Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки как на самом деле

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки как на самом деле». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Предпроверочный анализ – один из главных составляющих налогового контроля. Налоговый инспектор изучает данные о предприятиях, которые находятся в его распоряжении (отчетность предприятия, сведения о контрагентах, и данные из третьих источников). В ходе проверки инспектор должен сделать три основных вывода о предприятии:

  • Имеются ли у предприятия налоговые нарушения;
  • Какие суммы доначисления грозят предприятию;
  • Насколько реальны перспективы взыскать данные доначисления;

На основании вышеуказанных данных, налоговой принимается решение совершать ли выездную проверку в отношении конкретного предприятия. Откуда же инспекторы берут информацию о предприятии, если вы думаете, что только из налоговой, то ошибаетесь!

Предпроверочный анализ ФНС: что следует о нем знать

Предпроверочный анализ задействует в своей работе огромное количество источников информации. Топ-8 самых крупных и основных из них это:

  1. Налоговые органы. Вся отчетность предприятий хранится на сегодняшний день в электронном виде. В связи с этим она доступна всем подразделениям налоговых органов. В том числе и отделу предпроверочного анализа. Самый большой пласт информации инспекторы получают как раз из собственных баз данных, анализируя их разными способами, о которых поговорим далее.
  2. Таможенная служба. В данной службе получают информацию о внешнеэкономической деятельности предприятия
  3. Органы ГИБДД и Росимущества помогают налоговикам собрать данные об имуществе, которое зарегистрировано на предприятие и его учредителей.
  4. Органы МВД. Здесь хранится информация и противоправных действиях самого налогоплательщика, а также его контрагентов.
  5. Коммерческие банки дадут информацию о счетах компании, движениях средств по этим счетам, а также предоставят налоговикам выписки за любой период времени.
  6. Информация из-за рубежа. Согласно законодательству налоговая инспекция аккумулирует всю информацию о работе с иностранными контрагентами, и имеет сведения о зарубежных счетах предприятия.
  7. Физические и юридические лица также могут внести свой вклад в предпроверочный анализ. Например, если на предприятие пожалуется его бывший работник или контрагент. Налоговые органы почти никогда не оставляют данный факт без внимания.
  8. Интернет. В сети налоговики могут отслеживать работу предприятия, пользуясь специальными проверенными сервисами.

В прошлом году было проведено 13,5 тыс выездных проверок и только 128 из них закончились благополучно для компании, т.е. без выявления нарушений. И дело не в том, что нарушают все компании, а в том, что предпроверочный анализ за последние годы стал крайне точным и 98% компаний, отобранных налоговиками, обязательно попадут под доначисления и штрафы. Как же именно проводят отбор, давайте разбираться.

На первом этапе с помощью специальных программ проводится анализ предприятий. С каждым годом количество программ, находящихся в распоряжении налоговой растет, вот основные из них:

  • ВНП-отбор

Налогоплательщиков, имеющих одинаковый ОКВЭД сравнивают между собой, и те, что выпадают из общей массы попадают под подозрение. В результате проверки каждому предприятию проставляются баллы, при наборе определенного количества программа рекомендует компанию к выездной проверке.

  • СУР АСК НДС-2

Программа ищет фирмы однодневки, выявляя организации, которые не платят НДС. После этого анализируются связи других предприятий с этими компаниями, и происходит автоматическое деление всех налогоплательщиков на три категории. Категория с низким налоговым риском (НДС платят, ни с кем подозрительным не работают), высоким налоговым риском (НДС не платят, замечены в связи с «однодневками») и средним налоговым риском (те, которые не смогли отнести к другим категориям).

  • АСК НДС-2

Данная программа ищет «дыры» в цепочках уплаты НДС. Данные контрагентов сопоставляются с данными самого предприятия и, если имеются расхождения по НДС, то налоговая ищет выгодоприобретателя. Если ваша компания допустила такой разрыв или вы находитесь очень близко к такой «дыре», то сразу же попадаете под подозрение инспекторов.

  • АИС-налог

Это не просто программа, а целый информационный комплекс, состоящий более чем из 20 компонентов. Все они помогают в автоматическом режиме запрашивать информацию из разных источников для предпроверочного анализа (таможенная служба, ГИБДД, банки и т.д.). В один клик инспектору становится известна вся информация о предприятии независимо от его территориального нахождения. Таким образом, для налоговой не существует никаких преград. Все, что происходит в компании, становится известно инспектору моментально.

  • ПК ВАИ (визуальный анализ информации)

Робот-помощник, который поможет отследить участие учредителей в других юр.лицах и взаимосвязи источников доходов и др.

Пока работают программы, без дела не сидит и сам инспектор, проверяя «вручную» другую информацию о предприятии.

Конечно, в современном мире ни один ручной анализ не обходится без применения специальных программ. Такая же ситуация и в налоговой. Вот как проверяют фирмы «вручную»:

  • Используют специальный комплекс «Однодневка», который содержит перечень проблемных, подозрительных организаций. Инспектор проверяет всех контрагентов, которые работали с «подозреваемым». Под подозрение попадут все фирмы, которые хотя бы раз имели дело с фирмой-однодневкой.
  • СПАРК (система профессионального анализа рынков и компаний). С помощью этой системы налоговики проверяют всех контрагентов с которыми вы работали, получая полную информацию о нем (адреса, телефоны, ОКВЭД, ИНН и т.д.).
  • Интернет источники и социальные сети. Проверяют сайт компании, группы в социальных сетях, личные публикации учредителей. Случайно написанная фраза об оборотах компании, ее прибыли, или нескольких филиалов может заинтересовать инспектора.
  • Сайт арбитр.ру. С его помощью определяют, участвовали ли ваши контрагенты, хоть раз, в арбитражном процессе. Причем, если да, то это как раз хорошо. Поскольку лишь 5% компаний по статистике налоговой никогда не принимали участие в арбитражных делах. А значит, полная «чистота» всех ваших контрагентов обязательно заинтересует налоговую.
  • Проверка IP и MAC адресов предприятия. Например, регулярные платежи вашего ООО стороннему ИП совершаются с одного IP адреса, а это означает, что ООО контролирует данное ИП. Это будет являться основанием для доначисления налога на прибыль ООО, поскольку платежи к ИП не будут являться в таком случае расходами предприятия. Причем, информацию запрашивают и по закрытым счетам. Поэтому, если такое было у вас в компании, не спешите бежать закрывать счета, к сожалению уже поздно. Лучше придумать логичное объяснение, поскольку с вас его в любом случае потребуют.

Один из основных этапов анализа – это оценка эффективности ВНП (выездной налоговой проверки). Налоговая, как и многие организации имеют свои KPI (ключевые показатели эффективности). Поскольку каждая проверка обходится бюджету в какую-то сумму, то выезжая на проверку, инспектор понимает, что затраченные средства обязательно должны вернуьтся.

Для городов с население более миллиона сумма к доначислению после проверки должна составлять не менее 5млн. руб, в остальных случаях проверка будет считаться не целесообразной. Если сумма меньше, то даже имея нарушения, предприятие, скорее всего, избежит проверки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что более интересны налоговой крупные предприятия, выручка которых составляет более 100млн.руб в год.

Но даже большие предприятия с серьезными нарушениями могут избежать проверки, если с них «нечего взять». В ходе анализа изучают не только налоговую сторону вопроса, но и материальное положение самого предприятия, его учредителей и членов их семей. Если налоговая придет к выводу, что доначисление будет невозможно получить, то она просто не станет назначать такой компании выездную проверку.

Самые важные критерии отбора компаний на выездную налоговую проверку это следующие 12 пунктов. Именно так рекомендует государство проводить предприятию самооценку (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333):

  1. Налоговая нагрузка предприятия ниже, чем среднем по виду экономической деятельности в данном регионе;
  2. На протяжении длительного периода в налоговой и бухгалтерской отчетности отражаются убытки;
  3. Большие суммы налоговых вычетов за какой-либо период;
  4. Темп роста расходов значительно превышает темп роста доходом по отношению к реализованным товарам;
  5. Заработная плата работников ниже, чем средний уровень по региону в данном виде экономической деятельности;
  6. Показатели предприятия постоянно находятся «на границе» налоговых режимов, позволяя таким образом экономить;
  7. Сумма расходов всегда равна или почти равна сумме доходов у индивидуальных предпринимателей;
  8. Заключенные между контрагентами договора (цепочки договоров) не имеют разумных экономических причин;
  9. Игнорирование запросов налоговой инспекции о разъяснении различных ситуаций;
  10. Частое изменение местонахождения предприятия (многократное снятие и постановка на учет);
  11. Отклонение уровня рентабельности предприятия от статистических показателей;
  12. Ведение экономической деятельности с высоким налоговым риском.

Предпроверочный анализ: суд установил пределы полномочий налоговых органов

По результатам предпроверочного анализа составляется заключение – это документ, состоящий из 6 разделов:

  • Основная информация о налогоплательщике. Адреса, телефоны, местонахождение, сведения об учредителях и имуществе организации.
  • Оценка финансово-хозяйственной деятельности
  • Оценка по 12 критериям, рекомендованным в приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333;
  • Сведения из информационных источников (автоматический, «ручной» анализ и анализ эффективности проведения выездной проверки)
  • Сведения о проведенных мероприятиях (камеральные проверки, встречные проверки контрагентов и т.д.)
  • Результат

Имеет ли смысл проводить выездную проверку, какую сумму доначислений можно будет взыскать с предприятия, состав проверяющих, насколько реально будет взыскать указанную сумму.

Теперь вы знаете все тайны и секреты предпроверочного анализа.

Какие выводы можно сделать:

  1. Если вам все же назначили выездную проверку, то 99%, что у вас обязательно найдут нарушения и доначислят налоги.
  2. Если вы не прошли предпроверочный анализ выездной налоговой проверки, значит, инспекторы уверены в том, что смогут взыскать с вас доначисленный налог;
  3. Вероятнее всего сумма доначислений составит не менее 11 млн руб для Москвы и 4-5 млн для регионов России.

За последние 4 года сумма взыскания с одного предприятия растет день ото дня. С 3 млн в 2012 году до 12-15 млн в прошедшем.

Связано это в первую очередь с улучшением механизмов предпроверочного анализа. Всеобщая автоматизация и централизация делают свое дело, и ни одно нарушения предприятия не остается без внимания налоговых органов. Как же, все таки, можно предотвратить налоговую проверку и не попадаться на глаза инспекторам при предпроверочном анализе?

С одной стороны все просто – не нарушать законодательства, вовремя платить налоги, не работать с подозрительными контрагентами и фирмами однодневками, вовремя сдавать отчетность и в полной мере давать ответ налоговой на любые их требования.

С другой – не бывает компаний без нарушений, но весь вопрос в том, насколько серьезны эти нарушения. Для того, чтобы не попасть в поле зрения налоговой, достаточно никогда не нарушать целенаправленно и регулярно. Любые случайные, редкие нарушения могут быть объяснены и устранены.

И помните:

  • Не существует временных ограничений по выездным проверкам, некоторые до сих пор думают, что могут работать три года до первой проверки, а потом закрыть фирму. Налоговая работает не на срок, а на результат. Если ваши нарушения попадут в их поле зрения, и они найдут реальным взыскать с вас все причитающееся казне по закону, то ждать три года никто не станет.
  • Размер доначислений почти всегда выше, чем минимальный порог привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов.
  • Если к вам придет проверка, значит налоговая нашла механизм взыскания с вас суммы доначислений (например, взыскать с взаимосвязанных лиц или провести процедуру банкротства).

Предпроверочный анализ налоговой — это комплекс мероприятий по поиску, сбору и оценке информации об определенном налогоплательщике, цель которого — принять обоснованное решение о проведении или непроведении выездной налоговой проверки в отношении этого налогоплательщика.

В результате анализа ФНС решает:

  • нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство. Тогда инспекция выясняет, каковы шансы выявить в ходе выездной проверки недоимку по налогам и какой ее потенциальный размер;
  • реально ли взыскать обнаруженную недоимку, ведь важной частью деятельности ФНС является не только выявление нарушений, но и фактическое взыскание денег в бюджет. Это означает, что налоговая с большей вероятностью обратит внимание на нарушителя, у которого активы для выплаты недоимки имеются. Впрочем, есть такие активы или нет — тоже станет известно по итогам предпроверочного анализа.

Если по завершении анализа инспекторы пришли к выводу, что «игра стоит свеч», они приступают к следующему этапу. Речь идет, конечно, о выездной проверке — дело в том, что это сложное мероприятие, при его организации ФНС сталкивается с серьезными затратами в плане времени и финансов. Именно поэтому без предпроверочного анализа, то есть без стопроцентной уверенности в целесообразности проверки, начинать ее попросту неразумно.

Для проведения мероприятий, предваряющих выездную проверку, в каждой инспекции ФНС имеется отдел предпроверочного анализа. Там работают специалисты, которые контролируют всех относящихся к данной ИФНС налогоплательщиков, выявляют среди них подозрительных, собирают о них информацию и принимают решение о целесообразности выездной проверки, а также разрабатывают наиболее эффективные стратегии ее проведения.

Налогоплательщик оценивается по критериям оценки рисков, приведенным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] Выездная проверка тем более вероятна, чем больше рисков обнаруживается в деятельности организации. Гражданин также может руководствоваться критериями, перечисленными в Приказе № ММ-3-06/[email protected], для самопроверки своей деятельности.

Выделяются следующие критерии оценки рисков[3]:

  • Налоговая нагрузка у компании ниже, чем в среднем по отрасли, в которой она работает. Налоговая нагрузка — это соотношение суммы уплачиваемых налогов и выручки налогоплательщика.
  • На протяжении двух или более лет в налоговой и бухгалтерской отчетности организация заявляет убыточность. Важно отметить, что, оценивая этот критерий, специалисты примут во внимание объективные причины, по которым компания могла иметь убытки. Но если подобных причин нет, такая отчетность покажется странной.
  • Большой объем применяемых налоговых вычетов.
  • Расходы организации растут быстрее доходов.
  • Средняя зарплата сотрудников налогоплательщика ниже средней по отрасли, в которой он работает.
  • Налогоплательщик постоянно приближается к предельным значениям показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы.
  • Если речь идет об индивидуальном предпринимателе и в декларации он указывает, что суммы доходов и расходов практически равны.
  • Налогоплательщик ведет свою деятельность через цепочку контрагентов, перекупщиков или посредников без видимых на то причин.
  • Налогоплательщик не предоставил налоговой ранее запрашиваемые ею документы или пояснения.
  • Налогоплательщик часто меняет место своего положения и «мигрирует» между разными ИФНС.
  • Рентабельность компании значительно отличается от средней по ее сфере.
  • Компания ведет деятельность с высоким налоговым риском.

Сам же предпроверочный анализ выездной налоговой проверки имеет два этапа — автоматизированный и ручной. Автоматизированный анализ производится с помощью специальных программ:

  • СУР АСК НДС-2 — система, с которой начинается проведение предпроверочного анализа. На основании бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков она автоматически распределяет их на три группы. Первая — с низким налоговым риском: законопослушные налогоплательщики, деятельность которых не вызывает подозрений. Вторая — с высоким налоговым риском: организации, не исполняющие свои налоговые обязательства или исполняющие их в минимальном объеме. Третья — со средним налоговым риском: компании, которых программа не смогла отнести ни к одной из предыдущих категорий. Как можно догадаться, основным объектом внимания проверяющих становятся как раз те, кто относится ко второй группе. Работа с СУР АСК НДС-2 регламентирована письмом ФНС России от 3 июня 2016 года № ЕД-4-15/[email protected][4];
  • АИС «Налог-3» — единая информационная система ФНС, аккумулирующая в себе сведения обо всех налогоплательщиках как из внутренних источников налоговой, так и извне. Введена в работу Приказом ФНС России от 14 марта 2016 года № ММВ-7-12/[email protected][5];
  • ПК «ВАИ» — программа, позволяющая наглядно оценить взаимосвязь налогоплательщика с другими компаниями, к примеру, участие его учредителей в других юридических лицах.

Такой «трехслойный» программный фильтр отсеивает существенное количество законопослушных лиц, но выбрать из оставшихся тех, к кому действительно стоит ехать с проверкой, придется уже самим специалистам. Поэтому они и приступают ко второму этапу анализа — ручной проверке подозрительных компаний.

Ручной предпроверочный анализ, проводимый налоговым органом, представляет собой исследование документов и информации о налогоплательщике, полученных от источников внутри ФНС и вне налоговой.

К внутренней информации относятся документы, которые налоговая получает от налогоплательщика в ходе работы или формирует самостоятельно в пределах своих полномочий.

Предпроверочный анализ: тенденция 2021

  • Защита бизнеса при проверках
  • Юридическое сопровождение бизнеса
  • Споры в арбитражном суде
  • Адвокат по уголовным делам
  • Регистрация НКО

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

1) Истребование документов по конкретным сделкам

Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС — первый звонок.

В своих рекомендациях ФНС прямо указывает, что при наличии объективных доказательств совершения налоговых правонарушений, перед включением налогоплательщика в план проверок, ему должна быть предоставлена возможность добровольно заплатить налоги.

Обязательность данной процедуры подтверждается текущей практикой, поскольку так называемые комиссии по легализации стали чуть ли не главным средством налоговой службы для повышения собираемости налогов.

Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.

ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.

Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.

Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:

1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал

В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.

2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ

В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.

3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится

В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.

Сам по себе порядок формирования и утверждения плана ВНП мало интересен налогоплательщику, поскольку повлиять на этот процесс снаружи — невозможно. Однако, в рекомендациях ФНС затронуты два интересных нюанса данного процесса:

  1. Например, то, что план ВНП по крупнейшим налогоплательщикам утверждается один раз в полугодие. А вот по обычным налогоплательщикам — один раз в квартал. Соответственно, среднестатистический налогоплательщик «играет в рулетку с налоговой» 4 раза в год.

  2. В ходе утверждения плана ВНП Управления ФНС в регионах, посредством отправки уведомлений в другие регионы, могут инициировать проверки филиалов и иных обособленных подразделений налогоплательщиков, а также его контрагентов. При этом, в случае отказа Управления ФНС соответствующего региона в проведении проверки, инициатор процесса может пожаловаться в ФНС России, дабы пролоббировать решение о проведении проверки на самом верхнем уровне.

Предпроверочный анализ налоговой: важно знать каждому предпринимателю

Анализ рекомендаций ФНС, в целом, подтверждает сложившиеся в последние несколько лет тренды.

  1. Налоговая служба делает ставку на автоматизацию механизмов отбора налогоплательщиков, которые ориентируются на соответствие неким усреднённым статистическим показателям. В этой связи принципиально важно (а) знать необходимые параметры и (б) соответствовать им.

  2. На стадии допроверочных мероприятий налоговая служба проделывает большую работу, в результате которой уже рождаются доказательства, обосновывающие доначисления налогов.

  3. Приоритетом перед проведением ВНП пользуются комиссии по легализации. Очевидно, что налоговая служба стремится сделать больше, меньшими средствами, поскольку «стоимость» выездной проверки гораздо выше процедуры стимулирования для добровольного уточнения своих налоговых обязательств.

План налоговых проверок составляется исключительно для личного пользования. Узнать, на законных основаниях включена организация в него или нет, нельзя, так как план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован.

Соответственно, обязанности предварительно ознакомить компанию с намерением провести выездную налоговую проверку у налогового органа нет. Об этом неоднократно упоминалось ранее в письмах ФНС, например, от 18.11.2010 № АС-37-2/15853, 04.04.2008 № ШТ-6-2/[email protected], а также в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 № А28-2594/2011.

Бывают ситуации, когда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, если руководство компании своевременно сможет подготовить необходимые документы к проверке, то в ходе самой налоговой проверки не нужно будет тратить время на их сбор.

Предупредить о грозящей проверке могут контрагенты компании — поставщики (или покупатели), сообщив о том, что у них в числе прочих запрашивают документы в отношении сделок с вашей компанией.

Сведений о проверке могут поступить из банка — сотрудники банка могут сообщить, что инспектор интересуется движением денежных средств на счетах вашей компании, в частности основаниями поступления денег на расчетный и/или валютный счет и куда списываются деньги с данного счета.

Все это может стать сигналом для компании, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все связи налогоплательщика на наличие в них схем уклонения от налогообложения, мнимых или притворных сделок.

А. Анисимова,
эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2019.

С целью осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах органы ФНС наделены правом проводить выездные налоговые проверки (ВНП).

Принятие решения о проведении в отношении определенного лица выездной налоговой проверки не происходит спонтанно и исключительно по желанию проверяющего инспектора. Такое решение обусловлено наличием определенных факторов и обстоятельств, понимание которых позволит вам с высокой степенью вероятности понимать — ждать ли в скором времени проверки или нет.

Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».

Как определить, что по организации ведется предпроверочный анализ?

Период проведения выездной налоговой проверки (то есть срок, в течение которого может проводиться выездная проверка), в соответствии с п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ, составляет:

  • 2 месяца — по общему правилу;
  • до 4 и даже 6 месяцев — если существуют обстоятельства, позволяющие продлить срок. Они перечислены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (например такие, как наличие у компании обособленных подразделений, форс-мажор — пожары, наводнения и т. п., появление новой информации о правонарушениях в сфере налогов и др.);
  • до 1 года, если помимо продления срока проверки будут приниматься решения о ее приостановлении по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.