Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форма отчета по программе производственного экологического контроля». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Отчет ПЭК представляется:
• юридическими лицами;
• индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Следовательно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах IV категории, отчет ПЭК не подают.
Также следует уточнить, что отчет ПЭК представляется по каждому объекту ОНВ[8] в отдельности.
Отчет по ПЭК. Форма, образец и описание
Отчет ПЭК представляется ежегодно в срок до 25 марта года, следующего за отчетным. Соответственно, отчет ПЭК за 2021 г. необходимо подать в период с 01.01.2022 по 25.03.2022. При этом природопользователь вправе представить отчет ПЭК 25 марта до 24:00[9].
Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах III категории, часто задают вопрос о необходимости представления отчета ПЭК до или в ту же дату представления декларации о плате за НВОС[10] для расчета суммы платы за НВОС без применения стимулирующих коэффициентов. Однако Приказом № 74 установлена единая крайняя дата подачи отчета ПЭК для всех категорий объектов ОНВ — 25 марта. Конечно, представить отчет ПЭК каждый природопользователь вправе и раньше этой даты, и даже раньше представления декларации о плате (10 марта), и даже раньше крайнего срока внесения платы за НВОС (1 марта) — запрета нет.
Природопользователи, которых беспокоит расчет суммы платы за НВОС при неподанном отчете ПЭК, решаются на раннюю подачу отчета ПЭК — до внесения платы за НВОС и подачи декларации о плате. Хотя такие переживания могут быть перекрыты следующими фактами:
1) обязанности у объектов III категории представлять отчет ПЭК до того, как они рассчитают и внесут плату за НВОС и подадут декларацию о плате, не существует;
2) исчисление платы за НВОС контролируется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении госэконадзора, и в ходе контроля будет проверено, подан ли отчет ПЭК, подан ли он в установленные сроки, из чего будет исходить корректность расчета платы за НВОС[11].
Орган подачи отчета ПЭК различается в зависимости от подведомственности хозяйствующего субъекта, а также от категории и поднадзорности его объекта ОНВ:
Хозяйствующий субъект |
Объекты ОНВ |
Орган подачи отчета |
Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели |
I категории |
Территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности |
II и III категорий, подлежащие федеральному госэконадзору |
Территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности |
|
II и III категорий, подлежащие региональному госэконадзору |
Орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный госэконадзор, по месту осуществления деятельности |
|
Юридические лица, подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности |
I–III категорий |
Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности[12] |
Например, согласно Положению о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы[13] (далее — ДПиООС) ДПиООС уполномочен осуществлять региональный госэконадзор в г. Москве. Соответственно, если хозяйствующий субъект осуществляет деятельность на объекте ОНВ, находящемся на территории г. Москвы и подлежащем региональному госэконадзору, отчет ПЭК по данному объекту ОНВ необходимо представить в ДПиООС.
Довольно часто у природопользователей возникает вопрос о представления отчета ПЭК по объектам ОНВ, подлежащим региональному госэконадзору, при наличии условия, описанного в п. 4 ст. 65 Закона № 7-ФЗ:
4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
Согласно Приказу № 74 при определении органа, в который подается отчет ПЭК, необходимо отталкиваться от уровня надзора, а не от позиции «в какой орган заявку о постановке на государственный учет подавали, в тот орган и необходимо направить отчет ПЭК» (такое мнение встречается в некоторых интернет-источниках). Поэтому если выполняется условие п. 4 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, то по всем объектам ОНВ хозяйствующего субъекта необходимо представить отчет ПЭК в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.
В 2021 г. Росприроднадзором были дополнительно даны разъяснения[14] по этому вопросу: если в отношении объекта ОНВ осуществляется федеральный госэконадзор, отчет ПЭК направляется в территориальный орган Росприроднадзора.
Обратите внимание
Если отчет ПЭК будет подан в несоответствующий орган, это будет приравнено к непредставлению отчета ПЭК, что повлечет за собой административную ответственность. А для объектов III категории это также будет означать, что природопользователь неверно рассчитал сумму платы за НВОС в декларации.
Отметим, что из-за этой серьезной путаницы природопользователи даже начали перестраховываться, направляя отчет ПЭК в адреса сразу обоих органов.
За сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное представление информации в отчете ПЭК предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа[16]:
• на должностных лиц в размере от 3 до 6 тыс. руб.;
• на юридических лиц — от 20 до 80 тыс. руб.
- Блиц по теме «Программа ПЭК: пошаговая разработка и реализация для объектов разных категорий»
- Кто должен — арендатор или арендодатель? Вопросы охраны окружающей среды при арендных отношениях
- Ошибка в протоколе анализа промышленных выбросов: последствия для предприятия
Организации и ИП, которые ведут деятельность на объектах I, II и III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Срок подачи отчета
Отчет направляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Какие разделы заполнять
Форма отчета включает титульный лист и разделы 1-4, которые заполняются в зависимости от наличия объектов, осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду.
В титульном листе отражаются следующие данные респондента:
- отчетный год, за который подаются сведения;
- наименование территориального органа Росприроднадзора по месту осуществления деятельности;
- регион ОКТМО;
- полное и краткое название организации в соответствии с учредительными документами или ФИО ИП;
- код города и номер телефона контактного лица;
- ИНН и КПП организации (ИНН ИП);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- коды по ОКВЭД;
- сведения из ЕГРЮЛ (ЕГРИП): основной номер и дата внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- юридический и фактический адрес организации или физического лица (ИП), а также коды ОКТМО;
- адрес электронной почты;
- ФИО руководителя организации или ИП. В случае подачи сведений уполномоченным представителем организации или ИП указываются наименование (ФИО) представителя и документа, подтверждающего его полномочия.
Если природопользователь зарегистрирован в системе «СБИС», то почти все поля раздела заполняются автоматически.
Что такое отчет по программе ПЭК
Раздел предназначен для отражения сведений об источниках выбросов загрязняющих веществ.
В разделе указываются номера и наименования источников, а в соответствующем поле проставляется отметка, если объект НВОС включен в перечень квотируемых объектов.
Если объект участвует в квотировании выбросов, то по нему должна быть заполнена таблица 2.5.
В таблице 1.3 указываются сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах) респондента:
- наименование;
- адрес места нахождения лаборатории (центра);
- реквизиты аттестата аккредитации (номер и дата выдачи, наименование национального органа по аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации) лаборатории (центра).
Раздел 2 заполняется респондентом в случае, если программой ПЭК предусмотрено проведение контроля стационарных источников выбросов.
Таблица 2.1. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов
В таблице указывается код и наименование загрязняющего вещества, которое выбирается из перечня веществ.
В таблице 2.2 из соответствующего перечня выбирается код и наименование загрязняющего вещества, в отношении которого согласно план-графика осуществляется контроль. При этом предварительно необходимо указать номер и наименование структурного подразделения, а также источника загрязнения.
Далее указываются:
- предельно допустимый или временно согласованный выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух;
- фактический выброс загрязняющих веществ по результатам лабораторных исследований;
- превышение предельно допустимого или временно согласованного выброса в разах, рассчитываемое как отношение фактического выброса к предельно допустимому или временно согласованному;
- дата отбора проб;
- в качестве примечаний — дополнительная (справочная) информация (при необходимости). Например, могут быть указаны причины превышения установленного ПДВ или ВСВ загрязняющего вещества в атмосферный воздух.
Пошаговая инструкция заполнения отчета по программе ПЭК через личный кабинет
- Природопользователи, подлежащие федеральному экологическому надзору, подают отчетность в территориальные органы Росприроднадзора (по месту осуществления деятельности);
- Природопользователи, подлежащие региональному экологическому надзору, обязаны подать документы в органы исполнительной власти субъекта РФ
Порядок определения уровня государственного реестра постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.
Сроки подачи отчетности утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 и от территориального местоположения объекта не зависят. Подать отчет по ПЭК в Москве и региональных городах России необходимо до 25 марта года, идущего вслед за отчетным. В случае пренебрежения сроками подачи, установленными законодательством, природопользователь несет административную ответственность.
Меры ответственности за умышленное искажение сведений, отраженных в отчете, или предоставление неактуальной информации урегулированы ст. №8.1 КоАП РФ. К списку наиболее частых нарушений относят: несоблюдение графика природоохранных мероприятий, пренебрежение методами и периодичностью измерений.
Отчет о производственном экологическом контроле выполняется в 2 экземплярах:
- Печатный образец №1: данные хранятся на предприятии;
- Печатный образец №2 с электронной версией на магнитном носителе: данные направляются в надзорные органы по месту расположения объекта.
Электронная версия документа пересылается на эл. почту природоохранных органов исполнительной власти или посредством почтового отправления. В последнем случае к письму прилагается опись вложения. Уведомление о вручении обязательно.
Скачать актуальную форму отчета в формате Excel.для ознакомления.
Отчет по программе производственного экологического контроля отражает результаты реализации ПЭК. Документ составляется по плану титульный лист + 4 обязательных раздела:
- Данные о предприятии или ИП + результаты ПЭК: наименование, фактический адрес, ФИО, адрес эл. почты, телефон руководителя, ФИО, адрес эл. почты, телефон ответственного лица, ИНН, ОГРН, наименование объекта НВОС, адрес, код, категория объекта, сведения об используемых технологиях, сведения о собственных или привлекаемых аккредитованных лабораториях, осуществляющих измерения и испытания;
- Результаты проверки в области атмосферного воздуха: список загрязняющих веществ, анализируемый при контроле стационарных источников выброса, результаты анализов, список загрязняющих веществ, анализируемый при наблюдении за загрязнением атмосферного воздуха, результаты наблюдений;
- Результаты проверки в области водных ресурсов: объем забора воды из природных источников, объем сброса сточных и дренажных вод, результаты наблюдения за водным источником, заключение о качестве воды в зонах сброса сточных и дренажных вод, оценка эффективности работы очистных сооружений;
- Результаты проверки в области обращения с отходами: оценка состояния окружающей среды на территории участка хранения отходов.
Отчетность производственного экологического контроля
Отчетность представляется в Федеральный или региональный орган исполнительной власти, на территории которого находится объект, который осуществляет надзор над данным объектом в следующие сроки:
До 25 марта года, следующего за отчетным (Приложение 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. N 74).
Важно: Необходимо заранее (в течение отчетного года) провести все предусмотренные программой ПЭК мероприятия. Отчет, заполненный на основании протоколов лабораторных исследований или мероприятий, проведенных после отчетного года, считается оформленным некорректно и сведения указанные в таком отчете являются недостоверными.
НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.
Наша компания оказывает услуги по подготовке отчетов по производственному экологическому контролю (ПЭК) на территории Москвы, Московской области и Республики Татарстан. Также разрабатываем отчеты по ПЭК удаленно для предприятий на всей территории РФ.
ТЭГИ:
ПЭК, производственный экологический контроль, отчетность, отчет, сбросы, выбросы, отходы, 1 категория, 2 категория, 3 категория, негативное воздействие на окружающую среду, отчет по пэк, отчет пэк, отчет пэк 2019, отчет результатов пэк, отчет пэк 2020, заполнение отчета пэк, отчет об организации пэк, сдать отчет пэк, отчет об организации и осуществлении пэк, отчет о результатах осуществления пэк, отчет сдачи пэк, отчет пэк срок, программа пэк отчет, сдача отчета по пэк, отчет о производственном экологическом контроле, результаты осуществления производственного экологического контроля, отчет об организации производственного экологического контроля, отчет об осуществлении производственного экологического контроля, отчет о результатах производственного экологического контроля, отчет о производственном экологическом контроле срок, производственный экологический контроль отчет, проведении производственного экологического контроля,
Таблица 1.1. (общая информация)
- вторая строка таблицы содержит название территориального субъекта страны, почтовый адрес и индекс, место проживания ИП
- третья строка заполняется только юридическими лицами
- в графы с №8 по №10 вносится информация согласно документу о постановке на государственный учет объекта
Таблица 1.2. (заполняют только объекты 1 категории)
- графа №5 описывает соответствие технологий, применяемых на объекте, НДТ (наилучшей доступной технологии).
Таблица 1.3.
- графа №4 предполагает заполнение реквизитов аттестата аккредитации (номер и дату выдачи, название национального органа аккредитации, выдавшего аттестат).
Таблица 2.1. (обязательна к заполнению, если программа ПЭК включает в себя контроль стационарных источников выброса)
- графа №2 – перечисление ЗВ в соответствии с перечнем № 1316-р (раздел I «Для атмосферного воздуха»).
Таблица 2.2.
- графы №2 и №5 предполагают внесение информации согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов из программы ПЭК.
- графа №6 – список ЗВ в соответствии с I разделом перечня № 1316-р
- графа № 8 – указываем фактические выбросы ЗВ (эта информация приходит к нам в результате лабораторных исследований)
- графа №9 – указываем сведения о степени превышения предельно допустимых или временно согласованных выбросов ЗВ
- графа №11 – общее количество случаев превышения предельно допустимых и временно согласованных выбросов по всем источникам выбросов и ЗВ.
Справочная информация
Может включать в себя причины превышения нормативов по выбросам и заполняется в свободной форме.
Обратите внимание!
Органы, ответственные за формирование списка объектов по контролю и мониторингу атмосферного воздуха – территориальные органы РПН и Росгидромета. Данный перечень приведен в Приказе Росгидромета от 15.07.2013 № 375 (ред. от 20.09.2018).
- мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
- наличие собственного лабораторного комплекса, состоящего из четырех аккредитованных испытательных лабораторий, позволяет ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполнять инструментальные исследования быстро, качественно и с минимальными затратами;
- ГК «ЭКО ЦЕНТР» располагает собственным автопарком специализированного транспорта, а также необходимым количеством современного аналитического оборудования;
- многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных и инструментальных методик при определении характеристик выбросов и сбросов в окружающую среду;
- экологи ГК «ЭКО ЦЕНТР» находятся в постоянном контакте с органами законодательной и исполнительной власти, первыми узнавая о возможных изменениях требований законодательства и определяя правильную реакцию на эти изменения;
- в процессе проведения работ учитываются региональные требования (ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполняет проектные и аналитические работы в области экологии по всей территории РФ);
- в группе компаний работают признанные эксперты в сфере охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
- состав инструментальных исследований и отчет по программе производственного экологического контроля проходят обязательный нормоконтроль, что позволяет минимизировать вероятность вопросов к указанным материалам при прохождении проверок уполномоченными государственными органами;
- предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
- мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
- качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.
В документ входит несколько разделов:
- сведения о компании и результатах производственного экологического контроля, информация о производстве, технологиях, привлекаемых лабораториях;
- результаты ПЭК:
- по охране атмосферного воздуха (наблюдение и контроль), перечень веществ, оказывающих негативное воздействие на атмосферу, из план-графика и результаты фактических показаний на
- стационарных источниках;
- по охране окружающей среды и использованию водных ресурсов;
- по обращению с отходами.
Отчётная документация оформляется в двух печатных экземплярах и одной электронной версии.
1. Настоящие Правила разработки программы производственного экологического контроля объектов I и II категорий, ведения внутреннего учета, формирования и представления периодических отчетов по результатам производственного экологического контроля (далее — Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 185 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее — Кодекс) и в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике» и определяет порядок разработки программы производственного экологического контроля I и II категорий, ведения учета, формирования и представления периодических отчетов по результатам производственного экологического контроля.
2. Основные понятия и определения, используемые в Правилах:
1) оператор объекта — физическое или юридическое лицо, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду;
2) программа производственного экологического контроля – руководящий документ для проведения производственного экологического контроля и производственного мониторинга окружающей среды, который представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий по определению фактического состояния окружающей среды в результате деятельности предприятия.
Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Операторы объектов I и II категорий осуществляют производственный экологический контроль в соответствии со статьей 182 Кодекса.
4. Производственный экологический контроль осуществляется согласно требованиям настоящих правил и программы производственного экологического контроля, разработанный операторами объектов I и II категорий.
5. Программа производственного экологического контроля утверждается руководителем предприятия.
6. Программа производственного экологического контроля содержит следующую информацию:
1) обязательный перечень количественных и качественных показателей эмиссий загрязняющих веществ и иных параметров (отходы производства и потребления), отслеживаемых в процессе производственного мониторинга;
2) периодичность и продолжительность производственного мониторинга, частоту осуществления измерений;
3) сведения об используемых инструментальных и расчетных методах проведения производственного мониторинга;
4) необходимое количество точек отбора проб для параметров, отслеживаемых в процессе производственного мониторинга (по компонентам мониторинга окружающей среды) и места проведения измерений;
5) методы и частоту ведения учета, анализа и сообщения данных;
6) план-график внутренних проверок и процедуру устранения нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, включая внутренние инструменты реагирования на их несоблюдение;
7) механизмы обеспечения качества инструментальных измерений;
8) протокол действий в нештатных ситуациях;
9) организационную и функциональную структуру внутренней ответственности работников за проведение производственного экологического контроля;
10) иные сведения, отражающие вопросы организации и проведения производственного экологического контроля (информация о планах природоохранных мероприятий и/или программе повышения экологической эффективности).
7. Производственный мониторинг является элементом производственного экологического контроля, а также программы повышения экологической эффективности. В рамках осуществления производственного мониторинга выполняются операционный мониторинг, мониторинг эмиссий в окружающую среду и мониторинг воздействия.
8. Программа содержит обязательные структурные элементы в соответствии с осуществляемой производственной деятельностью в следующем порядке:
1) титульный лист, который содержит информацию о наименовании объекта, кем и когда утверждена программа;
2) общие сведения о предприятии представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
3) информация по отходам производства и потребления представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
4) общие сведения об источниках выбросов представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
5) сведения об источниках выбросов загрязняющих веществ, на которых мониторинг осуществляется инструментальными измерениями, представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
6) сведения об источниках выбросов загрязняющих веществ, на которых мониторинг осуществляется расчетным методом, представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
7) при наличии на предприятии в собственности полигона твердых бытовых отходов проводится газовый мониторинг для каждой секции полигона с целью получения объективных данных с установленной периодичностью за количеством и качеством газовых эмиссий и их изменением на полигоне твердых бытовых отходов. Сведения о газовом мониторинге представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
8) сведения по сбросу сточных вод представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
9) мониторинг воздействия осуществляется для определения состояния окружающей среды в зонах воздействия. План-график наблюдений за состоянием атмосферного воздуха представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
10) график мониторинга воздействия на водные объекты представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил. Для мониторинга подземных вод указывается источник воздействия, количество наблюдательных скважин, расположение, перечень контролируемых веществ, периодичность и методы анализа, наличие контрольных скважин.
Мониторинг воздействия после аварийных эмиссий в окружающую среду продолжается до получения показателя предельно-допустимых концентрации на границе зоны воздействия. В случае наличия сброса сточных вод в водный объект, программа ведения регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранных зон, предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов). Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов;
11) мониторинг уровня загрязнения почв осуществляется в зоне воздействия производства и представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
Мониторинг биоразнообразия проводится по всей контрактной территории с целью предотвращения риска их уничтожения и невозможности воспроизводства. Информация о состоянии природных ареалов и идентификации биологического разнообразия (животный и растительный мир), проведҰнных в рамках оценки воздействия на окружающую среду объектов I и II категории;
12) план-график внутренних проверок и процедуру устранения нарушений экологического законодательства, составленный по форме согласно приложению 1 настоящих Правил.
9. Оператор объекта принимает меры по регулярной внутренней проверке соблюдения требований экологического законодательства Республики Казахстан и сопоставлению результатов производственного экологического контроля с условиями экологического и иных разрешений.
Внутренние проверки проводятся специалистами, в функции которого входят вопросы охраны окружающей среды и осуществление производственного экологического контроля, а также службами охраны окружающей среды, на которых возложена ответственность за организацию и проведение производственного экологического контроля. Контроль осуществляется в соответствии с планом-графиком внутренних проверок и процедур устранения нарушений экологического законодательства Республики Казахстан.
17. Оператор объекта ведет внутренний учет, формирует и представляет периодические отчеты по результатам производственного экологического контроля в электронной форме в информационную систему уполномоченного органа в области охраны окружающей среды с подписанием электронной цифровой подписью первого руководителя оператора объекта.
18. Прием и анализ представленных отчетов по результатам производственного экологического контроля осуществляется территориальными подразделениями уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
19. Структура отчета о выполнении программы производственного экологического контроля состоит из пояснительной записки и формы, предназначенной для сбора административных данных согласно приложению 2 настоящих Правил.
В случае отсутствия требуемой информации при заполнении формы отчетной информации указывается «- » (прочерк) в соответствующей ячейке и/или таблице.
20. Виды деятельности, по которым требуется информация для расчетного метода производственного контроля выбросов в атмосферный воздух, представляются согласно приложению 3 настоящих Правил.
21. Сведения по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по которым представляется информация к Регистру выбросов и переносов загрязнителей осуществляется по веществам согласно приложению 4 настоящих Правил.
22. Сведения по сбросам загрязняющих веществ со сточными водами, по которым представляется информация к Регистру выбросов и переносов загрязнителей осуществляется по веществам согласно приложению 5 настоящих Правил.
23. Отчет о выполнении программы производственного экологического контроля предоставляются ежеквартально до первого числа второго месяца за отчҰтным кварталом в информационную систему уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
Отчеты по результатам ПЭМ проводимого в казахстанской части Каспийского моря представляются ежегодно до первого числа третьего месяца следующего за отчҰтным периодом в информационную систему уполномоченного органа.
24. К периодическим отчетам производственного экологического контроля прилагаются акты или протокола отбора проб, протокола результатов испытаний производственного экологического мониторинга.
Приложение 1 к Правилам разработки программы производственного экологического контроля объектов I и II категорий, ведения внутреннего учета, формирования и представления периодических отчетов по результатам производственного экологического контроля |
|
Форма |
Наименование производственного объекта |
Месторасположение по коду КАТО (Классификатор административно-территориальных объектов) |
Месторасположение, координаты |
Бизнес идентификационный номер (далее — БИН) |
Вид деятельности по общему классификатору видов экономической деятельности (далее- ОКЭД) |
Краткая характеристика производственного процесса |
Реквизиты |
Категория и проектная мощность предприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Вид отхода |
Код отхода в соответствии с классификатором отходов |
Вид операции, которому подвергается отход |
1 |
2 |
3 |
№ |
Наименование показателей |
Всего |
1 |
Количество стационарных источников выбросов, всего ед. |
|
2 |
Организованных, из них: |
|
Организованных, оборудованных очистными сооружениями, из них: |
||
1) |
Количество источников с автоматизированной системой мониторинга |
|
2) |
Количество источников, на которых мониторинг осуществляется инструментальными замерами |
|
3) |
Количество источников, на которых мониторинг осуществляется расчетным методом |
|
Организованных, не оборудованных очистными сооружениями, из них: |
||
4) |
Количество источников с автоматизированной системой мониторинга |
|
5) |
Количество источников, на которых мониторинг осуществляется инструментальными замерами |
|
6) |
Количество источников, на которых мониторинг осуществляется расчетным методом |
|
3 |
Количество неорганизованных источников, на которых мониторинг осуществляется расчетным методом |
Наименование площадки |
Проектная мощность производства |
Источники выброса |
местоположение (географические координаты) |
Наименование загрязняющих веществ согласно проекта |
Периодичность инструментальных замеров |
|
наименование |
номер |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Если экологическая отчётность не сдана вовремя в Росприроднадзор, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для удобства мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2021 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф от 50 000 до 100 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.41 |
Предоставление декларации НВОС | ||
Отчёт по программе ПЭК | Штраф от 20 000 руб. до 80 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.5 |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.
Обращаем ваше внимание, что непредставление или несвоевременное представление отчета по ПЭК является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрено ст.8.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц: от 3 000 до 6 000 руб;
- для юридических лиц: от 20 000 до 80 000 руб.
Отчет ПЭК должен содержать следующие разделы:
- общие сведения об организации и результатах ПЭК;
- результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;
- результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов;
- результаты производственного контроля в области обращения с отходами.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах 1, 2, 3 категорий НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) обязаны сдавать отчетность о результатах осуществления ПЭК (ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”).
Отчет оформляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится у заказчика, а второй экземпляр вместе с электронной версией Отчета на CD-диске представляется в орган.
- Росприроднадзор – для предприятий, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
- Орган исполнительной власти субъекта РФ – для объектов 2 и 3 категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Начнем с таблицы 1.1 (общие сведения):
- Во второй строке указываем наименование субъекта РФ, а также адрес и почтовый индекс юр. лица, место жительства ИП;
- Третья строка заполняется только юр. лицами!
- Информация в графах 8–10 указывается согласно свидетельству о постановке на гос. учет объекта, оказывающего НВОС.
Важные аспекты заполнения таблицы 1.2:
- Таблицу 1.2 заполняют объекты 1 категории;
- В пятой графе уточняется соответствие/несоответствие применяемой объектом технологии на соответствие НДТ (наилучшей доступной технологии);
- Перечень НДТ содержится в Распоряжении Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (в ред. от 24.05.2018).
В четвертую графу таблицы 1.3 вписываем реквизиты аттестата аккредитации, а именно: номер и дату выдачи, наименование национального органа аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации.
Сдача отчётности в Росприроднадзор в 2021 году
Таблица 2.1 обязательно заполняется лишь в том случае, если программой ПЭК предусматривается контроль стационарных источников выбросов.
Во второй графе перечисляются все загрязняющие вещества в соответствии перечнем № 1316-р (раздел I «Для атмосферного воздуха»).
Особое внимание рекомендуем также обратить на заполнение таблицы 2.2. В графах 2–5 уточняем информацию согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов из программы ПЭК. В следующей, шестой графе перечисляются загрязняющие вещества согласно вышеупомянутому разделу I Перечня № 1316-р.
Далее указываем предельно допустимые, либо временно согласованные выбросы ЗВ. Восьмая графа предназначается для указания фактических выбросов ЗВ, согласно результатам лабораторных исследований. Далее отметим, что в графе 9 указывается информация о превышении установленных предельно допустимых или же временно согласованных выбросов ЗВ.
В графу 11 вносим общее число случаев превышения предельно допустимых и временно согласованных выбросов по всем источникам выбросов и загрязняющим веществам объекта. Специалисты рекомендуют заполнять ежегодно по результатам отчетности.
Таблица 3.1 заполняется только тогда, когда программой производственного экологического контроля предусматривается учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, их качества.
По итогам учета (формы 3.1-3.3) в территориальный орган Росводресурсов предоставляются соответствующие сведения о результатах в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (согласно п. 14 Порядка № 205).
Заполнять Таблицу 4.1 нужно, если программой ПЭК предусматривается проведение производственного контроля в области обращения с отходами. В графы 1 и 2 вносим информацию во исполнение Порядка, утвержденного Приказом Минприроды № 66.
Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов предоставляют отчет в территориальный орган РПН до 15 января года, следующего за отчетным (согласно п. 6 Порядка).
В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.
В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:
- приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
- национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
- приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.
Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.
Отчетность о результатах осуществления ПЭК
Итак, в 2021 году программа ПЭК – это обязательный документ для всех типов организаций, которые согласно действующим методологическим правилам отнесены к предприятиям I, II или III категории по уровню вредоносного действия, оказываемого на окружающую среду. В соответствии с правилами, содержащимися в приказе Минприроды № 74, рассматриваемая программа должна быть составлена с учетом таких параметров компании как особенности применяемых технологических процессов, характера отрицательного воздействия на экологию и присвоенная категория. При этом для всех типов организаций такая программа должна содержать следующие обязательные разделы:
- общие сведения о компании и принципы организации производственного экологического контроля на предприятии;
- информация о выполнении инвентаризации источников вредных выбросов в атмосферу и характере таких выбросов;
- информация о выполнении инвентаризации источников вредных сбросов в окружающую среду и характере таких сбросов;
- данные о выполнении инвентаризации отходов, получаемых в ходе технологического процесса, и порядке их размещения;
- информация об уполномоченных лицах и органах, которые отвечают за осуществление плановых мер в компании;
- сведения об испытательных лабораториях, которые привлекаются к выполнению оценки вредоносного действия предприятия на окружающую среду. такие лаборатории могут входить в состав организации или привлекаться к выполнению требуемых по договору. При этом во всех ситуациях они должны в установленном порядке пройти процедуру аккредитации согласно правилам действующего законодательства;
- сведения о применяемых правилах выполнения оценки экологического воздействия компании, порядке отбора образцов и проб анализируемых веществ и методиках выполнения необходимых измерений.
Для предприятий, отнесенных к I категории опасности, в дополнение к программе ПЭК разрабатывается особая программа, описывающая порядок внедрения и эксплуатации автоматического контроля за осуществлением выбросов и других типов вредоносного действия на экологию.
Порядок составления и утверждения программы ПЭК описан в национальном стандарте ГОСТ Р 56061-2014. Этот нормативный документ указывает, что такая программа обычно составляется на период, равный одному календарному году. Лица или органы, уполномоченные заниматься ее составлением, утверждаются особым приказом руководителя организации. Ответственные разработчики при составлении программы должны принимать во внимание:
- актуальные нормативы в области природоохранного законодательства;
- параметры производственной, хозяйственной и иной деятельности компании;
- типы вредоносного действия, оказываемого компанией на текущее состояние окружающей среды, и масштабы такого влияния;
- список уже выполненных операций, целью которых было обеспечение благоприятного состояния экологии в месте работы компании;
- список запланированных мер, нацеленных на сохранение и поддержание благоприятного состояния экологии;
- действующие разрешенные параметры вредоносного действия организации на окружающую среду;
- итоги выполненных действий, осуществленных в рамках системы производственного экологического контроля в предыдущие годы работы компании;
- полученные организацией предписания, направленные государственными органами, выполняющими контроль и надзор в анализируемой сфере.
При составлении программы ПЭК организация должна выполнить инспекцию всех своих технологических активов и оборудования с точки зрения оценки их реального и потенциального вредоносного действия на экологию. В ходе такой оценки следует принимать во внимание действенность применяемых очистных сооружений, наличие и мощность источников вредных выбросов, характер работы производственных участков, на которых образуются технологические отходы, и другие параметры.
Разработанный документ должен отвечать нормативам ГОСТ Р 56062-2014, который определяет правила выполнения природоохранной деятельности производственными компаниями. Программа ПЭК подлежит утверждению руководством организации либо индивидуальным предпринимателем. Других дополнительных согласований для нее не требуется. Однако отчетность по результатам выполнения параметров программы подлежит передаче в контролирующие государственные органы.
Согласно нормативам ГОСТ Р 56062-2014 меры, запланированные в программе ПЭК, в 2021 году могут осуществляться следующими способами:
- инспекционный контроль, то есть текущая проверка параметров производственной активности компании с точки зрения ее воздействия на окружающую среду. Операции в рамках такого контроля могут выполняться в плановом и внеплановом порядке. Внеплановые проверки организуются в случае получения соответствующих предписаний от контролирующих органов или руководства компании, выявлении сбоев в работе организации или превышении допустимых параметров вредоносного действия на экологию, а также появления неблагоприятных природных или метеорологических условий;
- инструментальный эколого-аналитический контроль на производстве (ПЭАК). Основной целью такой проверки становится контроль уровня вредных выбросов, реализуемых в рамках технологического цикла компании. В большинстве случае она выполняется посредством эксплуатации автоматизированных инструментов, которые используются по утвержденному плану-графику. Однако ПЭАК может входить в состав инспекционного контроля на предприятии;
- экологический мониторинг на производстве (ПЭМ). Основной задачей такого мониторинга становится контроль за состоянием текущих параметров окружающей среды, которые подвергаются вредоносному влиянию в результате производственной активности комании. Правила выполнения этого вида контроля устанавливаются согласно нормативам национального стандарта РФ ГОСТ Р 56059-2014.
Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. В 2021 году действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства.
Ответственное за выполнение предусмотренных мер лицо должно иметь необходимый объем навыков и знаний, а также пройти профильную подготовку. Если ресурсы предприятия не дают возможности выполнить необходимые замеры и исследования своими силами, такое лицо организует реализацию нужных работ с привлечением специализированных организаций. Они должны иметь аккредитацию, соответствующую этому направлению работы.
Основным нормативным документом, который регламентирует правила организации ПЭК на предприятии, становится программа производственного экологического контроля. В дополнение к ней разрабатываются специализированные типы документации:
- положение о ПЭК;
- планы-графики организации и выполнения ПЭАК;
- программа выполнения ПЭМ;
- должностные инструкции для сотрудников, занятых в выполнении мер, утвержденных программой ПЭК.
Как отмечалось ранее, итоги природоохранной работы производственной организации согласно утвержденной программе ПЭК подлежат передаче в контролирующие органы. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель утверждает содержащуюся в нем информацию личной подписью и печатью организации. Отчетная документация направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Отчетная документация оформляется согласно требованиям приказа Минприроды № 261. Место направления отчета устанавливается в зависимости от категории организации:
- все предприятия I категории, а также компании II и III категорий, за которыми предусматривается федеральный экологический надзор, подают отчетную документацию в территориальное подразделение Росприроднадзора по месту работы компании;
- остальные компании II и III категорий подают отчетность в орган исполнительной власти региона, на который согласно законодательству субъекта РФ возложены обязанности по выполнению государственного экологического надзора.
Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью.
Невыполнение действующих правил в отношении обязательного оформления необходимых документов по производственному экологическому контролю расценивается как административное нарушение. Таким нарушением будет считаться также несоблюдение установленного порядка подачи отчетной документации в контролирующие органы. В этой ситуации к нарушителю будут применены меры ответственности, предусмотренные статьей 8.1 действующего КоАП РФ. Такие меры дифференцируются в зависимости от того, кто выступил в роли лица, допустившего рассматриваемое нарушение:
- рядовые работники организаций штрафуются на сумму 1-2 тысячи рублей, однако в отдельных ситуациях штраф может быть заменен предупреждением;
- должностные лица, в обязанности которых входит составление отчетной документации или контроль за организацией этой работы, штрафуются на сумму 2-5 тысяч рублей;
- юридические лица, допустившие нарушение правил составления документации, связанной с вредоносным действием предприятия на окружающую среду, штрафуются на сумму 20-100 тысяч рублей.
При этом искажение информации, предоставленной в каких-то видах экологической документации, рассматривается как отдельное нарушение. Наказание за него регулируется отдельной статьей 8.5 КоАП РФ. Она предписывает применение следующих типов воздействия на нарушителей:
- для рядовых работников организаций – штраф в размере 500-1000 рублей;
- для должностных лиц, уполномоченных следить за достоверностью представляемых сведений, — 3-6 тысяч рублей;
- для организаций – 20-80 тысяч рублей.