Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какие ПБУ ссылки сделать в учетной политике предприятия на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» определяет требования к составлению, подписанию, правке, хранению регистров бухучета и первичной учетной документации.
Применение нового ФСБУ в учетной политике на 2022 можно записать так:
Организация ведет документооборот и оформляет первичные бухгалтерские документы в соответствии с ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».
Используются унифицированные формы первичных документов, утвержденные Росстатом.
В учетной политике на 2022 год с учетом ФСБУ 27/2021 нужно описать, как компания будет исправлять регистры бухучета, составленные на бумаге: корректурным способом или путем исправительной записи по счетам бухучета. Но это необязательно, можно ограничится формулировками, приведенными выше.
Сформулировать исправление ошибок в учетной политике на 2022 год можно так:
в учетный документ на бумажном носителе исправления вносятся корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Зачеркивание производится чертой таким образом, чтобы можно было прочитать ошибочный текст или сумму.
в учетный документ в электронном виде путем замены неправильного электронного новым с сохранением первоисточника и связей.
Учетная политика 2022 с учетом новых ФСБУ для малых предприятий
Малые предприятия вправе применять ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» только в отношении договоров аренды с 1 января 2022 года.
Организация применяет ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденный приказом Минфина от 16.10.2018 № 208н, в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года.
Арендатор при применении ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» вправе упрощенно оценивать права пользования активами (ППА) на основании пунктов 13,14 ФСБУ 25/2018:
- не признавать предмет аренды в качестве ППА;
- рассчитывать фактическую стоимость ППА как сумму первоначальной оценки обязательства по аренде и арендных платежей, осуществленных на дату предоставления предмета аренды или до такой даты (п. 13 ФСБУ 25/2018);
- первоначально оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих арендных платежей на дату оценки (п. 14 ФСБУ 25/2018).
Организация первоначально оценивает обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих арендных платежей на дату этой оценки. Основание: пункт 14 ФСБУ 25/2018.
Арендодатель может всю аренду отражать как операционную, если:
- договор аренды не предусматривает переход права собственности к арендатору;
- арендатор имеет право на покупку предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату реализации.
Образцы:
Скачать образец учетной политики для компании на УСН с объектом Доходы
Скачать образец учетной политики для компании на УСН с объектом Доходы-Расходы
Малые предприятия применяют ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» упрощенно. Всё по аналогии с ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
Перейти на новый стандарт по капвложениям можно перспективно, то есть с 1 января 2022 года, не внося изменения в сформированные ранее регистры.
Бухгалтерия вправе учитывать капвложения:
- без учета отдельных видов затрат по демонтажу, восстановлению окружающей среды, включая затраты на оплату труда; такие затраты относятся к расходам периода, в котором они произведены;
- в размере сумм, потраченных на капвложения, и льгот вне зависимости от формы их предоставления;
- по балансовой стоимости передаваемых активов по капвложениям по договорам, в которых предусмотрена оплата неденежными средствами;
- без проверки на обесценение, оценивать их по балансовой стоимости на отчетную дату;
- не раскрывая в отчетности информацию о капитальных вложениях в полном объеме.
\n\n
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Все действующие ПБУ и ФСБУ в 2022 году
Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:
- по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
- при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.
Прежде чем говорить об изменениях учетной политики 2022, напомним ее общие правила. В соответствии с п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а изменение учетной политики может производиться только в случаях:
- изменения требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
- разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
- существенном изменении условий деятельности организации.
Измененная учетная политика должна применяться с начала года, с которого компания вносит изменения (п. п. 10, 12 ПБУ 1/2008)
Так с 1 января 2022 года станут обязательными к применению четыре новых стандарта по бухгалтерскому учету:
- по основным средствам,
- по капитальным вложениям,
- по аренде,
- по документообороту,
а ранее действующие стандарты и методические рекомендации к ним утрачивают силу. Таким образом, необходимо в учетной политике на 2022 год кардинально пересмотреть ранее установленные нормы с учетом требований новых ФСБУ.
Для начала напомним общий алгоритм формирования положений учетной политики организации:
- если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается этот способ;
- если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается один из возможных;
- если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь, в первую очередь, к стандартам МСФО, затем к федеральным (ПБУ, ФСБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года стало обязательным к применению также всеми компаниями, за исключением организаций госсектора, при отражении в учете операций по сдаче или получении имущества в аренду и лизинг.
Стандарт не применяется при отражении операций по аренде:
- участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;
- результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;
- объектов концессионного соглашения.
Отметим наиболее важные моменты, которые необходимо отразить в учетной политике:
1. Возможность у арендатора не отражать предмет аренды в качестве ППА
В п. 11 ФСБУ 25/2019 отражены условия при которых арендатор может не признавать предмет аренды и не признавать обязательство:
- срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
- рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб.
- если компания-арендатор вправе вести упрощенный бухучет и не планирует выкупать предмет аренды (по условиям договора) или сдавать его в субаренду.
2. Использование исключений, упрощений и допущений, отраженных в п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018.
При применении ФСБУ 25/2018 разрешен только ретроспективный переход, с предусмотренными для ряда случаев исключениями из этого порядка, облегчающими переход на новый порядок учета и применяемыми в добровольном порядке (п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018).
Например, разрешено не применять ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца 2022 г. (п. 51 ФСБУ 25/2018).
Или применять стандарт только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года (для компаний, которая вправе применять упрощенные способы учета).
Только арендаторы вместо ретроспективного пересчета, могут по каждому договору аренды единовременно признать на конец года, предшествующего переходу, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль.
3. Порядок учета операций по договорам аренды и описание методики оценки показателей у арендатора и арендодателя.
-
Арендодателю нужно отразить:
- порядок признания доходов при операционной аренде — равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.
- при наличии права применять упрощенные способы учета — решение учитывать любую аренду как операционную (за исключением договоров, по которым право собственности на объект аренды переходит к арендатору или которые он имеет право выкупить по цене значительно ниже справедливой стоимости) (п. 28 ФСБУ 25/2018).
- Арендатору:
- порядок признания арендных платежей в качестве расхода (равномерно или иным способом) по договорам, по которым организация воспользовалась правом не признавать предмет аренды в качестве ППА и не признавать обязательство по аренде;
- порядок определения фактической стоимости ППА и первоначальной оценки задолженности по аренде в случае применения упрощенных способов ведения бухучета (п. п. 13, 14 ФСБУ 25/2018).
4. Способы амортизации, сроки полезного использования, последующая оценка, переоценка права пользования активом (ППА) у арендатора.
Учет права пользования активом у арендатора осуществляется в том же порядке, что и учет основных средств организации, схожих по характеру использования (п. п. 10, 16, 17 ФСБУ 25/2018, п. 38 ФСБУ 6/2020).
То есть необходимо установить порядок определения срок полезного использования и начисления амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются, такие как: земельные участки, если предусмотрен переход права собственности по окончании аренды, активы, попадающие под определение инвестиционной недвижимости и оцениваемые по переоцененной стоимости. Амортизация по таким ППА не начисляется (п. п. 10, 17 ФСБУ 25/2018, п. 28 ФСБУ 6/2020). По мнению, отраженному в письме Банка России от 24.10.2019 N 17-1-2-6/865, МСФО (IFRS) 16 не предусматривает исключения в отношении амортизации актива, представляющего собой право пользования земельным участком. Земельный участок имеет неограниченный срок полезного использования, срок полезного использования актива в форме права пользования строго ограничен сроком аренды.
Таким образом, актив в форме права пользования, являющийся земельным участком, должен амортизироваться в течение срока аренды.
В учетной политике на 2022 год по ФСБУ 27/2021 нужно подкорректировать буквально пару пунктов:
1. Порядок исправления первичных учетных документов и регистров бухучета.
Выбор способов исправления бумажных и электронных документов приведен в п. 18-22 ФСБУ 27/2021.
Например, исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается.
Исправление в регистре бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, допустимо корректурным способом, либо путем исправительной записи по счетам бухгалтерского учета.
Исправление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, допустимо путем составления нового (исправленного) электронного документа.
2. Порядок хранения документов и доступ к ним.
Срок хранения нужно увеличить до 5 лет. (ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете). Конкретные сроки хранения нужно установить на основании Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.
Запрещен перевод документов, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения.
Должно быть обеспечено информирование главного бухгалтера (иного соответствующего лица) о доступе к архивам документов.
3. К учетной политике нужно приложить график документооборота.
Требования к организации документооборота в компании отражены в п. 28-30 ФСБУ 27/2021.
График документооборота в учетной политике 2022 должен обеспечить, в частности, своевременное отражение в учете объектов бухучета, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации сведений из них в регистрах бухучета и бухгалтерской отчетности.
При проведении аудита в АКГ «ПРАВОВЕСТ Аудит» эксперты и аудиторы консультируют по вопросам применения новых ФСБУ. Также мы оказываем услуги по актуализации учетной политики.
Узнать об изменениях по НДС, налогу на прибыль, страховым взносам, НДФЛ и налогу на имущество организаций вы можете в Шпаргалке от аудиторов и экспертов «Самые важные изменения по налогам и взносам с 1 января 2022 года».
Новое в учетной политике на 2022 год
Инвестиционная недвижимость. ФСБУ 6/2020 ввел новую группу ОС — инвестиционная недвижимость. При этом ни Стандартом, ни другими НПА не установлено, на каком счете ее учитывать. Этот порядок нужно определить в учетной политике, например использовать счет 03.
Также желательно установить, как отразить инвестнедвижимость в балансе. Представляется, что можно ввести отдельную строку в разделе «Внеоборотные активы» или использовать строку «Доходные вложения в материальные ценности» (в последнем случае этот порядок нужно раскрыть в пояснениях).
Неотделимые вложения в арендованные ОС. Исходя из взаимосвязанных положений ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 25/2018 их лучше отражать как увеличение стоимости права пользования активом. Однако НПА не содержат прямого запрета на учет таких вложений в качестве отдельного объекта ОС.
Способ оценки и частота переоценки. ФСБУ 6/2020 устанавливает два «равноправных» способа оценки ОС: по первоначальной или по переоцененной стоимости. В 2022 году для каждой группы ОС нужно выбрать один из этих способов.
Проводить переоценку ОС по Стандарту допустимо с любой периодичностью, даже чаще раза в год. Поэтому частоту переоценки тоже закрепите в учетной политике. Исключение сделано только для инвестнедвижимости: если она учитывается по переоцененной стоимости, переоценка проводится на каждую отчетную дату.
Закрепить порядок исправления документов бухучета (первичных учетных документов и регистров бухучета). Такое закрепление скорее формальность, этот порядок достаточно четко определен самим стандартом, добавить в него что-то новое вряд ли получится.
Хранение документов и доступ к ним. В учетной политике нужно закрепить порядок доступа к первичным учетным документам, отраженным в бухучете, и бухгалтерским регистрам. Также рекомендуется отразить порядок хранения документов бухучета: без него установить порядок доступа и соответствующие ограничения будет очень сложно.
Стандарты устанавливает требования к порядку учета основных средств и капвложений. С вступлением в силу этих стандартов старое ПБУ 6/01 перестает действовать.
В учетной политике отражают способ перехода на новые стандарты:
Ретроспективный — данные за предыдущие годы пересчитываются так, как будто стандарты действовали и ранее.
Перспективный — данные корректируют по состоянию на 01.01.2022.
ФСБУ 6/2020 позволяет организации самостоятельно установить стоимость, с которой объект будет считаться основным средством или выбрать месяц, с которого стартует начисление амортизации (месяц, когда объект приняли к учету, или следующий за ним).
Дорогостоящее техобслуживание по новому стандарту нужно признавать отдельным объектом ОС.
Амортизация рассчитывается:
- линейным способом;
- методом уменьшаемого остатка;
- пропорционально объему выпущенной продукции.
Переоценка проводится одним из двух способов: пересчет первоначальной стоимости и накопленной амортизации или уменьшение первоначальной стоимости на накопленную амортизацию и пересчет до справедливой стоимости.
По ФСБУ 26/2020 в сумму фактических затрат при учете капвложений включают оценочное обязательство по будущему демонтажу (утилизации) и восстановлению окружающей среды. Если с поставщику платили с отсрочкой более года, то стоимость капвложений отражают с учетом дисконтирования. Организации, которые вправе вести учет упрощенно, эти правила могут не применять.
Стандарт устанавливает требования к документам и документообороту в бухучете и распространяется на:
- первичные учетные документы, которыми отражают факты обычной хозяйственной жизни предприятия;
- регистры бухучета, в которых обобщается информация о фактах хозяйственной жизни компании.
Документы должны быть составлены на русском языке или иметь построчный перевод с иностранного языка. А все указанные в них денежные величины должны быть выражены в рублях. Бухгалтерские регистры должны соответствовать основным принципам бухучета.
Стандарт регламентирует порядок составления, подписания, внесения исправлений, хранения и доступа к бухгалтерской документации, в том числе оформленной в электронном виде.
Обратите внимание: по этому стандарту организации обязаны составить график документооборота, который необходимо приложить к учетной политике.
Учетная политика на 2022 г. – что нужно изменить
Проверьте вашу учетную политику:
1. Если способ ведения учета регламентирован, то дублировать положения ФСБУ не нужно, достаточно дать на него ссылку. Удалите из учетной политики правила, которые прописаны в новых ФСБУ и не предусматривают вариантов.
2. В тех пунктах, где ФСБУ допускают варианты учета, выберите подходящий и дайте ссылку на норму.
Например:
«При начислении амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете применять линейный способ (п. 35 ФСБУ 6/2020)».
3. Если ФСБУ содержит нормы, аналогичные прежним, то замените ссылку на ФСБУ.
Например:
«Учет основных средств вести на счете 01 „Основные средства“. Учет основных средств и капитальных вложений ведется в соответствии с Федеральными стандартами бухгалтерского учета 6/2020 „Основные средства“ и 26/2020 „Капитальные вложения“, утвержденными приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н».
4. Если ФСБУ разрешает организации самостоятельно утвердить лимит или способ учета — зафиксируйте в документе свое решение.
Например:
«Актив, удовлетворяющий условиям п. 4 ФСБУ 6/2020, относится к объектам ОС, если его стоимость более 100 тыс. рублей».
-
Почему важно держать ОКВЭДы в порядке
228 0
-
ТОП девять фраз директора, от которых любой бухгалтер закипает
4,0 тыс. 58
№ п\п Элемент учетной политики Возможные способы учета Нормы законодательства 1.1 Порядок принятия НДС к вычету по косвенным (общим) расходам, если присутствуют облагаемые и необлагаемые НДС операции Варианты учета:
- входящий НДС по косвенным (общим) расходам принимается к вычету, если доля совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию ТРУ в операциях, не подлежащих налогообложению не более 5% общей суммы совокупных расходов. Иначе – общий входящий НДС подлежит распределению в соответствии с раздельным учетом
- входящий НДС принимается к вычету в соответствии с раздельным учетом, независимо от доли расходов на необлагаемые НДС операции в общей сумме совокупных расходов
- Параметры учетной политики для целей Бухгалтерского учета
- Учет основных средств
- Учет НМА
- Учет запасов
- Учет затрат, НЗП и готовой продукции
- Учет объектов аренды
- Учет расчетов с сотрудниками и контрагентами
- Учет финансовых вложений
- Учет процентов по займам и кредитам
- Учет доходов и расходов
- Государственная помощь
- Оценочные значения
- Учет расчетов по налогу на прибыль
- Исправление ошибок
- Применение ПБУ
- Форма представления бухгалтерской отчетности
- Параметры учетной политики для целей Налогового учета по налогу на прибыль
- Основные моменты
- Учет основных средств
- Учет НМА и НИОКР
- Учет материалов
- Учет товаров
- Учет доходов и расходов
- Оценочные значения
- Параметры учетной политики для целей Налогового учета по НДС
По ФСБУ 6/2020 амортизация начисляется с даты признания основных средств в учёте. Однако компании могут прописать в учётной политике, что амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания. Аналогично с моментом окончания амортизации.
Если основные средства амортизируются с даты принятия к учёту, формулу для расчёта амортизации за первый (неполный) месяц придётся определить самостоятельно. По п. 35 ФСБУ 6/2020, если применяется способ уменьшаемого остатка, в учётной политике нужно закрепить формулу расчёта амортизации.
Компании могут использовать формулу, которая соответствует ПБУ 6/01, или другую. Главное – чтобы она обеспечивала систематическое снижение суммы амортизации в каждом следующем периоде.
Учетная политика на 2022 год. Что отразить по новым ФСБУ
Новый ФСБУ 6/2020 вводит ещё одну группу основных средств – инвестиционную недвижимость. Однако на законодательном уровне не урегулировано, на каком счёте её учитывать. Компании самостоятельно определяют порядок и прописывают его в учётной политике. Например, можно использовать счёт 03.
Рекомендуем определиться с отражением инвестиционной недвижимости в балансе. Например, можно использовать строку «доходные вложения в материальные ценности» или добавить строку в разделе «внеоборотные активы». Первый порядок нужно прописать в пояснениях.
По ФСБУ 6/2020 возможны 2 способа оценки основных средств: по первоначальной и переоцененной стоимости. При этом в 2022-ом нужно выбрать один из представленных способов для каждой группы ОС.
Переоценивать основные средства можно с любой периодичностью, в том числе и чаще раза в год, но это нужно отразить в учётной политике. Но если инвестиционную недвижимость учитывают по переоцененной стоимости, то переоценка осуществляется на каждую отчётную дату.
По п. 17 ФСБУ 6/2020 для каждой группы основных средств существует 2 варианта, чтобы отразить результаты переоценки:
- посредством пересчёта первоначальной стоимости и накопленной амортизации
- посредством предварительного уменьшения первоначальной стоимости на сумму накопленной амортизации
Обновление порядка списания дооценки. Напомним, что по ПБУ 6/01 дооценку можно было списать на нераспределённую прибыль только в случае выбытия ОС. По ФСБУ 6/2020 дооценку можно списывать постепенно – по мере начисления амортизации.
Законодатель предполагает, что переход компаний на ФСБУ 6/2020 будет ретроспективным, как будто они всегда применяли новый Стандарт. При этом по п. 49 ФСБУ 6/2020 возможен и упрощённый переход. Можно единовременно скорректировать балансовую стоимость ОС на начало года, в котором будет применяться Стандарт. Полученную разницу, в том числе результаты переоценки и реклассификации, нужно отнести на нераспределённую прибыль. При упрощённом переходе необходимо закрепить соответствующие положения в учётной политике 1-го года применения Стандарта.
Изменения учетной политики — 2022
Учетная политика необходима для описания применяемых компанией методов отражения имущества, доходов и расходов, а также операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.
Учетная политика 2022 года может быть сформирована как единый документ с отдельными разделами, посвященными нюансам бухгалтерского и налогового учета, или же на каждый вид учета создается отдельная политика.
Форма этого документа законом не регламентирована, но в нем необходимо предусмотреть все нюансы учета. Важно дополнить политику по учету рабочим планом счетов, формами применяемых первичных документов и регистров, правилами документооборота и иными решениями компании, необходимыми для организации учета.
С 01.01.2022 станет обязательным к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот». Напомним, что график докумментооборота является обязательным приложением к учетной политике.
Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по новому ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
О нюансах применения плана счетов подробнее читайте здесь.
Основой составления учетной политики 2022 года являются правила, закрепленные в положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н и вводящим ряд допущений и требований (допущения последовательности применения, имущественной обособленности, требования полноты, своевременности, осмотрительности).
Учетная политика 2022 года формируется главным бухгалтером (или иным лицом, которому это поручено) и утверждается руководителем компании. Дата утверждения учетной политики на 2022 год — не позднее 31.12.2021, так как закрепленные ею способы учета подлежат применению с 1 января года, следующего за годом утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008).
О том, что является существенным для учетной политики, составляемой «упрощенцем», читайте здесь.
Не существует универсальной учетной политики, подходящей для всех без исключения компаний. Чтобы грамотно составить этот документ, потребуется учесть не только все проводимые компанией операции, но и планируемые в предстоящем периоде, чтобы охватить весь спектр необходимых способов оценки и учета активов и обязательств. Кроме того, учетная политика 2022 года должна предусматривать сроки и алгоритм проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также описывать процедуру контроля за хозяйственными операциями.
Процесс разработки этого документа начинается с анализа допускаемых законодательством способов учета с целью рационального выбора наиболее подходящего для компании с учетом специфики ее работы.
Например, учетная политика строительной компании, осуществляющей капитальное строительство по долгосрочным договорам, обязательно должна описывать порядок признания выручки и расходов по указанным договорам в соответствии с требованиями ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина от 24.10.2008 № 116н). А торговой фирме это ПБУ при разработке учетной политики не потребуется, потому что специфика ее деятельности иная. При этом последней в своей учетной политике 2022 года придется обязательно прописать иные пункты. Например, отразить нюансы формирования коммерческих расходов или специфику учета разнообразных скидок и надбавок к цене товара. Также необходимо отобразить порядок учета ОС и арендных обязательств по новым ФСБУ т.к.:
- Утратит силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Подробнее о них читайте здесь.
Какие изменения в соответствии с новыми ФСБУ внести в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Сориентироваться в нововведениях ФСБУ 6/2020 вам поможет этот материал, по ФСБУ 26/2020 — эта статья. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.
- Операции по аренде должны учитываться в соответствии с ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н.
Как организации перейти на учет аренды (лизинга) по новому ФСБУ 25/2018, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
При этом и в строительной, и в торговой компании могут быть одинаковые подходы, например, к методам начисления амортизации ОС и НМА или правилам списания МПЗ.
О том, как составить налоговую учетную политику у заказчика строительства, мы рассказывали здесь.
Перечень всех действующих ПБУ смотрите здесь.
Объем учетной политики зависит от многих обстоятельств: видов активов и обязательств, разнообразия уплачиваемых налогов и иных нюансов. Например, если у компании отсутствует собственное имущество на балансе, ее учетная политика не будет содержать описания методов расчета амортизации и раздела, посвященного расчету налога на имущество.
Учетная политика для налогового учета существенно отличается от бухгалтерской, поскольку базируется на иных нормативных документах (главный из них — НК РФ). Кроме того, в налоговом законодательстве чаще происходят изменения, требующие своевременного реагирования на них, в т. ч. внесения корректировок в учетную политику.
ВАЖНО! За отсутствие политики по учету или ее положений, требующих самостоятельного выбора или установления, контролеры наказывают как за грубое нарушение правил учета. В соответствии со ст. 120 НК РФ штраф составит 10 000 руб. (30 000 руб. — если нарушение распространяется на несколько налоговых периодов). Штраф наложат и на должностное лицо — по ст. 15.11 КоАП в размере от 5000 до 10 000 руб. (а при повторном нарушении от 10 000 до 20 000 руб. или приведет к дисквалификации).
О том, что составляет основу учетной политики по МСФО, читайте в материале «Учетная политика в формате МСФО — основные положения».
Учетная политика организации (ООО) — пример 2022 года можно найти на многочисленных сайтах в интернете. Есть образцы и у нас: по НДС, для УСН и др. Однако искать идеально подходящий бесполезно. Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой компании своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке.
Разработка учетной политики для целей бухучета: что учесть на 2022 год
Управленческие (общехозяйственные) расходы – это расходы для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом, но необходимые для функционирования организации. В них входят в том числе и управленческие запасы.
Любая организация может (но не обязана) принять решение не применять ФСБУ 5/2019 «Запасы» в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. При этом затраты, которые в соответствии с ФСБУ 5/2019 должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходами периода, в котором были понесены (не когда такие запасы переданы для использования, а сразу при приобретении). Указанное решение раскрывается в бухгалтерской отчетности организации (абз. 3 п. 2 ФСБУ 5/2019, пп. «в» п. 2 Информационного сообщения Минфина от 10.04.2020 № ИС-учет-27).
В случае выбора организацией такого способа учета управленческих запасов его необходимо закрепить в учетной политике (п. 4, абз. 1 п. 7 ПБУ 1/2008). Кроме того, организации целесообразно утвердить номенклатуру запасов, которые организация учитывает в качестве управленческих.
Указанный способ учета управленческих запасов:
- (+) упрощает учет таких запасов и формирование данных для заполнения статьи «Управленческие расходы» (код строки 2220) отчета о финансовых результатах (из-за использования только одного балансового счета 26);
- (+) влияет на осуществление имущественного контроля: приведет к более эффективному контролю наличия и движения списанных на расходы управленческих запасов (если такой контроль организации необходим), без его привязки к записям на счетах бухгалтерского учета. Например, путем оформления карточек складского учета, ведомостей выдачи отдельных видов управленческих запасов в натуральных единицах;
- (-) может повлиять на оценку эффективности работы центров финансовой ответственности (бухгалтерии, финансового и планового отделов и др.) и, как следствие, на выплату им вознаграждений, а также сделать такую оценку более трудоемкой из-за отсутствия распределения списанных управленческих запасов по их видам. Стимулирование снижения управленческих расходов, их оптимальное распределение между ЦФО может быть введено организацией для целей бюджетирования, управления затратами, контроля доходов, расходов и т.п. мероприятий. Для этого (в числе прочего) используется, например, показатель непревышения бюджета затрат подразделения на канцелярские и хозяйственные товары по установленному организацией нормативу (руб./чел.). Работа подразделения и его сотрудников оценивается по фактическим отклонениям этого показателя сверх допустимого уровня установленного организацией отклонения.
Таким образом, принимая решение об упрощении учета управленческих запасов, организации нужно учесть все плюсы и минусы этого способа, но руководствоваться прежде всего влиянием данного решения на бухгалтерскую отчетность организации, значимостью для ее пользователей информации об управленческих запасах.
Учетной политикой организации установлено, что положения ФСБУ 5/2019 не применяются в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд, а также утвержден номенклатурный справочник списываемых на расходы управленческих запасов, куда включены канцтовары, сувенирная продукция, запасы для офисных нужд – вода, чай, кофе, бумажно-гигиеническая продукция, бытовая химия, жидкое и пенное мыло, протирочные материалы, кухонная посуда и инвентарь, одноразовая посуда, диспенсеры для бумажных полотенец и жидкого мыла и др. В момент приобретения таких управленческих запасов их фактическую себестоимость организация признает в составе общехозяйственных расходов (без отражения на счете 10 «Материалы»): Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 60 — стоимость запасов, приобретенных для управленческих нужд, списана на общехозяйственные расходы. Указанная проводка правомерна при условии, что транзитный счет 26 в конце каждого отчетного периода обнуляется, и управленческие расходы списываются на себестоимость продаж записью: Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 26 Начиная с отчетности за 2021 год запрещено включение управленческих расходов в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (пп. «г» п. 26 ФСБУ 5/2019).
Пункт 19 ПБУ 6/01 устанавливает порядок ежемесячного начисления амортизации по объектам основных средств в течение отчетного года в размере 1/12 годовой суммы (независимо от применяемого способа начисления). ФСБУ 6/2020 «Основные средства» такого требования уже не содержит: организация может начислять амортизацию ежемесячно, но это не обязательно.
Ежемесячная амортизация – неизменная, исторически укоренившаяся в сознании бухгалтеров традиция. Но она нерациональна.
В этой связи в своей учетной политике организация может установить начисление амортизации за отчетный период, исходя из частоты составления бухгалтерской отчетности, в том числе промежуточной (если принято решение о ее составлении).
Для показателей бухгалтерской отчетности важна амортизация за отчетный период (ч. 3, 4, 5 ст. 13, ч. 1, 4 ст. 15 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ): годовая – амортизация за год, промежуточная – амортизация за соответствующий промежуточный период накопительным итогом. Ежемесячное начисление амортизации нужно, только если отчетным периодом для промежуточной отчетности является месяц. Если же организация не составляет промежуточную отчетность, она может начислять амортизацию один раз в год.
Начисление амортизации чаще, чем наступает отчетная дата (ч. 6 ст. 15 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), не дает существенного эффекта для бухгалтерской отчетности. Поэтому, если организация не составляет промежуточную отчетность раз в месяц, на основании требования рациональности от ежемесячной амортизации можно отказаться и уделить внимание соразмерности суммы амортизации, начисляемой за отчетный период, ее распределению между статьями отчетности.
В структуре активов организации может быть большое количество малоценных основных средств. Их пообъектный учет исходя из стоимостного лимита нерационален: увеличивает трудозатраты по вводу данных, нагрузку на применяемую организацией учетную систему, замедляет процесс формирования регистров бухгалтерского учета из-за роста базы данных. И до принятия ФСБУ 6/2020 организации могли упростить учет малоценных основных средств на основании п. 7.4 ПБУ 1/2008 (Рекомендация «НРБУ «БМЦ» Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности»).
Теперь в пункте 5 ФСБУ 6/2020 предусмотрена реализация требования рациональности, что означает возможность максимально упростить порядок учета той части основных средств, информация о которых из-за их незначительной стоимости не влияет на решения пользователей бухгалтерской отчетности, в связи с чем ценность такой информации не оправдывает затрат на ее получение.
Организация может принять решение не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками основных средств, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. В этой связи требования пп. «б» п. 45 ФСБУ 6/2020 о раскрытии сверки остатков и движения основных средств не распространяются на несущественные активы. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией. Организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов организацией (п. 5 ФСБУ 6/2020, Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-29, Рекомендация «НРБУ «БМЦ» Р-126/2021-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).
При принятии данного решения организации нужно (п. 5 ФСБУ 6/2020, п.п. 4, 6, 7, 7.4 ПБУ 1/2008, Рекомендация «НРБУ «БМЦ» Р-126/2021-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»):
- выделить из состава основных средств такую их совокупность, информация о которой исходя из структуры активов и затрат организации и особенностей ее деятельности потенциально не способна повлиять на экономические решения пользователей ее бухгалтерской отчетности. Организация самостоятельно определяет идентификационные признаки объектов для выделения указанной совокупности – принадлежность объектов к определенным видам, подвидам, группам, подгруппам, сегментам и т.п. таким образом, чтобы уже в момент осуществления каждой конкретной затраты было ясно, относится ли данная затрата к несущественным активам;
- определить лимит в отношении всей выделяемой совокупности несущественных активов. Устанавливать стоимостные лимиты в отношении отдельных единиц активов не надо. Основные средства, которые по их совокупной стоимости не могут быть отнесены к несущественным активам, учитываются в порядке, предусмотренном ФСБУ 6/2020, независимо от стоимости отдельных объектов;
- установить количественное значение лимита, приняв во внимание характер и условия инвестиционной деятельности организации; сроки полезного использования несущественных активов, в т.ч. их сравнение со сроками полезного использования основных средств, не относимых к несущественным активам; графики обновления основных средств, относимых к несущественным активам; капиталоемкость производства и доля амортизации в структуре затрат организации; доля амортизации в структуре себестоимости запасов с учетом их оборачиваемости, в структуре себестоимости продаж и других статей отчета о финансовых результатах; иные факторы, обусловливающие степень влияния решения на показатели бухгалтерской отчетности.
Решение организации по применению п. 5 ФСБУ 6/2020 требует периодической верификации. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих об изменениях условий инвестиционной деятельности организации или характера этой деятельности. По ее результатам при необходимости организация принимает решение об изменении используемых релевантных показателей, количественных значений лимита, состава несущественных активов (п. 7 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-126/2021-КпР).
При большом количестве однородных основных средств информация о них в целом часто является существенной для организации, даже если стоимость одного объекта незначительна. В этой связи организация не может упростить учет таких объектов на основании п. 5 ФСБУ 6/2020 путем отказа от применения этого Стандарта, т. к. исключение информации о таких объектах из бухгалтерской отчетности организации может повлиять на экономические решения ее пользователя.
Один из способов рационализировать учет таких активов – это переход на их групповой учет.
Объекты основных средств могут быть объединены в одну групповую единицу учета при одновременном соблюдении всех следующих условий (п. 11 ФСБУ 6/2020, п. 2 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-125/2021-КпР «Групповая единица учета основных средств»):
- организация управляет инвестициями в объекты групповой единицы учета и финансированием этих инвестиций на единой основе;
- все объекты групповой единицы учета выполняют однородную функцию в деятельности организации;
- элементы амортизации объектов в составе групповой единицы учета совпадают либо отличаются не настолько, чтобы эти отличия препятствовали возможности установить единую норму амортизации, отражающую характер поступления экономических выгод от инвестиций в объекты групповой единицы учета;
- состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
- все объекты групповой единицы учета относятся к одной группе основных средств, определяемой организацией на основании п. 11 ФСБУ 6/2020;
- все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами, как это определено в МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (кроме организаций, не применяющих п. 38 ФСБУ 6/2020).
При необходимости организации могут вводить дополнительные условия объединения объектов основных средств в групповые единицы учета, установив их в своей учетной политике (п. п. 4, 7 ПБУ 1/2008).
Объединение объектов в групповые единицы учета не может быть произвольным. Оно должно осуществляться таким образом, чтобы результаты этого объединения не привели к существенному изменению показателей бухгалтерской отчетности по сравнению с теми значениями, которые сформировались бы в случае использования в качестве единиц учета отдельных инвентарных объектов.
Чтобы объединение основных средств в групповые единицы учета соответствовало требованию рациональности, организация должна иметь возможность начислять амортизацию по групповой единице учета в целом без привязки к отдельным объектам в составе этой единицы. Для этого можно использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. Согласно п. 37 ФСБУ 6/2020, указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.
Принятие решения по переходу на групповой учет указанных основных средств повлечет необходимость доработки применяемой организацией учетной системы и связанных с этим дополнительных затрат.
Шарнирно-губцевый инструмент, предназначенный для захвата, зажима, манипулирования деталями разных форм и перекусывания проволоки (кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пассатижи, клещи, ножницы и т.д.), имеет невысокую стоимость, но служит более 12 месяцев. Ремонтная организация имеет такой инструмент в большом количестве, ее работники (слесари, электромонтеры, ремонтники и т.п.) ежедневно используют его в своей работе. Информация об этом инструменте является существенной для данной организации, хотя стоимость каждой единицы инструмента небольшая. Поэтому в целях рационализации шарнирно-губцевый инструмент целесообразно объединить в одну групповую единицу учета (п. 11 ФСБУ 6/2020). Для компании, которая не использует указанный инструмент в своей деятельности, а приобретает его в небольшом количестве для мелкого ремонта техники в офисе собственными силами, вправе признать такие объекты несущественными активами и списать на расходы на основании п. 5 ФСБУ 6/2020.
Бухгалтерская учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которые выбрала ваша компания (п. 1 ст. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). В налоговой учетной политике вы записываете способы, которые применяете в налоговом учете. В налоговой и бухгалтерской политике вы отражаете не все способы, а лишь те, для которых есть разные варианты учета.
С 2018 года в бухучете вы также вправе разработать собственный способ учета, если в ПБУ нет нужного для вашей ситуации (п. 6 ПБУ 1/2008).
Малые компании при этом не обязаны ориентироваться на МСФО. Главное – использовать принцип рациональности. То есть, учет должен быть максимально простым, чтоб тратить меньше времени. Способы учета, которые разработали сами, также пропишите в учетной политике.Новая компания должна утвердить бухгалтерскую учетную политику в течение 90 дней. (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008). Если ваша организация работает больше квартала, но без учетной политики, составьте документ как можно скорее. Пропишите в ней те способы учета, которые применяете. Налоговую учетную политику утвердите не позднее конца года, в котором создали компанию (абз. 4 п. 12 ст. 167 и п. 1 ст. 346.19 НК).
Если вы утверждаете учетную политику на 2022 год, на приказе руководителя поставьте дату 31 декабря 2021 года или раньше.
Способы учета из учетной политики вы применяете с 1 января года, следующего за годом, когда вы утвердили документ (п. 9 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ).Переход на ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 с 01.01.2022
Организации не обязаны ежегодно пересматривать учетную политику, если способы учета у них не меняются (п. 9 ПБУ 1/2008, п. 1 ст. 11 НК).
Если в прошлогоднем приказе вы указали ««утвердить учетную политику на 2021 год», на 2022 год нужен новый документ. Если в приказе вы использовали формулировку «утвердить, начиная с 1 января 20___ года», то можете применять документ последовательно из года в год.
Но на всякий случай пересмотрите текущую учетную политику. Возможно, какой-то способ учета можно поменять на более простой и выгодный.Есть два способа оформить изменения в учетную политику.
Первый:
— Вы разрабатываете новый документ об учетной политике и вносите в него все способы, но с учетом изменений.
— Ставите дату, когда измененная учетная политика вступит в силу, например, с 1 января 2022 года.
— Утверждаете новую учетную политику приказом руководителя или предпринимателя не позднее 31 декабря 2021 года.Второй:
—Вы издаете приказ о внесении изменений и пропишете в нем только те пункты, которые исправляете.
—Примерная формулировка такая:
Пункт 5 учетной политики для целей расчета налога при упрощенной системе налогообложения с 1 января 2022 года изложить в следующей редакции.
—Утвердите изменения приказом руководителя не позднее 31 декабря 2021 года, чтобы начать ее применять с 1 января 2022 года.
—Поправить политику в середине года можно, если изменились законы и нормативные акты по бухучету (п. 14 и 15 ПБУ 1/2008).Вносите изменения в бухгалтерскую учетную политику в трех случаях:
1) поменялись нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета;
2) вы решили сменить способы учета, например, чтобы упростить учет;
3) изменились условия деятельности организации, например, вы начали новый вид деятельности и т.п.Если ваша компания малая, с 2022 года максимально упростите учетную политику. Малые компании и раньше могли выбирать выгодные методы бухучета. Например, малые организации могут начислять амортизацию на основные средства один раз в год, а не ежемесячно (п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
А теперь вы вправе внедрить свои способы, если нужных правил нет в ПБУ. Так что пересмотрите все положения прошлогодней учетной политики. Выберите на 2022 год те, что будут проще и выгоднее вашей компании.Похожие записи: