных компаний.

Налог на добычу полезных ископаемых

Подписанный закон отменяет пониженную ставку НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%. Выпадающие доходы от применения данной льготы оценивались Минфином по 2020 году в размере 232,5 млрд рублей, такие данные приведены в отчете о налоговых расходах бюджета за 2019-2023 годы. Данные месторождения предлагается перевести на режим НДД. В итоге данного маневра дополнительные доходы бюджета в 2021 году составят 80,4 млрд рублей, следует из бюджетных проектировок.

Отменяется льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти, в 2021 году допдоходы бюджета могут составить 77,9 млрд рублей. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет, допдоходы в 2021 году составят 2,3 млрд рублей.

При этом в Налоговом кодексе будут продолжать действовать более чем 20 льгот по налогу на добычу углеводородов, крупнейшая из которых, например, льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов (выпадающие доходы бюджета в 2021 году — 85,96 млрд рублей) или на новые морские месторождения на шельфе (81,7 млрд рублей в 2021 году).

Расширяется перечень участков, которые могут применять НДД – в него включаются участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Уточняется коэффициент (Кг), который входит в формулу расчета НДД ряда групп месторождений и характеризует период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр – чем меньше времени прошло с начала разработки, тем меньше коэффициент. Коэффициент Кг сейчас для месторождений первой и второй группы составляет от 0,4 до 1 (начало разработки месторождений от пяти до семи лет); для третьей группы — 1; для четвертой группы 0,5 — первый год, затем в течение года 0,75 и 1 на третий год. Для пятой группы от 0,2 до 1 в период до 15 лет. Принятый закон удлиняет сроки использования понижающих коэффициентов для месторождений в Арктике (пятая группа). Также документ устанавливает коэффициент на уровне 1 для второй и третьей групп, при этом для второй группы устанавливается исключение.

Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент составит 1,95.

Как следует из проекта бюджета, изменение поступлений НДПИ с учетом корректировки параметров режима НДД в части применения корректирующих коэффициентов (Кг) принесет в бюджет в 2021 году 103,5 млрд рублей.

Пересматривается процедура переноса исторических убытков в рамках НДД. Сейчас можно переносить 100%, закон предлагает не более 50% на период 2021-2023 годов, что даст за этот же период допдоходы бюджету в размере 51,7 млрд рублей.

Закон также исключает из состава фактических расходов, на основании которых рассчитывается НДД, расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, а также затраты, оплаченные за счет бюджетных средств.

Нормы закона заработают с 1 января 2021 года.

С мысли о негативных последствиях реформы начал вступительное слово глава комитета Павел Завальный. Он явно симпатизировал нефтяникам, приводя все новые и новые аргументы в пользу смягчения налоговых условий, и даже тонко иронизировал над минфином РФ, представители которого изначально даже не планировали выступать, но позже ненадолго подключились по ВКС.

«Это большое заблуждение — говорить о стабильности налоговой системы относительно нефтедобычи, потому что вся система нефтедобычи не просто какое-то озеро, из которого мы выкачиваем продукт. Это месторождения с разными характеристиками, условиями и регионами залегания, с техническими характеристиками нефти, пластов. По сути, каждое месторождение уникально и с точки зрения рентабельности разработки требует универсального подхода к налогообложению», — заявил Завальный.

Он отметил, что новая система НДД, которую планируется полномасштабно запустить в стране с 2024 года, отчасти может решить эти задачи, поскольку повышает инвестиционную привлекательность разработки месторождений на разной стадии разработки (пока данная система работает в стадии эксперимента на избранных месторождениях). Однако нынешние параметры этого налогового режима нефтяников не устраивают. («Если взять НДД, он адаптирован больше всего к тем месторождениям, которые новые для разработок. А у нас они старые», — объяснял, в частности, Минниханов.)

По словам Завального, принятые в 2020 году решения по отмене льгот уже приводят к нерентабельности разработки отдельных месторождений. «Есть проблемы с разработкой месторождений, находящихся на поздней стадии разработки в Западной Сибири, некоторые месторождения переходят в категорию нерентабельных, и надо смотреть, как менять систему налогообложения, здесь вопрос диалога и доверия между нефтегазовыми компаниями и государством. В частности, ответственным за налогообложение является минфин», — добавил глава комитета.

Впрочем, он дал понять, что понимает и логику финансистов. «Как себя вести так, чтобы и государство не теряло налоги? — задавался вопросом Завальный. — Потому что будет обратная реакция, как в прошлом году, когда в рамках снижения добычи и сделки ОПЕК+ ряд компаний стал поддерживать добычу на тех месторождениях, где максимальные льготы, в то же время там, где льгот не было, на эти месторождения пришлось снижение добычи. Компании ведут себя по своим интересам, в итоге вся система вышла из равновесия».

Выступил директор департамента переработки нефти и газа минэнерго Антон Рубцов. Он отметил, что отмена льгот — всегда «болезненная история», но теперь это начало «создавать перекосы» в экономике. «Минфин сегодня не захотел выступить, оно и понятно, они больше любят комментировать четкие параметры», — заявил Рубцов и пояснил, что параметры перехода на НДД еще прорабатываются.

В то же время чиновник дал понять, что «у нас нет такой роскоши, чтобы настроить систему только на инвестиционные стимулы», а налоговая система — это «донор для решения инфраструктурных задач развития страны и в регионах».

В общем, нужно искать баланс интересов. Во-первых, надо сохранить дальнейшее развитие сферы добычи нефти в традиционных регионах, включая Республику Татарстан. Во-вторых, руками нефтяников поддержать социальную составляющую регионов, научный и образовательный потенциал.

По его словам, параметры применения НДД следует принять как можно раньше. «Звучал 2022 год, чтобы уже с 2024-го установить параметры НДД, чтобы компании могли продолжать работу с относительно понятных и стабильных условий», — заявил Рубцов. Он добавил, что различные сценарии применения налогов были просчитаны на примере одного из месторождений сверхвязкой нефти компании «Лукойл».

Завальный отметил, что с каждым годом качество запасов ухудшается. «С каждым годом увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов. Возьмите Самотлор, там обводненность 95 процентов, то есть на тонну добытой нефти поднимается 20 тонн воды, и, если бы не имелось льгот по НДПИ, данное месторождение надо было бы остановить, а это потеря рабочих мест, добычи 20 миллионов тонн нефти», — аргументировал Завальный.

Он пытался донести свою позицию о том, что все месторождения разные, с разной экономикой и буквально для каждого из них нужна своя отдельная система налогообложения, иначе невозможно будет привлечь инвестиции в такие проекты. Все эти нюансы нефтедобычи, как надеются участники круглого стола, учтут при разработке параметров применения НДД.

Также глава комитета подчеркнул, что отмена льгот бьет по региональным бюджетам. «Налог на прибыль в ХМАО составляет треть доходной части бюджета, и, чтобы обеспечить социальную составляющую, нужно где-то брать деньги. А где? Принятое федеральное решение бьет по региональному бюджету, при этом не принимается решение о компенсации выпадающих доходов. А то, что это север и там дорог даже нет, надо их строить… В общем, нужен диалог», — отметил он.

Замгубернатора Ханты-Мансийского автономного округа Алексей Забозлаев рассказал, что в регионе добывают 40% российской нефти и 5% — мировой. Добыча полезных ископаемых формирует 75% бюджета, в этой сфере работают 400 тыс. человек, а это половина работающего населения. «Вместе с тем значительная часть месторождений находится на поздних стадиях разработки и требует инвестиций для поддержания уровня добычи», — сообщил докладчик.

В год инвестиции в нефтедобычу составляют более 600 млрд рублей. В регионе 115 тыс. действующих скважин, но их дебет ежегодно снижается. «Около 45 тысяч скважин работает с дебетом менее 5 тонн в сутки», — сказал выступающий (этот уровень считается нерентабельным). Более 2 млрд т запасов в регионе готово к освоению, но они не вводятся в связи с экономической неэффективностью при нынешней системе налогообложения.

«Вступившие в 1 января изменения налогового законодательства существенно повлияют на социально-экономическое развитие основных сырьевых регионов страны, — отметил Забозлаев. — Имею в виду снижение инвестиционной привлекательности проектов, ориентированных на долгосрочную перспективу, сокращение геолого-разведочных работ, темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы, остановку скважин и сокращение производственных программ. И самое негативное — это высвобождение персонала, чего нельзя ни в коем случае допускать».

Он напомнил о предложениях главы ХМАО и президента Татарстана, которые касаются «расширения периметра НДД и корректировки поправочных коэффициентов НДПИ в части стимулирования освоения малых месторождений и нерентабельных запасов». Причем сделать это представитель нефтяного региона просит уже в 2021 году, чтобы начать новый режим можно было уже с 2022-го.

Завальный поддержал инициативу, поясняя, что в отрасли и так «все оцифровано, прозрачно» и «муха не пролетит», мол, чего тянуть? Вместе с тем он выразил надежду, что компании будут вести себя корректно и не станут завышать затраты, используя механизм НДД для снижения налогообложения. «В режиме ЦРП мы постоянно бьемся за счастье народа, как говорится, когда они (нефтяники прим. ред.) относят на данный режим все что угодно, включая Mercedes и офисы в Москве, пытаются отнести на затраты на шельфе на Сахалине, Счетная палата указывает на это», — подметил депутат Госдумы.

Также он добавил, что надо «говорить не о льготах, а о дифференциации». «Вообще слово „льгота“ забыть, это дифференциация системы налогообложения относительно конкретного месторождения. А то „льготы“ режут слух, типа того, что нефтяники и так хорошо живут, а тут еще льготы какие-то им дают!» — дал ценный совет Завальный.

Зампредседателя правительства Коми Ирина Бахтина рассказала, что в моногородах, завязанных на добычу нефти, может развернуться «депрессивный сценарий». Мол, нужно говорить не о цифрах, а о людях и о том, как поддержать рабочие места. Помимо снижения отчислений в бюджет, решение федерального правительства может аукнуться ростом безработицы и социальной напряженностью в республике. Также она отметила «потенциальную безвозвратную потерю части запасов» в случае сокращения добычи — из-за остывания пластов происходит нарушение гидрологических режимов. Возможны и тяжелые экологические последствия.

НДПИ 2022: налог на добычу полезных ископаемых, ставка, коэффициенты и расчет

Заместитель генерального директора – директор представительства ПАО «Татнефть» в Москве Азат Ягафаров подготовил к совещанию большую презентацию, чтобы «обрисовать картину», но увидеть ее в Госдуме не смогли.

«То, что мы обсуждаем сегодня, изменения в налогообложении с 1 января, в первую очередь коснулось и компании „Татнефть“, поскольку значительная часть добычи в стране сверхвязкой нефти как раз приходится на нашу компанию», — начал Ягафаров и попросил включить второй слайд.

«Мы слайдов не видим! Вот у вас вообще камера не работает, мы только слышим», — прервал его Завальный.

«Вот сейчас видно?» — спустя пару секунд поинтересовался Ягафаров и попросил кого-то за кадром выключить камеру, но манипуляции не помогли.

«Азат Фердинандович, мы это все знаем, такую статистику. Тут не надо, мне кажется, об этом, — после небольшой заминки попросил Завальный. — Вы главную суть скажите, что бы вы хотели».

На одном слайде, который корреспондент «БИЗНЕС Online» успел разглядеть, приводились не самые радужные цифры. Россия сейчас занимает 6-е место в мире по добыче тяжелой нефти (18 тыс. т в сутки), уступая Канаде (460 тыс.), Мексике (130 тыс.), Ираку (120 тыс.), Китаю (115 тыс.) и Венесуэле (90 тыс.).

Ягафаров напомнил, что позиция «Татнефти» не меняется — для того чтобы вернуться к рентабельной разработке сверхвязких нефтей, нужно выделить такие месторождения в отдельную группу в рамках НДД и создать специальные налоговые параметры. При этом ждать до 2024 года, как предлагает минфин, нельзя.

«В „нефтянке“ процесс инвестиционного планирования такой продолжительный, и в связи с этим необходимо было бы заранее, даже в этом году (сегодня прозвучали данные предложения со стороны регионов), выработать параметры, для того чтобы мы уже в 2021-м, основываясь на эти параметры, могли бы планировать дальше свои инвестиции в разработку сверхвязких нефтей», — пояснил спикер и попросил федеральные органы как можно быстрее начать разработку параметров.

Завальный назвал посыл «Татнефти» правильным: «2024 год вроде не так далеко, но до него надо тоже дожить». Нужно понять, по какой схеме идти — отдельная группа НДД или инвестиционные соглашения, указал депутат, добавив, что первый вариант, конечно, лучше.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Воины и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
  • Антракт
  • Telegram-обзоры недели
  • МониториНГ

По словам Байдена, решение о запрете импорта русской нефти далось ему нелегко. «Это цена свободы,» – грустно заявил американский президент. Байден, как представитель «старой школы», отчётливо понимает, к чему приведёт нефтяное эмбарго. Это утерявшие связь с реальностью новые «зелёные» политики США и Европы трубят про необходимость скорейшего отказа от углеводородов и не видят ничего страшного в том, что Россия внезапно перестанет поставлять нефть и газ Западу. По их логике, тем самым энергопереход будет только ускорен.

Без альтернативы русской нефти Соединённые Штаты ожидает экономическая катастрофа. Уже сейчас в Америке вовсю разгорается структурный экономический кризис. Печатный станок ФРС не даёт результата и лишь подстёгивает инфляцию (7,5% по итогам января), одним из главных триггеров которой является высокая цена на нефть. Несмотря на ужесточение денежно-кредитной политики, рост цен продолжается, а резкое повышение ставки приведёт к краху долговой пирамиды, которая формировалась на протяжении десятилетий.

Адекватной части американских политиков сложно представить, что будет, если цена на нефть вследствие отказа от русской нефти взлетит ещё больше. Взять и ввести эмбарго, не имея альтернативу, нельзя. Именно поэтому законопроект был отправлен на доработку.

Ещё перед тем как объявить о запрете на русскую нефть, Белый дом начал поиск её альтернативы. Разумеется, в первую очередь, американцы обратились к своим друзьям-арабам. Однако и Саудовская Аравия, и ОАЭ отказываются даже обсуждать возможность увеличения добычи, придерживаясь параметров сделки ОПЕК+.

Здесь следует отметить, что полноценной альтернативой русской нефти арабская стать не может. Всё дело в её свойствах. Так, сорт Arab Light существенно отличается от русского Urals. Наша нефть и мазут идут на нефтеперерабатывающие заводы Мексиканского залива, которые раньше «сидели» на тяжёлой нефти из Венесуэлы. По своим свойствам Urals является наиболее близкой к «чёрному золоту» бассейна Ориноко.

В том случае, если арабы согласились бы увеличить добычу, то этот дополнительный объём пошёл бы не в США, а в третьи страны, где были бы произведены нефтепродукты. И уже именно они, а не сырая нефть направилась бы в Америку.

Однако ни Саудовской Аравии, ни ОАЭ не выгодно увеличивать добычу. Арабы получают прибыль от цены, а не от объёма. Сейчас, при скачке Brent до рекордных с 2008 года 131$ за баррель, на Аравийский полуостров обрушился ливень из нефтедолларов. В случае увеличения добычи стоимость «чёрного золота» может откатиться до 90-100$. В результате потери арабов будут существеннее, чем прибыль от дополнительно добытых баррелей.

Необходимо отметить, что в последние несколько лет отношения Вашингтона и Эр-Рияда существенным образом ухудшились. Саудовская Аравия уже не является «марионеткой» американской политики. Да, саудиты продолжают оставаться стратегическим союзником США на Ближнем Востоке, но по факту единственным. Эр-Рияд осознаёт, что чрезмерное давление Вашингтона несёт риски разрыва союзнических отношений, что Госдепу невыгодно. Поэтому в последние несколько лет Саудовская Аравия проводит самостоятельную политику, в том числе по отношению к России. Здесь же вспомним, что саудиты ещё в 2018–2019 годах упорно отказывались от предложений тогда ещё Трампа увеличить добычу.

Предпринимателям – о важных налоговых нововведениях в 2022 году

Нефть и нефтепродукты — ключевые источники экспортной выручки в России, на их долю приходится почти 37% всего товарного экспорта ($180 млрд), по данным за 2021 год. Экспорт природного газа почти в 3 раза уступает нефти и нефтепродуктам. Экспорт российского газа за пределы стран СНГ в январе-феврале 2022 года сократился почти на 33% относительно того же периода в 2021 году, по информации Газпрома.Осенью 2021 года минэкономразвития прогнозировало, что нефтегазовый экспорт в 2022 году принесет России $251 млрд. С момента начала спецоперации на Украине поставки российской нефти уже сократились на треть от среднего значения.

«В законе о таможенном тарифе сейчас записано, что пошлина на нефть составит 30% в 2022 году и далее. Мы не выходим сейчас с предложением как-то эту цифру изменить.

У нас нет желания сделать ее 42% или 36% на следующий год», — сказал он.

Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 г. предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% в 2022 г.

с нынешних 42% — с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть до 919 рублей за тонну в 2022 г.

Узнайте, как рассчитать НДПИ в 2022 году по количеству добытого полезного ископаемого. Алгоритм такой: о пределите налоговую базу , ставку налога . р ассчитайте сумму налога . подлежащую уплате в бюджет.

нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной); природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья; попутного газа; газового конденсата; угля.

Ставки в 2022 году 0% или 0 рублей, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.); от 3,8% до 8% для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости; 919 рублей на период с 1 января 2022 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной.

9 декабря Государственная Дума РФ рассмотрела в третьем чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов», а 12 декабря бюджетный комитет Совета Федерации дал положительную оценку этому документу. Есть все основания полагать, что в ближайшие дни бюджет страны будет принят без существенных изменений.

Зная параметры топливных акцизов, заложенных в бюджет, можно примерно подсчитать, насколько изменится цена на бензин в наступающем году.

Налог на добычу полезных ископаемых. Ставки и расчет НДПИ в 2022 году, таблица

Как заявил первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер, в России просто необходимо запустить новую систему налогообложения нефтяной отрасли с 2022 года.

Полноценный запуск новой системы произойдет после реализации всех пилотных проектов, сообщил чиновник в интервью ТАСС. Ранее министр энергетики Александр Новак говорил, что концепция новой системы налогообложения нефтяной отрасли в РФ будет «чем-то средним» между налогом на финансовый результат и налогом на добавленный доход.

Российские власти обсуждают снижение в 2022 году экспортной пошлины на нефть до 30%, снижение доходов бюджета в результате этого будет компенсировано дополнительным повышением НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых — прим. ред.), сообщили ТАСС источники, знакомые с ходом обсуждений Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 года, предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% в 2022 году с нынешних 42%, с параллельным ростом ставки НДПИ на нефть до 919 рублей за тонну в 2022 году с 857 рублей за тонну в 2022 году.

МОСКВА, 14 ноя — РАПСИ. Госдума в пятницу приняла в третьем окончательном чтении закон об индексации в РФ ставок акцизов и проведении в нефтяной отрасли налогового маневра. Комплексные изменения вносятся в Налоговый кодекс РФ.

Документ направлен на подготовку условий, необходимых для минимизации потерь бюджета РФ в связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Казахстаном и Белоруссией.

В начале августа после долгих переговоров правительство РФ и нефтяники согласовали новый график налогового маневра для нефтяной отрасли: ускоренное снижение ставки экспортной пошлины на нефть в 2015-2022 годах с одновременным увеличением налога на ее добычу.

Это означает, что ВИНК удалось притормозить реформу, которая несла прямые убытки крупнейшим НПЗ страны.

По замыслу Минфина это сократит скрытое субсидирование экономики за счет приближения внутренних цен на нефть к мировым и уменьшит потери госказны от беспошлинных поставок сырья в рамках Евразийского союза.

Это – основной налог на нефть, вернее, на её добычу. Поскольку все природные ресурсы находятся в государственной собственности, за право их добычи платится налог, называемый НДПИ. Начиная с 2016-го года, чтобы перенести налоговое бремя с экспортеров на добывающие предприятия, ставки экспортных пошлин начали снижать, а ставку этого налога – постепенно повышать.

Налогообложение нефтедобычи регламентировано статьей 334 Налогового Кодекса Российской Федерации, а порядок деятельности предприятий этой сферы регулируется Федеральным законом, называемым «О недрах».

Все физические и юридические лица, которые занимаются добычей природных ресурсов, должны иметь соответствующую лицензию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.