Исчисление подтверждение доказательства страхового стажа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исчисление подтверждение доказательства страхового стажа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
4. При определении страховой части трудовой пенсии по старости важное значение имеет страховой стаж, определяемый как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов.

Законодательством установлено, что сведения о страховом стаже в ПФР «стекаются» из отчетности, предоставляемой работодателями и иными организациями, уплачивающими за гражданина страховые взносы (ст. 14 п. 1 ФЗ-400 от 28/12/13 г.).

Если эти сведения по каким-то причинам не попали в общую базу ПФР, их восстанавливают:

  • на основании записи в трудовой книжке;
  • обращением к работодателю или в архив, если фирма уже ликвидирована;
  • обращением в ПФР, если фирма находится в другом регионе, и нужен официальный запрос для получения сведений (специалисты ПФР могут помочь и при необходимости обращения в архив);
  • при помощи двух свидетелей, если документы утеряны не по вине работника.

Подтверждающим документом, как и в случае со страховыми периодами ФСС, служит, прежде всего, трудовая книжка, а также иные аналогичные документы: справки, ведомости, договора, данные воинского учета и пр.

На заметку! Если работник не может подтвердить страховой стаж по вине работодателя либо организации, ответственной за сохранность документов, он может обратиться в суд с исковым заявлением.

10. Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 — 17 настоящих Правил.

11. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее — трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

12. В случае если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

13. Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора гражданско-правового характера, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случае если срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

14. Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

15. Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и др.) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

16. Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

17. Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан — владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между пастухом и коллективом граждан — владельцев скота (с отметкой о его исполнении) и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

18. Периоды иной деятельности подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах иной деятельности либо отсутствуют сведения об отдельных периодах иной деятельности, периоды иной деятельности подтверждаются документами, указанными в пунктах 19 — 25 настоящих Правил.

19. Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.

Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

20. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 1 января 2001 г. — документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению № 1.

21. Периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

22. Периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

23. Периоды творческой деятельности подтверждаются справкой организации, выплатившей вознаграждение за созданное произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей.

24. Периоды деятельности в качестве частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

25. Периоды иной деятельности, не указанной в пунктах 19 — 24 настоящих Правил, которая выполнялась гражданами, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возникают в связи с уплатой обязательных платежей обязательства по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате обязательных платежей.

43. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Страховой стаж: как посчитать, на что влияет, как подтвердить

44. В случае если застрахованное лицо является получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства, сведения о периодах, учтенных при установлении такой пенсии, подтверждаются документом, выданным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в этом государстве, или иной организацией, к полномочиям которой относится выдача таких документов.

45. В случае если для исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости, необходимы сведения о получении пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и о периодах службы, предшествовавших назначению пенсии по инвалидности, периодах службы, работы и (или) иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом, такие сведения подтверждаются справкой органа, осуществляющего пенсионное обеспечение в соответствии с этим Законом, по форме согласно приложению № 6.

46. Выполнение в соответствующем календарном году работы по договорам авторского заказа, а также получение авторами произведений в соответствующем календарном году выплат и иных вознаграждений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы и искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы и искусства подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов с выплат и иных вознаграждений по таким договорам в соответствующем календарном году.

47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.

Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», — по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.

48. В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.

49. В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

50. При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов.

51. Иные периоды, предусмотренные подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил.

52. При осуществлении ухода за детьми обоими родителями в страховой стаж каждого из родителей засчитывается не более 6 лет ухода, если они не совпадают по времени либо уход осуществляется за разными детьми.

53. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

54. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

55. Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

56. Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей.


Утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Стаж подтверждается документами об уплате соответствующих обязательных платежей. Определяется перечень таких документов. Это трудовая книжка, трудовой, гражданско-правовой, авторский, лицензионный договоры и др.

Предусматривается возможность подтверждения периода работы (другой деятельности) документами, действовавшими до принятия нового пенсионного законодательства.

Устанавливаются особенности подтверждения страхового стажа отдельных категорий граждан. В частности, это получатели пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

Утверждаются формы документов, необходимых для подтверждения периодов деятельности и других периодов для включения их в стаж.

Разъяснения о порядке применения правил будут даваться Минтрудом России по согласованию с ПФР.

Акт Правительства РФ об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий признан утратившим силу.

Постановление вступает в силу с 01.01.2015.

Страховой стаж – это сумма периодов работы гражданина в течение его жизни, за которые делались отчисления страховых взносов в фонды. То есть сразу можно сделать общий вывод: страховой стаж будет накапливаться, только если работодатель платит взносы за работника.

Актуально сейчас

  • Справки к 6-НДФЛ за 2021 г. заполняйте с учетом новых кодов доходов и вычетов
  • Если есть малоценка, ознакомьтесь в Письмом Минфина о ее бухучете
  • Что нужно знать о представлении в ФСС сведений о застрахованных лицах
  • Если арендуете недвижимость — читайте подробную инструкцию о переходе на новый ФСБУ 25/2018

Можно назвать 3 ситуации, когда требуется рассчитать страховой стаж:

  • при определении размера пособия по временной нетрудоспособности;
  • при определении размера пособия по беременности и родам;
  • при определении права на трудовую пенсию.

Страховой стаж для пособий считает работодатель, а вот подсчет стажа для пенсий – это уже прерогатива Пенсионного фонда. Правда, иногда сами граждане хотят подсчитать свой страховой стаж, чтобы понять, заработали ли они уже право на трудовую пенсию.

Исчисление, подтверждение, доказательства страхового стажа

Иногда по старинке вместо «страховой стаж» говорят «трудовой стаж». Однако понятие «трудовой стаж» использовалось до 2002 года для определения права на пенсию по старости. Сейчас понятие «трудовой стаж» используется для определения права на отдельные виды пенсий, например пенсии по старости гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно закону № 400-ФЗ право на назначение страховой пенсии возникает, когда выполняются одновременно 3 условия (ст. 8):

  • достигнут определенный возраст: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
  • заработан минимально необходимый для соответствующего года страховой стаж;
  • накоплено необходимое количество пенсионных баллов — не меньше 30.

Эти условия отвечают общеустановленному порядку назначения пенсии. Однако существует еще 2 вида причин, позволяющих начислять пенсию досрочно. Условно их можно разделить:

  • На специальные, связанные с осуществлением трудовых функций в особых условиях (ст. 30 и 31 закона № 400-ФЗ). Они позволяют уменьшить возраст выхода на пенсию, если в этих условиях отработано необходимое количество лет и общий страховой стаж достигает определенных значений.
  • Льготные, обусловленные определенными жизненными обстоятельствами конкретных граждан (ст. 32 закона № 400-ФЗ). Они также привязаны к определенным величинам имеющегося страхового стажа и, если обстоятельства зависят от временного фактора, к необходимому количеству лет существования в них.

Порядку подсчета страхового стажа посвящен отдельный раздел постановления Правительства от 02.10.2014 № 1015, в котором при его расчете предписано руководствоваться следующим:

  • Определять периоды, входящие в стаж, по данным персонифицированного учета ПФР, а при отсутствии таких данных — по документам или свидетельским показаниям.
  • Брать в расчет только те трудовые периоды, которым соответствует уплата страховых взносов, и только те нетрудовые промежутки, которые образовались между трудовыми периодами.
  • При совпадении периодов, которые могут быть включены в стаж, учитывать только один из них, наиболее выгодный для начисления пенсии.
  • Период ухода за одним и тем же ребенком включать в стаж только одного из родителей.
  • Не учитывать в расчете страхового стажа для начисления пенсии по старости периоды, уже учтенные при расчете пенсионных выплат по законодательству иностранного государства или начислении пенсии по другим основаниям.
  • Периоды с особыми правилами учета стажа (при сезонных работах или создании авторских произведений) формировать с таким расчетом, чтобы их получившаяся протяженность не превышала максимально возможную нормальную календарную.
  • При необходимости трудовые периоды, возникшие до вступления в силу закона № 400-ФЗ, можно учесть в страховом стаже по правилам, действовавшим во время этих периодов.

Протяженность каждого периода, входящего в страховой стаж, определяется как количество календарных дней в промежутке между датой окончания периода и датой его начала с прибавлением 1 дня. При этом каждые 30 дней считаются 1 месяцем, а каждые 12 месяцев — 1 годом. С соблюдением этого правила все периоды страхового стажа суммируются, давая в итоге его общую продолжительность.

Если сведения персонифицированного учета неполны или недостаточны для учета всех обстоятельств, имеющих значение для назначения пенсии, они могут быть дополнены документально. При этом документ может иметь электронную форму.

Требования, предъявляемые к оформлению таких документов, подробно описаны в разделах постановления Правительства от 02.10.2014 № 1015. В их числе:

  • трудовые книжки;
  • трудовые и гражданско-правовые договоры;
  • справки с места работы или службы;
  • справки иных органов и лиц.

При отсутствии возможности получения документов допускается принятие к сведению данных о страховом стаже, основанных на свидетельских показаниях. Однако свидетели не вправе оценивать условия труда.

Право социального обеспечения в России

  • Территориальная избирательная комиссия
  • МЧС
  • ГО,ЧС и ОПБ
  • Экономика
  • Образование
  • Туризм и отдых
  • Культура
  • Здравоохранение
  • Сельское хозяйство
  • Пенсионный фонд
  • Налоговая инспекция
  • Противодействие коррупции
  • ТОС
  • Прокуратура
  • Малый бизнес
  • Стратегия 2035
  • Роспотребнадзор
  • Документы территориального планирования и градостроительного зонирования
  • Список граждан по бесплатному предоставлению земельных участков
  • Всероссийская перепись населения 2020 года

В настоящее время при исчислении стажа на соответствующих видах работ применяются утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

Наряду с названными Правилами порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений – педагоги, медики, летчики, творческие работники и т.д.

Кроме того, в части не противоречащей нормам действующего законодательства применяется разъяснение Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (утв. Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29).

При применении Списков 1956г. используется Разъяснение Госкомитета по вопросам труда и заработной платы СМ СССР от 02.04.1976 № 5/8 «О порядке применения утвержденных постановлением СМ СССР от 22.08.1956 № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»

И, поскольку в настоящее время пенсионное законодательство строится на страховых принципах, при исчислении стажа на соответствующих видах работ следует руководствоваться также Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555.

ПОЛНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Право на пенсию дает выполнение работы по предусмотренной Списками профессии или должности в течение полного рабочего дня.

При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в определенных условиях труда не менее 80 % рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, выполнение текущего ремонта, выполнение работ вне рабочего места с целью обеспечения трудовых функций.

Остальные 20% рабочего дня могут включать в себя перерывы, засчитывающиеся в рабочее время.

ТК РФ предусматривает предоставление специальных перерывов в течение рабочего времени:

а) обусловленных технологией и организацией производства и труда;

б) работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях;

в) грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах;

г) другим работникам в необходимых случаях (например, матерям для кормления ребенка – ст. 258 ТК РФ).

Например:

— для водителей автомобилей (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденном Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15);

— для диспетчеров, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденном Приказом Минтранса России от 30.01.2004 № 10).

Перерывы для отдыха и питания не включаются в рабочее время и не оплачиваются.

Страховой стаж всегда исчисляется в календарном порядке, то есть по факту продолжительности исчисляются все периоды, включаемые и засчитываемые в страховой стаж.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных В соответствии со статьей 293 Трудового кодекса Российской Федерации сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев. отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

Работа на водном транспорте во многих регионах нашей страны выполняется некоторыми работниками лишь в навигационный период. Продолжительность навигационного периода зависит от климатических условий на тех территориях, где расположены водные пути. Так, в средней полосе страны навигация начинается раньше и заканчивается позднее, чем в северных районах. К таким работникам относятся плавсостав морского и речного флота, работники судовых ресторанов, буфетов, кухонь, медицинский персонал судов и некоторые другие. Какой бы ни была продолжительность навигационного периода, она считается за год работы, если работник проработал полный навигационный период. В случаях, когда работа продолжалась не весь навигационный период, она включается в стаж по ее фактической продолжительности независимо от причины, по которой работа начата не с начала навигационного периода или прекращена до его окончания.

Страховой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица, согласно Федеральному Закону от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», может подтверждаться двумя способами:

Первый способ: с помощью документов, подтверждающих любую страховую деятельность, а также всех иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

После пенсионной реформы 2001 г. роль общего трудового стажа в социальном обеспечении существенно изменилась. Сегодня ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Прежде всего, в ОТС входит любая работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию. Период творческой деятельности членов творческих союзов, а также литераторов и художников, не состоявших в таких союзах, приравнивается к указанной работе.

К иной общественно-полезной деятельности, засчитываемой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и другая приравненная к военной служба. С 1993 г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.

В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Важно отметить, что в отличие от прежнего законодательства Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает, что продолжительность ОТС определяется только в календарном порядке.

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

Студенты должны запомнить, какие периоды подлежат учету при определении продолжительности ОТС. Необходимо разобраться в механизме оценки пенсионных прав и исчисления величины расчетного пенсионного капитала.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Право на пенсию по старости имеют граждане:

  • ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (муж.) и 45 лет (жен.) при наличии ОТС не менее пяти лет;
  • получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения.

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Для приобретения права на досрочную пенсию они должны иметь страховой стаж от 15 до 25 лет.

В отношении каждого вида работ применяются свои Списки. В качестве примера можно привести Постановления Правительства РФ: «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет» от 01.03.1992 г. № 130; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272 и др.

Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 г. Для лиц, отработавших менее половины требуемого срока, а также принятых на работу после 01.01.2003г., было запланировано введение профессиональных пенсий. Для реализации этого положения был разработан и прошел первое чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о профессиональных пенсионных системах. Однако до настоящего времени этот закон не принят, что значительно увеличивает финансовую нагрузку на бюджет ПФР, поскольку финансирование досрочных пенсий производится за счет части ЕСН, перечисляемой в ПФР.

Своеобразным основанием, определяющим право на досрочную пенсию, является территория, на которой осуществлялась трудовая деятельность. К таким территориям относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также местности, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029, которое действует и сегодня с внесенными в него изменениям. Что касается Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он содержится в постановлении Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582. Границы радиоактивных зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Хотя период работы в указанных территориях не отнесен Федеральным законом от 01.04.1996 г. к профессиональному стажу, думается, что для этого есть все основания.

Лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях, трудовые пенсии по старости назначаются ранее достижения обычного пенсионного возраста при наличии страхового стажа – 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Право на досрочную пенсию на равных основаниях с лицами, работавшими на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, имеют граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Досрочные пенсии назначаются гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории: зоны проживания с правом на отселения; зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также гражданам, работающим в зоне отселения, но не проживающим в этой зоне.

В целях социально оправданной дифференциации пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда другой альтернативы, кроме создания профессиональных пенсионных систем, не существует. Поэтому специальный (профессиональный) страховой стаж будет служить одним из необходимых юридических фактов в сложном составе, порождающем право на профессиональную пенсию до достижения обычного пенсионного возраста – 60 лет (муж.) и 55 лет (жен.).

В результате пенсионной реформы 2001 г. кратное исчисление стажа в большинстве случаев отменено.

Периоды, включаемые в страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, подсчитываются по их фактической календарной продолжительности. Единственным исключением является работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которая засчитывается как полный календарный год. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.07.1991 г. № 381.

Время работы граждан, занятых на эксплуатации ЧАЭС и в зоне отчуждения включается в ОТС и в профессиональный стаж в полуторном размере.

Применяются особые правила для исчисления выслуги лет военнослужащих и приравненных к ним лиц. Так в выслугу лет на льготных условиях засчитывается:

  1. один месяц службы за шесть месяцев – в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны;
  2. один месяц службы за три месяца:
  • в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий;
  • в воинских частях, штабах и учреждениях, не входивших в состав действующей армии, и органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, находившихся в период Великой Отечественной войны в городах-героях: Одессе – с 10 августа по 16 октября 1941г., Ленинграде – с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944г., Севастополе – с 5 ноября 1941 г. по 4 июля 1942 г. и Сталинграде – с 12 июля по 19 ноября 1942 г.;
  • время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и другие периоды.

При определении страховой части трудовой пенсии по старости важное значение имеет страховой стаж, определяемый как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

— торфяная промышленность (болотно-подготовительные работы, добыча, сушка и уборка торфа, ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях);

— лесозаготовительная промышленность (добыча живицы, барраса, пневого осмола и еловой серки);

— лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда);

— маслосыродельная и молочная промышленность (сезонные работы в организациях по производству молочной продукции и в специализированных организациях по производству молочных консервов);

— мясная промышленность (сезонные работы в организациях по производству мясных продуктов, переработке птицы и по производству мясных консервов);

— рыбная промышленность (сезонные работы в организациях по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов и переработке этого сырья, в рыбокулинарных, консервных, рыбомучных, жиромучных организациях и холодильниках рыбной промышленности, в аэроразведке);

— плодоовощная промышленность (сезонные работы в организациях по производству плодоовощных консервов).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.

1.2 Периоды работы, включаемые в страховой стаж

Правила подсчета страхового стажа (2021)

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовая книжка. Его существование существенно влияет на объем прав инвалидов в сфере социального обеспечения. Под стажем понимается общая продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой. Продолжительность трудового стажа как особая мера трудовой деятельности имеет количественные и качественные характеристики.

Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых осуществляется трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и т.д.).

В зависимости от качественных и количественных характеристик различают следующие виды опыта работы:

  1. Общая работа;
  2. Конкретный опыт работы;
  3. Непрерывный профессиональный опыт;
  4. Страховая служба.

В связи с проведением пенсионной реформы в России институт стажа, скорее всего, потеряет свое значение. Его заменит институт времени страхового стажа. Однако это будет сделано постепенно, без сокращения накопленных прав как для людей, которые уже получают пенсию, так и для тех, кто уже имеет большой стаж работы на момент вступления в силу нового законодательства.

Что такое переходный период в настоящем? Параллельно существуют две категории стажа: трудовой и страховой. И поскольку это все еще новая для нас категория, я хотел бы объяснить ее более подробно в этой статье. Кроме того, в связи с двойственностью количественной оценки стажа, хотелось бы еще раз напомнить о способах доказывания стажа, описанных в современном российском законодательстве.

В настоящее время существуют специальные правила подтверждения стажа и права на пенсию, которые мы рассмотрим в этой статье.

Специальный стаж — это общий стаж работы (независимо от количества и продолжительности перерывов) в определенных отраслях производства, профессиях, должностях и местах, а также в определенных видах общественно полезной деятельности.

Очень ограниченные виды общественно полезной деятельности включаются в специальный стаж. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный стаж устанавливается правовыми актами, определяющими порядок исчисления стажа для отдельных категорий граждан.

В специальный стаж для назначения пенсии по старости на основании особых условий труда (статья 12 Закона) включаются период нетрудоспособности в группах I и P в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Время, проведенное в тюрьмах сверх срока, установленного для рассмотрения дела.

В соответствии с законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ, срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в срок деятельности по специальности.

Законом РФ «О статусе призывника» от 22 января 1993 года предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в срок службы по специальности.

Юридическое значение специального стажа заключается в том, что он является важнейшим юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных условиях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере. Пенсии за выслугу лет определяются на основе специального стажа работы. Пенсии за выслугу лет регулируются Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года (для работников здравоохранения, педагогических работников, работников гражданской авиации и т.д.). Законом РФ «О пенсионном страховании лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 февраля 1993 года.

Период службы является особым видом специального периода службы. Виды деятельности, включаемые в расчет трудового стажа, прямо определены законом (статья 18 закона от 12 февраля 1993 года), а также специальными нормативными актами. ), а также специальные положения для каждой категории граждан, имеющих право на пенсию по выслуге лет: например, Постановлением Совета Министров — Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, сержантов, прапорщиков и морских пехотинцев либо по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или на службе в правоохранительных органах Российской Федерации, и их семьям» от 22. Сентябрь 1993 г. N 941. 3. «О порядке исчисления стажа, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и членам их семей» от 12 августа 1994 г., Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления стажа, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и членам их семей» от 20 февраля 1995 г. № 155 и др.

В целях укрепления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях современной экономической «формы и создания условий для постоянного развития пенсионной системы Правительство Российской Федерации 7 августа 1995 года приняло Концепцию пенсионной реформы в Российской Федерации.

Основной целью пенсионной реформы является создание механизма приведения условий назначения и размера пенсий в соответствие с уровнем участия каждого человека в социальном страховании, который зависит от продолжительности страхования и размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Первым шагом в реализации концепции стало принятие 1 апреля 1996 года федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения».

Этот закон ввел в пенсионное законодательство новый термин — «страховое свидетельство». Под страховым стажем понимается общая продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с Инструкцией о порядке внесения сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в Фонд государственного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 года, каждый работодатель ежеквартально, в течение одного месяца отчетного квартала, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ на каждого зарегистрированного в Фонде государственного пенсионного страхования застрахованного лица, работавшего у него, документ, содержащий индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах. Указанная информация вносится в индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица.

При подаче заявления о назначении пенсии продолжительность страхового стажа определяется на основании информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете. Информация из индивидуального лицевого счета относится к категории конфиденциальной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, учитываются при условии возмещения соответствующих расходов из федерального бюджета (учеба, военная служба и т.д.).

Почти все виды пенсий (по старости, по старости с особыми условиями, за выслугу лет, в некоторых случаях — по инвалидности, по случаю потери кормильца) учитывают продолжительность общего трудового стажа. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж для назначения пенсии, является трудовая книжка. Однако бывают ситуации, когда подтвердить стаж работы сложно. Например, если он утерян или в его записях имеются неточности. Такие обстоятельства создают определенные трудности, например, назначение более низкой пенсии, чем та, на которую рассчитывает гражданин.

В соответствии со статьей 117 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 с изменениями и дополнениями, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение граждан, являются учреждения социального страхования. Правила обращения за пенсией, ее назначения и организации выплаты, ведения пенсионной документации, подтверждения трудового стажа на основании справок утверждаются Правительством Российской Федерации. Восстановление записей в трудовых книжках регулируется, в частности, такими нормативными актами, как Постановление Совета Министров СССР от 24 августа 1990 года № 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», Постановление о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденное Постановлением Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года. Правила подтверждения стажа для назначения пенсий, утвержденные постановлением Государственного комитета СССР по труду от 12 сентября 1990 г. № 369-16-52, Порядок определения стажа при утрате документов в связи с чрезвычайными обстоятельствами, утвержденный постановлением Минтруда от 24 июня 1994 г. № 50, и другие. Правила исчисления и подтверждения стажа работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555.

Если трудовая книжка отсутствует, содержит неправильные или неточные записи или в ней отсутствуют записи об отдельных периодах работы, трудовой стаж устанавливается в соответствии с вышеуказанными правилами на основании других документов, содержащих сведения о периодах работы, выданных по месту работы или вышестоящими органами той же системы, в которой работало лицо, а также архивными учреждениями. Это могут быть различные справки, выписки из приказов, лицевые счета и расчетные листки, свидетельства, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметкой об их исполнении, списки работ, реестры и формуляры, членские билеты торговых и инвалидных кооперативов и т.д.

Передать дело в суд можно в следующих случаях:

  • при отсутствии доказывающих документов;
  • представленные бумаги содержат ошибки и не дают возможности доказать факт работы;
  • архив не выдает необходимые документы.

При отсутствии доказательств страхового и общего трудового стажа, можно воспользоваться возможностью, предоставленной в соответствии с ФЗ №400-ФЗ. Им предусмотрено, что в такой ситуации имеет смысл воспользоваться помощью 2 и более свидетелей, но только в следующих случаях:

  • если бумаги были повреждены в результате природных катаклизм и это можно доказать;
  • при уничтожении кадровых документов не по вине работника.

ВАЖНО! Таким методом разрешается доказывать не более половины имеющегося стажа.

Кроме этого, данный способ не может быть использован для подтверждения специального стажа, не относящегося к трудовой деятельности. Это касается ухода за малышом, службы в армии, времени учета на бирже по безработице и в других случаях, предусмотренных законом.

Для того, чтобы доказать свою правоту таким способом, необходимо оформить заявление в ПФ, в котором следует указать причину обращения и данные имеющихся свидетелей. В качестве приложения потребуется приложить архивную справку об отсутствии информации.

Страховой стаж – это продолжительность периодов работы гражданина, а также иных социально значимых периодов деятельности. Стаж является одним из ключевых параметров, который даёт право на пенсию и влияет на её размер.

Стаж является сложным и обширным юридический фактом. Он поражает возникновение или изменение права на большинство видов материальной поддержки со стороны государства. В юридической литературе рассматриваются различные виды стажа: трудовой, общий и специальный страховой стаж.

Общий страховой стаж, в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, представляет собой сумму всех трудовых и иных периодов занятости, за которые в Пенсионный Фонд РФ поступали страховые социальные взносы.

Специальный страховой стаж – это суммарная длительность времени, на протяжении которого работником реализовывалась трудовая деятельность в условиях, классифицируемых как трудные и неблагоприятные, в пределах местностей, имеющих особый статус, или в суровой природно-климатической зоне, при одновременной уплате страховых взносов в ПФР. Таким образом, это стаж, который связан с негативным влиянием условий труда на состояние здоровья и жизнь человека.

Каждый год вносятся различные поправки, касающиеся социального обеспечения. Данная тема очень актуальна в нашем государстве.

Цель данной темы – проанализировать понятие общий и специальный страховой стаж и определить его роль и значимость для современного общества.

Объектом исследования является общий и специальный страховой стаж для назначения пенсии по старости.

Предмет исследования: нормативные правовые акты, посредством которых осуществляется правовое регулирование общего и специального страхового стажа для назначения пенсии по старости.

Цель данной темы – проанализировать понятие общий и специальный страховой стаж и определить его роль и значимость для современного общества.

Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить периоды, включаемые в страховой стаж;
  2. Проанализировать порядок исчисления страхового стажа;
  3. Ознакомиться с доказательствами страхового стажа;
  4. Рассмотреть свидетельские показания как способ доказывания страхового стажа;
  5. Изучить юридическое значение специального страхового стажа;
  6. Рассмотреть разновидности специального стажа;
  7. Рассмотреть понятие выслуга лет;
  8. Ознакомиться с исчислением специального страхового стажа.

Научная проработанность темы исследования. Вопросы связанные с темой работы изучались в трудах таких авторов как: Ю.В. Белянинова, Р.Р. Долотина, С.А. Слесарев, И.Б. Лагутин, Е.С. Шахова, Е.Н. Воронов, Т. Ю. Голубева, М. А. Афанасьев.

В работе использованы эмпирическо-теоретические методы аналогия, абстрагирование, анализ; теоретические методы – метод восхождения от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация и частнонаучные методы – сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический и др.

Порядок исчисления регламентируется Федеральным законом «О страховых пенсиях» (ст. 13) и принятым во исполнение этого закона постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом[7].

Доказательства страхового стажа.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ, могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясение, наводнение, ураган и т. д.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и т. п. причин) не по вине работника.

При подтверждении страхового стажа свидетельскими показаниями применяется Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. К заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются:

а) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

б) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

в) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом на основании свидетельских показаний.[11]

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы. Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня. Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», – по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.

Если периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в трудовой (страховой) стаж, или иные периоды, засчитываемые в трудовой (страховой) стаж, при исчислении страхового стажа совпадают по времени, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии. В то же время в трудовой (страховой) стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. Таким образом, еще раз подтверждается наш тезис о необходимости страховых отчислений в Пенсионный фонд для получения страховой пенсии.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с этим Законом. Учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с данным Законом.

При исчислении трудового (страхового) стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с этим Законом. Учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с данным Законом.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с этим законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности (лесоразведение и лесовосстановление, в том числе подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работы в лесных питомниках и полевые лесоустроительные работы, сезонные работы в организациях по производству мясных продуктов, переработке птицы и по производству мясных консервов, сезонные работы в организациях по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов и переработке этого сырья в рыбокулинарных, консервных, рыбомучных, жиромучных организациях и холодильниках рыбной промышленности, в аэроразведке, сезонные работы в организациях по производству сахара-песка и сахара-рафинада, сезонные работы в организациях по производству плодоовощных консервов и др.) учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

Период получения пособия по обязательному социальному
страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей.

Специальный стаж – суммарная продолжительность таких видов деятельности, которые имеют особую значимость для государства либо связаны с негативными последствиями психических и (или) физических нагрузок, вредных и опасных производственных факторов на организм человека.

Специальный стаж имеет двоякое юридическое значение. С одной стороны, он порождает право на обращение за досрочной страховой пенсией по возрасту, с другой – право на обращение за пенсией за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям, а также государственным и муниципальным служащим.[13]

Специальный страховой стаж имеет юридическое значение для отношений, которые регулируются нормами разных институтов права социального обеспечения:

  1. в рамках института пенсионного обеспечения специальный страховой стаж учитывается при определении права на трудовую пенсию по старости, назначаемую досрочно в связи с особыми условиями труда или в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  2. в рамках института пособий и иных денежных выплат специальный страховой стаж учитывается при определении права на пособие по временной нетрудоспособности и на пособие по беременности и родам, а также при исчислении их размеров (другие пособия по системе обязательного социального страхования от продолжительности страхового стажа не зависят).[14]

Новые правила расчета страхового стажа для выплаты пособий

В Российской Федерации одним из средств к существованию граждан по достижении ими определенного возраста является пенсия. Существующее пенсионное законодательство устанавливает ряд определенных условий, наличие которых необходимо для назначения пенсий. В данной выпускной работе речь пойдет об одном из таких условий, а именно о страховом стаже, а также о его видах, исчислении и доказательстве.

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Актуальность данной темы состоит в том, что как уже было сказано выше, трудовой стаж влияет на назначение пенсии, а от размера и правильного подсчета такого вида трудового стажа как специальный напрямую зависит возможность досрочного установления пенсии, а в отдельных случаях и размер будущей пенсии.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь.

Целью данной работы является изучение и анализ различных нормативных актов, касающихся трудового стажа. Для достижения представленных целей определены следующие задачи: устанавливающих правила исчисления страхового стажа и специального трудового стажа отдельным категориям граждан, а также изучение доказательств стажа до регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования и после данной регистрации.

Основными используемыми в данной работе нормативными актами являются законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях, постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся правил исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Задача данной работы является:

— определить понятие и виды страхового стажа

— рассмотреть периоды работы, включаемые в страховой стаж

— порядок исчисление страхового стажа и его подтверждение .

ВНИМАНИЕ! В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Материал, размещенный ниже, утратил актуальность!

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 и 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Работа за пределами РФ подтверждается документом территориального органа ПФР об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если иное не предусмотрено законодательством или международным договором РФ. К уплате страховых взносов приравнивается уплата ЕСН и единого налога на вмененный доход.

Периоды работы до регистрации в ПФР в качестве застрахованного лица устанавливаются по документам о работе, службе, учебе и другой общественно-полезной деятельности. Документы должны быть оформлены надлежащим образом, иметь подписи руководителей, печати и пр.

Основным документом , подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца .
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью на основании регистрационных удостоверений или патентов, устанавливается по справкам финансовых органов или архивных учреждений; а лиц, работавших на условиях индивидуальной или групповой аренды, – по справкам государственного фонда социального страхования. С 01.01.1991 г. время работы указанных лиц подтверждается по справкам об уплате страховых взносов в ПФР.

Время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет, определяется на основании: заявления, паспорта лица, осуществляющего уход, документов, удостоверяющих продолжительность нахождения на инвалидности и возраст и др. Время ухода за ребенком до трех лет устанавливается по свидетельству о рождении, выписке из паспорта, свидетельству о браке и другим документам.

Доказательства трудового стажа делятся на два вида: документальные и свидетельские показания. Документальные доказательства зависят от того, когда имел место тот или иной период трудовой деятельности. Статья 13 Закона о трудовых пенсиях устанавливает два порядка подтверждения страхового стажа.

Первый касается доказательства периодов работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного в соответствии с Федеральным закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а второй — после такой регистрации. Этот закон вступил в силу с 1 января 1997 г. на всей территории России.

Фактическая регистрация гражданина в качестве застрахованного лица может иметь место и после 1 января 1997 г.

Страховой стаж, сформировавшийся как до регистрации, так и после регистрации в качестве застрахованного лица доказывается документами. Различие заключается лишь в том, какими документами подтверждается страховой стаж: в первом случае он подтверждается документами, выданными в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными органами), а во втором — он подтверждается только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица. Сведения о застрахованных лицах представляются всеми страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, предусмотрен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».

Указанными актами установлены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется – трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются: письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений; трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений. Такая ситуация может возникнуть, например, при применении статьи 312.2. ТК РФ, предусматривающей особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе. По соглашению сторон трудового договора о дистанционной работе сведения о дистанционной работе могут не вноситься в трудовую книжку дистанционного работника, а при заключении трудового договора впервые трудовая книжка дистанционному работнику может не оформляться. В этих случаях основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже дистанционного работника является экземпляр трудового договора о дистанционной работе.

Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет.

В качес��ве указанных документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа на правовом уровне заложены в двух документах:

  • в законе № 400-ФЗ от 28 декабря 2015 года;
  • в Постановлении Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014.

Под термином «стаж» понимают сумму периодов работы гражданина:

  • оформленной официально;
  • за которые произведены перечисления в солидарный бюджет ПФР.

При этом под словом «работа» понимается любой вид оплачиваемой, общественно полезной деятельности. К примеру, творческие личности или индивидуальные предприниматели также трудятся, как рабочие шахт и заводов. Главным критерием для страхового стажа является уплата взносов:

  • в ПФР;
  • в Фонд социального страхования по временной нетрудоспособности и материнству (ФСС).

Внимание: понятие страхового стажа введено в 1 статье закона № 27-ФЗ от 01.04.1996.
Правила исчисления периодов работы сводятся к следующему:

  1. Подтверждением таковых считаются записи в трудовой книжке (ТК);
  2. При отсутствии ТК (либо отдельных записей) доказать период труда можно архивной справкой;
  3. Если в архив документов не сохранилось, то специалисты ПФР имеют право:
      воспользоваться иными документальными доказательствами;
  4. направить заявителя в суд для установления факта работы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.