Порядок расчетов за теплоэнергию при нерабочем приборе учета (ремонт, поверка)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок расчетов за теплоэнергию при нерабочем приборе учета (ремонт, поверка)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утвержденных органами госвласти субъектов РФ (часть 1 статьи 157 ЖК РФ). И если порядок расчета объема потребленной в жилом помещении коммунальной услуги в случае наличия прибора учета (исходя из его показаний) и в случае отсутствия прибора учета (исходя из норматива потребления и количества постоянно и временно проживающих потребителей), в общем-то, понятен, то расчет объема потребления коммунальной услуги в случаях, если прибор учета вышел из строя или истек срок поверки такого прибора, часто вызывает вопросы. Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья с разъяснениями указанных вопросов, однако в связи с принятием ПП РФ от 26.12.2016 N1498 представленные ранее разъяснения с 01.01.2017 утратили актуальность. В настоящей статье разъяснен вопрос расчета стоимости коммунальных услуг, потребленных на индивидуальные нужды в случае выхода из строя ИПУ, с учетом поправок, вступивших в силу с 01.01.2017.

Как считать отопление если счетчик сломан

Согласно пункту 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила 354):
«81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета».

Порядок расчета платы за коммунальную услугу в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета (далее — ИПУ) соответствующего коммунального ресурса регламентируется подпунктом «а» пункта 59 и пунктом 59(2) Правил 354 (в редакции ПП РФ от 26.12.2016 N1498):

«59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

59(2). В случае если период работы индивидуального или общего (квартирного) прибора учета составил меньше 3 месяцев (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то в случаях, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг».

Из приведенной нормы следует:

1. Среднемесячные показания индивидуального прибора учета в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления: не менее 3 месяцев в течение отопительного периода и исключительно в случае, предусмотренном пунктом 42(1) Правил 354 — то есть, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и все 100% помещения дома оборудованы ИПУ, в других случаях показания ИПУ отопления к учету не принимаются и в расчетах не используются).

2. Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.

3. Если прибор учета до момента его выхода из строя работал менее 3 месяцев (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то среднемесячный объем потребления услуги по указанному прибору не определяется, расчет ведется по нормативу потребления коммунальной услуги. Важно отметить, что в указанном случае расчет по нормативу ведется не с даты выхода прибора учета из строя, а с начала расчетного периода, в котором прибор учета вышел из строя — пункт 59(2) Правил 354 устанавливает: «плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям … за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления…».

Необходимо обратить внимание, что из буквального прочтения пункта 59 Правил 354 следует, что количество расчетных периодов, в течение которых в расчетах применяется среднемесячный объем потребления услуги, не зависит от момента начала применения такого объема в первый расчетный период.

Как начислять отопление при выходе из строя общедомового счетчика? На доме строит ОДПУ по отоплению, индивидуальных нет. Расход распределяется пропорционально общей площади. До 16.10.2017 счетчик был сломан. Как рассчитывать объем отопления с 01.10.2017 до 16.10.2017? По средней за прошлый отопительный сезон? или по норме? Не могу найти описания как действовать в данном случае в 354 ПП.

Порядок расчетов за теплоэнергию при нерабочем приборе учета (ремонт, поверка)

В случае, если прибор учета не был введен в эксплуатацию и предельное количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания прибора учета, истекло, то в последующие расчетные периоды расчет в соответствии с пунктом 60 Правил 354 ведется исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Исходя из ранее данных пояснений, такой расчет должен вестись исключительно с начала расчетного периода, следующего за последним из предельного количества расчетных периодов, в течение которых применялись среднемесячные показания прибора.

Дополнительно стоит отметить, что ряд исполнителей коммунальных услуг в вопросе определения даты начала расчета по нормативу в случаях выхода из строя приборов учета ссылаются на пункт 81.13 Правил 354:

«81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении».

Исходя из приведенной нормы такие исполнители делают ничем не обоснованный вывод, что если потребитель не обеспечил устранение неисправности прибора учета в течение 30 дней, то после окончания такого 30‐дневного срока расчет должен вестись по нормативу потребления коммунальной услуги. Приверженцы такого мнения поясняют, что пункт 59 Правил 354, определяя количество расчетных периодов, в течение которых расчет ведется по среднемесячным показаниям прибора учета, содержат формулировку «не более», следовательно, количество таких периодов может быть менее установленного. И если потребитель нарушает возложенную на него пунктом 81.13 Правил 354 обязанность по ликвидации неисправности в 30‐дневный срок, в качестве некоторого «наказания» такие исполнители, руководствуясь выводами о допустимости снижения срока расчета по среднемесячным показаниям, переходят на расчет по нормативу.

На самом деле логика таких исполнителей коммунальных услуг ошибочна, их действия не основаны на законе. Действующее законодательство РФ не предусматривает никаких санкций, никаких наказаний в отношении потребителя, не исполнившего пункт 81.13 Правил 354. Формулировка «не более», примененная в пункте 59 Правил 354 свидетельствует лишь о том, что количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания приборов учета, может быть уменьшено только в случае ввода прибора учета в эксплуатацию (при устранении неисправности, замене прибора и т.п.) — в этом случае применение пункта 59 будет уже неправомерно (так как прибор учета эксплуатируется), и период их применения, разумеется, прекращается.

Иных случаев уменьшения количества расчетных периодов, в течение которых используются среднемесячные показания приборов учета, законодательство РФ не предусматривает. При этом пункт 60 Правил 354 однозначно устанавливают, что расчет исходя из нормативов потребления коммунальной услуги производится «по истечении … предельного количества расчетных периодов» — то есть, до истечения предельного количества расчетных периодов, в которых применяются среднемесячные показания приборов учета, применение в расчетах норматива потребления не предусмотрено.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Выделяют три типа поверок.

  • Первичная. Поверка узла учета тепловой энергии, проводимая перед его монтажом. Мероприятие актуально при установке нового или отремонтированного прибора.
  • Регулярная. Периодическая проверка узла учета тепловой энергии, проводимая в срок, установленный производителем. В рамках работ проверяется целостность устройства и его точность.
  • Внеплановая. Внеочередная поверка выполняется в одном из нескольких случаев: повреждена пломба, утерян акт о поверке, некорректная работа теплосчетчика.

Своевременная поверка узлов учета тепловой энергии исключит ошибки в подсчете расхода ресурсов и проблемы с контролирующими органами.

Межповерочный интервал указывается в паспорте устройства. Для большинства учетных модулей он составляет 4 года. Для отдельных приборов учета межповерочный период увеличен до 5 лет.

Уточнить срок проведения последней поверки можно у представителей теплоснабжающей компании. Они расскажут о правилах организации процедуры, ответят на вопросы потребителя.

Нарушение сроков поверки приборов учета тепловой энергии приведет к финансовым потерям. Расчеты потребления теплоносителя будут вестись не по фактическим показателям, а по нормативам. Это может увеличить ежемесячные расходы на отопление и горячее водоснабжение.

Для обратитесь в компанию «Теплоогнезащита СК». Организация работает с коммунальными и производственными УУТЭ, осуществляет поверку оборудования любой сложности. В рамках оказываемых услуг производится демонтаж устройства, его испытание на стенде и последующая установка.

Перечень услуг

Стоимость (без НДС)

Выезд представителя фирмы для консультации на объектах Заказчика.

2 500 рублей (Москва + М.О.)

Мелкий ремонт на объекте без замены комплектующих.(ремонт очевидных окислений, добавление ПМС-100, диагностика неисправности датчиков).

1000 рублей

Считывание информации с ПРИБОРОВ УУТЭ на месте эксплуатации с последующей распечаткой данных.

1500 рублей

Анализ работы теплосчетчика УУТЭ

3 500 рублей

Консультации на месте эксплуатации по вопросам организации эксплуатации систем учета на объектах Заказчика.

3 000 рублей

Комплекс мероприятий по консервации системы отопления на летний период.

4 500 рублей

Контроль соответствия монтажа ТУ и подключения сигнальных линий к ПРИБОРАМ УУТЭ. Технический контроль пуско-наладочных работ на месте установки приборов и оборудования узла учета.

15 000 рублей

После успешных контрольных измерений выдается свидетельство о прохождении поверки. При невозможности дальнейшего использования прибора заказчику предлагается приобрести новый.

Неисправность прибора учета тепловой энергии



  • При установлении РСО факта истечения срока поверки прибора учета абонента с какого момента производить начисление платы за коммунальный ресурс с учетом нормативов?
  • МКД имел ОПУ, который демонтирован в связи с капитальным ремонтом дома. Как производится начисление? Как производится начисление при снятии ОПУ на поверку?
  • Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный п.59 Правил № 354, позволяет недобросовестным потребителям умышленно выводить ОПУ на самые холодные месяцы, в результате чего предприятие будет нести убытки, как быть?
  • После установки ОПУ и начислений по нему собственники потребовали провести поверку, поскольку, по их мнению, прибор работал некорректно. При поверке обнаружилось, что прибор имеет завышенную погрешность.
  • Как производить начисление, в том числе по отоплению в межотопительный период, если ОПУ с момента установки отработал менее 3-х месяцев (п.59, 60 Правил №354)?
  • Установлены счетчики, но показания не передавались. Что будет приниматься для расчета среднемесячных показаний приборов учета?
  • Как производить начисление, если ИПУ отработал меньше установленного в Правилах № 354 срока (меньше 3-месяцев)?
  • За три месяца меняется тариф по ИПУ, по какому из них рассчитывать размер платы?
При установлении РСО факта истечения срока поверки прибора учета абонента с какого момента производить начисление платы за коммунальный ресурс с учетом нормативов?

С момента обнаружения или с момента истечения срока поверки (путем сторнировки произведенных ранее начислений по показаниям прибора учета)?

Согласно п. 60 Правил № 354: Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета за период не менее 1 года (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода) — начиная с даты, когда истек срок эксплуатации общедомового прибора учета, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку порядок расчетов по договору ресурсоснабжения должен соответствовать Правилам № 354, то с момента истечения срока поверки общедомового прибора учета расчеты по договору ресуроснабжения необходимо производить по среднемесячному объему потребления, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку Правилами № 354 установлен предельный срок расчетов за коммунальные услуги исходя среднемесячных объемов потребления, определенных исходя из показаний ОПУ (3 месяца), то по истечении указанного срока расчеты за ОДН с потребителями должны производиться исходя из нормативов потребления на ОДН, а расчеты между исполнителем и РСО — в порядке, установленном Правилами № 124, — исходя из суммы объемов потребления в жилых и нежилых помещениях МКД (определенных по показаниям ИПУ и (или) нормативам потребления на индивидуально-бытовые нужды) и объема потребления на ОДН (определенного по нормативам потребления на ОДН).

Наверх

МКД имел ОПУ, который демонтирован в связи с капитальным ремонтом дома. Как производится начисление? Как производится начисление при снятии ОПУ на поверку?

В этих случаях следует руководствоваться п. 60 Правил № 354, устанавливающим порядок расчетов при временном отсутствии ОПУ по причине утраты ранее введенного в эксплуатацию ОПУ (при его демонтаже в связи с капитальным ремонтом) или истечения срока эксплуатации ОПУ (при его снятии на поверку), т.е. определять плату в течение 3х месяцев – по среднемесячному потреблению, в последующие месяца – по нормативам потребления коммунальных услуг.

Наверх

Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный п.59 Правил № 354, позволяет недобросовестным потребителям умышленно выводить ОПУ на самые холодные месяцы, в результате чего предприятие будет нести убытки, как быть?

В указанном случае рекомендуется разъяснить потребителям, что умышленный вывод из строя ОПУ приводит к обязанностям лица, ответственного за эксплуатацию общего имущества, восстановить работоспособность приборов учета в течение 2х месяцев. Следовательно, экономия в оплате за ресурс может быть меньше, чем расходы потребителя на ремонт и обязательную поверку прибора учета после его ремонта.

Пункт 27 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации в договоре теплоснабжения предусматривает ответственность за умышленный вывод из строя прибора учета или иное воздействие на прибор учета с целью искажения его показаний.

Наверх

Настоящие рекомендации предназначены для определения трудоемкости и стоимости работ по установке, обслуживанию, ремонту крыльчатых, турбинных счетчиков холодной и горячей воды. Рекомендации являются составной частью отраслевой нормативно — методической базы ценообразования на жилищно — коммунальные услуги.

Рекомендации разработаны Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС) Госстроя России, выполняющим функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно — коммунальном хозяйстве Российской Федерации при участии фирмы «Ценнер — водоприбор ЛТД» (Вербицкий А.С.), РАО «Роскоммунэнерго» (Скольник Г.М.), а также ряда организаций жилищно — коммунального хозяйства (ЗАО «Тепловодомер», г. Мытищи, ГОУП «Мурманскводоканал», МП ЖКУ-1, г. Дубны, МП «Ярославльводоканал», ГУП «ТЭК г. Санкт — Петербурга», Центр измерения расхода воды ГУП «Водоканал Санкт — Петербург»). Рекомендации согласованы с Федеральным центром энергоресурсосбережения в ЖКХ Госстроя России.

Сборник разработан Инвеевой Н.Г.

Ответственная за разработку В.А. Межецкая.

Рекомендации по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно — коммунальном хозяйстве. Часть 1. Нормы времени на установку, обслуживание и ремонт счетчиков воды утверждены Приказом Госстроя России от 16.08.2000 N 184.

2.1. В сборнике нормы времени сгруппированы в три основных раздела: установка, обслуживание и ремонт.

2.2. Установка счетчиков воды производится на вводах в здание и сооружение трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения, на вводах в квартиры и нежилые помещения трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения, на ответвлениях трубопроводов в магазины, столовые, рестораны и другие помещения, встроенные или пристроенные к жилым, производственным и общественным зданиям.

2.3. Обслуживание — комплекс операций или операция по поддержанию счетчиков воды в работоспособном и исправном состоянии и в надлежащем внешнем виде при использовании по назначению (в соответствии с технической документацией на измерительные приборы и устройства).

2.4. Ремонт — комплекс операций по восстановлению и поддержанию работоспособности счетчиков воды и их составных частей, устранению выявленных неполадок, отказов и неисправностей, возникших в работе или выявленных при техническом обслуживании, своевременной замене вышедших из строя счетчиков, их узлов и деталей.

2.5. Установка счетчиков воды осуществляется работниками специализированных организаций, имеющих лицензию на право проведения монтажных работ в системах инженерного оборудования зданий. Перед установкой счетчиков воды необходимо проверить наличие пломбы с оттиском поверочной лаборатории, предотвращающей несанкционированный демонтаж счетчиков с мест установки. Счетчик без пломбы с клеймом, а также с просроченной датой периодической поверки (определяется исходя из даты поверки по паспорту счетчика) к эксплуатации не принимается.

2.6. Установка счетчиков воды может производиться либо автономно, либо в составе комплексных узлов учета тепла и воды. Установка счетчиков воды должна осуществляться на основе проекта водопроводного ввода с узлом учета воды.

2.7. Каждый узел учета воды в квартире должен включать шаровой кран для надежного отключения внутриквартирной части систем водоснабжения от стояков этих систем, а также механический или магнитно — механический фильтр для защиты счетчиков воды от случайного засорения.

2.8. При установке счетчиков воды, для защиты их от повреждений, должны использоваться опоры, обеспечивающие жесткое закрепление прибора. Допускается установка одной опоры (после счетчика, по ходу потока воды) в тех случаях, когда протяженность стальных труб от стояка до места установки шарового крана не превышает 0,9 м. При устройстве систем водоснабжения из пластмассовых или металлополимерных труб, или установке счетчика воды с применением гибких шлангов установка опор с двух сторон прибора обязательна. Крепление к опорам производится в местах установки присоединительных штуцеров приборов.

2.9. Для выбора счетчиков воды необходимо руководствоваться Государственным реестром средств измерений Госстандарта Российской Федерации. Калибр счетчика воды, т.е. диаметр условного прохода, следует выбирать исходя из среднечасового расхода воды за период потребления (сутки, смену), который не должен превышать эксплуатационный, и проверять на пропуск расчетного максимального секундного расхода воды.

2.10. При условии правильного монтажа, полном соответствии параметров режимам водопотребления, регулярном техническом обслуживании счетчики воды могут работать в течение многих лет (в соответствии с установленным в паспорте периодом эксплуатации).

2.11. При появлении течи в местах соединения штуцеров с корпусом прибора и штуцеров с трубопроводом необходимо подтянуть резьбовые соединения. Если течь не прекращается, необходимо заменить прокладки. При появлении течи из-под головки или отсутствии сигнала с прибора его необходимо демонтировать и отправить в ремонт.

2.12. Ремонт квартирных счетчиков воды производится в стационарных условиях и включает в себя следующие основные операции: извлечение прибора из монтажного участка, разбор прибора, промывка и очистка проточной части корпуса от грязи и ржавчины (при необходимости пескоструйная обработка корпуса), выявление и устранение неисправностей, замена забракованных деталей, окраска, сборка, регулировка и поверка.

2.13. Метрологическая поверка приборов учета воды производится по окончании межповерочных интервалов установленных приборов (плановая поверка) или по требованию поставщика, исполнителя и/или потребителя (внеплановая поверка) органами Госстандарта России или организациями, метрологическая служба которых аккредитована Госстандартом России на право проведения поверок.

3.1. Работы по установке счетчиков воды

3.1.1. Работы по установке счетчиков холодной и горячей воды условным диаметром 15 — 20 мм с фильтром

Таблица 3.1.1

23.01.2017 / Расчеты при выходе ИПУ из строя

Помимо обязательных и неизбежных процедур поверок, Заказчики могут столкнуться с незапланированными ситуациями отказа в работе измерительного оборудования, когда приборы учета энергоресурсов выходят из строя.

Причины этого могут быть разными: механическое воздействие, скачок напряжения, электросварка при неправильном заземлении, попадание в прибор воды и т.д. При несвоевременном устранении неисправности счетчик снимается с коммерческого учёта. Для восстановления узла учёта лучше обращаться в организацию, которая специализируется на выполнении подобных работ. На счету наших инженеров сотни отремонтированных теплосчетчиков. В большинстве случаев неисправность удается устранить на месте, без необходимости дорогостоящей процедуры демонтажа. При обращении к нам за ремонтом приборов учета энергоресурсов мы максимально оперативно реагируем на ваши заявки и восстанавливаем работоспособность узла учета тепловой энергии, даём гарантии на выполненные работы и установленные компоненты.

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2018, N 11

Каким образом определяется размер платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, оборудованном ОПУ тепловой энергии, если данный прибор учета вышел из строя? При этом в жилых и нежилых помещениях в доме не установлены ИПУ тепловой энергии. Каким образом в этом случае должны осуществляться расчеты с РСО?

Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению зависит от трех факторов:

  • от применяемого способа оплаты (в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года);
  • от наличия в МКД коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии;
  • от оборудования всех жилых и нежилых помещений дома индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.

Согласно абз. 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг в МКД, который оборудован ОПУ тепловой энергии, но не во всех жилых и нежилых помещениях которого установлены ИПУ тепловой энергии, размер платы за отопление в помещении определяется исходя из показаний ОПУ тепловой энергии. При этом для расчета используются формулы 3, 3(1) и 3(2) из приложения 2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» к указанным Правилам.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

В этом случае расчет платы за коммунальную услугу по отоплению (Pi) производится по формуле 3:

где VД — объем (количество) потребленной за расчетный период (календарный месяц) тепловой энергии, определенный по показаниям ОПУ тепловой энергии, которым оборудован МКД;

Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в доме;

Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме;

ТТ — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

В пункте 3 приложения 2, где приведена формула 3 (в части описания показателя VД), указано: если вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию ОПУ тепловой энергии либо истек срок его эксплуатации, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями п. 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг (а также п. 60(1)).

Обратите внимание: расчет платы при выходе ОПУ из строя не может быть произведен в порядке, установленном п. 115 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя , в котором сказано следующее.

При отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии. В связи с этим Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не могут применяться при расчете объема тепловой энергии гражданам, проживающим в жилых домах, которым предоставляется коммунальная услуга по отоплению. О том, что такое заблуждение есть среди исполнителей коммунальных услуг, свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления АС ВВО от 03.07.2017 N Ф01-2551/2017 по делу N А43-22107/2016, АС ЗСО от 21.12.2017 N Ф04-5329/2017 по делу N А67-430/2017).

Кстати, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях, перечисленных в п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг:

  • неотображение прибором учета результатов измерений;
  • нарушение контрольных пломб и (или) знаков поверки;
  • механическое повреждение счетчика;
  • превышение допустимой погрешности показаний прибора учета;
  • истечение межповерочного интервала поверки счетчика.

Сразу же обозначим, что, по нашему мнению, плата за отопление рассчитывается в отличном от общеустановленного порядке в связи с выходом ОПУ тепловой энергии из строя в том случае, если период, когда он не работает, приходится на фактический период отопления.

Итак, при выходе из строя ОПУ тепловой энергии расчет платы за отопление осуществляется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления тепловой энергии, измеренного таким счетчиком:

  • за отопительный период. В пункте 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг не уточняется, но с учетом того, что среднемесячный объем потребления должен быть определен с учетом показаний за отопительный период, считаем, что если ОПУ вышел из строя в текущем отопительном периоде, то среднемесячная величина устанавливается на основе данных за предыдущий отопительный период. Таким образом, среднемесячный объем потребления определяется как отношение объема тепловой энергии по показаниям соответствующего ОПУ за предыдущий отопительный период к количеству календарных месяцев в отопительном периоде и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме;
  • за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев отопительного периода (если период работы счетчика составляет менее шести месяцев). Это могут быть данные как текущего отопительного периода, в котором вышел из строя общедомовый прибор учета, так и предшествующего отопительного периода. В таком случае среднемесячный объем потребления получается путем деления объема тепловой энергии по показаниям соответствующего ОПУ за фактический период его работы на количество календарных месяцев работы прибора учета и общую площадь всех жилых и нежилых помещений в доме.

Данный порядок расчета применяется начиная с расчетного периода, в котором вышел из строя ОПУ тепловой энергии, до даты, когда возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд. Начиная с четвертого расчетного периода или ранее (если, допустим, счетчик сломался в предыдущем отопительном периоде за два месяца до его окончания и в текущем отопительном периоде так и не отремонтирован) расчет платы производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (NТ) по формуле 2:

В ситуации, когда фактический период работы вышедшего из строя прибора учета составил менее трех месяцев отопительного периода, расчет производится только исходя из норматива потребления (именно такой вывод напрашивается при отсутствии специального нормативного регулирования данного случая).

При таком способе оплаты в МКД, оборудованном ОПУ тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 3(1):

где VТ — среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОПУ тепловой энергии за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме. Считаем, что на показания прибора учета ориентируются и в том случае, когда он не работал в предыдущем году в месяцы, не совпадающие с фактическим периодом отопления.

При отсутствии показаний ОПУ за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. При этом следует учитывать, что норматив потребления устанавливается уполномоченным органом на один календарный месяц расчетного отопительного периода (не фактического отопительного периода и не календарного года). Поэтому в данном случае среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление определяется как отношение произведения норматива и количества месяцев расчетного отопительного периода к количеству календарных месяцев в году (12) и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме.

А как быть, если ОПУ тепловой энергии в предыдущем году не работал в отдельные месяцы отопительного периода? Судьи разошлись во мнениях, какой вариант является правильным. Так, существует точка зрения, согласно которой необходимо применять только норматив потребления.

Пример из арбитражной практики. ОПУ тепловой энергии, которым оборудован МКД, в сентябре — октябре 2016 года находился в неисправном состоянии и отражал некорректные показания об объеме потребленной тепловой энергии, что подтверждается отчетами о потребленных тепловой энергии и теплоносителе, в которых зафиксирована отрицательная температура воды в обратном трубопроводе. Каким образом должна быть рассчитана плата за отопление в 2017 году?

По мнению судей АС УО, положения Правил предоставления коммунальных услуг, устанавливающие порядок расчета платы за отопление по формуле 3(1), носят императивный характер и не допускают применение альтернативных данных, за исключением показаний ОПУ либо норматива. Учитывая непригодность ОПУ тепловой энергии в сентябре — октябре 2016 года, его данные невозможно использовать при определении среднемесячного размера потребления тепловой энергии за предыдущий отопительный период 2016 года с целью расчета платы за оказанную коммунальную услугу в 2017 году. В связи с этим арбитры признали необходимым применение установленного норматива (Постановление от 04.09.2018 N Ф09-5127/18 по делу N А71-17383/2017).

Считаем, что правильным является подход, когда учитываются имеющиеся показания ОПУ за предыдущий год, а за те периоды отопительного сезона, когда прибор учета не работал, объем тепловой энергии устанавливается в порядке, прописанном в п. 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг, что исключает применение только норматива потребления. Правомерность такого подхода поддержали также судьи АС УО, но уже в Постановлении от 17.05.2018 N Ф09-2341/18 по делу N А71-11520/2017.

В случае выхода из строя ОПУ тепловой энергии в течение отчетного календарного года размер платы за расчетный период определяется также по формуле 3(1), п. 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг на этом этапе не работает. Ведь неисправность прибора учета в текущем периоде не влияет на определение показателей формулы 3(1). Поэтому вполне логично, что в комментариях к формуле 3(1) нет отсылки к п. 59(1), в отличие от формулы 3.

Порядок расчета платы за коммунальную услугу в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета (далее — ИПУ) соответствующего коммунального ресурса регламентируется подпунктом «а» пункта 59 и пунктом 59(2) Правил 354 (в редакции ПП РФ от 26.12.2016 N1498):

«59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

59(2). В случае если период работы индивидуального или общего (квартирного) прибора учета составил меньше 3 месяцев (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то в случаях, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг».

Из приведенной нормы следует:

1. Среднемесячные показания индивидуального прибора учета в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления: не менее 3 месяцев в течение отопительного периода и исключительно в случае, предусмотренном пунктом 42(1) Правил 354 — то есть, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и все 100% помещения дома оборудованы ИПУ, в других случаях показания ИПУ отопления к учету не принимаются и в расчетах не используются).

2. Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.

Памятка потребителю при выходе индивидуального прибора учета (ИПУ) из строя

При таком способе оплаты в МКД, оборудованном ОПУ тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 3(1):

Pi = Si x VТ x ТТ,

где VТ — среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОПУ тепловой энергии за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме. Считаем, что на показания прибора учета ориентируются и в том случае, когда он не работал в предыдущем году в месяцы, не совпадающие с фактическим периодом отопления.

При отсутствии показаний ОПУ за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. При этом следует учитывать, что норматив потребления устанавливается уполномоченным органом на один календарный месяц расчетного отопительного периода (не фактического отопительного периода и не календарного года). Поэтому в данном случае среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление определяется как отношение произведения норматива и количества месяцев расчетного отопительного периода к количеству календарных месяцев в году (12) и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме.

А как быть, если ОПУ тепловой энергии в предыдущем году не работал в отдельные месяцы отопительного периода? Судьи разошлись во мнениях, какой вариант является правильным. Так, существует точка зрения, согласно которой необходимо применять только норматив потребления.

Пример из арбитражной практики. ОПУ тепловой энергии, которым оборудован МКД, в сентябре — октябре 2016 года находился в неисправном состоянии и отражал некорректные показания об объеме потребленной тепловой энергии, что подтверждается отчетами о потребленных тепловой энергии и теплоносителе, в которых зафиксирована отрицательная температура воды в обратном трубопроводе. Каким образом должна быть рассчитана плата за отопление в 2017 году?

Расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, который оборудован ОПУ тепловой энергии, но не во всех жилых и нежилых помещениях которого установлены ИПУ тепловой энергии, в случае выхода из строя общедомового счетчика в течение отопительного периода зависит от применяемого способа оплаты. Если оплата производится в течение отопительного периода, сначала (три месяца отопительного периода) расчет осуществляется исходя из среднемесячного объема потребления, а затем (начиная с четвертого месяца) — исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Если коммунальная услуга по отоплению оплачивается равномерно в течение календарного года, обозначенные данные (среднемесячный объем потребления, норматив потребления) учитываются при корректировке платы за календарный год. В течение же года, в котором ОПУ тепловой энергии не работал в отопительном периоде, расчет платы производится в общеустановленном порядке. Что касается расчетов с РСО в случае выхода из строя ОПУ тепловой энергии, уплачиваемая исполнителем коммунальных услуг (УК, ТСЖ) сумма за поставленный РСО коммунальный ресурс в виде тепловой энергии не может превышать сумму, получаемую от собственников помещений в МКД за коммунальную услугу по отоплению.

Счетчики теплоэнергии на отопление пользуются все большей популярностью в квартирах, подключенных к центральному отоплению. Естественно, тем, у кого индивидуальная система обогрева помещения такие приборы устанавливать ни к чему, разве что ради интереса.

Теплосчетчики для учета объемов тепла состоят из таких основных элементов:

  • Вычислительного модуля;
  • Датчика, который осуществляет регистрацию температуры в количестве два штуки;
  • Датчика расхода.

Все эти элементы объединены в один пластиковый корпус, который укомплектован патрубками для своевременного подключения счетчика к элементам передачи тепла от теплоносителя в помещение. Сейчас многие теплосчетчики оборудованы автономным питанием. Это позволяет приборам работать без источника электроэнергии.

Если установить счетчики во всех квартирах МКД, счета на оплату могут уменьшиться по сравнению с теми, что рассчитывались по нормативам. Но как подвигнуть соседей на такой шаг?

На общем собрании собственников принять решение установить приборы учета тепла в квартирах за счет собственников.

Для принятия решения нужно набрать 2/3 голосов собственников от общего количества голосов.

Плюс в том, что можно выполнить работы по установке оперативно. Сложность в том, что собственники могут не согласиться, ведь покупка и установка счетчиков потребует немалых расходов. Перед проведением собрания можно обратиться в управляющую компанию (УК) / товарищество собственников жилья (ТСЖ) — смотря кто управляет домом — чтобы провели “агитационно-разъяснительную работу” о пользе счетчиков и экономии ресурсов. Это в интересах самой УК (ТСЖ), она должна прилагать усилия в направлении энергосбережения.

В Москве цены на квартирные теплосчетчики начинаются с 6000 рублей. Стоимость услуг установке счетчиков “под ключ” с подготовкой проекта индивидуального учета тепла и разработкой техдокументации — от 12000 рублей и выше (сюда включена стоимость необходимых комплектующих и самих счетчиков). Компании, которые занимаются установкой счетчиков, заявляют, что установка счетчиков тепла окупается за 2 отопительных сезона. Если примете решение установить счетчики во всех квартирах, можно закупить счетчики по оптовой цене, а на услугу по установке получить скидку.

Можно на общем собрании принять решение и об установке распределителей затрат на отопление.

Тепловой счетчик может быть установлен на:

  • центральном коллекторе многоэтажного дома – учитывается тепло, полученное всеми квартирами, подключенными к стояку;
  • отдельных патрубках – регистрируется ресурс, поступающий в конкретную квартиру.

Ультразвуковые приборы используются индивидуально. Механические, электромагнитные и вихревые устройства могут быть установлены и на весь дом, и на отдельную квартиру.

Читайте в отдельной статье: Счетчики горячей воды с термодатчиком и их особенности.

В Сибири самая существенная часть суммы в квитанции за коммунальные услуги — оплата отопления. Если говорить о Красноярске, то сейчас жители платят либо по нормативу (если в доме нет общедомового счетчика), который утверждают власти города, либо по общедомовому счетчику, который учитывает, сколько тепла ушло на обогрев всего дома, а потом высчитывается, сколько должен заплатить каждый, исходя из площади своей квартиры. То есть чем больше у человека квартира, тем больше он платит.

Вроде все логично, но температурные предпочтения у всех разные. Может быть, обладатель большой квартиры не любит жару — и батареи у него почти всегда выключены. В таком случае ситуацию мог бы исправить счетчик. И даже закон РФ говорит о том, что приборы учета нужно устанавливать обязательно и платить именно по ним, если они есть. Но для нашего законодательства сказать — не всегда сделать. Итак, разбираемся, как поставить счетчики на отопление в квартиру и платить по ним.

Электромагнитный теплосчетчик ТЭСМА-106.01 поддерживает до 6 частотно-импульсных расходомеров РСМ-05.05 или РСМ-05.07, до 8 датчиков температуры и 4 датчиков избыточного давления.

Если нажать на выделенную строчку в пайс-листе, то в отдельном окне загрузится коммерческое предложение по выбранному вами товару. Его можно редактировать.

Смотреть описание
  • В комплект входит:
  • Тепловычислитель 1 шт.
  • Расходомер РСМ-05.07 1 пара.
  • Обозначения:
  • ( ) — фланцевый
  • (м) — межфланцевый
  • (р) — резьбовой
Стоимость с учётом НДС
Т-106.01 Ду 15/15 (м)
Т-106.01 Ду 15/15 (р) 90°С
Т-106.01 Ду 15/15 (р) 150°С
Т-106.01 Ду 20/20 (р)90°С
Т-106.01 Ду 20/20 (р) 150°С
Т-106.01 Ду 25/25 (р) 90°С
Т-106.01 Ду 25/25
Т-106.01 Ду 25/25 (м)
Т-106.01 Ду 32/32
Т-106.01 Ду 32/32 (м)
Т-106.01 Ду 40/40
Т-106.01 Ду 50/50
Т-106.01 Ду 50/50 (м)
Т-106.01 Ду 65/65
Т-106.01 Ду 80/80
Т-106.01 Ду 100/100
Т-106.01 Ду 150/150

Если нажать на выделенную строчку в пайс-листе, то в отдельном окне загрузится коммерческое предложение по выбранному вами товару. Его можно редактировать.

Смотреть описание
  • В комплект входит:
  • Тепловычислитель 1 шт.
  • Расходомер РСМ-05.05 2 шт.
  • Обозначения:
  • ( ) — фланцевый
  • (м) — межфланцевый
  • (р) — резьбовой
Стоимость с учётом НДС
Т-106.01 Ду 15/15 (м)
Т-106.01 Ду 15/15 (р) 90°С
Т-106.01 Ду 15/15 (р) 150°С
Т-106.01 Ду 20/20 (р)90°С
Т-106.01 Ду 20/20 (р) 150°С
Т-106.01 Ду 25/25 (р) 90°С
Т-106.01 Ду 25/25
Т-106.01 Ду 25/25 (м)
Т-106.01 Ду 32/32
Т-106.01 Ду 32/32 (м)
Т-106.01 Ду 40/40
Т-106.01 Ду 50/50
Т-106.01 Ду 50/50 (м)
Т-106.01 Ду 65/65
Т-106.01 Ду 80/80
Т-106.01 Ду 100/100
Т-106.01 Ду 150/150

Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124

Правила №1034

Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034)

Правила №776

Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776)

Закон о теплоснабжении

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

Закон о водоснабжении и водоотведении

Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Норматив потребления

Составляет 0,016 Гкал/м2, утвержден постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 № 41 «О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги»

Постановление № 629-ПП

Постановление Правительства Москвы от 29.09.2016 № 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. № 41»

Правила № 808

Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808)

Правила подключения

Правила подключения к системам теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307)

Поверка и ремонт приборов учета тепловой энергии

Бытовые приборы поглощают значительное количество энергии. Для ее учета устанавливаются специальные приборы. Они должны соответствовать требованиям законодательства и находиться в государственном реестре средств измерений РФ. Поверка теплосчетчиков производится в положенный срок для гарантии получения релевантных значений организациями, поставляющими ресурс.

Любое метрологическое устройство, которое занимается учетом показаний, нуждается в подтверждении работоспособности. Поверка теплосчетчиков — обязательная процедура, позволяющая получить информацию о функционировании устройства.

Проверка избавляет от необходимости замены ИПУ на новый, ведь констатация работоспособности стоит существенно меньше. Проведение экспертизы должно осуществляться по существующим правилам, иначе механизм не будет признан годным к дальнейшей эксплуатации.

Существует несколько вариантов подтверждения правильного функционирования, которые прибор может проходить на разных этапах:

  1. Госповерка. Обязательная процедура, выполняемая на заводе-производителе. Процесс проводится при помощи специального оборудования. Итогом служит допуск механизма в продажу. В паспорте теплосчетчика проставляется штамп с датой, от которой отсчитывается срок до следующей диагностики.
  2. Периодическая. После истечения межповерочного интервала возникает необходимость провести очередную экспертизу, которая должна подтвердить правильность работы счетчика. Если не выполнить процедуру, ИПУ будет признан непригодным для дальнейшей эксплуатации.
  3. Внеочередная. По причинам, прописанным в Постановлении Правительства № 354 или обусловленным иными факторами, счетчики отопления требуют проведения поверки до истечения МП.

В зависимости от модели и производителя существуют конкретные сроки, устанавливаемые от заводской (первичной) до периодической диагностики. Чаще всего встречаются следующие варианты:

    имеют межповерочный интервал от 4 до 8 лет. Стандартные примеры: модели «КМ 5», «Ду(25-50)», «ТЭМ-104», «ВИС.Т». Период эксплуатации составляет от 12 до 18 лет.
  • Межповерочный интервал квартирных теплосчетчиков варьируется — от 4 до 6 лет. Срок службы — от 12 до 18 лет. Примером может служить изделие марки СТК «МАРС». Многие изготовители дополнительно указывают средний период эксплуатации, на который лучше всего ориентироваться.

От срока службы зависит количество возможных экспертиз работоспособности.

Услуги по проведению диагностики могут предлагать разные фирмы, но действительным будет результат, полученный от организации с сертификатом (лицензией) на проведение подобных работ.

Чтобы поверить теплосчетчик, нужно обращаться в следующие учреждения:

  1. Заводы-изготовители индивидуальных приборов учета. Не все производители предоставляют услуги обслуживания счетчиков. Компания может находиться слишком далеко, что не оправдает затраты на доставку устройства в обе стороны.
  2. Территориальные метрологические службы (государственные). Это крупные поверочные лаборатории, которые обладают современным оборудованием и гарантируют качественный результат.
  3. Сертифицированные коммерческие организации. Чаще всего предоставляют комплекс услуг, включающий демонтаж, проведение экспертизы, выдачу справок и обратную установку.
  4. Исполнители коммунальных услуг. Из-за малой распространенности приборов учета тепла не всегда структуры имеют нужное оборудование и специалистов.

При выборе подходящего варианта необходимо обращать внимание на ряд факторов: наличие разрешающих документов, удаленность подрядчика и цена процедуры. Конечная стоимость складывается в зависимости от комплекса предоставляемых услуг. Если собственник сам привозит и забирает счетчик, растраты будут минимальны.

После получения предписания от сбытовой организации или при возникновении потребности во внеочередной поверке владелец жилого помещения должен соблюдать следующую инструкцию:

  1. Подается заявление исполнителю коммунальных услуг. Необходимо пригласить специалиста для фиксации конечных показаний и удаления пломбы.
  2. Демонтируется счетчик тепловой энергии. Важно не нарушить общее функционирование системы.
  3. Прибор вместе с сопроводительными документами передается в сертифицированную лабораторию. На специальной установке для поверки механизм проходит испытания. Может потребоваться настройка электронной части или замена элемента питания.
  4. Если работоспособность подтвердилась, выдается свидетельство с печатями и голографическими наклейками.
  5. Пишется заявление в УК или сбытовую компанию. В обращение указывается необходимость ввода ИПУ в эксплуатацию и опломбировки. Уточняются дата, время. Дополнительно прилагаются справка о прохождении диагностики, паспорт изделия и личные сведения.
  6. Осуществляется установка счетчика в квартире. Оценивается работоспособность системы отопления (при возможности).
  7. В назначенное время приходит специалист, который проводит проверку. Если проблем не обнаружено, выполняется опломбировка, платить за которую не нужно.

Когда акт ввода в эксплуатацию передан в обслуживающую компанию, показания учитываются для расчета потребленного ресурса.

Современные технологии значительно расширили возможности проведения экспертизы работоспособности ИПУ. Некоторые приборы учета проходят диагностику непосредственно на дому. Но выполнить поверку счетчика тепла без снятия невозможно.

Это объясняется действующими схемами проведения процедуры, которые утверждены государственными нормативными актами. Любые фирмы, которые предлагают выполнить работу прямо в квартире, вводят пользователей в заблуждение.

3 причины заказать обслуживание теплосчетчика

🗹 Загрязнения

В процессе эксплуатации элементы прибора загрязняются. Периодически следует очищать от пыли и грязи составные элементы узла учета тепловой энергии

🗹 Аварийные ситуации

Чтобы обеспечить исправную работу оборудования и избежать аварии нужно постоянно проверять цепи теплосчетчика, целостность кабелей, качество заземления и т.д.

🗹 Отслеживание показаний

Кроме сотни других дел, каждый месяц нужно помнить о такой мелочи, как передача показаний приборов учета.

Необходимость поверки теплосчетчиков уже закреплена законодательно. Но делать ее нужно и без этого. Хозяева только выиграют, ведь будут знать, как обстоят дела с их оборудованием.

— Любой прибор имеет срок годности и срок корректной работы: в среднем, бытовой квартирный прибор правильно работает 4-6 лет, — говорит технический директор компании Frisquet Роман Гладких.

Когда счетчик был произведен на заводе, то его сверили с прибором учета, считающегося эталонным. Именно этот день выпуска считается датой первичной поверки, и с этого периода берет отсчет межповерочный интервал.

— В зависимости от модели и предпочтений завода изготовителя срок поверки теплосчетчика может варьироваться от 4 до 10 лет. Точный период прибора учета указан в его паспорте, — рассказывает генеральный директор управляющей компании «Меридиан сервис» Алексей Филатов.

Заменить старый теплосчетчик на новый, как правило, можно по истечении 12-18 лет.

С проведением поверки теплосчетчиков все строго. Либо это организация, которая занималась его поставкой, либо другая лицензированная на выполнение такой деятельности компания.

— Не стесняйтесь требовать документы и подтверждение квалификации, — отмечает Роман Гладких.

Ни в коем случае не теряйте паспорт прибора. Без него ничего поверить не получится — ни одна лицензированная организация за это не возьмется. Паспорт — это единственный документ, в котором указаны даты первичной и очередной поверок, которые спрашивает лаборатория.

Расчет платы за отопление при выходе из строя ОПУ тепловой энергии

Стоимость поверки зависит от расценок, которые выставляет та или иная аккредитованная организация. В разных населенных пунктах стоимость может отличаться друг от друга.

— Все зависит от региона. Сумма может варьироваться от 1500 до 3300 рублей, — подчеркивают эксперты.

Поверка приборов учета тепла изначально проводится фирмой-изготовителем. Поэтому новый прибор перед монтажом и запуском в эксплуатацию не требует предварительной диагностики.

Однако гарантия на прибор, а также действие первичной поверки счетчика считаются действительными только если монтаж оборудования проводит сотрудник Теплосбыта или организации, имеющей соответствующее разрешение. Иначе фирма-изготовитель может снять с себя гарантийные обязательства.

Плановая поверка проводится, когда закончился межповерочный интервал (об этом ниже). Внеочередная поверка теплового счетчика требуется в следующих ситуациях:

  • Потеря документов, подтверждающих пригодность устройства к эксплуатации;
  • В случаях, когда счетчик не используется более полугода;
  • Механические повреждения на приборе учета.

В этих случаях необходимо поверить теплосчетчик, иначе его показания будут считаться недействительными для городской теплоснабжающей организации.

Если во время диагностики оборудования выяснится, что прибор неисправен, то стоимость замены необходимых деталей и ремонта оплачивается отдельно. При каких-либо повреждениях на приборе рекомендуется сразу отправить его на диагностику. Дело в том, что в процессе эксплуатации незначительная и легкоустранимая неисправность может стать причиной дорогого ремонта тепломера.

Периодичность плановой поверки устройств учета бывает разная и зависит от установленных изготовителем требований. Чаще всего межповерочный интервал для тепломеров составляет от 4 до 6 лет. За этот период точность показаний прибора может снизиться из-за износа отдельных деталей. Также источник питания оборудования учета отопления к окончанию действия поверки, как правило, успевает почти полностью исчерпать свой ресурс, и его требуется заменить на новый. Обычно в стоимость поверки счетчиков на тепло входит замена источника питания.

Для поверки теплосчетчика в организацию, занимающуюся диагностикой прибора, необходимо передать некоторые документы:

  • Сопроводительное письмо с указанием контактных данных владельца, гарантией оплаты поверки счетчика тепла. Здесь также требуется написать серийный номер устройства и возможные замечания к его работе.
  • Необходимо предоставить еще копию технического паспорта и свидетельство о прохождении предыдущей поверки тепломера.

Эти документы нужно передать в фирму, занимающуюся диагностикой метрологического оборудования, независимо от того, квартирный счетчик или многоквартирный.

Длительность поверки приборов учета тепловой энергии в основном зависит от срочности заказа. Также на срок диагностики влияют различные правила тестирования, которые устанавливает каждая отдельная фирма. Срок поверки обычно составляет не более 14 дней. Стоимость поверки также зависит от региона, особенностей организации и срочности диагностики оборудования.

Тарифы во всех компаниях разные, но в среднем поверка общедомового устройства учета обойдется жильцам в 30 000 рублей. Что касается индивидуального счетчика тепловой энергии, его диагностика будет стоить 4 000-10 000 рублей (зависит от типа счетчика и региона).

Поверка приборов отопления может быть нескольких видов:

  • Первичная. Проводится на заводе фирмой-изготовителем. Срок действия прописывается в паспорте оборудования.
  • Плановая. Обязательная диагностика устройства на соответствие замеров в сравнении с эталоном. Проводится согласно межповерочному интервалу, указанному в технической документации счетчика.
  • Внеплановая. Необходима после ремонта, при потере документов, а также прочих ситуациях, когда точность аппарата ставится под сомнение.

Этапы диагностики общедомовых и квартирных счетчиков тепла представляют собой следующий ряд операций:

  • Демонтаж оборудования. На первом этапе счетчик отсоединяется от трубопровода и электропитания. В случае если поверка проводится в отопительный сезон, вместо устройства учета устанавливают временный имитатор, чтобы не отключать теплоснабжение.
  • Калибровка. Показания счетчика отопления сравниваются с эталоном для исключения значительных погрешностей в измерениях.
  • Настройка. Изменение (при необходимости) установок устройства.
  • Поверка. Благодаря специальному метрологическому оборудованию проверяются характеристики счетчика в разных режимах.
  • Составление и выдача свидетельства, которое подтверждает, что прибор прошел диагностику успешно и его показания соответствуют всем государственным требованиям.
  • Установка тепломера на место. Специалист снимает временный имитатор и монтирует прибор на прежнее место.
  • Введение в эксплуатацию. Производится подготовка документов для дальнейшей передачи техническому надзору.
  • Сдача прибора в эксплуатацию компании, занимающейся обеспечением тепла. Счетчик пломбируется инспектором и составляется акт, подтверждающий введение прибора в эксплуатацию.

Если при диагностике теплового счетчика потребуется замена деталей, за это придется заплатить отдельные деньги.

Случается такое, что счетчики не проходят поверку на точность. Это связано с износом внутренних элементов прибора учета. В такой ситуации организация, занимающаяся диагностикой прибора, может предложить владельцу капитальный ремонт устройства с заменой проблемных деталей.

Если тепломер не подлежит восстановлению, хозяину придется приобрести новое оборудование для учета расхода тепловой энергии.

Услуги по проведению диагностики могут предлагать разные фирмы, но действительным будет результат, полученный от организации с сертификатом (лицензией) на проведение подобных работ.

Чтобы поверить теплосчетчик, нужно обращаться в следующие учреждения:

  1. Заводы-изготовители индивидуальных приборов учета. Не все производители предоставляют услуги обслуживания счетчиков. Компания может находиться слишком далеко, что не оправдает затраты на доставку устройства в обе стороны.
  2. Территориальные метрологические службы (государственные). Это крупные поверочные лаборатории, которые обладают современным оборудованием и гарантируют качественный результат.
  3. Сертифицированные коммерческие организации. Чаще всего предоставляют комплекс услуг, включающий демонтаж, проведение экспертизы, выдачу справок и обратную установку.
  4. Исполнители коммунальных услуг. Из-за малой распространенности приборов учета тепла не всегда структуры имеют нужное оборудование и специалистов.

При выборе подходящего варианта необходимо обращать внимание на ряд факторов: наличие разрешающих документов, удаленность подрядчика и цена процедуры. Конечная стоимость складывается в зависимости от комплекса предоставляемых услуг. Если собственник сам привозит и забирает счетчик, растраты будут минимальны.

После получения предписания от сбытовой организации или при возникновении потребности во внеочередной поверке владелец жилого помещения должен соблюдать следующую инструкцию:

  1. Подается заявление исполнителю коммунальных услуг. Необходимо пригласить специалиста для фиксации конечных показаний и удаления пломбы.
  2. Демонтируется счетчик тепловой энергии. Важно не нарушить общее функционирование системы.
  3. Прибор вместе с сопроводительными документами передается в сертифицированную лабораторию. На специальной установке для поверки механизм проходит испытания. Может потребоваться настройка электронной части или замена элемента питания.
  4. Если работоспособность подтвердилась, выдается свидетельство с печатями и голографическими наклейками.
  5. Пишется заявление в УК или сбытовую компанию. В обращение указывается необходимость ввода ИПУ в эксплуатацию и опломбировки. Уточняются дата, время. Дополнительно прилагаются справка о прохождении диагностики, паспорт изделия и личные сведения.
  6. Осуществляется установка счетчика в квартире. Оценивается работоспособность системы отопления (при возможности).
  7. В назначенное время приходит специалист, который проводит проверку. Если проблем не обнаружено, выполняется опломбировка, платить за которую не нужно.

Когда акт ввода в эксплуатацию передан в обслуживающую компанию, показания учитываются для расчета потребленного ресурса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.